Кто основал киево могилянскую академию. Основание киево-могилянской академии

После многочисленных монголо-татарских набегов Киевская Русь потеряла свое могущество. И стала добычей новых завоевателей, на этот раз литовских, польских и немецких. Жестокий социально-национальный гнет лег на плечи населения всей Украины. Правящие круги Речи Посполитой намеревались духовно закабалить страну. Они насильственно запрещали народу его язык и культуру, но народ не хотел с этим мириться. Он вел постоянную борьбу за свою свободу и независимость. Никакой гнет не мог остановить социально-экономическое развитие Украины. Под его влиянием пробуждалось национальное самосознание народа, раскрывались его духовные силы, усиливался интерес к собственной истории, языку. Тогда и появилась необходимость развития науки и образования.

К этому времени многие сыны украинского народа обучались или уже получили образование за пределами своей родины. Но уже в XVII веке встал вопрос об открытии своих учебных заведений, которые могли бы составить конкуренцию европейским. Этому предшествовало увеличение числа церковно-приходских школ (в XVI веке). Увеличивалось также число библиотек, появилось много новых книг. Все это можно считать предпосылками к созданию учебного заведения высокого уровня.


В академии существовал строгий отбор педагогических кадров. Ответственность за этот процесс возлагалась на академическую корпорацию. К преподавателю предъявлялись очень высокие требования. Академия пользовалась также правом избирать ректора. Он избирался из числа академических профессоров. Одно время даже кандидатуру ректора утверждал гетман и вручал ему «ставленную грамоту». Это говорит о значении академии в общественной жизни в Украине тех времен.

Учебный год начинался 1 сентября, заканчивался в первых числах июля. Однако новых студентов зачисляли на протяжении всего учебного года. Не было в академии и возрастных ограничений. Так, в младшем классе могли находиться учащиеся в возрасте от 11 до 25 лет. Чтобы стать студентом, надо было пройти собеседование, на котором определялся уровень знаний поступающего, и в какой класс его определить. Неуспевающих студентов не отчисляли. Оставаться в одном классе студент мог сколько угодно. Иногда даже студенты возвращались из старших классов в низшие «подтверждать знания». После окончания всего курса обучения или одного из старших классов студент получал аттестат с подписью ректора.

В академии училась молодежь со всех регионов Украины: Киевщины, Слободской Украины, Волыни, Закарпатья, Галичины, Буковины. Это были выходцы из всех слоев населения — знати, казаков, духовенства, мещан и крестьян. Самым большим было представительство мещан, казаков и священников. Этот принцип был очень важным для академии, давая возможность получить полноценное образование не только детям знати, но и простого народа.

По распоряжению правительства Рос Империи и указом Синода от 14 августа 1817 года Академия была закрыта. В 1819 году вновь была открыта как Киевская духовная семинария, а затем духовная академия.
Бесценный опыт Могилянки использовался при организации Славяно-греко-латинской академии.

В 1992 году Киево-Могилянская академия вновь открыла свои двери для желающих получить знания на мировом уровне. Все вышеперечисленные традиции сохранились в ней и по сей день. Сейчас академия является одним из популярнейших высших учебных заведений в Украине.

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ –высшее учебное заведение, в котором, помимо богословия, преподавалась философия и смежные с ней дисциплины. В 1615 в Киеве при Братском Богоявленском монастыре основывается Киево-братская школа, где изучались богословие, классические языки, риторика, другие общеобразовательные предметы. Ктитором Киево-братской школы являлся гетман Войска Запорожского П.Конашевич-Сагайдачный. Умирая, гетман завещал школе почти все свои средства «на науку и выхование бакалавров ученых... детям христианским... зачем бы наука продолжаться могла вечные и потомные времена». В 1619–20 ректором школы был родоначальник славянской филологии М.Смотрицкий, создатель «Грамматики словенской». Философские штудии в школе значительно развил ректор Кассиан Сакович (1621–24), автор трактатов «Аристотелевские проблемы, или Вопрос о природе человека», «Трактат о душе». Впоследствии митрополит Петр Могила реформировал школу, существенно расширив образовательную программу. Ученики проходили восемь классов и изучали славянский, греческий и латинский языки, нотное пение, катехизис, арифметику, поэтику, риторику и богословие. С 1631 школа называлась Киево-Могилянской коллегией, с 1694 царским указом переименована в Киево-Могилянскую академию (указ подтвержден в 1701). В 18 в. к преподававшимся предметам добавляются французский, немецкий и еврейский языки, естественная история, география, математика, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика. Богословие преподавалось согласно системе Феофана Прокоповича, в риторике ориентировались на труды М.В.Ломоносова. В 1731–47 академии покровительствовал митрополит Киевский Рафаил Заборовский, чьим именем она некоторое время называлась (Academia Mohlio-Zaborowsciana). В конце 18 в. академия окончательно трансформируется в духовное учебное заведение (Киевская духовная академия), одновременно со Славяно-греко-латинской академией.

В истории русской культуры и философии Киево-Могилянская академия сыграла выдающуюся роль. Епископ Гедеон Вишневский охарактеризовал ее в следующих словах: «Изобиловала всегда учеными людьми Академия Киевская. И от нее, аки с преславных оных Афин, вся Россия источник премудрости почерпала». Из ее стен вышел основатель профессионального философского образования в России архиепископ Феофилакт Лопатинский. В ней учились такие видные иерархи, как Стефан Яворский, Димитрий Ростовский, Арсений Мацеевич. Крупный вклад в историю русской философии внесли преподаватели академии – представители западнорусской школы И.Кононович-Горбацкий, И.Гизель, И.Кроковский, В.Ясинский, М.Козачинский, Г.Конисский. В академии обучались государственные деятели граф П.В.Завадовский, князь Г.А.Потемкин-Таврический, А.А.Безбородко, Д.П.Трощинский. Академия издавала периодический печатный орган «Труды Киевской духовной академии».

Литература:

1. Макарий (Булгаков ). История Киевской академии. СПб., 1843;

2. Аскоченский В.И. История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863;

3. Стратий Я.М. Проблемы натурфилософии в философской мысли Украины 17 столетия. К., 1981;

4. Ничик В.М. Роль Киево-Могилянской академии в развитии отечественной философии. – В кн.: Философская мысль в Киеве. К., 1982;

5. Стратий Я.М. , Литвинов В.Д. , Андрушко В.А. Описание курсов философии и риторики профессоров Киево-Могилянской академии. К., 1982;

6. Захара И.С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже 17–18 вв. (Стефан Яворский). К., 1982;

7. Хижняк З.И. Киево-Могилянская академия. К., 1988.

А.В.Панибратцев

Продолжаем публикацию материалов, посвященных истории Киевской духовной академии, которая в нынешнем году отмечает свой 400-летний юбилей.

Свято-Духовская церковь бывшего Братского монастыря. Современный вид

После того как закончился период Руины, Киев вошел в состав Московского царства, а Киевская Митрополия перешла в состав Московского Патриархата (в 1686 г.), и возникла необходимость урегулировать статус Киевской коллегии в этой новой ситуации. В 1693 г. в Москву отправилось посольство во главе с ректором коллегии игуменом Иоасафом (Кроковским). Благодаря поддержке Киевского митрополита Варлаама (Ясинского) и гетмана Ивана Мазепы ректору удалось получить от царей Петра и Иоанна Алексеевичей две важные грамоты (обе они датированы 11 января 1694 г.). Первая из них утвердила за Братским монастырем все его имения. Вторая предоставила коллегии право преподавать богословие, принимать на обучение детей всех сословий не только из Украины и России, но и из-за рубежа (прежде всего из Польши) и утвердила за Киевской школой право на внутреннюю автономию.

Однако признание за Киевской школой права на внутреннее самоуправление привело к конфликту с городскими властями Киева. Учителя и студенты коллегии, ссылаясь на царский указ, уклонялись от подчинения каким-либо властям, кроме школьного начальства. Особенно этим «прославились» иностранные студенты (выходцы из Польши). Устраивая в городе бесчинства, они отказывались отвечать перед городским судом. Все это заставило митрополита Варлаама (Ясинского) обратиться к царю Петру I с просьбой о даровании Киевской коллегии полных прав Академии. В результате 26 сентября 1701 г. Петр I издал грамоту, в которой Киевская школа была официально признана Академией. Грамота еще раз подтвердила все те привилегии, которые были даны коллегии в 1694 г.

Период с 1701-го по 1760 гг. по праву считается временем расцвета Киево-Могилянской академии. В эти годы Академия была наиболее престижным учебным заведением на территории не только Украины, но и всей Российской империи.

Во главе Академии стоял ректор, который одновременно являлся игуменом Киево-Братского монастыря. С 1732 г. ректоры носили почетный титул архимандритов, предоставленный им Синодом по ходатайству митрополита Рафаила (Заборовского). До 1760-х годов ректор обычно избирался академической корпорацией и затем утверждался в должности Киевским митрополитом. Ректор осуществлял общее руководство учебным процессом и ведал всеми делами монастыря. Он просматривал и одобрял учебные программы и подготовленные профессорами курсы лекций. Ректор рассматривал все жалобы, поступавшие на студентов от городских властей и простых мещан, улаживал конфликты между префектом и преподавателями. Ректоры Академии также являлись профессорами богословия.

Архиепископ Феофан (Прокопович). Портрет. Конец XVIII– начало XIXв.

Многие ректоры Академии достигли епископского сана и стали известными церковными деятелями. Среди них - архиепископы Феофан (Прокопович), Георгий (Конисский), Иосиф (Волчанский), Сильвестр (Кулябка) и др.

Вторым (после ректора) должностным лицом в Академии был префект. Он наблюдал за учебным процессом и дисциплиной. Ему принадлежало право проводить собеседования с юношами, желающими поступить на учебу, и зачислять их в тот или иной класс. Он также наблюдал за бурсами (студенческими общежитиями) и домами, в которых квартировались студенты. Помощниками префекта были суперинтенданты из числа преподавателей и сеньоры из числа студентов, следившие за порядком в бурсах.

В XVIII в.полный курс обучения в Академии составлял 12 лет и разделялся на восемь классов. Сначала шли четыре грамматических класса: фара, инфима, грамматика и синтаксисма. Далее следовали классы поэтики (пиитики), риторики, философии и богословия. В грамматических классах студенты должны были основательно изучить церковнославянский, «русский» (так по традиции называли книжный украинский язык того времени, который заметно отличался от языка великорусского), польский, латинский и греческий языки. После первых четырех классов студент должен был свободно говорить по-латыни, читать и переводить тексты на всех указанных языках.

Киевский митрополит Иоасаф (Кроковский). Портрет, XIX век

В классе поэтики студенты осваивали искусство составления поэтических произведений, а в классе риторики изучали теорию и практику ораторского искусства. Церковное красноречие (гомилетика) в то время рассматривалось как часть риторики.

Философия включала в себя не только логику, диалектику и метафизику, но и естественные науки (физику, математику, астрономию, зоологию). В богословском классе, в котором поначалу обучались четыре года, а со второй половины XVIII в. - три года, изучали догматическое и нравственное богословие, церковную историю, герменевтику и пасхалию. Кроме того, студентам-богословам поручалось составление и произнесение проповедей в храмах.

Кроме указанных восьми ординарных классов в Академии существовали еще и классы неординарные, которые считались второстепенными. Если ординарные классы последовательно шли друг за другом, то неординарные могли посещаться студентами разных лет обучения параллельно с их основными занятиями. В рамках неординарных классов студенты изучали алгебру, геометрию, оптику, гидростатику, гражданскую и военную архитектуру, механику, географию, новые европейские языки, рисование и ряд других дисциплин. По подсчетам исследователей, в XVIII в. в Киево-Могилянской академии всего изучалось около 30 учебных дисциплин.

Портрет преподобного Паисия Величковского. Конец XVIII века. Молдавия. Неизвестный художник

Учебный год в Академии начинался 1 сентября, хотя порой желающие поступить на учебу приходили в Киев и в разгар учебного года. После собеседования с префектом они допускались к занятиям. Ежедневно (кроме воскресных и праздничных дней) во всех классах было по восемь лекций продолжительностью по одному часу. Начинались они в восемь утра и заканчивались в шесть часов вечера. Обеденный перерыв длился два часа.

Гордостью Академии была ее уникальная библиотека. Собирание книг, начатое в Киевской коллегии еще при Петре Могиле, всегда считалось приоритетной задачей. Подражая святителю Петру, многие знатные выпускники Академии завещали свои книжные собрания Киевской школе. В результате в Киеве было собрано множество уникальных фолиантов. К 1780 г. библиотека насчитывала 12 тыс. томов. В 1780 г. в Академии случился пожар, во время которого сгорело 9 тыс. книг, что составляло три четверти всех библиотечных фондов. Тем не менее книжное собрание Академии регулярно пополнялось и, несмотря на серьезные потери, оставалось одним из лучших в Российской империи.


Урок в Киево-Могилянской академии. Фрагмент гравюры. 1712 год

Визитной карточкой Академии были проводимые здесь диспуты. Они бывали двух видов: частные и публичные. Частные устраивались еженедельно в качестве практических занятий, а публичные были приурочены либо к окончанию учебного года, либо к каким-то особым памятным дням. Публичные диспуты проводились при большом стечении гостей. Диспуты должны были не только учить студентов защищать свои убеждения, но и свидетельствовать об успехах Академии в деле образования. Для публичных диспутов заранее составлялись и публиковались тезисы. К участию в диспутах назначались лишь лучшие студенты.

Общее количество студентов Академии в разные годы было разным. Так, в 1710–1711 гг., после всех потрясений, связанных с событиями Северной войны и обрушившейся на Киев эпидемией чумы, в Академии осталось лишь около сотни студентов. Однако в 1715 г. их уже было 1100 человек. В период с 1720-х по 1740-е годы, в связи с открытием Харьковского и Переяславского коллегиумов, количество студентов несколько уменьшилось. Теперь ежегодно в Киевской академии обучалось около 800 человек. С середины 1740-х годов количество студентов увеличивается и постепенно достигает 1100 человек. В 1770 г. в Киеве вновь разразилась эпидемия чумы, в результате которой на Подоле из 20 тыс. жителей умерло 6 тыс. В тот год в Академии осталось лишь около 150 студентов, да и тех было решено временно распустить по домам. В 1770-1790-е годы общее количество студентов составляло от 700 до 900 человек.

Академия сохраняла свой всесословный характер. В ней обучались дети духовенства, дворян, казаков, мещан и крестьян. Выходцы из духовного сословия в первой половине XVIII в. составляли лишь треть от общего количества студентов.

В 1703 г. был заложен новый учебный корпус Академии. Его строительство велось на средства гетмана Ивана Мазепы и завершилось в 1704 г. Первоначально это был одноэтажный корпус, разделенный на шесть классов и три сени. В 1740 г., по инициативе митрополита Рафаила (Заборовского), корпус был перестроен. В результате здание стало трехэтажным. Кроме шести низших классов отныне здесь смогли разместиться также классы философии и богословия. В корпусе был устроен и конгрегационный зал, где проводились торжественные собрания и публичные диспуты. С восточной стороны к зданию была пристроена Благовещенская конгрегационная церковь, которую митрополит Рафаил торжественно освятил 1 ноября 1740 г.

В XVIII в. складываются обширные международные связи Киево-Могилянской академии. В Академию на учебу приезжают сербы, греки, черногорцы, румыны, а также выходцы из Венгрии (жители современной Закарпатской Украины). Однако основную массу иностранных студентов составляли, конечно же, выходцы из Польши. Это были православные славяне (белорусы и украинцы), проживавшие в Речи Посполитой и находившиеся в каноническом подчинении Киевской Митрополии. Ежегодно в Академию поступало около сотни граждан Польши.

За период с 1701-го по 1760 гг. около 70 выпускников Киево-Могилянской академии достигли епископского сана. Они занимали подавляющее большинство архиерейских кафедр Русской Церкви. Выходцы из Академии на всех местах своего архиерейского служения старались открывать школы, которые бы работали по киевским образцам. Тем самым фактически были заложены основы системы образования в Российской империи.

С 1760-х годов ситуация в Академии заметно меняется. Связано это было с тем, что в 1762 г. на Российский престол взошла императрица Екатерина II. Она весьма недоброжелательно относилась к украинским архиереям, видя в них возможную оппозицию своей церковной политике. Поэтому и к Киевской академии императрица не выказывала особого благоволения. В 1763 г. было отменено ежегодное жалованье, установленное для Киевской академии царской грамотой 1694 г. Также выпускники Академии лишились прежней привилегии при назначении на архи­ерейские кафедры. В годы правления Екатерины украинский епископат в Русской Церкви постепенно вытесняется великорусским.

Киевский митрополит Самуил (Миславский). Портрет. Вторая половина XIX века

В 1783 г. на Киевскую кафедру был назначен митрополит Самуил (Миславский). Он предписал преподавать в Академии ряд небогословских предметов «на российском языке с наблюдением выговора, каков употребляется в Великороссии». На великорусском языке преподавали отныне арифметику, историю и географию. В 1786 г., после издания устава народных училищ, распространенного и на духовные учебные заведения, митрополит приказал «присвоить Киевской академии образ учения, для всех училищ в империи Российской узаконенный». Таким образом, в годы правления митрополита Самуила можно наблюдать постепенное вытеснение киевских академических традиций и частичную русификацию Академии.

В 1786 г. в Украине была проведена секуляризация церковных земель. В результате Киево-Братский монастырь закрыли. Тем самым впервые за все время существования Академии была разорвана ее связь с этой обителью. Предполагалось, что после закрытия монастыря Академия будет переведена в Киево-Печерскую Лавру. Это решение вызвало в Киеве горькое разочарование, и митрополит Самуил начал хлопотать в Петербурге о его отмене. В 1787 г. императрица Екатерина посетила Киев. Местные власти добились смягчения ее решения. Несмотря на то, что Братский монастырь все же был расформирован, Академия осталась на прежнем месте. Восстановить Киево-Братскую обитель удалось лишь в 1799 г.

Хотя внутреннее устройство Киевской академии в годы правления Екатерины IIне претерпело изменений, все же следует отметить, что с 1760-х годов был упразднен прежний обычай избрания ректора Академии. Отныне его назначал Киевский митрополит, без предварительного согласования кандидатуры с корпорацией Академии.

Поскольку со времен Екатерины II украинское дворянство и казацкая старшина предпочитали отдавать своих детей на учебу в новооткрытые светские учебные заведения, в Киевской академии постепенно увеличивается удельный вес студентов из духовного сословия. Так, если в 1760 г. из 935 студентов Академии дети духовенства составляли 420 человек (то есть менее половины), то в 1797 г. из 745 студентов выходцами из духовного сословия являлись 575 человек (то есть почти 80 %). Таким образом, Киевская академия к концу XVIIIв. постепенно утрачивает свой всесословный характер и превращается в школу для детей духовенства.

Святитель Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский. С современной гравюры А. Осипова с портрета А. Ковалькова, с подлинника, хранящегося в Саввином монастыре.

В XVIIIв. из стен Академии вышли многие подвижники благочестия, причисленные к лику святых. Это святители Иоанн (Максимович), Филофей (Лещинский), Иоасаф (Белгородский), Павел (Конюскевич), Георгий (Конисский), Софроний Иркутский, Арсений (Мацеевич), преподобный Паисий Величковский.

Выпускники Киевской Академии в XVIII - начале XIX вв. внесли существенный вклад в развитие целого ряда наук и искусств. Так, у истоков украинской исторической науки стояли авторы знаменитых казацких летописей выпускники Киевской коллегии Роман Ракушка-Романовский («Летопись Самовидца»), Григорий Грабянка и Самуил Величко. Во второй половине XVIII - начале XIX вв. эту традицию продолжили могилянцы В. Г. Рубан и Д. Н. Бантыш-Каменский. Воспитанником Киево-Могилянской академии был и самый известный украинский философ Григорий Сковорода.

Из стен Академии вышли основоположник акушерства в Российской империи Н. М. Амбодик-Максимович, основоположник российской эпидемиологии Д. С. Самойлович и главный врач Киевского военного госпиталя М. М. Велланский.

Особый вклад воспитанники Академии внесли и в музыкальную культуру Украины. Под влиянием итальянской певческой школы в Академии развивается партесное (многоголосное) пение, формируются яркие композиторская и исполнительская школы. Выпускниками Академии были известные украинские композиторы М. С. Березовский и А. Л. Ведель.

Владимир Бурега

50.464444 , 30.519444
Национальный университет "Киево-Могилянская академия"
(НаУКМА )
Оригинальное название Національний університет "Києво-Могилянська академія"
Международное название National University of "Kyiv-Mohyla Academy"
Год основания (восстановлен в )
Президент Сергей Квит
Расположение Киев , Украина
Юридический адрес Украина 04070 г. Киев, ул. Сковороды 2
Сайт http://www.ukma.kiev.ua

Национа́льный университе́т «Киево-Могиля́нская акаде́мия» (НаУКМА ) (укр. Національний університет «Києво-Могилянська Академія» ) - один из ведущих современных университетов Украины. Учитывая свою историческую предшественницу - Киево-Могилянскую академию, НаУКМА считается одним из двух старейших вузов Украины после Львовского Университета и одной из старейших высших школ в восточной Европе.

Факультеты

  • Факультет гуманитарных наук
  • Факультет экономических наук
  • Факультет информатики
  • Факультет правовых наук
  • Факультет естественных наук
  • Факультет социальных наук и социальных технологий

Рейтинги и репутация

В 2009 году по результатам общенационального рейтинга "Компас-2009" (Журнал "Корреспондент" от 22 мая 2009 года) НаУКМА занял 2 место.

В 2009 году согласно мониторингу научных и высших образовательных учереждений в соответсвии с муждународным индексом цитирования НаУКМА получил 36 место среди всех украинских высших учебных заведений

В 2008 году в рейтинге 228-ми украинских ВУЗов проведённом благотворительным фондом "Развитие Украины" Рината Ахметова НаУКМА разделил второе место с (первое разделили между собой Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко и Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого).

В соответствии с рейтингом университетов проведенным еженедельником Зеркало недели в 2007 году НаУКМА занял третье место среди 200 украинских ВУЗов. По результатам рейтинга проведенного журналом Деньги в 2007 р. НаУКМА занимает первое место по подготовке специалистов в гуманитарной и экономической областях и второе место в юридической области.

История

Основание Киево-Братской коллегии

Духовные школы, коллегии, для получения образования существовали на Украине с конца XVI века . Они были созданы иностранцами-католиками: генуэзцами (Киев), доминиканцами и иезуитами . Они насаждали католическую веру и польские порядки. Приобщение украинцев к европейской культуре осуществлялось путём отторжения национального: веры, языка, обычаев, что было неприемлемо для населения.

Центром национального возрождения стал Киев . Здесь при типографии Киево-Печерского монастыря под покровительством архимандрита Елисея Плетенецкого был создан кружок Киевского Богоявленского братства , переросший в школу. 15 октября года школа переехала в отдельное помещение на Подоле . Эта дата считается датой организации киевской братской школы, предшественницы Киево-Могилянской коллегии, впоследствии академии.

В 1632 году к школе братства была присоединена школа Киево-Печерской лавры , Лаврская школа, основанная в году архимандритом Киевско-Печерской лавры, митрополитом Киевским и Галичским Петром Могилой . Новое учебное заведение получило название Киево-Братской коллегии.

Киево-Братская коллегия при Петре Могиле

Руководителем Киевской Братской коллегии, протектором и опекуном стал Пётр Могила . Реформы, проведённые Петром Могилой, превратили Киево-Братскую коллегию в учебное заведение, ориентированное на «латинскую», западноевропейскую систему образования.

Из числа деятелей этой коллегии наиболее известны: Иннокентий Гизель , Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский , Стефан Яворский , Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович , святой Иннокентий Кульчинский, Гавриил Буянинский, Исаия Копинский , Захарий Копыстенский, Лаврентий Зизаний, Александр Мытура и другие.

В ней работали и воспитывались многие видные общественные деятели, деятели культуры и просвещения: Епифаний Славинецкий , И. Галятовский, И. Гизель, Д. Самойлович, Конанович-Горбацков. В академии учились Порфирий Зеркальников, который выполнял дипломатические поручения царя во время Освободительной войны, потом сотрудничал со Епифанием Славинецким в Москве, Карион Истомин , автор первого иллюстрированного русского «Букваря» и «Малой грамматики»; Конон Зотов , известный военный деятель, автор первой русской книги по технике корабельного управления; генерал-фельдмаршал Борис Шереметев , сподвижник Петра І, и прочие. В Киевской академии постоянно учились белорусы. Среди них известный будущий учёный Симеон Полоцкий (1620-1680).

Выпускники академии были основателями ряда школ в России и Беларуси, особенно в ХVІІІ столетии. Ими были основаны школы и семинарии почти во всех городах России: Москве , Петербурге , Смоленске , Ростове Великом , Тобольске , Иркутске , Холмогорах , Твери , Белгороде , Суздале , Вятке , Вологде , Коломне , Рязани , Пскове , Великом Устюге , Астрахани , Костроме , Владимире на Клязьме и других городах. Учителями в этих школах преимущественно были выпускники Академии. В Могилёве архиепископом, просветителем, учёным, воспитанником и ректором Академии Георгием Конисским была открыта семинария, которая стала центром образования в Белоруссии.

Знаменитые выпускники, студенты и профессора

Примечания

Литература

  • Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. - Казань, 1914.
  • Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академией. - Киев, 1856.
  • Києво-Могилянська академія в іменах. XVII-XVIII ст. - К.: Вид. дім «КМ Академія», 2001.
  • Хижняк З. І., Маньківський В. К. Історія Києво-Могилянської академії. - К.: «КМ Академія», 2003.
  • Є.І. Онищенко , Воскресіння Академії: Спогади про відродження Києво-Могилянської академії та його учасників - К.: Вид. дім "КМ Академія", 2004.
  • The Kievan Academy in the Seventeenth Century. - Ottawa: University Of Ottawa Press, 1977. - ISBN ISBN 0-7766-0901-7
  • The Kievan Academy and Its Role in the Organization of Russia at the Turn of the Seventeenth Century. - New York: Shevchenko Scientific Society, 1976.
  • Omeljan Pritsak and Ihor Sevcenko, eds. «The Kiev Mohyla Academy (Commemorating the 350th Anniversary of Its Founding, 1632-1982).» Harvard Ukrainian Studies . vol. VIII, no. 1/2. Cambridge, MA, 1985.
  • S.M. Horak. «The Kiev Academy. A Bridge to Europe in the 17th Century». East European Quarterly , vol. 2, 2, 1968.

Западно-украинские земли до воссоединения Украины с Россией в 1654 г., входили в состав Речи Посполитой. В конце XVII века, обострились противоречия внутри православной церкви, которые вылились в раскол и принятие Брестской унии в 1598 г. с папским престолом. Уния, поддерживаемая польским королем Сигизмундом III, повела серьезное наступление на православие и захватила множество храмов и монастырей.

Серьезное противостояние распространению унии оказали православные братства, которые сконцентрировали внимание на укреплении системы образования. Начали открываться братские православные школы при монастырях. При этом, в качестве системы образования, принималась западная система, так как она была более прогрессивной, нежели в традиционном православии того времени.

15 Октября 1615 г. в новое помещение на Подоле в Киеве переехала братская школа Киевского Богоявленского братства, которая выросла из кружка, созданного архимандритом Елисеем Плетенецким. Эта школа стала в основании будущей Киево-Могилянской коллегии и академии.

В 1620 г., после установления катакомбной иерархии в православной церкви, за основу был принят устав Львовской братской школы. Из Львова и Луцка были приглашены лучшие учителя.

В 1631 г., архимандрит Киево-Печерской Лавры, Петр Могила, основал подобную школу при Лавре, которая в следующем году была присоединена к братской школе Богоявленского братства на Подоле. Созданное Петром Могилой учебное заведение стали называть Киево-Братской коллегией. В этот период коллегию содержало казачье войско под командованием гетмана Сагайдачного и личные владения Петра Могилы. В 1634 г. Петр Могила становится Киевским митрополитом и продолжает покровительствовать своему детищу. Несмотря на благосклонность польского короля Владислава IV, митрополиту не удалось добиться официального признания академии, хотя де-факто коллегия давно стала академией. В декабре 1650 г. митрополит скончался и оставил в наследство свою библиотеку и земельные владения.

Статус академии был закреплен за коллегией в 1658 г. во время заключения трактата между Гетманщиной и Польшей. В 1694 и 1701 г.г. академический статус был подтвержден русскими царями Иваном V и Петром I.

В 1742 г. в стенах академии обучалось 1234 человека на полном довольствии. Был значительно расширен круг изучаемых предметов, в том числе риторика по методике М. Ломоносова и теология по Ф. Прокоповичу. Но с открытием университетов в Москве (1755 г.) и Харькове (1805 г.), значение Киево-Могилянской академии значительно упал. В августе 1817 г. академию закрыли.

В течение двух лет стены академии пустовали, пока академия не была перепрофилирована в сугубо духовное учебное заведение. Сначала это была семинария, а со временем получила статус духовной академии. После 1917 г. духовную академию закрыли, было организовано военно-морское политическое училище, которое готовило комиссаров для Красной Армии.

С распадом СССР и обретением независимости Украины, возникла потребность в возрождении Киево-Могилянской академии в качестве высшего учебного заведения Украины. Официальное открытие академии состоялось в 1992 г., как преемницы Киево-Могилянской академии прошлого. Началось возрождение традиций третьего из старейших вузов Украины, после Острожской Академии и Львовского Национального Университета. Были открыты шесть основных факультетов: гуманитарных наук, экономических наук, информатики, естественных наук, правоведения и социальных наук и технологий. К началу 2000-х г.г. Киево-Могилянская Академия заняла прочную позицию среди трех лучших вузов Украины.