Кто описал подвиг ширака.

В 520 году до н. э. персидский царь Дарий I собрал 700 000 войско и двинулся с ним в Скифию. Дарий I решил отомстить скифам за их вторжение в Мидию 100 лет тому назад. На самом же деле персидский царь задумал покорить не только Азию, но и Европу: разгромив скифов, он собирался захватить Причерноморье, откуда Греция получала пшеницу. Эти богатые земли и решил захватить Дарий, чтобы лишить Грецию поддержки скифов. Но поход этот не удался. О походе Дария и про подвиг пастуха Ширака поведали нам Геродот, Страбон и Полиэн.

«Пустыня гетов - сплошная безводная равнина. Здесь Дарий, сын Гистаспа, перейдя через Петр, попал в западню, подвергшись опасности погибнуть со всем своим войском от жажды; однако царь, хотя и поздно, понял опасность и повернул назад.

Персы переодели один из своих отрядов в скифские одежды, приблизились к скифскому войску, которым командовал царь Скунха (Скун хасак), и разбили его, воспользовавшись растерянностью скифов, не ожидавших такого коварства от персов».

Скиф по имени Ширак пас коней вдоль реки Едиль. В самый разгар войны с персами, когда враги уже далеко зашли на территорию скифов, он пришел однажды к скифским царям Омару, Тамыру и Сакесфару и сказал им: - Сейчас мы находимся на краю безлюдной и безводной пустыни. Вслед за нами идет Дарий со своей армией. Если идти по этому пути прямо, то можно увлечь персов, завести их в самое сердце пустыни, где персы погибнут. Жизнь дается человеку один раз, когда-нибудь все равно наступит смерть. Так не лучше ли умереть так, чтобы о тебе помнили далекие поколения, как о человеке, отдавшем жизнь ради родной земли, ради своего народа! Я выполню свой долг. Но и у меня есть просьба к вам: позаботьтесь о моих детях после моей смерти, пусть они ни в чем не нуждаются, пусть не почувствуют, что стали сиротами.

Ширак! - ответили на это скифские цари. - Ты всю жизнь пас коней в этих степях, знаешь здесь каждую ложбинку. Мы обещаем позаботиться о твоих детях. Они не почувствуют, что стали сиротами. Всю жизнь они будут ездить верхом на лучших конях, даже птица не уронит тень крыла на их головы!

А теперь, - сказал Ширак, - изрежьте, изрубите меня, исполосуйте мне все тело и лицо, оборвите уши. Сделайте меня неузнаваемым, покалечьте меня и бросьте на пути у персов. Иначе они мне не поверят!

Но никто из скифов не осмелился причинить вред герою, и тогда он сам исполосовал себя, обезобразил свое лицо и тело собственным ножом и в таком виде предстал перед персами, которые подошли вскоре.

Увидев персов, Ширак закричал:

Спасите меня! Вот, смотрите, что они со мной сделали! Я должен им отомстить! Я поведу вас окольными путями и выведу в тыл скифского войска. Так я им отомщу за издевательства надо мной!

И Ширак вошел в доверие к персам и повел их в глубину пустыни.

Вокруг, - говорил персам Ширак, - колодцы отравлены, трава сожжена, в тех местах воды нет. Путь, которым мы идем, - единственный. О нем знаю только я один.

Так прошли они семь дней и ночей, и воины Дария начали болеть и умирать от жажды и зноя. Наконец, терпение царя иссякло, и его военачальник Ранасбат выхватил меч и устремился к Шираку.

Вот она победа! - воскликнул Ширак. - Я один победил войско персидского царя Дария, который хотел завоевать землю моих дедов и отцов. Со всех четырех сторон вас окружает пустыня, можете идти куда вам вздумается, нигде вы не найдете ни людей, ни воды. Семь дней пути надо пройти, чтобы выйти из пустыни. А сам я счастлив, моя кровь прольется там, где мне обрезали пуповину, на родной земле, и тело мое будет похоронено здесь!

Разгневанный Ранасбат взмахнул мечом, и Ширак упал замертво, обнимая песок родной земли.

Персов, потрясенных неслыханным поступком пастуха, охватил страх. Они не знали, куда идти, что делать, как спасаться. Гибель казалась им неминуемой. Ведь уже многие из них погибли в пустыне от жажды, сколько их осталось лежать среди песков!

В этой западне, которую устроил персам табунщик Ширак, погибла половина персидского войска. А вторая поспешно возвратилась назад в скифские степи, а потом и вовсе бежала в свою страну, переправившись по мосту через реку Истр.

А имя Ширака, его подвиг остались в веках, как пример героизма и самоотверженности ради родной земли, ради свободы!

_______________________________________

* По книге О. Жанайдарова «Легенды Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана». – Алматы: Аруна, 2007


Пролог

Осторожнее! - тихо выдохнул Мир Кадырбаевич.

Лопаты были отброшены, и в ход пошли ножи... Разверстое зево обнажило погребение. Люди сгрудились у склепа и в тяжелом безмолвии смотрели на результаты своего долгого и кропотливого труда...

“Сколько потрачено усилий и все для того, чтобы откопать истлевшие кости какого-то рядового кочевника! Но ведь такие курганы насыпались для погребения вождей или царских особ? Курган - это труд многих тысяч людей, а в могильнике, кроме истлевшего скелета, ничего нет? Даже конского помета! Безлошадный сак - сак самого низшего сословия, но тогда почему ему оказаны такие почести? Ведь случайно он не мог сюда попасть? Да нет же! Царский курган - нищему саку? Этого не может быть!”

Мир Кадырбаевич, смотрите, что мы нашли! В руках профессора оказалась золотая подвеска изумительной работы. У археолога удивленно округлились глаза.

Может быть, еще что-нибудь...

Мы просеяли землю - больше ничего нет.

“Что же это такое? У нищего сака подвеска, стоящая целого состояния? Ничего не понимаю. А может быть, могильник разграблен? Не-е-ет, не похоже… не тронут. Видимо, у могильных грабителей чутье-то получше, чем у профессора археологии... гм... гм... Невероятно!” - Мир Кадырбаевич задумчиво теребил свою кудрявую бородку.

Загадки истории... - невнятно пробурчал он и сам же усмехнулся сакраментальности этих слов.

БОГ

Часть шестая

Камбиз, сын Кира

Камбиз, сын Кира, был здесь царем. У Камбиза был брат по имени Бардия, от одной матери, от одного отца с Камбизом. Камбиз убил Бардию, но народ не знал, что Бардия убит, и, когда Камбиз отправился в Египет, в Персии появился человек, маг по имени Гаумата, который сказал народу: “Я - Бардия, сын Кира, брат Камбиза, призываю - восстань, народ!” - и народ взбунтовался и перешел от Камбиза к нему, и он захватил царство. И было великое зло и в Персии, и в Мидии, и в Вавилоне, и в других странах. Камбиз же, возвращаясь из Египта, умер собственным умиранием.

Бехистунская надпись Дария I

ВЕЛИКАЯ ПЕРСИЯ

Тревога

Великая Персия содрогнулась. Происшедшая катастрофа оглушила, словно удар кованой дубиной по голове.

Сначала слухи были робкими, неясными. Передавались на ушко шепотком - слишком невероятным казалось случившееся. И несмотря на то что сатрап Персии Гистасп стремился пресечь их в зародыше самыми суровыми мерами - шептунов хватали, рубили им головы, отрезали языки, вешали, сажали на колья, - слухи все росли, ширились, звучали все громче и громче, обрастая новыми подробностями, и всесильный сатрап оказался бессильным заткнуть всем рот. Нельзя же было перевешать и пересажать на кол все население великой Персии!

Около четверти века тому назад вся Персия - от мала до велика поднялась против ненавистного мидийского ига и свергла его. Это было время небывалого подъема боевого духа персов, пробуждения у них самосознания и патриотизма, и этим умело воспользовалась господствующая верхушка - жречество и знать. Преследуя свои далеко идущие планы, знать и особенно жречество стали усиленно внушать рядовой массе темных и невежественных персов, что они отмечены всемогущими богами и они - персы - люди особой породы, арии (“чистые”), народ, удел которого повелевать другими народами, состоящими из людей низшей расы, удел которых быть рабами ариев. Момент был выбран исключительно удачный - опьяняющая радость освобождения и хмель победы над великой и могущественной Мидией вскружили головы простым персам, доселе честным труженикам - скотоводам и земледельцам, и они поверили! Так из порабощенных персы превратились в поработителей. И так уж случилось, что окрыленный народ выдвинул своим вождем необыкновенного человека - великого Кира! Более двух десятилетий продолжался стремительный взлет до сих пор никому неизвестной Персии, и вел ее от победы к победе ставший легендарным уже при жизни Кир. Он сокрушал царство за царством, покоряя народ за народом, внушая ужас врагам и веру в свою непобедимость. Этот головокружительный взлет и убедил-то больше всего персов в своем превосходстве над прочими народами и что самое страшное - в своей исключительности!

И вдруг! Грозное и могучее войско великого и непобедимого Кира, царя царей, господина четырех сторон света, разбито наголову какими-то никому неведомыми дикарями-массагетами! И куда только девалось высокомерие растерянных ариев - всю Персию обуял панический страх. Уже чудился гул от топота копыт неисчислимой и победоносной конницы царицы Томирис. Казалось, что вот-вот раздастся леденящий душу вой косматых, звероподобных степняков-кочевников.

Скиф по имени Ширак пас коней вдоль реки Едиль.В самый разгар войны с персами, когда враги уже далеко зашли на территорию скифов, он пришел однажды к скифским царям Омару, Тамыру и Сакесфару и сказал им: - Сейчас мы находимся на краю безлюдной и безводной пустыни. Вслед за нами идет Дарий со своей армией. Если идти по этому пути прямо, то можно увлечь персов, завести их в самое сердце пустыни, где персы погибнут. Жизнь дается человеку один раз, когда-нибудь все равно наступит смерть. Так не лучше ли умереть так, чтобы о тебе помнили далекие поколения, как о человеке, отдавшем жизнь ради родной земли, ради своего народа! Я выполню свой долг. Но и у меня есть просьба к вам: позаботьтесь о моих детях после моей смерти, пусть они ни в чем не нуждаются, пусть не почувствуют, что стали сиротами.- Ширак! - ответили на это скифские цари. - Ты всю жизнь пас коней в этих степях, знаешь здесь каждую ложбинку. Мы обещаем позаботиться о твоих детях. Они не почувствуют, что стали сиротами. Всю жизнь они будут ездить верхом на лучших конях, даже птица не уронит тень крыла на их головы!- А теперь, - сказал Ширак, - изрежьте, изрубите меня, исполосуйте мне все тело и лицо, оборвите уши. Сделайте меня неузнаваемым, покалечьте меня и бросьте на пути у персов. Иначе они мне не поверят!Но никто из скифов не осмелился причинить вред герою, и тогда он сам исполосовал себя, обезобразил свое лицо и тело собственным ножом и в таком виде предстал перед персами, которые подошли вскоре.Увидев персов, Ширак закричал:- Спасите меня! Вот, смотрите, что они со мной сделали! Я должен им отомстить! Я поведу вас окольными путями и выведу в тыл скифского войска. Так я им отомщу за издевательства надо мной!И Ширак вошел в доверие к персам и повел их в глубину пустыни.- Вокруг, - говорил персам Ширак, - колодцы отравлены, трава сожжена, в тех местах воды нет. Путь, которым мы идем, - единственный. О нем знаю только я один.Так прошли они семь дней и ночей, и воины Дария начали болеть и умирать от жажды и зноя. Наконец, терпение царя иссякло, и его военачальник Ранасбат выхватил меч и устремился к Шираку.- Вот она победа! - воскликнул Ширак. - Я один победил войско персидского царя Дария, который хотел завоевать землю моих дедов и отцов. Со всех четырех сторон вас окружает пустыня, можете идти куда вам вздумается, нигде вы не найдете ни людей, ни воды. Семь дней пути надо пройти, чтобы выйти из пустыни. А сам я счастлив, моя кровь прольется там, где мне обрезали пуповину, на родной земле, и тело мое будет похоронено здесь!Разгневанный Ранасбат взмахнул мечом, и Ширак упал замертво, обнимая песок родной земли.Персов, потрясенных неслыханным поступком пастуха, охватил страх. Они не знали, куда идти, что делать, как спасаться. Гибель казалась им неминуемой. Ведь уже многие из них погибли в пустыне от жажды, сколько их осталось лежать среди песков!В этой западне, которую устроил персам табунщик Ширак, погибла половина персидского войска. А вторая поспешно возвратилась назад в скифские степи, а потом и вовсе бежала в свою страну, переправившись по мосту через реку Истр.А имя Ширака, его подвиг остались в веках, как пример героизма и самоотверженности ради родной земли, ради свободы!(Второй Иван Сусанин в общем!)

* По книге О. Жанайдарова «Легенды Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана». – Алматы: Аруна, 2007

Раздел долгосрочного планирования:

КГУ «Есильская СШ №1 ОО Есильского района Акмолинской области»

ФИО учителя: Пунегова Любовь Андреевна

Участвовали:

Не участвовали: ___

Тема урока

Подвиг Ширака (Урок 2)

Цели обучения, в рамках учебной программы по предмету

5.3.2.1 – определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене

Цель урока

К концу урока:

Все учащиеся знают значение понятия "подвиг";

Большинство учащихся описывают особенности вооружения сакских воинов по рисункам; могут составить характеоистику Ширака

Некоторые учащиеся объясняют почему иноземные завоеватели не могли победить саков, как саки боролись за свою независимость

Критерии оценивания

понимают значение понятия "подвиг";

составляет описания по рисунку и характеристику личности;

интерпретирует смысловое значение понятия «подвиг» как готовность пожертвовать собой ради свободы народа, такой народ непобедим

Языковые задачи

Учащиеся:

пишут определение термина "подвиг" (чтение-письмо),

создают словесное описание вооружения,

объясняют изображения на иллюстрациях (чтение-говорение),

формируют ответы на вопросы низкого и высокого порядка

Предметная лексика и терминология:

подвиг, военная тактика, Марафонская битва

Полезные фразы для диалога/письма:

Древнегреческий историкПолиэн писал, что …

Подвиг Ширака является символом героизма потому что …

Воспитание ценностей

Творческое и критическое мышление

Коммуникативные способности

Уважение к историческому прошлому, героям Родины

Межпредметная связь

Всемирная история

Предыдущие знания

Учащиеся должны быть знакомы с понятием "исторический источник", «Бехистунская надпись», уметь соотносить сведения из различных исторических источников.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Планируемые действия и в иды упражнений, запланированных на урок:

Начало урока

ВЫЗОВ

3 мин

3 мин

5 мин

3 мин.

2 мин

1. Эмоциональный настрой

Приветствую вас, друзья мои, и думаю, что этот день принесет вам радость, радость общения друг с другом, радость познания.

Существует легенда, что маки выра стают там, где пролита кровь героев. Мы с вами продолжаем исследовать, как саки боролись за свою независимость, в честь всех героев поляна маков расцветает

Приём «Маки ожидания».

Что нужно сделать, чтобы цветок расцвел?

Учащиеся на стикерах пишут ожидания от урока

2. Актуализация знаний учащихся

- На предыдущих уроках вы познакомились с тем, как сакские племена отстаивали свою свободу. Я предлагаю вам сейчас вспомнить изученный материал и успешно справиться с заданием.

И.Р.

Игра «Да-нет»
1. Саки занимались кочевым скотоводством. (да)
2. Юрта устанавливалась на четырех или шестиколесную повозку. (да)
3. Во время охоты или войн саки использовали куйме, своеобразные дома-кибитки. (да)
4. Основным хозяйственным занятием саков было земледелие. (нет)
5. Главное значение у саков имело разведение коров. (нет)
6. Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районах пасли верблюдов. (да)
7. Часть саков занималась земледелием. (да)
8. Период использования железных орудий труда называется эпохой железа. (да)
9. Железо часто встречается в чистом виде в природе. (нет)
10. Для получения расплавленного железа необходимо было достичь 1530 градусов. (да)

Взаимооценивание

Р.Г.

3«Мозговой штурм»

Используя полученную информацию, определите, какой исторический источник Бехистунская надпись или сведения Полиэна являются более достоверными? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Выход на тему урока, формулирование цели урока учащимися

С какой целью Дарий 1 около 519-518 гг до н.э. начал поход против саков?

Как вы думаете, что на уроке вам предстоит сегодня сделать?

Формирование навыков у учащихся

в постановке цели урока

Исследовательский вопрос:

Ребята, как саки боролись за свою независимость ?

Что было главным оружием саков?

Учащиеся высказывают предположения

на поставленный вопрос

Слайд-презентация

Ресурс "лепестки мака", стикеры

ЦОР «борьба саков за независимость»

Середина урока

Реализация

4 мин.

Прочтите текст учебника с 96, рассмотрите картинки.

Обсудите в парах, почему поход Дария был неудачным?

Выскажите предположения в группе.

Озвучить самые точные версии.

(Предполагаемый ответ.

Саки использовали тактику заманивания врага вглубь степи

Саки- прекрасные наездники

Одежда и вооружение саков более удобны, чем у персов, это давало возможность манёвра

Саки- гордое племя (народ), они готовы были бороться, не щадя своей жизни, за свою свободу)

Слово учителя:

Музафар Алимбаев сказал
«Несчетных героев рождает народ,
В часы испытаний и грозных невзгод,
На смерть из них каждый пойдет, если надо,
Поэтому вечно бессмертен народ».

Эта цитита очень точно выражает сущность подвига, который совершил сакский пастух Ширак.

Как вы понимаете, что такое подвиг?

Учащиеся высказывают предположения.

И.Р .Прочтите рассказ о подвиге Ширака с 97., составьте характеристику Ширака, используя алгоритм

В какое время жил Ширак?

Каким было общество, в котором жил Ширак?

Какие личные качества отличают Ширака?

Примерные ответы:

Ширак жил в эпоху железа. Он принадлежал к племени саков, которы больше всего ценили свободу. Ширак –мужественный человек. Он пожертвовал своей жизнью для спасения своего народа. Не каждый может так поступить, Ширак-герой.

РГ . Работа по карточке (закрепление, с последующим критериальным оцениванием)

    Работа по карточке «Заполните текст»

Саки не только воевали с _______________, но внекоторых случаях вступали с ними в _____________. В войне против____________ персы часто прибегали к помощи___________, нанимая их войско. Сакские воины входили в состав______________________ персидского царя. В _________________ в Марафонской битве в составе ___________________ армии были сакские воины, сражавшиеся против______________. Также они участвовали в битве при________________.

    Ребусы:




4 = 3

- «Поход Дария был неудачным. Персы следовали за сакскими отрядами, бродя по бескрайней степи» (Полиэн)

- «… скифы выбрали удачную тактику заманивания врага вглубь страны, изматывая его на степных просторах» (Геродот)

- «Вот она победа! Я обманул вас, чтобы сохранить землю моих дедов и отцов» (Ширак)

Лист критериального оценивания

Баллы

(уровень выполнения)

Заполнение учебного текста (вставь пропущенное слово)

9 слов

7-8 слов

5-6 слов

3 балла - высокий

2 балла - хороший

1 балл – слабый

Решить ребус

3 ребуса

2 ребуса

1 ребус

3 балла – высокий

2 балла - хороший

1 балл – слабый

Определить личности

3 личности

2 личности

1 личность

3 балла – высокий

2 балла - хороший

1 балл – слабый

Общий балл

9 – 8 баллов

7 – 6 баллов

5 – 4 баллов

Высокий

Хороший

Слабый

Конец урока

Рефлексия

Приём "Прямой телеэфир"

Класс имитирует студию, в которой учитель выступает в роли радиоведущего; четыре ученика (по одному от каждой группы) – в роли гостей и остальные ученики класса – в роли слушательской аудитории.

Алгоритм реализации метода

Избрана тема для обсуждения: «Подвиг Ширака», которая озвучивается радиоведущим.

Четыре ученика (гости студии) отвечают на поступившие в студию вопросы по изученной теме.

Слушательская аудитория «звонит» с вопросами, формативно оценивает ответы (аплодисменты).

Резервные вопросы от учителя:

В чём преимущество саков перед иноземными завоевателями?

Каково главное оружие саков?

Почему Ширак совершил подвиг?

Если бы он совершил подвиг в наше время, к каой награде его можно было бы представить? (можно дать задание любознательным подготовить сообщение о высших Государственных наградах РК)

Как вы думаете, а какова была награда Шираку от соплеменников? (задание для любознательных- тайна одинокого кургана)

Рефлекия учебного занятия

Учащиеся устно по желанию заканчивают выбранное предложение на листочках в форме лепестков мака, подводя итог своей деятельности на уроке, отвечая в контексте Исследовательского вопроса урока:

Как саки боролись за свою независимость?


ФО учащиеся

Самооценивание по итогам работы:

* большой палец поднят вверх означает,

что дан ответ на все вопросы

и ученик уверен в правильности ответа

* большой палец в сторону означает,

что ученик не уверен в правильности ответа

* большой палец опущен вниз означает,

что ответ дан не на все вопросы.

Результат письменной работы будет озвучен на следующем уроке после проверки учителем работ учащихся.

Итог урока

Ребята, вы сегодня на уроке вы работали отлично, а полученные знания закрепите домашней работой.

Творческое задание (на выбор):

* на основе иллюстраций и текста параграфа составить рассказ о подвиге Ширака из 5-7 предложений.

* подготовить сообщение о высших Государственных наградах РК.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация предусмотрена в групповой работе: задания подобраныи будут даны с учётом особенностей отдельных учащихся: креативные и творческие плучат задание творческого характера, имеющие навыки аналитического мышления получат возможность поразмышлять над целью создания петроглифов, имеющие навык работы с текстом будут подбирать ключевые слова. Дифференциация также предусмотрена в АМО "Прямой эфир" – возможность учащимся с лидерскими качествами и высоким уровнем учебных компетенций проявить свои способности.

Формативное оценивание учащимися проводится на протяжении всего урока:

взаимооценивание с использованием оценочного листа ученика, в котором записаны критерий к предлагаемому заданию и разработанные уровневые дескрипторы;

самооценивание учебной деятельности по итогам выполнения письменного задания.

Наблюдение и оценивание учителем используются паралелльно.

АМО:

1) Кумулятивная беседа

2) Исследовательский вопрос

3) «Мозговой штурм»

4) "Прямой телеэфир"

5) "На уроке я …"

Здоровьесберегающие технологии отражены в соблюдении светового режима в классе, корректировании осанки учащихся во время письменной работы.

Создание коллаборативной среды и активные формы работы предполагают достаточную двигательную активность на уроке.

Рефлексия по уроку

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения?

Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему?

Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока?

Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (как в преподавании, так и в учении)?

__________________________________________________________________________________

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (как в преподавании, так и в учении)?

1: ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2: ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Что я узнал из этого урока о классе или отдельных учениках, которые помогут учителю в проведении следующего урока/ов?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Примечания

ИР- индивидуальная работа

РГ – работа вгруппах

РП- работа в парах

Пролог

Осторожнее! - тихо выдохнул Мир Кадырбаевич.

Лопаты были отброшены, и в ход пошли ножи... Разверстое зево обнажило погребение. Люди сгрудились у склепа и в тяжелом безмолвии смотрели на результаты своего долгого и кропотливого труда...

“Сколько потрачено усилий и все для того, чтобы откопать истлевшие кости какого-то рядового кочевника! Но ведь такие курганы насыпались для погребения вождей или царских особ? Курган - это труд многих тысяч людей, а в могильнике, кроме истлевшего скелета, ничего нет? Даже конского помета! Безлошадный сак - сак самого низшего сословия, но тогда почему ему оказаны такие почести? Ведь случайно он не мог сюда попасть? Да нет же! Царский курган - нищему саку? Этого не может быть!”

Мир Кадырбаевич, смотрите, что мы нашли! В руках профессора оказалась золотая подвеска изумительной работы. У археолога удивленно округлились глаза.

Может быть, еще что-нибудь...

Мы просеяли землю - больше ничего нет.

“Что же это такое? У нищего сака подвеска, стоящая целого состояния? Ничего не понимаю. А может быть, могильник разграблен? Не-е-ет, не похоже… не тронут. Видимо, у могильных грабителей чутье-то получше, чем у профессора археологии... гм... гм... Невероятно!” - Мир Кадырбаевич задумчиво теребил свою кудрявую бородку.

Загадки истории... - невнятно пробурчал он и сам же усмехнулся сакраментальности этих слов.

БОГ

Часть шестая


Камбиз, сын Кира

Камбиз, сын Кира, был здесь царем. У Камбиза был брат по имени Бардия, от одной матери, от одного отца с Камбизом. Камбиз убил Бардию, но народ не знал, что Бардия убит, и, когда Камбиз отправился в Египет, в Персии появился человек, маг по имени Гаумата, который сказал народу: “Я - Бардия, сын Кира, брат Камбиза, призываю - восстань, народ!” - и народ взбунтовался и перешел от Камбиза к нему, и он захватил царство. И было великое зло и в Персии, и в Мидии, и в Вавилоне, и в других странах. Камбиз же, возвращаясь из Египта, умер собственным умиранием.

Бехистунская надпись Дария I

ВЕЛИКАЯ ПЕРСИЯ
Тревога

Великая Персия содрогнулась. Происшедшая катастрофа оглушила, словно удар кованой дубиной по голове.

Сначала слухи были робкими, неясными. Передавались на ушко шепотком - слишком невероятным казалось случившееся. И несмотря на то что сатрап Персии Гистасп стремился пресечь их в зародыше самыми суровыми мерами - шептунов хватали, рубили им головы, отрезали языки, вешали, сажали на колья, - слухи все росли, ширились, звучали все громче и громче, обрастая новыми подробностями, и всесильный сатрап оказался бессильным заткнуть всем рот. Нельзя же было перевешать и пересажать на кол все население великой Персии!

Около четверти века тому назад вся Персия - от мала до велика поднялась против ненавистного мидийского ига и свергла его. Это было время небывалого подъема боевого духа персов, пробуждения у них самосознания и патриотизма, и этим умело воспользовалась господствующая верхушка - жречество и знать. Преследуя свои далеко идущие планы, знать и особенно жречество стали усиленно внушать рядовой массе темных и невежественных персов, что они отмечены всемогущими богами и они - персы - люди особой породы, арии (“чистые”), народ, удел которого повелевать другими народами, состоящими из людей низшей расы, удел которых быть рабами ариев. Момент был выбран исключительно удачный - опьяняющая радость освобождения и хмель победы над великой и могущественной Мидией вскружили головы простым персам, доселе честным труженикам - скотоводам и земледельцам, и они поверили! Так из порабощенных персы превратились в поработителей. И так уж случилось, что окрыленный народ выдвинул своим вождем необыкновенного человека - великого Кира! Более двух десятилетий продолжался стремительный взлет до сих пор никому неизвестной Персии, и вел ее от победы к победе ставший легендарным уже при жизни Кир. Он сокрушал царство за царством, покоряя народ за народом, внушая ужас врагам и веру в свою непобедимость. Этот головокружительный взлет и убедил-то больше всего персов в своем превосходстве над прочими народами и что самое страшное - в своей исключительности!

И вдруг! Грозное и могучее войско великого и непобедимого Кира, царя царей, господина четырех сторон света, разбито наголову какими-то никому неведомыми дикарями-массагетами! И куда только девалось высокомерие растерянных ариев - всю Персию обуял панический страх. Уже чудился гул от топота копыт неисчислимой и победоносной конницы царицы Томирис. Казалось, что вот-вот раздастся леденящий душу вой косматых, звероподобных степняков-кочевников.

И великая Персия замерла в тревожном ожидании.


* * *

Когда Гобрий, Крез и Гистасп в сопровождении отряда Рухпарвара прибыли из сакских степей в Пасаргады и, явившись к Камбизу, передали ему наказ Кира, своенравный царевич, вопреки всем опасениям, спокойно выслушав вельмож, зевнул и равнодушно сказал: “Ну так выполняйте волю моего отца!” - и, передан этими словами всю полноту власти в государстве сановной тройке, Камбиз отвернулся и стал почесывать за ухом ручного гепарда.

Озадаченные таким смирением своевольного и капризного наследника престола, вельможи переглянулись и, отвешивая поклон за поклоном, попятились к выходу.


* * *

Тройка без особых споров распределила между собой обязанности. Крез, с титулом первого визиря (“пати-кшаятия”), занялся государственными делами, а также ведал и внешним сношением. Гистасп стал сатрапом Персии и отвечал за внутренний порядок державы Ахеменидов. А Гобрий принял на себя командование всеми вооруженными силами обширной империи.

Когда, несмотря на самые жестокие меры сатрапа Персии, слухи о разгроме Кира заполнили всю Азию, Гистасп призвал своих соправителей на совет. Подлинные властители великой Персии совещались долго, обстоятельно - положение было трудным и тяжелым. Созданная гением Кира огромная держава из многих стран и народов стала трещать по всем швам. Зашевелились придавленные персидским гнетом народы, которые узнали, что и Кир, оказывается, смертен, как самый обыкновенный простолюдин, а непобедимых персов можно бить и гнать почем зря. На них пахнуло воздухом свободы!