Кто они, швабы? Швабская Германия: Вступление и про маульташы - Greentroll. Швабы и нацизм


Баден-Вюртемберг считается в Германии главной страной швабов. Сама Швабия не имеет четких границ: к швабам относят носителей чудного диалекта, живущих как в Вюртемберге, так и в соседнем Бадене, частично в Баварии, Эльзасе и Швейцарии.

Швабский диалект считается в Германии притчей во языцех: сохраняя собственную мелодику языка, они свободно убирают окончания у слов, вставляют шипящие согласные, меняют грамматическую последовательность слов и при каждом удобном случае используют уменьшительно-ласкательные суффиксы. Швабы, живущие в других городах Германии, разговаривая друг с другом, сразу переходят на свой диалект. В любой части маленькой Германии, но уже за пределами Баден-Вюртемберга они чувствуют себя чужими, иностранцами. Над ними смеются из-за диалекта и часто недооценивают. Напрасно. И свой недостаток они обратили себе на пользу. Главным туристическим слоганом Баден-Вюртемберга стало уже крылатое «Wir können alles. Außer Hochdeutsch» – «Мы можем все. За исключением литературного немецкого».

Сами швабы – это совсем другие немцы. Какие-то заповедные. Там легко можно встретить фрау в шляпе с пером или немолодого герра в пенсне. Славятся швабы практичностью и ультра-консервативностью. Объясняя свой уклад жизни и плановую последовательность важных событий в жизни, швабы говорят: «Schaffe-schaffe, Häussle baue, nach dem Mädle schaue». То есть сначала заработал, купил домик, потом женился. Второй вариант той же пословицы отражает типично швабскую экономность: «Schaffe-schaffe, Häussle baue, Hund verkaufe, selber belle» – «Заработал, купил домик, продал собаку, сам стал лаять».

А собак швабы любят. У моих знакомых собака редкой породы – веймаранер. Умница Блюхер с лицом вместо морды 15 минут молча сидел передо мной, склонив благородную голову, пока я не поняла, что сижу на диване на его месте.

В Швабии дарят на Рождество рубашки в клеточку, заранее примеренные и укороченные у портного. Дарят зажигалки и ножи – нужные вещи в хозяйстве. Привезя моим знакомым деревянную птицу счастья, я долго рассказывала о ее смысле, то есть отсутствующем в данном случае практическом применении. Еще швабы дарят собственным детям ремонт на их этаже своего дома. Они могут купить роскошную садовую скамью из дуба за 800 евро – чтобы оставить по наследству. Вообще швабы деньги не тратят, а исключительно вкладывают, будь то акции местного заводика или фонд помощи детям Чернобыля.
Швабские серванты хранят фарфор всех немецких мануфактур, а хозяйка мечтательно расскажет, как они покупали вот те мейсеновские тарелочки с драконами. Гостям они таинственно показывают семейный герб и рассказывают по секрету, что их предки по такой-то линии владели своим замком и были графами. Но их друзьями может быть кто угодно. От садовника-испанца до премьер-министра их земли, с которым они вместе сажали саженцы на дне благоустройства Штутгарта. И еще живого князя Вюртембергского, который тоже занимается благотворительностью и весьма прост в обращении.

74-летний шваб регулярно ездит на охоту с первоклассными ружьями, даже несмотря на то, что слабо видит, но в силу возраста иногда засыпает на своем охотничьем месте на дереве. А привезшая его в лес жена тихо прогуливается в другой части леса, ожидая его звонка по мобильному, чтобы ехать домой. И никогда не говорит, что не слышала выстрелов.

В Штутгарте помнят русскую великую княгиню Екатерину Павловну, жену короля Вюртемберга Вильгельма I. Вильгельм оказался изрядным гулякой и королева Екатерина сосредоточилась на благотворительности, основав свое общество, открыв больницу, заботясь о бедных и больных. После ее преждевременной смерти муж построил ей красную часовню на высоком холме и написал перед входом: «Liebe höret nimmer auf» – «Любовь не прекращается никогда». Очень сильное место.

Послушать швабов, так Вюртемберг – просто рай на земле. И курорты у них, и горы, и люди воспитанные, и Государственный балет есть, гастролировавший еще по Советскому Союзу. И безработицы у них меньше, и автомобильный музей Мерседес-Бенц у них стоит. Швабы – это те, кто с гордостью говорит не только «Мы в Германии привыкли...», но и «Мы в Вюртемберге делаем так...» Не припомню, чтобы я часто говорила, будь то дома, в Москве или в Германии, что мы, архангелогородцы, считаем, что, например, нельзя бруснику в этом месяце брать.

А швабы с маниакальным упорством видят только плюсы в своем крошечном Вюртемберге и подчеркивают все возможные достоинства, светит ли солнце или идет дождь. Они рады, где живут. И раздражаются только на то, что, как более богатые земли, до сих пор вынуждены помогать восточной Германии, доплачивая им на восстановление инфраструктуры. И никакого толку, сокрушаются рачительные хозяева.

Достается и бургомистру Берлина Клаусу Воверайту, который приказал снести Дворец Республики, построенный в советское время на месте руин Берлинского Дворца и заново выстроить разрушенный Дворец. На чьи деньги должны осуществляться все эти прожекты? – возмущаются швабы. В самом же Штутгарте дороги в центре города ремонтируют уже 10 лет и никак не могут достроить, потому что на свой город не хватает средств.

Швабы, конечно, националисты. Или просто самоотверженные патриоты. Свою федеральную землю, состоящую изначально из королевства Вюртемберг и герцогства Баден, они называют по второй части, где они живут, – Вюртемберг. Достоинства баденцев они могут признать, только скрепя сердце: например, что неплохое вино баденцы делают, но исключительно благодаря удачному климатическому расположению. Повезло, так сказать.

А ко дню рождения швабы шлют цветы с доставкой по Германии. Открываю бумажную упаковку – нежно-розовая орхидея. В горшке.

Швабская Германия: Вступление и про маульташы April 23rd, 2010

Я сейчас опять с удовольствием живу среди швабов в славном городе . Швабы сами по себе в Германии всегда были чем-то вроде родным и чужеродным телом «в борьбе за немецкое дело». Название «швабы» прилепилось в темное средневековье прилепилось к бывшим алеманам, чье великое перелесение и прогулки по тогдашней Европе с тяжелыми и корявыми предметами в руках, так впечатлило утонченных соседей, что всю неметчину стали называть Алемания.

Сейчас швабы официально в Вюртемберге. Ну и в западной Баварии – Аугсбург, Мемминген, Кемптен. Это можно сказать самая долгая в Европе окупация чужаками – тут баварцами да и то не с их личных усилий, а в результате наполеоновского перекроя немецких административных регионов в 1803.

Технически швабами также являются баденцы (что Баден-Баден и Карлсруэ), эльзасцы (что на лягушкоедческой стороне), швейцарцы, австрийцы, лихтенштейнцы (швабы оставившие себе своего князя, и заставившие работать на себя свои почтовые ящики). Т.е. они практически родные братья, у которых минимальная разница в языке со смещением гласных.

Причем, как все родственники, они швабов не очень любят. Баденцы, которых ответно швабы называют «желтоножками» (Gelbfüßler), как намек на безсандальную нищету, не любят просто так – как квакает на терпеливого мужа спустя много лет брака бывшая невестка-замухрыжка, которая подозревает, что её замуж взяли все-таки из-за корысти – все-таки есть в ней где-то этот алмаз, который он разглядел, а она сама нет, и грызет неутихающий хомяк подозрений – что продалась то наверное задешево.

>Эльзасцы, которым при французах было уголовно запрещено разговаривать на «наречии», а можно только на письменном верненемецком подзабыли язык. Швабский, кстати, он – не диалект немецкого. Это полностью самостоятельный язык, со своей грамматикой, вокабуляром и, положа руку на сердце, швабский скорее поймет добрый еврей, владеющий ийдышем, чем прусс из Берлина, но это совсем отдельная тема. Эльзасцы теперь тонки и проникновенны, культурны. Ну вы знаете: греки придумали анальный секс между мужчинами, флаг этой культуры подхватили римляне, которые передали знамя французам, сами содя с плешки истории, ну а у эльзасцев уже обломился в анусе флагшток. С тех пор они тоже в своем роде «носители культуры».

Швейцарцы используют слово «швоб» как обзывательство для всех немцев на север от рейна и Боденского озера, забывая, что треть Вюртемберга в свое время принадлежала к Швейцарскому союзу (Eidgenossenschaft) и на немецком у самих разговаривает только телевизор, а говорят на нижнешвабском, который сами называют «швицердюйч» и говорят, что это «Высокий алеманский штиль». Ну что вы хотели от страны, официальная государственная доктрина которой та, что Гитлер не напал на маленькую но гордую Швейцарию потому, что убоялся их мужественной, стойкой, непобедимой швейцарской армии!? Понятно!?

За что не любят австрийцы швабов, я не пойму. Династия Габсбургов была из Герцогства Швабия (Herzogtum Schwaben), которая был, кстати, к горю швейцарцев до самого Цюриха. Факт есть факт. Два самых знаменитых австрийца – Гитлер и Ницше не любили швабов. Это чувство не оставалось никогда невзаимным. Когда сын штутгартского влиятельного издателя Адольфа фон Крёнера - Альфреда - в1904 опубликовал Ницше, то был выгнан отцом в ебеня в Лейпциг. А с Гитлером, швабы так и вообще не поняли, что это была за говорящая обезъянка.



Швабы же любят всех. Эльзаский или баденский священник в швабской деревне – желанная мечта прихода. Эльзасцы едят лягушек, баденцы обожают садовых улиток. Швабы же, трудолюбивые и экономные, тащуцца с духовных учителей, которые не только спасают окружающих своих прихожан молитвой, но и могут сожрать в местечке всех вредителей сада и огорода. Двойная польза.

Швейарцы всегда импонировали швабам своими резкими евангелическими сектами.Во всяком случае, большинство самых успешных членов Базельской миссии были швабы из Вюртемберга.

Австрийцы вообще лапушки. Благодаря именно владениям Габсбургов половина Баден-Вюртемберга католики. Аж до шизофрении. Например в городе Биберах , все государстванные посты с тех времен имеются в двух вариантах – один католический, один евангелический: бюргомистр, врач, судья, повитуха, и даже палач, чтобы не дай Бог, протестантский зуб не был вытащен католическим стоматологом, а евангелический палач не отделил бы католическую голову от католического торса. Если довольствие на содержание двух не хватало, то менялись по очереди после кончины владельца должности. Две професии были всегда до сих пор моноконфессиональны: гробокопатели были всегда протестанты, а городские часовщики всегда католики. Т.е. любму жителю Бибераха первый час его жизни бьёт католически, а когда звук на всегда выключают, то последнюю постельку копает протестант.

И даже к прусам швабы относятся хорошо без надрыва и комплексов, как баварцы, который в душе все оплакивают уход «Придунайской страны», и готовы делить с ними всякие узкие и душные повороты общей судьбы.

В Германнии, как стране, швабов охотно хотят видеть имбециллами с полей. Если посмотреть пародии по телевизору и послушать анекдоты, то сложится впечатление, что они что-то вроде деревенских дурачков в нашей побеленной деревне – где-то там возле заборов все, говорят какую-то непонятную хуйню и подтираются ладонью.

Швабы охотно стараются неразубеждать немцев. Зачем? Один друг моего папы имел всегда очень позитивный лозунг «Миру – мир! Армянам – деньги!». У швабов примерно также. Директор главного берлинского театра Клаус Пайман учился своему делу и шлифовал его в Штутграте. Ульрих Куон , руководивший долгое время лучшим в Германии гамбургским «Талия-театром », и сейчас находящийся у бразд «Дойчес Театр » в Берлине, махровейший шваб из Штутгарта. Шиллер , Брехт , Мёрике , Уланд . Да что там – Леопольд Моцарт – папа и учитель Амадея сам из Аугсбурга, что делает Амадея технически по-крови швабом.


Но швабы ни на чем не настаивают. Тупые и ладно. Самая страшный для шваба поворот судьбы – это вызвать зависть людей или Бога. «Нашел – молчи, потерял – молчи, украл – молчи» учил меня в юности дядя Боря Орлинсон. Эта ось накопления Добра прошла твердо из Фучжоу через Ришон-ле-Цион и в Европе упирается в Швабию. Только в неё.

Абсолютным отражением этого швабского характера является швабское кулинарное изобретение – Маульташен (Maultaschen). Внешне они выглядят непривлекательно – кусочки плоти завернутые зеленовато просвечивающейся сквозь кожу лежалого водяного трупа.



Название грубое и не благодушное, как сами швабы. «Maul» - это «морда», «хайло». «Tasche» - это не немецкая «сумка», это от южного «Tätsche» - «пощечина», «саечка», что получается совсем грубо говоря «Maultasche» это «набитый ебальник».

Ну это снаружи. А внутри скрытая богатая, нежная смесь фарша братвурст , ветчины, мяса, сала, шпината, яий, петрушки, муската и майорана. Эти маульташи плавают в говяжем бульоне, их запекают в духовке, заливают яйцом, томят на них лучок.

У них есть всего одна негативная черта – они средство обмана Бога. Все швабы строго блюдут Страстную Пятницу,и не едят ничего мясного в этот день Христовых пыток. Но маульташи они хавают на будь здоров, ибо издавна повелось, что «Бог сквозь тесто не проглядит»

<А в остальном это величайшей творение швабов, похожее на них самих и на их землю. Праздному глазу абсолютно никак, а положив на язык понимешь, что все твои возможности восприятия окружающего мира – через зрение, осязание, слух.- уходят и исчезают во имя торжества вкуса.



Я знаю-знаю, что где только не заворачивают мясо в тесто – пельмени, равиоли, бозы, манты, цзяо цзы. Но поверьте моему нутру и печатям в паспортах. Это все прекрасные продукты, которые совместной лепкой черезвычайно благостно могут объединить за столом семью, компанию друзей и накормить оных в пулементном темпе. А вот из того, что черезвычайно не хочется лепить, а хочется получать всегда готовым на стол с пылу с жару есть только два – сычуаньские бао цзы, размером с патронник он автомата ППШ, и швабские маульташи.

Даже позволю себе перекличку – там запивют бао цзы «двумя ударами в голову», как у нас тогда черезчур вольно переводили Фридер Валлермайер , по мимо всего занесен в неединожды в Гнигу рекордов Гиннеса, всё по мульташам, изготовив ВРУЧНУЮ забацал 1232 штуки за 28 минут и 2 секунды.

Берет он не только количеством, но в первую очередь как шваб-перфекционист, качеством. У него в меню 17 видов маульташ . От классических поджареных с сальцем и луком до собственных отвал-башки-произведений, типа «Маульташи в кальвадосе», «Маульташи с лисичками в коньячном соусе» и «Маульташи с ананасами, бананами и миндалём в соусе кёрри», что, при прочтении, повергло в ужас, а на вкус оказалось калейдоскопом пряностей, что опять же возвращаят к теме «не верь в Швабии глазам – не тупи и попробуй».



Если вы не были в Германии и не были в Швабии, то вы в Германии не были, если вы были в Швабии, но не были в Штутгарте, то в Штутарте вы не были, ну а если не ели наших маульташей да в «Старом Давиле», то зачем вообще стоило брать билет?



Вот так потихоньку начну новую серию про то какие чуднейшие люди живут на юго-западе Германии и как. Уж не обессудьте, что много, мало совсем не получается. Только раз в жизни я не смог доесть в ресторане, что мне подали виде одного блюда, и это было в Швабии. Тут мало не подают.


Однажды отправился наш Домовёнок в гости к своим немецким родственникам - домовым-кобольдам, обмениваться ценным опытом в сфере уборки помещений. Да так хорошо нашли общий язык, что Домовёнок прожил в Штутгарте целый месяц. И вот как-то раз возвращается он домой после удачной генеральной уборки, а на двери висит странная, загадочная табличка. На ней по-немецки написано слово «Kehrwoche», а рядом нарисована картинка: метла и ведро воды с тряпкой. «Что за странное украшение и кто мог его повесить?» - озадачился Домовёнок. И отправился к брату Кобольду за советом.

Кобольд усмехнулся, налил дорогому родственнику хорошую кружечку пенного «Schwabenbräu» и начал свой рассказ.

Не секрет, дорогой брат, что у нас тут, в земле Баден-Вюрттемберг и в Западной Баварии, живут не обычные немцы, а швабы. У нас особый диалект, свои традиционные блюда, свои обычаи. В Германии к швабам относятся с большим юмором. О нас испокон веков сочиняют разные шутки, анекдоты, нелепые истории. Например, говорят, что если шваб в свободное время ничего не строит и не ремонтирует, значит, в руках у него ведро и веник! Смеются, значит, над нашей традиционной любовью к чистоте, удивляются, что у нас нигде нет ни соринки.

Конечно, не сказать, что все остальные немцы - сплошь неряхи и грязнули. Сейчас, в XXI веке, Германия славится на весь мир своим образцовым порядком, чистотой и опрятностью. Но в Средние века, когда в немецких городах не было ни мусорных баков, ни канализации, первые чистые города появились именно в Швабии. В те времена весь мусор, помои, золу люди попросту выливали где-нибудь на задворках своих домов. Повсюду царила ужасная вонь, болезни выкашивали целые города. Тогда-то граф Вюртембергский издал первый, и по тем временам невероятно прогрессивный указ: сливать нечистоты только за границей города, и притом исключительно в ночное время.

С этими словами Кобольд достал из книжного шкафа внушительный свиток, развернул его и процитировал:

1492 год, «Штутгартское городское право». «Чтобы сохранить город чистым, каждый должен вывозить из города свои нечистоты раз в 14 дней, причём исключительно ночью. Тот, у кого в доме нет туалета, должен относить помои к реке»... Таков был указ нашего графа. И как ты думаешь, брат Домовёнок, подействовало? Ничуть не бывало. В те времена немцы ещё не были такими порядочными и законопослушными, как сейчас. Им было очевидно, что за никто никогда не сможет проследить, выполняют ли они волю своего господина. Тогда хитрый граф придумал, как улучшить закон, и в новой редакции он произвёл уже самую настоящую гигиеническую революцию.

Отныне и впредь добропорядочным бюргерам предлагалось доносить на своих нечистоплотных соседей. Если они видели нарушения, но не сообщали о них, то подлежали наказанию вместе с грязнулями. Если же сообщали, то получали поощрения. Именно эта новая схема заработала бесперебойно, и очень скоро в городах Швабии стало по-настоящему чисто.

Конечно, со временем система доносов стала не нужна - люди перевоспитались, сами стали более чистоплотными. Но некоторые средневековые традиции сохранились по сей день. Взять хотя бы загадочную табличку у тебя на двери.

В грубом переводе с немецкого языка, слово «кервохе» означает «неделя уборки». В эту неделю жилец квартиры несёт ответственность за чистоту вокруг своего дома. Кервохе может быть «малой»: тогда жилец всю неделю подметает и делает влажную уборку на своей лестничной клетке и в подъезде. Время от времени бывает и «большая» кервохе, когда ответственность жильцов распространяется и на пространство вокруг дома. Как правило, эти обязанности даже прописаны в договоре аренды и в правилах проживания.

Призадумался наш Домовёнок и вспомнил одну интересную теорию. У нас в России человек может жить в безупречно чистой квартире, но всё, что дальше порога, он воспринимает как «не своё», «чужое». Поэтому на лестничной клетке, в подъезде, не говоря уже о дворе, может твориться полный бардак. Этот бардак начинается с мусора и грязи, а заканчивается необустроенной детской площадкой, сломанными скамейками, перегоревшими фонарями, незаконным строительством, вырубкой деревьев... А ведь если бы мы осознали, что всё, что вокруг нашего дома - тоже «наше», то и города давно бы стали чище, уютнее и удобнее для жизни. Быть хозяином - это хорошо. И не просто управляющим отдельно взятой «своей крепостью», а хозяином своего района, города, своей жизни!

Подумал-подумал Домовёнок, а потом взял веник, ведро, тряпку и отправился подъезд прибирать. Всё-таки кервохе.

В языковом плане швабский диалект в России в результате контактов с другими немецкими диалектами подвергся процессу выравнивания. В Поволжье, где основу иностранных колонистов составляли выходцы из средней Германии, швабский диалект был практически вытеснен. Диалект поволжских немцев, отличающийся по мнению диалектологов (Вейлерт А. А.) значительной единообразностью, является в своей основе средненемецким диалектом (с признаками как восточно- так и западнонемецкого диалекта). В Причерноморье, в отличие от Поволжья, как уже отмечалось, среди немецких колонистов были представлены прежде всего выходцы из Южной Германии - носители южнофранкских и швабских диалектов. Здесь также шел процесс смешения и выравнивания немецких диалектов. В силу своей близости к литературной норме, основу смешанных диалектов составляли южнофранкские диалекты, а швабские сохранялись в виде вторичных признаков (В. М. Жирмунский).

В чистом виде швабский диалект сохранялся в немецких колониях Закавказья. Это связано с территориальной и, прежде всего, религиозной изоляцией немецкого населения местных колоний от других ареалов немецкого расселения в России и СССР (вплоть до 1941 года).

Среди признаков, отличающих швабский диалект от других верхненемецких диалектов можно назвать:

  • переход в : daut (tot);
  • в : knui (Knie)
  • переход st, sp в любых позициях в št, šp: brušt (Brust), haš (или hašt) (hast)
  • отпадение -n-, -en перед -d- и в окончании: hã:d (Hand), gaõ: (gehen) и др.
  • использование в качестве уменьшительно-ласкательного суффикса -le, -rle вместо литературного -chen, например «Buberle» - «Bubchen» (мальчик).

Примечания

Ссылки

  • Швабский диалект с аудиопримерами произношения и традиции швабов на Портале о странах

Wikimedia Foundation . 2010 .

История одной деревни Кох Альфред Рейнгольдович

Кто они, швабы?

Кто они, швабы?

В Германии швабам посвящено немало анекдотов. В них высмеиваются особенности национального характера швабов. А именно: усердие, трудолюбие, скромность, любовь к чистоте. То, над чем и смеяться-то грешно. Но считается, что эти положительные качества у швабов приобретают гипертрофированную форму. Острословы, кроме того, приписывают швабам и изрядную долю скаредности. Сами швабы вряд ли согласятся с таким определением. Но охотно признают, что не терпят расточительности и всегда задумываются о завтрашнем дне. И разве это плохо?

Еще швабов отличает особенный швабский диалект. По нему шваб шваба узнает всегда. И нешваб шваба узнает всегда. По этому поводу нельзя не привести одну любопытную историю, которая была рассказана мне Марианной Богдан, правнучкой Андрея Пропенауэра.

Андрей Пропенауэр в 30-е годы прошлого столетия служил на флоте поваром. И однажды у них на корабле оказался лидер компартии Германии Эрнст Тельман. Так уж получилось, что переводчика своего у Тельмана на тот момент не было, что затрудняло его общение с русскими товарищами. И тогда вспомнили, что корабельный кок Андрей Пропенауэр не только хорошо знает немецкий, но и сам вроде как немец. Ему незамедлительно было приказано оставить котлеты, переодеться и явиться к командиру корабля. Так по воле случая Андрей на некоторое время стал переводчиком при товарище Тельмане.

Эрнст Тельман при встрече спросил его: «Откуда же ты будешь родом, паренек? Где жили твои предки в Германии?» На что Андрей только пожал плечами: «Не знаю…»

И откуда же было знать? Андрею Пропенауэру едва минуло 14 лет, когда он остался без родителей.

Андрей и Тельман обменялись еще несколькими фразами, после чего Эрнст Тельман весело воскликнул: «А я знаю, кто ты, парень! Ты – желтоногий шваб из Вюртемберга!»

«Желтоногими» же швабов называли потому, что были они, как правило, бедны настолько, что часто и обуви не имели – босиком ходили.

Таким образом, диалект, на котором говорил Андрей, «выдал» его. Неудивительно, что когда Андрей Пропенауэр поселился в Джигинке, то он отлично понимал диалект местных швабов. Как уже говорилось, шваб шваба поймет всегда.

А швабский диалект – особенный. В швабском диалекте почти к каждому слову прилепляется уменьшительно-ласкательный суффикс «ле», понятный каждому немцу, но нигде, кроме Швабии, не употребляемый.

Кстати, тот факт, что в послевоенной Джигинке можно было встретить разные немецкие диалекты, не вызывает удивления. Дело в том, что после войны в Джигинку приезжали и те немцы, которые прежде, до войны, жили или на Алтае, или в Сибири, или в Поволжье, – коренные джигинские немцы в послевоенное время многих своих новых друзей, обретенных в Восточном Казахстане или в других местах ссылки, «перетянули» в Джигинку.

Спиритический сеанс с товарищем Сталиным (Альфред Кох)

– Иосиф Виссарионович… Очень много к вам вопросов накопилось у потомков. У тех, кто сам сидел, у тех, чьи родители были посажены и расстреляны, у всех, кто хоть что-то читал о ГУЛАГе, да, в конце концов, и о той же войне… Очень много вопросов. Их так много, что непонятно, с какого конца начинать. Поэтому начну я с того, что обсуждалось совсем недавно, буквально осенью. Ну то есть самое актуальное из ваших, скажем так, деяний. Катынь.

– Я понимаю, что выгляжу монстром, тем более когда вы смотрите на то, что мы делали, из XXI века. Но все же я попытаюсь донести до вас те идеи, из которых мы исходили в 1939-м, когда принимались эти решения о расстреле пленных польских офицеров.

Так называемый пакт Молотова-Риббентропа – это ведь была целая большая система документов. Ее можно сравнить с Тегеранскими, Ялтинскими и Потсдамскими договоренностями 1943 и 1945 годов. Принцип такой же: договоренности об устройстве мира. Вначале у нас такие договоренности были с Гитлером, потом такие же договоренности были с Америкой и с Англией. И в соответствии с этим пактом, а потом в 1945 году в соответствии с договоренностями с союзниками значительная часть Польши переходила Советскому Союзу. И я себе отдавал отчет в том, что мне придется с этой частью Польши, польского населения работать. И мне пришлось бы иметь дело с польской аристократией, или, как теперь модно говорить, элитой.

Я человек старый, и значительная часть моей жизни прошла еще в царской России. И я знал, что может натворить польская элита со своим народом, когда столкнется с тем, что мы будем включать поляков в единую семью народов, строящих социализм. Она их подымет на восстание. И тогда жертв будет не двадцать и не тридцать тысяч. Тогда счет жертв пойдет на сотни тысяч, а может быть, даже на миллионы. Потому что мы же не остановимся. Мы же все равно заставим их строить социализм. Я стоял перед необходимостью: уничтожить часть, чтобы сохранить целое. Потому что эти ребята, голубая кровь, польское офицерство, – они же такие: и сами умрут, и весь народ угробят. Как это было не раз, когда они поднимали антирусские восстания в Польше еще в царские времена…

Я, кстати, не был инициатором расстрела. Это мне Лаврентий предложил…

– А я слышал, что это была ваша месть за 1920 год. За расстрелянных красноармейцев.

– Лаврентий знает мои слабые места. Я никогда не мог забыть это полякам, никогда. Он, естественно, напомнил мне о нашем с Тухачевским походе на Варшаву. И тем более я не мог этого простить Тухачевскому, который сам был поляк. Я вообще подозреваю, что всю эту затею с варшавским походом Тухачевский начал, чтобы угробить Красную армию. Во всяком случае я это не могу до конца опровергнуть.

– А чего «этого» вы не могли им простить?

– Того, что в конечном итоге была военная катастрофа, что огромное количество красноармейцев попало в плен и всех их поляки уничтожили. Без суда и следствия, наплевав на все договоренности, на все статусы военнопленных. Двадцать тысяч красноармейцев. Минимум.

Я потом перед Лениным стоял – он меня отчитывал как мальчишку. И Троцкий ручки потирал. А мне нечего было сказать! Да это в том числе была и моя идея – поход на Польшу. Ленину я никогда не врал. И поэтому, когда Лаврентий в 1940 году пришел ко мне с этим предложением, он знал, что я не смогу ему отказать.

– Следующий вопрос, Иосиф Виссарионович, связан с темой мести. Правда ли, что многие ваши поступки были продиктованы именно ею? В частности, уничтожение старой партийной гвардии. Репрессии по отношению к семьям «врагов народа». Месть – это был ваш мотив, который влиял на политику, на все?

– Человеку трудно оценивать свои поступки. Мне кажется, что я никогда не позволял своим эмоциям выплескиваться наружу. Может быть, подсознательно? Я бы сказал по-другому: я не помогал своим врагам избежать репрессий. Специально я их не преследовал. Они просто попадали под общую гребенку. Но они ко мне и не обращались, потому что прекрасно понимали: зачем обращаться к человеку, которому они сделали гадость? Люди, которые считали, что они мои друзья, и до конца не осознали, какие гадости они мне сделали, типа Коли Бухарина, да, они мне писали всякие слезливые письма, но враги? Они просто ко мне не обращались.

Я очень многим помог, кстати. Я огромное количество генералов вытащил из тюрьмы, особенно когда война началась. Я помогал не сесть в тюрьму Пастернаку, спас от тюрьмы Булгакова. Я спас многих деятелей искусства, писателей…

Нет, специально преследовать своих врагов – этим я не занимался. Ко мне приходили со списками. Что я должен был говорить? Если они преступники – арестовывайте. Если я видел, что это хороший человек, и я знал этого человека, и он сделал много полезного, я говорил: «Подождите, давайте разберемся. Может быть, человек оступился. А может, его оклеветали».

Может быть, и есть в чем-то моя вина… Но ведь решал не только я! А Хрущев ваш любимый, у которого руки по локоть в крови? А Булганин с Маленковым? А Берия – я читаю сейчас, вы из него чуть ли не прозападного политика делаете… Нехорошо. Почему только мне все это приписывают?

Что же касается скаредности, в которой любят упрекать швабов и которую они склонны более определять как «бережливость», то и тому есть объяснение. Ведь долгое время Швабия была сравнительно бедной землей. Здесь жили в основном крестьяне, которые особых богатств иметь не могли по определению. И земельные наделы у них были небольшие, что заставляло их использовать с максимальной пользой каждый кусочек земли. В общем, роскоши особой не было и быть не могло. Все это приучило швабов к бережливости, к экономному использованию ресурсов.

Жизнь на чужбине зачастую располагала к тому же.