Кто написал бытие. Действительно ли Моисей написал Бытие? Был ли Моисей Яхвистом, Элохистом, Девторономистом, Жрецом или Редактором

Религиозные термины

КНИГА БЫТИЯ - Установлено, что вся Книга Бытия вплоть до смерти Иосифа представляет собой едва измененную версию Космогонии халдеев, как теперь повторно доказано с помощью ассирийских табличек. Первые три главы переписаны с аллегорических повествований о… … Теософский словарь

Бытие בְּרֵאשִׁית (Бе решит «В начале») Сотворение света Автор: Моисей Жанр: Священное Писание Язык оригинала: древнееврейский Серия: Библия / Ветхий Завет / … Википедия

Le Livre des Médiums

- “КНИГА О ПРИЧИНАХ”, или “Книга Аристотеля об истолковании чистого блага” (Liber de causis, Liber Aristotelis de expositione bonitatis purae) латинский перевод арабской комментированной компиляции из “Первооснов теологии” Прокла, ошибочно… … Философская энциклопедия

С точки зрения технически производственной совокупность рукописных или печатных листов, объединенных одной обложкой или переплетом. Обычно термин прилагается только к К., исполненным печатным способом. Развитие К. как целостного организма… … Литературная энциклопедия

Бытия книга, см … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

- (ивр. סֵפֶר הַבָהִיר‎, Сефер ха бахир, Книга яркого света) наиболее раннее произведение каббалистической литературы. До публикации «Зогара» «Багир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы. Фактически «Багир» цитировали … Википедия

В Викитеке есть тексты по теме Книга Юбилеев Книга Юбилеев ветхоза … Википедия

Книги

  • Книга Бытия , . Библия русская, выложена доктором франциском скоринов изяславного града Полоцка. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1519 года (издательство`Тип. Франциска Скорины`).…
  • Книга Бытия , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Библия русская, выложена доктором франциском скоринов изяславного града Полоцка. Воспроизведено в…

Продолжаем разбирать христианское учение, их .

Третья часть. Первая книга Моисеева: Бытие
1.
2.
3.
4.
5.

1 раздел. Время и место написания книги Бытия

Книга Бытия, содержащая в себе повествование о происхождении мира и человека, и история Церкви первобытной и патриархальной до самой смерти патриарха Иосифа в Египте, была написана после призвания Моисея при Хориве, и даже после Синайского законодательства, т.е. при подножии Синая во времена странствования по пустыне.

2 раздел. Название и главный предмет книги

Книга Бытия в еврейской Библии, как и все книги Пятикнижия, озаглавливается первым словом, с которого она начинается: «Бершит», т.е. «в начале». В греческом переводе 70-ти толковников книга называется «Библос Генезис» (Книга Бытия) или просто «Генезис» (Происхождение). Название это заимствовано из самой книги (2,4; 5,1) и указывает на её содержание, заключающее в себе повествование о происхождении Бытия (Мира), человека, и главных родов патриархального человечества.

Главный предмет книги — есть история происхождения мира и человека, история ветхозаветной Церкви в патриархальный период. Начинаясь повествованием о сотворении мира, книга Бытия заканчивается повествованием о смерти патриарха Иосифа в Египте, т.е. охватывает период в 3799 лет .

3 раздел. Разделение книги по содержанию

Вторая часть (гл. 4-11) повествует о промыслительных действиях Бога по отношению к падшему человеку вообще и заключает в себе историю первобытной Церкви.

Третья часть книги (гл. 12-50) повествует об установлении Богом Завета с отцами народа еврейского, промыслительных действий Бога в сохранении истинной веры и благочестия в избранном народе и заключает в себе историю патриархальной церкви.

4 раздел. Сотворение мира и человека (Быт. 1)

Первую главу книги Бытия по содержанию можно разделить на три части: а) начало мира (1-2), б) шестидневное творение видимого мира (3-25) и в) завершение дел творения сотворением человека (26-31).

1 ст.: Слово «в начале» бытописатель указывает, что мир не безначален, призван к бытию во времени и с самим временем. Бог поэтому является по выражению одной церковной песни, «времене превышем всякого, яко временем Творец» (тропарь по 3-й песни канона утр. Воскр. 2 гл).

Для означения творческого действия, выраженного в славянском тексте словом «сотвори» в еврейском языке существуют три глагола: «бара», «аса» и «айцар». Глаголам «аса» и «айцар» обыкновенно придаётся значение: аса – «устраивать, созидать», айцар – «образовывать», причём в обоих случаях предполагается устроение и образование из готового материала. Глаголом же «бара» по указанию гебраистов, означает творение в собственном смысле, образование чего-нибудь вновь «из ничего». Именно этот глагол и употреблён в еврейском тексте в первом стихе книги Бытия, чем ясно указывает, что мир приведён к бытию из небытия.

Первоначально, виновников всякого бытия является Бог. В настоящем случае в еврейском тексте слово «Бог» выражено словом «Элохим» или «Елогим», т.е. «Боги» : существительным множественного числа от «Элох» – Бог.

По мнению некоторых толковников, множественное число «Элохим» указывает на безконечную полноту сил, величие, могущество и превосходство Божественного Существа, на совокупность Божественных совершенств. Но некоторые отцы и учителя Церкви и христианские толковники усматривают в слове «Элохим» указание на троичность ипостасей в Божестве, причём, глагол «бара», поставленный в единственном числе, указывает на единство Божественного Существа.

Предметом начального творения является «небо и земля». Под «небом» в настоящем случае нельзя разуметь небо в собственном смысле, потому что твердь или видимое небо появились во второй день творения (6-8), а небесные светила — в четвёртый день творения (14-19). Некоторые толковники под «небом» 1-го стиха подразумевают мир ангелов или безплотных духов. Мнение это, прежде всего основывается на том, что бытописатель, называя ниже (2) новосотворённую землю «невидимой и неустроенной», ничего подобного не говорит о небе, представляя его таким образом благоустроенным, что можно сказать только о мире светлых духов. С другой стороны сам Господь в книге Иова говорит: «Ягда сотворише быше звезды возхваляше мя гласом великим все ангелы мои», указывая этим, что ангелы явились ранее видимого мира, точнее ранее четвёртого дня творения. Поэтому Святая Церковь, называя ангелов началом и начатком тварей, воспевает о Боге: «Невещественные и умные ангелы прежде составивши еси видимых всех» (Тропарь по 8 песне канона в понед. Утр. 3 гл.).

Под «землёю» так же нельзя разуметь землю в собственном смысле, ибо планета наша явилась во второй день творения (6-8), а суша отделена от воды в третий (9-10). Под землёю, по мнению бытописателей, разумеют первоначальное вещество, материю, из которого образованы потом предметы видимого мира.

2 ст.: Обращаясь к первоначальному состоянию новосозданной материи, бытописатель называет её, во-первых, «землёю», потому что этот земной шар образован был потом именно из этой первоначальной материи, во-вторых, «бездною», указывая этим на её безпредельность и её необозримость для человеческого глаза, и наконец, «водою», указывая этим на неустойчивость, неуплотнённость первоначального вещества сравнительно с землёю в собственном смысле. Далее это вещество называется «невидимым», в смысле отсутствия тех законов, которые обусловлены существованием мира в последствие. Над этой пока бедною, неустроенной бездною первозданного вещества, со всех сторон, проникая и охватывая, была тьма совершенная, полное отсутствие света, который был сотворён в первый день, а сосредоточен в светилах в 4-ый день творения. Но в то же время, первозданному веществу нельзя приписывать настроение борьбы разнообразных сил и расстройство. Неустроенным первое состояние вещества называется только сравнительно с теми совершенствованием и гармонией, которые запечатлены были в днях творения впоследствии. Уже с самого начала Дух Божий оживотворял безжизненную материю, ибо сказано: «Дух Божий ношашеся вверху воды». Под Духом Божиим должно разуметь, по учению святых отцов Церкви, третью Ипостась Святой Троицы. Действия Духа Божия («ношашеся») в еврейском тексте означается словом «мерахефет», которое в своём первоначальном значении прилагается к действию птицы, сидящей на яйцах, согревающих и таким образом, дарующей жизнь. Отсюда действие Духа Божия по отношению к неустроенному веществу можно представить, как длительную силу, которая оживляла первозданное вещество, точно так же, как птица сидит и греет яйца, способствовало длительному развитию естественных сил и законов, вложенных в него Богом.

Таким образом, по сказанию бытописателя, Бог является Творцом Мира в собственном смысле, когда Он произвёл «из ничего» самое вещество мира. Это первое творение, когда «живы во веки создався обще», затем уже из готового первосозданного, но ещё «неустроенного» вещества происходит второе творение, совершившееся в течение шести дней, когда всесильная рука Божия, по слову Писателя книги Премудростей Соломона, творит мир «из необразного вещества» (11,18).

3-5 ст.: «Выражением – рече» бытописатель указывает Сло¬во Божие, которое вызвало к бытию свет. Под словом «рече» можно разуметь мысль, намерение, хотение божественное. С дру¬гой стороны, в выражении «рече» можно находить указание на участие в деле творения Ипостасного Слова, второго Лица Свя¬той Троицы, о Котором св. Иоанн Богослов говорит: «вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1,3). Вообще в деле творения принимали участие все три лица Святой Троицы: «Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся си¬ла их» (Ис. 32,6).

Предметом первого дня творения является свет. Создание света прежде солнца, по видимому, противоречит обычному воззрению, по которому свет исходит в зависимости от солнца. Но свет по своей сущности от солнца не зависит, и потому мог явиться ранее светила небесного.

По принятому наукой мнению свет есть результат колебания эфира – особой тончайшей матери, разлитой по вселенной. В настоящее время колебание этого эфира производится через светящиеся тела. До сотворения же светил колебания это могло происходить от других причин.

Отсюда в первые три дня творения периодическая смена (слав. «разлучи между светом и тьмою») дня и ночи могла обуславливаться не восходом и заходом солнца, а колебанием световой материи. Последовательной сменой света и тьмы, вечера и утра определяется в первый день творения.

6-8 ст.: Предметом творения второго дня в еврейском тексте выражено словом «ракиа», что значит: «простертие, пространство, шатёр». У 70-ти толклвников это слово переведено «стереома» («твердь»), и слово это прилагается к видимому небу. Само действие Творца при сотворении тверди можно поставить в следующем виде: Господь обращается со своим всемогущим словом к тому первозданному веществу, которое выше названо «землёю», «бездною» и «водою» (1-2). По творческому слову Господа, это вещество распадается на безчисленное множество отдельных частей, которые поставляются как центры, около которых вращаются другие. Пространства, образовывающиеся между этими массами, и являются «твердью». Ибо в этом пространстве движение вновь образовавшихся мировых тел утверждено на строго определённых законах тяготения. Таким образом, во второй день творения является наша планета Земля, назвавшаяся в библейском тексте «водою», «яже бе под твердию» и видимое небо «твердь».

9-18 ст.: Дело творения третьего дня распадается на два момента, во-первых, по слову Творца является «вода» и «суша», а во-вторых — земля производит различные виды растений.

Таким образом, в третий день творения земли, составленная из первоначального неустроенного вещества, получает более определённый вид: «вода яже под небесами собирает собрания свои», т.е. образуются различные вместилища — океаны, моря, озёра, реки и являются суши с материками, островами, горами, долинами, равнинами и пр. Затем по словам Господа, земля производит растения. Растительное царство бытописателем подразделяется на три раздела: «былие травное» (зелень и трава), растения, «сеющие семя и по роду и по подобию» и «деревья плодовитые» (высшие роды растений).

Ввиду того обстоятельства, что вторым днём деятельности Творца по отношению к целой вселенной не заканчивается, что в четвёртый день творения Господа представляется действующим во всей вселенной, можно подумать, что в третий день деятельность Творца не ограничилась одной Землёю.
* Заметьте, постоянно идёт путаница, где Бог, где Господь. Т.е. в Торе там чётко – Элохим, а здесь уже Господь, т.е. помощник Бога, что-то мудрит, создаёт.

14-19 ст.: «В четвёртый день творения, по слову Божию, являются «светила небесные». В повествовании бытописатель употребляет глагол не «бара» и «аса», предполагая, очевидно, что сами тела светил были созданы ранее и существовали до четвёртого дня. Они явились во второй день творения, когда первозданная материя распалась на миллионы масс. В четвёртый день творения свет, созданный в первый день, Бог сосредоточил в этих массах небесных тел, одни из них – парообразные тела, в которых первозданный свет сосредоточился сильнее, явились самосветящими светилами в собственном смысле. Таковы, например, солнца и всё тому подобное, и неподвижные звёзды . Другие, оставшиеся сами по себе тёмными телами, дают только свет от других тел, явились планеты.
* Т.е. они до ХХ века не избавились от мысли, что звёзды золотыми и серебряными гвоздиками прибиты к небесам.

Светила, по промыслительным планам Господа, назначены, во-первых для того, чтобы освещать землю, помогать различию между днём и ночью, таковы в частности, солнце и луна. Светила эти бытописатель называет великими, не по относительной величине сравнения с другими телами, в мироздании есть множество несравненно громаднейших светил, но рассматривая дела творения земли, он полагает различие между ними по их видимой величине, и по тому влиянию, которое они оказывают на Землю. Во-вторых, по назначению Творца, светила небесные должны служить «знамениями» т.е. указателями тех или иных естественных явлений и перемен в природе (Мф. 16,2-3), это свидетельствует о присносущей силе Бога и знамениями необычных событий в роде человеческом (Поль. 2,30-31; Деян. 2,19-20; Мф. 2,9,24,29-30,27,45; Лк. 21,1,25). В третьих, наконец, светила должны служить для указания времён, дней, лет, определяя своим видимым движением годовые, месячные и суточные периоды, времена года и тесно связанные с ним гражданские и священные времена, и общую, и частную хронологию сотворения мира и различных событий.

20-23 ст.: В пятый день творения являются первые обитатели земли. Творческое слово Господа, обращённое к водам, должно пониматься в том смысле, что воды становятся обиталищем живых существ, приводимых в бытие новым творческим актом.

Здесь во второй раз употребляется слово «бара», т.е. творение без готового материала, творение животной жизни «из ничего». В этот день явились, во-первых, гады, еврейское слово «шерец» по точному переводу означает «многородящие» — наименование, приложимое к рыбам и другим водным и земноводным животным. А так же к насекомым. Бытописатель упоминает китов великих, таковым именем он обозначает больших и потому особенно замечательных водных животных. Вторым видом живых существ, явившихся в пятый день, стали различные виды и породы пернатых.

Дело творения пятого дня заканчивается благословением, которое произносит Творец новосозданным тварям. Этим даётся способность и возможность к размножению и продолжению рода.

24-25 ст.: При творении в шестой день животных четвероногих, Господь обращается с творческим словом к земле: «да изведёт земля душу живу». Это значит, что телесный состав тварей шестого дня, является, во-первых, четвероногие скоты, т.е. домашние животные, во-вторых, звери земли, т.е. животные не прирученные, дикие, и в-третьих, гады, т.е. пресмыкающиеся.
* Заметьте, здесь скот (домашние животные) созданы ещё до человека. А кто же их одомашнил?

26-28 ст.: О высоких преимуществах природы человека свидетельствует то, что, во-первых, создание человека совершается после особого божественного совета, во-вторых, человек творится по образу и подобию Божию, и наконец, поставляется господином и владыкою всей земли и всех сотворённых тварей. Совет Божий пред сотворением человека, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, свидетельствует об особом участии всех лиц Святой Троицы при создании человека. Словами «рече Бог» указывается единство божественного естества, а прибавлением «сотворим» – число лиц. Что касается образа и подобия Божия, то между ними следует полагать различия. Образ Божий, по учению отцов Церкви, состоит в свойствах и силах человеческой души, в её духовности и безсмертии, разуме и свободной воле, а подобие — в направлении усовершенствовании данных Богом духовных сил до уподобления Творцу (Лев. 19,2; Мф. 5,48).

Как образ и подобие своего Творца, как последнее высшее создание на земле, человек является выше природы, господином земли и всего животного мира. О самом акте творения сказано: «И сотворил («бара») Бог человека (евр. «адам»), показывая этим, что создание человека было новым творческим актом: подобно первоначальному творению (1) и с животной жизнью и с владычеством над землёй, полностью рождением подобных себе.
* Возникает вопрос: как «адам» будет рожать подобных себе? Значит правильно в сказано: могут быть женой, аки мужем, т.е. был гермафродит, часть себя оплодотворил и кого-то там родил.

29-30 ст.: Господь назначает в пищу человеку «всякую траву семенную, сеящую семя», т.е. хлебные злаки, и всякое древо «еже иметь в себе плод семене семенного», т.е. плоды различных деревьев; животным же назначает в пищу «всякую траву зелёную», т.е. траву в собственном смысле. Таким образом, человеку и животному была назначена только растительная пища. Для человека разрешение употреблять в пищу животных последовало только после потопа (Быт. 9,3).

31 ст.: Дела творения каждого дня получают одобрение Творца «и виде Бог, яко добро». Все же творения, законченные шестым днём получают высшее одобрение: «се добро зело».

Этот одобряющий суд Божий говорит о высочайшей мудрости и любви Творца ко всему сотворённому. И тут же Господь навечно устанавливает законы природы, обеспечивает дальнейшее существование тварей.
* Если Творец такой мудрый, и всё творение одобрил, обеспечил дальнейшее существование тварей, то зачем потом их топить?

5 раздел. Блаженное состояние человека в раю (Быт. 2)

1-3 ст.: Словами первого стиха «и сотворишася небо и земля и всё украшение их» обозначается «всё, что на земле и на небе» (святый Иоанн Златоуст), ибо еврейское слово «цеваам», переведено как «украшение», более точное его значение передаётся словом «воинство», каковым именем в Священном Писании иногда называются небесные воинства, т.е. ангелы.
* Ангелы – это падшие Леги.

Выражение «Бог почил от дел Своих» нельзя понимать буквально. Покой по отношению к Богу, означает окончание дел творения. Но если дела творения закончились шестым днём, то не окончились дела промысла Божия о мире. Только промыслительная божественная деятельность проявляется не в созидании новых видов творения, а в сохранении сотворённого и в премудром устроении его дальнейшего существования.
* Т.е. здесь они говорят, что в седьмой день – (покой), но Бог не отдыхает, а начинает благоустраивать, т.е. больше ничего нового не созидает.

Седьмой день – день покоя Творца, выделяется из среды других тем, что Господь благословляет и освящает его. Благоволением Господь усвояет этому дню особенно радостное значение, делает его достоянным сохранения на будущие времена, как памятник творения мира. Освящением же седьмого дня Творец сделал этот день священным и для человека, который должен в этот день особенно прославлять премудрого всеблагого и всемогущего Творца.
* Какого Творца они прославляют? Который созидал или который благословил? Т.е. в Торе созидает шесть дней всемогущий Творец – Элохим (Боги), а когда они отдыхают, трудится их помощник – Иегова, который седьмой день благословляет под себя, т.е. «пока те отдыхают, я тут начну свои деяния». Поэтому он как бы седьмой день и отметил.

4-7 ст.: Повествование об обитании первого человека в раю бытописатель предваряет кратким авторитетом и замечанием о происхождении мира. Бытописатель останавливается на происхождении растительного царства, которое появилось на земле без растительной силы дождя и без содействия рук человеческих (5), при чём необходимая для жизни растений влага обеспечивалась сильными испарениями , поднимающимися с земли (слав. «источник» — евр. «пар» — 6 ст.).
* Но мы знаем, что на Земле дожди были. Значит, здесь пишут не о нашей Земле, а совершенно о другой (). Т.е. она находилась ближе к Солнцу, вокруг которого вращалась, и там была повышенная влажность, возможно из-за медленного вращения, и там стоит пар. Парниковые условия, как под куполом, и там даже не было понятия «дождь». Т.е. это была не наша Мидгард-Земля.

Затем в повествовании первой главы о сотворении человека (ст. 27- 28), бытописатель дополняет указанием, что Господь (прим. Иегова) особенным действием всемогущества и премудрости образовал из персти тело человека (прим. т.е. из свое груди) и вдунул в его лице дыхание жизни, т.е. вложил в образовавшееся из земного праха тело, душу с её многоразличными способностями.
* Но здесь уже идёт вольное толкование изначального текста, потому что в Библии сказано: «И создал Господь человека из праха земного». Прах земной – так всегда называлась энергия, мельчайшие частицы. И потом в эти частицы вдули дыхание жизни. Т.е. проводился какой-то генетический эксперимент, создали энергетическую систему, и в неё вложили Душу. Сейчас тоже проводят подобные эксперименты с так называемым искусственным интеллектом, саморазвивающиеся компьютеры, т.е. мыслящие.

8-14 ст.: Для обитания человека Господь назначил рай, созданный особенным действием всемогущества Божия. Вопрос о местонахождении рая представляет предмет самых разноречивых догадок и предположений. Однако, определённые указания Библии на две известные реки Востока дают основание полагать, что под Эдемом (прим. Эденом) нужно разуметь страну, которая называется Месопотамия, расположенную между Тигром и Ефратом. Среди многочисленных прекрасных райских деревьев были посажены Богом два особых дерева – древо жизни и древо познания добра и зла.

Плоды первого дерева были предназначены для поддержания в человеке безсмертия. Дерево же познания добра и зла были выбраны Богом как орудие и средство испытания и воспитания человека в послушании Богу.
* Сразу возникает вопрос: Если он всезнающий, всевидящий – почему не знает, что получится? Или всё-таки происходит какой-то эксперимент?

15-17 ст.: Человек, поселённый в раю должен был «делать его и хранить», т.е. возделывать землю, иметь уход за растениями . Этот труд должен был, прежде всего развивать и совершенствовать физические силы человека и высшие духовные значения, ибо поставляемый в особую близость с предметами природы, давал ему возможность изучать законы природы и тем обогащать свой ум. Кроме того, изучая предметы, явления природы, человек мог опытно познавать совершенство Отца, Его премудрость, благость, и тем научиться благоговеть перед Ним и любить Его.
* Здесь всё нормально, т.е. как со своим ребёнком нянчиться: вот это изучай, вот это.

Для упражнения в укреплении в добре нравственных сил, Бог (прим. — здесь опять Бог, хотя в Библии этим занимается Господь) передал человеку заповедь не вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Исполняя эту заповедь, человек сознательно удалялся от зла и стремился добру. Для человека исполнение заповедей становится причиной и источником его блаженства, но за нарушение их влекло наказание «в онь же день снести от него, смертию умрете», т.е. человек сделается смертным по телу.
* Здесь он тоже правильно поступил, т.е. сказал: изучай, познавай, рассматривай, своими мозгами доходи. Но вот здесь растёт деревце, на нём плоды, съев которые ты сразу же получишь ответ (это всё равно, что современные учебники по арифметики, есть задачи, а в конце учебника есть ответы). И он его ставит как бы перед выбором: либо ты познаёшь весь райский сад сам, либо есть альтернатива – можно получить всё и сразу, но при этом у тебя не будет опыта в решении данного вопроса. Т.е здесь Иегова вроде бы нормально поступает, как нормальный воспитатель своего ребёнка, своего создания. Т.е. сразу получит знания и ответы, а жизненного опыта не приобретёт. Поэтому, исполняя данную заповедь – вот у тебя есть альтернатива, но хорошо если ты развиваешься самостоятельно, а если ты втихушку подсмотрел ответы – ты только информацию увидишь, а знания не приобрёл. Мы уже знаем, что – это незнание, невежество. И информация, только тогда становится Знанием, когда проходит через ум, разум, сердце, Душу и становится образом жизни.

18-20 ст.: Наречение имён животных, которых Господь привёл к Адаму, было знаком владычества человека над животным царством.
* Почему именно владычество? Ведь когда мы воспитываем ребёнка, делаем тоже самое – даём ему игрушку или показываем животное, и говорим кто это. И ребёнок, наблюдая окружающий мир: это лошадь проезжает мимо, и говорит: коняшка, или это кошка, собачка. Правда, сейчас ребёнку уже сложнее угадать, ему предлагают непонятные игрушки (покемоны, монстры и пр.), т.е. не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка.

С другой стороны, изучая рода и свойства животных, он нарекал им имена, соответствующие их природе, Адам показывал совершенство своего ума, развивал свои умственные способности, полагал начало языку, как средству сообщать свою мысль другим.
* Кому другим, если его одного создали? Или Иегове и другим, кто проводил этот эксперимент? Т.е. с кем он разговаривал? И почему он до этого не говорил с Господом, если тот создал его по образу и подобию? Был слепоглухонемым, или как?

24 ст.: Словами 24 стиха устанавливается брачный союз между мужем и женою.
* Возникает вопрос: почему пропустили три стиха (21-23), и сразу перешли на 24? А потому что там говорится о создании гермафродита , т.е. Господь (Иегова) провёл ещё эксперимент, как сказано в Торе: «И взял часть от него», т.е. от полученной структуры «Адам», взял часть и создал другую структуру «Ева» — эти две системы абсолютно разные по хромосомным парам. И потом он эти две системы сводит: «… будут одна плоть» [Бытие 2,24]. Т.е. мужское и женское соединилось в единую систему, которая могла саморазмножаться. Получилась как хромосомная триада, т.е. с изменённым хромосомным кодом — гермафродит. Под воздействием определённых систем (допустим, влияния Луны, лунного потока), активизируется система Y, она начинает подавлять другие две системы: Х и Х, т.е. сущность приобретает качества мужчины. Но проходит определённое время и активизируется вторая система (Х) и эта триадная сущность приобретает качества женщины. Проходит ещё некоторое время, проявляется третья система, снова Х, но уже в изменённом качестве. Спустя время, сущность опять проявляет мужские свойства системы Y. Т.е. как бы треугольная система, в еврействе эти три части обозначаются треугольником в центре круга, за кругом Иегова (Хе), а внутри часть его, он же по своему образу создавал (см. ). [Религиоведение, курс 2, урок 7 ]

Христос Спаситель указывает в обличии фарисеев, что эти слова, сказанные Самим Богом, устанавливают нерасторжимость брачного союза: «еже Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф. 19,3-6).

Блаженное состояние прародителей в раю, в повествовании 2 главы, характеризуется теснейшим отношением человека с Богом. Этот союз или завет человека с Богом и является первобытной религией (прим. — но религия, это повторная связь, т.е. как связь в результате эксперимента). В силу завета Бог непосредственно откровениями руководит человеком, делает его господином животного мира, поселяет его в прекрасном раю и через плоды жизни дарует ему вечную, безсмертную жизнь. Со стороны человека требовалось лишь абсолютное послушание своему Творцу (прим. — т.е. не Вышнему Творцу, а своему Творцу, кто его сотворил), и в частности, исполнения данной ему заповеди. Исполнение этого условия, давало человеку возможность для его совершенства и блаженства.
* Т.е. Элохим (Боги) создали людей на шестой день по образу и подобию. А затем Иегова (Господь) решил тоже попробовать создать по своему подобию (сейчас ведь тоже пытаются себя клонировать), и начал свой эксперимент на другой Земле – Эден.

* Продолжение — Видеоуроки (Религиоведение курс 2, уроки 8-14).

Почти все либеральные Библейские колледжи и семинарии и, к сожалению, некоторые заведения, которые открыто исповедуют консервативную евангельскую доктрину, одобрительно обучают своих студентов «документальной гипотезе», известной как «JEDP-гипотеза».

Что такое документальная гипотеза?

Египетские руины и статуи. Внутренние свидетельства в тексте Пятикнижия указывают на то, что автор был знаком с египетскими традициями, что вполне естественно было бы ожидать от Моисея.

Этот либеральный/критический взгляд отвергает тот факт, что Моисей написал первые пять книг , начиная от книги Бытие и заканчивая книгой Второзаконие. Согласно этой гипотезе, первые пять книг были написаны разными неизвестными авторами (подобно другим частям Ветхого Завета), которые жили в века устных преданий в течение 900 лет после Моисея (если, согласно этой точке зрения, он вообще существовал). Этими гипотетическими повествователями являются:

J - J ahwist - (является символом того, кого документальная гипотеза называет Яхвистом) предположительно жил примерно 900–850 до Р.Х. Он/она/они якобы собирали мифы и легенды Вавилона и других наций и добавили их к «сборнику историй» евреев, образовав библейские стихи, где в качестве имени Бога используются буквы древнееврейского алфавита YHWH (‘Jehovah’ - Иегова ).

E - E lohist - (Элохист) предположительно жил около 750–700 лет до Р.Х. в северном царстве (Израиль) и написал те стихи, где используется имя Бога ’Elohim – Элохим.

D - D euteronomy (Девторономист) - предположительно написал большую часть Второзакония - книгу, которая вероятно была обнаружена в храме Иерусалима в 621 до Р.Х. (4 Царств 22:8 ).

P - P riest - предположительно Ж рец (или жрецы), которые жили во время вавилонского пленения и якобы составили кодекс святости для людей, так называемый жреческий кодекс.

Различные редакторы – R - (от немецкого слова Redakteur - Редактор ) предположительно соединили вместе все книги.

Идея о том, что эти книги были написаны не одним автором, впервые была предложена Жаном Астрюком в Париже в 1753 году. Однако основным представителем теории был Юлиус Велльгаузен (1844–1918), который «заново сформулировал Документальную Гипотезу … с точки зрения эволюционного взгляда на историю, который преобладал в то время в философских кругах» . Он заявлял, что те части Ветхого Завета, которые касались сложной доктрины (т.е. единый Бог, Десять Заповедей, скиния и т.д.) были не истиной, явленной живым Богом, а идеями, эволюционировавшими от низших ступеней мышления, включая политеизм, анимизм, культ предков и т.д. Отсюда возникла и «необходимость» найти или придумать разных авторов. Одним из основных приводимых аргументов было то, что письменность еще не существовала во времена, когда жил Моисей.

Таким образом, документальная гипотеза подрывает достоверность событий Сотворения/Грехопадения/Потопа, а также всей древней истории Израиля. Она предполагает, что весь Ветхий Завет является одним огромным литературным обманом и ставит под сомнение не только честность Моисея, но и надежность и Божественность Иисуса (смотрите ниже пункт 5). Не удивительно, что критики с такой радостью приняли эту гипотезу!

Был ли Моисей Яхвистом, Элохистом, Девторономистом, Жрецом или Редактором?

.

Ответ: Он не был ни одним из них. Скорее Моисей сам был и писателем, и редактором Пятикнижия, и именно он составил эти пять книг примерно 1400 лет до Р.Х., а не неизвестные авторы времен вавилонского пленения. Это не значит, что Моисей не использовал другие письменные источники, доступные ему в то время (смотрите дальше), или, что он написал последние несколько стихов книги Второзаконие 34, в которых говорится о его смерти. Согласно Талмудической (Раввинистический иудаизм) традиции считалось, что эти стихи были добавлены под Божественным вдохновением Иисусом Навином.

Нет никаких внешних свидетельств, которые бы подтверждали истинность авторов J, E, D, P, или R. Как их звали? Что еще написали эти предполагаемые литературные специалисты? История, как древнееврейская, так и светская, ничего не знает о них. Они существуют только в воображении изобретателей документальной гипотезы.

Свидетельство в пользу того, что автором Пятикнижия является Моисей

Глиняные таблички, подобные изображенной на этой фотографии, идеально подходили для написания на них долговременных письменных свидетельств. В отличие от грубых камней, эту табличку легко можно было удержать в одной руке. Древние записи, находившиеся на борту Ковчега, позднее могли быть использованы Моисеем при составлении книги Бытие (конечно же, под Божьим водительством).

Доказательств того, что Моисей написал Пятикнижие, о котором в часто говорится как о «Законе» (на древнееврейском тора ), более чем достаточно:

Означает ли это, что Моисей написал книгу Бытие, не обращаясь ни к каким ранним источникам информации? Не совсем. Бытие состоит из рассказов об исторических событиях, которые происходили до рождения Моисея. Моисей мог легко иметь доступ к древним записям и/или надежным устным преданиям об этих событиях. В таком случае, такие записи, несомненно, сохранялись бы в письменном виде (вероятно на глиняных табличках) и передавались от отца к сыну по линии Адам-Сиф-Ной-Сим-Авраам-Исаак-Иаков и т.д.

В Бытие мы находим 11 мест, в которых говорится: «Вот (или «Это книга о…») происхождение…». Древнееврейское слово toledoth, переводимое как «происхождение» , также может означать «начало», «история», или даже «семейная история», и каждый toledoth написан непосредственно перед, или сразу после описания исторических событий, в которых участвовал человек, имя которого упоминается. Наиболее вероятное объяснение заключается в том, что Адам, Ной, Сим и т.д. описали события, которые происходили во время или незадолго до их жизни, а Моисей, находясь под водительством Святого Духа, отобрал, составил и записал эти истории – и в результате получилась книга Бытие в ее современной и связной форме.

Бытие вовсе не показывает развития от идолопоклонства к монотеизму, как предполагает эволюционизм Велльгаузена. Скорее наоборот, начинается с первоначального откровения Бога, которое, кстати, позднее было отвергнуто еврейским народом, в результате чего Бог предал его Вавилонскому пленению.

Как насчет разных имен, используемых для Бога?

Давайте рассмотрим этот вопрос, исследовав Бытие, главы 1 и 2 . Слово ’Elohim - Элохим используется для Бога 25 раз в Бытие 1:1–2:4a . Этим самым нам дается представление о великом и верном Существе, обладающем созидательной и правящей властью, величием и всемогуществом, и который превыше материального мира, Им сотворенного. Это очень высокий титул (= «Бог»), и это имя является вполне подходящим, когда Моисей использовал его впервые, чтобы описать Божьи созидательные дела.

В Бытие глава 2 со стиха 4 евреи используют буквы YHWH, когда называют Бога. Это слово, которое иногда переводится как «Иегова», чаще переводится как «Господь», и это наиболее часто используемое имя для Бога в Ветхом Завете (6823 раз). Оно означает Сущий - «Тот, Кто всегда был, есть и будет» , и является очень личным именем Бога. Поэтому оно используется, когда речь идет о Его личных и заветных отношениях с человеком. Бытие 2:4(б) и далее – это подробное описание сотворения Богом Адама и Евы и места, приготовленного Им для них.13 Здесь они должны были жить и пребывать в общении с Господом14 и друг с другом. Поэтому Моисей вполне уместно употребил слово YHWH, когда писал этот раздел книги Бытие. В Бытие 2 , YHWH соединяется с названием ‘Elohim – Элохим для того, чтобы образовалось составное имя YHWH-’Elohim (= Господь-Бог). Это означает, что Бог YHWH – это тот же, что и Элохим, т.е. Всемогущий Творец. Нет никакой логической причины (в особенности на основании имени, используемого для Бога) приписывать это описание какому-либо другому автору(ам).

Компьютер подтверждает: Бытие было написано одним автором

Следующая цитата взята из журнала Omni за август, 1982:

«После того, как 20000 древнееврейских слов из книги Бытие были введены в компьютер в израильском технологическом университете, исследователи обнаружили много предложений, которые заканчивались глаголами и многочисленными словами из шести букв или больше. «Так как эти идиосинкратические формы повторяются снова и снова, - говорит руководитель проекта Йехуда Раддай, - вероятнее всего текст писал один автор». Полный компьютерный анализ, проведенный в Израиле, установил, что вероятность того, что текст написан одним автором, составляет 82 %».

Те же самые принципы применимы ко всей остальной части книги Бытие и остальной части Ветхого Завета.

JEDP-гипотеза противоречит сама себе , поскольку ее сторонникам необходимо разбивать стихи на разделы и даже приписывать части предложений (в которых используется более чем одно имя для Бога) разным писателям. Подобная мешанина была бы странной, если бы разбирались тексты древней литературы Ближнего Востока.

Если бы речь шла о любой другой древней книге, подобная «ученость», используемая для продвижения этой гипотезы, давно была бы высмеяна !

Заключение:

В конечном счете, автором книги Бытие был Бог, который действовал через Моисея. Это вовсе не означает, что Бог использовал Моисея в качестве «пишущей машинки». Наоборот, Бог готовил Моисея к выполнению этой задачи с момента его рождения. И когда пришло время, у Моисея были все необходимые данные, и он был безошибочно управляем Святым Духом относительно того, что включать и что не включать в книги. Это согласуется с известной нам историей, а также с заявлениями и принципами Писания (2 Тимофею 3:15–17; 2 Петра 1:20–21 ).

С другой стороны нет никаких исторических данных и никакого духовного и какого-либо теологического основания для обманной JEDP-гипотезы. Ее учение абсолютно ложное; «ученость», которая используется для продвижения этой гипотезы полностью поддельная. Поддерживаемая теорией эволюции, она существует исключительно с единственной целью – чтобы подрывать авторитет Божьего Слова.

Ссылки и примечания

  1. Джош Макдауэл, Неопровержимые свидетельства , издательство Here’s Life Publishers, 1981, стр. 45.

Где повествуется о мифологическом способе создания Вселенной, Планеты, и человечества. Плюс к этому – история евреев.

Следует, наверное, напомнить вам, что каждая книга из Пятикнижия Моисея имеет свое название. И оно немного отличается от первоисточника. Так как потерпело огромное количество переводов.

Русское название “Книга Бытия” не полностью отражает греческий перевод – “Genesis” (“Книга Рождения”, или “Книга Становления”). Именно ее греческое наименование указывает на то, что в книге повествуется о:

  • происхождении мира,
  • первых людей
  • первых человеческих обществ патриархального времени.

Но у иудеев книга называлась по первому слову содержания – «В Начале» .

Эта книга говорит о том, что было “в начале мира”, чтобы связать одно “начало” с другим и вывести одно начало из другого; иначе говоря, чтобы истолковать место человека среди людей как его место во Вселенной.

Так как, название “Бытия” имеет случайное происхождение, оно совпадает с её содержанием.

В этой книге Моисея несколько раз встречается синонимичное слову “Бытие” название totedoth (“порождения, происхождения потомства”).

Евреям были известны их родословные линии вместе с историко – биографическими документами, благодаря которым и сложилась история.

Это можно встретить на первых страницах самой книги, где многократно повторяется выражение “происхождение неба и земли (Бытие, 2:4) , “родословие Адама (Бытие, 5:1) , “житие Ноя ” (Бытие, 6:9) ; “родословие сыновей Ноя (Бытие, 10:1) “родословие Сима ” (Бытие, 11:10) , “родословие ары ” (Бытие, 11:27) , “родословие Измаила (Бытие, 25:12) , “родословие Исаака (Бытие, 25:19) , “родословие Исава (Бытие, 36:1) , “житие Иакова ” (Бытие, 37:1) .

Таким образом, можно сделать заключение, что Книга Бытия есть книгой родословий, давая нам понятие о Небесном мире как о первой родословной мира и человека.

Дети – наше продолжение

Что касается разделения книги, то наиболее верным надо признать её разделения на две части: одна , состоит из одиннадцати глав, состоит из введения во всемирную историю, поскольку затрагивает историю человечества;

другая , состоящая из тридцати девяти глав, повествует уже об одном еврейском народе, в лице его родоначальников — патриархов Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.

Подлинность этой книги доказывается из анализа ее содержания. Изучая глубже ее содержание, нельзя не заметить последовательность событий, где одна история вытекает из другой, нет противоречий, а все находится в целости и гармонии. Причиной такой тонко выстроенной гармонии написания книги служит деление на десять “генеалогий”, составляющих главные части книги, из которых вытекают еще родословные.

Подлинность произведения имеет как внутренние, так и внешние основания.

К внутренним положениям относится еще и язык, носящий следы глубокой древности. В Книге достаточно большое количество библейских архаизмов .

К внешним доказательствам нужно отнести те древние исторические сведения, которые связаны с письменными памятниками других народов Древнего Востока и данными археологии свидетельствует о глубокой древности этой книги.

Например, археологами доказана связь патриархов с Месопотамией, в особенности с Хараном, в период, предшествовавший завоеванию Ханаана израильтянами, то есть до 1200 г. до н. э., что подтверждается, в частности, совпадением имен патриархов с топонимами в округе Харана. С возвращением Иакова в Ханаан эта связь неожиданно прерывается.

Сотворение мира согласно Книги Бытия

Но что же было в “начале?”

“В начале сотворил Бог небо и землю. И была земля пуста и праздна, и тьма над лицом бездны, и дух Божий витал над водой. И сказал Бог:

” …Да будет свет!” – и был свет. И увидел Бог, что свет хорош, и отделил свет от тьмы…” (Бытие, 1,1-40) .


Воля Божия – Свет

Этот зачин имеет много общих черт с вавилонскими космогоническими рассказами, но противоположен им по смыслу. Здесь в качестве творца выступает единый Бог, сосредоточивающий в себе всю полноту сил для сотворения мира, а не патриархальный клан богов, в чреде брачных соитий зачинающий олицетворенные возможности будущего мироздания; то есть, здесь космогония полностью отделена от теогонии. Богу уже противостоит равное ему женское начало, с которым он смог бы сойтись в космогонической битве, как вавилонский Мардук, сражающийся с Тиамат. Возможно, библейская Бездна (“Техом”)- это воспоминание о Тиамат, но тогда важно отметить радикальную демифологизацию образа. Нет ни единого слова о матери чудищ с разинутой пастью, как у Тиамат, только “глубина” или “пропасть”- таинственный образ, возможно, мифологический. Но здесь это понимается по-другому, нежели собственно мифологическая фигура вавилонской космогонии. Важно, что в библейском рассказе о сотворении мира нет ни усилия работы, ни усилия битвы; каждая часть космоса творится свободным актом воли, выраженным в формуле – “да будет”.

Действительно, многочисленные случаи внешнего сходства между фабулой рассказа о сотворении мира в книге “Бытие” и фабулами космологических мифов других народов Древнего Востока не оставляют сомнения относительно материала, оказавшего влияние на библейское повествование. Но существенные различия между этими мифами и повествованием “Бытия” настолько велики, что последнее следует считать оригинальным произведением.

Например, языческий пантеон неизбежно насчитывает множество находящихся в состоянии борьбы и соперничества сил и властелинов в природе и в человеческом обществе. Повествование “Бытия” имеет своей основой тезис о существовании единого Бога, стоящего вне космоса, мира и природы, которые являются Его творением и поэтому всецело подчинены только Его воле.

Красной строкой прослеживается религиозная цель в описании становления мира. Бог есть первоисточник всего сущего на земле. Все, что находится на планете – это не случайность, а воля Творца. И человека Господь создал по подобию Божьему, наделивший его бессмертной душой. Бог сотворил человека для великой цели – совершать добро.

Дьявол же есть искусителем и причиной грехопадения человека. Бог всегда заботился о человеке и его деяниях в мире. Господь направляет на верный путь его.

Книга Бытия и описывает устойчивые каноны, заповеди которым должен следовать человек.

Такое понятие и явление как « » раскрывается на страницах Бытия. потому оставит муж отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут они одна плоть”(2,24).

Тема запрета и табу показана в рассказе о грехопадении Адама и Евы; идея табу, с нарушением которого связано с изгнание из сакрального пространства “Сада Сладости” (Эдема) и утрата первоначальной гармонии, выставлена очень четко и освобождена от всякой детализации.

Вкушение запретного плода с древа познания добра и зла тоже полагает “начало”: с него начинается опыт добра и зла, с него начинается история как противоборство добра и зла. Не только добро, но и зло, имеют возведенные к нормативному началу первообразы; отсюда важность фигуры первого убийцы на земле – Каина. Он настолько грешник, что принадлежит непосредственно суду Яхве; он отмечен вошедшей в поговорку “меткой Каина”.

Немного о метке Каина

За свое убийство и нераскаянный грех Каин был проклят Богом, на него был наложен особый отличительный знак: «…И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:15).

Библия нам не сообщает, что это именно было, но, наверное, это и не столь важно, как внешне выглядел знак. Главное же состоит в том, не несем ли мы с вами сегодня на себе этой печати греха: в своей душе, характере, поступках, мыслях. Не являемся ли мы духовными детьми старшего сына Адама: завистливыми, непокорными, зарабатывающими спасение своими делами, не нуждаясь во Христе. «И пошел Каин от лица Господня; и поселился земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4:16). С тех пор род Каина стал жить отдельно. Именно его потомки изобрели музыкальные орудия, открыли секреты получения металлов, построили первые города (см. Археологический комментарий к данной главе). Но среди его потомков появилось впервые и многоженство: «И взял себе Ламех две жены…» (Быт. 4:19) и расцвели грехи, посеянные Каином.

Библейский рассказ о Всемирном Потопе

Библейский рассказ о Всемирном Потопе наиболее захватывающий. Семья Ноя, состоящая из 8 человек, была праведной. Возможно, какие-то грехи были и у членов семьи Ноя. Но они не привели их к гибели. Теперь человеческий род уже начинает происходить от этой семьи.

Таким образом, прослеживается благодать Господа, так как человечество в лице семьи Ноя уцелело от Всемирного потопа, ведущего к полному уничтожению и разрушению. И Бог даровал благодать свою Ною и его семье, и последующих потомков, кстати, нам тоже.

“…И всё остальное живое с ковчега было благословлено также” (Бытие, 9 ).

“…И вся планета благословлена Богом”. (Бытие, 9-10 ).

“…Мы живём благодаря Божьей Благодати. Даже дышим, движемся и существуем по милости Божьей, а не сами по себе”. (Деяния, 24-28 ).

Первые одиннадцать глав “Книги Бытия” изображают “начало” в самом прямом смысле этого слова: начало мироздания, начало человечества.

Начиная с 12 – й главы, раскрывается другая тема книги – предыстория другого начала – народа Яхве. Герои повествования, библейские “патриархи”, или “праотцы”,- выходец из Месопотамии Авраам – избранник Божий и основоположник нового народа, его родичи, сыновья, внуки и правнуки. Из двух сыновей Авраама Бог отвергает Исмаила и избирает Исаака (Бытие,7-8, 19, 21; 21:14; 25:6; 26:3-4); затем процесс избрания повторяется по отношению к потомкам Исаака (Бытие, 35:9-12). Божественное благословение, полученное вторым сыном Исаака, Иаковом, завершает период патриархов и открывает эпоху формирования израильской нации, для которой Богом предназначена особая партия в истории мира.

Они изображены как старейшины небольших семейно-родовых сообществ, кочующих на пространствах Ханаана между Месопотамией и Египтом. Согласно библейскому повествованию, отдаленным потомками этих родов предстояло через 500 лет стать ядром еврейской народности.

Неоднократно высказывалась гипотеза, согласно которой Авраам, Исаак и Иаков – мифологические фигуры в узком смысле слова, то есть, местные или племенные божества языческой Палестины, лишь впоследствии “очеловеченные” в соответствии с принципом монотеизма. Однако эта гипотеза становится неубедительной в результате новейших археологических данных.

В целом мир библейских патриархов довольно точно соответствует тому, что с недавнего времени стало известно о северной Месопотамии и Ханаане века Средней Бронзы. Установление реальной основы саги о патриархах позволяет определить жанровую принадлежность соответствующих глаз “Книги Бытия”. Весь характер изложения говорит, что это сага, родовое предание, историческая легенда, порой историческая сказка, но уже не миф в собственном смысле слова.

Среди рассказов о патриархах особо выделяются эпизоды, посвященные Иосифу, очень большие по объему (главы 37-50) и отличающиеся своими новеллистическими подробностями. В данных главах описывается, как добродетель мудрого Иосифа вознаграждается Богом и Божественное Провидение обращает зло в добро (Бытие, 50:20 ).


Многие авторы использовали прообраз Иосифа в своих произведениях

Образ Иосифа получил широкое распространение в литературе, так как его библейская история оказала исключительное широкое влияние на целые эпохи литературного творчества в русле иудаистской, исламской и христианской традиции.

Сирийская литература 4 века дала “Слово Иосифа Прекрасного” Ефрема Сирина (Афрема), где образ неповинного страдальца развертывал свои экспрессивные возможности, оказываясь при этом символом и прообразом страданий Христа. Йусуфу (арабский вариант имени Иосиф) посвящена знаменитая 12-я сура Корана, на которую оглядывались поэты ислама, воспевая любовь библейского героя и Зулейки. Для всего круга литератур христианского Средневековья от Евфрата до Атлантики “Целомудренный Иосиф”- один из популярных персонажей; стоит особо упомянуть богатую фольклорную традицию русских “духовных стихов”- фольклорных сказов, плачей и причитаний о скорбях проданного братьям праведника, восходящих к “Слову” Ефрема Сирина.

Новоевропейская литература также отразила разнообразные сюжеты, связанные с жизнью Иосифа. За одно лишь десятилетие после 1532 года появляется множество пьес об Иосифе (С. Биркк, Т. Гарт ). О разработке этой темы писал молодой Гёте . В начале 20 века к ней обратился Т. Манн (романная тетралогия “Иосиф и его братья”, 1933-1943гг.), превращая библейскую топику в предмет приложения психоаналитической и религиоведческой учености и одновременно в орудие утверждения либерального гуманизма.

Конец “Книги Бытия” оставляет род Иакова в Египте; с этой ситуации начинается “ “.

Проблема авторства

Самым загадочным вопросом остается, кто является автором данного писания, так как автор текста точно не указан.

Ученые предполагают, что “Бытие” было написано Моисеем. Считается, что первые пять книг Библии были записаны им во время сорокалетнего странствования евреев по Синайской пустыне. Первоначально все писания Моисея составляли один сборник Божиих откровений, книгу “ТОРА”, что означает: Закон, или же под именем “книги Моисеевой”

Но необходимо учесть тот факт, что, возможно, до Моисея был какой-нибудь человек, написавший данное повествование (Бытие, 9: 1-17). Так как текст сообщает о событиях, произошедших вскоре после всемирного потопа, то есть, задолго до Моисея. Имя автора не сообщается самим текстом.

“Бытие” могло быть написано и Ноем, и его ближайшим окружением. Если автор текста Ной или человек из ближайшего окружения Ноя, то непосредственным адресатом было семейство Ноя.

Ведь людям Бог как-то сообщал Свои праведные истины. Возможно, вследствие непосредственного общения (Бытие, 3: 8-11; Бытие, 4:4; Бытие, 18: 1-3) или в какой-нибудь иной форме откровения. (Например, сон, видение – Бытие 15: 1-2; Бытие 28: 10-16;).

Первые главы Бытия богодухновенны, как и всё Писание. Потом Господь продолжал сообщать свои праведные истины. Избранные смогли дописать то, как сейчас выглядит 50 глав Бытия. То есть, первые главы Бытия могли быть написаны раньше Моисея. А, например, 34:5-12, написано по боговдохновению, но уже не Моисеем. И уже после смерти Моисея. Все части Писания написаны не по произволу человеческому, а по божественному вдохновению.

Заключение

Книга “Бытие”- это писание о сотворении мира и человека, истории израильских племён и описании процесса их трансформации в единый народ.

Концепция Бытия о Боге, человеке, мире и об их взаимоотношениях уникальна и наиболее существенна для понимания этих событий.

Вместе с тем, Бытие учит возвышенному понятию о человеке. Сотворение человека представляет собой апогей космогонического процесса. Человек создан “по образу Божию” (Бытие, 1:26, 27) ; ему доверено право использовать природные богатства (1:26, 28, 29) . Сотворение человека требует особых усилий Бога, человек непосредственно от Него получает дыхание жизни (Бытие,2:7).

Одним из наиболее значительных аспектов “Бытия” является концепция отношений между Богом и человеком.

В книге “Бытие” человек есть венец творения Божьего, и взаимоотношения между Богом и человеком, который принимает на себя обязательство выполнять Его , есть результат союза между ними.