Ксения пономарева орт причина смерти. «Она была заметна всегда

  • В 1984-1986 преподавала русский язык и литературу в средней школе.
  • В 1986-1988 гг. - преподаватель польского и словацкого языков в Дипломатической академии МИД СССР.
  • С 1989 по 1992 гг. - заместитель главного редактора в Издательском доме Коммерсантъ и главный редактор газеты «Коммерсантъ».
  • С 1992 по 1995 гг. - генеральный директор АОЗТ «Схема-5», главный редактор журнала «Ревизор».
  • С 1995 года - первый заместитель директора Дирекции информационных программ ОРТ.
  • С 1996 года - главный продюсер Дирекции информационных программ Первого канала.
  • В октябре 1997 года назначена на должность и. о. генерального директора ЗАО «Общественное российское телевидение» (ОРТ) по рекомендации Президента РФ Бориса Ельцина.
  • С декабря 1997 по октябрь 1998 года (заявление об уходе написала в сентябре) возглавляла Первый канал в качестве генерального директора ОРТ.
  • В 1998 году вошла в Совет Директоров «Столичной Вечерней Газеты».
  • В 2000 году работала заместителем руководителя предвыборного штаба Владимира Путина.
  • В 2004 году возглавляла предвыборный штаб кандидата Ивана Рыбкина и в качестве главы штаба, как писала газета «Новый взгляд», требовала закрыть предвыборный сайт

Собственно, в качестве главного редактора «Коммерсантъ-Daily» Ксения Юрьевна Пономарева выпустила всего один, первый номер. Потом уволилась и правильно, в общем-то, сделала. Но это длинная, запутанная и не очень интересная история. И не стоит ее ворошить.

А вот история всего “Ъ” от Ксении неотделима. Она, как и я,- из первого призыва. Из которого в конторе на сегодня осталось два-три человека. Да и в живых-то не так много.

Первый номер «Коммерсанта», если кто не помнит, вышел 8 января 1990 года, а «разминались» мы, то есть выпускали номера для внутреннего пользования, с осени 1989-го. Пономарева была завотделом коммерческой информации, а автор этих строк заведовал некоммерческой. Потом, правда, обогнала меня на карьерной лестнице, став первым заместителем главного редактора (я стал вторым). Сидели мы тогда на Хорошевке, 17, на 120 метрах, арендованных у ЖЭКа. Пять комнаток, два сортира и кухня. Никакой сети и в помине не было, заметки сдавались на дискетах.

С той дремучей поры помнится ее легендарный сигнал, еженедельно (газета тогда была еженедельной) раздававшийся по громкой связи часа в три ночи:

Евреи, сдавайте файлы!

«Евреями» у нас называли отдел политики, который постоянно срывал дедлайны. Заведующий тем отделом Андрей Фадин тоже давно уже помер. Но это так, к слову.

Еще одна ее знаковая фраза, опять же по громкой связи, но уже часов в пять утра:

Господа журналисты, кофе сервирован в кухне.

Интеллигентная была женщина, чего уж говорить. Хотя и выпивающая.

Но это все сантименты, а мне поручено набросать этапы боевого пути покойной.

Так вот, в 1995–1996-м она возглавляла программу «Время». Потом эту должность получил я, но догнать Ксюшу все равно не получилось: она-то стала гендиректором ОРТ. Между прочим, сам Великий и Ужасный Костя Эрнст ходил у нее в заместителях. Потом уволилась, разосравшись с Березовским, тогдашним владельцем «Первого канала». История опять же не очень интересная: скажу только, что Борис Абрамыч был неправ, а она права. И ее увольнение стало сенсацией дня - в “Ъ” было опубликовано интервью с уволенной, причем на первой полосе.

Второе интервью с Ксенией было опубликовано здесь же по более веселому поводу - на годовщину путинского президентства. Дело в том, что Пономарева возглавляла его предвыборный штаб. Формально, правда, его возглавлял тогда никому, кроме Путина, не известный Дмитрий Медведев. Так вот, интервью было на такую скользкую тему: «Ну и кого, Ксения Юрьевна, вы нам навыбирали?».

Тогда впервые читатели “Ъ” - и я в том числе, хотя уже возглавлял в то время издательский дом - узнали от нее о существовании термина «проект “Путин”». То есть она совсем не оправдывалась, просто объясняла, как сделала из него президента и почему он не оправдал ее надежд. Интеллигентная была женщина, я же говорил.

А потом Ксюша вдруг исчезла из поля публичного зрения. Перестала быть, как говорится в “Ъ”, ньюсмейкером. Помню, приглашал ее на торжественный (очень торжественный, правда!) вечер в Большом театре, посвященный 20-летию «Коммерсанта». Она отказалась:

Я так ужасно выгляжу, Вась, что меня нельзя показывать публике.

Я все понял и не настаивал. В общем, не дождаться бы ей еще одной публикации в своей бывшей газете. Если бы не такой вот информационный повод.

Заставила-таки меня Ксюша тряхнуть журналистской стариной.

И спрашивается, на фига, подруга?

Андрей Васильев, заместитель Ксении Пономаревой в 1991–1992 годах («Коммерсантъ»), заместитель Ксении Пономаревой в 1997–1998 годах (ОРТ), шеф-редактор «Коммерсанта» в 1999–2010 годах, пенсионер

Почти каждая девушка, которая стала мамой, задумывается, как похудеть и привести себя в форму после родов, как найти силы и мотивацию за ежедневными домашними хлопотами, и вообще возможно ли совмещать спорт и удод за детьми? Возможно, и пример тому - Ксения Пономарева, мама четверых детей и титулованная фитнес-спортсменка.

Биография и личная жизнь

Ксения Пономарева родилась в Керчи 30 июня 1980 года. После окончания швейного училища Ксения уехала покорять в Москву и устроилась работать в Дом моды Вячеслава Зайцева. Все трудности и радости столичного мегаполиса она разделяла со своим любимым молодым человеком Александром. Но однажды случилось несчастье: Александр не вернулся с работы в один из вечеров. Спустя пару дней после поисков его нашли погибшим в одном из парков. Ксения не знала, как ей пережить все случившееся, ведь спустя некоторое время после смерти любимого девушка узнала, что беременна. Сын Саша стал смыслом жизни и маяком для Ксении. Вскоре в жизни девушки появился влиятельный поклонник, который не только стал отцом для Саши, но и подарил Ксении Пономаревой дочку Лизу. Но и на этот раз семейное счастье разбилось, теперь уже о чрезмерную набожность мужчины.

По словам Ксении, с любовью было покончено раз и навсегда, пока в жизни не появился Борис. Отношения были дружескими и развивались постепенно. Итогом их истории стали дочки-близняшки и крепкая семья, полная детских голосов.

Сейчас Ксения Пономарева воспитывает детей, тренирует и тренируется, а также занимается собственной линией одежды.

Фитнес и титулы

Ксения занималась спортом с раннего детства. Привычка здорового питания, а также физических нагрузок привели ее в спорт. Фитнес для Ксении Пономаревой стал неотъемлемой частью жизни, и в этом ее здорово поддерживает нынешний супруг Борис. Именно он тогда дал Ксении отмашку на подготовку к соревнованиям по бодибилдингу. Случайное участие в первых соревнованиях принесло ей сразу второе место. Наиболее значимые и заметные соревнования для спортсменки прошли в 2015 году. Именно в это время Ксения Пономарева стала Чемпионкой России в категории "фитнес-бикини" и взяла "бронзу" на Чемпионате мира. Надо отметить, что оба титула Ксения завоевала в возрасте 35 лет, имея четырех детей.

Глядя на Ксению, можно только восхититься ее фигурой, которая, к слову, имеет классические параметры 90-60-90. Однако для спортсменки это вовсе не фантастика, а просто нормы и правила питания и тренировок, которые под силу любой женщине с детьми. Девушка, которая до беременности тренировалась, сразу думает о занятиях "в положении", нужны ли они или нет. По совету Ксении, тренироваться можно и нужно, если нет категорических противопоказаний от врача. Использовать нужно очень легкие гантели. Если к тренажерному залу душа не лежит, то альтернативой послужат пешие прогулки и бассейн, что и использовала Пономарева, будучи беременной. К еде тоже нужно быть внимательной. Важно не переедать и не злоупотреблять сладким, мучным во время беременности. Питание самой Ксении состоит практически из всех продуктов, которые она ест, но строго до 18:00. Спортсменка позволяет себе сладкое, но лишь до полудня. С течением дня она плавно переходит только на белковую пищу.

Рождение ребенка сопровождается повальной заботой о новорожденном, и это нормально. Ксения советует попробовать планировать свой день, как она поступает сама. В перерывах между домашними делами и заботой о детях ей удается тренироваться самой. Девушек часто останавливает невозможность пойти в спортзал, но, по словам Ксении, это вовсе не проблема, и тренироваться можно дома вполне, выполняя несложные базовые упражнения. И, конечно же, помнить о питании. Если человек поставит себе цель и будет дисциплинированным в вопросе тренировок и питания, то сможет получать удовольствие от отражения в зеркале, будучи любящей многодетной мамой.

16 августа в Москве умерла Ксения Пономарева, первый главный редактор газеты «Коммерсант-Daily». Ей было 54 года.

Пономарева занималась преподавательской деятельностью, в 1989 году стала заместителем главного редактора в ИД «Коммерсантъ», возглавляя одноименный еженедельник, а затем и газету «Коммерсантъ daily». С 1995 года работала на Общественном российском телевидении, в частности, руководила дирекцией информационных программ, а в 1997-1998 годах была генеральным директором ОРТ и руководителем «Первого канала».

В 2000 году входила в избирательный штаб кандидата в президенты России Владимира Путина, а в 2004 году возглавляла избирательный штаб кандидата в президенты Ивана Рыбкина.

О смерти Пономаревой первым сообщил на своей страничке в Twitter Демьян Кудрявцев, который в течение шести лет был генеральным директором ИД «Коммерсантъ». Информация быстро распространилась и вызвала широкий отклик в СМИ и у пользователей социальных сетей, в особенности среди тех, кто работал с Пономаревой.

Журналист, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Ксения Ларина на собственной странице в Facebook пишет о ней так:

«Ксения Пономарева умерла в 54 года от рака горла.

Это была очень красивая и очень сильная женщина. Появилась ярко, была звездой тв-менеджмента времен Березовского, а потом исчезла, растаяла, совсем не боролась за место под софитами. Ее помнят те, кто в те времена, в середине 90-х, работал в журналистике.
Ксения всегда поражала меня какой-то былой красотой, уже тогда, на ее прекрасном лице был отпечаток ушедшей эпохи, черно-белой фотографии.

Очень красивая, резкая, с глубоким низким голосом, с неизменной сигареткой».

Дмитрий Соколов-Митрич, писатель, поэт, журналист, спецкор «Известий» поделился воспоминанием :

«Странные заочные отношения у меня сложились с этим человеком. В 1997-м году Ксения была главным продюсером информационного вещания ОРТ, я брал у нее интервью для ИА "Телескоп" - и как-то она запала мне в душу своей усталостью и грустью. В том же году я зачем-то перетащил и образ самой Ксении, и маленькую цитату из этого интервью в цикл своих стихов "Бесприданница и действующие лица".

"...Хожу в театр в лучшем случае два раза в год. Перестаю читать, потому что просто нет сил. У меня рядом с кроватью лежит английская книжка, я прочитываю пять страниц вечером (точнее, ночью), пока не ткнусь носом в подушку и не усну. Если ты не способен читать ничего, кроме беллетристики, то хотя бы читай ее по-английски. Сплю максимум пять часов. В зеркало смотреть не хочется. Здесь стареешь быстро: день идет за три. И любую женщину это волнует..."

Умерла.
Жалко.»

Светлана Колосова, руководитель Дирекции документального кино Первого канала, опубликовала запись : «RIP Умерла Ксения Пономарёва. Совсем недавно её вспоминали с Валентина Борисова , как одного из лучших главных редакторов программы "Время"... Есть за что сказать "спасибо"...»

Андрей Шмаров, журналист, один из основателей и руководителей журнала «Эксперт», отреагировал так: «Господи, Ксения Пономарева умерла. Зря это она. Красивая была, порядочная, Майлза Девиса любила, пила только крепкое.

Как-то завернула у меня 18 вариантов заголовка...»

Аркадий Кайданов. Фото: Florida-Rus

Аркадий Кайданов, журналист поэт, тележурналист, телеведущий отозвался на сообщение о ее смерти таким образом:

«Умерла Ксения Пономарева.
На 55-м.

Есть такая детская игра - биллиард, где выстреливаемый шарик носится от борта к борту, попадая в самые неожиданные лунки, из которых иногда выскакивает, не удерживаясь и не задерживаясь.

Такое было время - 90-е.
Социальные лифты - фигня, когда сумасшедшие детские биллиарды!
Она была из того времени.
Она была таким шариком.

Но шариком, который невозможно было перепутать с другими, шариком, желавшим иногда летать по своему велению и собственной траектории.
У шариков такое получается редко.
И это опасно бесит тех, кто выстреливает шарики.

Она была красивая, стильная, умная и не всегда на своем месте.
Но это не было заметно.
А она была заметна всегда.

Game over.
Шарики устают летать от борта к борту.
Даже железные.
Она устала давно.

Упокой ее душу, Господи.»

Татьяна Толстая. Фото с личной страницы в vk.com

Писательница и телеведущая Татьяна Толстая рассказала о Пономаревой и совместной работе с ней:

«Боже, умерла Ксения Пономарева, бывший главред "Коммерсанта", бывший гендиректор ОРТ и много еще чего бывший начальник.
Умная, красивая, несчастливая.
54 года.

Она все время хотела какой-то осмысленной, интересной деятельности, и в какой-то момент захотела стать издателем и издала нашу с Авдотьей Смирновой книгу "Кухня Школы Злословия".

Это была вполне занимательная книга - мы печатали лучшие отрывки из передачи и расспрашивали героев нашей программы (первых двух лет выпуска) про их любимые блюда, и они выбирали что-нибудь под нашим неназойливым руководством.

Так, Михаил Горбачев хотел пельмени, но пельмени были уже отданы Егору Гайдару, и Горбачев немножко обиделся. Но мы уговорили его уступить и взять какое-нибудь другое мясо, покруче, больше подобающее Президенту Советского Союза. И он выбрал шашлык из баранины.
Если бы все обиды на высоком уровне решались таким мирным путем!

А Ксения Пономарева рецептами не занималась, она просто хотела издать самую необычную, красивую и роскошную книгу. Все ее обманули, воспользовавшись ее неопытностью, обмишурили. И формат сборника оказался невыгодным - квадратным; много бумаги ушло в отходы; и дорогие фуд-фотографы того не стоили: еда на снимках получалась невнятной, модно-мутно-размытой; и текст (отрывки из передач) нам пришлось сжать до трех страничек, оставив за рамками много интересного. И работники типографии сразу начали красть тираж издания, вывозя книги на грузовиках из типографии, но это уже Ксения пресекла, предвидя покражу.
Ничего мы не заработали, ни полушки, только потратились на машинисток, да и она хорошо, если вышла в ноль.

У нее были планы издавать какие-то книги по всемирной кулинарии, но нашей книжкой все и ограничилось, и она разочаровалась в этой деятельности и закрыла свое издательство.
Сидела с нами, пила белое вино, всегда белое вино, и говорила: "Хочу быть мэром маленького города. Ельца, например. Елец подойдет".
Потом она попала в ужасную автокатастрофу, но хорохорилась и делала вид, что пустяки, ничего страшного.
А потом мы как-то разошлись и не виделись.
Разные совсем были.

Она была красива особой русской красотой, на манер Настасьи Филипповны - высокая, статная, крупная, печальная, светлые волосы на прямой пробор, в глазах беда и пустыня.
"С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц".
Царицей она и была.
А царицы счастливы не бывают.

Прощай, Ксения Юрьевна, земля тебе лебяжьим пухом, шелковым покрывалом.
Прости, Ксения Юрьевна.»

Александр Архангельский, литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель, переопубликовал эту запись Татьяны Толстой, сопроводив ее

Ксе́ния Юрьевна Пономарёва (19 сентября , Москва - 15 августа ) - российский медиаменеджер .

Биография

Образование

  • В 1984 году окончила филологический факультет МГУ им. Ломоносова.
  • Владела английским, польским, словацким, чешским и итальянским языками.

Карьера

Семья

Сын и дочь.

Напишите отзыв о статье "Пономарёва, Ксения Юрьевна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пономарёва, Ксения Юрьевна

– Пойдем, пойдем, Наташа, – сказал граф, возвращаясь за дочерью. – Как хороша!
Наташа ничего не говоря подошла к отцу и вопросительно удивленными глазами смотрела на него.
После нескольких приемов декламации m lle Georges уехала и графиня Безухая попросила общество в залу.
Граф хотел уехать, но Элен умоляла не испортить ее импровизированный бал. Ростовы остались. Анатоль пригласил Наташу на вальс и во время вальса он, пожимая ее стан и руку, сказал ей, что она ravissante [обворожительна] и что он любит ее. Во время экосеза, который она опять танцовала с Курагиным, когда они остались одни, Анатоль ничего не говорил ей и только смотрел на нее. Наташа была в сомнении, не во сне ли она видела то, что он сказал ей во время вальса. В конце первой фигуры он опять пожал ей руку. Наташа подняла на него испуганные глаза, но такое самоуверенно нежное выражение было в его ласковом взгляде и улыбке, что она не могла глядя на него сказать того, что она имела сказать ему. Она опустила глаза.
– Не говорите мне таких вещей, я обручена и люблю другого, – проговорила она быстро… – Она взглянула на него. Анатоль не смутился и не огорчился тем, что она сказала.
– Не говорите мне про это. Что мне зa дело? – сказал он. – Я говорю, что безумно, безумно влюблен в вас. Разве я виноват, что вы восхитительны? Нам начинать.
Наташа, оживленная и тревожная, широко раскрытыми, испуганными глазами смотрела вокруг себя и казалась веселее чем обыкновенно. Она почти ничего не помнила из того, что было в этот вечер. Танцовали экосез и грос фатер, отец приглашал ее уехать, она просила остаться. Где бы она ни была, с кем бы ни говорила, она чувствовала на себе его взгляд. Потом она помнила, что попросила у отца позволения выйти в уборную оправить платье, что Элен вышла за ней, говорила ей смеясь о любви ее брата и что в маленькой диванной ей опять встретился Анатоль, что Элен куда то исчезла, они остались вдвоем и Анатоль, взяв ее за руку, нежным голосом сказал:
– Я не могу к вам ездить, но неужели я никогда не увижу вас? Я безумно люблю вас. Неужели никогда?… – и он, заслоняя ей дорогу, приближал свое лицо к ее лицу.
Блестящие, большие, мужские глаза его так близки были от ее глаз, что она не видела ничего кроме этих глаз.
– Натали?! – прошептал вопросительно его голос, и кто то больно сжимал ее руки.
– Натали?!
«Я ничего не понимаю, мне нечего говорить», сказал ее взгляд.
Горячие губы прижались к ее губам и в ту же минуту она почувствовала себя опять свободною, и в комнате послышался шум шагов и платья Элен. Наташа оглянулась на Элен, потом, красная и дрожащая, взглянула на него испуганно вопросительно и пошла к двери.
– Un mot, un seul, au nom de Dieu, [Одно слово, только одно, ради Бога,] – говорил Анатоль.
Она остановилась. Ей так нужно было, чтобы он сказал это слово, которое бы объяснило ей то, что случилось и на которое она бы ему ответила.
– Nathalie, un mot, un seul, – всё повторял он, видимо не зная, что сказать и повторял его до тех пор, пока к ним подошла Элен.
Элен вместе с Наташей опять вышла в гостиную. Не оставшись ужинать, Ростовы уехали.
Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь: ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила, Анатоля или князя Андрея. Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе, разве бы всё это могло быть?» думала она. «Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы.