Крылов волк и ягненок какой. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать

Кто не знает Крылова И.А.? Этого автора знают все - от мала до велика. В нашем сознании он слился со своими баснями - поэтическими уроками мудрости. Об одной из таких премудростей - «У сильного всегда бессильный виноват», иначе «Волк и Ягнёнок», и пойдёт речь в данной статье.

Басни Крылова

Она является одним из жанров литературы, пришедших к нам из Древней Греции. Басня может быть написана как в стихотворной форме, так и в прозе, но всегда выдержана в сатирическо-нравоучительном ключе. Главными персонажами, как правило, выступают животные, реже - растения и вещи. Одна из главных черт - мораль, нравоучительный вывод.

Всем знакома фраза, которую подарил миру Крылов - «У сильного всегда бессильный виноват». Своим творчеством писатель ознаменовал пик развития этого жанра в России. По своей структуре басни разнообразны, но чаще всего выстроены в форме диалога. Автор говорит своим собственным языком, а герои - ярким, живым, больше напоминающим непринужденную беседу. При этом баснописец всегда себя располагает рядом с персонажами, но не над нами. Поэтому его мораль - неотъемлемая составляющая жанра, не осуждает ни одного из героев, но выносит на суд читателя трезвое суждение о сути проблемы.

Мораль

«Волк и Ягнёнок» - редкая по своему построению басня, первая строчка в которой и есть поучительный, моральный вывод - у сильного всегда бессильный виноват. Таким образом, автор с самого начала хочет настроить читателя на нужный лад и вместе с тем представить себя в роли рассказчика, стоящего не над событиями, а наблюдающего за происходящим изнутри. Крылов не являлся составителем моральных законов, он писал историю. На суд читателя автор лишь вынес тему - «У сильного всегда бессильный виноват», а там - решайте сами, кому вы искренне сочувствуете, а кого неприкрыто осуждаете.

Главные герои

Далее идёт знакомство с двумя главными героями - Волком и Ягнёнком. На первый взгляд их отношения самые что ни на есть естественные. Первый - хищник, рыскает голодный. Второй - лакомый трофей. Их встреча в лесу, с одной стороны, случайна, а с другой - закономерна, поскольку прописана законами природы. Раз уж Волк оказывается недалеко от водопоя, то Ягнёнку не избежать расправы.

Но едва только между ними завязывается беседа, становится очевидным, что их природное противостояние - это лишь верхушка айсберга. Под толщею тёмной воды скрывается иное, более глубокое противоречие. Волку маловато будет просто проглотить Ягнёнка. Он желает по волчьему закону беззаконности придать более приглядный вид, узаконить свою кровожадность и насладиться властью, данной ему Природой: «Но, делу дать хотя законный вид и толк, кричит:…» Именно глагол «кричит» выдаёт в нём не просто хищника, а некое наделенное большой властью лицо. И с этого момента между собеседниками устанавливается иная дистанция - нравственная пропасть.

В адрес Ягнёнка одно за другим сыплются обвинения. Они - только лишь предлог, который скрывает истинные намерения Волка. Ягнёнок же принимает их за чистую монету и достаточно складно и ловко опровергает. Но чем искуснее его оправдания, тем больше злость Волка, и тем быстрее приближается трагическая развязка. Диалог выходит нестройным. Но как раз в этой нестройности и проявляется сатирический тон повествования.

Заключение

«У сильного всегда бессильный виноват» - закон вечного противостояния и одновременно единства двух противоположностей. Волк - внешняя сила, неограниченная власть, беззаконие, вседозволенность, цинизм. Ягнёнок же - нравственность, но физическая слабость.

Они находятся в нескончаемом противоборстве и вместе с тем не могут жить один без другого, так как одинаково важны. Таким образом, «Волк и Ягнёнок», или «У сильного всегда бессильный виноват», - басня, редкая по своему построению.

Чужие мужья? А меня почему-то удивляет. Ещё больше удивляет, что существуют какие-то таинственные «функции папы», известные только посторонним дамам, а невыполнение этих функций, по мнению тех же дам, делает пап «бракованными самцами», от которых вообще не стоит рожать детей. Причём для отбраковки самца ему достаточно всего лишь сосредоточиться на смартфоне, пока жена снимает с ребёнка комбинезон или пока ребёнок шалит.

Страшно даже представить, какими словами дама назвала бы меня, ведь я не просто смотрю в смартфон, а ещё и играю на нём! Правда, я никогда не делал этого в поликлинике, но дома играю каждый день, вместо того чтобы следить за своим годовалым сыном. Знаете почему? Потому что мужчины, представьте себе, тоже люди, и им тоже нужен отдых. Особенно если на основной работе им приходится вкалывать по-настоящему, а не просто просиживать штаны.

Следить за годовалым сыном - это мамина работа, а не папина, и эта работа чрезвычайно выматывает. Поэтому я всегда готов помочь жене, но именно помочь, если она не справляется сама, а не делать её работу за неё каждый день. Если жене нужна помощь, она просто говорит, что я должен сделать, и я это делаю. А если не говорит - не делаю. Мама из поликлиники не просила папу помочь с комбинезоном или последить за старшим сыном? И ничего страшного при этом не случилось? Значит, у них всё нормально, в отличие от вас.

Кто вам сказал, неуважаемая любительница вешать ярлыки, что следить за маленькими детьми - это «функция папы»? С каких это пор? Может быть, русские мужики, вернувшись с полей, тетёшкали мелкую ребятню и качали колыбельки? Ничего подобного, они падали от усталости и мгновенно засыпали. Или, может быть, это делали русские дворяне? Опять-таки нет! Вспоминаем Пушкина:

Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил.
Ребёнок был резов, но мил.

Обеспечить своей семье жильё, пропитание, одежду и всё необходимое - это функция папы. Служить примером настоящего мужчины для своих детей - и это функция папы. Отвечать на бесконечные вопросы малолетних почемучек - тоже функция папы, как и играть с ними в спортивные игры. Папа должен сделать для своих детей очень много, но требовать от него ещё и нянчить деток, которые пока ничего не понимают, - это уже перебор.

Вы спрашиваете, «где нас такими делают»? Мы такие от природы. Ну не дала она нам радости сюсюканья над младенцами, что поделать? Зато у нас есть крепкие мышцы и умные головы. Каждому своё, и каждый вносит в семью то, что может. «Бракованный самец» - это тот, кто не способен выполнять мужскую работу, а не женскую. Где вы видели мужчин, способных отлично выполнять и ту, и другую?

А вот где делают таких, как вы, я и правда не понимаю. Вы готовы раздуть скандал из любой мелочи, даже не пытаясь разобраться в ситуации. Скорее всего, папу взяли в поликлинику, чтобы он привёз туда всех на машине, и смартфон он использовал не для игры, а для работы, от которой не мог оторваться. Мама не скандалила, а вот вам было «больше всех надо». Ведь именно вы лучше знаете, как должны вести себя окружающие (включая детей), и не стесняетесь нести своё видение мира всем вокруг. Впрочем, судя по использованным вами эпитетам, стеснение вам вообще незнакомо.

Как же вы неимоверно задолбали, невежественные и агрессивные жрицы культа «я лучше знаю, что и как должен делать мужчина»! Даже если бы где-то и существовали идеальные мужчины, удовлетворяющие всем вашим требованиям, вас бы они точно не выбрали: вы слишком любите самоутверждаться за чужой счёт.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни "Волк и Ягнёнок"

Невероятно много поучительного можно взять на вооружение из данной басни, написанной Иваном Крыловым. Автор крайне явно изображает нам, что такое лицемерие, злоупотребление своей силой, а еще позволяет увидеть наше поведение при некоторых обстоятельствах.

Ведь признайтесь, иногда бывает - когда мы ссоримся или конфликтуем с кем-нибудь, мы кричим «сам виноват!», стараясь найти оправдание поведению перед собой, и создать для окружающих людей впечатление, что в ситуации правы мы, и наши действия правильны.

Однако, на примере героя басни Волка, который не только захотел съесть ягненка. но и придать такому поведению "законный вид", очевидно, каким некрасивым и подлым есть желание прикрыть благовидным предлогом плохой поступок, и насколько наши истинные намерения ясны окружающим.

А особенно низко и плохо, когда более сильный человек поступает подобным образом с более слабым, кто не в силах дать реальный отпор и защитить сам себя.

Международное общественное мнение приучают к мысли о неотвратимости и «законности» вторжения. Так бывший президент Колумбии, ныне сенатор этой страны Альваро Урибе заявил о необходимости «вторжения» в соседнюю Венесуэлу «для нормализации ситуации». По словам Урибе, принцип невмешательства в дела соседних стран в данном случае лишь «неприемлемая отговорка».

Он знает, о чем говорит, ведь именно на территории Колумбии на границе с Венесуэлой созданы лагеря по подготовке боевиков. Не исключено, что во вторжении могу принять участие и сами вооруженные силы Колумбии и ряда других стран Латинской Америки в рамках некоего «миротворческого контингента», решение о создании которого может принять, например, контролируемая Соединенными Штатами Организация американских государств (ОАГ).

Реплика

В 90-х годах прошлого столетия бомбили США без резолюции ООН Югославию.

Сегодня также без разрешения ООН и без согласования с правительством Сирии США держат своих военных на территории этой страны.

Для вторжения в Венесуэлу сил, «благословленных» Вашингтоном, США могут и не утруждать себя поиском веского юридического оправдания.

Почему бы не преподнести вторжение как акцию «в защиту демократии и законности»?

У Вашингтона когда-нибудь были другие аргументы?..

Сейчас США совершенно явно нагнетают пропагандистскую кампанию, смысл которой - убедить весь мир в том, что в Венесуэле разгорается гуманитарная катастрофа. Мол, люди эмигрируют из страны в соседние государства, спасаясь от голода и насилия. Именно эту цель преследует выпущенная на днях 11 странами Севера и Юга Америки декларация с призывом к властям Венесуэлы принять международную помощь для решения гуманитарного кризиса в этой стране и помощи проживающим в стране соотечественникам. «Государства договорились о взаимном сотрудничестве, чтобы помочь своим соотечественникам (в Венесуэле - ред.), и просят правительство Боливарианской республики Венесуэла принять сотрудничество правительств региона и международных организаций, чтобы заняться ситуацией в соответствующих общинах, основанных в Венесуэле», - говорится в декларации.

«Забота» группы латиноамериканских стран во главе с США о судьбе своих соотечественников в Венесуэлу шита белыми нитками. Главная цель этой прокламации - показать всему миру, будто в Венесуэле «конец света». Однако в этом документе ни одним словом не упоминается то, что тяжелый экономический кризис в Венесуэле, экономика которой основана на экспорте нефти, спровоцирован самим же Вашингтоном. Продукты питания, медикаменты, товары широкого потребления в стране не производятся, все это – при наличии нефтедолларов - закупалось венесуэльскими компаниями за границей.

Экономика Венесуэлы весьма уязвима перед внешними игроками, в первую очередь США, которые, создав трудности с экспортом нефти и связанными с ним финансовыми операциями, автоматически провоцируют перебои с продовольствием и медикаментами, потом - галопирующую инфляцию, а потом - и общий хаос. А в результате – смена неугодного североамериканцам режима. Об этом писал еще О`Генри в «Королях и капусте». Но покажите того, кто из даже высокоумных американцев это знает?..

Между тем, венесуэльский «майдан» по лекалам США раз за разом проваливается. Неудачными были и несколько попыток государственного переворота. Недавно сорвалась попытка покушения на жизнь президента Мадуро. Финансово-экономические санкции против Венесуэлы, которые препятствуют нормальному экспорту ее нефти и международным финансовым транзакциям страны, тоже не довели страну до краха. Власти Венесуэлы пока контролируют ситуацию. И рычаги давления на Венесуэлу работают с сильным скрипом, либо не работают вообще. Поэтому США готовы включить новый, более мощный рычаг – прямое вооруженное вторжение с целью свержения Мадуро. Для этого и проводится информационная артподготовка силами упомянутого Альваро Урибе и других политиков.

В апреле этого года на «Саммите Америк» в Перу 16 из 34 стран-участниц форума под нажимом США подписали «Декларацию о Венесуэле». Среди них – Колумбия, Аргентина, Перу, Бразилия, Канада, США, Чили, Панама, Мексика и другие страны, чей внешнеполитический курс идет строго в фарватере США. Де-факто это был ультиматум президенту Николасу Мадуро и его правительству со стороны Белого дома, оформленный де-юре в виде коллективной «бумажки» латиноамериканских государств. С аналогичными заявлениями выступили ОАГ и лично генеральный секретарь этой организации Луис Альмагро.

В феврале этого года госсекретарь США Рекс Тиллерсон (бывший уже) совершил вояж по ряду стран Латинской Америки, в ходе которого «строил по струнке» весь регион относительно того, как «правильно» относиться к режиму Мадуро». Что-то изменилось за это время? США провели массированную дипломатическую подготовку к оправданию любых акций против Венесуэлы, какими бы они ни были: экономическими, политическими или открыто вооруженными.

Чем провинилась Венесуэла? Своей попыткой вести независимую политику, открытую для всех стран мира, а не только для Соединенных Штатов. Начиная с покойного президента Уго Чавеса, Венесуэла осуществляет контроль за нефтяным промыслом, который ранее находился под «присмотром» американских консорциумов. Нефть, как известно, и главное богатство, и главная беда Венесуэлы. И не только...

Вооруженное вторжение в Венесуэлу под эгидой США и по попущению международных весьма уважаемых организаций возможно, хотим мы того или не хотим. Это - привычный способ США решать свои проблемы в любой части мира, а уже тем более на своих задворках. Вопрос лишь в том, хотят ли того «задворки». Посмотрите – на Сирию…


О том, как Волк воспользовался своим превосходством и утащил бедного ягненка, устав от попыток оправдать свой голод, расскажет детям басня «Волк и Ягненок» Крылова.

Читать текст басни:

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: \"Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву\". -
\"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу\". -
\"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!\" -
\"Помилуй, мне еще и от роду нет году\". -
Ягненок говорит. - \"Так это был твой брат\". -
\"Нет братьев у меня\". - \"Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи\". -
\"Ах, я чем виноват?\" - \"Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать\".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Волк и Ягненок:

Мораль басни можно прочитать еще в первой ее строке – «У сильного всегда бессильный виноват». В этом коротком произведении, которое может показаться просто развлекательным, в действительности таится глубокий смысл. Некоторые называют эти слова «формулой на все времена» - ведь всегда найдется богатый человек, который злоупотребит своими полномочиями, и притеснит малоимущего человека или простого обывателя.

Основной жизненный принцип Волка – «побеждает сильнейший». Ягненок привел в свою защиту немало аргументов, но все они были попросту бесполезны. Ведь истинная цель хищника состояла в том, что бы поглотить свою добычу. В жизни, увы, такие ситуации – отнюдь не редкость. Тот, кто не может похвастать высоким социальным положением, нередко вынужден терпеть произвол вышестоящих. Такова грустная истина, которую доносит до нас с помощью своего произведения великий русский баснописец.