Крылатая фраза басни стрекоза и муравей. Удивительное школьное сочинение о басне Крылова «Стрекоза и муравей

Тема: "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней "Стрекоза и Муравей", уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения, осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым произведением и реалиями жизни, познакомить с насекомыми - стрекозой и муравьём в природе.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», маски Стрекозы и Муравья, карточки с личностными качествами героев басни, учебник О.В.Кубасовой, “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть, .

Используемые методы и приёмы: информационно-коммуникационные, эвристическая беседа, проблемно-диалогический, метод обучения в паре, группе.

Ход урока.

I . Организационный момент (психологический настрой).

Добрый день, ребята! Посмотрите на меня своими лучезарными глазками, сделаем глубокий вдох – медленный выдох и тихонько сядем.

- Я приглашаю вас всех в чудесный мир литературы. Для того чтобы получить знания на уроке чтения и уметь ими воспользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?

(Ответы учащихся)

Верно. Вам необходимы внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.

II . Постановка темы и целей.

1) Разгадывание ребуса.

Ребята, напомните, как называется раздел учебника, произведения которого мы изучаем в данный момент? ("Труд человека кормит, а лень портит") СЛАЙД 1.

Какие произведения уже прочитали? (Р. Сеф "Лопата", Е. Карганова "Лекарство без рецепта",

К. Ушинский "Как рубашка в поле выросла", Е.Благинина "Не мешайте мне трудиться", С.Баруздин "Бревно", рус. нар. сказка "Кому горшок мыть", С.Маршак "Старуха, дверь закрой!", Е.Шварц "Сказка о потерянном времени")

Что общего в этих произведениях? (Они все о труде.)

Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение из этого раздела. А кто его автор, попробуйте догадаться. Я зашифровала псевдоним этого известного нам человека. Что такое псевдоним? (вымышленное имя)

НАВИ ВОЛЫРК (Иван Крылов) СЛАЙД 2.

2) Постановка целей и задач на урок.

Верно, это Иван Крылов. Именно так подписывался сначала Крылов под своими произведениями.

Что вы о нём знаете? Как считаете, достаточно ли хорошо знаете о Крылове и его творчестве?

Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете? (Наверно, узнать что-то новое о Крылове, прочитать и проанализировать новое для нас произведение.)

III Изучение нового материала

1. Знакомство с биографией И.А. Крылова СЛАЙД 3.

Родился будущий знаменитый писатель в бедной семье армейского офицера, и поэтому Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования. Позже ему довелось учиться «из милости» вместе с детьми одного богатого помещика.

Когда Ивану Крылову исполнилось 10 лет, умер его отец. Ване пришлось поступить на работу. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь компьютеров в то время ещё не было), разносил пакеты с документами. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца.

Всю жизнь Иван Андреевич работал и учился. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике и к языкам. Он читал и писал на французском, немецком, итальянском, английском языках. А в 50 лет Крылов начал изучать греческий язык и за два года овладел им в совершенстве. Его считали одним из самых образованных и просвещённых людей своего времени.

Крылову поставили памятники в разных городах. А в Санкт – Петербурге памятник имеет название «Дедушке Крылову».

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда, СЛАЙД 4.
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

Что же такое рассказывает Крылов, что все вокруг смеются? (басни)

Знаете ли вы, что за 30 лет своей литературной работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков мира.

2. Актуализация знаний.

Что такое басня?

(Басня - это небольшая сказка или короткий рассказ, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. А под животными подразумеваются люди. Через поведение животных показываются недостатки людей.)

В басне есть нравоучение? Как оно называется?

В какой части басни может находиться мораль? (располагается либо в начале, либо в конце басни)

Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

3. Речевая разминка

Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.А. Крылова? А вот с какой, вы узнаете на речевой разминке. (текст на слайде)

Без работы хоть убей, СЛАЙД 5.

Жить не может … (муравей)

Вот летает над водой
Вертолётик голубой:
Хвостик, крылья и глаза
Это просто …(Стрекоза)

(Разные способы чтения хором: 1) «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с весёлой интонацией; 2) «жужжащее чтение», с ускорением, с замедлением).

4. Сообщение учащихся о стрекозе и муравье

Герои разминки пришли к нам сегодня в гости. Вы внимательно их послушайте. Вполне возможно, стрекоза и муравей расскажут вам о себе такие сведения, о которых вы и не знали.

Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе (подготовленные учащиеся)

СЛАЙД 6.

Муравьи – самые старые из всех видов насекомых, им более ста миллионов лет. Они всегда передвигаются строем и безошибочно находят дорогу к своему муравейнику. Муравьи почти всеядны и нападают на любую добычу, с которой могут совладать. В Африке и Америке существуют так называемые воинственные муравьи, которые убивают всё, что попадается на их пути, и от которых спасаются бегством даже львы. Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» - тлю и при этом никогда не спят.

СЛАЙД 7.

Стрекоза - одно из самых древних летающих насекомых на земле. Стрекоза, жившая несколько миллионов лет назад, была размером с чайку! Современная стрекоза не больше 10 см в длину. У неё бесшумный и очень быстрый полёт. Она может за один час преодолеть расстояние в восемьдесят километров. Стрекоза живёт вблизи прудов и рек. В них она и начинает свою жизнь, ведь самка откладывает яички на водяные растения, из которых появляются личинки. Личинка стрекозы - очень большой хищник: она охотится на личинки комаров и на головастиков, иногда нападает на мальков рыб. Взрослая стрекоза питается мухами и бабочками.

Итак, ребята, что в рассказе наших героев было для вас новым?

Как вы думаете, почему к нам на урок пришли именно эти персонажи? (Будем читать басню «Стрекоза и муравей».)СЛАЙД 8.

Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы? (Потому что это герои

произведения.)

5. Работа над басней "Стрекоза и Муравей"

1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)

Сейчас я приглашаю вас на сеанс воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А прочитает её профессиональная актриса

Слушайте внимательно, какие-то слова, возможно, вам покажутся непонятными. После попробуем объяснить их значение.

2) Беседа по первичному восприятию

Какие чувства были во время чтения басни и после прочтения?

3) Словарно – лексическая работа

Были ли непонятные слова и выражения?

Я предполагала это и выделила слова и выражения, которые необходимо объяснить. СЛАЙД 9.

попрыгунья - тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте

лето красное - тёплое, красивое, солнечное

оглянуться не успела - очень быстро

зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

помертвело чисто поле - опустело, урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина.

нужда - недостаток в необходимом

злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

кум, кумушка - родственники

до вешних дней - до весенних дней

мурава - молодая трава

резвость - подвижность, веселость

голову вскружило - обо всём забыла

6) Чтение басни учащимися

Слова разобрали. А теперь прочитаем басню. Помните, что у каждого героя свой характер, своя манера говорить, свои повадки. При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.

7) Гимнастика для глаз .

После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.

Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.

8) Анализ текста басни и выборочное чтение

Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

Кто является героями басни? (Героями басни являются Стрекоза и Муравей.)

- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале басни. Что она делала целое лето? ("Лето красное пропела.")

Был ли домик у Стрекозы? (У Стрекозы не было домика.)

Тогда где жила Стрекоза, прочитайте. ("Как под каждым ей листком был готов и стол и дом.")

Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? (Для Стрекозы пришло тяжёлое время.)

Настали ли нужда и голод для Муравья? (Нет, потому что он приготовился к холодам.)

Как вы думаете, почему Стрекоза пришла именно к Муравью? (Потому что Муравей труженик.)

Какими словами обратилась Стрекоза? ("Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней прокорми и обогрей!")

Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы? (Нет, не откликнулся.)

Почему он отказал Стрекозе в помощи?

Справедливо поступил Муравей со Стрекозой? - Не жестоко ли это?

Как бы вы поступили на его месте?

Как вы думаете, раскаивается ли Стрекоза в своём поведении?

Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Кого имел в виду Крылов вместо насекомых? (Людей.)

Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал людям советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? Что человеческие качества осуждает? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

Найдите слова, в которых заключается главная мысль - мораль произведения. ("Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!") СЛАЙД 10.

Как вы понимаете данные слова?

IV Физминутка АУДИОЗАПИСЬ "ЗВУКИ ЛЕСА".

Поработали, пора и немного передохнуть. Во время физминутки девочки на минутку становятся стрекозами, а мальчики - муравьями. Выполняйте на месте действия, о которых буду говорить.

«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела.

Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и опять трудиться поспешил. »

V Закрепление изученного материала

1. Работа по определению черт характера главных героев. Парная работа.

Продолжим разговор о героях басни Крылова.

На партах у вас лежат листочки с напечатанными на них личностными качествами. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Стрекозы и Муравья, и соединить стрелочками с изображениями героев. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.

Стрекоза Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, усердие, лень, несерьёзность, трудолюбие, бессердечность, весёлость, думающий о будущем)

2. Работа над пословицами. Парная работа.

На уроках литературного чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. Прочитайте пословицы. СЛАЙД 11.

    Поспешишь – людей насмешишь.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Делу - время, потехе -час.

На какую тему данные пословицы?

Какая из них наиболее подходит к басне "Стрекоза и Муравей"? Объясните.

Кому, Стрекозе или Муравью, вам хотелось бы адресовать пословицу: "Делу - время, потехе - час"?

А вы сами всегда ли помните об этой пословице? Приведите примеры.

3. Чтение басни по ролям.

- Сейчас мы будем читать по ролям. Сколько должно быть исполнителей для выразительного чтения по ролям по басне “Стрекоза и Муравей”? (Трое: тот, кто произносит слова автора, Стрекоза, Муравей)

С какой интонацией будете читать слова Муравья?

Какую позицию выберете для себя – осуждение Стрекозы или жалость к ней?

Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации.

V . Итог урока

Итак, мы прочитали и разобрали басню.

Что хотел сказать нам Крылов своей басней? (Замечай прежде всего свои недостатки, а не недостатки товарищей, прислушивайся к их замечаниям.)

Какие недостатки людей здесь высмеиваются? (Беспечность, лень, легкомысленность, беззаботность, несерьёзность)

В каких словах басни заключается мораль? ("Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!")

Как вы понимаете эти строки?

Полезным ли для вас оказался урок? - Какой вывод для себя сделали?

Все басни "дедушки Крылова" интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их.

VI . Домашнее задание (на выбор). СЛАЙД 12.

Для домашнего задания выбираете одно из четырёх заданий (вы получите листочки с заданиями):

2) Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.

4) Инсценировать басню.

VII . Самооценка

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Интересно - не интересно

Не устал - устал

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался

Волновался на уроке - не волновался

VII . Выставление оценок

Топорова Алевтина Вениаминовна, учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комаровская средняя общеобразовательная школа ЗАТО Комаровский

Писатели в своих нравоучительных произведениях высмеивают человеческие пороки. В басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» мы также видим недостатки людей через образы героев и узнаем основную мысль, мораль, которую автор приготовил для читателей.

Каждое нравоучительное произведение содержит мораль: основную мысль, которую хотел передать нам автор. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» также содержит ее. Она, как полагается в таких произведениях, находится в самом конце. А перед ней разворачиваются целые события перед читателями, показывающие в лице муравья и стрекозы человеческие качества и пороки.

Всё начинается с того, что И. А. Крылов рисует перед нашими глазами то, как лето сменилось холодною зимою, поле помертвело, и настали холод и нужда. Стрекоза не готовилась к такому, все лето она пропела и прорезвилась. А теперь ей не до песен, хочется поесть и согреться, да нечего и негде. Она обратилась с просьбой к муравью, который всё лето трудился, чтобы подготовиться к зиме. Он ответил стрекозе сарказмом, сказав ей, что раз она пела, то пусть идет попляшет.

Басня Крылова «Стрекоза и муравей» показывает нам как пороки, так и положительные качества людей. Ведь насекомые-герои подобраны для высмеивания человеческих недостатков. В образе стрекозы автор показывает ту категорию людей, которые не задумываются о будущем. Они ленивые, и образ жизни у них праздный. Когда наступают тяжелые времена, они пытаются спастись при помощи чужого труда. Не случайно автор выбрал в качестве одного из героев такое насекомое, как стрекоза. Ведь в народе легкомысленных людей часто так и называют. Муравей же с древних времен олицетворяет собой образ трудяги, который всегда занят благоустройством своего жилища и поиском запасов.

Мораль басни

Любое нравоучительное произведение заканчивается тем, что автор подводит читателей к основной мысли. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.

Эта басня актуальна всегда, ведь она показывает нам, как кто-то пытается выжить за счет чужого труда, не делая для этого ничего. В реальной жизни всегда найдутся люди-«стрекозы» и люди-«муравьи». Одни хотят только развлекаться, а другие думают о будущем. Это и показывает нам басня Крылова «Стрекоза и муравей». Мораль басни: каждый пожинает свои плоды.

Заключение

Басня Крылова «Стрекоза и муравей» при помощи своих героев показывает нам два типа людей: праздных и трудящихся. Однако всё-таки стоит задуматься о том, что эти образы не просто противоположные. Они также изображают две крайности: чрезмерное разгильдяйство и чрезмерное трудолюбие. Нужно уметь и работать, и отдыхать, но стоит помнить, что первым делом - работа, ну а после - отдых и развлечения.

И.А. написал много запомнившихся нам произведений. Особенно многим полюбилось про муравья и стрекозу. И хотя басня известна под авторством Крылова, сюжет данный он позаимствовал у француза Лафонтена, а тот - у древнего грека Эзопа. Не потеряла она актуальности и в наше время. Так что с полным основанием можно считать, что такая ситуация не зависит от времени, в котором проживают люди.

Герои басни "Стрекоза и Муравей" (Крылов)

Мораль произведения ясна даже детям. Героями данной басни являются Муравей и Стрекоза. У Эзопа и Лафонтена трудолюбивый персонаж также звался Муравьем, а вот его легкомысленного собеседника нарекали Цикадой, Жуком и Кузнечиком. Очевидно, что Муравей во всех странах стал символом трудолюбия, тогда как беспечность присуща многим. Возможно, Крылов второй героиней сделал Стрекозу потому, что она более привычна для нашей местности, тогда как кто такие цикады, мало кому известно. Русский баснописец любил простой язык и народные выражения. Поэтому его басни понятны как людям, имеющим образование, так и только начинающим учиться детям.

Басня "Стрекоза и Муравей" являет собой яркий пример двух противоборствующих качеств характера - лени (праздности) и трудолюбия. В сюжете произведения говорится о следующем. Жила веселая Стрекоза, пока было тепло, она порхала и пела. Время пролетело быстро, ей негде жить и нечего есть. Наступает холодная зима, которую непросто пережить даже тем, кто заранее позаботился о себе, а Стрекоза явно не из таких. Теперь ей уже не до песен, ведь когда голоден, сложно развлекаться. Стрекоза ослабла, ей тоскливо, в надежде на помощь она отправляется к своему куму Муравью. К нему она обращается с просьбой предоставить ей кров и еду. Дама полагает, что кум ей в этом не откажет, ведь помощь ей нужна ненадолго, всего лишь до весны. Однако тот отнесся к ее просьбе прохладно и поинтересовался, трудилась ли кумушка прошедшим летом.

Стрекоза несколько удивлена этим вопросом, ведь было столько других, более приятных занятий. Она резвилась, пела песни, гуляла по мягкой траве. Вероятно, нечто подобное Муравей и предполагал услышать (а может быть, и сам видел беззаботную куму с приятельницами, пока шел с очередной травинкой для утепления своего жилища). Поэтому отправляет ее восвояси, говоря, что раз она занималась подобным времяпрепровождением, то надо продолжать в том же духе и начинать плясать. В произведении сталкиваются праздность и трудолюбие. Об этом повествует басня "Стрекоза и Муравей". Крылов показывает, к каким печальным последствиям может привести непрактичность Стрекозы - она остается без крыши и еды.

Вывод

Басни прозрачна: не хочешь замерзнуть или голодать - работай, а не развлекайся. Здесь явно прослеживается осуждение халявщиков - людей, привыкших жить за счет других. Некоторые считают, что Муравей проявил излишнюю жестокость.

Басня "Стрекоза и Муравей". Крылов, Лафонтен и Эзоп. Сравнительный анализ

В басне Эзопа Кузнечик просил дать ему еды, у Лафонтена Цикада тоже хотела получить заготовленные припасы в долг. Русский Муравей отказал не только в еде, но и в теплом крове. Так как в басне четко говорится, что жилья у Стрекозы не было, так как ее домом становился ближайший куст, становится понятно, что она обречена на

голодную смерть, если не замерзнет раньше. Также в греческой и французской басне герои были однополые: мужчины у Эзопа, женщины у Лафонтена. Здесь же мужчина прогоняет женщину. Но это типично для нашего народа, чтобы выжить, надо работать. На эту тему придумано много поговорок и пословиц. Так что сложно осудить Муравья за его решение. Поэтому надо уметь самому о себе заботиться, не рассчитывая на помощь окружающих, вот чему учит басня "Стрекоза и Муравей". Крылов И.А. очень ясно и четко передал мораль русскому народу.

Известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов прославился своими произведениями, сюжеты для которых брал из обычных жизненных ситуаций. Им были соблюдены все характерные для написания басен особенности: наличие нравоучения в начале или конце повествования, в роли главных героев выступают животные, особая роль иронии и аллегории как приемов.

Сюжет басни «Стрекоза и Муравей», которую мы сейчас будем анализировать, не оригинален. До Крылова к нему обращались как Эзоп, так и Лафонтен. Иван Андреевич же интерпретировал известную историю на русский лад и ввел в нее привычных нам героев.

Яркость образов главных героев достигнута за счет такого приема, как сравнение. Стрекоза – ветреная и безответственная особа, которая проводит свои дни в праздности, веселясь и не зная никаких забот. Эта ленивая дама даже не заботится о завтрашнем дне. Чего не скажешь о Муравье. Этот персонаж отличается мудростью и продуманностью. Он обо всем заботится наперед. Муравей трудолюбив и серьезен.

Эти два героя на страницах басни выступают на контрасте друг с другом. Автор противопоставляет две человеческие черты характера: лень и трудолюбие.

Стрекоза предпочитает развлекаться. Для нее жизнь – это постоянный непрекращающийся праздник. Пока вокруг хватает еды, тепло и хорошо, ей можно ни о чем не беспокоиться. Но вот приходят холода. И уже горой накапливаются проблемы, которые Стрекоза решить попросту не в состоянии. Она сразу вспоминает Муравья и бросается к нему с призывом о помощи. Но строгий трудяга помнит постоянные смешки и колкости в свой адрес и отказывает в поддержке замерзающей Стрекозе. Этот поступок справедлив и за него не стоит судить Муравья.

Мораль басни проста и понятна: только трудолюбием можно добиться тепла, уюта и сытной еды на столе. Причем она не выносится в отдельные строки. Крылов вкладывает ее в слова Муравья, смысл которых таков: летом ты пела, а теперь пойди и попляши.

У других авторов Муравей помогает Стрекозе. Но Крылов решил поступить иначе. Его развязка более драматична. И это верно. Ветреная и беззаботная Стрекоза никогда не научится жизни и трудолюбию, если ее не проучить. Не надо оказывать медвежью услугу. Да и такие люди вряд ли оценят добро.

Образ Муравья вызывает уважение. Этот трудяга не дает лениться себе и побуждает к действию других.

Кто такие Стрекоза и Муравей, знает каждый взрослый. Пришла пора познакомить и вашего ребенка с этими яркими персонажами известной басни «Стрекоза и Муравей».

Басня «Стрекоза и Муравей».

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас –
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты…

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль басни Крылова «Стрекоза и Муравей».

Мораль басни «Стрекоза и Муравей» про трудолюбивого муравья и легкомысленную стрекозу заключена в последние две строки произведения с тем смыслом, что нельзя все время жить днем сегодняшним и только веселиться, нужно еще и работать, даже если это делать совсем не хочется, ведь никто кроме, конечно, тебя самого о тебе заботиться никогда не будет.

Анализ басни «Стрекоза и Муравей».

По своей сути басня «Стрекоза и Муравей» является переводом одной из басен («Цикада и муравей») другого автора – Жана де Лафонтена, сюжет которой тоже не является оригинальным. Он позаимствован с трудов древнегреческого баснописца Эзопа. Тем не менее работы и Лафонтена, и Крылова простым переводом назвать сложно, так как каждая из них адаптирована под определенный народ и его уклад жизни, характерный для времени и места жительства автора.

Басню «Стрекоза и Муравей» Крылов написал в начале XIX века, поэтому неудивительно, что главным положительным ее героем стал трудолюбивый муравей, который, как все крестьяне того времени, не покладая рук работал все лето для того, чтобы не голодать зимой. Стрекоза же в это время жила в свое удовольствие, веселилась и даже не задумывалась над тем, что будет делать, когда придут холода. Когда же холода настали, Попрыгунье не осталось ничего иного, как идти к Муравью попрошайничать. Муравей, заботливо поинтересовавшись, чем же занималась Стрекоза все время, понимает, что во всех своих бедах Стрекоза виновата сама, поэтому вместо крова и еды, он шутливо насмеивается над легкомысленным насекомым. Отсюда и мораль о необходимости заботиться о будущем уже сегодня.

Крылатые выражения из басни «Стрекоза и Муравей».

  • «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!» – с момента написания басни означает насмешку/упрек беззаботному человеку.
  • «Попрыгунья Стрекоза» – используется в современной речи для характеристики легкомысленной, ветреной женщины.