Крупнейшие мегаполисы планеты. Жизнь в транспорте

Хотя это один из самых крупных городов на планете, но он до сих пор остается самым малоизвестным мегаполисом. Вряд ли кто то даже слышал о таком городе. А ведь он разрастается с такими темпами, что в скором времени может обогнать по численности населения самый большой город мира - Токио. Этот 30-ти миллионный город в Китае называется Чунцин (Chongqing). Только здесь старые кварталы могут исчезнуть за одну ночь, а на их месте столь же быстро вырасти новые - огромные, более высокие, обеспечивающие крышу над головой постоянно растущему населению.

Этот город усеян мостами немыслимых размеров, которые где-нибудь в другом месте стали бы его визитной карточкой и главной туристической достопримечательностью. Но здесь их слишком много, а главная их функция - транспортировка миллионов жителей к месту работы.


Предлагаемая подборка фотографий об этом мегаполисе из фотопроекта «Metamorpolis» Тима Франко, который показывает с какой пугающей скоростью разрастается Китай, и как сельские жители, приехавшие сюда за хлебом, пытаются приспособиться к совершенно новому образу жизни.

Сегодня, второй по численности населения город мира, китайский Чунцин, расположенный в очень красивом месте - между горами, на берегу двух рек Янцзы и Цзялинцзян, до 1997 года был самым обычным городом.

В 1997 году все изменилось. Чунцин стал частью большого контролируемого властями проекта Китайской Народной Республики по обеспечению рабочими местами миллионов китайцев из сельской местности.

Жители сельских районов из западной и центральной части Китая стали массово мигрировать в Чунцин. Привилегированное положение города способствовало быстрому развитию металлургической промышленности, машиностроения, строительства, химической и текстильной отраслей, пищевой промышленности и торговли.

Сегодня Чунцин - это огромная строительная площадка. Из-за своего специфического положения - между холмами и реками - город может только расти в высоту. Остекление террасы - это единственная возможность для жителей города создать свой маленький уголок природы в этих каменных джунглях.

В Чунцине нет места для старых зданий, здесь строят лишь огромные небоскребы, которые способны поместить растущее население города.

Увлекательный и пугающий мир невероятно быстро растущего города решил показать в своем фотопроекте французский фотограф Тим Франко. Впервые он приехал в Чунцин пять лет назад.

Трансформация города за столь короткий промежуток времени произвела на него огромное впечатление и стала отправной точкой для создания этой уникальной серии фотографий.

На протяжении нескольких лет фотограф раз за разом возвращался в Чунцин, чтобы запечатлеть очередные изменения и адаптирующихся к ним сельских жителей.

Фотограф стал свидетелем жизни этого невероятного города: его старых жителей, которые на фоне огромных многоквартирных домов, сажали свои грядки и пасли скот, шумных днем и ночью строительных площадок, появляющихся как грибы после дождя мегалитических мостов, мощных эстакад, туннелей и новых линий метро.


На одних фотографиях можно увидеть типично городские пейзажи, на других же, кажется, что кто-то построил массивные жилые комплексы прямо посреди поля.


Чунцин - слишком большой, массивный, перенаселенный город, который вскоре может стать самым населенным мегаполисом мира. И только люди в этих бетонных джунглях кажутся такими крошечными и трогательными.

Со сверхкрупными городскими агломерациями связано формирование мегалополисов. Мегалополисы (от греческого”megas” – большой,”polis” – город) – гигантское скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом. Так назвал известный географ Жан Готман полосовидные скопления 40 соседних агломераций вдоль транспортных магистралей в северной части Атлантического побережья США (это название стало затем нарицательным, а произошло оно от Мегалополиса в Древней Греции – центра союза аркадских городов, который возник около 370 г. до н.э. в результате слияния более чем 35 поселений. Современный мегаполис состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфия, Балтимора, Вашингтона (отсюда его более позднее название Босвам) и некоторых других общей площадью 170 тыс.км2. Население этой ”главной улицы” страны насчитывает около 50 млн. человек, здесь производят примерно? промышленной продукции США.

Другой мегалополис Чипиттс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих озер в результате слияние 35 агломераций. Его площадь 160 тыс. км2, население – примерно 35 млн. жителей. Наиболее молодой мегалополис на западе страны Сан-Сан протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего. Он насчитывает 20 млн. жителей.

Самый большой на Земле по численности населения мегалополис Токайдо (около 70 млн. человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии (Токио-Осака). В нем сосредоточено почти 60% населения этой страны и 2/3 ее промышленного производства.

В Западной Европе выделяются своими размерами Английский мегаполис (объединяет агломерации Лондона Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и др.) и Рейнский (кольцевая агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур и Рейн-Майн в ФРГ и др.). Каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью около 50 тыс. км2 и с населением по 30-35 млн. человек. Все отчетливее намечается формирование межгосударственного мегалополиса в Северо-Западной Европе. Он охватывает сопредельные урбанизованные районы пяти стран. Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, Бельгийско-Французский (район Антверпен-Брюссель-Дилль) и Парижский. Своеобразный мегалополис складывается в 80-90 г.г. на юге Китая. Его основу составляют свободная экономическая зона Шеньчжень с населением3,3 млн. человек, Гонконг (5,6 млн), который 1 июля 1997 г. возращен Китаю и получил название Санган, Чжухай (1 млн. жителей), расположенный неподалеку от Макао, и крупнейшая агломерация Южного Китая Гуаньчжоу с населением более 4 млн. человек. В начале XXI века здесь, видимо сформировался достаточно мощный мегалополис с населением около 30 млн. человек.

Мегалополисы на базе быстрорастущих агломераций складываются и в других развивающихся странах. Это Сан-Паулу-Рио-де-Жанейро-Белу-Оризонте в Бразилии, Капр-Александрия в Египте, Калькутта-Асансол-долина р. Дамодар в Индии.

8. Субурбанизация.

Начиная с 60-х г.г. практически во всех западноевропейских странах, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии (а в США – еще раньше) началось сокращение численности населения городов и доля городского населения. Однако было бы неправильно трактовать это как поворот процесса урбанизации вспять: урбанизация вступила в новую фазу, которая получила название субурбанизация.

Субурбанизация. – развитие пригородов. Первоначально она проявляется в возникновении вокруг крупных городов пригородов. В итоге формируются городские агламерации – взаимосвязанные группы поселений (прежде всего городские), объединенные различными видами связей (трудовые, производственные, рекреационные, инфраструктурные и др.) в динамичные системы. Затем начинается более быстрое развитие пригородов (прежде всего демографическое) по сравнению с центральным городом.

Наконец, пригороды начинают развиваться за счет центрального города: идет интенсивное переселение в пригородную зону жителей из центрального города, перенос туда промышленных и других функций. Численность населения в центральных районах постепенно сокращается.

Причины этого процесса многочисленны. Их подробно изучали в США и других странах интенсивной субурбанизации. В общем случае можно выделить причины, “выталкивающие” население из центральных городов и привлекающие жителей в пригороды.

В качестве “выталкивающих” причин обычно указывают высокую стоимость хорошей недвижимости в городе, перенаселенность и моральный износ жилья в центральных городах, острые экономические проблемы, высокие местные налоги, обострение социальных проблем непрестижность адреса. В США указывают и на значение такого фактора, как опасение снижения уровня образования детей, вследствие десегрегации школ в 1954 г. Многие из этих причин взаимосвязаны и взаимообусловлены. Какие факторы привлекают население в пригороды. В США и Великобритании большое значение придают такой причине, как стремление людей жить в собственном доме. В городском жилом фонде США односемейные дома составляют 2/3, причем в центральных городах – ?, а в пригородах –3/4. Доля односемейных домов постоянно увеличивается. Со стремлением жить в собственных домах согласуются относительно низкая стоимость недвижимости в пригородах, хорошая экология, низкие местные налоги. Существенны и такие причины, как возрастание потребности в большой жилой площади, специальные правительственные программы по деконцентрации населения, развитие пригородной инфраструктуры, стремление иметь престижный адрес Новые пригородные поселения отличаются к тому же, как правило, большой социальной однородностью, которая поддерживается системой специальных мер. Эта продажа земли только большими участками, завышенная стоимость домов для нежелательных поселенцев и др. В итоге в данном поселении не могут поселиться люди с уровнем доходов ниже определенного.

Необходимое условие субурбанизации – развитие транспорта для обеспечения перевозок между местам жительства и местом работы, так как переселяющиеся в большинстве продолжают работать в центральном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного и трамвайного сообщения. Но интенсивная субурбанизация началась с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает высокую степень свободы относительного размещения мест жительства и мест работы.

В соответствии со сказанным выше первоначально из центрального города в пригороды переселяются наиболее обеспеченные слои населения, элита общества. Этим они создают образец поведения для остального населения, не реализуемый по материальным причинам: люди хотели бы переселиться, но не могут себе этого позволить со своим уровнем доходов. По мере повышения благосостояния в переселение вовлекаются все более широкие слои населения. Интенсивная субурбанизация начинается с переселением многочисленных представителей среднего класса.

За субурбанизацией населения следует субурбанизация промышленности и других сфер занятости. Начинается она с вывода за пределы центральных городов крупных промышленных предприятий, требующих больших площадей и безопасных в экологическом отношении (химические, нефтеперерабатывающие, металлургические и т.п.). Среди причин субурбанизации промышленности обычно называют возрастание спроса предприятий на крупные земельные участки, их переориентацию на автомобильный транспорт вместо железнодорожного и внутреннего водного, более низкую стоимость земли в пригородах, миграцию квалифицированных работников в пригородную зону и др. Субурбанизация торговли и услуг непосредственно связана с субурбанизацией населения, субурбанизация управленческих функций – с кризисным состоянием центральных городов, переселением служащих в пригороды, высокой степенью развития инфраструктуры в пригородах. Тем не менее субурбанизация рабочих мест все – таки меньше чем субурбанизация населения. Значительная часть жителей пригородов продолжает работать в центральных городах.

Естественно, что субурбанизация, одна из причин которой – кризис центральных городов в широком смысле, еще больше усиливает этот кризис. Центральные города лишаются значительной части налоговой базы, в них сокращается количество рабочих мест и соответственно растет безработица, увеличивается концентрация маргинальных слоев населения с низкими доходами и т.д. Поэтому в настоящее время государственные программы направлены в основном на возрождение городских центров, когда как в первые послевоенные годы они были направлены на деконцентрацию населения и экономически крупных городов.

Дальнейшее развитие процесса субурбанизации вылилось в интенсификацию переселений жителей не только в пригородную зону городских агломераций, но и на внеагломерационные территории. США уже стали “страной пригородов” – там живет около 60% населения агломераций.

Рост городского населения является одной из важнейших характеристик современной эпохи. Крупнейшие мегаполисы мира до недавнего времени располагались исключительно в европейском регионе и старых цивилизациях Азии - Китае, Индии и Японии.

Два столетия урбанизации: 1800-2000

До XVIII века ни один город не достиг порога в один миллион жителей, за исключением Рима в античный период: в период кульминации его население исчислялось 1,3 млн человек. В 1800 году был лишь один населенный пункт с числом жителей свыше 1 млн - Пекин, а в 1900-м их уже стало 15. В таблице приведен список десяти в 1800, 1900 и 2000 годах с соответствующей оценкой численности населения.

Численность населения 10 крупнейших городов, в тысячах жителей

Токио-Иокогама

Токио-Иокогама

Джакарта

Сан-Паулу

Константинополь

Калькутта

Петербург

Буэнос-Айрес

Филадельфия

Рио-де-Жанейро

Манчестер

Гуанчжоу-Фошань

После периода политических неурядиц Китай при династии Цин испытал длительный мирный период демографической экспансии. В 1800 году Пекин стал первым городом после Рима (на пике Римской империи), численность населения которого превысила 1 млн жителей. Тогда он был номером один в мире; Константинополь же находился в состоянии упадка. Затем появляются Лондон и Париж (второй и пятый соответственно). Но в этом мировом рейтинге уже проявляется городская традиция Японии, так как Эдо (Токио) начинает XIX век с полумиллионным населением, близким к населению Парижа, и Осака входит в первую десятку.

Расцвет и упадок Европы

В рост европейской цивилизации становится очевидным. Главные мегаполисы мира (9 из 10) принадлежали к Западной цивилизации по обе стороны Атлантики (Европе и США). Четверка крупнейших столичных регионов Китая (Пекин, Кантон, Ханчжоу, Сучжоу) исчезли из списка, тем самым подтверждая упадок Китайской империи. Другим примером регресса стал Константинополь. Наоборот, такие города, как Лондон или Париж, росли ускоренными темпами: между 1800 и 1900 годами их население увеличилось в 7-8 раз. Большой Лондон насчитывал 6,5 млн жителей, что превышало количество жителей таких стран, как Швеция или Нидерланды.

Рост Берлина или Нью-Йорка был еще более впечатляющим. В 1800 году Нью-Йорк с его 63 тыс. жителями имел размеры не столицы, а небольшого городка; одно столетие спустя его население превысило 4 млн человек. Из 10 мегаполисов мира только один -Токио - находился вне сферы европейского заселения.

Демографическая ситуация на начало XXI века

К концу ХХ века крупнейшие мегаполисы мира имели население 20 млн жителей каждый. Токио до сих пор расширяется до такой степени, что город стал самой гигантской агломерацией мира, население которой на 5 млн человек превысило число жителей Нью-Йорка. Сам Нью-Йорк, который долгое время занимал первое место, в настоящее время находится на пятом с количеством горожан около 24 млн человек.

В то время как в 1900 году из десяти крупнейших городских агломератов только один был за пределами европейской сферы, нынешняя ситуация полностью противоположная, так как ни один из десяти наиболее населенных мегалополисов не принадлежит к европейской цивилизации. Десять крупнейших городов расположены в Азии (Токио, Шанхай, Джакарта, Сеул, Гуанчжоу, Пекин, Шэньчжэнь и Дели), Латинской Америке (Мехико) и Африке (Лагос). Например, Буэнос-Айрес, который еще в начале XIX века был деревней, в 1998 году вышел на 6-е место с общей численностью населения 11 млн человек.

Взрывной рост наблюдается в Сеуле, где количество жителей в течение последнего полувека увеличилось в 10 раз. Африка южнее Сахары не имеет урбанистической традиции и находится лишь в самом начале этого процесса, но и там уже есть город-миллионник Лагос с населением в 21 млн человек.

Около 2,8 миллиарда городских жителей в 2000 году

В 1900-м только 10 % землян жило в городах. В 1950 году их уже было 29 %, а к 2000 году - 47 %. Городское значительно увеличилось: с 160 млн в 1900 г. до 735 млн в 1950 г. и до 2,8 млрд в 2000 г.

Рост городов является универсальным явлением. В Африке размеры некоторых населенных пунктов удваиваются каждое десятилетие, что стало результатом взрывоподобного роста числа жителей и интенсивной сельской эмиграции. В 1950 году почти в каждой стране субсахарной Африки доля городских жителей была ниже 25 %. В 1985 году такая ситуация сохранилась лишь в одной трети стран, а в 7 государствах количество горожан превалировало.

Город и деревня

В Латинской Америке, напротив, урбанизация началась довольно давно. Она достигла своего пика в первой половине XX века. Городское население по-прежнему составляет меньшинство лишь в очень немногих беднейших государствах Центральной Америки и в странах Карибского региона (Гватемале, Гондурасе, Гаити). В наиболее густонаселенных государствах процент жителей городов соответствует показателям развитых стран Запада (более 75 %).

Ситуация в Азии радикально отличается. В Пакистане, например, 2/3 населения являются жителями сельских районов; в Индии, Китае и Индонезии - 3/4; в Бангладеш - свыше 4/5. в значительной степени преобладают. Подавляющее большинство граждан по-прежнему проживают в сельской местности. Концентрация городского населения ограничена несколькими областями Ближнего Востока и промышленными регионами Восточной Азии (Японией, Тайванем, Кореей). Кажется, что высокая плотность сельского населения ограничивает изоляцию и тем самым предотвращает чрезмерную урбанизацию.

Появление мегаполисов

Городские жители постепенно все больше и больше концентрируются в гигантских агломерациях. В 1900 году число мегаполисов с населением более 1 млн человек равнялось 17. Почти все они были расположены внутри европейской цивилизации - в самой Европе (Лондон, Париж, Берлин), в России (Санкт-Петербург, Москва) или в ее Североамериканском ответвлении (Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия). Исключение составляли лишь несколько городов с давней историей политических и промышленных центров Токио, Пекин, Калькутта.

Спустя полвека, к 1950 году, городской ландшафт глубоко изменился. Крупнейшие мегаполисы мира все еще принадлежали европейской сфере, но Токио поднялся с 7-го на 4-е место. И самым красноречивым символом упадка Запада являлось падение Парижа с 3-го на 6-е место (между Шанхаем и Буэнос-Айресом), а также Лондона с позиции лидера в 1900 году до номера 11 в 1990-м.

Города и трущобы третьего мира

В Латинской Америке и даже больше в Африке, где уход от земли начался внезапно, кризис городов чрезвычайно глубокий. Темпы их развития в два-три раза отстают от темпов роста населения; скорость урбанизации теперь является отягощающим фактором: ускорение технического прогресса и глобализации ограничивают потенциал создания достаточного количества новых рабочих мест, в то время как школы и университеты каждый год поставляют на рынок труда миллионы новых выпускников. Жизнь в мегаполисе такого типа чревата разочарованиями, которые питают политическую нестабильность.

Среди 33 агломераций с более чем 5 миллионами населения в 1990 году 22 приходились на развивающиеся страны. Города беднейших государств, как правило, становятся крупнейшими в мире. Их чрезмерный и анархический рост влечет за собой такие проблемы мегаполисов, как образование трущоб и лачуг, перегрузка инфраструктуры и обострение социальных недугов, таких как безработица, преступность, отсутствие безопасности, злоупотребление наркотиками и т. д.

Дальнейшее распространение мегаполисов: прошлое и будущее

Одной из наиболее ярких особенностей развития является формирование мегаполисов, особенно в менее развитых странах. Согласно определению ООН, это населенные пункты с не менее 8 миллионами жителей. Рост крупных урбанистических образований является новым явлением, которое произошло за последние полвека. В 1950 году только 2 города (Нью-Йорк и Лондон) были в этой категории. К 1990 году мегаполисы мира включали 11 населенных пунктов: 3 были расположены в Латинской Америке (Сан-Паулу, Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро), 2 находились в Северной Америке (Нью-Йорк и Лос-Анджелес), 2 - в Европе (Лондон и Париж) и 4 - в Восточной Азии (Токио, Шанхай, Осака и Пекин). В 1995 г. 16 мегалополисов из 22 находились в менее развитых странах (12 в Азии, 4 в Латинской Америке и 2 в Африке - Каир и Лагос). К 2015 г. их число увеличилось до 42. Среди них 34 (то есть 81 %) расположены в неразвитых государствах и лишь 8 - в развитых. Мегаполисы мира в подавляющем большинстве (27 из 42, что составляет примерно две трети) находятся в Азии.

Безусловными странами-лидерами по количеству городов-миллионеров являются Китай (101), Индия (57) и США (44).

Сегодня крупнейший европейский мегаполис - Москва, которая занимает 15-е место с 16 млн человек. За ней следуют Париж (29-е место с 10,9 млн) и Лондон (32-е с 10,2 млн). Определение «мегаполис» Москва получила в конце XIX века, когда перепись 1897 года зафиксировала 1 млн человек горожан.

Кандидаты в мегалополисы

Много агломератов вскоре переступит 8-миллионный барьер. Среди них - город Гонконг, Ухань, Ханчжоу, Чунцин, Тайбэй-Таоюань и др. В США кандидаты намного отстают по численности населения. Это агломераты Даллас/Форт-Уорт (6,2 млн), Сан-Франциско/Сан-Хосе (5,9 млн), 5,8-миллионный Хьюстон, город Майами, Филадельфия.

Всего рубеж 8 млн пока преодолели только 3 американских мегаполиса - Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Чикаго. Четвертым по численности населения в США и первым в Техасе является Хьюстон. Город находится на 64 месте списка крупнейших населенных пунктов мира. Перспективен в Соединенных Штатах и рост пока относительно небольших конурбаций. Примерами таких образований являются Атланта, Миннеаполис, город Сиэтл, Феникс и Денвер.

Богатство и бедность

Значение гиперурбанизации варьируется от континента до континента и из одной страны в другую. Существенно различаются демографический профиль, характер хозяйственной деятельности, тип жилья, качество инфраструктуры, темпы роста, история заселения. Например, у городов Африки нет прошлого, и внезапно они стали наводняться массивным и непрерывным притоком бедных сельских мигрантов (в основном крестьян), а также расширяться за счет высокого естественного прироста. Их скорость роста примерно вдвое превышает средний мировой уровень.

В Восточной Азии, где плотность населения чрезвычайно велика, огромные конурбации, которые иногда охватывают очень большие области и включают сеть окрестных сел, появились благодаря улучшению экономических условий.

На Индийском субконтиненте мегаполисы, подобные Бомбею, Калькутте, Дели, Дакке или Карачи, имеют тенденцию расширяться за счет бедноты сельских районов, а также избыточной рождаемости. В Латинской Америке картина несколько иная: урбанизация здесь произошла гораздо раньше и с 1980 года замедлились; ключевую роль в этом повороте, кажется, сыграла политика структурной перестройки.

Растущие города Земли

Вопросом о том, какой самый большой город в мире, задаются многие дети. Да и взрослые тоже. Ведь окружающий мир меняется такими темпами, что иногда и не уследишь: население планеты неустанно растет, маленькие города присоединяются к большим, число мегаполисов растет, мелкие деревеньки исчезают с лица Земли, строятся новые города… Однозначно сказать, какой самый большой город в мире, невозможно. Зато вывить можно «лидеров». К ним, несомненно, относятся Сидней, Шанхай, Буэнос-Айрес, Стамбул, Тегеран, Мехико, Токио и многие другие.

Самые многолюдные города

Самый большой город в мире по населению - Шанхай. Не являющийся столицей, этот город все же имеет огромное экономическое, культурное и политическое значение. Шанхай можно смело назвать коммерческим центром Китая, да и всего Дальнего Востока, ведь огромная часть государственного и внешнего бизнеса сосредоточена там. Красивый и гостеприимный Шанхай манит паломников со всего мира, что позволяет получать немалый доход и от туристического бизнеса. Кроме того, именно в Шанхае находится крупнейший во всем мире порт. Сегодня население Шанхая составляет чуть более 20-ти миллионов человек. И цифра эта постоянно меняется, причем в большую сторону. Шанхайцы даже имеют собственный диалект, который так и называется - шанхайский. Прирост происходит за счет миграции и традиционно высокой для Китая рождаемости.

На втором месте после Шанхая - Мехико, столица Мексики. Население чуть более 19 млн. человек. Третье место разделяют Стамбул (Турция) и Карачи (Пакистан).

Города с наибольшей территорией

Самый большой город мира по площади - австралийский Сидней. Он занимает чуть более 12 квадратных километров. Туристический центр всего региона, крупный торговый порт, развивающаяся бизнес-столица, Сидней имеет все предпосылки к дальнейшему процветанию и расширению. Общая мировая тенденция к миграции сельских жителей в крупные города прослеживается и в Сиднее. Его население нельзя назвать наибольшим, но растет оно с завидным постоянством. Следует за ним столица Конго - Киншаса. Огромная территория Киншасы занята не только высотными жилыми массивами, но и частным сектором. Огромные участки города занимают промышленные комплексы, рынки, естественные парки. На третьем месте - Буэнос-Айрес. Это не только самый большой по территории город в Аргентине, но и самый оживленный и, без преувеличения, самый красивый.

Прогнозы социологов

В последние годы вопросы о том, какой самый большой город в мире, задают и социологи. Ведь для всех крупных городов характерна одна особенность - дальнейший рост. К чему же это может привести?

Не так давно специалисты в области социологии, экономики и политики из журнала Форбс провели независимое исследование, в рамках которого были оценены не только существующие сегодня лидеры, но и многие другие мегаполисы, показывающие высокие темпы развития и роста. Целью исследования было определение городов, которые станут наиболее крупными через 10-15 лет. По результатам исследования, в 2025 году самым крупным городом на Земле станет столица Японии Токио. Этот мегаполис и сегодня достаточно велик и многолюден, но главное - его темпы прироста населения просто огромны. Специалисты прогнозируют, что лет через 10 на вопрос «Какой самый большой город в мире?» можно будет, не задумываясь, ответить - Токио!

По результатам этого исследования, в первую десятку кроме Токио попадут Дели, Мехико, Шанхай, Нью-Йорк, Калькутта, Карачи, Сан-Паулу, Дакка, Мумбаи.

Москва, 20 августа - "Вести.Экономика". Американский научно-исследовательский институт Brookings Institute представил исследование "2018 Global Metro Monitor", в рамках которого был составлен рейтинг самых быстрорастущих мегаполисов в мире.

Эксперты Brookings Institute рассмотрели такие параметры, как ВВП, ВВП на душу населения, паритет покупательной способности, уровень занятости, численность населения 300 крупнейших мегаполисов мира.

В исследовании отмечается, что на эти мегаполисы приходится 36% мирового роста занятости и 67% мирового роста ВВП.

Единственный российский город, который вошел в список 300 крупнейших мегаполисов мира, это Москва. Она оказалась на 287-м месте в рейтинге роста.

Отмечается, что рост занятости составил 0,6% с 2014 по 2016 гг., а уровень роста ВВП оказался отрицательным: -2,9%.

Ниже мы расскажем о 10 мегаполисов с самыми высокими показателями роста.

1. Дублин, Ирландия

Дублин - город-графство в Ирландии, столица страны. В последнее время не последнее место в экономике Дублина занимает и банковское дело. Citibank, Commerzbank имеют в Дублине свои отделения.

В последнее время здесь открылось много производственных объединений, выпускающих фармацевтическую продукцию.

Целый ряд крупных американских компаний, специализирующихся на информационных и интернет-технологиях, открыли свои офисы в Дублине, образовав так называемый район Silicon Docks.

К этим компаниям в первую очередь относятся Microsoft, Google, Amazon, PayPal, Yahoo!, Facebook, LinkedIn, Airbnb.

У компаний Intel и Hewlett Packard есть большие заводы в графстве Килдэр, в 15 км к западу от Дублина.

Рост занятости составил 2,5%, а рост ВВП на душу населения – 21,2%.

2. Сан-Хосе, США

Сан-Хосе - город в Калифорнии, по численности населения третий в штате после Лос-Анджелеса и Сан-Диего и десятый в США.

Сан-Хосе - самоназванная столица Кремниевой долины.

Здесь расположены штаб-квартиры многих компаний, работающих в области информационных технологий, в том числе Cisco Systems, Adobe Systems, BEA Systems, eBay, KLA Tencor.

Рост занятости составил 3,4%, а ровт ВВП на душу населения – 7,5%.

3. Чэнду, Китай

Чэнду - город субпровинциального значения в Юго-Западном Китае. Чэнду - крупный центр экономики, торговли, финансов, науки и техники, а также - важный центр транспорта и связи.

Важную роль в экономике играет производство. Основные отрасли промышленности в Чэнду включают производство продуктов техники, оборудования, питания, медикаментов и ИТ. Крупнейшие предприятия в этих отраслях включают Chengdu Sugar and Wine Co. Ltd., Chengdu Food Group, Sichuan Medicine Co. Ltd., Chengdu Automobile Co. Ltd. и другие.

В Чэнду развернут и расширяется высокотехнологичный индустриальный парк, где находится одно из крупнейших в стране авиационно-космических производств.

Chengdu Aircraft Industry Corporation выпускает боевую и прочую авиационную технику, включая современный истребитель Chengdu J-10 "Стремительный дракон" и первые экземпляры одного из немногих в мире истребителя пятого поколения Chengdu J-20 "Черный орел".

Рост занятости составил 5,9%, а рост ВВП на душу населения – 7,2%.

4. Сан-Франциско, США

Сан-Франциско является мировым туристическим центром, известный своими летними холодными туманами, крутыми холмами и сочетанием викторианской и современной архитектуры.

В число достопримечательностей города входят мост "Золотые ворота", остров Алькатрас, система канатных трамваев, башня "Койт" и Чайна-таун.

Основа экономики Сан-Франциско - туризм. Благодаря изображению города в фильмах, музыке и популярной культуре Сан-Франциско узнаваем во всем мире.

Рост занятости составил 3,8%, а рост ВВП на душу населения – 4,1%.

5. Пекин, Китай

Пекин - столица и один из городов центрального подчинения Китайской Народной Республики.

Это крупнейший железно- и автодорожный узел и один из основных авиаузлов страны.

Кроме того, Пекин является политическим, образовательным и культурным центром КНР, в то время как главными экономическими центрами считаются Шанхай и Гонконг.

Вместе с тем, в последнее время все больше берет на себя роль локомотива предпринимательской деятельности и основного поля для создания инновационных предприятий.

Рост занятости составил 2,8%, а рост ВВП на душу населения – 6,3%.

6. Дели, Индия

Дели - второй по величине (после Мумбаи) город Индии. Дели - многонациональный город, в котором перемешаны разные культуры.

Разные народы Индии играют разные роли в экономике города.

Строительство, энергетика, коммунальные услуги, здравоохранение, продажа жилья и другие услуги, направленные на местное население, также составляют значительную часть экономики города.

Кроме того, сектор розничной торговли Дели демонстрирует одни из наибольших темпов роста в стране.

Рост занятости составил 4,7%, а рост ВВП на душу населения – 6,6%.

7. Манила, Филиппины

Манила - столица государства Филиппины.

Обладая удобной гаванью, Манила является главным портом страны и одним из наиболее оживленных портов мира.

Промышленность включает производство химикатов, текстиля и одежды, электроники, продуктов питания и напитков, табачных изделий, фанеры, копры, кокосового масла и др.

Пищевая промышленность - один из наиболее стабильных секторов производства. Центр полиграфической промышленности Филиппин.

Рост занятости составил 5,7%, а рост ВВП на душу населения – 5,5%.

8. Фучжоу, Китай

Фучжоу - городской округ в провинции Фуцзянь КНР, административный центр провинции.

Фучжоу - крупный центр химической, лесной, целлюлозно-бумажной, пищевой, полиграфической, текстильной промышленностей, а также машиностроения.

Рост занятости составил 6%, а рост ВВП на душу населения – 7,8%.

9. Тяньцзинь, Китай

Тяньцзинь - один из четырех городов центрального подчинения Китайской Народной Республики. Городская зона Тяньцзиня является третьей по величине в континентальном Китае.

В городе открыла сборочное производство компания Airbus для сборки лайнеров класса Airbus A320, официально производственные мощности открылись в 2009 г.

При этом в данном проекте партнерами выступили китайские компании "Китайская авиационная промышленная корпорация № 1" и "Китайская авиационная промышленная корпорация № 2", а сборочные производства со всего мира поставляли на завод комплектующие.

Город испытывает строительный бум. Самым высоким зданием является 75-этажный небоскреб Тяньцзиньский международный финансовый центр, строится 117-этажный небоскреб "Голдин файненс 117".

Рост занятости составил 2,5%, а рост ВВП на душу населения – 7,6%.

10. Сямынь, Китай

Сямынь - город субпровинциального значения в провинции Фуцзянь (КНР), крупнейший порт провинции на побережье Тайваньского пролива.

Будучи важным портом, Сямынь известен как один из 10 крупнейших портов Китая, с 80 причалами различных размеров с направлениями в более 60 портов в более чем 40 странах и регионах.

Благодаря развитым экономическим и торговым отношениям с 162 странами и регионами в мире Сямынь считается одним из самых привлекательных мест для иностранных инвесторов.

Рост занятости составил 5,4%, а рост ВВП на душу населения – 7,1%.