Кретов степан дважды герой советского союза. Степан кретов - биография, фотографии

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за подвиги на фронте Степану Ивановичу Кретову присвоено звание Героя Советского Союза. 23 февраля 1948 года он удостоен второй «Золотой Звезды». Награжден также многими орденами и медалями.


Степан Иванович Кретов родился в семье крестьянина. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. До 1933 года жил и учился в селе. Окончив в

Минусинске семилетку, поступил в Канский сельскохозяйственный техникум, одновременно овладевал летным делом. В 1939 году пошел добровольцем в Советску

В годы Великой Отечественной войны служил в авиации. Совершил 400 боевых вылетов. Со своим экипажем уничтожил на вражеских аэродромах 60 самолетов и сбил в воздухе 10 самолетов противника.

После войны С. И. Кретов закончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, многие годы наход

ился на преподавательской работе. С 1974 года гвардии полковник С. И. Кретов по болезни был в отставке и жил в Москве.

В дни праздничных торжеств, когда в Москве на Красной площади проходит военный парад, Степан Иванович Кретов часто спрашивает себя: а что сделал он, простой крестьянский парень,

чтобы продолжить славные революционные традиции народа, каков его личный вклад в общее дело борьбы за коммунизм? И как-то особенно остро ощущает себя в такие минуты частицей могучей советской семьи, участником многих памятных событий...

Еще в аэроклубе курсант Кретов получил хорошую теоретическу

ю и практическую подготовку. Здесь он впервые узнал о первых русских авиаторах М. Ефимове, Н. Попове, А. Васильеве, Л. Мицкевиче, П. Нестерове, о тех, кто своими бесстрашными героическими полетами вписал славную страницу в историю отечественной авиации. Кретов настойчиво обогащал свои знания в облас

ти авиационного дела, серьезно готовил себя к профессии летчика, к будущим боям за Советскую Родину, давшую ему могучие крылья для большого полета.

Исключительная прилежность, дисциплинированность, упорство Степана Кретова обратили на себя внимание инструкторов аэроклуба. Занимаясь в техникуме,

он все свободное время посвящал полетам, подготовке к ним, изучению парашюта, участвовал в массовых спортивных соревнованиях.

Товарищи любили и уважали Кретова. Сильные, способные всегда находили у него искреннюю поддержку и доброжелательность - он умел радоваться успехам и победам друзей. А те,

что послабее, чувствовали себя с ним увереннее, крепче - у Кретова был удивительный дар веры в чувство локтя, в силы и большие возможности человека. Все эти качества ярко проявились впоследствии, в годы Великой Отечественной войны, когда ему был доверен штурвал боевого самолета.

На всю жи

знь запомнил Степан свой первый полет, когда учился еще в аэроклубе. Земля, родная сибирская земля, по которой он привык ходить каждый день, неожиданно предстала сказочной панорамой. Новая, непривычная для глаз картина. Узнает ли сверху он свой аэродром, сможет ли среди десятков сотен домов города о

тыскать здание техникума? Сохранит ли ясность мысли, четкость и последовательность в наблюдениях, в ориентировке? Ведь это первый и самый серьезный экзамен в воздухе!

Укажите наиболее характерные ориентиры по курсу полета, - сказал инструктор курсанту.

Слева - пятиэтажное здание школы. П

рямо по курсу - аэродром, справа - массив хвойного леса, - четко ответил Кретов.

Глаза курсанта светились радостью. И не удивительно. Ведь он делал в воздухе первые открытия, завоевывал первые ступеньки бесконечной лестницы в небо.

Инструктор весело кивнул головой и широко улыбнулся: «Молоде

ц, товарищ курсант! Так держать!»

После первого полета Степан Кретов сказал товарищам:

Раньше мне казалось, что мое призвание - механизация сельского хозяйства. Теперь я окончательно решил связать свою жизнь с авиацией. Буду поступать в военную авиационную школу летчиков.

Когда началас

ь Великая Отечественная война, Степан Кретов был уже военным летчиком бомбардировочной эскадрильи авиации дальнего действия.

Трудными были первые дни, первые месяцы войны для младшего лейтенанта, командира боевого экипажа.

В тот памятный день утро выдалось на редкость непогожее. По небу п

лыли серые громоздкие тучи. Землю плотно окутал туман. Но на аэродроме у замаскированных самолетов уже хлопотали техники, радисты, оружейники. Время от времени они с надеждой поглядывали вверх: не появится ли просвет в тучах, не расползается ли туман?

К полудню погода начала резко улучшаться. Вы

глянуло солнце, и в разрывах кучевых облаков заголубело далекое небо. Техники и механики сбросили с машин маскировочные сети и приступили к подвеске бомб.

Расположившись под плоскостью самолета, используя вместо столика парашют, младший лейтенант Кретов заканчивал прокладку маршрута. А из

головы не выходили слова из письма матери: «Сынок! Для защиты родной земли не щади своих сил... Мое материнское сердце всегда с тобой...»

«Всегда с тобой»... Словно наяву, предстала перед ним мать. Лучистые глаза, добрая улыбка, натруженные руки...

Думы летчика прервал техник:

Самолет

к боевому вылету готов!

Экипаж младшего лейтенанта Кретова поднялся в воздух четвертым. Набрали высоту. Лететь пришлось между двумя слоями облаков. Минут через двадцать попали в зону обледенения. Стекла кабин, плоскости начали покрываться тонкой коркой льда. Первым на это обратил внимание стрело

к-радист старшина Оводенко и доложил командиру.

Вижу, - ответил Кретов. - Будем пробивать облака.

Опасность миновала. Полет продолжался. На последнем этапе маршрута встретили «мессершмиттов». Гитлеровцы шли несколько ниже и не заметили бомбардировщиков. Кретов облегченно вздохнул. Не хвата

ло еще за несколько минут до цели ввязаться в бой с истребителями противника.

Впереди показался город. Чуть левее - железнодорожная станция. Кретов посмотрел на штурмана. Тот уже уточнял боковую наводку. Секунда, другая - и штурман Матюшко нажимает кнопку сброса. И вот уже железнодорожная станци

я содрогнулась от мощных взрывов.

Кретову сопутствовала удача. На станции были эшелоны с боеприпасами и горючим. Гитлеровцы не ожидали налета советских бомбардировщиков и оказались застигнутыми врасплох. Весь бомбовый груз сброшен прицельно. Станция превращена в сплошной огненный остров.

ольшим запозданием заговорили вражеские зенитки. Огонь их становился все плотней и плотней. Два или три снаряда разорвались совсем близко от самолета. Кретов маневрировал, производил развороты вправо, влево. Разрывы снарядов начали ложиться позади. Резким снижением летчик вывел машину из зоны обстре

ла и развернулся на восток. Теперь пора на аэродром.

Неожиданно машину качнуло. Кретов посмотрел на приборную доску: левый мотор дает перебои. Сообщил штурману. Матюшко доложил, что до аэродрома не меньше 800 километров. «Дотянем ли на одном моторе?» - подумал командир экипажа. В прошлый раз при

шлось садиться с поврежденным шасси, а теперь вот - лететь на одном моторе.

Кретов приказал членам экипажа усилить осмотрительность, быть наготове, чтобы покинуть машину с парашютами. Никто не знал, насколько серьезно поврежден самолет. Ведь могли быть пробиты и бензобаки. Тогда жди взрыва. Но п

роходили томительные минуты, а самолет все еще держался в воздухе. «Значит, баки в порядке», - решил Кретов.

Не наскочить бы в сумерках на «мессершмитты», - сказал он штурману. - А долететь - долетим!

Матюшко, доброволец, участник боев за республиканскую Испанию, дважды награжденный боевым

и орденами, был опытным штурманом. Не случайно кретовскому экипажу поручались самые ответственные задания. Знало командование: Кретов - дойдет, Матюшко - не промахнется. Но сейчас даже видавший виды штурман приуныл. Пролететь на одном моторе 800 километров - такого еще не случалось.

И все же тру

дное испытание выдержали: дотянули-таки до родного аэродрома. Геройский экипаж встречали боевые друзья. Кретов попытался было доложить командиру полка о выполнении задания, но тот улыбнулся и, пожимая крепко руку летчику, сказал:

Все знаю, Степан Иванович! Главное сейчас для вас - отдыхать.

Командир полка доложил по телефону командиру дивизии, что экипаж младшего лейтенанта Кретова вернулся.

Генерал благодарит вас за отличное выполнение задания. Уничтожено шесть эшелонов противника с горючим и боеприпасами.

Служу Советскому Союзу! - взволнованно ответил Степан Иванович.

Через несколько дней командир дивизии вручил членам экипажа бомбардировщика высокие правительственные награды. На гимнастерке младшего лейтенанта Кретова засиял второй орден Красного Знамени.

И опять полеты, бомбежки, воздушные бои...

ода день выдался теплый и тихий, а к ночи неожиданно разыгралась непогода, посыпала снежная крупа. В просторной землянке, где размещалась эскадрилья бомбардировщиков, весело потрескивали в железной бочке, приспособленной под печь, березовые дрова. Летчики приводили в порядок свое обмундирование.

Старшина Оводенко и воздушный стрелок старший сержант Кравчук вспоминали последний налет на вражеский аэродром в районе города Сарай. Фашисты хорошо охраняли важный объект, 15 прожекторов и восемь зенитных батарей несли здесь круглосуточное дежурство. Но все это не спасло гитлеровцев от возмездия.

Экипаж Кретова подошел к аэродрому на большой высоте и, сбросив зажигательные бомбы, вызвал два очага пожара - хороший ориентир для других бомбардировщиков. После налета фашисты недосчитались на аэродроме 26 самолетов.

Куда же теперь будем пролагать маршрут? - спросил Оводенко.

Я бы с уд

овольствием парочку бомб сбросил на Берлин, - ответил Кравчук.

Парочку, говоришь? Я бы для Гитлера десятка не пожалел.

Дверь землянки отворилась, и в нее протиснулся посыльный из штаба.

Старшего лейтенанта Кретова вызывает командир полка!

Степан быстро оделся и направился в штаб.

Командир был чем-то сильно озабочен. Пытливо посмотрев на вошедшего, сказал:

Садись поближе. Помозгуем вместе.

Взглянув на карту, Кретов сразу понял: разговор пойдет о Керченском порте. На командирской карте он был обведен двумя синими кружками. Летчик не ошибся. Командир для того и вызва

л его, чтобы лично проинструктировать и познакомить с обстановкой. Два экипажа вернулись ни с чем, один был сбит при заходе на бомбометание.

Нелегко будет прорваться к порту, - заметил Кретов, выслушав командира. - Когда вылетать?

В десять утра. И помните, Степан Иванович: порт должен бы

ть выведен из строя. На задание пойдете только одним экипажем.

В назначенное время бомбардировщик поднялся с аэродрома и взял курс на Керчь. Через два часа самолет подходил к порту. Несколько зенитных батарей открыли огонь по бомбардировщику. Кретов умело сманеврировал и резким разворотом ушел в

сторону. Фашисты, видимо, решили, что самолет больше не появится, и прекратили огонь. А советский бомбардировщик с приглушенными моторами вышел на цель с другого, менее защищенного направления. Разрывы зенитных снарядов вспыхивают совсем близко от машины, но она идет к цели. Открываются бомболюки,

и огромные клубы черного дыма окутывают стоящие у пристани танкеры.

Огонь противника усилился. В фюзеляже, возле рации, появилось несколько пробоин. Старшина Оводенко, наблюдавший за разрывами снарядов в задней полусфере, сообщал командиру экипажа, откуда больше всего бьют зенитки. Кретов менял

высоту и направление полета.

«Ушли», - облегченно вздохнул он и приказал радисту послать в штаб донесение, что боевое задание выполнено.

Едва успел Оводенко передать радиотелеграмму, как Кравчук сообщил:

Вижу самолет!

«Свой или чужой?» - подумал Кретов и подал условный сигнал. Не о

твечая на сигнал, неизвестный самолет приближался. Ясно: в воздухе фашист.

«Мессершмитт» издали открыл огонь. Трасса пуль прошла над самолетом.

Старший сержант Кравчук ответил длинной очередью из крупнокалиберного пулемета.

Молодец, Кравчук! - похвалил Кретов воздушного стрелка. - Креп

ко угостил фашиста.

«Мессершмитт» метнулся в сторону, оставляя за собой шлейф черного дыма. Но и бомбардировщик получил повреждения. Машина резко пошла на снижение, на правой плоскости вспыхнул огонь. Заглох мотор. А внизу - море.

Все сильнее и сильнее трясло правую плоскость. Надрывался лев

ый мотор. Но вот и он отказал. Бомбардировщик качнуло и потянуло к воде.

До берега далеко? - спросил Кретов у штурмана.

Полтора - два километра.

Кретов последним покинул горящий самолет. Море встретило летчика декабрьской стужей, несмолкаемым шумом свинцовых волн...

На другой ден

ь фашистские газеты сообщили, что русский снайпер бомбовых ударов Степан Кретов сбит над морем и весь экипаж самолета погиб. Но гитлеровцы ошиблись. Прославленный экипаж остался жив. Больше часа продержались герои на воде и были спасены.

И сколько же подобных испытаний выпало на долю Степана Кре

това! Восемь раз приходилось ему покидать кабину бомбардировщика с парашютом. Однажды он приземлился на территории, занятой противником. Но всякий раз отважный летчик возвращался в родной полк и снова садился за штурвал боевого самолета, и снова обрушивал на голову врага смертоносный груз.

онте Кретов подал заявление с просьбой принять его в Коммунистическую партию.

Выступая на партийном собрании, парторг полка сказал:

Мы верим Кретову. В наши ряды приходит хорошее пополнение. Доверие партии Степан Иванович заслужил отвагой и мужеством, беззаветной преданностью Родине.

омбардировщик, пилотируемый Кретовым, десятки раз появлялся над военными объектами Кенигсберга и Данцига, Будапешта и Штеттина. Последний бомбовый удар Кретов нанес 2 мая 1945 года по скоплению живой силы и техники противника в районе Берлина.

Когда гитлеровская Германия капитулировала, Кретов,

поздравляя личный состав гвардейской эскадрильи с победой, сказал:

На крыльях своих самолетов мы через всю войну гордо пронесли красные звезды - эмблемы мира и свободы. Будем же всегда верны боевому знамени, под которым мы сражались и победили.

Мощное «ура» троекратно прокатилось над полев

ым аэродромом.

Боевой путь дважды Героя Советского Союза Степана Ивановича Кретова убедительно свидетельствует: в бою побеждают отважные, сильные духом люди, беззаветно преданные своему народу, горячо любящие Отчизну и люто ненавидящие ее врагов. В народе говорят: советские воины из металла скро

ены. Это действительно так. На смену одному поколению приходит другое, а славные традиции Великого Октября, традиции Коммунистической партии, революционное наследие В. И. Ленина жили и будут жить в делах народных, в отваге и боевом мастерстве советских воинов, готовых в любую минуту грудью стать на

Степан Иванович Кретов

Степан Кретов родился 25 декабря 1919 г. в селе Малая Ничка Минусинского района Красноярского края в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. Учился в Канском сельскохозяйственном техникуме и аэроклубе.

В РККА с 1939 г. В 1940 г. окончил Балашовскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 21-го дальнебомбардировочного авиационного полка (с сентября 1943 г. - 24-й гвардейский авиационный полк). В должности командира авиаэскадрильи 24-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. К началу 1944 г. совершил 336 боевых вылетов на бомбардировщике Ил-4, со своим экипажем уничтожил на вражеских аэродромах 60 и сбил в воздухе 10 самолётов противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях, капитану С.И. Кретову присвоено звание Героя Советского Союза.

Восемь раз капитану Кретову приходилось покидать кабину бомбардировщика с парашютом. Всего за время войны совершил 400 боевых вылетов на бомбардировщике Ил-4. Успешно бомбил войска и объекты врага в боях на Кавказе, Украине, при взятии Кёнигсберга, на территории Польши, Румынии, Венгрии, Германии.

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. В 1950 г. окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу, в 1958 г. - Военно-воздушную академию. С 1961 г. служил в Ракетных войсках стратегического назначения, был преподавателем и старшим преподавателем Ростовского военно-инженерного училища. С декабря 1973 г. - старший преподаватель Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского. С 1974 г. полковник С.И. Кретов - в отставке.

Бронзовый бюст Героя установлен в городе Минусинске Красноярского края.

Кретов Степан Иванович - командир эскадрильи 24-го гвардейского авиационного полка (50-я авиационная дивизия, 6-й авиационный корпус авиации дальнего действия), капитан. Родился 25 декабря 1919 года в селе Малая Ничка ныне Минусинского района Красноярского края в семье крестьянина. Русский. Детство и юность провёл в городе Минусинск. Окончил среднюю школу. Учился в Канском сельскохозяйственном техникуме, окончил аэроклуб. В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Балашовскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. В боях Великой Отечественной войны младший лейтенант С.И. Кретов - с 22 июня 1941 года. Воевал в составе 21-го дальнебомбардировочного авиационного полка (с сентября 1943 года – 24-й гвардейский авиационный полк). Участвовал в оборонительных сражениях на юге Украины летом 1941 года, в Донбасской и Ростовской оборонительных, в Ростовской наступательной операции 1941 года, в оборонительных и наступательных этапах битвы за Кавказ в 1942-1943 годах, в наступательных операциях на Кубани весной-летом 1943 года, в битве за Днепр и в Донбасской наступательной операции 1943 года. Несмотря на тяжелый физический недостаток (отсутствие обоняния), из-за которого подлежал списанию с лётной работы, добился своего оставления в строю. К октябрю 1941 года выполнил уже 67 боевых вылетов (в том числе 48 - ночью), став одним из лучших лётчиков полка и оставался им до конца войны. Особо успешным был боевой вылет 25 сентября 1942 года на бомбардировку железнодорожного узла Батайска, где от его точных попаданий авиабомб и последующей детонации разлетающихся боеприпасов за несколько минут были уничтожены 6 железнодорожных эшелонов с боеприпасами и горючим. С 1942 года командовал звеном, с 1943 - эскадрильей. В должности командира авиаэскадрильи 24-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (Авиация дальнего действия) к началу 1944 года совершил 336 боевых вылета (в том числе 306 - ночью) на бомбардировщике Ил-4, со своим экипажем уничтожил на вражеских аэродромах 60 и сбил в воздухе 10 самолётов противника. За мужество и героизм проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года капитану Кретову Степану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№3538). Восемь раз ему приходилось покидать кабину бомбардировщика с парашютом. Однажды после успешного выполнения задания вышел из строя левый мотор. Более 800 километров вёл самолёт на одном моторе и дотянул до своего аэродрома. После налёта на аэродром около города Сарай фашисты потеряли на земле 26 самолётов. В декабре 1943 года было поручено вывести из строя усиленно охранявшийся фашистами Керченский порт. Задание было успешно выполнено, но на обратном пути экипажу пришлось выброситься на парашютах над морем в километре от берега. Всего за время войны совершил 400 боевых вылетов на бомбардировщике Ил-4. Успешно бомбил войска и объекты врага в боях на Украине, при взятии Кёнигсберга, на территории Польши, Румынии, Венгрии, Финляндии (4 боевых вылета), Германии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года майор Кретов Степан Иванович награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№44/II). После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. В 1950 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу, в 1958 году - Военно-воздушную академию (Монино). С июля 1961 года служил в Ракетных войсках стратегического назначения: преподаватель кафедры боевого применения ракет и тактики, затем старший преподаватель кафедры тактики, истории военного искусства и общевойсковой подготовки Ростовского военно-инженерного командного училища. С декабря 1973 года - старший преподаватель Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского. С 1974 года полковник С.И.Кретов – в отставке. Жил в городе-герое Москве. Умер 19 января 1975 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве (участок 29). Полковник (1960). Награждён двумя орденами Ленина (31.12.1942, 13.03.1944), двумя орденами Красного Знамени (23.12.1941, 14.11.1942), орденом Красной Звезды (1954), медалями. Бронзовый бюст Героя установлен в городе Минусинск Красноярского края.

дважды Герой Советского Союза

Советский военный лётчик, полковник, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1944, 1948).
Родился 25 декабря 1919 года в селе Малая Ничка Тесинской волости Минусинского уезда Енисейской губернии (ныне Минусинского района Красноярского края). Русский. С 1933 года жил в городе Минусинск. В 1936 году окончил 7 классов школы в Минусинске. В 1936-1937 годах работал в колхозе «Красная заря» в родном селе. В 1938 году окончил 1 курс Канского сельскохозяйственного техникума (Красноярский край). В 1938-1939 годах работал делопроизводителем в Канской районной комендатуре НКВД. В 1939 году окончил Канский аэроклуб.
В армии с февраля 1939 года. До сентября 1939 году обучался в Читинской военной авиационной школе лётчиков, в августе 1940 года окончил Балашовскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком 228-го дальнебомбардировочного авиационного полка (в Северо-Кавказском военном округе; город Новочеркасск Ростовской области). С января 1941 – пилот 21-го дальнебомбардировочного авиационного полка (в Одесском военном округе; город Саки, Крым). Летал на ДБ-3А и ДБ-3Ф (Ил-4).
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – июне 1944 – пилот, лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 21-го (с сентября 1943 – 24-го гвардейского) авиационного полка дальнего действия. Участвовал в оборонительных боях в Молдавии, на Украине и Донбассе, Ростовских оборонительной и наступательной операциях, битве за Кавказ, освобождении Кубани, Курской битве, Донбасской операции, снятии блокады Ленинграда и Крымской операции.
В начале войны Степана Ивановича хотели отстранить от боевой работы по причине физического недостатка (отсутствия обоняния), но он добился возвращения в строй. Первые боевые вылеты его экипаж совершил в июне 1941 года на бомбардировщике ДБ-3А с характерной, частично остеклённой кабиной штурмана. Экипажем под командованием С.И. Кретова было уничтожено на земле большое количество живой силы и техники, в воздушных боях сбито в воздухе несколько самолётов. Один Ме-109 был сбит в небе над Каховкой в сентябре 1941 года, при этом ДБ-3А получил около 200 пробоин, оба стрелка были ранены, один двигатель вышел из строя. Тем не менее, Степан Иванович сумел посадить самолёт на свой аэродром.
2 декабря 1941 года после бомбардировки Таганрогского порта над морем, в двух километрах от берега, его самолёт был перехвачен четвёркой «мессеров». В ожесточённом воздушном бою удалось сбит один Ме-109, но ДБ-3А был подбит и загорелся. С.И. Кретов, как командир, прыгал последним. Освободившись от парашюта, наглотавшись воды, он увидел в волнах остальных живых членов своего экипажа. Сильно болели обожжённые руки. Вскоре неподалёку нашли кусок большого бревна… Как добрались до берега, а затем и до своей части, он помнил плохо. Но через 10 дней он снова вылетел на боевое задание.
27 сентября 1943 года за выполнение 284 боевых вылетов (20 – днём и 264 – ночью) командир авиаэскадрильи 24-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (50-я АД ДД, 6-й АК ДД, Авиация дальнего действия) гвардии капитан С.И. Кретов был представлен к званию Героя Советского Союза (присвоено 13 марта 1944 года). Примечательно, что за две недели, пока представление на «Золотую Звезду» утверждалось командирами дивизии и корпуса, Степан Иванович довёл количество своих боевых вылетов до 306.
6 февраля 1944 года группе дальних бомбардировщиков было поручено нанести эшелонированный удар строго по военным и морским объектам Хельсинки. Финляндию старались вывести из войны.
Вылетели к полуночи. Нагруженные самолёты тяжело оторвались от земли, стали набирать высоту. Что такое эшелонированный удар? Это когда каждому самолёту, а их летят многие десятки, даётся определённая высота, определённый объект и определённое время выхода на цель. Менять что-либо нельзя – помешаешь другому.
При подходе к Хельсинки самолёты были встречены ураганным зенитным огнём. За 20 километров до цели С.И. Кретов приказал штурману открыть бомболюки. В кабину хлынул дьявольский холод. Но лётчик не обращал на него внимания. Ему нужно было увёртываться от слепящих лучей прожекторов, от зенитного огня и при этом точно вести самолёт по курсу. Нестерпимо долгим показался выход на цель.
– Два градуса вправо. Чуть-чуть левее. Ещё градус влево, – уточнял курс штурман.
Наконец – всё! Бомбы сброшены. Главное сделано. Теперь можно свободнее маневрировать – самолёт стал легче. Но что это? Кабина Ил-4 не была оснащена достаточным подогревом и многочасовой полёт на холодном самолёте требовал немалого терпения и выносливости, прежде всего от лётчика, и заранее принятых мер.
Так и теперь: он не мог оторвать от штурвала пальцы рук. «Отморозил», – пронеслась в его голове ужасная догадка. С большим трудом он оторвал от штурвала одну руку. Чтобы добиться её чувствительности, начал бить рукой по стенке кабины. Наконец ощутил в руке сильную боль – рука ожила. Переложив штурвал, принялся приводить в чувство другую руку.
И опять в море огня. Надо вновь пройти над целью, сфотографировать результаты бомбёжки...
31 мая 1944 года приказом командира 6-го авиационного корпуса дальнего действия генерал-лейтенанта Г.Н. Тупикова за нарушение дисциплины капитан С.И. Кретов был снят с должности командира авиаэскадрильи, лишён гвардейского звания и понижен до командира корабля. По всей вероятности, именно этим можно объяснить тот факт, что до конца войны он не получил ни одного ордена (но был восстановлен в гвардейском звании).
С июня 1944 – лётчик 24-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (с декабря 1944 – 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка). Участвовал в Бобруйской, Белостокской, Люблин-Брестской, Ясско-Кишинёвской, Будапештской и Кёнигсбергской операциях.
Всего за годы войны гвардии капитан С.И. Кретов совершил 400 боевых вылетов (369 – ночью и 31 – днём) на бомбардировщиках ДБ-3А и Ил-4 для нанесения ударов по живой силе и технике противника во вражеском тылу. 146 раз он бомбил передний край противника, 40 – вражеские аэродромы, 138 – железнодорожные узлы, 27 – порты, 23 – мосты и переправы. 24 боевых вылета совершил на бомбардировку целей в глубоком тылу противника.
21 мая 1945 года лётчик 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (36-я БАД, 1-й гвардейский БАК, 18-я ВА) гвардии капитан С.И. Кретов был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда» (награждён 23 февраля 1948 года).
С сентября 1945 – командир авиаэскадрильи 240-го бомбардировочного авиационного полка (в Северной группе войск; город Мендзыжец-Подляски, Польша). В сентябре 1946 – марте 1950 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 108-го бомбардировочного авиационного полка (посёлок Климово Брянской области). Летал на Ил-4.
В 1950 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу Дальней авиации (город Иваново). В 1950-1953 – начальник отделения перелётов и старший офицер по использованию опыта войны в Управлении 50-й воздушной армии Дальней авиации (город Смоленск). В апреле 1953 – марте 1959 – начальник отделения боевой подготовки 11-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии (аэродром Шаталово, Починковский район Смоленской области). В 1958 году заочно окончил Военно-воздушную академию (Монино).
С марта 1959 – командир 335-го авиационного (ракетного) полка (город Белая Церковь Киевской области, Украина), в сентябре 1959 – июле 1961 – командир 151-го ракетного полка (город Стрый Львовской области, Украина).
С 1961 – преподаватель кафедры боевого применения ракет и тактики, а в 1970-1972 – старший преподаватель кафедры тактики, истории военного искусства и общевойсковой подготовки Ростовского высшего командно-инженерного училища. В 1972-1974 – преподаватель и старший преподаватель Военной инженерной академии имени Ф.Э. Дзержинского. С апреля 1974 года полковник С.И. Кретов – в отставке.
Жил в Москве. Умер 19 января 1975 года. Похоронен на Введенском кладбище (участок 29) в Москве.
Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
Почётный гражданин Минусинска (1973).
Бронзовый бюст С.И. Кретова установлен в городе Минусинск Красноярского края. Его именем названы улицы в городах Минусинск и Быхов (Могилёвская область, Беларусь), а также сёлах Малая Ничка и Селиваниха Минусинского района. В Минусинске на здании школы, в которой он учился, и на улице, носящей его имя, установлены мемориальные доски.

Воинские звания:
младший лейтенант (08.08.1940)
лейтенант (27.05.1942)
старший лейтенант (06.11.1942)
капитан (03.07.1943)
майор (11.07.1947)
подполковник (23.04.1952)
полковник (22.04.1960)

Учёные степени и звания:
доцент (1971)

Награды:
орден Красного Знамени
23.12.1941 приказ по Южному фронту № 65
(за выполнение 67 боевых вылетов)

орден Красного Знамени
14.11.1942 приказ по Закавказскому фронту № 49/н
(за бомбардировку станции Батайск в ночь на 25.09.1942)

орден Ленина
31.12.1942 Указ Президиума ВС СССР
(за выполнение 64 боевых вылетов)

медаль «Золотая Звезда»
орден Ленина
13.03.1944 Указ Президиума ВС СССР
(за суммарные 306 боевых вылетов)

вторая медаль «Золотая Звезда»
23.02.1948 Указ Президиума ВС СССР
(за суммарные 400 боевых вылетов)

орден Красной Звезды
30.04.1954 Указ Президиума ВС СССР
(за выслугу лет)

Степан Иванович Кретов родился в семье крестьянина. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. До 1933 года жил и учился в селе. Окончив в

Минусинске семилетку, поступил в Канский сельскохозяйственный техникум, одновременно овладевал летным делом. В 1939 году пошел добровольцем в Советскую Армию.

В годы Великой Отечественной войны служил в авиации. Совершил 400 боевых вылетов. Со своим экипажем уничтожил на вражеских аэродромах 60 самолетов и сбил в воздухе 10 самолетов противника.

После войны С. И. Кретов закончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, многие годы находился на преподавательской работе. С 1974 года гвардии полковник С. И. Кретов по болезни был в отставке и жил в Москве.

В дни праздничных торжеств, когда в Москве на Красной площади проходит военный парад, Степан Иванович Кретов часто спрашивает себя: а что сделал он, простой крестьянский парень, чтобы продолжить славные революционные традиции народа, каков его личный вклад в общее дело борьбы за коммунизм? И как-то особенно остро ощущает себя в такие минуты частицей могучей советской семьи, участником многих памятных событий...

Еще в аэроклубе курсант Кретов получил хорошую теоретическую и практическую подготовку. Здесь он впервые узнал о первых русских авиаторах М. Ефимове, Н. Попове, А. Васильеве, Л. Мицкевиче, П. Нестерове, о тех, кто своими бесстрашными героическими полетами вписал славную страницу в историю отечественной авиации. Кретов настойчиво обогащал свои знания в области авиационного дела, серьезно готовил себя к профессии летчика, к будущим боям за Советскую Родину, давшую ему могучие крылья для большого полета.

Исключительная прилежность, дисциплинированность, упорство Степана Кретова обратили на себя внимание инструкторов аэроклуба. Занимаясь в техникуме, он все свободное время посвящал полетам, подготовке к ним, изучению парашюта, участвовал в массовых спортивных соревнованиях.

Товарищи любили и уважали Кретова. Сильные, способные всегда находили у него искреннюю поддержку и доброжелательность - он умел радоваться успехам и победам друзей. А те, что послабее, чувствовали себя с ним увереннее, крепче - у Кретова был удивительный дар веры в чувство локтя, в силы и большие возможности человека. Все эти качества ярко проявились впоследствии, в годы Великой Отечественной войны, когда ему был доверен штурвал боевого самолета.

Лучшие дня

На всю жизнь запомнил Степан свой первый полет, когда учился еще в аэроклубе. Земля, родная сибирская земля, по которой он привык ходить каждый день, неожиданно предстала сказочной панорамой. Новая, непривычная для глаз картина. Узнает ли сверху он свой аэродром, сможет ли среди десятков сотен домов города отыскать здание техникума? Сохранит ли ясность мысли, четкость и последовательность в наблюдениях, в ориентировке? Ведь это первый и самый серьезный экзамен в воздухе!

Укажите наиболее характерные ориентиры по курсу полета, - сказал инструктор курсанту.

Слева - пятиэтажное здание школы. Прямо по курсу - аэродром, справа - массив хвойного леса, - четко ответил Кретов.

Глаза курсанта светились радостью. И не удивительно. Ведь он делал в воздухе первые открытия, завоевывал первые ступеньки бесконечной лестницы в небо.

Инструктор весело кивнул головой и широко улыбнулся: «Молодец, товарищ курсант! Так держать!»

После первого полета Степан Кретов сказал товарищам:

Раньше мне казалось, что мое призвание - механизация сельского хозяйства. Теперь я окончательно решил связать свою жизнь с авиацией. Буду поступать в военную авиационную школу летчиков.

Когда началась Великая Отечественная война, Степан Кретов был уже военным летчиком бомбардировочной эскадрильи авиации дальнего действия.

Трудными были первые дни, первые месяцы войны для младшего лейтенанта, командира боевого экипажа.

В тот памятный день утро выдалось на редкость непогожее. По небу плыли серые громоздкие тучи. Землю плотно окутал туман. Но на аэродроме у замаскированных самолетов уже хлопотали техники, радисты, оружейники. Время от времени они с надеждой поглядывали вверх: не появится ли просвет в тучах, не расползается ли туман?

К полудню погода начала резко улучшаться. Выглянуло солнце, и в разрывах кучевых облаков заголубело далекое небо. Техники и механики сбросили с машин маскировочные сети и приступили к подвеске бомб.

Расположившись под плоскостью самолета, используя вместо столика парашют, младший лейтенант Кретов заканчивал прокладку маршрута. А из головы не выходили слова из письма матери: «Сынок! Для защиты родной земли не щади своих сил... Мое материнское сердце всегда с тобой...»

«Всегда с тобой»... Словно наяву, предстала перед ним мать. Лучистые глаза, добрая улыбка, натруженные руки...

Думы летчика прервал техник:

Самолет к боевому вылету готов!

Экипаж младшего лейтенанта Кретова поднялся в воздух четвертым. Набрали высоту. Лететь пришлось между двумя слоями облаков. Минут через двадцать попали в зону обледенения. Стекла кабин, плоскости начали покрываться тонкой коркой льда. Первым на это обратил внимание стрелок-радист старшина Оводенко и доложил командиру.

Вижу, - ответил Кретов. - Будем пробивать облака.

Опасность миновала. Полет продолжался. На последнем этапе маршрута встретили «мессершмиттов». Гитлеровцы шли несколько ниже и не заметили бомбардировщиков. Кретов облегченно вздохнул. Не хватало еще за несколько минут до цели ввязаться в бой с истребителями противника.

Впереди показался город. Чуть левее - железнодорожная станция. Кретов посмотрел на штурмана. Тот уже уточнял боковую наводку. Секунда, другая - и штурман Матюшко нажимает кнопку сброса. И вот уже железнодорожная станция содрогнулась от мощных взрывов.

Кретову сопутствовала удача. На станции были эшелоны с боеприпасами и горючим. Гитлеровцы не ожидали налета советских бомбардировщиков и оказались застигнутыми врасплох. Весь бомбовый груз сброшен прицельно. Станция превращена в сплошной огненный остров.

С большим запозданием заговорили вражеские зенитки. Огонь их становился все плотней и плотней. Два или три снаряда разорвались совсем близко от самолета. Кретов маневрировал, производил развороты вправо, влево. Разрывы снарядов начали ложиться позади. Резким снижением летчик вывел машину из зоны обстрела и развернулся на восток. Теперь пора на аэродром.

Неожиданно машину качнуло. Кретов посмотрел на приборную доску: левый мотор дает перебои. Сообщил штурману. Матюшко доложил, что до аэродрома не меньше 800 километров. «Дотянем ли на одном моторе?» - подумал командир экипажа. В прошлый раз пришлось садиться с поврежденным шасси, а теперь вот - лететь на одном моторе.

Кретов приказал членам экипажа усилить осмотрительность, быть наготове, чтобы покинуть машину с парашютами. Никто не знал, насколько серьезно поврежден самолет. Ведь могли быть пробиты и бензобаки. Тогда жди взрыва. Но проходили томительные минуты, а самолет все еще держался в воздухе. «Значит, баки в порядке», - решил Кретов.

Не наскочить бы в сумерках на «мессершмитты», - сказал он штурману. - А долететь - долетим!

Матюшко, доброволец, участник боев за республиканскую Испанию, дважды награжденный боевыми орденами, был опытным штурманом. Не случайно кретовскому экипажу поручались самые ответственные задания. Знало командование: Кретов - дойдет, Матюшко - не промахнется. Но сейчас даже видавший виды штурман приуныл. Пролететь на одном моторе 800 километров - такого еще не случалось.

И все же трудное испытание выдержали: дотянули-таки до родного аэродрома. Геройский экипаж встречали боевые друзья. Кретов попытался было доложить командиру полка о выполнении задания, но тот улыбнулся и, пожимая крепко руку летчику, сказал:

Все знаю, Степан Иванович! Главное сейчас для вас - отдыхать.

Командир полка доложил по телефону командиру дивизии, что экипаж младшего лейтенанта Кретова вернулся.

Генерал благодарит вас за отличное выполнение задания. Уничтожено шесть эшелонов противника с горючим и боеприпасами.

Служу Советскому Союзу! - взволнованно ответил Степан Иванович.

Через несколько дней командир дивизии вручил членам экипажа бомбардировщика высокие правительственные награды. На гимнастерке младшего лейтенанта Кретова засиял второй орден Красного Знамени.

И опять полеты, бомбежки, воздушные бои...

Хмурую, дождливую осень сменила зима. 7 декабря 1944 года день выдался теплый и тихий, а к ночи неожиданно разыгралась непогода, посыпала снежная крупа. В просторной землянке, где размещалась эскадрилья бомбардировщиков, весело потрескивали в железной бочке, приспособленной под печь, березовые дрова. Летчики приводили в порядок свое обмундирование.

Старшина Оводенко и воздушный стрелок старший сержант Кравчук вспоминали последний налет на вражеский аэродром в районе города Сарай. Фашисты хорошо охраняли важный объект, 15 прожекторов и восемь зенитных батарей несли здесь круглосуточное дежурство. Но все это не спасло гитлеровцев от возмездия. Экипаж Кретова подошел к аэродрому на большой высоте и, сбросив зажигательные бомбы, вызвал два очага пожара - хороший ориентир для других бомбардировщиков. После налета фашисты недосчитались на аэродроме 26 самолетов.

Куда же теперь будем пролагать маршрут? - спросил Оводенко.

Я бы с удовольствием парочку бомб сбросил на Берлин, - ответил Кравчук.

Парочку, говоришь? Я бы для Гитлера десятка не пожалел.

Дверь землянки отворилась, и в нее протиснулся посыльный из штаба.

Старшего лейтенанта Кретова вызывает командир полка!

Степан быстро оделся и направился в штаб. Командир был чем-то сильно озабочен. Пытливо посмотрев на вошедшего, сказал:

Садись поближе. Помозгуем вместе.

Взглянув на карту, Кретов сразу понял: разговор пойдет о Керченском порте. На командирской карте он был обведен двумя синими кружками. Летчик не ошибся. Командир для того и вызвал его, чтобы лично проинструктировать и познакомить с обстановкой. Два экипажа вернулись ни с чем, один был сбит при заходе на бомбометание.

Нелегко будет прорваться к порту, - заметил Кретов, выслушав командира. - Когда вылетать?

В десять утра. И помните, Степан Иванович: порт должен быть выведен из строя. На задание пойдете только одним экипажем.

В назначенное время бомбардировщик поднялся с аэродрома и взял курс на Керчь. Через два часа самолет подходил к порту. Несколько зенитных батарей открыли огонь по бомбардировщику. Кретов умело сманеврировал и резким разворотом ушел в сторону. Фашисты, видимо, решили, что самолет больше не появится, и прекратили огонь. А советский бомбардировщик с приглушенными моторами вышел на цель с другого, менее защищенного направления. Разрывы зенитных снарядов вспыхивают совсем близко от машины, но она идет к цели. Открываются бомболюки, и огромные клубы черного дыма окутывают стоящие у пристани танкеры.

Огонь противника усилился. В фюзеляже, возле рации, появилось несколько пробоин. Старшина Оводенко, наблюдавший за разрывами снарядов в задней полусфере, сообщал командиру экипажа, откуда больше всего бьют зенитки. Кретов менял высоту и направление полета.

«Ушли», - облегченно вздохнул он и приказал радисту послать в штаб донесение, что боевое задание выполнено.

Едва успел Оводенко передать радиотелеграмму, как Кравчук сообщил:

Вижу самолет!

«Свой или чужой?» - подумал Кретов и подал условный сигнал. Не отвечая на сигнал, неизвестный самолет приближался. Ясно: в воздухе фашист.

«Мессершмитт» издали открыл огонь. Трасса пуль прошла над самолетом.

Старший сержант Кравчук ответил длинной очередью из крупнокалиберного пулемета.

Молодец, Кравчук! - похвалил Кретов воздушного стрелка. - Крепко угостил фашиста.

«Мессершмитт» метнулся в сторону, оставляя за собой шлейф черного дыма. Но и бомбардировщик получил повреждения. Машина резко пошла на снижение, на правой плоскости вспыхнул огонь. Заглох мотор. А внизу - море.

Все сильнее и сильнее трясло правую плоскость. Надрывался левый мотор. Но вот и он отказал. Бомбардировщик качнуло и потянуло к воде.

До берега далеко? - спросил Кретов у штурмана.

Полтора - два километра.

Кретов последним покинул горящий самолет. Море встретило летчика декабрьской стужей, несмолкаемым шумом свинцовых волн...

На другой день фашистские газеты сообщили, что русский снайпер бомбовых ударов Степан Кретов сбит над морем и весь экипаж самолета погиб. Но гитлеровцы ошиблись. Прославленный экипаж остался жив. Больше часа продержались герои на воде и были спасены.

И сколько же подобных испытаний выпало на долю Степана Кретова! Восемь раз приходилось ему покидать кабину бомбардировщика с парашютом. Однажды он приземлился на территории, занятой противником. Но всякий раз отважный летчик возвращался в родной полк и снова садился за штурвал боевого самолета, и снова обрушивал на голову врага смертоносный груз.

На фронте Кретов подал заявление с просьбой принять его в Коммунистическую партию.

Выступая на партийном собрании, парторг полка сказал:

Мы верим Кретову. В наши ряды приходит хорошее пополнение. Доверие партии Степан Иванович заслужил отвагой и мужеством, беззаветной преданностью Родине.

Бомбардировщик, пилотируемый Кретовым, десятки раз появлялся над военными объектами Кенигсберга и Данцига, Будапешта и Штеттина. Последний бомбовый удар Кретов нанес 2 мая 1945 года по скоплению живой силы и техники противника в районе Берлина.

Когда гитлеровская Германия капитулировала, Кретов, поздравляя личный состав гвардейской эскадрильи с победой, сказал:

На крыльях своих самолетов мы через всю войну гордо пронесли красные звезды - эмблемы мира и свободы. Будем же всегда верны боевому знамени, под которым мы сражались и победили.

Мощное «ура» троекратно прокатилось над полевым аэродромом.

Боевой путь дважды Героя Советского Союза Степана Ивановича Кретова убедительно свидетельствует: в бою побеждают отважные, сильные духом люди, беззаветно преданные своему народу, горячо любящие Отчизну и люто ненавидящие ее врагов. В народе говорят: советские воины из металла скроены. Это действительно так. На смену одному поколению приходит другое, а славные традиции Великого Октября, традиции Коммунистической партии, революционное наследие В. И. Ленина жили и будут жить в делах народных, в отваге и боевом мастерстве советских воинов, готовых в любую минуту грудью стать на защиту Советской Родины.

В январе 1975 года он скончался.