Кремлевские куранты. Часы на спасской башне

Часы, которые мы видим сейчас на Спасской башне, существуют с 1851 года. Они установлены на башне взамен старых московскими владельцами механических мастерских братьями Н. и П. Бутеноп и пущены в 1852 году. На станине механизма часов сохранилась надпись: "Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве". Куда девались старые часы, неизвестно.

История древних Спасских курантов уходит в далекое прошлое и неразрывно связана с историей Кремля. Еще в 1404 году, как рассказывают летописи, в Кремле на великокняжеском дворе, рядом с Благовещенским собором, были установлены первые в Москве часы, "а замысли часник" сам князь. Установку часов производил монах-серб по имени Лазарь, Очень образно об устройстве этих часов сказал московский летописец: "Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневный; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, странно-лепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтанно и преухищрено".

Часы на Спасской башне, как предполагают, были установлены сразу же после ее постройки в XV веке. Однако документальное известие о часах относится только к 1585 году, когда у Спасских, Тайницких и Троицких ворот, а позднее и Никольских, на службе находились особые часовники.

Часы на Спасской башне считались главными, и им уделялось особое внимание. Тем не менее уберечь их от часто возникавших пожаров не удавалось, и они быстро приходили в негодность. В 1624 году, например, их продали как лом, на вес, Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей (весу в них было 60 пудов).

В 1621 году на царскую службу был принят "аглицкой земли часовой мастер" Христофор Христофорович Галовей, которому было заказано устройство новых часов. Под руководством Галовея русские кузнецы-часовщики крестьяне Ждан с сыном и внуком изготовили часы, а тринадцать колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов. Для установки новых часов на древнем четверике Спасской башни под руководством Бажена Огурцова в 1625 году надстроили из кирпича арочный пояс с белокаменными резными деталями и украшениями, а на внутреннем четверике возвели высокий шатровый верх с арочными звонами, на котором повесили часовые колокола. Спустя год башня и часы сгорели, и все пришлось делать заново. За работу по установке первых часов Христофор Галовей получил от царя большую награду: всевозможных товаров почти на 100 рублей - сумму, довольно значительную по тому времени.

В 1654 году башня снова сгорела вместе с часами. Посетивший Москву вскоре после пожара архиепископ Павел Алеппский в 1655 году писал: "Над воротами возвышается громадная башня, высоко возведенная на прочных основаниях, где находились чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по громкому звуку своего большого колокола, который слышен был не только во всем городе, но и в окрестных деревнях более чем на 10 верст".

Вскоре часы были восстановлены, о чем свидетельствуют записки посла австрийского императора Августина Мейерберга, посетившего Москву в 1661 году. Он писал: "Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца. В летний солнечный поворот, когда дни бывают самые долгие, когда ночь в 7 часов, эта машина показывает и бьет 17 часов дневных. Утвержденное над часовою доской неподвижное изображение солнца лучом своим показывает часы, означенные на часовом круге. Это самые большие часы в Москве".

Спасские часы того времени были устроены весьма интересно. У них вращался циферблат, а неподвижная стрелка в виде луча солнца, помещавшаяся выше циферблата, указывала часы ночные и дневные. Цифры были славянские, позолоченные. Внутренний круг, изображавший небесный свод, был покрыт голубой краской, усеян золотыми и серебряными звездами, имел изображения луны и солнца. Циферблаты были разделены на 17 часов и помещались в центральной килевидной арке арнатурного пояса над древним четвериком. Выше их прямо на стене по кругу, были написаны слова молитвы и расположены знаки зодиака, вырезанные из железа. Остатки их до сих пор сохраняются под существующими циферблатами часов.

Эти часы были меньше современных. Размер их циферблата был примерно 5 метров, высота цифр - 71 сантиметр (1 аршин) и весили они 25 пудов (400 килограммов). Точность хода во многом зависела от обслуживавшего их часовщика. Так, часовщик Троицкой башни в своей челобитной царю писал: "В прошлом 1688 году часовщика Спасской башни Андрияна Данилова не стало, а по смерти осталась его вдова Улита бездетна и безродна и живет она на той Спасской башне и часы держит она неуставно, по многие времена часы мешаютца передачею часов дневных и нощ-ных, бывает у нее один час продлитца против дву часов, а в нынешнее время бывает в одном часе два часа поскорит".

При назначении часовщика к часам Спасской башни с него брали поручительство, чтобы "у дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать с чернью и карты не играть и вином и табаком не торговать и воровским людем стану и приезду не держать и с воровскими людьми не знатца и часы водить со всяким опасением без помешки и тех часов, что на той башне есть строения какое всего беречь и не разорять".

В начале XVIII века Петр I решил заменить часы на Спасской башне новыми. В 1704 году он заказал в Амстердаме новые часы, которые на 30 подводах доставили в Москву и в 1706 году установили на башне. "Утром 9 декабря пробило 9 часов, а в 12 часов заиграла музыка и начали часы бить". Полная установка часов была закончена только в 1709 году. Новые часы имели уже 12-часовой циферблат. Установкой их на башне и переделкой циферблата руководил Яков Гарнов, а работы выполнял кузнец Никифор Яковлев с товарищами.

Вскоре часы пришли в ветхость и потребовали ремонта. В 1732 году об этом докладывал начальству часовщик Гавриила Паникадилыциков, но безуспешно. Спустя два года он подал новое прошение, в котором писал: "...часы за непочинкою пришли в пущую ветхость и все другие часы ветхостью превосходят". Однако и это прошение осталось без ответа.

Состояние часов еще больше ухудшилось после пожара 1737 года, когда сгорели все деревянные части Спасской башни. Башню отремонтировали, а часы еще долгое время оставались неисправными. "Вал для курантов был испорчен, и колокольная музыка не могла действовать",- говорится в описи башни.

Вступив на престол, императрица Екатерина II посетила Москву и заинтересовалась Спасскими курантами. Начали искать мастеров для исправления часов, которые к тому времени пришли уже в полную негодность.

В 1763 году в Грановитой палате были найдены среди разного хлама "большие английские курантовые часы", очевидно еще галовеевские. По приказу Екатерины II в 1767 году их начал устанавливать на Спасской башне подмастерье Иван Полянский, который закончил эту работу в 1770 году.

В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров во главе с часовщиком Яковом Лебедевым "своим коштом, материалами и рабочими людьми", за что ему было присвоено почетное звание- мастер Спасских часов.

В середине XIX столетия часы снова остановились. В 1850 году кремлевский часовой мастер Корчагин сообщал, что часы неисправны и требуют капитального ремонта. В 1851-1852 годах московские владельцы механических заведений братья Бутекоп взялись за исправление Спасских курантов. Поручена эта работа была искусным русским мастерам. Они изготовили новые часы, в которых были использованы детали от старых. Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой собрали весь механизм, а с четырех сторон башни сделали новые позолоченные циферблаты. К старым часовым колоколам добавили новые, снятые с других башен Кремля. На игральный вал часов была набрана мелодия "Коль славен" и воинственный марш гвардейского Преображенского полка. Новые куранты играли через каждые три часа.

Были изготовлены по рисункам архитектора К. Тона специальные металлические перекрытия, поддерживающие механизм часов, постамент и лестница к часам. Впоследствии эти часы несколько раз реставрировали, и они дошли до нашего времени.

Часы пострадали при обстреле Кремля во время октябрьских боев 1917 года и почти год не действовали. По указанию В. И. Ленина они были восстановлены к 1-й годовщине Великого Октября кремлевским слесарем-часовщиком II. В. Беренсом. На игральный вал часов заслуженный деятель искусств М. М. Черемных набрал мелодию "Интернационала". В августе 1918 года раздался первый удар часового колокола.

Последний капитальный ремонт часов был произведен при реставрации Спасской башни в 1974 году специалистами Каучио-исследовательского института часовой промышленности и других организаций. При этом было сделано электронное управление часами и автоматическая смазка.

Часы на башне занимают три этажа - 7-й, 8-й, и 9-й-г и состоят из трех отдельных узлов: механизма хода, механизма боя четвертей и механизма боя часов. Круглые черные циферблаты с позолоченными ободами, цифрами и стрелками выходят на все четыре стороны башни. Циферблаты имеют диаметр 6,12 метра, высота цифр - 72 сантиметра, длина часовой стрелки - 2,47 метра, минутной- 3,28 метра. Общий вес часов со всеми конструкциями примерно 25 тонн.

Часы приводятся в действие тремя подвешенными на стальных тросах гирями. Вес каждой из них - от 10 до 14 пудов (160-224 килограмма). Точность хода часов достигается при помощи круглого маятника весом 2 пуда (32 килограмма). Раньше гири висели на пеньковых канатах и поднимались вручную огромным ключом. В 1937 году часы стали заводить при помощи трех электромоторов, а канаты заменили стальными тросами.

Механизм боя часов, расположенный под шатром башни в открытом ярусе звонов, состоит из десяти четвертных колоколов и одного колокола, отбивающего полный час. Этот колокол самый большой. Он весит 135 пудов (2160 килограммов), украшен орнаментом с вензелем Екатерины II и двуглавым орлом. Колокол опоясан трехъярусной надписью: "...по всевысочайшему всеавгустейшия государыни императрицы Екатерины великая, премудрая матери отечества самодержицы всероссийские повелено в пользу первопрестольного города Москвы снабжена сия Спасская башня часами с колокольною музыкою, а к оным вылит сей колокол в лето от рождества Христова 1769 году, мая 27 дня, весу 135 пуд 32 ф, а лил мастер Семен Можжухин".

Вес одного из четвертных колоколов - 20 пудов (320 килограммов). Раньше в часах использовалось 48 колоколов, снятых с других кремлевских башен. Все колокола были отлиты в XVII- XVIII веках и являются интересными образцами литейного искусства прошлого. Сни украшены орнаментом геометрического и растительного характера и надписями. Среди них есть колокол, действовавший еще в галовеевских часах. Есть колокола голландской работы 1698 и 1702 годов, привезенные с часами из Амстердама.

Бой часов осуществляется следующим образом: специальный молоток, соединенный при помощи троса с часовым механизмом, ударяет по поверхности нижнего основания колокола.

Куранты на Спасской башне Московского Кремля известны не только в России, но и во всем мире. В своем нынешнем состоянии Кремль появился в конце XV в., до этого на Боровицком холме располагались деревянная, а позже белокаменная постройки.

В XXI в. Кремль – это самый большой действующий замок на территории Европы. Но не менее известны его уникальные башни, среди которых выделяется Спасская из-за величественного внешнего вида и установленных на ее стенах циферблатов.

Вконтакте

Справка из прошлого

Изображение, сделанное в период СССР

Расположена на восточной стене Кремля, по высоте она является почти самой высокой, уступая только Троицкой на 9 метров. Вместе со звездой размер постройки достигает 71 метра, она была сооружена при Иване III.

Ее архитектором является итальянец Антонио Солари. Сперва постройка называлась Фроловской, из-за одноименной церкви, мимо которой проходила единственная дорога к главному проезду. Нынешнее имя появилось позднее, почти через сто лет.

Название было перенесено на ворота от двух икон Спаса (Нерукотворного и Смоленского), повешенных сверху проезда по обе стороны. Однако позже переименовали всю конструкцию. Важно: сохранилась только икона Спас Смоленский, вторая была утеряна при СССР.

Менее чем через четверть века после возведения через ров протянули деревянный мост. После англичанин Галовей достроил верхние этажи и шатровую крышу, которая значительно «вытянула» облик. В качестве декоративных элементов установили обнаженные скульптуры – впрочем, их почти сразу же прикрыли, сшив специальные кафтаны. Спустя несколько лет они сильно пострадали при пожаре, их пришлось полностью снимать.

В следующем веке шатер увенчало изображение двуглавого орла – оно сохранилось до периода СССР, периодически обновляясь. Его заменили советской звездой с пятью лучами.

Вид внутри

Довольно быстро звезду пришлось сменить: первый вариант сильно потускнел из-за осадков, да и размеры оказались излишне большими. Вместо них появились так называемые «рубиновые» звезды, размер которых не достигает и 4 метров.

Они имеют оправу из нержавеющего металла, плоские грани выполнены из двухслойного стекла. Внутри них работают лампы с автономным действием, и стоит система вентиляции. Стоящие на «макушке» звезды — не первые: их уже меняли раньше.

Данная конструкция всегда занимала особое место в жизни москвичей, являлась главной среди своих «сестер». Сквозь ее ворота не въезжали на лошади, а пешие мужчины снимали (позднее это было закреплено указом) шапки, кланялись. Делали это все проходящие, вне зависимости от вероисповедания, иначе их настигало наказание.

Местная легенда подтверждает святость главных врат: когда император Бонапарт проезжал верхом сквозь проход, неожиданный ветер сорвал с него треуголку. При отступлении французы хотели взорвать башню, произошло чудо — фитили были потушены, никакого вреда строению причинено не было.

Через описываемое сооружение к Лобному месту вели преступников для казни, которые молились перед иконами Спаса. Так же сквозь нее следовали цари и императоры по дороге к месту коронации, следовали крестные ходы. Россияне привыкли видеть Спасскую башню во время речи президента, также по ним дают обратный отсчет.

Внешний вид

Куранты находятся на восьмом, девятом и десятом этажах – последний расположен прямо под верхним шатром.

Высота дисков составляет более 6 метров. Размер чисел – 72 см, стрелка имеет длину 2,97 метров, минутная – 3,3 м. Вся конструкция имеет довольно внушительный вес - 25 тонн.

Принцип работы такой же, как у обычных ходиков: завод происходит при помощи поднятия трех гирь, ход осуществляется движением маятника. Внутри состоит из 4 валов, он расположился на девятом этаже.

Вал, отвечающий за минуты, спускается на восьмой этаж, музыкальная составляющая – на десятом. Последняя состоит из молотка и десятка колоколов: самый большой отвечает за отбивание при стрелке, указывающей на 12, остальные – когда стрелка указывает на 3, 6 и 9.

Важно знать: одна из главных особенностей заключается в том, что прибор полностью механический.

Мелодии проигрываются при помощи медного цилиндра диаметром в 2 метра и весом в 2 центнера. Действие подобно музыкальным шкатулкам: на поверхности цилиндра нанесены выемки и выпуклости. При вращении они нажимают на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам и проигрывается нанесенная мелодия.

Однако из-за значительного отставания от нужного темпа мелодии не всегда узнаваемы. Теперь там забиты гимн России (он бьет каждые 6 ч., начиная с 12 ч.) и «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя» (проигрывается каждые 6 ч., начиная с 3 ч.).

Любопытно отметить, что наступление нового календарного периода в жизни людей и страны происходит не с последним боем курантов, а с первым перезвоном. К моменту окончания звона проходит целая минута.

История

Удивительно, но куранты установили еще в XVI в. Уже тогда в Кремле существовала должность часовщика: их служба протекала на Спасских, Троицких и Тайницких воротах, позднее к ним прибавились Никольские.

В начале XVII в., менее, чем через 40 лет службы, первый прибор с Фроловских (на тот момент) ворот был продан монастырю в Ярославле. Уже спустя 24 месяца на их месте появился новый прибор для определения времени. Над ним работали англичанин Галлоуэй (Галовей) и семья русских кузнецов Ждановы и Шумиловы. На первых были установлены 13 колоколов работы Самойлова.

Однако не суждено было простоять долго конструкции: мало проработав, они погибли при пожаре, но были быстро изготовлены заново тем же мастером Галовеем.

В 70-х г. этого же века прибор пережил серьезный ремонт. Теперь он мог проигрывать музыку, диск покрыли лазурью голубого цвета, на него нанесли изображения небесных светил. Вместо привычной подвижной стрелки на самом верху циферблата прикрепили изображение солнца, от которого вниз спускался длинный луч. Сам диск разделили на 17 отсеков, чтобы было удобно обозначать длинный летний день.

Главной особенностью являлся механизм: двигались не стрелки, показывая точное время, а циферблат: восход был первым дневным явлением, закат — последним. Таким образом, диск то двигался по движению стрелки, то против. Чтобы показания не отставали от движения солнца, прибор корректировали каждые 2 недели.

Обратите внимание: по этому поводу английский врач, работавший в столице, описал своему другу Москву и написал, что поступки русских совершенно непонятны – даже в их часах не стрелка бегает за цифрами, а наоборот.

Появлению новых часов мы обязаны Петру Первому

В начале XVIII века Петр I решил преобразить башню на европейский лад и приобрел в Голландии новый прибор. В нем уже был привычный нам циферблат с 12 цифрами. Установкой занимался часовщик Гарнов (Гарно). Но этот механизм оказался крайне ненадежен и постоянно ломался, пока после пожара в 1737 г. не вышел из строя окончательно.

Впрочем, это мало кого расстроило: столица перебралась в Санкт-Петербург, и обустройство затянулось. Пришлось прождать более четверти века, пока в Грановитой палате не обнаружили часы английской работы – их и установил на башню немец Фатц. Монтаж длился около 3 лет, и в 1770 г. над Красной площадью куранты проиграли слова немецкой песни «Ах, мой милый Августин» — впервые за все время существования. Спустя несколько дней мелодию сменили на привычную.

Не суждено было простоять долго описываемому прибору. Во время знаменитого московского пожара, случившегося при наступлении Наполеона, он пострадал. Когда их проверил часовщик Лебедев, то продолжительное время потратил на восстановление. После окончания ремонтных работ его наградили.

Современный вариант

Однако они вновь прожили недолго. Когда в середине XIX века их осмотрел специалист, он пришел к плачевному выводу: состояние кремлевских курантов оставляют желать лучшего.

Железные детали истерлись, деревянные лестницы, полы и фундамент скоро осыплется. Сразу же началось создание нового механизма: чертежом занялась датская фирма братьев Бутенопов, завод которых располагался в России. Они уже имели опыт в создании часовых «гигантов»: пару лет назад они установили часовой механизм в дворцовом куполе Кремля.

Полностью обновили, применив особый стойкий сплав, и они стали выглядеть как современный вариант, внутри установили маятник. Мастера заменили циферблат, числа, деления, покрыли их медью и позолотили. Одновременно провели реконструкцию башенной постройки. Работами руководил архитектор Тон.

В это же время сменили мелодию часов. По указу Николая I часы исполняли «Марш Преображенского полка» и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Любопытно, но предложение выбрать гимн страны отверг сам император.

В честь трехсотлетия правящего дома механизм отреставрировали. Все это время за ним следили мастера фирмы братьев Бутеноп.

Ремонт и очистка часов

В 1917 г., во времена революции, Кремль пострадал от нападения революционеров, снаряд попал в часы. Он повредил стрелки и «внутренности» башни. Ремонт смогли начать не сразу, а только после личного указания Ленина.

Стоимость ремонта, выдвинутая специалистами из фирмы, составила 240 тысяч золотых. Это была слишком большая сумма, и было решено обратиться к столяру, сыну одного из специалистов «Братьев Бутеноп», который участвовал в ремонте ранее.

За музыку отвечал музыкант Черемных: исполняли один раз «Интернационал» и дважды — похоронный марш. Последний являлся памятью всех революционеров, похороненных перед Кремлем на Красной площади. Позднее у похоронного марша «отобрали» одно выступление.

Через несколько лет власти смогли провести косметический ремонт внешне: был обновлен циферблат, стрелки, числа. Похоронный марш убрали вовсе: теперь звучал только «Интернационал». Через несколько лет после ремонта специальная комиссия решила, что музыка записана плохо, и ее необходимо переписать. В 1938 г. механизм потерял «голос» — остался только перезвон.

Первые известия о серьезном износе датируются серединой XIX века: проволоки, тянущиеся от цилиндра к колоколам, постоянно сокращались из-за мороза, что не лучшим образом отражалось на звуке.

Интересный факт: удивительно, но войну кремлевский часовой механизм пережил довольно хорошо: вместе со всеми стенами и пристройками их замаскировали под жилые дома, стремясь обмануть бомбардировщиков. Не сохранилось сведений о каком-либо ущербе, что позволяет предположить, что конструкция и вовсе не пострадала.

Настройка часов на спасской башне

Спустя почти 30 лет механизм остановили еще раз — уже на довольно значительный срок. Его разобрали, собрали заново, заменив все подтертые кусочки, и вмонтировали автоматическую систему смазывания. Но механизм по-прежнему молчал.

В 91 г. ХХ века было решено вернуть часам «голос», но выяснилось, что это невозможно: несколько колоколов были утеряны. Их заменили на била в 95 г.

Мелодия заиграла вновь в 97 г. ХХ в.: на этот раз по два раза исполняли «Патриотическую песню» и «Славься» из оперы «Жизнь за царя». К этому времени молчание длилось почти 60 лет.

Последняя глобальная реставрация затронула 1999 г.: обновили внешнюю позолоту, верхним ярусам вернули их исторический облик, тщательно отрегулировали работу курантов. Появилась и новая мелодия – гимн России, утвержденный в то же время.

Спасские куранты считаются одной из главных достопримечательностей Москвы и всей России. Прожив более 4 веков и частых реконструкций, они все еще прекрасно работают. Их легко найти на многих фото с достопримечательностями столицы и сувенирах, прочитать краткую информацию можно в Википедии.

Как устроены куранты на Спасской башне, смотрите интересную информацию в следующем видео:

Куранты были установлены в 1851 - 1852 годах. Слово "Куранты" пришло к нам из французского языка, где Courant (курант) означает - текущий.

Механизм кремлевских курантов уникален. Вес часов около 25 тонн. Диаметр циферблата (их четыре) 6,12 метра. Высота каждой цифры на циферблате 72 см. Механизм приводится в действие тремя гирями, каждая из которых весом от 10 до 14 пудов (1 пуд = 16 кг.). Длина часовой стрелки - 2,97 метров, а минутной - 3,28 метров.

История часов на Спасской башне

Первые часы появились на Спасской башне между 1491 и 1585. В 1624-1625 Головей установил новые часы-куранты. Детали механизма для курантов были выполнены кузнецами и часовщиками из Великого Устюга Жданом, его сыном Шумилом и внуком Алексеем.

В пожаре 1626 часы сгорели, и в 1628 Головей построил вторые часы для Спасской башни. В 1654 новый пожар уничтожил и часы, и колокола, которые, падая, разрушили два свода башни.

К 1668 Спасская башня была восстановлена и на ней установлены третьи часы.

В начале 18 века Петр I решил поместить на Спасской башне новые голландские часы. В 1706 году часы были установлены, но в связи с перенесением столицы в Петербург часы постепенно пришли в негодность, а в 1737 году при очередном пожаре сгорели.

В 1763 году в были обнаружены английские курантовые часы. Часовой мастер Фатц (Фац) (специально вызванный из Германии) установил эти часы на Спасской башне к 1770 году.

В 1851-1852 годах часовые мастера братья Бутеноп установили новые часы, использовав старые детали. Часы играли гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Д.С. Бортнянского и «Преображенский марш» в 3, 6 и 9 часов утра. Повреждённые артиллерийским снарядом в 1917 куранты в 1918-19 были восстановлены кремлёвским слесарем Н.В. Беренсом. Художник М.М. Черемных заменил прежние мелодии на «Интернационал», начало которого куранты играли в полдень, и революционную песню «Вы жертвою пали», звучавшую в полночь.

Сейчас механизм часов полностью электрифицирован и соединён специальным подземным кабелем с контрольными часами Московского астрономического института имени П.К. Штернберга. Часы показывают абсолютно точное московское время.

В 1996 на Спасской башне в дополнение к колоколам были установлены металлические била, которые в 12-00 и в 00-00 вызванивают гимн Российской Федерации, а каждую четвёртую часть суток мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И. Глинки.

В литературе

,

"Понедельник начинается в субботу" (1965 г.), ист. 2 гл. 3: "Я был ошеломлён и не заметил, как в руке у меня очутился стакан. Пробки грянули в щиты Джян бен Джяна, шипя полилось ледяное шампанское. Разряды смолкли, джинн перестал скулить и начал принюхиваться. В ту же секунду кремлёвские часы принялись бить двенадцать."

Изображения

Кремлевские куранты

Видео

Как устроены кремлевские куранты

Кремлёвские куранты Кремлёвские кура́нты

часы с боем на Спасской башне Московского Кремля. В 1621 английский мастер X. Головей сделал часы, для которых в 1625 на башне был сооружён каменный верх. В 1706 были установлены новые часы, купленные Петром I в Голландии. Современные кремлёвские куранты изготовлены в 1851 братьями Бутенопами в Москве. Диаметр циферблата кремлёвских курантов 6,12 м, высота римских цифр на часах 0,72 м, длина часовой стрелки 2,97 м, минутной 3,27 м.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРА́НТЫ, часы с боем на Спасской башне Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский) .
Первые кремлевские часы
Часы в Москве впервые появились в 1404 (на три года позже, чем на башне собора в Севилье). Располагались они не на кремлевской башне, а на дворе великого князя Василия Дмитриевича (см. ВАСИЛИЙ I Дмитриевич) , недалеко от Благовещенского собора. О мастере, изготовившем часы, написано в летописи: «Замыслил часник сам князь, а установил часы монах серб по имени Лазарь».
Первые часы на Фроловской башне (с 1658 Спасской; построена по проекту итальянского мастера Антонио Солари (см. СОЛАРИ Пьетро Антонио) в 1491), согласно документам, были установлены в 16 в. В 1585 они уже работали, за что мастера-часовщики получали в год по 4 рубля и 2 гривны, да по 4 аршина сукна на одежду.
В 17 в. башни Московского Кремля (кроме Никольской) были надстроены шатрами, и высотка десятиэтажной Спасской башни достигла шестидесяти метров. Известно, что в 1614 часовщиком Спасской башни был Никифор Никитин, в обязанности которого входил надзор за работой часов, их своевременный завод, а также ремонт.
Часы Христофора Головея
Устройство часов с разделением на дневные и ночные часы было примитивным, кроме того, они постоянно страдали от пожаров. Для изготовления новых часов для Спасской башни в Москву был приглашен известный английский механик и часовых дел мастер Христофор Головей. Зодчий Бажен Огурцов построил для них великолепный шатер, который стал украшением всего кремлевского ансамбля.
Над изготовлением часов под руководством Головея трудились вологодские крестьяне Вирачевы, колокола для «перечасья» лил Кирилл Самойлов. Годовое жалование английского мастера составляло 64 рубля «да поденного корму по 13 алтын 2 деньги на день, да по 2 воза дров на неделю, да корм на одну лошадь». Старые часы были проданы за 48 рублей. Диаметр циферблата новых часов, выходящего на две стороны, составлял около 5 м и был выкрашен в голубой цвет. Центральная часть круга была неподвижной, а внешняя, шириной около метра, была разделена на 17 частей и вращалась. Часы отмечались буквами славянского алфавита. Вес часов составлял 3400 кг. По свидетельству современников, это были: «...чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен... более чем на 10 верст».
Первыми часовщиками были их создатели - отец и сын Вирачевы. Часовые мастера пользовались в Москве привилегиями, им платили большое жалование. Особенно ценилась работа тех, кто надзирал за башенными часами. В специальной инструкции говорилось: «У дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать, зернью и карты не играть и вином и табаком не торговать».
Голландские часы и последующие
В конце 17 в. часы, изготовленные Христофором Галовеем, пришли в полную негодность, и в 1704 из Голландии морем привезли новые, купленные Петром I (см. ПЕТР I Великий) . В Москву часы везли из Архангельска на 30 подводах, казна заплатила за них более 42 тыс. ефимков. Спустя три года часы были установлены на Спасской башне. Девять русских мастеров трудились 20 дней, чтобы отрегулировать и запустить в дело часовой механизм.
Однако новые часы быстро обветшали, а после грандиозного пожара 1737 пришли в полную негодность. К этому времени столица переместилась в Петербург, и с ремонтом не спешили. Только в 1770 мастер Иван Полянский под наблюдением берлинского часового мастера Фация заменил механизм кремлевских часов большими курантами, найденными в Грановитой палате.
После изгнания французов из Москвы часы обследовали. Часовщик Яков Лебедев в феврале 1813 донес о разрушении механизма и предложил произвести их восстановление «своим коштом, материалами и рабочими людьми». Работу ему поручили, взяв, однако, подписку о том, что он не испортит механизм. Через два года часы запустили, а Яков Лебедев получил звание «часового мастера спасских часов».
Очередная попытка (спустя несколько десятилетий) почистить часы, не останавливая хода, успеха не имели, и капитальный ремонт был поручен известной в то время часовой фирме братьев Бутеноп. Демонтированный часовой механизм был полностью разобран, износившиеся части заменены новыми, из чугуна отлита новая станина весом около 25 тонн. За работу фирма получила 12 тыс. рублей. В марте 1852 все работы были завершены, и куранты впервые исполнили две мелодии: «Коль славен» и «Преображенский марш».
Спустя 25 лет, в 1878, часовой мастер В. Фреймут отремонтировал часы за 300 рублей и был назначен часовщиком Спасской башни.
Во время октябрьских боев 1917 в циферблат часов попал снаряд, сильно повредивший механизм, но только летом 1918 (правительство переехало в Москву весной) последовало указание о срочной реставрации курантов. Долго искали мастеров, которые не побоялись бы взяться за такую работу. Часовые фирмы Павла Буре и Рогинского запросили суммы, которые государство в то время выделить не могло. И за ремонт взялся кремлевский слесарь Н. В. Беренс, а помочь ему согласился художник Я. М. Черемных, составивший партитуру для курантов на музыку «Интернационала» и «Похоронного марша». С трудом изготовили новый маятник (взамен утраченного свинцового позолоченного) длиной около полутора метров и весом 32 кг. Реставрацию закончили в сентябре 1918, и москвичи впервые услышали бой новых курантов.
В 1932 часы вновь отремонтировали, изготовили новый циферблат, позолотили цифры, стрелки и обод циферблата (всего на позолоту было израсходовано 28 кг золота).
Устройство часов
Часы занимают 8-й, 9-й и 10-й этажи Спасской башни. Основной механизм расположен в специальной комнате на девятом этаже. Он приводится в действие при помощи гирь весом от 100 до 200 кг. Куранты состоят из набора колоколов, настроенных в определенной гамме и связанных с механизмом часов. Музыкальный механизм курантов имеет так называемый программный цилиндр диаметром около двух метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Штифты на цилиндре предназначены для того, чтобы задействовать колокола, из которых самый большой весит 500 кг. Все колокола размещены на десятом этаже (для их развески были использованы специальные дополнительные балки). На колоколах имеются надписи, например, на колоколе, отлитом в Голландии: «...Клавдий Фреми меня сделал в Амстердаме лета 1628».
Основные размеры часов: диаметр циферблата 6 м 12 см, высота цифр 72 см, длина часовой стрелки 2 м 97 см, длина минутной 3 м 28 см.
Заводятся часы два раза в сутки обычным подъемом гирь с помощью электромоторов. Для каждого вала из чугунных слитков набираются гири весом до 200 кг, причем зимой вес гирь увеличивают. Ежедневно производится профилактический осмотр механизма, раз в месяц - детальный. Ход часов контролируется специальными приборами, а также дежурным часовщиком, который проверяет ход по хронометру. Смазывают механизм два раза в неделю, применяя летнюю и зимнюю смазку.
Механизм кремлевских часов работает исправно почти полтора века. На его чугунной станине написано: «Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве».


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Кремлёвские куранты" в других словарях:

    Термин, может иметь несколько значений: Кремлёвские куранты (пьеса) пьеса Николая Погодина Кремлёвские куранты (фильм) Кремлёвские часы … Википедия

    КРЕМЛЁВСКИЕ КУРАНТЫ, часы с боем на Спасской башне Московского Кремля. В 1621 английский мастерX. Головей сделал часы, для которых в 1625 на башне был сооружён каменный верх. В 1706 были установлены новые часы, купленные Петром I в Голландии.… … Русская история

    Кремлёвские куранты … Москва (энциклопедия)

    КРЕМЛЁВСКИЕ КУРАНТЫ - Часы на Спасской башне Московского Кремля*. Первые часы на Спасской башне были установлены между 1491 и 1585 гг. В 1624–1625 гг. английский мастер Головей установил новые часы куранты с механизмом и 13 колоколами (см. колокол*). Детали механизма… … Лингвострановедческий словарь

    Часы с боем, установленные на Спасской башне Московского Кремля. Первые сведения о кремлёвских часах относятся к 1404; установлены эти часы были недалеко от Благовещенского собора. В 1621 «аглицкий» часовых дел мастер Христофор Головей… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кремлёвские куранты. Кремлёвские куранты Автор: Николай Погодин Язык оригинала: русский Год написания: 1939 (первая редакция) Кремлёвские куранты … Википедия

Часы на Спасской башне - визитная карточка Московского Кремля. Башня эта имеет ворота на Красную площадь, ворота считались святыми, а башню назвали "Спасской", потому что была на ней икона Спаса Смоленского. Шатровый верх башни - авторства мастера Бажена Огурцова. Там и установлены куранты - башенные часы с набором настроенных колоколов.

История часов на Спасской башне

Предположительно, часы установлены в башне после постройки в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солярио по повелению Ивана III. А в 1585 году по документам "проходили" уже официальные часовщики.

Старинные "византийского времени" куранты были с одной стрелкой и показывали "денные" и "нощные" часы.

В 1624 году, после пожара, часы пришлось заменить. Под началом английского механика и часовщика Христафора Галовея, русские кузнецы-часовщики Ждан изготовили более крупные часы. К ним русским литейщиком Кириллом Самойловым были отлиты 13 колоколов. Для размещения колоколов и механизмов башню пришлось надстроить. Строго говоря, именно эти часы и были первыми курантами, так как мелодию в определенные моменты времени стали "названивать" именно они. Механизм был из дуба. Только время на них опять было... "старорусское. Иностранцы писали:

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галлоуэй - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: "Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно"

Нажмите, чтобы раскрыть...

Разумеется, Петр I заменил их на голландские - с 12-ти часовым циферблатом. Часы каждую четверть часа отбивали мелодию. Заморская штучка часто ломалась, а в 1737 году вообще сгорела. Восстанавливать их не спешили - столицу то перенесли.

В 1767 году новые часы были найдены - теперь уже английские - и установлены мастером Фатцем. Песенка была у них "Ах, мой милый Августин" - единственный раз в истории иностранный мотивчик.

В 1851 году были изготовлены и установлены потом знакомые нам часы. Это был принципиально новый механизм. Дубовые детали заменили на чугунные, особые сплавы минимально реагировали на перепад температур.

Современный маятник, более точный ход, мелодия - все было принципиально новое. Часы изготавливались на российском заводе датских подданных братьев Бутеноп. Музыкальная часть механизма была усовершенствована, было задействовано 48 колоколов, часть из которых были перенесены с других башен Кремля, где когда-то были часы. по колоколам ударяли молоточки.

Мелодии "программировались" с помощью специального вращающегося барабана. В царское время игрались "Коль славен наш Господь в Сионе" и марш лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен.

В 1917 году в башню попал снаряд, и год часы простояли неисправными. По указанию Ленина часы починили, а мелодии набрали другие - Интернационал и "Вы жертвою пали..."

Но к сороковым годам 20 века изношенный механизм потребовал серьезной реставрации. Да и мелодии игрались не чисто. Реставрация эта прошла только в 1974 году - часы останавливали на 100 дней. Последний же ремонт по-крупному датируется 1999 годом.

До 1996 года 58 лет куранты молчали, а на инаугурацию президента Ельцина исполнили мелодию "Славься" Глинки, которую в то время исполняли как гимн России. Вот современный барабан, отвечающий за "музыку"

Колокольная музыка имеет свой ритм, поэтому сложно угадать, что в полдень, полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн России, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора "Славься".

Часы на Спасской башне не самые точные, но самые главные. Четыре их циферблата имеют диаметр 6,12 метра, высота цифр 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Общий вес курантов 25 тонн. Это полностью механические часы, а потому - часы уникальные. Они подвергаются регулярной смазке (отдельно зимний и летний состав смазки), модернизациям - они "на карандаше" в научных институтах.

Важный вопрос: когда приходит Новый год? С первым или последним ударом? Так вот, бой курантов ни при чем. Новый гол приходит раньше, с началом перезвона!