Крейсер аврора история корабля для детей краткое. Крейсер "Аврора" - корабль, известный одним выстрелом

Крейсер «Аврора»: историческая справка

Бронепалубный крейсер первого ранга, носящий имя древнеримской богини утренней зари, начал своё существование в последний год 19 века и прошёл в своей корабельной судьбе через ряд знаковых событий века 20-го. Окончив боевую жизнь, «Аврора» стала кораблём-музеем, одним из первых в России.

Строительство военного корабля началось летом 1897 года на петербургской верфи «Новое адмиралтейство». После проигранной крымской войны Россия потеряла право иметь флот на Чёрном море. Чтобы поднять престиж отечественного флота, его решили усилить судами нового типа, которые уже имелись в западных странах — так началась работа над тремя бронепалубными кораблями: «Диана», «Паллада» и «Аврора». Их прототипом стал английский Крейсер «Талбот».

В мае 1900 года под артиллерийские залпы крейсер «Аврора» был спущен на воду. В составе почётного караула, стоящего на верхней палубе, находился 78-летний матрос с доблестного парусного фрегата «Аврора». Именно в честь этого корабля, мужественно оборонявшего Петропавловск в 1854 году во время Крымской войны и совершившего два кругосветных плавания, был назван новый крейсер.

В октябре 1904 года «Аврору» командировали на Дальний Восток. Там разгоралась русско-японская война. На тот момент корабль был вооружён 42-мя орудиями различного калибра и тремя торпедными аппаратами. Команда состояла из 570 человек, в том числе, 543 матросов.

Конец мая 1905 года. Цусимское сражение. Одна из самых тяжёлых битв, в которых участвовал российский флот. В этом последнем и решающем сражении русско-японской войны Россия потеряла 21 судно и 5,000 человек. Крейсеру «Аврора» удалось выжить.

В 1906 году, вернувшись после Цусимского сражения к родным берегам и залечив раны, боевой корабль на время стал кораблём учебным. В этом качестве «Аврора» с гардемаринами и кадетами военно-морских училищ совершила ряд длительных походов, во время которых посетила порты различных стран.

С началом Первой Мировой войны крейсер отправился на дозорную службу в водах Балтики, чтобы охранять и поддерживать огнём российские войска. В 1916 году судно отправили на ремонт. А в 1917 году корабль принял участие в революционных событиях страны: холостой выстрел из орудий «Авроры» стал сигналом штурма Зимнего дворца.

С 1918 года крейсер находился в резерве, а с 1923 года опять стал учебным судном.

В годы Второй Мировой войны орудия «Авроры» использовались для обороны Ленинграда. Крейсер подвергался систематическим бомбёжкам, артобстрелу и к концу войны имел более 1500 пробоин.

После ремонта, в 1948 году легендарный корабль установили на вечную стоянку у Петроградской набережной. До 1956 года судно служило учебной базой Нахимовского училища. Уже в те годы здесь начал организовываться корабельный музей.

Крейсер «Аврора».

Заметим, что в данный момент крейсер «Аврора» является филиалом . К числу других филиалов музея относятся: Музей Балтийского флота, Кронштадтский Морской собор, Крейсер «Михаил Кутузов», Подводная лодка Д-2 «Народоволец».

Экспозиция и достопримечательности

Современная жизнь крейсера «Аврора» началась в 2016 году. Закончился капитальный ремонт корабля и 31 июля, во время празднования Дня Военно-Морского флота России, на корабле-музее торжественно открыли обновлённую экспозицию, которую посвятили истории российского флота.

Крейсер «Аврора».

Располагается экспозиция в 9 залах. Для посещения открыты верхняя палуба, машинное и котельное отделения, боевая рубка. В первом зале представлен краткий обзор всей истории крейсера. Кроме того, посетителям здесь предоставляется возможность познакомиться с устройством и архитектурой корабля, его вооружением и механизмами.

Экспозиция второго зала построена так, что на примере «Авроры» показывается жизнь российских моряков в конце XIX и начале XX века, рассказывается об особенности их службы и быта.

Посетив третий зал можно в деталях узнать о первых годах существования корабля с момента его постройки и до Первой Мировой войны. Посетителей здесь знакомят с работой морского ведомства в те годы, также в коллекции экспонатов подробно иллюстрируются российские кораблестроительные программы последнего пятилетия 19 века. Экспозиция знакомит с важнейшими российскими предприятиями, связанными с судостроением, при этом делается акцент на становление крейсерских сил. По экспонатам можно досконально узнать о проектировании и строительстве «Дианы», «Паллады» и «Авроры», боевой службе этих кораблей при обороне Порт-Артура в 1904 году.

Коллекция экспонатов четвёртого зала посвящена временному промежутку между двумя мировыми войнами. Рассказ начинается с эпизодов Первой Мировой войны. Затем описываются основные события 1917 года, Гражданская война, мирная служба крейсера «Аврора».

Пятый зал посвящён временному отрезку Второй Мировой войны с 1941 по 1945 год. Отдельную группу экспозиции составляют разделы о послевоенной жизни корабля: восстановлении крейсера, обучении нахимовцев, проведении на «Авроре» торжественных мероприятий, постепенном превращении судна в музей.

В шестом зале представлены модели современных кораблей и подарки, которые получал легендарный крейсер. Также площади этого зала периодически предоставляются для экспонирования временных тематических выставок.

Несколько необычна экспозиция, которая расположилась в седьмом и восьмом залах . Она посвящена истории медицины на флоте. В седьмом зале реконструирован кабинет судового врача, рассказывается о его работе. Восьмой зал оформлен в виде корабельного лазарета, здесь представлено всё то медицинское оборудование, которым была обеспечена «Аврора». Корабль, в частности, был пионером в использовании рентгеновского аппарата на флоте.

На корабле-музее можно заказать обзорные или тематические экскурсии (на русском или английском языке), групповые и индивидуальные (от 1 до 5 человек) или воспользоваться аудиогидом. Что примечательно, несмотря на своё музейное предназначение, знаменитый крейсер и сейчас находится на ходу. На судне имеется военный экипаж, состоящий из офицеров, мичманов и матросов.

Крейсер «Аврора».

На знаменитом корабле ежегодно торжественно отмечаются памятные даты, связанные с историей и российским флотом. В мае: 11 числа празднуют день спуска «Авроры» на воду, 18-го - Международный день музеев, 23 числа - дату закладки крейсера, 27-го - день Цусимского сражения. В июле: 16 числа отмечается день вступления «Авроры» в строй, в последнее воскресенье месяца празднуют День Военно-Морского флота России.

Интерактивный тур по крейсеру «Аврора»

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку - покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра. Крейсер «Аврора» и Сампсониевский мост.

Место вечной стоянки крейсера «Аврора» находится в Петроградском районе, напротив Нахимовского военно-морского училища, которое расположено по адресу: Петроградская набережная, 2.

Быстрее всего добраться до крейсера «Аврора» можно от станций метро «Горьковская» или «Площадь Ленина». От «Горьковской» к Петроградской набережной направляются 6-й и 40-й трамваи. От «Площади Ленина» идёт трамвай № 6. При желании, как от одной, так и от другой станции метро можно без труда дойти пешком: прогулка займёт около 20-30 минут.

Аврора стрельнула! Аврора жахнула!
Упал орел под сапоги...
За дело Ленина! За волю Троцкого!
Мы победим на всей Земле...

народная революционная песня

Д ля понимания, что же снится крейсеру Аврора"
предлагаю вспомнить ее его долгий и славный боевой и жизненный путь...

История "Авроры"
Бронепалубный крейсер "Аврора" был заложен 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новом адмиралтействе). Корабль однотипный с заложенными ранее "Палладой" и "Дианой".

В российском флоте существовала (и существует) традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Постройка корабля заняла более шести лет - "Аврору" спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Основное предназначение - ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба. Вести артиллерийские дуэли с современными броненосцами того времени корабль не мог. Не имел брони и достаточной огневой мощи. Зато обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) "Аврора" могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) "Аврора" с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.
В Средиземном море "Аврора" присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса. Началась война и 5 апреля 1904 года "Аврора" вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий.

Адмирал Рожественский был оригинал и (возможно в целях конспирации) давал боевым кораблям прозвища, с соленым флотским юморком. Крейсер "Адмирал Нахимов" называл "Идиотом", броненосец "Сисой Великий" - "Инвалидным убежищем", яхту "Светлана" звал "Горничной", а "Аврора" удостоилась "почетного" титула "Проститутка подзаборная"))))

2 октября 1904 года в составе эскадры, сменив командира (им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев("Аврора" отправилась к Цусиме.

в Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

За время боя крейсер получил 18 попаданий снарядов разных калибров, имел серьёзные потери экипажа - до ста человек убитыми и ранеными.


Погиб командир - его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Но при всем этом кораблю удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны.

В 1909-1910 годах "Аврора" вместе с "Дианой" и "Богатырём" входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.
В ноябре 1911 года авроровцы принимали участие в торжествах в Бангкоке в честь коронации сиамского короля.

В 1910 году крейсер сопровождал императорскую яхту в Ригу.

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, - в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля - число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали - размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности.

Крейсер получил возможность принимать на борт до 150 мин - минное оружие широко применялось на Балтике и доказало свою эффективность. А зимой 1915-1916 на "Авроре" установили новинку - зенитные пушки. Но до второй модернизации славный крейсер мог и не дожить...

Первую Мировую войну "Аврора" встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с "Олегом", "Богатырём" и "Дианой"). Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка "U-26" под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу "Палладу" и подошедшую ей на смену "Аврору". Командир германской субмарины верно оценил и классифицировал цели и атаковал. Попадание торпеды вызвало на броненосце "Паллада" детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем. А ветеран русско-японской войны крейсер "Аврора" сумел под шумок укрыться в шхерах.

О судьбоносной роли "Авроры" в событиях октября 1917 года всерьез говорить не стоит. Расстрелять Зимний дворец из орудий крейсер не мог. Он стоял в ремонте, и весь боезапас с него был выгружен. Но возможно, для залпа и эффекта большевики и нашли пару снарядов.

В гражданской войне и в боях с английским флотом "Аврора" участия не принимала. Сказывалась острая нехватка топлива и прочих видов снабжения.

В 1918 году "Аврора" стояла в глубоком резерве, без орудий, которыми вооружили самодельные легкие канонерские лодки.

В конце 1922 года "Аврору" - единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, - решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.

Затем в течение десяти лет - с 1923 по 1933 год - крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ.
Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов "Аврора" после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.

Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее "стотридцаток" обороняли подступы к городу.

Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер "Киров"), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти - подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С "Авроры" сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, - четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

В 1946 году, в ходе ремонта, "Аврора" сыграла конороль крейсера "Варяг" в одноимённом кинофильме. Тогда "Авроре", как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж - с орудий сняли щиты (на "Варяге" их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.

Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная "Аврора" встала туда, где она стоит и по сей день - к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту "Авроры" открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.

В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения "Авроры" присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался символом нашего города.

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. К юбилею снимали фильм "Залп "Авроры", где крейсер играл самого себя. Все съёмки производились на натуре. "Аврору" отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Буксировка к месту стоянки после съемок 1967г.

Капитальная реставрация «Авроры» прошла в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь.

В доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную была полностью заменена на новую.

Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, оставшимся на верфи. Сдачу крейсера революции в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили спрятать настоящую «Аврору» от глаз народа.

В ходе раставрации, «Аврору» потихоньку растаскивали на сувениры и военные и гражданские. С надводных частей отдирали обшивку из листовой меди, которой был покрыт весь корабль. Главный механик рыболовецкого совхоза «Балтика» Владимир Юрченко, как человек глубоко верующий хозяйственный отодрал весь кафель с душевой героического корабля и положил его на даче. И то верно, не пропадать же добру. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.

По воспоминаниям очевидцев, разграбившие реставрировавшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда при помощи сварочного аппарата они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной.

Отрезанный корпус хотели превратить в волнорез, но не сложилось. Труп Отрезанная часть затонула не там где планировалось. Ныне найти останки крейсера революции можно без проблем.

На фоне обломков охотно фотографируются случайные туристы, летом по остову азартно лазят местные мальчишки. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком.

А зановорожденный крейсер Франкинштейн "Аврора" был торжественно возвращен к вечной стоянке.

Современный крейсер представляет собой частичный новодел. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок.

На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числился в составе военно-морского флота России как №1. До недавнего времени на корабле служили офицеры и матросы. Все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия.

В ночь на 6 июня 2009 года на корабле прошли банкет и торжественная презентация журнала «Русский пионер», на которых присутствовали в том числе высокие гости. Делом заинтересовалась прокуратура и крайним оказался Министр обороны и ВМФ, как надосмотревшие)))

1 декабря 2010 года "Аврора" лишилась статуса корабля №1 ВМФ России. Корабль стал филиалом Центрального музея ВМФ.

1 августа "Аврора" окончательно переведена в ведение Центрального военно-морского музея. Воинское подразделение, нёсшее службу на корабле, распустили. Экипаж крейсера «Аврора» переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.

В октябре 2011 на мачту крейсера «Аврора» повесили флаг с черепом и костями. Двое молодых людей и девушка просидели на мачте под «Веселым Роджером» около пяти часов, всполошив полицию, спасателей, комендатуру города и военных моряков.

Возмутители спокойствия назвались представителями организаций «Народная доля» и «Еда вместо бомб». Акцию «Памятный Октябрь или Авророво воскресение» они посвятили борьбе с кризисом, нищетой, олигархами, «повальной педофилией» и «религиозным экстремизмом».

Условный выстрел из головного орудия крейсера «Аврора» по дому народного артиста Михаила Боярского доложен был возвестить о начале Российской октябрьской политической постмодернизации (РОПП).

Лозунги были красивыми и революциоными.
России от тиранов — волю! Народу — с нефти, газа — долю! Еда — это право, а не привилегия! Наше дело правое — мы не пиз..м!

Активистов удалось снять с мачт без потерь (для активистов). Дальнейшая их судьба гуманна и вызывает разочарование (дело было до пусей).

Сейчас официально экипаж набран из бывших военных моряков. Но кроме них на Авроре есть и матросы срочной службы. Они прикомандированы к кораблю и продолжают выполнять функции экипажа, как и раньше. Получается, что со статусом крейсера окончательно так и не разобрались.

Ныне "Аврора" опять покинула свое место у Нахимовского училища.

На судоремонтном заводе в Кронштадте пройдет первый этап ремонта, после чего крейсер переместят на другую точку. Предполагается, что уже к концу года легендарный корабль вернут на постоянное место стоянки.

Исторические фото и инфа (С) разные места интернета.

«Аврора»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

«Аврора» - российский бронепалубный крейсер I ранга типа «Диана» . Принимал участие в Цусимском сражении. Крейсер «Аврора» получил всемирную известность, подав сигнал холостым выстрелом из орудия к началу Октябрьской революции 1917 г. В период Великой Отечественной войны корабль принимал участие в обороне Ленинграда. После окончания войны продолжил службу в качестве учебного судна-блокшива и музея, встав на стоянку на р. Неве в Санкт-Петербурге. За это время «Аврора» стала кораблём-символом российского флота и ныне является объектом культурного наследия России.

Общие сведения

Крейсер «Аврора», как и прочие корабли его типа («Диана» и «Паллада»), строился по кораблестроительной программе 1895 г. с целью «уравнения наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств ». Крейсера типа «Диана» стали одними из первых бронепалубных крейсеров России, при разработке проекта которых учитывался, в первую очередь, опыт зарубежных стран. Тем не менее для своего времени (в частности, во время русско-японской войны) корабли этого типа оказались малоэффективны ввиду «отсталости» многих тактико-технических элементов (скорость, вооружение, бронирование).

История создания

Предпосылки к созданию

К началу XX в. внешнеполитическое положение России было довольно сложным: сохранение противоречий с Англией, рост угрозы со стороны развивающейся Германии, усиление позиций Японии. Учёт этих факторов требовал усиления армии и флота, то есть постройки новых кораблей. Изменения в кораблестроительной программе, принятые в 1895 г., предполагали постройку в период с 1896 по 1905 гг. 36 новых кораблей, среди них девять крейсеров, из них два (затем - три) - «карапасных », то есть бронепалубных. Впоследствии эти три бронепалубных крейсера стали типом «Диана».

Проектирование

Основой для разработки тактико-технических элементов (ТТЭ) будущих крейсеров стал созданный С. К. Ратником проект крейсера водоизмещением 6000 тонн, прототипом которого являлись новейший (спущен на воду в 1895 г.) английский крейсер HMS Talbot и французский бронепалубный крейсер D"Entrecasteaux (1896). В начале июня 1896 г. планируемая серия была расширена до трёх кораблей, третий из которых (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе . 20 апреля 1896 г. Морской технический комитет (МТК) утвердил технический проект бронепалубного крейсера I ранга.

Постройка и испытания

Серебряная закладная доска крейсера «Аврора»

31 марта 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь римской богини зари. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований. Л. Л. Поленов, однако, считает, что крейсер был назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

Несмотря на то, что фактически работы по постройке «Авроры» были начаты значительно позднее, чем «Дианы» и «Паллады», официальная закладка крейсеров этого типа состоялась в один день: 23 мая 1897 г. При этом первой в 10 ч. 30 мин. торжественную церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмирала Алексея Александровича. Серебряную закладную табличку закрепили между 60-м и 61-м шпангоутами, и подняли на специально установленных флагштоках флаг и гюйс будущего крейсера.

Крейсера типа «Диана» должны были стать первыми в России серийными крейсерами, но достичь единообразования среди них не удалось: на «Аврору» установили иные, нежели на «Диану» и «Палладу», машины, котлы, рулевые устройства. Электроприводы для последних были заказаны трём разным заводам в порядке эксперимента: так можно было узнать, какие приводы окажутся наиболее эффективными, чтобы затем их можно было устанавливать на другие корабли флота. Так, электроприводы рулевых машин «Авроры» заказали фирме «Сименс и Гальке».

Стапельные работы были начаты осенью 1897 г., и они затянулись на три с половиной года (во многом из-за неготовности отдельных элементов корабля). Наконец, 24 мая 1900 г. корпус был спущен на воду в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Вслед за этим началась установка главных машин, вспомогательных механизмов, общекорабельных систем, вооружения и прочего оборудования. В 1902 г. впервые на российском флоте «Аврора» получила якоря системы Холла, новинку, которой не успели оснастить остальные два корабля этого типа. Летом 1900 г. крейсер прошёл первые испытания, последние - 14 июня 1903 г.

В непосредственном строительстве крейсера (с момента постройки и до окончания ходовых изменений) участвовали четыре строителя: Э. Р. де Грофе, К. М. Токаревский, Н. И. Пущин и А. А. Баженов.

Общая стоимость постройки «Авроры» оценивается в 6,4 млн рублей.

Описание конструкции

Корпус

Корабль-музей и объект культурного наследия РФ

«Аврора» - крейсер-музей в Санкт-Петербурге

В середине 1944 г. было решено создать Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. Часть нахимовцев планировалось разместить на плавучей базе, которой временно должна была стать «Аврора». Однако по решению А. А. Жданова крейсер «Аврора» должен был быть навечно установлен на Неве, «как памятник активного участия моряков Балтийского флота в свержении буржуазного Временного правительства ». Тут же начались работы по восстановлению водонепроницаемости корпуса крейсера, получившего многочисленные повреждения. В течение более чем трёхлетнего капитального ремонта (с середины июля 1945 г. по середину ноября 1948 г.) были отремонтированы: корпус, гребные винты, бортовые паровые машины, бортовые гребные валы, кронштейны валов бортовых машин, оставшиеся котлы; также было проведено переустройство в связи с новой функцией корабля-плавбазы. (К сожалению, это переустройство негативным образом сказалось на сохранении исторического облика крейсера. Кстати, на это также повлияло участие «Авроры» в роли «Варяга» в одноименном фильме, снятом в 1947 г.) 17 ноября 1948 г. крейсер впервые занял своё место на вечной стоянке на Большой Невке. Сразу же на «Авроре» была размещена выпускная рота нахимоцев. С этого времени и до 1961 г. стало традицией для нахимовцев-выпсукников жить и служить на «Авроре».

Буксировка крейсера «Аврора» на Ленинградский судостроительный завод имени А. А. Жданова для ремонта. 1984 г.

Постановлением СМ РСФСР №1327 от 30 августа 1960 г. «Авроре» был придан официальный статус корабля-памятника, охраняемого государством. С 1961 г. в музей, который существовал на корабле с 1950 г. по инициативе нескольких офицеров, был открыт свободный вход, а его экспозиция расширена. Вскоре «Аврора» стала одним из популярных мест в городе.

Окончательная канонизация «Авроры», превращение её в корабль-символ произошло в 1967 г., когда в честь 50-летнего юбилея революции 1917 г. «Аврора» вновь произвела холостой выстрел из бакового 152-мм орудия ровно в 21 ч. 45 мин. В феврале 1968 г. крейсер был награждён вторым по значимости в стране орденом - Октябрьской революции. Так, «Аврора», однажды став первым орденоносным кораблём, стала и первым дважды орденоносным кораблём в истории советского ВМФ.

Крейсер «Аврора» проходит через Дворцовый мост в Санкт-Петербурге, 2014 год

«Аврора» в доке Кронштадтского морского завода, ноябрь 2014 г.

К концу 1970-х годов корпус «Авроры» пришёл в аварийное состояние. Требовался ремонт-реконструкция. После выработки предложений специально созданной комиссии ремонт начался в августе 1984 г. и продолжался до августа 1987 г. Вместо полной реставрации было решено заменить старый корпус на новодельный. «Реставрация» «Авроры» (однако, располагая оригинальными чертежами, реконструкторам не удалось привести многое в изначальное состояние в виду с многочисленными переоборудованиями крейсера до этого) обошлась примерно в 35 млн рублей.

Легендарная «Аврора» - это не просто один из символов культурной столицы России, но и полноценная боевая машина, которая успела принять участие в десятках боевых столкновений на море. Предлагаем ознакомиться с нелегкой судьбой крейсера «Аврора», кратким описанием.

Принадлежит судно к типу «Диана», крейсер 1 ранга. Название машине дал одноименный парусный фрегат, завоевавший славу в Крымской войне. С середины прошлого века (1948) занял свое место у Петропавловской набережной Питера. Корабль входит в список объектов культурного наследия государства.

История создания корабля

К концу 19 века политическая обстановка подтолкнула к созданию нового крейсера типа «Диана»:

  • изначально поводом были противоречия с Англией, однако, они вскоре были разрешены без кровопролития;
  • следующим поводом стала возрастающая угроза со стороны Германии на Балтике.

Таким образом, был спровоцирован новый виток гонки вооружений на море, что привело к корректировке судостроительной программы страны от 1881 года. Изменения были внесены в 1895, и они включали три карапасных крейсера.

За заказ взялся Балтийский завод, буквально через месяц после получения поручения инженеры предоставили эскизы машин. Было разработано 4 варианта с различным водоизмещением, но одобрение получил только один – 6000-тонный прототип, который был вдохновлен новейшей английской машиной «Талбот». Разработкой кораблей и эскизов занимался С. К. Ратник.

Сразу после одобрения эскизных проектов начался длительный этап согласования, закончившийся только к зиме 1896. В ходе обсуждения были внесены изменения в проект и вместо 2 кораблей оказались заложены 3. Именно 3-м и стала знаменитая «Аврора», в течение всего периода сборки она отставала от остальных двух машин госзаказа.

С начала строительства (осень 1896) появились трудности:

  • не было в необходимом количестве корабельной стали;
  • Адмиралтейский Ижорский завод не мог выпустить швеллера для батарейной и броневой палубы из-за перегрузки заказами.

Администрация учреждения попросила продлить сроки работы. Это привело к передаче части заказа на Александровский чугунолитейный завод, чтобы выполнить заказ в краткие сроки.

На сроки строительства так же повлиял заказ машин для корабля:

  1. Котлов;
  2. Машин;
  3. Механизмов всех узлов.

Подписать контракт на поставку всех указанных элементов механизации удалось только летом 1897, для выполнения были выбраны представители Общества-Франко-русских заводов. Задержка была связана с тем, что руководство не желало передавать Балтийскому заводу чертежи. После появления в списке третьего корабля удалось добиться 2% скидки на поставку оснащения для него. Суммарная стоимость заказа достигла 2,275 млн рублей.

Отставание «Авроры» было большим уже на стапельном периоде. Когда остальные машины были готовы на 60% (корпуса), легендарный крейсер был собран только на 28%.

В ходе постройки на борт поднимались различные офицеры и специалисты по судам. Благодаря их замечаниям были внесены изменения в торпедное вооружение, аппаратов стало 3.

К весне 1900 легендарная машина была собрана на 78%, шел монтаж устройств на борту.

Спуск боевого корабля на воду состоялся в мае 1900 (11 или 24 числа по разным источникам) в 11:15. Следующим утром началась его буксировка к стенке Франко-русского завода – предстоял монтаж основных силовых агрегатов. К этому моменту водоизмещение составило 6731 т.

Помимо установки машин, на борту велись следующие работы:

  • монтаж паропровода;
  • вспомогательных механизмов;
  • общекорабельных систем.

Несмотря на то что осенью 1900 комиссия решила, что все крейсеры серии способны самостоятельно перейти в Кронштадт, многие работы еще не были даже начаты:

  1. Установка румпельного устройства;
  2. Паровая рулевая машина;
  3. Электрическая система управления рулем.

Значительная часть работ оставалась на стадии реализации.

Два корабля серии, значительно опережавшие «Аврору», летом 1900 участвовали в испытаниях, которые позволили выявить серьезные недостатки. Легкоустранимые с 1901 начали исправлять на отстающей машине. Основной проблемой стали порты 75 мм пушек на батарейной палубе, углы обстрела были существенно увеличены.

Серьезной проблемой в ходе строительства стала нехватка рабочей силы. Она была связана с серьезной загрузкой производственных мощностей и заказом еще на 6 кораблей (транспортник и броненосцы), которыми были заняты заводы культурной столицы. Среди наиболее острых проблем:

  • Необходима была доработка креплений, так как при испытаниях водонепроницаемости были выявлены недостатки;
  • Ижорский завод не смог качественно выполнить вертикальную броню боевой рубки, она появилась на корабле только весной 1902;
  • Наиболее сложной была доработка электрооборудования. В то время промышленность государства только осваивала выпуск такого рода систем.

В финале на корабль установили якоря системы Холла – впервые в судостроительной практике Российской Империи. Уже в мае 1902 судно было готово на 100%.

При перегоне в Кронштадт (28 июля 1902) на короткое время отказало управление, крейсер коснулся бровки канала, но отделался незначительным повреждением винта с правой стороны. После прибытия началась 10-дневная подготовка к испытаниям.

Суммарная стоимость корабля оценивается в 6,4 млн рублей.

Описание конструкции и технических характеристик

Уровень электрификации и механизации кораблей этого класса на тот момент был наибольшим во флоте. В остальном это была классическая компоновка, типичная для остальных представителей, как «Диана».

В случае получения повреждения и появления течи, встроенная система откачки воды могла в сумме удалять из корпуса до 2900 тонн воды ежечасно.

На бортах крейсера вывешивались судна значительно меньшего водоизмещения:

  • 2 паровых катера;
  • 16 и 18-весельный баркас;
  • 12 и 14-весельный катер;
  • 2 яла;
  • 2 шестивесельных вельбота.

Подвеска осуществлялась на шлюпбалках, оборудованных по периметру корпуса.

Класс судна

Конструктивно машина относится к классу бронепалубных крейсеров, по компоновке, описанию и размещаемым системам была идентична боевым кораблям того же класса, выпускаемым в конце 18 – начале 19 века.

Водоизмещение

Нормальное водоизмещение корабля – 6731 тонна. Все основные, постоянные и переменные нагрузки можно оценить в тоннах. От указанного значения большая часть нагрузки приходилась на корпус – 38,8% водоизмещения или 2621,36 тонн.

Основные разделы нагрузки:

  • энергетическая установка – 21,9%;
  • нормальный запас угля – 12%;
  • броня – 10,5%;
  • орудийные системы – 6;
  • снабжение/команда – 4,8.

Меньше всего нагрузки давали вспомогательные узлы и опресненная вода. Соответственно они занимали 3 и 2%.

Энергетическая установка

Паровое оснащение корабля представляло собой 3 трехцилиндровые машины 3-го расширения. Суммарная мощность превышала 11,5 тыс. л.с., что позволяло разогнаться до 35,6 км/ч или 19,2 узлов. Чтобы привести такую махину в движение, задействовались три 3-лопастных винта диаметром 4100 мм. Отливались винты из бронзы и вращались в разные стороны: влево средний и правый, левый вращался в противоположную сторону.

На борту монтировалось 24 паровых котла Бельвиля, которые в дальнейшем были заменены на систему Бельвиля - Долголенко. Под размещение оборудование отводилось три котельных, над каждой из которых устанавливалась труба для отведения дыма. Рабочее давление котлов составляло 17,2 атм.

Для котлов требовался огромный запас воды, который постоянно пополнялся. Хранение обеспечивали цистерны емкостью 467 тонн, из которых 135 отводилось для быта моряков, а остальное для обеспечения паром. Пополнение запаса происходило за счет опреснительных установок Круга (2 шт.), которые восстанавливали 60 тонн запаса пресной воды ежедневно.

Топливные емкости котлов представляли собой, оборудованные у каждой котельной, угольные ямы. Вдоль машинных отделений между броневой и батарейной палубой располагались 8 ям с запасом угля.

Так удавалось хранить до 972 тонн угля, который позволял пройти до 4000 миль со скоростью в пределах 10 узлов.

На крейсере работали паровые динамо-машины, которые выдавали постоянный ток напряжением 105 Вольт. Потребителями электричества выступали органы управления, бытовые и осветительные приборы, лебедки системы подачи боеприпасов и ряд других агрегатов. Например, электрические устройства поднимали якоря.

Экипаж

Помещения для экипажа корабля позволяли разместить 570 человек, не считая флагмана соединения и офицеров штаба.

Палубы и броня

Оборудовано 3 палубы:

  • верхняя;
  • батарейная;
  • броневая или карапасная.

Имеется подготовленная платформа, которая занимает весь горизонтальный периметр последней палубы. В трюме располагается еще 2 платформы: на носу и корме. Трюм разделен на отдельные участки 13-ю переборками, расположенными в поперечной плоскости.

Снаружи корпус обшивался листовой сталью толщиной 10-13 мм.

Кили со времени постройки выполнялись из:

  • вертикальный (1м в высоту) толщиной 11 мм;
  • горизонтальный внутренний – 10-13;
  • горизонтальный наружный – 14-16.

Ниже ватерлинии периметр обшивался досками из тика толщиной 102 мм, внешний слой из медных миллиметровых листов. Штевни бронзовые, литые. Второе дно было оборудовано не по всей длине корпуса, а между 22-98 шпангоутами.

Палубы и платформы перестилались стальными листами, тиковыми досками, толщина поверхности варьировалась в пределах 5-19 мм. Пол внутренних помещений покрывался линолеумом.

Тиковые доски использовались различной толщины, в зависимости от палубы и назначения:

  • верхняя палуба – 76 мм;
  • палуба с топливными емкостями – 64;
  • на участке шпилей – 144.

Вокруг битенгов, кнехтов и орудий настил создавался из 89-миллиметровых дубовых досок. Данный материал лучше сопротивлялся нагрузкам, отличался прочностью и неприхотливостью в условиях моря.

Для экономии массы и материала защитные листы на корабле размещались неравномерной толщины. Наиболее уязвимые участки с оборудованием и экипажем оснащались толстой броней, другие – значительно легче.

Бронезащитой выступали стальные плиты:

  1. На стальном настиле бронепалубы укладывались 38 мм листы в горизонтальной плоскости, на скосах 51 и 63,5 мм на скосах, прилегающих к бортам;
  2. Гласисы машинных люков имели толщину 25,4 мм;
  3. Приводы систем управления, кожухи труб и элеваторные шахты защищались 38 мм листами;
  4. За кормовой рубкой защитный траверз выполнялся из 16-миллиметровой листовой стали, уложенной поперек палубы.

Лучше всего защищалась труба из боевой рубки в центральный пост — 89 мм листами. Еще толще плиты размещались на барбете боевой рубки и на траверзе перед входом в рубку – 152 мм.

Габариты и вес

Длина корабля от «носа до хвоста» составляет 126,8 метров, ширина – 16,8 м. Среднее значение осадки составляет 6,4 м.

Вооружение

На «Авроре» с момента спуска на воду устанавливались различные орудийные системы. Тяжелые и средние корабельные орудия, зенитные системы, торпеды и мины заграждения. Однако, в течении эксплуатации корабль несколько раз переоснащался.

В строй крейсер «Аврора» встал со следующим набором вооружения:

  • 152-миллиметровые орудия – 8 шт.;
  • 75 мм системы Канэ – 24 шт.;
  • 37 мм орудия Гочкиса – 8 шт.;
  • 63,5 мм пушки Барановского, десантные – 2 шт.;
  • 3 торпедных аппарата калибра 381 мм располагались над водой в форштевне (1 шт.) и под водой с каждого борта.

Самые многочисленные орудия – 75 мм, располагались на мостиках и марсе корабля.

В погребах размещался боезапас к орудиям: для самых тяжелых было предусмотрено 1414 выстрелов, для 75 мм – 6240, для 37-миллиметровых пушек и десантных орудий – 3600 и 1440 соответственно. Торпедные аппараты оснащались 8-ю минами Уайтхеда (1898 год), в трюме хранилось 35 сферических мин. Для установки последних применялись специальные плоты или шлюпки/паровые катера крейсера.

Для 152-миллиметровых снарядов использовалась система раздельного заряжания. В 4 погребах находились снаряды весом 41,4 кг и пороховой заряд в форме гильз. Функционально они разделялись на бронебойные, фугасные и с зарядом шрапнели для эффективного поражения живой силы. К 75 мм пушкам поставлялись бронебойные боеприпасы весом 4,9 кг, их располагали в 8 погребах.

С целью подачи боеприпасов на верхнюю/батарейную палубы задействовались беседки, которые двигались за счет лебедок с электрическими приводами по элеваторам. Для доставки уже по орудиям использовались монорельсовые направляющие.

Управление артиллерийским огнем осуществлялось при помощи устройств Петербургского электромеханического завода.

Перевооружался крейсер 5 раз:

  1. Летом 1903;
  2. Весной 1907;
  3. Зимой 1916;
  4. 1923;
  5. 1941.

С момента поступления в войска на корабле стояли 152-миллиметровые пушки, в 1907 их количество увеличилось до 10, а в 1916 – 14. В ходе перевооружения 1923 года все орудия большого калибра заменили на 130 мм пушки Б-7, их было смонтировано 10.

Калибр 75 мм в 1907 начали демонтировать, убрав сначала 4 системы, а с 1916 от них отказались полностью. Аналогичная судьба постигла 37 мм – в 1907 были убраны сразу все. Параллельно были демонтированы 2 десантные пушки. Кстати, все торпедные аппараты были сняты с корабля тоже после первого перевооружения.

С 1916 на «Аврору» монтировались зенитные системы. Сначала это было четыре 75-миллиметровых зенитных пушки Канэ и одна 40 мм Викерса. В 1923 вместо них установили 2 пушки Лендера калибра 76 мм, которые остались на корабле до самого конца его эксплуатации. В 1941 году к ним добавили еще 2 орудия калибром 76 мм и 3 зенитки 45 мм.

Участие в боевых действиях

В августе 1902 года «Аврора» поступила на заводские испытания, в их ходе был выправлен винт и смонтированы щиты на торпедные аппараты. В начале октября корабль был передан на официальные испытания, в ходе которых был выявлен ряд неисправностей и поломок. Недостатки завод исправлял в отведенные на это 2 недели.

После повторных испытаний комиссия не приняла машину из-за того, что она не смогла пройти на полном ходу непрерывно 6 часов. После повторной проверки этого показателя удалось добиться, но только при идеальных условиях эксплуатации, далеких от практического применения. В итоге испытания были перенесены на лето 1903.

Обстановка на мировой арене требовала скорейшего введения в строй новых кораблей, потому надлежало оценить качества машины, проработать все недостатки и заступить на службу в кратчайшие сроки. К концу июля 1903 корабль должен был быть полностью готов к переходу на Дальний Восток.

Испытания в середине июня показали, что крейсер способен выдержать установленный режим эксплуатации. Однако, достичь оговоренной в контракте с заводами скорости не удалось, впрочем, как и на всех остальных кораблях класса. Несмотря на этот недостаток, «Аврора» встала в строй 16 июня 1903.

Первым назначением крейсера стало пополнение состава отряда контр-адмирала Вирениуса, который находился на Средиземном море и должен был направиться в Порт-Артур. После прибытия на место сбора крейсер подвергся ремонту силами команды и мастеров с берега, на который было выделено две недели. Длительное путешествие было прервано сообщением о начавшейся войне с Японией, всему отряду был отдан приказ вернуться в порт Санкт-Петербурга. По пути корабли группы не встретили неприятеля.

Второй эпизод военной службы начался почти сразу после возвращения. Известно, что крейсер был включен в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Предварительно был проведен ремонт для устранения выявленных поломок и недостатков. Серьезной модернизации подверглось вооружение, в частности, была усилена бронезащита орудий, установлены осветительные приборы, прицельные приспособления. Затем крейсер поучаствовал в учениях, проводившихся в Кронштадте.

Первым боевым опытом стал переход в Танжер, с самого начала которого ожидались атаки японцев. По ошибке корабли эскадры ночью приняли друг друга за вражеские. В ходе перестрелки «Аврора» получила 5 попаданий. Двое получили ранения, священнику оторвало руку, он позже погиб в госпитале. Этот инцидент позже негативно повлиял на отношения с Великобританией.

После длительных переходов крейсер в составе эскадры прибыл в пролив Цусима 14 мая, был получен приказ к утру быть в полной боевой готовности. Основной задачей кораблей была защита транспортных судов. В ходе тяжелого 19-часового боя «Аврора» получила множественные повреждения корпуса. Убит был 1 офицер и 9 матросов, позже от ран скончалось еще 5 нижних чинов, ранено оказалось 74 матроса и 8 офицеров.

С наступлением ночи корабли попытались выйти из окружения, и 15 мая удалось преодолеть участок минных атак. Завершился переход 20 мая в Маниле, а на следующий день была собрана комиссия для определения необходимого на ремонт времени.

По итогам оценки оказалось, что ремонт займет 30 суток. Так началась стоянка в Маниле, в ходе которой было проведено разоружение (а так же дана подписка о неучастии экипажа в боевых действиях), а после окончания войны экипаж с судном на длительное время задержались в американском порту.

Ремонт закончился в августе 1905, после чего к началу октября корабль смог покинуть место стоянки. По пути, из-за информации о революции в России, пришлось провести беседу с экипажем, чтобы успокоить возникшее напряжение. Оно подстегивалось тем, что 300 человек команды ожидали демобилизации. В Либаву корабль прибыл только 19 февраля 1906.

Межвоенная служба

После увольнения в запас матросов начался ремонт крейсера, модернизация уязвимых узлов. Суммарное время ремонта составило почти год, за который были переработаны орудийные системы, внутренние помещения для улучшения эргономики для экипажа.

Первая мировая

Служба в Первую мировую для корабля началась в 17 июля 1914, когда была подана команда о приведении в боевую готовность кораблей Балтийского флота. С этого момента и до участия в боевых действиях была проведена очередная модернизация.

В Рижском заливе судно находилось в середине июля, тогда сухопутные войска получили серьезную артиллерийскую поддержку. Несколько раз на корабль нападали противокорабельные самолеты, но повреждений не было получено.

С 6 сентября «Аврора» вернулась в Кронштадт, где начались ремонтные работы, которые затянулись до 1917 года.

Февральская революция

Стоянка на капитальный ремонт совпала с революционными событиями. Основным опасением в этот период была возможность экипажа поддаться агитации. Ситуация усугублялась вплоть до установки пулеметов на борту, которые помогли бы отбить вероятную атаку с берега. В итоге от их использования офицеры отказались.

27 февраля, чтобы предотвратить бунт, по команде корабля был открыт огонь, двое были ранены, один погиб. 28 февраля капитан отказался препятствовать сходу матросов на берег, но 2 офицеров, ответственных за стрельбу днем ранее – убили.

Октябрьская революция и Гражданская война

После ремонта корабль остался на Неве, так как мог сыграть решающую роль в подготавливаемом восстании. Первой задачей от большевиков стала постановка разведенного Николаевского моста, для чего оказалось достаточно выведения крейсера на середину реки.

Был произведен единственный выстрел – холостой, однако, часть историков считают, что его произвели с Петропавловской крепости. Считается, что со своей позиции корабль не мог вести огонь по Зимнему дворцу.

Позже корабль вернулся к Франко-русскому заводу для завершения ремонта.

Учебный корабль Балтийского флота

В 1919 году судно встало в доке, а 1922 он был передан Кронштадтскому порту на длительное хранение. В этом же году комиссия пришла к мнению, что небольшая доработка и ремонт позволит использовать «Аврору» в качестве учебного корабля. В июле 1923 начались первые походы учебной команды.

Великая Отечественная война

С началом Великой Отечественной войны крейсер включили в систему ПВО, экипаж на тот момент насчитывал 260 человек. С приближением войск фашистских захватчиков, с судна демонтировались орудия, и таким образом была создана оборонительная линия: батарея «А», состоящая из девяти 130 мм орудий корабля и экипажей из числа матросов.

Бойцы продержались 8 дней с момента первых выстрелов, прогремевших 3 сентября, из 165 человек вернулось только 26.

Сам корабль тем временем регулярно бомбили авиацией, затем артиллерией с берега, с 16 сентября атаки были ежедневными. В результате крейсер сел на грунт из-за пробоин 30 сентября.

Последнее демонтированное орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец».

Где находится крейсер сейчас

В современной истории корабля последним событием стал ремонт 2014 года. 21 сентября крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге был отбуксирован в ремонтный док Кронштадтского завода. Первый этап ремонта завершился 26 ноября, после чего к достроечной стенке его отбуксировали для продолжения работ.

На свой пост судно вернулось 26 ноября 2016, где и сейчас находится крейсер «Аврора». Выступает легендарная машина в виде музея и памятника кровопролитным событиям человеческой истории в целом и российской в частности.

Аврора - крейсер, относящийся к Балтийскому флоту. Хотя он принял участие во многих исторических событий, он приобрел известность благодаря Октябрьской революции. Именно залп этого корабля оповестил о наступлении нового времени в истории нашей страны. Какой была история «Авроры»?

  • Строительство крейсера
  • Бой при Цусиме
  • Итальянские апельсины
  • Аврора в первую мировую войну
  • Роль "Варяга"
  • Орден с крейсером "Аврора"

Строительство крейсера

На строительство крейсера ушло 6 лет. Его спустили на воду 11 мая 1900 года. Но после этого еще производились достроечные работы. Из-за этого в состав флота «Аврора» вошла только 16 июля 1903 года. Стоит отметить, что «Аврора» не имеет особенных боевых качеств. У нее нет высокой скорости хода. Так, эскадренные броненосцы того периода времени могли развивать скорость 18 узлов, а «Аврора» двигалась со скоростью 19 узлов. Что касается вооружения, можно выделить восемь 6-дюймовых орудий, что также не является чем-то особенным. И все же, «Аврора» справлялась со своими задачами по ведению разведки и уничтожению судов противника. К тому же, она несла дозорную службу. Она соответствовала требованиям того времени, имея солидное водоизмещение и превосходную мореходность. С полным запасом угля в 1430 тонн крейсер вполне мог дойти до Владивостока из Порт-Артура и при этом вернуться обратно.

Тактико-технические характеристики крейсера Аврора

Класс Крейсер I ранга
Тип КР I "Паллада"
Верфь "Новое адмиралтейство", Санкт-Петербург
Заложен 23 мая (4 июня по ст. стилю) 1897 г.
Спущен 11 (24 по ст. стилю) мая 1900 г.
Вступил в строй 16 (29 по ст. стилю) июля 1903 г. (Балтийский флот)
Водоизмещение полное 6 731 т
Длина 126.7 м
Ширина 16.8 м
Осадка 6.2 м
Мощность механизмов 11 971 л.с.
Скорость 20 узлов
Дальность плавания 4 000 миль (7 200 км)
Запас топлива 964 т угля
Экипаж 570 человек (из них офицеров - 20 человек)

Бой при Цусиме

Все крейсеры отправлялись к Тихому океану, где уже назревал военный конфликт с Японией. «Аврора» вышла из Кронштадта 25 сентября 1903 года. Экипаж крейсера включал 559 человек. Им командовал капитан 1-го ранга И.В. Сухотин. В Средиземном море корабль вошел в состав отряда контр-адмирала А.А. Вирениуса, под командованием которого находилось несколько миноносцев, крейсер «Дмитрий Донской», броненосец «Ослябя», крейсер «Дмитрий Донской» и несколько вспомогательных кораблей. Однако отряд опоздал на Дальний Восток. По прибытии в африканский порт Джибути стало известно о ночном нападении японских войск на порт-артурскую эскадру. Так началась война.

«Аврора» возвращается в Кронштадт 5 апреля 1904 года. Здесь она вошла в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры, которой командовал вице-адмирал Рожественский. Он готовился к отправке на Дальний Восток. Шесть из восьми орудий «Авроры» прикрывают броневыми щитами. Это сделано из-за того, что осколки фугасным снарядов уничтожали личный состав кораблей. Командиром корабля назначают капитана 1-го ранга Е.Р. Егорьева.

2 октября 1904 года «Аврора» в составе эскадры отправляется к Цусиме. Тогда крейсер входил в отряд кораблей контр-адмирала Энквиста. Четыре русских крейсера не справлялись с задачей, так как они противостояли сначала восьми, а затем и шестнадцати японским кораблям. Но к ним подошла колонна наших броненосцев.

В 14:30 отряд вступил в бой с третьим и четвертым японскими отрядами. Через полтора часа крейсер попал под огонь 2-х японских кораблей из первого отряда и получил серьезные повреждения. Дополнительно Аврора вступает в сражение с пятым японским отрядом.

В 16:30 «Аврора» вместе с отрядом уходит под защиту русских броненосцев. А еще через час она уже принимает участие в последней фазе боя. В результате этого сражения в корабль 10 раз попадали большие снаряды, а экипаж понес потерю в количестве 15 человек. 83 человека были ранены. Погиб и капитан корабля. Командование на себя принимает капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев. В результате всего боя «Аврора» получила 37 пробоин. В безрезультативных попытках уйти на север, корабли «Олег» и «Аврора» ушли в нейтральный порт Манила, расположенный в Филиппинах. Позднее к ним присоединился крейсер «Жемчуг». А 27 мая 1905 года корабли были интернированы до конца войны американскими властями.

Итальянские апельсины

На Родину крейсер вернулся только в 1906 году в разгар русской революции. В 1910 году с кораблем и его экипажем произошло уникальное событие. В период заграничного плавания «Аврора» зашла в порт Мессина. Она прибыла для получения золотой медали, так как в 1908 году русские моряки участвовали в спасении местных жителей от землетрясения. Но в первую же ночь прибытия в город вспыхнул сильный пожар, и моряки участвовали в спасении жителей от новой катастрофы. При этом моряки прибыли раньше местных пожарных. За это итальянцы наградили экипаж крейсера лимонами и апельсинами. Отправившись после этого в испанскую Малагу, матросы снова тушили пожар на берегу.

«Аврора» в Первую Мировую войну

Первую Мировую войну крейсер встретил в составе 2-ой бригады крейсеров Балтийского флота, в которую также вошли крейсеры "Олег", «Богатырь» и «Диана». На крейсеры возлагалась функция несения дозора в устье Финского залива. 26 августа русские корабли добились первого успеха, когда на камни сел германский легкий крейсер «Магдебург». Были найдены секретные немецкие шифры, сослужившие хорошую службу русским и англичанам. Но уже в октябре на Балтийском море появились германские подводные лодки. В то время противолодочная оборона практически отсутствовала. 11 октября 1914 года немецкая подлодка «U-26» обнаружила крейсеры «Аврору» и «Палладу». Командир германской субмарины оценил оба корабля. И «Паллада» показалась ему более серьезной добычей, так была броненосным крейсером. В результате попадания торпеды на «Палладе» произошла детонация погребов с боезапасами, и крейсер затонул. Аврора избежала этой участи.

Роль «Варяга»

После снятия блокады Ленинграда летом 1944 года появилось постановление в отношении крейсера. Оно гласило, что «Аврора» должна была стать музеем-памятником истории флота и одновременно учебным кораблем базы Нахимовского училища. Местом её расположения была выбрана Петроградская набережная. Но новая жизнь в качестве музея у крейсера началась со съемок в фильме. В 1945 году начались съемки фильма о крейсере «Варяге». Эту роль отдали «Авроре». Для этого на ней установили фальшивую трубу и дополнительное оборудование. В 1948 году крейсер установили у Нахимовского училища на Большой Невке. После 1960 года крейсер включили в число охраняемых государством памятников. В это время крейсер перестает быть базой Нахимовского училища.

Орден с крейсером «Аврора»

В 1967 году в истории крейсера произошло еще одно знаменательное событие. В этом время он стал дважды орденоносным. До этого еще не один корабль не удостаивался подобной чести. К 10-летию Октябрьской революции крейсер получил Орден Красного Знамени, а к 50-летию Октября – орден Октябрьской революции. Интересно, что на ордене Октябрьской революции изображен крейсер «Аврора». В августе 1984 года крейсер поставили на капитальный ремонт, который завершился к 70-летию революции в 1987 году. Ремонт был необходим, так как его подводная часть находилась в критическом состоянии. В результате днище было выстроено заново. В результате крейсер «Аврора» занимает прочное место в истории России.

В наши дни крейсер первого ранга "Аврора" является кораблём - музеем и посетить его можно в Санкт-Петербурге на Петроградской набережной.

Режим работы музея:

  • Понедельник, пятница - выходные
  • С субботы по воскресенье - с 10.30 - 16.00