Краткое сообщение о данте. Биография данте алигьери

Дуранте дельи Алигьери (Durante deli Alighieri, 26 мая 1265 – 14 сентября 1321) – всемирно известный итальянский мыслитель, поэт, писатель и богослов. Данте считают не только великолепным писателем своего времени, создавшим знаменитую «Божественную комедию», но и основателем итальянского литературного языка, поскольку именно он стал впервые использовать устойчивые литературные выражения в своих произведениях.

Детство

Доподлинно неизвестно, к насколько знатному и аристократическому роду принадлежал Данте, поскольку рукописей того времени сохранилось лишь единицы, и определить происхождение писателя ученым не удаётся до сих пор. Известен лишь тот факт, что предки Алигьери, скорее всего, являлись основателями Флоренции. В рукописях, дошедших до наших дней, сохранилось упоминание прадеда Данте – Каччагвиде, ─ который был посвящен в рыцари и участвовал в крестовом походе Конрада III.

Он погиб в одной из битв против мусульман, после чего был посмертно причислен к аристократам. Немного известна и личная жизнь Каччагвиды. По мнению ученых, фамилия «Алигьери» была взята именно от его жены, принадлежавшей к семье ломбардских аристократов. Первоначально фамилия находилась в форме «Альдигьери», но впоследствии, скорее всего из-за трудности в произношении, она трансформировалась в «Алигьери».

Неизвестна также и точная дата рождения Дуранте. По свидетельствам Бокаччо, великий писатель и мыслитель родился в ночь с 13 на 14 мая. Тем не менее сам Алигьери никогда не указывал точной даты рождения, а лишь вскользь упоминал, что при рождении находился под знаком Близнецов. Именно поэтому точным является лишь имя, данное ребенку при рождении – Дуранте.

С самого детства ребенка обучали всему необходимому родители. В пятилетнем возрасте был нанят специальный преподаватель – Брунетто Латини, – который стал обучать Данте не только чтению и письму, но и ряду точных наук. Помимо домашнего обучения, Дуранте, скорее всего, посещал античные школы и перенимал опыт сразу нескольких преподавателей. Но, к сожалению, о том, в какие учебные заведения ходил мальчик и кто являлся его учителем, также неизвестно.

Юность и начало карьеры общественного деятеля

В 1286 году Данте, покинув семью, уезжает в Болонью, где поселяется в небольшом домике вместе с лучшим другом – поэтом Гвидо Кавалькати. Первоначально оставалось загадкой, как Алигьери смог покинуть семью, которая на протяжении многих лет заботилась и опекала его.

Однако затем были найдены записки Дуранте о том, что в 1285 году друг попросил его переехать с ним в Болонью, где планировал поступать в университет. Чтобы не отставать от товарища, будущий поэт решил не оповещать семью о своем отъезде, и летней ночью просто исчез из дома, отправившись в своё первое самостоятельное путешествие.

Закончив университет в 1296 году, Данте решает стать общественным деятелем. На тот момент он уже обладал достаточными связями и не раз выступал перед широкой общественностью, призывая к тем или иным действиям. Многие друзья Дуранте свидетельствовали о том, что у молодого человека был исключительный талант ораторского мастерства, несмотря на то, что сам он никогда не признавал за собой такого дара. Однако буйный и упрямый характер Алигьери очень часто становился причиной конфликтов оратора с местной властью, что впоследствии закончилось для Данте ссылкой из Флоренции, куда он уже более не смог возвратиться.

В 1300 году Данте Алигьери был избран приором. С этого момента он получает достаточно обширные полномочия вплоть до написания своих собственных законов. Энтузиаст решает всерьез взяться за дело и «слегка» переделать бытовавший в течение многих лет строй во Флоренции. Алигьери издаёт несколько указов и законов, начинает активно собирать жалобы с горожан, что, естественно, не остаётся незамеченным местной властью. Через пару месяцев после назначения, Данте и его партию белых гвельфов, которая состояла в основном из верных друзей и товарищей писателя, с позором изгоняют и запрещают возвращаться в город.

Писательская карьера

После того, как Данте попрощался с карьерой общественного лидера и оратора, начинается самый тяжелый и депрессивный период в его биографии. Находясь в ссылке, Данте чувствует себя не только униженным, но и ненужным более человечеству. Его поэзия, которая ранее была легкой, воздушной и позитивной, приобретает горькие нотки неволи, ненависти и грусти по родному городу (и даже семье).

В это время на свет появляется аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канонам под названием «Пир». В нем Данте не только открыто критикует существующий во Флоренции правительственный строй, но и обвиняет власть во всех бедах народа, насмехаясь над глупостью и наглостью чиновников. Но, к сожалению, “Convivio” – именно так переводился на итальянский «Пир» ─ так и не был дописан до конца, поскольку Алигьери счел его чрезмерно пафосным и грубым. Произведение обрывается на 14-й главе, после чего идёт лишь несколько строчек и многоточие.

В изгнании было написано наиболее известное произведение мыслителя – «Божественная комедия». По утверждениям Бокаччо, Данте создавал её очень долго, поэтому точных сведений и датировок не существует. Дело в том, что на тот момент Алигьери был вынужден постоянно путешествовать по Италии в поисках лучшей жизни. Известно, что начало «Комедии» он создавал в Вероне, находясь под покровительством Бартоломео дела Скала, затем переехал в Болонью, где услышал радостную для себя новость: Генрих VII собирается в Италию. Решив, что теперь его жизнь наладится, Алигьери возвращается в родной город и даже успевает показаться местной власти, заявляя, что теперь он сможет вернуть все свои гражданские права. Однако в 1313 году Генрих VII неожиданно умирает, а власти, воспользовавшись обстановкой, подтверждают ссылку Дуранте, добавляя к ней смертную казнь за повторное возвращение на родину не только самого поэта, но и всех его родственников.

С 1316 года Данте Алигьери находится под покровительством синьора города Равенна. Здесь поэту разрешают не только творить и создавать новые песни «Божественной комедии», но и выступать в качестве общественного деятеля (естественно, под присмотром самого синьора). Жизнь начинает потихоньку налаживаться, но в 1321 году, отправившись в качестве посла в Венецию для заключения мирного договора с республикой Святого Марка, Дуранте сильно заболевает. По приезде в Равенну оказывается, что поэт болен малярией, и в ночь с 13 на 14 сентября того же года он скоропостижно умирает.

Личная жизнь

В 1274 году, в девятилетнем возрасте, Данте Алигьери увидел в саду дома невероятную по своей красоте Беатриче Портинари – дочь садовника. Начинающий поэт так сильно полюбил юную красавицу, что даже посвящал ей стихотворения, но всё это оставалось строжайшей тайной, а встреча влюбленных произошла лишь спустя девять лет, когда Дуранте увидел Пеатриче уже в статусе замужней женщины. Бокачче нередко упоминал о молодых влюбленных в своих трактатах, называя их Ромео и Джульеттой своего времени.

Уже в более зрелом возрасте Алигьери женился на дочери своего политического оппонента – Джемме Донати. Точной даты их женитьбы неизвестно, поэтому ученые не берутся утверждать о том, что пара прожила в браке долгие годы. Однако известно то, что Джемма родила поэту троих детей, которых тот сильно любил, в отличие от собственной жены (супруга никогда даже косвенно не упоминалась в работах Данте).

Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии.


Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения. Представление о юности поэта дает его автобиографическая повесть в стихах и прозе Новая жизнь (La vita nuova, 1293), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Биче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя ее с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.

В то время власть во Флоренции принадлежала партии гвельфов, раздираемой внутрипартийной борьбой между белыми гвельфами (выступавшими за независимость Флоренции от папы) и черными гвельфами (сторонниками папской власти). Симпатии Данте были на стороне белых гвельфов. В 1295–1296 он несколько раз призывался на государственную службу, включая участие в Совете Ста. В 1300 он в качестве посла ездил в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII и в том же году был избран членом правительствующего совета приоров – эту должность он занимал с 15 июня по 15 августа. С апреля по сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста. Осенью того же года Данте вошел в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301, с приходом Карла власть в городе перешла к черным гвельфам, а белые гвельфы подверглись репрессиям. В январе 1302 Данте узнал, что заочно приговорен к изгнанию по сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию.

В 1310 император Генрих VII вторгся в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликнулся пылким письмом К правителям и народамИталии, призывая поддержать Генриха. В другом письме, озаглавленном Флорентиец Данте Алигьери , несправедливо изгнанный,негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе, он осудил сопротивление, оказанное Флоренцией императору. Вероятно, в это же время он написал трактат О монархии (De monarchia, 1312–1313). Однако в августе 1313, после неудачной трехлетней кампании, Генрих VII внезапно скончался в Буонконвенто. В 1314 после смерти папы Климента V во Франции Данте выступил еще с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывал их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.

На некоторое время Данте нашел убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвятил заключительную часть БожественнойКомедии – Рай. Последние годы жизни поэт провел под покровительством Гвидо да Полента в Равенне, где скончался в сентябре 1321, завершив незадолго до смерти Божественную Комедию.

Лишь часть ранних стихотворений Данте вошла в Новую жизнь. Помимо них он написал несколько аллегорических канцон, которые, вероятно, намеревался включить в Пир, а также множество лирических стихотворений. Впоследствии все эти стихотворения были изданы под заглавием Стихи (Rime), или Канцоньере (Canzoniere), хотя сам Данте не составлял такого сборника. Сюда же следует отнести шутливо-бранные сонеты (тенцоны), которыми Данте обменивался со своим другом Форезе Донати.

По утверждению самого Данте, трактат Пир (Il convivio, 1304–1307) он написал, чтобы заявить о себе как о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской тематике. Предполагалось, что в Пир войдут четырнадцать поэм (канцон), каждая из которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей ее аллегорическое и философское значение. Однако, написав толкования к трем канцонам, Данте оставил работу над трактатом. В первой книге Пира, служащей прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком литературы. Трактат на латинском языке О народном красноречии (De vulgarieloquentia, 1304–1307) тоже не был закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нем Данте говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией.

В трех книгах тщательно обоснованного исследования О монархии (Demonarchia, 1312–1313) Данте стремится доказать истинность следующих утверждений: 1) лишь под властью вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и исполнить свое предназначение; 2) Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром (следовательно, этим монархом должен быть император Священной Римской империи); 3) император и папа получают власть непосредственно от Бога (следовательно, первый не подчинен второму). Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привнес в них пылкость убеждения. Церковь немедленно осудила трактат и, согласно Боккаччо, приговорила книгу к сожжению.

В последние два года жизни Данте написал латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование Вопрос о воде и земле (Questio de aqua et terra), посвященное вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни (некоторые упоминались).

Считается, что Данте принялся за Божественную Комедию около 1307, прервав работу над трактатами Пир (Il convivio, 1304–1307) и О народномкрасноречии (De vulgari eloquentia, 1304–1307). В этом произведении он хотел представить двойное в дение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой – как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе («нынешний мир сбился с пути» – Чистилище, Х VI, 82). Основной темой БожественнойКомедии можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека.

Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности), и, кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет Божественная в заглавии придуман не Данте, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции.

Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины (130–150 строк) и делится на три кантики – Ад, Чистилище и Рай, по тридцать три песни в каждой; первая песнь Ада служит прологом ко всей поэме. Размер Божественной Комедии – одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл. БожественнаяКомедия – непревзойденный пример искусства как подражания, за образец Данте берет все сущее, как материальное, так и духовное, сотворенное триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность ее строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам.

В письме к Кан Гранде Данте объясняет, что его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии. Действительно, поэма имеет сложную аллегорическую структуру, и хотя повествование почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия. Автор поэмы представлен в ней как человек, удостоившийся особой Божьей милости – совершить путешествие к Господу через три царства загробного мира, Ад, Чистилище и Рай. Это путешествие представлено в поэме как реальное, совершенное Данте во плоти и наяву, а не во сне или видении. В загробном мире поэт видит разнообразные состояния душ после смерти, в соответствии с воздаянием, определенным Господом.

Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь; это три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека, представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля. Взгляды Данте не оригинальны, они были распространены в эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались.

Пройдя через девять кругов Ада и центр Земли, Данте и его проводник Вергилий выходят на поверхность у подножия горы Чистилища, расположенной в южном полушарии, на противоположном от Иерусалима крае Земли. Схождение в Ад заняло у них ровно столько же времени, сколько прошло между положением Христа в гробницу и его воскресением, и начальные песни Чистилища изобилуют указаниями на то, каким образом действие поэмы перекликается с подвигом Христа, – еще один пример подражания у Данте, теперь в привычной форме imitatio Christi.

Восходя на гору Чистилища, где на семи уступах искупаются семь смертных грехов, Данте очищается сам и, достигнув вершины, оказывается в земном Раю. Таким образом, восхождение на гору – это «возвращение в Эдем», обретение утерянного Рая. С этого момента проводником Данте становится Беатриче. Ее появление является кульминацией всего путешествия, более того, поэт проводит подчеркнутую аналогию между приходом Беатриче и пришествием Христа – в истории, в душе и в конце времен. Здесь подражание христианской концепции истории как линейного поступательного движения, центр которого образует пришествие Христа.

С Беатриче Данте поднимается сквозь девять концентрических небесных сфер (согласно устройству неба в птолемеево-аристотелевской космологии), где обитают души праведных, к десятой – Эмпирею, обители Господа. Там Беатриче сменяет св. Бернард Клервоский , который показывает поэту святых и ангелов, вкушающих высшее блаженство: непосредственное созерцание Господа, утоляющее все желания.

Несмотря на такое разнообразие посмертных судеб, можно выделить один принцип, действующий на протяжении всей поэмы: воздаяние соответствует природе греха или добродетели, присущих человеку при жизни. Особенно четко это прослеживается в Аду (зачинщики раздора и схизматики рассечены там надвое). В Чистилище очищение души подчиняется несколько иному, «исправляющему» принципу (глаза завистников накрепко зашиты). В Раю души праведных появляются сначала на том небе, или небесной сфере, которое лучше символизирует степень и природу их заслуг (души воителей обитают на Марсе).

В структуре Божественной Комедии можно выделить два измерения: загробная жизнь как таковая и путешествие по ней Данте, обогащающее поэму новым глубинным смыслом и несущее основную аллегорическую нагрузку. Теология в дни Данте, как и раньше, считала, что мистическое путешествие к Богу возможно и при жизни человека, если Господь по милости своей подарит ему эту возможность. Данте строит свое путешествие по загробному миру так, чтобы оно символически отражало «путешествие» души в мире земном. При этом он следует образцам, уже выработанным в современной ему теологии. В частности, считалось, что на пути к Богу разум проходит три стадии, ведомый тремя различными видами света: Светом Естественного Разума, Светом Милости и Светом Славы. Именно эту роль играют в Божественной Комедии три проводника Данте.

Христианская концепция времени заложена не только в центре поэмы: все ее действие вплоть до появления Беатриче призвано отразить то, что Данте понимал как путь искупления, предначертанный Господом для человечества после грехопадения. Это же понимание истории встречалось у Данте в трактате О монархии и высказывалось христианскими историками и поэтами (например, Орсисием и Пруденцием) еще за тысячу лет до Данте. Согласно этой концепции, Господь избрал римский народ для того, чтобы тот вел человечество к справедливости, в чем он и достиг совершенства при императоре Августе. Именно в это время, когда на всей земле, впервые после грехопадения, царили мир и справедливость, Господь пожелал вочеловечить и послать к людям своего возлюбленного сына. С появлением Христа, таким образом, завершается движение человечества к справедливости. Нетрудно проследить аллегорическое отражение этой концепции в Божественной Комедии. Как римляне при Августе вели род людской к справедливости, так Вергилий на вершине горы Чистилища приводит Данте к обретению внутреннего чувства справедливости и, прощаясь, обращается к поэту, как к императору на коронации: «Я над самим тобою тебя венчаю митрой и венцом». Теперь, когда в душе Данте, как некогда в мире, воцарилась справедливость, появляется Беатриче, и ее приход является отражением пришествия Христа, как оно было, есть и будет. Так путь, пройденный душой индивидума, достигающей справедливости, а затем – очищающей благодати, символически повторяет путь искупления, пройденный человечеством в ходе истории.

Эта аллегория Божественной Комедии совершенно очевидно рассчитана на читателя-христианина, которого заинтересует как описание загробной жизни, так и путешествие Данте к Богу. Но изображение земной жизни у Данте не становится от этого призрачным и бесплотным. В поэме дана целая галерея живых и ярких портретов, а чувство значимости земной жизни, единства «того» и «этого» мира выражено в ней твердо и недвусмысленно.

ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri ) (1265-1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе "дольче стиль нуово" (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть "Новая жизнь", 1292-93, издание 1576); философские и политические трактаты ("Пир", не закончен; "О народной речи", 1304-07, издание 1529), "Послания" (1304-16). Вершина творчества Данте - поэма "Божественная комедия" (1307-21, издание 1472) в 3 частях ("Ад", "Чистилище", "Рай") и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.

ДАНТЕ Алигьери (май или июнь 1265, Флоренция - 14 сентября 1321, Равенна), итальянский поэт, один из величайших гениев мировой литературы.

Биография

Семья Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции. Родовое имя Алигьери (в другой огласовке Алагьери) первым носил дед поэта. Данте получил образование в муниципальном училище, затем, предположительно, учился в Болонском университете (по еще менее достоверным сведениям, в период изгнания посещал также Парижский университет). Принимал активное участие в политической жизни Флоренции; с 15 июня по 15 августа 1300 входил в правительство (был выбран на должность приора), пытался, исполняя должность, воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых и Черных гвельфов (см. гвельфы и гибеллины). После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных гвельфов был 27 января 1302 приговорен к изгнанию и лишен гражданских прав; 10 марта его, как не уплатившего денежную пеню, приговорили к смертной казни. Первые годы изгнания Данте - среди вождей Белых гвельфов, принимает участие в вооруженной и дипломатической борьбе с победившей партией. Последний эпизод в его политической биографии связан с итальянским походом императора Генриха VII (1310-13), усилиям которого по установлению в Италии гражданского мира он дал идеологическую поддержку в ряде публичных посланий и в трактате "Монархия". Во Флоренцию Данте больше не вернулся, несколько лет провел в Вероне при дворе Кан Гранде делла Скала, последние годы жизни пользовался гостеприимством правителя Равенны Гвидо да Полента. Умер от малярии.

Лирика

Основная часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е гг. 13 в.; с началом нового столетия малые стихотворные формы из его творчества постепенно уходят. Начинал Данте с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д"Ареццо, но вскоре сменил поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти стал основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой "сладостного нового стиля" ("Дольче стиль нуово"). Ее главный отличительный признак - предельное одухотворение любовного чувства. Стихи, посвященные своей возлюбленной Беатриче Портинари, Данте, снабдив биографическим и стиховедческим комментарием, собрал в книгу под названием "Новая жизнь" (ок. 1293-95). Собственно биографическая канва предельно скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, искушение новой любовью и преодоление его. Жизнеописание предстает как ряд душевных состояний, ведущий ко все более полному овладению смыслом постигшего героя чувства: в итоге любовное чувство приобретает черты и признаки религиозного поклонения.

Кроме "Новой жизни" до нас дошло еще около полусотни стихотворений Данте: стихи в манере "сладостного нового стиля" (но не всегда адресованные Беатриче); любовный цикл, известный под названием "каменного" (по значению имени адресата, донны Пьетры) и отличающийся избытком чувственности; комическая поэзия (стихотворная перебранка с Форезе Донати и поэма "Цветок", атрибуция которой остается сомнительной); группа доктринальных стихотворений (посвященных темам благородства, щедрости, справедливости и др.).

Трактаты

Стихотворения философского содержания стали предметом комментария в неоконченном трактате "Пир" (ок. 1304-07), который представляет собой один из первых в Италии опытов по созданию научной прозы на народном языке и одновременно обоснование этой попытки - своего рода просветительскую программу вместе с защитой народного языка. В неоконченном латинском трактате "О народном красноречии", писавшемся в те же годы, апология итальянского языка сопровождается теорией и историей литературы на нем - и то, и другое относится к абсолютным новациям. В латинском трактате "Монархия" (ок. 1312-13) Данте (также впервые) провозглашает принцип разделения духовной и светской власти и настаивает на полном суверенитете последней.

"Божественная Комедия"

Над поэмой "Божественная Комедия" Данте начал работать в годы изгнания и закончил ее незадолго до смерти. Написанная терцинами, содержащая 14 233 стиха, она делится на три части (или кантики) и сто песней (в каждой кантике по тридцать три песни и еще одна является вступительной ко всей поэме). Комедией она названа автором, который исходил из выработанной средневековой поэтикой классификации жанров. Определение "божественная" присвоили ей потомки. В поэме рассказывается о путешествии Данте по царству мертвых: право увидеть при жизни загробный мир - это особая милость, избавляющая его от философских и нравственных заблуждений и возлагающая на него некую высокую миссию. Данте, заблудившемуся в "сумрачном лесу" (который символизирует конкретный, хотя и не названный прямо грех самого автора, и вместе с тем - грехи всего человечества, переживающего критический момент своей истории), приходит на помощь римский поэт Вергилий (который символизирует человеческий разум, незнакомый с божественным откровением) и ведет его по двум первым загробным царствам - царству возмездия и царству искупления. Ад представляет собой воронкообразный провал, заканчивающийся в центре земли, он разделен на девять кругов, в каждом из которых совершается казнь над особой категорией грешников (только обитатели первого круга - души некрещеных младенцев и праведных язычников - избавлены от мук). Среди душ, встреченных Данте и вступивших с ним в беседу, есть знакомые лично ему и есть известные всем - персонажи античной истории и мифов или герои современности. В "Божественной комедии" они не превращены в прямые и плоские иллюстрации своих грехов; зло, за которое они осуждены, сложно сочетается с их человеческой сущностью, порой не лишенной благородства и величия духа (среди наиболее прославленных эпизодов такого рода - встречи с Паоло и Франческой в круге сладострастников, с Фаринатой дельи Уберти в круге еретиков, с Брунетто Латини в круге насильников, с Улиссом в круге обманщиков, с Уголино в круге предателей). Чистилище - это огромная гора в центре необитаемого, занятого океаном южного полушария, уступами она разделена на семь кругов, где души умерших искупают грехи гордыни, зависти, гнева, уныния, скупости и расточительности, чревоугодия, сладострастия. По прошествии каждого из кругов со лба Данте (и любой из душ чистилища) стирается один из семи знаков греха, начертанных ангелом-привратником - в этой части "Комедии" острее, чем в других, чувствуется, что путь Данте для него самого не только ознакомительный, но и искупительный. На вершине горы, в земном раю, Данте встречается с Беатриче (символизирующей божественное откровение) и расстается с Вергилием; здесь же Данте полностью осознает свою личную вину и до конца от нее очищается. Вместе с Беатриче он возносится в рай, в каждом из восьми окружающих землю небес (в семи планетных и в восьмом звездном) он знакомится с определенной категорией блаженных душ и укрепляется в вере и знании. В девятом, небе Перводвигателя, и в Эмпирее, где Беатриче в качестве водителя по раю сменяет св. Бернард, он удостаивается посвящения в тайны триединства и боговоплощения. Окончательно смыкаются оба плана поэмы, в одном из которых представлен путь человека к истине и добру через бездны греха, отчаяния и сомнений, в другом - путь истории, подошедшей к последнему рубежу и открывающейся навстречу новой эре. И сама "Божественная комедия", будучи своего рода синтезом средневековой культуры, оказывается для нее произведением итоговым.

Данте Алигьери – величайший средневековый поэт. Он родился в 1265 г. во Флоренции, в зажиточной семье, принадлежал к гвельфской партии. 9-ти лет от роду Данте влюбился в 8-летнюю Беатриче (может быть, дочь Фолько Портинари, как утверждает Боккаччо), 18-ти лет посвятил ей своей первый сонет. С 24 лет Данте Алигьери принимал деятельное участие в политической и общественной жизни родного города, сначала в военных походах (в битве при Кампальдино, в осаде Капроны 1289 г.); потом (приписавшись для получения политических прав к цеху аптекарей и врачей) – в правительственных органах (в Большом и Малом Советах, в Совете Ста). В 1300 г. Данте исполнял должность приора. Когда гвельфы распались на Черных и Белых, Данте примкнул к последним и вместе с их вожаками покинул Флоренцию, когда Черные в ходе жестокой партийной борьбы взяли верх в союзе с папой Бонифацием VIII (1301). Данте был заочно приговорен к сожжению, а имущество его было конфисковано, так что жена его, Джемма, урождённая Донати, с трудом содержала семью.

Данте Алигьери. Рисунок Джотто, XIV век

О жизни Данте Алигьери в период изгнания мы имеет мало достоверных сведений. Сначала присоединившись к Белым (тяготевшим к гибеллинам ), Данте потом с ними разошелся, гостил у Бартоломео делла Скала в Вероне, был в Болонье, в Луниджиане, может быть, в Париже. Когда в 1310 г. император Генрих VII отправился походом в Италию, Данте проникся надеждой вернуться в родной город, торопил императора раздавить неблагодарных флорентинцев. Но Генрих VII умер в 1313 г., и Данте снова был обречен на жизнь скитальца, осужден «есть чужой хлеб и всходить по чужим лестницам». Последнее прибежище Данте нашел у Гвидо Новелло да Полента, племянника воспетой им (Ад, V) Франчески да Римини, в Равенне, где он и умер в 1321.

Если внешняя биография Данте в подробностях нам неизвестна, то его духовная история вызвала среди ученых оживленный и продолжительный спор. В статье «Dante"s Trilogie» исследователь Витте старался доказать, что жизнь и творчество Данте Алигьери представляют собой «трилогию». В юности Данте был наивно верующим человеком: этот период опоэтизирован в его «Новой Жизни » («Vita Nuova»). В зрелые годы Данте от веры перешел к сомнению: эта эпоха увековечена им в «Пире » («Convivio»). Наконец, на склоне жизни Данте Алигьери снова вернулся к вере, но уже не детски-наивной, а просветленной разумом: эта последняя фаза его духовного развития нашла свое художественное воплощение в «Божественной Комедии » («Divina Commedia»).

Памятник Данте на площади Санта-Кроче во Флоренции

Гипотеза Витте вызвала оживленный спор на страницах немецкого «Дантовского ежегодника», после которого от неё уцелела только основная её идея. Жизнь и творчество Данте в самом деле представляют собой трилогию, и притом в двояком отношении. С формально-психологической стороны это – трилогия любви. В основе мира и жизни лежит по философскому учению Данте (Пир, III; Чистилище, XVII и XVIII), любовь, как основная движущая сила. Стихийная в низших сферах, она становится сознательной в человеке. В сердце юноши Данте эта любовь обращена к женщине. В «Новой Жизни», состоящей из ряда стихотворений, спаянных и объяснённых прозаическим комментарием, воспета в загадочно-мистических тонах платоническая страсть поэта к Беатриче. Некоторые толкователи Данте видят в ней, впрочем, не земную женщину, а лишь символ или католицизма (Перес) или империи (Россетти) или же вечной женственности (Бартоли). В зрелый период жизни Данте обращает свою любовь уже не к женщине, а к «философии», воспевая в «Пире» не мадонну, а науку, знание (О любви, как основе философствования, см. Пир, III). Наконец, на склоне лет любовь Данте обращена к Богу, к небесам (Рай, XV).

Жизнь и творчество Данте Алигьери представляют вместе с тем в культурно-историческом отношении «трилогию» человека, выросшего на рубеже двух сменявшихся эпох. В юности – поэт-мистик в духе любовной лирики трубадуров , преобразованной в Италии представителями dolce stil nuovo («Новая Жизнь»), Данте в зрелом возрасте является пионером новой реалистической культуры начинавшегося Возрождения , утверждая (Пир, III, 15), что не к разрешению «вечных» метафизических вопросов стремится, главным образом, ум человека, а к постижению земных наук. Он и сам углубляется в изучение научных проблем («Пир» – своего рода, хотя и неоконченная, энциклопедия; «De vulgari eloquentia» – первый трактат по лингвистике и теории словесности), предаётся земной любви (увлечение donna gentile в конце «Новой Жизни», Петрой, см. «Canzoniere»), увлекается мирскими общественными и политическими делами. Но Данте не остановился на этой реалистической точке зрения, а вернулся на склоне лет к средневековому аскетическому мировоззрению, объявив земные блага прахом и тленом (Чистилище, XIX, Рай, XI), сосредоточив свои помыслы на Боге, как на высшей цели бытия. Из этого аскетического настроения выросла «Комедия» Данте, прозванная так, потому что она открывается ужасом и кончается блаженством (см. письмо к Кангранде делла Скала, может быть, написанное не Данте). Эпитет «божественная» (в смысле «несравненная») встречается впервые в 1555 году.

(Круги Ада - La mappa dell inferno). Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е.

(оценок: 4 , среднее: 3,75 из 5)

Имя: Данте Алигьери (Dante Alighieri)

Дата рождения: 1265

Место рождения: Флоренция
Дата смерти: 1321
Место смерти: Равенна

Биография Данте Алигьери

Данте Алигьери — известный литературовед, богослов и поэт. Всемирную известность получил благодаря своей повествовательной работе «Божественная комедия». В ней автор пытался показать, насколько тленна и недолговечна жизнь, и старался помочь читателям перестать бояться смерти и мучений в аду.

Все, что сегодня известно о Данте Алигьери, известно из его работ. Он родился в Италии в городе Флоренция, и до самой своей смерти был предан своей родине.

К сожалению, практически ничего не известно о его семье. Алигьери практически не упоминал о ней в своей пьесе «Божественная комедия». Его мать звали Беллой и она умерла очень рано, и это все, что о ней известно. Отец связал себя узами брака во второй раз, и у него родилось еще двое детей. Примерно в 1283 году отец умер. Он оставил своей семье простое, но очень комфортное поместье во Флоренции и небольшой дом за городом. В этот же период Данте женился на Гемме Донати.

Очень важную роль в жизни и становлении Алигьери как личности сыграл его друг и наставник Брунетто Латини. Этот человек имел огромные знания, он постоянно цитировал известных философов и литераторов. Именно он привил Данте любовь к прекрасному и светлому.

Данте был слегла самоуверенной личностью. В восемнадцатилетнем возрасте он заявил, что сам научился писать стихи и теперь делает это в совершенстве.

Данте Алигьери часто упоминал в своих произведениях своего талантливого товарища Гвидо Кавальканти. Их дружба была весьма сложной. Данте даже пришлось вместе с ним уехать из Флоренции, так как Гвидо оказался в изгнании. В итоге Кавальканти заражается малярией и умирает в 1300 году. Данте был омрачен этим событием, и отдавал дань другу, включая его в свои произведения. Так, в поэме «Новая жизнь» много раз упоминается Кавальканти.

Также, в данной поэме Данте описал свои самые светлые и первые чувства к женщине — Беатриче. Сегодня специалисты считают, что этой девушкой была Беатриче Портинари, которая скончалась совсем молодая, в 25 лет. Любовь Данте и Беатриче сравнима с чувствами Ромео и Джельетты, Тристана и Изольды.

Смерть любимой заставила Данте по-другому взглянуть на жизнь, и он начал изучать философию. Он много читал Цицерона, и размышлял о жизни и смерти. Также, писатель постоянно бывал в религиозной школе во Флоренции.

В 1295 году Данте стал членом гильдии в то время, когда началась борьба между Папой и императором. Город был разделен на два фронта: «черных» возглавлял Корсо Донати, и «белых», в которых и был Алигьери. Именно «белые» и победили в сражении, и вытеснили врагов. Со временем Данте все больше был против Папы.

«Черные» однажды зашли в город и устроили настоящий погром. Данте неоднократно вызывали в городской совет, но он так ни разу туда не явился. Поэтому его, и еще нескольких «белых», заочно приговорили к смертной казни. Ему пришлось бежать. В итоге он разочаровался в политике и вернулся к писательству.

Именно во врем ена, когда Данте был вдали от родного города, он начал работать над произведением, которое принесло ему всемирную славу и успех — «Божественной комедией».

Алигьери пытался в своей работе помочь тем, кто боится смерти. В то время это было весьма актуально, ведь душа людей того времени разрывалась ужасами перед мучениями в аду.

Данте не заставлял не думать о смерти, и не утверждал, что ада не существует. Он искренне верил и в рай, и в ад. Он считал, что лишь светлые, добрые чувства и отвага помогут выбраться из адских мучений без повреждений.

В «Божественной комедии» Данте рассказывает, как он пытался писать стихи, чтобы через строки постоянно воспроизводить в памяти образ любимой Беатриче. В итоге, он начал понимать, что Беатриче вовсе не умерла, не исчезла, ведь она неподвластна смерти, а наоборот, она способна сама спасти Данте. Девушка показывает живому Данте все ужасы ада.

Как писал Данте, ад – это не определенное место, а состояние души, которое в определенный момент может появиться у человека и поселится там надолго именно тогда, когда будет совершен грех.

В 1308 году Генрих стал королем Германии. Данте вновь окунулся с головой в политику. С 1316 по 1317 года он живет в Равенне. В 1321 году он отправляется в для заключения мира с республикой Святого Марка. По пути домой Данте подхватил малярию и скончался в сентябре 1321 года.

Библиография Данте Алигьери

Поэмы и трактаты

  • 1292 — Новая жизнь
  • 1304-1306 — О народном красноречии
  • 1304-1307 — Пир
  • 1310-1313 — Монархия
  • 1916 — Послания
  • 1306-1321 —
  • Это любовь
  • Вопрос о воде и земле
  • Эклоги
  • Цветок

Стихотворения флорентийского периода:

  • Сонеты
  • Канцоны
  • Баллады и стансы

Стихотворения написанные в изгнании:

  • Сонеты
  • Канцоны
  • Стихи о каменной даме