Короленко «Купленный мальчик» краткое содержание читать Вы можете за 5 минут.
Читать рассказ «Купленный мальчик» лучше полностью. Уляницкий и «купленные мальчики» краткое содержание рассказа не донесет всех деталей и чувств героев.
«Купленный мальчик» краткое содержание
В подвальном этаже дома жил старый холостяк пан Уляницкий. Он много времени тратил каждое утро на свой туалет и дети из флигеля напротив постоянно следили за ним. Однажды пан Уляницкий решил, что у него много времени уходит на домашние заботы, и он нанял мальчика. Это был сын куховарки Люси Петрик. Но вскоре его мать подняла крик, что ее сына избивают и Петрик ушел из усложения. Тогда пан Уляницкий поехал к своему отцу и вернулся уже с десятилетним мальчиком-сиротою Мамериком, которого он купил себе у какого-то помещика. Дети захотели подружиться с Мамериком, но он сначала избегал встречи с ними. Вскоре они подружились и узнали, что пан Уляницкий очень скуп, постоянно бьет Мамерика и дает только вылизывать после себя судочки с едой. Дети начали подкармливать мальчика. А вскоре на их глазах пан Уляницкий выпорол Мамерика. Дети начали вести скрытую войну против пана, он часто бегал за ними с розгами. Вскоре Мамерик убежал от пана и спрятался среди дров, он не хотел возвращаться и готов был даже утопиться. Сначала дети его кормили, а когда родители узнали о случившемся, то рассказали хозяйке дома пане Коляновской. Коляновская пригрозила Уляницкому выгнать его из дома и он был вынужден капитулировать. Мамерик вернулся к нему, но вскоре Уляницкий забрал Мамерика и выехал из дома.
Когда-то дети смотрели во двор и им показалось, что они увидели двойника Мамерика. Мальчик был очень похож на него и был довольно прилично одет. Мальчик начал щеголять перед детьми, что переросло в обзывательство друг друга. Но тут появился мужчина, который надавал пощечин мальчику. Мальчик принадлежал этому мужчине. Теперь мальчику было стыдно смотреть в глаза детям, а детям его стало очень жалко. Так дети начали свое знакомство с крепостным строем.
У отца детей служил кучер Иохим, который влюбился в дворовую девушку Марью. Они захотели пожениться, но хозяйка Марьи не хотела давать ей вольную. Иохим был готов сам стать крепостным, лишь бы быть с Марьей, а Марья готова была даже наложить на себя руки. Но хозяйка Марьи была доброй женщиной и сжалилась над ней. Она дала ей вольную и даже за свои деньги сыграла ей свадьбу. Но это был редкий случай, когда так обращались с крепостными.
Антон Павлович Чехов
«Мальчики»
Приехал Володя с другом домой. Мать и тётка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный чёрный пёс.
Володя представил своего друга Чечевицына. Сказал, что привёз его погостить.
Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломлённые шумной встречей, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.
Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек.
Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.
После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки. В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.
Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а все думал о чем-то, — все это было странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже все готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».
Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Володя сомневался, но все-таки поехал.
На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала. Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.
Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и все спрашивали, где продаётся порох). Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Папаша повёл Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними.
Послали телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь».
На праздники приехал Володя с другом Чечевицыным, вместе с которым учится в городской гимназии. Вся в доме были рады встрече. Три младшие сестры Володи с интересом разглядывали его товарища. Это был одногодок Володи и такого же роста, худой, смуглый и веснушчатый мальчишка с узкими глазами и толстогубый, что делало его некрасивым. Он много молчал, был угрюм, и у девочек сложилось о нем впечатление, как об очень умном человеке. Володя тоже был молчалив и занят какими-то своими мыслями, переглядывался с Чечевицыным, что наводило на мысль, что у них какие-то общие тайные планы. После чаепития все занялись приготовлением украшений для елки, но Володя с Чечевицыным уединились и увлеченно рассматривали какие-то карты и атлас. Их подозрительное поведение и высказывание незнакомых слов побудило разбудили в девочках интерес и они стали пристально следить за ними. Две старших девочки, когда уже все спали, подкравшись к двери комнаты, подслушали разговор, из которого стало ясно, что цель мальчиков - побег в Америку добывать золото. У них для этого уже все было припасено: пистолет и два ножа, сухари и компас, увеличительное стекло и четыре рубля. Чечевицын себя называл индейским именем Монтигомо Ястребиный Коготь, а Володю просто - бледнолицый брат.
Ранним утром сочельника Катя с Соней решили подсмотреть, как мальчишки убегут в Америку. После некоторых сомнений, Володя все же поехал с Чечевицыным. А утром следующего дня в дом явился урядник, писал какие-то бумаги, а мама, сидя рядом, плакала. Но вот подъехала тройка разгоряченных лошадей - привезли мальчиков, которые добрались до города и в Гостином дворе искали возможность покупки пороха. Где их и нашли. Отец провел строгую беседу с ребятами в своем кабинете.
Послали телеграмму матери Чечевицына, которая на следующий день приехала за ним. Когда Чечевицын уезжал со строгим видом на лице, то при прощании с девочками он не вымолвил ни слова. Просто молча взял тетрадь Кати и написал в ней на память: "Монтигомо Ястребиный Коготь".
Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году и опубликован в канун Рождества того же года в «Петербургской газете». В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым. Именно поэтому рассказ является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мальчики». Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно при помощи специального теста на нашем сайте.
Главные герои
Володя Королев – гимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.
Чечевицын – одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой – « худ, смугл и покрыт веснушками ».
Другие персонажи
Катя, Соня и Маша – родные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.
Мать Володи, отец Иван Николаич и тетка – ближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.
Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец, кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.
Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.
После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит « маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем ». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого того пригласил погостить к себе.
Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.
Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за « кухаркина сына » – настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что « это, должно быть, очень умный и ученый человек ».
Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.
Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а « Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых ».
Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают « зорко следить за мальчиками », и подслушивают их разговор. В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: « пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег ». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.
Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.
Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать – ему очень хочется в Америку, и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.
Друзьям удается незаметно выскользнуть и дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги – пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.
От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов – « Монтигомо Ястребиный Коготь ».
Заключение
Путешествие в далекую неизведанную страну – мечта многих мальчишек, которую так живо описал в своем рассказе Антон Павлович. Он прекрасно раскрывает тему подростковой инфантильности, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и ответственности за свои поступки.
Для читательского дневника будет вполне достаточно и пересказа «Мальчики». Однако для лучшего усвоения материала рекомендуется прочесть рассказа Чехова целиком.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 68.
Приехал Володя с другом домой. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный черный пес.
Володя представил своего друга Чечевицына. Сказал, что привез его погостить.
Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломленные шумной встречей, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.
Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша - самой старшей из них было одиннадцать лет,- сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек.
Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.
После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для елки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.
Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а все думал о чем-то,- все это было странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже все готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю - «бледнолицый брат мой».
Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Володя сомневался, но все-таки поехал.
На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала. Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.
Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и все спрашивали, где продается порох). Володя, как вошел в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Папаша повел Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними.
Послали телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь».
-
- Книга гуттаперчевый мальчик очень грустная и чрно-белая. Эта книга заставит читателя сжалится над бедным Петей (имя самого мальчика) и его мучениями. Эта книга очень печальная, ведь в конце Петя умер в возрасте 8-ми лет.
- аееееееен
- плак плак....
- гуттаперчивый мальчик (Мальчик Петя) погиб во время выступления в цирке... вы же сказали к р а т к о е...
- Произведение "Гуттаперчевый мальчик" было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году. В нм рассказывается о тяжлой жизни круглого сироты Пети, отданного на обучение цирковому акробату Беккеру. "Гуттаперчевый мальчик" - наиболее известная повесть Григоровича. Е чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.
- За кулисами цирка толпятся артисты, народ веселый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, Это клоун Эдварде, вступивший в период тоски, за которым последует период тяжкою запоя. Эдварде главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадежно, в любой день он может сорваться и запить.
Режиссер просит Эдвардса продержаться хотя бы еще два дня, Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера. Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, гуттаперчевый мальчик, подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, Всегда чем-то раздраженный Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.
История гуттаперчевого мальчика была проста и печальна. Он лишился матери на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мерзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.
После смерти матери е землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребенку шел всего лишь восьмой год. Один только Эдварде показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.
Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощечину. А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.
В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Еще бы! Тетя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.
Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглера и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.
Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжелый золоченый шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.
Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен еще зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену.
Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: Ай, мальчик! мальчик!
Дома детей с трудом удается успокоить и уложить в постель. Ночью тетя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон е неспокоен, а на щеке засохла слезинка.
А в темном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребенок с переломанными ребрами и разбитой грудью.
Время от времени из мрака появляется Эдварде и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожненный графин.
Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер гуттаперчевого мальчика его уже не было на свете. - кто может ответить только на 20 предложений?
- одного не могу понять! Зачем детям во ВТОРОМ классе произведение такой "тяжести"????
- я в 5 классе мне задали.