Краткое содержание купец. Порция и Нерисса обсуждают кандидатов

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

Действующие лица

Дож Венеции.

Принц Мароккский, Принц Арагонский , женихи Порции.

Антонио , венецианский купец.

Бассанио , его друг, также жених Порции.

Саланио, Саларино, Грациано, Салерио , друзья Антонио и Бассанио.

Лоренцо , влюбленный в Джессику.

Шейлок , богатый еврей.

Тубал , еврей, друг его.

Ланчелот Гоббо , шут, слуга Шейлока.

Старый Гоббо , отец Ланчелота.

Леонардо , слуга Бассанио.

Бальтазар, Стефано , слуги Порции.

Порция , богатая наследница.

Нерисса , ее прислужница.

Джессика , дочь Шейлока.

Венецианские сенаторы, Члены суда, Тюремщик, слуги Порции и другие.


Место действия: частью Венеция, частью Бельмонт, поместье Порции на материке.

Акт I

Сцена 1

Венеция. Улица.

Входят Антонио , Саларино и Саланио .

Антонио


Не знаю, отчего я так печален.
Мне это в тягость; вам, я слышу, тоже.
Но где я грусть поймал, нашел иль добыл,
Что составляет, что родит ее, -
Хотел бы знать!
Бессмысленная грусть моя виною,
Что самого себя узнать мне трудно.

Саларино


Вы духом мечетесь по океану,
Где ваши величавые суда,
Как богатей и вельможи вод
Иль пышная процессия морская,
С презреньем смотрят на торговцев мелких,
Что кланяются низко им с почтеньем,
Когда они летят на тканых крыльях.

Саланио


Поверьте, если б я так рисковал,
Почти все чувства были б там мои -
С моей надеждой. Я бы постоянно
Срывал траву, чтоб знать, откуда ветер;1
Травинка, брошенная в воздух, своим полетом показывает направление ветра.


Искал на картах гавани и бухты;
Любой предмет, что мог бы неудачу
Мне предвещать, меня бы, несомненно,
В грусть повергал.

Саларино


Студя мой суп дыханьем,
Я в лихорадке бы дрожал от мысли,
Что может в море ураган наделать;
Не мог бы видеть я часов песочных,
Не вспомнивши о мелях и о рифах;
Представил бы корабль в песке завязшим,
Главу склонившим ниже, чем бока,
Чтоб целовать свою могилу! В церкви,
Смотря на камни здания святого,
Как мог бы я не вспомнить скал опасных,
Что, хрупкий мой корабль едва толкнув,
Все пряности рассыпали бы в воду
И волны облекли б в мои шелка, -
Ну, словом, что мое богатство стало
Ничем? И мог ли б я об этом думать,
Не думая при том, что если б так
Случилось, мне пришлось бы загрустить?
Не говорите, знаю я: Антонио
Грустит, тревожась за свои товары.

Антонио


Нет, верьте мне: благодарю судьбу -
Мой риск не одному я вверил судну,
Не одному и месту; состоянье
Мое не мерится текущим годом:
Я не грущу из-за моих товаров.

Саларино


Тогда вы, значит, влюблены.

Антонио

Саларино


Не влюблены? Так скажем: вы печальны,
Затем что вы невеселы, и только!
Могли б смеяться вы, твердя: «Я весел,
Затем что не грущу!» Двуличный Янус!
Клянусь тобой, родит природа странных
Людей: одни глазеют и хохочут,
Как попугай, услышавший волынку;
Другие же на вид, как уксус, кислы,
Так что в улыбке зубы не покажут,
Клянись сам Нестор2
Мудрый Нестор (из Илиады) здесь приводится как образец серьезности, не любящей смеха.

Что забавна шутка!

Входят Бассанио , Лоренцо и Грациано .

Саланио


Вот благородный родич ваш Бассанио;
Грациано и Лоренцо с ним.

Прощайте!
Мы в лучшем обществе оставим вас.

Саларино


Остался б я, чтоб вас развеселить,
Но вот я вижу тех, кто вам дороже.

Антонио


В моих глазах цена вам дорога.
Сдается мне, что вас дела зовут
И рады вы предлогу удалиться.

Саларино


Привет вам, господа.

Бассанио


Синьоры, но когда ж мы посмеемся?
Когда? Вы что-то стали нелюдимы!

Саларино


Досуг ваш мы делить готовы с вами.

(Уходят Саларино и Саланио .)

Лоренцо

(к Бассанио)


Синьор, раз вы Антонио нашли,
Мы вас оставим; но прошу – к обеду
Не позабыть, где мы должны сойтись.

Бассанио


Приду наверно.

Грациано


Синьор Антонио, вид у вас плохой;
Печетесь слишком вы о благах мира.
Теряет тот, кто покупает их
Забот излишком. Как вы изменились!

Антонио


Я мир считаю, чем он есть, Грациано:
Мир – сцена, где у всякого есть роль;
Моя – грустна.

Грациано


Мне ж дайте роль шута!
Пускай от смеха буду весь в морщинах;
Пусть лучше печень от вина горит,
Чем стынет сердце от тяжелых вздохов.
Зачем же человеку с теплой кровью
Сидеть подобно мраморному предку?
Спать наяву или хворать желтухой
От раздраженья? Слушай-ка, Антонио:
Тебя люблю я; говорит во мне
Любовь. Есть люди, у которых лица
Покрыты пленкой, точно гладь болота;
Они хранят нарочно неподвижность,
Чтоб общая молва им приписала
Серьезность, мудрость и глубокий ум,
И словно говорят нам: «Я оракул;
Когда вещаю, пусть и пес не лает!»
О мой Антонио! Знаю я таких,
Что мудрыми слывут лишь потому,
Что ничего не говорят, – тогда как,
Заговорив, они терзали б уши
Тем, кто, их слыша, ближних дураками
Назвал бы, верно. – Да об этом после.
Но не лови ты на приманку грусти
Такую славу – жалкую рыбешку! -
Пойдем, Лоренцо. – Ну, пока прощай!
А проповедь я кончу, пообедав.

Лоренцо


Итак, вас оставляем, до обеда.
Придется мне быть мудрецом таким
Безмолвным, говорить не даст Грациано!

Грациано


Да, поживи со мною года два -
Звук голоса ты своего забудешь.

Антонио


Ну, для тебя я стану болтуном!

Грациано


Отлично; ведь молчанье хорошо
В копченых языках да в чистых девах.

(Грациано и Лоренцо уходят.)

Антонио


Где смысл в его словах?

Бассанио . Грациано говорит бесконечно много пустяков, больше, чем кто-либо в Венеции; его рассуждения – это два зерна пшеницы, спрятанные в двух мерах мякины. Чтобы их найти, надо искать весь день, а найдешь – увидишь, что и искать не стоило.

Антонио


Ну, хорошо. Скажите – кто та дама,
К которой дали вы обет поехать
На поклоненье? Вы мне обещали.

Бассанио


Небезызвестно вам, Антонио,
Как сильно я дела свои расстроил,
Ведя пышней гораздо образ жизни,
Чем позволяла скромность средств моих.
Я не ропщу, что должен сократить
Роскошный обиход: одна забота -
Как с честью выйти из больших долгов,
В какие мотовство меня втянуло.
Вам должен я, Антонио, больше всех -
И деньгами и дружбой. Эта дружба
Порукой мне, что смело вам могу
Открыть мои намеренья и планы,
Как от долгов очиститься совсем.

Антонио


Скажите все мне, добрый мой Бассанио, -
И если ваши планы, как вы сами,
Согласны с честью, – уверяю вас,
Мой кошелек, я сам, мои все средства -
Открыто все, чтоб только вам помочь.

Бассанио


Еще в дни школы, потеряв стрелу,
За ней я тотчас вслед пускал другую,
И в ту же цель, следя усердней только, -
Чтоб первую найти; рискнув двумя,
Я часто обе находил. Пример
Беру из детства – так мой план невинен.
Я много должен вам; как безрассудный
Мальчишка, это все я потерял.
Но коль решитесь вы стрелу вторую
Послать за первой вслед, – не сомневаюсь,
Что, целясь метко, иль найду я обе,
Иль возвращу вторую, благодарным
За первую оставшись должником.

Антонио


Вы знаете меня; не тратьте ж время,
Ища окольный путь к моей любви.
Вы больше огорчаете меня,
В моем сильнейшем чувстве сомневаясь,
Чем если б разорили впрах меня.
Скажите просто мне, что надо сделать
И что, по-вашему, я сделать в силах, -
И я готов на все. Так говорите ж!

Бассанио


Богатая наследница в Бельмонте
Живет; красавица – прекрасней вдвое
Высокой добродетелью; порой
Ее глаза привет мне молча слали.
Ей имя – Порция; она не ниже
Супруги Брута, дочери Катона.
Весь мир ей знает цену: с разных стран
Четыре ветра навевают ей
Искателей. А солнечные кудри
Как золотое светятся руно;
Бельмонт они в Колхиду обращают,
И не один Язон туда стремится.
О, будь возможность у меня, Антонио,
С любым из них достойно состязаться, -
Душа моя предсказывает мне,
Что я бесспорно одержу победу.

Антонио


Ты знаешь, вся моя судьба – на море:
Нет у меня ни денег, ни товаров,
Чтоб капитал достать; ступай, узнай,
Что может сделать мой кредит в Венеции.
Его я выжму весь и до предела,
Чтоб к Порции в Бельмонт тебя отправить.
Ступай, – разузнавать мы будем оба,
Где деньги есть: найдем их, без сомненья,
Под мой кредит иль в виде одолженья.

(Уходят.)

Сцена 2

Бельмонт. Комната в доме Порции.

Входят Порция и Нерисса .

Порция . Правду сказать, Нерисса, моя маленькая особа устала от этого большого мира.

Нерисса . Так бы это и было, моя дорогая синьора, если бы у вас несчастий было столько же, сколько счастья. Но, видно, тот, кто слишком много ест, болеет точно так же, как тот, кто мучается от голода. Поэтому счастье – в золотой середине: излишество скорей доводит до седых волос, чем умеренность, которая ведет к долговечности.

Порция . Прекрасные нравоучения, и прекрасно сказаны.

Нерисса . Они были бы еще лучше, если бы исполнялись, как должно.

Порция . Если бы делать было так же легко, как знать, что надо делать, то часовни стали бы храмами, а бедные хижины – царскими дворцами. Хорош тот священник, который поступает по собственным поучениям. Мне легче научить двадцать человек, как надо поступать, чем быть одной из этих двадцати и следовать собственным наставлениям. Рассудок может предписать законы крови; но пылкий темперамент перепрыгивает через все холодные правила. Юность – сумасбродный заяц, который перескакивает через капкан калеки-благоразумия. Но все эти рассуждения не помогут мне выбрать мужа! Бедная я! Слово «выбрать»! Я не смею ни выбрать того, кого хочу, ни отказать тому, кто мне не нравится: воля живой дочери порабощена волей умершего отца! Не жестоко ли это, Нерисса, что я не ногу ни выбрать, ни отвергнуть?

Нерисса . Ваш отец был всегда добродетельным человеком, а к людям чистым душою в предсмертные минуты иногда приходит благое прозрение: раз он придумал эту лотерею, – три ларца, золотой, серебряный и свинцовый, и тот, кто угадает его мысль, получит вас, – так поверьте, угадает, наверно, тот, кто по-настоящему любит. Но скажите: есть ли у вас хоть к одному из прибывших царственных женихов какая-нибудь склонность?

Порция . Пожалуйста, назови их по именам; по мере того как ты их будешь называть, я буду описывать их тебе, и из моих описаний ты сможешь судить о степени моей склонности.

Нерисса . Во-первых, принц Неаполитанский.

Порция . О, это настоящий жеребенок: говорит только о своей лошади и считает своим главным талантом, что сам может ее подковывать. Боюсь, не согрешила ли его светлейшая матушка с каким-нибудь кузнецом.

Нерисса . Затем, пфальцграф.

Порция . Этот только и знает, что хмурит брови и точно хочет сказать: «Не желаете меня – воля ваша». Он самые веселые рассказы слушает без улыбки. Раз он в молодости так неприлично угрюм, боюсь, что к старости он превратится в плачущего философа. Да я бы скорей вышла замуж за мертвую голову с костью в зубах, чем за одного из них. Господи, спаси меня от обоих!

Нерисса . А что вы скажете о французском вельможе, мосье Ле-Боне?

Порция . Раз уж его Бог создал, так пусть слывет за мужчину. Право, я знаю, что насмехаться грех. Но этот! Да, у него лошадь лучше, чем у неаполитанца; гадко хмурить брови он умеет лучше, чем пфальцграф; он – все и никто. Стоит дрозду запеть, он уже готов прыгать… Он рад фехтовать со своей собственной тенью. Выйди я за него, я бы вышла за двадцать мужей сразу. Если бы он презирал меня, я бы ему это простила, потому что, люби он меня до безумия, я никогда не ответила бы ему любовью.

Нерисса . Ну, а что вы скажете о Фоконбридже, молодом английском бароне?

Порция . Знаешь, ничего не могу ни о нем, ни ему сказать, потому что ни он меня не понимает, ни я его. Он не говорит ни по-латыни, ни по-французски, ни по-итальянски, а ты смело можешь дать на суде присягу, что я ни на грош не знаю по-английски. Он – воплощение приличного человека; но, увы, кто может разговаривать с немой фигурой? И как странно он одевается! Я думаю, он купил свой камзол в Италии, широчайшие штаны – во Франции, шляпу – в Германии, а манеры – во всех странах мира.

Нерисса . А что вы думаете о шотландском лорде, его соседе?

Порция . Что в нем есть добрососедское милосердие: он получил от англичанина взаймы пощечину и поклялся, что отдаст ее при первой возможности. Кажется, француз был его поручителем и подписался за него.

Нерисса . Как вам нравится молодой немец, племянник герцога Саксонского?

Порция . Он отвратителен по утрам, когда трезв, и еще отвратительнее после обеда, когда пьян. В лучшие свои минуты он немножко хуже, чем человек, а в худшие – немного лучше, чем животное. В самом худшем случае – я уж постараюсь от него избавиться.

Нерисса . Значит, если он пожелает принять участие в выборе и угадает ларец правильно, вам придется согласиться на брак с ним, или же вы нарушите волю вашего отца.

Порция . Во избежание этого поставь, пожалуйста, большой стакан рейнского вина на невыигрышный ящик; и тогда, – будь хоть сам черт внутри, а снаружи этот соблазн, – я знаю, немец выберет его. Я пойду на все, Нерисса, лишь бы не выйти замуж за губку.

Нерисса . Не бойтесь, синьора: вам не достанется ни один из всех этих господ. Они сообщили мне свое решение: они намерены разъехаться по домам и больше вас не беспокоить своими домогательствами, если нельзя добиться вашей руки каким-нибудь другим способом, кроме выбранного вашим отцом – при помощи этих ларцов.

Порция . Доживи я до старости Сивиллы, я умру целомудренной, как Диана, если никому не удастся получить меня так, как хотел мой отец. Но я очень рада, что эта партия женихов оказалась такой благоразумной, потому что среди них нет никого, о ком бы я сердечно пожалела; и я прошу Создателя даровать им счастливый путь.

Нерисса . А помните вы, синьора, когда отец ваш еще был жив, одного венецианца: он был ученый и воин, – он приезжал к нам с маркизом Монферратским?

Порция . О, да. Это был Бассанио. Кажется, его так звали?

Нерисса . Верно, синьора. Из всех людей, на которых глядели мои глупые глаза, он всех достойнее прекрасной синьоры.

Порция . Я хорошо его помню; и помню, что он вполне достоин твоей похвалы.

Входит Слуга .

Что там такое? Какие новости?

Слуга . Четверо иностранцев ищут вас, синьора, чтобы проститься с вами. А, кроме того, прибыл вестник от пятого – принца Мароккского; он сообщает, что принц, его господин, будет здесь сегодня вечером.

Порция . Если бы я могла сказать этому пятому: «здравствуйте» так же охотно, как скажу тем четверым: «прощайте», я была бы рада его приезду. Будь у него нрав святого, а лицо дьявола,3
Намек на черный цвет кожи Мароккского принца.

Так лучше бы он меня взял в духовные дочери, чем в жены!


Пойдем, Нерисса. – Ты ступай вперед.
Лишь за одним запрем, другой уж у ворот!

(Уходят.)

Сцена 3

Венеция. Площадь.

Входят Бассанио и Шейлок .

Шейлок. Три тысячи дукатов? Хорошо.

Бассанио. Да, синьор, на три месяца.

Шейлок. На три месяца? Хорошо.

Бассанио. За меня, как я уже сказал, поручится Антонио.

Шейлок. Антонио поручится по векселю? Хорошо.

Бассанио. Можете вы мне помочь? Хотите вы обязать меня? Могу я узнать ваш ответ?

Шейлок. Три тысячи червонцев на три месяца и за поручительством Антонио?

Бассанио. Ваш ответ?

Шейлок. Антонио – хороший человек.

Бассанио. Слышали вы когда-нибудь о нем, что это не так?

Шейлок . О, нет, нет, нет, нет! Словами «он хороший человек» я хочу сказать, что он, понимаете, человек состоятельный. Однако капитал его – весь в надеждах. У него одно судно плывет в Триполи, другое в Индию; кроме того, на Риальто4
Островок в Венеции, где помещалась биржа.

Я слыхал, что третье у него сейчас в Мексике, четвертое в Англии, и остальные суда тоже разбросаны по всему свету. Но ведь корабли – это только доски, а моряки – только люди; а ведь есть и земляные крысы и водяные крысы, и сухопутные воры и водяные воры, то есть пираты; а кроме того, опасности от воды, ветра и скал. Несмотря на это, он человек состоятельный… Три тысячи червонцев… Пожалуй, вексель его взять можно.

Бассанио . Будьте уверены, что можно.

Шейлок . Я хочу быть уверенным, что можно; а чтобы быть уверенным, мне нужно обдумать. Могу я поговорить с Антонио?

Бассанио . Не угодно ли вам отобедать с нами?

Шейлок . Да? Чтобы свинину нюхать? Есть из сосуда, в который ваш пророк-назареянин загнал бесов заклинаниями? Я буду покупать у вас, продавать вам, ходить с вами, говорить с вами и прочее, но не стану с вами ни есть, ни пить, ни молиться. – Что нового на Риальто? Кто это идет?

Входит Антонио .

Бассанио . Вот и синьор Антонио.

Шейлок

(в сторону)


Вот истинно на вид слащавый мытарь!
Он ненавистен мне как христианин,
Но больше тем, что в жалкой простоте
Взаймы дает он деньги без процентов
И роста курс в Венеции снижает.
Ох, если б мне ему вцепиться в бок!
Уж я вражду старинную насыщу.
Он ненавидит наш народ священный
И в сборищах купеческих поносит
Меня, мои дела, барыш мой честный
Зовет лихвой. Будь проклят весь мой род,
Коль я ему прощу!

Бассанио


Ну, что же, Шейлок?

Шейлок


Я обсуждаю мой запас наличный;
По памяти прикинувши, я вижу,
Что сразу мне всей суммы не собрать
В три тысячи червонцев. Что ж такое?
Тубал, еврей, богатый мой сородич,
Поможет мне. Но стойте! Срок какой
Угоден вам? – Привет, синьор добрейший;
Вот только что о вас мы толковали.

Антонио


Я, Шейлок, не даю и не беру
С тем, чтоб платить или взимать проценты, -
Но, чтоб помочь в нужде особой другу,
Нарушу правило. – Он знает, сколько
Вам нужно?

Шейлок


Да, три тысячи червонцев.

Антонио


И на три месяца.

Шейлок


Забыл! Три месяца: вы так сказали.
И вексель ваш. Подумаем… Но вот что:
Сказали вы, что не берете ссуд
И не даете в рост?

Антонио


Да, никогда.

Шейлок


Когда Иаков пас овец Лавана
(Иаков сей святому Аврааму -
Так мать его устроила премудро -
Преемником был третьим… Так… да, третьим…)…

Антонио


При чем же это? Он проценты брал?

Шейлок


Нет, не проценты… То есть, не проценты
В прямом значенье слова; но заметьте,
Что сделал он: условился с Лаваном,
Что всех ягняток пестрых он получит.
Когда же овцы, полные желанья,
Осеннею порой пошли к баранам
И дело зарожденья началось
Меж этой пышношерстною породой, -
Хитрец узором ветки обдирал
И в самый миг зачатия их ставил
Он перед зачинающего маткой;
Зачавши так, приплод они несли
Сплошь пестрый; всё Иакову досталось.
Вот путь к наживе, – он благословен…
Благословен барыш, коль не украден!

Антонио


Иакову помог счастливый случай;
Совсем не от него исход зависел:
Он небом был задуман и свершен.
Рассказ ваш был, чтоб оправдать проценты?
Иль ваши деньги – овцы и бараны?

Шейлок


Не знаю; я положу их так же быстро.
Но слушайте, синьор…

Антонио


Заметь, Бассанио,
В нужде и черт священный текст приводит.
Порочный ум, ссылаясь на святыню, -
Как бы злодей с улыбкой на устах
Иль яблоко с гнилою сердцевиной.
О, как на вид бесчестность хороша!

Шейлок


Три тысячи червонцев! Куш немалый…
Три месяца… А сколько годовых?

Антонио


Что ж, Шейлок, вы хотите обязать нас?

Шейлок


Синьор Антонио, много раз и часто
В Риальто поносили вы меня
Из-за моих же денег и процентов.
Я всё сносил с пожатьем плеч покорным:
Терпенье – рода нашего примета.
Меня вы звали злобным псом, неверным,
Плевали на жидовский мой кафтан
За то, что я лишь пользуюсь своим.
Так; но теперь, как видно, я вам нужен.
Что ж! Вы ко мне идете, говорите:
«Нам нужны деньги, Шейлок»… Это вы,
Вы просите, плевавший мне в лицо,
Меня пинками гнавший, как собаку,
От своего крыльца? Вам деньги нужны!
Что ж мне сказать вам? Не сказать ли мне:
«Где ж деньги у собак? Как может пес
Давать взаймы три тысячи червонцев?»
Иль, низко поклонившись, рабским тоном,
Едва дыша и с трепетным смиреньем
Сказать:
«Синьор, вы в среду на меня плевали,
В такой-то день пинка мне дали, после
Назвали псом; и вот, за эти ласки
Я дам взаймы вам денег».

Антонио


Тебя опять готов я так назвать,
И плюнуть на тебя, и пнуть ногою.
Коль хочешь дать нам денег, так давай их
Не как друзьям; когда же дружба ищет
Приплода от бесплодного металла?
Скорее одолжи их как врагу,
Чтоб, если обанкротился, спокойно
Взыскать с него.

Шейлок


Смотрите, как вспылили!
Хочу вам другом быть, снискать приязнь,
Забыть позор, каким меня клеймили,
Помочь вам и не взять с вас ни гроша
Процентов, – вы же слушать не хотите.
От сердца предложенье.

Бассанио

Шейлок


Я это докажу:
К нотариусу вы со мной пойдите
И напишите вексель; в виде шутки, -
Когда вы не уплатите мне точно
В такой-то день и там-то суммы долга
Указанной, – назначим неустойку:
Фунт вашего прекраснейшего мяса,
Чтоб выбрать мог часть тела я любую
И мясо вырезать, где пожелаю.

Антонио


Отлично, подпишу я этот вексель;
Притом скажу, что жид был очень добр.

Бассанио


Нет, за меня ты векселя такого
Не дашь; нет, лучше я в нужде останусь!

Антонио


Не бойся, милый друг, я не просрочу.
Два месяца еще, – за месяц, значит,
До срока, – и надеюсь получить я
В трикрат три раза больше этой суммы.

Шейлок


О отче Авраам! Вот каковы
Все эти христиане: их жестокость
Их учит и других подозревать!
Судите сами: если он просрочит -
Что пользы мне от этой неустойки?
Людского мяса фунт – от человека -
Не столько стоит и не так полезен,
Как от быка, барана иль козла.
Помочь готов, чтоб милость заслужить;
Согласен он – извольте; нет – прощайте;
За дружбу мне обидой не платите.

Антонио


Да, Шейлок, я твой вексель подпишу.

Шейлок


Сойдемся ж у нотариуса. Вексель
Шутливый заготовьте у него,
А я пойду и соберу дукаты;
Зайду в мой дом, оставленный на волю
Небрежного слуги, и очень скоро
Приду я к вам. 3 4 5

Уильям Шекспир

«Венецианский купец»

Краткое изложение

Венецианского купца Антонио томит беспричинная печаль. Его друзья, Саларино и Саланио, пытаются объяснить её беспокойством за корабли с товарами или несчастной любовью. Но Антонио отвергает оба объяснения. В сопровождении Грациано и Лоренцо появляется родич и ближайший друг Антонио — Бассанио. Саларино и Саланио уходят. Балагур Грациано пытается развеселить Антонио, когда же это не удаётся («Мир — сцена, где у каждого есть роль, — говорит Антонио, — моя — грустна»), Грациано удаляется вместе с Лоренцо. Наедине со своим другом Бассанио признается, что, ведя беспечный образ жизни, остался совершенно без средств и вынужден опять просить у Антонио денег, чтобы отправиться в Бельмонт, поместье Порции, богатой наследницы, в красоту и добродетели которой он страстно влюблён и в успехе сватовства к которой уверен. Наличных денег у Антонио нет, но он предлагает другу найти кредит на его, Антонио, имя.

Тем временем в Бельмонте Порция жалуется своей служанке Нериссе («Чёрненькая»), что по завещанию отца не может ни выбрать, ни отвергнуть жениха сама. Ее мужем станет тот, кто угадает, выбирая из трёх ларцов — золотого, серебряного и свинцового, в каком находится её портрет. Нерисса начинает перечислять многочисленных женихов — Порция ядовито высмеивает каждого. Только о Бассанио, учёном и воине, когда-то навестившем её отца, она вспоминает с нежностью.

В Венеции Бассанио просит купца Шейлока ссудить ему три тысячи дукатов на три месяца под поручительство Антонио. Шейлок знает, что все состояние поручителя вверено морю. В разговоре с появившимся Антонио, которого он люто ненавидит за презрение к своему народу и к своему занятию — ростовщичеству, Шейлок напоминает о бесчисленных оскорблениях, которым Антонио подвергал его. Но поскольку сам Антонио даёт взаймы без процентов, Шейлок, желая снискать его дружбу, тоже даст ему ссуду без процентов, лишь под шуточный залог — фунт мяса Антонио, который Шейлок в качестве неустойки может вырезать из любой части тела купца. Антонио в восторге от шутки и доброты ростовщика. Бассанио полон дурных предчувствий и просит не заключать сделки. Шейлок заверяет, что от подобного залога ему все равно не будет никакой пользы, а Антонио напоминает, что его суда придут задолго до срока платежа.

В дом Порции прибывает принц Марокканский, чтобы выбрать один из ларцов. Он даёт, как требуют условия испытания, клятву: в случае неудачи не свататься больше ни к одной из женщин.

В Венеции слуга Шейлока Ланчелот Гоббо, беспрерывно балагуря, убеждает сам себя сбежать от хозяина. Встретив своего слепого отца, он долго разыгрывает его, затем посвящает в своё намерение наняться в слуги к Бассанио, известному своей щедростью. Бассанио соглашается принять Ланчелота на службу. Соглашается он и на просьбу Грациано взять его с собою в Бельмонт. В доме Шейлока Ланчелот прощается с дочерью бывшего хозяина — Джессикой. Они обмениваются шутками. Джессика стыдится своего отца. Ланчелот берётся тайно передать возлюбленному Джессики Лоренцо письмо с планом побега из дома. Переодевшись пажом и прихватив с собой деньги и драгоценности отца, Джессика убегает с Лоренцо при помощи его друзей — Грациано и Саларино. Бассанио и Грациано спешат отплыть с попутным ветром в Бельмонт.

В Бельмонте принц Марокканский выбирает золотую шкатулку — драгоценный перл, по его мнению, не может быть заключён в иной оправе — с надписью: «Со мной получишь то, что многие желают». Но в ней не портрет возлюбленной, а череп и назидательные стихи. Принц вынужден удалиться.

В Венеции Саларино и Саланио потешаются над яростью Шейлока, узнавшего, что дочь обокрала его и сбежала с христианином. «О дочь моя! Мои дукаты! Дочь / Сбежала с христианином! Пропали / Дукаты христианские! Где суд?» — стенает Шейлок. Одновременно они обсуждают вслух, что один из кораблей Антонио затонул в Ла-Манше.

В Бельмонт является новый претендент — принц Арагонский. Он выбирает серебряный ларец с надписью: «Со мной получишь то, чего ты заслужил». В нем изображение дурацкой рожи и насмешливые стихи. Принц уходит. Слуга сообщает о прибытии молодого венецианца и присланных им богатых подарках. Нерисса надеется, что это Бассанио.

Саларино и Саланио обсуждают новые убытки Антонио, благородством и добротой которого оба восхищаются. Когда появляется Шейлок, они сначала издеваются над его потерями, затем выражают уверенность, что, если Антонио и просрочит вексель, ростовщик не потребует его мяса: на что оно годится? В ответ Шейлок произносит: «Он меня опозорил, <…> препятствовал моим делам, охлаждал моих друзей, разгорячал моих врагов; а какая у него для этого была причина? Та, что я жид. Да разве у жида нет глаз? <…> Если нас уколоть — разве у нас не идёт кровь? <…> Если нас отравить — разве мы не умираем? А если нас оскорбляют — разве мы не должны мстить? <…> Вы нас учите гнусности, — я её исполню…»

Саларино и Саларио уходят. Появляется еврей Тубал, которого Шейлок посылал на поиски дочери. Но найти её Тубал не смог. Он только пересказывает слухи о мотовстве Джессики. Шейлок в ужасе от убытков. Узнав, что дочь обменяла перстень, подаренный ему покойной женой, на обезьяну, Шейлок шлёт Джессике проклятье. Единственно, что его утешает, — слухи об убытках Антонио, на котором он твёрдо намерен выместить свой гнев и горе.

В Бельмонте Порция уговаривает Бассанио помедлить с выбором, она боится потерять его в случае ошибки. Бассанио же хочет немедленно испытать судьбу. Обмениваясь остроумными репликами, молодые люди признаются друг другу в любви. Вносят ларцы. Бассанио отвергает золото и серебро — внешний блеск обманчив. Он выбирает свинцовый ларец с надписью: «Со мной ты все отдашь, рискнув всем, что имеешь» — в нем портрет Порции и стихотворное поздравление. Порция и Бассанио готовятся к свадьбе, так же как и полюбившие друг друга Нерисса и Грациано. Порция вручает жениху перстень и берет с него клятву хранить его как залог взаимной любви. Такой же подарок делает наречённому Нерисса. Появляются Лоренцо с Джессикой и посланец, который привёз письмо от Антонио. Купец сообщает, что все его корабли погибли, он разорён, вексель ростовщику просрочен, Шейлок требует выплаты чудовищной неустойки. Антонио просит друга не винить себя в его несчастьях, но приехать повидаться с ним перед смертью. Порция настаивает, чтобы жених немедленно отправился на помощь Другу, предложив Шейлоку за его жизнь любые деньги. Бассанио и Грациано отправляются в Венецию.

В Венеции Шейлок упивается мыслью о мести — ведь закон на его стороне. Антонио понимает, что закон не может быть нарушен, он готов к неизбежной смерти и мечтает только о том, чтобы повидать Бассанио.

В Бельмонте Порция поручает своё поместье Лоренцо, а сама вместе со служанкой удаляется якобы в монастырь для молитвы. На самом деле она собирается в Венецию. Слугу она отправляет в Падую к своему кузену доктору права Белларио, который должен снабдить её бумагами и мужским платьем. Ланчелот подсмеивается над Джессикой и принятием христианства. Лоренцо, Джессика и Ланчелот обмениваются шутливыми репликами, стремясь превзойти друг друга в остроумии.

Шейлок наслаждается своим триумфом в суде. Призывы дожа к милосердию, предложения Бассанио оплатить долг в двойном размере — ничто не смягчает его жестокости. В ответ на упрёки он ссылается на закон и в свою очередь упрекает христиан за то, что у них существует рабство. Дож просит ввести доктора Белларио, с которым хочет посоветоваться перед вынесением решения. Бассанио и Антонио пытаются подбодрить друг друга. Каждый готов пожертвовать собой. Шейлок точит нож. Входит писец. Это переодетая Нерисса. В переданном ею письме Белларио, ссылаясь на нездоровье, рекомендует дожу для ведения процесса своего юного, но необычайно учёного коллегу — доктора Бальтазара из Рима. Доктор — это конечно же переодетая Порция. Она сначала пытается умилостивить Шейлока, но, получив отказ, признает, что закон на стороне ростовщика. Шейлок превозносит мудрость юного судьи. Антонио прощается с другом. Бассанио в отчаянии. Он готов пожертвовать всем, даже горячо любимой супругой, лишь бы это спасло Антонио. Грациано готов к тому же. Шейлок осуждает непрочность христианских браков. Он готов приступить к своему омерзительному делу. В последний момент «судья» останавливает его, напоминая, что он должен взять только мясо купца, не пролив при этом ни капли крови, к тому же ровно фунт — ни больше ни меньше. При нарушении этих условий его ждёт по закону жестокая кара, Шейлок соглашается на выплату тройной суммы долга — судья отказывает: в векселе об этом ни слова, еврей уже отказался от денег перед судом. Шейлок соглашается на выплату одного лишь долга — опять отказ. Мало того, по венецианским законам за покушение на гражданина республики Шейлок должен отдать ему половину своего достояния, вторая идёт как штраф в казну, жизнь же преступника зависит от милости дожа. Шейлок отказывается просить милости. И все же ему сохраняют жизнь, а реквизицию заменяют штрафом. Великодушный Антонио отказывается от положенной ему половины с условием, что после смерти Шейлока она будет завещана Лоренцо. Однако Шейлок должен немедленно принять христианство и завещать все своё имущество дочери и зятю. Шейлок в отчаянии соглашается на все. В качестве награды мнимые судейские выманивают у своих одураченных мужей перстни.

Лунной ночью в Бельмонте Лоренцо и Джессика, готовясь к возвращению хозяев, приказывают музыкантам играть в саду.

Порция, Нерисса, их мужья, Грациано, Антонио сходятся в ночном саду. После обмена любезностями выясняется, что молодые мужья утратили дарёные перстни. Жены настаивают, что залоги их любви были отданы женщинам, мужья клянутся, что это не так, оправдываются изо всех сил — все напрасно. Продолжая розыгрыш, женщины обещают разделить постель с судьёй и его писцом, лишь бы вернуть свои подарки. Потом сообщают, что это уже произошло, и показывают перстни. Мужья в ужасе. Порция и Нерисса признаются в розыгрыше. Порция вручает Антонио попавшее ей в руки письмо, в котором сообщается, что все его суда целы. Нерисса передаёт Лоренцо и Джессике акт, которым Шейлок отказывает им все свои богатства. Все идут в дом, чтобы там узнать подробности приключений Порции и Нериссы.

Купца венецианского Антонио окутала печаль. Саланио и Саларино, друзья купца, начинают перечислять варианты, которые могли бы огорчить их друга, но ни один их вариант не подходит. Они уходят, но приходит друг Антонио – Бассанио. Он обращается с просьбой одолжить денег, что б тот мог отправится в Бельмонт к богатой наследнице, в которую он очень сильно влюблён и намерен на ней свататься. Наличный денег у купца при себе нет, и он предлагает другу взять от его Антонио денежный кредит – сумму, необходимую тому на дорогу и сватовство.

В Бельмонте служанка Порции Нериссе выслушивает жалобы хозяйки на счёт женихов. Отец завещал, что Порция не вправе отвергать или выбирать жениха. Если человек приходит свататься и угадывает, в каком из трёх ларцов спрятана её фотография, то по завещанию её отца он станет её мужем. К сердцу девушки приглянулся только один Бассанио, которого она видела вместе со своим отцом, когда Бассанио приехал его навестить. Прибивает принц Марокканский что б испытать счастья с ларцами. Его уведомляют, что по условию, если он не найдет портрет, он теряет право свататься к женщинам. Все взвесив, он, опираясь на своё мнение о ценностях, выбирает золотую шкатулку. Но портрета Порции он не находит в ней, когда отрыл, и вынужден ухать, разочаровавшись, дамой.

Тем временем в Венеци Ланчелот Гоббо, прислуживая ростовщику Шейлоку, надумывает уйти от хозяина и служить, насколько верны слухи, доброму Бассанио. Тот берёт Ланчелота к себе на службу, и соглашается взять его с собой в Бельмонт. Сама же дочь Шейлока Джессика, которой не нравится промысел отца, сбегает из дому вместе с любимым Лоренцо, прихватив с собой немного денег и отцовских драгоценностей.

К Порции в Бельмонт приезжает очередной жених – принц Арагонский, но и он терпит неудачу. Тут слуга сообщает хозяйке, что в порт прибыл корабль с Венеции, на борту которого Бассанио, желающий свататься к принцессе. Порция сильно опасается, что суженый не сможет выбрать правильный ларец, пытается отговорить его или хотя бы подождать. Между ними разгорается очень серьёзный и сердечный разговор, в конце которого они признаются друг другу в любви. Не в силах больше терпеть, Басанио просит внести ларцы. Они сделаны из трёх видов: золотой, серебренный и свинцовый. Думая, что в чувствах нужно откинуть внешний блеск, Бассанио открывает свинцовый и достаёт с него портрет Порции. Девушка безмерно счастлива, что любимый справился с заданием и молодые объявляют о помолвке. К Бассанио являются Джессика и Лоренцо, которые привезли от Антонио послание, что все его корабли затонули, ни один не добрался до берега, он стал нищим, просрочил выплату долга Шейлоку, за что тот требует огромную неустойку. Порция настаивает, что если б не Антонио, то она бы не встретилась с любимым, и настаивает, что б Бассанио вернулся к другу и погасил все его задолженности перед Шейлоком. Всё хорошо заканчивается и Антонио стаёт свободным. Он едут в Бельмонте, где их приезда уже ждут. Порция предоставляет Антонио письмо, где сказано, что все его торговые судна целые, а Джесике акт, в котором все своё состояние её отец передаёт ей.


Беспричинная печаль томит венецианского купца Антонио. Саларино и Саланио – друзья купца, пытаются объяснить его грусть беспокойством за товарные корабли или безответной любовью. Антонио отвергает оба варианта. Приходит родич и близкий друг Антонио – Бассанио, вместе с Грациано и Лоренцо. Саларино и Саланио удаляются. Балагур и весельчак Грациано пытается рассмешить Антонио, но у него ничего не выходит. Лоренцо и Грациано уходят. Бассанио признается своему другу в том, что остался совсем без средств. Он вел весьма беспечный образ жизни, а теперь вынужден просить денег у Антонио. Бассанио страстно влюблен в Порцию, богатую наследницу поместья Бельмонт, он уверен в успехе своего сватовства к ней, и именно для этих целей ему понадобились деньги.

Наличных средств у Антонио нет, но он предлагает Бассанио найти кредит и взять его на имя Антонио.

В это время в Бельмонте Порция делится своими переживаниями со служанкой Нериссой. Дело в том, что согласно завещанию отца, Порция не может сама выбирать себе мужа. Им станет тот, кто сможет угадать в каком из трех ларцов (свинцовом, серебряном или золотом) находится портрет Порции. Нерисса перечисляет многочисленных кандидатов в мужья. Порция высмеивает каждого, лишь об ученом и воине Бассанио, который когда-то навестил ее отца, она говорит с нежностью.

В Венеции Бассанио пытается уговорить купца Шейлока дать ему кредит в три тысячи дукатов под поручительство Антонио на три месяца.

Шейлок ненавидит Атонио за презрение к его народу и к его занятию – ростовщичеству. К тому же, он знает, что все состояние Антонио доверено морю. Шейлок напоминает обо всех оскорблениях, которые ему довелось слышать от Антонио, но, в то же самое время, он хочет завести дружбу с ним, поскольку Антонио сам дает в долг без процентов. Шейлок предлагает заключить сделку под шуточный залог – фунт мяса, который Шейлок сможет вырезать из любой части тела Антонио в качестве неустойки. Антонио понравилась шутка ростовщика. Он напоминает Бассанио, который полон дурных предчувствий, о том, что его суда обязательно придут гораздо раньше срока платежа.

Тем временем в поместье Порции прибыл принц Марокканский, чтобы пройти испытание с ларцами. Он дает клятву (как того требуют условия в завещании), что в случае своей неудачи, он больше не будет свататься ни к одной женщине.

Ланчелот Гоббо, слуга Шейлока, веселясь и балагуря, убеждает себя сбежать от хозяина. Повстречав своего слепого отца, он сначала его разыгрывает, а потом делится своими планами наняться в слуги к щедрому Бассанио. Бассанио принимает Ланчелота на службу. Затем он соглашается взять Грациано с собою в Бельмонт. Ланчелот в доме Шейлока прощается с Джессикой, дочерью бывшего хозяина. Она стыдится своего отца и просит Ланчелота передать ее возлюбленному Лоренцо послание с планом побега ее из дома. Джессика переодевается пажом и, захватив с собой деньги и драгоценности отца, убегает с Лоренцо. Его друзья, Грациано и Саларино, помогают влюбленным. Бассанио с Грациано спешат отправиться с попутным ветром в Бельмонт.

Между тем, принц Марокканский в Бельмонте выбирает золотой ларец с надписью: «Со мной получишь то, что многие желают». Он уверен, что портрет драгоценной Порции может находиться только в золотой шкатулке. Но вместо него, там находится череп и поучительные стихи. Принцу остается только удалиться.

Саларино и Саланио в Венеции веселятся над яростью Шейлока, который узнал, что собственная дочь его обокрала и к тому же, сбежала с христианином. Но, кроме этого, они обсуждают новость о том, что одно из торговых судов Антонио затонуло в Ла-Манше.

Еще один потенциальный жених является в Бельмонт – принц Арагонский. Он выбирает серебряную шкатулку с надписью: «Со мной получишь то, чего ты заслужил». В ней – рисунок дурацкой рожи и издевательские стихи. Принц Арагонский тоже уходит ни с чем. Слуга докладывает о прибытии молодого венецианца, который прислал дорогие подарки. Порция надеется, что это Бассанио.

Саланио и Саларино говорят о новых убытках Антонио, восхищаясь при этом его добротой и благородством. Увидев Шейлока, они издеваются над его несчастьями. Шейлок со злостью говорит им о том, что евреи – такие же люди, как и они, евреи так же чувствуют боль, а за обиды жестоко мстят. Он страшно зол на Антонио и намерен выместить на нем свой гнев и обиду.

Уходят Саларио и Саларино, а появляется еврей Тубал, который вернулся с неудачных поисков дочери Шейлока. Он докладывает слухи о растратах Джессики. Шейлок от услышанного в ужасе. Когда он узнает, что Джессика обменяла драгоценный перстень, подаренный Шейлоку покойной женой, на обезьяну, он проклинает свою дочь. Единственное, что утешает его – это слухи об убытках, которые терпит Антонио.

Тем временем, в Бельмонте Порция пытается убедить Бассанио не спешить с выбором, потому что боится потерять его навсегда. Бассанио не желает медлить и хочет испытать свою судьбу. Молодые люди объясняются друг другу в любви. Приносят ларцы. Бассанио знает, что внешний блеск – обманчив, поэтому он сразу отвергает золото и серебро. Его выбор – свинцовая шкатулка с надписью: «Со мной ты все отдашь, рискнув всем, что имеешь». Именно в этой шкатулке находится портрет Порции и поздравительные стихи. Бассанио и Порция готовятся к свадьбе, Нерисса и Грациано, полюбившие друг друга – тоже. Порция дарит жениху перстень, он клянется хранить его вечно, как залог их взаимной любви. Нерисса делает такой же подарок Грациано. Появляются Джессика, Лоренцо и посланец от Антонио, который привез письмо. В письме Антонио сообщает, что все его суда затонули, он разорен, а Шейлок требует от него выплаты чудовищной неустойки. Купец также просит друга не винить себя в этих несчастьях, а приехать попрощаться с ним перед смертью. Порция говорит жениху, чтобы он немедленно отправлялся на помощь другу, и смело предлагал за его жизнь любые деньги. Грациано и Бассанио отплывают в Венецию.

В это время, Шейлок мечтает о мести и радуется тому, что закон на его стороне. Понимая, что ему не избежать смерти, ведь закон не может быть нарушен, Антонио думает лишь о том, чтобы повидать перед смертью Бассанио.

Порция в Бельмонте поручает поместье свое Лоренцо, а сама удаляется для молитвы в монастырь вместе со своей служанкой. На самом деле, Порция собирается в Венецию. Она отправила слугу в Падую к своему кузену Белларио, доктору права, который должен передать ей бумаги и мужское платье. Ланчелот, Лоренцо и Джессика весело шутят, обмениваясь остроумными репликами.

Идет суд. Шейлок наслаждается своим триумфов. Дож призывает его к милосердию, Бассанио предлагает оплатить долг даже в двойном размере, но Шейлок остается непреклонным. Он ссылается на закон и упрекает христиан за то, что они не отменяют рабство. Дож хочет посоветоваться с доктором Белларио перед тем, как принять окончательное решение, и просит пригласить его. Бассанио и Антонио подбадривают друг друга. Шейлок готовит нож. Появляется писец (переодетая Нерисса). Он передает дожу послание от Белларио, который плохо себя чувствует, поэтому прибыть не смог, но рекомендует своего очень грамотного коллегу – юного доктора Бальтазара из Рима. Входит Бальтазар (переодетая Порция). Он пытается переубедить Шейлока, тот отказывается менять свое решение. Бальтазар признает, что закон на стороне Шейлока, ростовщик восхищается мудростью юного судьи. Бассанио в отчаянии, он всем готов пожертвовать, даже любимой супругой, только бы спасти друга. Грациано тоже готов на все. Антонио прощается с ними. Шейлок готов приступить к мести. В последний момент, Бальтазар, остановив его, напоминает Шейлоку, что тот должен взять только мясо купца, причем ровно один фунт, при этом ни одна капля крови не должна пролиться, иначе Шейлока самого ожидает страшная кара. Ростовщик согласен на тройную выплату долга, но судья отказывает, поскольку в векселе об этом ничего не сказано. Кроме того, по венецианским законам, Шейлок должен отдать, за покушение на гражданина республики, половину своего состояния пострадавшему, т. е. Антонио. Вторую половину – заплатить суду, в качестве штрафа. Антонио отказывается от денег, но Шейлок должен принять христианство немедленно и завещать свое имущество зятю и дочери. Ростовщик согласен на все. Мнимые судейские забирают у своих мужей в качестве награды перстни.

Является его – «Венецианский купец», английское название которой «The Merchant of Venice». Шекспироведы полагают, что свой шедевр драматург написал в 1596 году. Автором пьеса обозначена как комедия, однако трагизм одного из главных героев, относит пьесу к разряду драм. Предположительно первая постановка пьесы была показана массовому зрителю в 1598 году, а ее первое издание в печати вышло в 1600 под названием «Превосходнейшая история о венецианском купце», а далее шла расшифровка содержания. Также было объявлено, кем написана пьеса.

Если говорить об ее создания, то при ее написании автор воспользовался первой новеллой со сборника «Пекороне», автор новеллы анонимный, и она относится ко второй половине XIV века. Пьеса автора как бы содержит несколько намеков на сенсационные процессы, которые проходили с придворным врачом, который был одним из претендентов на португальский престол, но проживал он в Лондоне. Именно Родриго Лопес и Антонио Переса, в свое время, были обвинены в попытке отравления королевы Елизаветы. Канцлер королевы Елизаветы - лорд Берли, получает от них два письма, в которых явно усматривается их знакомство с «Венецианским купцом», именно так называли врага монархии Эссекса.

Говоря о самой пьесе, то действие в ней происходит как в Венеции, так и в Бельмонте. Молодой повеса Бассанио, который постоянно находится в долгах, принимает решение жениться на красавице Порции. Девушка не только красавица, но она еще и богата. Доля воплощения своей мечты в реальность прохвост просит помощи у своего друга Антонио, который является венецианским купцом. Антонио не отказывает в просьбе своему другу и у еврея-ростовщика занимает для этого деньги. Условия договора между сторонами были таковыми, что если купец в срок не вернет занятые им деньги, то Шейлок в счет погашения долга получает право вырезать из тела купца фунт мяса.

Получив необходимую сумму, Бассанио отправляется к девушке, где ему приходится угадать ларец. Согласно завещанию отца девушки, ее мужем станет тот, кто правильно угадает ларец, и повеса с задачей справляется полностью. Молодые люди женятся. На свадьбу отправляется и Лоренцо, а его спутницей становится Джессика – дочка ростовщика, которая сбежала от тирании своего отца. Корабли Антонию терпят крушения, а срок возвращения долга неумолимо приближается. Узнав историю, как были получены деньги, Бассанио спешит на помощь своему другу.

Для того чтобы разрешить спор, ростовщик обращается в суд, который признает законными его требования на получение неустойки. Представители фемиды предлагают ростовщику быть благоразумным и гуманным, однако из-за того, что тот ненавидел молодого человека его решение остается неизменным. Тайно покинувшие свое поместье Порция и служанка под видом знатока законов и его секретаря приезжают на заседание суда. И в это время Порция поворачивает дело так, что ростовщик из истца превращается в обвиняемого по делу в покушении на жизнь христианина. Еврей по милости суда получает жизнь, однако половину своего состояния он вынужден будет отдать Антонио. Кроме того по решению суда Шейлок должен принять христианство.

Кроме главных героев пьесы, она представлена второстепенными персонажами которых насчитывается около семнадцати.

Пьеса неоднократно ставилась ведущими театрами и режиссерами мира, начиная с 1701 года. Среди постановщиков следует отметить Джона Гранвилля и Чарльза Маклина, в его оригинальной интерпретации пьесы. К великому творению гения обращались и Веймарский национальный театр, и японская труппа Каваками, Дублинский и Парижский национальные театры, а также многие известные в мире труппы. Россия также не осталась в стороне. Первая постановка купца была поставлена в Александринском театре в 1860 году, а Малый театр впервые обратился к постановке творения гения в 1877 году. Пьеса шла на многих сценах бывшего Советского Союза. В спектакле в разные годы были заняты известные российские актеры, среди которых хочется отметить И. С. Платона, О. Л. Книппер, М. Ф. Ленина, А.И. Пельтцера.

Также в разные годы были проведены экранизации пьесы, первая из которых состоялась в 1911 году в Италии. Пьеса «Венецианский купец» и сейчас является актуальной и привлекает к себе настоящих ценителей сценического искусства.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Дож Венеции. Принц Марокканский } Женихи Порции Принц Арагонский Антонио, венецианский купец. Бассанио, его друг. Саланио | Саларино | друзья Антонио Грациано } и Бассанио. Салерио | Лоренцо, влюбленный в Джессику. Шейлок, богатый еврей. Тубал, еврей, друг его. Ланчелот Гоббо, шут, слуга Шейлока. Старый Гоббо, отец Ланчелота. Леонардо, слуга Бассанио. Бальтазар } слуги Порции. Стефано Порция, богатая наследница. Нерисса, ее прислужница. Джессика, дочь Шейлока. Венецианские сенаторы, члены суда, тюремщик, слуги Порции и другие. Действие происходит частью в Венеции, частью в Бельмонте, поместье Порции на материке. АКT I СЦЕНА 1 Венеция. Улица. Входят Антонио, Саларино и Саланио. Антонио Не знаю, отчего я так печален. Мне это в тягость; вам, я слышу, тоже. Но где я грусть поймал, нашел иль добыл. Что составляет, что родит ее, - Хотел бы знать! Бессмысленная грусть моя виною, Что самого себя узнать мне трудно. Саларино Вы духом мечетесь по океану, Где ваши величавые суда, Как богатей и вельможи вод Иль пышная процессия мореная, С презреньем смотрят на торговцев мелких, Что кланяются низко им с почтеньем, Когда они летят на тканых крыльях. Саланио Поверьте, если б я так рисковал, Почти все чувства были б там мои - С моей надеждой. Я бы постоянно Срывал траву, чтоб знать, откуда ветер, Искал на картах гавани и бухты; Любой предмет, что мог бы неудачу Мне предвещать, меня бы, несомненно, В грусть повергал. Саларино Студя мой суп дыханьем, Я в лихорадке бы дрожал от мысли, Что может в море ураган наделать; Не мог бы видеть я часов песочных, Не вспомнивши о мелях и о рифах; Представил бы корабль в песке завязшим, Главу склонившим ниже, чем бока, Чтоб целовать свою могилу! В церкви, Смотря на камни здания святого, Как мог бы я не вспомнить скал опасных, Что, хрупкий мой корабль едва толкнув, Все пряности рассыпали бы в воду И волны облекли б в мои шелка, - Ну, словом, что мое богатство стало Ничем? И мог ли б я об этом думать, Не думая при том, что если б так Случилось, мне пришлось бы загрустить? Не говорите, знаю я: Антонио Грустит, тревожась за свои товары. Антонио Нет, верьте мне: благодарю судьбу - Мой риск не одному я вверил судну, Не одному и месту; состоянье Мое не мерится текущим годом: Я не грущу из-за моих товаров. Саларино Тогда вы, значит, влюблены. Антонио Пустое! Саларино Не влюблены? Так скажем: вы печальны. Затем что вы невеселы, и только! Могли б смеяться вы, твердя: "Я весел, Затем что не грущу!" Двуличный Янус! Клянусь тобой, родит природа странных Людей: одни глазеют и хохочут, Как попугай, услышавший волынку; Другие же на вид, как уксус, кислы, Так что в улыбке зубы не покажут, Клянись сам Нестор, что забавна шутка! Входят Бассанио, Лоренцо и Грациано. Саланио Вот благородный родич ваш Бассанио; Грациано и Лоренцо с ним. Прощайте! Мы в лучшем обществе оставим вас. Саларино Остался б я, чтоб вас развеселить, Но вот я вижу тех, кто вам дороже. Антонио В моих глазах цена вам дорога. Сдается мне, что вас дела зовут И рады вы предлогу удалиться. Саларино Привет вам, господа. Бассанио Синьоры, но когда ж мы посмеемся? Когда? Вы что-то стали нелюдимы! Саларино Досуг ваш мы делить готовы с вами. Саларино и Саланио уходят. Лоренцо (к Бассанио) Синьор, раз вы Антонио нашли, Мы вас оставим; но прошу - к обеду Не позабыть, где мы должны сойтись. Бассанио Приду наверно. Грациано Синьор Антонио, вид у вас плохой; Печетесь слишком вы о благах мира. Кто их трудом чрезмерным покупает Теряет их. Как изменились вы! Антонио Я мир считаю, чем он есть, Грациано: Мир - сцена, где у всякого есть роль; Моя - грустна. Грациано Мне ж дайте роль шута! Пускай от смеха буду весь в морщинах; Пусть лучше печень от вина горит, Чем стынет сердце от тяжелых вздохов. Зачем же человеку с теплой кровью Сидеть подобно мраморному предку? Спать наяву или хворать желтухой От раздраженья? Слушай-ка, Антонио: Тебя люблю я; говорит во мне Любовь. Есть люди, у которых лица Покрыты пленкой, точно гладь болота: Они хранят нарочно неподвижность, Чтоб общая молва им приписала Серьезность, мудрость и глубокий ум. И словно говорят нам: "Я оракул, Когда вещаю, пусть и пес не лает!" О мой Антонио! Знаю я таких, Что мудрыми слывут лишь потому, Что ничего не говорят, - тогда как, Заговорив, они терзали б уши Тем, кто, их слыша, ближних дураками Назвал бы, верно. - Да об этом после. Но не лови ты на приманку грусти Такую славу - жалкую рыбешку! - Пойдем, Лоренцо. - Ну, пока прощай! А проповедь я кончу, пообедав. Лоренцо Итак, вас оставляем - до обеда. Придется мне быть мудрецом таким Безмолвным: говорить не даст Грациано! Грациано Да, поживи со мною года два - Звук голоса ты своего забудешь. Антонио Ну, для тебя я стану болтуном! Грациано Отлично: ведь молчанье хорошо В копченых языках да в чистых девах. Грациано и Лоренцо уходят. Антонио Где смысл в его словах? Бассанио Грациано говорит бесконечно много пустяков, больше, чем кто-либо в Венеции; его рассуждения - это два зерна пшеницы, спрятанные в двух мерах мякины. Чтобы их найти, надо искать весь день, а найдешь - увидишь, что и искать не стоило. Антонио Ну, хорошо. Скажите - кто та дама, К которой дали вы обет поехать На поклоненье? Вы мне обещали. Бассанио Небезызвестно вам, Антонио, Как сильно я дела свои расстроил, Ведя пышней гораздо образ жизни, Чем позволяла скромность средств моих. Я не ропщу, что должен сократить Роскошный обиход: одна забота - Как с честью выйти из больших долгов, В какие мотовство меня втянуло. Вам должен я, Антонио, больше всех - И деньгами и дружбой. Эта дружба Порукой мне, что смело вам могу Открыть мои намеренья и планы, Как от долгов очиститься совсем. Антонио Скажите все мне, добрый мой Бассанио; И если ваши планы, как вы сами, Согласны с честью, - уверяю вас, Мой кошелек, я сам, мои все средства - Открыто все, чтоб только вам помочь. Бассанио Еще в дни школы, потеряв стрелу, За ней я тотчас вслед пускал другую, - И в ту же цель, следя усердней только, - Чтоб первую найти; рискнув двумя, Я часто обе находил. Пример Беру из детства - так мой план невинен. Я много должен вам; как безрассудный Мальчишка, это все я потерял. Но коль решитесь вы стрелу вторую Послать за первой вслед, - не сомневаюсь, Что, целясь метко, иль найду я обе, Иль возвращу вторую, благодарным За первую оставшись должником. Антонио Вы знаете меня; не тратьте ж время, Ища окольный путь к моей любви. Вы больше огорчаете меня, В моем сильнейшем чувстве сомневаясь, Чем если б разорили впрах меня. Скажите просто мне, что надо сделать И что, по-вашему, я сделать в силах, - И я готов на все. Так говорите ж! Бассанио Богатая наследница в Бельмонте Живет; красавица - прекрасней вдвое Высокой добродетелью; порой Ее глаза привет мне молча слали. Ей имя - Порция; она не ниже Супруги Брута, дочери Катона. Все знают цену ей: из разных стран Четыре ветра навевают ей Искателей. А солнечные кудри Как золотое светятся руно; Бельмонт они в Колхиду обращают, И не один Язон туда стремится. О, будь возможность у меня, Антонио, С любым из них достойно состязаться, - Душа моя предсказывает мне, Что я бесспорно одержу победу. Антонио Ты знаешь, вся моя судьба - на море: Нет у меня ни денег, ни товаров, Чтоб капитал достать; ступай, узнай, Что может сделать мой кредит в Венеции. Его я выжму весь и до предела, Чтоб к Порции в Бельмонт тебя отправить. Ступай, - разузнавать мы будем оба, Где деньги есть: найдем их, без сомненья, Под мой кредит иль в виде одолженья. Уходят. СЦЕНА 2 Бельмонт. Комната в доме Порции. Входят Порция и Нерисса. Порция Правду сказать, Нерисса, моя маленькая особа устала от этого большого мира. Нерисса Так бы это и было, моя дорогая синьора, если бы у вас несчастий было столько же, сколько счастья. Но, видно, тот, кто слишком много ест, болеет точно так же, как тот, кто мучается от голода. Поэтому счастье - в золотой середине: излишество скорей доводит до седых волос, чем умеренность, которая ведет к долговечности. Порция Прекрасные нравоучения, и прекрасно сказаны. Нерисса Они были бы еще лучше, если бы исполнялись, как должно. Порция Если бы делать было так нее легко, как знать, что надо делать, то часовни стали бы храмами, а бедные хижины - царскими дворцами. Хорош тот священник, который поступает по собственным поучениям. Мне легче научить двадцать человек, как надо поступать, чем быть одной из этих двадцати и следовать собственным наставлениям. Рассудок может предписать законы крови; но пылкий темперамент перепрыгивает через все холодные правила. Юность - сумасбродный заяц, который перескакивает через капкан калеки-благоразумия. Но все эти рассуждения не помогут мне выбрать мужа! Бедная я! "Выбрать"! Я не смею ни выбрать того, кого хочу, ни отказать тому, кто мне не нравится: воля живой дочери порабощена волей умершего отца! Не жестоко ли это, Нерисса, что я не ногу ни выбрать, ни отвергнуть? Нерисса Ваш отец был всегда добродетельным человеком, а к людям чистым душою в предсмертные минуты иногда приходит благое прозрение: раз он придумал рту лотерею - три ларца, золотой, серебряный и свинцовый, и тот, кто угадает его мысль, получит вас, - так поверьте, угадает, наверно, тот, кто по-настоящему любит. Но скажите: есть ли у вас хоть к одному из прибывших царственных женихов какая-нибудь склонность? Порция Пожалуйста, назови их по именам; по мере того как ты их будешь называть, я буду описывать их тебе, и из моих описаний ты сможешь судить о степени моей склонности. Нерисса Во-первых, принц Неаполитанский. Порция О, это настоящий жеребенок: говорит только о своей лошади и считает своим главным талантом, что сам может ее подковывать. Боюсь, не согрешила ли его светлейшая матушка с каким-нибудь кузнецом. Нерисса Затем пфальцграф. Порция Этот только и знает, что хмурит брови и точно хочет сказать: "Не желаете меня - воля ваша". Он самые веселые рассказы слушает без улыбки. Раз он в молодости так неприлично угрюм, боюсь, что к старости он превратится в плачущего философа. Да я бы скорей вышла замуж за мертвую голову с костью в зубах, чем за одного из них. Господи, спаси меня от обоих! Нерисса А что вы скажете о французском вельможе, мосье Ле-Боне? Порция Раз уж его бог создал, так пусть слывет за мужчину. Право, я знаю, что насмехаться грех. Но этот! Да, у него лошадь лучше, чем у неаполитанца; гадко хмурить брови он умеет лучше, чем пфальцграф; он - все и никто. Стоит дрозду запеть, он уже готов прыгать... Он рад фехтовать со своей собственной тенью. Выйди я за него, я бы вышла за двадцать мужей сразу. Если бы он презирал меня, я бы ему это простила, потому что, люби он меня до безумия, я никогда не ответила бы ему любовью. Нерисса Ну, а что вы скажете о Фоконбридже, молодом английском бароне? Порция Знаешь, ничего не могу ни о нем, ни ему сказать, потому что ни он меня не понимает, ни я его. Он не говорит ни по-латыни, ни по-французски, ни по-итальянски, а ты смело можешь дать на суде присягу, что я ни на грош не знаю по-английски. Он - воплощение приличного человека; но, увы, кто может разговаривать с немой фигурой? И как странно он одевается! Я думаю, он купил свой камзол в Италии, широчайшие штаны - во Франции, шляпу - в Германии, а манеры - во всех странах мира. Нерисса А что вы думаете о шотландском лорде, его соседе? Порция Что в нем есть добрососедское милосердие: он получил от англичанина взаймы пощечину и поклялся, что отдаст ее при первой возможности. Кажется, француз был его поручителем и подписался за него. Нерисса Как вам нравится молодой немец, племянник герцога Саксонского? Порция Он отвратителен по утрам, когда трезв, и еще отвратительнее после обеда, когда пьян. В лучшие свои минуты он немножко хуже, чем человек, а в худшие - немного лучше, чем животное. В самом худшем случае - я уж постараюсь от него избавиться. Нерисса Однако, если он пожелает принять участие в выборе и угадает ларец правильно, вам придется согласиться на брак с ним, или же вы нарушите волю вашего отца. Порция Во избежание этого поставь, пожалуйста, большой стакан рейнского вина на невыигрышный ящик; и тогда - будь хоть сам черт внутри, а снаружи этот соблазн, - я знаю, немец выберет его. Я пойду на все, Нерисса, лишь бы не выйти замуж за губку. Нерисса Не бойтесь, синьора: вам не достанется ни один из всех этих господ. Они сообщили мне свое решение: они намерены разъехаться по домам и больше вас не беспокоить своими домогательствами, если нельзя добиться вашей руки каким-нибудь другим способом, кроме выбранного вашим отцом - при помощи этих ларцов. Порция Доживи я до старости Сивиллы, я умру целомудренной, как Диана, если никому не удастся получить меня так, как хотел мой отец. Но я очень рада, что эта партия женихов оказалась такой благоразумной, потому что среди них нет никого, о ком бы я сердечно пожалела; и я прошу создателя даровать им счастливый путь. Нерисса А помните вы, синьора, когда отец ваш еще был жив, одного венецианца: он был ученый и воин, - он приезжал к нам с маркизом Монферратским? Порция О, да. Это был Бассанио. Кажется, его так звали? Нерисса Верно, синьора. Из всех людей, на которых глядели мои глупые глаза, он всех достойнее прекрасной синьоры. Порция Я хорошо его помню; и помню, что он вполне достоин твоей похвалы. Входит слуга. Что там такое? Какие новости? Слуга Четверо иностранцев ищут вас, синьора, чтобы проститься с вами. А, кроме того, прибыл вестник от пятого - принца Марокканского; он сообщает, что принц, его господин, будет здесь сегодня вечером. Порция Если бы я могла сказать этому пятому: "здравствуйте" - так же охотно, как скажу тем четверым: "прощайте", - я была бы рада его приезду. Будь у него нрав святого, а лицо дьявола, так лучше бы он меня взял в духовные дочери, чем в жены! Пойдем, Нерисса. - Ты ступай вперед. Лишь за одним запрем, другой уж у ворот! Уходят. СЦЕНА 3 Венеция. Площадь. Входят Бассанио и Шейлок. Шейлок Три тысячи дукатов? Хорошо. Бассанио Да, синьор, на три месяца. Шейлок На три месяца? Хорошо. Бассанио За меня, как я уже сказал, поручится Антонио. Шейлок Антонио поручится по векселю? Хорошо. Бассанио Можете вы мне помочь? Хотите вы обязать меня? Могу я узнать ваш ответ? Шейлок Три тысячи червонцев на три месяца и за поручительством Антонио? Бассанио Ваш ответ? Шейлок Антонио - хороший человек. Бассанио Слышали вы когда-нибудь о нем, что это не так? Шейлок О, нет, нет, нет, нет! Словами "он хороший человек" я хочу сказать, что он, понимаете, человек состоятельный. Однако капитал его весь в надеждах. У него одно судно плывет в Триполи, другое в Индию; кроме того, на Риальто я слыхал, что третье у него сейчас в Мексике, четвертое в Англии и остальные суда тоже разбросаны по всему свету. Но ведь корабли - это только доски, а моряки - только люди; а ведь есть и земляные крысы и водяные крысы, и сухопутные воры и водяные воры, то есть пираты; а кроме того - опасности от воды, ветра и скал. Несмотря на это, он человек состоятельный... Три тысячи червонцев... Пожалуй, вексель его взять можно. Бассанио Будьте уверены, что можно. Шейлок Я хочу быть уверенным, что можно; а чтобы быть уверенным, мне нужно обдумать. Могу я поговорить с Антонио? Бассанио Не угодно ли вам отобедать с нами? Шейлок Да? Чтобы свинину нюхать? Есть сосуд, в который ваш пророк-назареянин загнал бесов заклинаниями? Я буду покупать у вас, продавать вам, ходить с вами, говорить с вами и прочее, но не стану с вами ни есть, ни пить, ни молиться. - Что нового на Риальто? Кто это идет? Входит Антонио. Бассанио Вот и синьор Антонио. Шейлок (в сторону) Вот истинно на вид слащавый мытарь! Он ненавистен мне как христианин, Но больше тем, что в жалкой простоте Взаймы дает он деньги без процентов И курса рост в Венеции снижает. Ох, если б мне ему вцепиться в бок! Уж я вражду старинную насыщу. Он ненавидит наш народ священный И в сборищах купеческих поносит Меня, мои дела, барыш мой честный Зовет лихвой. Будь проклят весь мой род, Коль я ему прощу! Бассанио Ну, что же, Шейлок? Шейлок Я обсуждаю мой запас наличный; По памяти прикинувши, я вижу, Что сразу мне всей суммы не собрать В три тысячи червонцев. Что ж такое? Тубал, еврей, богатый мой сородич, Поможет мне. Но стойте! Срок какой Угоден вам? (К Антонио.) Привет, синьор добрейший; Вот только что о вас мы толковали. Антонио Я, Шейлок, не даю и не беру С тем, чтоб платить или взымать проценты, - Но, чтоб помочь в нужде особой Другу, Нарушу правило. (К Бассанио.) Он знает, сколько вам нужно? Шейлок Да, три тысячи червонцев. Антонио И на три месяца. Шейлок Забыл! Три месяца: вы так сказали. И вексель ваш. Подумаем... Но вот что: Сказали вы, что не берете ссуд И не даете в рост? Антонио Да, никогда. Шейлок Когда Иаков пас овец Лавана (Иаков сей святому Аврааму - Так мать его устроила премудро - Преемником был третьим... Так... да, третьим...). Антонио При чем же это? Он проценты брал? Шейлок Нет, не проценты... То есть, не проценты В прямом значенье слова; но заметьте, Что сделал он: условился с Лаваном, Что всех ягняток пестрых он получит. Когда же овцы, полные желанья, Осеннею порой пошли к баранам И дело зарожденья началось Меж этой пышношерстною породой, - Хитрец узором ветки обдирал И в самый миг зачатия их ставил Он перед зачинающего маткой; Зачавши так, приплод они несли Сплошь пестрый; все Иакову досталось. Вот путь к наживе, - он благословен... Благословен барыш, коль не украден! Антонио Иакову помог счастливый случай; Совсем не от него исход зависел: Он небом был задуман и свершен. Рассказ ваш был, чтоб оправдать проценты? Иль ваши деньги - овцы и бараны? Шейлок Не знаю; я положу их так же быстро. Но слушайте, синьор... Антонио Заметь, Бассанио: В нужде и черт священный текст приводит. Порочная душа, коль на святыню Ссылается, похожа на злодея С улыбкой на устах иль на красивый, Румяный плод с гнилою сердцевиной. О, как на вид красива ложь бывает! Шейлок Три тысячи червонцев! Куш немалый... Три месяца... А сколько годовых? Антонио Что ж, Шейлок, вы хотите обязать нас? Шейлок Синьор Антонио, много раз и часто В Риальто поносили вы меня Из-за моих же денег и процентов. Я все сносил с пожатьем плеч покорным: Терпенье - рода нашего примета. Меня вы звали злобным псом, неверным, Плевали на жидовский мой кафтан За то, что y лишь пользуюсь своим. Так; но теперь, как видно, я вам нужен. Что ж! Вы ко мне идете, говорите: "Нам нужны деньги, Шейлок"... Это вы, Вы просите, плевавший мне в лицо, Меня пинками гнавший, как собаку, От своего крыльца? Вам деньги нужны! Что ж мне сказать вам? Не сказать ли мне; "Где ж деньги у собак? Как может пес Давать взаймы три тысячи червонцев?" Иль, низко поклонившись, рабским тоном, Едва дыша и с трепетным смиреньем Сказать: "Синьор, вы в среду на меня плевали, В такой-то день пинка мне дали, после Назвали псом; и вот, за эти ласки Я дам взаймы вам денег". Антонио Тебя опять готов я так назвать, И плюнуть на тебя, и пнуть ногою. Коль хочешь дать нам денег, так давай их Не как друзьям. Когда же дружба ищет Приплода от бесплодного металла? Скорее одолжи их как врагу, Чтоб, если обанкротился, спокойно Взыскать с него. Шейлок Смотрите, как вспылили! Хочу вам другом быть, снискать приязнь, Забыть позор, каким меня клеймили, Помочь вам и не взять с вас ни гроша Процентов, - вы же слушать не хотите. Я говорю по доброте сердечной. Бассанио По доброте? Шейлок Я это докажу: К нотариусу вы со мной пойдите И напишите вексель; в виде шутки, - Когда вы не уплатите мне точно В такой-то день и там-то суммы долга Указанной, - назначим неустойку: Фунт вашего прекраснейшего мяса, Чтоб выбрать мог часть тела я любую И мясо вырезать, где пожелаю. Антонио Отлично, подпишу я этот вексель; Притом скажу, что жид был очень добр. Бассанио Нет, за меня ты векселя такого Не дашь; нет, лучше я в нужде останусь! Антонио Не бойся, милый друг, я не просрочу. В ближайшие два месяца - за месяц До срока, значит, - получить я должен Раз в десять более, чем эта сумма. Шейлок О отче Авраам! Вот каковы Все эти христиане: их жестокость Их учит и других подозревать! Судите сами: если он просрочит - Что пользы мне от этой неустойки? Людского мяса фунт - от человека! - Не столько стоит и не так полезен, Как от быка, барана иль козла. Помочь хочу, чтоб милость заслужить; Согласен он - извольте; нет - прощайте; За дружбу мне обидой не платите. Антонио Да, Шейлок, я твой вексель подпишу. Шейлок Сойдемся ж у нотариуса. Вексель Шутливый заготовьте у него, А я пойду и соберу дукаты; Зайду в мой дом, оставленный на волю Небрежного слуги, и очень скоро Приду я к вам. Антонио Ступай же, добрый жид. Шейлок уходит. Еврей придет к Христу. Он стал добрей! Бассанио Боюсь я сладких слов от злых людей. Антонио Идем. Опасность всякая далеко: Суда придут за тридцать дней до срока. Уходят.