Краткое содержание крыжовник. Антон чехов - крыжовник

В этой статье мы познакомим вас с произведением "Крыжовник" Чехова. Антон Павлович, как вы уже, наверное, знаете, - русский писатель, драматург. Годы его жизни - 1860-1904. Нами будет описано краткое содержание данного рассказа, проведен его анализ. "Крыжовник" Чехов написал в 1898 году, то есть уже в поздний период своего творчества.

Буркин и Иван Иваныч Чимша-Гималайский шагают по полю. Село Мироносицкое виднеется вдали. Вдруг начинается дождь, и поэтому они решают зайти к Павлу Константинычу Алехину, приятелю-помещику, усадьба которого находится в деревне Софьино, неподалеку. Алехин описывается как высокий мужчина примерно 40 лет, полный, похожий больше на художника или профессора, чем на помещика, с длинными волосами. Он встречает путников у амбара. Лицо этого человека черно от пыли, грязна его одежда. Он рад нежданным гостям, предлагает тем отправиться в купальню. Переодевшись и помывшись, Буркин, Иван Иваныч Чимша-Гималайский и Алехин отправляются в дом, где Иван Иваныч рассказывает за чаем с вареньем историю Николая Иваныча, своего брата.

Иван Иваныч начинает свой рассказ

Детство братья провели в имении отца, на воле. Сам родитель их был из кантонистов, но оставил потомственное дворянство детям, выслужив чин офицера. Имение после его смерти отсудили у семьи за долги. С девятнадцати лет Николай сидел за бумагами в казенной палате, но ужасно там тосковал и мечтал приобрести небольшую усадебку. Иван Иваныч же желанию своего родственника на всю жизнь запереть себя в поместье никогда не сочувствовал. А Николай не мог думать ни о чем другом, все время представляя большую усадьбу, где должен был непременно расти крыжовник.

Николай Иванович воплощает свою мечту в реальность

Копил деньги брат Ивана Иваныча, недоедал, в конце концов женился не по любви на богатой некрасивой вдове. Жену свою он держал впроголодь, а ее деньги на свое имя положил в банк. Не вынесла этой жизни супруга и умерла вскоре, а Николай, ничуть не раскаиваясь, приобрел себе желанное имение, посадил 20 кустов крыжовника и зажил в свое удовольствие помещиком.

Иван Иваныч навещает брата

Продолжаем описывать рассказ, который создал Чехов, - "Крыжовник". Краткое содержание дальнейших событий следующее. Когда Николая приехал навестить Иван Иваныч, он был поражен тем, как сильно опустился, обрюзг и постарел его брат. Барин превратился в настоящего тирана, много ел, постоянно судился с заводами и разговаривал тоном министра. Потчевал Ивана Иваныча Николай крыжовником, и видно было по нему, что своей судьбой он доволен так же, как и самим собой.

Иван Иваныч размышляет о счастье и смысле жизни

Следующие дальнейшие события передает нам рассказ "Крыжовник" (Чехов). Братом Николая при виде его родственника овладело близкое к отчаянию чувство. Он размышлял, проведя в усадьбе ночь, о том, как много в мире людей страдают, пьют, какое количество детей погибает от недоедания. А другие тем временем счастливо живут, спят ночью, едят днем, говорят чепуху. Подумалось Ивану Иванычу, что за дверью непременно должен находиться некто "с молоточком" и стуком напоминать ему, что есть на земле несчастные, что когда-нибудь и с ним приключится беда, и его не услышит и не увидит никто, так же как сейчас он не слышит и не замечает других.

Заканчивая рассказ, Иван Иваныч говорит, что нет счастья, а если и существует в жизни смысл, то находится он не в нем, а в том, чтобы творить добро на земле.

Как восприняли рассказ Алехин и Буркин?

Ни Алехин, ни Буркин рассказом этим не удовлетворены. Не вникает Алехин, справедливы ли слова Ивана Иваныча, поскольку речь шла не о сене, не о крупе, а о чем-то таком, что не имеет прямого отношения к его жизни. Однако он очень рад гостям и желает, чтобы те продолжали беседу. Но время уже позднее, гости и хозяин отправляются спать.

"Крыжовник" в творчестве Чехова

В значительной мере творчество Антона Павловича посвящено "маленьким людям" и футлярной жизни. Рассказ, который создал Чехов, "Крыжовник" о любви не повествует. В нем, как и во многих других произведениях этого автора, обличаются люди и общество в мещанстве, бездушии и пошлости.

В 1898 году рассказ "Крыжовник" Чехова появился на свет. Следует отметить, что время, когда было создано произведение, - период царствования Николая II, который продолжал политику своего отца, не желая осуществлять либеральные реформы, необходимые в то время.

Характеристика Николая Ивановича

Чехов описывает нам Чимша-Гималайского - чиновника, который служит в одной палате и мечтает иметь собственную усадьбу. этого человека - сделаться помещиком.

Подчеркивает Чехов, насколько отстает от своего времени этот персонаж, ведь в описываемое время люди не гнались уже за бессмысленным титулом, капиталистами мечтали стать многие дворяне, это считалось модным, передовым.

Герой Антона Павловича выгодно женится, после чего забирает деньги, необходимые ему, у жены и приобретает, наконец, желаемое имение. Еще одну свою мечту исполняет герой, высаживая в усадьбе крыжовник. А супруга его тем временем умирает от голода...

"Крыжовник" Чехова построен с использованием "рассказа в рассказе" - особого Историю описываемого помещика мы узнаем из уст его брата. Однако глаза Ивана Ивановича - глаза самого автора, он показывает таким образом читателю свое отношение к людям, подобным Чимша-Гималайскому.

Отношение к брату Ивана Ивановича

Брат главного героя рассказа "Крыжовник" Чехова поражается духовной скудности Николая Ивановича, ужасает его праздность и сытость своего родственника, а мечта как таковая и исполнение ее кажутся этому человеку вершиной лени и эгоизма.

За время, проведенное в усадьбе, дурнеет и стареет Николай Иванович, он гордится своей принадлежностью к дворянам, не понимая при этом, что данное сословие уже отмирает, а на смену приходит более справедливая и свободная форма жизни, меняются постепенно общественные устои.

Однако больше всего рассказчика поражает момент, когда Николаю Ивановичу подают первый урожай крыжовника. Сразу же он забывает о модных вещах времени и важности дворянства. Этот помещик в сладости крыжовника обретает иллюзию счастья, он находит причину восхищаться и радоваться, и это обстоятельство поражает Ивана Ивановича, который раздумывает о том, что люди предпочитают себя обманывать, лишь бы поверить в свое благополучие. Критикует он при этом и самого себя, находя такие недостатки, как желание поучать и самодовольство.

Раздумывает Иван Иванович о моральном и нравственном кризисе личности и общества, беспокоит его нравственное состояние современного ему социума.

Мысль Чехова

Иван Иванович говорит о том, как его мучает ловушка, которую создают люди сами для себя, и просит творить в будущем лишь добро и пытаться искоренять зло. Но на самом деле через своего персонажа говорит сам Чехов. Человек ("Крыжовник" обращен к каждому из нас!) должен понимать, что цель в жизни - добрые дела, а не ощущение счастья. По мысли автора, у каждого добившегося успеха должен стоять за дверью "человек с молоточком", напоминающий ему о том, что необходимо творить добро - помогать сиротам, вдовам, обездоленным. Ведь однажды может случиться беда даже с самым состоятельным человеком.

Серия: Маленькая трилогия – 2 рассказ

Год издания рассказа: 1898

Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» - это второй рассказ из его «Маленькой трилогии» включающей в себя кроме этого произведения, рассказы «Человек в футляре» и «О любви». Все три рассказа «Маленькой трилогии» Чехова включены в школьную программу, что обеспечило им высокий интерес среди учеников. Ну а самому автору это обеспечило высокое место в нашем .

Рассказа «Крыжовник» краткое содержание

В рассказе Чехова «Крыжовник» читать можно историю, рассказанную ветеринарным врачом Иваном Ивановичем Чимша-Гималайским своему другу Буркину. В тот день они шли к селу Мироносицкого, которое пока только виднелось на горизонте. Неожиданно Буркин вспомнил, что Иван Иваныч в сарае старосты Прокофия обещал рассказать какую-то историю. Иван Иваныч сказал, что хотел рассказать о брате. Но только он забил трубку и решил начать, как полил дождь. Сначала несильный, а потом сильнее и сильнее. Всего за пару минут двое друзей и их собаки были мокрыми. Буркин предложил укрыться у помещика Павла Константиновича Алехина, который жил в Софьино совсем недалеко.

Софьино встретила их шумом от мельницы, сыростью и грязью. Сам помещик высокий, статный и длинноволосый был больше похож на профессора или художника. Он стоял в амбаре подпоясанный веревкой в грязной рубахе. Друзей он сразу признал и обрадовался им. Он предложил пройти с ним в дом, где их встретила очень красивая горничная Пелагея. Алехин предложил друзьям пройти вместе с ним в купальню, пока Пелагея принесет сухую одежду и приготовит здесь все. Иван Иваныч и Буркин согласились. В добротной купальне Алехин немного застеснялся, что он такой грязный. Ведь вода с него бежала черной. И уже после того как друзья переоделись в шелковые халаты, а Пелагея разлила чай в гостиной, Иван Иваныч начала свой рассказ.

Далее в кратком содержании Чехова «Крыжовник» читать можно о том, как Иван Иваныч начал свой рассказ о брате Николай Иваныче, который был на два года младше. Их отец был из канонистов и свой офицерский чин и дворянство честно выслужил. Именье и чин он оставил своим двоим сыновьям. Но именье вскоре забрали за долги, и брат подался в город, где устроился в казенные палаты. С детства братья росли как крестьянские дети – драли лыко, стерегли лошадей и рыбачили. Поэтому городская жизнь тяготила брата. Проходили годы и у Николай Иваныча появилась мечта обзавестись усадьбой на берегу озера или речки. Иван Иваныч не одобрял эту мечту. Ведь как принято говорить человеку надо лишь три аршина земли. Но это ведь трупу, а не человеку. А попытку обзавестись усадьбой он воспринимал как попытку убежать от житейских проблем. А Николай Иванович тем временем жил впроголодь, одевался как бедняк, а все деньги относил в банк. И даже те деньги который присылал ему Иван Иваныч нес в банк. В газетах он читал только объявления о продаже усадьб, а из книг только работы по садоводству. В своих мечтах он составлял планы свой усадьбы и всюду у него были только барски дом, людская, огород и крыжовник.

Далее в рассказе Чехова «Крыжовник» кратком содержании вы узнаете, как годы шли. Николай Иванычу перевалил уже четвертый десяток, а он все так же копил. Вскоре он удачно женился, без любви на вдове. Но деньги жены он положил на свой счет, а с ней так и жил впроголодь. Вскоре она от этого померла, но Николай Иваныч не видел в том своей вины. После смерти жены он начал поиски усадьбы. И вскоре купил 112 десятин с домом, людской и парком. Но не сада не крыжовника здесь не было. А вместо реки текла непонятная субстанция кофейного цвета. Ведь рядом был кирпичный завод и костопальный. Но он не расстроился купил себе 20 кустов крыжовника и зажил.

В прошлом году главный герой рассказа «Крыжовник» Чехова решил поехать проведать брата. Его встретила распухшая собака, которой даже гавкать было лень. Затем он встретил такую же кухарку, а потом прошел и к брату, который тоже обрюзг и превратился в настоящего барина. Он рассказывал, как его любит народ, как он им ставит пол ведра, и они пьют и ему кланяются в ноги. Рассказывал о необходимости образования, но для мужиков оно пока не нужно. А нашу, в общем то несозвучную фамилию, называл дворянской. Вечером к чаю подали крыжовник, с тех самых двадцати кустов. Николай Иваныч с жадностью ел его и приговаривал: «Как вкусно!». Иван Иваныч вспомнил «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Ведь крыжовник был кислый и твердый.

Главному герою рассказа Чехова «Крыжовник» постелили в соседней комнате. Поэтому он слышал, как всю ночь его брат вставал и брал еще крыжовника. А на Ивана Ивановича тем временем нашли размышления о нашем погоне за счастьем. И в этой погоне мы часто не замечаем того несчастья, которое происходит совсем рядом. Иван Иваныч осуждал себя, ведь и он еще не так давно высказывался о неприемлемости телесных наказаний, но их необходимости, о том, как управлять народом, как жить и многом другом. От брата он уехал рано утром. С тех пор он больше не может бывать в городе и смотреть на счастливые семейства, пьющие чай. Ведь счастья нет. А Иван Иванович желает творить добро Алехину. Ведь он еще в отличие от Ивана Ивановича молод и способен к борьбе.

Ни Алехина ни Буркина рассказ главного героя рассказа «Крыжовник» Чехова не впечатлил. Алехин вообще хотел спать ведь встал в 3 часа утра. Но не уходил, боясь пропустить что-то интересное. А к рассказу он особо и не прислушивался, ведь речь шла не о сене и не о крупе. А затем по предложению Буркина все пошли спать. И лишь Буркин не мог заснуть, не понимая откуда этот тяжелый запах.

Рассказ «Крыжовник» на сайте Топ книг

Рассказ Чехова «Крыжовник» читать настолько популярно, что он уже не в первый раз попадает в наш . При этом всплеск интереса к нему происходит во время прохождения рассказа в школьной программе. Исходя из этого можно предположить, что и в дальнейшем рассказ «Крыжовник» Чехова будет частым гостем на страницах нашего сайта.

Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .
Рассказ А П Чехова «Крыжовник» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете .

Маленькая трилогия:

  1. Крыжовник

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали видне-ется село Миро-но-сицкое. Начи-на-ется дождь, и они решают зайти к прия-телю-поме-щику Павлу Констан-ти-нычу Алехину, усадьба кото-рого распо-ла-га-ется непо-да-леку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длин-ными воло-сами, похожий больше на профес-сора или худож-ника, чем на поме-щика», встре-чает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и пред-ла-гает им пройти в купальню. Помыв-шись и пере-одев-шись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с варе-ньем Иван Иваныч расска-зы-вает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из канто-ни-стов, но выслужил офицер-ский чин и оставил детям потом-ственное дворян-ство. После смерти отца именье у них отсу-дили за долги. Николай с девят-на-дцати лет сидел в казенной палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочув-ствовал желанию брата «запе-реть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время пред-ставлял себе будущую усадьбу, где непре-менно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недо-едал, женился без любви на некра-сивой, но богатой вдове. Он держал жену впро-го-лодь, а деньги ее положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раска-и-ваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжов-ника, посадил их и зажил поме-щиком.

Когда Иван Иваныч приехал наве-стить брата, то был непри-ятно поражен тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал насто-ящим барином, много ел, судился с сосед-ними заво-дами и говорил тоном мини-стра фразы вроде: «обра-зо-вание необ-хо-димо, но для народа оно преж-девре-менно». Николай потчевал брата крыжов-ником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счаст-ли-вого чело-века Иван Иванычем «овла-дело чувство, близкое к отча-янию». Всю ночь, прове-денную им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире стра-дает, сходит с ума, пьет, сколько детей умирает от недо-едания. И сколько других людей живет «счаст-ливо», «днем ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благо-душно тащит на клад-бище своих покой-ников». Ему поду-ма-лось, что за дверью каждого счаст-ли-вого чело-века должен стоять «кто-нибудь с моло-точком» и напо-ми-нать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стря-сется беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, закан-чивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовле-тво-рены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, спра-вед-ливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отно-шения. Но он рад и хочет, чтобы гости продол-жали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправ-ля-ются спать.

Название: Крыжовник

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 10мин 42сек

Аннотация:

Буркин и Иван Иванович укрываются от дождя в загородном доме Алехина. Сидя за чаем, Иван Иванович рассказывает историю своего брата Николая, который работал государственным чиновником и всегда мечтал накопить достаточно денег, чтобы купить свой собственный загородный дом с садом и крыжовником. Он контролировал расходы, экономил и, наконец, после смерти жены купил имение.
Когда Иван Иванович посетил его много лет спустя, Николай больше не был сомневающимся, вечно колеблющимся клерком, каким когда-то был. Он стал уверенным, тучным землевладельцем, который явно был доволен своей жизнью и вкусным крыжовником с кустов, которые у него были посажены. Тогда Иван Иванович понял, что он тоже был счастливым человеком, несмотря на всю боль и зло в мире.
Мораль этой истории раскрывается ближе к концу, когда Иван Иванович размышляет о том, что он чувствовал, когда видел счастье своего брата: «при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию». Зачем? «Вы смотрели на эту жизнь: наглость и праздность сильные, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье …» Но люди продолжают свою обычную, самодовольную жизнь, игнорируя тех, кто страдает.
Он понимает, что, как бы ни был счастлив сейчас, «жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда». Иван Иванович понимает, что он тоже один из самообманутых людей, довольствуется своей участью и не помогает уменьшить страдания и несправедливость. Он умоляет хозяина: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!»

А.П. Чехов — Крыжовник. Прослушать краткое содержание в аудио онлайн.

В пасмурный нежаркий день ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю, которое уже стало им казаться бесконечным. Они разговаривали.

Когда же пошел сильный дождь, путники со своими собаками решили укрыться у Алехина. Он жил в Софьино.

«Мельница работала, заглушая шум дождя; плотина дрожала. Тут около телег стояли мокрые лошади, понурив головы, и ходили люди, накрывшись мешками. Было сыро, грязно, неуютно, и вид у плеса был холодный, злой. Иван Иваныч и Буркин испытывали уже чувство мокроты, нечистоты, неудобства во всем теле, ноги отяжелели от грязи, и когда, пройдя плотину, они поднимались к господским амбарам, то молчали, точно сердились друг на друга»

Помещик Алехин стоял на пороге одного из амбаров. Это был «мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника». Мужчина очень обрадовался гостям и пригласил их в большой двухэтажный дом. Сам же Алехин жил внизу, в двух комнатах со сводами и с маленькими окнами, где когда-то жили приказчики. Обстановка была простая. В парадных комнатах, которые находились наверху, он бывал редко, только когда приезжали гости. Алехин предложил гостям помыться, да и сам с ними отправился в купальню. Красивая горничная Пелагея принесла простыни и мыло.

Когда же вымытые гости с хозяином оказались в большой гостиной, Иван Иваныч приступил к рассказу о себе и своем брате. Его звали Николай Иваныч. И был он на два года моложе. Иван Иваныч пошел по ученой части, стал ветеринаром, а Николай уже с девятнадцати лет сидел в казенной палате. «Наш отец Чимша-Гималайский был из кантонистов, но, выслужив офицерский чин, оставил нам потомственное дворянство и именьишко. После его смерти именьишко у нас оттягали за долги, но, как бы ни было, детство мы провели в деревне на воле. Мы, все равно как крестьянские дети, дни и ночи проводили в поле, в лесу, стерегли лошадей, драли лыко, ловили рыбу и прочее тому подобное...» Николай Иваныч тосковал в казенной палате и мечтал о том, как купит себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера. Иван Иваныч не понимал желания брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Он не хотел «уходить из города, от борьбы, от житейского шума...».

Николай Иваныч даже стал чертить план своего имения, «и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: а) барский дом, b) людская, с) огород, (d) крыжовник». Для того чтобы построить дом, Николай «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк. Страшно жадничал».

Прошли годы, минуло Николаю Иванычу уже сорок лет, а он все продолжал копить. Вскоре женился «на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки. Он и с ней тоже жил скупо, держал ее впроголодь, а деньги ее положил в банк на свое имя. Раньше она была за почтмейстером и привыкла у него к пирогам и к наливкам, а у второго мужа и хлеба черного не видала вдоволь; стала чахнуть от такой жизни да года через три взяла и отдала богу душу. И, конечно, брат мой ни одной минуты не подумал, что он виноват в ее смерти. Деньги, как водка, делают человека чудаком».

Позже Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком. Только фруктового сада и крыжовника там не было. Но Николай Иваныч решил не отступать от намеченного плана: он посадил двадцать кустов крыжовника и «зажил помещиком».

Вскоре Иван Иваныч поехал проведать брата. Там везде были канавы, «заборы, изгороди, понасажены рядами елки, — и не знаешь, как проехать во двор, куда поставить лошадь. Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло».

В общем, Николай Иваныч стал настоящим помещиком, барином. Ему было приятно, когда мужики его называли «ваше высокоблагородие» . Творил помещик и добрые дела. «Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно. Ах, эти ужасные полведра! Сегодня толстый помещик тащит мужиков к земскому начальнику за потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат «ура» и «пьяные» кланяются ему в ноги. Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое».

Николай Иваныч считал, что его народ любит, что сделает для него все, стоит ему только пальцем шевельнуть. Совсем он позабыл, что дед его был мужик, а отец — солдат.

За то время, пока Иван Иваныч был в гостях у брата, в нем произошла перемена. Вечером кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный, а свой собственный крыжовник. С жадностью ел Николай Иваныч кислые и жесткие ягоды и все время их нахваливал.

Заветная мечта этого человека осуществилась. Он был счастлив и доволен собой. При виде счастливого человека Иваном Иванычем «овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию». Ночью он размышлял о жизни. О том, что несмотря на сложные жизненные условия, счастливых людей много. Кругом бедность, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье, а на улицах тишина, спокойствие. Громко никто не возмущается. Протестует одна только немая статистика: люди сходят с ума, выпивается с каждым днем гораздо больше, дети гибнут от недоедания.

Иван Иваныч приходит к мысли, что «без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз». В ту ночь Ивану Иванычу стало понятно, что он тоже был доволен и счастлив. Он поучал, говорил, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты, что без свободы жить нельзя.

Теперь же Иван Иваныч не понимает: «во имя чего ждать?» «Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!

Я уехал тогда от брата рано утром, и с тех пор для меня стало невыносимо бывать в городе. Меня угнетают тишина и спокойствие, я боюсь смотреть на окна, так как для меня теперь нет более тяжелого зрелища, как счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чай. Я уже стар и не гожусь для борьбы, я не способен даже ненавидеть. Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать... Ах, если б я был молод!»

Затем Иван Иваныч просил Павла Константиныча не успокаиваться, делать добро.

После этого наступила тишина. Буркин, Алехин и Иван Иваныч расселись в разных концах гостиной. Ведь им хотелось слушать про изящных людей, про женщин, а не про скучного чиновника. Вскоре Алехин простился и ушел спать. Гости остались наверху и всю ночь слушали дождь.