Краткое содержание история нового имени.

Вторая часть завоевавшего всемирную популярность четырехтомного «неаполитанского квартета» продолжает историю Лену Греко и Лилы Черулло. Подруги взрослеют, их жизненные пути неумолимо расходятся. Они по-прежнему стремятся вырваться из убогости и нищеты неаполитанских окраин, но каждая выбирает свою дорогу. Импульсивная Лила становится синьорой Карраччи; богатство и новое имя заставляют ее отречься от той себя, какой она была еще вчера, оставить в прошлом дерзкую талантливую девчонку, подававшую большие надежды.

Лену же продолжает учиться, стремясь доказать самой себе, что может добиться успеха и без своей гениальной подруги. Душные задворки Неаполя, полная развлечений Искья, университетская Пиза… в разных декорациях жизнь еще не раз испытает на прочность дружбу Лилы и Лену, а они будут снова и снова убеждаться, что нить, связавшую их в детстве, не в силах разорвать ни одна из них.

Читать онлайн История нового имени

Отрывок

Весной 1966 года Лила, заметно волнуясь, передала мне жестяную коробку, в которой лежали восемь тетрадок. Она сказала, что больше не может хранить их у себя: боится, как бы муж не прочитал. Я забрала коробку без лишних вопросов, правда, позволив себе иронически заметить, что тетради слишком уж плотно перетянуты шпагатом. В то время наши отношения переживали не лучшие времена, но, похоже, так считала только я. Виделись мы редко, но при встречах Лила вела себя приветливо и дружелюбно и воздерживалась от колких замечаний.

Она потребовала от меня клятвенного обещания никогда и ни при каких обстоятельствах не открывать коробку и, разумеется, его получила. Но, едва тронулся поезд, я развязала шпагат, достала тетради и принялась за чтение. Нельзя сказать, что это был дневник Лилы, хотя в тексте встречались упоминания о тех или иных событиях из ее жизни, начиная с первых лет школы. Но стиль изложения напоминал упражнение, словно Лила целенаправленно тренировалась в сочинительстве. Здесь было много описаний: ветвей дерева, пруда, камня, листка с белесыми прожилками, домашней утвари, деталей кофеварки, жаровни, корзины с углем, припорошенной черной пылью, двора – в мельчайших подробностях, – проезжей дороги, проржавелых автомобильных каркасов на той стороне прудов, палисадников, церкви, подстриженной живой изгороди вдоль железной дороги, новых многоэтажек, родительского дома, сапожных инструментов отца и брата и тонкостей их ремесла. Особое внимание уделялось цвету каждой вещи при разном освещении и в разное время суток. Тетради были заполнены не только описаниями, но и обведенными в кружок отдельными словами на итальянском и на диалекте, без всяких комментариев, и упражнениями по переводу с греческого и латыни. Попадались целые страницы на английском, посвященные описанию магазинчиков нашего квартала и товаров, которыми в них торговали, здесь в том числе фигурировала тележка с овощами и фруктами, которую Энцо Сканно каждый день возил от дома к дому, ведя под уздцы осла. Много внимания было уделено прочитанным книгам и фильмам, которые показывали в кинотеатре при церкви. Сюда же Лила заносила мысли, которые приходили ей в голову после разговоров с Паскуале или со мной. Несмотря на рваный характер этих записей и отсутствие в них какой‑либо связности, они производили сильное впечатление, включая страницы, написанные ею лет в одиннадцать‑двенадцать, – я не нашла в них ни следа детской наивности.

Отточенность каждой фразы, безупречная пунктуация, красивый ровный почерк – именно так учила нас писать учительница Оливьеро. Но порой Лила, словно поддавшись власти неведомого дурмана, вдруг нарушала заданный самой себе порядок. Тогда изложение приобретало какой‑то нервный характер, его ритм сбивался, а знаки препинания пропадали вовсе. Правда, вскоре она возвращалась к прежней спокойной ясности. Кое‑где текст резко обрывался, и нижнюю половину страницы заполняли рисунки деревьев с корявыми стволами, горбатых дымящихся гор и злобных рож. Пораженная чередованием строгой упорядоченности и неожиданной хаотичности текстов, я внезапно почувствовала себя обманутой: так значит, она долго тренировалась, прежде чем отправить мне на Искью письмо – вот почему оно показалось мне таким прекрасным. Я сложила тетради назад в коробку и сказала себе, что с меня довольно.

Но хватило меня ненадолго: от тетрадей исходила та же притягательная сила, какой с детства обладала сама Лила. Она описывала наш квартал, своих родных, семью Солара и Стефано, каждого человека и каждый предмет с беспощадной точностью. Мне тоже досталось – ничуть не стесняясь, Лила комментировала мои идеи и высказывания, мою внешность, давала оценки людям, которые были мне дороги. Для нее было важно, что происходит в ее собственной жизни – остальное она не принимала в расчет.

Тетрадь сохранила и радость, что переполняла Лилу, написавшую свой первый рассказ «Голубая фея», и обиду десятилетней девочки, не дождавшейся от учительницы ни слова похвалы – синьора Оливьеро сделала вид, что ничего особенного не произошло. Эти страницы помнили всё: и то, как Лила страдала и злилась на меня, потому что я пошла учиться дальше, в среднюю школу, бросив ее на произвол судьбы, и то, с каким неподдельным воодушевлением она училась работать с кожей, намеренная во что бы то ни стало доказать себе и окружающим, что чего‑то стоит; и радость первой удачи, когда она с помощью Рино сшила ботинки по собственному эскизу, и боль, когда отец забраковал их, заявив, что ботинки никуда не годятся. Но главное, тетрадь дышала ненавистью Лилы к братьям Солара. В свое время она решительно отвергла ухаживания Марчелло, а вскоре после согласилась выйти замуж за владельца колбасной лавки Стефано Карраччи, который так ее любил, что купил первые сшитые ее руками ботинки и поклялся, что будет хранить их до своего последнего вздоха.

Название: История нового имени
Писатель: Элена Ферранте
Год: 2012
Издательство: Издательство «Синдбад»
Жанры: Современная зарубежная литература

О книге «История нового имени» Элена Ферранте

Итальянская романистка, не публичная и реалистичная в своем писательском жанре, Елена Ферранте стала известной благодаря своему роману «Неаполитанский квартет», который полюбился читателям за правдивое отображение жизни итальянцев в послевоенное время.

Вслед за этим произведением автор выпустила еще один роман под названием «Моя гениальная подруга», который пришелся по нраву в основном женской аудитории. Но настоящим подарком для поклонников писательницы стала книга «История нового имени». Этот роман является продолжением повествования об истории жизни двух подруг — напористой Лилы и тихони Лену, постоянно соперничающих друг с другом.

Детство главных героинь давно закончилось, но их пути постоянно продолжают пересекаться. Судьба постоянно сталкивает их во многих житейских ситуациях. Елена Ферранте рассказывает интересные истории их жизней, тесно переплетенных между собой.

Удачное замужество Лилы решило ее проблему бедности, а Лену так и не смогла создать семью, отдав все силы и время работе. После замужества Лила получила новое имя — фамилию мужа. А новое имя стало толчком к новым историям двух подруг — предметом соперничества и оценивания себя.

Какие события ждут двух подруг и соперниц? Чье поведение удивит окружающих? Кто займет позицию стороннего наблюдателя и будет молчать о своих чувствах и эмоциях? Будет ли Лену постоянно сравнивать себя с Лилой? Испытывают ли город и его трущобы главных героинь на прочность? Смогут ли они порвать прочную нить, надолго связавшую их в детстве?

Соперничество, бурные ссоры и примирения, любовь — все это есть в книге замечательного автора, имя которого Елена Ферранте.

К достоинству произведения можно отнести его чувственность и романтизм. Оно открывает искренние чувства, сравнивая их с существующими между людьми приятельскими отношениями. Интересные повороты сюжета, различные поступки и чувства главных героев передают всю прелесть книги «История нового имени». Читателям будет интересно наблюдать за жизнью и соперничеством двух подруг.

Это самая настоящая сага от современного писателя, раскрывающая важные моменты дружбы, любви, уважения и порядочности. Ее рекомендуется читать всем тем, кому не хватает в жизни настоящих человеческих отношений.

На нашем литературном сайте сайт вы можете скачать книгу Элена Ферранте «История нового имени» бесплатно в подходящих для разных устройств форматах — epub, fb2, txt, rtf. Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания. К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.

«…Я вдруг осознала, что на самом деле проделала весь этот долгий путь и разыскала ее главным образом потому, что мне хотелось ей показать, что она проиграла, а я выиграла.

Она раскусила меня сразу, едва увидела, и теперь объясняла мне, что я вовсе не выиграла, да и выигрывать было нечего, ее жизнь по-прежнему полна захватывающих приключений, а время ничего не значит, оно просто идет, и нам действительно надо изредка встречаться и слушать безумную музыку, звучащую в голове каждой из нас и отзывающуюся эхом в голове другой…»


Предельная честность, полное отсутствие сентиментальности.

...
...

Элена Ферранте
История нового имени

Моя гениальная подруга
Книга вторая
Юность

...

Все события, диалоги и персонажи, представленные в данном романе, являются плодом авторской фантазии. Любое совпадение с реально живущими или жившими людьми, фактами их жизни или местами проживания является совершенной случайностью. Упоминание культурно-исторических реалий служит лишь для создания необходимой атмосферы.

Действующие лица и краткое содержание первой книги

Семья сапожника Черулло


Фернандо Черулло, сапожник, отец Лилы. Считает, что для дочери вполне достаточно начального образования

Нунция Черулло , его жена. Любящая мать, Нунция слишком слаба характером, чтобы противостоять мужу и поддерживать дочь

Рафаэлла Черулло (Лина, Лила), родилась в августе 1944 года. Блестяще успевающая ученица, в десять лет пишет первый рассказ «Голубая фея». После начальной школы по настоянию отца бросает учебу и осваивает его профессию

Рино Черулло, старший брат Лилы, сапожник. Благодаря финансовым вложениям поклонника Лилы Стефано Карраччи запускает в производство линейку модельной обуви под маркой «Черулло». Ухаживает за сестрой Стефано, Пинуччей Карраччи. Лила называет своего первенца в честь старшего брата

Другие дети


Семья швейцара Греко


Элена Греко (Ленучча, Лену). Родилась в августе 1944 года. Рассказ ведется от ее лица. Элена начинает писать эту историю, когда узнает об исчезновении в возрасте шестидесяти шести лет подруги детства Лины Черулло, которую называет Лилой.

После начальной школы Элена успешно продолжает образование. С детства она влюблена в Нино Сарраторе, но не раскрывает ему своих чувств

Пеппе, Джанни - младшие братья Элены

Элиза - младшая сестра Элены

Мать, домохозяйка. Ходит прихрамывая, что бесконечно раздражает Элену


Семья Карраччи (дона Акилле)


Дон Акилле Карраччи, сказочный людоед, спекулянт, ростовщик. Погибает насильственной смертью

Мария Карраччи, его жена, мать Стефано, Пинуччи и Альфонсо. Работает в семейной колбасной лавке

Стефано Карраччи, сын покойного дона Акилле, муж Лилы. Управляет делами отца, владеет имуществом вместе с сестрой, братом и матерью. Колбасная лавка приносит хороший доход

Пинучча, дочь дона Акилле. Работает в колбасной лавке. Невеста Рино, брата Лилы

Альфонсо , сын дона Акилле. Одноклассник Элены, сидит с ней за одной партой. Встречается с Маризой Сарраторе


Семья столяра Пелузо


Альфредо Пелузо, столяр. Коммунист. Обвиняется в убийстве дона Акилле, приговорен к тюремному заключению

Джузеппина Пелузо, его жена. Работает на табачной фабрике, горячо предана мужу и детям

Паскуале Пелузо, старший сын Альфредо и Джузеппины, каменщик, коммунист. Первым заметил красоту Лилы и признался ей в любви. Ненавидит братьев Солара. Встречается с Адой Капуччо

Кармела Пелузо, она же Кармен, сестра Паскуале. Работает в галантерейном магазине; позже Лила нанимает ее в колбасную лавку Стефано. Встречается с Энцо Сканно

Другие дети


Семья сумасшедшей вдовы Капуччо


Мелина, родственница Нунции Черулло, вдова. Работает уборщицей в центральных кварталах города. Была любовницей Донато Сарраторе, отца Нино. Из-за этой связи Сарраторе пришлось сменить место жительства, после чего Мелина тронулась умом

Муж Мелины, при жизни грузчик на овощном рынке, умер при невыясненных обстоятельствах

Ада Капуччо , дочь Мелины. С малых лет помогала матери мыть лестницы. Благодаря Лиле устраивается продавщицей в колбасную лавку. Встречается с Паскуале Пелузо

Антонио Капуччо , ее брат, механик. Встречается с Эленой, ревнует ее к Нино Сарраторе

Другие дети


Семья железнодорожника-поэта Сарраторе


Донато Сарраторе, контролер, поэт, журналист. Известный бабник, любовник Мелины Капуччо. Когда Элена проводит каникулы на острове Искья и живет в одном доме с семейством Сарраторе, ей приходится в спешке возвращаться домой, спасаясь от преследований Донато

Лидия Сарраторе , жена Донато

Нино Сарраторе , старший из детей Донато и Лидии. Ненавидит и презирает отца. Круглый отличник

Мариза Сарраторе , его сестра. Встречается с Альфонсо Карраччи, не отличается успехами в учебе; впоследствии работает секретаршей

На протяжении долгих лет тянется заклятая дружба главных героинь, на фоне серых улиц городского квартала, расположенного в Неаполе. В тот момент, когда Север окунулся в послевоенную разруху, Юг, в свою очередь, стремительно раскалывается не несколько частей, где образуется очевидная пропасть между богатым и бедным населением. С подобной проблемой столкнулись большинство итальянских городов.

Если в первой книге - « », из серии неаполитанский квартет, автор предложил нам, вместе c Лилой и Лену, пережить детство в одном из пригородных грязных кварталов огромного Неаполя, то «История нового имени» повествует о молодости двух подруг.

Итак, давайте перенесемся на солнечное побережье Южной Италии, находящееся вблизи легендарного Везувия. Это место всегда пользовалось огромным спросом у приезжих туристов, ведь в том регионе упокоились вечным сном могущественные Помпеи.

Лила – своенравная и умная молодая девушка, воспитываемая местным сапожником, решилась связать себя узами брака. Лена, отличавшаяся врожденной трусостью, поступила на кафедру престижного университета. Но ни та, ни другая, не считают себя счастливыми. Все читательские страхи, возникавшие в первой части цикла, с лихвой нахлынут и в этой книге.

Лена, очутившаяся в новом, ранее неведомом ей интеллигентном мире, всеми силами пытается стать его частью, а превосходный стратег Лила, просчиталась в самом важном выборе её жизни, и вследствие, призираемая нищета была заменена жестокостью и насилием.

Роман «История нового имени» получился злее, жестче и яростней своего предшественника. Но Элена Ферранте, как и ранее, делает своих персонажей по-настоящему живыми. Все писательские персонажи имеют много общего с нашим повседневным окружением: детские обидчики, вредные одноклассницы, высокомерные студенты и суровые преподаватели, даже спортивные ребята, держащие в страхе весь район, с которыми друзья и родители советовали никогда не связываться.

Основная тема книги – дружба. Она бывает разной, иногда проявляется даже в соперничестве или вражде, но всегда перерастает в что-то крепкое и долговечное. Главные герои Элены Ферранте не подчиняются книжным законам, разделяющим добро и зло, они способны совершать глупые ошибки и приходить к неверным выводам.

Книга не вызывает однозначных чувств, так как симпатия регулярно чередуется с неприязнью, но любопытство гарантировано заставить Вас читать книгу История нового имени до самой последней строчки!

«…Я вдруг осознала, что на самом деле проделала весь этот долгий путь и разыскала ее главным образом потому, что мне хотелось ей показать, что она проиграла, а я выиграла.

Она раскусила меня сразу, едва увидела, и теперь объясняла мне, что я вовсе не выиграла, да и выигрывать было нечего, ее жизнь по-прежнему полна захватывающих приключений, а время ничего не значит, оно просто идет, и нам действительно надо изредка встречаться и слушать безумную музыку, звучащую в голове каждой из нас и отзывающуюся эхом в голове другой…»


Предельная честность, полное отсутствие сентиментальности.

The Boston Globe

Элена Ферранте

История нового имени


Моя гениальная подруга

Книга вторая

Все события, диалоги и персонажи, представленные в данном романе, являются плодом авторской фантазии. Любое совпадение с реально живущими или жившими людьми, фактами их жизни или местами проживания является совершенной случайностью. Упоминание культурно-исторических реалий служит лишь для создания необходимой атмосферы.


Действующие лица и краткое содержание первой книги

Семья сапожника Черулло


Фернандо Черулло, сапожник, отец Лилы. Считает, что для дочери вполне достаточно начального образования

Нунция Черулло , его жена. Любящая мать, Нунция слишком слаба характером, чтобы противостоять мужу и поддерживать дочь

Рафаэлла Черулло (Лина, Лила), родилась в августе 1944 года. Блестяще успевающая ученица, в десять лет пишет первый рассказ «Голубая фея». После начальной школы по настоянию отца бросает учебу и осваивает его профессию

Рино Черулло, старший брат Лилы, сапожник. Благодаря финансовым вложениям поклонника Лилы Стефано Карраччи запускает в производство линейку модельной обуви под маркой «Черулло». Ухаживает за сестрой Стефано, Пинуччей Карраччи. Лила называет своего первенца в честь старшего брата

Другие дети


Семья швейцара Греко


Элена Греко (Ленучча, Лену). Родилась в августе 1944 года. Рассказ ведется от ее лица. Элена начинает писать эту историю, когда узнает об исчезновении в возрасте шестидесяти шести лет подруги детства Лины Черулло, которую называет Лилой.

После начальной школы Элена успешно продолжает образование. С детства она влюблена в Нино Сарраторе, но не раскрывает ему своих чувств

Пеппе, Джанни - младшие братья Элены

Элиза - младшая сестра Элены

Мать, домохозяйка. Ходит прихрамывая, что бесконечно раздражает Элену


Семья Карраччи (дона Акилле)


Дон Акилле Карраччи, сказочный людоед, спекулянт, ростовщик. Погибает насильственной смертью

Мария Карраччи, его жена, мать Стефано, Пинуччи и Альфонсо. Работает в семейной колбасной лавке

Стефано Карраччи, сын покойного дона Акилле, муж Лилы. Управляет делами отца, владеет имуществом вместе с сестрой, братом и матерью. Колбасная лавка приносит хороший доход

Пинучча, дочь дона Акилле. Работает в колбасной лавке. Невеста Рино, брата Лилы

Альфонсо , сын дона Акилле. Одноклассник Элены, сидит с ней за одной партой. Встречается с Маризой Сарраторе


Семья столяра Пелузо


Альфредо Пелузо, столяр. Коммунист. Обвиняется в убийстве дона Акилле, приговорен к тюремному заключению

Джузеппина Пелузо, его жена. Работает на табачной фабрике, горячо предана мужу и детям

Паскуале Пелузо, старший сын Альфредо и Джузеппины, каменщик, коммунист. Первым заметил красоту Лилы и признался ей в любви. Ненавидит братьев Солара. Встречается с Адой Капуччо

Кармела Пелузо, она же Кармен, сестра Паскуале. Работает в галантерейном магазине; позже Лила нанимает ее в колбасную лавку Стефано. Встречается с Энцо Сканно