Краткое содержание багаж маршак для читательского дневника. Путешественник с багажом

С произведениями Владимира Карповича Железнякова знакомы многие. Это «Чучело», «Чудак из 6 Б» и другие. По мотивам его произведений сняты фильмы. Один из них - «Путешественник с багажом». Здесь снимались также знаменитые актёры, как Татьяна Пельтцер, Михаил Пуговкин. Написал Железняков «Путешественник с багажом» в 1960 году. Как и большинство его произведений, данное тоже предназначено детям. Но его будет интересно почитать и взрослым. Кто-то впервые узнает сюжет рассказа, другим представится прекрасная возможность мысленно перенестись в детство и в центре событий.

Этому поспособствует рассказ «Путешественник с багажом». Краткое содержание позволит читателю не тратить много времени на прочтение подлинника, а ознакомиться с произведением за пару минут.

Сева едет в Артек

Ведётся повествование от лица 12-летнего Севки. Он живёт в целинном совхозе «Новый». Когда ему было всего 3 года и 5 месяцев, он приехал сюда вместе с родителями. Мальчик помнит те времена, когда вместо домов стояло всего несколько палаток, продуваемых ветрами.

Колхозу выделили путевку в пионерский лагерь «Артек». После дебатов было решено отдать её Всеволоду. Может быть, потому что он являлся "старожилом" посёлка, или потому, что у мальчика не было отца. Вернее, он был, но уже давно уехал в Москву в поисках лёгкой жизни. Поэтому Сева и мама жили вдвоем. Мальчик втайне надеялся встретить отца и поговорить с ним. Но пока он отправляется в путь. Вот так начинается «Путешественник с багажом», краткое содержание которого мы рассматриваем.

Дорога до Москвы

От Целины до Симферополя поезда не ходили. Нужно было сделать пересадку в Москве. Детей усадили в вагон, и путешествие началось. Сева познакомился с мальчиком по имени Гелий.

Пионервожатая Наташа ему понравилась сразу. Она не разрешила только выходить из поезда, но зато позволила шуметь. Так весело доехали ребята до Москвы. Наташа объявила, что их поезд на Симферополь отправится только через 8 часов, а пока они пойдут осматривать достопримечательности столицы. Но решил этого не делать Сева-«путешественник с багажом», краткое содержание расскажет о его приключениях в Москве.

У мальчика ещё заранее был разработан план, ведь его папа жил в Москве, поэтому он хотел с ним встретиться. Без подарка приехать было неудобно. И Сева за 2 рубля купил красивую вазу с петухами.

Приключения в столице

Мальчик придумал, как оторваться от пионерского отряда. Он сделал вид, что завязывает шнурок, и потихонечку ушёл в другую сторону. Севу чуть не забрали в милицию, так как он забыл купить билет на троллейбус. За него заступился шофёр, всё закончилось благополучно.

У подростка был адрес отца, но когда он приехал в тот район, то нужного дома не оказалось. Ребёнку сказали, что всем жильцам дали новые квартиры. Сева узнал адрес в справочном бюро и поспешил к отцу. Наступает напряжённый момент, который можно увидеть в кинофильме «Путешественник с багажом». Краткое содержание расскажет об этом не так эмоционально. Ребёнок едва не попал под машину! Но шофёр ругался только из-за царапины на автомобиле.

Сева приехал к отцу, но тот его не узнал. Мальчик не стал объяснять ставшему уже чужим человеку, кто он, а поехал на Курский вокзал, чтобы отправиться в Артек. Рассказ «Путешественник с багажом» заканчивается именно так.

События разворачиваются во Франции через восемнадцать лет после окончания первой мировой войны. Гастон, человек, воевавший против Германии и в конце войны потерявший память, вместе с мэтром Юспаром, поверенным, представляющим его интересы, и герцогиней Дюпон-Дюфон, дамой-патронессой приюта для душевнобольных, где Гастон провёл последние восемнадцать лет, приезжают в богатый провинциальный дом, принадлежащий господам Рено - предполагаемой семье Гастона. Несколько семейств, члены которых во время войны пропали без вести, претендуют на родство с Гастоном. Многих из них, вероятно, привлекает его пенсия по инвалидности, которой все эти годы он не имел права распоряжаться и которая теперь составляет сумму двести пятьдесят тысяч франков.

С остальными четырьмя семействами у Гастона встреча должна была состояться ещё раньше, однако герцогиня решила отдать приоритет семье Рено, приняв во внимание ее общественное положение и благосостояние. Гастон уже видел не одно семейство, являвшееся в приют для встречи с ним, но никто из них не пробудил в нем воспоминаний.

Метрдотель предупреждает гостей о появлении Рено, и те на время отсылают Гастона погулять в сад. В гостиную входят предполагаемая мать Гастона, или, вернее, мать Жака - так звали ее пропавшего без вести сына; его брат, Жорж, и жена Жоржа, Валентина. После взаимных приветствий госпожа Рено выражает негодование по поводу того, как раньше при прежнем управляющем приюта устраивались очные ставки с больными. Тогда они видели Гастона в течение всего лишь нескольких секунд. Госпожа Рено и ее невестка остановились после той встречи в гостинице в надежде ещё хоть разок посмотреть на Гастона. Валентина даже устроилась в приют белошвейкой, чтобы быть к нему поближе.

Входит Гастон. Как и прежде, он никого не узнает. За дверью между тем толпится прислуга и оживлённо обсуждает вновь прибывшего. Почти всем им кажется, что они узнают в Гастоне своего бывшего хозяина, Жака, младшего сына госпожи Рено, но никто из них не выражает по этому поводу ни малейшего восторга, потому что все, кроме горничной Жюльетты, не видели от него в прошлом ничего хорошего и рады были известию о его смерти.

Госпожа Рено и Жорж отводят Гастона в комнату Жака, обставленную нелепой мебелью, сделанной по рисункам самого Жака. Гастон рассматривает какое-то необычное сооружение из дерева, оно словно изогнуто бурей. Госпожа Рено рассказывает Гастону, что в детстве он терпеть не мог заниматься музыкой и в ярости давил скрипки каблуками. Пюпитр для нот - единственное, что осталось с той поры. Он рассматривает свою фотографию в двенадцатилетнем возрасте. Он всегда считал, что был блондином, застенчивым ребёнком, но госпожа Рено уверяет, что он был темным шатеном, целыми днями гонял в футбол и крушил все на своём пути. Вскоре Гастону становятся известны и остальные обстоятельства жизни Жака,

Он узнает, что в детстве любил стрелять из рогатки и уничтожил всех ценных птиц в вольере своей матери, а однажды камнем перебил собаке лапу. В другой раз поймал мышь, привязал к ее хвосту нитку и таскал ее за собой целый день. Несколко позже он поубивал множество несчастных зверушек: белок, ласок, хорьков, а из самых красивых велел сделать чучела. Гастон в недоумении. Он интересуется, был ли у него в детстве друг, с которым он никогда не расставался, обменивался мыслями? Выясняется, что друг у него действительно был, но во время драки с Жаком он упал с лестницы, сломал себе позвоночник и навсегда остался парализованным. После этого случая друзья перестали общаться. Гастон просит показать ему место драки. Он чувствует, что его предполагаемые родственники явно что-то недоговаривают. Гастон узнает, что при драке присутствовала служанка Жюльетта. Он просит ее прийти и подробно расспрашивает девушку об обстоятельствах несчастного случая. Жюльетта взволнованно рассказывает Гастону, что до призыва Жака на войну она была его любовницей. Его друг попытался тоже за ней ухаживать; когда Жак застал его целующим Жюльетту, то подрался с ним, когда же тот упал, Жак подтащил его за ноги к краю лестницы и столкнул вниз.

В комнату Жака входит Жорж, и Жюльетте приходится удалиться. Жорж успокаивает Гастона, уверяя, что это был лишь несчастный случай, ребячество. Он, сам многого не зная и не веря слухам, считает, что это была драка, причиной которой стало соперничество спортивных клубов. От Жоржа Гастон узнает, что Жак повинен и в других преступлениях. В своё время очаровал давнишнюю приятельницу семьи, одну пожилую даму, и выманил у неё пятьсот тысяч франков, якобы в качестве посредника какой-то крупной компании. Подписал ей фальшивый вексель, а когда все открылось, у Жака оставалось всего несколько тысяч франков. Остальные он спустил в каких-то притонах. Семье пришлось выплатить огромную сумму. После всех этих рассказов Гастона воистину восхищает та радость, с какой Рено готовятся вновь принять в лоно семьи своего сына и брата,

Однако оказывается, что список его «подвигов» ещё не закончен. Кроме всего остального, он ещё и соблазнил жену Жоржа, Валентину. Разговор им продолжить не удаётся из-за появления госпожи Рено. Та возвещает о прибытии многочисленных родственников, желающих поприветствовать вернувшегося Жака. Гастон не в восторге от предстоящей ему процедуры.

Он спрашивает госпожу Рено, были ли в жизни Жака какие-нибудь радости, не касавшиеся школы, хотя бы в тот короткий промежуток времени, когда он уже распрощался с учебниками, но ещё не взял в руки винтовку. Выясняется, что в то время, почти год, мать с ним не разговаривала, поскольку перед тем он оскорбил ее и не попросил прощения. Даже на фронт Жак ушёл, не простившись с матерью, ибо ни один из них не желал сделать первый шаг навстречу другому. Гастон, в порыве возмущения тем, что мать отпустила сына на войну, даже не простившись, повторяет слова Жака, сказанные им в семнадцать лет, когда мать не разрешила ему жениться на швее. Он говорит, что ненавидит ее и не желает, чтобы его называли Жаком.

После ухода матери Жака и его брата в комнате появляется Валентина. Она напоминает ему об их былой любви и настойчиво требует восстановления прежних отношений. Гастон ни за что дважды не желает становиться предателем собственного брата, он вообще не уверен, что он Жак и что останется в этом доме. Тогда Валентина указывает ему на неопровержимое доказательство: у Жака под лопаткой есть небольшой шрам, которого не заметили врачи. Этот след оставила, Жаку шляпной булавкой сама Валентина, когда решила, что он ей изменяет. Когда она уходит, Гастон обнаруживает у себя этот шрам и горько рыдает.

На следующее утро в дом Рено являются остальные четыре семейства, претендующие на родство с Гастоном. Среди них находится мальчик, приехавший из Англии со своим адвокатом, мэтром Пиквиком. Мальчик, бродя по дому, случайно заходит в комнату Гастона. Он рассказывает ему, что приходится предполагаемым дядей Гастону, что все его родственники и друзья затонули вместе с кораблём «Нептуния», когда он был ещё младенцем. Переговорив с адвокатом мальчика, Гастон сообщает герцогине, что он и есть разыскиваемый племянник мальчика, и навсегда уходит из дома Рено, поскольку не желает начинать новую жизнь с багажом старых прегрешений и постоянно находиться в окружении бесчисленного количества родственников, которые своим видом ежеминутно будут ему о них напоминать.

Жан Мари Люсьен Пьер Ануй

«Пассажир без багажа»

События разворачиваются во Франции через восемнадцать лет после окончания первой мировой войны. Гастон, человек, воевавший против Германии и в конце войны потерявший память, вместе с мэтром Юспаром, поверенным, представляющим его интересы, и герцогиней Дюпон-Дюфон, дамой-патронессой приюта для душевнобольных, где Гастон провёл последние восемнадцать лет, приезжают в богатый провинциальный дом, принадлежащий господам Рено — предполагаемой семье Гастона. Несколько семейств, члены которых во время войны пропали без вести, претендуют на родство с Гастоном. Многих из них, вероятно, привлекает его пенсия по инвалидности, которой все эти годы он не имел права распоряжаться и которая теперь составляет сумму двести пятьдесят тысяч франков.

С остальными четырьмя семействами у Гастона встреча должна была состояться ещё раньше, однако герцогиня решила отдать приоритет семье Рено, приняв во внимание ее общественное положение и благосостояние. Гастон уже видел не одно семейство, являвшееся в приют для встречи с ним, но никто из них не пробудил в нем воспоминаний.

Метрдотель предупреждает гостей о появлении Рено, и те на время отсылают Гастона погулять в сад. В гостиную входят предполагаемая мать Гастона, или, вернее, мать Жака — так звали ее пропавшего без вести сына; его брат, Жорж, и жена Жоржа, Валентина. После взаимных приветствий госпожа Рено выражает негодование по поводу того, как раньше при прежнем управляющем приюта устраивались очные ставки с больными. Тогда они видели Гастона в течение всего лишь нескольких секунд. Госпожа Рено и ее невестка остановились после той встречи в гостинице в надежде ещё хоть разок посмотреть на Гастона. Валентина даже устроилась в приют белошвейкой, чтобы быть к нему поближе.

Входит Гастон. Как и прежде, он никого не узнает. За дверью между тем толпится прислуга и оживлённо обсуждает вновь прибывшего. Почти всем им кажется, что они узнают в Гастоне своего бывшего хозяина, Жака, младшего сына госпожи Рено, но никто из них не выражает по этому поводу ни малейшего восторга, потому что все, кроме горничной Жюльетты, не видели от него в прошлом ничего хорошего и рады были известию о его смерти.

Госпожа Рено и Жорж отводят Гастона в комнату Жака, обставленную нелепой мебелью, сделанной по рисункам самого Жака. Гастон рассматривает какое-то необычное сооружение из дерева, оно словно изогнуто бурей. Госпожа Рено рассказывает Гастону, что в детстве он терпеть не мог заниматься музыкой и в ярости давил скрипки каблуками. Пюпитр для нот — единственное, что осталось с той поры. Он рассматривает свою фотографию в двенадцатилетнем возрасте. Он всегда считал, что был блондином, застенчивым ребёнком, но госпожа Рено уверяет, что он был темным шатеном, целыми днями гонял в футбол и крушил все на своём пути. Вскоре Гастону становятся известны и остальные обстоятельства жизни Жака,

Он узнает, что в детстве любил стрелять из рогатки и уничтожил всех ценных птиц в вольере своей матери, а однажды камнем перебил собаке лапу. В другой раз поймал мышь, привязал к ее хвосту нитку и таскал ее за собой целый день. Несколко позже он поубивал множество несчастных зверушек: белок, ласок, хорьков, а из самых красивых велел сделать чучела. Гастон в недоумении. Он интересуется, был ли у него в детстве друг, с которым он никогда не расставался, обменивался мыслями? Выясняется, что друг у него действительно был, но во время драки с Жаком он упал с лестницы, сломал себе позвоночник и навсегда остался парализованным. После этого случая друзья перестали общаться. Гастон просит показать ему место драки. Он чувствует, что его предполагаемые родственники явно что-то недоговаривают. Гастон узнает, что при драке присутствовала служанка Жюльетта. Он просит ее прийти и подробно расспрашивает девушку об обстоятельствах несчастного случая. Жюльетта взволнованно рассказывает Гастону, что до призыва Жака на войну она была его любовницей. Его друг попытался тоже за ней ухаживать; когда Жак застал его целующим Жюльетту, то подрался с ним, когда же тот упал, Жак подтащил его за ноги к краю лестницы и столкнул вниз.

В комнату Жака входит Жорж, и Жюльетте приходится удалиться. Жорж успокаивает Гастона, уверяя, что это был лишь несчастный случай, ребячество. Он, сам многого не зная и не веря слухам, считает, что это была драка, причиной которой стало соперничество спортивных клубов. От Жоржа Гастон узнает, что Жак повинен и в других преступлениях. В своё время очаровал давнишнюю приятельницу семьи, одну пожилую даму, и выманил у неё пятьсот тысяч франков, якобы в качестве посредника какой-то крупной компании. Подписал ей фальшивый вексель, а когда все открылось, у Жака оставалось всего несколько тысяч франков. Остальные он спустил в каких-то притонах. Семье пришлось выплатить огромную сумму. После всех этих рассказов Гастона воистину восхищает та радость, с какой Рено готовятся вновь принять в лоно семьи своего сына и брата,

Однако оказывается, что список его «подвигов» ещё не закончен. Кроме всего остального, он ещё и соблазнил жену Жоржа, Валентину. Разговор им продолжить не удаётся из-за появления госпожи Рено. Та возвещает о прибытии многочисленных родственников, желающих поприветствовать вернувшегося Жака. Гастон не в восторге от предстоящей ему процедуры.

Он спрашивает госпожу Рено, были ли в жизни Жака какие-нибудь радости, не касавшиеся школы, хотя бы в тот короткий промежуток времени, когда он уже распрощался с учебниками, но ещё не взял в руки винтовку. Выясняется, что в то время, почти год, мать с ним не разговаривала, поскольку перед тем он оскорбил ее и не попросил прощения. Даже на фронт Жак ушёл, не простившись с матерью, ибо ни один из них не желал сделать первый шаг навстречу другому. Гастон, в порыве возмущения тем, что мать отпустила сына на войну, даже не простившись, повторяет слова Жака, сказанные им в семнадцать лет, когда мать не разрешила ему жениться на швее. Он говорит, что ненавидит ее и не желает, чтобы его называли Жаком.

После ухода матери Жака и его брата в комнате появляется Валентина. Она напоминает ему об их былой любви и настойчиво требует восстановления прежних отношений. Гастон ни за что дважды не желает становиться предателем собственного брата, он вообще не уверен, что он Жак и что останется в этом доме. Тогда Валентина указывает ему на неопровержимое доказательство: у Жака под лопаткой есть небольшой шрам, которого не заметили врачи. Этот след оставила, Жаку шляпной булавкой сама Валентина, когда решила, что он ей изменяет. Когда она уходит, Гастон обнаруживает у себя этот шрам и горько рыдает.

На следующее утро в дом Рено являются остальные четыре семейства, претендующие на родство с Гастоном. Среди них находится мальчик, приехавший из Англии со своим адвокатом, мэтром Пиквиком. Мальчик, бродя по дому, случайно заходит в комнату Гастона. Он рассказывает ему, что приходится предполагаемым дядей Гастону, что все его родственники и друзья затонули вместе с кораблём «Нептуния», когда он был ещё младенцем. Переговорив с адвокатом мальчика, Гастон сообщает герцогине, что он и есть разыскиваемый племянник мальчика, и навсегда уходит из дома Рено, поскольку не желает начинать новую жизнь с багажом старых прегрешений и постоянно находиться в окружении бесчисленного количества родственников, которые своим видом ежеминутно будут ему о них напоминать.

События происходят во Франции. Восемнадцать лет назад закончилась первая мировая война. С того времени в приюте для душевнобольных пребывал некий Гастон, который воевал на стороне Германии, и потерял память. Во время лечения его несколько раз навещают различные семейства, претендующие на родственные связи с Гастоном. Причиной такого внимания к его персоне, скорее всего, послужила немаленькая пенсия по инвалидности - все это время тратить он ее не мог, а посему скопилась приличная сумма в двести пятьдесят тысяч франков.

В сопровождении своего поверенного Юспара и герцогини Дюпон-Дюфон – покровительницы того самого приюта, Гастон прибывает в дом семьи Рено, являющейся потенциальными его родственниками. Знакомясь с матерью, братом и его супругой, Гастон не узнает никого из них.

Экскурсия в комнату Жака сопровождалась рассказами о его прошлой жизни. Признаться, Гастон был неприятно удивлен, услышав, что свое свободное время он проводил, издеваясь и убивая птиц и животных. Но большее недоумение вызвал рассказ о драке с другом, в результате которой друг остался инвалидом на всю жизнь. В разговоре с Жоржем, Гастон узнает о других преступлениях Жака. Якобы Жак очаровал давнюю приятельницу их семьи, обманным путем выманил у нее крупную сумму денег, которую потом спустил в кабаках. После услышанного Гастон остался восхищен той радостью, с которой его готовы принять обратно в семью.

Как позже оказалось, Жак успел соблазнить жену брата, Валентину. Но на пороге появляется госпожа Рено, объявившая о приезде еще родственников желающих повидаться с Жаком. Гастон спросил у госпожи Рено, может Жак занимался чем-нибудь хорошим, в тот период, когда закончил школу, но еще не успел взяться за оружие. Как выяснилось, они с матерью не разговаривали почти год, ибо оскорбив ее, не попросил прощения. Даже уходя воевать, не предпринял шагов к примирению.

Возмутившись услышанным, Гастон повторяет слова Жака, произнесенные в семнадцать лет, после запрета женится на швее. Он сказал, что ненавидит мать и не хочет, чтобы его звали Жаком. Все ушли, и на пороге появилась Валентина, томно вздыхая и требуя восстановления былых отношений. Не желая предать брата во второй раз, Гастон отказывается верить в то, что он и есть Жак. Но Валентина утверждает, что шрам под лопаткой, это ее рук дело. Решив, что Жак ей изменил, она оставила рану шляпной булавкой. После ее ухода, Гастон обнаруживает тот самый след, и горько плачет.

К следующему утру в дом приезжает еще четыре потенциальные семьи Гастона. Среди них есть мальчик, приехавший со своим адвокатом из Англии. Зайдя в комнату Гастона, он рассказывает историю о том, как все его родственники затонули с кораблем «Нептуния», когда тот был еще младенцем, и он приходится дядей Гастону. После разговора с адвокатом мальчика, Гастон говорит герцогине, что он приходится племянником мальчику и покидает дом Рено, не желая тянуть за собой весь багаж былых грехов и постоянно быть окруженным родственниками, считающими своим долгом напомнить Гастону о них.

Двенадцатилетний пионер Сева Щеглов живет в алтайском совхозе со дня его основания. Он помнит, как его родители ютились в заваленной снегом палатке и поднимали целинные земли. Теперь их совхоз считается лучшим на Алтае. Этим летом Севе выделяют путевку в «Артек». Мальчик понимает, что недостоин такой чести. Он много сочиняет и дает людям меткие, но обидные прозвища. Так, свою классную он называет «Богиня Саваофа»: она, как и древний бог Саваоф, едина в трех лицах - пионервожатая, учительница и главный редактор газеты. Однако отказаться от поездки мальчик не может. У Севы есть тайная цель - найти отца.

Когда-то родители Севы жили в Москве. Окончив институт, мама мальчика поехала на целину зоотехником. Отец некоторое время работал в совхозе шофером, а потом вернулся в Москву, бросив жену и маленького сына. Мать рассказала Севе, что его отец был хвастуном, никогда не выполнял обещаний, несколько раз сильно подводил друзей и считал себя «поэтической натурой». Тем не менее, Сева мечтает встретиться с ним. Узнав, что по пути в «Артек» будет пересадка в Москве, мальчик решает сбежать и найти отца.

В поезде вместе с Севой едет большая группа ребят. Их сопровождает вожатая Наташа. Она настолько бдительна, что Сева называет ее про себя «Детектив». На одной из остановок Сева хочет послать телеграмму отцу, но Наташа все время рядом, и мальчик не решается этого сделать. В привокзальном киоске он покупает подарок отцу - глиняную вазу с двумя яркими петухами.

В Москве оказывается, что между пересадками несколько свободных часов. Наташа ведет отряд гулять. На привокзальной площади Сева притворяется, что у него развязался шнурок, отстает от ребят и садится в первый попавшийся автобус. Билет он не покупает - у него нет мелочи, только трехрублевая купюра. Это замечает женщина-контролер и начинает возмущаться: с багажом, а за билет не заплатил. Она собирается оштрафовать Севу, но тут вмешивается водитель автобуса и отпускает мальчика.

Сева находит тупик, где живет отец, но нужного дома там нет. Старик, сидящий на лавочке в сквере, сообщает мальчику, что дом снесли, и советует узнать адрес в справочном бюро. Сделав заявку, мальчик возвращается в сквер, но знакомый старик уже ушел. Вместо него на скамейке сидит грустная девушка. Сева рассказывает ей о красотах Алтая и агитирует приехать в их совхоз. Это просьба председателя: каждый, кто едет на запад, должен привезти с собой человека. Тут подходит парень, с которым девушка поссорилась, и прогоняет «агитатора».

Сева находит тупик, где живет отец, но нужного дома там нет. Старик, сидящий на лавочке в сквере, сообщает мальчику, что дом снесли, и советует узнать адрес в справочном бюро. Сделав заявку, мальчик рассеянно выходит на середину проезжей части. Из-за угла выскакивает такси, резко сворачивает, ударяется в столб и сдирает краску с крыла. Разгневанный шофер хватает Севу за шиворот. Он намерен заставить его родителей оплатить ремонт. Шофера не смущает, что Сева - с Алтая. Он забирает у мальчика три рубля и везет его в гараж, чтобы заведующий составил официальное письмо его родителям. Шофер настолько жаден, что не хочет ехать порожняком и берет пассажиров. Всех встреченных в тот день людей Сева агитирует ехать на Алтай, и рассказывает, что ищет отца. Это просьба председателя: каждый, кто едет на запад, должен привезти с собой человека. Слушая Севу, шофер мрачнеет и злится. В конце концов он сдается, отдает Севе «трешку», посылает за мороженным, а сам уезжает, оставив на тротуаре вазу.

Сева добирается к отцу по адресу, полученному в справочном бюро. Отца дома нет, и мальчик решает подождать во дворе, где знакомится с мальчиком-сверстником. Тот знает дядю Мишу, Севиного отца, и берется их познакомить. Приехавший вскоре дядя Миша не обращает внимания на незнакомого парнишку и скрывается в квартире. Сева не может просто подойти и сказать ему, кто он. Мальчик хочет сначала поговорить с отцом наедине. Тогда новый приятель вызывает свою подружку-отличницу, и та придумывает проникнуть в квартиру дяди Миши под предлогом сбора макулатуры. В квартире отца на Севу вновь нападает робость. Он пишет записку на клочке газеты, бросает ее в вазу, ставит вазу в уголок и уходит вместе с ребятами. Дядя Миша замечает вазу и зовет Севу через окно. Мальчик возвращается один, они разговаривают. Отец узнает, что Сева с Алтая, и начинает вспоминать прошлое, выставляя себя героем-целинником. Сева не находит в рассказах отца ни слова правды. Мальчику становится «скучно-скучно», и он уходит, так и не открывшись отцу. Вазу Сева оставляет новым друзьям, чтобы еще раз встретиться с ними на обратном пути.

Сева успевает на поезд в «Артек». В вагоне он думает об отце, о своих несбывшихся мечтах. Потом он вспоминает - отец обмолвился, что собирается вернуться. У Севы просыпается надежда. Отец для него как слабый огонек в степи, и когда-нибудь он до него дойдет.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Главный герой рассказа – маленький мальчик Никита. Ему пять лет. Он живет с матерью, а отец Никиты на фронте. Мать...

«Багаж» Самуил Маршак

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
- Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его - и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
- Отдайте мою собачонку!

Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Анализ стихотворения Маршака «Багаж»

Стихотворение «Багаж» — прекрасный образец искрометного маршаковского юмора и образности. Оно замечательно читается в любом возрасте и остается очень современным, несмотря на то, что создано почти сто лет назад.

Произведение было написано в 1926 году. Его сюжет Самуил Яковлевич менял по ходу сочинения, поскольку в первую очередь его интересовал ритм стихотворения. Например, героиня направлялась изначально в Тверь, но впоследствии решено было сделать конечным пунктом путешествия Житомир. Думается, эти моменты были не столь важны, ведь главное, что делает стихотворение уникальным – это игра слов и живые образы.

Строки стихотворения организованы следующим образом: первые две-четыре строки содержат от трех до пяти-шести слов. Это длинные строки, за которыми следует несколько строк по одному слову. Завершает строфу неизменная фраза о собачонке. Благодаря этим строкам, которые являются особым приемом – эпифорой, «Багаж» стал одним из самых известных и цитируемых детских стихотворений:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Это неудивительно, ведь автор намеренно старался подбирать слова и укладывать их в созвучные лесенки, чтобы детям было легче их воспринять и запомнить. Несомненно, это ему удалось, потому что стихотворение действительно быстро ушло в народ и повторялось детьми как считалка.

Своей популярностью среди читателей всех возрастов это стихотворение обязано еще и тому, что в нем очень красочно и живо изображены его персонажи, а действие динамичное, несмотря на лаконизм повествования. Например, с первых строк легко представить себе героиню. Автор называет ее «дамой», «барыней». Вкупе с огромным багажом, в который входит заграничный «саквояж», картонка, в каких обычно перевозят пышные шляпы, и собачка мелкой «благородной» породы, она производит впечатление кичливой женщины, претендующей на высокий статус. Однако окружающая ее ситуация делает образ весьма комичным. Также детям не составляет труда представить себе поведение дамы, собачонку и того зверя, что нашелся ей на замену, вообразить станции, вокзал и юрких носильщиков. Поэтому-то стихотворение легко читается и слушается даже самыми маленькими детьми.

Но и взрослые смогут найти в произведении нечто забавное. Например, разглядеть тонкую иронию на существовавшие порядки в стране на момент создания стихотворения. Автор высмеивает бюрократизм («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), небрежность работников («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), претенциозное поведение пассажиров. Даже название станции Дно содержит намек. Известно, что за такое карикатурное изображение действительности Маршак подвергался критике советской власти. Однако произведение пережило испытание временем, и сегодня читатели могут получить заряд юмора, перечитывая «Багаж».