Краткий конспект лекций по всеобщей истории.

А.Н. Галямичев

Саратов - 2012

Лекция № 1

Первобытное общество



Лекция № 2

Древняя Греция

История Древней Греции занимает особое место во всемирной истории, поскольку именно к ней восходят самые глубокие истоки многих ценностей современной цивилизации.

В объяснении феномена Древней Греции важное место принадлежит своеобразию природных условий. Пожалуй, нигде на Земном шаре нет столь причудливо изрезанной береговой линии, дополняемой кружевом островов, как в Южной части Балканского полуострова и Эгейском море. Эти природные условия способствовали раннему развитию торговли, рыболовства и мореплавания, обусловили формирование особого типа личности, привыкшей рассчитывать прежде всего на собственные силы, знания и опыт.



Основы древнегреческого общества сложились к VIII веку до н.э. Именно к этому времени (к 776 г. до н.э.) относится начало проведения Олимпийских игр, в которых цивилизация Древней Греции нашла своё яркое выражение. Время проведения Олимпийских игр, включавших в себя соревнования по бегу, пятиборью, скачкам, кулачному бою и борьбе, считалось священным, на это время прекращались войны, а победители игр (олимпионики) пользовались огромным уважением, как живое воплощение идеальной личности.

В VIII в. до н.э. начинается и знаменитая греческая колонизация, оказавшая огромное влияние на всё последующее развитие Древней Эллады (самоназвание Греции). Избыточное население покидало берега Балканского полуострова и основывало новые поселения на берегах Средиземного и Чёрного морей. Завязывая тесные торговые связи с местным населением, новопоселенцы нередко обеспечивали себе гораздо более высокий уровень благосостояния, нежели на своей прародине (отражением этого является миф о «золотом руне»), расширяло торговые связи Эллады.

Древняя Греция не была единым государством. Она представляла собой пёструю мозаику городов-государств. Своеобразной формой социально-государственного устройства Древней Греции стал полис - город-государство, объединявшее город и округу. Это была общность полноправных граждан - свободнорождённых мужчин, коренных жителей полиса. Каждый полноправный гражданин имел в собственности участок земли.

Существование частной собственности, определявшей социальный статус человека, обозначило изначальное своеобразие исторического развития Запада по сравнению с Востоком, обусловившее несходство исторических судеб Запада и Востока в дальнейшем.

Самыми могущественными и вместе с тем представлявшим предельно различные типы полисного устройства были Афины и Спарта. Если торгово-ремесленные Афины представляли полис с наиболее последовательным осуществлением принципов демократии, то Спарта была олигархическим государством, власть в котором принадлежала потомках дорийских племён, завоевавших Южную Грецию (Пелопоннес).

Важнейшую роль в истории Древней Греции сыграли греко-персидские войны. Их начало было связано с неудачным восстанием греческих городов Малой Азии против персидского владычества в 500 г. до н.э. Подавив восстание малоазийских полисов Дарий I потребовал повиновения и от полисов самой Греции. Многие из них согласились признать себя данниками Дария, однако два крупнейших полиса - Афины и Спарта - решили сопротивляться. В созданный ими союз вошёл 31 полис.

Первая попытка подчинить Грецию была предпринята персами в 492 году, когда буря помешала персидскому флоту достичь берегов Эллады. В 490 г. до н.э. персидским войскам удалось высадиться на Марафонской равнине к северу от Афин, но решительные действия афинян привели к разгрому персидского войска. В память об этой победе на современных Олимпийских играх проводятся соревнования по марафонскому бегу, участники которых преодолевают расстояние 42 километров. По преданию, после битвы доставивший в Афины весть о победе гонец, пробежавший 42 километра (расстояние от Марафона до Афин), упал бездыханным.

В 480 г. в поход на свободолюбивую Элладу двинулся царь Ксеркс, собравший огромную армию (потрясённые современники называли фантастические цифры от 5 до 1,5 млн. человек). В этот критический для Древней Греции момент веское слово сказали оба лидера союза древнегреческих городов-государств - Спарта и Афины. Сначала отряд из 300 спартанцев во главе с царём Леонидом проявил невероятную стойкость, задержав наступление огромного персидского войска в узком Фермопильском ущелье и позволив афинянам основательно подготовиться к нашествию персов. Афинский стратег Фемистокл сумел вывезти всё население Афин на прилегающие морские острова, сделав его недосягаемым для персов. Когда же тяжёлый флот персов подошёл к берегам Аттики (область Средней Греции, прилегающая к Афинам), он был атакован афинянами в узком Саламинском проливе и был полностью разгромлен. Лишившись флота, персы были вынуждены отступить. После этого окрылённые успехом греки освободили полисы Малой Азии и таким образом завершили серию войн, длившихся около тридцати лет.

После победоносного завершения войн с Персидской державой Древняя Греция, пережив пору наивысшего расцвета (именно тогда Афины украсились самыми знаменитыми архитектурными сооружениями древности - храмом Афины (Парфеноном) и Пропилеями) оказалась ввергнутой в длительную войну между Спартой и Афинами за гегемонию в эллинском мире. Война между созданным Спартой Пелопеннесским союзом и Афинским морским союзом, начавшаяся в 431 г. и получившая название Пелопоннесской, продолжалась с перерывами более 70 лет. Её результатом было повсеместное разорение Эллады. Одержавшие в конечном счёте победу Афины в ходе войны настолько ослабли, что их былое влияние ушло в прошлое.

Тем не менее объективная потребность в объединении разрозненных городов-государств сохранялась, и эту задачу удалось выполнить македонскому царю Филиппу (359 - 336 до н.э.). Проведя юность в качестве заложника в Греции и основательно изучив греческое военное искусство и состояние Эллады в целом, Филипп провёл реорганизацию армии, а затем начал войну с греческими городами-государствами, умело используя противоречия между ними.

После битвы при Херонее (338 г. до н.э.), где Филиппу удалось разбить объединённые силы греческих полисов, правитель Македонии заставил греков создать союз и объединить силы для борьбы с Персидской державой. Однако когда в 336 г. до н.э. Филипп был убит.

Замысел Филиппа довелось воплощать в жизнь его сыну Александру, представившего внезапную смерть отца как дело рук персов и предлог для объявления войны Персидской державе. В 334 г. до н.э. войска Александра выступили в поход на Восток.

Многочисленные, но недостаточно дисциплинированные и плохо обученные войска персов и подвластных им народов оказались не в состоянии противостоять греко-македонской армии. В сатрапиях начались восстания против персов. В Египте жрецы провозгласили Александра сыном Бога и наследником власти фараонов. Жители Вавилона открыли двери перед Греко-македонской армией.

Преследуя царя персов Дария III, войска Александра Македонского достигли Средней Азии, а затем направились в Индию, о богатстве которой слагались легенды. Здесь измученные восьмилетним походом войска взбунтовались и заставили Александра вернуться в Вавилон, ставшим столицей созданной им империи. Здесь в 323 г. до н.э. в возрасте 32 лет он внезапно умер (от яда или от болезни), после чего огромная держава распалась.

В отдельных частях державы Александра Македонского утвердились династии потомков его родственников и сподвижников. Наиболее могущественными из них были сирийские Селевкиды и египетские Птолемеи.

После распада империи Александра Македонского в истории Древнего Востока наступил новый период, именуемый в исторической литературе эпохой эллинизма. Эпоха эллинизма стала временем плодотворного синтеза и взаимодействия культуры Древнего Востока и культуры Древней Греции. Она стала временем хозяйственного процветания и культурного роста Восточного Средиземноморья. Хронологическим рубежом, обозначившим окончание эпохи эллинизма. Принято считать 30 год до н.э. когда погибло последнее из эллинистических государств - птолемеевский Египет под ударами мощного противника - Рима.

Лекция № 4

Древний Рим

Изучение истории Древнего Рима имеет очень большое значение, поскольку позволяет выявить истоки многих черт самобытности современной западной цивилизации.

Особенности Древнего Рима нашли яркое отражение в легенде о его основании. По преданию, основатель Рима - Ромул вместе со своим братом Ремом был вскормлен волчицей. С молоком волчицы Ромул и граждане основанного им государства впитали качества волчьей натуры - силу, расчётливость, жестокость и ненасытность.

Эти качества римлян были во многом предопределены природными условиями, в которых происходило становление Римского государства. Рим был основан в малоплодородной местности, расположенной вдалеке от торговых путей, на краю огромных Понтийских болот, которые были осушены только в середине ХХ века.

В первые столетия римской истории римлянам пришлось выдержать немало суровых испытаний. В 390 г. до н.э. в Центральную Италию вторглись галлы, разбившие римские войска и едва не овладевшие самим городом. По легенде, Рим спасли гуси, которые подняли шум и разбудили спящих воинов, когда галлы предприняли ночной приступ.

После войны с галлами римляне усовершенствовали свою военную организацию. Войска были разделены на легионы, последние - на манипулы, каждая из которых стала представлять собой отдельную тактическую единицу, что позволило римлянам действовать на поле боя гораздо более гибко и эффективно.

В первые столетия римской истории сформировалась и фундаментальная социальная основа экспансии, ставшей главным направляющим стержнем истории Рима. Этой основой стал институт римского гражданства, деливший общество на привилегированную и непривилегированную части. После каждого победоносного похода в завоёванной области (стране) римские граждане наделялись крупными земельными участками и становились прочной социальной опорой римского господства. Каждое новое поколение римских граждан нуждалось в расширении земельных площадей, и потому было кровно заинтересовано в продолжении завоевательных войн. Таким образом, личный интерес переплетался в единое целое с делом укрепления государства, его военного могущества.

Объединив под своей властью Среднюю Италию, римляне устремили свои взоры на Юг Аппеннинского полуострова, где находились экономически процветающие греческие колонии. Задача эта была весьма непростой, но римляне сумели преодолеть трудности. Одним из факторов успеха стало распространение прав полноправных римских граждан (первоначально ими обладали только патриции - потомки отцов-основателей Рима) на плебеев, укрепившее положение внутри Рима и расширившее социальную базу дальнейших завоевательных войн.

Неоценимую услугу Риму оказал также Карфаген - государство в Северной Африке, созданное выходцами из Финикии, занимавшее господствующее положения на путях торговли в Западном Средиземноморье. Карфаген предоставил римлянам свой сильный флот, без участия которого победа над греческими колониями была едва ли возможна.

С 264 по 202 гг. до н.э. римляне вели так называемые пунические войны (их название происходит от римского имени карфагенян - пуны), в ходе которых решался вопрос о господстве над Средиземноморьем. Несмотря на то, что во время Второй пунической войны (всего их было три) карфагенский полководец Ганнибал вступил на территорию Италии и одержал ряд блистательных побед (включая знаменитую битву при Каннах, считающуюся вершиной полководческого мастерства всех времён и народов), война завершилась победой римлян, а в результате Третьей пунической войны город Карфаген был разрушен.

Победа над Карфагеном открыла Риму путь к созданию Средиземноморской державы.

В конце II - I вв. до н.э. Римская республика пережила глубокий внутренний кризис. Серьёзные проблемы породило значительно возросшее количество рабов. Рабский труд использовался во всех государствах древности, но нигде он не играл такой важной роли, и нигде эксплуатация труда рабов и их положение не были такими суровыми, как в Риме, где сложилось рабовладельческое поместье, основанное на труде рабов. В последние десятилетия II - первые десятилетия I вв. прокатилась волна восстаний рабов, самым крупным из которых было восстание под предводительством Спартака (74 - 71 г. до н.э.). Ещё более острой проблемой стали взаимоотношения полноправных римлян с жителями городов Италии, принимавших участие в войнах и завоевательных походах Рима. В результате Союзнической войны (90 - 88 гг. до н.э.) римское гражданство было предоставлено всем свободным жителям Италии. Это позволило расширить социальную опору завоевательной политики. Но на пути к полной стабилизации положения в государстве Риму пришлось пережить череду длительных гражданских войн, в результате которых произошла смена формы государства - на смену республике пришла империя. Огромная территория и множество проблем, связанных с управлением странами с самыми различными традициями хозяйственной, политической и культурной жизни потребовали установления монархического правления. Утверждение империи было связано с именем Октавиана Августа, который был провозглашён императором в 27 г. до н.э. и царствовал 40 лет, до 14 г. н.э.

Утверждение империи в форме принципата способствовало стабилизации внутреннего положения империи, а затем - и к возобновлению завоевательных походов. Последние крупные территориальные приобретения Рима были связаны с именем императора Траяна (98 - 117 гг.). После этого внешняя активность империи прекратилась, а в III веке она была ввергнута в состояние глубочайшего кризиса, поставившего под вопрос само её существование.

Кризис III века был обусловлен стремительным ростом рабовладельческих латифундий, вследствие которого была размыта социальная основа римской военной организации и движущая сила экспансии - свободное крестьянство. Дешёвый хлеб, производившийся в латифундиях, лишил италийское крестьянство возможности выгодно сбывать плоды своего труда на городских рынках. Следствием массового разорения свободного крестьянства стало резкое сокращение армии, основу которой составляли младшие сыновья крестьянских семей, превращавшиеся после победоносных походов в свободных крестьян-колонистов в захваченных землях - опору господства Рима.

Ослабление армии привело к прекращению завоевательных походов и, как следствие этого - притока дешёвых рабов. Последнее же являлось непременным условием эффективного функционирования хозяйственного механизма рабовладельческой латифундии. На смену экономическому процветанию пришла стагнация, разрыв торговых связей, запустение некогда цветущих областей.

Падение налоговых поступлений обернулось ухудшением обеспечения армии. В ослабевшей империи развернулась острая борьба за власть, ожесточённость которой несла в себе смертельную угрозу самому существованию величайшего из государств древности.

Лекция № 5

Вторая мировая война

Вторая мировая война является важнейшим событием всемирной истории. От её исхода зависела вся дальнейшая судьба человечества, поскольку страны агрессоры строили планы не только территориального раздела мира, но и истребления целых народов. По окончании военных действий предполагалось переписать всемирную историю с тем, чтобы стереть из памяти последующих поколений следы существования «неполноценных» народов, включая русский.

Вторая мировая война не имеет себе равных по грандиозности своих масштабов и разрушений. В ней приняли участие 72 государства, население которых составляло 80 % жителей планеты. Военные действия происходили в трёх частях света, на четырёх океанах. Это был единственный в истории случай применения ядерного оружия.

Ход событий Второй мировой войны представляется возможным разделить на три этапа. Первый этап - с начала войны (1 сентября 1939 года, нападение фашистской Германии на Польшу) до нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года. На этом этапе мир оказался расколотым на три лагеря - во-первых, страны-агрессоры, во-вторых, страны западной демократии, объявившие войну фашистской Германии после её нападения на Польшу, но занимавшие крайне нерешительную позицию и, в-третьих, Советский Союз, заключивший 23 августа 1939 года пакт о ненападении с Германии и занимавшийся в 1939 - 1940 гг. укреплением своих западных рубежей, порой не останавливаясь перед нарушением норм международного права, но при этом не переходя тех границ России, которые устанавливались для неё Версальским договором 1919 года.

Катастрофическое поражение Франции в конце весны - начале лета 1940 года, приведшее к гибели великой державы с тысячелетней историей - было вершиной успехов Германии во Второй мировой войне. Это событие вызвало всплеск панических настроений в Англии и США, породив миф о непобедимости фашистского вермахта.

В ноябре 1940 года страны агрессоры предложили СССР присоединиться к их союзу и принять участие в разделе мира. После того, как на это предложение был получен отказ, руководство фашистской Германии в декабре 1940 года утвердило план «Барбаросса», предполагавший вероломное нападение Германии на Советский Союз в конце весны - начале лета 1941 года и молниеносный разгром Красной Армии до наступления осеннего листопада с выходом немецко-фашистских войск на линию Архангельск - Астрахань.

Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года положило начало второму, ключевому периоду Второй мировой войны, который завершился 6 ноября 1943 года взятием Красной Армией столицы советской Украины - города Киева.

Характерной чертой второго периода войны стало отчётливое разделение мира на два противоборствующих лагеря - античеловеческих сил расизма, насилия, произвола, глумления над достижениями мировой цивилизации и сил, отстаивавших светлые идеалы гуманизма, добра и справедливости. В окончательном размежевании следует отметить огромный личный вклад лидеров стран западной демократии - премьер-министра Англии У. Черчилля, сразу же после нападения Германии на СССР заявившего о своей поддержке Советского Союза, и президента США Ф. Рузвельта, выступившего с тех же позиций. Уже в августе 1941 года СССР и Англия провели первую совместную военную операцию, в ходе которой установили совместный военный контроль над территорией Ирана, которая могла стать плацдармом для агрессивных действий Германии. С ноября 1941 года США начали поставки стратегических материалов в СССР согласно закону о ленд-лизе, что позволило нашей стране отчасти компенсировать колоссальные потери, понесённые в начальный период Великой Отечественной войны, отмеченный катастрофическими поражениями Красной Армии и оставлением огромных, имеющих первостепенное хозяйственное значение территорий.

Однако при этом необходимо со всей определённостью сказать о том, что на всём протяжении ключевого периода Второй мировой войны основную тяжесть ведения военных действий нёс Советский Союз, и именно в сражениях, происходивших на земле России решалось будущее человечества. Особенно трагичным оказался 1942 год, когда после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой в конце 1941 года страны-агрессоры вновь перехватили стратегическую инициативу и развернули наступление на юго-востоке Европейской части СССР, грозившее непоправимыми последствиями для всех стран антифашистской коалиции. В этот период из 237 дивизий вермахта 4 находились в Северной Африке, 51 была размещена в оккупированных странах Европы, а 182 действовали против Красной Армии на Восточном фронте.

Невероятно трудные победы Красной Армии в сражениях под Сталинградом и на Курской дуге знаменовали собой переход стратегической инициативы во Второй мировой войне к Советскому Союзу, а форсирование Днепра, на берегах которого немецкое командование намеревалось воздвигнуть неприступный «Восточный вал» и попытаться заключить сепаратное мирное соглашение с какой-либо из стран антифашистской коалиции, окончательно решило исход Второй мировой войны. Когда Красная Армия поздней осенью 1943 года овладела Киевом, стало ясно, что ей вполне по силам без активной поддержки союзников освободить не только территорию СССР, но и всей континентальной Европы.

Третий, завершающий этап Второй мировой войны можно датировать 6 ноября 1943 - 2 сентября 1945 года (датой завершения войны стало подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии).

Завершающий этап Второй мировой войны характеризовался заметной активизацией военных усилий стран западной демократии. Важнейшим шагом в этом направлении стало открытие 6 июня 1944 года второго фронта в Европе после успешной высадки англо-американского десанта в Нормандии.

Завершающий этап Второй мировой войны был отмечен также активизацией сотрудничества между странами антифашистской коалиции, которые, помня об уроках Первой мировой войны и Версальской системы, ставили перед собой задачу обеспечения условий для прочного мира и предотвращения мировых войн в будущем. Важнейшие вопросы мировой политики стали предметом обсуждения на трёх встречах глав государств - участников антифашистской коалиции.

Первая из такого рода встреч состоялась на рубеже ноября и декабря 1943 года в Тегеране. На тегеранской конференции были окончательно согласованы сроки открытия второго фронта в Европе, а также обсуждены общие принципы послевоенного устройства мира и судьба Германии.

В феврале 1945 года состоялась вторая конференция глав государств антифашистской коалиции (И.В. Сталина, У. Черчилля и Ф. Рузвельта). На ней были приняты решения о государственных границах в послевоенной Европе (речь шла главным образом о границах Польши, Германии и СССР), о разделении Германии на четыре зоны оккупации (СССР, США, Англии и Франции) для обеспечения перехода страны к мирной жизни. Кроме того, были согласованы основные принципы деятельности Организации Объединённых Наций (ООН) - международной организации, призванной предотвращать военные конфликты. В апреле 1945 года в Сан-Франциско начала свою работу учредительная конференция ООН.

Третья встреча глав государств - участников антифашистской коалиции состоялась уже после завершения войны в Европе. 8 мая представители военного командования Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции после блестяще проведённой Красной Армией Берлинской операции (16 апреля - 2 мая 1945 г.), завершившейся взятием столицы Германии Берлина.

Состав участников последней встречи глав государств - участников антифашистской коалиции, состоявшейся в Потсдаме в июле - августе 1945 г., изменился. Английскую делегацию возглавил лейборист К. Эттли, американскую - Г. Трумэн, ставший президентом после смерти Ф. Рузвельта. Смена лидеров Англии и США оказала негативное воздействие на итоги Потсдамской конференции, однако это не помешало окончательно определить очертания государственных границ в послевоенной Европе и прийти с согласию о будущем Германии (оно включало четыре де-: демилитаризацию; декартелизацию; денацификацию; демократизацию).

Вступление СССР в войну с Японией 9 августа 1945 г. согласно принятым на Ялтинской конференции обязательствам и блестящее проведение Маньчжурской операции ускорило окончание Второй мировой войны, последнюю точку в истории которой поставило подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии 2 сентября 1945 г.

Целенаправленные действия стран антифашистской коалиции на завершающем этапе Второй мировой войны оказались настолько эффективными, что с момента её окончания до настоящего времени человечеству удаётся предотвратить повторение двух глобальных военных конфликтов, которыми была отмечена история ХХ века.

Лекция № 16

А.Н. Галямичев

Краткий конспект лекций по всеобщей истории

Пособие для студентов, обучающихся по направлениям

«Туризм», «Международные отношения»

Саратов - 2012

Лекция № 1

Первобытное общество

Древнейшее прошлое человечества (до появления первых памятников письменности) принято назвать доисторическими временами или эпохой первобытного общества.

Появление человека современная наука датирует временем в огромном диапазоне 3 - 2,5 млн. лет назад. Решающим шагом на пути появления человека стало начало изготовления орудий труда. Изготовление орудий труда свидетельствует об элементах абстрактного мышления, наличие которого является главной чертой отличия человека от высших приматов.

С началом систематического изготовления и применения орудий труда человечество вступает в период каменного века (название происходит от того, что камень являлся в это время основным материалом, из которого изготавливались орудия труда и оружие). Каменный век, в свою очередь, принято делить на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).

В конце эпохи палеолита наступил период резкого похолодания. Примерно 100 тыс. лет назад ледники покрыли почти всю территорию России, Западной и Центральной Европы.

Эпоха оледенения стала временем сурового испытания для человечества. Выдержать его он оказалось в состоянии благодаря овладению огнём, которое произошло задолго до начала оледенения, примерно 200 - 300 тыс. лет назад.

Главным итогом развития человечества в эпоху оледенения стало формирование человека современного типа.

В эпоху мезолита (с ХХ по IX - VIII тысячелетия до н.э.), когда природные условия благоприятствовали человеку, произошло заселение планеты, включая Америку и Австралию. Человечество сделало большой шаг вперёд в изготовлении каменных орудий труда, появилось такое эффективное оружие охоты, как лук. На смену первобытному человеческому стаду приходит род. Параллельно с этим происходит усложнение и усовершенствование духовной жизни, появляются примитивные религиозные представления, а вместе с ними зарождается изобразительное искусство (наскальная живопись). В конце эпохи мезолита человечество впервые столкнулось с проблемой перенаселённости Земли. Некоторые племена (к их числу принадлежат аборигены Австралии, индейцы Амазонии и др.) пошли по пути самоограничения и консервации существующего положения вещей. Однако большая часть племён пошла по другому пути, совершив огромный шаг вперёд в хозяйственном развитии, получивший в научной литературе название неолитической революции (этот термин отражает тот факт, что данные изменения сопровождали вступление человечества в новую эпоху - эпоху неолита).

Неолитическая революция (IX - VIII вв. до н.э.) обозначила важнейший рубеж в истории человечества - переход от присваивающего хозяйства к производящему. Из охоты выросло скотоводства, а из собирательства - земледелие.

Наряду с прогрессом в сфере материального производства человечество сделало огромный шаг вперёд в развитии духовной культуры, в совершенствовании организации общества. Значительно более сложными стали религиозные культы. На смену роду как форме общности людей пришло племя с более сложной организацией - народным собранием и советом старейшин. В эпоху неолита появляется понятие собственности и в неразрывной связи с этим возникает семья как фундаментальная ячейка организации общества.

В IV - III тысячелетиях до н.э. с началом применения орудий труда, изготовленных из меди, человечество вступает в эпоху медно-каменного века (энеолита). К этому времени относится возникновение первых государств.

Конспект урока истории в 9 классе на тему: «Наука, культура и искусство второй половины XX в.»

Участник: учитель истории и обществознания МБОУ Саралинской СОШ Скрипко Светлана Александровна 2015 г

Конспект урока Тема: Наука, культура и искусство второй половины 20 века.

Цель : показать необходимость создания для человека и окружающей среды безопасных технологий и их влияние на культуру и искусство.
Задачи:
1. Изучить этапы НТР.
2. Путем анализа решения глобальных проблем миром, научить обучающихся мыслить самостоятельно, иметь собственную точку зрения на происходящее в мире
3. Подкрепить интерес школьников к спортивным увлечениям
4. Развивать навыки самостоятельного выступления.
Предварительная подготовка: Ученики перед уроком получают домашнее задание - раскрыть смысл следующих понятий: клонирование, нанотехнологии, демографический взрыв, глобализация, концептуальное искусство.
Оборудование: школьные парты расставлены в форме круга. Кабинет украшен на усмотрение учителя фоторепродукциями, отражающими тему урока: первые компьютеры, овечка Долли, атака террористов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., фото «Битлз», Олимпийские игры и т.д.1. Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята! Сегодня нас ожидает увлекательная дискуссия. Круглый стол на тему «Наука, культура и искусство второй половины 20 века» считаю открытым.
2. Изучение нового материала. Учитель знакомит со вторым и третьим этапом НТР. Необходимо сделать акцент, что главной особенность второго этапа стала возможность применения микропроцессоров при автоматизации производственного цикла вплоть до создания роботов, обладающих искусственным интеллектом. А в третьем этапе главных успехов добились биология и медицина.
- Внимание вопрос, скажите пожалуйста, что такое клонирование? Правильно, давайте запишем в тетрадь: Клонирование - это искусственное создание организмов-клонов, то есть, генетически идентичных оригинальному (донорскому) организму.
- А теперь хочется услышать от вас аргументы «за» и «против» данного процесса. (Ответы ребят)

Что ж, продолжим. Пути решения глобальных проблем.
Опасность демографического взрыва. Беседа по этому вопросу. Работа со значением слова. Демографический взрыв – неконтролируемый рост населения Земли. Основной вывод – демографический взрыв может привести к нарушение баланса между процессами естественного воспроизводства природных ресурсов и хозяйственной деятельностью человека.

А теперь речь пойдет о глобализации и глобализме . Кто может развести эти понятия? (Проблемная ситуация). Ученики высказывают свою точку зрения, подкрепляя её аргументами. Основной вывод: глобализацию как процесс формирования общепланетарной цивилизации стоит отличать от глобализма – стремления навязать остальному миру собственные порядки и стандарты, начиная от принципов регулирования экономики и кончая массовой культурой.

Еще одна тема для обсуждения – олимпийские игры и массовый спорт. Ребята, давайте вспомним, как недавно наша страна принимала гостей в Сочи на Олимпиаде-2014? Кто прославил Россию? О каких новых видах спорта вы узнали? Роль спорта в жизни общества?

Урок подходит к концу. Давайте вспомним, что нового произошло в науке, культуре и искусстве в конце 20 века? Почему стали ТАК необходимы безопасные технологии?

Молодцы! Отличная работа.
Домашнее задание: «Концептуальное искусство моими глазами» создание самостоятельного объекта.

Наименование ОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Должность

учитель истории и обществознания

Красноперекопск

Дата создания

Комментарии 0

Скачиваний 17

Размер файла 23.28Кб

Педагогические цели:
образовательная: раскрыть причины нарастания международной напряжённости;
выяснить причины и сущность политики умиротворения;
анализируя причины бессилия Лиги Наций и демократических стран и США в противостоянии агрессивной политике фашистских государств
воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве¬нных качеств личности;
развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
Знать, уметь: называть основные причины краха Версальско-Вашингтонской системы, очаги напряжения, показывать на карте территориальные захваты Германии и Японии, знать содержание мюнхенского соглашения, секретных переговоров в Москве, советско-германского пакта о ненападении, владеть терминологией, хронологией темы, анализировать документы.
Тип и вид урока: урок усвоения новых знаний
Основное содержание темы. Международные отношения в 30-е гг. XX в. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР. Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве. Заключение советско-германского пакта о ненападении.
Основные понятия: очаги новой мировой войны, коллективная безопасность, военно-политические блоки, «ось» Берлин-Рим-Токио, Антикоминтерновский пакт, политика «умиротворения» агрессоров, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова-Риббентропа.
Образовательные ресурсы: Улунян А. А. История. Всеобщая история. 11 классс: учеб. для 11 кл. общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; под ред. А.О.Чубарьяна.-М. : Просвещение, 2014
Наглядность, ТСО: настенные карты, презентация, компьютер, медиа проектор.
План
Орг. момент.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7 мин.).
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (30 мин.)
1) Противоречия в системе международных отношений.
2) Провал попыток ограничить гонку вооружения.
3) Возникновение очагов Второй мировой войны.
4)Политика «коллективной безопасности» в Европе.
5) Крах Версальско-Вашингтонской системы.
Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (10-15 мин.).
Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).
Д/з §12, читать, в 3 письменно, анализ документов с. 117-118

Предпросмотр страницы №2

2) Провал попыток ограничить гонку вооружения.

3) Возникновение очагов Второй мировой войны.

4)Политика «коллективной безопасности» в Европе.

5) Крах Версальско-Вашингтонской системы.

Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (10-15 мин.).

Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).

Ход урока

Орг. момент.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7 мин.).

Вспомните положение в СССР и мире к середине 30-х годов. (ответы обучающихся)

Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).

В 2018 году исполнится ровно 79 лет с момента начала самой кровопролитной, самая разрушительной, самой жестокой из всех войн – второй мировой.Что произошло, когда мир, еще не оправившись от ужасов первой мировой войны, был втянут в горнила второй мировой? Почему? Об этом и поговорим мы сегодня на нашем уроке.

Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (30 мин.)

1) Противоречия в системе международных отношений.

Вспомните, что из себя представляла Версальско-Вашингтонская система? Работа по учебнику В чем проявились противоречия в системе международных отношений?

2) Провал попыток ограничить гонку вооружения.

Работа с учебником: проанализировать п. 2 учебника и документ на с. 177, сделать вывод: какие шаги предпринимали СССР и мировая общественность для преодоления гонки вооружений в Европе.

3) Возникновение очагов Второй мировой войны.

Работа с презентацией и картой с опорой на ранее полученные знания. Перечислить очаги напряженности в мире.

Политика внешней экспансии

(сл. 6)

Германия

(сл. 7)

(сл. 8)

1931г.- пользуясь гражданской войной, японцы захватили Маньчжурию, чем нарушили договор 9 Вашингтонской конференции. 1937г.-вторжение в Центральный Китай.

1933-1935гг.-полный пересмотр Версальско-Вашингтонской системы, отмена военных ограничений. Восстановление «равенства» и ликвидация «несправедливости». Германия вызывала сочувствие, т.к. боролась с коммунистической угрозой. 1936г.- Германия поддержала фашистский мятеж в Испании 1938г.- германские войска вошли в Австрию

1935-1936гг. – агрессия Италии против Эфиопии 1936г.- оформлен союз «Берлин-Рим» 1936г.-Антикоминтеровский пакт Германии и Японии 1937г.- оформилась ось «Берлин-Рим-Токио»

4)Политика «коллективной безопасности» в Европе. 5) Крах Версальско-Вашингтонской системы.

Вконтакте

Урок разработан по учебному курсу «Всеобщая история» по учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. С древнейших времен до конца 19в.» параграф 16 «Период раннего средневековья в Западной и Центральной Европе»

Цели урока:

  • Усвоить основные характеристики, особенности европейской средневековой феодальной цивилизации: а) социально-экономические основы феодализма, б) особенности общественной структуры, уклада жизни.
  • Продолжить работу по формированию у учащихся средней школы базовых учебных компетенций: способности видеть и понимать окружающий мир; осваивать научную картину мира, расширяющуюся до культурологического и всечеловеческого понимания мира; умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; навыков работы в группе.

Эпиграфы к уроку:

«На Западе появился новый мир, возникший благодаря слиянию римского и варварского миров» (Жак Ле Гофф).

«В истории цивилизаций, как и в человеческой жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее…» (Жак Ле Гофф).

Основные понятия : феод, феодал, феодализм, феодальное поместье, вассально-ленные отношения, феодальная иерархия, феодальные повинности.

Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, компьютер, историческая карта «Европа в 5-10 в.в.», интерактивное наглядное пособие «История средних веков», интерактивная доска, исторические схемы «Родовая и соседская община», «Феодальное поместье», «Феодальная лестница», пакеты исторических документов по теме урока, видеозаписи фрагментов игровых фильмов о средних веках «Царство небесное», «Робин Гуд», «Айвенго».

План урока

1. Актуализация ранее полученных знаний по теме урока.

2. Формирование экономической основы европейской феодальной цивилизации:

а) Разложение родовой и переход к соседской общине.
б) Формирование крупного феодального землевладения.
в) Феодальное поместье.

3. Раннее феодальное общество и его специфика:

а) Крестьянство и его статус.
б) Феодалы и феодальная иерархия.
в) Ценности и уклад жизни феодалов.

4. Обобщение
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Работа на уроке начинается с актуализации ранее изученного материала, это необходимо, так как предыдущая тема «Арабы» «разорвала» логическую связь с первым этапом изучения европейской средневековой цивилизации. Актуализация проводится учителем в форме фронтальной беседы по вопросам:

– Какое событие принято считать окончанием истории Древнего мира? Назовите дату? (Падение Западной Римской империи, 474 год)
– Каковы были причины великого переселения народов?
– Когда было введено понятие «средневековье»?
– Какую роль в переходе к новому этапу средневековья (феодализму) сыграли варвары? Под каким названием эти исторические события вошли в историческую науку?
– Каковы хронологические рамки средневековья? (V-XV в.в.)

Учитель: Какие варварские королевства образовались на обломках Западной Римской империи? (476 г).

Учащиеся выполняя задание: Работают с интерактивным наглядным пособием «История средних веков». При отсутствии пособия работают с картой или атласом и дают ответы.

Учитель: Чем обернулось вторжение варваров для хозяйства и культуры Европы в первые века нашей эры? Подтвердите свою точку зрения историческими документами
(задание учащимся). Учащиеся работают с пакетом документов № 1 (Приложение 1 )

Учитель обобщает ответы учащихся и подводит их к постановке проблемного задания: Как оценить события первых веков нашей эры в Европе? Что это – победа варварства над цивилизацией? Это общественный регресс или прогресс? Откат или движение вперед?

Учитель предлагает учащимся самим определить цель урока: Что мы должны сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос?

Ученики: Отвечают. Примерно. Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться, что происходило внутри общества, в его «фундаменте» – экономике, в социальной сфере общества, проанализировать эти процессы.

Учитель: Верно. На этом и сосредоточим свои усилия. Организует работу в группах. Группы получают подготовленные заранее пакеты исторических источников.
Итак, что же происходило в обществе в 3-5 веках в Европе. При всем многообразии на поверхности общественной жизни, в основе, происходивших процессов, немало общего …Найти ответы на эти вопросы нам помогут исторические источники.

2. Главным средством производства в аграрном обществе (и в Древнем мире, и в эпоху Средневековья) и главной ценностью была земля.

Задание учащимся: Опираясь на документ, определите, что происходило с землей на территории Западной Римской империи после вторжения варваров? (учащиеся находят в пакете документ). И дают ответ о смене собственника: переходе крупных земельных владений в руки варварской знати.

Учитель: Медленно, но в том же направлении, протекали процессы в Центральной Европе, там, где слабо или вообще не ощущалось влияние Римской цивилизации… Народы здесь переживали эпоху разложения родового строя…

Учитель: Сущность их состояла в том, что на смену родовой сельской общине приходила соседская.

Задание учащимся: Провести сравнение родовой и соседской общины по схемам: Что между ними общего? В чем между ними отличия? Подтвердите это, используя документы (учащиеся работают с пакетом документов № 2) (Ответы учащихся)

Учитель: Социально-экономические процессы в общине приводили к разрушению «большой семьи»? В каком документе есть подтверждение этого явления? Внутри соседской общины усиливалось имущественное неравенство. Найдите подтверждение этому в исторических документах.

Учащиеся работают с пакетом документов № 2 (Приложение 1 )

Учитель: Рост неравенства среди общинников, выделение знати, был ускорен политикой королевской власти: пожалованиями земельных владений своему окружению под определенные условия.

Задание учащимся: найдите в документах, на каких условиях давался феод (лен), то есть земельное владение? Учащиеся работают с документами и дают ответ.

Учитель: Таким образом, постепенно сложилась экономическая молекула нового общества – феодальное поместье.

Задание учащимся: Посмотрите на схему и дайте характеристику каждого существенного элемента поместья (домена). Учащиеся дают ответы: замок. Дом феодала. Земля господская и крестьянская. Сельская община.

Вывод делает учитель: Соседская община просуществовала всю эпоху средневековья. В сильном классе можно задать вопрос: Почему соседская община могла просуществовать более тысячи лет?

Учащиеся: размышляют, ищут объяснения такой устойчивости, актуализируя имеющиеся знания.

Учитель: обобщает ответы и подчеркивает, что сельская соседская община представляла собой экономическую ячейку сельского хозяйства, базу, фундамент, над которым возвышалась надстройка в виде феодальной власти…

Вывод: в период раннего средневековья сформировался экономический фундамент нового общества, которое называют феодальной общественно-экономической формацией (Маркс) или средневековой европейской цивилизацией.

3. А само феодальное поместье соединяло основные категории общества: крестьянство и феодалов – в единое целое… Логично будет рассмотреть, как функционировал этот механизм… Подавляющее большинство населения составляли крестьяне – общинники.

а) Крестьянство и его статус в феодальном обществе

Учитель: На заре становления средневековой феодальной европейской цивилизации большинство населения составляли свободные крестьяне – общинники. Однако постепенно, все больше и больше крестьян попадало в зависимость от феодалов.

Работа учащихся в группах: Используя исторические документы, определите пути закрепощения крестьян. Учащиеся работают с пакетом документов и дают ответы.
(Приложение 1 , пакет докуменов № 2). Какие документы подтверждают, что в раннее средневековье наряду с феодально-зависимыми оставались и свободные крестьяне? Учащиеся дают ответы.

Учитель: Опираясь на материалы, определите, какие повинности возлагались на зависимых крестьян феодалами?
– В чем заключалась власть феодала над крестьянами?
– Какова была реакция крестьян на изменение своего социального статуса (потеря свободы)?
– Какова была реакция феодалов на борьбу крестьян?

Учащиеся дают ответы.

Учитель: Таким образом, мы составили представление, какое положение в социальной структуре феодального общества занимало большинство населения – крестьянство. И логично познакомиться с положением тех, кто стоял на вершине социальной иерархии – феодалами.

б) Феодалы и феодальная иерархия

Изучение третьего вопроса строится как работа учащихся в группах с пакетом исторических документов № 4 (Приложение 1 ). Учащиеся овладевают учебными умениями анализировать материал, извлекать необходимую информацию, обобщать и делать умозаключения.

Задания группам учащихся: Кто мог выступать в роли сеньора и выдавать феод?
– Какие обязанности возлагались на вассала?
– Каковы условия потери феода?
– Какова была процедура формирования вассально-сеньориальных отношений?
– Как защищались права вассала?
– Каковы были пределы (границы) власти феодала над своими владениями? Подтвердить документами.

Завершая анализ вопроса, учащиеся оформляют схему:

Феодальная лестница

Король
Герцоги. Графы
Бароны
Рыцари

И объясняют смысл высказывания: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

Учитель: дает дополнительное задание, проливающее свет на специфику феодальных отношений в Англии: «Вассал моего вассала и мой вассал».

Учащиеся дают ответы.

в) Ценности и уклад жизни феодалов

Представляется важным моментом урока, так как позволяет «понять» учащимся многие черты средневекового европейского общества. С другой стороны, на данном этапе урока целесообразно учителю выстроить работу так, чтобы обеспечить формирование у учащихся информационно-технической компетенции. С этой целью учащихся можно познакомить с фрагментом или фрагментами игрового фильма о средневековом обществе(например, «Айвенго», «Робин Гуд» и другие), в котором ярко представлены занятия, быт, нравы, система духовных ценностей рыцарей. Предварительно учащиеся по группам получают задания: Проанализировав материалы фильма, сделать сообщение:

  • 1 группа – о роде занятий феодалов,
  • 2 группа – о духовно-нравственных ценностях феодалов.

В завершение изучения вопроса учитель в беседе с учащимися акцентирует внимание на оценке так называемого «Кодекса рыцарской чести»:

– Какие принципы он в себя включал?
– Какой характер он носил?
– Что из «рыцарской чести» вы бы рекомендовали сохранить в системе «общечеловеческих нравственных ценностей»?
– Какие положения безусловно устарели?
При отсутствии необходимых условий для организации такой работы учащихся, можно изучить материал, организовав работу групп с пакетом исторических документов, ярко характеризующих занятия, уклад жизни, ценности феодалов (Приложение 1 , пакет документов №5.)

4. При обобщении ответов учащихся учитель подчеркивает факт встречавшихся между феодалами конфликтов, вражды, междоусобных войн. И ставит задание : Почему это было возможно? И какие имело последствия?
По первому вопросу учащиеся подчеркивают «экономическую независимость» каждого феодала, укрепления его собственности на землю и власти в условиях господства натурального хозяйства.
По второму вопросу дают ответ о том, что итогом стала феодальная раздробленность в Европе.

Учитель «возвращается» к Проблемному заданию, поставленному в начале урока. Ученики его решают.

5. Рефлексия. Оценка работы групп и в группах. Форму рефлексии выбирает учитель.

6. Домашнее задание: Изучить параграф 16. Заполнить структурную схему полученных знаний (Приложение 2 ).

Литература

  1. Н.В. Загладин, Н.А. Симония . Всеобщая история. С древнейших времен до конца 19 в. Учебник. 10 класс. Русское слово, 2007.
  2. Н.В. Зайцева . История. Поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина «Всемирная история с древнейших времен до конца 19 века» 10 класс. «Учитель», 2007.
  3. В.Е. Степанова . История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. М., 2000 г.
  4. В.М. Хачатурян . История мировых цивилизаций.10-11 кл. М.: Дрофа, 2002.
  5. Книга для чтения по истории средних веков. М.: Просвещение, 2001.
  6. История средних веков. Учебное пособие для студентов вузов. Под ред Н.Ф. Колесницкого. М.: Просвещение, 1996.

История 7 класс.

Тема: Итальянское Возрождение.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

Образовательная: на основе фактов, текста урока сформировать представление об изменениях, которые привели к возникновению эпохи Возрождения

Воспитательная: привить ученикам любовь и уважение к образованию, мыслителям эпохи возрождения, культуре в целом.

Развивающая на уровне УУД:

Предметные: Раскрывать сущность понятий «Возрождение», «гуманизм». Определять особенности итальянского Возрождения. Давать описание произведений искусства.

Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях Возрождения. Извлекать информацию из фрагмента документа исторического характера. Подбирать из интернет-ресурсов информацию об искусстве итальянского Возрождения

Метапредметные:

Личностные : Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.

Основные понятия: Ренессанс, Итальянские войны

Персоналии: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэль Санти (1483-1520), Тициан (1470/80 -е -1576), Никколо Макиавелли (1469-1527).

Этапы урока:

1.орг момент

2.проверка Домашнего задания

3.изучение нового материала

4.Закрепление изученного, рефлексия

5. домашнее задание.

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

УУД.

Орг момент

Приветствие выявление отсутствующих

Приветствие староста класса называет отсутствующих.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по вопросам:

1.Определите на карте, какие земли отошли к Испанской и Португальской колониальным империям?

2. Когда, какие договора были заключены между Португалией и Испанией и какие условия были обговорены в этих договорах?

3. Как повели себя испанские и португальские конкистадоры в завоёванных ими землях?

4. Какие государства были уничтожены испанцами в Новом Свете?

5. Можно ли назвать действия испанце и португальцев в новом свете цивилизационным подходом?

6. В чем основное различие в политике испанских и португальских властей в колониях?

7. Почему стали соперничать с испанцами и португальцами правительства других стран по завоевании колоний?

8. Что такое раздел мира?

Отвечают на поставленные вопросы.

Умение излагать выученное. Держать речь. Давать аргументированные ответы.

Изучение новой темы.

1. Учитель ставит проблемную ситуацию: пишет на доске незнакомые для учеников слова и имена: Ренессанс. Джоконда, Буонаротти, Сикстинская капелла, Юлий II , Лев X . Италия. XIV - XVI вв. Тициан, Давид, Маккиавелли и задаёт вопрос: Что общего между этими терминами и именами?

2. Вопрос: какова основная проблема нашей темы? При неполноценных ответах можно корректировать высказывания наводящими вопросами.

3. Делит учеников на три группы и выдает карточки с заданиями, которые должны показать изменения, происшедшие в культурной жизни Европы.

4. Вопрос: В чем причина того, что центром Ренессанса в середине XVI становится большая часть Европы, а Италия приходит в упадок?

1. Ученики высказывают свои суждения. Правильным будет мнение. Которое указывает на культурную составляющую в теме. А потом сравнивают с названием темы в учебнике.

2. Высказывают мнения. Правильное это: какое влияние оказала культура Возрождения на европейскую цивилизацию в общем?

3. Работают в группах. Делают задания и высказываю свои суждения

4. Высказывают мнение, что Итальянские войны, как и все другие войны приведи к разорению той территории. На которой шла война. А причиной того, что Италия не смогла противостоять притязаниям великих держав того периода, была раздробленность. В результате которой страна экономически и культурно находясь на пике роста и процветания. Была в военном отношении крайне слабой и несобранной.

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Закрепление изученного, рефлексия.

Выполняют задания 1 - 6 и отвечают на вопросы:

1.Что вы сегодня нового услышали?

2. Что было для вас интересного, почему?

Выполняют задания, в тетради, отвечают на вопросы.

Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях Возрождения

Домашнее задание.

Пишет на доске: §3., задание 7.

Записывают задания.

Подбирать из интернет-ресурсов информацию об искусстве итальянского Возрождения

Карточки:

1.

Что такое Ренессанс?

Почему рядом с термином Возрождение - Ренессанс используется слово Гуманизм?

Через какие этапы прошел Ренессанс,

Почему Италия стала главным центром эпохи Возрождения?

2.

В чем ярче всего проявился подъем культурной жизни в Италии?

Каких наиболее ярких представителей эпохи возрождения вы знаете? Расскажите об их главных достижениях

В каких жанрах и как проявился в работах представителей Ренессанса тема гуманизма?

Какова главная тема в работах известных художников и скульпторов?

3

Что изменилась в научном мышлении человека в 15-16 вв?

Как изменилась историческая мысль с началом эпохи Возрождения7

Кто является самым ярким представителем исторической и политической мысли в данную эпоху?

Что такое Маккиавелизм? Почему эта мысль, утверждение является основой для оправдания безнравственной политики многих правителей и правительств? Как вы думаете? Актуально ли данное утверждение в нашу эпоху?