Краткие сведения о тютчеве. Краткая биография тютчева

Федор Иванович Тютчев – блистательный русский поэт 19 века, один из основоположников философской поэзии в отечественной литературе. Поэт родился в 1803 году в селе Овстуг, где располагалось семейное имение семьи Тютчевых. Как и большинство дворян, Тютчев получил великолепное образование. Его первый педагог – С. Е. Раич был блестящим знатоком античной и средневековой итальянской поэзии.

По окончании Московского университета в 1821 году, Тютчев был принят в Коллегию иностранных дел и получил место в дипломатической миссии при баварском дворе в Мюнхене. В то время Бавария – центр европейского просвещения, там Тютчев познакомился со своим кумиром – немецким мыслителем и философом Шеллингом. С детства увлекавшийся поэзией, Тютчев много писал, и в 1836 году его произведения попали в руки к . Пушкин был восхищен новизной поэтических приемов, и стихи сразу же напечатали в журнале «Современник». Тютчева действительно уникальна для русской литературы того времени – его мысль глубока и кратка, но в то же время лирична и закончена. С появлением Тютчева многие поэты пытались заключить свои размышления в малую поэтическую форму, но Тютчев и сегодня остается непревзойденным мастером миниатюры.

Федор Иванович был крайне влюбчив, и, несмотря на невзрачную внешность, пользовался расположением женщин. Вот как вспоминала о нем внучка Кутузова: «…маленький человек в очках, весьма некрасивый, но хорошо разговаривает». Поэт неоднократно заводил романы «на стороне», вызывая недовольство и осуждение в обществе.

Большой скандал произвел его роман с девицей Еленой Денисьевой. Она – молодая, неопытная барышня, Тютчев на двадцать лет старше, тогда уже состоял во втором браке. Эти отношения были мучительны для обоих, перед Денисьевой захлопнулись двери многих дворянских домов. «Незаконный союз» длился 14 лет, но она так и осталась любовницей на содержании, а их общие дети – незаконнорожденными. Тютчев понимал, что практически сломал ее жизнь, и его , посвященные их роковой страсти, наполнены трагизмом и чувством вины. Последние роды окончательно сломили ее здоровье, уже подточенное чахоткой. Денисьева умерла, оставив Тютчеву троих детей.

Благодаря Денисьевой появился целый цикл любовной лирики Тютчева, который так и называют – «денисьевский». В нем – вся история их отношений, от первых пылких дней до последних, наполненных болью и страданием.

В то же время поэт сделал весьма успешную карьеру, дослужившись до звания статского советника. Его, как государственного мужа, всегда волновал вопрос о судьбе России, о ее роли в мировой истории. И своей стране он посвятил немало кратких, но глубокомысленных четверостиший:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

И все же Тютчев больше поэт-мыслитель, поэт-философ. Его наполнены поэтическими образами природных явлений – оттепели, грозы, наступлением сумерек, которые всегда сопоставляются с душевным настроением. Вся его пейзажная лирика наполнена размышлениями о тайне бытия, о неразрывности природы и человека, о краткости жизни и бесконечности мира. Свое самое известное стихотворение он написал в 1869 году, и сегодня это гениальное творение считают образцом рифмованного афоризма:

Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

До конца дней Тютчев сохранял ясность ума и живо интересовался политической жизнью России и Европы. Он скончался в 1873 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище Петербурга.

О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует,
тем самым доказывает, что он не чувствует поэзию.

И.С. Тургенев

Детство

Ф.И. Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область) в семье потомственного русского дворянина Ивана Николаевича Тютчева. В детстве Феденька (как ласково звали его домашние) был любимцем и баловнем семьи. Из троих детей мать поэта, урожденная Толстая, особо выделяла сына Федора. Необыкновенная одаренность его обнаружилась рано: на тринадцатом году он уже успешно переводил оды Горация, соревнуясь со своим первым учителем и другом, поэтом Семеном Егоровичем Раичем. Родители ничего не жалели для образования сына. Уже в детстве французский язык он знал до тонкостей и в дальнейшем пользовался им как родным.

Отрочество. Москва

Подростком Тютчев с родителями переехал в Москву. В столице будущий поэт начал посещать лекции по теории поэзии и истории русской словесности известного тогда поэта, критика и профессора Московского университета А.Ф. Мерзлякова. Упражнения в стихотворстве считались в то время естественной частью гуманитарного образования. Однако пробы пера Федора Тютчева обратили на себя внимание его наставников. В 1818 году его стихотворение «Вельможа (Подражание Горацию)» было прочитано Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности, что стало поэтическим дебютом четырнадцатилетнего поэта. К сожалению, текст этого стихотворения утрачен.

В 1919 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, куда уже два года ходил в качестве вольнослушателя.

В ноябре 1821 года Тютчев окончил университет со степенью кандидата словесных наук и был определен на службу в Государственную коллегию иностранных дел, находившуюся в Петербурге. На семейном совете было решено, что блестящими способностями «Феденьки» можно сделать карьеру дипломата. О поэзии всерьез никто не помышлял...

Служба на дипломатическом поприще. Знакомство с немецкими философами и поэтами

В середине 1822 года Тютчев поступил на дипломатическую службу и уехал в Германию. В Мюнхене молодой поэт жил напряженной духовной жизнью, ревностно изучая философию, увлекаясь романтическим искусством. Уже тогда он приобрел широкую известность как человек разносторонне образованный и необычайно остроумный. В Мюнхене близко сошелся с философом-романтиком Фридрихом Шиллером и свободолюбивым поэтом Генрихом Гейне.

Познакомившись в России с идеями Шеллинга, в Германии поэт мог общаться с самим философом, утверждавшим, что царство природы и царство духа (история) родственны друг другу и что понимание того и другого дается через созерцание и искусство. Философия Шеллинга оказала решающее влияние на мировоззрение Тютчева.

За границей (последние годы в Италии, в Турине) он пробыл в общей сложности двадцать два года. Не случайно среди первых произведений Тютчева так много переводов (особенно немецких поэтов). Вернувшись в Россию, Тютчев служил в Министерстве иностранных дел, был цензором и председателем Комитета иностранной цензуры. Карьеры дипломата он не сделал, лишь в 1828 году ему дали место младшего секретаря при русской миссии. Сам Тютчев спустя годы признает, что служить он «не умел». Не просто не умел, но и не мог. По той простой причине, что был рожден поэтом, а не чиновником.

Публикации в «Современнике»

Увы, во время своего мюнхенского жития Тютчев не был известен как поэт ни среди своих соотечественников, ни за рубежом. Напечатанные в эти годы на родине в журнале Раича «Галатея», его стихи прошли незамеченными. Пока на них обращали внимание лишь близкие друзья Тютчева, а их было немного...

Наконец в 1836 году копии некоторых стихотворений Тютчева с помощью Жуковского и Вяземского попали к Пушкину, который, по свидетельству современников, «пришел в восторг». Пушкин в третьем номере своего журнала «Современник» поместил (неслыханное дело!) сразу шестнадцать стихотворений под общим заглавием: «Стихотворения, присланные из Германии» за подписью «Ф.Т.». В следующем четвертом номере добавилось еще восемь стихотворений. Стихи Тютчева продолжали печататься в «Современнике» уже после гибели Пушкина вплоть до 1840 года. Эта публикация, которую можно считать событием в литературе того времени, прошла мимо сознания большинства соотечественников.

Сам Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь стараниями друзей лирические шедевры его могли увидеть свет. По возвращении в Россию из Германии, в 40-х годах, Тютчев вовсе не печатался. И вдруг в 1850 году молодой поэт Николай Некрасов, издатель журнала «Современник», опубликовал статью, в которой полностью привел двадцать четыре его старых стихотворения из пушкинского «Современника» с восторженным отзывом! Четыре года спустя писатель Иван Тургенев взял на себя труд издать сборник стихов Федора Тютчева и тоже написал о нем похвальную статью. Первый сборник поэта, которому уже перевалило за пятьдесят! В XIX веке случай едва ли не единственный.

Стихи о России

Поэтическая деятельность Тютчева, длившаяся полвека, с 20-х до 70-х годов, пришлась на время крупных политических событий в России и Западной Европе – бурных революционных потрясений. До конца дней оставалась у поэта надежда на Россию («В Россию можно только верить»), вера в ее исключительную историческую роль, мечта о ней как о стране, несущей миру начала единения и братства, мечта, покоящаяся теперь на доверии к народу. Тютчев, как Тургенев, Достоевский, Лев Толстой, верил в особое нравственное сознание русского народа. Немало стихов Тютчева проникнуто горячей любовью к родине и народу.

Философская лирика

И все-таки наиболее глубокая связь Тютчева с эпохой, с ее горячими ключами сказалась не в откликах на социальные проблемы, а в философских раздумьях поэта о мироощущении современного ему человека. В русской литературе Тютчев принадлежит к поэзии мысли. Традиции ее были заложены еще в XVIII веке в философских одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. Учитывал поэт и философскую лирику Пушкина. В лирике Тютчева человек сознает немыслимую прежде и пугающую его свободу: он понял, что над ним нет бога, что он один на один с природой – утрачена надежда на «сочувствие небес», на личное бессмертие. Человек «жаждет веры, но о ней не просит», так как «смысла нет в мольбе». Это сознание порождало настроение пессимизма даже у сильных людей (например, у тургеневского Базарова). И Тютчев нередко скорбит по поводу недолговечности человеческого рода.

Стихотворения: «Любовь земли и прелесть года...», «Весенняя гроза», «Я помню время золотое...», «Так, в жизни есть мгновенья...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Есть в осени первоначальной...»

Лирика природы и ее связь с внутренним миром человека

Тютчев постоянно сравнивает человека с природой и часто, казалось бы, не в пользу первого: человек слаб, уязвим, он всегда в муках за прошлое, в тревогах о будущем – природа «знать не знает о былом», она живет всей полнотой сиюминутной, непосредственной жизни; человек раздвоен, противоречив – природе свойственна внутренняя гармония, «невозмутимый строй во всем». Но никто в русской поэзии так, как Тютчев, не ощущает единства мирового бытия.

Природа у Тютчева помогает человеку понять самого себя, оценить в себе значение чисто человеческих качеств: сознания, воли, индивидуальности, увидеть, что душевные стихии зависят от них. Само сознание вроде бы усиливает «беспомощность» человека, но дисгармония, порожденная мыслью, не унижает, а возвышает его. Так, человек у Тютчева мучается от того, что не способен реализовать себя вполне, от противоречия между замыслом и осуществлением его, чувством и словом.

Тютчев – признанный мастер лирического пейзажа. Но его пейзажные стихи трудно отделить от философских. У него нет чисто описательных зарисовок утра в горах или осеннего вечера, хотя есть стихи, носящие такие названия.

Двумя-тремя емкими штрихами он умеет создать пейзаж символический, выражающий одновременно и внутреннюю жизнь природы, и важное духовное состояние человека.

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид...», «Поток сгустился и темнеет...», «Слезы людские, о слезы людские...»

Любовная лирика

Состояние влюбленности было для Тютчева столь же естественным, как и напряженные размышления над проблемами бытия. Обретя внутреннюю чистоту и ясность, оказывается, очень нелегко. В «освобожденной душе» обнаруживаются и хаотические, разрушительные силы – начала индивидуализма и эгоизма. Тютчев считал эгоизм болезнью века, и он испытывал на себе его отравляющее действие. Он писал об этом в цикле стихов, посвященных Елене Александровне Денисьевой – женщине, с которой его связывала долгая, страстная и «незаконная» любовь, перед которой он испытывал постоянную вину.

Четырнадцать лет длилась «последняя любовь» Тютчева. В 1864 году его возлюбленная умерла от чахотки. Тютчев винил в ее смерти себя одного: ведь он, не расставшись с семьей, поставил любимую женщину в двусмысленное положение. Аристократический круг, к которому принадлежала Денисьева, отвернулся от нее.

Стихи Тютчева, посвященные Денисьевой, вошли в сокровищницу мировой любовной лирики и тем как бы вознаградили эту женщину за ее страдания.

Последняя любовь

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,
– Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Между серединой 1851 и началом 1854

Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о поразительных метаморфозах чувств: пристрастие к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством, «роковым поединком». Но он утверждает своей лирикой высокие нормы отношений: важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, соответствовать всей жизнью своей надеждам, пробуждаемым любовью, бояться не только низких, но даже посредственных поступков в отношениях с любимым. Все это не только декларируется, но и раскрывается характером героини – женщины редкого мужества и красоты, и удивительной исповедью поэта, который просит, как благодетеля, мучительной памяти о рано ушедшей подруге:

О господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне доставь по ней.

«Денисьевский цикл» Тютчева предваряет многими перипетиями философско-психологические романы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Стихотворения: «К Н.», «Как ни бесилося злоречье...», «Не говори: меня он как и прежде любит...».

Лирика Тютчева рождает напряжение чувств и мысли, она захватывает звукописью, в которой слышны голоса самой жизни: ритмы и перебой ветра, волн, лесного шума, растревоженного человеческого сердца. В поэтическом стиле Тютчева сочетаются мотивы музыкальные, мелодические и приемы ораторские, риторические.

Строй его речи поражает соседством славянизмов, мифологических образов с непривычными неожиданными формами и словосочетаниями:

Вот тихоструйно, тиховейно,
Как ветерком занесено,
Дымно-легко, мглисто-лилейно
Вдруг что-то порхнуло в окно.

Тютчев в особенности близок нашим современникам своей верой в бесконечные возможности человека – и как отдельной личности, таящей в своей душе «целый мир», и как всего человечества, способного творить новую природу.

Литература

Л.М. Лотман. Ф.И. Тютчев.// История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 403–427.

Д.Н. Мурин. Русская литература 2-ой половины XIX века. Тематическое поурочное планирование для 10 класса. СПб.: Смио Пресс, 1998. С. 57–58.

Нина Сухова. Федор Иванович Тютчев // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999 С. 505–514.

Г.К. Щенников. Ф.И. Тютчев // Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Хабаровское книжное издательство, 1982. С. 5–14.

Русский поэт, мастер пейзажной, психологической, философской и патриотической лирики, Федор Иванович Тютчев происходит из древней дворянской семьи. Будущий поэт родился в Орловской губернии, в родовом поместье Овстуг (сегодня это территория Брянской области), 23 ноября 1803 года. По эпохе Тютчев - практически современник Пушкина, и, как утверждают биографы, именно Пушкину обязан своей нечаянной славой поэта, так как по роду основной деятельности не был тесно связан с миром искусства.

Жизнь и служба

Большую часть детства провел в Москве, куда семья переехала, когда Федору было 7 лет. Мальчик учился дома, под руководством домашнего педагога, известного поэта и переводчика, Семена Раича. Учитель привил подопечному любовь к словесности, отмечал у него дар к поэтическому творчеству, однако родители прочили сыну более серьезное занятие. Так как у Федора был дар к языкам (с 12 лет он знает латынь и переводит древнеримские стихи), в 14-летнем возрасте он начинает посещать лекции студентов-словесников в Московском университете. В 15 лет зачислен на курс Словесного отделения, вступил в Общество любителей российской словесности. Лингвистическое образование и степень кандидата словесных наук позволяют Тютчеву двигаться в карьере по дипломатической линии - в начале 1822 года Тютчев поступает в Государственную коллегию иностранных дел и практически навечно становится чиновником-дипломатом.

Следующие 23 года своей жизни Тютчев проводит на службе в составе Русской дипломатической миссии в Германии. Стихи пишет и переводит немецких авторов исключительно «для души», с литературной карьерой почти никак не связан. Семён Раич продолжает поддерживать связь с бывшим учеником, он печатает в своем журнале несколько стихотворений Тютчева, но они не находят у читающей публики восторженного отклика. Современники считали лирику Тютчева несколько старомодной, так как в ней чувствовалось сентиментальное влияние поэтов конца 18 века. Между тем, сегодня эти первые стихи - «Летний вечер», «Бессонница», «Видение» - считаются одними из самых удавшихся в лирике Тютчева, они свидетельствуют о уже состоявшемся поэтическом таланте.

Поэтическое творчество

Первую известность Тютчеву принес Александр Пушкин, в 1836 году. Он отобрал для печати в своем сборнике 16 стихотворений никому не известного автора. Есть свидетельства, что Пушкин подразумевал в авторе молодого начинающего поэта и предрекал ему будущее в поэзии, не подозревая, что тот имеет солидный стаж.

Поэтическим источником гражданской лирики Тютчева становится его работа - дипломат слишком хорошо осознает цену мирных отношений между странами, так как становится свидетелем выстраивания этих отношений. В 1848-49 годах поэт, остро прочувствовав события политической жизни, создает стихотворения «Русской женщине», «Неохотно и несмело...» и другие.

Поэтический источник любовной лирики - во многом трагическая личная жизнь. Впервые Тютчев женится в 23 года, в 1826 году на графине Элеоноре Петерсон. Тютчев не любил, но уважал жену, а она боготворила его так, как никто и никого. В браке, продлившемся 12 лет, родилось три дочери. Однажды в поездке семья попала в катастрофу на море - супругов спасли из ледяной воды, и Элеонора сильно простудилась. Проболев год, жена умерла.

Тютчев вновь женился через год на Эрнестине Дёрнберг, в 1844 году семья вернулась в Россию, где Тютчев вновь начал восхождение по карьерной лестнице - министерство иностранных дел, должность тайного советника. Но настоящие жемчужины своего творчества посвящал не супруге, а девушке, ровеснице его первой дочери, которую с 50-летним мужчиной свела роковая страсть. Стихи «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи...» посвящены Елене Денисьевой и сложены в так называемый «денисьевский цикл». Девушка, уличенная в связи с женатым стариком, была отринута и обществом, и собственной семьей, она родила Тютчеву троих детей. К сожалению, и Денисьева, и двое из их детей умерли от чахотки в один год.

В 1854 году Тютчев впервые издается отдельным сборником, в приложении к номеру «Современника». Его творчество начинают комментировать Тургенев, Фет, Некрасов.

62-летний Тютчев вышел в отставку. Он много думает, гуляет в окрестностях поместья, много пишет пейзажной и философской лирики, издается Некрасовым в сборнике «Русские второстепенные поэты», обретает известность и подлинное признание.

Однако поэт раздавлен потерями - в 1860-е умерли его мать, брат, старший сын, старшая дочь, дети от Денисьевой и она сама. В конце жизни поэт много философствует, пишет о роли Российской империи в мире, о возможности выстраивания международных отношений на взаимном уважении, соблюдении религиозных законов.

Поэт скончался после серьезного инсульта, поразившего правую половину тела, 15 июля 1873 года. Он умер в Царском Селе, перед смертью успев случайно увидеться со своей первой любовью - Амалией Лерхенфельд и посвятив ей одно из самых своих известных стихотворений «Я встретил вас».

Поэтическое наследие Тютчева принято делить на этапы:

1810-20 годы - начало творческого пути. В лирике очевидно влияние сентименталистов, классической поэзии.

1820-30 годы - становление почерка, отмечается влияние романтизма.

1850-73 годы - блистательные, отточенные политические стихотворения, глубокая философская лирика, «Денисьевский цикл» - образец любовной и интимной лирики.

Талантливый лирик и публицист, отличный дипломат и государственный деятель России позапрошлого века, автор знаменитого романса «Я встретил вас». Узнали о ком речь? Это Тютчев. Биография поэта, воспевшего любовь и природу, - это история развития классической традиции и расцвета романтизма в русской литературе.

Тютчев: биография кратко

Биография Тютчева знакома всем школьникам, поскольку имя этого поэта вошло в историю становления и развития литературы. Стихи Тютчева входят в золотую коллекцию русской литературы эпохи романтизма. В его лирике сочетаются одические традиции XVIII века с романсовыми экспериментами лирики середины XIX века.

Судьба поэта неразрывно связана с судьбой страны. Тютчев происходил из древнего рода, история которого началась еще в XIII веке с итальянца татарского происхождения Дуджи из Сугдеи - крымского полиса. Эта фамилия в русском фонетическом варианте зазвучала как Тутче, а вскоре трансформировалась в Тютчев.

Ученые, которые пытались восстановить происхождение этой фамилии и ее значение, высказали версию, что корни следует искать в уйгурском наречии, где есть слово tutaci, что означало ‘тот, кто играет на пастушьем рожке’. Возможно, что предок Федора Ивановича также обладал музыкальным и стихотворным талантом, проявившимся в славном наследнике рода.

Тютчевы - знаменитая дворянская фамилия, владевшая поместьями в Ярославской, Московской, Тамбовской, Рязанской губерниях. Иван Николаевич - отец писателя - владел большим имением в Орловской губернии. Это было село Овстуг, где в 1803 году и появился на свет будущий поэт Федор Иванович Тютчев. Случилось это в последний месяц осени, 23 числа.

Федор был не единственным ребенком в семье. Помимо него, был старший сын Коля и младшая сестренка Дарья. Дети, как было принято в дворянских семьях, обучались дома. Сначала их воспитывал и обучал началам грамоты бывший крепостной Николай Хлопов - честный, благочестивый и порядочный человек.

Уже в семилетнем возрасте Федор проявил незаурядные умственные и художественные наклонности. Он зачитывался произведениями Василия Жуковского и Михаила Державина. Развитию его эстетических вкусов способствовала столичная атмосфера Москвы. Здесь семья приобрела небольшой дом. Однако вскоре Москву пришлось покинуть: в город вошли наполеоновские войска.

Время французской оккупации Тютчевы переждали в своем ярославском поместье, а по возвращении в Москву наняли именитого и талантливого педагога, который дал детям систематические знания и привил любовь к иностранным языкам - важной составляющей хорошего образования тогдашних дворян.

Эта миссия была возложена на Семена Раича. Талантливый литератор, он поощрял интерес Федора Тютчева к шедеврам мировой литературы, античной поэзии, классической французской литературе.

Уже в 14 лет Федор Иванович обладал хорошими знаниями, настолько разбирался в литературе, что знаменитый критик Алексей Мерзляков не просто взял шефство над молодым дарованием, но и сделал его своим протеже в мире словесности.

Федора Тютчева по праву можно назвать вундеркиндом, потому что в 16 лет он стал студентом университета Москвы. Юноша выбрал филологическую стезю. Университетский курс будущая звезда поэзии окончил за два года. В стенах альма-матер он подружился с прекрасными мужами, творившими русскую литературу XIX века, - Михаилом Погодиным, Владимиром Одоевским, Степаном Шевыревым.

В восемнадцать лет Тютчев стал дипломатом. Его отправляют с миссией в Мюнхен. На одном из светских раутов он познакомился с Амалией Лерхенфельд - незаконнорожденной дочерью прусского короля. Девушка обладала восхитительной внешностью и огромными запросами, удовлетворить которые небогатый Федор Тютчев не мог. Молодые люди расстались.

Через год после замужества Амалии женился и поэт. Его избранница Элеонора фон Ботмер, домовитая, любящая и чуткая, родила поэту трех дочерей. Однако она не отвечала интеллектуальным запросам Федора Ивановича, поэтому он заводил интрижки на стороне.

Одна из его пассий - баронесса Эрнестина фон Пфеффель, по первому мужу Дернберг, - утешила поэта после внезапной кончины Элеоноры в 1838 году. На этой женщине Тютчев женился, как только завершился период официального траура.

Именно в этот период прерывается его дипломатическая миссия, однако поэт еще пять лет оттягивает возвращение на Родину. Он получает задание от Николая I создать благоприятный образ России для европейских политиков.

Вернувшись домой, Тютчев руководит комитетом при российском дипломатическом департаменте, который отвечал за цензуру. Вскоре ему присуждают высокий чиновничий ранг - 4-й. Федор Иванович - действительный статский советник, руководитель комитета цензуры, в ведении которого была иностранная литература, попадавшая в Россию.

Прослужив верой и правдой Отчеству до 1865 года, Тютчев уходит в отставку в звании тайного советника. И это самый высокий чин в иерархии государственных деятелей той поры.

На тот момент Федор Иванович утратил интерес к царской службе и пребывал в угнетенном душевном состоянии. К этому привела череда смертей его близких (матери, брата и племянника, дочери Марии).

В начале 1870-х годов Тютчев переносит апоплексический удар, вследствие которого у него отнялась левая рука. Вскоре произошел и второй приступ, который привел к смерти поэта на 70-м году жизни в 1873-м. Из Царского Села тело Тютчева перевезли на Новодевичье кладбище.

Тютчев: творческий путь

Поэзия стала частью жизни Федора Тютчева еще в раннем детстве. Биографы по-разному датируют первые пробы пера поэта: некоторые утверждают, что первый стих-эпитафия был написан Федором Ивановичем в четырехлетнем возрасте, другие же называют более зрелую дату - 12 лет, когда мальчик написал стих, посвященный отцу.

Несмотря на то что заниматься литературным творчеством Тютчев начал рано и уже в четырнадцать лет был членом Общества любителей словесности, это занятие он не считал основным. Возможно, поэтому весь багаж лирических произведений поэта состоит из трехсот текстов, третья часть которых - переводы.

Все произведения классика можно сгруппировать в три группы - пейзажная, гражданская и интимная лирика. О них расскажем подробнее:

  • Пейзажная лирика.

В XIX веке русская публика восхищалась лирическими описаниями природы, особой популярностью пользовались поэзии, посвященные дамам сердца. Большинство стихотворных произведений Федора Ивановича воплотили эти две темы.

Пребывание в Германии - стране, где зарождался романтизм, переводы текстов Гёте и Шиллера, которые делал молодой секретарь русского посольства в Мюнхене, его личное знакомство с Гейне сказались на формировании особой поэтической манеры Федора Тютчева. Литературоведы сошлись на том, что он канонизировал лирическую ветвь русской поэзии. Его ранние произведения созданы под влиянием лирики Державина и Ломоносова, немецких романтиков.

Немецкий период жизни Федора Ивановича отмечен появлением таких знаменитых его произведений, как: «Люблю грозу в начале мая» («Весенняя гроза»), «Летний вечер», «Утро в горах», «Пробуждение», «Как тихо веет над долиной» и другие. В них автор воспел красоту природы, ее гармоничность и одухотворенность. Идеальная и совершенная природа противопоставлялась дисгармонии социума, духовной приземленности человека.

В этот период Тютчев все еще находится под влиянием классической традиции, которая модернизируется благодаря романтическим настроениям поэтических образов.

  • Гражданская лирика.

Есть у поэта произведения, которые отображают его гражданскую позицию. Так, в связи с восстанием на Сенатской площади в 1825 году Федор Иванович пишет стихотворение «Вас развратило самовластье» .

Поэт осуждает революционный порыв декабристов. Тютчев был убежденный монархист. Он считал, что основа России - это самодержавие и православие, а любые демократические или либеральные изменения - утехи Европы.

В его раннем творчестве преобладают одические послания во славу императора Николая I, воспевание древней Руси, легендарных скандинавов, давших зачатки государственности русским землям, первых князей («Олегов щит», «Песнь скандинавских воинов» и пр.).

Пребывая на дипломатической службе, Тютчев реализовывал план по созданию позитивного образа России в глазах европейских правителей, формировал образ дружелюбного и прогрессивного общества, мудрого императора. В начале 1840-х гг. Тютчев познакомился с чешским филологом и поэтом Вацлавом Ганкой и под его влиянием проникся идеями славянофильства.

В 1860-х гг. Тютчев написал знаменитое четверостишие «Умом Россию не понять» , где указал на особенный путь развития русского государства, который не поддается рациональному и логическому пониманию. Его сложно осознать западным правителям.

Большая часть поэзий, которая написана в период дипломатической службы Тютчева, увидела свет только в 1836 году. Они были опубликованы в пушкинском альманахе «Современник».

  • Интимная лирика.

Наибольшей популярностью у почитателей таланта Тютчева пользовалась его интимная лирика. Расскажем о произведениях, которые связаны с любовными приключениями поэта.

«Я встретил вас» . Это лирическое произведение молодой дипломат посвятил Амалии Лерхенфельд. Нежная и романтическая особа, она вызывала восхищение Александра Пушкина и русского императора Николая I.

Теодор (Федор) был мимолетным увлечением светской барышни. Ее происхождение обязывало сделать соответствующую партию. Поэтому вскоре после встречи с Тютчевым Амалия вышла замуж за влиятельного барона Крюденера.

От вспышки страсти осталось только одно свидетельство - романтическое стихотворение, которое поэт посвятил своему увлечению. Оно стало популярным романсом благодаря музыке Леонида Милашкина.

Поэзии с криптонимом «К Н.» и «N» («Твой милый взор, невинной страсти полный» , «Ты любишь, ты притворствовать умеешь») посвящены первой жене Федора Тютчева - Элеоноре (Норе) фон Ботмер - вдове русского дипломата Петерсона.

Автор воспевает нежную и добродетельную женщину, очаровавшую его, подарившей ему свою страстную любовь. В поэзиях звучит тема тайны, которая скрывает их отношения. Известно, что их брак был тайным с 1826-го до 1829 года.

Поэт был безумно счастлив, однако предчувствие беды не давало ему покоя. Об этом он поведал в поэзии «Silentium!» . Действительно, через двенадцать лет счастливого брака Элеонора умирает. Причиной ее ранней смерти стало пережитое женщиной кораблекрушение в Балтийском море, когда они всей семьей возвращались из Германии в Россию.

«Люблю глаза твои, мой друг», «И чувства нет в твоих очах», «О, если бы тогда тебе приснилось» - эти лирические откровения Тютчева адресованы его второй жене Эрнестине Дернберг.

За яркую внешность женщину с легкой руки Ивана Тургенева называли «мефистофельской Мадонной». На самом деле она была доброй, чуткой и любящей женщиной.

Их связь с Тютчевым началась еще в Германии, когда была жива Элеонора. Та, узнав о связи мужа, совершила неудачную попытку самоубийства. Из-за этой интрижки поэта перевели в Россию. После смерти Норы 29-летняя Эрнестина и 36-летний Тютчев обвенчались.

Вторая жена была сущим ангелом: приняла детей поэта от первого брака, воспитывала их как собственных, родила еще трех малышей Федору Ивановичу, поощряла его занятия литературой, потому что была богата, терпела связь с Еленой Денисьевой. Поэзии, которые Тютчев посвятил Эрнестине, полны любви, обожания и покаяния.

«Денисьевский цикл» («Предопределение», «Пошли, господь, свою отраду» «О, не тревожь меня укорой справедливой!», О, как убийственно мы любим», «Любила ты, и так, как ты, любить», «Не раз ты слышала признанье» и др.) - это любовные стихотворения, посвященные Елене Денисьевой.

Дочери Тютчева учились в Смольном институте. Он часто их навещал и во время одного из посещений познакомился с красивой воспитанницей этого учреждения жизнерадостной и умной Еленой Денисьевой. Ему было 47 лет, а ей - 24 года.

Девушке прочили обычную для ее сословия карьеру придворной фрейлины и замужество с достойным человеком. Однако, влюбившись с первого взгляда в знаменитого поэта, она пошла наперекор общественному мнению.

Их связь длилась четырнадцать лет. Все это время Тютчев был женат на Эрнестине Дернберг и даже не помышлял о разводе. Елена умерла от чахотки на руках у любимого. Через время погибли двое детей, которых Денисьева родила поэту.

Цикл лирических произведений, рожденных под влиянием самой большой любви в жизни лирика, считается вершинным в его творчестве. Он воспел жертвенность любящей женщины, ее самоотверженность и смелость.

Федор Тютчев - один из ярких и самобытных лириков литературы XIX века. Его произведения - это отражение личности поэта, его убеждений, мнений, позиций, любовных переживаний. Тонкий лирик, большой патриот, он стал одним из символов русской классической поэзии.

Биография Тютчева.

Жизнь и творчество Тютчева. Реферат

С самого детства входит в нашу жизнь странным, завораживающей чистотой чувства, ясностью и красотой образов поэзия Федора Ивановича Тютчева:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвиться и играя,

Грохочет в небе голубом …

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября / 5 декабря 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда в средне-помещичьей, старо-дворянской семье. Первоначальное образование Тютчев получил дома. С 1813 года его учителем русского языка был С. Е. Раич, молодой поэт и переводчик. Раич знакомил своего ученика с произведениями русской и мировой поэзии и поощрял его первые стихотворные опыты. «С каким удовольствием вспоминаю я о тех сладостных часах, — рассказывал впоследствии в своей автобиографии Раич, — когда, бывало, весной и летом, живя в подмосковной, мы вдвоем с Ф. И. выходили из дома, запасались Горацием, или Вергилием кем либо из отечественных писателей и, усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение и утопали в чистых наслаждениях красотами гениальных произведений поэзии ». Говоря о необычных способностях своего «одаренного от природы» воспитанника, Раич упоминает о том, что «по тринадцатом году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом». Эти переводы из Горация 1815 — 1816 годов не сохранились. Но среди ранних стихах поэта есть ода «На новый 1816», в которой можно увидеть подражания латинскому классику. Она была прочитана 22 февраля 1818 поэтом и переводчиком, профессором Московского университета А. Ф. Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности. 30 марта того же года юный поэт был избран сотрудником Общества, а через год появилось в печати тютчивське свободное переложение из Горация-«Послания Горация к Меценату».

Осенью 1819 года Тютчев был принят в Московский университет на словесное отделение. Дневник этих лет товарища Тютчева, будущего историка и писателя М. П. Погодина, свидетельствует о широте их интересов. Погодин начал свой дневник в 1820 году, когда был еще студентом университета, увлеченным молодым, открытым для «впечатлений бытия», мечтавшие о «золотой век», о том, что через сто, через тысячу лет «не будет богатых, все сравняются» . В Тютчеву он нашел того «прекрасного молодого человека», каждый мог проверять и доверять свои мысли. Они говорили о «будущее образование» в России, о «свободном благородный дух мыслей», о оду Пушкина «Вольность» … 3. Обличительный тираноборчицький пафос «Вольности» был сочувственно воспринят молодым поэтом, и он ответил стихотворным посланием Пушкину («К оде Пушкина на вольность»), в котором приветствовал его как обличителя «тиранов закоснелых». Однако свободомыслие юных мечтателей носило в достаточной степени умеренный характер: Тютчев сравнивает «огонь свободы» с «пламенем божьим», искры которого сыплются на «чела бледных царей», но в то же время, приветствуя глашатая «святых истин», он призывает его «рознижуваты», «умилять», «смягчать» сердца царей — не затмевая «блеска венца».

В юношеском стремлении постичь всю полноту бытия университетские товарищи обращались к литературе, истории, философии, все подвергая своему критическому разбору. Так возникали их споры и беседы о русский, немецкий и французский литературе, «влияние, которое словесность одного языка имеет на словесность другого», о курсе лекций по истории русской литературы, они слушали на словесном отделении.

В раннем интересе Тютчева к идеям далеких друг от друга мыслителей отразились и поиски собственных решений, и ощущение сложности, неоднозначности этих решений. Тютчев искал свое собственное прочтение «книги природы», в чем убеждает нас все его дальнейшее творчество.

Университет Тютчев закончил за два года. Весной 1822 года он был уже зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен сверхштатным чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, вскоре уехал за границу. Первые шесть лет пребывания за границей поэт числился «сверх штат» при русской миссии и только в 1828 году получил место второго секретаря. Эту должность он занимал вплоть до 1837 года. Не раз в письмах к родным и знакомым Тютчев шутливо писал о том, что слишком затянулось его ожидание повышения, и так же шутливо объяснял: «Потому что я никогда не относился к службе серьезно, — справедливо, чтобы служба также смеялась надо мной».

Тютчев был противником крепостного права и сторонником представительной, установленной формы правления — больше всего, конституционной монархии. С большой остротой Тютчев осознавал несоответствие между своим представлением о монархии и ее действительное воплощение в российском самодержавном строе. «В России канцелярия и казармы», «все движется вокруг кнута и чина», — в таких саркастических афоризмах выразил Тютчев, приехавший в Россию в 1825 году, свои впечатления от аракчеевского режима последних лет царствования Александра I.

За границей Тютчев пробыл более двадцати лет. Там он продолжает много переводить. От Горация, Шиллера, Ламартина, привлекавшие его внимание еще в Москве, он обращается к Гете и к немецким романтикам. Первым из русских поэтов Тютчев переводит стихи Гейне, и притом до выхода в свет «Путевых картин» и «Книги песен», сделали имя автора столь популярным в Германии. С Гейне одно время его связывают дружеские отношения. В писем 1828 года К. А. Фарнхагену фон Энзе Гейне называл дом Тютчев в Мюнхене (в 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон) «прекрасным оазисом», а самого поэта — своим лучшим тогдашним другом.

Конечно, переводами не ограничивалась поэтическая деятельность Тютчева этих лет. В 20-30-е годы он пишет такие оригинальные стихи, свидетельствующие о зрелости и самобытности его таланта.

Весной 1836 года, выполняя просьбу бывшего сослуживца по русской миссии в Мюнхене кн. И. С. Гагарина, Тютчев послал в Петербург несколько десятков стихотворений. Через Вяземского и Жуковского с ними познакомился Пушкин, встретил их с «удивлением» и «захватом» — с удивлением и восторгом перед «неожиданным появлением» стихотворений, «выполненные глубины мыслей, яркости красок, новости и силы языка». Двадцать четыре стихотворения под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и с подписью «Ф. Т. »появились в третьем и четвертом томах пушкинского« Современника ». Печать стихов Тютчева на страницах «Современника» продолжалось и после смерти Пушкина — вплоть до 1840 года. За некоторыми исключениями, они были отобраны еще самим Пушкин.

В 1837 году Тютчев был назначен старшим секретарем русской миссии в Турине, а затем вскоре — поверенным в делах. На время оставив семью в Петербурге, в августе 1837 года Тютчев уехал в столицу сардинская королевства и через четыре с половиной месяца по приезде в Турин писал родителям: «Поистине, мне здесь совсем не нравится и только безусловная необходимость заставляет меня мириться с подобным существованием. Оно лишено всякого рода занимательности и представляется мне плохим спектаклем, тем более скучным, что он насылает скуку, тогда как единственной его достоинством было забавлять. Такое точно и существование в Турине.

30 травня/11 июня 1838 года, как рассказывал потом сам поэт в письме к родителям, ему пришли сообщить, что у Любека, у берегов Пруссии, сгорел русский пассажирский пароход «Николай I», который вышел из Петербурга. Тютчев знал, что на этом пароходе должны были его жена и дети, направлявшиеся в Турин. Он тотчас же выехал из Турина, но только в Мюнхене узнал подробности о том, что случилось.

Пожар на теплоходе вспыхнул в ночь с 18/30 на 19/31 мая. Когда разбуженные пассажиры выбежали на палубу, «два широких столба дыма пополам с огнем поднимались по обеим сторонам трубы и вдоль мачт началась ужасная суматоха, что уже и не прекращалась. Беспорядки были невообразимый … »- вспоминал в своем очерке« Пожар на море »И. С. Тургенев, который тоже был на этом пароходе.

Элеонора Тютчева обнаружила во время катастрофы полное самообладание и присутствие духа, но и без того слабое здоровье ее было окончательно подорвано пережитым в эту страшную ночь. Смерть жены потрясла поэта, затмив много лет горечью воспоминаний:

Твой милый образ, незабвенный,

Он передо мной везде, всегда,

Доступен, неизменный,

Как ночью на небе звезда …

В пятилетнюю годовщину смерти Элеоноры Тютчев писал той, которая помогла перенести вес потери и вошла в жизнь поэта, по его собственному признанию, как «земной призрак»: «Сегодняшнее число-9 сентября — печальное для меня число. Это был самый ужасный день в моей жизни, и не будь тебя, он был бы, вероятно, и моим днем »(письмо Ернестины Федоровна Тютчева от 28 августа / 9 сентября 1843 года).

После вступления во второй брак с Ернестиною Дернберг Тютчев вынужден был подать в отставку из-за самовольный отъезд в Швейцарию по случаю венчания, которое состоялось 17/29 июля 1839 года. Подав в отставку, осенью 1839 года Тютчев вновь поселился в Мюнхене. Однако дальнейшее пребывание на чужбине, не обусловленное служебным положением, становилось все более и более тяжелым для поэта: «Хоть я и не привык жить в России, — писал он родителям 18/30 марта 1843 года, — но думаю, что невозможно быть более прив «связанным к своей стране, чем я, более постоянно озабоченным тем, что в ее относится. И я заранее радуюсь тому, что снова окажусь там ». В конце сентября 1844 Тютчев с семьей вернулся на родину, а через полгода был вновь зачислен в ведомство Министерства иностранных дел.

Петербургский период жизни поэта отмечен новым подъемом его лирического творчества. В 1848-1849 годах он пишет действительно сделаны стихи: «Неохотно и несмело …», «Когда в кругу убийственных забот …», «Слезы людские, о слезы людские …», «Русской женщине», «Как Дымный столб светлеет в вышине … »и др.. В 1854 году в приложении к мартовскому того «Современника» вышел первый сборник стихов Тютчева, а в майской книжке того же журнала появилось еще девятнадцать стихотворений. В том же году стихи Тютчева вышли отдельным изданием.

Появление сборника стихов Тютчева было большим событием тогдашней литературной жизни. В «Современнике» выступил со статьей «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева» И. С. Тургенев «… Мы не могли душевно не порадоваться, — писал Тургенев, — собранию воедино разбросанных доселе стихотворений одного из самых замечательных наших поэтов, как бы переданного нам приветом и одобрением Пушкина ». В 1859 году в журнале «Русское слово» была помещена статья А. А. Фета «О стихотворениях Ф. Тютчева», в которой говорилось о нем как о самобытного «властелина» поэтической мысли, который способен соединять «лирическую смелость» поэта с неизменным «чувством меры». В том же 1859 году появилась знаменитая статья Добролюбова «Темное царство», в которой среди суждений об искусстве встречается оценка особенностей поэзии Тютчева, ее «жгучей страстности» и «суровой энергии», «глубокой думы, возбужденного не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни ».

В ряде новых созданий поэта выделяются замечательные по своей психологической глубине стихотворения: «О, как убийственно мы любим …», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит..», «Последняя любовь» и некоторые другие. Дополнены в последующие годы такими поэтическими шедеврами, как «Весь день она лежала в забытьи …», «Есть и в моем страдальческом застое …», «Сегодня, друг, пятнадцать лет прошло. . »,« Накануне годовщины 4 августа 1864 г. »,« Нет дня, чтобы душа не ныла … », — они составили так называемый« Денисовский цикл ». Этот цикл стихотворений представляет как бы лирическую повесть о любви, пережитой поэтом «на склоне лет», — о любви его к Елене Александровне Денисовой. Их «беспределе» в глазах общества отношения продолжались в течение четырнадцати лет. В 1864 году Денисова умерла от чахотки. Не сумев оградить любимую женщину от «суда людского», Тютчев в страданиях, причиненных ей двусмысленным ее положением в обществе, обвиняет прежде всего самого себя.

Политическое мировоззрение Тютчева в основном складывается к концу 40-х годов. За несколько месяцев до своего возвращения на родину он выпускает в Мюнхене брошюру на французском языке «Письмо г-ну доктора Густава Кольбе» (впоследствии перепечатывалась под названием «Россия и Германия»). В этом произведении, посвященном взаимоотношениям царской России с германскими государствами, Тютчев в противовес Западной Европе выдвигает Европу Восточную как особый мир, живущий своей самобытной жизнью, где «Россия во все времена служила душой и движущей силой». Под впечатлением западноевропейских революционных событий 1848 года Тютчев задумывает большой философско-публицистический трактат «Россия и Запад». Сохранились лишь общий план этого замысла, две главы, обработанные в виде самостоятельных статей на французском языке («Россия и революция», «Папство и римский вопрос» — опубликованы в 1849, 1850 годах), и конспективно наброски других разделов.

Как свидетельствуют эти статьи, а также письма Тютчева, он убеждается в том, что «Европа трактатов 1815 года» уже перестала существовать и революционное начало глубокий «проникло в общественную кровь». Видя в революции только стихию разрушения, Тютчев ищет результат той кризисе, колеблет мир, в реакционной утопии панславизма, преломленной в его поэтическом воображении как идея единения славян под эгидой русского — «всеславянского» царя.

В поэзии Тютчева 50-60-х годов усиливается трагизм восприятия жизни. И причина этого-не только в пережитой им драме, связанной с любовью к Е. А. Денисовой и ее смертью. В его стихах возникают обобщенные образы пустынного края, «бедных поселков», «бедного нищего». Резкий, беспощадный жестокий контраст богатства и бедности, роскоши и обездоленности отражен в стихотворении «Пошли, господи, свою отраду …». «Безнадежно-грустными, раздирающих душу предсказаниями поэта» выполнен стихотворение «Российской женщине». Зловещий образ нечеловеческого «света», что губит клеветой весь лучше, образ света-толпы, возникает в стихах «Две силы есть — две роковые силы …» и «Чему молилась ты с любовью …».

В 1858 году назначен председателем Комитета цензуры иностранной, Тютчев не раз выступал в роли заместителя изданий, подвергнутых цензурной каре, находившихся под угрозой преследования. Поэт был глубоко убежден в том, что «нельзя накладывать на умы безусловное и слишком продолжительное сжатие и гнет без существенного вреда для всего общественного организма», что задача правительства должна заключаться не в подавлении, а в «направлении» печати. Реальная действительность, равно постоянно говорила о том, что для правительства Александра II, как и для правительства Николая I, единственно приемлемым методом «направления» печати был метод полицейского преследования.

Хотя Тютчев до конца своих дней занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной (умер поэт 15/27 июля 1873 года), и служба, и придворно-бюрократическое окружение обременяли его. Среда, к которой принадлежал Тютчев, была далека ему, не раз из придворных церемоний он выносил чувство досады, глубокой неудовлетворенности собой и всем окружающим. Поэтому чувством тоски, одиночества, разочарования проникнуты почти все письма Тютчева. «Я его люблю, — писал Л. Толстой, — и считаю одним из тех несчастных людей, что неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».