Краткая биография эдгара по.

Человек, от лица которого Эдгар По ведёт повествование «Золотого жука» (в дальнейшем – Рассказчик), знавал некоего Вильяма Леграна. Легран некогда был богат, но потом разорился и стал жить на Сэлливановом острове, у берегов Южной Каролины. Он обитал там в сооружённой им самим хижине, вместе со старым негром Юпитером. Юпитер некогда был семейным рабом, потом получил вольную, но даже и после этого не прекратил ухаживать за бывшим хозяином. Легран был человеком недюжинных способностей, имел немало книг и богатейшую коллекцию насекомых.

В один октябрьский день 18.. года Рассказчик посетил жилище Леграна. Возбуждённый хозяин поведал ему, как только что поймал неизвестного науке жука. По цвету этот жук был золотым, по весу очень тяжёлым – как будто он и правда сделанным из золота. На спине золотой жук имел три пятна.

По пути домой Легран на время дал жука одному офицеру из соседнего форта, а для Рассказчика решил нарисовать его. Не найдя в столе бумаги для рисунка, Легран изобразил жука на каком-то грязном клочке, вынутом из жилетного кармана. Едва он передал рисунок Рассказчику, как в дом вбежал пёс Леграна. Зная гостя, он стал ласкаться к нему. Рассказчик дружески погладил собаку.

Рассмотрев рисунок Леграна, гость поразился сходству золотого жука с черепом. Три пятна на спине насекомого находились как раз в тех местах, где у черепа глазницы и оскал. Да и форма жука весьма напоминала мёртвую голову. Рассказчик обратил на это внимание Леграна. Тот удивился, взял рисунок в руки – и вдруг пришёл в сильное волнение: стал пересаживаться с место на место, поворачивая бумагу так и этак. Под конец он спрятал рисунок в бюро и закрыл ящик на ключ.

Через месяц негр Юпитер приехал к Рассказчику в соседний город Чарльстон и сообщил, что его хозяин нездоров. Когда они вдвоём нашли золотого жука, тот укусил Леграна. В этом Юпитер и видел причину болезни. Сам он избежал укуса потому, что поднял валявшийся на земле клочок бумаги и завернул жука в него. Легран же теперь целыми днями сидит дома, пишет какие-то чудные цифры, а во сне постоянно говорит о золоте. Юпитер передал и записку от Леграна, где тот просил Рассказчика приехать к нему сегодня же вечером «по делу великой важности».

Заинтригованный Рассказчик отправился к другу вместе с Юпитером. Негр вёз с собой две лопаты и косу, купленные в городе по поручению хозяина.

Легран встретил их в большом возбуждении. Он не расставался с привязанным на конец шнурка засушенным золотым жуком и повторял странные слова о том, что жук вернёт ему утраченное ранее богатство. Гость поначалу тоже счёл Леграна больным, но удостоверился в отсутствии у него лихорадки. Легран объявил, что сегодня вечером они с Юпитером идут на важную прогулку в горы, и пригласил Рассказчика участвовать в ней.

Эдгар По «Золотой жук». Аудиокнига

После обеда все трое вышли из дома, переплыли с острова на материк и около двух часов шли вглубь горной гряды. Дойдя до мрачного плато у подножья одного неприступного склона, Легран приказал негру выкосить тропинку к стоявшему здесь большому тюльпановому дереву. Он спросил, сможет ли Юпитер взобраться на него. Ловкий негр полез вверх до толстого сука, находившегося на большой высоте. Легран велел Юпитеру ползти по этому суку до седьмой ветки. Добравшись туда, Юпитер вдруг закричал от страха: в этом месте на дереве был прибит гвоздём человеческий череп.

Перед тем как негр полез на дерево, Легран дал ему золотого жука. Теперь он велел Юпитеру продеть шнур с жуком на всю длину через левый глаз черепа, а потом отпустить, чтобы жук упал вниз. Место падения жука Легран отметил колышком, а потом вынул землемерную ленту, соединил колышек с деревом, отступил по образованной этими двумя точками прямой на пятьдесят футов назад и сказал, что они втроём должны копать здесь.

Было уже темно. Рытьё продолжалось при фонарях не менее двух часов. Трое мужчин вырыли глубокую яму, но, ничего не найдя в ней, прекратили работу и двинулись домой. Легран выглядел крайне разочарованным.

Однако через несколько шагов он резко повернулся и потребовал, чтобы Юпитер показал ему, где находится левый глаз. Негр положил руку на правый. Стало ясно: Юпитер не различал правую и левую сторону и пропустил золотого жука через правую глазницу черепа. Обрадованный Легран повёл спутников обратно к дереву. Юпитер вновь залез на него и повторил свой прежний опыт уже с верной стороны. Легран отметил новое место падения жука на землю, так же соединил его с деревом и отступил по этой прямой на пятьдесят футов. Новый результат его расчётов находился довольно далеко от предыдущего.

Они снова начали копать. Сопровождавший их пёс на сей раз стал тревожно лаять. Перед тремя мужчинами вскоре открылись в земле два человеческих скелета и большой сундук, окованный железными полосами. Открыв его, торжествующие золотоискатели увидели груды монет и драгоценных камней. Сокровищ было так много, что в хижину Леграна на острове их не удалось перенести за один раз – пришлось возвращаться во второй.

Иллюстрация к рассказу Эдгара По «Золотой жук»

Рассказчика интересовало, как же Легран определил местонахождение богатств. Вот что тот сообщил ему.

Грязный листок бумаги, на котором он рисовал золотого жука, был подобран Юпитером на месте, где они вдвоём нашли насекомое. Негр завернул жука в этот листок. Когда Рассказчик рассмотрел рисунок и вернул его Леграну, тот неожиданно заметил: на листке был не его беглый набросок, а изображение черепа, сделанное неизвестно кем. Леграна осенило: гладя подбежавшую собаку, его гость поднёс руку с листком к огню камина. Череп был нарисован особыми тайными чернилами. Незаметные в обычном состоянии, они проступали на бумаге под действием жара.

При случайном движении руки к камину Рассказчик «проявил» лишь один угол листка. Когда гость ушёл, Легран прогрел его на огне целиком. Череп сразу напомнил ему о пиратском флаге. Теперь же в другом углу листка, там, где обычно ставят подпись, выявилось изображение козлёнка (kid). Легран вспомнил о знаменитом пиратском капитане Кидде: поговаривали, что тот зарыл награбленные сокровища где-то неподалёку.

Между черепом и козлёнком стояла длинная и странная комбинация цифр, скобок, черт и звёздочек. Это явно была тайнопись. Леграну были знакомы способы дешифровки. Зная, какие буквы с какой частотой встречаются в английском языке, он постепенно сопоставил их с частотой отдельных знаков пиратской записки и сумел прочесть её. Записка гласила, что нужно пойти в «Трактир епископа», посмотреть там в подзорную трубу с «чёртова стула» в определённом, указанном градусами направлении, потом «стрелять из левого глаза мёртвой головы» и пойти по «прямой от дерева на 50 футов».

Одна древняя старушка рассказала Леграну, что «Трактиром епископа» в старину назывался один скалистый утёс в окрестностях. Отправившись к этому утёсу, Легран увидел в нём выступ, напоминавший стул. Он уселся туда с подзорной трубой, глянул в указанном направлении и внезапно увидел череп на дереве. Легран догадался, что выражение «стреляй» значит «опусти пулю» из левого глаза черепа. Дальше уже всё было понятно. Вместо пули он использовал золотого жука, благодаря которому был найден заветный листок.

Двое скелетов в яме были, скорее всего, двумя пиратами, которые помогали Кидду зарыть сокровища. Он убил их как ненужных свидетелей.

Автор ставит читателя в известность о том, что он собирается рассказать историю, поверить в которую может только сумасшедший. Он не рассчитывает дожить до завтра, поэтому хочет сегодня облегчить свою душу покаянием. Рассказ пойдёт о чисто семейных событиях.

В детстве автор отличался послушанием и кротостью нрава. Нежная душа влекла его к животному миру. Рано женившись, он нашёл в своей супруге те же наклонности. В доме у молодой пары было много домашних животных. Одним из них был полностью чёрный, крупный и красивый кот – обладатель редкого ума. Плутон (так звали кота) очень любил автора и сам был его любимцем. Дружба человека и животного продолжалась несколько лет. За это время под влиянием алкоголя характер автора резко изменился: он стал мрачным, раздражительным и безразличным к чувствам окружающих; кричал на жену и даже поднимал на неё руку. Животные не могли этого не чувствовать. К Плутону автор относился дольше всех хорошо, но потом сорвался и на нём, когда вернулся домой из кабака в сильном подпитии.

Со временем кошачья рана зажила, но Плутон стал избегать автора. Мужчина первое время горько сожалел о содеянном, но потом стал ожесточаться и из духа противоречия повесил животное на суку.

В ночь после убийства кота загорелся дом автора. Он сам, его жена и слуга едва не сгорели заживо. Герой разорился и погрузился в отчаяние. На пепелище он нашёл единственную оставшуюся целой внутреннюю перегородку посреди дома, к которой примыкало изголовье его кровати. На ней было нечто вроде барельефа с изображением огромного кота с верёвкой на шее. Автор решил, что это отпечаток повешенного кота, которого кинули ему в комнату, чтобы разбудить во время пожара.

Долгие месяцы героя преследовал призрак кота. Посещая притоны, он мечтал найти там животное, похожего на Плутона, и нашёл. Чёрный кот с большим грязно-белым пятном на груди с радостью пошёл за автором и прижился в его доме. Наутро герой обнаружил, что у нового кота нет одного глаза. Со временем он проникся ненавистью к животному. Чем сильнее автор ненавидел кота, тем больше последний доставал его своими ласками. Чувство вины и страх останавливали автора от новой расправы, но со временем душевные страдания вытеснили из него остатки добрых чувств. Как-то раз спускаясь в подвал с женой, автор, запнувшись за кота, обезумел от бешенства, схватил топор и... раскроил голову жене, позволившей себе остановить его расправу над животным.

Труп жены автор замуровал в стену подвала. Ночью он спал крепким и спокойным сном. После исчезновения жены полицейские провели короткое дознание и обыск. На четвёртый день они вернулись, чтобы ещё раз тщательно обыскать подвал. Радуясь тому, что против него не найдено никаких улик, автор впал в состояние непонятного ликования и, желая доказать полицейским свою полную невиновность, начал колотить тростью по кладке. Из-за стены раздался душераздирающий вопль. Вскрыв стену, полицейские обнаружили за ней тронутый распадом труп женщины с сидящим у неё на голове котом.

  • «Чёрный кот», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
  • «Золотой жук», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
  • «Падение дома Ашеров», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
  • «Ворон», художественный анализ стихотворения Эдгара Аллана По

Потомка старинного аристократического рода Уильяма Леграна преследуют неудачи, он теряет все свое богатство и впадает в нищету. Дабы избежать насмешек и унижений, Легран покидает Новый Орлеан, город своих предков, и поселяется на пустынном островке вблизи атлантического побережья. В зарослях миртовой рощи Легран сооружает себе хижину, где и обитает со старым слугой-негром Юпитером и громадным ньюфаундлендом. Отшельничество Уильяма скрашивают книги и прогулки по берегу моря, во время которых он удовлетворяет свою страсть энтомолога: его коллекции насекомых позавидовал бы не один натуралист.

Рассказчик частенько навещает своего друга в его скромном жилище. В один из таких приходов Легран и негр наперебой рассказывают о последней добыче - золотом жуке, которого им удалось на днях поймать. Расспрашивая о подробностях, Рассказчик замечает, что Легран воспринимает эту находку как счастливое предзнаменование - его не покидает мысль о внезапном и скором богатстве. Юпитер беспокоится, не заболел ли хозяин: по его словам, Легран все время что-то считает и надолго исчезает из дома.

Через какое-то время Рассказчик получает от Леграна записку с просьбой посетить его по некоему важному делу. Лихорадочный тон записки заставляет Рассказчика поторопиться, и он в тот же день оказывается у друга. Легран ожидает его с видимым нетерпением и крепко стиснув руку приятеля, объявляет, что пойманный недавно жук оказался из чистого золота. Рассказчик недоумевает: жук действительно хорош - это неизвестный дотоле науке экземпляр, но при чем тут золото? Легран предлагает всем тут же отправиться в путь - на материк, в горы - в конце экспедиции они поймут, что он имеет в виду. Поход займет не так уж много времени, уверяет Легран: к заходу солнца они вернутся.

Около четырех часов компания отправляется в путь. Юпитер несет косу и лопату, Легран - жука, привязанного к концу шнура. Рассказчик, видя в этом явное доказательство безумия друга, с трудов удерживается от слез. Дойдя до мыса, они садятся в ялик и переправляются на материк; там, взобравшись на высокий берег, идут около двух часов по пустынному, поросшему ежевикой плато, пока вдали не показывается тюльпановое дерево необыкновенной высоты. Юпитер выкашивает к дереву тропинку, а затем взбирается на него, прихватив с собой по приказу Леграна жука. Надо ли говорить, что и слуге, и другу такое приказание кажется бредом сумасшедшего.

Сверху доносится испуганный крик негра: он увидел прибитый к суку череп. Это известие приводит Леграна в непонятный восторг, и он отдает ещё одно, не менее странное приказание - пропустить жука через левую глазницу черепа. Юпитер, не желая противоречить утратившему рассудок хозяину, выполняет и это. Забив колышек точно там, куда опустился жук, Легран начинает в этом месте копать; друг присоединяется к нему, думая, что Легран заразился обычной на Юге манией кладокопательства. Он, однако, решает и дальше не перечить безумцу и принять участие в поисках клада, чтобы наглядным образом убедить фантазера в беспочвенности его замысла.

Они трудятся уже часа полтора, когда их прерывает отчаянный лай ньюфаундленда. Пес рвется в яму, а спрыгнув туда, мигом отрывает два человеческих скелета. Два удара лопатой - и компаньоны видят несколько золотых монет и торчащее из земли железное кольцо. Работа после этого идет быстрее, и вскоре становится понятно, что кольцо прикреплено к крышке прекрасно сохранившегося деревянного сундука. В сундуке, который дрожащими руками открывают кладоискатели, находится настоящее сокровище - груды золота и драгоценных камней.

Обратный путь с тяжелым сундуком был нелегким. Когда приятели уже дома внимательно разглядывают и сортируют сокровища, то по самой скромной оценке содержимое сундука тянет на полтора миллиона долларов. Наконец, видя, что Друг сгорает от любопытства, Легран принимается за рассказ…

Когда Легран поймал жука, тот его укусил. Неподалеку из песка торчит какая-то бумажка, и Юпитер, подобрав её, передает хозяину, который заворачивает в нее жука. Дома Легран обращает внимание на то, что найденная бумага - это пергамент, а когда под воздействием тепла на нем проступает изображение черепа, прогревает его дальше. Вскоре рядом с черепом появляется изображение козленка. После этого у Леграна уже не остается сомнений в том, что клад закопал знаменитый пират Кидд («кид» - «козленок» по-английски). Он не раз слышал предания о кладах, зарытых Киддом и его сообщниками на атлантическом побережье. Легран продолжает нагревать пергамент, пока на нем не выступают цифры - пиратский шифр, который после долгой умственной работы Леграну удается разгадать. Окончательный текст остается загадочным: «Хорошее стекло в трактире епископа на чертовом стуле двадцать один градус и тринадцать минут северо-северо-восток главный сук седьмая ветвь восточная сторона стреляй из левого глаза мертвой головы прямая от дерева через выстрел на пятьдесят футов».

Расспросив местных старожилов, Легран узнает, что «трактир епископа» и «чертов стул» - названия определенных скал и утесов. «Хорошее стекло» - конечно же бинокль. Обозревая в указанном направлении местность, Легран видит тюльпановое дерево и не сомневается, что, забравшись на него. Юпитер обнаружит там череп. «А зачем надо было опускать именно жука?» - недоумевает Рассказчик. «Ваши намеки на то, что я не в себе, рассердили меня, и я решил отплатить вам маленькой мистификацией», - отвечает Легран.

Эдгар Аллан По краткая биография изложена в этой статье.

Эдгар Аллан По краткая биография

Эдгар Аллан По - американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, представитель американского романтизма. Создатель формы современного детектива и жанра психологической прозы

Родился 19 января 1809 года в Бостоне в семье бродячих актеров. Родители умерли, когда ему было всего два года. Его усыновил зажиточный купец Джон Аллан. Детство Эдгара прошло в обстановке достаточно богатой. В шесть лет он был отдан на обучение в Лондонский пансион. Затем он поступил в колледж в США, а заканчивать образование Эдгара отправили в университет в Ричмонде.

Вскоре жизнь в богатстве закончилась. Осенью 1826 года произошел разрыв между Джоном Алланом и его приёмным сыном. Поводом к ссоре послужило то, что Аллан отказался заплатить карточные долги Эдгара. С 17 лет он начал скитальческую жизнь. В Бостоне под псевдонимом он напечатал сборник стихов, затем поступил на службу в армию. По возвращении ему пришлось работать на износ в различных периодических изданиях, чтобы как-то продержаться на плаву. Стихи поначалу не приносили особого успеха, а вот новелла «Рукопись, найденная в бутылке» сразу же появилась на первых страницах журналов. В 1835 лет он женился на своей 14-летней кузине Вирджинии.

Вскоре он переехал в Филадельфию и поступил редактором в один журнал. Казалось, жизнь налаживалась. Там он в двух томах выпустил свою прозу – «Гротески и арабески». Настоящий успех и популярность пришли к писателю с поэмой «Ворон», написанной в 1845 году в Нью-Йорке. Его сразу же пригласили в престижный журнал, но этот успех продлился недолго. Журнал быстро обанкротился, а в 1847 г. его жена умирает.