Краски родной земли.

Вторую неделю думаю о куколках тряпичных, вспоминаю одесскую ярмарку рукоделия и девушек рукодельниц, как ловко и красиво сворачивали и сшивали ярких куколок и лошадок из разноцветья лоскутков и ниток.
У меня под подушкой живет Птица Счастья пузатенькая с трепетными крылышками, давным-давно принесла ее Наденька с фестиваля М@СТЕР@, своими руками сделала из светлой тряпочки и ниток - маленькое Чудо!
Сегодня в отделе литературы по искусству сама в руки попросилась книга "Русская народная кукла" (авторы Галина и Мария Дайн).
Читаю:
"Еще в середине ХХ века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия начали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти ".
Удивительно, я никогда не задумывалась о том, какие куклы были у моей мамы? Надо тетушек пораспросить во что они играли.
Бабушка Оля рассказывала, что в детстве заворачивала в тряпочку деревянную ложку и ее нянчила)
У писателя Евгения Носова есть рассказ "Лоскутное одеяло", где веселое разноцветное полотнище, умело собранное из лоскутков, обрезков от шитья нехитрой крестьянской обновы роднит и душевно сближает внука и бабушку.

Лоскутное одеяло

Из дальних далей

Было у моей бабушки Варвары Ионовны одеяло, собранное из разных лоскутов материи.
Бабушка иногда шивала нехитрые крестьянские обновы: штаны и рубахи, кофты и сарафаны, да и нам, ребятне, всякую всячину. От этого и оставались обрезки, из которых бабушка кроила одинаковые косяки, сшивала их попарно в квадраты, а уж из квадратов получалось веселое разноцветное полотнище, служившее верхом ватному простеганному одеялу.
Я лежу под его уютной толщей и жду к себе бабушку. А она на ногах чуть ли не с первыми петухами, все еще хлопочет по дому: что-то споласкивает, ставит в печь коровье пойло, накрывает рушником хлеб на столе, разбирает на пары и рассовывает по печуркам вязёнки и шубные рукавицы. И уж после всего гасит лампу, запалив каганец, слаженный ею из пузырька, сырой картофельной кружалки и ватного фитиля. Застя ладонью робкий язычок огня, похожий на тыквенное семечко, она ставит каганец на высокий припечек, чтобы сразу освещал и кухню, где под лавкой с ведрами сеймской воды тихо шуршит лукошечным сеном посаженная на яйца гусыня, и соседнюю проходную комнатку с бабушкиной деревянной кроватью, над которой в углу в широкой витейно-золоченой раме висел строгий лицом Никола. Наконец бабушка заходит в нашу комнату и, встав перед Николой, ловким перекрестом рук снимает кофту, затем сбрасывает на пол долгую, до пят, юбку и босоного вышагивает за ее круг. Вся в белом, с нагими плечами и руками, она принимается быстро и непонятно шептать что-то святому угоднику, мерцавшему от шевелящегося на печи светильного огня, одновременно не забывая расплетать косицу, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы, перебросив ее себе на впалую грудь и сноровко, на ощупь, перебирая пальцами пряди и шелковые тесемки. И, трижды склоненно осенив себя широким крестом, а заодно потыкав издали в мою сторону щепотью, она торопко забирается под одеяло и, нахолодавшая перед иконой, истово льнет ко мне, теплому, обжившемуся под ватным пологом.
Смирив дыхание и обвыкнув, бабушка поднимает коленями одеяло, делает из него покатый погребок, над которым хорошо видны косяки, и тихим и умиротворенным голосом человека, завершившего день и добравшегося до постели, вопрошает:
— Так докудова мы дочитали книгу-то нашу?
— Про синий косячок.
.— Уж и до него дошли? А вот про этот сказывала ли? Про голубые колокольца? Про мамкино первое платьице? Девочка-то она была большая, а все не в своем, все в перешитом да переиначенном. Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами. А на деревне это вон какая оказия. Бабы все бросают, выбегают на улицу. Ну, а китайцы знают, что делать. Прямо по траве раскатывают одну штуку ситца — майский луг, да и только! Распускают другую — и того краше. Мамка твоя вцепилась в руку, теребит, этак больно дергает: купи да купи... Или про то не сказывала?
— Про колокольцы уже было,— вспоминаю я.
— А-а, ну тогда пойдем дальше. Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи. А привез он ее аж с войны германской. Они тогда под Ригой стояли. Да немец попер их оттуда, из Курляндской земли, голодных да беспатронных. Да так-то и отходили пешки. Дедушка твой ногу в кровь истер, от мокрых да грязных портянок приключилась хвороба, ногу ему раздуло под самый пах. Уложили в двуколку с другими ранеными, довезли до какой-то станции, а оттуда — в самый Питер. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Деда как есть прямо на костылях в какой-то комитет и выбрали. Ну, раз выбрали, он и давай прыгать да скакать. Ну и допрыгался, чуть ногу не отняли. Списали его по чистой да и отпустили, слава богу, с миром.
Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца.
— Кой тебе Зимний! — взмаливается бабушка. — Я и доси с курицей по соседям хожу: мужик дома, а зарубить некому. Нет, не герой он у меня, не герой, врать не стану.— И уже спокойным, добрым голосом продолжает: — А так много повидал разного. Не приведи господь, чего довелось ему, сердешному. Домой пришел — белые чуть шашками не изрубили, в амбаре господский хомут нашли... Ну да ладно на ночь про такое, царица небесная. От тех времен, окромя этого лоскута, костыль остался, где-то на чердаке. А еще солдатский башлык.
— Это штык такой?— ликующе млею я.
- Не-е! Это такой суконный куль с окрылками. Поверх шапки в метель надевают. Вот придет дедушка с ночного, из конюшни-то, ты и попроси хорошенько. Авось покажет тебе башлык. А то и даст поносить.
Я молча мечтательно киваю.
— Нуте... Так поехали дальше. А вот этот, внучек ты мой, этот лоскутик...— Бабушка вздыхает и, выпростав тонкую, как плеть, голубоватую руку с темной, словно из корья, кистью, долго оглаживает светленький, ничем не примечательный треугольник.
— И что?— тереблю я бабушку, вдруг замолчавшую.— А бабушк?
Бабушка не отвечает. Я скашиваюсь недоуменно, представив, что ее сморил внезапный сон. Но она не спит, и я вижу, как в темной глазнице тусклым оловом мерцает скопившаяся там влага.
Я примолкаю, а она, глубоко вздохнув, опускает колени и разрушает одеяльный погребок.
— Была у меня девочка,— еще раз крестясь, вздыхает она и, повернувшись и потянув на меня лоскутное одеяло, произносит теплым, родным шепотом:— Спи, угоманивайся. Завтра еще чего вспомним... ________________________________________ ___

Так и тряпичная кукла.
Кукольный народец, подобно пестрой лоскутной мозаике, хранит в себе мастерство и искусство своих создателей.
И кто бы ни делал тряпичные куклы, у каждого получится своя "лоскутная история".

Из дальних далей

Было у моей бабушки Варвары Ионовны одеяло, собранное из разных лоскутов материи.
Бабушка иногда шивала нехитрые крестьянские обновы: штаны и рубахи, кофты и сарафаны, да и нам, ребятне, всякую всячину. От этого и оставались обрезки, из которых бабушка кроила одинаковые косяки, сшивала их попарно в квадраты, а уж из квадратов получалось веселое разноцветное полотнище, служившее верхом ватному простеганному одеялу.
Я лежу под его уютной толщей и жду к себе бабушку. А она на ногах чуть ли не с первыми петухами, все еще хлопочет по дому: что-то споласкивает, ставит в печь коровье пойло, накрывает рушником хлеб на столе, разбирает на пары и рассовывает по печуркам вязёнки и шубные рукавицы. И уж после всего гасит лампу, запалив каганец, слаженный ею из пузырька, сырой картофельной кружал-ки и ватного фитиля. Застя ладонью робкий язычок огня, похожий на тыквенное семечко, она ставит каганец на высокий припечек, чтобы сразу освещал и кухню, где под лавкой с ведрами сеймской воды тихо шуршит лукошеч-ным сеном посаженная на яйца гусыня, и соседнюю проходную комнатку с бабушкиной деревянной кроватью, над которой в углу в широкой витейно-золоченой раме висел строгий лицом Никола. Наконец бабушка заходит в нашу комнату и, встав перед Николой, ловким перекрестом рук снимает кофту, затем сбрасывает на пол долгую, до пят, юбку и босоного вышагивает за ее круг. Вся в белом, с нагими плечами и руками, она принимается быстро и непонятно шептать что-то святому угоднику, мерцавшему от шевелящегося на печи светильного огня, одновременно не забывая расплетать косицу, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы, перебросив ее себе на впалую грудь и сноровко, на ощупь, перебирая пальцами пряди и шелковые тесемки. И, трижды склоненно осенив себя широким крестом, а заодно потыкав издали в мою сторону щепотью, она торопко забирается под одеяло и, нахолодавшая перед иконой, истово льнет ко мне, теплому, обжившемуся под ватным пологом.
Смирив дыхание и обвыкнув, бабушка поднимает коленями одеяло, делает из него покатый погребок, над которым хорошо видны косяки, и тихим и умиротворенным голосом человека, завершившего день и добравшегося до постели, вопрошает:
- Так докудова мы дочитали книгу-то нашу?
- Про синий косячок.
. - Уж и до него дошли? А вот про этот сказывала ли? Про голубые колокольца? Про мамкино первое платьице? Девочка-то она была большая, а все не в своем, все в перешитом да переиначенном. Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами. А на деревне это вон какая оказия. Бабы все бросают, выбегают на улицу. Ну, а китайцы знают, что делать. Прямо по траве раскатывают одну штуку ситца - майский луг, да и только! Распускают другую - и того краше. Мамка твоя вцепилась в руку, теребит, этак больно дергает: купи да купи. . . Или про то не сказывала?
- Про колокольцы уже было,- вспоминаю я.
- А-а, ну тогда пойдем дальше. Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи. А привез он ее аж с войны германской. Они тогда под Ригой стояли. Да немец попер их оттуда, из Курляндской земли, голодных да беспатронных. Да так-то и отходили пешки. Дедушка твой ногу в кровь истер, от мокрых да грязных портянок приключилась хвороба, ногу ему раздуло под самый пах. Уложили в двуколку с другими ранеными, довезли до какой-то станции, а оттуда - в самый Питер. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Деда как есть прямо на костылях в какой-то комитет и выбрали. Ну, раз выбрали, он и давай прыгать да скакать. Ну и допрыгался, чуть ногу не отняли. Списали его по чистой да и отпустили, слава богу, с миром.
Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца.
- Кой тебе Зимний! - взмаливается бабушка. - Я и доси с курицей по соседям хожу: мужик дома, а зарубить некому. Нет, не герой он у меня, не герой, врать не стану. - И уже спокойным, добрым голосом продолжает: - А так много повидал разного. Не приведи господь, чего довелось ему, сердешному. Домой пришел - белые чуть шашками не изрубили, в амбаре господский хомут нашли. . . Ну да ладно на ночь про такое, царица небесная. От тех времен, окромя этого лоскута, костыль остался, где-то на чердаке. А еще солдатский башлык.
- Это штык такой?- ликующе млею я.
- Не-е! Это такой суконный куль с окрылками. Поверх шапки в метель надевают.

Лоскутное одеяло

Из дальних далей

Было у моей бабушки Варвары Ионовны одеяло, собранное из разных лоскутов материи.

Бабушка иногда шивала нехитрые крестьянские обновы: штаны и рубахи, кофты и сарафаны, да и нам, ребятне, всякую всячину. От этого и оставались обрезки, из которых бабушка кроила одинаковые косяки, сшивала их попарно в квадраты, а уж из квадратов получалось веселое разноцветное полотнище, служившее верхом ватному простеганному одеялу.

Я лежу под его уютной толщей и жду к себе бабушку. А она на ногах чуть ли не с первыми петухами, все еще хлопочет по дому: что-то споласкивает, ставит в печь коровье пойло, накрывает рушником хлеб на столе, разбирает на пары и рассовывает по печуркам вязёнки и шубные рукавицы. И уж после всего гасит лампу, запалив каганец, слаженный ею из пузырька, сырой картофельной кружал-ки и ватного фитиля. Застя ладонью робкий язычок огня, похожий на тыквенное семечко, она ставит каганец на высокий припечек, чтобы сразу освещал и кухню, где под лавкой с ведрами сеймской воды тихо шуршит лукошеч-ным сеном посаженная на яйца гусыня, и соседнюю проходную комнатку с бабушкиной деревянной кроватью, над которой в углу в широкой витейно-золоченой раме висел строгий лицом Никола. Наконец бабушка заходит в нашу комнату и, встав перед Николой, ловким перекрестом рук снимает кофту, затем сбрасывает на пол долгую, до пят, юбку и босоного вышагивает за ее круг. Вся в белом, с нагими плечами и руками, она принимается быстро и непонятно шептать что-то святому угоднику, мерцавшему от шевелящегося на печи светильного огня, одновременно не забывая расплетать косицу, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы, перебросив ее себе на впалую грудь и сноровко, на ощупь, перебирая пальцами пряди и шелковые тесемки. И, трижды склоненно осенив себя широким крестом, а заодно потыкав издали в мою сторону щепотью, она торопко забирается под одеяло и, нахолодавшая перед иконой, истово льнет ко мне, теплому, обжившемуся под ватным пологом.

Смирив дыхание и обвыкнув, бабушка поднимает коленями одеяло, делает из него покатый погребок, над которым хорошо видны косяки, и тихим и умиротворенным голосом человека, завершившего день и добравшегося до постели, вопрошает:

Так докудова мы дочитали книгу-то нашу?

Про синий косячок.

Уж и до него дошли? А вот про этот сказывала ли? Про голубые колокольца? Про мамкино первое платьице? Девочка-то она была большая, а все не в своем, все в перешитом да переиначенном. Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами. А на деревне это вон какая оказия. Бабы все бросают, выбегают на улицу. Ну, а китайцы знают, что делать. Прямо по траве раскатывают одну штуку ситца - майский луг, да и только! Распускают другую - и того краше. Мамка твоя вцепилась в руку, теребит, этак больно дергает: купи да купи... Или про то не сказывала?

Про колокольцы уже было,- вспоминаю я.

А-а, ну тогда пойдем дальше. Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи. А привез он ее аж с войны германской. Они тогда под Ригой стояли. Да немец попер их оттуда, из Курляндской земли, голодных да беспатронных. Да так-то и отходили пешки. Дедушка твой ногу в кровь истер, от мокрых да грязных портянок приключилась хвороба, ногу ему раздуло под самый пах. Уложили в двуколку с другими ранеными, довезли до какой-то станции, а оттуда - в самый Питер. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Деда как есть прямо на костылях в какой-то комитет и выбрали. Ну, раз выбрали, он и давай прыгать да скакать. Ну и допрыгался, чуть ногу не отняли. Списали его по чистой да и отпустили, слава богу, с миром.

Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца.

Кой тебе Зимний! - взмаливается бабушка. - Я и доси с курицей по соседям хожу: мужик дома, а зарубить некому. Нет, не герой он у меня, не герой, врать не стану.- И уже спокойным, добрым голосом продолжает: - А так много повидал разного. Не приведи господь, чего довелось ему, сердешному. Домой пришел - белые чуть шашками не изрубили, в амбаре господский хомут нашли... Ну да ладно на ночь про такое, царица небесная. От тех времен, окромя этого лоскута, костыль остался, где-то на чердаке. А еще солдатский башлык.

Это штык такой?- ликующе млею я.

Не-е! Это такой суконный куль с окрылками. Поверх шапки в метель надевают. Вот придет дедушка с ночного, из конюшни-то, ты и попроси хорошенько. Авось покажет тебе башлык. А то и даст поносить.

Я молча мечтательно киваю.

Нуте... Так поехали дальше. А вот этот, внучек ты мой, этот лоскутик...- Бабушка вздыхает и, выпростав тонкую, как плеть, голубоватую руку с темной, словно из корья, кистью, долго оглаживает светленький, ничем не примечательный треугольник.

И что?- тереблю я бабушку, вдруг замолчавшую.- А бабушк?

Бабушка не отвечает. Я скашиваюсь недоуменно, представив, что ее сморил внезапный сон. Но она не спит, и я вижу, как в темной глазнице тусклым оловом мерцает скопившаяся там влага.

Я примолкаю, а она, глубоко вздохнув, опускает колени и разрушает одеяльный погребок.

Была у меня девочка,- еще раз крестясь, вздыхает она и, повернувшись и потянув на меня лоскутное одеяло, произносит теплым, родным шепотом:- Спи, угоманивай-ся. Завтра еще чего вспомним...

Было у моей бабушки Варвары Ионовны одеяло, собранное из разных лоскутов материи.
Бабушка иногда шивала нехитрые крестьянские обновы: штаны и рубахи, кофты и сарафаны, да и нам, ребятне, всякую всячину. От этого и оставались обрезки, из которых бабушка кроила одинаковые косяки, сшивала их попарно в квадраты, а уж из квадратов получалось веселое разноцветное полотнище, служившее верхом ватному простеганному одеялу.
Я лежу под его уютной толщей и жду к себе бабушку. А она на ногах чуть ли не с первыми петухами, все еще хлопочет по дому: что-то споласкивает, ставит в печь коровье пойло, накрывает рушником хлеб на столе, разбирает на пары и рассовывает по печуркам вязёнки и шубные рукавицы. И уж после всего гасит лампу, запалив каганец, слаженный ею из пузырька, сырой картофельной кружал-ки и ватного фитиля. Застя ладонью робкий язычок огня, похожий на тыквенное семечко, она ставит каганец на высокий припечек, чтобы сразу освещал и кухню, где под лавкой с ведрами сеймской воды тихо шуршит лукошеч-ным сеном посаженная на яйца гусыня, и соседнюю проходную комнатку с бабушкиной деревянной кроватью, над которой в углу в широкой витейно-золоченой раме висел строгий лицом Никола. Наконец бабушка заходит в нашу комнату и, встав перед Николой, ловким перекрестом рук снимает кофту, затем сбрасывает на пол долгую, до пят, юбку и босоного вышагивает за ее круг. Вся в белом, с нагими плечами и руками, она принимается быстро и непонятно шептать что-то святому угоднику, мерцавшему от шевелящегося на печи светильного огня, одновременно не забывая расплетать косицу, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы, перебросив ее себе на впалую грудь и сноровко, на ощупь, перебирая пальцами пряди и шелковые тесемки. И, трижды склоненно осенив себя широким крестом, а заодно потыкав издали в мою сторону щепотью, она торопко забирается под одеяло и, нахолодавшая перед иконой, истово льнет ко мне, теплому, обжившемуся под ватным пологом.
Смирив дыхание и обвыкнув, бабушка поднимает коленями одеяло, делает из него покатый погребок, над которым хорошо видны косяки, и тихим и умиротворенным голосом человека, завершившего день и добравшегося до постели, вопрошает:
— Так докудова мы дочитали книгу-то нашу?
— Про синий косячок.
.— Уж и до него дошли? А вот про этот сказывала ли? Про голубые колокольца? Про мамкино первое платьице? Девочка-то она была большая, а все не в своем, все в перешитом да переиначенном. Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами. А на деревне это вон какая оказия. Бабы все бросают, выбегают на улицу. Ну, а китайцы знают, что делать. Прямо по траве раскатывают одну штуку ситца — майский луг, да и только! Распускают другую — и того краше. Мамка твоя вцепилась в руку, теребит, этак больно дергает: купи да купи... Или про то не сказывала?
— Про колокольцы уже было,— вспоминаю я.
— А-а, ну тогда пойдем дальше. Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи. А привез он ее аж с войны германской. Они тогда под Ригой стояли. Да немец попер их оттуда, из Курляндской земли, голодных да беспатронных. Да так-то и отходили пешки. Дедушка твой ногу в кровь истер, от мокрых да грязных портянок приключилась хвороба, ногу ему раздуло под самый пах. Уложили в двуколку с другими ранеными, довезли до какой-то станции, а оттуда — в самый Питер. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Деда как есть прямо на костылях в какой-то комитет и выбрали. Ну, раз выбрали, он и давай прыгать да скакать. Ну и допрыгался, чуть ногу не отняли. Списали его по чистой да и отпустили, слава богу, с миром.
Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца.
— Кой тебе Зимний! — взмаливается бабушка. — Я и доси с курицей по соседям хожу: мужик дома, а зарубить некому. Нет, не герой он у меня, не герой, врать не стану.— И уже спокойным, добрым голосом продолжает: — А так много повидал разного. Не приведи господь, чего довелось ему, сердешному. Домой пришел — белые чуть шашками не изрубили, в амбаре господский хомут нашли... Ну да ладно на ночь про такое, царица небесная. От тех времен, окромя этого лоскута, костыль остался, где-то на чердаке. А еще солдатский башлык.
— Это штык такой?— ликующе млею я.
- Не-е! Это такой суконный куль с окрылками. Поверх шапки в метель надевают. Вот придет дедушка с ночного, из конюшни-то, ты и попроси хорошенько. Авось покажет тебе башлык. А то и даст поносить.
Я молча мечтательно киваю.
— Нуте... Так поехали дальше. А вот этот, внучек ты мой, этот лоскутик...— Бабушка вздыхает и, выпростав тонкую, как плеть, голубоватую руку с темной, словно из корья, кистью, долго оглаживает светленький, ничем не примечательный треугольник.
— И что?— тереблю я бабушку, вдруг замолчавшую.— А бабушк?
Бабушка не отвечает. Я скашиваюсь недоуменно, представив, что ее сморил внезапный сон. Но она не спит, и я вижу, как в темной глазнице тусклым оловом мерцает скопившаяся там влага.
Я примолкаю, а она, глубоко вздохнув, опускает колени и разрушает одеяльный погребок.
— Была у меня девочка,— еще раз крестясь, вздыхает она и, повернувшись и потянув на меня лоскутное одеяло, произносит теплым, родным шепотом:— Спи, угоманивай-ся. Завтра еще чего вспомним...

Цель творческой мастерской – сформировать у обучающихся ценностное отношение к национальным традициям, ремёслам, родной природе, литературе, истории своей «малой родины» и России в целом.

Именно поэтому выбор типа мероприятия "творческая мастерская" был не случаен.

Творческая мастерская стимулирует работу учеников, дарит им радость открытия мира и своих возможностей, создаёт условия для ощущения свободы в сознании и творчестве.

Непременным условием для любой творческой мастерской является проблемность материала, учащиеся получают возможность пережить творческий прорыв и открытие. Уже полученные литературные знания по произведениям курских писателей и поэтов мы дополнили новым информационным материалом на основе прочитанного текста рассказа Евгения Носова «Лоскутное одеяло».

Творческая литературная мастерская

6 класс

«Краски родной земли…»

(по рассказу Е.И. Носова «Лоскутное одеяло»)

У каждого человека – своя малая родина,

и её приметы тоже разные…»

Е.И. Носов

Познакомить с разными видами национальных курских ремёсел;
- создать в финале мероприятия собственные творческие работы и изделия рукоделия;
- научить применять полученные знания краеведческого материала на практике;
- развить интерес к литературе Курского края, национальным традициям, ремёслам;
- развить умения групповой и индивидуальной (самостоятельной поисковой) работы;
- сформировать у обучающихся ценностное отношение к родной истории, литературе, культуре.

Основные понятия: «малая родина», «краеведение», «кластер», «пэчворк».

Оборудование:

ПК; презентация, аудио- и видео-материалы;
- портрет Е.Носова;
- текст рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло»;
- конверты с заданиями и материалами для групповой работы;
- ватманы (для выполнения групповых заданий), ватман для итоговой рефлексии;
- ремесленные изделия (сундук, лоскутное одеяло);
- раздаточный материал для каждой группы;
- лоскутки тканей разного цвета;
- подставки с названиями групп: ХУДОЖНИКИ, УМЕЛЬЦЫ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ, КРАЕВЕДЫ.

Структура урока:

1) Организационный этап. Распределение по группам.
2) Мотивация к познавательной деятельности, объяснение выбора формы занятия.
3) Совместное формулирование темы мероприятия.
4) Планирование деятельности.
5) Актуализация уже имеющихся знаний, толчок к творческой деятельности.
6) Чтение, анализ и обсуждение текста произведения путём смысловых, звуковых и цветовых ассоциаций.
7) Побуждение к новым формам творческой самореализации.
8) Подведение итогов.
9) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия): самоанализ действий, чувств, открытый.

Ход мероприятия

1. Организационный этап.

Цель: организовать начало совместной работы.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наша встреча не совсем обычна. В начале недели вы получили предметы, которые хранились в сундучке неизвестного курского ремесленника. Они, казалось бы, никак не связаны друг с другом. Но это только на первый взгляд. Посмотрите на них внимательно.

Распределение по группам.

Те, кто держит в руках предметы, связанные с живописью, изобразительным искусством, занял места за столом с надписью «ХУДОЖНИКИ». Те, у кого в руках предметы, связанные с литературой, книгой, сочинительством, занимают места за столом «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ». Группа предметов, связанных с историей, краеведением, определила ваше место за столом «КРАЕВЕДЫ». И, наконец, те, у кого в руках предметы, связанные с рукоделием, ремеслами, заняли места за столом «УМЕЛЬЦЫ». Итак, начинаем.

2. Мотивация к познавательной деятельности, выбор формы занятия. Включение в работу.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на познание, создание ситуации успеха.

Наш класс сегодня превратится в ГОРОД, а вы станете его славными жителями. Вы узнаете, кто был опорой любого края России, кто создавал города, о том, что Курск славился своими мастерами-ремесленниками. И поэтому название нашего города... Какое?

Город мастеров!

Давайте вспомним основные положения «Кодекса работы в группах» (у каждого на столах памятка).

Кодекс работы в группе:

1. Внимательно читать задание.
2. Быть тактичным и доброжелательным.
3. Выбрать лидера группы, согласовывать действия с командой и лидером группы, помогать друг другу в случае затруднений.
4. Подавать сигнал учителю об окончании совместной работы.
5. Помнить о правиле «мушкетёров».

Отлично, теперь мы можем начать нашу работу, с которой, я уверена, мы справимся, и получим огромное удовольствие от совместного общения.

3. Совместное формулирование темы мероприятия.

ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность.

Формулировка темы, планирование дальнейшей деятельности, работа в группах.
После ответа детей открывается слайд с названием темы мероприятия.

Звучит песня «Курский вальс», музыка стихает.

Однажды известный курский писатель сказал, что «свою малую родину важно увидеть с высоты птичьего полета, но подниматься в небо для этого на аэроплане необязательно». Доказывал это утверждение он постоянно, ведь его рассказы были слышны во всех пределах не только нашего Курского края, но и там, где только обитала славянская душа.

О каком курском писателе идёт речь?

Версии обучающихся.

Действительно, речь идёт о замечательном курском писателе Евгении Носове.

Обратимся к эпиграфу. О чём говорит писатель?

О «малой родине».

Предлагаю работу нашего славного Города мастеров провести под девизом: «У каждого человека – своя малая родина, и её приметы тоже разные». Попробуем разобраться в значении понятия «малая родина». Какое место, по вашему мнению, может считаться «малой родиной»?

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «малая родина» трактуется так: МАЛАЯ РОДИНА - это место рождения, происхождения.

4. Планирование деятельности.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Дети формулируют цель урока после ответов на поставленные вопросы, планируют свою деятельность.

Наша «малая родина» - город Курск. Многие из нас здесь родились и выросли. А знаете ли вы, сколько лет исполнилось Курской области совсем недавно?

Как изменился наш город за 80 лет?

Отличается наш край от сотни других? Чем он славен?

Какие люди прославили наш город?

Почему важно знать нам, современным людям, историю нашей «малой родины»?

Постараемся дать ответы на эти вопросы после того, как поработаем в мастерской нашего Города мастеров.

5. Актуализация уже имеющихся знаний, толчок к творческой деятельности.

ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей (творчество Е. Носова, история города Курска).

Выступление групп. Самоанализ, анализ выступлений обучающимися групп.

Что мы знаем о писателе нашей «малой родины» Е. Носове?

Предоставим слово группе "литературоведов", которые подготовили рассказ о жизни и творчестве Е.И. Носова.

Сообщение группы "ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ":

Евгений Носов родился 15 января 1925 года в семье потомственного мастерового, кузнеца в селе Толмачёво, недалеко от Курска. Именно ремесло отца с рождения определило отношение Е. Носова к курским традициям и мастерству курян.

Евгений иванович ушёл на фронт. В боях был тяжело ранен и 9 мая 1945 встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал в рассказе «Красное вино победы». После войны уехал в Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. Был принят в Союз писателей.

Первая его книга - "На рыбачьей тропе" (в 1959 году) посвящалась природе родного Курского края. Курщина будет присутствовать в большинстве его произведений. Люди, не мыслящие для себя жизни без своей «малой родины», были любимыми героями писателя.

Умер Евгений Иванович в Курске 13 июня 2002 года. В 2005 году вышло собрание сочинений Е.И. Носова в 5-ти томах. Одним из самых ярких произведений пятитомника является рассказ «Лоскутное одеяло».

Какие факты из жизни Е.И. Носова вы запомнили?

Это лишь малая часть того, что можно рассказать о нашем замечательном земляке. Предлагаю позже познакомиться с книгами о жизни и творчестве писателя, представленными на нашей книжной выставке.

Обращение к выставке книг о жизни и творчестве Е.И. Носова.

Евгений Иванович очень любил свою «малую родину», в течение всей жизни изучал её историю.

А всё ли мы знаем о нашей «малой родине», Курском крае? Ответить на этот вопрос нам поможет группа «краеведов».

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ «КРАЕВЕДОВ»:

У каждого народа - своя история. Древний Курский край с его соловьиными трелями - часть славной истории русского народа. Курск знаменит своей древней историей, традициями и знаменитыми историческими событиями, ведь основан он был в 1097 году. Мы предлагаем участникам остальных групп ответить на вопросы небольшой викторины о Курском крае, которые мы подготовили.

Вопросы выводятся на экран.

Почему Курскую область называют соловьиным краем?

Как выглядит герб нашего города?

Почему Курск получил такое название?

6. Чтение, анализ и обсуждение текста произведения путём смысловых, звуковых и цветовых ассоциаций.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

Работа с текстом произведения. Создание вопросов группой обучающихся к классу. Аналитическое чтение рассказа. Построение ассоциативного ряда.

Докажите, используя текст рассказа Е. Носова «Лоскутное одеяло», который мы недавно читали, что Курск был пограничным торговым городом.

- "Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами..."

Какие исторические события описаны курским писателем в рассказе «Лоскутное одеяло»?

- "А привёз он её аж с войны германской. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца".

Что же, по-вашему, символизирует лоскутное одеяло в рассказе Е. Носова?

Версии обучающихся.

На доске открывается первый элемент кластера: ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО - СИМВОЛ ИСТОРИИ.

7. Побуждение к новым формам творческой самореализации.

ЦЕЛЬ: применять новые знания в новых условиях.

Дети учатся выстраивать ассоциативный ряд, сравнивают уже имеющиеся знания по теме с новой информацией.

ФИЗМИНУТКА.

Включается аудиозапись «Полёт птицы».

А теперь закройте глаза, займите удобную для вас позу, представьте, что у вас за спиной выросли крылья, вы парите над землей, поднимаясь всё выше и выше. Под вами огромные просторы курских полей, лугов, лесов. Вы видели это не раз, но с высоты птичьего полёта впервые.

Музыка стихает. Дети открывают глаза.

Скажите, что вы чувствовали, когда слушали музыку? Почему вы сидели расслабленно, откинувшись на спинку стула, а не так, как обычно на уроке?

Действительно, музыка располагает к спокойствию, преодолению внутреннего напряжения.

Почему именно с высоты, по мнению Е. Носова, надо смотреть на родную землю?
(Ответы обучающихся).

Верно, широта восприятия с высоты окружающего мира увеличивается, как при съёмке фильма.

Что вы видели, когда закрыли глаза, какой представляли себе нашу землю, землю Курского края?

Какие цвета возникли в вашем воображении? Что они символизируют?

Вот и пришло время для следующей группы нашего города Мастеров – группы "художников".

Группа "ХУДОЖНИКОВ".

На доске висит ватман, дети наклеивают разноцветные квадраты цветной бумаги, принимая предложения от обучающихся остальных групп: коричневый - земля, жёлтый - поле одуванчиков, темно-зелёный - лес и луг, бледно-зелёный - поле неубранной пшеницы, синий - небо, вода.

Посмотрите, на что же похожа наша земля с высоты птичьего полёта?

(На лоскутное одеяло.)

А какие цветные лоскутки встречаются в рассказе Е. Носова «Лоскутное одеяло»?

"Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи".

Учитель добавляет лоскуток к остальным.

Символом чего является лоскутное одеяло?

Ответы учеников (Лоскутное одеяло - символ природы родной земли.)

На доске начинает образовываться кластер: ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО - СИМВОЛ ПРИРОДЫ.

Е.И. Носов не раз говорил: «Русское национальное ремесло абсолютно правдиво».

Какие же ремёсла процветали в Курском крае? Перед вами на столе лежат конверты с фотографиями. В течение нескольких минут рассмотрите фото и определите названия ремёсел, традиционных для Курского края.

Не забудьте подать сигнал о готовности группы. Обращайте внимание на часы (висят в классе). Время пошло.

Выполнение задания.

Обучающиеся называют ткацкое ремесло, кузнечное дело, гончарное искусство, изделия из лоскутков.

А какое ремесло было в Курском крае самым распространённым и почему? Разобраться в этом нам поможет группа «умельцев».

Выступление группы "УМЕЛЬЦЕВ":

Самым распространённым видом женского рукоделия Курском крае было создание одеял из лоскутков. Кусочки ненужной ткани, разные по фактуре, цвету, размеру бережно хранились в деревянных сундуках. Зимними долгими вечерами курские мастерицы сшивали их крепкими шерстяными нитями. Это ремесло не исчезло до сих пор, оно очень популярно и сейчас.

Пэчворк, от англ. patchwork - «одеяло, из разноцветных лоскутов» - вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков).

У вас на столах лежат лоскутные одеяла. Попробуйте растянуть своё одеяло. Передавайте его друг другу. Растягивайте. Можете ли вы его порвать? Почему?

(Ответы обучающихся.)

Что же ещё символизирует лоскутное одеяло в рассказе Е. Носова?

(Ответы обучающихся.)

На доске образуется 3-й элемент кластера - ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО - СИМВОЛ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ.

8. Подведение итогов.

ЦЕЛЬ: обобщить, сделать выводы.

Ученики обобщают полученные знания, делают выводы.

Почему же нам, современным, мобильным, живущим в век компьютерных технологий людям, важно знать историю родного города?

(Варианты ответов.)

Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж знаний.

Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

Какую цель мы поставили в начале нашей встречи?

9. Рефлексия деятельности: самоанализ действий, чувств, открытый.

ЦЕЛЬ: самооценка, оценка.

Анализируют работу групп, индивидуальную работу, проводят самоанализ, выводят оценки.

Что было самым интересным? Самым трудным?

Чью работу можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?

Создадим своё собственное лоскутное одеяло Города мастеров!

(Ватман на столе у каждого, потом соединяем.)

Кто доволен своей работой, кому многое, из того, что мы обсудили, показалось интересным и важным? (Приклеивают зелёный квадратик.)

Кто ещё сомневается в себе и своих знаниях? (Приклеивают жёлтый.)

У кого остались вопросы по теме, кто хотел бы их обсудить после? (Приклеивают красный.)

Мне очень хотелось бы отметить отличную работу…

Хорошо работали и…

- "Вот пишут: малая родина... Что же это такое? Где её границы? Откуда и докуда она простирается"? Малая родина - это уголок родной природы, истории, семьи. Так давайте любить этот малый «уголок земли», беречь его, защищать, делать всё, что в наших силах, чтобы он процветал и становился год от года лучше и краше.

Литература

1. Носов Е. Лоскутное одеяло // Литература в школе, - 1999. - № 3.

2. Солженицын А.И. Евгений Носов: Из литературной коллекции // Новый мир.- 2000. - №7.

3. Современная иллюстрированная энциклопедия. Литература и язык. Москва.: Росмэн, 2007.

4. Вероника Тушнова. Стихотворения. М.: Эксмо, 2003.

5. Даль В.И. Толковый словарь. М.: Росмэн, 2000.

6. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. М.: Первое сентября, 2009.

7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005.