Краеведение наука о родном крае. Значение слова краеведение

Слово "краевед" ассоциируется у современного человека со школьным курсом географии. Довольно часто дополнительные занятия по изучению особенностей родного края и разнообразные кружки этой тематики носят название «Юный краевед». Однако значение термина гораздо обширнее и не ограничивается стенами образовательного учреждения.

Значение термина

Краевед - это человек, который занимается детальным изучением местности, на которой он проживает или, одним словом, краеведением. Корни этого термина (край ведать) русские. Под краеведением подразумевается всестороннее детальное изучение определенного района страны, включая историю родного края, геологические особенности местности, экологию, разнообразие биологических видов, этнический состав и т. д. Краеведами могут быть как деятели науки, исследовательские интересы которых представлены на данной территории, так и специалисты разных уровней и профессий.

Краеведением называется отдельная дисциплина в школьной программе, которая предоставляет учащимся возможность ближе познакомиться с природой, культурным и историческим наследием родного края (региона проживания). Поэтому краевед - это ученик, который ведет активную деятельность по изучению и накоплению знаний о своей малой родине, популяризации информации о ней. Результатом обычно служит создание тематического музея в стенах школы.

История возникновения термина

Слово "краевед" вошло в повседневную жизнь благодаря развитию краеведения, которое, в свою очередь, имеет деления на виды по форме, организации и содержанию. Естественно, что деятельность краеведа - это прямая взаимосвязь между содержанием (историческим, географическим, биологическим, литературным и этнографическим) и формой (организация на уровне государства, общества или школы).

Многое зависит от выбранной специфики изучения края или территории. Например, историк-краевед в большей степени будет изучать существующие древние документы и различного рода описания давних лет для воссоздания полной картины прошлого. Этнограф-краевед будет интересоваться декоративно-прикладным искусством и устными народными традициями, которые бережно хранятся и передаются следующим поколениям.

Важность работы краеведа

Легко ли трудиться на поприще краеведения, и стоит ли эта работа внимания? Существуют определенные трудности в изучении конкретных регионов приезжими специалистами. Поэтому история родного края исследуется, восстанавливается и хранится земляками. Важность такой работы очевидна. Ведь краевед - это изыскатель всевозможной информации о родной земле, а также человек, который использует разнообразные источники и методики их изучения, но на этом его функции не заканчиваются. Следующим важным и ответственным этапом работы является осмысление значимости добытой информации, понимание ее места в исторической ретроспективе. И конечно же, нельзя забывать о роли краеведения и его вкладе в изучение мировой цивилизации.

Научное видение мира

Краеведение - одно из немногих научных направлений, которое придерживается принципа комплексности. Ведь сведения, получаемые при изучении предметов и явлений, затрагивают такие области, как история, искусство и иные науки. Исследование конкретной местности позволяет вычленить роль перечисленных областей знания в определенный исторический отрезок времени. Отличительной чертой краеведения является детальное изучение жизни отдельно взятых людей и немногочисленных представителей каких-либо этносов. Оно не делится на «специальное» (описанное предназначенными для этого терминами) и «общее» (или популярное), и обеспечивает научность знаний о малых регионах.

Краеведение и формирование личности школьников

Педагогика всегда использовала огромный воспитательный потенциал краеведения. Поскольку деятельность краеведа связана не только с оценочным суждением, но и требует от человека проявления культуры исследования предмета, а также ответственности за выводы исследования. Проведение изыскательских работ требует от человека определенного уровня подготовки и знаний во многих научных областях, таких как биология, география, история, физика и химия, а также искусствоведение.

Учащиеся под руководством более опытных взрослых учатся изыскательской деятельности: сбору различных сведений, проведению тематического опроса, работе с информационными источниками и т. д. Общение с людьми разных возрастных категорий и мировоззрений позволяет ребятам изучать на практике разнообразие и богатство окружающего мира. А составление «дерева рода» позволит не только установить родственные связи между предками, но и ответить на вопрос «кто я?», что немаловажно для подростков.

Занятие краеведением часто служит плодотворной почвой для возрождения местных обычаев, увлечения ремеслами, а также возобновления традиций в растениеводстве, животноводстве и охране окружающей среды.

Это изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.). Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Виды краеведения

Общее, или комплексное, краеведение предусматривает всестороннее изучение ряда вопросов, касающихся различных направлений: истории, географии, литературы, археологии, этнографии, культуры и др. Эти направления и составляют виды отраслевого краеведения со своими целями и задачами.

Географическое краеведение

Сущность географического краеведения заключается во всестороннем изучении природы, населения, хозяйства в их динамике, в особенностях данной местности на основе использования доступных методов исследования. Географическому краеведению больше, чем любому другому, свойственен комплексный подход.

Функции географического краеведения:

  • сформировать знания о природе, населении, хозяйстве на местном материале, а также реальные представления, составляющие основу географической науки;
  • показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;
  • получить знания об основных путях и средствах охраны природы, воспитать гражданскую ответственность по отношению к природной среде;
  • обучить работе с топографическим планом, физико-географической картой местности, приёмам пространственного ориентирования в условиях населённого пункта;
  • в практической деятельности использовать методы полевых наблюдений, сравнительный и картографический.

В процессе географического изучения территории необходимо:

  • связать общие черты природы и социально-хозяйственной деятельности страны с данной местностью;
  • выявить местную специфику природных компонентов и комплексов, типичные особенности, характеризующие природу данной местности, а также её уникальные объекты, явления, процессы;
  • раскрыть особенности состава населения (возрастные, половые, религиозные, национальные), его размещения и расселения;
  • рассмотреть вопросы хозяйственной и культурной жизни данного района.

Историческое краеведение

Данный вид краеведения изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. Краеведческие исследования могут охватывать большие хронологические рамки и исторические периоды или, напротив, ограничиваться событиями одного конкретного этапа местной истории, жизни и деятельности отдельных людей, участвующих в исторических событиях.

Историческое краеведение использует вспомогательные исторические дисциплины, которые делятся на две большие группы:

  • изучающие разные виды источников, но каждая с какой-либо одной стороны решающая свои специфические задачи:
    • археография
    • генеалогия
    • метрология историческая
    • палеография
    • эпиграфика
    • текстология
    • хронология
  • изучающие определённый вид источников, но всесторонне рассматривающие основные особенности их содержания и формы:
    • геральдика
    • дипломатика
    • нумизматика
    • сфрагистика (наука о печатях).

Археологическое краеведение

Этот вид краеведения связан с изучением древнего периода жизни человечества путём реконструкции исторического прошлого по вещественным остаткам. Археологическое краеведение предусматривает изучение объектов, сохранившихся в земле, на земле и под водой, характеризующих развитие материальной и духовной культуры человечества от первобытно-общинного строя до феодализма.

По изученным материальным остаткам археологии реконструируют социальную жизнь изучаемого общества, восстанавливают давние торговые пути, духовную культуру древних народов. Большинство найденных археологами предметов размещено в экспозициях краеведческих музеев, где они сосредоточены в отдельных археологических отделах.

Литературное краеведение

Литературное краеведение предусматривает изучение разного рода печатных источников, литературных изданий об изучаемой территории - монографий, справочников, сборников статей, учебных пособий, а также периодических изданий (особенно местных), посвящённых данному району и конкретной теме. Кроме того, объектом изучения литературного краеведение служат произведения писателей и поэтов, чьё творчество тесно связано с территориями их проживания, очерки, воспоминания, письма, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати и т. д.

Основные задачи литературного краеведения:

  • изучить национальную литературу;
  • выявить влияние жизненного пути писателя на его творчество;
  • установить связи между историческими событиями и их описанием в художественных произведениях;
  • через фольклорные и литературные произведения расширить знания людей о родных местах;
  • знакомить с литературными памятниками, музеями, памятниками искусства, находящимися на территории проживания известных писателей посредством туристической деятельности.

Организационные формы краеведения

Обычно выделяют три основные организационные формы краеведения: государственное, общественное, учебное.

Все организационные формы краеведения находятся в тесной взаимосвязи, так как используют одни и те же источники, изучают одни и те же объекты и используют одинаковые методы познания (метод исследования, метод наблюдения).

Государственное краеведение

Пути и методы государственного краеведения, а также объекты вытекают из задач развития той или иной отрасли знания; изучение осуществляется в плановом порядке. Государственное краеведение направлено на всестороннее изучение различных территорий страны и находится в ведении исполкомов, краеведческих музеев, научно-исследовательских институтов и библиотек. Все эти учреждения в своей деятельности опираются на массовое самодеятельное движение краеведов-любителей.

Важнейшую роль в государственном краеведении играют краеведческие музеи и библиотеки, где пропаганда знаний о стране ведётся путём проведения экскурсий, организации выставок и чтения лекций для населения, издания книг, брошюр, плакатов. Большое значение имеют и статистические организации, где можно получить достоверные данные о наличии трудовых, природных ресурсов, показатели о населении страны. И, наконец, существенное место в государственном краеведении занимают печать, радио и телевидение.

Задачами государственного краеведения являются сбор, научная обработка и сохранение материала, разработка теории краеведения, создание новых экспозиций и музеев, проектов по возрождению культурных ландшафтов и деревни.

Общественное краеведение

Общественное краеведение представлено народными музеями, добровольными сообществами, кружками при домах культуры и включает труд краеведческих товариществ и местных краеведов-любителей.

В качестве задач общественного краеведения можно назвать следующие:

  • собирание и фиксация местной топонимики;
  • собирание предметов быта и народного хозяйства;
  • установление местных диалектов и фольклора;
  • запись местных преданий, воспоминаний старожилов;
  • фиксация объектов, исчезающих по тем или иным причинам (старых построек, надгробий и т. д.).

Учебное краеведение

Школьное краеведение характеризуется комплексным изучением природных, экономических и социальных условий родного края. Под руководством краеведческих организаций учащиеся участвуют в экспедициях и экскурсиях, принимают участие в обследованиях памятников природы и древности, проводят анкетный опрос населения, изучают историческое прошлое населённых пунктов, экономику края. Собранные в походах и на экскурсиях экспонаты и коллекции служат основой для создания школьных краеведческих музеев и уголков.

В школьном краеведении сложились две основные формы:

  • программное (учебное) краеведение, обязательное для всех учащихся и педагогического коллектива школы; его содержание и характер определяют учебные программы;
  • внепрограммное (внеклассное) краеведение, которое служит дополнением, непосредственным продолжением учебного краеведения на основе изучения своего края и активного участия в выполнении общественно полезной работы.

Программное учебное краеведение ставит следующие задачи:

  • всестороннее изучение своей области и накопление краеведческого материала, происходящее во время учебной работы (экскурсии на природу и в музее, наблюдения и практические работы на местности);
  • использование накопленного материала в преподавании учебных предметов (географии, истории, биологии,химии).

Основные источники краеведения

Источники краеведения можно разделить на письменные, вещественные, изобразительные, устные, звуковые.

Письменные источники - это летописи, воспоминания путешественников, архивные документы и материалы, публикации в газетах и журналах (старинных и современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, дневники и т. д.

Печатные издания представляют для краеведов двоякий интерес - как источник по истории определённой территории и как историко-культурная ценность, подлежащая выявлению и бережному хранению.

  • археологические памятники с комплексом исторического материала, памятники зодчества, предметы быта и утварь, одежда, орудия труда и оружие;
  • палеонтологические находки (кости, зубы, рога, бивни животных);
  • старинные монеты, бумажные деньги, ордена и медали, украшения.

Группу изобразительных источников составляют старинные фотографии, картины, рисунки, гравюры, скульптурные произведения, фрески, памятники выдающимся людям и др.

Особый интерес для краеведов, изучающих аспекты языка, представляют разделы о собственных именах, географических названиях. Изучение собственных имён и фамилий даёт обширный историко-краеведческий материал, позволяет проследить миграционные процессы, происходящие в обществе, родословную человека. Имена предков, так же как и имена современников, по-своему отражают этнические, социальные и культурные особенности данной общности людей, историю страны, перемены в её духовной жизни. Важным направлением краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народного творчества.

Методы краеведческого исследования

Независимо от научного направления краеведческой работы в ней могут применяться следующие методы: литературный, картографический, статистический, полевые исследования, анкетирование, археологические раскопки, археологический поиск.

Литературный метод

Данный метод в краеведении предполагает применение различных печатных источников для получения сведений об изучаемой территории. В качестве печатных источников используется научная, научно-популярная литература, учебники, статистические справочники, брошюры, периодическая печать, архивные и музейные документы. Для успешного ведения этой работы в библиотеках, школах создаются каталоги краеведческой литературы и альбомы тематических статей областных, городских и районных газет, устраиваются периодические выставки и стенды. Основная задача литературного метода - научить самостоятельно работать с книгами, справочниками,периодической печатью, документальными источниками.

Картографический метод

Картографический метод исследования предполагает работу с картой и направлен на выяснение пространственного размещения природных, хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории. В краеведении карты служат как источником информации, так и для демонстрации результатов, полученных другими способами: краеведческое исследование начинается с карты, а нанесение на карту его результатов, составление разных карт - важная заключительная часть исследования.

Статистический метод

Этот метод основан на отборе и анализе различных количественных показателей с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм. Статистический методов краеведческой работе является объективным и точным критерием для выражения многих географических процессов и явлений.

Метод полевых исследований

Это один из ведущих метод в краеведческой работе, представляет собой непосредственное обследование природного или хозяйственного объекта. Применяется для изучения природных условий, геологического строения местности, животного и растительного мира, археологии и используется в процессе природоведческих и производственных экскурсий, походов и экспедиций.

При организации полевых исследований разрабатывается программа, которая включает следующий круг вопросов: выбор объекта, цели и конкретные задачи исследования, формирование поисковых групп и распределение конкретных обязанностей между ними, предварительное ознакомление с территорией исследуемого участка, порядок и содержание поисковой работы на местности, научная обработка материалов, обобщение и оформление результатов работы.

Визуальный метод

Визуальный метод - это непосредственное целенаправленное и планомерное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъёмка изучаемых предметов и явлений (например, наблюдение за ростом растения или развитием птенцов в гнезде, изучение состава геологических пород).

Метод анкетирования

Метод анкетирования в краеведении заключается в опросе местных жителей для выяснения сведений о происходивших в изучаемом крае памятные событиях, изменениях в природе за последние годы и др. Чтобы анкетирование действительно помогло исследовать данный регион, необходимо хорошо подготовиться - заранее наметить план беседы, вести её целенаправленно, уточняя факты и события, стремясь найти конкретные ответы на вопросы.

Археологические раскопки

Археологические раскопки - основной метод изучения археологических памятников.

Основным средством учёта и первичного изучения археологических памятников служат археологические разведки. Наиболее перспективный метод выявления археологических объектов - личный осмотр местности, то есть сплошное и детальное её обследование. Большое значение имеет также опрос местных жителей. Во время археологической разведки широко применяют киноаппаратуру и фотоаппаратуру, являющуюся наиболее точным средством фиксации. Собранный материал тщательно упаковывают и снабжают этикетками с подробным изложением всех обстоятельств находки.

Все методы краеведческих исследований применяются независимо от научных направлений краеведческой работы и используются не в отрыве друг от друга, а в совокупности, в различных сочетаниях между собой.

Принципы краеведения

Краеведение предусматривает усвоение ряда принципиальных положений, на которых строится работа по изучению края и использованию знаний о нём. Данные принципы носят характер самых общих указаний, правил, норм регулирования процесса познания и включает руководящие идеи, законы и закономерности.

Принцип научности заключается в точном обосновании объектов, явлений, процессов окружающей действительности. Кроме того, научный подход требует точного соблюдения и описания явлений, их систематизации и строго обоснованных фактическими данными обобщений и выводов.

С принципом научности непосредственно связан принцип систематичности и последовательности, который вытекает как из поставленных перед краеведами целей и задач по изучению края, так и их особенностей изучаемых объектов, явлений, процессов. Последовательный сбор и накопление разнообразных сведений о крае в соответствии с основными этапами его развития облегчает работу, помогает лучше разобраться в событиях, установить закономерности, по которым развивается край, раскрыть взаимосвязи и взаимозависимости событий и явлений края с событиями и явлениями во всей стране.

Принцип комплексности вытекает из самого определения краеведения как комплекса научных дисциплин, разных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.

Плановость краеведения предусматривает изучение природы, населения и хозяйства края в соответствии с научно обоснованным планом, который связан с жизнью, задачами хозяйственного и культурного развития края. Плановое изучение края должно быть связано с современностью, конкретными практическими задачами.

Принцип региональности базируется на учёте конкретных особенностей края и характеризует краеведение как научную дисциплину.

Принцип массовости предполагает активное участие народных масс в изучении и популяризации знаний о крае. Массовость является отражением творческой активности населения по изучению и преобразованию края и умножению его богатства.

Принцип объективности рассматривает историческое краеведение с точки зрения объективных закономерностей, определяющих процессы его общественно-политического развития; позволяет опираться на факты в их содержании, не искажая и не подгоняя их под заранее созданные схемы; изучать каждое явление в совокупности его положительных и отрицательных сторон независимо от отношения к ним.

Принцип историзма требует, чтобы каждое положение рассматривалось исторически, в связи с другими положениями, с конкретным опытом истории. Данный принцип отражает необходимость рассматривать окружающий мир в тесной связи с прошлым и с учётом перспектив изменения и развития.

Проблема границ краеведения

Под краеведением понимают комплексное изучение определённой территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Практическое применение вышеуказанных дисциплин (и зачастую именно в комплексном виде) требуется, например, от краеведов при изучении и описании значимых исторических некрополей.

Междисциплинарный характер краеведческого знания тесно связан с соединением в нём научного и ненаучного подходов. Как отмечал Д. С. Лихачёв, «чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения, в том, что у него нет „двух уровней“: для специалистов и для широкой публики. Оно само по себе популярно и существует постольку, поскольку в его создании и потреблении участвуют массы» . Однако такое вторжение массового ненаучного творчества на территорию научной дисциплины создаёт опасность подмены научного знания мифотворчеством, поэтому некоторые специалисты предлагают чётко отграничивать краеведение как публицистическую и даже беллетристическую практику от регионоведения как подраздела исторической науки.

История краеведения

В 1990 году был создан Союз краеведов, который возглавил С. О. Шмидт. В начале XX века под краеведением понимали изучение природных условий и «изыскание дополнительных местных ресурсов» того или иного края. В то же время расцвет российского краеведения в 1920-е гг. был связан с новаторскими концепциями в исторической науке. В середине XX века в советской России главный акцент был смещён на историческое краеведение. Советское правительство в директивном порядке поставило задачу - выявлять и охранять памятники истории и культуры, которые могли быть утрачены при строительных работах. Импульс развитию краеведения дало создание в 1965 году Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. С 1970 года Российская национальная библиотека издаёт указатель статей «Организация, методика и содержание краеведческой работы».

Краеведение для детей

Краеведение - школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флоре и фауне, населении и промышленности.

Библиотечное краеведение

Библиотечное краеведение - весь комплекс многоаспектной деятельности библиотечных работников по поиску, выявлению, приобретению, организации, учёту, всестороннему раскрытию содержания произведений печати (кино-фоно-фото-документов) и электронных изданий, библиографическому сопровождению запросов общества и его отдельных представителей, пропаганду знаний о крае библиотечными и библиографическими средствами, разработку научных проблем, в том числе библиографического и библиотековедческого направлений, методическое обеспечение и т. д. Этот комплекс делится на два направления. Первое направление - работа с первичными и вторичными документальными потоками (выявление, приобретение в фонд библиотеки документов, их хранение и доведение до читателя упорядоченных сведений о них через систему каталогов, картотек, библиографических указателей); краеведческое библиотечно-библиографическое обслуживание; методическое обеспечение других библиотек и др. Второе направление библиотечного краеведения - изучение родного края, поиск ранее неизвестных сведений о нём. Библиотека выступает в этом случае в роли организатора, берёт на себя библиографическое, методическое обеспечение изучаемых проблем. Исследователями выступают краеведы и сами библиотечные работники. Конечным результатом этого направления библиотечного краеведения являются новые знания, первичные документы, новые статьи, книги.

Основой обращения к этой теме, помимо личного интереса, стало изучение подходов и опыта краеведческой работы во Владимиро-Суздальском регионе, в том числе анализ позитивных результатов этой деятельности, а также причин общественной недооценки ее роли в современном мире. Высказываемые здесь соображения построены на общении и обсуждении этих вопросов с краеведами нашего региона и анализе социальных тенденций в сельской местности.

В работе сделана попытка рассмотрения краеведения как общественно-консолидирующего явления, касающегося многих сфер жизнедеятельности человека и социальных групп и имеющего интегрирующую патриотическую идеологию.

Одной из ключевых целей краеведческой деятельности следует считать сохранение важных основ и ценностей прошлого и настоящего в будущем. В данном случае мы не будем акцентироваться на вопросах методологии краеведения, а остановимся на малозаметных, но важных основах этого понятия.


Краеведение и история

Как правило, понятие «краеведение» в первую очередь ассоциируется с историческими знаниями о данной местности, с их поиском и сохранением для следующих поколений. Некоторые относят краеведение к научному течению, что подразумевает наличие методологии, то есть принципов и подходов к изучению этого предмета. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что до недавнего времени краеведение было и во многом до сих пор остается уделом энтузиастов-любителей, действующих по своим интересам, правилам и возможностям.

Важным в представлении о краеведении является то, что предмет его изучения - это не только прошлое, а также настоящее и даже, в определенном смысле, будущее. То, что мы делаем сегодня, по сути, не являясь историей, уже завтра станет ею. И любое дело, которое сегодня связано с данным регионом (краем), завтра станет историческим событием этого края. В этой связи несправедливо ассоциировать краеведение исключительно с предметом истории (науки о прошлом). Хотя историческая методология в полной мере может использоваться и в вопросах краеведения. При этом известно, что предметами краеведения также являются объекты природы, географии и других сфер, не связанных с историей.

Можно выделить еще одну отличительную особенность в сравнении двух предметов - это традиционная политизированность истории в угоду той или иной правящей конъюнктуре, в то время как краеведение аполитично и пытается искать подлинный ответ на вопрос «как это было на самом деле?».


Краеведение и обществознание

Важным аспектом в краеведении является неотделимость изучения края от жизнедеятельности человека. Фактически, краеведение, в части изучения различных сторон жизни человечества на всех этапах его развития, можно справедливо отнести к региональному обществознанию.

Дословно «ведать» означает «знать». Поэтому знание края подразумевает и знание местных проблем, включая социальные и культурные проблемы. Один из основоположников современного отечественного краеведения Сигурт Оттович Шмидт отождествлял понятия «краеведение» и «краелюбие». То есть краеведом является не только тот, кто ищет в архивах новые исторические сведения, но и тот, кто обустраивает свой дом, свое село, восстанавливает храм, участвует в общественной жизни региона и даже просто помогает соседу, так как сплоченность, общее дело, дружба - важные опоры и основы краеведения, залог его развития.

Очевидно, что накопленные знания об этом мире не смогли бы появиться ранее, жить сегодня и продолжить существование завтра без человека, без нас. Если настоящее невозможно без прошлого, а будущее, соответственно, без настоящего, то получается, что будущее невозможно без прошлого. Другими словами, если сегодня не востребовать и не сохранить прошлое, то завтра будет невозможно восстановить ассоциацию общества с этим прошлым, которым станет и настоящее - мы сегодня. Приведем пример. Находилось на севере Юрьев-Польского уезда, а может быть, еще княжества, сельцо Ратьково. Сельцо небольшое, место интересное, огороженное оврагами. Был там когда-то даже храм - собор Иоанна Предтечи. Много столетий жили там люди, десятки, сотни тысяч людей со своими судьбами и историей, передавали из поколения в поколение память о прошлом, о своих предках. И вот прошло уже более 40 лет, как случилось ему исчезнуть. Последних уроженцев Ратькова сегодня почти не осталось, там уже не родились их дети, и где-то, в других местах, сейчас живут их внуки и правнуки. Что для каждого из них значит бывшее сельцо, которое уже 40 лет назад стало частью колхозного поля? Помнит ли кто-то из них о том, что их прабабушка или прадедушка родились и жили в этом селе? Но вероятный ответ несет в себе не только то, что забыта история какого-то там сельца Ратькова и многих тысяч его бывших жителей, но и то, что никому эта история в будущем будет не нужна и не интересна, так как не будет людей, связанных с этим местом, ассоциирующих себя именно с ним. Таких сел и деревень в России уже десятки тысяч. И в наше время к ним добавляется еще около тысячи ежегодно. Так во времена прогрессивного развития информационного пространства так же прогрессивно умирает историческое наследие великих масштабов, история миллиардов людей.

Можно сказать, что если человек перестает ассоциировать себя с землей, с конкретным местом на этой земле, то тем самым он становится своего рода «космополитом», то есть гражданином «всего мира», без отечества, не имеющим связи с конкретным местом и без обязательств сохранения этого места. Его отношение к окружающему обществу, где бы он ни находился, становится как минимум нейтральным. Фактически, нынешнее уничтожение сельского мира в России - многотысячелетнего уклада жизни человека - в будущем может стать причиной уничтожения российской государственности вообще и русской самоидентичности в частности. А отказ от прошлого сегодня может стать первым шагом к предательству завтра.


Краеведение и религия

Связь краеведения с религией состоит не только в уважении общих ценностей. В текстах Священного Писания содержатся уникальные краеведческие сведения - подробные историко-географические описания древних стран, народов, их культуры и обычаев. Кроме этого, Библия содержит многочисленные родословные росписи, подчеркивающие важность знания истории рода - одного из ключевых аспектов краеведения. «Авраам родил Исаака…» - первая известная генеалогическая запись. А родословная Иисуса Христа в Новом Завете описывается даже два раза.

В христианских регионах значимая доля всей сохранившейся краеведческой информации об истории населенных пунктов связана с деятельностью сельских приходов и монастырей. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры - уникальное собрание различных исторических документов, а коллекции метрических приходских книг - ценнейший источник знаний о жизни наших предков. Более того, первыми краеведами, оставившими значимое краеведческое наследие, были именно священники. Это были люди, понимавшие ценность не только наследия прошлого, но и сохранения информации о современности и ее подлинности. К счастью, такие люди были и в нашем регионе. Упомянем о некоторых из них и их известных работах. Ананий Федоров - ключарь Суздальского Богородничного Рождественского монастыря («Сказание о Богоспасаемом граде Суждале», ок. 1770), Василий Гаврилович Добронравов и Василий Маркович Березин («Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», 1896), Алексей Александрович Бобров («Гавриловский Посад за 200 лет назад по писцовым книгам», 1893), Михаил Ефимович Лавров («Автобиография сельского священника М.Е. Лаврова», 1900) и др.

Сегодня тоже можно привести примеры подвижнической краеведческой деятельности среди священнослужителей. В нашем регионе это священник Александр Юрьевич Парфенов - автор книги «Ростов Великий» и Виталий Юрьевич Базанов (игумен Гермоген) - создатель краеведческого музея. В этой связи вспоминается высказывание одного из наших коллег, что «в церквях было бы больше людей, если бы среди священников было больше краеведов».


Краеведение и политика

Можно сказать, что краеведение в полной мере охватывает собой известное понятие «патриотизм», исключая при этом неизбежные общественно-политические разобщения. Например, сегодня идеи патриотизма зачастую склоняются в сторону национал-патриотизма или «исторического» патриотизма, когда патриотизм ассоциируют с конкретным историческим периодом или государственным лидером. Это может привести к превращению патриотизма в разрушающий радикал-патриотизм. Патриотизм в истинном смысле (любовь к отечеству, забота о нем, преданность ему) представлен именно в краеведении. Достаточно посетить интернет-ресурсы краеведческой тематики (к примеру, «Наше Ополье»), чтобы увидеть совершенный паритет в общении и делах людей разных политических взглядов, разной веры, потомков «белых» и «красных», крестьян и помещиков, священников и атеистов. Таким образом, одним из важных принципов краеведения является общественное согласие, чего не может, к примеру, достичь ни одно современное политическое движение.

Более того, краеведение обобщает в себе идеи всех основных политических течений. Например, «либерализм» (уважение к человеку) полностью созвучен с важностью роли личности в краеведении. Биографическим исследованиям выдающихся земляков посвящено множество краеведческих работ. Также, в не меньшей степени, краеведение использует идеи консерватизма, например, в части вопросов сохранения культурных традиций регионов, социальных и религиозных ценностей, исторических памятников.

В этой связи очень странным выглядит практически полное отсутствие внимания современного политического мира к такому консолидирующему, созидательному и патриотичному явлению, как краеведение. По всей видимости, это связано с отсутствием понимания сути этого вопроса, силы и правды его идей. Краеведы, как правило, представляются пожилыми и чудаковатыми дедушками и бабушками, которые с самозабвением штудируют в архивах пыльные книги. На самом деле, среди краеведов сегодня часто можно встретить энергичных молодых людей с новыми идеями. А упомянутые дедушки и бабушки - это преданные своему делу люди, являющиеся, по своей сути, истинными патриотами. Можно даже сказать, что краевед - это своего рода образец морального облика современного россиянина, подлинный герой нашего времени, имеющий ценности, не измеряемые деньгами и властью. Достаточно поинтересоваться личностями краеведов в регионах, чтобы увидеть, что это в подавляющем большинстве порядочные и уважаемые люди.

Среди итогов наших рассуждений можно отметить, что идеи краеведения уникальны своей широтой и не могут быть охвачены ни одной наукой или структурной отраслью в сфере жизнедеятельности человека. Они создают возможности разрешения ряда проблем общества, в том числе отношений и конфликтов людей внутри него. И здесь важно понимание личного, непосредственного отношения к краеведению практически каждого человека, которому не безразлична судьба его родины, его страны. Изучаешь историю края - краевед, участвуешь на любом уровне в общественных делах края - опять краевед, помнишь, где жили бабушка и дедушка, - тоже краевед.

Эти соображения, на самом деле, вполне очевидны, но, к сожалению, их обсуждение непопулярно. Даже современные подходы в изучении истории сразу лишают ребенка понимания своего места в этом мире. Какое отношение он имеет к исчезнувшим цивилизациям? Такое же, как к несуществующей деревне Ратьково, исчезнувшей где-то между Владимирской и Ивановской областями. Другое дело, если начать изучение прошлого с первого шага, со своего дома, села, района, области, своих родителей, бабушек, дедушек, всех других наших предков, неразрывно связанных с развитием всей истории человечества. Но этого нет. Надеюсь, пока нет.

Поддержка идей краеведения означает поддержку исторических ценностей (память о значимых событиях, предках, выдающихся личностях, традициях, малых и больших поселениях); заботу о настоящем (созидание, бережное отношение к окружающему миру и обществу, к земле и природе); участие в формировании будущего (сохранение прошлого в настоящем). Эти ценности являются вечными. По крайней мере, до нашего времени они дожили.

КРАЕВЕДЕНИЕ, изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо территории («края») или объекта - от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, дома главным образом силами местного населения. Краеведение опирается на междисциплинарные связи и учитывает не только теоретические научные положения, но и первичные наблюдения, житейскую практику; предполагает освоение местного исторического опыта и определение новых тенденций развития исходя из местных условий и традиций. Краеведение - комплексное знание, объединяющее элементы ряда научных дисциплин, согласно которым выделяются разделы (отрасли) краеведения - историческое, литературное, географическое краеведение и др. Как учебная дисциплина краеведение включается в школьные программы, преподаётся в вузах.

Краеведение в 18 - середине 19 века . Как научное знание краеведение начало формироваться в России с 18 века (сам термин «краеведение» вошёл в употребление лишь в начале 20 века). Важную роль в становлении краеведения сыграла деятельность В. Н. Татищева, Г. Ф. Миллера, М. В. Ломоносова (разработанная им в 1760 анкета для «сочинения нового исправленного Российского атласа» - первая программа краеведческого изучения России) и др. Первым членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук в 1759 избран за свои краеведческий труды П. И. Рычков. В 1759 создано первое краеведческое общество - Архангельское общество для исторических исследований. Целый ряд материалов краеведческой направленности был опубликован в трудах возникшего в 1765 году Вольного экономического общества. Сенатским указом от 1(12).11.1777 предписывалось подготовить топографические описания всех губерний России (проведены в 1784-86; составлялись по единой программе, в которой, кроме характеристики природных условий и экономики, предусматривалось изложение вопросов местной истории). В 1782 в Иркутске возник первый местный музей - Музей естественных произведений. С конца 18 века появлялись десятки сочинений по истории отдельных краёв, городов, монастырей, издавались описания путешествий, статистические труды. В 1800 с изданием труда Евгения (Болховитинова) «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» «местнография» утвердилась как самостоятельная отрасль исторического знания.

В 1-й половине 19 века значительную роль в привлечении интереса к местной истории и источникам её познания сыграли труды Н. М. Карамзина «История государства Российского» (особенно примечания к ней; 1816-29) и «Записка о московских достопамятностях» (1818), которую можно признать образцом путеводителя. Важную роль в развитии краеведения сыграла деятельность губернских статистических комитетов. В приложениях к выходившим в подавляющем большинстве губерний «Губернским ведомостям» публиковались материалы по истории края и информация об исторических памятниках. Распространению «краеведных» знаний способствовала и РПЦ, прежде всего изданием историко-статистических описаний епархий, организацией комиссий, изучавших памятники церковной старины (со 2-й половины 19 века - введением обычая составления церковно-приходских летописей). Продолжали возникать местные музеи, в том числе музей при Управлении Колывано-Воскресенских заводов (Барнаул, 1823), Астраханский губернский Музеум (1837) и др. Со 2-й четверти 19 века в краеведческих исследованиях стали принимать активное участие политические ссыльные. С усилением интереса к изучению народного быта организовывались этнографические экспедиции, а также система анкетирования разного рода. При активном участии созданного в 1845 году Русского географического общества (РГО) издавались различные сборники материалов по краеведению.

Краеведение во 2-й половине 19 - начале 20 века. С 1860-х годах инициатива краеведческой работы перешла к местной общественности; в неё вовлекалась интеллигенция, она поддерживалась местными благотворителями (из дворян, а затем и из купечества). При этом важную роль в развитии краеведения играли крупные научные общества, в частности Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (1863), много способствовавшее организации провинциальных музеев. В изучении археологических и архитектурных памятников велико значение Московского археологического общества (1864), организовывавшего в «исторических городах» России в 1869-1911 археологические съезды. В 1884 году учреждены первые губернские учёные архивные комиссии, издававшие свои труды и много сделавшие для организации местных музеев, архивов, для составления словарей уроженцев и деятелей своего края. Тематика местных изданий (обычно малотиражных) многообразна; возникали и серийные издания (в том числе публикации документов). Развитию краеведения на местах способствовали сводные труды под редакцией П. П. Семёнова-Тян-Шанского и др. с подробным описанием отдельных регионов страны.

Увеличилось число краеведческих обществ, в основном находившихся в губернских городах (Общество изучения Амурского края, Владивосток, 1884; Общество любителей изучения Кубанской области, Екатеринодар, 1897; Вологодское общество изучения Северного края, 1909; Костромское научное общество по изучению местного края, 1912; Общество изучения Олонецкой губернии, Петрозаводск, 1913, и др.), их деятельность носила комплексный естественноисторический характер. Общества регулярно выпускали труды, записки, отчёты, известия. Значительный вклад в развитие краеведения внесли областные съезды исследователей истории и древностей (1901-11). Более регулярными стали взаимосвязи местных краеведческих объединений между собой и с научными обществами и учёными Санкт-Петербурга и Москвы. К 1917 в России существовало около 300 обществ краеведческого характера (включая близкие по задачам учёные архивные комиссии, церковно-археологические комитеты, другие провинциальные научные общества).

По инициативе и при деятельном участии краеведов в провинции сформировалась сеть местных музеев. Они создавались при губернских статистических комитетах (Уфимский губернский музей, 1864; Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей, Петрозаводск, 1871, и др.), при губернских учёных архивных комиссиях (Тамбовский губернский музей, 1879; Курский историко-археологический и кустарный музей, 1903), при научных и научно-просветительных обществах (при Обществе исследователей Астраханского края, 1888; при Обществе изучения Смоленской губернии, 1908, и др.), местных отделениях РГО (Омск, 1877; Троицкосавск, 1890, и др.), при органах городского самоуправления (Череповец, 1870; Минусинск, 1877, и др.), земствах, палатах государственного имущества, народных домах, училищах, школах и т. п. В 1887 на 7-м археологическом съезде в Ярославле был принят проект «Положения» для губернских и областных музеев, определявший их статус и цели, задачи как «учёных центров для окружающей местности». Структура местных музеев, сложившаяся к началу 20 века, отражала содержание коллекций, распределявшихся по отделам: естественноисторический, исторический (с подотделами археологии, церковных древностей, памятников быта), этнографический, нумизматический, художественный, художественно-промышленный. С начала 20 века в музеях организовывались экскурсии, консультации, воскресные чтения, публичные лекции. Число местных музеев к 1917 году составляло, по разным источникам, от 65 до 94.

Предпринимались попытки включить краеведческие знания в программы школьного образования (в методических трудах педагогов, в частности Д. Д. Семёнова, с середины 19 века для учебных курсов по ознакомлению с «малой родиной» употреблялись термины «отчизноведение», «родиноведение»).

Краеведение в 1920-30-е годы. 1920-е годы стали «золотым десятилетием» краеведения, когда оно воспринималось и как сфера научной и научно-просветительной деятельности, и как широкое общественное движение. В 1921-1930 один раз в три года проводились всероссийские (с 1924 всесоюзные) краеведческие конференции, посвящённые проблемам краеведческого движения и результатам краеведческих исследований (наряду с ними систематически созывались краевые, губернские, областные, уездные и волостные; всего к середине 1927 состоялось свыше 100 научных краеведческих конференций). На 1-й краеведческой конференции (1921), созванной Академическим центром Наркомпроса, первоочередными задачами краеведения были признаны охрана и собирание разнообразных памятников, раскрывающих специфику регионов. Был создан координационный и научный центр - Центральное бюро краеведения (ЦБК), принято решение о выпуске специального периодического издания (в 1923-29 выходил журнал «Краеведение», ответственный редактор академик С. Ф. Ольденбург, с 1926 совместно с Н. Я. Марром; в 1925-29 также журнал «Известия Центрального бюро краеведения»). На 1-й и 2-й (1924) краеведческих конференциях работали музейные секции, обсуждавшие проблемы краеведческих музеев: их структуру, обусловленную комплексным характером краеведения, цели и задачи, определявшиеся как накопление, изучение и популяризация краеведческих материалов. Подчёркивалась необходимость их сотрудничества с другими краеведческими организациями. Развитию краеведения уделяли значительное внимание органы государственной власти, оказывая и материальную поддержку, а также пресса.

Большинство дореволюционных краеведческих обществ продолжили свою активную работу и в этот период (например, «Старая Москва», возглавлявшаяся П. Н. Миллером и А. М. Васнецовым и др., естественноисторические общества - Архангельское, Костромское, Вологодское, Ярославское и др.). Ряд местных обществ истории, археологии и этнографии, археолого-этнологических комиссий образовались на базе упразднённых губернских учёных архивных комиссий (в Ставрополе, Симферополе, Нижнем Новгороде и др.) и возглавлялись бывшими председателями этих комиссий. Губернские краеведческие общества сосредоточили наиболее квалифицированные научные кадры, продолжавшие традиции дореволюционных обществ. Новым явлением в 1920-х годах было учреждение большого числа уездных и волостных организаций, как правило, являвшихся отделениями губернских. Местные краеведческие общества возглавляли такие известные учёные, как В. И. Гошкевич (в Херсоне), А. И. Маркевич (в Симферополе), А. Я. Садовский (в Нижнем Новгороде), В. И. Смирнов (в Костроме), М. И. Смирнов (в Переславле-Залесском), С. Д. Яхонтов (в Рязани) и др. Наряду со старыми организациями, плодотворно работали общества «Старый Петербург» (1921; с 1925 - «Старый Петербург - Новый Ленинград»), Общество изучения русской усадьбы (1922) и др. Они исследовали усадьбы, монастыри, открывали в них музеи. Деятельность и структура краеведческих обществ определялись «Нормальным уставом научных, литературных и научно-художественных обществ, не преследующих целей извлечения прибыли и состоящих в ведении Главнауки и Наркомпроса» (1923). В 1923 в РСФСР насчитывалось 516 краеведческих организаций, в 1929 - более 1,5 тысячи (под это определение подпадали собственно краеведческие общества, кружки, музеи, а также некоторые научно-исследовательские институты, биологические и метеорологические станции). Краеведческие организации разных уровней [краевые, губернские (областные), уездные] регулярно проводили свои съезды. Более 150 краеведческих организаций в 1920-х годах имели свои периодические издания.

Краеведы сыграли важнейшую роль в сохранении памятников истории и культуры, частных коллекций (особенно в усадьбах, покинутых хозяевами после Октябрьской революции 1917), пополнении собраний государственных музеев, архивов, библиотек, организации новых музеев. Основные поступления шли в коллекции мебели, керамики, фарфора и стекла; живописи, рукописных и старопечатных книг (Дмитровский, Курский, Воронежский и другие музеи). В 1923 году музеи бывших губернских учёных архивных комиссий и статистических комитетов, а также образцовые музеи «краеведческого характера» (Дмитровский, Переславский) получили статус общегосударственных и были включены в соответствующие списки, поступив в ведение Главного управления научными, художественными и музейными учреждениями Главнауки Наркомпроса. Кроме того, в эти списки вошли как наиболее органично сложившиеся Казанский, Вятский, Пермский, Вологодский, Нижегородский, Астраханский, Смоленский, Уфимский и другие музеи. Из государственного бюджета финансировались научная обработка и охрана музейных коллекций, прочие виды работ - из местных средств. Остальные местные музеи финансировались из фондов местных бюджетов; управление ими осуществлялось губернскими комитетами по делам музеев и охраны памятников (губмузеями) при отделах народного образования. В среднем каждый пятый музей выпускал свои издания, среди которых преобладали краеведческие периодические и непериодические научные и научно-популярные сборники. При краевом музее в Екатеринославе существовала кафедра краеведения (заведующий Д. И. Эварницкий). Преобладавшее в краеведческой и музейной литературе этого периода понимание местных музеев как «провинциальных академий наук», «живых энциклопедий края» свидетельствовало о том, что им отводилось место своеобразных культурных центров, сосредоточивавших и популяризировавших краеведческие материалы и знания.

Широко развернулась экскурсионная работа, научно-методическими центрами которой стали Московский и Петроградский экскурсионные институты, связанные с культурологической проблематикой, созданием представлений об «образе», «душе» города (труды И. М. Гревса, Н. П. Анциферова), о «культурном гнезде». Большое внимание уделялось повсеместному внедрению краеведения в школьное образование. Краеведческая тематика занимала значительное место в программах обучения в провинциальных вузах. Особенно заметно краеведение содействовало подъёму культуры в национальных регионах страны и изучению прошлого населявших их народов (например, труды П. Н. Луппова об Удмуртии и др.). В ряде городов были созданы институты краеведения, в регионах готовились отдельные издания энциклопедического типа (Сибирская советская энциклопедия).

Из-за своей роли в культурной жизни регионов краеведческие музеи одними из первых испытали идеологическое давление советской власти. Положение о губернском музее, разработанное Наркомпросом в 1925 году, предусматривало обязательное включение в название музея слова «краеведческий» и единую структуру музея, который должен был состоять из отделов: естественноисторического, культурно-исторического, социально-экономического и революционного (при отсутствии в регионе историко-революционного музея). В результате реорганизации музейной сети на местах во 2-й половине 1920-х годов произошло механическое объединение различных музеев, имевшихся в одном регионе, в краеведческие. К 1930 году все республиканские, краевые и областные центры имели краеведческие музеи, руководство ими возлагалось на политико-просветительные отделы местных исполкомов.

В условиях идеологической перестройки науки в СССР и отказа от изучения и преподавания истории многие видные учёные именно в трудах краеведческой направленности получили возможность вести разработку проблем истории города, торговли, промышленности (Н. М. Дружинин, М. Н. Тихомиров в Москве, С. И. Архангельский в Нижнем Новгороде, А. Н. Вершинский в Твери и др.), сельского быта и изменений, происходивших в деревне после установления советской власти (М. Я. Феноменов, К. В. Сивков и др.), культуры провинции (П. М. Дульский в Казани, С. Д. Яхонтов, А. А. Мансуров в Рязани, А. М. Путинцев в Воронеже, и др.), взаимосвязи общества и природы (Д. О. Святский, В. П. Семёнов-Тян-Шанский). В рамках краеведения много было сделано для развития источниковедения и архивоведения (С. Н. Чернов, И. Л. Маяковский), библиографии, методики этнографических наблюдений (В. В. Богданов, Ю. М. Соколов и др.) и археологических исследований, для выявления, описания, атрибутирования памятников истории и культуры, музейных предметов, совершенствования приёмов их реставрации. В рамках краеведения формировались научные направления, которые позднее получили названия «история повседневности» и «экология культуры».

В разработку краеведческой проблематики (как в общеметодологическом, так и в конкретном плане) были вовлечены крупнейшие учёные Москвы, Петрограда (Ленинграда), других крупных научных центров: историки С. В. Бахрушин, М. М. Богословский, С. К. Богоявленский, С. Б. Веселовский, В. И. Пичета, С. Ф. Платонов, А. А. Спицын и др., языковеды Н. М. Каринский, Н. Я. Марр, Д. Н. Ушаков, литературовед Н. К. Пиксанов, географы и геологи Д. Н. Анучин, А. А. Борзов, А. П. Павлов, А. Е. Ферсман, Ю. М. Шокальский, библиограф Н. В. Здобнов, искусствоведы В. В. Згура, А. И. Некрасов, А. М. Эфрос и др. Наряду с ними, авторами трудов о предмете и задачах краеведения, его методике стали ведущие краеведы Н. П. Анциферов, А. В. Бакушинский, И. М. Гревс, Н. А. Гейнике и др.

В конце 1920-х - середине 1930-х годов отечественными краеведами разрабатывались проекты региональных энциклопедий, были подготовлены и опубликованы некоторые их словники-проспекты. Однако лишь единичные региональные энциклопедии увидели свет (Сибирская советская энциклопедия, т. 1-3, 1929-33, 4-й том опубликован в Нью-Йорке в 1992; «Челябинская область», в 3 тт., 1939, т. 1).

Опасаясь дальнейшего самостоятельного развития краеведческого движения и каких-либо отклонений от единообразного развития научной мысли, государственная власть стремилась подчинить краеведение политическому диктату. К концу 1920-х годов чётко определилась тенденция свести краеведение к удовлетворению насущных и утилитарных хозяйственных и политико-просветительных нужд и тем самым противостоять свободному развитию историко-культурного направления в краеведении. В 1929 году начался разгром краеведения и арест его видных деятелей по «академическому делу», «краеведов делу» и пр. 4-я краеведческая конференция (1930) поставила вопрос о «перестройке всей краеведческой работы в помощь социалистическому строительству», что на практике привело к формализму и снижению научного уровня краеведческих исследований. Основой нового краеведения провозглашались низовые краеведческие ячейки, формируемые в районах по разнарядкам. Эти решения подтвердил и 10-й пленум ЦБК (январь 1931). Многие историко-бытовые музеи (прежде всего в усадьбах и монастырях) были закрыты, памятники старины (особенно храмы) стали интенсивно разрушать, коллекции рассредоточивались, из обращения были изъяты прежние издания краеведов, содержание краеведческих периодических изданий изменилось. Новым печатным органом ЦБК и краеведческой секции Коммунистической академии стал журнал «Советское краеведение» (1930-36). В 1931-33 при Коммунистической академии действовало Общество краеведов-марксистов (ОКРАМ; председатель И. Г. Клабуновский - директор Информационного отдела Главного управления организации и планирования Наркомпроса РСФСР), задачей которого стало поставить «краеведное движение на те рельсы, которые нужны нашему советскому строительству». ОКРАМ стало одним из основных инструментов борьбы с традиционным краеведением. В 1932 году основан Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой работы (в 1966-68 Научно-исследовательский институт музееведения и охраны памятников истории и культуры, в 1968-92 Научно-исследовательский институт культуры, с 1992 Российский институт культурологии). Созданные на местах бюро краеведения вскоре показали свою полную несостоятельность, в результате чего в 1934-35 возникли оргбюро по созданию краеведческих обществ, во главе которых обычно стояли председатели плановых комиссий или заместители председателей исполкомов. Был утверждён типовой устав общества изучения края, но желаемого возрождения краеведения не произошло, так как краеведческая сеть и кадры уже были потеряны.

Негативные последствия для развития краеведческих музеев имели решения 1-го Всероссийского музейного съезда (1930), в соответствии с которыми типовая структура краеведческих музеев (включали 3 отдела - природы, истории, социалистического строительства) должна была облегчить реализацию установок, обязывающих все музеи раскрывать «всеобщие законы диалектики... иллюстрировать конкретные положения, высказанные классиками марксизма-ленинизма». Краеведческие музеи, как самая значительная группа в музейной сети страны, были в массовом порядке вовлечены в проведение различных агитационных и политических кампаний (по поднятию урожайности, предвыборных и др.), в том числе через внемузейные формы, главным образом передвижные выставки. В результате краеведческие музеи утратили возможность полноценно заниматься научно-координационной деятельностью в области краеведения.

Окончательно краеведческое движение как форма культурной общественный деятельности исчезло после постановления СНК РСФСР «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах» (10.6.1937). Согласно последовавшему за этим указанию Наркомпроса РСФСР «О подготовке и организации краеведческой работы» (1938) ликвидировались все общественные краеведческие организации на местах как «крайне засорённые врагами народа».

Краеведение в 1950-е - середине 1980-х годов. В условиях либерализации политической и культурной жизни в стране в середине 1950-х годов возродился интерес к краеведению. Особенно интенсивно оно начало развиваться в национальных регионах, где краеведение было связано с работой по написанию истории отдельных народов. Возобновилось изучение истории отдельных городов, мемориальных достопримечательностей. По всей стране активизировалась деятельность краеведческих музеев: возобновились регулярные экспедиции по изучению местной истории, оживилась издательская деятельность (практически каждый областной музей имел собственное издание). Однако краеведческие музеи были ориентированы на постоянные перестройки экспозиций к очередным юбилейным датам. При комплектовании фондов основное внимание уделялось материалам, которые должны были демонстрировать успехи социалистического общества. В результате интерес посетителей к краеведческим музеям заметно снизился, они оказались не в состоянии конкурировать с получившими, начиная с 1950-х годов, распространение музеями-заповедниками, музеями под открытым небом (этнографическими, деревянного зодчества и др.). Одной из новых форм развития краеведения стало создание общественных музеев.

Отечественные краеведы сыграли ключевую роль в деятельности созданного в 1965 году Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Краеведческая тематика занимала всё большее место в программах педагогических вузов, создавались учебные пособия по краеведению, увеличилось число издаваемой краеведческой литературы. Важное место краеведческая информация заняла в энциклопедиях национальных республик СССР, а также в изданиях по региональной истории союзных республик (например, «Icтopiя мicт i ciл Украïнськоï РСР», т. 1-26, 1967-74).

Краеведение с середины 1980-х годов . В середине 1980-х годов возродилась традиция созыва краеведческих конференций, прежде всего на региональном уровне. Одновременно начали проводиться всесоюзные (с 1995 всероссийские) конференции по историческому краеведению и изучению культуры российской провинции (1-я состоялась в Полтаве в октябре 1987; 2-5-я - в Пензе в 1989, 1995, 2000, 2001). В 1990 году создан Союз краеведов России [председатель С. О. Шмидт (с 2007 почётный председатель), с 2007 - В. Ф. Козлов] - добровольная общественная организация краеведов и краеведческих объединений, создаваемых в регионах.

В этот период возродился ряд краеведческих организаций, существовавших до 1917 и в 1920-х годах (например, Общество изучения русской усадьбы), возрос интерес к изучению и публикации наследия краеведов прежних лет. С начала 1990-х годов начался новый период в развитии краеведческих музеев: принципиально менялось содержание экспозиций, которое вышло за пределы социально-экономической истории 20 века. Многие из краеведческих музеев возвратили себе роль важнейших центров изучения местной истории в регионах, однако некоторые музеи закрылись, попав в тяжёлое экономическое положение, ряд музеев по решению местных властей лишился экспозиционных помещений.

Расширилось преподавание краеведения в вузах; в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга образованы специальные краеведческие подразделения: в 1997 в Историко-архивном институте РГГУ создана кафедра региональной истории и краеведения, в 2007 - кафедра москвоведения; в 2002 в Санкт-Петербургском государственном университете основана кафедра исторического регионоведения. Они организуют всероссийские конференции по краеведению. Крупными центрами развития краеведения становятся Воронеж, Иркутск, Омск, Оренбург, Тверь, Тула и др.

С конца 1980-х годов возродилось такое направление краеведения, как создание региональных энциклопедий. К 2008 году практически во всех регионах Российской Федерации существует своё энциклопедическое издание. Издания этого типа имеют различный уровень охвата информации: от субъекта Российской Федерации до отдельного района, города и даже городского района. Для издания некоторых региональных энциклопедий созданы специальные научные учреждения (например, Институт Татарской энциклопедии).

В 1990-2000-е годы резко возросло число местных краеведческих изданий всех видов (книг, периодических изданий и пр.), научных конференций (всероссийских и региональных), краеведческая тематика стала преобладающей на конкурсах школьных сочинений на исторические темы, с 2005 проводятся конкурсы краеведческой литературы. Бурный рост переживает церковное краеведение.

В Западной Европе и США исследования, подобные краеведческим, ведутся в рамках научных школ локальной истории и микроистории.

Лит.: Краеведные учреждения СССР. 2-е изд. Л., 1927; Соловьев К. А. Краеведные музеи РСФСР // Советский музей. 1932. № 6; Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX - начале XX в. (1861-1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2; она же. Формирование государственной музейной сети (1917 - I половина 60-х годах). М., 1988; Моисеев А. М. Краеведческие музеи за 50 лет // История СССР. 1967. № 6; Милонов Н. А. Литературное краеведение. М., 1985; Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. М., 1987; Первая Всесоюзная научная конференция по историческому краеведению. К., 1987; Мамонтов А. В., Щерба Н.Н. Краеведческая библиография. 2-е изд. М., 1989; Филимонов С. В. Краеведение и документальные памятники (1917-1929 годы). М., 1989; он же. Краеведческие организации европейской России и документальные памятники (1917-1929 гг.). М., 1991; Историческое краеведение в СССР: вопросы теории и практики. К., 1991; Шмидт С. О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992; Историческое краеведение. Пенза, 1993; Российская провинция XVIII-XX вв.: реалии культурной жизни. Пенза, 1996. Кн. 1-2; Малые города России: проблемы истории и возрождения. М.; Переславль-Залесский, 1998; Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России. М., 1999; Методология региональных исторических зарубежных исследований: [российский и зарубежный опыт]. СПб., 2000; Отечественная культура и развитие краеведения. Пенза, 2001; Преподавание краеведения и москвоведения в высших учебных заведениях. М., 2001; Les Etudes regionales en Russie (1890-1990). Origines, crise, renessaince. Р., 2002; Краеведение в России. История. Современное состояние. Перспективы развития. М., 2004; Проблемы создания региональных энциклопедий. СПб., 2004; В. О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии. М., 2005. Кн. 1-2; Тихомировские чтения 2004 г. «Источники по историографии краеведения» // Археографический ежегодник за 2004 г. М., 2005; Краеведение в России. История, современное состояние, перспективы развития. М., 2006.

Краеведение

краеве дение , краеведения, мн. нет, ср. изучение какого-нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п. , производимое преимущественно местными силами.

Уральская Историческая Энциклопедия

Краеведение

наука, науч.-популяризаторская деятельность, а также форма обществ. движения, направленная на комплексное изучение своего края и распространение знаний о нем, осуществляемая преим. местными силами. Краеведческое движение является важной ч. обществ. жизни и культуры. На У. К. зародилось в сер. XVIII в. Основы К. заложили своими трудами П.И.Рычков, И.И.Лепехин, П.С.Паллас. Во второй пол. XIX в. на У. зарождаются краеведческие об-ва разного типа: Оренб. отдел РГО (1867), УОЛЕ (1870), предшественники совр. краеведческих муз. - Уфимский (1864), Тобольский (1870). Особую роль в К. движении на У. сыграло УОЛЕ, к-рое в течение длительного времени представляло собой единственный науч. ц. У. Одно из крупнейших в России, об-во было широко изв. за ее пределами. Оно внесло весомый вклад в изучение природы, экономики, истории и распространение естественнонауч. знаний об У. Большой заслугой УОЛЕ является основание муз. (1870) (Свердл. объединеный ист.-краеведческий муз.) и открытие Сибирско-Ур. науч.-пром. выставки (1887). В 1890 по инициативе Н.Н. Новокрещенных, П.Н.Серебренникова и др. была основана Перм. комиссия УОЛЕ, на базе к-рой образовался Перм. науч.-пром.муз., после принятия устава в 1901 ставший самостоятельным краеведческим учреждением. До открытия ун-та в Перми (1916) Науч.-пром. муз. являлся ц. науч. и краеведческой мысли и культ.-просветительской деят.

Большую краеведческую работу вели созданные в 80-е XIX в. ученые архивные комиссии: Оренб., Перм., Уфимская. В конце XIX - нач. XX в. на У. зародились новые краеведческие муз. и об-ва: Обдорский муз. Тобольского окр. (1895), Общество любителей истории, археологии, этнографии Чердынского края (1899), Осинский муз. (1911), Красноуфимский муз. (1912), Перм. церковно-археол. об-во (1915), Кружок по изучению Сев. края при Перм. ун-те (КИСК) (1916).

В первые гг. сов. власти активизировалось возникновение новых краеведческих муз. и об-в. Причиной роста краеведческих учреждений явилось закономерное слияние двух тенденций: деятельности общественности в дорев. период и назревшая необходимость спасти и сохранить достояние нац. культуры, оказавшееся бесхозным в результате рев. и гражд. войны.

Большое значение для К. и муз. дела региона имел 1 съезд муз. деятелей У. и Приуралья, состоявшийся в апр. 1921 в Екат. по инициативе УОЛЕ. Делегаты обсудили вопросы, связанные с восстановлением муз. после гражд. войны. На II У. обл. краеведческом съезде в окт. 1924 было образовано Ур. обл. бюро К. (УОБК), чем положено нач. объединения краеведческих орг-ций региона. До 1930 УОБК находилось в подчинении Главнауки Наркомпроса РСФСР, а затем сектора науки этого наркомата. Пред. УОБК избран Я.А.Истомин, уч. секр. - Л.М.Хандросс. В Башк. было создано обл. бюро К. при Акад. ц. Башнаркомпроса.

В 1928 на У. действовало 115 краеведческих орг-ций. Сильные краеведческие об-ва были созданы в Нижнем Тагиле, Перми, Чердыни, Шадринске, Челяб. Активное участие в краеведческом движении принимали свердловчане А.А.Анфиногенов, В.Л.Батманов, Б.В.Дидковский, А.А. Берс, пермяки Д.М.Бобылев, В.А.Кондаков, А.С.Лебедев, И.Г.Остроумов, В.Н.Серебренников, шадринец В.П.Бирюков, челябинец И.Г.Горохов, тагильчанин А.П.Словцов, чердынец И.А.Лунегов, березниковец И.Ф.Коновалов. Бирюков, Горохов и Лунегов являлись чл. Ц. бюро К.

Краеведческие об-ва вели изд. деятельность. 17 краеведческих орг-ций издавали сб. ст., в к-рых публ. результаты своих науч. иссл. по геологии, ботанике, экономике, истории, археологии, этнографии, фольклору. Большую роль в гуманитарных иссл. сыграл КИСК под рук. проф. П.С.Богословского. Краеведческие об-ва вели шир. культ.-просветительскую работу: организовывали лекции, экскурсии, при УОБК действовали краеведческий кабинет и краеведческий киоск. Краеведческие орг-ции поддерживали тесную связь с краеведческими муз. Бирюков основал Шадринское науч. хранилище, первый комплексный муз. У.

С конца 1920-х краеведческая деятельность по всей стране, в т. ч. и на У., искусственно направлялась лишь на помощь соц. стр., приверженцы ист. К. подвергались репрессиям. Деятельность краеведческих об-в также ослабила их реорг-ция: вместо обществ. орг-ций на местах стали создаваться бюро К. с адм. методами рук-ва. Несмотря на это краеведческая работа на У. продолжалась: с 1931 по 1934 проводились геол. походы, организовывались фенологические наблюдения.

В 1935 УОБК было преобразовано в Об-во изучения Свердл. обл. (ОИСО). Кружок мичуринцев при ОИСО был инициатором осн. ботанического сада, лесохимическая секция положила нач. подсобному х-ву У., в лаб. лесохимической секции получен терпингидрат для мед. целей. В 1937 указом СНК краеведческие орг-ции были ликвидированы по всей стране. Мн. краеведы подвергались репрессиям.

С 1939 по 1946 на У. действовали обл. советы К. при краеведческих муз. В период ВОВ в работе советов К. участвовали нек-рые видные ученые, эвакуированные на У. Их влияние сказалось на укрупнении тем - они приняли преим. ураловедческий характер, получили теоретическое направление. В 1960 при исполкомах Советов созданы советы К. С конца 1960-х краеведческая деятельность сосредоточилась в осн. в краеведческих муз. и краеведческих отделах публичных библ. С 1973 большую роль в объединении К. У. играют Бирюковские чтения, орг. в Челяб. С 1990 в Перми проводятся Смышляевские чтения. В 1980-е во мн. гг. У. созданы краеведческие объединения: клуб знатоков г., об-во ур. К. в Свердл., "Перм. К", "К. Прикамья", краеведческие об-ва в Челяб., Кургане и др. В 1989 в Свердл. организована ассоциация краеведов У.

Лит.: Куренков Н.А. Основные этапы развития советских обществ краеведов на территории Свердловской области за 50 лет (1917-1967) // Наш край. Свердловск, 1971; Каримов К.К. Наука Башкирии в строительстве социализма. Уфа, 1986; Тагильцева Н.Н. Краеведческое движение и становление музейного дела на Урале (1924-1936) // Из истории охраны и использования культурного наследия в РСФСР. М., 1987; Зорина Л.И. Онисим Егорович Клер. М., 1989.