Коучинг - что это такое. Методы и технологии эффективного coaching для саморазвития и достижения целей

    Профессор философии Мэрилин Аткинсон является главным автором трилогии Наука и Искусство Коучинга. Она изобрела и разработала многие из понятий, процессов и процедур, с которыми вы встретитесь в книгах. Является признанным во всем мире коучем и разработчиком, консультантом для многих организаций, основным тренером нейролингвистического программирования (НЛП) и психологом. Большая часть карьеры Мэрилин прошла в работе с людьми и организациями, которым требовалась поддержка и консультирование в проектировании и обучении, ориентированному на решение коучинг. Она постепенно раскрывала знание о подходах, которые вы можете найти в ее книгах, и практиковала их в своих курсах на четырех континентах.

    Мэрилин является резидентом Канады, жителем Ванкувера. Она-основатель и президент Международного Эриксоновского Университета, который проводит сертифицированные Международной Коучинговой Федерацией коучинговые программы. На протяжении всей своей карьеры с1985 года она помогла в становлении14 обучающих эриксоновских центров, расположенных по всему миру, где преподавала ориентированный на решение коучинг и проводила консультации. Мэрилин также известна как тренер НЛП и профессиональный коуч, лидер и автор.

    Ее практические, системные коучинговые навыки и стратегии были названы Золотым Стандартом Коучинга.

    Рае Т. Чоис является профессиональным сертифицированным трансформационным коучем Международной Коучинговой Федерации. Ее миссия — пробудить гения в своих учениках и других людях. Опыт Рае составляет более чем2500 часов коучинга, она широко известна своим пристрастием к коучингу и является удивительным трансформационным коучем, тренером и консультантом, который вдохновляет свою аудиторию во всем мире. Кроме того, Рае является коучем Международного Эриксоновского Колледжа, она обучала и курировала работу сотен коучей-тренеров из разных стран. Рае хорошо знаком трансформационный процесс. Она — жена, мать двух сыновей, информационный предприниматель, друг, волонтер, долгосрочный ученик и т. д. Рае испытала"полярность жизни", ей довелось пройти через многое в школе жизни.

    Увеличивая свой международный опыт, уровень образования и репутацию долгосрочного ученика, Рае Чоис предлагает широкий диапазон программ и услуг, включая Трансформационный Коучинг тет-а-тет, групповой коучинг, телеклассы, обучение онлайн и персональный коучинг.

    За пределами религиозных и политических движений есть одно главное движение развития человека в современном мире — коучинг. Эта книга поможет вам приобрести те навыки, которые нужны вам для реализации творческих способностей, повышения личной эффективности, достижения ваших целей, а также поможет узнать ваши ценности, чтобы двигаться к самому важному в жизни.

    Книга написана легко. Она доступно показывает этапы постановки эффективных коучинговых вопросов и ответов на них. Принимая во внимание разнообразие человеческих стилей и реакций, книга даст возможность почувствовать силу и значимость применения коучинговых тактик и подходов. Когда вы закончите ее читать, знайте, что вам удалось сделать первый шаг к овладению основами того, что мы называем самым важным набором жизненных навыков.

    Авторы подробно останавливаются на магии открытых вопросов, открыли секретные интонации трансформации, уточнили, как использовать рамки для наших стремлений, указали на приоритеты — на чем нужно концентрироваться во время трансформационной коммуникации, как создать дизайн своей мечты, какова внутренняя гармония логических уровней, как изящно завершить коммуникации и перейти к действиям, а также какова твердая позиция в коммуникации и как проанализировать трансформационные разговоры на основе коучинговых подходов, ориентированных на решение. Книга наполнена упражнениями, примерами, кейсами, схемами и рисунками, что значительно повышает эффективность от ее изучения.

    Вы получите настоящее удовольствие от этой книги, а также реальную пользу и новые идеи для личного развития. «Пошаговая система коучинга» будет интересной и полезной для всех читателей.

Введение

Цель книги

Мы, коучи Международного Эриксоновского Университета — Мэрилин Аткинсон и Рэй Т. Чойс, с гордостью хотим представить вам вторую книгу серии "Наука и искусство коучинга" — "Пошаговая система коучинга". Ее появления ждали многие, поскольку она подробно разъясняет, "что и как необходимо сделать" в эффективном коучинге и трансформационной коммуникации.

В первой книге, которая называется "Внутренняя динамика", были представлены устойчивая система взглядов и выигрышные положения, направленные на формирование представлений о коучинге, который можно определить как программу человеческого развития, а также несколько упражнений и процессов, регулирующих осознание значимости коучинга для людей в XXI веке. В ней предложен подход, рассматривающий использование коучинга для развития умственных способностей и природного интегративного мышления с целью построения такой целостности. Также представлены четыре ключевых аспекта любого проекта, которые служат основным плацдармом для того, чтобы избежать негативного мышления при его реализа-ции. В первой книге были представлены четыре квадрантных визуализации, иллюстрированных в виде кристаллов, которые разъясняли макроэлементы коучингового видения и цели.

Вторая книга предлагает практику развития навыков, "запуск коучинговой стрелы". Эта метафора служит для объяснения и детализации эффективного коучингового разговора. Так же, как и "кристалл" из первой книги был направлен на понимание сути макроэлементов, коучинговая "стрела" во второй книге поможет читателю детализировать и выстроить порядок микроэлементов эффективной коучинговой коммуникации. Если следовать за "стрелой", то откроется дорога, которая проведет читателя через содержание этой книги и раскроет суть эффективной коучинговой беседы, выдвинув ее на первый план.

Получив информацию с помощью структур "кристалла" и "стрелы", коуч может построить общее представление о том, каким образом он или она спланирует самые действенные и полезные элементы коммуникации.

Несмотря на подробное описание, структура "стрелы" является толь-ко введением в базовую структуру коучинговой коммуникации. Каждая такая коммуникация уникальна, так как людям предлагается поддержка очень широкого спектра. Коучи, ориентированные на поиск устойчивого решения проблем, используют целую комбинацию коучинговых про-цессов (трансформационное развитие посредством изучения природы мышления) и коучинговые инструменты (структура пошагового опроса, помогающая человеку стремительно двигаться вперед к самому важно-му выбору или открытию).

Эта книга ориентирована несколько в ином направлении, этапы пос-тановки эффективных коучинговых вопросов и ответы на них — главные элементы фокуса. (В нашей следующей третьей книге будут описаны коучинговые процессы.)

Инструменты коучинга — привлекательное направление, они увлекают нас в самое сердце мыслительного процесса. Мы встаем на путь пла-нирования вопросов, которые на первый взгляд могут показаться про-стыми, однако на самом деле предлагают отличные варианты своей реализации. Мы любуемся пейзажем долин и гор нашего мышления, и видим разницу между коммуникациями.

Принимая во внимание разнообразие человеческих стилей и реакций, книга поможет вам почувствовать качество применения коучинговых тактик. Она, по сути, откроет для вас около 10% коучинговых инструментов, которым можно научиться благодаря обучающей программе Международного Эриксоновского Университета "Наука и искусство коучинга".

Даже для того чтобы представить эти 10%, необходимо собрать мно-жество примеров, которые покрывали бы различные направления деятельности и давали шанс для истинного совершенствования.

В этой книге также представлены иллюстрированные карты и вербальный обзор фактических коучинговых сессий.

Мы довольны уровнем детализации, потому что хотим поддержать вас, читателей, хотим, чтобы вы полностью погрузились в изучение коу-чинговой "стрелы".

Наша главная цель — развитие мотивации и стимулов к повседневному изучению коучинговых материалов с помощью практики и упражнений с использованием вербальных примеров.

Мы познакомим вас с ключевыми отличительными признаками, чтобы вы могли составить общее представление о них и рассмотреть перспективы на будущее, а также почувствовать значимость элементов трансформационных коммуникаций во всех сферах жизни. Предупреждение: это чувство заинтриговало уже многих студентов, которые приняли участие в ближайшей доступной программе "Наука и искусство коучинга". Окунувшись однажды в сердце этой работы, люди понимают, что намного эффективнее обучаться трансформационному коучингу на практике, нежели читая о нем или разговаривая.

Вторая наша цель, входящая в пошаговую практику, — вовлечение читателя в увлекательное интерактивное путешествие, которое поможет открыть связь между основными ключевыми элементами во всех систе-мах трансформационного развития. Принимайте участие в индивидуаль-ной практике и практике в парах, и вы начнете развивать базовую систе-му, корни которой будут уходить в одни из самых популярных сегодня устоявшихся коммуникационных и схожих теорий.

Используя такие инструменты в процессе обучения коучингу, вы обо-гатите свой внешний и внутренний мир.

Когда закончите читать эту книгу, знайте, что вам удалось сделать первый шаг к овладению основами того, что мы, наши коллеги и выпускники Эриксоновского Университета, называем самым важным набором жизненных навыков. На самом деле мы верим в то, что такие коммуникационные навыки позволят участникам познать истину существенных перемен, которые действительно могут помочь изменить этот мир к лучшему, следуя из одной коммуникации в другую.

Что вы приобретете, прочитав эту книгу?

Чтобы взять максимум от этой книги, мы предлагаем следующие рекомендации.

  1. Практикуйте коучинговые упражнения и методики, представленные в этой книге. Методики и коучинговые системы Международного Эриксоновского Университета известны во всем мире своей значимостью и трансформационностью. Мы очень рекомендуем вам завершить эти коучинговые упражнения и методики.
  2. Не верьте ни одному слову в этой книге. Проверьте концепции самостоятельно! Исследуйте предоставленные инструменты и используйте их на практике, полностью интегрируйте их в вашу жизнь и вы обнаружите, что они помогут вам стремительно двигаться вперед к насыщенной жизни, наполненной успехом. Другими словами, не верьте слепо в каждое слово в этой книге, испытайте все концепции и упражнения. Докажите их значение для самого себя! Также мы рекомендуем, если есть такая возможность поработать с коучем, который прошел обучение в Эриксоновском Университете, где он был обучен применению таких инструментов и многому другому.
  3. Мыслите как новичок. Мы рекомендуем читать эту книгу, используя мышление "новичка". Подходите к прочтению каждой главы, словно вы любопытный ученый, который смотрит на жизнь мудро с новой стороны. Когда вы сможете посвятить всего себя (все приобретенные вами знания, ваши способности, пережитые разочарования и т. д.) прочтению каждой главы, узнавая и уважая каждую пройденную вами ранее стадию развития, только тогда вы получите вознаграждение в виде иного восприятия своих способностей и познаете самого себя, что поможет вам перейти на новый этап вашего путешествия. Если вы посвятите прочтению всего себя, то найдете полученный опыт чрезвычайно полезным как для клиента, так и для коуча.
  4. Получайте удовольствие от каждой стадии обучения. Для того чтобы чему-то в жизни научиться, необходимо последова-тельно пройти четыре стадии. Такой же результат вы получите, изучив этапы трансформационных коммуникаций, описанных в книге. Вы научитесь мыслить по-другому, систематизировать свои идеи, планировать и ставить креативные вопросы, работая совершенно иным образом, чем когда-либо раньше. Отведите несколько минут на планирование своих шагов на этих четырех этапах процесса познания и развития возможностей, которые вам предоставлены этой книгой.
  • Этап 1. Бессознательная некомпетентность. Этап бессознательной некомпетентности наступает, когда вы не осознаете, каким образом добиться желаемого. На этой стадии у вас пробудится "Я не-знаю-что-я-не-знаю", так как вы начнете проходить предлагаемую практику впервые.
  • Этап 2. Сознательная некомпетентность. На этой стадии вы начинаете практиковать новые умения, которым хотите обучиться, хотя знаете, что еще недостаточно профессиональны. Для большинства из нас данная фаза является импульсом, поскольку многие люди считают, что учиться на своих ошибках нелегко! Такой этап часто приводит к природному сопротивлению, которое принуждает множество положительно настроенных людей покинуть обучение на этапе сознательной некомпетентности. Вы получите колоссальное количество информации в сжатые сроки.
  • Этап 3. Сознательная компетентность. Здесь вы начинаете развивать свои умения, но они еще не являются комплексными, последовательными или привычными. На этом этапе вам необходимо концентрироваться и направлять свою энергию. Шаг за шагом вы обнаружите, что можете добиться результата, ваши умения будут совершенствоваться, а уверенность — повышаться.
  • Этап 4. Бессознательная компетентность. На этой стадии навыки и новая система отношений становятся для вас привычными и автоматическими. Ваше сознание может концентрироваться на других процессах, в то время как вы легко и непринужденно демонстрируете свои умения и новую форму бытия. Так же легко, как водитель ведет машину, вы ведете коммуникацию, планируете свой день, достигаете поставленных целей, ведя свою "машину" уверенно. Большинство людей принимают стадию бессознательной компетенции за стадию мастерства, и считают, что настоящий специалист никогда не назовет себя мастером. Настоящий мастер сохранит образ мышления "новичка", познает неизученное ранее (бессознательная некомпетентность) и будет стремиться изучить больше, глубже погрузиться в изучение предмета. На самом деле примите во внимание, что фраза "Я это уже знаю" тормозит процесс дальнейшего обучения. Вынося на первый план в своей жизни процесс самосовершенствования, вы будете расти, развиваться и расцветать как человеческое существо.
  • Не спеша "смакуйте" практические занятия, предложенные в книге, по-настоящему заинтересовываясь предметом. Коучинг тесно связан с самопознанием и познанием других людей. Практика ориентированного на решение коучинга ведет к глубокому осознанию едва различимых элементов человеческого развития. Смакуйте их как тонкое вино, сделанное из винограда, собранного на виноградниках жизни.
  • В этой статье я хочу пролить свет на тему коучинга, так как на постсоветском пространстве собралось очень много неоднозначной информации о коучинге и коучах. Одни люди попали к правильным коучам и очень довольны результатом, в то время как другие попали к шарлатанам и поняли, что просто потеряли деньги.

    Кроме того, я дам вам несколько инструментов, чтобы вы на себе ощутили, что такое коучинг.

    В этой статье я расскажу:

    • Кто такой коуч (история, определение).
    • Отличие коуча от психолога, тренера, консультанта.
    • Как отличить коуча от шарлатана.
    • По каким вопросам клиенты обращаются к коучу.
    • Чем может быть полезен коуч клиенту.
    • Как выглядит обычная коучинговая сессия.
    • Сколько может зарабатывать коуч.
    • Может ли коучинг быть полезным для вас.
    • Можете ли вы стать коучем.
    • Что нужно, чтобы стать коучем.
    • Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало.

    Уверен, что мои мысли покажутся вам объективными, так как, с одной стороны, я сертифицированный коуч, а с другой стороны - коучинг не является источником моего дохода, так как моя основная работа - управление персоналом на крупнейшем украинском телеканале. Кроме того, я сам нанимаю коучей для развития сотрудников компании и вижу разных представителей этой профессии.

    Уже несколько лет я сертифицированный коуч. Когда я говорю окружающим о том, что я коуч, мне задают постоянно одни и те же вопросы:

    • Кто такой коуч? Это что, тренер личностного роста?
    • А как ты работаешь с клиентами? Ты, наверное, даёшь им советы?
    • Правда ли, что клиенты за одну коуч-сессию платят 100 долларов?
    • И ты правда только задаёшь вопросы?

    У всех давно на слуху слово «коуч». У каждого из нас при слове «коуч» возникают разные ассоциации. Кто-то представляет себе тренера личностного роста, кто-то психолога, кто-то шарлатана-инфобизнесмена, а кто-то, может, и заядлого НЛПера.

    Конечно, всё это не имеет никакого отношения к коучингу. Просто все эти люди в своё время уловили тренд популярности коучинга и начали среди прочих регалий приписывать себе новомодное слово «коуч».

    Настоящие коучи вообще ничему не учат.

    Но все, наверное, сойдутся в одном: коучи хорошо зарабатывают. И это действительно правда. Коучинговая сессия даже у начинающего коуча стоит уже 50 долларов, а вот опытные коучи берут от 100 до 200 долларов. Но есть и такие, которые могут брать 500 или даже 1 000 долларов, но это обычно очень известные коучи, которые работают с собственниками бизнеса, и эта работа ограничивается либо серией интенсивных коуч-сессий, между которыми пауза в 6–12 месяцев, или, наоборот, эпизодическими встречами один раз в месяц.

    Но что самое поразительное - настоящие коучи (а кто такой настоящий коуч, я расскажу ниже) вообще ничему не учат. Они не говорят, какие решения принимать, не заставляют работать лучше или больше. И что не менее поразительно, они говорят с клиентом не о его прошлом, а, как правило, о будущем.

    Так за что люди, которые задают вопросы о будущем, получают тысячи долларов от своих клиентов?

    Попробуем разобраться. Начнём с определения.

    Что такое коучинг?

    Официальная версия:

    Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

    Моя версия:

    Коучинг - это особый вид работы коуча с клиентом, благодаря которому клиент добивается выдающихся результатов быстрее, радостнее и проще, чем он сам бы работал над их достижением.

    Немного истории

    ТИМОТИ ГОЛВИ

    Всё началось с Тимоти Голви, который был автором концепции внутренней игры, которая легла в основу коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 году. Именно эту дату и можно считать датой рождения коучинга.

    Идея внутренней игры пришла ему в голову во время работы инструктором по теннису.

    Противник в голове гораздо опаснее соперника по ту сторону «сетки». Задача тренера - помочь игроку устранить или смягчить внутренние препятствия. В результате проявится природная способность человека учиться и добиваться эффективности. Цель «внутренней игры» - уменьшить любое вмешательство в раскрытие и воплощение полного потенциала человека.

    Тимоти Голви

    ДЖОН УИТМОР

    Он развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту. Джон Уитмор - британский автогонщик, один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создатель популярной модели коучинга GROW.

    Джон был учеником Тимоти Голви. В 2007 году получил награду президента Международной федерации коучинга (ICF), которой было отмечено признание его работы по продвижению коучинга во всём мире.

    ТОМАС ЛЕОНАРД

    Считается создателем коучинга в том виде, в котором мы знаем его сегодня.

    Томас был консультантом по финансам. Однажды он обратил внимание, что самые успешные из его клиентов не столько просят его о консультации по финансам, сколько спрашивают личные бизнес-советы. Руководителям бизнеса и первым лицам компаний было интересно узнать, как быстро реагировать на меняющуюся экономическую обстановку, как эффективно управлять сотрудниками, а кто-то просто не мог сформулировать свои дальнейшие профессиональные цели.

    Вот лишь небольшая часть достижений Томаса:

    • Основатель Университета коучей (Coach University - www.coachu.com), Международной федерации коучей (ICF), Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches - IAC) и проекта CoachVille.com .
    • Разработал 28 персональных и профессиональных программ.
    • Автор шести книг для коучей и 14 внутренних эксклюзивных работ для студентов Университета коучинга.
    • Среди более 28 разработанных им программ у нас очень популярна Clean Sweep.

    Как развивался коучинг

    • С 70-х до середины 80-х - этап зарождения коучинга в США.
    • Середина 80-х - коучинг начал распространяться в США.
    • Середина 80-х - коучинг активизировался в Германии.
    • Конец 80-х - в Германии началось развитие персонала через коучинг.
    • Начало 90-х - в Европе и США стартовало разделение коучинга на специализации.
    • Середина/конец 90-х - в Европе и Америке коучинг активно набирает обороты.
    • С 2002 года и по сегодняшний день - фаза углубленной профессионализации.

    Отличие коучинга от других видов помощи и консультирования показано на графике:

    Таким образом, коучинг - это единственный способ консультирования, в котором именно клиент является экспертом, а коуч только задаёт вопросы.

    Как же отличить настоящего коуча от настоящего шарлатана?

    Коуч Шарлатан
    Учился в сертифицированной школе
    коучей (ECF или ICF) и может предъявить свой сертификат
    Не учился коучингу совсем, учился по книжкам, учился у другого коуча, учился в несертифицированной школе
    Вызывает доверие, не давит своим авторитетом, не навязывает услуги Не вызывает доверия, убеждает в необходимости своих услуг, использует приёмы манипулирования
    Задаёт много вопросов Много рассказывает, даёт советы
    На вопрос о цене даёт прямой ответ с конкретной цифрой Не называет цену, спрашивает, на какую сумму вы рассчитываете, предлагает заплатить «сколько можете»
    Имеет специализацию (карьерный коучинг, лайф-коучинг, бизнес-коучинг) Готов работать с любым запросом
    Может рассказать о собственном удачном опыте в выбранной сфере. Например, предлагая коучинг для руководителей, может рассказать
    о своём как минимум 5-летнем опыте управления командой от 20 человек
    Не может подтвердить наличие опыта в выбранной теме. Так, например, занимаясь коучингом отношений, сам не имеет партнёра

    »
    Отдельно хочу рассказать о «коучах», которые учились в Эриксоновском университете коучинга.

    Стоит отметить, что из-за того, что Мэрилин Аткинсон потратила много лет жизни, называя своё прежнее учение НЛП новомодным словом «коучинг», сейчас многих учеников этой школы воспринимают как коучей. Я не хочу оспаривать их право называться так, как им хочется, но обязан пролить свет на этот вопрос.

    Кто такой Эриксон, именем которого называют его учение:

    • Итак, Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (1901–1980) - один из самых популярных американских психотерапевтов XX столетия.
    • Написал более 140 работ по психотерапии . В 1923 году разработал ряд методик гипнотерапии , в том числе метод поднятия руки.
    • Эриксон - основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis ), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Регулярно проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии .

    В биографии Эриксона не указывается, что он был учеником одного из известных на то время коучей (они в списке выше). Кроме того, сам Эриксон не называл себя коучем, а свою науку - коучингом.

    Но вот появилась Мэрилин Аткинсон, которая учила своих последователей НЛП. Однако на каком-то этапе начала называть себя коучем, не указывая, у кого она училась. Вот информация о ней:

    • Мэрилин Аткинсон - президент Международного Эриксоновского университета, доктор психологии, коуч, всемирно известный тренер, ученица Милтона Эриксона , известного психолога.
    • Мэрилин является автором многих работ, с 1985 года ведёт преподавательскую и консультативную деятельность в ведущих корпорациях мира, является основателем и президентом Международного Эриксоновского университета (Канада) и по сей день.
    • Мэрилин является автором книг по коучингу: «МАСТЕРСТВО ЖИЗНИ: внутренняя динамика развития», «ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ: пошаговая система», «ЖИЗНЬ В ПОТОКЕ: коучинг».

    Поэтому коучи, получившие международную сертификацию, часто оспаривают право Аткинсон называть себя коучем, как и её учеников.

    По каким вопросам клиенты обращаются к коучу?

    Круг вопросов, с которыми клиенты обращаются к коучу, действительно очень велик. Вот некоторые из них:

    • Планирование бизнеса, бюджетирование, постановка целей.
    • Установление баланса между работой и личной жизнью.
    • Решение сложных ситуаций.
    • Достижение максимальной производительности на работе.
    • Решение бизнес- и личных проблем.
    • Принятие ключевых решений и разработка стратегий.
    • Повышение продаж.
    • Управлять своей жизнью вместо того, чтобы давать другим людям управлять мною.
    • Увеличить прибыльность моей компании по крайней мере на….
    • Убрать адреналин из моей жизни, чтобы я не выгорал.
    • Ускорить моё собственное развитие.
    • Разработать путь моего собственного роста.

    Пример конкретных запросов, с которыми работал я:

    • Какое развитие карьеры выбрать.
    • Как устранить свои слабые стороны, чтобы стать маркетинг-директором.
    • Научиться управлять компанией (человек недавно стал партнёром).
    • Как поговорить с акционером о своём развитии.
    • Повышение уровня своего дохода на 50% за 6 месяцев.
    • Создание пассивного дохода в размере 200 долларов за 10 месяцев.
    • Покупка машины (не в кредит) за 1 год.
    • Карьерный рост до должности руководителя за 1 год.
    • Снижение уровня стрессов и напряжённости, чтобы работа была в кайф.
    • Найти бойфренда к концу года.
    • Обретение жизненного баланса (чтобы работа не была в ущерб другим сферам жизни).
    • Повышение уровня самочувствия и энергии.
    • Научиться управлять своим временем, определять свои возможности и эффективно определять сроки завершения задач.
    • Наведение порядка в жизни (вместо существующего хаоса).
    • Похудеть на 5 кг за 3 месяца.

    Как выглядит обычная коучинговая сессия?

    Обычная коучинговая сессия длится 60–90 минут. Если встречи частые, может сокращаться до 30–45 минут. Встречи обычно проходят в кафе или ресторане, а также на рабочем месте клиента (в его кабинете или переговорке). Реже клиент приезжает к коучу в офис.

    Перед коучинговой сессией клиент формирует свой запрос - некое задание на время сессии. За время сессии клиенту с коучем предстоит найти решение его запроса.

    Результатом коучинговой сессии является чёткое понимание клиента, что делать для достижения его цели, и план действий, обычно на неделю.

    Во время сессии коуч задаёт клиенту вопросы и применяет различные коучинговые инструменты.

    Типичная коучинговая сессия строится по модели GROW , которую придумал Уитмор:

    • Goal - какая у тебя цель? Чего ты хочешь добиться?
    • Reality - опиши свою ситуацию сейчас.
    • Options - какие есть варианты достижения цели? Кто может тебе помочь? Что тебе нужно? Давай проведём брейнсторминг.
    • Will - что нужно сделать для достижения цели? Какие ближайшие шаги? Когда бы ты мог это сделать?

    Одна из задач коуча - поднимать планку клиента. То есть помогать клиенту ставить более высокие цели, чтобы он добивался в жизни большего.

    Теперь, как и обещал, даю один из инструментов коучинга.

    Это инструмент комплексной оценки жизни клиента и поиска слабых мест в ней.

    Здесь 30 вопросов. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет».

    А теперь посчитайте свою оценку отдельно в каждой сфере. Если сфера набрала меньше шести «да», значит, там есть проблемы. Если восемь и больше - всё отлично. Между шестью и восемью - стоило бы улучшить.

    А теперь ваша цель - за 90 дней сделать так, чтобы собрать все 30 «да». Слабо? ;)

    Сколько может зарабатывать коуч?

    Чаще всего коуч берёт 100 долларов за коучинговую сессию.

    Клиенты не обращаются разово, а покупают в среднем 5–10 коучинговых сессий (частные клиенты берут обычно пять, корпоративные - 10). В таких случаях коуч может делать скидки.

    Коуч не загружен на 100% всего времени. Хорошей считается загрузка 40–60%, так как оставшееся время требуется для передвижения по городу, привлечения новых клиентов, ведения сайтов и так далее.

    Многие коучи проводят тренинги, за которые в целом тоже берут около 100 долларов в час.

    Возьмём обычный рабочий день человека - 8 часов. При загрузке 40% наш коуч отработает 3 часа в день. Это будет три коучинговых сессии длительностью по 60 минут. За такой день коуч заработает 300 долларов (при условии, что коуч не давал скидок).

    За 20 рабочих дней коуч зарабатывает 6 000 долларов.

    Это человек, который не занимается другим видом деятельности, кроме коучинга. Таких немного, но я знаю нескольких представителей.

    Чаще же доход коуча колеблется в районе 3 000 –10 000 долларов.

    Если коучинг не является основной деятельностью для человека и кроме него есть постоянная работа, такой коуч проводит не более одной сессии в день. И не на все 5 дней у него есть клиенты. Обычно это 3–4 дня. Что даёт 300–400 долларов в неделю или 1 200–1 600 долларов дополнительного дохода в месяц.

    Есть и такие коучи, которые практикуют коучинг исключительно для поддержания своего опыта и проводят одну сессию в неделю. Что даёт 400 долларов в месяц.

    Может ли коучинг быть полезным для меня?

    Готов ли ты к коучингу?

    Оцени от 1 до 4, где 1 - неверно, 4 - совершенно верно.

    Можно рассчитывать, что я буду вовремя приходить на встречи 1 2 3 4
    Я буду соблюдать договорённости и держать слово 1 2 3 4
    Я хочу слушать и принимать советы от моего коуча 1 2 3 4
    Я говорю прямо и обещаю моему коучу отношения «без игр» 1 2 3 4
    Я сразу же скажу коучу, что не получаю желаемого результата,
    если у меня появится такое ощущение
    1 2 3 4
    Я догадываюсь, что у меня есть убеждения, ограничивающие
    моё развитие, и сейчас настало время совершить шаги
    по продвижению вперёд
    1 2 3 4
    Я готов расширять свои рамки и заменить неэффективное
    поведение более эффективным
    1 2 3 4
    Я полностью готов выйти на новый уровень в своей жизни 1 2 3 4
    Я хочу экспериментировать с идеями и концепциями,
    которые будет предлагать коуч
    1 2 3 4
    Я сразу же скажу коучу о том, что он пересекает мои личные границы,
    и в этом случае попрошу его поменять свой подход
    1 2 3 4
    Я готов меняться ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС 1 2 3 4
    Я знаю, чего хочу, и буду использовать коуча, чтобы достичь этого 1 2 3 4
    Я полностью осознаю, что вся ответственность за результаты лежит на мне 1 2 3 4
    Я хочу, чтобы коуч всегда говорил мне правду при любых обстоятельствах 1 2 3 4
    У меня есть необходимые ресурсы для оплаты коучинга,
    и я считаю коучинг стоящей инвестицией в мою жизнь
    1 2 3 4

    »
    ___________ общий балл

    Итог:

    • 60–53. Ты очень хороший кандидат для коучинга!
    • 52–47. Ты готов. Лёгкое сопротивление сдерживает тебя. С этого можно начать коучинг.
    • 46–39. Ты в выжидательной позиции. Перед тем как начать работу, нам сначала лучше поговорить о том, почему ты думаешь о коучинге.
    • 38–0. Возвращайся, когда будешь готов принять решение. Сейчас ты не готов взять ответственность и сделать значительные изменения в жизни. Коучинг для тех, кто ГОТОВ. Сейчас, возможно, ещё не твоё время. Этот срез даёт тебе понимание, где ты находишься сейчас.

    Могу ли я сам стать коучем?

    Вы можете смело дать положительный ответ на этот вопрос, если сможете ответить «да» на все пункты:

    • Вы хотите помогать другим людям добиваться своих целей.
    • Готовы стать образцом для них и для этого добиваться своих целей в разных сферах жизни.
    • Готовы выделить время на обучение и базовую практику коучинга (более 100 часов).
    • У вас есть время для проведения коучинговых сессий после окончания обучения.
    • Готовы учиться, тренироваться проводить сессии в присутствии других, получать обратную связь от тренера.

    Что нужно, чтобы стать коучем?

    Алгоритм здесь следующий:

    1. Выберите школу, которая вам подходит по местоположению, времени проведения курсов, отзывам и имеет сертификацию ICF.
    2. Насобирайте деньги на курс (1 000–2 000 долларов).
    3. Пройдите курс обучения (в среднем 1–3 месяца интенсивных аудиторных занятий по 2–3 дня в неделю или 10–12 месяцев онлайн-занятий один раз в неделю по 60–90 минут).
    4. Начните проводить бесплатные коучинговые сессии. Нужно провести минимум 100 часов.
    5. Начните рассказывать окружающим о том, что вы стали коучем.
    6. Создайте свой сайт.
    7. Начните привлекать клиентов.

    Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало

    Изначально обучаться коучингу я пошёл совсем не для практики коучинга, а для улучшения своих навыков руководителя. Моя команда выросла с 2 до 10 человек, и нужно было научиться ими эффективно управлять. Так как все основные книги по менеджменту на тот момент я прочитал, то советы по управлению я искал в области лидерства.

    Тренинги по лидерству не вызвали у меня интереса и уважения, поэтому я переключился на коучинг. Я познакомился с коучем, который рассказал и показал мне, что такое коучинг, и моё обучение началось. Учился я в Международной академии коучинга MAXIMUM (не сочтите за рекламу) у Максима Цветкова в течение 10 месяцев, каждую неделю по 90 минут в формате вебинаров.

    Выполняя все домашние задания, я начал ставить себе цели, работать над их достижением и увидел эффективность коучинга как способа достижения целей (хотя хотел просто научиться управлять людьми).

    Коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

    По окончании курса я уже имел чёткие цели во всех сферах жизни. Кроме того, мои сотрудники заметили перемены в моём стиле управления, и наши отношения стали на порядок лучше.

    Для получения сертификата мне нужна была практика коучинга, поэтому я стал коучить всех знакомых. Так получилось, что многие из них очень быстро добились своих целей. Один из моих подчинённых после месяца коучинга ушёл на более высокую должность в другую компанию с заработной платой в два раза выше. :)

    Я понял, что коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

    Сертификат я получил и начал неактивно коучить тех клиентов, которые приходили ко мне в основном по рекомендации. Со временем таких клиентов становится больше. Но для меня основной приоритет - это моя карьера: я хочу стать СЕО через 5 лет, поэтому коучингу я не уделяю столько времени, сколько мог бы. Для меня это, скорее, возможность заработать карманные деньги на любимые игрушки (телефон, ноутбук) на выходных.

    Что мне дал коучинг:

    • Достижение ряда целей (карьера, здоровье, зарплата).
    • Опыт управления людьми в более демократичном стиле.
    • Знакомство с новыми и интересными личностями.
    • Осознание своего предназначения.
    • Более сбалансированную жизнь.
    • Улучшение взаимоотношений с окружающими.

    С дополнительной информацией на тему коучинга и развития можно ознакомиться на моем сайте . :)

    Десять лучших бизнес-коучей России

    Совместное исследование журнала «Секрет фирмы» и компании «Амплуа».

    Коучи - это советники наоборот. Они консультируют топ-менеджеров, но получают деньги за вопросы, а не за ответы. «Секрет фирмы» и компания «Амплуа» провели исследование и представляют десятку лучших бизнес-коучей России.

    Эти люди не несут никакой ответственности за результаты своего труда. Они очень редко вмешиваются в работу тех, кому помогают. Иногда они наносят прямой вред компаниям - бывает, что после работы с ними лучшие менеджеры вдруг принимают решение сменить работодателя. При этом бизнес-коучи зарабатывают хорошие деньги: размер их среднего гонорара за последние два года увеличился на 10% и сейчас составляет примерно $500 в час (в исключительных случаях до $3 тыс.).

    Чем же они занимаются? Этого часто не знают даже сами заказчики. «Многие клиенты не понимают сути нашей профессии, - говорит коуч Александр Савкин. - В их представлении нет никакой разницы между коучингом и «дрючингом»».

    На самом деле разница есть. Бизнес-коуч - это консультант, помогающий менеджеру в достижении целей (на профессиональном языке подопечного называют «коучи»). Коуч может использовать в работе любые методы воздействия, лишь бы подопечный достигал своей цели сам. Среди работающих на рынке специалистов выделяются так называемые психологи, считающие, что смысл их деятельности - изменить глубинные поведенческие установки подопечного. И есть «технологи», полагающие, что нужно воздействовать на рациональную сторону его натуры. «Существует множество образов профессии: коуч может быть доктором, нянькой, спарринг-партнером, ментором-наставником и даже дорогостоящим «собеседником по вызову»», - считает профессор бизнес-школы ESMT Константин Коротов. «С одной стороны, коуч - это персональный аудитор, проверяющий, насколько эффективно человек идет вперед, - говорит управляющий партнер компании «Амплуа» Юлия Ужакина. - С другой - диггер, побуждающий подопечного искать скрытые резервы для решения своих задач».

    Востребованность коучинга в кризис не должна удивлять: чем ближе менеджеры к исполнению своих профессиональных и личных целей, тем лучше идут дела у их работодателей. Именно поэтому большую часть доходов - как в России, так и во всем мире - коучи получают от корпоративных заказчиков. Однако, обращаясь за помощью к бизнес-коучу, компания рискует получить кота в мешке: из-за высокой популярности такие услуги начали предоставлять все кому не лень. «Вместо коуча вам может попасться тренер, который унюхал, что на коучинг есть спрос, и переправил себе визитку», - говорит Юлия Ужакина.

    Компания «Амплуа» и «Секрет фирмы» решили снять завесу тайны с профессии и выяснить, кто они - лучшие российские бизнес-коучи. Мы ввели строгий ценз для кандидатов: рассматривали только тех, кто получил специальное образование в области коучинга, имеет личного супервайзера (то есть собственного коуча) и практикует на русском языке. Лучших из них мы выбрали на основании двух показателей. Во-первых, посчитали, сколько часов коуч проработал с клиентами за последний год - это говорит о его опыте и востребованности на рынке. Во-вторых, вычислили соотношение положительных и отрицательных клиентских отзывов о коуче - эта цифра, по нашему мнению, свидетельствует о качестве работы консультанта. Таким образом, у лучших практиков российского рынка большой опыт работы сочетается с хорошими клиентскими отзывами.

    В список не попали известные тренеры, для которых коучинг является непрофильной услугой, а также некоторые распиаренные персоны, например авторы бестселлеров о коучинге: они не смогли предоставить данные о клиентах.
    Итак, представляем десять специалистов - звезд российского коучинга (в нашем списке они расположены в произвольном порядке).

    Переверзева Ирина

    Возраст: 56 лет
    Стаж в профессии: 8 лет
    Средняя стоимость часа работы:$300-400

    «В коучинг идут две категории людей, - говорит профессор ESMT Константин Коротов. - Это либо топ-менеджеры, желающие решить собственные проблемы, либо психологи, которые устали работать с больными людьми».

    Директор департамента организационного развития компании Human Factors Ирина Переверзева - коуч-психолог. Она окончила психфак МГУ, защитила диссертацию по психологии и долгое время работала по специальности. На вопрос о том, кто ни при каких условиях не может стать ее клиентом, Ирина лаконично отвечает: «Психически больной человек». Основной задачей бизнес-коуча она считает не просто помощь клиенту в достижении цели, но и формирование необходимого для него поведения. Нужное поведение достигается с помощью множества методик, но Ирина чаще всего использует так называемое ролевое прототипирование, то есть вписывание проблемы подопечного в тот или иной сюжет. «Женщина-руководитель, окруженная мужским коллективом, говорит мне, что чувствует себя Красной Шапочкой, несущей пирожки через страшный лес с волками, - приводит пример Переверзева. - Я спрашиваю, станет ли лес более безопасным, если что-то изменить в сюжете, скажем, пригласить в команду охотника. На следующей сессии мы встречаемся, проговариваем сюжет снова, и волков становится меньше».

    Яковенко Галина

    Возраст: 50 лет
    Стаж в профессии: 11 лет
    Средняя стоимость часа работы: $600

    У руководителя направления организационного коучинга компании «Тренинг-бутик» Галины Яковенко интересная специализация. Она уделяет особое внимание развитию эмоционального интеллекта у топ-менеджеров.

    Как считает Галина, эмоции часто определяют результат действий сотрудника: в одном эмоциональном состоянии он может решить поставленную перед ним задачу, в другом - нет. «Проблема в том, что в современном деловом мире эмоции отвергаются», - говорит бизнес-коуч.

    Развивать эмоции, как полагает Галина, нужно, меняя убеждения. По ее мнению, эмоциональный мир человека - это сложная структура, связанная с мировоззренческой картиной - комплексом представлений о самом себе и своем месте в мире. «Если происходящее вокруг соответствует ей, человек испытает положительные эмоции, если нет - ощущает эмоциональный дискомфорт», - поясняет коуч.

    Недавно к Галине обратился владелец компании, который пожаловался на безынициативность нового топ-менеджера. Начав работать с менеджером, она выяснила, что тот от властного голоса своего жесткого босса впадал в состояние тревоги. Убедив подопечного в том, что критика и агрессия - это разные вещи, Галина смогла сгладить противоречия между управленцами и добиться от топ-менеджера проявления инициативы.

    Савкин Александр

    Возраст: 47 лет
    Стаж в профессии: 16 лет
    Средняя стоимость часа работы: $300-500

    «Энергичный, живой и сексуальный» - так описывает себя глава Института коучинга Александр Савкин. Насчет последнего ничего сказать не можем, но в двух других качествах ему точно отказать нельзя. Савкин в работе - настоящий ураган.

    Его профессиональное кредо: «Реально все, о чем ты можешь подумать и что для тебя важно». Именно поэтому он готов браться за решение самых сложных проблем. «Моя главная профессиональная компетенция - бесстрашие, - говорит Александр. - Я не боюсь умереть ради выполнения задачи». Это не пустые слова: в своей работе Савкину регулярно приходится многим рисковать.

    Как-то раз он заключил пари со своим заказчиком - президентом Mirax Group Сергеем Полонским (у его компании дела тогда шли в гору). Полонский хотел уволить директора по продажам, которая не показывала нужного результата, а Савкин предложил свои услуги в качестве коуча этого менеджера. «Если она после месяца работы с тобой не сумеет заработать $1,5 млн для компании, я расскажу всем, что ты плохой консультант, а ты встанешь на ее место с минимальной зарплатой, - предложил Полонский. - Идет?» «Идет!» - ответил Савкин и приступил к решению задачи.

    Оказалось, что для ее выполнения требовался не только индивидуальный, но еще и групповой коучинг. Чтобы директор по продажам смогла достичь нужного результата, необходимо было улучшить ее взаимодействие с подчиненными. «Для достижения синергетического эффекта я работал не только с ней, но и индивидуально с ключевыми продавцами», - говорит Савкин. Усилия бизнес-коуча дали свои плоды: через месяц отдел продаж принес компании $1,7 млн. «Умирать» не пришлось.

    Бремон Валери

    Возраст: 48 лет
    Стаж в профессии: 4 года

    Внешне управляющий партнер компании Do It Evolution Валери Бремон совсем не похожа на барабан. Но практикующая в России француженка почему-то чувствует внутреннее сходство с этим музыкальным инструментом.

    «Чтобы издавать звук, барабан должен быть пустым. Чтобы подопечный добивался результатов, коуч не должен навязывать клиенту себя», - поясняет Бремон. По ее мнению, искусство коучинга заключается в том, чтобы задавать вопросы подопечному. Так можно довести «коучи» до исступления, но Валери непреклонна: если человек не может сам ответить на свой вопрос, консультант ему не поможет. Значит, у человека нет либо цели, либо желания ее достичь.

    Путь в профессию для Валери тоже начался с вопроса. Будучи вице-президентом по слияниям и поглощениям в крупной французской корпорации, она прошла курс коучинга и обнаружила, что ей нравится заниматься развитием людей, а не покупкой компаний. Она спросила себя: «Чему я хочу посвятить себя - коучингу или M&A?» Выбрав коучинг и получив необходимые сертификаты, Валери задалась другим вопросом: «Как достичь успеха в новой профессии?» Ответ оказался неожиданным: «Надо переехать в Россию!» Наша страна была непаханым полем для коучинга, и Валери имела все шансы закрепиться на нем: в 1980-х она окончила филфак ЛГУ и прекрасно владела русским. Бремон прилетела в Москву и стала предлагать компаниям свои услуги. «Я хотела не только сделать карьеру, но и поднять российский коучинг на новый уровень», - говорит она.

    Все сложилось легко - уже в первые месяцы ей удалось найти клиентов. О желании поднять российский коучинг на новую высоту она тоже не забыла. Валери планирует сделать это посредством ролевой игры «во взаимопомощь», в которой сотрудники сами возьмут на себя роль коучей. Раскрывать правила она отказалась, однако большую часть игрового времени участники будут задавать друг другу вопросы.

    Самольянов Олег

    Возраст: 44 года
    Стаж в профессии: 8 лет
    Средняя стоимость часа работы: $700-1400

    «Способность к стратегическому мышлению, постоянство, структурированность, интровертность» - это отнюдь не описание требований к аудитору. Таким видит самого себя Олег Самольянов.

    Будучи руководителем направления компании Exect Partners Group, он считает, что эти качества очень важны для его работы: коучу в первую очередь требуются аналитические способности. «Коучинг - это технология решения жизненных задач, нацеленная на достижение подопечным лучшего будущего», - поясняет Самольянов.
    Эту задачу Олег решает с помощью разных технологий. Так, для структурирования работы он использует консалтинговые программы Coach2 и CoachCertified. Методы определяют и особенности задач, над которыми трудится Самольянов. Его подопечными становятся топ-менеджеры второго эшелона крупных корпораций. «С ними можно выдавать конкретный результат к определенному сроку, - говорит коуч. - В отличие от сложностей у первых лиц, их трудности чаще связаны с особенностями компании». Недавно Олег помог одному менеджеру адаптироваться на новом месте. Управленец пришел из организации с другой культурой. Одни сотрудники приняли его «на ура», другие - в штыки. Самольянов помог выработать ему нейтральный стиль управления, чтобы ублажить критиков и не потерять доверие сторонников.

    Вобликова Елена

    Возраст: 37 лет
    Стаж в профессии: 9 лет
    Средняя стоимость часа работы: $500
    Елена Вобликова - «быстрый» коуч. В среднем ее проект состоит из шести встреч с клиентом (у других - около десяти). Такая скорость - следствие особого взгляда Елены на методы коучинга.

    Она считает, что консультант в ходе работы может провоцировать клиента на самостоятельный поиск решения своих проблем. «Коучинг - это взаимодействие двух людей, в ходе которого один человек создает другому условия для развития, - объясняет Вобликова. - Иногда ради этого приходится ставить подопечного в некомфортное положение».
    Такая тактика позволяет ускорить процесс. Например, во время одной из сессий клиент начал жаловаться Елене, что подчиненные не выполняют задачи, которые он перед ними ставит, и спросил консультанта: «В чем проблема? Как ваш коучинг может поспособствовать ее решению?» Вобликова ответила холодным молчанием, словно собеседника вообще не существовало. Он снова задал свой вопрос, но ее реакция была прежней. «Кажется, я понимаю, что такое коучинг, - сказал руководитель после пары минут раздумий. - Вы хотите, чтобы я сам сформулировал суть своей проблемы?» В конце концов менеджер пришел к выводу, что причина заключалась в нем самом: он был свято уверен, что подчиненные понимают смысл его заданий, хотя на самом деле это было не так.

    Павличенко Елена

    Возраст: 48 лет
    Стаж в профессии: 11 лет
    Средняя стоимость часа работы: $500

    «Коуч - это либо спортивный тренер, который натаскивает клиента на успех, либо автобус, перевозящий человека от одной остановки на дороге жизни к другой, - считает Елена Павличенко. - Моя роль - вторая».

    На профессиональном языке то, чем занимается Павличенко, называется «трансформационным коучингом». Для наглядности она предлагает другую метафору: «У гусеницы есть возможность стать бабочкой, а у каждого топ-менеджера есть определенный потенциал к изменению себя». Павличенко трансформирует клиента, перенастраивая в ходе совместных сессий его «ментальную карту» - комплекс представлений о мире и себе.
    Поскольку потенциал «коучи» к изменениям ограничен, Елена чрезвычайно разборчива в выборе клиентов. Она не подписывает контракт, не пообщавшись с подопечным лично. «Не проникшись к человеку эмпатией, я не смогу разбудить в себе желание ему помочь», - объясняет Павличенко. Вызвать в ней это желание можно, выполнив три условия. Клиент сам должен хотеть измениться. Его «локус контроля» должен быть направлен во внутренний мир (то есть источник своих проблем подопечный должен искать в себе). «Наконец, я предпочитаю работать с личностями, находящимися на высокой стадии развития, - говорит Елена Павличенко. - Мне интересно, чтобы гусеница уже была в коконе».

    Ферреро Анна

    Возраст: 43 года
    Стаж в профессии: 11 лет
    Средняя стоимость часа работы: $150-350

    Конек Анны Ферреро - работа с кадровым резервом. «Испытываю огромное удовольствие, когда подопечного повышают по службе», - говорит она. Развивает резервистов Анна необычными методами.

    Так, она признается, что верит в силу интуиции. «Я всегда стараюсь установить невербальный контакт с «коучи», прочувствовать, на что он способен, а на что - нет», - утверждает она. За этим почти мистическим подходом стоит прагматическое соображение. «Входя в интуитивную связь с подопечным, я временно забываю все, что знаю о нем, - объясняет Анна. - Тем самым избавляюсь от власти первого впечатления, что помогает оценить потенциал человека более объективно и глубже вникнуть в ситуацию».
    Метод дает неплохие результаты. Не так давно ей удалось решить проблему HR-менеджера, которая яростно сопротивлялась своему назначению на должность HR-директора. «Настроившись» на свою подопечную, Анна почувствовала, что женщине мешает ее страх. «Чего вы боитесь?» - спросила она коучи. Оказалось, что менеджер опасается оказаться хуже своего предшественника. «Она думала, что новый HR-директор должен во всем копировать старого, - говорит Ферреро. - Мне удалось убедить ее, что у каждого менеджера свои сильные качества. Сейчас она успешно работает».

    Кузнецова Алла

    Возраст: 47 лет
    Стаж в профессии: 6 лет
    Средний чек: $300-500

    Управляющий партнер компании 3 Way Coaching Алла Кузнецова - представитель социальной группы, которую принято называть «глобальными русскими». Она смогла достичь успеха как в Америке, так и в России.

    Главное влияние на карьеру Кузнецовой всегда оказывало образование, которое она получала. В 1990 году бывший преподаватель английского языка уехала в США. Получив в Колумбийском университете степень в области менеджмента, в 1997-м она возглавила Центр генома человека при этом же университете. Не имея бэкграунда в биологии, она создала команду из более 60 высококлассных ученых. В 2003 году Кузнецова ушла из центра. Пройдя практический курс коучинга в Колумбийском университете, Алла решила поменять профессию. Для этого пришлось вернуться в Россию. «Коучинг - это межличностное взаимодействие между консультантом и «коучи», - говорит Кузнецова. - Человеку иной культуры заслужить доверие американского подопечного очень трудно, а работать с русскими эмигрантами мне было неинтересно: рынок маловат».

    Покорение российского рынка Алла начала в 2004 году, и оно далось ей легко. Но зато сейчас ее считают одним из лучших специалистов по карьерному развитию. Недавно она взялась за новое направление, оказавшееся востребованным менеджерами-экспатами, - кросскультурный коучинг.

    Попова Ирина
    Возраст: 35 лет
    Стаж в профессии: 10 лет
    Средняя стоимость часа работы: $100-300

    К управляющему партнеру компании Action Space Training Group Ирине Поповой клиенты приходят с двумя вопросами: «Зачем я живу?» и «Что мне делать?». Это логично: Ирина специализируется на целеполагании.

    Для нее самой дорога в профессию началась с кризиса в постановке целей. Попова владела небольшой компанией, предоставлявшей полиграфические услуги. Бизнес вышел на пик развития и начал приносить прибыль без деятельного вмешательства владелицы. Чтобы понять, чем заняться дальше, Ирине нужно было ответить на вопрос, какова ее цель в жизни.

    Ответ, который она нашла, кажется наивным: «Я хочу сделать этот мир немного лучше». Но он не только подтолкнул ее к тому, чтобы заняться коучингом, но и повлиял на выбор методов. Запутавшимся в выборе цели подопечным Ирина задает три вопроса: «Каков мир сегодня и что будет с миром в ближайшем будущем? Что важно для мира сейчас и что будет важно спустя некоторое время? Чем вам нравится заниматься?» Тем самым она пытается убить сразу двух зайцев: найти востребованную окружающим миром деятельность, которая одновременно нравилась бы и клиенту. Выгоду получают и клиент, и мир.

    Зиан — профессиональный коуч (ECPC) , ментор-коуч

    Деятельность: помогает другим осуществлять их подлинные мечты с помощью самого эффективного инструмента достижения изменений — персонального коучинга.

    Коучинг-образование: сертифицированная по стандартам Международной Федерации Коучей (ICF) категории ACSTH программа Международного Эриксоновского Колледжа подготовки профессиональных коучей "Наука и искусство трансформационного коучинга". Коучировался у Энтони Роббинса, Мэрилин Аткинсон, Стивена Кови, Айэна Макдермота, Джеймса Вуоколо, Сюзанны Касл, проходил у Стива Миттена.

    Профессиональный опыт: в коучинге с 1999 года, более 1600 подтвержденных коучинг-сессий и более 100 сессий ментор-коучинга, более 400 удовлетворенных клиентов, в т. ч. 19 корпоративных, из 23 стран.

    Формат коучинга: очный — личная встреча; дистанционный — по телефону, по скайпу.

    Рабочие языки: Русский, украинский.

    Рад, что вы зашли на страницу с моей персональной информацией. Это даст вам возможность поближе познакомиться со мной. Зиан — моё брендовое и профессиональное имя , по которому меня знают коллеги, партнёры, друзья и посетители сайта.

    До того, как я пришёл в коучинг, мне удалось поработать в самых разнообразных сферах: образовании, общественном управлении, внешнеэкономических отношениях, менеджменте, маркетинге, недвижимости в интересных местах мира с не менее интересными людьми.

    Мой путь в коучинг начался в начале 90-х годов вместе с поиском новых возможностей в самопознании, в личностном и профессиональном росте. Большое влияние на мой выбор этой профессии оказало знакомство с применяющей коучинг корпорацией Шекли и философией её основателя и других самых успешных бизнес-организаций современной Америки Фореста Шекли — , на которой теперь основывается моя жизненная позиция.

    Увидев коучинг в деле, я постепенно начал осваивать и использовать его в своей работе. Дверь в мир коучинга была открыта. Но предстояло ещё освоить его мировоззрение, овладеть мастерством его использования. Главным же было возникшее чувство, что коучинг даёт мне великолепный шанс помочь себе быть самим собой. Оно стало мощным стимулом стать коучем самому себе и применять осваиваемые коучинг-навыки в глубинной работе над собой. В какой-то момент я почувствовал, что могу использовать свой опыт для помощи другим. Решением было заняться коучингом профессионально.

    Знаковым событием моей профессиональной жизни стало личное знакомство с основателем и президентом Международного Эриксоновского Университета (Канада), доктором психологии и . Она помогла мне определить и заложить в основу моей деятельности коуча чёткие критерии компетенций и стандартов Международной Федерации Коучей.

    Исходя из этого, сформирован мой подход к отношениям с клиентами, базирующийся на понимании того, что:

    • каждый человек имеет достаточно ресурсов, чтобы получить то, чего он действительно хочет;
    • прошлое человека не показатель его будущего;
    • люди делают наилучший выбор из доступных для них возможностей;
    • люди ограничивают себя убеждениями в том, что для них возможно;
    • коуч для 100% поддержки;
    • коуч не для того, чтобы предоставлять ответы;
    • коуч не для того, чтобы давать советы;
    • коуч не даёт оценок и не осуждает;
    • коуч никогда не критикует;
    • весь личный коучинг на 100% конфиденциален;
    • коуч всегда рекомендует клиентам, нужды которых не могут быть удовлетворены коучингом, других специалистов.

    Коучинг для меня — инструмент самореализации, открывший мне путь к пробуждению, это искусство, с помощью которого я недирективно помогаю другим открывать для себя лучшие решения самых острых проблем, познавать своё земное предназначение, заниматься тем, что им нравится, осуществлять свои истинные мечты и жить в соответствии с ними в полном изобилии.

    Как сертифицированный профессиональный коуч , благодаря современным телекоммуникационным возможностям, дистанционно предоставляю услуги коучинга и ментор-коучинга клиентам своих веб-сайтов: Коучинг Личного Успеха, ; работаю в коучинг-программах и коучинг-проектах моей с клиентами из многих странах мира.

    Благодарности

    Мне повезло учиться у многих лучших мыслителей, коучей, учителей нашего времени. Моя глубочайшая благодарность и признательность всем тем, чьи усилия и жизнь привели к созданию столь вдохновляющего, трансформирующего и увлекающего знания, освободившего меня от ложных убеждений, способствовавшего освоению мной мастерства использования личного коучинга и его мировоззрения.

    Сегодня мы узнаем что такое коучинг и в чем секрет его эффективности. Коучинг нельзя назвать обычным консультированием или тренингом. Да, этот метод много взял из психологического консультирования и позаимствовал элементы тренинга, но у него есть свои отличительные особенности, выраженные в этой технике.

    Определение значения

    Что такое couching?

    Прежде всего, стоит разобраться, что заложено в понятие коучинга. С английского слово «coach» переводится как «тренировать», «наставлять», «воодушевлять» . Почему именно такое название получил метод? Дело в том, что его истоки лежат в области спорта. А методологические принципы и техники были позаимствованы из организационной, позитивной, когнитивной психологии.

    Коучинг – это метод, объединяющий принципы консультирования и тренинга, но не в классическом виде . Прежде всего, отличие заключается в том, в коучинге основное место отводится не наставлениям, а мотивированию клиента к изменениям.

    Профессиональный коуч (тренер в коучинге) никогда не будет давать каких-либо жестких рекомендаций . Он вместе со своим клиентом ищет ответы на вопросы, которые возникают в процессе консалтинга. Именно поэтому главный инструмент коуча – это искусство задавать вопросы, позволяющие постепенно подвести клиента к верному выходу. В процессе своеобразного интервью он помогает человеку раскрыть свой потенциал и максимально развить его.

    В коучинге признается, что никто не знает так о личных проблемах, как сам человек, поэтому именно он должен отыскать верное решение. А коуч в этом процессе исполняет роль проводника. Обучиться коучингу в России возможно в нескольких организациях, например обучение предлагает Национальный институт профессионального коучинга , они дают хорошее образование и расположены в Москве.

    В коучинге вся работа построена на четырех этапах, каждый из которых нужно пройти для достижения устойчивого результата :

    1. Постановка цели.
    2. Проверка на то, является ли поставленная цель реальной.
    3. Разработка плана реализации цели, в который следует включить пути достижения.
    4. Непосредственно реализация цели – этап воли.

    Коучинг – это система взаимодействия, направленная на быстрое достижение позитивных результатов . В режиме «здесь и сейчас» коуч совместно с клиентом ищет пути достижения четко поставленной цели, например, в сфере работы, личной жизни или саморазвития. Но, к сожалению, коучинг не сможет помочь тому человеку, который не хочет никаких изменений. Это выражается в том, что он желает получить результат, но при этом не готов предпринимать никаких действий, ища оправдания своей пассивности.

    Ключевые понятия коучинга

    С самим понятием мы разобрались. Есть еще и другие понятия, существующие в рамках метода:

    • Клиент. В качестве клиента может выступать как индивидуальное лицо, так и организация. То есть, это человек, пользующийся услугами коуча и ожидающий позитивных результатов. Британские тренеры еще могут называть клиента игроком.
    • Сессия – процесс беседы коуча с клиентом, происходящий по определенно выстроенной структуре.
    • Формат коучинга – это, непосредственно, само взаимодействие или средство взаимодействия тренера и клиента.

    Кстати, в коучинге для эффективного расслабления, способствующего открытости сознания к поиску верных решений и позитивным изменениям, могут использоваться элементы йоги, дыхательные упражнения и даже НЛП.

    Кто основал метод

    Появлению коучинга мы обязаны Тимоти Голви. В своей книге «Внутренняя игра в теннис», изданной в 1974 году, он сформулировал концепцию этого метода. Основная идея заключается в том, что главный соперник спортсмена – это не другой человек или какие-то обстоятельства. Препятствием на пути к достижению цели становится так называемый «противник в голове» . Именно он мешает реализации целей.

    Коуч выступает в качестве наставника, который, однако, ничего не навязывает своему клиенту. Он учит игрока самостоятельно искать пути достижения заявленных целей путем преодоления внутренних препятствий. Когда человек этому научится, ему больше не нужен будет тренер.

    В 1992 году Джон Уитмор продолжил развивать идеи коучинга, применив их к менеджменту и бизнесу. Свои размышления он воплотил в книге «Коучинг высокой эффективности».

    Нельзя не упомянуть и о Томасе Дж. Леонард. Он стал основателем Университета коучей и еще ряда организаций, обучающих и объединяющих тренеров, практикующих метод коучинга.

    Самые популярные разновидности

    Сегодня известны разные виды коучинга, которые разрабатывались по мере развития этого метода, исходя из необходимости адаптации его к определенным условиям или сфере применения. Его можно классифицировать по нескольким параметрам:

    1. По количеству участников:
    • Индивидуальный коучинг.
    • Групповой (или корпоративный).
    1. По области применения:
    • Бизнес-коучинг. Его предназначение – отыскать эффективные пути реализации целей компании. Коуч обязательно должен работать как с руководителями организации, так и с группами сотрудников.
    • Карьерный коучинг. Его цель может заключаться в сопровождении клиента в поиске им работы, в оценке профессиональных возможностей и компетенций, в выборе наиболее действенного пути развития и пр.
    • Лайф-коучинг. Предполагает индивидуальную работу с клиентом. Человек может обратиться к коуч-тренеру с разными проблемами: в работе, личных взаимоотношениях, самооценке, здоровье. Вместе с коучем клиент ищет пути позитивных свершений в проблемных аспектах жизни.

    Современные технологии раскрывают широкие возможности как для клиента, так и для самого тренера. Если ранее был доступный только очный формат коучинга (личная встреча), то теперь успешно внедряется и заочный формат. Например, все популярнее становится телефонный коучинг и через интернет с использованием социальных сетей, программ.

    С этой статьей читают: