Коста хетагуров произведения. Краткая биография коста хетагуров

Коста Хетагуров талантливый поэт, публицист, драматург, скульптор, живописец. Его даже считают основоположником литературы в прекрасной Осетии. Произведения поэта получили мировое признание и были переведены на многие языки.

В 1859 году 15 октября женщина по имени Мария родила сына. К сожалению, сразу после родов она умерла, поэтому воспитание ребёнка поручили близкой родственнице Ч. Дзапаровой. Отцом мальчика был Леван Хетагуров, прапорщик русской армии. Через пять лет отец женился вновь, на дочери местного священника. Но мачеха не любила неродного ей мальчика. Коста всё понимал и часто убегал, потому что ему не нравилось находиться с мачехой рядом. Тяжелое детство поэта было лишено материнской ласки, естественно, это отразилось в творчестве. Читая произведения Хетагурова, можно прочувствовать его сильную душевную боль и тоску по матери. Но отец всё же старался заменить мальчику обоих родителей, насколько это было возможно. Поэтому Коста очень уважал и ценил его.

Начальное обучение Хетагурова проходило в нарвской школе, после переезда во Владикавказ, он обучался уже в гимназии. В 1870 году его отец основал село в Кубанской области. Коста, не выдержав разлуки с отцом, бросает учёбу и сбегает к нему.

В августе 1881 года Хетагуров поступает в Петербургскую художественную академию, но позже лишается стипендии. Из-за этого его финансовое состояние ухудшается, и он решает переехать в Осетию. Там Коста продолжает писать стихотворения, а в 1888 году его стихи впервые были напечатаны в газете "Северный Кавказ". К сожалению, его творчество было слишком вольнолюбивым для того времени, поэтому поэта выслали на два года из Осетии. В 1892 году ему пришлось столкнуться с тяжелыми переживаниями. Его отвергает девушка, в которую он был влюблён и даже собирался на ней жениться. Но ещё большим горем становится смерть отца.

С 1893 года, переехав в Ставрополь, Хетагуров начал вести активную творческую деятельность. Благодаря этому осетинский автор со временем превратился в известного поэта и внёс неоспоримый вклад в литературное и культурное наследие своего народа. Коста хотел воплотить в жизнь все свои мечты и планы: построить дом, создать семью, открыть школу живописи для детей. Но у него обнаружили туберкулёз, были сделаны две операции, которые ему не помогли. Несмотря на тяжелое состояние здоровья, Хетагуров продолжал писать стихи и заниматься живописью.

В 1901 году тяжелая болезнь обострилась, из-за этого автор так и не закончил поэмы «Хетаг» и «Плачущая скала». Коста умер в 1906 году, измученный своим недугом. Творчество Хетагурова высоко ценят его последователи, ведь он защищал национальное достоинство народов Кавказа, призывал земляков приобщиться к творческому наследию России, мечтал о братском единстве народов обеих стран. В честь поэта установлены памятники в Ставрополе, Санкт-Петербурге, в Пятигорске и в Грузии. А также его именем названы музеи, села и улицы различных городов.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Васко да Гама

    Васко да Гама появился на свет 29 сентября 1460 года в городе Синиш (Португалия). Был третьим из шести детей, рождённых в семье рыцаря Эштевана и его жены Изабель. В возрасте ещё до 20 лет вступил в Орден Сантьяго

  • Владимир Иванович Даль

    Владимир Иванович Даль является великим выдающимся русским писателем и врачом. Огромным достижением этого человека является создание толкового словаря нашего великого русского языка.

  • Булгаков Михаил Афанасьевич

    Родился писатель на территории столицы Украины. В семье был самым старшим из семи детей. Был весьма образованным, успешно закончил университет и после учёбы пошёл работать в госпиталь, так как это было популярно среди его ровесников.

  • Николай Гумилев

    Николай Степанович Гумилев, значимая фигура Серебряного века, русский поэт-акмеист, родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте. Гумилев рос в Царском селе, затем его отец, военный флотский доктор

  • Александр Герцен

    Русский писатель, публицист и философ – Александр Иванович Герцен родился 22 марта 1812 года, незаконнорожденным ребёнком одного известного московского помещика. Чтобы не портить репутацию семье, ему дали выдуманную фамилию.

А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев.


Коста Леванович Хетагуров родился в селе Нар 15 октября 1859 года. Поэт неизменно питал к отцу глубокое уважение. «Отца я не только любил, но обоготворял» . Влияние отца на будущего поэта было чисто нравственным, о культурно – идеологической преемственности не могло быть и речи. А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев. Но сиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его творчество. Нравственное, психологическое и первоначальное эстетическое формирование его художнической индивидуальностью произошло здесь, в горской среде, в Нарской котловине. Тончайшее ощущение родного языка и интуитивное и культурное развитие его проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве. С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион при ней. Десять лет учился Коста в этой гимназии, затем поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста еще 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом. Не закончив полного курса обучения.

Деятельная натура молодого поэта и художника искала сферу приложения пробудившимся в нем талантам, и он переехал во Владикавказ. Переезд Коста был связан и сем, что он долгие годы провел вдали от родного края и теперь его потянуло на родину, к родной языковой и культурной стихии. Во Владикавказе он пробыл почти шесть лет. Но по – настоящему проявить, свои разносторонни способности не мог. Коста писал стихотворения, поэмы преимущественно на русском языке. Работал он и как живописец, выставлял свои картины вместе с русским художником А. Г. Бабичем, рисовал театральные декорации, устраивал любительские литературно – музыкальные вечера, изредка печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете «Северный Кавказ» . В газетных отчетах выступление Коста выглядело как наиболее яркий эпизод всего праздника, но стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно было опубликовано, да и то анонимно, лишь десять лет спустя. Реакция цензуры понятна: осетинский поэт видел в Лермонтове «предвестника желанной свободы» , «благородную мощную силу» , поднимающую людей «на бой за великое, честное дело» , а организатором торжеств хотелось славословиями заглушить протестующий голос Коста как организатор борьбы за осетинскую школу, был выслан по распоряжению начальника Терсой области за пределы родного края сроком 5 лет. В июне 1891 года Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести межеумочное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому – либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы.

Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ» . В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, – не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр» . В июле 1897 года Коста Хетагуров Принужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. В. И. Абаев, большой знаток жизни и творчества поэта, сказал о нем: «У Коста был свой Бенкендорф – генерал Каханов» . Первое выселение поэта за пределы Терской области было дело рук этого провинциального Бенкендорфа. Коста обжаловал самоуправство зарвавшегося чиновника. А он стал искать повод для новой ссылки Коста, немало досаждавшему всевластному начальнику своими статьями и сатирическими произведениями.

26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно, чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта б

ыли на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.

В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг» , пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек» . Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста. Больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось. Что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.

Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском. Осетинской действительности он не знал. Не мог о ней судить и жить ее тревогами. Зрелый период в творчестве Коста наступил вскоре после возвращения его на родину в 1885 г. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета и бесправие. Вековое невежество и духовная подавленность народа привели его в отчаяние. Поэмы «Фатима» , «Перед судом» , «Плачущая скала» , этнографический очерк «Особа» – все эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа.

В своих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция его строго продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не содержало в себе свободы – это основная его посылка, и она утверждается им и в публицистике, и в целом ряде художественных произведений. В этом смысле поэмы «Перед судом» и «Плачущая скала» близки «Фатиме» Поэт отвергал клевету на национальный характер горцев и защищал их от произвола колониальной администрации и «неблаговидной эксплуатации» капитала. А защищал горские народы Коста всеми доступными ему средствами – поэтическим словом. Публицистической статьей., прошениями в официальные инстанции и т.д.. Но ярче и полнее позиция Коста в оценке современной деятельности проявилась в его сатирической и обличительной поэзии, прежде всего в поэме «Кому живется весело» .

Сатирических мотивов немало и в лирической поэзии Коста. Правда. Объектом обличения в его лирике выступают не чиновники. А нравственный и психологический мирок воинствующего мещанства. Противопоставления поэта толпе, ее образу жизни и мещанским идеалам счастья – таков смысл обличительных стихов в лирике Хетагурова. И эта позиция отчетливо прослеживается не только в обличительных, но даже в ряде интимно-лирических произведений. И выражается она двояко: поэт либо открыто развенчивает мещанский образ жизни. Либо противопоставляет ему собственный идеал.

Тема народа – магистральная тема всего творчества Коста, широко развернутая в его поэмах. Она объединяет и небольшое количество стихотворений на русском языке. Однако они далеко уступают в достоверно-реалистическом изображении народной судьбы «Ирон фардыру» – самому зрелому творению Коста.

«Ирон фандыр» единственная книга стихов на осетинском языке. Она писалась им всю жизнь. В нее вошли произведения, созданные с лета 1885 г. до конца творческого пути поэта. Писались они в разное время и по различным поводам. Публиковать их было негде, - а Осетии в ту пору не было периодической печати. Стихи расходились в списках, некоторые становились народными песнями, некоторые попадали в школьные учебники. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги.

Однако лишь 3 сентября 1898 г. появилась первая беловая рукопись с подзаголовком: «Думы сердца. Песни. Поэмы и басни» .

Выход «Ирон фандыр» в мае 1899 г. явился исключительным по своей значимости и последствиям событием в истории осетинской национальной культуры в целом. Осетинская профессиональная поэзия получила всенародное признание и стала крупнейшим явлением в духовной жизни нации.

Все произведения Коста разделил на 3 тематических раздела: лирику в широком смысле слова, басни и сказки в стихах, стихи для детей и о детях, которые в начале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям» Конечно, и до Коста Хетагурова осетины располагали богатым и разнообразным искусством народной поэзии. До него на родном языке создавал свои песни Мамсуров Темырболат, хотя они остались неизвестными Коста, поэтому ему пришлось самому заново создавать основы национальной профессиональной поэзии. Осетинская народная поэзия была той вековой традицией, которую он был призван обновить, реформировать, поднять на художественный уровень развитых литератур. Опыт русской поэзии служил для него образцом. Но он тонко учитывал в своем искусстве своеобразие обеих этих традиций.

А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев.


Коста Леванович Хетагуров родился в селе Нар 15 октября 1859 года. Поэт неизменно питал к отцу глубокое уважение. «Отца я не только любил, но обоготворял» . Влияние отца на будущего поэта было чисто нравственным, о культурно – идеологической преемственности не могло быть и речи. А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев. Но сиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его творчество. Нравственное, психологическое и первоначальное эстетическое формирование его художнической индивидуальностью произошло здесь, в горской среде, в Нарской котловине. Тончайшее ощущение родного языка и интуитивное и культурное развитие его проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве. С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион при ней. Десять лет учился Коста в этой гимназии, затем поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста еще 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом. Не закончив полного курса обучения.

Деятельная натура молодого поэта и художника искала сферу приложения пробудившимся в нем талантам, и он переехал во Владикавказ. Переезд Коста был связан и сем, что он долгие годы провел вдали от родного края и теперь его потянуло на родину, к родной языковой и культурной стихии. Во Владикавказе он пробыл почти шесть лет. Но по – настоящему проявить, свои разносторонни способности не мог. Коста писал стихотворения, поэмы преимущественно на русском языке. Работал он и как живописец, выставлял свои картины вместе с русским художником А. Г. Бабичем, рисовал театральные декорации, устраивал любительские литературно – музыкальные вечера, изредка печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете «Северный Кавказ» . В газетных отчетах выступление Коста выглядело как наиболее яркий эпизод всего праздника, но стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно было опубликовано, да и то анонимно, лишь десять лет спустя. Реакция цензуры понятна: осетинский поэт видел в Лермонтове «предвестника желанной свободы» , «благородную мощную силу» , поднимающую людей «на бой за великое, честное дело» , а организатором торжеств хотелось славословиями заглушить протестующий голос Коста как организатор борьбы за осетинскую школу, был выслан по распоряжению начальника Терсой области за пределы родного края сроком 5 лет. В июне 1891 года Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести межеумочное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому – либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы.

Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ» . В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, – не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр» . В июле 1897 года Принужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. В. И. Абаев, большой знаток жизни и творчества поэта, сказал о нем: «У Коста был свой Бенкендорф – генерал Каханов» . Первое выселение поэта за пределы Терской области было дело рук этого провинциального Бенкендорфа. Коста обжаловал самоуправство зарвавшегося чиновника. А он стал искать повод для новой ссылки Коста, немало досаждавшему всевластному начальнику своими статьями и сатирическими произведениями.

26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно, чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.

В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг» , пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек» . Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста. Больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось. Что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.

Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском. Осетинской действительности он не знал. Не мог о ней судить и жить ее тревогами. Зрелый период в творчестве Коста наступил вскоре после возвращения его на родину в 1885 г. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета и бесправие. Вековое невежество и духовная подавленность народа привели его в отчаяние. Поэмы «Фатима» , «Перед судом» , «Плачущая скала» , этнографический очерк «Особа» – все эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа.

В своих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция его строго продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не содержало в себе свободы – это основная его посылка, и она утверждается им и в публицистике, и в целом ряде художественных произведений. В этом смысле поэмы «Перед судом» и «Плачущая скала» близки «Фатиме» Поэт отвергал клевету на национальный характер горцев и защищал их от произвола колониальной администрации и «неблаговидной эксплуатации» капитала. А защищал горские народы Коста всеми доступными ему средствами – поэтическим словом. Публицистической статьей., прошениями в официальные инстанции и т.д.. Но ярче и полнее позиция Коста в оценке современной деятельности проявилась в его сатирической и обличительной поэзии, прежде всего в поэме «Кому живется весело» .

Сатирических мотивов немало и в лирической поэзии Коста. Правда. Объектом обличения в его лирике выступают не чиновники. А нравственный и психологический мирок воинствующего мещанства. Противопоставления поэта толпе, ее образу жизни и мещанским идеалам счастья – таков смысл обличительных стихов в лирике Хетагурова. И эта позиция отчетливо прослеживается не только в обличительных, но даже в ряде интимно-лирических произведений. И выражается она двояко: поэт либо открыто развенчивает мещанский образ жизни. Либо противопоставляет ему собственный идеал.

Тема народа – магистральная тема всего творчества Коста, широко развернутая в его поэмах. Она объединяет и небольшое количество стихотворений на русском языке. Однако они далеко уступают в достоверно-реалистическом изображении народной судьбы «Ирон фардыру» – самому зрелому творению Коста.

«Ирон фандыр» единственная книга стихов на осетинском языке. Она писалась им всю жизнь. В нее вошли произведения, созданные с лета 1885 г. до конца творческого пути поэта. Писались они в разное время и по различным поводам. Публиковать их было негде, - а Осетии в ту пору не было периодической печати. Стихи расходились в списках, некоторые становились народными песнями, некоторые попадали в школьные учебники. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги.

Однако лишь 3 сентября 1898 г. появилась первая беловая рукопись с подзаголовком: «Думы сердца. Песни. Поэмы и басни» .

Выход «Ирон фандыр» в мае 1899 г. явился исключительным по своей значимости и последствиям событием в истории осетинской национальной культуры в целом. Осетинская профессиональная поэзия получила всенародное признание и стала крупнейшим явлением в духовной жизни нации.

Все произведения Коста разделил на 3 тематических раздела: лирику в широком смысле слова, басни и сказки в стихах, стихи для детей и о детях, которые в начале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям» Конечно, и до Коста Хетагурова осетины располагали богатым и разнообразным искусством народной поэзии. До него на родном языке создавал свои песни Мамсуров Темырболат, хотя они остались неизвестными Коста, поэтому ему пришлось самому заново создавать основы национальной профессиональной поэзии. Осетинская народная поэзия была той вековой традицией, которую он был призван обновить, реформировать, поднять на художественный уровень развитых литератур. Опыт русской поэзии служил для него образцом. Но он тонко учитывал в своем искусстве своеобразие обеих этих традиций.

Коста Леванович Хетагуров (осет. Хетгкаты Леуаны фырт Къоста; 3 октября 1859, Нар - 19 марта 1906, Георгиевско-Осетинское) - осетинский поэт, драматург, публицист, живописец. Основоположник осетинской литературы.

Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет. «Ирон фндыр»), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Строго говоря, первенство в издании крупного поэтического произведения на осетинском языке принадлежит Александру Кубалову («Афхардты Хасана», 1897 год), однако вклад Хетагурова в осетинскую литературу, его влияние на её дальнейшее развитие несоизмеримо больше.

К. Л. Хетагуров много писал и на русском языке, сотрудничал со многими газетами Северного Кавказа. Его перу принадлежит этнографический очерк по истории осетин «Особа» (1894).

Биография

Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Дзапаровой (урождённая Туаева).

Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сухиева. Позже Коста говорил о ней: «О Хъызмыда (имя его мачехи) нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское ныне село имени Коста Хетагурова. Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.

С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке. В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств в мастерскую проф. П. П. Чистякова. В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.

Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции. Несмотря на это, он продолжает писать стихи. 29 мая 1899 года прибыл на место ссылки в Херсон. В это время себя очень плохо чувствует. Херсон Хетагурову не понравился: здесь душно, пыльно. Он писал, что на улицах не встретишь интеллигентных людей, а только купцов и торговок.

Коста просит перевести его в Одессу, но туда его отпустить побоялись, разрешили переехать в Очаков. Здесь он снял комнату в доме рыбака Осипа Данилова. Хетагурову очень понравились гостеприимные хозяева, но особенно его покорило море, «которое всей своей ширью расстилалось перед самыми окнами хаты». Хетагурова очень тронула красота этих мест, и он очень сожалел, что не имел при себе красок. Здесь, в Очакове, в 1899 году Коста узнает, что во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов - «Осетинская лира». Но царские чиновники и их осетинские прислужники ненавидели Коста. Многие его стихи были изменены царской цензурой, некоторые же не вошли в книгу вообще ввиду своего революционного содержания. Закончился срок морских купаний, выхлопотанный у властей 5 августа 1899 год, и Хетагуров вернулся в Херсон.

В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва поселившись в Пятигорске, затем он переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ».

Введение

Cиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его творчество. Нравственное, психологическое и первоначальное эстетическое формирование его художнической индивидуальностью произошло здесь, в горской среде, в Нарской котловине. Тончайшее ощущение родного языка и интуитивное и культурное развитие его проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве.

Биография К. Хетагурова

Константин (Коста) Леванович Хетагуров родился 15 октября, 1859 года в селении Нар Северной Осетии. Мать его Мария Гавриловна Губаева умерла вскоре после его рождения, и его воспитала Чендзе Хетагурова, которую Коста не раз вспоминал добрым словом («Кто ты?» -- «Чи дэ?»). Отец Коста, Леван Елизбарович, малограмотный, но мудрый и честный человек, пользовался большим авторитетом среди горцев. Более 30 лет прослужил он в русской армии, участвовал в Крымской войне (1853-56) и заграничных походах русской армии. Семи лет Коста был отдан в нарскую начальную школу. Через год отец привез его во Владикавказ и устроил в приготовительный класс мужской прогимназии. В 1871 г. по ходатайству отца Коста был определен в Ставропольскую гимназию и проучился там до 1881 г. К этому периоду относятся и его первые литературные опыты, он пишет стихи на русском и осетинском языках, знакомится с русской и зарубежной литературой. В гимназии Коста получил хорошее по тем временам образование. Особенно увлекала его живопись. По рекомендации и содействию учителя рисования В.И. Смирнова Коста в 1881 г. поступил в Академию художеств в Петербурге со стипендией из т.н. горских штрафных сумм в размере 25 рублей. Однако эти деньги были растрачены одним из местных правителей, и в 1883 г. Коста перестал получать стипендию. Вскоре он был исключен из Академии, но продолжал заниматься, уже вольнослушателем, живя на случайные заработки. Однако окончить Академию ему так и не удалось, хотя четыре года, проведенные в столице России, не пропали для него даром, Его руководителем был П. П. Чистяков, один из самых прогрессивных педагогов Академии, у которого Коста прошел хорошую школу художника-реалиста. И революционно-демократическое мировоззрение Коста сложилось именно в эти годы. Лишенный какой бы то ни было материальной поддержки, Коста был вынужден летом 1885 г. вернуться на Кавказ: поселился в селении Георгиевско-Осетинском Кубанской области, а осенью того же года он переехал во Владикавказ, где жил и работал до июня 1891 г. Эти шесть лет были временем плодотворной работы и расцвета таланта Коста, поэта и художника. В этот период он создал на осетинском и русском языках ряд лучших своих поэтических произведений: «Горе» («Додой»), «Спой» («Азар»), «Вгляни» («Ракэс»), «Походная песня» («Балцы зарэг»), «Солдат», «Кубады», «Перед памятником», «На бис», «Фатима». Много делает он и в живописи, она и стала для него средством к существованию. Писал портреты, расписывал стены церквей, создавал декорации к спектаклям. И впервые на Северном Кавказе организовал выставку своих картин и картин других художников (1887 и 1888 гг.). Коста участвовал в торжествах, посвященных открытию памятника Лермонтову в Пятигорске 16 августа 1889 г. Сохранилась запись речи Коста на обороте программы торжеств: «Великий, торжествующий гений! Подрастающее поколение моей родины приветствует тебя как друга и учителя, как путеводную звезду, в новом своем движении к храму искусств, наук и просвещения». Затем он прочитал свое етихотворение «Перед памятником» (запрещенное цензурой). Тем самым Коста обратил на себя внимание не только прогрессивной части интеллигенции Кавказа и России, но и царской администрации, и за ним был установлен полицейский надзор. В начале 1891 г. Коста с передовой владикавказской интеллигенцией выступил против закрытия единственной осетинской трехклассной женской школы. Ее удалось отстоять, но местная царская администрация признала Коста «опасным для спокойствия края» человеком. А в начале июня 1891 г. его выслали в административном порядке в Карачай. Проведя там почти полтора года, Коста написал стихи «Джук-Тур», «Прощай» («Хэрзбон»), «Без доли» («Энэ хай»), рассказ «Охота за турами» и др., а также несколько горных пейзажей («Долина Теберда», «Природный мост»). В марте 1893 г. он переехал в Ставрополь и начал работать в редакции частной газеты «Северный Кавказ». В этой газете и опубликовал Коста свои стихи, сатирическую поэму «Кому живется весело», комедию «Дуня», много публицистических статей. В 1896 г. Коста добился отмены решения начальника Терской области о высылке, однако жизнь в Осетии была для него небезопасна, и он переехал в Пятигорск, куда его тянула и любовь к жившей там Анне Цаликовой, да и необходимость лечения (костный туберкулез). Здесь Коста вновь проемотрел свои стихи на осетинском языке, подготовил их к изданию и в сентябре 1897 г. представил в Кавказский цензурный комитет сборник «Осетинская лира» («Ирон фэндыр»). Вскоре царская администрация нашла повод для новой расправы с неугодным ей поэтом. В ноябре 1898 г. во Владикавказе произошло столкновение группы осетин, гулявших на свадьбе, с полицией и военным патрулем. Среди задержанных оказался некий Хетагуров Коста Созырыкоевич. Началъник области генерал Каханов, не утруждая себя установлением личности задержанного Хетагурова, а возможно, и умышленно, донес в совет главноначальствующего на Кавказе, что Коста Хетагуров «во главе толпы вооруженных осетин оказал сопротивление военным и полицейским властям», что он подстрекает осетин к неповиновению, возбуждает народ против власти и т.п. Каханов просил «во избежание преступных между осетин событий и успокоение умов местного населения» выслать Коста Хетагурова. На этот раз Коста выслали в Херсон, куда он прибыл 29 мая 1899 г. В условиях полицейского надзора Коста писал стихи, занимался живописью. Одновременно добивался в высших инстанциях отмены ссылки. В результате 29 декабря 1899 г. он получил разрешение жить в Терской области, «но без права проживания во Владикавказском округе». В марте 1990 г. Коста выехал из Херсона и поселился в Пятигорске. Во Владикавказ он вернулся лишь в 1902 г. Активная творческая деятельность Коста продолжалась до начала 1903 г., но постоянные лишения и преследования подорвали его здоровье, и тяжелая болезнь приковала его к постели, в последние два-три года он уже не был способен к творческому труду. В начале 1904 г. его перевезли в селение Георгиевско-Осетинское. Здоровье Коста с каждым днем ухудшалось, и 1 апреля (по новому стилю) 1906 г. он ушел из жизни. Похоронили его там же, но передовая осетинская интеллигенция решила перевезти его тело во Владикавказ, где похороны превратились во всенародную демонстрацию любви к великому поэту. Литературная и общественная деятельность К.Л. Хетагурова относится к 80--90 годам XIX века. Он писал на осетинском и русском языках, но периодической печати на осетинском языке в то время еще не было, и осетинские стихи распространялись устно, люди заучивали их и распевали как народные песни. Произведения же на русском языке печатались в газетах «Северный Кавказ» (Ставрополь) и «Казбек» (Владикавказ). А в 1895 г. в Ставрополе вышел первый сборник его русских стихов и поэм; 26 декабря 1899 г. -- сборник осетинских стихов «Осетинская лира» («Ирон фэндыр») во Владикавказе тиражом в 2000 экземпляров. При этом цензура предварительно изъяла из рукописи наиболее революционные стихи поэта: «Додой», «Солдат», «Тревога» («Катай»), «Спой» («Азар»). И все-таки книга вызывала тревогу местной администрации, и на нее был наложен арест. Только после второй проверки, при которой некоторые стихи цензурой были так искажены, что это вызвало возмущение поэта, она увидела свет. Книгой «Ирон фэндыр» Коста заложил основу осетинской художественной литературы. Коста считал художественную литературу и искусство важным орудием борьбы за изменение и преобразование общества и мечтал о том времени, когда будет воздвигнут «на земле один всеобщий храм, храм жизни трудовой, насилью недоступный... Храм сознательной борьбы, чистой совести и правды неподкупной, храм просвещения, свободы и любви» («Мне нравится мой друг...», 1893). В многогранном творчестве К. Хетагурова -- исторические судьбы, социально-экономическое и политическое положение осетинского народа, его чаяния. В основу таких стихов, как «Горе («Додой»), «Солдат», «Тревога» («Катай»), «Взгляни» («Ракэс»), «Без пастуха» («Энэ фыййау»), «Мать сирот» («Сидзэргэс»), «Кто ты?» («Чи дэ?»)? «Кубады», «В пастухах» («Лэскъдзэрэн») и др. положена идея борьбы против царизма и местных угнетателей. Важнейшее значение сборника «Ирон фэндыр» состоит в том, что он пробудил национальное самосознание народа, любовь к родному языку, художественному слову: многие писатели формировались на его традициях. Коста обогатил осетинскую литературу и жанром басни. Он написал на осетинском языке цикл басен (по мотивам осетинского фольклора): «Редька и Мед» («Булкъ эмэ Мыд»), «Постник» («Марходарэг»), «Упрек» («Уайдзэф»), «Привычка» («Ахуыр»), «Олень и Еж» («Саг эмэ Уызын»), «Лиса и Барсук» («Рувас эмэ Зыгъарэг»), Он написал также басни на сюжеты русского баснописца И. А. Крылова: «Ворона и Лисица» («Халон эмэ Рувас»), «Волк и Журавль» («Бирэгъ эмэ Хърихъупп»), «Гуси» («Хъазтэ»). В «Ирон фэндыр» выделены в отдельный цикл «Мой подарок осетинским детям» («Мэ хэрзэггурэггаг Иры сывэллэттэн») стихи для детей. Многие стихи сборника переведены на десятки языков нашей страны и зарубежных стран. Большая часть произведений Коста написана на русском языке: более 150 стихотворений, 4 поэмы, 3 рассказа, 1 очерк, 1 пьеса, публицистика, письма. В книгу стихов и поэм, написанных на русском языке (1895 г.), по цензурным соображениям не вошли некоторые стихотворения: «Я не пророк», «Не упрекай меня», «Перед памятником», «Памяти А. С. Грибоедова», «Памяти А. П. Плещеева» и др., поэма «Кому живется весело», опущены строки и строфы («На смерть горянки» и др.)« В книгу вошли поэмы «Фатима», «Перед судом», «Се человек». Романтическая поэма «Фатима» (1889) -- наиболее значительная и совершенная из поэм Коста -- отражает значительные изменения в общественной жизни и сознании народов Кавказа в пореформенную эпоху. Произведение построено на социальном конфликте, классовых противоречиях между деградирующей феодальной знатью и трудовым крестьянством. В смерти Наиба, распаде Джамболата как личности с его звериным нутром и дворянской спесью поэт видит приговор безвозвратно уходящему миру эксплуататорской верхушки общества. Трагические события в поэме происходят в исторически конкретной обстановке. Поэма наделена и романтическими элементами, это касается прежде всего образа главной героини Фатимы; однако поэма в основе своей -- произведение реалистическое. Феодальному строю история вынесла свой приговор, закончились войны, теперь человек должен жить своим трудом (образ Ибрагима), но сохранившиеся элементы от старого мира не ориентируются в новых условиях, они не привыкли к труду, пытаются по-прежнему вымогать у народа, способны на преступления (образ Джамболата). По мотивам поэмы «Фатима» студия «Грузия-фильм» создала фильм с тем же названием. А писатель Н. Козлов написал пьесу «Фатима», которая успешно играла на сценах осетинского и русского театров города Орджоникидзе. Другая «кавказская» романтическая поэма Коста «Перед судом» (1893) выполнена в форме монолога. Основой поэмы служит острый социальный конфликт между свободолюбивым горцем и сильными мира сего. Герой поэмы бедняк Эски восстал против существующих адатов. Полюбив дочь князя Залину, он вступил в непримиримый бой с богатеями и в результате стал разбойником. Эски сделало таковым общество, безнравственное и мстительное. Эски -- самый романтический образ в произведениях Коста. Главный конфликт незаконченной поэмы «Плачущая скала» (1893), в основу которой положена народная легенда, составляют социальный и психологический контраст между верхушкой общества и простыми горцами. Поэма «Кому живется весело» (1894) -- сатирическое произведение, в ней разоблачаются злодеяния царских чиновников на Кавказе. Коста -- автор нескольких рассказов, этнографического очерка «Особа». В рассказе «Охота за турами» автор изобразил полную лишений жизнь горской бедноты, для которой охота составляла важное, если не единственное, средство к существованию. Но она была сопряжена с постоянным риском для жизни, и герой рассказа Тедо погибает на охоте. Перу Коста принадлежит пьеса «Дуня» (1893), комедия в четырех действиях. Дочь состоятельного провинциального мещанина Сомова Дуня, окончившая гимназию, против воли отца уехала в Петербург, чтобы самой зарабатывать на жизнь. Работая горничной в доме Суйковых, встретила здесь кандидата университета Светлова, при содействии которого поступила в университет и за которого вышла замуж. Так ставили в то время русские революционные демократы люди общества, вопрос о женской эмансипации, о ее трудовой деятельности. Коста был их последователем, и в его пьесе тоже поставлены эти злободневные вопросы. В многогранной творческой деятельности Коста Хетагурова важное место занимает публицистика, в которой отражено социально-экономическое, политическое и культурное положение Северного Кавказа 80--90 годов XIX в. Коста был первым художником-живописцем в Осетии, основоположником осетинской национальной живописи. Его кисти принадлежит несколько портретов, цикл жанровых картин: «На школьной скамье жизни», «За водой», «Гонка араки», пейзажи «Гора столовая», «Перевал Зикара», «Природный мост», «Долина Те6ерда» и др. Коста первый на Северном Кавказе дважды организовал выставки своих картин и картин других художников с просветительской целью. Своим творчеством и общественной деятельностью Коста снискал огромную популярность и любовь народа, который еще при его жизни складывал о нем песни славы. Ему посвящают лучшие произведения и современные поэты и прозаики, драматурги и композиторы, художники и скульпторы.