Космонавт Волков. Три судьбы, одна фамилия

В 1953 окончил среднюю школу ¦201 (на территории Северного АО). В 1959 году окончил Московский авиационный институт по специальности "инженер-электромеханик".

В 1959-1961 работал инженером ОКБ-1 (ныне - РКК "Энергия"); был конструктором-компоновщиком. В 1961-1966 - заместитель ведущего конструктора кораблей "Восток" и "Восход"; участвовал в проектировании, разработке, отработке при испытаниях и пусках космических кораблей. В 1968 окончил Коломенский аэроклуб по курсу летчика-спортсмена.

С 1966 года - в отряде космонавтов (Группа гражданских специалистов ¦ 2). Выполнил 2 космических полета.

12-17 октября 1969 года совершил космический полет в качестве бортинженера космического корабля "Союз-7" продолжительностью 4 суток 23 часа. Экипаж корабля принимал участие в первом групповом полете трех космических кораблей (совместно с "Союз-6" и "Союз-8"), во время которого проводилось их сближение и маневрирование.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Владиславу Николаевичу Волкову присвоено 22 октября 1969 года за успешное осуществление космического полета и проявленные при этом мужество и героизм.

В дальнейшем продолжил подготовку в отряде космонавтов к полетам на космических кораблях Союз и орбитальной космической станции Салют. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года).

6-30 июня 1971 года совершил второй космический полет в качестве бортинженера космического корабля "Союз-11" и первой в мире орбитальной станции "Салют" продолжительностью 23 суток 18 часов. 30 июня 1971 года при возвращении на Землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата, экипаж корабля (Добровольский Георгий Тимофеевич, Волков Владислав Николаевич, Пацаев Виктор Иванович)погиб.

За мужество и героизм, проявленные при испытании нового космического комплекса, 30 июня 1971 года вторично присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Лучшие дня

Жил в Москве. Похоронен на Красной площади, в Кремлевской стене.

Летчик-космонавт СССР (1969), младший лейтенант запаса. Награжден 2 орденами Ленина. Почетный гражданин городов Калуга и Киров. Удостоен золотой медали имени К.Э. Циолковского АН СССР.

Бронзовый бюст установлен в Москве на улице, носящей его имя (на территории Северного АО). Его именем названа также улицы в Владивостоке, Ростове-на-Дону, Мариуполе (Украина). Его имя носит кратер на Луне, малая планета 1790 Volkov. На территории МАИ в 1974 был создан музей В.Н.Волкова.

Волков Владислав Николаевич, советский летчик - космонавт под номером 20.

Дважды Герой Советского Союза, Кавалер Орденов Ленина и Золотая звезда.

Совершил два космических полета и пробыл в космосе 28 суток и чуть более17 часов.

Краткая биография

Родился Владислав Николаевич Волков 23 ноября 1935 года в Москве в семье, все члены которой профессионально занимались авиацией. Его отец был ведущим инженер - конструктором крупнейшего авиационного предприятия, мать работала там же в конструкторском бюро.

Закономерно, что Владислав с детства мечтал об авиации. Окончив в 1953 году московскую школу номер 212, он одновременно поступает в знаменитый МАИ - кузницу советских авиационных инженеров и, в аэроклуб.

Занятия и в институте, и в в аэроклубе проходили очень успешно. Волков даже входил в спортивную студенческую команду МАИ и принимал участие в первенстве Москвы за спортивный клуб “Буревестник”.

После окончания института Владислава направляют работать в секретное конструкторское бюро Королева ОКБ-1. С 1959 года Волков принимал участие как инженер в разработке и создании самых разных типов космической техники различного использования.

Вскоре после первых триумфальных полетов в космос его первооткрывателей, потребовалось не просто пилотировать космический корабль, но и заниматься научными исследованиями и инженерными разработками. Поэтому в отряды космонавтов стали принимать кандидатов с инженерным, медицинским, техническим образованием.

Владислав Волков оказался в числе таких кандидатов, и успешно пройдя весной 1964 года строжайшую медицинскую комиссию, был предложен в отряде космонавтов как инженер - космонавт, но Мандатная комиссия его не утвердила. Только через два года весной 1966 года был сформирован специальный отдел для космонавтов с инженерной подготовкой в качестве испытателей и Волкова включили в его состав.


космонавт Волков Владислав фото

Предполетная подготовка была очень обширной и сложной. Она включала в себя все пункты, которые проходили в основном составе космонавтов - барокамера, парашютные прыжки с приводнением, имитация спуска с орбиты на аппарате корабля “Союз”. Успешно пройдя все испытания и получив допуск медицинской комиссии, Владислав Волков был зачислен в отряд космонавтов в качестве бортинженера.

Первоначально его планировали использовать при полете корабля Союз К-7 в третьем резервном составе по программе “Стыковка”. Позже планы изменились и Владислав Волков был назначен инженер - испытателем в основной состав.

Первый полет

Подготовка к полету заняла более полугода, и вот 12 октября 1969 года стартовал космический корабль «Союз-7» с тремя членами экипажа - А. Филипченко, B. Гоpбатко, В. Волков. Полет длился почти пять суток. Планировалась, что будет проведена стыковка с находящимся одновременно на орбите “Союзом - 8”, но в ходе полета планы изменились и стыковка не произошла.

17 октября 1969 года экипаж “Союза - 7” вернулся на Землю. Через год, в 1970 году Волкова включают в основной состав экипажа корабля “Союз - 11” в качестве бортинженера для совершения группового полета на орбитальную станцию “Салют” и начинается интенсивная подготовка. Второй полет Космический корабль “Союз - 11” стартовал 6 июня 1971 года.

Бортинженером с позывным “Янтарь - 2” был Волков Владислав Николаевич. Полет проходил в штатной ситуации. Корабль пристыковался к орбитальной станции, космонавты перешли на нее и продолжили полет, выполняя программу задания. Вернувшись на основной корабль 29 июня 1971 года, экипаж отправился в обратный полет.

Во время спуска произошла авария - задвижка вентиляционной системы вышла из строя и стравила воздух в спускаемом аппарате. Экипаж “Союза - 11” погиб в ночь на 30 июня 1971 года. По традиции прах погибших космонавтов был похоронен в некрополе на Красной площади. Все члены экипажа получили государственные награды - звезды Героев Советского Союза, посмертно.

Сорок два года назад, в 1971 году, 30 июня все радиостанции и телецентры СССР сообщили скорбную весть о гибели экипажа космического корабля «Союз-11». Мужественные покорители космоса выполнили полетное задание, все цели были успешно достигнуты, а задачи решены.

Смерть подстерегала Г. Добровольского, В. Пацаева и В. Волкова там, где и предположить было трудно. Не закрылся простейший клапан, состоящий из шарика и пружины, в результате произошла разгерметизация спускаемого аппарата. В то время три человека могли поместиться в спускаемый аппарат лишь без скафандров, члены экипажа были пристегнуты ремнями, закрыть отверстие им не удалось.

О горевала вся страна, равнодушных не было. Люди плакали возле газетных киосков, на трамвайных остановках, в школах, институтах и цехах. Дорога к звездам всегда была уделом отважных людей, готовых рисковать жизнями ради великой цели.

Космонавт Волков Владислав Николаевич был похоронен в Кремлевской стене вместе со своими космическими товарищами - Георгием Добровольским и Виктором Пацаевым.

Прошло четырнадцать лет. В 1985 году Байконур провожал в опасный космический рейс корабль «Союз Т-14». Задание состояло в том, чтобы состыковаться с состоящей из двух модулей - «Союз Т-13» и «Салют-7». Почти 65 дней экипаж научного комплекса работал на орбите, а в его составе - космонавт Волков. Да, другой. Александр Александрович не был родственником того Волкова, просто однофамилец. Ему довелось побывать в космосе трижды, в том числе и в составе международных экипажей.

Космос XXI века штурмует еще один космонавт Волков. Он мечтает слетать на Луну, и, вполне возможно, ему это удастся. Сергей Волков - космонавт во втором поколении, за его плечами две миссии, выходы в открытый космос, сотни часов, проведенных в невесомости, а ему только сорок лет. О своей профессии он знал не понаслышке, проведя детство на Байконуре. Отец не был в восторге от выбора сына и узнал о нем лишь прочитав рапорт с просьбой о зачислении в отряд космонавтов.

Так образовалась династия, первая в мире среди представителей этой опасной профессии. Из этических соображений космонавт Волков-старший подал рапорт об увольнении в запас, уступив дорогу сыну. Что же, выбор, достойный настоящего офицера и мужчины. На такую работу по блату не устраивают.

Три космонавта, три судьбы и одна фамилия. Итак, памятка для тех, кто интересуется историей советской и российской космонавтики (такого не было ни в одной стране, поэтому важно не перепутать): Владислав Волков - космонавт «первого набора», зачисленный в отряд в 1966 году, Александр Волков свершил свой первый полет в середине восьмидесятых, а его сын Сергей стартовал уже в третьем тысячелетии.

И есть еще научно-исследовательское судно «Космонавт Волков», обеспечивающее связь со спутниками. Селекционеры создали сорт томата, названный именем героя. Астрономы посвятили ему открытую ими звезду. Все это в честь Владислава Волкова, но, вполне возможно, что и следующие поколения российских космонавтов удостоятся того, что их имена засверкают на звездном небосклоне планетариев и астрономических карт.

Волк Игорь Петрович - космонавт-исследователь космического корабля «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7», летчик-космонавт СССР № 58. Заслуженный летчик-испытатель СССР (1983), летчик-космонавт СССР (1984). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медалями.
Сегодня его не стало.

И. П. Волк родился 12 апреля 1937 г. в городе Змиев Харьковской области Украины. В Советской Армии с 1954 г. В 1956 г. окончил Кировоградское военное авиационное училище летчиков. Служил в строевых частях ВВС. С мая 1965 по 2001 гг. - на летно-испытательной работе в Летно-исследовательском институте. В 1995-97 гг. - начальник Летно-испытательного Центра ЛИИ имени М.М. Громова. Поднял в небо и провел испытания атмосферного аналога космического корабля «Буран» - БТС-002. Провел также испытания самолетов Су-27 и Су-27УБ на штопор; ряд сложных испытательных работ на сверхзвуковых боевых самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-27 и многих других. В 1980- 1995 - начальник Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ.

В 1978 г. зачислен в отряд советских космонавтов. Проходил подготовку к полетам на кораблях типа «Буран». 17-29 июля 1984 г. совершил космический полет в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» продолжительностью 11 суток 19 часов.

За успешное осуществление космического полета и проявленные при этом мужество и героизм летчику-космонавту Волку Игорю Петровичу 29 июля 1984 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11515).

Первым в мире провел летные исследования поведения самолета Су-27 на за критических углах атаки (до 100°), впервые выполнив и впоследствии описав фигуру высшего пилотажа «Кобра» (впоследствии, по недоразумению, названной «Коброй Пугачева»),

По программе подготовки к пилотированию ОК «Буран» с 17 по 29 июля 1984 г. участвовал в космической экспедиции посещения на кораблях «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» в качестве космонавта-исследователя. Продолжительность космического полета составила 11 суток 19 часов. Главной целью этого полета было подтверждение возможности пилотирования самолетов Ту-154 и МиГ-25 космонавтом сразу после многодневного пребывания в космическом пространстве.

10 ноября 1985 г. совместно с Р. А. Станкявичусом совершил первый атмосферный полет на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных летных испытаний.

Продолжительность полета составила 12 минут, высота - 1500 метров. Всего выполнил 13 испытательных атмосферных полетов на машине 002 ГЛИ, в том числе:

10 полетов в качестве командира и 3 в качестве второго пилота. В феврале 1987 г. назначен начальником, созданного Минавиапромом СССР, Отраслевого комплекса подготовки космонавтов- испытателей ЛИИ - ОКПКИ (аналога Центра подготовки космонавтов Минобороны). С 1995 по 1997 г. работал начальником Летно-испытательного центра ЛИИ. Работал заместителем начальника ЛИИ до 2002 г. Проживает в Москве, возглавляет Российский национальный аэроклуб.

О Герое снято несколько документальных фильмов, в том числе фильм «Буран. Созвездие Волка», он - гость многих телестудий, в том числе студии 1 -го канала у В. В. Познера.

Профессор Мельников, разработчик искусственного интеллекта "Бурана", рассказал о своей работе с космонавтами, среди которых был Игорь Волк

Не стало летчика-космонавта, заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Игоря Волка. В этом году, а именно в День космонавтики 12 апреля - ему бы исполнилось 80 лет.
…29 июля 1984 года в казахской степи под Джезказганом приземлился спускаемый модуль космического корабля "Союз Т-11" с космонавтами - командиром корабля Владимиром Джанибековым, космонавтом Светланой Савицкой и космонавтом-исследователем Игорем Волком. На орбите они проработали 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. Сразу после приземления Джанибекова и Савицкую спасатели успешно эвакуировали из спускаемого модуля. А вот, как рассказывают, Игорю Волку пришлось 40 минут висеть на ремнях вниз головой: почему-то сразу не удалось отвинтить металлический ящик с возвращаемым грузом. И Волку пришлось выскальзывать "методом выдыхания". Причем, вспоминал он сам, самое главное было - удержаться после того, как выскользнул, чтобы не удариться головой.

Его иногда называли "Чкалов нашего времени". И не случайно. Он был летчиком-испытателем от Бога, тридцать пять лет отдал летно-испытательной работе в ЛИИ имени Громова. А в 1995-1997 годах возглавлял Летно-испытательный центр ЛИИ.

Волк летал на всех типах истребителей, транспортников и бомбардировщиков. Испытал воздушно-космический самолет, разработанный по проекту "Спираль", проверял машины на штопор, на инерционное взаимодействие и аэродинамику. Первым провел дозаправку истребителя в воздухе. Проводил испытания Су-27 на штопор, "обкатывал" сверхзвуковые МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-27 и многие другие. А 10 ноября 1985 года поднял в небо и провел испытания атмосферного аналога космического корабля "Буран" - БТС-002.

В отряд космонавтов его зачислили в 1978 году. По программе подготовки к полету на нашем космическом "челноке" - "Буране" Игорь Волк отрабатывал системы ручного управления и системы автоматической посадки на Ту-154ЛЛ, оснащенного системой управления "Бурана", а также на Су-7ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, аэродинамические качества которых были приближены к "Бурану".

Невероятно, но факт: после того самого приземления из космоса Волк сразу же провел эксперимент по управлению летающими лабораториями - Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ: он совершил полеты в Ахтубинск и обратно на Байконур! Специалистам важно было оценить возможность пилотирования "Бурана" после длительной работы на орбите…

В одном из интервью он как-то сказал: "Космонавт - это тот человек, который все время стремился в космос, посвятил этому жизнь. А я - летчик. В космос меня отправили, чтобы я получил опыт космического полета. Мне полагалось доказать, что профессиональный летчик после космического полета может успешно выполнить посадку "Бурана". Я это подтвердил".

Без него опустели и небо, и космос, и Земля.

Источник:

Источник:

Источник:

Игорь Петрович Волк

Порядковый номер - 143 (58)
Количество полетов - 1
Продолжительность полетов - 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд.

Статус - космонавт-испытатель ЛИИ.

Дата и место рождения:
Родился 12 апреля 1937 года в городе Змиев (б. Готвальд), Харьковская область, Украинская ССР.

Образование и научные звания:
Учился в семилетней школе №1 города Змиева и средней школе №14 в городе Ворошилов (ныне – Уссурийск) Приморского края РСФСР.
В 1954 году окончил среднюю в школу №5 в городе Курске. Одновременно с учебой в школе занимался в Курском аэроклубе, где получил первые навыки самостоятельного управления самолетом. Свой первый полет совершил в апреле 1954 года.
В 1969 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе по специальности «инженер-механик».

Профессиональная деятельность:
С 1995 года работал президентом авиакомпании ЛИИ им. М.М. Громова.

Военное образование:
В 1956 году досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище летчиков (КВАУЛ).

Воинская служба:
На действительной службе с 1954 года.
С 1956 года служил летчиком Бакинского округа ПВО, Азербайджанская ССР, летал на самолетах Ил-28, Ту-16.
Вышел в запас в 1963 году.

Воинское звание:
Старший лейтенант запаса (с 1963 года).
Полковник запаса (с 1987 года).

Классность:
Общий налет более 7000 часов, налет в испытательных полетах более 3500 часов.
Летчик-испытатель 4-го класса (с 1965 года).
Летчик-испытатель 3-го класса (1966.07.22).
Летчик-испытатель 2-го класса (с 1969 года).
Летчик-испытатель 1-го класса (1971.11.16).
Космонавт 3-го класса (1984 год).

Испытательная работа:
В 1963 году поступил, и в 1965 году окончил Школу лётчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП).
С 1965 года на лётно-испытательной работе в Летно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ МАП. Летал на всех типах современных отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения.
Выполнил цикл работ по отработке различных систем автоматического управления полетом, а также по доводке опытных и модифицированных силовых установок. Проводил испытания самолетов на штопор и на больших углах атаки, на инерционное взаимодействие, прочность, аэродинамику и динамику полета. Проводил исследования по дозаправке истребителей в воздухе.
Проводил целый комплекс важных и сложных испытаний и экспериментов, среди которых испытания на штопор самолетов Су-27 и Су-27У.
С 1995 по 1997 года работал начальником ЛИЦ ЛИИ (заместителем начальника ЛИИ). Уволился из института 26 февраля 2002 года.

Космическая подготовка:
Участвовал в атмосферных испытаниях воздушно-космического самолета, разрабатывавшегося по программе «Спираль».

12 июля 1977 года приказом №630 начальника ЛИИ зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран». 3 августа 1978 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК). В конце 1978 года назначен командиром отряда летчиков-испытателей №1 комплекса «А» Летно-испытательного центра.
1 февраля 1979 года приказом №34 Министерства авиационной промышленности (МАП) зачислен в головную группу для подготовки по теме 11Ф35 («Буран»).
С апреля 1979 по декабрь 1980 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им.Ю.А.Гагарина методом сборов. 30 июля 1980 года решением ГМВК рекомендован для зачисления в группу космонавтов-исследователей. 26 сентября 1980 года приказом MOM №345 включен в состав отряда космонавтов-исследователей (без указания названия отряда). 10 августа 1981 года приказом №26 начальника ЛИИ был зачислен в созданный в ЛИИ МАП отряд космонавтов-испытателей. 12 февраля 1982 года после сдачи всех зачетов по общекосмической подготовке решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С сентября 1982 по май 1983 года готовился к космическому полету в составе основного экипажа с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьевым. Был выведен из экипажа в связи с изменением программы полетов на ДОС «Салют-7».

С 26 декабря 1983 проходил непосредственную подготовку к полету на КК «Союз Т» по программе экспедиции посещения, вместе с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой.

Первый полет

С 17 по 29 июля 1984 года в качестве космонавта-исследователя экспедиции посещения на кораблях «Союз Т-12» и ОС «Салют-7». Позывной: «Памир-3».

Продолжительность полета составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд.

Менее чем через 2 часа после возвращения из космического полета на Землю провел эксперимент по управлению самолетом-лабораторией Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», и самолетом МиГ-25, приближенным по аэродинамическим качествам к «Бурану», совершив полеты в Подмосковье и обратно на Байконур, с целью оценки реакции пилота при пилотировании аналогов «Бурана» после воздействия факторов космического полета.

С 1984 года по программе подготовки к космическому полету на МТКК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», на Су-7 и МиГ-25, по аэродинамике приближенных к МТКК «Буран».

По планам МАП и ЛИИ Волк должен был стать командиром экипажа (вместе с Римантасом Станкявичюсом) для первого космического полета МТКК «Буран». Проходил подготовку в качестве командира экипажа также вместе с Александром Иванченковым из НПО «Энергия», а с 1988 года - вместе с Магомедом Толбоевым.

Выполнил пять рулежек по ВПП в качестве командира и тринадцать полетов на специальном экземпляре корабля «Буран» для горизонтально-летных испытаний ОК-ГЛИ (самолет-аналог БТС-02) в качестве командира и второго пилота:
Рулежки
1984.12.29 - 1-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 45 км/час (командир).
1985.08.02 - 2-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 200 км/час (командир).
1985.10.05 - 3-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 270 км/час (командир).
1985.10.15 - 4-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 300 км/час (командир).
1985.11.15 - 5-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 170 км/час (командир).
Полеты
1985.11.10 - 1-й полет БТС-02, высота подъема - 1.5 км, скорость - до 480 км/ч (командир).
1986.01.03 - 2-й полет БТС-02 (командир).
1986.05.27 - 3-й полет БТС-02 (командир).
1986.06.11 - 4-й полет БТС-02 (командир).
1986.12.10 - 7-й полет БТС-02 (командир).
1986.12.23 - 8-й полет БТС-02 (командир).
1987.02.16 - 10-й полет БТС-02, первая полностью автоматическая посадка (командир).
1987.02.25 - 11-й полет БТС-02 (второй пилот).
1987.06.25 - 13-й полет БТС-02 (второй пилот).
1987.10.05 - 14-й полет БТС-02 (второй пилот).
1988.01.16 - 16-й полет БТС-02 (командир).
1988.03.04 - 19-й полет БТС-02 (командир).
1988.04.15 - 25-й, последний полет БТС-02 (командир).

В феврале 1987 года был назначен начальником Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ).

Почетные звания:
Герой Советского Союза (1984),
Летчик-космонавт СССР (1984),
Заслуженный летчик-испытатель СССР (1983).

Общественно-политическая деятельность:
С 1984 по 1987 год был депутатом Жуковского горсовета.
С 1986 по 1990 год был президентом Всесоюзной федерации тенниса СССР.
С 1988 года - президент Федерации любителей авиации.
С 1989 года - член Исполкома «Движения зеленых».
В 1999 году выдвигался кандидатом в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации 3-го созыва по Люберецкому одномандатному избирательному округу № 107 от Партии пенсионеров, но был снят с регистрации.
Был кандидатом в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации 3-го созыва по Коломенскому одномандатному избирательному округу № 106 на дополнительных выборах 18 марта 2001 года. Набрал 3,72% голосов.
С июня 2003 по 29 марта 2005 года был первым вице-президентом Федерации космонавтики России (ФКР), Председателем исполкома ФКР.
Входит в инициативную группу «Зелёный мир», продвигающую проекты биоагроэкополисов.

Награды:
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 года), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (Указ Президента Российской Федерации №342 от 11 апреля 1997 года), медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года).

Семейное положение
Отец - Волк Петр Иванович, 1912 г.р., инженер-автомобилестроитель.
Мать - Волк Ирина Ивановна, 1913 г.р., медицинский работник.
Сестра - Годлевская (Волк) Галина Петровна, 1940 г.р., фармацевт.
Жена - Волк (Скворцова) Валентина Александровна, род. 31.12.1940, домохозяйка.
Дочь - Волк Марина Игоревна, 1961 г.р., учитель.
Дочь - Волк Ирина Игоревна, 1968 г.р., учитель.

Увлечения
Пилотирование спортивных самолетов, теннис, горные лыжи, балет.




27.05.1948 -
Герой Советского Союза


В олков Александр Александрович - космонавт-исследователь корабля «Союз Т-14» и 1-й экспедиции посещения на ДОС «Салют-7», лётчик-космонавт СССР № 60, подполковник.

Родился 27 мая 1948 года в городе Горловка Донецкой области (Украина). Русский. Член КПСС с 1973 года.

В 1966 году окончил 10 классов в средней школе №10 города Горловка. В 1970 году закончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени С.И.Грицевца по командно-авиационной специальности. С 13 июня 1970 года до зачисления в отряд космонавтов служил летчиком-инструктором 810-го учебного авиационного полка Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков.

Прошел медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале и 6 апреля 1976 года получил допуск Центральной врачебной летной комиссии к спецтренировкам. 23 августа 1976 года приказом Главкома ВВС №686 зачислен в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС на должность слушателя-космонавта. С целью получения квалификации летчика-испытателя для дальнейших работ по программе «Буран» с сентября 1976 года по июль 1977 года проходил подготовку в качестве слушателя Центра испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей в городе Ахтубинске Астраханской области.

С октября 1977 года по сентябрь 1978 года проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов. По ее окончании получил квалификацию космонавта-испытателя. 30 января 1979 года был назначен на должность космонавта Центра подготовки космонавтов ВВС. С февраля 1979 года по июнь 1981 года проходил дополнительную подготовку в ГКНИИ ВВС в Ахтубинске, освоил 24 типа самолётов, налетал 1550 часов, выполнил 101 парашютный прыжок. Участвовал в работах по военно-научному сопровождению создаваемых многоразовых космических систем. Являлся старшим группы летчиков-испытателей.

С января 1982 года по сентябрь 1984 года проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран». С 1 сентября 1984 года готовился в качестве космонавта-исследователя основного экипажа по программе полета основной экспедиции на ДОС «Салют-7», вместе с В.В.Васютиным и В.П.Савиных. Из-за аварии на борту станции и необходимости полета ремонтного экипажа бортинженера В.П.Савиных, назначенного в экипаж спасателей станции, заменил Г.М.Гречко. Старт был отложен на полгода.

С 17 сентября по 21 ноября 1985 года совершил свой первый космический полет в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-14» и 1-й экспедиции посещения на ДОС «Салют-7». Стартовал вместе с В.В.Васютиным и Г.М.Гречко, посадку совершил вместе с В.В.Васютиным и В.П.Савиных. Позывной - «Чегет-3». Программа полета предусматривала полугодовую работу на борту станции, однако из-за болезни В.В.Васютина полет был прерван досрочно. Продолжительность полета составила 64 суток 21 час 52 минуты 08 секунд.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1985 года за успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм Волкову Александру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11538).

24 июня 1986 года был назначен командиром группы космонавтов многоразовых космических систем общего и специального назначения. 9 октября 1986 года был назначен командиром 2-й группы космонавтов. С марта 1986 года по январь 1987 года проходил подготовку в качестве командира резервного экипажа 2-й основной экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-2).

С марта по декабрь 1987 года проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа 3-й основной экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-3). Во время старта КК «Союз ТМ-4» 21 декабря 1987 года был дублером командира корабля. С 1 января по ноябрь 1988 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа 4-й основной экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-4), вместе с А.Ю.Калери (которого в марте сменил С.К.Крикалёв), и по французской программе «Арагац» вместе с Ж.-Л.Кретьеном. 20 июля 1988 года был назначен заместителем командира отряда космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС по политической части.

С 26 ноября 1988 года по 27 апреля 1989 года совершил свой второй космический полет в качестве командира корабля «Союз ТМ-7» и 4-й основной экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-4) вместе с С.К.Крикалёвым и по французской программе «Арагац» вместе с Ж.-Л.Кретьеном. Позывной - «Донбасс-1». Во время полета выполнил один выход в открытый космос. Продолжительность полета составила 151 сутки 11 часов 08 минут 24 секунды.

С 13 августа по ноябрь 1990 года проходил подготовку в качестве командира резервного экипажа 8-й основной экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-8), вместе с А.Ю.Калери. 11 января 1991 года был назначен командиром отряда космонавтов. С января по май 1991 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа по программе 9-й основной экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-9) вместе с А.Ю.Калери и по советско-английской программе Juno вместе с Тимоти Мейсом (Великобритания). Во время старта КК «Союз ТМ-12» 18 мая 1991 года был дублером командира корабля. В июне 1991 года заочно окончил (с отличием и золотой медалью) Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. Получил квалификацию офицера с высшим военным образованием, преподавателя истории.

В июне 1991 года приступил к подготовке в качестве командира основного экипажа по программе 10-й основной экспедиции на ОК «Мир» (Э0-10) вместе с А.Ю.Калери и по советско-австрийской программе Austromir вместе с Францем Фибеком (Австрия). 10 июля 1991 года в связи с принятием решения об объединении полетов по австрийской и казахской программе, бортинженера А.Ю.Калери сменил космонавт-исследователь Т.О.Аубакиров. В новом составе экипаж проходил подготовку с 17 июля по 13 сентября 1991 года.

Со 2 октября 1991 по 25 марта 1992 года совершил свой третий космический полет в качестве командира корабля «Союз ТМ-13» и ОК «Мир» по программе Austromir вместе с Францем Фибеком и Т.О.Аубакировым, и по программе 10-й основной экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-10) вместе с С.К.Крикалёвым (из экипажа ЭО-9). Позывной - «Донбасс-1». Во время полёта выполнил один выход в открытый космос. Продолжительность полёта составила 175 суток 02 часа 51 минута 44 секунды.

В 1992-1994 годах готовился в составе группы космонавтов по программе командира корабля-спасателя. Уволен в запас по возрасту приказом министра обороны РФ 20 августа 1998 года. Ушёл из отряда космонавтов в 1998 году в связи с увольнением из рядов Вооруженных сил. С 11 октября 1998 года исключен из списков в/ч 26266 приказом начальника РГНИИ ЦПК от 21 августа 1998 года. С августа 1999 года был председателем исполкома Центрального комитета Независимого профсоюза военнослужащих РФ. С 2000 года работал президентом телеканала «Муз-ТВ».

22 октября 2009 года был избран главой администрации закрытого административно-территориального образования Звёздный городок.

Награждён советскими орденами Ленина (20.12.1985), Октябрьской Революции (1989), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (9.04.1996), Дружбы народов (25.03.1992), медалями, в том числе «За заслуги в освоении космоса» (12.04.2011), а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденом «За заслуги» 3-й степени (12.04.2011, Украина).

Почётный гражданин города Горловка.