Космонавт тарелкин. Евгений Тарелкин: «У всех есть дорога к звёздам

«Может, я кого-то разочарую, но у меня не было в детстве глобальной мечты стать космонавтом. Летчиком – да, хотел стать, но, наверное, как и большинство моих ровесников. Я любил читать фантастические романы, представлял, что куда-то полетел и что-то там открыл. Но в то же время я был умным, серьезным ребенком, даже очки носил. И понимал, что у космонавтов свои дети есть, куда мне лезть.

У меня батя парашютист (отец – Игорь Тарелкин, летчик, парашютист-испытатель Герой Российской Федерации – прим.ред.), мне прыгать надо. Очки только привязать покрепче, чтобы не упали, и вперед.
О судьбе космонавта
Но когда я все-таки стал космонавтом, понял, что кривая так или иначе вела меня к космонавтике, так как сначала я учился в школе имени Гагарина, потом было обучение в военно-воздушной академии имени Юрия Алексеевича. С 1998 года служил старшим бортовым инженером-испытателем в Российском государственном научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов опять-таки имени Гагарина. Помню, иду как-то по коридору, а мне навстречу начальник центра и спрашивает, почему я рапорт не написал. Первая мысль в голове сразу – меня увольняют? А он мне – рапорт на зачисление в отряд космонавтов. Я написал, но в космос полетел только через 9, 5 лет после этого. Это говорит о том, что подготовка у космонавтов очень серьезная.
О старте космической ракеты
Одно из самых ярких впечатлений полета – старт. В это время космонавт испытывает перегрузку 4 единички на грудь и спину. Это по сути четыре твоих веса, то есть четверых таких как ты на тебя положили. Это не совсем уж очень сложно, правда, тяжело дышать. Но когда начинается вибрация – вот тут ты начинаешь испытывать кайф. Словно чьи-то нежные руки тебя берут и чуть-чуть подбрасывают вверх. Вот что я не знал заранее, что когда ракета стартует, она начинает хрустеть и трещать, это так страшно, что думаешь, вот сейчас что-то лопнет! Мы с напарником Олегом Новицким оба впервые летели и, когда ракета начала издавать такие звуки, смотрели друг на друга круглыми глазами. Отделение третей ступени – это тоже нечто! Во время подготовки нам много рассказывали об этом, на тренажерах сто раз это проходили. Но в реальности отделение третей ступни можно описать так – тебя огромной кувалдой по попе со всей силой ударяют. У нас на борту плюшевый бегемот в тельняшке был и вот, когда мы увидели, что он повис в воздухе, поняли, что, слава богу, мы в невесомости. И сразу же Земля начала поздравлять с удачным стартом.
О невесомости
Когда был в космосе, больше всего по гравитации скучал. Через неделю полета невесомость уже так надоела! Хотелось посидеть на самом простом стульчике. Вот простая ситуация, которая происходила в первое время: мы проводили ремонтные работы на станции, одну гаечку открутили, вторую, десятую, собрали их. А потом забываешься, этот пакет открываешь, а они как тараканы в разные стороны. У нас первое время такой крик стоял из ненормативной лексики, и с американской стороны, кстати, тоже. А вообще, скучать на борту не приходится. Все эти полгода мы жили в жестком графике. Каждый вечер приходила радиограмма, в которой говорилось о том, что ты будешь делать завтра. Первые полтора месяца, когда я еще не знал, что где лежит на станции, спал по два часа, так как ночью готовился к предстоящему рабочему дню. 50 процентов на борту – это ремонтные работы на станции, ведь ей уже 12 лет и что-то надо уже менять, а остальные 50 процентов – эксперименты и наблюдения.
О радиации
В невесомости я провел 143 дня и за это время я там вырос на 4,5 см. Это все от того, что там нет компрессии позвонков и ты вытягиваешься. Правда, когда возвращаешься на Землю, приходишь в свое прежнее состояние. Если говорить о радиации, то на борту ее полно. Расскажу обычный случай. Когда засыпаешь, закрываешь глаза, в темноте ты видишь вспышки. Это как раз и есть радиация. В такие моменты особенно хочется сказать спасибо магнитному полю Земли, которое нас защищает от радиации. Я, когда вернулся из полета, мне врачи сказали, что в течении двух лет детей делать мне нельзя. Но два года уже прошло, может и подумаем о третьем ребенке, но честно говоря, я здесь выступаю не за количество, а за качество. У нас две дочери и их нужно поднять, довести до высокого уровня.
О любви к Земле
Находясь в космосе, стал по-настоящему ценить нашу матушку-Землю. Я до полета совсем не был гринписовцем, но старался, конечно, лишний раз не мусорить, но именно в космосе я четко понял, что Земля – наш общий дом и вне этого дома мы не выживем. И теперь я очень серьезно отношусь к вопросам экологии. Если вижу, что-кто мусорит, плюет на улице или еще что-то плохое делает, сразу начинаю ругаться.
О космической еде
Еды в тюбиках на борту почти не осталось, только джем, горчицу и сгущенку в них доставляют. А в остальном мы там кушали все, что хотели: и картошку жареную, и грибы, и рыбу разную. Конечно, изначально вся пища в сублимированном виде находится, то есть обезвоженная, но ты этого не особо замечаешь. Добавляешь водичку и кушаешь с аппетитом. Мне больше всего из космической еды крем-суп гороховый нравился. При таком питании некоторые космонавты даже вес набирали, но я лично занимался много спортом, поэтому даже похудел. Зачем спорт на борту? В невесомости кровообращение работает по-другому - кровь почти не поступает в ноги. Идет деградация мышц. Потом на Земле очень тяжело восстанавливаться, если в космосе не тренируешься – не бегаешь на дорожке, не крутишь велосипед.
О праздниках в космосе
Мне посчастливилось в космосе отметить сразу два праздника – Новый год и день рождения. На Новый год нам транспортным кораблем отправили праздничную еду, даже черная икра была. А на день рождения умудрился сделать торт. Взял тортилью, намазал ее медом, сверху еще одну лепешку положил. На борту даже свечки нашли, правда, не 39, а всего три, но ничего. Вот так и отметили – с чаем и тортиком. Спиртное у нас исключено.
О прозвище
На станции мы не мылись как на земле. Только обтирались влажными салфетками. Тяжело вдвойне тем, у кого густая растительность на лице, как у меня. Ведь в невесомости волосы и ногти намного быстрее растут чем на Земле. Однажды я неделю не брился и не стригся, за это время так оброс, что мне даже прозвище дали - йети. Я реально был похож на снежного человека. Глянул в зеркало, а там такие заросли, только нос и уши торчали, и глаза и рот видно было как открывались.
Об адаптации после полета
После невесомости на Земле ты весь никакой. Я после того, как мы о землю ударились, должен был обесточить все и передать листочек обычный формата А4 с приемом передачи спускаемого аппарата. Так вот, когда начал листочек передавать из рук в руки, ощутил какой он невероятно тяжелый для меня. После полугода в невесомости все иначе ощущаешь дома. Через три часа после приземления в центре подготовки все хотели с нами чокнуться за удачное возвращение. И мне постоянно хотелось мою рюмку отпустить потому, что в невесомости как было - держишь кружку, потом отпустил ее, она повисла, а ты делами своими занимаешься, оборачиваешь, а кружка все еще висит. Инструменты как передавали – кидали их, а они сами медленно доплывали. А еще был забавный случай. Встретил я жену своего товарища, который раньше меня летал. Спрашиваю, как он, отошел? А она говори, что все хорошо, только муж ее чуть не зарезал. Оказывается, она попросила его передать ей нож, а он по космической привычке кинул в ее сторону нож…
Об инопланетянах
Очень хотел встретить в космосе кого-нибудь из внеземной расы, ждал, но никакие зеленые женщины ко мне не прилетали. За других сказать не могу, но замечу, что полгода в замкнутом пространстве все-таки сказываются. И если ты человек впечатлительный и слабонервный, то сам можешь придумать непонятное явление. Со мной было однажды как с героем мультфильма Крошкой Енотом. Я фотографировал землю через иллюминатор, во время этого задремал, а когда проснулся, увидел, что с обратной стороны иллюминатора на меня из темноты смотрели большие зеленые глаза. Очень страшно в тот момент стало, а потом я понял, что это мое собственное отражение. А вообще, я надеюсь, что жизнь где-то еще помимо Земли все-таки есть.»

Евгений Игоревич Тарелкин (род. 1974) - российский космонавт, член отряда космонавтов ЦПК. Бортинженер космического корабля «Союз ТМА-06М», старт которого был произведен 23 октября 2012 года.

Биография

Родился 29 декабря 1974 года в посёлке Первомайском Читинской области (ныне Забайкальского края) в семье парашютиста-испытателя, будущего Героя Российской Федерации И. Е. Тарелкина. После обучения в школе № 14 имени Ю. А. Гагарина Щёлковского района Московской области поступил в 1992 году в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков им. В. М. Комарова, которое окончил в 1996 году. Вскоре продолжил обучение в Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина (1998).

Служба в ВВС

С 1998 года служил старшим бортовым инженером-испытателем в Российском государственном научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Освоил самолёты Л-29, Л-39, Ил-76 (налёт до зачисления в отряд космонавтов 207 часов). Имеет звание инструктора парашютно-десантной подготовки (более 400 прыжков с парашютом), а также квалификацию водолаза (провёл под водой около 250 часов).

Космическая подготовка

В мае 2003 года, после прохождения медицинского обследования в Институте медико-биологических проблем, а затем рассмотрения на Межведомственной комиссии, Е. И. Тарелкин был зачислен на должность кандидата в космонавты отряда РГНИИ ЦПК.

В 2003-2005 годах проходил общекосмическую подготовку, прошёл экзамены на «отлично». 5 июня 2005 года присвоена квалификация космонавта-испытателя. В мае 2006 года откомандирован в Космический центр им. Джонсона (США) в качестве представителя РГНИИЦПК. Является командиром группы отряда космонавтов ЦПК. Имеет звание подполковника запаса (летом 2012 года уволен с военной службы).

В июне 2010 года получил назначение в основной экипаж МКС-33/34. В мае 2012 года был бортинженером дублирующего экипажа космического корабля «Союз ТМА-04М». Этот же экипаж в составе Олега Новицкого, Евгения Тарелкина и Кевина Форда в октябре 2012 года стартовал на Международную космическую станцию в качестве участников основной экспедиции МКС-33 на корабле «Союз ТМА-06М».

1 июня 2015 года приказом начальника ЦПК Евгений Тарелкин освобожден от должности космонавта-испытателя и уволен из ЦПК по собственному желанию.

Награды

  • Герой Российской Федерации и Лётчик-космонавт Российской Федерации (28 мая 2014 года) - за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции.
  • медалями Министерства обороны Российской Федерации «За воинскую доблесть» II степени, «За отличие в военной службе» II и III степеней, знаком отличия ВВС «За заслуги».

Космонавты МКС

ТАРЕЛКИН

Евгений Игоревич

бортинженер корабля «Союз ТМА-М»,

бортинженер МКС-33/34

космонавт-испытатель Роскосмоса

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ : родился 29 декабря 1974 г. в поселке Первомайский Шилкинского района Читинской области.

ОБРАЗОВАНИЕ: высшее. В 1998 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением».

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат;

жена - Тарелкина Алла Георгиевна;

дочь - Алиса 2002 года рождения;

дочь - Анна 2007 года рождения.

ОПЫТ РАБОТЫ : бортовой инженер-испытатель 3-го класса, общий налет составляет 307 часов. Инструктор парашютно-десантной подготовки. Офицер-водолаз. В отряде Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина с 2003 года.

С июня 2003 года по июнь 2005 года прошел курс общекосмической подготовки. 5 июля 2005 года решением Межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С августа 2005 года по октябрь 2010 года проходил подготовку в составе группы специализации по программе МКС.

С октября 2010 года по май 2012 года прошел подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-31/32 в качестве бортинженера МКС и бортинженера ТПК «Союз ТМА-М».

С мая 2012 года проходит подготовку в составе основного экипажа МКС-33/34 в качестве бортинженера МКС и бортинженера ТПК «Союз ТМА-М».

ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ и НАГРАДЫ:

награжден медалями Министерства обороны Российской Федерации: «За воинскую доблесть» II степени, «За отличие в военной службе» II и III степени, знаком отличия Военно-воздушных сил «За заслуги».

УВЛЕЧЕНИЯ: дайвинг (имеет квалификацию «ассистент инструктора» (PADI), кандидат в мастера спорта по парашютному спорту.

Биографии космонавтов СССР и РФ

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 115/527 ВИДЕОБИОГРАФИЯ КОСМОНАВТА
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 1
НАЛЕТ: 143 сут. 16 час. 14 мин.
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
ОБРАЗОВАНИЕ:

в 1992 году - окончил среднюю школу № 14 в г. Щелкове-3 Московской области;

в 1996 году - окончил Ейское Высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ);

в 1998 году - окончил Военно-воздушную академию им.Ю.А. Гагарина.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ:

с октября 1998 года по декабрь 1999 года - работал на должности научного сотрудника в РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина;

с декабря 1999 года по июнь 2003 года - проходил службу на должностях бортовой инженер-испытатель, старший бортовой инженер-испытатель РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина. К моменту зачисления в отряд космонавтов освоил самолеты Л-29, Л-39. Общий налет составляет 307 часов, в том числе на самолете-лаборатории Ил-76МДК.

ДАТА ПРИХОДА В ОТРЯД (№ НАБОРА, ДАТА):

1 марта 2002 года получил положительное заключение (допуск к специальным тренировкам) на заседании Главной медицинской комиссии - ГМК;

29 мая 2003 года на заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки (ОКП);

с 16 июня 2003 года по 27 июня 2005 года - проходил обучение по программе общекоcмической подготовке (ОКП), сдав госэкзамены в ЦПК с оценкой «отлично»;

5 июля 2005 года на заседании Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

КЛАССНОСТЬ:

бортовой инженер-испытатель 3-го класса, офицер-водолаз (провел под водой около 250 часов), инструктор парашютно-десантной подготовки, общий налет составлял 207 часов (57 часов на Л-29, Л-39 и 150 часов на самолете-лаборатории Ил-76). Выполнил более 800 прыжков с парашютом.

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

с августа 2009 года по март 2010 года - проходил подготовку в составе группы специализации по программе МКС;

с марта 2010 года по май 2012 года - готовился в составе дублирующего экипажа МКС-31/32 в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС;

с мая 2012 года по октябрь 2012 года - проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-33/34 в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-М» и МКС.

СОВЕРШЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ:

23 октября 2012 г. - 16 марта 2013 г. в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-06М» и МКС-33/34 вместе с Новицким О.В. и астронавтом НАСА Кевином Фордом.
Продолжительность полета: 143 сут. 16 час. 14 мин. Позывной: «Казбек».


НАГРАДЫ:

присвоено звание Героя Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 28.05.2014 № 374);

медали МО РФ: «За воинскую доблесть» II степени, «За отличие в военной службе» II и III степени;
знак отличия Военно-воздушных сил «За заслуги».

СТАТУС НА ТЕКУЩЕЕ ВРЕМЯ:

выбыл из отряда космонавтов Роскосмоса в июне 2015 года.

Биографии космонавтов СССР и РФ

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 115/527 ВИДЕОБИОГРАФИЯ КОСМОНАВТА
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 1
НАЛЕТ: 143 сут. 16 час. 14 мин.
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
ОБРАЗОВАНИЕ:

в 1992 году - окончил среднюю школу № 14 в г. Щелкове-3 Московской области;

в 1996 году - окончил Ейское Высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ);

в 1998 году - окончил Военно-воздушную академию им.Ю.А. Гагарина.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ:

с октября 1998 года по декабрь 1999 года - работал на должности научного сотрудника в РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина;

с декабря 1999 года по июнь 2003 года - проходил службу на должностях бортовой инженер-испытатель, старший бортовой инженер-испытатель РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина. К моменту зачисления в отряд космонавтов освоил самолеты Л-29, Л-39. Общий налет составляет 307 часов, в том числе на самолете-лаборатории Ил-76МДК.

ДАТА ПРИХОДА В ОТРЯД (№ НАБОРА, ДАТА):

1 марта 2002 года получил положительное заключение (допуск к специальным тренировкам) на заседании Главной медицинской комиссии - ГМК;

29 мая 2003 года на заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки (ОКП);

с 16 июня 2003 года по 27 июня 2005 года - проходил обучение по программе общекоcмической подготовке (ОКП), сдав госэкзамены в ЦПК с оценкой «отлично»;

5 июля 2005 года на заседании Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

КЛАССНОСТЬ:

бортовой инженер-испытатель 3-го класса, офицер-водолаз (провел под водой около 250 часов), инструктор парашютно-десантной подготовки, общий налет составлял 207 часов (57 часов на Л-29, Л-39 и 150 часов на самолете-лаборатории Ил-76). Выполнил более 800 прыжков с парашютом.

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

с августа 2009 года по март 2010 года - проходил подготовку в составе группы специализации по программе МКС;

с марта 2010 года по май 2012 года - готовился в составе дублирующего экипажа МКС-31/32 в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС;

с мая 2012 года по октябрь 2012 года - проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-33/34 в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-М» и МКС.

СОВЕРШЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ:

23 октября 2012 г. - 16 марта 2013 г. в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-06М» и МКС-33/34 вместе с Новицким О.В. и астронавтом НАСА Кевином Фордом.
Продолжительность полета: 143 сут. 16 час. 14 мин. Позывной: «Казбек».


НАГРАДЫ:

присвоено звание Героя Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 28.05.2014 № 374);

медали МО РФ: «За воинскую доблесть» II степени, «За отличие в военной службе» II и III степени;
знак отличия Военно-воздушных сил «За заслуги».

СТАТУС НА ТЕКУЩЕЕ ВРЕМЯ:

выбыл из отряда космонавтов Роскосмоса в июне 2015 года.