Коротко о себе. Читать онлайн «Стихотворения

Татьяничева Людмила

Биография Людмилы Татьяничевой. Библиография поэтессы

Оригинал материала находится по адресу:
unilib.chel.su:6005/el_izdan/kalendar2005/tatyinic.htm

Татьяничева Людмила Константиновна

Поэтесса
90 лет со дня рождения
1915-1980

В годы работы в отделе писем газеты "Магнитогорский рабочий"

В русской и мировой поэзии женские имена только в последнее время стали явлением более или менее привычным, хотя история русской женской поэзии насчитывает, по некоторым утверждениям, более 400 лет. ХХ век в самом своем начале дал два ярких поэтических имени, и, собственно, поэтических типа - это Марина Цветаева и Анна Ахматова. Лирика их, как пространство событий внутренних, по-разному отразила резкий социальный слом и оказала огромное влияние на женскую поэзию в целом. Еще в 1990-х гг. критика пыталась делить поэтесс на "цветаевок" и "ахматовок".
Советский период литературы сформировал еще один лирический тип, который во многом обусловлен своим временем и глубоко ясен только тогда, когда мы соотносим его с этой эпохой. Большой поэт всегда рождается в ответ на глубокую потребность своего века, и всем своим творчеством, всей своей судьбой стремится оправдать эту свою необходимость. Судьба и творчество Людмилы Татьяничевой - одно из ярких подтверждений этой мысли.
Родилась Татьяничева в декабре 1915 г. в Мордовии, в тихом городке Ардатове, что расположен на высоком берегу реки Алатырь. Отец умер, когда ей было три года, и мать, Агриппина Степановна Татьяничева, уехала с крохотной дочуркой учительствовать в далекое село Хлыстовка Чамзинского района. Низкие, крытые соломой подслеповатые избы, овраги и чахлые рощицы - таким запомнилось село будущей поэтессе. Мать была одаренной и необычайно доброй женщиной, вела дневник, писала стихи - к сожалению, они не сохранились.

В Хлыстовке Людмила жила с матерью при школе, в боковой комнате. Через тонкую перегородку девочка слышала спокойный голос матери, обучавшей малышей грамоте. По вечерам Агриппина Степановна учила взрослых в Народном доме, полутемном и холодном, Людмилу она часто брала с собой. Поэтесса вспоминает: "Острой болью врезался в память день смерти Ленина. Лютый мороз. Скорбные лица. Немая тишина... Мамины тонкие руки обвивают траурной сатиновой лентой портрет улыбающегося Ильича. В глазах у мамы - непролитые слезы...".
Два года спустя мать умерла в Казани после неудачной операции. "Мне очень хотелось запомнить ее могилку, тот бедный холмик, в изголовье которого не было ни креста, ни памятника, ни красной звезды. Я сняла со своей шеи шерстяной шарфик и обвязала им теплый ствол березки, росшей поблизости, искренне веря, что по этой примете смогу безошибочно отыскать дорогую для меня могилу...".
Девочку приютили дальние родственники Кожевниковы, жившие в Свердловске. Константин Рафаилович был преподавателем физики на рабфаке. Он брал Людмилу с собой в летние путешествия по Уралу, учил понимать природу. Мария Александровна преподавала русский язык и литературу. Она как могла заботилась о девочке, поощряла ее увлечение поэзией, но та жила своим мирком, стремилась к самостоятельности и, закончив школу, поступила учеником токаря на вагоностроительный завод. Позднее Татьяничева вспоминала: "Юность моя ничем не отличалась от юности многих моих сверстников - городских комсомольцев тридцатых годов: школа - завод - рабфак". Как поэт она родилась именно на Урале. В одном из очерков поэтесса объясняет происхождение названия "Урал" как сплав двух понятий: "Ур" и "Ал", что в переводе с тюркского означает "земля золотая".
После окончания рабфака и двух курсов Свердловского института цветных металлов в 1934 г. девятнадцатилетняя Татьяничева приехала в Магнитку, которая давно уже манила ее к себе, будоражила воображение: великая стройка, город молодых... Поэзия и романтика заставили ее уйти из института - выбор был сознательным. Людмилу приютила семья магнитогорского поэта Михаила Люгарина, в знаменитом 112-м - "писательском" - бараке. Люгарин вспоминал: "...Длинный сквозной коридор посередине, комнатушки с железными койками или топчанами и общий титан-самовар в угловой каморке. Одним лишь выделялось наше жилище: тут дольше, чем в других, не гасли огни... Люди здесь писали стихи, рассказы, очерки о том, что происходило вокруг, что творили сами". Позже Татьяничева написала:

Там чуть не каждый мой сосед
Был журналист или поэт...
В рассветный час,
В полночный час
В бараке том огонь не гас...

Горком комсомола направил девушку на работу в редакцию газеты "Магнитогорский рабочий". Была сотрудником отдела писем, затем - заведующей отделом культуры газеты.
Зимой 1934 г. в редакции газеты Людмила Константиновна познакомилась со своим будущим мужем, разделившим с ней судьбу на долгие годы. Николай Смелянский работал тогда заведующим промышленным отделом газеты и заочно учился в педагогическом институте. На то судьбоносное заседание литгруппы "Буксир", состоявшей из 24 авторов, преимущественно ударников комбината, она опоздала, но когда вышла читать стихи, ее приняли "на ура". Работала она в газете в отделе культуры и быта. Это давало ей богатый материал для стихов.
Организованная в 1930 г. литгруппа "Буксир" вырастила целую плеяду ярких писателей: А. Авдеенко, Б. Ручьева, В. Макарова, М. Люгарина, А. Ворошилова, Я. Вохменцева и др. Успех литгруппы был ярким подтверждением роста пролетарской культуры. Приказом директора комбината им выделили 20 тысяч рублей на издание журнала "За Магнитострой литературы". Создали Дом писателя, где можно было работать и учиться... Татьяничева на собраниях держалась особняком, эмоции предпочитала не высказывать, а переплавлять в стихи. Многие стихи ее магнитогорского десятилетия были репортажами со строительной площадки уникального комбината - но тогда же было и подспудное, глубокое преобразование души поэтессы. Лирический дневник ее отличался точностью деталей и интонаций, но мастерства пока не хватало - декларативность, подражательность только позднее переплавились в особую, татьяничевскую интонацию.
Вот ее воспоминания о той поре: "В молодости сил хватает на многое. Оперативная работа в редакции. Общественные поручения. Депутатские обязанности в горсовете. Воспитание сына. Все это не мешало учиться заочно в Литературном институте имени Горького, писать стихи, много читать, широко общаться с интересными людьми...".
В ее судьбе и стихах нет отражения той трагической коллизии времени, которая на долгие годы выбила из литературы ее товарищей, таких как Борис Ручьев и Михаил Люгарин. Счастливая любовь, семья, особая романтика Магнитостроя, работа в газете, где идеология была на первом месте... Обстановка в литгруппе в разгул репрессий была очень непростой - об этом рассказывает челябинский историк И. Непеин в книге "Палачи и жертвы". Примечательно, что сама Татьяничева не оставила воспоминаний о тех годах - только собиралась... Судьба была благосклонна к ней: во время отдыха в Крыму она познакомилась с Мариэттой Шагинян, которая приняла участие в судьбе поэтессы. Ее литературное наставничество значительно повлияло на Татьяничеву. Последние государственные экзамены в Литинституте она сдавала уже во время войны, а в июле 1941 г. стала членом КПСС. По ее словам, получая партбилет, она "чувствовала себя воином, принимающим присягу...".
Все тяжелые военные годы редакция и типография газеты "Магнитогорский рабочий" помещались в жилом доме на улице Пионерской. Все работали, не считаясь со временем. Татьяничева устраивала редакционные "среды", на которые приглашала рабочих, строителей, учителей, врачей эвакогоспиталя, местных поэтов и эвакуированных артистов. Счастливая жена и мать, молодая поэтесса именно в годы тяжелого испытания своего народа осознала могучую силу слова, почувствовала свою необходимость, востребованность. Этот период выковал особую - татьяничевскую - интонацию, которая отличает ее от двух названных выше поэтесс - Цветаевой и Ахматовой.
В чем особенности поэзии Л. К. Татьяничевой? Лирические события ее стихов глубоки ровно настолько, чтобы быть понятыми и востребованными широким читателем. Образный строй достаточно прост и прозрачен, намеренно почти лишен глубоких индивидуальных акцентов. Именно это было подспудным требованием времени к поэзии женской: терпеливая, стойкая, бережная (материнская!) музыкальная интонация, образный строй практически без подтекста, без стилевых и мелодических изысков. Важным был контекст времени, состояние сопереживания общенародной беде. Впрочем, таково было и идеологическое требование к советской поэзии: никаких подтекстов, никакой глубокой рефлексии. В совпадении запроса времени и таланта поэтессы сыграли большую роль и ее романтичность, цельность, жизнестойкость и трудолюбие. Поэтические циклы "Ярославна", "Тебе, товарищ!" широко публиковались в газетах и журналах, вырезки со стихами Татьяничевой бойцы хранили в нагрудных карманах гимнастерок рядом с письмами родных.
В Свердловск эвакуировались из Ленинграда и Москвы многие писатели, в том числе и М. Шагинян. Она поддержала молодую поэтессу, рекомендовала ее стихи в московские издания. В 1944 г. в Челябинске вышел первый поэтический сборник "Верность". А спустя несколько месяцев в том же году Татьяничева переезжает в Челябинск, получив назначение на должность директора областного книжного издательства. Следующий сборник с безыскусным названием "Стихи" вышел в 1945 г., в том же году она стала членом Союза писателей России. Время было тревожное: сначала в Челябинске, а потом и в Москве в адрес Татьяничевой прозвучали обвинения в "безыдейности и аполитичности". Готовилась новая волна политических репрессий. Однако поэт А. Яшин отметил, что "вторая книжка разительно отличается от первой", а в 1946 г. в журнале "Октябрь" вышла большая обзорная статья, где о творчестве Татьяничевой говорилось как о "воспевании конкретного трудового процесса", и стихи сопоставлялись с произведениями Г. Николаевой, М. Алигер,
О. Берггольц.
В том же 1946 г. в областном государственном издательстве (ОГИЗ) вышла книга стихов с названием "Лирика". Из пятитысячного тиража уцелело всего несколько экземпляров - остальные поэтесса собственноручно уничтожила. Это было время знаменитого постановления ЦК КПСС "О журналах "Звезда" и "Ленинград", начало новой волны репрессий против писателей, и за искренние, глубоко лирические стихи можно было поплатиться жизнью.
Впрочем, Татьяничеву все равно обвинили в "ахматовщине", в том, что она слишком много внимания уделяет личным чувствам, пусть даже материнским, и в ее стихах мало "главного чувства советского человека" - любви к Родине. Татьяничева не стала рисковать своей семьей, мужем и двумя сыновьями - она поступила истинно по-женски, но глубоко лирические интонации в ее творчестве закрылись навсегда.
Рабочая тема, тема родной земли, материнства приобретали в ее творчестве мощное гражданское звучание. Тот самый настрой на общенародное мировосприятие, на общие ценности, который дал мощный стимул ее военным стихам, получил дальнейшее развитие в послевоенном творчестве. Цельность поэтической натуры сказалась еще и в том, что Татьяничева становится общественным деятелем. Более 10 лет, до 1965 г. она руководила Челябинским отделением Союза писателей СССР, дала путевку в литературу многим челябинским поэтам. О ней тепло вспоминают Константин Скворцов, Борис Маршалов, Валентин Сорокин, Вячеслав Богданов, Анатолий Белозерцев, Атилла Садыков и многие другие челябинские и московские поэты.
В 1965 г. ее пригласили работать в Москву, избрали секретарем Союза писателей РСФСР. Штатная работа в аппарате СП требовала огромного напряжения: вопросы национальных литератур, работа с молодыми авторами, организационная текучка… Однако это была и пора творческого расцвета: за 15 лет поэтесса выпустила 25 сборников стихов и прозы. В 1971 г. за книгу стихотворений "Зорянка" она удостоена Государственной премии РСФСР имени М. Горького. Двенадцать книг написано Татьяничевой для детей.
Лирическая глубина стихов так и оставалась призакрытой, стихи о любви - камертон истинной поэзии - были словно бы отстраненными, вплоть до творческого перелома, до книги "Калитка в лес осенний" (1979). В период работы над этим сборником поэтесса была уже тяжело больна. Но именно тогда она вернулась к теме любви как самой верной, постоянной созидательной силе, основе жизни. Уже в больнице была подписана к печати книга стихов "Десять ступеней", надписаны друзьям вышедшие в конце января 1980 г. "Магнитогорские пальмы"…
Кто знает, какой гранью мог сверкнуть этот мощный, созвучный своему народу во всех его испытаниях, радостях и бедах талант, если бы не жесткий диктат времени, страх за близких людей…
Л. К. Татьяничева награждена орденом Октябрьской революции (1975), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1965, 1971), двумя орденами "Знак Почета" (1952, 1960).
В Челябинске есть улица им. Л. К. Татьяничевой, мемориальная доска на доме по улице Сони Кривой, где она жила, есть библиотека, которая носит ее имя. А где-то в космосе летит по своей вечной орбите малая планета 3512, названная именем уральской поэтессы.

Н. А. Ягодинцева

ТАТЬЯНИЧЕВА, Л. К. Собрание сочинений. В 3 т. / Л. К. Татьяничева. - М., 1985 - 1986.

ТАТЬЯНИЧЕВА, Л. К. Избранные произведения. В 2 т. / Л. К. Татьяничева - М.: Худож. лит., 1976.

ТАТЬЯНИЧЕВА, Л. К. Верность: стихи / Л. К. Татьяничева. - Челябинск: Челябгиз,
1944. - 44 с.: ил.

ТАТЬЯНИЧЕВА, Л. К. Родной Урал: стихи / Л. К. Татьяничева. - Свердловск: Свердлгиз, 1950. - 114 с.

ТАТЬЯНИЧЕВА, Л. К. Малахит: избр. стихи / Л. К. Татьяничева. - М.: Совет. писатель, 1960. - 167 с.

ТАТЬЯНИЧЕВА, Л. К. Избранная лирика, 1940 - 1965 / Л. К. Татьяничева. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1965. - 339 с.

ТАТЬЯНИЧЕВА, Л. К. Высокий мой берег: стихи / Л. К. Татьяничева. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 175 с.: ил.

ТАТЬЯНИЧЕВА, Л. К. Снегопад: стихи / Л. К. Татьяничева. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1972. - 139 с.: ил.

ТАТЬЯНИЧЕВА, Л. К. Магнитогорские пальмы: стихи / Л. К. Татьяничева. - М.: Совет. Россия, 1979. - 127 с.: ил.

ТАТЬЯНИЧЕВА, Л. К. Область Личного Счастья: стихи / Л. К. Татьяничева. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1989. - 302 с.

ТАТЬЯНИЧЕВА, Л. К. Мне бы только успеть..: письма, дневники / Л. К. Татьяничева. - М.: Рус. книга, 2002. - 460 с.

СМЕЛЯНСКИЙ, Ю. Н. Татьяничева Людмила Константиновна / Ю. Н. Смелянский
// Челябинск: энциклопедия. - Изд. испр. и доп. - Челябинск, 2001. - С. 844.

ХАНБЕКОВ, Л. В. Судьба - это мы: очерк творчества поэтессы Л. К. Татьяничевой
/ Л. Ханбеков. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984. - 144 с.: ил.

БОГДАНОВ, В. По ступеням времени: К 60-летию Л. К. Татьяничевой / В. Богданов
// Каменный пояс: лит.-худож. и обществ.-полит. сб. - Челябинск, 1975. - С. 341 - 346.

ГАЛЬЦЕВА, Л. "Свой край полюбив навсегда" / Л. Гальцева // Каменный пояс: лит.-худож. и обществ.-полит. сб. - Челябинск, 1987. - С. 226 - 233.
О жизни и творчестве Л. К. Татьяничевой.

ФЕДОРОВ, В. Дочь Урала: Судьба и творчество Людмилы Татьяничевой / В. Федоров
// Наш современник. - 1982. - N 10. - С. 164 - 172.

СУДЬЯ, С. Судьбой с Уралом связана / С. Судья // Город. дилижанс (Челябинск). -
1999. - 12 - 18 апр.

ИВАЩЕНКО, Ю. Цветы сквозь камень: о стихах Л. Татьяничевой / Ю. Иващенко // Лит. газ. - 1970. - 4 марта.

ВАСИЛЬЕВА, Л. Утверждение добра: заметки о поэзии Людмилы Татьяничевой
/ Л. Васильева // Правда. - 1979. - 29 окт.

ФОНОТОВ, М. Людмила Татьяничева / М. Фонотов // Челяб. рабочий. - 1996. - 20 марта.
О творчестве поэтессы.

ИНБЕР, В. О Людмиле Татьяничевой / В. Инбер // Лит. газ. - 1969. - 8 окт.
Воспоминания русской поэтессы.

СМЕЛЯНСКИЙ, В. Ю. Архив любви / В. Ю. Смелянский // Челябинск. - 1999. - N 2. - С. 40.
Воспоминания внука Л. Татьяничевой.

СКВОРЦОВ, К. Была когда-то тайна… / К. Скворцов // Деловой Урал (Челябинск). - 2000. - 28 дек.
Воспоминания уральского поэта о Л. Татьяничевой.

ХОВИВ, Е. Она не была человеком трибуны: Вспоминая Л. Татьяничеву / Е. Ховив
// Челяб. рабочий. - 2000. - 19 дек.
Автор - челябинский писатель.

ПИСАТЕЛИ Челябинской области: биобиблиогр. справ. / сост. В. В. Ильина. - Челябинск, 1992. - 255 с.
С. 196 - 202: Татьяничева Людмила Константиновна.

Людмила Татьяничева
Имя при рождении:

Людмила Константиновна Татьяничева

Псевдонимы:

Л. Фиолетова

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:
Направление:
Жанр:
Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

сборник стихов «Верность»

Премии:

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Награды:
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Людми́ла Константи́новна Татья́ничева ( - ) - русская советская поэтесса, прозаик, общественный деятель.

Биография

Сотрудничала с композитором Михаилом Чистовым , который написал несколько песен на её стихи: «Ей приснилось, что она Россия» или «Баллада о матери» (исполняла Людмила Зыкина), «Ромашки для влюблённых» (исполняла Валентина Толкунова), «Мне бы только суметь», «Дежурная сестра», «Молчание», «Гудки» (исполнял Александр Розум).

Творчество Татьяничевой, с его патриотическими мотивами, воспеванием рабочего класса и строительства социализма, полностью поставлено на службу социалистическому реализму.

Литературная деятельность

Книги

  1. - Верность (стихи). - Челябинск , Челябгиз. - 10 000 экз.
  2. - Стихи. - Челябинск , Челябгиз., 46 с., 5 000 экз.
  3. 1946 - Лирика. - Свердловск.
  4. - Отчий дом (стихи). - Челябинск , Челябгиз, 80 с., 5 000 экз.
  5. 1949 - День рождения.- Свердловск, 72 с., 3 000 экз.
  6. - Родной Урал. - Москва , «Советский писатель», 114 с., 10 000 экз.
  7. 1952 - Утро в новом городе. - Челябинск, 84 с., 3 000 экз.
  8. 1954 - Вишневый сад. - Свердловск, 64 с., 2 000 экз.
  9. 1955 - Лирика. - Челябинск, 60 с., 2 000 экз.
  10. 1956 - На лугу. - Челябинск
  11. - Синегорье. - Свердловск ., 144 с., 5 000 экз.
  12. 1958 - Стихи. - Челябинск, 128 с., 4 000 экз.
  13. 1959 - Дело мастера боится. - Челябинск
  14. - Малахит. - Москва ., Советский писатель, 168 с., 3 000 экз.
  15. 1960 - Лирические строки.- Челябинск, 120 с., 3 000 экз.
  16. 1960 - Звезда советская. - М., Детгиз
  17. 1960 - Пять веселых молотков. - Свердловск
  18. - Бор звенит (стихи). - Москва , «Правда», 32 c. - 150 000 экз.
  19. - Самое заветное. - Челябинск, 280 с., 10 000 экз.
  20. - Время тёплых дождей. - М., Советский писатель, 108 с., 20 000 экз.
  21. - День погожий. - Челябинск, 112 с., 10 000 экз.
  22. 1963 - Хрустальная горка. - Свердловск
  23. 1963 - Яблоки для всех. - Челябинск
  24. - Лирические стихи. - Москва , «Художественная литература», 215 с., 25 000 экз.
  25. 1964 - Под доброй звездой.
  26. 1964 - Свет человеческой души.
  27. - Избранная лирика. 1940-1965. - Челябинск , Южно-Уральское книжное издательство, 339 с. - 20 000 экз.
  28. 1965 - Веселый улей. - Челябинск
  29. 1966 - Расцвела черемуха.- Челябинск, 110 с., 65 000 экз.
  30. 1966 - Избранная лирика
  31. 1966 - Область личного счастья.
  32. - Когда говорят о России… (Избранное). - Свердловск , Средне-Уральское книжное издательство, 144 с. - 50 000 экз.
  33. 1967 - Что ты умеешь? - М., Малыш
  34. - Царевны (избранная лирика). - Москва , Воениздат, 141 с., 50 000 экз.
  35. - Мой оленёнок (стихи). - Москва , «Советская Россия», 142 с., 50 000 экз.
  36. - Стихотворения. - Москва , «Художественная литература», 256 с., 25 000 экз.
  37. 1969 - Живая мозаика. - М., Советская Россия, 128 с., 50 000 экз.
  38. - Зорянка. - Москва , «Советский писатель», 143 с. - 50 000 экз.
  39. - Высокий мой берег. - М., Молодая гвардия, 176 с., 50 000 экз.
  40. - Моя любовь, моя забота. - Москва , Профиздат, 127 с., 25 000 экз.
  41. 1972 - Двойная радуга. - М., Детская литература
  42. 1972 - Снегопад - Челябинск, 140 с., 10 000 экз.
  43. 1973 - Звонкое дерево
  44. - Зорянка. - Москва , «Советская Россия», 142 с. - 25 000 экз.
  45. - Корабельный бор. - Москва , «Советская Россия», 400 с., 50 000 экз. (Поэтическая Россия).
  46. - Пора медосбора. - Москва , «Современник», 143 с. , 25 000 экз. О книге: Крамова Виктория . О России моей: Новинки «Современника» // Огонёк. - 1974. - № 34(2459). - 17 августа. - С. 16.
  47. - Междузорье (стихи). - Москва , «Советский писатель», 142 с., 100 000 экз.
  48. - Лирика. Иллюстрации А. Р. Туманова. - Челябинск , Южно-Уральское книжное издательство, 95 с., 3 000 экз.
  49. - Избранные произведения (в 2 томах). - Москва , «Художественная литература», 327 и 350 с.- 75 000 экз.
  50. 1976 - Следы костров. - М., Правда
  51. - У рассвета сосны розовы (стихи). - Москва , «Молодая гвардия», 160 с., 75 000 экз.
  52. - Улица сталевара Грязнова (Магнитогорские встречи). - Москва , «Советская Россия», 96 с.
  53. - Хвойный мёд (книга избранной лирики). - Москва , «Современник», 366 с., 25 000 экз.
  54. - Магнитогорские пальмы (стихи). - Москва , «Советская Россия», 127 с., 25 000 экз.
  55. 1979 - Калитка в лес осенний. - М., Советский писатель
  56. - Десять ступеней (стихи 1970-1979). - Челябинск , Южно-Уральское книжное издательство, 190 с. - 20 000 экз.
  57. - Ветвь молнии (стихи). - Баку , «Гянджлик», 26 с.
  58. - Корабельный бор (стихи, пер. с рус.). - Киев , «Радянський письменник», 135 с. Перевод на украинский язык .
  59. - Стихи о любви. - Свердловск , Средне-Уральское книжное издательство, 156 с., 25 000 экз.
  60. - Материнская гордость. - Москва , «Правда», 32 с., 100 000 экз.
  61. - Мне бы только успеть. - Москва , Воениздат, 239 с., 50 000 экз.
  62. - Про Олю (стихи, для дошкольного возраста). - Москва , «Малыш», 18 с., 200 000 экз.
  63. - Зелёное лукошко (стихи, для младшего школьного возраста). - Москва, «Детская литература», 47 с., 100 000 экз
  64. - - Собрание сочинений (в 3 томах). - Москва , «Художественная литература». Составление и подготовка текста Н. Смелянского. 50 000 экз.
  65. - Область личного счастья. - Свердловск , Средне-Уральское книжное издательство, 295 с., 25 000 экз.
  66. - Я другой не искала судьбы (избранные стихи). - Оренбург , Печатный дом «Димур», 267 c., 2 000 экз. Составители: Э. Смелянская, Ю. Смелянский.
  67. - Мне бы только успеть (письма и дневники). - Москва , «Русская книга».

Публикации

  1. Стихи. - Поэты литбригады. - Челябинск , Южно-Уральское книжное издательство, , с. 86-93.
  2. Стихи. - VI Ручьёвские чтения (сборник материалов межвузовской научной конференции). - Магнитогорск , , т. I, с. 19, 23, 26, 28-29, 32-33.

Награды и звания

Мемориал

Именем Татьяничевой названы улицы в Челябинске и в Магнитогорске (посёлок Западный), а также челябинская библиотека № 26. На домах в Магнитогорске , Челябинске и Екатеринбурге , где жила поэтесса, установлены мемориальные таблички в её честь. Учреждена литературная премия имени Л. К. Татьяничевой. В именем поэтессы названа малая планета № 3517.

Напишите отзыв о статье "Татьяничева, Людмила Константиновна"

Примечания

Литература

  1. Жислина С . Поэзия высокого накала. - Челябинск , .
  2. Кондратковская Н. Поэзия верности (к 50-летию Л. Татьяничевой). - «Магнитогорский рабочий », 19 декабря .
  3. Магнитогорск (краткая энциклопедия). - Магнитогорск , Магнитогорский дом печати, , с. 501-502.
  4. Она не была человеком трибуны (вспоминая Людмилу Татьяничеву). - «Челябинский рабочий», 19 декабря . -
  5. Писатели Южного Урала. - Челябинск , .
  6. Поэты Урала. - Свердловск , .
  7. Русская советская поэзия Урала. - Свердловск , .
  8. Струков И. «О счастье я не знала ничего». - «Челябинский рабочий», 20 декабря . -
  9. Урал литературный (краткий биобиблиографический словарь). - Челябинск , Южно-Уральское книжное издательство, , с. 265.
  10. Фёдоров В. Дочь Урала. - «Наш современник» (Москва), , № 10.
  11. Ханбеков Л. Судьба - это мы (очерк творчества поэтессы Л. Татьяничевой). - Челябинск , .
  12. Шмакова Т. Новая книга поэта. - «Уральская новь» (Челябинск), май .
  13. Ягодинцева Н. Третий путь (судьба и творчество Людмилы Татьяничевой). - «Урал» (Екатеринбург), , № 12. -
  14. Сорокин Валентин . В кн. : Портреты писателей, очерки, литературная критика. / Вст. ст. Е. Осетрова. М., 1986.

Ссылки

  • http://unilib.chel.su:81/el_izdan/kalendar2005/tatyinic.htm

Отрывок, характеризующий Татьяничева, Людмила Константиновна

Я резко обернулась... и опять столкнулась с прекрасными фиолетовыми глазами – позади меня стояла Вэя...
– Ой, неужели это ты?!!.. – от неожиданного счастья, чуть ли не завизжала я.
– Я видела, что ты развернула кристалл, я пришла помочь, – совершенно спокойно ответила девочка.
Только её большие глаза опять очень внимательно всматривались в моё перепуганное лицо, и в них теплилось глубокое, «взрослое» понимание.
– Ты должна верить мне, – тихо прошептала «звёздная» девочка.
И мне очень захотелось ей сказать, что, конечно же – я верю!.. И что это просто мой дурной характер, который всю жизнь заставляет меня «биться головой об стенку», и этими же, собственноручно набитыми шишками, постигать окружающий мир... Но Вэя видимо всё прекрасно поняла, и, улыбнувшись своей удивительной улыбкой, приветливо сказала:
– Хочешь, покажу тебе свой мир, раз ты уже здесь?..
Я только радостно закивала головой, уже снова полностью воспрянув духом и готовая на любые «подвиги», только лишь потому, что я уже была не одна, и этого было достаточно, чтобы всё плохое мгновенно забылось и мир опять казался увлекательным и прекрасным.
– Но ты ведь говорила, что никогда здесь не была? – расхрабрившись, спросила я.
– А я и сейчас не здесь, – спокойно ответила девочка. – С тобой моя сущность, но моё тело никогда не жило там. Я никогда не знала свой настоящий дом... – её огромные глаза наполнились глубокой, совсем не детской печалью.
– А можно тебя спросить – сколько тебе лет?.. Конечно, если не хочешь – не отвечай, – чуть смутившись, спросила я.
– По земному исчислению, наверное это будет около двух миллионов лет, – задумчиво ответила «малышка».
У меня от этого ответа ноги почему-то вдруг стали абсолютно ватными... Этого просто не могло быть!.. Никакое существо не в состоянии жить так долго! Или, смотря какое существо?..
– А почему же тогда ты выглядишь такой маленькой?! У нас такими бывают только дети... Но ты это знаешь, конечно же.
– Такой я себя помню. И чувствую – это правильно. Значит так и должно быть. У нас живут очень долго. Я, наверное, и есть маленькая...
У меня от всех этих новостей закружилась голова... Но Вея, как обычно, была удивительно спокойна, и это придало мне сил спрашивать дальше.
– А кто же у вас зовётся взрослым?.. Если такие есть, конечно же.
– Ну, разумеется! – искренне рассмеялась девочка. – Хочешь увидеть?
Я только кивнула, так как у меня вдруг с перепугу полностью перехватило горло, и куда-то потерялся мои «трепыхавшийся» разговорный дар... Я прекрасно понимала, что вот прямо сейчас увижу настоящее «звёздное» существо!.. И, несмотря на то, что, сколько я себя помнила, я всю свою сознательную жизнь этого ждала, теперь вдруг вся моя храбрость почему-то быстренько «ушла в пятки»...
Вея махнула ладошкой – местность изменилась. Вместо золотых гор и ручья, мы оказались в дивном, движущемся, прозрачном «городе» (во всяком случае, это было похоже на город). А прямо к нам, по широкой, мокро-блестящей серебром «дороге», медленно шёл потрясающий человек... Это был высокий гордый старец, которого нельзя было по-другому назвать, кроме как – величественный!.. Всё в нём было каким-то очень правильным и мудрым – и чистые, как хрусталь, мысли (которые я почему-то очень чётко слышала); и длинные, покрывающие его мерцающим плащом, серебристые волосы; и те же, удивительно добрые, огромные фиолетовые «Вэины» глаза... И на его высоком лбу сиявшая, дивно сверкающая золотом, бриллиантовая «звезда».
– Покоя тебе, Отец, – коснувшись пальчиками своего лба, тихо произнесла Вея.
– И тебе, ушедшая, – печально ответил старец.
От него веяло бесконечным добром и лаской. И мне вдруг очень захотелось, как маленькому ребёнку, уткнуться ему в колени и, спрятаться от всего хотя бы на несколько секунд, вдыхая исходящий от него глубокий покой, и не думать о том, что мне страшно... что я не знаю, где мой дом... и, что я вообще не знаю – где я, и что со мной в данный момент по-настоящему происходит...
– Кто ты, создание?.. – мысленно услышала я его ласковый голос.
– Я человек, – ответила я. – Простите, что потревожила ваш покой. Меня зовут Светлана.
Старец тепло и внимательно смотрел на меня своими мудрыми глазами, и в них почему-то светилось одобрение.
– Ты хотела увидеть Мудрого – ты его видишь, – тихо произнесла Вея. – Ты хочешь что-то спросить?
– Скажите пожалуйста, в вашем чудесном мире существует зло? – хотя и стыдясь своего вопроса, всё же решилась спросить я.
– Что ты называешь «злом», Человек-Светлана? – спросил мудрец.
– Ложь, убийство, предательство... Разве нет у вас таких слов?..
– Это было давно... уже никто не помнит. Только я. Но мы знаем, что это было. Это заложено в нашу «древнюю память», чтобы никогда не забыть. Ты пришла оттуда, где живёт зло?
Я грустно кивнула. Мне было очень обидно за свою родную Землю, и за то, что жизнь на ней была так дико несовершенна, что заставляла спрашивать подобные вопросы... Но, в то же время, мне очень хотелось, чтобы Зло ушло из нашего Дома навсегда, потому что я этот дом всем своим сердцем любила, и очень часто мечтала о том, что когда-нибудь всё-таки придёт такой чудесный день, когда:
человек будет с радостью улыбаться, зная, что люди могут принести ему только добро...
когда одинокой девушке не страшно будет вечером проходить самую тёмную улицу, не боясь, что кто-то её обидит...
когда можно будет с радостью открыть своё сердце, не боясь, что предаст самый лучший друг...
когда можно будет оставить что-то очень дорогое прямо на улице, не боясь, что стоит тебе отвернуться – и это сразу же украдут...
И я искренне, всем сердцем верила, что где-то и вправду существует такой чудесный мир, где нет зла и страха, а есть простая радость жизни и красоты... Именно поэтому, следуя своей наивной мечте, я и пользовалась малейшей возможностью, чтобы хоть что-то узнать о том, как же возможно уничтожить это же самое, такое живучее и такое неистребимое, наше земное Зло... И ещё – чтобы уже никогда не было стыдно кому-то где-то сказать, что я – Человек...
Конечно же, это были наивные детские мечты... Но ведь и я тогда была ещё всего лишь ребёнком.
– Меня зовут Атис, Человек-Светлана. Я живу здесь с самого начала, я видел Зло... Много зла...
– А как же вы от него избавились, мудрый Атис?! Вам кто-то помог?.. – с надеждой спросила я. – Можете ли вы помочь нам?.. Дать хотя бы совет?
– Мы нашли причину... И убили её. Но ваше зло неподвластно нам. Оно другое... Так же, как другие и вы. И не всегда чужое добро может оказаться добром для вас. Вы должны найти сами свою причину. И уничтожить её, – он мягко положил руку мне на голову и в меня заструился чудесный покой... – Прощай, Человек-Светлана... Ты найдёшь ответ на свой вопрос. Покоя тебе...
Я стояла глубоко задумавшись, и не обратила внимания, что реальность меня окружавшая, уже давно изменилась, и вместо странного, прозрачного города, мы теперь «плыли» по плотной фиолетовой «воде» на каком-то необычном, плоском и прозрачном приспособлении, у которого не было ни ручек, ни вёсел – вообще ничего, как если бы мы стояли на большом, тонком, движущемся прозрачном стекле. Хотя никакого движения или качки совершенно не чувствовалось. Оно скользило по поверхности на удивление плавно и спокойно, заставляя забыть, что двигалось вообще...
– Что это?.. Куда мы плывём? – удивлённо спросила я.
– Забрать твою маленькую подружку, – спокойно ответила Вэя.
– Но – как?!. Она ведь не сможет?..
– Сможет. У неё такой же кристалл, как у тебя, – был ответ. – Мы её встретим у «моста», – и ничего более не объяснив, она вскоре остановила нашу странную «лодку».
Теперь мы уже находились у подножья какой-то блестящей «отполированной» чёрной, как ночь, стены, которая резко отличалась от всего светлого и сверкающего вокруг, и казалась искусственно созданной и чужеродной. Неожиданно стена «расступилась», как будто в том месте состояла из плотного тумана, и в золотистом «коконе» появилась... Стелла. Свеженькая и здоровенькая, будто только что вышла на приятную прогулку... И, конечно же – дико довольная происходящим... Увидев меня, её милая мордашка счастливо засияла и по-привычке она сразу же затараторила:
– А ты тоже здесь?!... Ой, как хорошо!!! А я так волновалась!.. Так волновалась!.. Я думала, с тобой обязательно что-то случилось. А как же ты сюда попала?.. – ошарашено уставилась на меня малышка.
– Думаю так же, как и ты, – улыбнулась я.
– А я, как увидела, что тебя унесло, сразу попробовала тебя догнать! Но я пробовала, пробовала и ничего не получалось... пока вот не пришла она. – Стелла показала ручкой на Вэю. – Я тебе очень за это благодарна, девочка Вэя! – по своей забавной привычке обращаться сразу к двоим, мило поблагодарила она.
– Этой «девочке» два миллиона лет... – прошептала своей подружке на ушко я.
Стеллины глаза округлились от неожиданности, а сама она так и осталась стоять в тихом столбняке, медленно переваривая ошеломляющую новость...
– Ка-а-ак – два миллиона?.. А что же она такая маленькая?.. – выдохнула обалдевшая Стелла.
– Да вот она говорит, что у них долго живут... Может и твоя сущность оттуда же? – пошутила я. Но Стелле моя шутка, видимо, совсем не понравилась, потому, что она тут же возмутилась:
– Как же ты можешь?!.. Я ведь такая же, как ты! Я же совсем не «фиолетовая»!..
Мне стало смешно, и чуточку совестно – малышка была настоящим патриотом...
Как только Стелла здесь появилась, я сразу же почувствовала себя счастливой и сильной. Видимо наши общие, иногда опасные, «этажные прогулки» положительно сказывались на моём настроении, и это сразу же ставило всё на свои места.
Стелла в восторге озиралась по сторонам, и было видно, что ей не терпится завалить нашего «гида» тысячей вопросов. Но малышка геройски сдерживалась, стараясь казаться более серьёзной и взрослой, чем она на самом деле была...
– Скажи пожалуйста, девочка Вэя, а куда нам можно пойти? – очень вежливо спросила Стелла. По всей видимости, она так и не смогла «уложить» в своей головке мысль о том, что Вэя может быть такой «старой»...
– Куда желаете, раз уж вы здесь, – спокойно ответила «звёздная» девочка.
Мы огляделись вокруг – нас тянуло во все стороны сразу!.. Было невероятно интересно и хотелось посмотреть всё, но мы прекрасно понимали, что не можем находиться здесь вечно. Поэтому, видя, как Стелла ёрзает на месте от нетерпения, я предложила ей выбирать, куда бы нам пойти.
– Ой, пожалуйста, а можно нам посмотреть, какая у вас здесь «живность»? – неожиданно для меня, спросила Стелла.
Конечно же, я бы хотела посмотреть что-то другое, но деваться было некуда – сама предложила ей выбирать...
Мы очутились в подобии очень яркого, бушующего красками леса. Это было совершенно потрясающе!.. Но я вдруг почему-то подумала, что долго я в таком лесу оставаться не пожелала бы... Он был, опять же, слишком красивым и ярким, немного давящим, совсем не таким, как наш успокаивающий и свежий, зелёный и светлый земной лес.
Наверное, это правда, что каждый должен находиться там, чему он по-настоящему принадлежит. И я тут же подумала о нашей милой «звёздной» малышке... Как же ей должно было не хватать своего дома и своей родной и знакомой среды!.. Только теперь я смогла хотя бы чуточку понять, как одиноко ей должно было быть на нашей несовершенной и временами опасной Земле...

Родилась 6 (19) декабря 1915 года в Ардатове (ныне Мордовия) в семье сельской учительницы, Агриппины Степановны Татьяничевой и студента-медика. Мать была литературно одарённой женщиной: вела дневник, писала стихи.

В 1919 году умирает отец. Мать с дочерью уехала учительствовать в село Хлыстовка Чамзинского района. В 1926 году осталась сиротой; жила на Урале у родственников отца.

В 1933 году окончила школу-семилетку, пошла работать токарем на вагоностроительный завод. В 1932 году поступила на заочное отделение в Уральский институт цветных металлов и золота.

В 1934 году, прервав учёбу, приехала на строительство Магнитогорска, где её в 112-м «писательском» бараке приютила семья поэта М. М. Люгарина. Впоследствии об этом периоде своей жизни поэтесса напишет:

Работала в газетах «На рельсах гиганта», «Магнитогорский рабочий» и была участницей литературного объединения «Буксир». В том же году в журнале «Штурм» появились первые стихи Татьяничевой. Познакомилась со своим будущим мужем - тогдашним заведующим промышленным отделом газеты «Магнитогорский рабочий» Николаем Смелянским

В 1934-1944 годах работала сотрудником редакции газеты «Магнитогорский рабочий»

В 1941 году заочно окончила Литературный институт имени А. М. Горького, вступила в ВКП(б).

Директор Челябинского областного издательства (1944-1946).

В 1943-1953 годах работала ответственным секретарём Челябинской писательской организации.

В 1944 года в Челябинском книжном издательстве вышла первая книга стихов, «Верность». В 1945 году в том же издательстве вышла вторая книга, «Стихи». Вступила в СП СССР.

В 1956-1958 годах работала собкором «Литературной газеты» по Уралу.

В 1965 году переехала в Москву.

В 1965-1975 годах работала секретарём правления СП РСФСР. Член правления СП СССР с 1967 года.

Литературная деятельность

Книги

  1. 1944 - Верность (стихи). - Челябинск, Челябгиз.
  2. 1945 - Стихи. - Челябинск, Челябгиз.
  3. 1946 - Лирика. - ОГИЗ Москва.
  4. 1948 - Отчий дом (стихи). - Челябинск, Челябгиз, 79 с.
  5. 1950 - Родной Урал. - Москва, «Советский писатель», 114 с.
  6. 1958 - Синегорье. - Свердловск.
  7. 1960 - Малахит. - Москва.
  8. 1961 - Бор звенит (стихи). - Москва, «Правда», 29 c.
  9. 1961 - Самое заветное.
  10. 1963 - Время тёплых дождей.
  11. 1963 - День погожий.
  12. 1964 - Лирические стихи. - Москва, «Художественная литература», 215 с.
  13. 1965 - Избранная лирика. 1940-1965. - Челябинск, Южно-Уральское книжное издвтельство, 339 с.
  14. 1968 - Царевны (избранная лирика). - Москва, Воениздат, 141 с.
  15. 1969 - Мой оленёнок (стихи). - Москва, «Советская Россия», 142 с.
  16. 1969 - Стихотворения. - Москва, «Художественная литература», 253 с.
  17. 1970 - Зорянка. - Москва, «Советский писатель», 143 с.
  18. 1971 - Высокий мой берег.
  19. 1971 - Моя любовь, моя забота. - Москва, Профиздат, 127 с.
  20. 1973 - Зорянка. - Москва, «Советская Россия», 142 с.
  21. 1974 - Корабельный бор. - Москва, «Советская Россия», 400 с.
  22. 1974 - Пора медосбора. - Москва, «Современник», 143 с.
  23. 1975 - Междузорье (стихи). - Москва, «Советский писатель», 142 с.
  24. 1975 - Лирика/илл.А.Р. Туманов. - Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 95 с.
  25. 1976 - Избранные произведения (в 2 томах). - Москва, «Художественная литература», 327 и 350 с.
  26. 1977 - У рассвета сосны розовы (стихи). - Москва, «Молодая гвардия», 160 с.
  27. 1978 - Улица сталевара Грязнова (Магнитогорские встречи). - Москва, «Советская Россия», 96 с.
  28. 1978 - Хвойный мёд (книга избранной лирики). - Москва, «Современник», 366 с.
  29. 1979 - Магнитогорские пальмы (стихи). - Москва, «Советская Россия», 127 с.
  30. 1980 - Десять ступеней (стихи 1970-1979). - Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 190 с.
  31. 1981 - Ветвь молнии (стихи). - Баку, «Гянджлик», 26 с.
  32. 1981 - Корабельный бор (стихи, пер. с рус.). - Киев, «Радянський письменник», 135 с. Перевод на украинский язык.
  33. 1981 - Стихи о любви. - Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 156 с.
  34. 1982 - Материнская гордость. - Москва, «Правда», 32 с.
  35. 1982 - Мне бы только успеть. - Москва, Воениздат, 239 с.
  36. 1983 - Про Олю (стихи, для дошкольного возраста). - Москва, «Малыш», 18 с.
  37. 1985 - Зелёное лукошко (стихи, для младшего школьного возраста). - Москва, «Детская литература», 47 с.
  38. 1985-1986 - Собрание сочинений (в 3 томах). - Москва, «Художественная литература». Составление и подготовка текста Н. Смелянского.
  39. 1989 - Область Личного Счастья. - Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 295 с.
  40. 1997 - Я другой не искала судьбы (избранные стихи). - Оренбург, Печатный дом «Димур», 267 c. Составители: Э. Смелянская, Ю. Смелянский.
  41. 2002 - Мне бы только успеть (письма и дневники). - Москва, «Русская книга».

Публикации

  1. Стихи. - Поэты литбригады. - Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1969, с. 86-93.
  2. Стихи. - VI Ручьёвские чтения (сборник материалов межвузовской научной конференции). - Магнитогорск, 2001, т. I, с. 19, 23, 26, 28-29, 32-33.

Награды и звания

  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1971) - за книгу стихов «Зорянка» (1970)
  • орден Октябрьской революции (1975)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1965, 1971)
  • два ордена «Знак Почёта» (1952, 1960)

Мемориал

Именем Татьяничевой названы улицы в Челябинске и в Магнитогорске (посёлок Западный), а также челябинская библиотека № 26. На домах в Магнитогорске, Челябинске и Екатеринбурге, где жила поэтесса, установлены мемориальные таблички в её честь. Учреждена литературная премия имени Л. К. Татьяничевой. В 1995 именем поэтессы названа малая планета № 3517.

Татьяничева Людмила Константиновна

Поэт, общественный деятель

«Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал», «Как солнце в драгоценной грани в Урале Русь отражена», «Я без Урала не могу. Урал всегда со мною».

Эти строчки Людмилы Константиновны Татьяничевой давно стали хрестоматийными. Челябинская поэтесса, как никто другой, прославила Урал своим творчеством. Ее знают не только в нашей стране. Поэзия Л.К. Татьяничевой и сегодня современна своей патриотичностью, лиризмом, душевной тонкостью.

Людмила Константиновна известна взрослым читателям, но она создала и детскую поэтическую библиотечку, в которой насчитывается 12 сборников для разного возраста. И это, не считая того, что многие ее стихотворения, совсем не предназначенные детям, но настолько образные и ясные, что понятны им и близки.

К сожалению, творчество Л.К. Татьяничевой, адресованное детям, совсем не изучено, не исследованы его истоки. Может быть «детская сторона» ее поэзии родилась вместе с рождением ее сыновей и внуков? Может быть еще раньше, когда она - школьницей встречалась с П.П. Бажовым и показывала ему первые стихи? Не случайно она запомнила слова Павла Петровича: «не расставайтесь с детством. Как можно дольше не расставайтесь, и мир никогда не потускнеет в Вашей душе, и душа не огрузнет». (Мастер, мудрец, сказочник. - М., 1978. - С. 138).

Детские сборники Людмилы Константиновны начали издаваться с середины 50-х годов прошлого века в Москве, Свердловске, Челябинске и переводились на другие языки. К сожалению, они издавались в тонких переплетах, и вряд ли могли надолго сохраниться в библиотеках. Областная детская библиотека бережно хранит в своих фондах эти издания для детей: «На лугу», «Дело мастера боится», «Пять веселых молотков», «Яблоки для всех», «Веселый улей»... Хорошо, что лучшие стихи из этих сборников были помещены в более поздние издания, которые найти в библиотеках легче: «Звонкое дерево», «Зеленое лукошко», «Про Олю». Но и они изданы давно. Больше двадцати лет не переиздавались. Странно, что ни одно издательство не догадывается собрать лучшее из поэзии для детей Людмилы Константиновны и издать добрую книгу.

Все, что написано Людмилой Константиновой для детей, так же талантливо, как и для взрослых, так же освещено любовью к Уралу, его людям, природе. В своих стихах поэтесса делится с детьми своей мудростью, любовью, добротой. Известный московский писатель Сергей Баруздин писал: «В детскую поэзию Л. Татьяничева принесла природу и рабочий дух Урала. То, что в прозе делал П.П. Бажов. То, что делает в прозе и в сказках Евг. Пермяк. А это так важно!»

Много стихотворений она написала о самих детях. В этих стихах она просто и образно говорит с детьми об очень важных вещах: о добре и зле, умелых руках, отношении друг к другу и к животным. Стихи легко запоминаются ребятами. Есть у нее стихи-сказки («Лопух», «Сказка о громе», «Печальная история»).

Людмила Константиновна умела и любила говорить с детьми, много раз выступала перед читателями детских библиотек.

Ее стихи для детей младшего возраста и небольшой рассказ о ней вошли в первое в истории детской литературы Челябинской области учебное пособие «Хрестоматию по литературе родного края. 1 - 4 класс» (Челябинск: Взгляд, 2002).

Жизнь Людмилы Константиновны была куда сложнее и богаче, чем об этом пишут ее биографы.

Когда-то она написала очерк «Коротко о себе». Так это «коротко» и переходит из книги в книгу, из статьи в статью. Мы многого еще не знаем о ее жизни, детстве. Кстати, почему-то почти ни в одном материале нет информации о том, что она в детстве училась вместе с сыном Павла Петровича Бажова, бывала у них дома, показывала Бажову свои первые стихи. Об этом она писала в своих воспоминаниях о П.П. Бажове.

Людмила Константиновна родилась 19 декабря 1915 года в маленьком русском городе Ардатове (бывшая Симбирская губерния, теперь Мордовия). О ее раннем детстве почти ничего не известно. Ей было всего три года, когда погиб ее отец (по одним источникам - один из первых комиссаров губернии, по другим - студент-медик). Мама - учительница забрала дочку и уехала в глухую деревню работать в школе. Там начала учиться и Людмила. И вдруг, опять большое горе: заболела и после тяжелой операции умерла мама. Так, в 10 лет, Люда Татьяничева осталась круглой сиротой. Потом, через много лет она напишет об этих горьких днях, о смерти матери: «Мне очень хотелось запомнить ее могилку, тот бедный холмик, в изголовье которого не было ни креста, ни памятника, ни красной звезды. Я сняла со своей шеи шерстяной шарфик и обвязала им теплый ствол березки, росшей поблизости, искренне веря, что по этой примете смогу безошибочно отыскать дорогую для меня могилу. Так оборвалось мое детство».

С маленьким фанерным чемоданчиком приехала она в Свердловск (Екатеринбург) к дальним своим родственникам - Кожевниковым, у которых не было своих детей, они приняли ее, как родную дочку.

Ее отчим - учитель физики - был заядлым охотником и путешественником, брал Людмилу в плаванье по реке Чусовой, учил стрелять, ловить рыбу, понимать язык деревьев, птиц, звезд. Наверное, тогда она «заболела» Уралом и стала считать своей родиной Урал. Его жена - Мария Александровна была учительницей литературы. Она много сделала, чтобы помочь девочке полюбить поэзию, литературу.

В детстве Людмила много читала, пыталась писать стихи. В пятом классе она училась вместе с Алешей Бажовым и бывала у них в доме. Павел Петрович тогда еще не написал знаменитых уральских сказов, но все уже знали его как хорошего журналиста и писателя.

Однажды Люда Татьяничева решилась прочитать Павлу Петровичу свои стихи. Он улыбнулся и сказал: «Есть в тебе, Людочка, живой огонек, а стишки твои похвалить не могу. Только ты не горюй и не гаси в себе первые искорки». И дал Людмиле советы, которые запомнились ей на всю жизнь и очень пригодились.

Детство закалило ее характер, ей очень хотелось скорее стать самостоятельным человеком. Ее никто не заставлял, она сама, в 15 лет стала работать на вагоностроительном заводе токарем. Кроме слез от неудач были и успехи, и радость работы, и хорошие стихи.

Потом был рабфак (рабочий факультет), учеба в институте цветных металлов. Она могла бы стать хорошим инженером, но поэзия «перетянула». Ей захотелось делать большие интересные дела и писать об этом. В это время страна, особенно молодежь, строила Магнитку. Тогда еще не было города Магнитогорска, а только строился огромный металлургический комбинат. Людмила бросила институт и в 19 лет (в 1934 году) приехала на Магнитку.

Люди жили в тесных, холодных бараках. Трудности не пугали молодых строителей. Комсомол направил Людмилу на работу в газету «Магнитогорский рабочий». В городе «кипела» литературная жизнь. Людмила стала членом литературной бригады «Буксир», познакомилась с поэтами и писателями - Михаилом Люгариным, Борисом Ручьевым, Марком Гроссманом, Василием Макаровым... Пришла любовь. Николай Смелянский - тоже работник газеты, литератор, стал ее мужем. Удивительно, что они родились в один день (19 декабря)! Только он на 10 лет был старше. Это была любовь на всю жизнь.

У них родились два сына. Это не помешало Татьяничевой учиться заочно в Литературном институте имени Горького. Закончила институт Людмила Константиновна в первый год войны.

Война. Многие мужчины ушли на фронт. Женщины заменили их у станков на заводах. Металлургический комбинат стал плавить сталь для танков, снарядов. Без этой стали, без труда магнитогорских тружеников не было бы и Победы. Татьяничева пишет стихи о времени, о людях. В 1944 году выходит первый сборник стихотворений Людмилы Константиновны - «Верность». Стихи из этого сборника печатались во фронтовых газетах. И не случайно бойцы на фронте хранили вырезки с этими стихами вместе с дорогими для них письмами родных. Потом она не раз вернется к теме войны:

Пусть не в меня в прямом бою

Вонзался штык чужой огранки.

Прошли сквозь молодость мою

Года тяжелые, как танки...

Нет горше будней фронтовых,

Но эти - вряд ли были легче...

В конце войны Татьяничева переехала в Челябинск. Но Магнитку никогда не забывала. Она сыграла особую роль в жизни и творчестве Татьяничевой: «чем была для меня Магнитка - Молодостью. Любовью. Песней. Романтикой. Школой мужества, трудолюбия и гражданственности».

В Челябинске Татьяничева много работала как руководитель, возглавляла областное книжное издательство. В 1946 году, когда вышло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», поэтесса за свой новый сборник стихов («Лирика», ОГИЗ, 1946) выдержала нападки критики. Ее обвиняли в «ахматовщине», «безыдейности», в том, что она в стихах уделяет слишком большое внимание личным чувствам и переживаниям. Эти нападки были очень опасными и для нее. и для семьи. Ей пришлось собственноручно уничтожить пять тысяч экземпляров своей книги (остался только один), много пережить, заставить себя писать по-другому, больше о родине, труде, героизме, меньше о личном. И только в последние свои годы она дала себе право писать о том, о чем ей хотелось. О ее сложной поэтической судьбе писал челябинский журналист Михаил Фонотов. Издательство «Русская книга» выпустило книгу дневников и писем Татьяничевой «Мне бы только успеть» (2002). Эта книга многое открывает, какой была жизнь поэтессы, какой была она сама.

С 1948 года 10 лет Татьяничева была ответственным секретарем челябинской областной писательской организации. И только с 1959 года Людмила Константиновна стала считать себя профессиональным писателем. Она много писала об Урале, уральских мастерах и мастерстве («Прославлены умельцы камнерезы», «Чеканщик», «Каслинское литье» и др.). Много и хорошо писала Татьяничева о природе нашего края. Можно было бы составить сборник ее стихотворений о деревьях, цветах, птицах Урала. Но, наверное, главное, о чем писала поэтесса, - доброта. Недаром один из лучших сборников ее стихотворений назван «Будьте добры» (составитель - Ефим Ховив), куда вошли ее лучшие стихотворения и воспоминания о ней современников. И стоит обратить внимание на слова писателя Михаила Алексеева о Татьяничевой: «...Прекраснейший поэт, самобытнейший, неповторимый, как уральский самоцвет, Людмила распространяла вокруг себя некое сияние, в лучах которого и ты делаешься светлее и, главное, добрее. Доброта - это, может быть, самый великий дар Божий, который Людмила несла в душе своей...».

В 1965 году Людмилу Константиновну пригласили работать секретарем правления Союза писателей РСФСР в столицу. В Москве она прожила и проработала до конца своих дней. Писательница была человеком очень деятельным, встречалась с людьми, многим помогала, особенно молодым авторам. Была членом редколлегии журнала «Урал», «Культура и жизнь», альманахов «Южный Урал», «День поэзии» и др. Она много ездила по стране и другим странам. Но не бросала писать стихов даже тогда, когда тяжело заболела. Ее внук - писатель Василий Юрьевич Смелянский писал, что «...у нее каждая минута уходила на работу. Вся жизнь была расписана... Жизнь ее шла в бешеном графике, работоспособность была очень высокой. К сожалению, такое перенапряжение, видимо, приблизило смертельную болезнь...»

Почти каждый год выходили ее книги. Издано 75 сборников ее стихов в Москве, Свердловске, Челябинске, за рубежом. Ряд композиторов написали музыку на ее стихи. За свой труд Людмила Константиновна была награждена орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета», медалями. Была Лауреатом Государственной премии (за книгу «Зорянка» 1970).

Как она выглядела? Высокая, статная, красивая. Если бы она была актрисой, то ей легко было бы играть цариц. Не случайно внук Татьяничевой назвал ее «царственной женщиной». Семейная жизнь у Людмилы Константиновны сложилась счастливо, выросли достойные сыновья, внуки.

Умерла она в Москве, в апреле 1980 года. Одно из своих последних стихотворений («Лирическое завещание») поэтесса начала так:

На Урал мое сердце летело.

Пусть Урал его сохранит...

А закончила словами:

На Урал мое сердце летело,

Пусть останется там.

Сердце Людмилы Константиновны осталось в ее стихотворных строчках, которые не стареют от времени.

Урал помнит Людмилу Константиновну. В Челябинске есть улица имени Татьяничевой, библиотека N 26 носит имя поэтессы. В библиотеке был музей Л. К. Татьяничевой, к сожалению, сейчас его нет. На доме, где она жила (угол Свердловского проспекта и ул. Сони Кривой), укреплена мемориальная доска, выполненная скульптором В. Авакяном. Мемориальная доска установлена и в Магнитогорске, и в Екатеринбурге, где Людмила Константиновна жила в детстве и юности. Есть Всероссийская ежегодная литературная премия имени Л.К.Татьяничевой (с 2000 года). За последние годы ею награждены: Валентин Сорокин (2007), Е. Хоринская - старейшая писательница и поэтесса Екатеринбурга (2008) и др.

19 декабря 2000 года в Государственном Академическом театре драмы Челябинск торжественно отметил 85 - летие поэтессы.

В честь нашей землячки названа малая планета (номер 3517), расположенная между Марсом и Юпитером. Судьба распорядилась так, что на Кунцевском кладбище, где похоронена Людмила Константиновна, недалеко от ее могилы похоронен директор Крымской обсерватории, который очень любил поэзию Татьяничевой и дал ее имя планете.

По решению семьи Татьяничевой - Смелянских личные вещи и литературный архив поэтессы был передан Челябинску. Жаль, что нет у нас в городе ни литературного музея, ни постоянной экспозиции в областном краеведческом музее.

Н.А. Капитонова

Произведения Л.К. Татьяничевой для детей:

Для старшего школьного возраста:

Будьте добры: (Стихи разных лет) // Татьяничева, Л. Будьте добры. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2000. - С. 10-181.

Верность. - М.: Русская книга, 2005. - 559 с.

Двойная радуга. - М.: Дет. лит., 1972. - 63 с.

Десять ступеней. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1980. - 190 с.

(Стихотворения) // Литература России. Южный Урал: хрестоматия, 5-9 класс. Челябинск: Взгляд, 2002. - С. 199-206.

(Стихотворения) // Литература России. Южный Урал: хрестоматия, 10-11 класс. - Челябинск: Взгляд, 2003. - С. 8-10, 61-62, 80, 127, 165, 193-194, 292-293, 324.

Я другой не искала судьбы: Избранные стихи. - Оренбург: Димур, 1997. - 276 с. - (Современники - ХХ век).

Для дошкольного и младшего школьного возраста:

Веселый улей. - Челябинск: Кн. изд-во, 1965. - 40 с.

Дело мастера боится. - Челябинск: Кн. изд-во, 1959. - 23 с.

Звонкое дерево. - М.: Сов. Россия, 1973.- 63с., ил.

Зеленое лукошко. - М.: Дет. лит., 1985. - 47 с.

На лугу. - Челябинск: Кн. изд-во, 1956. - 16 с.

Про Олю. - М.: Малыш, 1983. - 18 с., ил.

Пять веселых молотков. - Свердловск, 1960. - 26 с.

Хрустальная горка. - Свердловск, 1962. - 24 с.

Что ты умеешь. - М.: Малыш,1967. - 16 с.

Яблоки для всех. - Челябинск: Кн. изд-во, 1963. - 32 с.

Жислина, С. Поэзия высокого накала.- Челябинск, 1965.- 48 с.

Баруздин, С. О Людмиле Татьяничевой // Баруздин, С. Заметки о детской литературе.- М., 1975. - С. 325-329.

Ханбеков, Л. Судьба - это мы. - Челябинск, 1984. - 137 с.

Сорокин, В. Красивая и строгая // Сорокин, В. Благодарение. - М., 1986. - С.108-125.

Татьяничева, Л. Коротко о себе // Собр. соч.: В 3-х т.- М., 1986. - Т. 3. - С. 387-391.

Федоров, В. Дочь Урала // Татьяничева, Л. Собр. соч.: В 3-х т. - М., 1986. - Т. 1. - С. 5-18.

Гальцева, Л. «Свой край полюбив навсегда» // Каменный пояс: лит. - худож. и обществ. - полит. сб. - Челябинск, 1987. - С. 223-233.

Гальцева, Л. «В Урале Русь отражена» // Гальцева, Л. «В Урале Русь отражена». - Челябинск, 1991. - С. 168-174.

Татьяничева Людмила Константиновна // Писатели Челябинской области: биобиблиогр. справ. - Челябинск, 1992. - С. 196-202.

Лазарев, А. Поэтические раздумья // Репортаж из ХХ века: Челябинский рабочий, 1908 - 1998. - Челябинск, Екатеринбург, 1998. - С.113-121.

Скрипов, А. Челябинск - 20 век: 1951-1960 гг. // Вечерний Челябинск. - 1999. - N 208. - С. 5-10.

Смелянский, В. Архив любви / Записала И.Богданова. // Челябинск. - 1999. - N 2. - С. 40.

Судья, С. Судьбой с Уралом связана // Городской дилижанс (Челябинск). - 1999. - N 12. - 18 апр.

Воспоминания современников // Татьяничева, Л. Будьте добры. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2000. - С. 183-309.

Скворцов, К. Была когда-то война // Деловой Урал (Челябинск). - 2000. - 28 дек.

Скрипов, А. Татьяничева: «Мне солнце приказало!» // Скрипов, А. Челябинск - 20 век: 1901-2000 гг. - Челябинск, 2000. - С. 191-194: фото.

Ховив, Е. Она не была человеком трибуны // Челябинский рабочий, 2000. - 19 дек.

Голубицкая, М. Татьяничева, которую мы не знали // «Всем» (Челябинск), 2001. - 15 дек.

Смелянский, Ю. Татьяничева Людмила Константиновна // Челябинск: энциклопедия. - Челябинск, Каменный пояс. 2001. - С. 844.

Фонотов, М. А счастья не знала... // Фонотов, М. Соловьиный остров. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2001. - С. 141-143.

Татьяничева Людмила Константиновна // Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 класс. - Челябинск: Взгляд, 2002. - С. 333-335.

Татьяничева Людмила Константиновна // Литература России. Южный Урал: хрестоматия. 5-9 класс. - Челябинск: Взгляд. 2002. - С. 195-199.

Ягодинцева, Н. Татьяничева Людмила Константиновна // Календарь знаменательных и памятных дат, Челябинская область, 2005. - Челябинск, 2004. - С. 188.

Белозерцев, А. Урал в ее сердце // Белозерцев, А. Священного призвания стихия: о жизни и творчестве поэтов Южного Урала. - Челябинск: Дом печати, 2005. - С. 36-51.

Сорокин, В. Красивая и строгая // Татьяничева, Л. Верность. - М.: Русская книга, 2005. - С. 3-20.

Струков, И. О счастье я не знала ничего // Челябинский рабочий, 2005. - 20 дек.

Смелянский, Ю. Татьяничева Людмила Константиновна // Челябинская область: энциклопедия. В 7 т., - Челябинск: Каменный пояс, 2006. - Т. 6. - С. 418.

Фонотов, М. А счастья не знала // Фонотов, М. В поисках Рифея. Вып. 1. - Челябинск: Взгляд, 2008. - С. 141-144.