Король Генрих Наваррский. Династия Бурбонов

Генрих IV (Henri IV) (1553-1610), прозванный Великим, известен также как Генрих Наваррский, французский король. Генрих, сын Антуана де Бурбона, герцога Вандомского, и Жанны д’Альбре, королевы Наварры, родился в По 13 декабря 1553. Мать была убежденной протестанткой, соответствующее воспитание получил и Генрих, однако фанатиком в вопросах веры он никогда не был.

Еще в конце 1560-х в Генрихе видели главу протестантской партии во Франции. Когда в 1572 мать умерла, королем Наварры провозгласили Генриха, а 18 августа того же года он женился на Маргарите Валуа, сестре Карла IX. Брак был чисто политическим и имел целью примирение католической и протестантской партий.

6 дней спустя, 24 августа, Генриху удалось уцелеть при избиении протестантов в Варфоломеевскую ночь — лишь ценой перехода в католицизм, после чего он почти 4 года оставался фактическим пленником при французском дворе. Лишь в феврале 1576 Генриху удалось бежать на юг, где он вернулся к прежнему вероисповеданию и возглавил военные действия против Католической лиги.

В 1584 умер Франсуа Анжуйский, брат короля Генриха III, и Генрих Наваррский остался единственным законным претендентом на престол в случае смерти бездетного короля. В апреле 1589 король присоединился к Генриху Наваррскому в борьбе против Лиги, однако 1 августа его смертельно ранил под Парижем некий доминиканский монах.

Перед смертью Генрих III еще раз заявил о том, что Генрих Наваррский — его наследник, однако добиться признания по всей стране новому королю удалось лишь после долгой борьбы и усилий, направленных на примирение. Последним и решающим шагом явилось принятие им католичества 25 июля 1593, что окончательно обезоружило большинство его противников.

22 марта 1594 Генрих вступил в Париж — в соответствии со знаменитым приписываемым ему высказыванием: «Париж стоит мессы». В 1595 папа римский даровал ему отпущение, тем самым аннулировав прежнее отлучение от церкви. Генрих IV, первый французский король из династии Бурбонов, стремился умиротворить королевство и вернуть ему благосостояние после 40 лет почти беспрерывных религиозных войн. Его знаменитый Нантский эдикт 13 апреля 1598 гарантировал гугенотам их права.

Хотя государственной религией остался католицизм, гугеноты могли теперь беспрепятственно отправлять религиозную службу в местах традиционного проживания (за исключением Парижа), проводить церковные соборы. Был снят запрет на занятие протестантами государственных должностей. Интерес Генриха к заморской экспансии и приобретению колоний обнаруживают в нем приверженца тех же учений меркантилизма, которые позже развивали кардинал Ришелье и Ж. Б. Кольбер.

Внешняя политика была направлена против Габсбургов, и 2 мая 1598, после многолетних войн, Испания была вынуждена пойти на заключение мира в Вервене. В 1600 Генрих добился папского разрешения на развод с Маргаритой и вступил во второй брак — с Марией Медичи, племянницей великого герцога Тосканского, которая родила ему четверых детей (в первом браке детей у него не было). Генрих был убит в Париже 14 мая 1610 религиозным фанатиком Франсуа Равальяком.

Придя к власти, король Генрих IV сумел прекратить вражду и вывести Францию ​​из послевоенного хаоса. У1595 г. он объявил войну испанскому королю Филиппу II, завершилась подписанием мирного договора. Все захваченные испанцами провинции были возвращены Франции.

В апреле 1598 Генрих IV подписал в Нанте эдикт, который должен примирить католиков с гугенотами. Согласно его положениям, католическая вера провозглашалась государственной религией, но протестантское богослужение разрешалось на территории всей страны, кроме Парижа и еще нескольких городов. Гугеноты получили право занимать военные и судебно-административные должности. Для гарантии этих прав им предполагалось передать в юго-западной Франции десятки крепостей. Итак, Нантский эдикт предоставил кальвинистам широкой самостоятельности.

Одновременно король Генрих IV провел несколько необходимых для страны реформ, которые активно проводил обихода его первый министр, убежден гугенот Максимильеы Сюлли. Это была исключительно честная и преданная королю человек. Прежде Сюлли предприняло ряд мер, направленных на поддержку крестьянства. По его настоянию правительство частично снизил поземельный налог, который платили крестьяне. Кредиторам было запрещено продавать скот и орудия труда крестьян — должников. Кроме того, крестьяне освобождались от обязанности содержать войско, которое останавливалось на постой.

Bсторическая справка

Генрих IV известный в истории Франции как добрый король. Он мечтал накормить крестьян и повысить уровень их благосостояния. Символом традиционного представления о состоятельности семьи считали курицу, которую подавали на обед только в богатых французов. Поэтому Генрих IV как-то сказал: «Я хочу, чтобы каждый крестьянин моего королевства мог еженедельно готовить в своем горшке курицу».

Экономическая политика Генриха IV была прежде всего направлена ​​на подъем промышленности ии торговли. Поощрялось развитие мануфактуру горном деле, металлургии, производстве артиллерии, в текстильной и стекольной промышленности. В торговле правительство, следуя принципу меркантилизма, поощрял вывоз готовой промышленной продукции и запрещал вывоз сырья.

Правление Генриха IV было периодом укрепления французского абсолютизма. Король всем дал понять, что он будет править как абсолютный монарх. Он сказал: «Моя воля должна стать законом. Я — король, и требую, чтобы все мне подчинялись». Он отстранил от участия в Королевской рады аристократов, ограничил власть губернаторов провинций, не созывал Генеральные штаты.

В правление Генриха IV Франция получила колонии в Северной Америке. В начале XVII в. французы захватили часть Канады и основали там несколько городов, в частности Квебек.

Во внешней политике Генрих IV стремился ослабить Испанию и Священную Римскую империю и активно поддерживал немецкие протестантские княжества. Король собрал большую армию, которую планировал направить на Испанию, Италию и в область нижнего Рейна. Однако в разгар военных приготовлений в мае 1610 Генриха IV коварно убил католический фанатик Франсуаде Равальяк.

Фигура Генриха IV стала воплощением идеи государственного суверенитета и национального единства Франции. Это был первый монарх, который отошел от принципа «чья власть, того ии вера» и провозгласил равноправие католиков и протестантов. При нем во Франции установился порядок и улучшилось благосостояние населения.

Король с 1589 (фактически с 1594), первый из династии Бурбонов; король Наварры с 1562. Во время Религиозных войн - глава гугенотов. В 1593 принял католичество и вступил в Париж. Нантским эдиктом 1598 предоставил гугенотам свободу вероисповедания и многие привилегии.


Генрих IV родился 13.12.1553 г. в По, его родители - Антуан Бурбонский и Жанна д’Альбре. На Юге он был наследником д’Альбре, то есть независимой от Франции короны (Наварра) и обширных, хотя и разбросанных владений на склонах Пиренеев, что делало их обладателя одним из крупных феодалов Франции. В центре, Бурбонне, пограничных районах и на Севере его ожидало наследство Бурбонов. Правда, после угасания старшей линии и конфискации большей части собственности «предателя» Карла Бурбонского (1527) оно уже не было столь велико, но имело, как и раньше, очень заманчивую перспективу: на основании салического закона младшая линия - Бурбоны - обладала правом наследования французского трона в случае, если Валуа вымрут. Правда, ко времени рождения Генриха это было маловероятно.

Личности родителей и многолетнее пребывание при французском дворе наложили отпечаток на юность Генриха. Жанна д’Альбре, с 1555 г. твердая сторонница кальвинизма, предприняла все, чтобы сделать из своего сына протестанта, что не исключало гуманистического воспитания в духе ее матери Маргариты. Отец, кальвинист с середины 50-х гг., находившийся больше под влиянием Колиньи, чем своей жены, недолго оставался сторонником женевского дела и вернулся к старой религии, как только по инициативе Екатерины Медичи поступил на службу к французскому королю в должности генерал-лейтенанта. По этой причине Генрих получил достопримечательный и противоречивый опыт. Отношения родителей разладились, так как мать резко осуждала отца и решительно отвергала придворный мир. Однако отец из протестантского полководца превратился в придворного, что вкупе с его большими полководческими способностями не могло не произвести впечатления на юношу.

При дворе в Париже и во время знаменитого «большого вояжа» придворного штата по Франции (1564 - 1566) молодой, умный, живой и практичный королевский сын с Пиренеев интенсивно и детально познакомился с придворной жизнью Валуа. По примеру отца, он снова стал католиком, по сразу после его смерти вернулся к религии матери, которая сумела оказать влияние на сына при дружественном попустительстве тогда еще очень податливой Екатерины Медичи.

При дворе он также познакомился со своими кузенами, рядом последних королей из рода Валуа, и с их сестрой Маргаритой и уважал, но крайней мере, ее и одного из ее братьев. То, что его отношения с юным герцогом Анжуйским, будущим королем Генрихом III, уже тогда были дружественными, окупилось в 1589 г.

Только как член придворной свиты Наварра правильно оценил значение религиозной проблемы для современной политики. В 50-х и 60-х гг. было еще совсем не решено, что гугенотам надолго будет закрыт путь к королевской власти во Франции. Время от времени к дворцовой политике были близки отдельные вожди кальвинистской партии, такие как Гаспар де Колиньи, принц Конде, Генрих Бурбон, брат Колиньи Оде де Шатильон и другие; особенно это относится к Колиньи, адмиралу Франции, выдающейся военной и политической фигуре протестантизма до 1572 г. Екатерина Медичи , а также ее сыновья Франциск II и Карл IX порой не доверяли католической придворной партии из-за ее интенсивных контактов с Испанией гораздо больше, чем гугенотам. Их курс в отношении партий, который между 1560 и 1568 гг. существенно определялся канцлером Мишелем де л’Опиталем, был не чем иным, как попыткой не делать окончательного выбора между двумя радикальными позициями. Поэтому понятно, что Екатерина в 1567 г. незадолго до начала вражды между двумя партиями предоставила «отпуск» молодому королю и его недавно находившейся при дворе матери. Это решение принесло Наварре первое знакомство с религиозном войной «на месте», в гугенотском войске на юго-западе, а прежде всего в будущей кальвинистской крепости Ла-Рошель.

Между тем Екатерина продвигала свои брачные планы и после заключения мира в Сен-Жермен-ан-Ле (1570) зашла так далеко, что свадьба Маргариты с Генрихом Наваррой была запланирована на 1572 г. То, что это событие вошло в историю не как большой и торжественный праздник королевских линий Валуа и Бурбонов, а как парижская «кровавая свадьба», случилось прежде всего из-за двух очень личных причин: из-за слишком прямолинейной тактики Колиньи, который в это время пытался отдалить короля Карла IX от его матери и перетянуть в противоположный лагерь, и из-за резкой реакции регентши, которая теперь видела в адмирале большую опасность для себя и своих сыновей, чем в испанцах. Решение устранить адмирала, неудачное покушение и убийство огромного числа кальвинистов в Париже и по всей стране показывают, что за личной тактикой, особенно со стороны католического большинства, скрывались более могущественные силы, которые все больше определяли происходящее.

Мы очень мало знаем о том, как Наварра пережил Варфоломеевскую ночь в Лувре. Он оказался в затруднительном положении: будучи протестантским аристократом, он лично был в опасности, как и его кузен и соратник Конде, находившийся с ним при дворе. В конце концов они, пленники короля, каковыми теперь являлись, перешли в лоно старой церкви.

Акция против кальвинистов была политической неудачей. Несмотря на все потери, Варфоломеевская ночь не ослабила гугенотов. Отныне укрепилась политически научная система французского протестантизма, отныне религия получила политический фундамент, теперь она стала «партией». Одновременно раздавались заслуживающие внимания голоса людей, занимавших умеренную, примирительную, надпартийную позицию, говоривших о религиозной терпимости. Они не были партией, но общественность воспринимала их как «политиков». Жан Боден , эрудированный юрист и специалист по государственному праву, известный благодаря своим изысканиям по исторической методике, в 1576 г. в фундаментальном труде «О республике» объединил идею политически обоснованной терпимости с идеей усиления суверенной монархии и тем самым выработал политико-теоретическую концепцию.

Бесспорно сносная личная «неволя» Наварры при дворе длилась до 1576 г. К этому времени Екатерина уже давно возобновила переговорный курс, а молодой беарнец наслаждался придворной жизнью, особенно охотой, и еще не обнаружил твердой, целенаправленной политической воли. Предположительно, жившие с ним гугенотские советчики в конце концов воспользовались возможностью к бегству и вернули молодого короля в гугенотское войско на юго-запад Франции и тем самым к его будущим задачам.

В последующие годы Генрих Наваррский отнюдь не легко освоил роль протестантского партийного вождя. Ему противостоял более готовый к борьбе за протестантское дело кузен Конде. В это время Наварра еще не осознал собственного предназначения. И хотя он опять сменил религию, последовательно «стойкие» протестанты, как Теодор де Без, скептически относились к образу жизни, который, по их взглядам, не соответствовал избранному Богом протестантскому вождю. Решающим моментом в жизни Генриха IV было то обстоятельство, что он в последующие годы не поддался давлению протестантов из своего окружения и не был исключительно главой протестантской партии, но оставил за собой права на курс примирения с двором. Существуют признаки того, что он следовал осознанной политической линии. Примером могут служить внутрипротестантские дебаты о мире в Фле (1580). Этот мирный договор, одни из немногих за время религиозных войн, не принес никакой выгоды протестантам, и практически Наварра заключил его с братом короля в одиночку. В первый раз, развив до абсолютного мастерства умение вести переговоры и искусство убеждения, четко акцентируя мысль о примирении враждующих сторон во благо Франции, Наварра на представительном собрании гугенотов (Монтобан, 1581) настоял на признании мира. После этого он, как сказал Жан-Пьер Бабелон в своей великолепной биографии Генриха IV, стал «чем-то вроде протестантского вице-короля Франции».

И он стал им еще больше, когда в 1584 г. умер последний брат Генриха III, герцог Анжуйский. Король, от которого уже никто не ждал наследника, остался без претендента на трон из своего дома. Этого одни боялись, другие ждали с нетерпением: младшая линия Бурбонов дает наследника, и им мог быть только глава дома Генрих Наваррский. Последствия этого события внутри страны были огромными. С 1576 г. католическая высшая аристократия под руководством Гизов поддержала союз, Лигу, в которой смешались религиозные мотивы и сословно-сепаратистское понимание свободы. Теперь Гизы реставрировали этот союз и пошли на тесные отношения с парижской мелкой буржуазией. Протестанты со своей стороны, особенно их вожди, с 1572 г. взявшие крайне критический тон в отношении монархии вообще и Валуа в частности, сменили стратегию. Они стали теперь яростными поборниками монархического принципа во Франции и, естественно, законного престолонаследия.

При таких условиях нечего было и думать о стабильности. После событий лета 1584 г. религиозная война вступила в свою последнюю, ожесточеннейшую фазу, определявшуюся с католической стороны Лигой в Париже, а с гугенотской - ее неоспоримым вождем Генрихом Наваррским. Католическая сторона не только добилась от папы буллы, которая объявила все притязания на трон Наварры несостоятельными, но ей удалось перетянуть на свою сторону короля и принудить его к отмене всех религиозных эдиктов. Наварра старался получить поддержку европейских протестантов, но в Германии нашел отклик только у кальвиниста Иоганна Казимира фон Пфальца, а Елизавета Английская согласилась на несколько незначительных субсидий.

К счастью для Наварры, фронт противника не был сплоченным. Между дворянством и народным базисом Лиги имелись серьезные идеологические противоречия, к тому же развитие событий в Париже с 1586 г. по 1589 г. становилось все радикальнее, подобно тому как произошло во время Революции двести лет спустя, что не способствовало единству Лиги. Парижским членам Лиги весьма не нравился союз с королем, потому что они не видели в нем последовательного приверженца католицизма. Когда Генрих III в 1588 г. увеличил военные силы вокруг Парижа, дело дошло до настоящего народного восстания, от которого двор бежал в лучше укрепленный Блуа. С тех пор вплоть до 1594 г. Париж был «без короля». После того как Генрих III из Блуа еще раз предпринял безуспешную попытку самому стать во главе Лиги, он решил перехватить инициативу и приказал убить вождей Лиги - герцога Генриха Гиза и его брата кардинала Лотарингского, которые по случаю заседания Генеральных штатов находились в Блуа.

Это убийство не достигло цели. Генрих III не вернул себе инициативу, наоборот, он выпустил ее из рук. Парижская Лига снова радикализировалась и образовала наряду с верным Лиге магистратом новое революционное городское управление. Сорбонна тоже не отставала и в незаконном университетском акте освободила всех подданных от клятвы верности королю. В марте 1589 г. Парижский парламент, который был очищен от верных королю советников, назначил герцога Майеннского, младшего брата Гизов, генерал-лейтенантом государства и короны Франции, как будто законного короля больше не было. Генриху III ничего не оставалось, кроме как сблизиться со своим кузеном, прежним товарищем Генрихом Наваррским. Король и протестанты объединили оставшиеся военные силы и двинулись на Париж, чтобы привести в повиновение город и верные Лиге учреждения. При подходе к Парижу 1.08.1589 г. Генрих III был убит доминиканским монахом Жаком Клеманом. На смертном одре он нашел в себе силы попросить присутствующих признать королем Генриха Наваррского. Одновременно он еще раз призвал своего преемника вернуться в лоно старой церкви.

Франция при Генрихе IV Наваррском

С тех пор как в 1589 году Генрих III назначил его единственным законным наследником, Генрих Наваррский закладывает фундамент своей власти. Против него выступают протестанты, Католическая Лига и "недовольные", или "политические", умеренные католики, которые осуждают излишние предосторожности единоверцев и желают восстановить королевскую власть.

Генрих IV ставит задачу подчинить своей власти руководителей Лиги; герцог Майеннский первый присоединяется к нему, за ним следует герцог Эпернон и герцог Меркер. Что касается герцогов де Гизов, то они становятся непоколебимыми защитниками трона.

Придя к власти, король Генрих IV стремится к тому, чтобы изгнать испанцев, которые, созванные легистами, оккупируют север Франции. Борьба длится три года и заканчивается взятием Амьена в 1597 году. В 1598 году Испания возвращает все французские завоевания.

Но Религиозные войны не закончены. Католики совсем не готовы признать свободу вероисповедания протестантов, а протестанты (насчитывают около миллиона человек) колеблются: оставаться ли верными королю, который отрекся от веры. В 1594 - 1597 гг. они организовываются в провинции, управляемые собраниями, и провозглашают союз с церковью Нидерландов. В таких обстоятельствах дать статус протестантским церквам трудная задача. Генрих IV берется за разработку нового документа: это будет Нантский эдикт, обнародованный в апреле 1598 года.

Трудные переговоры и Нантский эдикт.

Королю, чтобы противостоять сопротивлению сторон, приходится пустить в ход личные качества: авторитет и воинскую доблесть. Кроме того, важную роль играют верность его сторонников, умеренность прелатов.

Нантский эдикт состоит из торжественной декларации и секретных статей, чтобы не провоцировать рознь. Протестанты пользовались кроме свободы совести свободой культа в феодальных поместьях, в двух деревнях или селах на округ и во всех городах, где реформированный культ существовал фактически. Секретные статьи содержали ряд оговорок, сохраняющих преимущества католиков. Протестантам разрешается строить храмы, вести семинары, собирать советы и синоды, отцы семей имеют право выбирать вероисповедание для своих детей, которые при этом будут приняты без всякой дискриминации во все школы и университеты. И наконец, взамен на ограничения король отдает протестантам 151 крепость с гарнизоном или без него, что дает протестантам реальную политическую и военную силу.

В действительности Нантский эдикт возобновляет многие пункты предыдущих эдиктов. Но на этот раз король обладает необходимой властью, чтобы заставить уважать его. Вначале Климент VIII выражает свое недовольство, но потом смиряется с этим. Франция переживает необычное для Европы событие: столкнувшись с религиозными требованиями, верх одерживают гражданские интересы, находящиеся под защитой политиков. Но компромисс этот непрочный.

Бедственное положение народа.

"Такого ужасного холода и такого сурового мороза никто не помнил с незапамятных времен. Все подорожало... Многих людей находили замерзшими до смерти в полях... Один человек заледенел на лошади". Эти строки из "Мемуаров" летописца той эпохи Пьера Лестуаля рассказывают о нищете Франции, разрушенной войнами и оказавшейся в тисках невиданного холода. Производство зерновых падает, вымерзают виноградники, останавливаются текстильные фабрики. Население ослабело и уязвимо к болезням; вновь наблюдается эпидемия чумы. Почти повсюду вспыхивают крестьянские восстания: "готьеры" в Нормандии и "кроканы" в Перигоре.

Генрих IV начинает восстановление государства и издает многочисленные указы, чтобы поднять экономику. Эти указы касаются использования земель, например, осушение болот в 1599 году, а также вопросов безопасности и налогообложения. Против банд наемников, воров и бродяг, которые опустошают провинции, грабят, убивают, наводят ужас на людей, король вводит военные законы. Чтобы успокоить разъярившихся крестьян, измученных налогами, король устанавливает налоговые льготы и пытается ограничить права помещиков на крестьянскую собственность. Однако крестьяне все еще страдают от гражданских войн и сельские мятежи продолжаются.

Управлять государством - дело непростое.

Многие дворяне разорены, и, чтобы помочь им вновь сделать свои владения рентабельными, Генрих IV вызывает кальвиниста Оливье де Серрэ, который начинает разведение тутовых деревьев для получения шелка-сырца. В 1600 году Серрэ публикует "Трактат о сельском хозяйстве", представляющий собой сборник советов о том, как правильно вести хозяйство. Этот труд, который король распространяет по всей стране, является большим успехом в издательском деле. Чуть позже Оливье де Серрэ публикует небольшую книгу "О том, как получать шелк", о производстве, поощряемом Генрихом IV.

Подъем во Франции приводит также к реорганизации правительства, администрации и финансовой политики. Прежде чем принять решение, король выслушивает мнение других. Он организует новый Совет, куда входит ограниченное число людей, причем их выбирают скорее в соответствии с компетентностью, чем с положением. В течение целого дня, король постоянно обращается к ним за советом.

Эти собрания, где господствуют деловые качества, проходят без церемоний. Например, Максимильен Росни, герцог Сюлли, суперинтендант финансов, пользуется доверием короля, что позволяет чиновнику вести себя раскованно. Сюлли, будучи протестантом, по просьбе короля распутывает различные дела, а также ведает финансовыми делами всего государства.

Добротное управление провинциями объясняется надежностью чиновников, имеющих полномочия по расследованию правонарушений. Генрих IV принимает оригинальное решение: для того, чтобы укрепить связи королевских чиновников и власти, вводятся постоянные взносы в казну, так как казна в 1596 году насчитывает дефицит средств. Речь идет о налоге, поллета, ежегодном денежном взносе, который выплачивается должностным лицом королю для пожизненного сохранения должности. Налог так называется в честь финансиста Поле.

До этого момента многие чиновничьи должности переходили от отца к сыну при условии, однако, что "отказ" от должности произойдет по крайней мере за 40 дней до смерти занимающего эту должность. Налог упраздняет этот срок. Взамен чиновник каждый год платит налог, пропорциональный занимаемой должности. Этот налог, который приносит каждый год доход в один миллион ливров, просуществует до революции. Наследование должностей связывает накрепко корону, судебных лиц и финансовых чиновников, которые получают привилегии и почести. В 1600 году эти усилия начинают приносить плоды во всем королевстве. Точный бюджет, денежная реформа, которая будет принята в 1602 году, оздоровляют финансы. Запасы золота и серебра хранятся в Бастилии. Королевство расширяется; армия, близкая сердцу короля, располагается на правом берегу Роны. В 1601 году Бресе, Бюжен, Вальмори и провинция Жекс будут присоединены к Франции согласно Лионскому договору. С присоединением Наварры и северных городов площадь страны увеличивается с 464 тыс. кв. км до 600 тыс. кв. км.

Второй брак по расчету.

Брак Генриха IV с дочерью Екатерины Медичи Маргаритой был признан недействителен по причине близкого родства и аннулирован Папой Римским в 1599 году. Итак, король свободен для повторного брака.

Генрих IV хочет жениться на своей любовнице, Габриэлле д"Эстре, от которой у него есть сын, герцог Вандомский. Но это намерение возмущает французов, которые отказываются признать незаконнорожденного в качестве дофина. После скоропостижной смерти Габриэллы король уступает своим советчикам: их кандидатура, Мария Медичи, - племянница великого герцога Тосканского. После тщательных переговоров она приносит значительное приданое. Пышная свадьба состоялась в Лионе в декабре 1600 года. Девять месяцев спустя королева рожает Генриху IV сына, наследника, впоследствии будущего короля Людовика XIII. До 1609 года она родит королю еще пятеро детей. Несмотря на нежные родительские чувства, король продолжает любовные похождения, что будет дорого стоить королевству.

Заговор принцев.

Генрих IV вернул Франции мир и подарил наследника, но ему придется выступить еще против злобы и предательства. Слишком много дворян в приемных короля требуют себе пенсий и привилегий. Особенно высшее дворянство с трудом подчиняется монаршей власти. Одному из старых соратников по оружию, Бирону, король присвоил звание маршала. Это был гордый и неспокойный человек. Он мечтает создать независимое государство из провинции Бургонь и избавиться от короля. Генрих де ля Тур д"Овернь, герцог Буйон, разделяет его взгляды. Иностранные суверены Савойи и Испании также поддерживают дух мятежников, даже начались переговоры с агентами Филиппа III Испанского. Предупрежденный о заговоре, король вызывает Бирона в Фонтенбло и пытается заставить его сознаться. Но маршал молчит. Его заключают в тюрьму, осуждают за измену и обезглавливают в 1602 году.

С другой стороны, герцог Буйон продолжает интриги. В 1605 году, обосновавшись в Седане, он пытается воссоздать протестантский союз, но попытка проваливается; он вынужден отдать ключи от города и искать убежища в Женеве. В 1606 году суверены подчиняются королю. И страна, наконец, приходит к гражданскому миру.

Под арбитражем Франции 12-летнее перемирие устанавливается между Испанией и Соединенными провинциями Нидерландов. Простой, жизнерадостный и прагматичный, Генрих IV нравится своим подданным, так как дарит им благосостояние, работу, дипломатический успех.

Однако борьба католиков и протестантов между собой, притязания эрцгерцога Рудольфа II Габсбурга угрожают миру в Европе. С другой стороны, достижения Контрреформации беспокоят протестантов, и старая враждебность к Габсбургам возобновляется.

К сложной политической ситуации примешивается любовная история: суверен влюбляется в Шарлотту Конде. Постоянное присутствие короля беспокоит супруга молодой женщины, которая решает укрыться в Брюсселе под покровительством эрцгерцога. Любовная страсть подталкивает Генриха IV к принятию решения: он ускоряет подготовку к войне, несмотря на враждебное отношение к этому протестантов. 13 мая 1610 года в Сен-Дени состоялась торжественная передача регентства королеве. 14 мая карета короля вынуждена задержаться из-за толчеи на улице Ферронри. Внезапно появляется человек и смертельно ранит короля ударами ножа в грудь. Убийца, Франсуа Равальяк, экзальтированный католик, возомнил себя посланцем неба. Его арестовали, осудили и 24 мая четвертова

Генрих IV Французский. Король Франции

По форме и традиции, Генрих IV после убийства своего предшественника являлся королем Франции. Однако с каких пор он действительно им стал? До перехода в католическую веру (1593) он оставался тем, кем был до этого: протестантским вождем и «главой партии». Столица открылась ему только в 1594 г. Управлять усмиренной страной он смог, победив последнего сторонника Лиги из высшей аристократии герцога де Меркера и после окончания войны с Испанией в 1589 г. Пока же столица отказалась впустить своего короля. Париж был полностью в руках Лиги, ее радикальнейших священников и мелкобуржуазной свиты. За короля, кроме протестантов, были только те буржуазные и чиновничье-дворянские слои, которым опротивел радикализм парижского духовенства, ортодоксальность Сорбонны и явная готовность к насилию парижского населения.

Четыре года Генрих IV пытался овладеть положением с помощью военной силы. Важнейшая цель - взятие Парижа, который с 1590 г. защищал испанский гарнизон, не была достигнута. И даже там, где Генрих IV одерживал победы над войсками преданного Лиге дворянства, например, при Арке в 1589 г. и Иври в 1590 г. - обе битвы были выиграны не в последнюю очередь благодаря личному сколь мужественному, столь и дерзкому участию короля - даже там политический успех не пришел. Здесь проявилась примечательная черта личности этого короля, которой до сих пор уделялось мало внимания в исследованиях. Ее убедительно подчеркнул Бабелон: Генрих IV был блестящим дипломатом, королем с верным чутьем политически необходимого и возможного, он был выдающимся тактиком, умевшим изменить ход сражения неординарным решением; он был превосходным кавалеристом и полководцем, но он не был стратегом, умеющим превратить военный успех в политический. Между 1590 и 1592 г. мы видим короля, который производит впечатление легко внушаемого, медленно думающего, нерешительного человека, а не нового Цезаря , идущего напрямик к важнейшей политической цели и использующего все возможности в этом направлении.

Итак, не удивительно, что король в эти годы все сильнее проигрывал из-за своего религиозного мировоззрения. Его католические сторонники требовали от него сделать «смертельный прыжок», вернуться в лоно старой церкви, чтобы создать предпосылки для признания его королевской власти. Уже давно готовый к этому шагу, беарнец медлил, считаясь со своими единоверцами, все время выдвигал свой основной аргумент, будто бы хочет, чтобы свободный Собор просветил его касательно его заблуждений. Лишь немногие здравомыслящие протестанты знали, что «прыжка» не избежать. Его способнейший политический советчик, Филипп дю Плесси-Морней, понимал необходимость этого, но до самого конца думал с помощью Собора и переговоров достичь большего. Для Морнея национальный Собор все еще таил шанс общего примирения, национально-церковного единения по вопросу содержания веры и тем самым основания новой галликанской церкви по английскому типу.

Генрих IV после 1589 г. очень долго прислушивался к своим преданным боевым соратникам. Однако когда в 1593 г. возникла опасность, что верные королю католики отойдут от него и объединятся с умеренными сторонниками Лиги, чтобы образовать третью партию и выдвинуть королем другого, католического представителя дома Бурбонов, когда испанский король начал все более открыто выступать за испанское решение этого вопроса, 25.07 в Сен-Дени Генрих IV отрекся от новой религии.

Смена религии сама по себе не открыла перед Генрихом IV ворота столицы; знаменитые слова «Париж стоит мессы», которые ему позже приписали протестанты, не отражали ситуации. Ясно было только то, что он лишил важнейшего аргумента своих противников, готовых пойти на соглашение. Теперь шаг за шагом он решал дальнейшие важные задачи дипломатическим путем. В начале 1594 г. в Шартре его миропомазали королем - традиционное место для этой церемонии Реймс был в руках Лиги. В марте он вошел в Париж и в результате переговоров добился вывода испанского гарнизона. В 1595 г. после долгих усилий его дипломаты получили у папы отпущение грехов. Тем самым они уничтожили последнее препятствие для доброжелательных католиков открыто и безоговорочно признать Генриха IV. То, что папство опасалось чересчур большого влияния Испании в Западной Европе, было основной политической причиной этого внушительного успеха французской дипломатии.

Оставалось решить три большие задачи для окончательного усмирения страны: победить дворянство Лиги, которое в многочисленных губернаторствах заняло командные позиции; завершить войну с Испанией и издать новый указ о религиозной терпимости. Генрих IV с большим энтузиазмом приступил к решению этих трех задач и в первый раз показал, в чем состояло его политическое мастерство. В делах с Лигой он сделал ставку исключительно на переговоры и деньги. Безоглядно опустошая и без того скудную государственную казну и используя все мыслимые источники займов, он между 1595 и 1598 гг. купил преданность всех противников и по одному привлек их на свою сторону, среди них также и Гиза Майенна. И с Испанией король пытался быстро прийти к миру к неудовольствию своих английских и нидерландских союзников. Когда в 1597 г. испанцы взяли Амьен и стали угрожать Парижу, король принял посреднические услуги папы Клемента VIII. 2.05.1598 г. в Вервене был подписан мир. Филипп II из этого мира не мог получить никакой политической или территориальной выгоды. Когда через несколько месяцев он умер, эпоха испанского господства в Европе подошла к концу.

Вне всяких сомнений, издание Нантского эдикта (13.04.1598 г.) было самой крупной акцией Генриха IV по установлению мира в стране. Ни несгибаемые протестанты, ни ортодоксальные католики после смены религии короля не превратились в его сторонников. Короля упрекали в религиозном лицемерии и продолжали более или менее открыто вести публицистические бои против него, отголоски которых раздавались во Франции более тридцати лет. Протестанты, лишившись вождя, делали все, чтобы сохранить свою политическую, военную и синодальную организационную структуру. Таким образом, Генрих IV вскоре после смены религии - теперь с позиции короля - научился оценивать опасность, которую представлял для единства королевства протестантизм с его тенденцией развиваться в «государство в государстве». Тем не менее король решился на честную, не только тактически понятую политику в отношении своих бывших единоверцев. Он был глубоко убежден в том, что только мирное сосуществование обеих конфессий может обеспечить Франции мир, о котором мечтало так много людей. Его жизненный опыт помог ему понять, что не только у протестантов была тенденция к сословному обособлению. Между 1589 и 1598 г. во Франции было много «государств в государстве», и самым упрямым был, конечно, Париж с испанским гарнизоном в своих стенах и идеями Лиги в сердце. И даже с ним в 1594 г. король обошелся с монаршим милосердием. Так почему же тогда не новый эдикт для гугенотов? При таких условиях он с открытым забралом встретил ожидаемое сопротивление и быстро издал эдикт. Этот текст, подписанный в Нанте по поводу примирения с Меркером, в своей основе существенно не выходил за рамки того, что раньше полагалось протестантам: свобода совести по всей стране; свобода культа во всех местах, где проходили богослужения между 1596 и 1597 г., а также, смотря по обстоятельствам, в служебных местах и в замках дворянства; никаких богослужений в Париже и в радиусе пяти миль; зато неограниченная правоспособность, беспрепятственный допуск ко всем должностям и создание следственной палаты со смешанным религиозным представительством в некоторых парламентах. В остальном король особым указом предоставил гугенотам на восемь лет более ста безопасных мест и объяснил таким способом, который резко критиковался католической стороной, как серьезно он относился к безопасности своих бывших единоверцев и боевых соратников. Правда, как позже отметила протестантская сторона, это была временная уступка. Однако она явно выходила за рамки всех прежних уступок в этой области, и в следующие десятилетия оказалась весьма ценной для французского протестантизма. Тем более, что король по истечении срока допустил переговоры о продлении этой уступки.

Настоящим новшеством религиозной политики Генриха IV был даже не этот эдикт, а его отношение к тому, что он издал: в первый раз за время религиозных войн французский король сдержал свое обещание заботиться в последующие годы о претворении эдикта. Снова и снова Генрих IV искал прямых объяснений с членами Парижского и других парламентов, которые упорно сопротивлялись ратификации эдикта. Чтобы доказать им неоправданность их сопротивления и узость взглядов, он ссылался на собственное прошлое и из своего богатого жизненного опыта именно в религиозных вопросах сделал вывод, что нужно пользоваться лучшей политической концепцией, чем узколобые догматики обеих партий: «20 лет я руковожу партией Религии (т.е. гугенотов), это дает мне сведения обо всех. Я знаю, кто там хочет войны, кто - мира. Я знаю тех, кто ведет войну за католическую веру из честолюбия или за испанскую партию, и я знаю таких, кто хочет только воровать. Среди протестантов были люди любого сорта, так же, как и среди католиков...» (16.02.1599 г., речь перед членами Парижского парламента). И если было необходимо, король указывал споим парламентариям путь в будущее, предлагал альтернативу долгой, бесплодной, разрушительной гражданской войне: «Мы не должны делать никакой разницы между католиками и гугенотами, мы все должны быть хорошими французами».

Во время таких споров он последовательно формировал свой образ как независимого от партийных ссор и частных интересов, стоящего выше сиюминутных конфликтов монарха, которому жизненный опыт позволял почти все знать лучше, чем его подданные. Это не было еще аргументацией Людовика XIV , который один знал больше, чем все его подданные только потому, что он был король. Но и у Генриха IV после 1598 г. отчетливо проявилась черта авторитарного высокомерия в отношении политиков всех мастей. Видные представители партий прошлых десятилетий, как католики, так и гугеноты, и среди них дю Плесси-Морней, постоянно вынуждены были покорно сносить высокомерие короля, которое при случае выражалось в шутке: «Я благодарю вас, - выговаривал король делегации Парижского парламента, резко возражавшей против возвращения иезуитов, - за заботу, которую вы проявляете к моей персоне и моему государству. Все ваши замечания хранятся в моей памяти, мои же в вашей - нет. Вы указали мне на трудности, которые кажутся вам большими и достойными внимания, и вы не подумали о том, что все, что вы мне сказали, я обдумал и взвесил восемь или девять лет назад; лучшие решения на будущее восходят к размышлениям о прошлых событиях, и здесь я обладаю большими познаниями, чем кто-либо другой». Это говорил уже абсолютный монарх 17 века, и Генрих IV не только привел достаточно аргументов, но и показал, что он не шутит.

Генриха IV в новых исследованиях по праву называют основателем абсолютной монархии во Франции. Это не значит, что система и техника управления при нем выглядела так же, как при Людовике XIV . И это не значит также, что он во многом не обращался к предшественникам, таким как Людовик XI , Франциск I или Генрих III . Именно сравнение с ними показывает, в чем заключалась его самобытность. Он не изобрел новых средств и путей для усиления монархической власти, прошлое дало ему достаточно примеров и инициатив, особенно правление Генриха III . Однако он их переработал и в форме интенсивного «личного правления» заботился, чтобы надзор и контроль осуществлялись королем.

Сутью этого личного правления была эффективная организация процесса подачи советов. Генрих IV в принципе не изменил королевского Совета. Однако он отобрал у этого большого традиционного совещательного органа компетенции по всем вопросам «большой политики», как внутренней, так и внешней, и передал их небольшому кругу доверенных лиц. Это также не было изобретением короля, но по свидетельствам современников, он использовал этот инструмент столь нетрадиционно и эффективно, что это бросалось в глаза и казалось новшеством. Для назначений в этот маленький орган, разделенный к тому же на ведомства, Генрих в основном использовал персонал Валуа, и это тоже было примечательной чертой политических действий этого здравомыслящего политика. Бесспорно, он нашел в них лучших и опытнейших людей, владевших техникой власти: Шеверни, Белльевр, канцлер Генриха IV, Вилльруа, один из четырех государственных секретарей и «лучший человек» короля, кроме Сюлли; наряду с ними Силлери, Жан-нен, де Ту, Арлей и другие, происходившие из судейского сословия. Генрих IV не особенно жаловал этих людей и любил иронизировать по поводу их канцелярских манер; однако он хорошо знал, что обойтись без них он не мог, и не давал поводов сомневаться, что их верность будет вознаграждена. К тому же они представляли лишь половину его политической мудрости в выборе персонала; вторую же половину представлял один-единственный человек - Максимильен де Бетюн, герцог де Сюлли, который носил этот высокий титул только с 1607 г., но еще во время Варфоломеевской ночи как гугенотский воин-дворянин примкнул к Генриху Наваррскому и с тех пор верно служил королю.

Карьера Сюлли была единственной в своем роде по сравнению со всеми остальными в 16 веке. Сюлли носил множество звучных и доходных титулов, среди них с 1598 г. звание «суперинтенданта финансов», которое он превратил в доминирующую функцию во всей королевской финансовой администрации; но за всю жизнь он не освоил роли первого министра, как это сделал Ришелье при Людовике XIII . Он был и остался преданным и близким соратником короля, и никогда не возникало опасности, что Сюлли поступит иначе, чем того хотел король. Поскольку мы можем предположить, что реорганизация финансовой администрации, а с ней и всей государственной администрации в направлении создания централизованной бюрократической системы, которая прошла при Сюлли, соответствовала желанию короля и была проявлением и результатом его личного правления.

С помощью финансового совета, подразделения королевского Совета, Сюлли удалось за несколько лет получить представление о финансовых ресурсах королевства. Он сделал это совершенно независимо от местных и провинциальных чиновников, к замене которых незамедлительно приступил, в чем, однако, так же мало преуспел, как и все другие режимы 17 и 18 веков. Одновременно, где только мог, он потеснил провинциальные сословные собрания, поскольку они имели право участия в финансовой администрации провинций. Парижская и провинциальные счетные палаты, ответственные за контроль и спорные дела финансовой администрации, Сюлли тоже подверг сомнению; четыре раза он создавал так называемые судебные палаты, чрезвычайные трибуналы, где должности занимали верные чиновники, которые, по крайней мере, на ограниченный срок лишали счетные палаты существенных полномочий. Генрих IV и Сюлли посылали в провинции чиновников короны на определенный срок и тем самым отменяли полномочия соответствующих инстанций. Такие «комиссии» были предшественниками интендантов, и в отдельных провинциях, прежде всего в Лионе, где не было парламента и провинциальных штатов, мы видим во времена Генриха IV (и его предшественника) такого интенданта, хотя он тогда еще так не назывался. Ни Сюлли, ни его господин не испытывали большого почтения к правам остальных высших судебных палат и пытались их ограничить или нейтрализовать. О чем бы ни шла речь, складывается следующая картина: за открытым, дружелюбным, веселым лицом первого Бурбона скрывается другое, суровое лицо сознающего свою власть абсолютного монарха.

Именно в своей последней фазе религиозные войны нанесли стране тяжелый экономический ущерб. Из расчетных книг крупных землевладельцев и церковных десятинных актов мы знаем, как сильно в эти годы снизилось производство зерна, сердцевины французской экономики. Повсюду увеличивались площади необработанных земель. Производство полотна и шелка сократилось наполовину. Мародерствующие войска, местные и иностранные, принесли голод и эпидемии - к концу века еще раз во Франции угрожающе распространилась чума. Шла не только религиозная война между большими партиями, но и малая война между крестьянскими общинами и странствующими солдатами и разбойничьими бандами. На Юге, в Лимузене и Перигоре, в 1594 и 1595 гг. произошли крупные крестьянские восстания. Крестьяне боролись против тройного налогового бремени, которое наложили на них землевладельцы, церковь и король.

То, как Генрих IV отреагировал на эту ситуацию, было типичным для времени его правления и его манеры поведения. С помощью своего изобретательного суперинтенданта Сюлли он между 1599 и 1602 г. поднял и без того высокие прямые налоги на землю, тогда как талью, преимущественно «крестьянский налог», существенно сократил. Это принесло ощутимое облегчение, но обнаружилась оборотная сторона медали - значительно возросли непрямые налоги, особенно налог на соль (габель). Конечно, многим французским крестьянам стало легче уже потому, что миновало время войны и внутренних беспорядков. Однако у крестьян появились новые враги: с одной стороны, оправившаяся церковь привела в порядок свое десятинное управление, с другой - старое и новое поместное дворянство, которое алчно зарилось на собственность задолжавших или разоренных крестьян. Именно в эти годы восстановления в почти всех провинциях доля собственности самостоятельного крестьянства упала ниже 50%. Золотой век Франциска I фактически миновал.

Весьма важными были достижения Генриха IV в области развития ремесел и торговой политики. Он поощрял инициативы в этой сфере и проявил себя первым «меркантилистом» Франции, которому многим были обязаны Ришелье и Кольбер. Промышленность по производству массовой и роскошной одежды сильно окрепла, производство шелка было поддержано стимулированием выращивания тутовых деревьев и разведения шелковичных червей. Консультируемый компетентными хозяйственниками (Оливье де Серр, Бартелеми де Лаффема и др.), король нацелился на политику активного торгового баланса и поощрял французских купцов к продвижению в североамериканские колонии.

Хотя бы коротко, следует сказать о Генрихе IV - покровителе искусств. Генрих IV вошел в историю французского королевства как один из великих зодчих. В Лувре, по его личной инициативе, была построена «большая галерея», в Фонтенбло - «овальный двор». В обоих случаях король был скорее продолжателем. Однако в Париже он действовал совершенно самостоятельно, там он был градостроителем: Королевская площадь в Маре, известная с первых дней Революции как площадь Вогез, является его творением, как и площадь Дофине на западной оконечности острова Сите.