Коренные малочисленные народы Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Коренные малочисленные народы Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Голицына Евдокия Ивановна

Евдокия Андреевна Никулина
Период жизни

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прозвище

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдоним

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения
Дата смерти
Принадлежность

СССР 22x20px СССР

Род войск
Годы службы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Звание майор

: неверное или отсутствующее изображение

Часть
Командовал

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Должность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сражения/войны
Награды и премии
Связи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В отставке

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Евдокия Андреевна Никулина (8 ноября - 23 марта ) - командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта , гвардии майор , Герой Советского Союза (1944).

Биография

Родилась 8 ноября (19171108 ) года в деревне Парфёново Российской империи, ныне Спас-Деменского района Калужской области, в крестьянской семье. Русская .

Окончила авиационный техникум и авиационную школу в городе Балашов. Работала лётчиком в авиационном отряде Гражданского Воздушного флота города Смоленска.

«Дина Никулина всё время жила в Ростове, занималась административной работой. А недавно наша бесстрашная лётчица погибла от руки бандита, „современного фашиста“, как пишет П. Гельман. Он пришёл в дом героини, назвался другом фронтового товарища, напал на хозяйку, избил её и трёхлетнюю внучку, забрал боевые награды и исчез. Вскоре Дина скончалась…» (см. Ракобольская И., Кравцова Н. «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков». 2-е издание, дополненное. - М.: Издательство МГУ, 2005, с. 149.)

Награды и звания

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Никулиной Евдокии Андреевне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4741).
  • Награждена тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, а также медалями.
  • Почётный гражданин города Ростова-на-Дону.

Память

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Могила Никулиной на Северном кладбище Ростова-на-Дону.

Напишите отзыв о статье "Никулина, Евдокия Андреевна"

Литература

  • Никулина Евдокия Андреевна // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1988. - Т. 2 /Любов - Ящук/. - С. 170. - 863 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-203-00536-2.
  • Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. - «Нас называли ночными ведьмами». М.: Изд-во МГУ, 2005. - 336 с.
  • Лукьянов Б. // Героини: очерки о женщинах - Героях Советского Союза / ред.-сост. Л. Ф. Торопов; предисл. Е. Кононенко . - Вып. 2. - М .: Политиздат , 1969. - 463 с.

Примечания

Ссылки

  • .
  • .
  • .
  • .
  • .

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Никулина, Евдокия Андреевна

– Можно тысячу раз показывать самую ценную на свете Книгу Знаний, но это ничего не даст, если человек не умеет читать. Не правда ли, Изидора?..
– Но своих учеников вы ведь УЧИТЕ!.. – с тоской воскликнула я. – Они ведь тоже не знали всего сразу, перед тем, как попали к вам! Так учите же человечество!!! Оно стоит того, чтобы не исчезнуть!..
– Да, Изидора, мы учим наших учеников. Но одарённые, которые попадают к нам, умеют главное – они умеют МЫСЛИТЬ... А остальные пока всего лишь «ведомые». И у нас нет на них ни времени, ни желания, пока не придёт их время, и они не окажутся достойны того, чтобы кто-то из нас их учил.
Север был совершенно уверенным, что прав, и я знала, что никакие доводы не смогут его переубедить. Поэтому решила не настаивать более...
– Скажи, Север, что из жизни Иисуса является настоящим? Можешь ли ты рассказать мне, как он жил? И как же могло случиться, что с такой мощной и верной опорой он всё же проиграл?.. Что стало с его детьми и Магдалиной? Как долго после его смерти ей удалось прожить?
Он улыбнулся своей чудесной улыбкой...
– Ты напомнила мне сейчас юную Магдалину... Она была самой из всех любопытной и без конца задавала вопросы, на которые даже наши волхвы не всегда находили ответы!..
Север снова «ушёл» в свою грустную память, вновь встречаясь там с теми, по кому он всё ещё так глубоко и искренне тосковал.
– Она была и впрямь удивительной женщиной, Изидора! Никогда не сдававшейся и не жалеющей себя, совсем, как ты... Она готова была в любой момент отдать себя за тех, кого любила. За тех, кого считала достойнее. Да и просто – за ЖИЗНЬ... Судьба не пожалела её, обрушив на её хрупкие плечи тяжесть невозвратимых потерь, но она до последнего своего мгновения яростно боролась за своих друзей, за своих детей, и за всех, кто оставался жить на земле после гибели Радомира... Люди называли её Апостолом всех Апостолов. И она истинно была им... Только не в том смысле, в котором показывает её в своих «священных писаниях» чуждый ей по своей сути еврейский язык. Магдалина была сильнейшей Ведуньей... Золотой Марией, как её называли люди, хоть однажды встретившие её. Она несла собою чистый свет Любви и Знания, и была сплошь пропитанной им, отдавая всё без остатка и не жалея себя. Её друзья очень любили её и, не задумываясь, готовы были отдать за неё свои жизни!.. За неё и за то учение, которое она продолжала нести после смерти своего любимого мужа, Иисуса Радомира.
– Прости мою скудную осведомлённость, Север, но почему ты всё время называешь Христа – Радомиром?..
– Всё очень просто, Изидора, Радомиром нарекли его когда-то отец и мать, и оно являлось его настоящим, Родовым именем, которое и впрямь отражало его истинную суть. Это имя имело двойное значение – Радость мира (Радо – мир) и Несущий миру Свет Знания, Свет Ра (Ра – до – мир). А Иисусом Христом его назвали уже Думающие Тёмные, когда полностью изменили историю его жизни. И как видишь, оно накрепко «прижилось» к нему на века. У иудеев всегда было много Иисусов. Это самое что ни на есть обычное и весьма распространённое еврейское имя. Хотя, как ни забавно, пришло оно к ним из Греции... Ну, а Христос (Хristos) – это вообще не имя, и значит оно по-гречески – «мессия» или «просвещённый»... Спрашивается только, если в библии говорится, что Христос – христианин, то как же тогда объяснить эти языческие греческие имена, которые дали ему сами Думающие Тёмные?.. Не правда ли, интересно? И это лишь самая малая из тех многих ошибок, Изидора, которых не хочет (или не может!..) видеть человек.
– Но как же он может их видеть, если слепо верит в то, что ему преподносят?.. Мы должны показать это людям! Они обязаны всё это знать, Север! – опять не выдержала я.
– Мы ничего людям не должны, Изидора... – резко ответил Север. – Они вполне довольны тем, во что они верят. И не хотят ничего менять. Желаешь ли, чтобы я продолжил?
Он снова наглухо отгородился от меня стеной «железной» уверенности в своей правоте, и мне не оставалось ничего более, как лишь кивнуть в ответ, не скрывая проступивших слёз разочарования... Бессмысленно было даже пытаться что-либо доказывать – он жил в своём «правильном» мире, не отвлекаясь на мелкие «земные неполадки»...

– После жестокой смерти Радомира Магдалина решила вернуться туда, где был её настоящий Дом, где когда-то давно она родилась на свет. Наверное, всем нам присуща тяга к нашим «корням», особенно когда по той или иной причине становится плохо... Вот и она, убитая своим глубоким горем, раненая и одинокая, решила наконец-то вернуться ДОМОЙ... Это место находилось в загадочной Окситании (сегодняшняя Франция, Лангедок) и называлось оно Долиной Магов (или также – Долиной Богов), славившейся своей суровой, мистической величавостью и красотой. И не было человека, который однажды побывав там, не полюбил бы Долину Магов на всю свою оставшуюся жизнь...
– Прости, Север, что прерываю тебя, но имя Магдалины... не от Долины Магов ли пришло оно?.. – не в состоянии удержаться от потрясшего меня открытия, воскликнула я.
– Ты совершенно права, Изидора. – улыбнулся Север. – Вот видишь – ты мыслишь!.. Настоящая Магдалина родилась около пятисот лет назад в Окситанской Долине Магов, и поэтому называли её Марией – Магом Долины (Маг-долины).
– Что же это за долина – Долина Магов, Север?.. И почему я никогда не слышала о подобном? Отец никогда не упоминал такое название, и об этом не говорил ни один из моих учителей?
– О, это очень древнее и очень мощное по своей силе место, Изидора! Земля там дарила когда-то необычайную силу... Её называли «Землёю Солнца», или «Чистой землёй». Она была создана рукотворно, много тысячелетий назад... И там когда-то жили двое из тех, кого люди называли Богами. Они берегли эту Чистую Землю от «чёрных сил», так как хранила она в себе Врата Междумирья, которых уже не существует сегодня. Но когда-то, очень давно, это было место прихода иномирных людей и иномирных вестей. Это был один из семи «мостов» Земли... Уничтоженный, к сожалению, глупой ошибкою Человека. Позже, много веков спустя, в этой долине начали рождаться одарённые дети. И для них, сильных, но несмышлёных, мы создали там новую «мэтэору»... Которую назвали – Раведой (Ра-ведать). Это была как бы младшая сестра нашей Мэтэоры, в которой так же учили Знанию, только намного более простому, чем учили этому мы, так как Раведа была открыта без исключения для всех одарённых. Там не давались Сокровенные Знания, а давалось лишь то, что могло помочь им жить со своей ношей, что могло научить их познать и контролировать свой удивительный Дар. Постепенно, в Раведу начали стекаться разные-преразные одарённые люди с самых дальних краёв Земли, жаждущие учиться. И потому, что Раведа была открытой именно для всех, иногда туда приходили так же и «серые» одарённые, которых так же учили Знанию, надеясь, что в один прекрасный день к ним обязательно вернётся их затерявшаяся Светлая Душа.

, Россия

Принадлежность

СССР СССР

Род войск Звание майор

: неверное или отсутствующее изображение

Часть Сражения/войны Награды и премии

Евдокия Андреевна Никулина (8 ноября - 23 марта ) - командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта , гвардии майор , Герой Советского Союза (1944).

Биография

Родилась 8 ноября (19171108 ) года в деревне Парфёново Российской империи, ныне Спас-Деменского района Калужской области, в крестьянской семье. Русская .

Окончила авиационный техникум и авиационную школу в городе Балашов. Работала лётчиком в авиационном отряде Гражданского Воздушного флота города Смоленска.

«Дина Никулина всё время жила в Ростове, занималась административной работой. А недавно наша бесстрашная лётчица погибла от руки бандита, „современного фашиста“, как пишет П. Гельман. Он пришёл в дом героини, назвался другом фронтового товарища, напал на хозяйку, избил её и трёхлетнюю внучку, забрал боевые награды и исчез. Вскоре Дина скончалась…» (см. Ракобольская И., Кравцова Н. «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков». 2-е издание, дополненное. - М.: Издательство МГУ, 2005, с. 149.)

Награды и звания

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Никулиной Евдокии Андреевне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4741).
  • Награждена тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, а также медалями.
  • Почётный гражданин города Ростова-на-Дону.

Память

Напишите отзыв о статье "Никулина, Евдокия Андреевна"

Литература

  • Никулина Евдокия Андреевна // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1988. - Т. 2 /Любов - Ящук/. - С. 170. - 863 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-203-00536-2 .
  • Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. - «Нас называли ночными ведьмами». М.: Изд-во МГУ, 2005. - 336 с.
  • Лукьянов Б. // Героини: очерки о женщинах - Героях Советского Союза / ред.-сост. Л. Ф. Торопов; предисл. Е. Кононенко . - Вып. 2. - М .: Политиздат , 1969. - 463 с.

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .
  • .
  • .
  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Никулина, Евдокия Андреевна

– Что за народ? – крикнул он на людей, разрозненно и робко приближавшихся к дрожкам. – Что за народ? Я вас спрашиваю? – повторил полицеймейстер, не получавший ответа.
– Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа…
– Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки.
Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее.
– Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками.
Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку.
– Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе.

Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d"en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.
На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?
Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.
Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.

Сайт воспитателя социального приюта для несовершеннолетних "Катарсис" Евдокии Андреевны Гинкул

Ребенок это не сосуд, который можно наполнить знаниями, а в нем нужно зажечь стремление к знаниям и желание постигать новое.

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Развитие творческих способностей каждого ребенка в играх, организованной деятельности и в процессе повседневного общения.

Увлечения: общение со своей семьей, приносящее удовольствие каждому; общение с друзьями; кино; театр; чтение сказок и притч;

Страна: Россия

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: Нягань

Место работы: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры Комплексный центр социального обслуживания населения "Катарсис"

Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».

Конфуций.

Педагог – он вечный созидатель.
Он жизни учит, и любви к труду.
Я педагог, наставник, воспитатель,
За что благодарю свою судьбу.
Много нужно ласки и заботы
Всех услышать, каждого понять.
Воспитатель – трудная работа –
Постоянно маму заменять.
Вырастут ребята, детство не забудут,
Впереди у жизни целый век.
И тот шалун с годами добрым будет,
Главное, чтоб был он – Человек!
Не важно, кем они работать будут.
Для воспитателя – они ведь дети навсегда!
Чем больше уважать их будут люди,
Тем выше планка моего труда!
Уйдут одни, придут другие дети,
Получат здесь и ласку, и уют.
Меня оценят в XXI веке,
Труд воспитателя оценят – добрый труд!

О себе

Гинкул Евдокия Андреевна родилась 21 сентября 1962 года рождения.Образование - высшее.Окончила - Измаильский государственный педагогический институт в 1983 году.

Квалификация - учитель начальных классов по специальности « Педагогика и методика начального обучения».

Педагогический стаж работы - 22 года 6 месяцев

Воспитатель – удивительная профессия. Я думаю, что её плюс в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть «все мы родом из детсва», но мы очень быстро забываем этот волшебный мир, не понимая даже собственных детей. Детский мир намного интереснее, безграничнее и богаче, чем мир взрослого. Считаю, что задача каждого воспитателя – не разрушить эту детскую иллюзию, а влиться в нее, то есть воспитатель должен разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. И наконец, разве многим доступно быть любимой, уважаемой, образцом для подражания, идеалом? Только воспитателям детского сада это вполне доступно, все зависит только от нас.На мой взгляд, воспитатель - это не только профессия, это Призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это Призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться. Я глубоко убеждена, что красота и доброта, действительно спасут МИР!

Что значит быть воспитателем социального приюта для детей?

За 5 лет работы в социальном приюте я сделала вывод: для ребёнка неважно, как я отношусь к другим детям, а важно, как я отношусь к нему. Ещё в годы учёбы в педагогическом я усвоила формулу: «Главное качество педагога- любить своих детей». Но, признаюсь откровенно, не сразу смогла я полюбить всех своих воспитанников! Разные они, и чувства вызывали неодинаковые. И тогда я решила заняться самовоспитанием - научиться, ко всем детям относиться объективно. Я стала видеть себя со стороны, глазами ребёнка, ставить вопросы: «Справедливо ли я поступила? Проявила ли терпимость? Я выработала для себя несколько правил, которые помогают мне работать с детьми». За каждым эссе – личность. Творческая. Яркая индивидуальность. И просто человек – душевный, любящий детей, думающий о них, заботящий. Я люблю свою работу, каждый день с удовольствием иду на работу. Бывают дома проблемы, а вошла в семью нашего приюта, и как в омут с головой – плывёшь с ребятишками по реке добра, познания и радости.

Быть воспитателем – значит быть самодостаточной женщиной. Ведь главное в женщине - материнство. А в приюте по– матерински окружаешь заботой, лаской и вниманием сразу 15 сорванцов, а в ответ получаешь новый позитива. Рядом с детьми ощущаешь себя всегда юной, весёлой и энергичной. Хочется верить, что вкладывая частицу своей души в каждого ребёнка, я делаю мир добрее.

В наших руках – будущее детей, а значит- будущее России. Мне всегда интересно работать.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги, которые сформировали мой внутренний мир: книги о Великой Отечественной войне не оставляют меня равнодушной, люблю читать сказки, русскую классику. Постоянно, в рамках самообразования, читаю различную методическую литературу.

Мой взгляд на мир

Мир ни плохой, ни хороший, ни добрый, ни злой. Он такой, каким каждый из нас его ощущает. Сегодня мы счастливы и мир прекрасен, а завтра - ненавидим!

Мир в движении!

Мои достижения

К счастью, я совершенно отчетливо помню своё детство! С малых лет я со своим младшим братом играла в школу и детский сад. Сначала, наши куклы ходили в садик: мы их кормили, укладывали спать, читали им книжки, выводили на прогулку и устраивали праздники. Помню, как под Новый год, мы поставили маленькую ёлочку посередине комнаты, нарядили мишурой всех кукол, мишек и посадили их вокруг ёлки, создав тем самым, новогодний хоровод. Сами пели песню «В лесу родилась ёлочка», читали стихи, выводив к ёлочке мишку или куклу, танцевали. Всё это действо завершилось вручением подарков каждой игрушке от Деда Мороза. Подарками служили маленькие безделушки, которые мы собрали в мешок. Так день за днём мы «воспитывали» свои игрушки и когда они «подрастали», переводили их в школу.

Прошло время, и игры воплотились в жизнь. После школы я выбрала профессию педагога. А могло ли быть по-другому?Сейчас когда прошло больше 20 лет со дня начала моей педагогической деятельности, могу твёрдо ответить: "нет".


Детство – самая счастливая пора в жизни каждого человека. Многие с тоской говорят: «Детство ушло навсегда. Его невозможно вернуть!» Но только не для меня!!! Моя профессия даёт мне возможность оставаться в стране Детства навсегда!

Помню, как в первый раз ко мне в группу пришли малыши, 20 человек! Первое, что я испытала - был шок! Один кричит, другой бежит, третий не поделит игрушку с четвёртым, пятый хочет пить и так можно продолжать до бесконечности. Честно скажу, я думала, что не выдержу такого натиска и просто сбегу! Но в тот момент мне надо было как-то исправлять ситуация и я решила, что необходимо превратить окружающую меня действительность в увлекательный мир. Я взяла ширму, кукол и стала показывать сказку. Первая реакция моих малышей была тишина, затем я услышала звонкий смех, хлопки в ладоши и увидела счастливые, озорные, горящие глаза! Именно в тот день, в тот миг я поняла, что НИКОГДА не покину этот мир! В дальнейшем, я каждый день училась вместе со своими малышами смеяться, думать, чувствовать, мечтать и познавать.

Моё портфолио

«Любить детей и выполнять свою работу лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня, » - вот моё жизненное кредо .

Самым главным на педагогическом пути, на мой взгляд, является вера в себя, в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Надо только научиться воспринимать свои ошибки как опыт. В этом большое значение имеет портфолио педагога. Мы должны понимать, что стратегия успешности поведения педагога задает направление на эффективное развитие, координирует усилия педагога в достижении успешной деятельности, способствует карьерному росту, продуктивному деловому общению и, наконец, возникновению чувства удовлетворения процессом и результатом собственной профессиональной деятельности

Директор НИИ социально-экономического и национально-культурного возрождения обско-угорских народов. Родилась 4 мая 1936 г. в с. Полноват Березовского района Тюменской области. В 1956 г. окончила Ханты-Мансийское педагогическое училище, в 1961 г. - Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена. Кандидат педагогических наук (1990), член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, действительный член Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека. С 1961 по 1991 г. - учитель Ванзеватской школы Березовского района, школы № 1 Ханты-Мансийска, руководитель межокружных курсов повышения квалификации учителей родных языков национальных школ народов Севера, заведующая кафедрой родных языков Института усовершенствования учителей; с 1991 г. - директор НИИ социально-экономического и национально-культурного возрождения обско-угорских народов. Заслуженный учитель школы РФ (1991).

  • - изд. "Киевск. телегр."...
  • - Евдокия - тетка царицы Натальи Кирилловны, жена думного дворянина Федора Полуэктовича Нарышкина...

    Биографический словарь

  • - имя двух дочерей царя Алексея Михайловича от первого брака. Старшая из них в 1698 г. уличена была если не в участии, то в сочувствии замыслам Софии, почему и подверглась некоторым стеснениям...

    Биографический словарь

  • - 1. Ольге Андреевне, девушке-милиционеру Посв. Шутл. ОМ925 ; 2...
  • - 1. – супруга моск. князя Димитрия Донского) Плотно сомкнуты губы сухие, Жарко пламя трех тысяч свечей. Так лежала княжна Евдокия На душистой сапфирной парче. Ахм913 ; 2. Быть пусту месту сему... Евдокия Лопухина Эпгрф...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - 1683 г. постр. в Москве каменную церковь Преображения, на Ордынке...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - см. Болтина, Е....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 4-я игуменья Ярославского мон-ря во имя Казанския Бож. Мат. в XVII...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 8-я игуменья Ярославского мон-ря во имя Казанския Бож. Мат., XVII...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - имя двух дочерей царя Алексея Михайловича от первого брака...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза, гвардии майор. Окончила Балашовскую авиашколу...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - византийская императрица, дочь знатного франка, супруга императора Аркадия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - византийская императрица. См. Афинаида...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Евдок"...

    Русский орфографический словарь

  • - Евдокия - подмочи порог. Народн. День Св. Евдокии. ДП, 875; НОС 7, 160...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Евдокия благоволение; Авдотья; Авдокея и Евдокея...

    Словарь синонимов

"Немысова, Евдокия Андреевна" в книгах

Евдокия Турчанинова

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

Евдокия Турчанинова Евдокия Турчанинова

Голицына Евдокия Ивановна

автора Щеголев Павел Елисеевич

Голицына Евдокия Ивановна Евдокия (Авдотья) Ивановна Голицына (1780–1850), ур. Измайлова. По капризу императора Павла в 19 лет была выдана замуж за очень богатого, но уродливого и глупого князя С. М. Голицына, прозванного «дурачком».В 1808 году у нее завязался роман с князем

Истомина Евдокия Ильинична

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Истомина Евдокия Ильинична Евдокия (Авдотья) Ильинична Истомина (1799–1848) - талантливая петербургская балерина. Она была капризной, избалованной красавицей, всегда окруженной роем многочисленных поклонников.О ней говорили: «В театре, на сцене, в танцах с грациозными и

Овошникова Евдокия Ивановна

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Овошникова Евдокия Ивановна Евдокия (Авдотья) Ивановна Овошникова (1804–1845) - воспитанница Театрального училища (в 1822), солистка балета. Она была дамой сердца Н. В. Всеволожского, приятеля Пушкина и его сослуживца по Коллегии иностранных дел, любителя театра и литературы,

Евдокия

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Евдокия Значение и происхождение имени: имя дословно означает «благоволение» (греч.).Энергетика и Карма имени: интересно, что в последние несколько лет имя Евдокия или, точнее говоря, Дуня, все чаще встречается на столичных дискотеках или в околобогемных кругах. При этом

ЕВДОКИЯ

Из книги 100 самых счастливых русских имен автора Иванов Николай Николаевич

ЕВДОКИЯ Происхождение имени: «благоволение» (греческое).Именины (по новому стилю): 14 марта; 30 мая; 6 июля; 20 июля; 17 августа.Положительные черты характера: дипломатичность, умение приспособиться, но и в то же время сохранить свое «Я» в любых условиях жизни. Евдокия стремится

Евдокия

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Евдокия Имя дословно означает «благоволение» (греч.). В последние несколько лет имя Евдокия или, точнее говоря, Дуня, все чаще встречается на столичных дискотеках или в околобогемных кругах. При этом совсем не факт, что имена эти настоящие, в большинстве случаев девушки

Царица Евдокия

Из книги автора

Царица Евдокия Первой супругой Михаила Федоровича была Мария Владимировна, княжна Долгорукова. Они нежно любили друг друга и потому были очень счастливы, но это счастье исчезло, как сон: молодая Мария скончалась через несколько месяцев после своей свадьбы. Печальный

Евдокия. Роман IV

Из книги Хронография [Без приложений] автора Пселл Михаил

Евдокия. Роман IV Царица Евдокия с сыновьями Михаилом и КонстантиномI. Придя к власти по велению царственного мужа, царица Евдокия никому другому не вверила царства, не избрала своим уделом домашнюю жизнь и не поручила дел какому-нибудь вельможе, а стала всем заправлять

Афинаида-Евдокия

автора Дашков Сергей Борисович

Афинаида-Евдокия (конец 90-х IV в. - 460, августа с 423, факт. - до 442)Афинаида, в крещении Евдокия, была дочерью афинского софиста Леонтия. В 421 г. она осталась практически без средств к существованию, так как Леонтий умер, все состояние завещав ее братьям, а ей оставив лишь сто

Евдокия Макремволитиса

Из книги Императоры Византии автора Дашков Сергей Борисович

Евдокия Макремволитиса (ок.1028 - ок.1096, императрица-регентша в 1067 и 1071)После смерти Константина X власть перешла к его сыновьям - Михаилу, Константину и Андронику, регентство при которых Дука поручил их матери Евдокии, дочери видного царедворца времен Михаила IV,

Царица Евдокия

Из книги автора

Царица Евдокия Евдокия Лопухина, Авдотья Федоровна, как еще ее называют, дочь знатного боярина, на которой Петр I женился 28 января 1689 г. Бедная, несчастная, безропотная женщина. Всю жизнь провела по монастырям и темницам, проливая горькие слезы над своей горькой долей. За

Евдокия Тамбовская

Из книги автора

Евдокия Тамбовская Женщина лет пятидесяти, в черном коленкоровом платье, повязанная черным платком, сухая, бледная и вечно босая. Ее всегда вы можете видеть в Рогожской, в Таганке, в Покровском, - в этих парниках, где произрастает всякое юродство и ханжество, в этой яме

Ахматова Анна Андреевна Настоящее имя – Анна Андреевна Горенко (род. в 1889 г. – ум. в 1966 г.)

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Ахматова Анна Андреевна Настоящее имя – Анна Андреевна Горенко (род. в 1889 г. – ум. в 1966 г.) Величайшая русская поэтесса, представительница Серебряного века, известный пушкиновед, переводчик, Почетный доктор Оксфордского университета. Я научила женщин говорить - Но,

Анна Андреевна Ахматова (Анна Андреевна Горенко) (23 июня (11 июня) 1889 – 5 марта 1966)

Из книги История русской литературы второй половины XX века. Том II. 1953–1993. В авторской редакции автора Петелин Виктор Васильевич

Анна Андреевна Ахматова (Анна Андреевна Горенко) (23 июня (11 июня) 1889 – 5 марта 1966) Родилась в семье инженера торгового флота, капитана второго ранга Андрея Антоновича Горенко (1848-1915) и Инны Эразмовны (в девичестве Стоговой; 1856-1930) в посёлке Большой Фонтан вблизи Одессы. С

Евдокия Андреевна
Глава 1.
Мы жили на окраине города Оренбурга, в поселке Берды, который теперь является частью городского района. Поселок имеет очень богатую историю, даже великий А.С. Пушкин не посчитал за труд навестить эту слободу, и побеседовать с тогдашними жителями, еще живыми свидетелями Пугачевского восстания (казачка Бунтова), о чем и написал в своих произведениях: «Капитанская дочь», «История Пугачева".

В поселке предводитель крестьянского восстания, которого так напугалась Екатерина Великая, что переименовала реку Яик в реку Урал, устроил штаб, и оттуда руководил осадой крепости Оренбург. Я не собираюсь пересказывать здесь содержание выше указанных произведений, или проводить их анализ, хотя, при огромном желании, наверное, смогла бы.

Все учащиеся местной поселковой школы, в том числе и я, знают данную тему в совершенстве. Иначе быть не может: 1 сентября первоклашки начинают знакомство со школой посещением двух музеев, занимающих большую часть второго этажа школы, где им проводят лекции старшеклассники, так происходит ежегодно. В дни рождения и смерти великого поэта уроки переносились в стены школьного музея. А гости из соседних школ? Ведь им все подробно надо рассказать, и на вопросы ответить. Поэтому все ученики, не страдающие заиканием и другими логопедическими проблемами, наизусть заучивали тексты экскурсионных лекций, цитат из Пушкина, статьи о музее и т.д.
Все это я рассказываю так подробно лишь для того, что бы было понятно, что местечко, в котором проживала я вместе со своей семьей, имеет богатую историю. Люди поселка занимаются народными промыслами до сих пор. Здесь есть мастера: по изготовлению валенок-самовалок ручной работы - мягкие, теплые и удивительно легкие; по плетению корзин из ивняка, крепких и удобных, но основной гордостью являются пуховницы - женщины, вяжущие те самые Оренбургские пуховые платки, о которых пела Людмила Зыкина.
Такой вязальщицей была и моя бабушка Кондратьева Евдокия Андреевна, уроженка Оренбургской губернии села Матвеевка, Матвеевского района.
Мои мама, папа, старший брат и я жили вместе с бабушкой, в ее доме, который она построила сама, после войны, оставшись с двумя маленькими детьми и извещением на мужа «Пропал без вести».

Данная формулировка не давала права на пенсии или пособия на детей, а вызывала недоверие в послевоенные годы. И главным источником существования моей бабушки до самой ее смерти был доход от продажи пуховых платков. Я, ни когда не ходившая в детский сад (в отличие от брата), воспитывалась бабушкой, и весь процесс изготовления Оренбургских пуховых платков проходил на моих глазах, а некоторые, не очень ответственные процедуры, доверялись и мне.

И здесь я попробую воспроизвести технологический процесс так, как это делала Евдокия Андреевна….