Кораблекрушение танкера гого раннера в 1982 г. Авария на танкере «торри каньон

У берегов Аляски .

В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии .

Эта авария считалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море вплоть до аварии буровой установки DH в Мексиканском заливе 20 апреля 2010 года.

Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В этом районе обитал лосось , морская выдра , тюлень и множество морских птиц. В течение первых дней после аварии нефть покрыла огромный район в проливе принца Вильгельма .

Авария

Причины инцидента

Было определено множество причин, которые привели к возникновению инцидента.

В свете вышеизложенных выводов и других открытий, репортёр-расследователь Грег Паласт заявил в 2008:

«Забудьте сказочку о выпившем шкипере. Что касается капитана Джозефа Хейзлвуда, он находился под палубой, отсыпаясь после попойки. Как кормчий судна, третий помощник никогда бы не налетел на Блайт-риф, если бы увидел его на экране радара системы RAYCAS. Но радар не был развёрнут. Факт, что судовой радар был сломан и неработоспособен более чем за год до катастрофы и менеджеры Эксона это знали. (По мнению Эксона) было слишком дорого починить радар и работать с ним.»

Компания Эксон обвинила капитана Хейзлвуда в том, что танкер сел на мель.

Согласно материалам курса «Безопасность программных систем» профессора Нэнси Г. Ливсон из Массачусетсткого технологического университета есть другие причины инцидента:

  • Экипажам танкеров не было известно о том, что Береговая охрана прекратила практику проводки судов мимо Блайт-рифа.
  • Нефтяная промышленность обещала, но так никогда и не установила современное оборудование по наблюдению за айсбергами.
  • Exxon Valdez отклонился от обычного курса, чтобы избежать столкновения с небольшими айсбергами, которые могли быть в этом районе.
  • Экипаж танкера в 1989 году был вдвое меньше экипажа в 1977, люди работали по 12-14 часов за смену плюс сверхурочно. После заливки нефти экипаж спешил покинуть Вальдес.
  • Береговая охрана не провела инспекции танкера, и число его обслуги было сокращено.
  • Недостаток оборудования и людей затруднили очистку от нефти.

Ликвидация последствий аварии

Первые действия по очистке заключались в использовании диспергентов , поверхностно-активных веществ и растворителей. 24 марта частная компания распыляла с вертолёта диспергент. Поскольку поверхность моря была спокойной, больших волн не было, и диспергент не перемешивался с нефтью, его использование было прекращено. Однако проверка имела относительный успех: из 113 400 литров нефти образовалось 1134 литра отстоя, который мог быть удалён. На ранних стадиях был проведён ликвидационный поджиг нефти, изолированной от остального региона огнестойким ограждением. Он был достаточно успешным, однако из-за неблагоприятной погоды не были проведены дополнительные поджиги. К дополнительному сжиганию нефти не стали прибегать из-за неподходящей погоды.

К механической очистке приступили сразу же после катастрофы, используя боны и скиммеры, но скиммеры не могли быть готовы раньше 24 часов, прошедших после аварии, толстый слой нефти, перемешанный с бурыми водорослями засорял оборудование.

Компания Эксон повсеместно критиковалась за вялые усилия по очистке, Джон Девенс, мэр Вальдеса заявил, что его земляки чувствовали себя преданными неадекватным ответом компании на возникший кризис. Тем не менее Эксон потратил на мероприятия по очистке такую сумму, которая превысила какие бы то ни было расходы при предыдущих нефтяных утечках. Более 11 тысяч местных жителей штата Аляска работали вместе с сотрудниками Эксона по всему региону, пытаясь спасти окружающую среду.

Ввиду того, что в берегах пролива принца Уильяма есть множество пещер, куда стекала и собиралась нефть, её решили удалить оттуда, подавая горячую воду под высоким давлением. Однако эта мера уничтожила бактериальную популяцию береговой линии, многие из этих организмов (например, планктон) были основой пищевых цепочек береговой морской фауны, а другие (например, некоторые виды бактерий и грибов) могли разлагать нефть. В то время как научное, так и общественное мнение склонялось ко всеобщей очистке, более развивалось понимание процессов самовосстановления природной среды. Несмотря на массовые усилия по очистке, согласно данным исследования NOAA , более 98 тысяч литров нефти впиталось в песчаные почвы береговой линии. Это количество сокращается по меньшей мере на 4 % ежегодно.

В 1992 году компания Эксон выпустила видеофильм под названием «Учёные и растекание нефти на Аляске». Фильм был распространён по школам с пометкой «видео для студентов». Критики заявили, что фильм плохо отражает процесс очистки от нефти.

Как кратковременные, так и долговременные последствия утечки нефти были всесторонне рассмотрены. Вскоре после аварии погибли тысячи животных, наиболее достоверные оценки определяют числа в 250 тыс. морских птиц, как минимум 2800 каланов, приблизительно 12 речных бобров, 300 тюленей, 247 белоголовых орланов и 22 касатки, также погибли миллиарды лососёвых и сельдяных икринок. Последствия разлива нефти ощущаются даже сегодня. Были отмечены сокращения численности популяции различных видов океанических животных, а также задержка роста популяции розового лосося. В последующие годы отмечалась высокая смертность среди каланов и уток, поскольку они потребляют пищу из загрязнённой почвы. Остатки нефти также попадают на их мех или перья.

На протяжении почти 20 лет после аварии группа учёных университета Северной Каролины установила, что последствия длятся гораздо дольше, чем ожидалось. Команда оценила, что для восстановления некоторых видов арктических обитателей потребуется 30 лет. Компания Exxon Mobil отвергает любые заявления по этому поводу, заявляя, что они не ожидают, того, что оставшиеся фракции нефти вызовут какие либо долговременные экологические последствия, в соответствии с 350-ю рецензируемыми исследованиями.

Судебные процессы и штрафные выплаты

Иски предъявили 38 тыс. истцов. В решении по делу Бейкер против Exxon суд города Анкоридж обязал компанию выплатить 287 млн. долларов за фактический ущерб и 5 млрд. долларов штрафов. Сумма штрафов была равна сумме годовой прибыли компании в то время. Для того, чтобы защитить себя в случае, если приговор суда будет утверждён, компания Exxon взяла кредит в 4,8 млрд долларов у финансовой компании JPMorgan Chase . Это дало возможность компании JPMorgan создать первый современный кредитный дефолтный своп в 1994 году, так что у компании пропала нужда держать такую сумму в резерве (8 % от суммы кредита по Basel I) в случае риска дефолта компании Еххоn.

Компания обжаловала приговор в Апелляционном суде 9-го округа , который вынудил судью Рассела Холанда снизить величину штрафа до 2,5 млрд. долларов. 6 декабря 2002 судья объявил, что снижает размер штрафа до 4 млрд долларов, так как по его заключению эта сумма была оправдана обстоятельствами дела и не была чрезмерно завышена. Компания вновь подала апелляционную жалобу, и дело вернулось в суд. Согласно недавнему решению Верховного суда по похожему делу Холанд увеличил сумму штрафа до 4,5 млрд плюс проценты.

После многих апелляций и слушаний в апелляционном суде 9-го округа 27 января 2006 года, решением суда от 22 декабря 2006 года размер штрафа был урезан до 2.5 млрд долларов. Апелляционный суд опирался на недавние постановления Верховного суда о пределах штрафных выплат.

Компания Exxon снова подала апелляционную жалобу. 23 мая 2007 года апелляционный суд 9-го округа отказал компании в проведении ExxonMobil третьего слушания и оставил в силе своё решение о штрафе в 2,5 млрд долларов. Компания подала апелляционную жалобу в Верховный суд, который согласился провести слушания. 27 февраля 2008 года Верховный суд провёл 90-минутное слушание. Судья Сэмюэль Алито взял самоотвод, так как у него в то время была вложена сумма от 100.000 до 250.000 в акции Exxon. В решении от 25 июня 2008 года судья Дэвид Сутер аннулировал решение о штрафе в 2,5 млрд и возвратил дело в суд низшей инстанции, так как он нашёл, что чрезмерный размер штрафа противоречит принципам морского права. Действия компании Exxon были расценены как: «более чем небрежными, но менее чем вредоносными»." Согласно решению суда размеры штрафа были ограничены пределами выплат компенсаций, что составило 507,5 млн долларов. Некоторые законодатели, например председатель юридического комитета Сената Патрик Дж. Лихи порицал это решение как «другое в ряду случаев, когда верховный суд неправильно истолковывал намерения Конгресса в интересах больших корпораций.» 27 августа 2008 года компания согласилась выплатить сумму в 75 % от штрафа в 507,5 млн долларов. В июне 2009 года постановление федерального суда обязало компанию выплатить дополнительных 480 млн долларов процентов за их просроченные штрафные платежи.

Согласно официальной позиции компании Exxon штрафные выплаты более чем в 25 млн долларов были неоправданны, так как утечка нефти произошла в ходе несчастного случая и ввиду того, что компания потратила 2 млрд долларов на мероприятия по очистке и в дальнейшем 1 млрд долларов на урегулирование гражданских и уголовных обвинений. Адвокаты истцов заявляли, что Exxon несёт ответственность за возникновение несчастного случая, так компания «поставила пьяного за управление танкером в проливе Принца Уильяма.»

Благодаря страховым выплатам по случаю аварии танкера Эксон сумел покрыть значительную часть расходов на очистку от нефти и на услуги юристов. В 1991 Эксон сумел договориться об отдельной выплате убытков, причинённых группе Seattle Seven (производителей пищи из даров моря) которые катастрофа нанесла промышленности морепродуктов Аляски. По соглашению группа Seattle Seven получала 63,75 млн. долларов, но оговаривалось, что компании морепродуктов будут вынуждены возместить почти все штрафные убытки, по другим судебным процессам. Позднее, по решению суда штрафные выплаты Эксона должны были составить 5 млрд. долларов и Seattle Seven мог бы получить большую сумму, как часть общих штрафных выплат, если бы не пришёл к сделке раньше. Другие истцы опротестовали это секретное соглашение и, когда оно всплыло на свет, судья Холланд постановил, что компании Эксон следовало с самого начала проинформировать жюри, что соглашение уже было достигнуто, таким образом жюри смогло бы точно определить, сколько Эксону придётся заплатить.

Последствия

Политические

В качестве ответной меры на выброс нефти Конгресс США выпустил Акт об утечке нефти 1990 г. который запрещает любому кораблю, вызвавшему после 22 марта 1989 г выброс нефти более чем в 1 млн. американских галлонов нефти (3,800 м3) в любой области моря заход в пролив Принца Уильяма.

В апреле 1998 г компания предприняла судебный процесс против федерального правительства с целью добиться возврата танкера в воды Аляски. Компания заявила, что Акт об утечке нефти является на самом деле биллем об опале, правиле, которое нечестным образом направлено против одной компании Эксон. В 2002 окружной суд 9-го округа вынес решение против компании Эксон. В результате в 2002 г Акт об утечке нефти не дал возможность 18-ти кораблям войти в пролив Принца Вильгельма .

Акт об утечке нефти также наметил постепенный переход к двойным корпусам, что предусматривало слой между нефтяными резервуарами и океаном. Хотя наиболее вероятно, что двойной корпус не предотвратил бы катастрофу танкера, но согласно результатам исследования Береговой охраны это, скорее всего, сократило бы утечку нефти на 60 процентов.

После аварии Стив Коупер, губернатор Аляски выпустил постановление, согласно которому два буксира должны эскортировать каждый загружённый танкер, проходящий проливом Принца Уильяма до входа Хинчинбрук . Этот план был развёрнут в 1990-х, один из буксиров был заменён на 64-метровый эскортный спасательный транспорт. Большинство танкеров, посещающих Вальдес более не имеют ординарный корпус. Конгресс ввёл в действие закон, предписывающий к 2015 году, чтобы все танкеры были с двойным корпусом.

Международный союз рабочих нефтяной, химической и атомной промышленности, представляющий интересы почти 40 тыс. рабочих объявил о своей оппозиции бурению в национальном арктическом парке дикой природы, пока Конгресс не осуществит всеобъёмлющую национальную политику в области энергии.

Экономические

В связи с падением численности местных морских видов (особенно моллюсков, сельди и котиков) компания Chugach Alaska Corporation объявила было о своём банкротстве, но всё же смогла восстановиться.

Согласно нескольким исследованиям, профинансированным штатом Аляска , утечка нефти породила как кратковременные, так и долговременные экономические эффекты. Это упадок рекреационного спорта, рыбалки, туризма, а также уменьшение так называемого значения существования, т.е. того, что для публики означал нетронутый пролив Принца Вильгельма.

Экономика города Кордова (Аляска) пострадала после катастрофы, снизившей численность лосося и сельди в районе. Несколько местных жителей, включая и бывшего мэра, покончили с собой после катастрофы.

Прочие

Через три дня после того, как корабль затонул, шторм разнёс свежую нефть в направлении скалистых берегов острова Рыцаря.

Доклад, составленный командой национального американского центра реагирования подвёл итог событиям и привёл ряд рекомендаций, таким как изменения в порядке работы экипажа Эксон с целью предотвращения причин аварии.

Супертанкер Exxon Valdez был отбуксирован в Сан-Диего и прибыл туда 10 июля. Ремонтные работы начались 30 июля. Было убрано и заменено 1600 американских тонн (1500 метрических тонн) стали. Ремонт обошёлся в 30 млн. долларов. В июне 1990 г танкер, переименованный в «S/R Mediterranean» покинул залив. По состоянию на январь 2010 г танкер совершает рейсы, зарегистрирован в Панаме, принадлежит гонконгской компании и носит название Dong Fang Ocean.

В 2009 капитан танкера Exxon Valdez Джозеф Хазелвуд принёс «искренние извинения» народу Аляски, заявив, что он был несправедливо обвинён в катастрофе. Он сказал: «Подлинная история – для тех, кто хочет смотреть фактам в лицо, но это не сексуальная история и это нелёгкая история».

Сноски

  1. 1989 год катастрофа Exxon Valdez, Аляска, США
  2. Questions and Answers . History of the Spill . Exxon Valdez Oil Spill Trustee Council. Архивировано из первоисточника 24 апреля 2012. Проверено 26 мая 2009.
  3. Oil Spill Case Histories 1967–1991, Report No. HMRAD 92-11 . - Seattle: National Oceanic and Atmospheric Administration, 1992. - P. 80.
  4. The Captain Went Down with the Ship | OutsideOnline.com
  5. Graham, Sarah . Environmental Effects of Exxon Valdez Spill Still Being Felt , Scientific American (19 декабря 2003). Проверено 9 марта 2008.
  6. Exxon Valdez disaster – 15 years of lies . Greenpeace News . Greenpeace (24 марта 2004). Архивировано из первоисточника 24 апреля 2012. Проверено 10 марта 2008.
  7. Sierra Club (2005-03-23).

Трегедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Пока ВР экстренно ищет деньги на восстановление акватории Мексиканского залива, а власти США решают, что делать с бурением на шельфе, мы предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

1.В 1978 году танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Бретани (Франция). Из-за штормовой погоды спасательную операцию провести было невозможно. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. Подсчитано, что погибли 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысячи тонны нефти, образовав пятно размером в две тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. По мнению некоторых ученых, экологическое равновесие в этом регионе не восстановилось до сих пор.

2. В 1979 году произошла крупнейшая в истории авария на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I. В результате, в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти. Ликвидация последствий аварии заняла почти год. Любопытно, что впервые в истории были организованы специальные рейсы по эвакуации морских черепах из зоны бедствия. Утечку остановили лишь через девять месяцев, за это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.

3. Также в 1979 году произошел крупнейший в истории разлив нефти, вызванный столкновением танкеров. Тогда в Карибском море столкнулись два танкера: Atlantic Empress и Aegean Captain. В результате аварии в море попало почти 290 тыс. тонн нефти. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье (ближайшим был остров Тринидад) не пострадало.

4. В марте 1989 года нефтяной танкер "Экссон Валдез" американской компании Exxon сел на мель в заливе Принц Уильямс у побережья Аляски. Через образовавшуюся в судне пробоину в океан вылилось свыше 48 тысяч тонн нефти. В результате пострадало свыше 2,5 тысяч квадратных километров морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных. Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии.

5. В 1990 году Ирак захватил Кувейт. Войска антииракской коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Однако, готовясь к обороне, иракцы открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Этот шаг был предпринят для того, чтобы затруднить высадку десанта. До 1.5 млн. тонн нефти (различные источники приводят разные данные) вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км. поверхности залива и загрязнила около 600 км. побережий. Для того, чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

6 В январе 2000 года крупный разлив нефти произошел в Бразилии. В воды бухты Гуанабара, на берегу которой расположен Рио-де-Жанейро из трубопровода компании "Петробраз" попало свыше 1,3 миллиона литров нефти, что привело к крупнейшей за всю историю мегаполиса экологической катастрофе. По мнению биологов, природе потребуется почти четверть века, чтобы полностью восстановить экологический ущерб. Бразильские биологи сравнили масштабы экологического бедствия с последствиями войны в Персидском заливе. К счастью нефть удалось остановить. Она прошла по течению четыре срочно построенных заградительных барьера и "застряла" лишь на пятом. Часть сырья уже удалили с поверхности реки, часть разлилась по вырытым в экстренном порядке специальным отводным каналам. Оставшиеся же 80 тысяч галлонов из миллиона (4 млн. литров), попавших в водоем, рабочие вычерпывали вручную.

7. В ноябре 2002 года у побережья Испании разломился и затонул танкер Prestige. В море попали 64 тыс. тонн мазута. На ликвидацию последствий аварии затрачено €2,5 млн. После этого случая ЕС закрыл однокорпусным танкерам доступ в свои воды. Возраст затонувшего судна 26 лет. Оно было построено в Японии и принадлежит зарегистрированной в Либерии компании, которая, в свою очередь, управляется греческой фирмой, зарегистрированной на Багамах и получившей сертификат от американской организации. Корабль был зафрахтован функционирующей в Швейцарии российской компанией, которая занимается перевозками нефти из Латвии в Сингапур. Правительство Испании подало судебный иск на $5 миллиардов к американскому мореходному бюро за ту роль, которая его невнимательность сыграла в катастрофе танкера «Престиж» у берегов Галисии в ноябре прошлого года.

8. В августе 2006 года потерпел аварию танкер на Филиппинах. Тогда оказались загрязнены 300 км побережья в двух провинциях страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. В результате разлива мазута пострадали около 3 тысяч филиппинских семей. Танкер "Солар 1" (Solar 1) компании Sunshine Maritne Development Corporation, был нанят для перевозки 1800 т мазута филиппинской государственной компании "Петрон" (Petron). Местные рыбаки, которые раньше за день могли выловить до 40-50 кг рыбы, сейчас с трудом ловят до 10 кг. Для этого им приходится уходить далеко от мест распространения загрязнений. Но даже эту рыбу невозможно продать. Провинция, которая только что вышла из списка 20 беднейших регионов Филиппин, похоже, на долгие годы опять возвращается в нищету.

9. 11 ноября 2007 года шторм в Керченском проливе стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось более 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. Росприроднадзор оценил экологический ущерб, причиненный в результате крушения нескольких судов в Керченском проливе, в 6,5 миллиарда рублей. Ущерб только от гибели птицы и рыбы в Керченском проливе оценивался приблизительно в 4 миллиарда рублей.

10. 20 апреля 2010 года в 22:00 по местному времени на платформе Deepwater Horizon произошел взрыв, вызвавший сильный пожар. В результате взрыва семь человек получили ранения, четверо из них находятся в критическом состоянии, без вести пропали 11 человек. Всего на момент ЧП на буровой платформе, которая по размерам больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек, и хранилось около 2,6 миллиона литров дизельного топлива. Производительность платформы составляла 8 тысяч баррелей в сутки. По оценкам, в Мексиканском заливе в воду выливается до 5 тысяч баррелей (около 700 тонн) нефти в сутки. Однако специалисты не исключают, что в ближайшее время эта цифра может достигнуть 50 тысяч баррелей в день из-за появления в трубе скважины дополнительных мест протечки. В начале мая 2010 года Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой». В толще вод Мексиканского залива обнаружены пятна нефти (одно пятно длиной 16 км толщиной 90 метров на глубине до 1300 метров). Нефть,возможно,будет вытекать из скважины до августа.

Проект «Последствия аварии нефтяного танкера и способы их ликвидации» Проект по химии учениц 11-Б класса ХУВК «Интеграл» 5 Чевычеловой Тамары Пушковой Любови Горбовой Юлии Руководитель проекта учитель химии ХУВК «Интеграл» 5 Харичева Л.Н. Руководитель проекта учитель химии ХУВК «Интеграл» 5 Харичева Л.Н Г.Харцызск


Цели и задачи Нефть: свойства и состав Нефть: продукты и запасы Способы транспортировки нефти Источники загрязнения вод мирового океана нефтью Разливы при транспортировке нефти морским транспортом Причины аварии судов, транспортирующих нефть Последствия аварии: вода Последствия аварии: живые организмы Ликвидация аварии: основные меры Ликвидация аварии: главные способы 1. Механическое удаление нефти Механическое удаление нефти 2. Сжигание нефти Сжигание нефти 3. Обработка нефтяного пятна диспергентами Обработка нефтяного пятна диспергентами Выводы Источники информации Содержание


Цель Раскрыть проблему загрязнения водных ресурсов нефтепродуктами Задачи: - рассмотреть свойства нефти и нефтепродуктов - разобраться в современных методах обезвреживания разливов нефти и нефтепродуктов - разработать сценарий визуализации последствий аварии нефтяного танкера и способов ее ликвидации Цели и задачи


Нефть - горючая маслянистая жидкость, распространенная в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое. Сложная смесь алканов, некоторых циклоалканов и аренов, а также кислородных, сернистых и азотистых соединений. Плотность нефти меньше плотности воды, она не растворяется в ней, поэтому нефть всплывает на поверхность. Нефть: свойства и состав




Источник загрязнения Общее количество, млн тонн/год Доля,% Транспортные перевозки, 2,1334,9 в том числе обычные перевозки 1,8330,9 Катастрофы 0,34,9 Вынос реками 1,931,1 Попадание из атмосферы 0,60,8 Природные источники 0,69,8 Промышленные отходы 0,34,9 Городские отходы 0,34,9 Отходы прибрежных нефтепере­ рабатывающих заводов 0,23,3 Добыча нефти в открытом море, 0,081,3 в том числе: обычные операции 0,020,3 аварии 0,061,0 Всего 6,11100 Источники загрязнения вод мирового океана нефтью и нефтепродуктами


Ежегодно в океан попадают более 6 млн тонн нефти. Причинами загрязнения морской среды являются аварии танкеров, шельфовая добыча нефти, судоходство и морская деятельность. Ежегодно при обычных морских перевозках, авариях и незаконных сбросах в океаны попадает примерно тонн нефти. Разливы при транспортировке нефти морским транспортом


Причины аварии судов, транспортирующих нефть Вероятность и объемы разливов нефти зависят от ряда факторов, основными из которых являются: интенсивность судоходства, конструкция танкера и условия навигации. Согласно исследованиям ИМО, основными причинами аварий судов (84-88% аварий танкеров) и, соответственно, разливов нефти являются человеческий фактор и условия навигации.


С течением времени толщина пленки уменьшается (до менее 1 мм), в то время, как пятно расширяется. 1 тонна нефти способна покрыть площадь до 12 кв. км. Дальнейшие изменения происходят под воздействием ветра, волн и погоды. Обычно пятно дрейфует по воле ветра, постепенно распадаясь на более мелкие пятна, которые способны удаляться на значительные расстояния от места разлива. Нефтяное пятно вдоль восточного побережья Средиземного моря


Международная Ассоциация Нефтяной Индустрии по Сохранению Окружающей Среды/International Petroleum Industry Environmental Conservation Association указывает, что ядовитые компоненты нефти, как правило, не способны оказать серьезное воздействие на флору и фауну. Дело в том, что они быстро растворяются в воде, и их концентрация невелика. Но!!! В средне- и долгосрочной перспективе влияние разливов нефти крайне негативно. Разлив тяжелее всего бьет по организмам, обитающим в прибрежной зоне, особенно обитающим на дне или на поверхности. Последствия аварии: живые организмы




Предотвращение дальнейшего сброса постановка преград, препятствующих рассеиванию сброшенного вещества и загрязнению уязвимых районов отвод разлитого вещества или аварийного объекта в зону, удобную для проведения операций по ЛРН сбор разлитого вещества с поверхности воды сдача собранных загрязняющих веществ на берег ликвидация разлива с помощью физических и химических методов Ликвидация аварии: основные меры


Механическое удаление плавающей нефти с поверхности моря сжигание плавающей нефти обработка нефтяного пятна диспергентами, допущенными к применению природоохранными органами, с целью многократного ускорения природного эмульгирования нефти в море под воздействием волнения и течений Ликвидация аварии: главные способы


Обработка нефтяного пятна диспергентами Диспергент является либо поверхностно- активным полимером, либо поверхностно- активным веществом, добавляемым к суспензиям, обычно к коллоидам, для улучшения отделения взвешенных частиц и предотвращения их осаждения или агрегирования.


Главным источником загрязнения вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами являются аварии нефтяных танкеров. Причина этих аварий – человеческий фактор и условия навигации. Решение этой проблемы лежит в автоматизации управления транспортными судами и усовершенствовании навигационных систем. Ликвидация последствий аварий нефтяных танкеров включает в себя трудоемкие операции с использованием физических, химических и человеческих ресурсов. Последствия аварий несут собой большую угрозу природным системам мирового океана и в целом мировой экологической системе. Загрязнение нефтью водных богатств – проблема, которую проще предупредить, чем решить. Выводы


Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефте­продуктов. - М.: Ин-октаво, с. (Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И.) Источники информации

Деятельность человека зачастую приводит к изменениям в окружающей среде. Чем большего он достигает в сфере технического прогресса, тем более губительно влияет на жизнь вокруг. Особое внимание в вопросе экологии занимает нефть, разлив которой не минуем во время ее добычи и транспортировки. Аварии в этой сфере промышленности особо губительны для окружающей среды и несут серьезные последствия. Человечество не может предупредить возможные катастрофы. Однако оно научилось ликвидировать разливы нефти. Хотя этих мер недостаточно для полного восстановления загрязненной экосистемы. Что же такое нефтяные разливы и как их ликвидируют?

Понятие

Разлив нефти - попадание этого вещества в окружающую среду из-за деятельности человека. Причиной может быть выброс нефтепродуктов или аварии на ряде объектов:

  • танкерах;
  • нефтяных платформах;
  • скважинах;
  • буровых установках.

Последствия разлива губительны для окружающей среды, а их ликвидация может занять как несколько месяцев, так и много лет.

Последствия разлива

Чем же опасна нефть? Разлив этого вполне натурального вещества приводит к уничтожению всего живого на поверхности земли, включая водоемы. Оно разносится на многие километры, покрывая тонким слоем все на своем пути. Это приводит к гибели растительности. Районы, пораженные нефтью, становятся непригодными для существования живых организмов. Черная пленка покрывает не только поверхность соленых источников. Частицы нефти могут смешиваться с водой и проникать на глубину водоемов. Это приводит к гибели многих морских организмов.

Восстановление экосистемы происходит очень медленно. Так, в 1989 году произошла катастрофа на Аляске, в результате которой вылилось огромное количество нефти (двести шестьдесят тысяч баррелей). На ликвидацию аварии было потрачено множество миллионов долларов. Спустя восемнадцать лет эту территорию обследовали и выявили более двадцати галлонов черного топлива в песке. Из-за этого вдоль береговой линии все еще не восстановилась экосистема. По подсчетам ученых, остатки излитой нефти исчезают со скоростью четыре процента в год от оставшейся общей массы. То есть для восстановления пострадавшего района потребуется не один десяток лет.

Аварии танкеров

Наиболее опасна нефть (разлив неизбежен из-за деятельности человека) для водоемов. Она легче воды, поэтому растекается в виде тонкой пленки, занимая огромные площади. Наносимый вред касается всех живых организмов, поскольку гибнут птицы, рыбы, млекопитающие. От этого страдает рыбный промысел, туристический бизнес.

Аварийные разливы нефти часто случаются из-за использования для ее транспортировки танкеров. Одной из крупнейших таких катастроф была авария на судне «Эксон Вальдез», произошедшая в 1989 году у берегов Аляски, о последствиях которой описано выше.

Аварии на платформе

Не менее опасны аварии на морских платформах. С них производится из которых качают нефть, разлив которой становится для экосистемы морского шельфа катастрофичным.

Самой крупной на море считается разлив 2010 года. На платформе «Дипуотер Хорайзон» произошел взрыв. Количество вытекшей в нефти подсчитать не удалось. Однако, по некоторым данным, вытекло пять миллионов баррелей жидкого топлива. Смертоносное пятно покрыло площадь в семьдесят пять тысяч километров квадратных. Это привело не только к известным последствиям относительно окружающей среды, но и чуть не привело компанию, которая занималась добычей, к банкротству. Дело в том, что вина за подобные аварии ложится на владельцев лицензии промысла. Именно они обязаны оплачивать затраты на ликвидацию последствий и компенсировать ущерб пострадавшим.

Случаются выходы черного вещества и естественным путем - из разломов на дне морей и океанов. Однако из них нефть просачивается постепенно, небольшими объемами. Экосистема успевает адаптироваться к подобным явлениям. Как же человечество исправляет последствия своей губительной деятельности?

Понятие ЛАРН

Ликвидация разливов нефти из-за аварий в сокращенном варианте принято называть ЛАРН. Это целый комплекс мероприятий. Они направлены на то, чтобы удалить с поверхности почвы и воды пятна и стоки нефтепродуктов.

Методы ЛАРН

Разливы нефти и нефтепродуктов удаляются четырьмя основными методами:

  • Механический. Сбор при помощи специализированной техники.
  • Термический (выжигание). Оно уместно при нефтяном слое более тридцати трех миллиметров. Применяется сразу после аварии до смешения вещества с водой.
  • Физико-химический. Использование диспергентов, сорбентов, которые поглощают и удерживают внутри себя нефть.
  • Биологический. Работа бактерий и грибков с целью поглощения остатков нефти после применения предыдущих методов.

Достаточно эффективным является способ сорбционной очистки (физико-химический метод). Его преимущества в том, что загрязнения удаляются до наименьшей остаточной концентрации. При этом процессом можно управлять. Хотя максимальная сорбция достигается в первые четыре часа. Метод также неблагоприятен для окружающей среды, поэтому его применяют в особых случаях.

К наиболее экологически безопасным относятся биологические методы. Их применяют специализированные организации, которые имеют на ведение этих работ лицензию. Примером современной биологической технологии является биокомпостирование. Это процесс окисления углеводородов нефти с помощью специальной микрофлоры. В результате черное вещество разлагается на окись углерода, воду, биомассу. Процесс занимает два-четыре месяца. Для того чтобы воспрепятствовать растеканию по воде черных пятен, широко применяют боновые заграждения. Замкнутую в них массу выжигают.

Специализированные суда

Ликвидация аварийных разливов нефти невозможна без применения специальной техники. Суда использую как для проведения отдельных работ, так и для всего комплекса мероприятий. В зависимости от функционального назначения, существуют следующие типы судов:

  • Нефтесборщики. Их задача в самостоятельном сборе массы с водной поверхности.
  • Бонопостановщики. Это скоростные суда, которые обеспечивают доставку боновых заграждений в район катастрофы, а также устанавливают их.
  • Универсальные суда. Они способны обеспечить практически все этапы ЛАРН самостоятельно.

Стадии ЛАРН

Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов с поверхности воды осуществляется следующим образом:

  1. Устанавливаются ограждения, которые препятствуют растеканию пятен. Также применяются нефтеуловители и нефтеловушки.
  2. Распыляются сорбенты, которые позволяют проводить естественное рассеивание вылитой массы.
  3. Проводится механический сбор при помощи скимеров, то есть устройств по сбору нефтепродуктов с водной поверхности.

ЛАРН с почвы происходит по другой схеме. Но чаще всего необходимо использование универсальной системы, поскольку загрязнение затрагивает воду и сушу одновременно, как трагедия у берегов Аляски. Тогда необходимо учитывать региональные, климатические и другие особенности.

Ликвидация последствий

После завершения ЛАРН создается специальная комиссия, которая проводит осмотр территории, определяет характер и глубину загрязнения. Далее уместно применение наиболее эффективных способов реабилитации загрязненного участка. Остатки нефти смываются и откачиваются. Проводится стимуляция разложения нефтепродуктов путем известкования или фрезерования. Для того чтобы снизить концентрацию углеводородов в почве, создается устойчивый травяной покров, то есть проводится фитомелиорация.

Предупреждение проблемы

Неблагоприятное воздействие нефтедобычи для всего живого не оставляет сомнений. Причем никакие средства не смогут восстановить окружающую среду при разливе нефти. Именно поэтому в этой отрасли необходимо придерживаться высоких экологических стандартов. Предупреждение разливов нефти возможно при внедрении компаниями новых стандартов деятельности, которые учитывают негативный опыт.

На производстве причинами аварии могут быть самые разные факторы, которые следует учитывать. Действия по минимизации утечки следующие:

  • защищать стены резервуаров и нефтепроводов от коррозии;
  • не допускать выхода из строя оборудования;
  • не нарушать правила техники безопасности;
  • не допускать ошибок рабочего персонала.

На предприятиях должна культивироваться культура по безопасному ведению работ. При этом в мире разрабатываются технологические средства, которые способны предотвратить риск появления аварийных ситуаций.

Трагедия в Керченском проливе пополнила скорбный перечень крупнейших морских катастроф.

1967 год. Гибель танкера «Torrey Canyon» у берегов Англии
Танкер направлялся в Милфорд Хэйвен (Англия) со 120000 галлонами кувейтской нефти на борту. 19 марта 1967 года танкер выскочил на скалу Севен Стоунс Риф в районе о-вов Сцилли. Танкер получил пробоину, и практически сразу нефть начала выливаться в воду. Чуть позже подошла помощь - шлюпки, катера, вертолеты, корабли ВМФ Англии и датский спасатель.
Нефтяное пятно длиной 22 миль накрыло побережье, начали умирать птицы.


Спасатель начал закачивать воздух в пустые танки, предполагая, что таким образом удастся снять судно с рифа. Внезапно на борту спасателя раздался взрыв, двое человек выбросило за борт. Один из экипажа прыгнул в воду им на выручку, вытащил их обоих, но сам погиб в толстом слое нефти, покрывавшем поверхность.


Тем временем танкер стал новостью номер один в мире, люди предлагали идеи и проекты по борьбе с разлившейся нефтью. Катастрофа танкера переросла в экологическую катастрофу - гибли птицы, рыба и устричные поля побережья.


Танкер окончательно разломился, и в море хлынули новые потоки нефти. Правительство приняло решение разбомбить остатки судна и бомбежкой воспламенить нефтяное пятно.


В течении последующих нескольких дней, остатки судна были разбомблены, вся нефть оказалась в воде. Пятно подожгли. Тем не менее, остатки пятна продолжали покрывать побережье. Некоторое время спустя пришло облегчение - переменился ветер, и пятно понесло в сторону Франции, которой тоже досталось, хотя и не так, как Англии.


Эта катастрофа вызвала к жизни Конвенцию гражданской ответственности (CLC) от 1969 года и Конвенцию Фонда защиты от разлива нефти в море от 1992 года. Впервые в истории судовладельцы стали нести ответственность за последствия в любом случае, а не только тогда, когда бывает доказанной преступная халатность.


16 марта 1978 года гибель танкера Amoco Cadiz
Бретань, Атлантическое побережье Франции
48 35 N Latitude 004 43 W Longitude
на борту нефть сырая арабская легкая, иранская легкая и бункер-мазут С


16 марта 1978 года танкер Amoco Cadiz выскочил на скалы Portsall Rocks, в трех милях от побережья Бретани, вследствии отказа рулевого устройства. Танкер следовал из Персидского залива на Гавр и попал в шторм, что также способствовало катастрофе. Весь груз - 1619048 баррелей нефти вылился в море. Пятно 180 миль шириной и 80 миль длиной накрыло приблизительно 200 миль побережья Бретани.


Отдаленность места катастрофы от портов, а также продолжающийся шторм, явились причинами, затруднявшими спасательные работы. Судно, из-за шторма, раскололось надвое прежде, чем спасатели смогли начать откачку груза. ВМФ Франции отвечали за морскую часть спасательных работ, Служба гражданской безопасности - за зачистку побережья. Было собрано порядка 100000 тонн воды, смешанной с нефтью, однако количество нефти, выделенной из этой смеси, не превысило 20000 тонн.
На 1978 год катастрофа Amoco Cadiz стала рекордной по количеству загубленных представителей морской фауны.


19 июля 1979 года столкновение танкера Atlantic Empress и судна Aegean Captain
19 июля 1979 года - Тринидад и Тобаго - порядка 314285 тонн сырой нефти вытекло в море после столкновения вблизи Тобаго танкера Atlantic Empress и судна Aegean Captain.

1989 год катастрофа «Exxon Valdez», Аляска, США
В порту Valdez находится конечный выход трансаляскинского нефтепровода. Танкеры, загруженные нефтью Аляски, развозят ее по всем 48 штатам США. В 9.26 вечера танкер Exxon Valdez отошел от терминала порта и начал свой 28 рейс с момента входа в строй в 1986 году, назначением на Лонг Бич, Калифорния.


Танкер был одним из крупнейших на этих линиях, почти 1000 футов (около 300 метров) длины, при скорости 15 узлов танкеру требовалось 3 мили дистанции до полной остановки. На мостике были капитан Джозеф Хэйзелвуд, лоцман и третий помощник Грегори Казинс. После прохода узкостей Valdez и мыса Rocky лоцман покинул борт судна.


Погода была хорошей, но в районе отмечалось наличие небольших айсбергов. Капитан связался с Береговой охраной и сообщил о изменении курса, чтобы уйти с пути айсбергов. Было дано разрешение следовать северным рекомендованным путем. Приказав 3-му помощнику вернуться на южный рекомендованный путь после прохода острова Busby, капитан спустился в каюту, и дальнейшее судовождение осуществлял 3-й помощник. Около полуночи Казинс отдал приказ рулевому ворочать вправо, однако судно начало поворот слишком медленно - так и не установлено, почему именно - или рулевой неправильно понял команду, или что-то было не в порядке с рулевым устройством.



После катастрофы судно было переименовано и стало называться SeaRiver Mediterranean, затем его увели в Средиземноморье, где и отправили на слом в 2002 году.
1996 год - катастрофа «Sea Empress», Милфорд Хэйвен, Англия
15 февраля 1996 года, 8.07 утра
Танкер "Sea Empress", имея на борту 131000 тонн сырой нефти с нефтеплатформ Северного моря, выскочил на мель у входа в Милфорд Хэйвен, Англия. Сразу после посадки на мель в море вылились 2500 тонн нефти. Погода была хорошей, и во время прилива танкер всплыл.
16 февраля
Судно удерживается на месте в районе входа в порт 4-мя буксирами. Планировалось разгрузить танкер на другие суда, однако в дело вмешалась погода. Первое пятно размером 10 миль захлестнуло побережье.
17 февраля
Танкер начали отводить от места, где он сел на мель. Порвались буксиры. Машинное отделение затопило, судно снова село на мель.
18 февраля
Экипаж сняли с борта судна, налетел шторм силой до 9 баллов. Китайский спасатель смог подать буксир, буксиры с остальных спасателей полопались. Судно прочно село на скалы. Экологическая катастрофа стала реальностью.
19 февраля
Еще 20000 тонн нефти вытекло в море.
20 февраля
Несмотря на то, что уже около 50000 тонн груза вытекло, и высокие приливы, судно остается на скалах.
21 февраля
В конце-концов судно сняли с мели 12-тью буксирами после того, как по меньшей мере 71800 тонн груза вытекло в море. Судно отвели в порт Милфорд Хэйвен и ошвартовали. Остатки груза продолжали вытекать в море.
22 февраля
Подготовка к откачке оставшейся нефти.
23 февраля
Начали откачивать остатки.
Итого в море вытекло порядка 71800 тонн сырой нефти.



1994 год трагедия в проливе Босфор
Танкер M/T Nassia, и балкер M/V Shipbroker, оба под кипрским флагом, столкнулись 13 марта 1994 года в проливе Босфор. 29 членов экипажей танкера и балкера погибли в результате столкновения, включая капитана балкера. Балкер выгорел полностью.


Приблизительно 20000 тонн сырой легкой нефти российского происхождения вылилось в море.
Пожар (судов и пятна, получившегося в результате разлива груза с Nassia) длился 4 суток 5 часов 40 минут и остановил все движение в проливе на это время.

2 января 1997 года гибель танкера «Находка» Японское море
2 января 1997 года, «Находка», танкер Приморского морского пароходства, Находка, Россия, разломился надвое во время шторма в Японском море в 80-ти милях от побережья префектуры Шимане, Япония. На борту танкера находилось 17100 тонн дизтоплива, перевозимого из Китая на Дальний Восток России.
Через пять дней после того, как танкер разломился, носовую часть вынесло на прибрежные скалы префектуры Фукуи. Кормовая часть затонула на глубине 2500 метров. Приблизительно 5000 тонн груза вытекло в море - это превратилось в крупнейшую для Японии экокатастрофу, вызванную разливом нефти.
Серьезно пострадали традиционные места промысла морепродуктов, то есть практически весь годовой урожай морского ушка, крабов, морской капусты и пр. погиб, как впрочем и последующие урожаи на несколько лет вперед.
Серьезный ущерб причинен морским птицам - так, пострадала гагарка, которая и так-то числится в Красной книге. Ученые подсчитали, что последствия загрязнения будут сказываться в течении 20 лет.
Серьезно пострадал туризм - пятно накрыло одну из туристических достопримечательностей - полуостров Ното.

12 декабря 1999 года гибель танкера Erika
Танкер Erika раскололся надвое во время шторма 12 декабря 1999 года вблизи атлантического побережья Франции. 15000 тонн мазута - часть груза, вытекла в море. Экипаж сняли вертолетами. На борту в танках остались еще 15000 тонн груза. Танкер затонул на глубине 120 метров в 100 км от устья Луары.

С помощью подводных роботов удалось заделать трещины в бортах, через которые наблюдалась утечка.
К 25 декабря первые пятна мазута накрыли побережье. К началу января пятнами были покрыты 400 км побережья. Погибли тысячи птиц.
Согласно предварительному расследованию, катастрофа произошла вследствии слабости корпусной конструкции из-за коррозии.
На момент катастрофы судну было 24 года. Танкер построили в середине 70-х в Японии на верфях Kasada, в числе других семи одной серии.
Танкер подвергался осмотру дважды в 1999 году - в Порто-Торрес, дефектов не обнаружено, и в порту Новороссийск - отмечены некоторые дефекты корпуса.


14 ноября 2002 года гибель танкера «Prestige»
Танкер под панамским флагом M/T Prestige, 27 человек экипаж, 77000 тонн груз мазут, гибнет в 50 км к северо-западу от мыса Tourinan, Испания. Шторм, большой крен, утечка груза. Буксиры пытаются вывести танкер за пределы территориальных вод Испании.
15 ноября
Танкер взят на буксир спасателями международной спасательной компании SMT - куда следуют, неизвестно.
16 ноября
Экипаж снят и доставлен в испанский порт Ла Коруна. Капитан Apostolos Mangouras арестован властями Испании «за неподчинение властям и причинение ущерба окружающей среде». Неподчинение выразилось в том, что капитан отказывался от буксировки его судна за пределы территориальных вод Испании.
19 ноября
судно переломилось надвое и затонуло в 150 милях от северного побережья Испании, вблизи Португалии. В море вытекло около 800000галлонов топлива.


Август 2003 года Пакистан. Гибель танкера «Tasman Spirit»

Пятница 15 августа 2003 года
Портовые власти Пакистана официально заявили, что существует угроза экологической катастрофы у побережья Пакистана. Греческий танкер Tasman Spirit, выскочивший на мель вблизи Карачи, под ударами волн муссонных штормов уже практически раскололся.


Нефтяное пятно вдоль побережья растет, гибнут рыба, птицы и черепахы. Токсичные испарения угрожают людям.
Свыше 1000 полицейских в респираторах привлечены к охране побережья от посетителей. Более 10 миль берега, обычно заполненные отдыхающими, закрыты для посещения.
Однокорпусный танкер Tasman Spirit выскочил на мель во время сильного муссонного шторма две недели тому назад. Спасатели смогли выгрузить некоторое количество иранской сырой нефти, однако на борту осталось порядка 40000 тонн нефти из общего количества 67000 тонн. Если оставшиеся 40000 тонн выльются в море, это станет одним из самых крупных разливов нефти в мире и одной из самых крупных экологических катастроф.

Когда на мель выскочил злополучный танкер Exxon Valdez - Аляска, 1989 год - разразилась экологическая катастрофа, превзошедшая все связанное с разливами нефти ранее. Вытекло 38800 тонн - эквивалент 125 олимпийских плавательных бассейнов.

Попытки разгрузить танкер, сидящий на мели на расстоянии 800 метров от входа в порт Карачи, прекратились в среду 13 августа после того, как корпус танкера треснул. Опасаясь возможного взрыва или пожара из-за возникшего разлома корпуса, экипаж эвакуировали.
Разлом корпуса увеличился, особенную опасность представляют три танка. Из этих танков большая часть груза была выгружена, но все-таки осталось порядка 5000 тонн. Остальные танки удалось худо-бедно загерметизировать.

Даже Индия - враг и соперник Пакистана, предложила помощь - редкий случай в истории сосуществования двух стран.
Если танкер полностью разломается, остатки груза разольются - это станет экологической катастрофой с особенно тяжелыми последствиями для мангровых зарослей побережья.
Иранская сырая нефть является легкой нефтью, т.е. более токсичной. Собственно топливо на борту танкера также представляет угрозу, будучи высокотоксичным. Танкер был зафрахтован компанией Pakistan National Shipping Corp. и перевозил нефть для государственной компании Pakistan Refinery Ltd.
Финал - спасательные работы длились более двух недель

Пакистан требует от греческих судовладельцев 1 миллиард долларов в озмещение ущерба от гибели танкера Tasman Spirit.
Кроме того, правительство Пакистана собирается возложить на греческую компанию все расходы, связанные с очисткой побережья. В итоге в результате гибели танкера в море вытекло 28000 тонн сырой нефти. Загрязнены порт, внешняя акватория порта и пляжи Карачи. На танкере было 67000 тонн сырой нефти. В результате операции, длившейся 15 дней, удалось выгрузить 37500 тонн. Угроза дальнейшего разлива миновала. Во время операции погода была неблагоприятной и все время шла утечка груза. Загрязненной оказалась 15-ти мильная полоса побережья, по заявлению министра окружающей среды Файсала Малика на полную зачистку и устранение последствий потребуется не менее трех лет.


Многие местные жители получили отравления от испарений вытекшей нефти с характерными признаками - тошнота, головная боль и другие симптомы отравления.Огромный ущерб нанесен морской флоре и фауне - погибли сотни и тысячи птиц, моллюсков, морских змей и прочих представителей морской фауны.
Шторм в воскресенье 12.11.2007 стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях — за один день затонули пять судов, в том числе три сухогруза с серой и танкер с мазутом, ещё четыре судна сели на мель.
Вызывает серьезные опасения экологические последствия чрезвыйного проишествия. При крушении танкера «Волгонефть-139» в воду вылилось более двух тысяч тонн мазута. Остановить разлив нефти из разломившегося пополам танкера пока не удается. Полные мазута танки перевозил также потерпевший крушение «Вольногорск». Что касается загрязнения серой, то спасатели надеются, что затонувшие контейнеры удастся поднять на поверхность раньше, чем сера начнет вступать в соединения, опасные для человека,не говоря уже об обитателях
моря.