«Корабль для удовольствий»: как развлекался император Калигула. Город Неми — клубничный рай Италии

Дворцы императора Калигулы

Гай Юлий Цезарь Август Германик, также известен под своим агноменом (прозвищем) Калигула — римский император, третий из династии Юлиев-Клавдиев (c 18 марта 37).

В 1444 году началась новая страница в истории императора Калигулы и его дворцов. В этот год, как пишет К. Смирнов, (ж-л "Чудеса и приключения", 1995, № 2) кардинал П. Колонна узнал, что на дне озера Неми лежит остов огромного корабля. Эта местность, которая находится в районе Альбано, издавна была окутана атмосферой тайн и легенд, так как на берегу озера, неподалеку от места стоянки кораблей, в древности был выстроен храм Дианы.

Рыбаки часто вытаскивали сетями со дна куски дерева и небольшие металлические предметы. Кардинал увлекался античностью и потому организовал на озеро экспедицию. Ныряльщики исследовали затонувшее судно и даже попытались поднять его, но от корабля удалось оторвать только нос. Через сто лет еще раз были предприняты попытки поднять таинственное судно, но они тоже не увенчались успехом...

В 1885-1889 годах британский посол в Италии лорд Сейвайл крюками ободрал с загадочного судна почти все бронзовые орнаменты, мозаики, украшения из золота и мрамора. В дальнейшем все эти предметы стали достоянием британских музеев и частных коллекций. В начале XX века подводные археологи обнаружили корпус еще одного судна.

Реконструкция корабля

Оно лежало недалеко от берега и имело примерно 60 метров в длину и 20 в ширину. Корабль же, обнаруженный некогда кардиналом Колонна, был крупнее: 73 метр в длину и 24 в ширину. Реконструкция одного из кораблей Несмотря на то, что никаких письменных упоминаний об этих кораблях в античных писаниях не сохранилось, большинство историков сразу отнесли эти великолепные сооружения к эпохе императора Калигулы, который будто бы использовал их как плавучие дворцы

Вулканическое озеро Неми, к югу от Рима. По этому озера плавал император Калигула на своих гигантских «лодках любви»


Деталь с именем Калигулы, найденная на одной из лодок

А на одной из свинцовых труб малого корабля была обнаружена надпись: «Собственность Кая Цезаря Августуса Германикуса» — полное имя Калигулы. Исследования, проведенные в 20-х годах XX века водолазами, показали, что корабли были действительно плавучими дворцами с постройками из мрамора, галереями, зелеными террасами с живыми деревьями и виноградом.

На юге Рима, близ озера Неми, где у императора Калигулы была вилла, полиция арестовала расхитителя гробниц, который пытался украсть часть 2,5-метровой древней статуи. Задержание произошло, когда злодей загружал фрагмент скульптуры в машину. Благодаря поимке злоумышленника удалось найти потерянную гробницу Калигулы.

По словам полицейских, обнаруженная «черным археологом» статуя «обута» в армейские сапоги - калиги, любимую обувь императора.

По предварительным оценкам, стоимость статуи составляет около миллиона евро. Она выполнена из редкого греческого мрамора. Этот материал, а также тот факт, что монумент изображает Калигулу на троне в богатом одеянии, дают основание думать, что статуя находилась в императорской гробнице. После допроса арестованный привел полицию на место, где он нашёл изваяние. Сегодня там начнутся раскопки..

Капризный император, который, говорят, сделал своего любимого коня Инцитата сначала гражданином Рима, затем сенатором и после этого занес его в список кандидатов на консула, имел обыкновение плавать под парусом на своих захватывающих судах по озеру Неми, недалеко от того места, где стояла его статуя, потворствуя своим чувственным наклонностям.

С первых дней царствования Калигулу влекло озеро Неми со священным храмом Дианы. Само озеро известно как «зеркало Дианы», ее культ как Артемида в Греции зародился очень давно. Ее связывают с ритуалом посвящения и превращения. Этим чувственным культом овладел Калигула, он велел построить дворец для поклонения возле святилища богини. Культ Дианы позволял ему придаваться кровопролитию и извращениям под видом религиозного поклонения.

Озеро Неми было для этого идеальным местом. Дворца было недостаточно, и он велел построить два огромных корабля, достойных самого могущественного человека на Земле. Согласно его указаниям первый корабль должен был стать плавучим Храмом Дианы, второй роскошным прогулочным судном для развлечений императора и его гостей. Калигула желал, чтобы большие корабли служили украшением озера. Письменных источников об их постройке, эксплуатации и гибели нет; историки приписывают корабли именно Калигуле, исходя из его репутации и из маркировки найденных на кораблях предметов.

Поблизости была построена верфь. В постройке принимали участие лучшие из лучших инженеров. Требования к кораблям были крайне сложны: низкая осадка, и в то же время должны быть достаточно широкими, чтобы держать равновесие под тяжелой надстройкой. Строительная технология была передовой.

Особенностью были серия голов животных из бронзы — к ним швартовались небольшие суда, на которых император прибывал с друзьями. Качество исполнения было на высоте. Среди находок были глиняные трубы, которые поддерживали пол и позволяли его обогревать. Это доказывает, что большие корабли были оснащены изощренной системой обогрева по всему судну. Во время раскопок был найден бронзовый кран

Трубы

Он контролировал поступления воды в резервуары. Оттуда она поступала через свинцовые трубы на различные нужды. Система была уникальна и работала качественно, разница лишь в том, что крану было 2000 лет. Также найдено очень много гвоздей, с помощью которых крепились деревянные элементы, они были обработаны раствором, что защищало от коррозии. В движение суда приводились при помощи сотни гребцов.

Гвозди


Обшивка

Там были мраморные полы, водопровод с горячей и холодной водой. Это были плавучие дворцы с позолотой, мозаичными полами, а с другой стороны они отражали технические возможности римских судостроителей. На свинцовых трубах, которые были найдены на месте раскопок, ученые увидели странные знаки, которые значили имя деспотичного императора Калигула.

После реставрации очень много людей хотели посмотреть на корабль Калигулы

Согласно римскому историку Светонию, «лодки любви» были усеяны драгоценными камнями и имели достаточно места для бань, портиков, столовых, виноградников и фруктовых деревьев. Калигула мог пролежать весь день на любимом корабле, внимая хоровому пению и наслаждаясь танцами.

Детали Портика,мраморные колонны

Суда были уничтожены после того, как 29-летний император был убит в своем дворце на холме Палатин в Риме своей собственной охраной. Имперские корабли были затоплены в рамках «damnatio memoriae» (лат. «проклятие памяти» — особая форма посмертного наказания в Древнем Риме для государственных преступников).

После четырнадцати веков забвения остовы кораблей были обнаружены кардиналом Просперо Колонна в 1444 году. Кардинал узнал, что на дне озера Неми в 16 милях к юго-востоку от Рима в районе Альбаво лежит остов огромного корабля. Рыбаки этой местности, издавна окутанной атмосферой тайны и легенд, часто вытаскивали сетями куски дерева и небольшие металлические предметы. Местные жители использовали древесину как топливо, металл же шел в переплавку на инструменты и оружие.

Кардинал, увлеченный тогдашней модой на античность, организовал на озеро Неми экспедицию, во главе которой поставил видного тогдашнего архитектора Баттисто Альберти, который исследовал затонувший корабль при помощи ныряльщиков и даже предпринял попытку поднять судно. Для этого на множестве деревянных бочек был сооружен настил, на котором установили лебедки с канатами. Однако с помощью этого немудреного устройства Альберти удалось лишь оторвать и поднять на поверхность кусок носа таинственного корабля.

Веком позже в 1535 году сеньор Франческо де Марчи попытайся еще раз исследовать корабль, используя примитивный водолазный костюм. Этот костюм, вернее, деревянный колокол, усиленный металлическими обручами, подвешивался на борту лодки и прикрывал верхнюю часть тела водолаза. С помощью такого устройства отважный де Марчи спустился на дно и стал одним из первых людей, испытавших на себе кесонную болезнь.

Увы, результаты его исследований были незначительными. Он почти ничего не смог увидеть через маленький иллюминатор в колоколе, потому что вода в озере была очень мутной. Массу неприятностей доставили ему сонмы мелких рыбешек, которые плавали вокруг него, покусывая ее защищенные колоколом части тела. Так, же, как и Альберта, де Марчи попытался поднять корабль, но тоже безуспешно: он нанес лишь дополнительные повреждения корпусу.

В 1885—1889 годах британский посол в Италии лорд Сейвайл организовал экспедицию на Неми и освободил затонувшие корабли от всего самого ценного, крюками ободрав с загадочного судна почти все бронзовые орнаменты, мозаики, украшения из золота и мрамора. В дальнейшем все эти предметы стали достоянием британских музеев и частных коллекций.

В начале XX века подводные археологи обнаружили корпус еще одного судна. Оно лежало недалеко от берега и имело примерно 60 метров в длину и 20 в ширину. Корабль же, обнаруженный некогда кардиналом Колонна, был крупнее: 71 метр в длину и 21 в ширину.

Несмотря на то, что никаких письменных упоминаний об этих кораблях в античных писаниях не сохранилось, большинство историков сразу отнесли эти великолепные сооружения к эпохе безумного императора Калигулы, который будто бы использовал их как плавучие дворцы.

Исследования, проведенные в 20-х годах водолазами, показали, что корабли были действительно плавучими дворцами с постройками из мрамора, галереями, зелеными террасами с живыми деревьями и виноградом. После детального исследования барок Калигулы итальянское правительство приняло решение, что они есть национальное достояние.

И в 1927 году Муссолини распорядился приступить к подъему.

В техническом отношении операция подъема не казалась особенно трудной. Соседнее с Неми озеро Альбано лежит несколько ниже по уровню. Предполагалось прорыть канал от одного озера к другому, слить в Альбано воды озера Неми и вытащить корабли Калигулы на берег. Операция началась в 1927 году и закончилась в 1932-м. Для осушения Неми рыть канал не пришлось: археологи обнаружили древний дренажный тоннель, который и был использован для осушения.

Перила кормы

Откачка началась 20 октября 1928 года. Находкам предстояло потрясти мир. Оба корабля предстали впервые за 2000 лет. Их сохранность поразила даже археологов. Стало видно, как были построены античные большие корабли.

Оригинальный механизм с шаром с корабля Калигулы

На дне были найдены хорошо сохранившиеся остовы кораблей. Корабль с тараном достигал 234 фута (71,3 м) в длину в целом и 220,96 фута (67,35 м) по ватерлинии. Ширина корабля была 65,6 фута, осадка 6,2 фута (1,9 м). Другой корабль, без тарана, имел длину 213,2 фута (65 м), ширину 77,4 фута (23,6 м), осадка его равнялась примерно 6,5 фута (2 м). На большем весла располагались не в корабельных бортах, а в выступающих за пределы борта помостах — апостиках, на каждое весло приходилось 4-5 гребцов. На меньшем судне не было ни апостиков, ни весел. По всей видимости, его буксировали большим судном или флотилией гребных лодок.


Описание механизма предыдущей фотографии

После того, как вода из Неми была спущена, на его илистом дне проложили рельсовые пути, и по ним на берег были вытащены уникальные сооружения, поразившие специалистов совершенством форм и мастерством исполнения.


Еще один оригинальный механизм

Его описание

Было поднято и отреставрировано очень много предметов того времени. Были найдены насосы для откачки воды, которая поступала во время плавания, несколько бронзовых изделий: головы зверей с причальными кольцами, статую сестры Калигулы, голову медузы Горгоны, руку-талисман, которая была прибита к корпусу судна, голову волчицы Ромула.

Весло с лодки

Так, например, сосновые борта одного из кораблей были защищены от губительного действия морской воды просмоленной шерстью и тройной свинцовой обшивкой. Многие металлические части обоих судов оказались позолоченными, изделия из бронзы и железа обладали высокой антикоррозионной стойкостью. Но, хотя корпуса "барок Калигулы" уцелели, надстройки были сильно повреждены и тяжестью самих мраморных изделий, и попытками поднять суда на поверхность. Следующие исследования, проводимые специалистами уже на берегу, показали, что скорее всего оба судна были гребными галерами. На большом корабле (его размеры 73х24 метра) весла располагались не в корабельных бортах, а в апостиках - помостах, которые выступали за пределы борта. На каждое весло приходилось 4-5 гребцов.

Реставрация корабля после подъема

Одной из самых удивительных находок стали две вращающиеся платформы, обнаруженные на малом корабле. Под одной из платформ оказалось восемь бронзовых шаров, которые двигались в желобе. Другая платформа лежала на восьми конических деревянных роликах, которые тоже двигались в желобе. Обе конструкции сильно напоминали подшипники качения, прототип которых был изобретен великим Леонардо да Винчи только в XV веке.


Музей после пожара

Назначение же платформ на "барках Калигулы" учеными до сих пор не установлено, хотя есть предположение, что они использовались как вращающиеся подставки для статуй. На "плавучих дворцах" императора Калигулы ученые обнаружи ли несколько бронзовых изделий, например, голову льва с причаль ным кольцом, статую сестры Калигулы, голову Медузы-Горгоны, руку-талисман, которая была прибита к корпусу судна, голову волчицы Ромул


Заслуживает удивления и устройство для подъема якорей, в его конструкции применен кривошипно-шатунный механизм. По всей вероятности, это первый пример использования кривошипно-шатунного механизма, если не считать ручной мельницы. На кораблях Калигулы было два якоря. Один из них, изготовленный из дуба,— классическая конструкция с железными лапами и свинцовым штоком. Другой якорь тоже из железа и дерева по конструкции напоминал якоря, появившиеся в голландском флоте в XVIII веке.

Строительная технология была передовой.


Особенностью были серия голов животных из бронзы — к ним швартовались небольшие суда, на которых император прибывал с друзьями. Качество исполнения было на высоте. Среди находок были глиняные трубы, которые поддерживали пол и позволяли его обогревать. Это доказывает, что корабли были оснащены изощренной системой обогрева по всему судну. Во время раскопок был найден бронзовый кран. Он контролировал поступления воды в резервуары. Оттуда она поступала через свинцовые трубы на различные нужды. Система была уникальна и работала беспрекословно, разница лишь в том, что крану было 2000 лет. Также найдено очень много гвоздей, с помощью которых крепились деревянные элементы, они были обработаны раствором, что защищало от коррозии.

Точно выяснить дату постройки судов не удалось, но, по надписям на орнаментах, археологи установили, что корабли были построены приблизительно в середине II века н.э. На тринадцати керамических плитах в надстройках обнаружили надписи, свидетельствовавшие о том, что они изготовлены неким Деймом — рабом Домицикса Афера. Афер умер в 59 году, поэтому корабли должны были быть построены до этой даты. Кроме того, на одной из свинцовых труб малого корабля была найдена надпись: «Собственность Кая Цезаря Авгуегуса Германикуса». Это полное имя Калигулы, который царствовал до 41 года. Некоторые другие надписи указывают на то, что барки были построены в царствование преемника Калигулы Клавдия (годы правления 41—54). Для историков до сих пор остается тайной, когда и при каких обстоятельствах затонули корабли озера Неми. Возможно, они были специально затоплены, чтобы стереть память о ненавистном императоре.

Для историков до сих пор остается тайной, когда и при каких обстоятельствах затонули корабли озера Неми. Возможно, это произошло в эпоху правления Нерона. Во время гражданской войны, развязанной им, корабли были разграблены и брошены командами. Итальянское правительство построило огромный музей на берегу озера Неми, где корабли Калигулы экспонировались вплоть до 1944 года…


Для необыкновенной находки итальянское правительство построило огромный музей на берегу Неми, где барки Калигулы экспонировались после консервации в 1944 году. 31 мая — 1 июня 1944, во время отступления немецких войск, музей и корабли были уничтожены пожаром. Следствие установило лишь косвенную связь между пожаром и действиями немецких войск (немецкая батарея, расположенная в 150 м от музея, была названа вероятной причиной «случайного» пожара).

Фрагмент мозаики с больших кораблей Калигулы

Ныне посетители восстановленного музея вынуждены довольствоваться осмотром полупустого музея с макетами знаменитых кораблей, исполненных в масштабе 1:5. Так были найдены, а потом потеряны для истории самые крупные и хорошо сохранившиеся римские корабли.

Утрата огромных кораблей воистину не поправима. На сегодняшний день музей восстановлен частично, но он все равно выглядит пустым. У археологов есть огромное желание восстановить в точности хотя бы один из кораблей. И если их планы осуществляться, то корабли-храмы когда-нибудь вновь выйдут в озеро.

В палацио Массимо в Риме в одном из залов экспонируются бронзовые украшения с этих кораблей, рулевые части, крепежи балок. Назначение некоторых деталей неизвестно.

В северо-западе от холма находятся руины дворца Тиберия (Дворца Калигулы), построенного в первом веке нашей эры


Об императоре Калигуле ходили самые разнообразные слухи. Первые его меры были направлены на благо государства: он щедро наделил народ и солдат, освободил заточенных Тиберием узников, вернул изгнанных, обещал руководствоваться наставлениями Сената и править вместе с ним, простил всех провинившихся перед его отцом, матерью и братьями. И потому сначала сенаторы и просто людины боготворили его, называли «голубком» и «дитяткой». Во время болезни Калигулы многие знатные римляне давали обет биться на арене и отдать жизнь ради его исцеления.

Хотя «лодки любви» потеряны навсегда, Калигула вернётся в музей римских кораблей на озеро Неми. Его колоссальная статуя, очищенная от земли, которая покрывала ее в течение двух тысячелетий будет надолго показана в музее.


Нет достоверных исторических сведений, что император Калигула был сумасшедшим, фантастически жесток и особенно сексуально распущен. После фильма о «монстре» Калигуле из одноименной дешевки Тинто Брасса, у многих сложилось мнение, что так оно и было на самом деле. Фильм Тинто Брасса — это фильм для быдла, которое не знает и не хочет знать истории, которое безоговорочно верит всему, даже откровенному вранью. Современные исследования показывают, что это был ранимый, либерально настроенный мечтатель, плохой политик и никудышный администратор. Калигула пал жертвой эпохи, которая была жестокой и не прощала ошибок даже императорам.

И даже после его смерти

Дворец императора Калигулы на Палатине был великолепен. Зал Нимф, например, представлял собой большую круглую комнату. В центре ее разливался бассейн, в воде которого размещалась целая скульптурная композиция из мрамора — морской бог Нерей в окружении своих дочерей-нереид. И морской бог, и его дочери сжимали в своих мраморных руках большие раковины, которые извергали целые фонтаны воды. Чуть в стороне от бассейна, у большого стола располагалось широкое ложе, усыпанное небольшими пурпурными подушками: на этом ложе Калигула очень любил возлежать.По-императорски велик и величествен был и Зал девяти муз. Вдоль его стен стояли статуи девяти муз — покровительниц музыки, танцев, поэзии и других искусств и наук.

В глубине Зала на большом кресле-троне восседал Калигула, а к трону вела ковровая дорожка — та самая, под которой заговорщики прятали нож.Как весела была жизнь и как бесславен был конец…

Использованы материалы:

korabley.net,kolizej.at.ua,j-times.ru

N.B.Нкоторые размышления о личности императора Калигулы.

Гай Цезарь Калигула, правивший в Риме с 37 по 41 года, представляют нам как символом жестокости и безудержного разврата. Думается, что подобная, чересчур односторонняя оценка личности императора вредит исторической объективности. Проведенный анализ основан на изучении античных авторов.

1 марта 37 года сенат передает власть Гаю Цезарю Калигуле, с какового момента собственно и начинается его правление. Читая Светония, мы уже здесь сталкиваемся с первым обвинением в адрес Калигулы, а именно, по мнению Светония, Гай, чтобы крепче утвердится в надежде на наследство, «обольстил Эннию Невию, жену Макрона, стоявшего во главе преторианских когорт; ей он обещал, что женится на ней, когда достигнет власти и дал в этом клятву и расписку. Через нее он вкрался в доверие к Макрону и тогда, как полагают некоторые, извел Тиберия отравой. Умирающий еще дышал, когда Гай велел снять у него перстень; казалось, что он сопротивлялся; тогда Гай приказал накрыть его подушкой и своими руками стиснул горло»

Однако представляются сомнительными два момента. Первое — обольщение опытной Эннию Невию под носом у влиятельного мужа. Тацит в своих «Аналлах» дает другое, более реалистическое объяснение: «Макрон никогда не пренебрегал расположением Гая Цезаря, более того, он «искал его с усердием». И именно он «побудил Эннию прельстить юношу, изобразив страстную влюбленность, связать его обещанием жениться на ней».

Второе: совершил ли реально Гай убийство Тиберия? Даже Светоний, единственный из авторов конкретно повествующий об этом событии, указывает, что так «полагают некоторые», т. е. полная уверенность отсутствует. Затем он пишет: «И это не лишено правдоподобия: некоторые передают, что он сам похвалялся если не совершенным, то задуманным преступлением» (опять «некоторые» и преступление вообще, возможно, лишь «задуманное»). Думаю, этого достаточно, чтобы высказать сомнения в верности версии об убийстве Тиберия Гаем.
Впрочем, допустим, что Светоний прав. И Калигула действительно убил Тиберия. Однако это его деяние, несмотря на кажущуюся жестокость никак нельзя отнести к разряду преступлений.

Поясняю: дело в том, что по сведениям самого Светония, Калигула пытался «отомстить за гибель матери и братьев» , более того, смерть отца Калигулы Германика «приписывали коварству Тиберия» Что же могло быть естественнее для молодого Калигулы, чем выждав подходящего момента отомстить за своих родных?

Итак Гай Калигула пришел к власти. Античные историки сообщают, что «…он достиг власти во исполнение лучших надежд римского народа или лучше сказать, всего рода человеческого. Он был самым желанным правителем и для большинства провинций и войск»
И далее: «Ликование в народе было такое, что за ближайшие три неполных месяца было …зарезано больше, чем сто шестьдесят тысяч жертвенных животных»

Обобщая отношение к Гаю в первый период его правления, Иосиф Флавийсообщает, следующее: «Первый и следующий год своего правления Гай являл себя великодушным государем и человеком мягким, чем и заслужил глубокую любовь римлян и подчиненных народов»
Вообще всеми авторами признается, что в первый период своего правления Калигула был вполне добродетельным императором.
Теперь перейдем к тем действиям Калигулы, которые вызывают у историков наибольшие нарекания и дают основание назвать его «чудовищем».

Начнем с того, что Калигулу обвиняют в чрезмерной расточительности, утверждают даже, что «огромные состояния и среди них все наследство Тиберия Цезаря два миллиарда семьсот миллионов сестерциев — он промотал меньше, чем в год»
.При этом идет длительное перечисление пиров, загородных вилл и т. п., которые поглотили означенные деньги. Однако так ли это было в действительности?

Самый полный и одновременно самый пристрастный биограф Калигулы Светоний приводит подобное утверждение.
Однако у него же читаем: «Постройки начатые Тиберием, он (Гай) завершил: храм Августа и театр Помпея. Сам он начал строить водопровод из области Тибура и амфитеатр поблизости от септы; одну из этих построек его приемник Клавдий довел до конца, другую оставил. В Сиракузах он восстановил рухнувшие от ветхости стены и храм богов. Собирался он и на Самосе отстроить дворец Поликрата, и в Милете довершить Дидимейский храм…» .

Наконец огромные суммы тратились на гладиаторские бои, что было естественной реалией римской жизни. Т. о., даже если предположить, что подобные суммы потрачены Калигулой, то, во всяком случае надо признать, что значительная их часть была потрачена с пользой.
Следующее обвинение, которое предъявляется Калигуле, это его чрезмерная жестокость, граничащая с маниакальностью. Однако известно, что придя к власти, Гай Цезарь «…помиловал всех осужденных и сосланных; по всем обвинениям, оставшимся от прошлых времен, объявлено прощение; бумаги, относящиеся к делам его матери и братьев, принес на форум и сжег, призвав богов в свидетели, что ничего в них не читал и не трогал этим он хотел навсегда успокоить всякий страх у доносчиков и свидетелей; а донос о покушении на его жизнь даже не принял, заявив, что он ничем и ни в ком не мог возбудить ненависти, и что для доносчиков слух его закрыт»

Далее Светоний единственный из авторов упоминает об изощренных пытках, совершаемых Калигулой. Но при этом и он не называет конкретных имен подвергшихся таким пыткам людей, а употребляет выражения вроде: «многие граждане», «один римский всадник», «один сенатор» и т. п. Все эти недомолвки вызывают естественный скептицизм.

Всего несколько имен называются как Светонием так и другими авторами, среди них префект Макрон и Силан — тесть Гая. И оба названных были казнены не в силу жестокости или личной неприязни, а из-за отсутствия другого выхода.

Макрон был чрезвычайно честолюбив и претендовал на исключительное положение в государстве, пытаясь присвоить себе функции императора. Об этих его качествах и стремлениях хорошо сказал Филон Александрийский: «Он (Макрон) был чрезмерно спесив… О чем он думал, когда менялся с Гаем местами и себя, подвластного, возвел в правители, а, самодержца сделал подвластным? Каждому приличествует свое: властителю — повелевать, подвластному повиноваться, Макрон все перевернул»

Т. о., очевидно, что Калигула был вынужден устранить Макрона, как человека опасного для себя и претендующего на власть.
Что касается Силана, то во-первых он «покончил с собой, перерезав бритвою горло» , т. е. Не был убит и к тому же, будучи жив, стремился как и Макрон, подчинить Гая своей воле.

Как пишет тот же Филон Александрийский «Этот глупец (Силан), который уже и тестем-то не был, вмешивался в то, что его совершенно не касалось, не понимая, что после смерти своей дочери он уже ни на что не может претендовать»

Что же касается самоубийства Гемелла, причину которого традиция также ищет в происках Калигулы, то это несомненно было жестоко со стороны Гая, если допустить, что он действительно виновен в случившемся.

Впрочем сами же римляне, по словам Филона, оправдывали устранение Гемелла политической необходимостью. (Цель сохранение целостности государства). Однако это вопрос из области этики.

Следующее обвинение, предъявляемое Гаю Калигуле — это обвинение в нарушении нравственности. Обвинение это базируется на многих свидетельствах, а потому я лишь позволю себе привести два примера, противоречащих этой точке зрения.
Получив всю полноту власти, Калигула совершил следующее: «Изобретателей чудовищных наслаждений (т. н. «спринтиев) он выгнал из Рима».

Это были те самые спринтии, которых пригрел Тиберий. И второй пример: у Тацита описан случай, произошедший в правление Калигулы когда «Жена легата Кальвизия Сабина… загорелась грязным желанием во что бы то ни стало посмотреть как устроен военный лагерь; она сумела пробраться туда ночью, переодевшись солдатом; постыдным этим переодеванием распалила страсть солдат ночной стражи и обнаглела наконец до того, что стала заниматься любовью на главной площади лагеря…».

Далее Тацит сообщает, что этот поступок не остался безнаказанным и виновного «по приказу Гая заковали в кандалы».
И наконец последнее из серьезных обвинений в адрес Гая Калигулы, это обвинение в богохульстве. «Он начал притязать уже на божеское величие»— пишет Светоний. «Мало того, он посвятил своему божеству особый храм, назначил жрецов, установил изысканнейшие жертвы. В храме он поставил изваяние в полный рост и облачил его в собственные одежды. Должность главного жреца отправляли поочередно самые богатые граждане, соперничая из-за нее и торгуясь» .

Светоний не уточняет почему патриции «соперничали и торговались» из-за чести отправлять должность главного жреца, если подобные действия Гая были столь неприемлемы для них. Да и подобные обожествления уже имели место раньше (Гай Юлий Цезарь). В период принципата Августа во многих провинциях почитался «гений Августа», строились соответствующие храмы и жертвенники.
Так что следующий шаг, сделанный уже Гаем Калигулой был вполне закономерен. Более того, Калигула проявил даже известную скромность и терпимость.

Например в Беотии была обнаружена копия письма императора на послание стратега Ашенской лиги, где он пишет следующее: «Познакомился с письмом, которое доставили мне ваши послы, и отмечаю, что вы дали мне доказательство большой преданности и большого уважения ко мне. Вы совершили жертвоприношения и провели церемонию в мою честь, удостоив тем самым меня самыми большими почестями… Что же касается статуй в мою честь, которые вы предлагаете установить, то я освобождаю вас от большинства из них» .
Или другое письмо, написанное Гаем легату Петронию в связи с волнениями в Иудее по поводу попытки установить там культовую статую Калигулы: «если ты уже успел воздвигнуть мою статую, то пусть она стоит; если же ты не успел еще сделать это, то не заботься более о том… Я не интересуюсь более постановкой статуи»

Т. о., налицо желание Гая устранить намечающийся конфликт, пусть даже с ущербом для самолюбия.
Что еще можно добавить в защиту Калигулы?

Его очень любил народ. «Когда он было захворал, люди ночами напролет толпились вокруг Палатина; были и такие, которые давали клятвы биться насмерть ради выздоровления больного или отдать за него свою жизнь» . «Безграничная любовь граждан дополняло замечательное расположение чужеземцев».

Калигула заботился по мере сил о сохранении исторического наследия — «…Сочинения Тита Лабиена,Кремуция Корда, Кассия Севера, уничтоженные постановлением Сената, он позволил разыскать, хранить и читать, заявив, что для него важнее всего, чтобы никакое событие не ускользнуло от потомков»

«Должностным лицам он разрешил свободно править суд, ни о чем не спрашивая» «Пытался он даже вернуть народу выборы должностных лиц, восстановив народные собрания»

Вопреки установившемуся мнению Калигула не был ограниченным человеком. Он был весьма эрудирован и при случае цитировал греческих и римских поэтов. «Из благородных искусств он …занимался …больше всего …красноречием, всегда готовый и способный выступить с речью… Он легко находил и слова и мысли, и нужную выразительность, и голос: от возбуждения он не мог стоять на месте, и слова его доносились до самых дальних рядов. Приступая к речи, он грозился, что обнажает меч, отточенный ночными бдениями».

Наконец последнее и самое удивительное: Калигуле приписывали даже «латинский учебник риторики»

1. Гай Светоний Транквилл., Жизнь двенадцати цезарей. Гай Калигула. 12. 2.
2.Корнелий Тацит., Анналы. 6. 45.

3.Иосиф Флавий., Иудейские Древности. 18. 7. 2.

4.Филон Александрийский., О посольстве к Гаю. I. 10.

5.Иосиф Флавий., Иудейские Древности. 18. 7. 2.

6.Корнелий Тацит., История. 1. 48.
.
7.Цит. по Д. Нони., Калигула. II. IX., стр. 244.

Озеро Неми (Nemi) находится среди Альбанских холмов в 25 км южнее Рима в кратере древнего вулкана.
В древние века (до нашей эры) Неми было популярным местом развлечений и санаторного отдыха римлян.
Еще не вырубленные леса тех времен были полны дичи, наверно поэтому римляне построили храм богине Диане — покровительнице охотников.

В темный период правления Муссолини, из озера были подняты два корабля, которые по свидетельству историков — могли принадлежать императору Калигуле, который прославился (благодаря одноименному фильму) своими попойками и развратом — видимо поэтому после его смерти либеральная часть римского общества отправила корабли на дно озера Неми.

В настоящее время город Неми (Nemi) на берегу одноименного озера широко знакомо в узких кругах обладателей шенгенских виз своим фестивалем земляники (fragola), который ошибочно называют фестивалем клубники (fragole).
Фестиваль земляники (sagra delle fragole) проводится в Неми каждый год в конце мая — начале июня.
Программу фестиваля можно найти на сайте visitnemi.

В еще оставшихся лесах по берегам озера Неми растут белые грибы (porcini), которые можно встретить на прилавках Неми в засушенном виде, а в ресторанах Неми вам предложат пасту с белыми грибами — как местный специалитет.
Я не могу сказать, что паста с размоченными из состояния сухих белыми грибами — супер еда, так как все же предпочитаю тоже самое в свежем виде в северной Италии (), где и лесов побольше и климат более подходящий для их произрастания.

Но землянику в Неми я оценил: пахучая, сладкая, крупная.
Конечно же сейчас никто землянику в лесу не ищет — ее выращивают фермерские хозяйства в области Кастелли Романи, а так же частично импортируют из соседней Албании.

Так же в городе Неми есть очень знаковый и знаменитый магазин колбас и сала.
Находится рядом с фонтаном со статуей Богини Дианы с луком (из которого стреляют).
Сегодня в магазине была замечена небольшая группа туристов с Украины вкушающих колбасы и сало в то время как их усталый экскурсовод сидя на стуле отгоняла от себя мух.

Сколько времени заложить на Неми

На осмотр города и обед достаточно выделить два часа.
Рестораны в Неми находятся на главной улице и все имеют бельведере (вид) на озеро Неми.
Цены выше средних по Кастелли Романи на 10-20%.
Пляжей на озере Неми — нет.

Отели Кастелли Романи

При посещении Кастелли Романи удобнее останавливаться в крупных городах: или приехать сюда из Рима на дневную экскурсию, или остановиться в Альбано Лациале .

Обзор о кораблях древнеримского императора Калигулы на озере Неми, в одноименном городке, и расположенном там итальянском Национальном музее римских кораблей.

Национальный музей римских кораблей (Museo delle Navi Romane) в итальянском городке Неми.

Поговорим о кораблях римского императора Калигулы, которые были извлечены из оз. Неми (Lago di Nemi) и ныне выставлены в Национальном музее римских кораблей (Museo delle Navi Romane), в расположенном на упомянутом озере городке (ок. 2 тыс. жит.), славящемся своим клубничным фестивалем и носящем то же название, что и озеро — Неми . Отметим, что административно город и коммуна Неми относятся к итальянской столице — Риму, хотя располагаются в регионе Лацио, в 30 км к югу от собственно Рима. В свою очередь, озеро Неми — это небольшое круговое озеро вулканического происхождения — одно из кратерных озер в расположившихся здесь, в столичном регионе Лацио, Альбанских горах (Colli Albani) .

Неми — название озера и города происходит от латинского слова nemus, что в данном случае означает «святое дерево». В древности в этом районе не было города, но находившаяся здесь роща была местом одного из самых известных римских храмовых культов — италийского божества Дианы Неми (Diana Nemorense) — богини Дианы , которая в IV веке до н.э. стала отождествляться с греческой богиней охоты, плодородия, женского целомудрия и родовспоможения Артемидой. Святилище Дианы Неми, как считается, располагалось на северном берегу озера Неми, а само озеро также называли «зеркалом богини Дианы».

Небезызвестный эксцентричный римский император Калигула (Гай Юлий Цезарь Август Германик по прозвищу Калигула — «сапожок», род. в 12 г . н.э., годы правления: 37- 41 г . н.э.) имел на этом озере Неми виллу, и, возможно, именно в связи с культом Дианы Неми этот император построил несколько очень больших и роскошных барж для использования на данном озере . Согласно изысканиям, один корабль был плавучим святилищем для осуществления обрядов в честь Дианы Неми, или же в честь египетской богини Исиды, а другой — был прогулочной баржей с постройками на ней. После убийства Калигулы в результате заговора оба корабля были затоплены.

Как отмечается на сайте Национального музея римских кораблей museonaviromane.it, «корабли Калигулы являются уникальным примером церемониальной парадной баржи .

Подобные суда распространились эллинистический период как в виде морских, так и речных судов, с богато украшенными мозаичными полами, садами на крыше — настоящих «круизных судов» в египетской традиции...

Калигула был особенно чувствителен к следованию восточным обычаям, перенятыми его династией от предков, бывавших на Востоке, и конечно, не был равнодушен к той форме самовосхваления, которую давало обладание таким кораблями.

Первая из барж на озере Неми была кораблем для удовольствий с крытым обогреваемым павильоном на корме, а также павильоном и святилищем в носовой части. Постройка здесь такого судна связана с располагавшейся на берегу озера Неми виллой императора.

Вторая из барж использовалась, в основном, для религиозных церемоний, о чем свидетельствует обнаружение на борту культовых предметов, связанных с Исидой, которую во времена Калигулы, вероятно, стали отождествлять с богиней Дианой, чье святилище, располагалось в близлежащей заповедной роще .

Предполагается, что эти два корабля использовались для участия в церемонии navigium Isidis, — ритуале в честь богини Исиды, покровительницы моряков, с которым 15 марта каждого года возобновлялся сезон навигации », отмечает museonaviromane.it.

Корабли Калигулы, о которых всегда знали

На снимке, сделанном 20 октября 1928 г., тогдашний глава итальянского правительства Бенито Муссолини (четвертый у перил от правой стороны) наблюдает за работой насосной станции, которую компания Costruzioni Meccaniche Riva di Milano поставила на озеро Неми во время проекта по откачке воды для извлечения кораблей Калигулы со дна этого озера.

Как указывает вышеупомянутый сайт Национального музея римских кораблей, после своего затопления, корабли Калигулы всегда «были видны на дне в прозрачных водах озера и были объектом периодического разграбления и с XV века неуклюжих попыток поднятия со дна ». Итак, как считается, местные рыбаки всегда знали о существовании этих затонувших кораблей Калигулы, временами вытаскивая с них небольшие артефакты. Для этого часто использовались крюки для захвата, а сами найденные предметы продавались.

В 1446 г . влиятельный кардинал Римской католической церкви и сеньор Неми Просперо Колонна (Prospero Colonna) и сотрудник папской канцелярии Леон Баттиста Альберти (Leone Battista Alberti) возглавили изыскания по поиску затонувших кораблей Калигулы на озере Неми , основываясь на рассказах об этих кораблях, которые они и обнаружили на глубине 18,3 метра (60 футов) Однако глубина была слишком значительной, чтобы корабли тогда можно было достать из-под воды. Хотя Альберти и предложил для поднятия кораблей оригинальный метод, когда попробовал связать их с плавучими бочками. Будучи гениальным, этот метод оказался неудачным из-за обширного гниения .

В ходе предприятия Альберти пригласил отважных генуэзских пловцов-ныряльщиков, тогда же было выяснено, что остовы лежащих на дне кораблей обшиты свинцовой оболочкой и был изучен тип дерева, из которого были изготовлены древнеримские корабли.

При этом изыскания Колонны и Альберти нанесли значительный урон затонувшим кораблям Калигулы, т.к. используя уже упоминавшиеся выше веревки с крючками, участники того предприятия отрывали от лежащих на дне корабельных остовов доски.

В 1535 году инженер на службе нескольких владетелей болонец Франческо де Марчи (Francesco De Marchi) достиг затонувших кораблей Калигулы на озере Неми с помощью деревянного водолазного колокола, снабженного иллюминатором — конструкция де Марчи защищала верхнюю часть тела, оставляя свободными ноги и руки и позволяя дышать (свои погружения исследователь описал в труде Della Architettura Militare). Находки де Марчи включали кирпичи, фрагменты мраморной брусчатки, бронзовые и медные фрагменты и большое количество деревянных балок затонувших кораблей Калигулы.

Затем попытки исследования затонувших кораблей Калигулы на озере Неми предпринимались в 1827 г, и позднее — в 1895-1896 гг. В последнем случае работы осуществляло итальянское государство, а именно Министерство образования и Военно-морской флот Италии. Большая часть извлеченного материала тогда было приобретено Национальным музеем, в то время как другая часть попала на антикварный рынок.

На иллюстрации с сайта Национального музея римских кораблей в Неми museonaviromane.

На иллюстрации с сайта Национального музея римских кораблей в Неми museonaviromane.it модель корабля Калигулы из озера Неми.

В 1926 г . итальянским государством была создана новая комиссия по вопросу исследования и и восстановления кораблей Калигулы на озере Неми . В состав комиссии вошли ученые-археологи и инженеры, под руководством бывшего генерального директора Министерства образования (1906 г.), впоследствии руководителя ряда художественных галерей и сторонника фашистского движения, искусствоведа и археолога — сенатора от Национальной фашистской партии Коррадо Риччи (Corrado Ricci, годы жизни: 1858 — 1934).

Выводы комиссии Риччи подтвердили оценки, высказанные еще в 1895-1896 гг. подполковником инженерного подразделения военно-морских сил Витторио Малфатти (Vittorio Malfatti) о том, что поднятие судов Калигулы возможно путем частичной откачки воды из озера. Также комиссией было предусмотрено строительство специального музея на берегу оз. Неми. И 9 апреля 1927 г . в своей речи на заседании исторического общества Reale Società Romana di Storia Patria тогдашний глава правительства Италии Бенито Муссолини объявил о решении поднять затонувшие суда Калигулы. Воду откачали и остовы кораблей, а также многочисленные артефакты извлекли со дна озера .

Снимок 1930 г., показывающий остов одного из кораблей Калигулы, извлеченный тогда из озера Неми.

Для уяснения размеров корабля можно посмотреть на кажущиеся крошечными рядом с корабельным остовом фигуры рабочих.

бронзовая деталь, изображающая льва, извлеченная с корабля Калигулы с озера Неми.

Однако Национальный музей римских кораблей, сооруженный в 1935 г . на берегу озера Неми для хранения поднятых со дна этих барж Калигулы, был частично разрушен в ночь с 31 мая на 1 июня 1944 г . из-за пожара — во время последнего отрезка Второй мировой войны . При этом неизвестно, кто был виновником пожара, отступающие ли немецкие войска, по соседству с музеем располагалась германская батарея, или же пожар возник из-за случайных людей. Снова музей открылся в 1988 г. Однако его экспозиция теперь не может похвастаться подлинными остовами кораблей Калигулы, т.к. они были уничтожены во время вышеупомянутого пожара. В части кораблей Калигулы с озера Неми, музей ныне содержит лишь некоторое количество артефактов с поднятых барж Калигулы, которые были изготовлены не из дерева, а также то, что во время войны было вывезено на хранение в Рим, а кроме того изготовленные для музея деревянные копии кораблей .

Национальный музей римских кораблей в Неми сегодня

Страница с описанием Национального музея римских кораблей в Неми из официального итальянского издания «В двух шагах от Рима.

Страница с описанием Национального музея римских кораблей в Неми из официального итальянского издания «В двух шагах от Рима. Музеи Кастели Романи и Пренестини» (местности под Римом - Альбанских гор и Пренестини), рус. яз., ок. 2012 г.

И далее приведем описание Национального музея римских кораблей в Неми из официального издания «В двух шагах от Рима. Музеи Кастели Романи и Пренестини» — публикации «Горного общества Кастели Романи и Пренестини» (музейного общества местности под Римом — Альбанских гор и Пренестини), совместно с регионом Лацио, рус. яз., ок. 2012 г.:

«Национальный музей римских кораблей был создан для возможности знакомства с двумя имперскими кораблями, принадлежавшими императору Калигуле, поднятыми со дня озера Неми с 1929 по 1931 гг. Разрушенный пожаром в 1944 г ., музей был окончательно открыт для посетителей в конце 80-х годов.

В левом кильблоке музейного здания сегодня выставлены материалы и документация, касающаяся каркасов кораблей и их подъема из вод озера.

Правое крыло музея посвящено культовым местам Альбанских гор, (древнеримским поселениям) Ардеа и Сатрикум (Satricum), с особым вниманием к святилищу-храму Дианы Nemorense, что подтверждается материалами раскопок, произведенных в 20-х годах прошлого века, а также, в недавний период , с 1989 по 2013 годы. Кроме этого, экспонируется также часть археологической коллекции дворца Русполи в Неми, поступившей из храма или составляющей коллекцию антикварного коллекционирования семьи Русполи.

Недавно экспозиция пополнилась колоссальной мраморной статуей Калигулы на троне, восстановленной гвардией финансовой полиции в 2011 году, обнаруженной в городке Каваллерия в зоне Неми-Веллетри . Этот раздел музея посвящен императорским резиденциям зоны Неми-Ланувио : здесь экспонируются материалы, найденные (далее перечисляются руины вилл древнеримских императоров в городках под Римом Прим. сайт) на вилле императора Калигулы на берегу озера Неми (городок С. Мария) и в городке Каваллерия, на вилле Антонини (под Антонини подразумевается римский император Антонин Пий Прим. сайт) в Ланувио и на вилле Домициана в Кастель-Гандольфо», указывает публикация «В двух шагах от Рима. Музеи Кастели Романи и Пренестини».

На иллюстрации с сайта Национального музея римских кораблей в Неми museonaviromane.it:

внутренний вид музея.

Этот обзор был подготовлен сайт по следующим материалам: сайту Национального музея римских кораблей в Неми museonaviromane.it (итал. яз.); официального изданию «В двух шагах от Рима. Музеи Кастели Романи и Пренестини» — публикации «Горного общества Кастели Романи и Пренестини» (музейного общества местности под Римом — Альбанских гор и Пренестини) совместно с регионом Лацио, рус. яз., ок. 2012 г .; др. материалам.

Одна из самых драматических страниц в истории археологии была открыта в 1444 году. В тот год кардинал Просперо Колонна прослышал, что на дне озера Неми, в 16 милях к юго-востоку от Рима, лежат останки двух кораблей. Он был просвещенным гуманистом и, подобно многим представителям эпохи Возрождения, живо интересовался классическими древностями. Расположенное неподалеку от более крупного озера Альбино озеро Неми было окружено ореолом легенд. По преданиям именно здесь находилась священная роща и гробница богини Дианы.

Кардинал узнал, что на протяжении многих лет здешние рыбаки цеплялись своими сетями за обломки судов и иногда вытаскивали из воды небольшие предметы. Деревянные обломки шли на топливо, а металлические детали переплавлялись, и из них делали инструменты (например, бойлы для рыбалки) или оружие.

Колонна поручил одному из виднейших архитекторов того времени, Леону Баттисте Альберти, обследовать останки кораблей. С помощью ныряльщиков Альберти попытался поднять их на поверхность. Он установил ворот на плоту, плававшем в озере, а ныряльщики закрепили канаты на затонувших кораблях. Но все кончилось тем, что у одного из кораблей отломилась носовая часть. Альберти отказался от дальнейших попыток и вернулся к своему основному занятию - строительству зданий.

Примерно столетие спустя новую попытку поднять затонувшие корабли предпринял Франческо де Марчи, который лично обследовал их с помощью примитивного устройства для спуска под воду. Это устройство, изобретенное Гильомом Лотарингским, представляло собой скрепленный металлическими обручами деревянный колокол, который закрывал верхнюю половину туловища ныряльщика. Отважному де Марчи пришлось немало претерпеть во время спуска. У него пошла кровь носом из-за повышения давления при спуске, он запутался в веревках, к которым был прикреплен колокол, но больше всего ему досаждала стая суетившихся вокруг него рыбешек, которые пощипывали обнаженные части тела смельчака и не отставали от него, как ни старался он их отогнать. К тому же вода была настолько темной, что де Марчи так ничего и не смог увидеть сквозь окошечко в стенке колокола.

Попытки Альберти и де Марчи и нескольких более поздних исследователей поднять корабли привели лишь к дальнейшему их разрушению. На поверхность было извлечено много корабельных деталей. Деревянные балки местные жители растащили на топливо, бортовые украшения и статуи, изразцы и фрагменты мозаики исчезли в частных коллекциях

Поднять древние корабли удалось лишь в прошлом 20-м веке. Итальянские археологи, воспользовавшись дренажным тоннелем, который построили еще древние римляне, спустили воду из озера Неми. По четырех колейному рельсовому пути, уложенному на илистое дно озера, археологи вытянули корпуса древних судов на берег. Вокруг них был построен музей.

Итак, суда стали доступны для изучения. Археологов, прежде всего, поразило изящество формы корпусов, хотя корабли были очень широкими, искусная и тщательная работа древних корабелов. Обшивка корпуса, выполненная из сосновых досок, была покрашена киноварью, покрыта слоем просмоленной шерсти и, наконец, свинцовыми листами в три слоя.

Более крупное из судов имело в длину около 70 метров, а в ширину - около 20. Другое было чуть поменьше. Управлялись суда рулевыми веслами 11-метровой длины. На большом судне таких рулей было четыре, на малом - два. По-видимому, два дополнительных рулевых весла на большом судне устанавливались на носу, чтобы можно было управлять движением, когда корабль шел кормой вперед. Каждый из кораблей имел по два вспомогательных киля, расположенных по обе стороны от основного. Большинство металлических деталей было позолочено. Бронзовые и железные детали оказались удивительно стойкими к коррозии, так как на их изготовление шел особо чистый металл.

Корпуса судов сохранились достаточно хорошо, однако все надстройки оказались совершенно разрушенными. Отчасти это объясняется громадным весом мрамора, бронзы и других отделочных материалов, которые использовались для украшения надстроек. Существенный вклад в их разрушение был сделан и прежними попытками поднять суда на поверхность.

После осушения озера было найдено множество интересных предметов, относившихся к кораблям. Однако эти находки так и не внесли окончательной ясности в решение вопроса о том, как суда приводились в движение. Вначале думали, что оба судна представляли собой гребные галеры. Измерения, проведенные одним из экспертов внутри корпуса, показали, что судно было снабжено одним рядом весел, причем каждым веслом гребли четыре-пять человек. Малое судно, по-видимому, передвигалось на буксире за большим кораблем или за лодками с гребцами.

Среди находок оказались две поворотные платформы, вращающиеся на небольших катках, расположенных по кругу. Под одной из платформ катки были выполнены в виде восьми бронзовых шаров. Каждый шар имел два упора, на которые опирались выступы платформы. Под другой платформой катки представляли собой восемь конических деревянных роликов. Назначение платформ выяснить не удалось. Возможно, они служили основаниями для скульптур.

Строго говоря, эти катки еще нельзя назвать шариковыми и роликовыми подшипниками. Однако ничего подобного еще длительное время не было известно. Еще одним техническим новшеством, обнаруженным на борту судов из озера Неми, был многоковшовый водоподъемник, исполнявший роль трюмного насоса. В верхней части этот насос имел горизонтальный вал. На нем был смонтирован барабан, через который проходила цепь с ковшами. На концах вала имелись маховики с рукоятками. Значение этой находки определяется тем, что она представляет собой самый ранний из известных примеров применения кривошипного механизма в иных конструкциях, кроме ручных мельниц.

Были найдены также два якоря, принадлежавшие древним судам. Один - классического типа - был сделан из дуба, лапы окованы железом, а шток выполнен из свинца. Очевидно, деревянный якорь пришлось утяжелить, чтобы он мог погружаться на дно. Другой якорь был сделан из железа и обшит деревом. Он имел подвижный шток. Якорные штоки такого типа не встречались в истории судостроения до XVIII века, когда они были повторно изобретены в Голландии.

По надписям археологи установили, что уникальные корабли были построены примерно в середине первого века нашей эры. Тринадцать изразцов из останков надстройки помечены клеймом одного из рабов Домициуса Афера, знаменитого оратора. Этот оратор был консулом при Калигуле и умер в 59 году нашей эры. Следовательно, можно думать, что судно было построено раньше этой даты.

Надпись на свинцовой трубе, найденной в обломках, гласит: «Собственность Гая Цезаря Августа Германика». А это - полное имя Калигулы, правившего с 37 по 41 год нашей эры. Вместе с тем были найдены и указания на царствование преемника Калигулы - Клавдия (41-54 годы). Вероятно, строительство кораблей началось в годы непродолжительного правления Калигулы, а закончилось при Клавдии.

Есть основания думать, что эти суда служили не для развлечений, а скорее являлись плавучими храмами. Точное время и причины потопления кораблей неизвестны. Однако исследователи полагают, что либо во времена царствования Нерона, либо во времена гражданской войны, которая разразилась после его смерти, суда были ограблены и их покинули на произвол судьбы. Трюмы откачивать было некому, суда постепенно наполнились водой и затонули.

Останки древних судов были окончательно разрушены весной 1944 года. Фашисты, которые незадолго перед этим продемонстрировали свое отношение к культуре, предав огню 80 тысяч книг и рукописей из библиотеки Неаполитанского Королевского общества, сожгли и музей на берегу озера Неми.

Ныне музей восстановлен. В нем можно увидеть модели уникальных судов в одну пятую натуральной величины вместе с теми немногими корабельными обломками, которые уцелели после пожара.

Жил да был Калигула, который правил Римской империей с 37 по 41 год н.э. За этот короткий срок за ним закрепилась слава жестокого руководителя, известного своим эксцентричным поведением и невероятными оргиями. Современники утверждают, что он был одержим постоянным поддержанием своего имиджа и порой воплощал в жизнь самые странные проекты, не жалея средств. Так, по его приказу построили три громадных корабля, которые спустили на воду небольшого озера Неми, считавшегося у римлян святым.

На тот момент это были самые большие суда в мире: около 70 метров длиной, 20 метров шириной. На них располагались каменные постройки – почти как на земле. Каждый из кораблей был отделан мрамором, мозаикой и позолоченной медной черепицей. Суда оборудовали сантехникой, из кранов текла горячая вода. Отдельные части водопровода были богато украшены головами волков, львов, мифических существ.

Можете себе представить? Очень сомневаюсь, что действительно такие корабли могли существовать. Давайте копнем глубже этот вопрос...

В 30 км к югу от Рима находится небольшое озеро Неми. Издавна это место было связано с культом Дианы. Rex Nemorensis был титул жрецов Дианы Аррицийской, храм которой стоял у самой воды. Жрецом можно было стать, лишь переступив через кровь - сорвав золотую ветвь в священной роще, претендент должен был убить своего предшественника на поединке или погибнуть сам. Кандидаты в жрецы, как правило, были беглыми рабами, и долго не жили. Светоний сообщает, что, когда особо хитрый и сильный жрец «зажился на свете», то император Калигула лично выбрал и подослал к нему убийцу.

Итак, исторические свидетельства: Древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл так описывает эти корабли:
«... десять рядов весел... корма каждого из кораблей сверкала драгоценными камнями... на них было достаточно ванн, галерей и салонов, росли разнообразные сорта винограда и фруктовых деревьев»

Суда приводились в движение рядами весел и ветром, их мачты несли шелковые паруса фиолетового цвета. Корабль поворачивал с помощью четырех огромных рулевых весел длиной 11,3 метра каждое.


Панорама озера Неми.
Калигула часто наведывался на свои корабли, проводя время за разнообразными, не всегда пристойными занятиями. Согласно некоторым историческим сведениям, корабли Калигулы были сценами оргий, убийств, жестокости, музыки и спортивных соревнований.


В 41 году сумасбродного Калигулу убили заговорщики-преторианцы. Вскоре после этого его «корабли для развлечений», спущенные на воду всего лишь год назад, были лишены драгоценных предметов, а затем намеренно затоплены. В последующие века о них полностью забыли.


На протяжении столетий местные жители говорили о гигантских кораблях, покоящихся на дне озера. Рыбаки часто вытаскивали сетями куски дерева и небольшие металлические предметы. В 1444 году кардинал Просперро Колонна, увлеченный тогдашней модой на античность, организовал на озеро Неми экспедицию, во главе которой поставил видного тогдашнего архитектора Баттисто Альберти, который исследовал затонувший корабль при помощи ныряльщиков и даже предпринял попытку поднять судно. Для этого на множестве деревянных бочек был сооружен настил, на котором установили лебедки с канатами. Однако с помощью этого немудреного устройства Альберти удалось лишь оторвать и поднять на поверхность кусок носа таинственного корабля. Веком позже в 1535 году сеньор Франческо де Марчи попытайся еще раз исследовать корабль, используя примитивный водолазный костюм, но также безрезультатно. Был найден деревянный каркас, соединенный бронзовыми гвоздями, устланный большими плитами, опирающимися на железную решетку».

Исследователь Джеремиа Донован писал:
«В этом озере глубоко покоятся остатки того, что некоторые называют галерой Тиберия, другие Траяна, но что на самом деле выглядит как группа зданий, построенных на самом берегу озера.


В 1885-1889 годах британский посол в Италии лорд Сейвайл организовал экспедицию на Неми и с помощью крючьев содрал с корабля много бронзовых изделий. В начале XX века подводные археологи обнаружили корпус еще одного судна. Оно лежало недалеко от берега и имело примерно 60 метров в длину и 20 в ширину. Корабль же, обнаруженный некогда кардиналом Колонна, был крупнее: 71 метр в длину и 21 в ширину. Несмотря на то, что никаких письменных упоминаний об этих кораблях в античных писаниях не сохранилось, большинство историков сразу отнесли эти грандиозные сооружения к эпохе безумного императора Калигулы, который будто бы использовал их как плавучие дворцы.


Бронзовые скульптурные головы, найденные на кораблях озера Неми.
В 1920-е годы итальянский диктатор Бенито Муссолини распорядился провести детальные исследования загадочного объекта. В 1928-32 гг. были приложены значительные усилия, чтобы осушить озеро. На дне в грязи нашли два корабля: длиной 70 и 73 метра, а с ними множество бронзовых предметов. Обнаруженные статуи и украшения подтвердили, что эти корабли построили специально для императора Калигулы.


Их сохранность поразила даже археологов. Стало видно, как были построены античные большие корабли. Было найдено и отреставрировано много предметов того времени: насосы для откачки воды, которая поступала во время плавания, несколько бронзовых изделий (головы зверей с причальными кольцами), статую сестры Калигулы, голову медузы Горгоны, руку-талисман, которая была прибита к корпусу судна, голову волчицы Ромула. Одной из самых удивительных находок стали две уникальные вращающиеся платформы, обнаруженные на малом корабле. Под одной из платформ оказалось восемь бронзовых шаров, двигавшихся в желобе. Другая платформа лежала на восьми конических деревянных роликах, также движущихся в желобе. Обе конструкции напоминают подшипники качения, прототип которых был изобретен в XVI веке великим Леонардо да Винчи. Назначение этих платформ до сих пор" неизвестно, возможно, что они использовались как вращающиеся подставки для статуй.

А на одной из свинцовых труб малого корабля была обнаружена надпись: «Собственность Кая Цезаря Августуса Германикуса» - полное имя Калигулы. Сомнений относительно владельца не осталось.


Среди находок были глиняные трубы, которые поддерживали пол и позволяли его обогревать. Это доказывает, что большие корабли были оснащены изощренной системой обогрева по всему судну. Во время раскопок был найден бронзовый кран. Он контролировал поступления воды в резервуары. Оттуда она поступала через свинцовые трубы на различные нужды.


Также найдено очень много гвоздей, с помощью которых крепились деревянные элементы, они были обработаны раствором, что защищало от коррозии.


Корабли были затоплены при императоре Нероне или после его смерти, во время гражданских войн.


Громадные конструкции переместили в ангар и открыли музей. К сожалению, во время боевых действий в 1944 году музей был разрушен и оба корабля сгорели. Сохранившиеся детали и бронзовые украшения сегодня можно увидеть в Museo Nazionale Romano.








Корабль Калигулы в музее, 1932 год






Голова медузы, найденная среди останков одного из судов Калигулы.

Через полвека в Италии снова возник интерес к Калигуле и его кораблям. В 2011 году полиция заявила, что «черные археологи» нашли у озера Неми императорскую гробницу и разграбили ее. А совсем недавно небольшое озеро опять привлекло к себе внимание. Местные рыбаки заявили, что когда их сети достают до дна, то они часто вылавливают древние артефакты. Теперь на живописном озере снова оживление: ученые с помощью гидролокаторов обследуют дно, а водолазы ищут третье, самое большое, судно императора Калигулы.


Бенито Муссолини на открытии музея