Копинг стратегии. Копинг-стратегии: понятие и виды Ответственности бегство избегание планирование решения

Хитрый уход от опасной ситуации и, что важно, - своевременный: стратагемы № 9, 11, 21, 36.

Стратагема № 9

[Как бы не участвуя] наблюдать за пожаром на противоположном берегу

«Сидя на горе, смотрят на борьбу тигров». Прежде всего, не вмешиваются в кризисную ситуацию, в которой находится оппонент, когда вы сами слабы, например по причине, чтобы самому не быть втянутым в кризисную ситуацию, а позже, когда она разовьется в вашу пользу, не нужно было одному собирать все плоды, свалившиеся с неба (Chen 2, S. 93). Стратагема является гибридом, она занимает промежуточное место между стратагемой бегства и стратагемой извлечения выгоды.

Стратагема невмешательства; стратагема выжидания, стратагема задержки ответа.

Радиус действия стратагемы

В профессиональной жизни возможны ситуации, когда три человека - А, Б и В стремятся к одной и той же цели. У А и Б для этого примерно одинаковая квалификация, В подготовлен несколько хуже и, собственно говоря, не имеет шансов. Между А и Б разгорается серьезное соперничество. В относится к этому спокойно и не вмешивается. Между А и Б тем временем летят клочья. Под конец А и Б были изнурены и в результате своих споров дискредитировали себя. Итак, кто достигает цели? Слабый В, причем не из-за своей квалификации, а из-за того, что благодаря стратагеме № 9 он никогда не проявлял себя с негативной стороны (Chen 2, S. 93). В европейском и китайском быту эту стратагему используют люди, которых упрекают в недостаточной гражданской смелости. Они не принимают участия в плохих делах, разыгрывающихся на их глазах, чтобы остаться безнаказанными.

Предотвращение стратагемы

Не следует необдуманно выносить на суд общественности внутренние трудности, так чтобы все видели, как полыхает «пламя», и оппонентам предоставлялся шанс «использовать пожар для грабежа», то есть применить стратагему № 5.

Кто, не участвуя, «наблюдает за пожаром на противоположном берегу», будет, вероятно, когда огонь перекинется вдруг на его собственный берег, горевать из-за своей пассивности. Поэтому простого наблюдения совершенно недостаточно. Необходимо предпринимать дополнительные защитные меры.

Пример

Строить корабли во время засухи

В Древнем Китае были распространены такие высказывания, как: «Если наступила засуха, строят корабли; в ожидании наводнения строят повозки». Обычная коммерческая логика требует как раз противоположного, а именно во время засухи строить повозки, а в период наводнения - корабли, так как во время засухи нужны повозки, а при наводнении - корабли. Процитированное предложение, учитывающее волнообразные движения рынка, представляет, однако, далекую перспективу, так как «глупый зарабатывает сегодня, умный зарабатывает завтра» (Zhang, S. 44). Нужно направить свой взор за пределы непосредственного положения на рынке, на противоположный берег и горящий там «огонь» будущих потребностей и предпринимать соответствующие стратегические коммерческие меры. Так как засуха и наводнение наверняка пройдут, тот, кто производил только повозки для засухи и только корабли для наводнения, будет потом разочарован. Его дело, приносившее прибыль в течение непродолжительного времени, окажется мимолетным успехом. Однако тот, кто заранее готовился производить товары, необходимые клиентам после засухи и после наводнения, заработает много денег.

Стратагема № 11

Дать засохнуть сливе вместо персика

Спасают собственную шкуру или шкуру другого, подставляя голову третьего. Кого-то используют (с его согласия или без него, информируя его об этом или нет) как пешку и жертвуют им. Убирают второстепенную фигуру, чтобы спасти главную. Чтобы снять с себя ответственность за неполадки, можно возложить вину на вымышленные предметы или обстоятельства, как, например, «бремя традиции», «дух времени», «глобализация», «объективная необходимость», «негативная пресса», «рынок», «черта», «звезды» и т. д. Китайские государственные служащие объясняют свои ошибки бюрократизмом, то есть виноваты не они лично, а общий, конкретно неописуемый недостаток (Arbeiter-Tageszeitung, Beijing, 1988, 09.02, S. 2).

Стратагема козла отпущения/невинной жертвы.

В более абстрактном смысле эта стратагема нацелена на то, чтобы потом, меняясь в сторону стратагемы извлечения выгоды и принимая гибридный характер, получить существенную прибыль, пойдя на сравнительно небольшие потери, жертвовать неважным и обеспечивать важное; жертвовать тактическим преимуществом, чтобы выиграть стратегический козырь; отдать часть, чтобы сохранить целое.

Стратагема жертвы пешки/жертвы ферзя.

Радиус действия стратагемы

Метод использования этой стратагемы состоит в том, чтобы ограничить неправильное поведение исключительно отдельными ответственными лицами. Тем самым нужно воспрепятствовать распылению ответственности, когда вина возлагается не только на определенных индивидуумов, но и на их начальников, а неправильное поведение объясняется структурными и организационными недостатками предприятия. После китайской «культурной революции» (1966-1976) к ответу за все преступления, совершенные в этот период, привлекались так называемые «четверки». Этим можно было спасти реноме Мао Цзэдуна, который развязал «культурную революцию». В Китайской Народной Республике во время критики ревностно следят за тем, чтобы обличались только «отдельные личности» или «отдельные феномены (гэбе сяньсян)», а не политическая система.

Хотя папа римский извинился за прошлые преступления католиков, но он объявил виновными в этом отдельных христиан. Так он хотел добиться того, что не виновная «в греховном поведении своих членов» (NZZ, 2000, 11.08, S. 54) церковь в целом может оставаться незапятнанной и продолжать сиять ярким светом. Подобная аргументация была у представителей аудиторской фирмы Andersen во время скандала с Enron, что «неправильное поведение отдельных членов в офисе в Хьюстоне (где главным образом были уничтожены документы) не оправдывает уголовное преследование всей фирмы» (NZZ, 2002, 15.03, S. 21).

Вся внешнеторговая политика Китайской Народной Республики была разъяснена китайской общественности непосредственно в начале так называемой фазы открытия 1978/79 года, когда стратегическое применение нашла стратагема № 11, даже если при этом она (стратагема) не была четко названа. Оперировали ленинскими цитатами, относившимися к советской «новой экономической политике», согласно которым экономика не может быть восстановлена без технической помощи из капиталистических стран. Соглашения с капиталистами должны подлежать точному контролю, а чтобы получить иностранную помощь, капиталисты должны получать прибыль - и все это с одной целью - приобрести, в конце концов, явное итоговое преимущество, а именно в виде сильного советского народного хозяйства (Strategeme 1, 11.18).

Во время первенства мира по футболу 1954 г. в Берне Зепп Хербергер в групповой игре против Венгрии оставил на трибуне семерых своих игроков основного состава команды. Венгры усмирили «запасную команду» со счетом 8:3. Правда, Германия, таким образом, с треском проиграла. Однако затем в полуфинале немцы были в лучшей форме, чем австрийцы, уставшие от матча со Швейцарией (7:5), они победили со счетом 6: 1 и вышли в памятный финал против венгров (NZZ, 2003, 07.11, S. 58).

Предотвращение стратагемы

С самого начала нужно избегать попадания в ситуацию, когда отвечаешь головой за действия других, или нужно вовремя выходить из нее. Перекладывание ответственности на отдельных людей пресекают с помощью тщательного глобального анализа.

Риск при использовании стратагемы

«Одно исследование показывает, что менеджеры редко бывают самокритичны и постоянно разыгрывают из себя тефлоновую сковородку: к ним ничего не должно приставать. Виновны всегда другие. Перекладывание вины на внешние факторы по-человечески, конечно, понятно, но это смертельно при попытках спасения» (Handelsblatt, 2003, 22-23.08). Кто допускает, что можно спастись только с помощью стратагемы № 11, слишком на многое отваживается. Он рискует не найти «сливы». Если судорожно ищут козлов отпущения, вместо того чтобы предпринять честный анализ ситуации и быть готовым решить проблемы, то можно самим оказаться в положении вне игры. Почему бы, впрочем, подчас самому не разыграть искусно роль мальчика для битья (см. об этом стратагему № 34)?

Примеры

Сливы Якокки

С китайской точки зрения гениально использовал стратагему № 11 Ли Якокка (1924-1999), человек, с деятельностью которого начался публичный культ известных и успешных генеральных директоров в США. В 1979 г. он был назначен председателем и генеральным директором Chrysler Motor Corporation. В последующие годы он провел «одну из крупнейших в истории автомобильной промышленности акций по санации» (CM, S. 1323). Среди прочего он ввел жесткие меры экономии, ликвидировал избыточные складские запасы и провел массовые увольнения. Это были «сливы», которыми пожертвовали (Yu 1994, S. 83 f.). Благодаря этому он спас «персик» в виде доверенного ему концерна, который уже в 1983 г. принес прибыль в 900 млн дол.

100 тысяч пар потерянной обуви

В 1984 г. господин Сато, член правления японской коммерческой компании, купил у китайской обувной фабрики 100 тыс. пар обуви, безупречной во всех отношениях, и отправил их в Японию. Но обувь не подошла клиентам, и его компания осталась с непроданным товаром. Затем Сато лично поехал в Китай и попросил помощи у китайской фирмы. Через неделю она ему сообщила, что заменит 100 тыс. пар старой обуви на 100 тыс. пар обуви с новым дизайном. Довольный Сато возвратился в Японию. Обещанная обувь прибыла вовремя. В своих PR-акциях в отношении новой обуви японская компания подчеркивала прекрасный сервис китайской обувной фабрики. На сей раз китайская обувь имела успех. На следующий год японцы заказали 300 тыс. пар, а в 1988 г. - даже 1,5 млн пар обуви. Согласно китайскому комментарию, это было удачное использование стратагемы № 11: «Фабрика отправила 100 тыс. пар, чтобы в конце концов продать миллион пар» (Yu 1994, S. 84).

Щедрый покупатель бобов сои

Как-то во время торговли бобами сои продавец А начал с цены 150 дол. за 1 тонну, а покупатель Б - с предложения 136 дол. за тонну. В конце концов А согласился на 145 дол. Тем временем Б не хотел ни в коем случае платить больше 140 дол. Так они разошлись ни с чем. Через три дня А вдруг столкнулся с проблемами платежей. Он очень хотел быстро договориться о продаже с Б. Тогда А позвонил Б и предложил ему сою по 140 дол. за тонну. Во время новых переговоров А совершенно открыто сказал о своих финансовых проблемах. После тщательного обдумывания Б несколько позже сообщил, что хочет купить бобы сои по цене 145 дол. за тонну. Радость и удивление А не знали границ. Позже кто-то из ответственных работников спросил Б, почему тот заплатил большую сумму. В ответ было сказано, что речь шла лишь о 3000 тонн, то есть об убытке в 15 тыс. дол., - мелочь для Б. Однако эта жертва могла бы иметь неоценимое значение для будущих отношений с поставщиком сои. Действительно, с этих пор обе фирмы тесно сотрудничали, и Б стал пользоваться «особым обхождением и привилегиями. Потеря за один день 15 тыс. дол. не шла ни в какое сравнение с долгосрочной прибылью, получаемой в результате этого» (Yu 1994, S. 90 f.).

Правила ведения переговоров в тени сливы

Если уже делают уступки, то есть жертвуют сливой, то в начале переговоров - ни в коем случае в отношении важных пунктов.

Отдельная уступка, то есть одна слива, не должна быть слишком большой. Рекомендуется делать уступки понемногу. Сливой не следует жертвовать легко, быстро и беззвучно, а нужно бороться за каждую отдаваемую сливу и требовать за нее возмещения. Тут и там можно жертвовать также ложными сливами, то есть делать якобы уступки, которые вам ничего не стоят. Не теряйте из виду уступку, которая последней кладется на стол, так как она будет важнейшей!

Стратагема № 21

Цикада сбрасывает свою золотую кожицу

Цикада освобождается от своей ставшей узкой оболочки чудовища, которая блестит на солнце, как золото, и исчезает незаметно вдали, поскольку внимание преследователя концентрируется на оставленной золотой кожице. Как правило, стратагему используют, чтобы уйти от опасности (Zhou 1992, S. 61). Стратагема описывает сначала особый вид «ухода» в смысле стратагемы № 36 (Lin, S. 30). В таком понимании эта стратагема относится к стратагемам бегства. Но метаморфоза может служить также другим целям (Yu 2003, S. 122), например подготовке к осуществлению стратагемы № 1 «Обманув небо, пересечь море» (например, шпион маскируется под коммерсанта или полицейский - под покупателя наркотиков). В бизнесе стратагема может к тому же использоваться наступательно, скажем, для улучшения позиции на рынке (Lin, S. 30).

Формула стратагемы может иметь две интерпретации.

1. С помощью мнимого образа, как простое предложение («Я отлучусь в туалет»), или придуманного художественно оформленного образца товара отвлекают внимание оппонента от спасающегося бегством. Бегство нужно понимать не только в физическом, но и в абстрактном смысле. Так объясняют китайцы определенные методы освобождения от ответственности в качестве применения этой стратагемы. Стратагема бегства.

2. Цикада сбрасывает свою кожицу, чтобы перейти в другую форму существования и завоевать новое пространство для своих действий.

Стратагема смены образа/стратагема метаморфозы.

Радиус действия стратагемы

Стратагема ухода

В 1930-х гг. шанхайский спекулянт Чжао предлагает банкиру Ду основать консорциум для торговли чрезвычайно ненадежными государственными займами. В течение двух дней Чжао потребовалось 4 млн дол. наличными. Банкир Ду раздумывает: «Парень боится. В своих спекуляциях он просчитался. Теперь он дрожит перед приближающимся сроком расчета с биржей». Через предложенный им консорциум Чжао пытается отвлечь кредиторов, которым он не может вернуть деньги, и договориться с ними о задержке уплаты долга. Так они подумают, что тот, кто смог создать такой огромный консорциум, в любое время является платежеспособным. Поэтому они не будут с нетерпением и с точностью до дня взыскивать долги, а будут обнадежены. Так Чжао сможет на первых порах уйти от непосредственно стоящих перед ним обязательств по платежам. Может быть, Чжао хочет применить стратагему «Цикада сбрасывает свою золотую кожицу»? Банкир однозначно приписывает в своих предположениях поведение Чжао стратагеме № 21. Подтверждение этому свидетельству высокой степени чувствительности к хитрости среди китайских коммерсантов можно прочитать в одном романе, автором которого является Мао Дунь (1896-1981) 48.

Стратагема № 21 может быть осуществлена также через ловкие отговорки. «Мы в конце концов всего лишь люди, а не машины! Поэтому могут случаться ошибки». Тем самым тот, у кого что-то не получилось, может ловко избежать критики. Далее, стратагемой № 21 пользуются в качестве приема оправдания, когда критика направлена на вас. При этом открыто заявляют о чем-то второстепенном с целью переключить на это внимание. В результате выигрывают время, чтобы устранить доказательства, касающиеся отягчающих обстоятельств (Yu 1993, S. 204).

В крупных организациях можно так тонко распределять и делегировать ответственность на разные уровни, что каждый в длинной очереди расплывчатой ответственности должен пройти через ячейки юридического сита (NZZ, 2004, 26.03, S. 19).

Стратагема метаморфозы

Китайский артист кабаре Ван Цзи исполнил в транслировавшейся на всю страну новогодней программе Центрального телевидения Китая скетч, предметом которого была недобросовестная реклама. В качестве примера он выбрал PR-акции для воображаемой марки сигарет «Universum». Переданный в лучшее эфирное время всего года скетч имел громадный успех. Ван Чжэнчжэнь, директор одной табачной фабрики в провинции Хэйлунцзян, не смеялся, а призадумался. Хотя артист кабаре критиковал сигареты «Universum», но теперь об этих вымышленных сигаретах говорили все. На этом Ван хотел сделать капитал! Он сразу организовал на своей фабрике рабочую группу, которая занялась производством сигарет марки «Universum». В тот же год она появилась на рынке и пользовалась большим спросом. Чтобы повысить его, Ван включил в рекламу самого артиста кабаре и все время улучшал качество продукции. Она завоевала на жестком китайском рынке сигарет прочное место. Вышеназванная фабрика раньше уже выпускала одну марку сигарет, но это была просто «золушка». Переведя незаметно, без всякой рекламы первоначальную собственную продукцию под уже известное название марки «Universum», директор фабрики умело воспользовался стратагемой № 21 (Chen 2, S. 220).

Некоторые виды продукции из Китайской Народной Республики оставались незамеченными иностранными коммерсантами к началу «периода открытия», то есть в 1980-е гг., несмотря на их хорошее качество. В конце концов китайские производители поняли, в чем дело: дело было в старомодной или непривлекательной упаковке. Безликая упаковка не мешала товарам на внутреннем китайском рынке в условиях государственного планового хозяйства. На мировом рынке, однако, нельзя было добиться успеха со старой упаковкой. Как только китайские производители это поняли, они стали использовать для своих товаров новую, привлекательную упаковку и добились вожделенных успехов в продажах на мировом рынке (Yu 1994, S. 171 ff.).

Пионер экономики США Уильям Боинг (1881-1956) взлетел на вершину успеха со своей фирмой Boeing Airplane Company после вступления США в Первую мировую войну в 1917 г., ведь военно-морской флот заказал ему 50 гидросамолетов. Однако с окончанием войны прекратились и заказы со стороны правительства. Будущее представлялось мрачным. Оставляя за собой сегмент военных самолетов, он, чтобы не уступать конкурентам все шансы на рынке, основной упор с успехом перенес на строительство коммерчески используемых гражданских самолетов и к тому же подключился к доставке авиапочты (CM, S. 1225 ff.). 1акой своевременный перенос центра тяжести с продолжающего свое существование нерентабельного сектора на новый сектор бизнеса, приносящий прибыль, а также тщательная разработка вариантов поведения на случай наступления различных будущих сценариев также считаются применением стратагемы № 21 (Chen 1, S. 221 f.; Wee, S. 169 f.).

Предотвращение стратагемы

Не нужно давать увлечь себя какими-либо образами, на которые оппонент упорно обращает внимание.

Риск при использовании стратагемы

Если «кожица» слишком невзрачна и не привлекает к себе внимание золотым блеском, применяющий стратагему не останется незамеченным.

Примеры

Спасительное банкротство

В Китайской Народной Республике даже крупнейшая ежедневная газета высказала сожаление, что власти прибегли к стратагеме «Цикада сбрасывает свою золотую кожицу», чтобы освободить государственные предприятия от их долговых обязательств. Они заставляли такие предприятия неожиданно заявлять о своем банкротстве и регистрировали их затем под другим названием. Так было осложнено взыскание долгов исчезнувшего предприятия (RR, 1997, 20.08, S. 9). Что в Китае должно быть достигнуто с помощью стратагемы № 21, на Западе может быть осуществлено «обычным» законным путем, если речь не идет о затягивании процедуры банкротства или обманном банкротстве. Использование стратагемы № 21 здесь в известной степени легализуется и регламентируется. Так, в США WorldCom, потерпевшая крах в шумном бухгалтерском скандале, вышла 20 апреля 2004 г. из процедуры банкротства под новым названием MCI. В ходе почти двухлетней санации согласно главе 11 Закона о банкротстве были исправлены бухгалтерские книги за 2000-2002 гг. на 73,7 млрд дол. Долги на сумму около 35 млрд дол. были списаны. Большинство кредиторов получили в результате 36% своих требований в форме новых акций и облигаций. Акционеры, которые на пике биржевой эйфории объявили своей собственностью 180 млрд дол., практически остались ни с чем. У фирмы MCI были с самого начала долги всего в 5,5 млрд дол. (NZZ, 2004, 21.04, S. 21).

Невиновность в срыве переговоров

Если китайцы решили не продолжать переговоры со своим партнером, то может случиться, что они предъявляют невыполнимые требования, и это не оставляет партнеру ничего другого, как прервать переговоры. Китайская сторона может таким образом снять с себя всю ответственность за неудачу проекта (Fang, S.270).

Стратагема № 36

[Своевременное] бегство лучше всего [при намечающемся абсолютно безвыходном положении]

Жизнь всегда состоит не только из побед, но и из ряда многих маленьких побед и поражений. Редко война или сделка решается за одну «кампанию».

Следует стремиться не только исключительно к тактическим победам в отдельных перестрелках, а к конечной стратегической победе, которой могут предшествовать многие тактические поражения. Кто в ходе стратегического спора никогда не «убегает», не является настоящим героем; кто временами «убегает» с умыслом, никоим образом не является трусом (Chen 2, S. 362). «Хороший боец не стесняется убежать», - говорил Цао, сын Цао, актера в эпоху Трех империй (220-280 гг.). Только тот, кто может потерять, сможет также победить (Yu 2003, S. 183). Во всяком случае «выжидание» и «бегство» нужно тщательно уравновешивать, и время возможного «бегства» должно быть очень хорошо выбрано (Chen 1, S. 365).

Упрямство может завести в тупик. Если на горизонте недвусмысленно вырисовывается безнадежная ситуация, то нужно вовремя найти спасение в бегстве, вместо того чтобы бесполезно истощать свои силы. В самом худшем случае «бегство» выливается в побег (Yu 2003, S. 178). Более искусно, конечно, стратагема используется в форме своевременной планомерной смены тактической или стратегической цели (Zhou 1992, S. 114; Yu 2003, S. 178). Благодаря своевременному отступлению перед непобедимым в то время конкурентом можно, во-первых, сохранить свои силы и, во-вторых, иметь в будущем максимальное число торговых соглашений, а также возможность возвращения. Чтобы суметь использовать эту стратагему в случае необходимости, нужно позаботиться о пути к отступлению, по которому в любое время можно осуществить отход. Место, куда будет осуществляться отход, нужно заранее хорошо подготовить.

Стратагема отхода; стратагема смены курса; стратагема спасения бегством

Стратагему используют также, не имея непосредственного противника, перед лицом задачи, превосходящей собственные силы. В момент наивысшего успеха перед неизбежным падением она может использоваться для дополнительного выигрыша поля действий. Кроме того, она может применяться, когда нечего больше выигрывать, но можно много чего проиграть; когда ничего нельзя сделать, чтобы не подвергнуться опасности, но позаботиться заранее о том, чтобы в случае необходимости можно было вывернуться из затруднительного положения и не понести ответственности.

Стратагема выигрыша дистанции

Нужно быть также всегда готовым к упадку бизнеса. При выборе моделей бизнеса нужно заранее брать установку на то, что они могут устареть и «убежать» от вас в направлении прибыльных сфер бизнеса. В щекотливых делах следовало бы постоянно иметь открытые пути для отхода и резервный ключ. Высказывания о будущем или о каких-либо других неясных условиях следует формулировать так, чтобы вас нельзя было поймать на слове. При этом наряду со стратагемой № 20 «Мутить воду, чтобы поймать рыбу [лишенную четкого видения]» (использование неопределенных выражений) может помочь также стратагема взаимосвязи: двойственное поведение «как... так и», а пророческие заявления могут помочь расширить в будущем сферу действия и избежать тупиков. Если вы выразились ясно, но затем опровергаете собственное заявление или должны утверждать, что вас неверно поняли, то это неумная шутка, которой следует избегать.

Радиус действия стратагемы

В бизнесе содержание стратагемы № 36 предполагает своевременный уход фирм из обременительных сфер на новое поле деятельности или переход владельцев фирм, которые считают, что скоро наступит спад в сфере их бизнеса, в частную жизнь (Chen 2, S. 365). К этой стратагеме относятся также своевременная постановка задачи о снятии непригодной более тактики или какой-либо устаревшей продукции. Далее стратагема № 36 рекомендует избегать конфронтации с конкурентом там, где трудно выступать против его присутствия, а вместо этого в тех сегментах рынка, в которых конкурент имеет слабые места, соорудить собственную точку на рынке с оригинальной продукцией (Zhou 1992, S. 114). В США после Второй мировой войны таким пивоварням, как Heinecken, удалось в стороне от основного направления рынка пива, которым владели лидеры рынка, переключиться на нераскрытые сектора рынка и занять ведущие позиции, например, в области импорта пива (Yao, S. 293 ff.). Если вхождение в рынок оказывается трудным, то лучше до поры до времени из него выйти. Это уже продемонстрировала фирма Kentucky Fried Chicken (KFC). В конце 1960-х гг. фирма KFC через Гонконг попыталась проникнуть на азиатский рынок, но Гонконг не был тогда еще готов к принятию сети быстрого питания из США. Вместо того чтобы вгрызаться в Гонконг, фирма KFC ушла из этого города, намереваясь через некоторое время повторить свою попытку в Азии, на сей раз в Сингапуре. Здесь фирме KFC повезло больше. На основе опыта в Гонконге и Сингапуре фирма Kentucky Fried Chicken больше не преподносила свою продукцию как быстрое питание, а продавала ее как символ нового стиля жизни. Успех в Сингапуре сделал возможным новое вхождение сети закусочных на рынок в Гонконге, и сегодня KFC занимает прочное место в Китайской Народной Республике (Wee, S. 287).

Попытки дать взятку можно избежать, не просто бестактно предлагая деньги, а находя альтернативы, которые имеют смысл в рамках общественных связей, как, например, образцы собственной продукции вместо каких-то подарков, стипендии в иностранных вузах, участие в работе курсов повышения квалификации в западной материнской фирме и т. д. Когда предоставляются такие льготы, то это делается всегда только в формах, в которых с правовой и этической точек зрения все надежно и в случае срыва всегда имеется путь к отступлению.

Для недееспособных фирм использование стратагемы № 36 может означать прекращение работы или слияние с другой фирмой (Yu 1994, S. 314 f.).

Стратагеме № 36 соответствует включение оговорок в напечатанной мелким шрифтом части, например, договора о страховании, которые освобождают страховую компанию от различных обязательств по выплатам.

В «бегстве» от сложных вопросов большим специалистом является французский президент Жак Ширак. Когда на приеме для представителей прессы одна журналистка спросила его о тщеславном политике Саркози *, он посмотрел на вырез ее платья и ответил: «У вас очень красивое колье». Когда дама продолжала настаивать: «Да, но Саркози?» - Ширак оставался непреклонным: «Это колье с Антильских островов?» Третью попытку журналистки он также отбил: «Ах, как прекрасны Антильские острова» (Der Spiegel, 2004, № 5, S. 157). Успешному выполнению стратагемы № 36 Шираку помогла стратагема № 27.

Предотвращение стратагемы

В качестве законодателя государству следовало бы позаботиться о правопорядке, который не заставлял бы экономику «убегать» в смысле налогов и в других смыслах. Если во время переговоров противоположная сторона применяет эту стратагему, то этого не нужно бояться, а следует направить свои дальнейшие действия не на «бегство», а на стоящее за ним предполагаемое намерение противоположной стороны. Можно с самого начала сказать противоположной стороне, что она должна обо всем честно проинформировать, чтобы не допустить использования стратагемы № 36. В договорах нужно свести на нет все пути отхода, которыми мог бы воспользоваться оппонент из-за нечетких формулировок (стратагема № 20).

Риск при использовании стратагемы

«Бегство» может быть преждевременным и привести к тому, что можно упустить благоприятные возможности.

Пример

«Извините, у меня есть еще другие дела»

В июле 1984 г. одна китайская делегация вела переговоры с представителем тунисской фирмы о строительстве завода удобрений в очень удачном месте у гавани Цинхуангдао. После долгих вялотекущих переговоров в октябре 1984 г. подключилась третья сторона - председатель правления одной кувейтской фирмы. Это был опытный и энергичный человек. Выслушав во время первого заседания на переговорах информацию о достигнутых результатах китайско-тунисских переговоров, он решительно заявил: «Все, что обсуждалось до сих пор, никуда не годится, переговоры должны начаться сначала». Как китайская, так и тунисская стороны были ошеломлены. Только на изучение вопроса было потрачено 200 тыс. дол., и в течение трех месяцев работали более десяти экспертов. Новое развертывание переговоров не имело никакого смысла. Но никто не отваживался сказать об этом прямо в лицо кувейтцу. Его авторитет был очень высок, ведь в кувейтской иерархии выше него был только министр нефтяной промышленности. К тому же он был председателем международной организации по производству удобрений и имел фирму, которую представлял, также он владел большим количеством акций тунисских компаний. Атмосфера в зале переговоров была невыносимой. Наконец, представитель местных китайских властей встал и сказал: «Для строительства этого завода мы предоставили великолепный участок, расположенный недалеко от гавани. Многие совместные предприятия стремились получить право пользования этим участком земли. Мы им всем отказали. Если теперь по предложению кувейтского председателя правления проект будет бесконечно затягиваться, нам не останется ничего иного, как отдать участок земли другим. Извините, у меня есть еще другие дела. Настоящим я заявляю о своем уходе с переговоров». После этого китаец взял свою папку и ушел. Китайский служащий помчался за ним и хотел склонить его вернуться в зал переговоров. Но он улыбнулся лукаво и сказал: «Я не ухожу, я просто спрячусь в другом кабинете. Я уверен, что следующий раунд переговоров пройдет гладко». Уже через полчаса мелкий китайский чиновник примчался и сказал ждущему в соседнем кабинете представителю местного правительства, что все изменилось к лучшему. Спорный участок земли понравился кувейтскому председателю правления. Он хочет обязательно закрепить его за проектом.

Как и предполагал представитель местного правительства, переговоры пошли теперь как по маслу и завершились вскоре заключением договора. Вывод одного китайского автора: стратагема № 36 может разблокировать критический период переговоров и привести к смягчению позиции противоположной стороны. Во всяком случае, стратагема должна использоваться в нужный момент и в случае необходимости должна быть усилена действенной, понуждающей противоположную сторону к большей активности приманкой. Ото, скорее, упрямые, не стремящиеся к сотрудничеству партнеры по переговорам, в отношении которых рекомендуется применять стратагему № 36. К доброжелательному партнеру по переговорам не следует применять стратагему № 36. При использовании стратагемы № 36 на переговорах нужно мыслить далее использования стратагемы и подумать о том, какие меры предпринять потом. Тем самым вы сохраните власть в своих руках. Конечно, использование стратагемы № 36 может не удаться и действительно привести к срыву переговоров. Возьмете ли вы на себя такой риск, нужно тщательно продумать заранее (Yu 1994, S. 317 ff.).

Примеры использования (описание).

Фрагменты из книги: Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Том 2. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.

А также фрагменты из книги А.И. Воеводина "Стратагемы - стратегии войны, манипуляции, обмана".

Коту хватает одной хитрости

«Случилось раз коту в лесу с госпожой лисой повстречаться. «Она умная и такая опытная, что ее все на свете уважают», - подумал кот и ласково к ней обратился: «Добрый день, милая госпожа лиса, как вам живется? Как справляетесь вы в наши трудные времена? Ведь дороговизна-то какая!»

Посмотрела лиса надменно на кота, смерила его с ног до головы и помедлила, не зная, стоит ли ему и отвечать. Наконец она сказала: «Ах ты, несчастный Мурлыка, дурень ты этакий, голодный ты мышелов, что это тебе в голову пришло, что ты осмеливаешься еще спрашивать, как мне живется? Чему ты учился? Какие науки прошел?»

«Я прошел только одну», - скромно ответил кот.

«А какая же это наука? - спросила лиса.

«Если за мной гонятся собаки, то я умею прыгнуть на дерево и спастись».

«Это и все? - сказала лиса. - А вот я на целую сотню искусств мастерица, да, кроме того, у меня полный мешок хитростей. Мне тебя жаль, пойдем-ка вместе со мной, и я тебя научу, как лучше от собак убегать».

А тут как раз на эту пору проходил охотник с четырьмя собаками. Кот быстро прыгнул на дерево и уселся на самой верхушке, а ветки и листья его укрыли.

«Развяжите ваш мешок, госпожа лиса, развяжите мешок!» - крикнул ей кот, но собаки ее уже схватили и крепко держали в зубах. «Эх, госпожа лиса! - воскликнул кот. - Вот вы со своею сотней искусств и попались! А могли б вы взобраться, как я, на дерево, не пришлось бы вам с жизнью своей проститься» (Сказка «Лиса и кот»: Гримм Я., Гримм В.).

В этой сказке, как и в басне Лафонтена «Лисица и кот», говорится, что бегство перевешивает все прочие сто хитростей - европейское подтверждение З6-й стратагемы!

Не заплативший по счету

В 30-е гг. XII в. служил некий Цзэн Цзысюань в управе на западе столицы. Пэн Юаньцай со своим племянником и слугой пришел навестить его. «Они разговаривали о положении на границе. Юаньцай со всем жаром убеждал, что офицеры на границе негодны. Поэтому необходимо привлечь ученых мужей вроде него. «Такие слова пришлись по нраву Цзэн Цзысюаню, - вспоминал племянник Юаньцая и продолжал: - После беседы Юаньцай отправился со мной вниз по реке к храму Благополучия державы. Мы завернули туда, поели фруктов и выпили чаю. Все прошло замечательно. После трапезы Юаньцай повелел своему слуге Ян Чжао расплатиться. Но тот сказал, что забыл взять деньги. Как тут быть? На лице Юаньцая отразилось крайнее замешательство.

Я стал подтрунивать над ним: «Какую нынче военную хитрость ты преподнесешь?» Долго Юаньцай теребил бороду. Глядя на меня, он затем приблизился к задней двери и вышел, но с таким видом, будто [хочет справить нужду и] скоро вернется. Я последовал за ним. И тут он побежал, держа в одной руке шапку, а в другой - накидку. Похоже, он решил дать деру.

Я закричал ему вслед, что за ним гонится его смиренный раб, а не хозяин. Я бежал за ним до храма Трех владык. Лишь там Юаньцай отважился оглянуться. Задыхаясь, он остановился. Его лицо было белым, как полотно. Он сказал: «Когда плеткой бьешь тигра по голове и теребишь ему подбородок, неминуемо окажешься в его пасти». Приводя такое сравнение, он, очевидно, имел в виду неоплаченный счет. Я опять пошутил: «А как твой поступок величать с точки зрения военного искусства?» Юаньцай ответил: «Из 36 стратагем лучшая - бегство».

Шутливо-стратагемная история иронизирует по поводу тех интеллектуалов, которые, как указано в начале рассказа, хоть отзываются надменно о якобы неспособных военных, но сами пользуются военным искусством на сугубо гражданском поприще. Сам рассказ приводится в «Ночных разговорах в холодном кабинете» буддийского монаха Хуэйхуна, племянника Пэн Юаньцая.

Прыжок в последнюю минуту

В футбольном клубе Барселона желали видеть в воротах Витора Байю, вратаря португальской сборной. Однако выдвинутые им требования оплаты были слишком высокими. И тогда испанцы предпочли голкипера немецкой сборной Андреаса Кепке и подписали с ним соответствующее соглашение. Кепке уже считал себя вратарем Барселоны.

Но тут спешно вмешался президент команды Порто, где играл Байя. Оказывается, через год Байя покидает Порто без всякой компенсации. К тому времени ему уже была найдена замена. И тогда Барселона быстро сумела договориться с Порто и Байей. В последнюю минуту 5 июля 1996 г. каталонцы отказали в соответствии с пунктом контракта Андреасу Кепке, которого просто использовали как козырную карту в переговорах с Байей.

Андреас Кепке, которому были неведомы тайны скрывающейся за оговоренным в контракте пункте стратагемой 36, воспринял происшедшее с ним так: «Я просто огорошен... до сих пор не могу прийти в себя» (Бильд. Гамбург, 6.07.1996, с. 8).

Убежать с равнины на холмы

В деловой жизни бегство может заключать в себе исключительно положительное содержание, открывая новые возможности для маневра.

Так, если на рынке А сбыт собственной продукции достиг своего предела или стал падать, не покидая рынок Л, можно перенести центр тяжести в своей деятельности на рынок В и достичь там ошеломляющего сбыта. Образно говоря, убегаем с рынка А и завоевываем новый рынок В.

Весьма успешное открытие филиала «Макдоналдса» на южном конце центральной пекинской улицы Ванфуцзин исследователь стратагем Юй Сюэбинь объясняет с точки зрения стратагемы 36. Он приводит пословицу «Хочешь разбогатеть, ступай в мир» («сян фацай, цзоучулай»), ибо «диковинка - всегда драгоценность». Подобно тому, как Макдоналдс своими закусочными, бывшими в новинку для Китая, смог существенно поправить свои дела, застопорившиеся в США, так и китайцы на китайских ресторанах зачастую зарабатывают больше на Западе, чем в самом Китае.

Другой вариант коммерческого бегства состоит в своевременном отклике на запросы рынка и отказе от пока еще востребованного, но выходящего в недалеком будущем из употребления товара и замене его на новый. Так, один завод в городе Цинхуандао до 1988 г. производил пользовавшееся большим спросом пивоваренное оборудование, но затем, после изучения состояния рынка, выяснилось, что время бурного роста пивоваренных предприятий в Китае подходит к концу. И тогда завод отказался от хорошо налаженного производства пивоваренного оборудования, заказав за границей самую передовую технологию по производству установок по переработке табака. Завод полностью переключился на этот новый товар, сменив даже название. В отличие от производителей пивоваренного оборудования «Завод по производству табачного оборудования» не потерпел никаких убытков.

Харро фон Зенгер, "Стратагемы"

Пример из Великой отечественной войны

В 1941 году немецкие войска, входившие в состав группы армий "Юг", создали реальную угрозу окружения войск Юго-Западного фронта. Исходя из сложившейся ситуации, Начальник Генерального штаба Георгий Константинович Жуков потребовал сдачи Киева. Это решение отдавало город, но сохраняло войска.

В сентябре 1941 года немецкие войска прорвали фронт северо-восточнее и юго-западнее Киева. В окружение попали четыре армии Юго-Западного фронта. Пробиться на восток удалось небольшому количеству окруженных войск.

В результате окружения под Киевом в кольце, по версии советских исторических источников, оказалось более 450 тысяч советских солдат. Если верить немецким источникам, в результате киевской операции вермахт взял в плен от 600 тысяч до двух миллионов красноармейцев.

А.И. Воеводин, "Стратагемы - стратегии войны, манипуляции, обмана"

, Комментарии к записи Копинг стратегии отключены

Копинг-стратегии — это способы взаимодействия со сложной, стрессовой ситуацией. В трудной ситуации человек испытывает стресс и напряжение. Это неприятно, и поэтому человек хочет выйти из этой ситуации как можно скорее. Копинг-стратегии являются привычными схемами, с помощью которых конкретный человек привык выходить из сложных для себя ситуаций.

Копинг бывает проблемно-ориентированный и эмоционально-ориентированный. Проблемно-ориентированный копинг направлен на изменение ситуации, эмоционально-ориентированный копинг – на регуляцию эмоционального состояния, вызванного стрессовой ситуацией.

Помимо понятия «копинг-стратегия» существует еще понятие копинг-стиля. Копинг-стиль относит поведение к одному из трех видов реагирования на угрожающую ситуацию. Как и животное, человек обычно использует три стиля реагирования на угрозу: замирание, бегство и нападение. Применительно к человеческому поведению это будет капитуляция, избегание и сверхкомпенсация.

При капитуляции человек принимает неприятное переживание за нечто необоримое, с чем можно только смириться, и ведет себя в соответствии с этой идеей. При избегании человек пытается не попадать в определенные сложные для него ситуации. При сверхкомпенсации человек ведет себя так, как будто вовсе не находится или не может попасть в трудную ситуацию, которой боится.

Примеры реагирования согласно каждому из копинг-стилей в ситуации, когда человек боится критики окружающих.

1) Копинг-стиль «Капитуляция»: человек идет не вечеринку, где чувствует себя очень некомфортно и скованно, и думает, что он вот такой вот скованный и неинтересный человек, и ничего с этим не поделаешь.

2) Копинг-стиль «Избегание»: человек избегает вечеринок и любых ситуаций общения, где может почувствовать себя неловко.

3) Копинг-стиль «Сверхкомпенсация»: человек идет на вечеринку и старается там стать душой компании, громко разговаривает и смеется, пьет алкоголь, пытаясь скрыть от себя и других людей свой дискомфорт.

У каждого копинг-стиля есть несколько копинг-стратегий, с помощью которых реализовывается стремление избежать ситуации, смириться с ней или компенсировать ее.

Опросник «Стратегии совладающего поведения» («Ways of Coping Questionnaire ») является наиболее успешной методикой для выявления предпочитаемого копинг поведения. Опросник был стандартизирован и адаптирован в лаборатории клинической психологии института им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 50 вопросов. Опросник основан на копинг тесте Лазаруса и является его русскоязычной адаптацией.

В тесте определяется предпочтение одной или нескольких из восьми стратегий совладания со стрессом.

Копинг стратегия конфронтация предполагает активную деятельность, направленную на изменение ситуации или на отреагирование негативных эмоций, с ней связанных. Предпочтение этой стратегии часто подразумевает импульсивное поведение, враждебность, конфликтность, трудности прогнозирования результатов действий, направленность преимущественно на разрядку эмоционального напряжения.

Копинг-стратегия дистанцирования предполагает эмоциональное выключение из ситуации, снижение ее субъективной значимости путем рационализации, юмора, переключения внимания и т.п.

Стратегия самоконтроля предполагает сдерживание и подавление эмоций, контроль поведения. Обычно эта стратегия совладания со стрессом связана со стремлением скрывать от окружающих свои чувства.

Стратегия принятия ответственности предполагает признание своей роли в сложившейся ситуации путем самокритики и самообвинения.

Стратегия бегство-избегание – уклонение от проблемы в виде ее отрицания, фантазирования и т.д.

Копинг стратегия планирования решения проблемы предполагает анализ ситуации, планирование собственных действий с учетом прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Положительная переоценка – стратегия совладания со стрессом, направленная на переоценку негативных переживаний, рассмотрение их в качестве ресурса для личностного роста.

Каждая из стратегий может быть как адаптивной, так и не адаптивной, в зависимости от ситуации и ресурсов личности.

Попытка Внешэкономбанка освоить украинский рынок закончилась крахом

Внешэкономбанк (ВЭБ) готовится к уходу с Украины. «Перспектива - будем рассматривать возможность выхода», - пообещал новый глава ВЭБ Сергей Горьков. Он связывает окончательное решение с разработкой новой стратегии банка, которая будет обнародована перед майскими праздниками. Но, судя по тому, что информация о готовности банка покинуть украинский рынок финансовых услуг появилась в прессе уже в марте этого года, принципиальное решение принято существенно раньше.

Уже летом 2015 года Проминвестбанк - основной финансовый актив ВЭБа на Украине, фактически утратил платежеспособность. Ему понадобилась докапитализация со стороны «российской мамы» и стабилизационный кредит от Нацбанка Украины. В итоге сложилась парадоксальная ситуация. Государственный российский банк, целью которого является финансирование важнейших российских проектов, вливал средства в коммерческий банк страны, политическое руководство которой делало все, чтобы лишить внешнего финансирования собственно сам ВЭБ. Да и факт совместного «гешефта» ВЭБа и НБУ выглядел весьма примечательно.

Политическая история

Проминвестбанк изначально был политическим проектом для ВЭБа. Созданный в 1992 году на фундаменте республиканской конторы Промстройбанка, кредитное учреждение оказалось в частной собственности Владимира Павловича Матвиенко, который работал в Промстройбанке с 1959 года. И лишь на короткий период покинул его, чтобы возглавить в 1991 -1992 гг. Национальный банк Украины. После этого Матвиенко вернулся «домой» - на этот раз в качестве владельца. Вплоть до 2008 года он был основным акционером Проминвестбанка. А затем грянул финансовый кризис. Считается, что начался он на Украине именно с проблем Проминвестбанка, который стал задерживать клиентские платежи еще до того, как банковская система лишилась ликвидности в масштабах всего мира. Считается, что ситуацию раскачивали некие рейдеры, которые хотели захватить банк. Так это или нет, осталось невыясненным, но осенью 2008 года вся Украина жила ожиданием неминуемого банкротства Проминвестбанка.

А в банковском мире, как известно, прогнозы о платежеспособности кредитного учреждения сбываются из-за того, что, потеряв доверие, клиенты начинают спешно изымать депозиты. В итоге рождается новый виток слухов. И так до неминуемого конца банка. Конец наступил для Проминвестбанка 7 октября 2008 года, когда НБУ назначил временную администрацию. Это заставило миноритариев - братьев Клюевых (Андрея и Сергея), которым принадлежало 34% акций, срочно заняться поиском инвесторов. Им и стал Внешэкономбанк, который выкупил 75%, а впоследствии довел свою долю до почти стопроцентной.

«Кредитировал все, что движется»

Считается, что судьбу Проминвестбанка решили в политических кабинетах Киева и Кремля. Эта версия скорее всего верна, но с некоторой «донецкой поправкой» - Андрей Клюев (выходец из Донецка) сделал административную карьеру уже в эпоху правления Виктора Януковича. Тогда же бизнес-история Проминвестбанка достигла своего пика. Банк стал системным элементом индустриального комплекса Донбасса, что, безусловно, открывало политические горизонты для различных политических партий в Кремле. И давало возможность сотрудникам банка активно использовать политические лозунги в целях продвижения своих интересов. Вся Украина с огромным интересом наблюдала как, по выражению одного украинского эксперта, Проминвестбанк «кредитировал все, что движется». Используя для этого капитал, который изначально предполагалось вкладывать в долгосрочные инвестиционные проекты в России. В общей сложности за пять лет ВЭБ инвестировал в свою украинскую дочку $1,26 млрд.

В феврале 2014 года донецкий политический капитал испарился, а следом за ним испарился и обычный капитал банка - донецкие клиенты просто перестали платить по долгам. В результате для оздоровления банка потребовалось вложить еще 2 млрд долларов США. Что на фоне тотального дефицита фондирования российской банковской системы выглядело практически изменой.

Игра на выбивание

Выход ВЭБа с украинского рынка фактически предопределен. Неясными остаются лишь последствия этого выхода. Неизвестно, кто пострадает больше - российский ВЭБ, которому придется спешно покидать территорию, или украинская кредитная система, которая лишится одного из своих столпов. В интервью, данном изданию «Экономическая правда», известный как на Украине, так и в России финансовый консультант, участвовавший в самых громких украинских сделках по слияниям и поглощениям банков Сергей Будкин не исключает сценарий, при котором Проминвестбанк просто «заваливается». И тогда эффект будет сравним с последствиями взрыва атомной бомбы. Потери ВЭБа, по оценке Будкина, будут очень большими, но убытки украинской банковской системы - просто огромными. Таким образом, банкротство грозит нанести неприемлемый ущерб обеим сторонам. Что делает вопрос о Проминвестбанке политическим. Точнее сказать, объектом политической договоренности на межгосударственном уровне.

Приватная стратегия

Есть лишь один очевидный бенефициар этого сценария. Это Приватбанк Игоря Коломойского. Для днепропетровского фрондирующего олигарха очень важно, чтобы его банк оставался частным, и чтобы он сохранял системные функции банка, который нельзя обанкротить без риска обрушить всю систему. Первая задача решается автоматически, при решении второй - стратегической цели. Системные функции гораздо проще обеспечить, если твой банк усиливает свои доминирующие позиции на рынке до практически монополии. Есть все основания полагать, что Игорь Коломойский не просто идет к этой цели, он стремится к ее тотальному варианту. Который можно определить как «чем хуже, тем лучше». Имея в виду состояние рынка финансовых услуг и значение на нем Приватбанка. И это означает, что спокойно уйти из Украины ВЭБу просто не дадут. Одним словом, плакали государственные миллиарды.

Люди часто сталкиваются с ситуациями внутреннего напряжения и стресса. На любой дискомфорт человек реагирует двумя способами: выстраивая копинг-стратегии и применяя психологические защиты. Копинг-стратегии это способы деятельности, которые помогают адаптироваться в сложной ситуации и удержать психологическое равновесие.

Откуда появился термин

Копинговые стратегии - это все то, что помогает человеку преодолеть стрессовое напряжение. Стрессовая ситуация характеризуется тревогой, сложностью, неопределенностью. Стратегии копинга дают возможность справиться с тяжелой проблемой. Стратегия может быть эмоциональная или поведенческая. В русской психологической школе используют понятие «переживание» или совладающее поведение. Суть совладания в том, чтобы человек смог преодолевать жизненные трудности или уменьшал их влияние на организм.

Термин появился в психологии в начале шестидесятых годов прошлого века. Его применил Л. Мерфи, он обозначил им преодоление детских кризисов развития. Спустя несколько лет когнитивный психолог Ричард Лазарус в своей книге описал стратегии совладания со стрессовыми факторами.

Классификация стратегий

Существует несколько классификаций копинг-стратегий. Наиболее известна классификация стратегий копинга Лазаруса. В соавторстве с С. Фолкманом было предложено два типа копинг-стратегий:

  • проблемно-ориентированный;
  • эмоционально-ориентированный.

В первом случае человек во время переживания стресса пытается изменить ситуацию с помощью осмысления проблемы, он ищет информацию о том, как поступить и что делать. Такое осмысление помогает избежать необдуманных поступков и импульсивных действий.

Эмоциональный тип копинг-поведения в стрессовых ситуациях включает в себя мысли, помогающие снизить психологический пресс от напряженного состояния. Мысли помогают чувствовать себя лучше, но не направлены на решение проблемы. Примеры: юмор, употребление алкоголя, транквилизаторов, отрицание ситуации.

Проблемно-ориентированные копинг-стратегии

В работах Лазаруса и Фолкмана существует восемь копинг-стратегий. В у человека может быть различная стратегия помощи самому себе. К ним относятся:

  • Планирование действий по решению проблемы, анализ ситуации, различные предпринятые усилия по выходу из проблемы.
  • Конфронтационный копинг. Попытки решить сложную ситуацию путем конфронтации. Проблема разрешается с помощью враждебности и конфликтности, присутствуют трудности в планировании действий. Человек может не осознавать последствий от неоправданного упорства. Часто конфронтация рассматривается как неадаптивная, но личность показывает упорство в отстаивании собственных интересов, человек активно противостоит трудностям.
  • Взятие ответственности за проблему на себя. После оценки своей роли происходят попытки исправить напряженную ситуацию.
  • Самоконтроль. Человек контролирует свои эмоции и действия.
  • Положительная оценка стрессовой проблемы. В этом случае происходит поиск плюсов сложившейся ситуации.
  • Обращение к помощи окружающих и близких людей.
  • Дистанцирование. Стратегия удаления от ситуации, уменьшение ее значимости.
  • Избегание проблемы, бегство от трудностей.
  • Лазарус показал, что именно человек оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Только он самостоятельно может оценить для себя величину потенциального стрессора. В каждом сложном положении человек сам определяет ресурсы копинга, чтобы справиться со стрессом.

    Базисная стратегия и ресурсы

    Ричард Лазарус определял механизмы копинга как действия, которые предпринимает индивид в ситуации угрозы, болезни, физического насилия и т.п. Существует теория копинг поведения, в ней выделены основные виды стратегии копинга и ресурсы. Базисная стратегия это:

    • разрешение проблем;
    • избегание;
    • поиск поддержки.

    Базисные ресурсы копинга это:

    • Я-концепция;
    • эмпатия;
    • аффилиация;
    • локус контроля;
    • когнитивные ресурсы.

    Позитивный характер Я-концепции позволяет человеку быть уверенным, он способен держать напряженную ситуацию под контролем. Эмпатия позволяет принимать точку зрения другого человека и с помощью нее выработать больше вариантов решения. Аффилиация является инструментом межличностных контактов, помогает регулировать эмоциональную и дружескую поддержку.

    Механизмы копинга играют компенсаторную функцию, они способствуют без особого вреда для личности.

    Совладающее поведение

    Под копингом понимается прежде всего адаптация в период стрессового переживания. В психологии - это стремление к разрешению проблемы для хорошего самочувствия.

    Теория копинг-поведения - это способность индивида поддерживать баланс между средой и ресурсами. Основное предназначение совладающего поведения - поддержание психологического благополучия человека. Для психического здоровья выбирается нужная стратегия копинг-механизма.

    В теории копинг-поведения существуют непродуктивные копинг-стратегии. К ним относится копинг-поведение в стрессовой ситуации путем избегания проблемы, неспособности выйти из нее с достоинством.

    Есть и продуктивное совладающие поведение в стрессе. Важно работать над проблемой, поддерживать связь с другими людьми, сохранять оптимизм.

    Диагностическая методика для определения стратегий

    Диагностическая методика разработана Амирханом, он выделил три группы копинг-механизмов. Это разрешение проблем, поиск социальной помощи, избегание.

    Эффективным будет применение всех трех стратегий. В некоторых ситуациях человек сам способен справиться с проблемой, в другом случае ему будет нужна помощь. Иногда он может избежать трудностей, только подумав о неблагоприятных последствиях его действий.

    В индикаторе копинг-стратегий учитываются все механизмы копинга. Таким образом, совладающее поведение можно определить как выработку плана и предпринимаемые действия при психологической угрозе. Стили и стратегии совладания относятся к сфере сознательного поведения, с помощью них человек справляется с жизненными проблемами.

    Опросник относится к удачным инструментам для исследования важных процессов в стрессовом поведении человека. Пройти опросник можно самостоятельно или с помощью психолога. С помощью методики осознаются копинг-стратегии личности. Узнать свой стиль поведения при стрессе можно с помощью диагностической методики «Индикатор копинг-стратегий ».

    Видео: лекция Алексея Щавелева «Управление стрессом»