Конюхов и его семья. Протоиерей Федор Конюхов: «Я хочу, чтобы у детей была цель

22 мая 2010 года митрополит Киевский Владимир поставил известного всему миру путешественника Федора Конюхова во иподиаконы, а на следующий день – на праздник Святой Троицы .

Путешественник и диакон

Отец Федор Конюхов – капитан дальнего плавания, яхтсмен, первый россиянин, побывавший на Южном и Северном полюсах и Эвересте. За спиной у него 4 кругосветных путешествия, более 40 уникальных экспедиций. Он родился в Запорожье, закончил Одесское мореходное училище и Ленинградскую духовную семинарию.

В каждом интервью, во всех своих книгах всегда говорил о Христе, о вере, о православии. Во время последней экспедиции Федор Конюхов установил крест на мысе Горн, построил несколько часовен. Федор, объясняя свое желание стать диаконом, сказал: «Я много сделал для путешествий, для славы человеческой трудов, я хочу сделать сейчас для Господа Бога и для нашей православной церкви».

Репортаж 5 канала :

*В репортаже допущены ошибки: Федор Конюхов был не пострижен , а рукоположен диаконы.

Вот, что рассказывал отец Федор Конюхов сам – в интервью и книгах:

Путь Федора Конюхова к вере

Я был верующим всегда, такая уж у нас семья: мой дед священник и его брат тоже - он даже канонизирован как новомученик. Помню, в школе (а я учился в нашем рыбачьем поселке) я все время спорил с учительницей литературы. Спрашивал ее: «Скажите, Татьяна Семеновна, как же вы говорите, что Бога нет, вот же Пушкин в него верил!»

Впрочем, за свою жизнь я убедился: вера в Бога в чем-то похожа на любовь к женщине. Кому-то повезло влюбиться в юности, кто-то всю жизнь шел к своей любви, а кто прожил всю жизнь и никого не полюбил. Последнему кажется, что и не бывает никаких возвышенных чувств и прочего, он смеется над теми, кто говорит обратное.

У меня есть один знакомый ученый, человек совершенно советского воспитания. Всю жизнь он мне говорил, приходя ко мне и видя иконы: зачем тебе это, ты бы лучше науку поддерживал! А вот недавно вернулся он после операции и рассказал, как потом ему показали видео, сделанное во время шунтирования. Вот он лежит на столе без движения целых четыре часа, врач достает его сердце, моет, что-то с ним делает, а потом возвращает обратно. Этот человек сказал мне: «Знаешь, Федя, я посмотрел то видео и встал со стула совершенно другим». Пришел я недавно к нему в кабинет и вижу - там иконы появились.

Федор Конюхов о бессмысленном риске

Не все понимают, что бессмысленный риск экстремального спорта - грех. Нельзя же подвергать свою жизнь опасности просто так, из удовольствия - это пустое. Но ведь так делают тысячи людей, и их невозможно остановить! В Москве одних только зарегистрированных альпинистов четыре тысячи. Для них это важная часть жизни, их не остановить, просто подойдя к ним и сказав: «Все, что ты делаешь, - бессмысленно и греховно». Они и самого-то слова «грех» в изначальном его значении не поймут, а только лишний раз обидятся, решив, что их обвиняют в нарушении чуждого для них «церковного закона».

Мне кажется, нужно обязательно быть рядом с ними, потому что эти люди нуждаются в особой молитве, особом заступничестве. Церковь обязана помнить о них, молиться. Почему у нас множество священников, которые окормляют военные подразделения, школы, больницы, но почти нет тех, кто работает с теми же альпинистами, любителями экстремального спорта? Ведь это часть нашего общества с особым образом мыслей.

С людьми, увлеченными экстремальными видами спорта, нужно находить общий язык. И это еще одна моя мечта - хотя бы в Москве создать приход для таких людей. Уверен, что небольшая община обязательно наберется. А она уже станет примером для остальных, поможет человеку задуматься, зачем он идет в горы. Просто так, ради спортивного интереса? Но стоит ли этот интерес риска, затраченных сил и эмоций? Ведь для того, чтобы сделать первый шаг к вере, нужно сначала задуматься об этих проблемах.

“Нет на земном шаре более тяжелой работы, чем молиться Господу Богу”

Когда моя яхта перевернулась, я понял, что нет на земном шаре более тяжелой работы, чем молиться Господу Богу, именно молиться.
Когда к полюсу идешь, тащишь за собой 135 килограммов груза, всё время вверх, два месяца, при минус 50 градусах, преодолевая встречный ветер, то думаешь: на земном шаре ни у кого не может быть такой тяжёлой работы, как тащить это. А когда меня перевернуло, и я читал молитвы, то понял, что вот это и есть самая тяжелая работа.

И только через нее мне открылся Господь.

Это случилось, когда я попал в ураган “Даниэль” (скорость ветра 130 миль в час). Потом я узнал, что мои шансы выжить были равны нулю. Яхта шла на автопилоте, потому что все время должна быть на волне, как серфинг. У меня вышел из строя автопилот, и я встал на руль. Но так ты долго ее на такой скорости не удержишь, ты же устаешь. У меня в глазах уже фиолетовые круги идут, я допускаю ошибку и яхта – уходит с волны и ложится на бок.

Я на палубе. Волны бьются, пыль одна стоит, дышать невозможно. Я держусь и знаю, что сейчас если яхта перевернется – захлопнет меня – и всё. Отдаю спасательный плот. Но при таком ветре он отрывается и взвивается вверх, как змей, правда, привязанный. Я должен его посадить, как змея и тяну, тяну к себе… И вдруг веревка обрывается и он отлетает. Всё, я остался без плота. Вода, правда, теплая, с тропиков идет ураган. А сам я привязан. Волна пройдет, собьет меня в воду, я выкарабкиваюсь и держусь за борт, но вот-вот потеряю сознание… А потом наступает тишина. Я контроль потерял.

Ничего не вижу, глаза отказали, все седое – вода, небо… И звуки песни: хор поет, стараюсь прислушаться, слова разобрать, а они поют шепотом… Как будто и женщины и мужчины, нет различия, а слова разобрать не могу. Музыка такая… не орган, не трубы, не гитары, очень красивая музыка. Не какая-то какофония, когда намешано всего, нет. Она льется… Никогда я такой музыки не слышал… И голоса слушаю, слушаю, чтобы слова разобрать, и не могу. Не то, чтобы на немецком или на английском, или на русском поют, нет, но непонятно…

Волна проходит, сбивает меня в воду, я снова выкарабкиваюсь, воду соленую глотаю, и так пить хочется. А знаю, что в яхте есть бутылки с водой. Чувствую, надо забираться в яхту. Она всплывает, я открываю люк. Только за собой закрыл, яхта перевернулась.

Она наискосок лежит, но из люка выбраться уже нельзя. Внутри всё вверх дном, 120 литров солярки вылилось вовнутрь… Все книги, продукты, всё, что есть – смешано, воды по пояс. Я нашёл фонарь, бутылки с водой, 100-200 бутылок у меня всегда на яхте стоит.

Выпиваю бутылку, догола раздеваюсь, потому что соляр начинает разъедать всё, рубашку, трусы. На мне только крестик, ещё от деда остался…

Внутри всё закрыто, работать не возможно. Самое главное, я понял, что осталось последнее – это молиться. Всё сделано. Но никто не может помочь. Хотя все знают, все следят. Вода сбивается с соляркой в желчь такую, дышать невозможно, все время будет подходить и меня ждет медленная смерть от удушья. Но там, где у меня кровать, есть ниша, там больше воздуха, и я туда забираюсь, сделал из матраса гнездо такое себе. Беру с собой бутылки с водой, иконку Николая-чудотворца (она у меня на спасательном жилете, металлическая) и начинаю читать молитвы. И слышу удары, бух, бух, вот-вот яхта разломается, удар за ударом. Я молюсь, молюсь…

По статистике, на пути к этой вершине каждый третий альпинист погибает. Мы с Женей Зиноградским на высоте 8 тысяч метров сидим, вдыхаем перед последним восхождением. Там спать нельзя, можешь задохнуться, воздуха не хватает. Думали, что в 12 часов ночи выйдем, но пурга помешала. Собрались в два ночи выходить, чтобы успеть до вершины дойти и спуститься до темноты (а подошли часов в 5 вечера). Сидим, ждем, ветер рвёт палатку. А вокруг там, на восьми тысячах, мертвых человек тридцать – как в бою лежат, все альпинисты. Высохшие. Там же мумиями становятся, там не хоронят. Как погиб, так и лежит. Мы сидим с Женей и думаем – дойдем мы до вершины? Может быть 30 человек уже прошло, а мы как раз попадаем в десятку смертников?

Мозги чистые, всё вспоминается до мелочей… Даже когда я в детстве случайно ласточку из рогатки убил… Я случайно в нее попал. Бабушка говорила, что ласточек нельзя трогать – это грех. Сидишь и всё до последнего вспоминаешь. Кому-то слово сказал плохое, с кем-то поссорился, кого-то обманул, воробья убил, вспоминаешь всё, вот это и есть исповедь. Чувствуешь, что час твой подходит и не знаешь, вернёшься или нет. И думаешь, как ты предстанешь перед Всевышним, и хочется всё это кому-то рассказать…

Протянуть для моряков мостик к Православию

Несколько лет назад Православная Церковь причислила к лику святых Федора Ушакова - великого адмирала, флотоводца и в то же время человека уникальной праведной жизни. Но храма в его честь в Москве пока нет. Проект уже готов, а место мы пока выбираем. Очень надеемся, что получится построить его в Москве, ведь в столице такой храм особенно нужен: посмотрите, сколько здесь моряков, отставных и действующих, даже клуб адмиралов есть!

А моряки очень любят и уважают Ушакова, он для них пример - правда, к сожалению, ценят они его только как великого полководца, не проигравшего ни одного сражения. Мне же хочется, чтобы храм помог рассказать о других гранях жизни адмирала: о его глубокой вере, о его семье, в которой есть святые монахи-подвижники, о том, что после отставки Ушаков поселился вблизи Санаксарского монастыря и провел там всю оставшуюся жизнь…

Через рассказ об этом я бы хотел протянуть для современных моряков мостик к Православию. Ведь они восхищаются Ушаковым, многие считают его примером для подражания. Мне кажется, что рассказ о пути к вере своего для моряков человека будет миссионерски эффективным. Я убедился в этом на своем опыте. Помню, как приехал первый раз в Санаксарский монастырь, настоятель открыл мне мощи Федора Ушакова, предложил помолиться, а сам ушел. Я встал на колени перед ракой с мощами и оказался лицом к лицу со святым. У меня мурашки по телу: никого рядом нет, а я, старшина первой статьи, сам военный моряк, стою перед адмиралом, да еще каким адмиралом! У меня, конечно, все молитвы вылетели из головы… На меня все это произвело невероятное впечатление: святость проникает в нашу жизнь, становится близка и понятна…

Так родилась идея строительства нашего храма, для которого мы разработали уникальный проект: архитектура будет классической византийской, но весь храмовый комплекс в целом должен будет напоминать своими формами корабль. Все в строгом соответствии с канонами, и в одновременно возникают новые, особые смыслы. Храм памяти адмирала - подобен кораблю в море житейских страстей! Если взглянуть на него сверху, то храмовый комплекс контурами похож на рыбу - еще один морской и в то же время древний христианский символ.

Пожелание Федора Конюхова сыну Николаю, внуку Аркадию и внуку Итэну из Северной Атлантики

Николай, Аркадий и Итэн, вам необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и творить добро людям.

Будучи обижаемым, ты не должен гневаться, будучи хвалимым, ты не должен превозноситься. И еще тебе говорю, что злом никогда не победишь зла, если кто-либо причинит тебе зло, то окажи такому добро, тогда твое добро победит его зло.

Будь молчалив: умением говорить выделяются люди из мира животных, умением молчать выделяется человек из мира людей. Чем больше ты будешь молчать, тем больше тебя будут слышать. Молчать лучше, чем говорить.

Постоянно заботься о том, что ты мыслишь в уме своем, что было бы угодно Богу. Поступая так, ты легко победишь всякий грех.

Сын и внуки мои! Для чего вы родились? Родились не для отдыха, а для трудов, не для лености, а для подвига. Начинайте же, трудитесь и не ленитесь.

С детства приучай себя к работе и правильно распределяй время суток. Тогда ты обязательно сумеешь сделать за день очень много дел, если постараешься. И если делать свою работу с удовольствием, она никогда не будет раздражать, а значит, ты все успеешь.

Дети и внуки мои, не осуждайте других людей. Думайте о себе почаще. Предавайте себя в волю Божию. Живите с молитвою. Чаще налагайте на себя крестное знамение. Советую чаще причащаться Святых Христовых Тайн. Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой. Перед иконами пусть горит лампада.

Учись также любить и прощать старых и немощных. Если тебе что-нибудь будут говорить неприятное или обидное, говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушай их, а просто помоги им. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать надо, что бы они ни сказали и ни сделали.

Не придавай значения снам; не обращай на них внимания, сны бывают от лукавого, они только расстраивают человека, опутывают мысли.

Любую боль, коварство, напасть, гнев осилишь, вооружась любовью.

Всегда носи нательный крест, крест нательный должен обязательно быть на шее христианина.

Приступая к выполнению каждого доброго дела (а злых дел никогда не совершай!), проси на это у Бога благословение через молитву. Что бы ты ни делал, будь всегда с молитвой, и милость Божия да будет с тобою.

С малых лет ставь себе жизненную цель и иди к ней, нo придерживайся этих слов: «Истинное удовлетворение дает не само достижение цели, а преодоление препятствий на пути к ней».

Очень полезно заниматься чтением слова Божия. Прочитай хоть раз всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит тебя без милости.

Твои руки всегда должны быть простерты к воздаянию, и то, что ты отдашь нищим, - тебе воздастся с избытком от Божественных Даров.

В любых условиях оставайся аскетом и будь требователен к себе.

Никогда не гневайся, будь кроток, как Моисей или Давид, скромен, как Иаков и милостив более Авраама. Ибо Авраам раздавал милостыню от многих богатств своих, а ты благодействуй нищим от своих возможностей.

Всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут несомненно быть делом.

Не пристраивайся к жизни, а иди своей дорогой.

Всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут быть, несомненно, делом.

Будь энтузиастом. Я люблю таких. Они побеждают. Именно энтузиазм выводит человека на стезю достижений. Во всех моих путешествиях именно энтузиазм выводил меня из тяжелых, смертельных передряг.

Слушай своих родителей и беспрекословно почитай их. Что поставят, то и кушай, что дадут, то и носи, принимай с благодарностью и носи благодарно.

Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь - наш корабль, а кормчий - Сам Спаситель.

Настоящая жизнь быстро проходит, и смерть приближается к нам. Смерть может внезапно настигнуть нас, когда мы совсем еще не готовы. Человек по этому всегда должен усердно исполнять заповеди Божий. Потому в настоящей жизни ничем не надо гордиться и ни к чему не надо иметь пристрастие.

Милость Божия да будет с тобою и с твоими родителями!

Вы прочитали статью Путешественник и диакон Федор Конюхов . Читайте также.

Федор в своих дневниках дважды вспоминает о нашем знакомстве. Мы познакомились в Москве, в очень красивом месте. Я тогда писала книгу «Человек и власть» и брала интервью у интеллигенции. Есть такой очень интересный человек Анатолий Заболоцкий - это оператор-постановщик фильмов Шукшина. Когда мы встречались, он снимал уже не кино, а храмы, затопленные в Сибири. Мне очень хотелось поговорить с ним о власти и о ее близости к человеку. И вот я пришла, взяла очень хорошее интервью, и нужно было уже уходить, как вдруг ему позвонили. После звонка он забежал в комнату и с восторгом воскликнул: «Ирина, останьтесь, сейчас придет Федор Конюхов!» Я ответила: «Ну, Анатолий Дмитриевич, я не буду вас смущать», - и подумала, что сейчас придет человек неразговорчивый, мрачный и замкнутый, раз путешественник. А Заболоцкий говорит: «Нет, Ира, вы останьтесь, вам сам Бог его посылает». Так и оказалось.

В тот вечер он меня провожал на метро. Он оказался очень словоохотливым, очень много рассказывал о своих путешествиях, о своем походе в Госдуму и на Южный полюс. Я всё записала на аудио и даже написала статью про него, которую, правда, редактор не взял. Я там возмущалась тем, что власть плохо поддерживает путешественников.

Когда мы встретились и представились друг другу, Федор сказал, что ему триста лет. Потом уточнил: «Я имею в виду, сколько лет я готовлю свои экспедиции. Вот, посчитай: Южный полюс - 20 лет, Эверест - 10…» Мы так посчитали в совокупности, получилось триста.

На следующий день после знакомства у нас было первое свидание, на котором он предложил мне руку и сердце. Мы тогда проговорили 24 часа - целые сутки и не заметили, как время пробежало. Он рассказал все о себе: откуда, что, где и, главное, чем он хочет заниматься. Он сказал, что на первое место в своей жизни ставит свои проекты и экспедиции, и предупредил, что всю жизнь будет путешествовать. Причем в экстремальные экспедиции тоже. Он предложил мне принять его таким, какой он есть, и я приняла. Не сразу, но приняла.

Одиночество - это условное понятие. Мы с Федором даже во время разлуки всё равно вместе. Чем больше мы живем, тем острее это чувствуем. Нужно какое-то время прожить с человеком, чтобы понять этот закон. Да, физического присутствия вроде нет, но ты всё же чувствуешь человека рядом. Года проходят - и ты начинаешь чувствовать любимого человека на расстоянии. Чувствуешь всё, даже видишь ту картинку, где он в этот момент находится. Это дается, если ты, конечно, сердечно близок с этим человеком, связан с ним молитвой. Поэтому с годами проблемы одиночества не стало. Для того чтобы познать Федора, я путешествовала с ним. Но это не мое призвание.

Зачем мне ломать свою жизнь и жизнь своих детей? Если я мать, то я должна быть с детьми. У них должен быть семейный очаг, и кто-то вынужден стать его хранителем. Если оба родителя путешествуют, как быть с семьей, с образованием детей, с их воспитанием? Есть, конечно, путешествующие семьи, мы с Федором их встречали. Однажды встретили девочку, которая с рождения находится с родителями на яхте. Она, как обезьянка, ползала по мачте. Но это исключительный случай. Таким детям тяжело находиться в социуме. Бывает, что родители своим образом жизни ломают им судьбы. Мы пошли классическим путем: должна быть классическая семья с православными традициями. Поэтому я «на берегу», как хранительница семейного очага. Я путешествую только тогда, когда с нами могут поехать дети.

Проблема была в другом: важно было, чтобы все экспедиции он готовил осознанно, не рисковал зря. Чтобы каждая экспедиция была проработана так, чтобы он был уверен, и мы верили в него, чтобы не было сомнений. Для жены путешественника важно проводить его с верой, ждать с верой, не сомневаться в нем - это ему очень помогает. Проблема не в разлуках, а в том, верим ли мы в этого человека и понимаем ли мы, что это его призвание. Мы же хотим счастья своим близким, а счастье складывается не только из того, что мы рядом. Можно быть рядом, в одной комнате, но не быть вместе и даже мешать друг другу, порождать напряжение. Вот этого мы пытались избежать.

У меня была подруга - жена капитана дальнего плавания. Семья праздновала каждое возвращение из рейса, ради него моя подруга брала отпуск. Но когда он вышел на пенсию - они разошлись, потому что не научились быть вместе. У них начались проблемы, каждый ценил свое пространство.

Мы с Федором сейчас хоть и расстаемся, но мы знаем, что есть наше собственное пространство для двоих. Как бы ни было, как бы ни жил каждый своими задачами в период экспедиций и разлук, мы понимаем, что есть место, где мы всегда будем вместе. Сейчас он меньше путешествует. Сейчас везет мне и нашему младшему сыну в том, что он видит своего отца дольше.

У Федора большие, крупные проекты, но он готовит их около года (вот, например, как полет на воздушном шаре). Конечно, для нас это ново - жизнь, когда мы больше вместе, чем в разлуке. Недостаток совместного быта сейчас компенсируется, мы этого дождались. Но как раз из-за примера своей подруги я думаю, что когда-то он перестанет путешествовать, ведь он не молодеет, а стареет. Надо постараться, чтобы этот период стал счастьем, а не чем-то неожиданным, непонятным и чужим.

Мы выстраиваем свою жизнь так, что стараемся не отвыкать друг от друга. Встречаясь после разлуки, мы ищем общее поле деятельности, общее пространство, в котором мы едины. А не так, что один занят своим делом, другой - своим. Вот что важно выстраивать.

В данный момент он в Москве, ждет меня дома. Меня уговаривали остаться в Екатеринбурге, но я на день сократила поездку, чтобы увидеться с ним. Сейчас он занят подготовкой к новому достижению - хочет поставить рекорд: продержаться в воздухе на планере 120 часов. Поэтому чаще бывает в Кисловодске, на экспериментальных полетах.

Некоторые жены обижаются на мужей за то, что те их не понимают - не знают их любимый цвет, любимую еду, любимый цветок… Рассказывайте! Не ждите, когда ваш муж будет об этом узнавать сам. Расскажите ему о себе, о том, кто вы такая, и он с удовольствием подарит вам ваши любимые цветы, если вы объясните ему, какие именно вам нравятся. Я стараюсь не ждать, а идти навстречу.

Мы стараемся быть вместе. Это значит, что он неравнодушен к происходящему со мной, а я - к тому, что случилось у него. В начале нашей семейной жизни мы договорились, что быт не будет причиной наших размолвок. Конечно, быт возникает: и материальные проблемы, и неравномерная нагрузка при его экспедициях, но это не главная тема нашего общения. Мы бережем наши отношения. Когда он приезжает, я не говорю, что в квартире протекла труба или что у меня нет денег на ремонт комнат. Я стараюсь говорить ему то, что он от меня ждет. Тому же я научила его. У меня получилось не сразу, потому что он самостоятельный человек, постоянно занят проектами. Но постепенно я ему рассказала, кто я, какие у меня потребности, что я люблю.

Федор говорит, что мы вместе тридцать лет, и я с ним согласна, хотя реальные даты этому не соответствуют. Мы с детьми посчитали, что две третьих этого срока заняли его экспедиции. Одна треть - время вместе. Сейчас ситуация меняется, он больше находится с нами. Может быть, потом это соотношение станет пятьдесят на пятьдесят, а к концу нашей жизни и вовсе будет противоположным тому, что было в начале. Время не принципиально - за тридцать лет мы смогли сохранить семью и хотим быть рядом.

Детство Федора Конюхова

Федор Филиппович Конюхов родился на берегу Азовского моря в украинском селе Чкалово Запорожской области в обычной крестьянской семье. Отец будущего путешественника, Филипп Михайлович, происходил из рода архангельских рыбаков-поморов, а мать, Мария Ефремовна – уроженка Бессарабии.

Семья была многодетной – трое сыновей и две дочери. С раннего детства Федор привык к нелегкому сельскому труду в поле, на огороде. Отец рыбачил в Азовском море и часто брал сына с собой. Федор с удовольствием нес вахту рулевого, помогал вытаскивать сети. Отец Конюхова воевал в Великой Отечественной войне, дошел с советскими войсками до Будапешта и часто делился с детьми историями, связанными с военной частью своей биографии.

Много интересного рассказывал Конюхову и его дед Михаил, подполковник царской армии. Михаил Конюхов служил в одном гарнизоне со старшим лейтенантом Георгием Седовым, знаменитым русским полярным исследователем. Незадолго до своей последней экспедиции на Северный полюс, закончившейся трагедией, Георгий Седов оставил Михаилу Конюхову нательный крест с просьбой подарить его самому крепкому и смелому из детей, который сможет добраться до полюса. Завещание Седова довелось выполнить Федору Конюхову – он побывал на Северном полюсе трижды, один раз из которых достиг крайней точки планеты в одиночку, с крестиком Седова на шее.

Тяга к путешествиям, особенно морским, жила в Федоре с раннего детства. Стоя у руля рыбацкого суденышка, Федор всматривался в азовскую даль и мечтал побывать на противоположном берегу Азова. В пятнадцать лет он совершил свою первую экспедицию – пересек Азовское море на весельной лодке в одиночку. Готовился к этому несколько лет – практически все свободное время посвящал гребле, хождению под парусом и плаванию. Активно занимался также футболом и легкой атлетикой, а спал практически всесезонно на сеновале. А еще Федор любил читать и запоем «проглатывал» книжки Жюля Верна, Станюковича, Гончарова и других писателей-маринистов и путешественников.

Федор Конюхов установил новый рекорд

Образование и служба Федора Конюхова

Уже в выпускных классах Конюхов понял, что море – его призвание. По окончании школы вопросов, куда поступать, не возникало – Конюхов пошел в Одесское мореходное училище (специальность судовой механик). Останавливаться на этом Федор не стал и поступил в Ленинградское полярное училище, получив по окончании вторую специальность – штурман-навигатор. Срочную военную службу Федор проходил на Балтийском флоте в Калининградской области. Во время службы в результате одного из конфликтных инцидентов со старослужащими Федор попадает на гауптвахту, откуда капитан третьего ранга, отбиравший самых отважных матросов в спецотряды, забирает его во Вьетнам. Два с половиной года Федор служит матросом на катере в спецотряде, задачей которого была поставка боеприпасов вьетконговцам.

После службы Федор оканчивает ПТУ №15 города Бобруйска в Беларуси по специальности резчик-инкрустатор.

Арктические экспедиции Федора Конюхова

Начало экспедиционно-исследовательской деятельности приходится на 1977 год. В этом году Федор организовывает переход на парусной яхте по маршруту Витуса Беринга в северной части Тихого океана. Будучи патриотом, следопыт стремился воспроизвести все условия, в которых наши соотечественники более трехсот лет назад плавали на утлых суденышках, открывали острова и заливы, исследовали Америку и основывали там поселения.


Далее были экспедиции, преследовавшие подобные цели – Камчатка, остров Сахалин, Командоры. Долгое время Федор провел на Чукотке, осваивая науку езды на собачьих упряжках, строительства хижин из льда и выживания в экстремальных полярных условиях. К этому времени была поставлена цель – достичь в одиночку Северного полюса. Подготовка к экспедиции заняла несколько лет. Предшествовали беспрецедентному путешествию лыжный поход к Полюсу относительной недоступности во время полярной ночи, участие в канадской экспедиции по Баффиновой земле, трансантарктическая советско-канадская лыжная экспедиция СССР – полюс – Канада, первая автономная экспедиция к Северному полюсу «Арктика» в составе группы В. Чукова. Таким образом, к моменту начала собственного одиночного марш-броска Конюхов уже дважды побывал на Северном полюсе.

В 1990 году, получив достаточный опыт полярных исследований, Федор отправился к заветной цели на лыжах. Помимо тяжелого рюкзака, путешественник тащил на буксире нарты с провиантом и снаряжением. Спал Федор прямо на льду в палатке и спальнике. Путь был сложным – постоянно приходилось преодолевать торосы и полыньи, но Конюхов неуклонно приближался к полюсу. За 200 км до заветной цели Федор чуть не повторил судьбу Георгия Седова – во время торошения льда путешественник едва не погиб. Однако на 72 день путешествия Федор все-таки достиг Северного полюса, став первым в мире человеком, совершившим такое путешествие в одиночку. Именно тогда Конюхов выполнил завещание Седова.


Антарктическая экспедиция

Следующей целью Конюхова стал Южный полюс. В 1995 году отважный исследователь отправился в одиночную экспедицию в Антарктиду, достигнув в итоге крайней южной точки планеты на 59-й день похода и водрузив там флаг России. Во время продвижения к полюсу Конюхов вел целый ряд исследований: измерение естественного радиационного поля Антарктиды, физическое состояние организма в экстремальных условиях большой высоты (выше 5 тыс. м), недостатка кислорода, сильных ветров и низких температур.

По итогам экспедиции Конюховым было написано несколько научных работ, внесших неоценимый вклад в развитие полярной науки. За научно-исследовательскую деятельность и научные труды после этой экспедиции Конюхов был принят в почетные члены Русского географического общества.

Восхождения

Не только приполярные районы привлекают внимание отважного исследователя. Посетив Южный полюс, Федор завершил выполнение программы «Большой шлем» - посещение Северного, Южного полюса и горы Эверест. Конюхов стал первым россиянином, выполнившим «Большой шлем».


История восхождений Конюхова по программе «Семь вершин мира» начинается в 1992 году, когда путешественник в одиночку покорил высочайшую точку Европы – гору Эльбрус. В том же году совместно с Евгением Виноградским Федор совершает восхождение на Эверест, высочайшую точку Азии и планеты. В рамках своей антарктической экспедиции исследователь 19 января 1996 года покоряет высочайшую точку южного континента – массив Вильсон. В марте того же года альпинист восходит в одиночку на Аконкагуа в Южной Америке, а в 1997 году завершает программу одиночным восхождением на вулкан Килиманджаро в Африке, австралийский пик Косцюшко и совместно с Владимиром Яночкиным покоряет сложнейшую вершину – североамериканскую гору Мак-Кинли.

В 2012 году Конюхов еще раз поднимается на Эверест в составе российской команды, восходившей на Джомолунгму в ознаменование тридцатилетнего юбилея первого покорения Эвереста советской альпинистской командой.

Сухопутные экспедиции

В 1981 году Федор Конюхов пересек Чукотку на собачьей упряжке в рамках подготовки к покорению Северного полюса. Готовясь к полярному марш-броску, Федор выбирал между двумя вариантами передвижения – лыжами и собачьей упряжкой. В итоге более перспективным он признал лыжное передвижение. В 1985 году Федор организовал пешеходную экспедицию по маршруту знаменитых исследователей тайги В. Арсеньева и Дерсу Узала.

Летом-осенью 1989 года Конюхов курировал совместный советско-американский велопробег по СССР Находка – Москва – Ленинград. Второй пробег из Находки в столицу России, на этот раз на внедорожниках, российско-австралийский, прошел летом 1991 года. В 2002 году Федор Конюхов организовал первую в истории России караванную экспедицию на верблюдах по следам Великого Шелкового пути на территории Калмыкии, Дагестана, Астраханской, Волгоградской областей и Ставропольского края. В 2009 году экспедиция получила продолжение – второй этап исследования прошел по маршруту Калмыкия – Монголия.


Морские экспедиции и кругосветные путешествия

Морские путешествия занимают самую большую часть исследовательской деятельности Конюхова. Федор совершил более сорока уникальных морских экспедиций, 17 раз пересек Атлантический океан в одиночку, причем один раз – на весельной лодке в автономном режиме за 46 суток, поставив абсолютный мировой рекорд. Шесть раз Федор совершал кругосветные путешествия. Одно из этих путешествий на яхте прошло без остановок, в режиме «нон-стоп». Были и «серьезные», по словам путешественника, приключения – во время одной из кругосветок Федор серьезно заболел и попал в больницу на Филиппинах, В это время пираты угнали его яхту на соседний остров. Чтобы вернуть судно, Конюхову пришлось самому на время стать морским разбойником – он угнал катер у пьяных пиратов, чтобы вернуть свою яхту. Федор – постоянный участник и призер морских экстремальных гонок на парусных и гребных судах.

Творчество

В своих путешествиях Федор занимается не только исследовательской деятельностью. Он рисует и пишет книги. Всего из-под его кисти вышло более 3 тысяч картин. С 1983 года Конюхов – член Союза художников СССР. На момент принятия в Союз художников был самым молодым членом СХ СССР. Также Федор состоит в Московском союзе художников и скульпторов, является почетным академиком Российской Академии художеств. По итогам своих экспедиций Федором написано девять книг. Конюхов – член Союза писателей и Союза журналистов Российской Федерации.

Федор Конюхов. Арктика 2013. Прелюдия

Религиозный сан

22 мая 2010 года Федор Конюхов принял сан иподиакона Русской Православной Церкви Московского патриархата. Рукополагал в иподиаконы Конюхова митрополит Киевский и всея Украины Владимир. После принятия сана Федор стал меньше времени посвящать путешествиям и экспедициям, однако не прекратил эту деятельность окончательно. В декабре 2010 года в Запорожье Конюхов, окончивший к тому времени Санкт-Петербургскую духовную семинарию, был рукоположен в священники и отправлен на служение в Запорожскую епархию.

Семья Федора Конюхова

Федор Конюхов женат на Ирине Анатольевне Конюховой, профессоре, докторе юридических наук. У них трое детей – общий сын Николай, старший сын Федора Оскар и дочь Татьяна – дети от первого брака. Оскар Конюхов также путешествует, занимается парусным спортом, является исполнительным директором федерации парусного спорта Российской Федерации.

У Федора пять внуков – Полина, Филипп, Аркадий, Итэн, Блейк.

Предложение поговорить о роли отца в семье отец Федор встретил задорным смехом: «Ну что вы! Какая роль! Вы меня без ножа режете».

Известный путешественник нечасто бывает в Москве, и в его мастерской всегда очередь из желающих обсудить рабочие вопросы, получить благословение или просто познакомиться. Но он все-таки нашел время для интервью.

Протоиерей Федор Конюхов – путешественник, писатель, художник.
Родился 12 декабря 1951. Окончил Одесское мореходное училище, Бобруйское художественное училище, Ленинградское арктическое училище.
Капитан дальнего плавания. Совершил четыре кругосветных путешествия, пятнадцать раз пересек Атлантику на парусных яхтах, один раз на весельной лодке «Уралаз».
Первый человек в мировой истории, которому удалось достигнуть пяти полюсов нашей планеты: Северного географического (три раза), Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, вершины Эвереста (полюса высоты), Мыса Горн (полюса яхтсменов).
Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «7 Вершин мира» — подняться на высочайшую вершину каждого континента.
Член Союза художников СССР. Член Союза Писателей РФ. Автор четырнадцати книг.
В 2010 году рукоположен в сан священника.
Женат. Имеет троих детей и шестерых внуков.

В сына Николая я вкладываю всего себя, он мне в радость. Но если я не буду путешествовать, если я не буду ни к чему двигаться, не буду ни к чему стремиться, чем я буду отличаться от умерших? Я должен подстегивать других, вдохновлять других своим рвением.
Я должен быть примером для сына Николая.
Я скажу ему: «Не стыдись поступков своего отца».
Он не скажет, что я плавал напрасно. Он поймет меня. И я об этом буду молиться Господу.


(из книги Федора Конюхова «Под алыми парусами»,

в которую вошли дневниковые записи

из одиночного плавания 2004-2005 гг.)

— Отец Федор, каким было ваше первое детское впечатление от моря?

— Не помню. И как научился плавать, тоже не помню. Я же вырос на Азовском море. Даже родился на берегу. Мама говорила: «Пошла рачков собирать поутру, там и родила». У нас в роду все священники и моряки. И я с 8 лет уже знал, что буду путешественником, таким, как Георгий Яковлевич Седов. Мой дедушка участвовал в его первой экспедиции на Новую землю.

Дедушка говорил, прежде чем стать путешественником, надо выучиться на штурмана, и я пошел в Одесское мореходное училище. Потом уже закончил Ленинградское арктическое училище.

— В советское время о ваших родственниках-путешественниках наверняка рассказывали, а о ваших родственниках-священниках говорили открыто?

— Моего родственника протоиерея Николая Конюхова убили 29 декабря 1918 года. Обливали водой на морозе, а когда он потерял сознание, застрелили. При советской власти мои родители старались об этом нигде не упоминать — боялись. Даже когда я пошел учиться в Духовную семинарию в 1969 году, папа сказал: «Ты поменьше там распространяйся о том, что у тебя в роду священники были».

Сейчас, конечно, я горжусь своими предками. Молюсь и прошу у них прощения за то, что мы стеснялись, боялись говорить о них.

Мемориальные доски во дворе мастерской Федора Конюхова в Москве. Фото: Владимир Ештокин, foma.ru

— Как получилось, что вы пошли учиться в семинарию?

— Очень просто получилось. Поступил — и все. Вот как я с детства знал, что буду путешествовать, так же знал и что буду священником. Мне представлялось, что где-нибудь в 50 лет я перестану путешествовать и буду служить на приходе. Ну вот, в 58 лет я принял сан.

— Когда вы были маленьким, ваша мама сказала, что вы будете очень одиноким человеком. Почему?

— Мать своего ребенка всегда видит. По моим повадкам.

— То есть вы в детстве были одиночкой?

— Не то что одиночкой. Я всегда делом занимался — тем, что мне нравится. Я люблю рисовать, у меня есть талант. Плохой, мало, но есть. Это мое. Поэтому я учился живописи. То же самое с путешествиями. Меня же в плавание никто не гонит. Просто мне там нравится, там мой мир. И священником я стал не для того чтобы делать карьеру в Церкви. Я священник, потому что это у меня в крови.

— Вы были в семье «белой вороной»? Не таким, как остальные дети?

— Не-не-не! Я не «белая ворона». Нас две сестры, три брата. Я средний, но всегда был лидером. Я заводил, а остальные меня слушались. И даже когда все выросли и разъехались, если надо было решения какие-то семейные принимать, родители говорили: «Вот Федька приедет. Как он скажет, так и будет».

Федор Конюхов, конец 1980-х

— Считается, что в советское время было очень суровое воспитание. Детей не баловали.

— Почему не баловали? Сколько детей при советской власти курили, пили, в тюрьмы попадали!

— Что вас уберегло от дурной дороги?

— Меня уберегла цель. Я с детства знал, что должен дойти до Северного полюса, продолжить дело Георгия Яковлевича Седова. Дедушка сказал: «Ты должен оправдать азовских рыбаков». Он очень любил Седова, много мне про него рассказывал. Всегда жалел, что не был с ним рядом в последней экспедиции. Дедушка умер, когда мне было восемь лет. Все время, что я его помню, он лежал на лавке парализованный. Летом его выкатывали в сад. Это он меня научил дневники писать. У меня его крестик есть. (Достает из-под рясы.) Он стертый уже. Серебряный.

В школе говорили: «А, Федька Конюхов, он будет путешественником». Так что по многим предметам мне поблажки делали. Но если с математикой было плохо, я ее зубрил, потому что знал, что в мореходку не поступлю. У меня была цель. Когда ты живешь с целью, у тебя есть все.

И в детях надо воспитывать цельность. Романтика должна быть, патриотизм. Тогда человек не будет думать ни о куреве, ни о пьянке, ни о деньгах.

— Как вы считаете, чем в первую очередь должны заниматься дети? Спортом?

— Я сам советский, я мастер спорта по многим видам спорта. Но когда говорят, что все должны спортом заниматься, я слушаю и думаю: «Неправильно говорите! Неправильно!» Сколько заслуженных мастеров спорта спилось, в тюрьмы село, особенно в 90-х годах. Почему? Потому что к спорту надо еще духовность иметь. Мы просто учим спорту, а что может спортсмен без духовности? Только морды бить и все. Надо не просто учить, надо в ребенке разобраться. У меня школы путешественников в Миассе и в Тотьме, туда дети поступают после специального отбора. Мы им даем все попробовать: парусом управлять, по скалам лазить, в походы ходить… Господь Бог на каждого человека указал пальцем, каждому дал талант. Но не каждый следует этому таланту. Вот мы в школе путешественников даем всего понемногу. И фотографировать, и рисовать. Не обязательно становиться фотографом или художником, но хотя бы азы знать нужно. Дневники ребята ведут, стихи пишут, на гитаре играют.

У меня дочка закончила художественную и музыкальную школу. А сейчас медсестрой работает. С ней можно и на самые разные выставки ходить, и на концерты. Она слушает и классику, и рок.

— Отцовство - это счастье или бремя?

— Дети - это счастье. Так же, как и внуки. Знаете, я вот сколько мировых рекордов установил, те же картины, книги написал. Но — сегодня рекорд, а завтра его уже побили, сегодня книгами восхищаются, а завтра их уже забыли. А дети, внуки - это вечность, это ни с чем не сравнится.

— Вы путешествовали со своими детьми?

— Конечно. Перегонял яхту через Атлантический океан со старшим сыном, ходил с ним вокруг мыса Горн, ходил через Тихий океан, через Индийский. Через Атлантический океан мы ходили несколько раз. Но я бы не хотел, чтобы мои дети были путешественниками.

— А они?

— Они молодцы. Они говорят: «Мы ж понимаем, что мы никогда не будем такими, как папа». У них своя судьба.

— У них тоже есть цель, как была у вас?

— Есть. Не такая, как у меня. Младший сын хочет военным быть. Сейчас в Суворовское будет поступать. А старший - он как менеджер. Хочет организовывать экспедиции. Он же был президентом Федерации парусного спорта.

— Что вам дали совместные путешествия?

— Ну, они просто стали лучше меня понимать, уверенности стало больше. Когда мы с женой и сыном шли через Атлантический океан, начался шторм. Я понимаю, что ситуация серьезная, а они спокойны. Говорят: «Ну, ты же ходил вокруг света». У них так: если папа встал за штурвал, значит, все будет хорошо. А я-то знаю, что все может случиться, и при мне может случиться.

— Если кого-то из детей обижали в детском саду, в школе, вы заступались?

— Я старался не ходить. С этим жена разбиралась. Если я приходил, меня обычно воспринимали как Конюхова, как путешественника, а не как отца. При таком отношении сложно решать какие-то личные вопросы. Но сыновьям я всегда говорил, что надо уметь постоять за себя.

— Вашим детям сейчас живется тяжелее, чем вам в их возрасте?

— Да нет. Я думаю, что ни мне не было тяжело, ни им. Надо всегда соглашаться с тем, что есть. У нас было одно детство, у них другое. У нас одни были трудности, у них другие. Знаете, никогда на земном шаре не будет рая. Нашим дедам было легко жить? Нет. Нашим родителям – тоже нет. Да никогда не будет легко жить! Все время войны идут. Все время. У меня дед воевал в Первую мировую войну, папа - во Вторую. Дядя воевал в Корее в 1953 году, брат – в Афганистане. Я служил во Вьетнаме. Правда, не воевал, на корабле мотористом служил. Через мой род все время войны проходят.

Священник и путешественник Федор Конюхов. Фото: Максим Коротченко, maxik2k.livejournal.com

— Ваша любимая детская игра?

— В детстве я в «Робинзона Крузо» любил играть.

— А как вы играли?

— У меня остров был на болоте.

— То есть опять в одиночку?

— Нет. Я у меня была команда. Я — капитан.

Федор Конюхов с женой, детьми и внуками. Фото из личного архива

Беседовал Александр Гатилин.

Это интервью – часть , реализуемого интернет-журналом «Батя», Фондом Андрея Первозванного и издательством «Никея». Полную версию интервью вы можете прочесть в

Последнее обноление: 07.02.2017 г.

Во вторник, 7 февраля, в 09:03 по мск, российский путешественник Федор Конюхов и мастер спорта по воздухоплаванию Иван Меняйло , на борту теплового аэростата, стартовали из аэродрома Южный, города Рыбинск (Ярославская область). Задача пилотов — установить абсолютный мировой рекорд по продолжительности полёта на тепловом аэростате и продержаться в воздухе дольше 51 часа.

Текущий мировой рекорд продолжительности полета на тепловом аэростате — 50 часов 38 минут — установили японские пилоты Мичио Канда и Хиразуки Такезава 1 февраля 1997 года. Экипаж взлетел в Канаде и приземлился в США.

Для успешного установления нового мирового рекорда беспосадочного перелета, Конюхову и Меняйло необходимо избежать пересечения воздушных границ с зарубежными государствами — в зависимости от направления ветра шар может отнести в сторону Украины, Белоруссии, Латвии и Литвы. В этом случае пилотам придется идти на посадку. Кроме того, полет придется прекратить, если аэростат вторгнется в воздушное пространство Москвы, а также при наступлении сильного снегопада.

АиФ.ru приводит биографию Фёдора Конюхова.

Фёдор Конюхов. Фото: АиФ/ фото Евгения Талыпова

Досье

Фёдор Филиппович Конюхов — русский путешественник, писатель, художник, пилот свободного аэростата, протоиерей Русской православной церкви Московского патриархата.

Родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря, село Чкалово (Троицкое), Приазовского района, Запорожской области, Украина. Отец — Филипп Михайлович , потомок рыбаков-поморов из Архангельской губернии, мать — Мария Ефремовна , уроженка Бессарабии.

Выпускник Одесского мореходного училища по специальности «судоводитель». Выпускник Бобруйского художественного училища (Белоруссия). Выпускник Ленинградского арктического училища по специальности «судовой механик».

С 1974 по 1995 проживал в городе Находка, Приморского края. Почётный житель города Находка (Приморский край). С 1995 по настоящий день проживает в Москве.

В 1983 году принят в Союз художников СССР. С 1996 года член Московского союза художников (МСХ), секция «Графика», с 2001 года также состоит в секции МСХ «Скульптура».

Пилот свободного аэростата. Капитан дальнего плавания. Яхтенный капитан.

C 1998 года и по настоящий день — заведующий лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Современной гуманитарной академии, г. Москва.

23 мая 2010 года, в день Святой Троицы, рукоположен в дьяконы. 19 декабря 2010 года, в день Святителя Николая Чудотворца, рукоположен в сан священника на своей малой Родине в Свято-Никольском храме Запорожья. Был рукоположен Епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом (Масленников).

Действительный член Русского географического общества.

Достижения:

Побывал на следующих полюсах:

· Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, мыс Горн, Эверест).

· Первый в СНГ закончил программу «Семь вершин мира», побывав на вершинах всех континентов (в том числе Азия — Эверест, Европа — Эльбрус).

· Пятнадцать раз пересёк Атлантику на парусных яхтах.

· Пересёк в одиночку Атлантический океан на вёсельной лодке «Уралаз» с мировым рекордом в 46 суток 4 часа (в категории «автономно»).

· Первое в истории России одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок (1990-1991 год).

· Рекордсмен парусного похода Antarctica Cup Race Track вокруг Антарктиды в классе яхтсмен-одиночка.

· Пересёк в одиночку Тихий океан на гребной лодке К9 (Конюхов 9 метров — длина лодки) с мировым рекордом в 159 суток 14 часов 45 минут.

· Установил мировой рекорд продолжительности полёта на тепловом аэростате объёмом 3950 м³ — 32 часа 20 минут.

· 23 июля 2016 года Конюхов завершил одиночный беспосадочный полет на воздушном шаре вокруг Земли. Полный облет занял 11 дней, воздухоплаватель преодолел около 34,7 тысяч километров и установил тем самым новый мировой рекорд скорости. До этого на такое сложное кругосветное путешествие отваживались лишь дважды. В 1999 году швейцарец Бертран Пикар и англичанин Брайан Джонс пролетели 40 тысяч километров из Швейцарии в Египет за 19 дней, 21 час и 55 минут и американец Стив Фоссетт в 2002 году совершил кругосветку за 13 дней, 8 часов и 33 минуты. Конюхов, также как и Фоссетт обогнул земной шар, стартовав и финишировав в Австралии, но сделал он это гораздо быстрее.

Семейное положение:

Женат на Ирине Анатольевне Конюховой . Трое детей: сыновья Оскар и Николай , дочь Татьяна . Внуки: Филипп, Полина, Аркадий, Кейт, Итэн и Блэйк.

Фотография.

Награды и звания:

Заслуженный мастер спорта.

Член Союза писателей РФ. Награждён орденом Дружбы народов СССР за трансарктическую лыжную экспедицию «СССР - Северный полюс - Канада» (1988 год).

Награждён «за деятельность, способствующую процветанию Челябинской области, повышению её авторитета в Российской Федерации и за рубежом» высшей наградой — знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью».

Награждён золотой медалью Российской академии художеств, академик Российской академии художеств.

Награждён премией UNEP «GLOBAL 500» за вклад в защиту окружающей среды. Занесён в энциклопедию «ХРОНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Награждён орденом Украинской православной церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной церкви.

Награждён золотой медалью Российского географического общества имени Миклухо-Маклая за переход через Тихий океан на вёсельной лодке.

Экспедиции:

1977 — научно-исследовательская экспедиция на яхте ДВВИМУ «Чукотка» (Алькор) по маршруту Витуса Беринга.

1978 — научно-исследовательская экспедиция на яхте ДВВИМУ «Чукотка» по маршруту Витуса Беринга; Археологическая экспедиция.

1979 — второй этап научно-исследовательской экспедиции на яхте ДВВИМУ «Чукотка» по маршруту Владивосток - Сахалин - Камчатка - Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевский; автор мемориальных досок Витусу Берингу и его команде, установленных на Командорских островах.

1980 — участие в международной регате «Кубок Балтики - 80» в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток).

1981 — пересечение Чукотки на собачьей упряжке.

1983 — лыжная научно-спортивная экспедиция в море Лаптевых. Первая полярная экспедиция в составе группы Дмитрия Шпаро.

1984 — сплав на плоту по реке Лена; участие в международной регате на Кубок Балтики - 84 в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток).

1985 — экспедиция через уссурийскую тайгу по следам В. К. Арсеньева и Дерсу Узала.

1986 — лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане.

1987 — лыжная экспедиция по Баффиновой Земле (Канада) в составе советско-канадской экспедиции (подготовка к походу на Северный полюс).

1988 — участник трансарктической лыжной экспедиции СССР - Северный полюс - Канада. Старт: Северная Земля, остров Средний, мыс Арктический 3 марта 1988 — группа достигала Северного полюса 24 апреля 1988 и финишировала в Канаде, остров Уорт Хант 1 июня 1988.

1989 — участник первой российской автономной экспедиции «Арктика» под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу. Старт 4 марта 1989 г. с архипелага Северная Земля, остров Шмита. Экспедиция достигла Северного полюса 6 мая 1989.

1989 — совместный советско-американский трансконтинентальный велопробег Находка - Москва - Ленинград; руководитель пробега с российской стороны; старт 18 июня 1989 г. — финиш 26 октября 1989.

1990 — первый в истории России одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Стартовал с мыса Локоть, остров Средний, 3 марта. Достиг полюса 8 мая 1990. Время в пути — 72 дня.

1990 (осень) - 1991 (весна) — первое в истории России одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте «Караана» по маршруту Сидней - Мыс Горн - Экватор - Сидней (Австралия) за 224 дня.

1991 — организатор российско-австралийского автопробега на внедорожниках по маршруту Находка - Москва; съёмки документального фильма «Через Красную Неизвестность» телеканалом SBS (Австралия); старт 5 августа 1991 г. — финиш 15 сентября 1991 г.

14 мая 1992 — восхождение на Эверест (Азия) совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург) в рамках программы «Семь вершин мира».

1993-1994 — кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече «Формоза» по маршруту: Тайвань - Гонконг - Сингапур - остров Вэ (Индонезия) - остров Виктория (Сейшельские острова) - Йемен (порт Аден) - Джидда (Саудовская Аравия) - Суэцкий канал - Александрия (Египет) - Гибралтар - Касабланка (Марокко) - Санта Люсия (Карибские острова) - Панамский канал - Гонолулу (Гавайские острова) - Марианские острова - Тайвань. Старт 25 марта 1993 г. остров Тайвань, бухта Килунь — финиш 26 августа 1994 г. остров Тайвань.

1995-1996 — первый в истории России одиночный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды — массив Винсон (5140 м). Стартовал с залива Геркулес (Hercules Bay) 8 ноября 1995 г. — достиг Южного полюса 6 января 1996. Достиг Южного полюса за 64 дня, в одиночку, автономно.

19 января 1996 — восхождение на массив Винсон (Антарктида) в рамках программы «Семь вершин мира».

9 марта 1996 — восхождение на Аконкагуа (Южная Америка) в рамках программы «Семь вершин мира».

18 февраля 1997 — восхождение на Килиманджаро (Африка) в рамках программы «Семь вершин мира».

17 апреля 1997 — восхождение на пик Косцюшко (Австралия) в рамках программы «Семь вершин мира».

26 мая 1997 — восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка) совместно с Владимиром Яночкиным (Москва) в рамках программы «Семь вершин мира».

1997 — участие в европейских регатах Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты «Grand Mistral» (80 футов), шкипер Сергей Бородинов.

1998-1999 — участие в американской одиночной кругосветной гонке «Around Alone 1998/99» на яхте Open 60 «Современный гуманитарный университет» (дизайн Nandor Fa), третье одиночное кругосветное плавание.

2000 — участник самой протяжённой в мире гонки на собачьих упряжках Iditarod через Аляску по маршруту Анкоридж - Ном, 1800 км. Получил приз Национального Банка Аляски — «Red Lantern».

2000-2001 — первое в истории России участие во французской одиночной безостановочной кругосветной парусной гонке «Vendee Globe» на яхте Open 60 «Современный гуманитарный университет».

2002 — организация первой в истории современной России караванной экспедиции на верблюдах «По следам Великого шёлкового пути - 2002». Экспедиция проходила по территории Калмыкии, Астрахани, Дагестана, Ставропольского края и Волгоградской области. Пройдено 1050 км. Караван состоял из 13 верблюдов; старт 4 апреля 2002 — финиш в Элисте 12 июня 2002.

2002 — первое в истории России пересечение Атлантического океана на гребной лодке «УРАЛАЗ». Установлен мировой рекорд — 46 суток 4 часа (в категории одиночный переход). Маршрут: Канарские острова (о. Ла Гомера) - о. Барбадос, 3000 миль; cтарт 16 октября 2002 — финиш 1 декабря 2002. Лодка «Уралаз» находится в музее, на территории комплекса «Золотой пляж», на озере Тургояк.

2003 — совместный российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем на 100-футовом макси-катамаране «Торговая сеть „Алые Паруса“» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) - о. Барбадос. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте — 9 суток.

2003 — совместный российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем на 100-футовом макси-катамаране «Торговая сеть „Алые Паруса“» по маршруту Ямайка (Montega Bay) - Англия (Lands End). Протяжённость маршрута — 5100 миль. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте — 16 суток.

2004 — одиночный трансатлантический рекордный переход с востока на запад на 85-футовой макси-яхте «Торговая сеть „Алые Паруса“» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) - Барбадос (Порт Сент Чарльз). Установлен мировой рекорд по пересечению Атлантического океана на макси-яхте под управлением одного человека — 14 дней и 7 часов.

2004-2005 — одиночное кругосветное плавание на 85-футовой макси-яхте «Торговая сеть „Алые Паруса“» по маршруту Фалмут (Англия) - Хобарт (о. Тасмания) - Фалмут (Англия). Первое в истории мирового парусного спорта одиночное кругосветное плавания на яхте класса «макси» через мыс Горн. Четвёртое успешное одиночное кругосветное плавание.

2005-2006 — проект «Вокруг Атлантического океана». Фёдор Конюхов с российским экипаж осуществил переход на яхте по маршруту Англия - Канарские о-ва - о. Барбадос - о. Антигуа - Англия. Общее количество пройденных миль — свыше 10 000 морских миль.

2006 — организация испытаний экспериментального полярного буера (тримаран на лыжах под парусом) «Современная гуманитарная академия» на восточном побережье Гренландии.

2007 — пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного побережья (посёлок Исорток) через ледовый купол, до западного побережья (посёлок Иллулисат), вдоль Полярного круга. Установлен рекорд пересечения Гренландии на этом маршруте — 15 суток и 22 часа.

2007-2008 — участие в австралийской гонке вокруг Антарктиды — «Antarctica Cup» по маршруту Олбани (Западная Австралия) - мыс Горн - мыс Доброй Надежды - мыс Луин - Олбани (Западная Австралия), в категории «яхтсмен одиночка», нон-стоп. Макси-яхта «Торговая сеть „Алые Паруса“» — 102 суток.

2009 — в столице Монголии Улан-Баторе стартовал II этап международной экспедиции «По следам Великого шёлкового пути - 2009» по маршруту Монголия - Калмыкия (Элиста).

2011 — экспедиция «9 высочайших вершин Эфиопии».

19 мая 2012 — в составе российской команды «Семь вершин мира» Фёдор Конюхов совершил восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (со стороны Тибета). Фёдор Конюхов стал первым священником Русской православной церкви, совершившим восхождение на Эверест.

2013 — совместно с Виктором Симоновым (Республика Карелия, Петрозаводск) пересёк Северный Ледовитый океан на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс - Канада (остров Уорт Хант). Старт 6 апреля, финиш 20 мая 2013.

2013-2014 — совершил Тихоокеанский переход на вёсельной лодке от континента до континента, без заходов в порты, без посторонней помощи за рекордное время — 160 дней — по маршруту Чили (Кон Кон) - Австралия (Мулулуба), преодолел 9400 морских миль (17 408 километров).

2015 — установление российского рекорда по продолжительности полёта на тепловом аэростате «Бинбанк» класса АХ-9 объёмом 3950 кубических метров — 19 часов 10 минут.

2016 — установление мирового рекорда продолжительности полёта на тепловом аэростате «Бинбанк» объёмом 3950 кубических метров — 32 часа 20 минут.

2016 (февраль) — совместная экспедиция с Виктором Симоновым на собачьих упряжках «Онежское Поморье - 2016». Пройдено 800 км по маршруту г. Петрозаводск, Республика Карелия (национальный парк «Водлозёрский») - г. Северодвинск, Архангельская область (национальный парк «Онежское Поморье»).