Контрольные вопросы и задания.

Б.Дизраэли: «Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия, которые так же не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет, которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным манерам, которые живут по разным законам... Богатые и бедные».

М.Арнольд: «Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса, опошлению среднего и озверению низшего».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

А.Шопенгауэр: «Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте высказывания. Что общего во взглядах авторов на толпу? Почему их мнения имеют негативную окраску? Ознакомьтесь с материалами СМИ, приведите примеры действий людей, вовлеченных в толпу.

Т. Карлейль: «Никто не знает, как поступит Толпа, тем более - она сама».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

У. Хэзлитт: «Нет более ничтожного, глупого, презренного, жалкого, себялюбивого, злопамятного, завистливого и неблагодарного животного, чем Толпа»; «Толпа, ведомая вождем, его же и ненавидит».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С. Н. Паркинсон: «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век, отвергая все, что было достигнуто человечеством. Сжатыми кулаками или поднятыми руками, скандированием лозунгов и выкрикиванием угроз толпа отвергает связную речь и возвращается к обезьяньему бормотанию. Потрясающий кулаками участник этого сборища - не гражданин и не солдат, не мыслитель и не художник. Безмозглая истерия демонстранта есть отрицание цивилизации».



Прочитайте высказывания. Какие проблемы национальных отношений в них выделены? Почему необходимо воспитывать чувство патриотизма? На конкретных примерах проиллюстрируйте проявления национализма.

А.Эйнштейн: «Национализм - детская болезнь, корь человечества»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Т. Герцль: «Нация - это историческая группа людей, сознательно спаянных друг с другом и сплачиваемых существованием общего врага».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ш. Петефи: «Нация, которая боролась за человечество, погибнуть не может!»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М. Робеспьер: «Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все».

Петр I: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте высказывания о браке и семье. В чем состоит значение семьи в обществе? Какие проблемы семейных отношений выделяют авторы?

Г. Гегель: «Семья завершается в следующих трех сторонах: а) в образе своего непосредственного понятия как брак; б) во внешнем наличном бытии, в собственности и имуществе семьи и заботе об этом; в) в воспитании детей и распаде семьи».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.Адлер: «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Л.Фейербах: «Только муж и жена вместе образуют действительность человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А. Шопенгауэр: «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте высказывания. Какие проблемы молодежи выделяют авторы?

Б.Дизраэли: «Молодость - заблуждение, зрелый возраст - борьба, старость - сожаление».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И.Гёте: «Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К.Маркс: «Процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов. Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А. Шопенгауэр: «В старости нет лучшего утешения, чем сознание того, что все силы в молодости отданы делу, которое не стареет».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

Составьте схему, используя следующие понятия.

«Социальный конфликт», «субъекты конфликта», «объект конфликта», «стадии протекания конфликта (предконфликтная, самого конфликта, разрешения конфликта)», «способы разрешения конфликта», «переговоры», «компромисс», «посредничество», «применение силы», «виды конфликтов», «классификация в зависимости от числа субъектов», «внутриличностные конфликты», «межличностные конфликты», «социальные конфликты», «классификация в зависимости от сферы, в которой протекает конфликт», «политические конфликты», «экономические конфликты», «социальные конфликты», «культурные конфликты», «этнические конфликты», «религиозные конфликты».

Задание 8.

Прочитайте высказывание известного философа XIX в. В.С.Соловьева. Вспомните материал по истории XIX в. Какие события позволили автору утверждать, что «принцип национальностей сделался ходячею европейскою идеей»? Как, по мнению автора, изменяется сущность национальной идеи? В каком случае она имеет положительную окраску, а в каком - отрицательную?

В.С.Соловьев: «Разделение людей на племена и нации, ослабленное до некоторой степени великими мировыми религиями и замененное делением на более широкие и более подвижные группы, возродилось в Европе с новой силой и стало утверждаться как сознательная и систематическая идея с начала истекающего (XIX) столетия... После наполеоновских войн принцип национальностей сделался ходячею европейскою идеей...

Национальная идея заслуживает всякого уважения и симпатии, когда во имя ее защищались и освобождались народности слабые и угнетенные: в таких случаях принцип национальности совпадал с истинной справедливостью... Но, с другой стороны, это возбуждение национального самочувствия в каждом народе, особенно же в народах более крупных и сильных, благоприятствовало развитию народного эгоизма или национализма, который уже ничего общего со справедливостью не имеет...

Всякая народность имеет право жить и свободно развивать свои силы, не нарушая таких же прав других народностей».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 1.
Ниже приведено высказывание К.Паустовского, состоящее из нескольких предложений. Все они объединены одной темой (одной основной мыслью).
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь... Безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
  • Прочитайте предложение, которое определяет тему высказывания. В каких предложениях раскрывается эта тема?
  • Повторением какого слова закрепляется связность данного текста?
  • Попробуйте прочитать предложения данного текста в таком порядке: последнее, второе, третье, первое. Сохраняется ли при этом последовательное изложение мысли? Дайте развернутый ответ.
  • На основе какого вида связи построен данный текст?

Задание 2.
Прочитайте приведенный ниже текст.
Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, – с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после нас для выражения еще неизвестных нам идей мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений.
И мы должны быть глубоко благодарными предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык.
В нем самом уже есть все элементы искусства и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись.
(С.Я.Маршак).

  • Какова основная мысль С.Я.Маршака?
  • Какие мысли раскрываются в каждом абзаце этого текста? Как оформляется на письме абзац? Что служит сигналом его начала и конца при чтении вслух?
  • Проследите, при помощи каких языковых средств осуществляется связь между абзацами?
Задание 3.
Прочитайте высказывание А.М.Горького. Какими признаками текста оно обладает?
Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы передать свою мысль другому человеку ясно
и просто.
Будешь понимать людей и их мысль – легче будет жить, и умнее станешь, да и тебя все сразу будут понимать, а это – хорошо!
  • Почему этот небольшой текст расчленен на абзацы? О каких двух сторонах языкового общения людей говорится в каждом из них?
  • Сколько предложений в тексте? Как это определить при восприятии текста на слух? Как это обозначается на письме?
  • Выделите из первого предложения словосочетание, которое могло бы послужить названием темы, общей для использованных выше текстов. Одинакова ли основная мысль каждого из них? Докажите.

Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношений природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н. Н. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге...

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком; с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт... о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, т. е. такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

(В. А. Лекторский)

Пояснение.

В ответе могут быть приведены следующие фразы:

1) «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится... как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и "непрозрачными" процессами моей собственной психики»;

2) «свобода понимается... как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

3) «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации». Могут быть приведены другие фразы текста.

КОНСПЕКТ УРОКА
Дата: 21.02.2017
Предмет: Математика
Класс: 4Б
Учитель: Верёвкина Светлана Викторовна
Руководитель практики: Карачевцева Алла Павловна
Тема: Составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических связок «и» и «или» и их истинность.
Тип урока: ОНЗ
Цель: Познакомить со сложными высказываниями с логической связкой «и» и закрепить знания о составных высказываниях с логической связкой «или».
Задачи:
Образовательные: учиться отличать истинные высказывания от ложных; определять истинность высказываний со связкой «и», познакомиться с правилом определения истинности составных высказываний вида «А и В».
Развивающие: развивать приемы логического мышления: анализ и синтез, обобщение.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, ответственное отношение к результатам своего учебного труда.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Уметь отличать ложные и истинные высказывания, определять истинность составных высказываний.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: осуществлять постановку учебной задачи, ее контроль и коррекцию.
Познавательные: делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем и моделей.
Коммуникативные: построение монологических и диалогических высказываний, координация различных позиций в сотрудничестве (в парах).
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Средства обучения: Учебник Математики 4 класс, Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., компьютер, презентация
ПК
ОК
ПО
У

1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,4.1, 4.2
1.2.4.7
1.2.3.6.7.
1-12, 21-26

ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, дети. Садитесь.
Меня зовут Карина Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок математики.
- Скажите, как вы понимаете смысл высказывания:
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
Сделайте вывод.
Приветствуют учителя.

Размышляют.
Рассуждают.
Делают вывод
Трудолюбию сложно научиться. Для его появления нужно очень много и постоянно трудиться.

2. Актуализация знаний.

Устный счет.
- Посмотрите на экран.
- Что такое высказывание?
- Определите значение высказываний истинные они или ложные. Если истинные высказывания хлопок руками, если ложные покажите руками крест.
1. 7 увеличили в 6 раз, получили 42.
2. 64 разделили на 8, получили 7.
А.3.Разность 10 и 2 равно 8.
4. 9 увеличили на 21, получили 30.
5.Произведение 9 и 7 равно 81.
6.Частное чисел 48 и 6 равно 8.
В.7.Уменьшаемое меньше вычитаемого.
- Как вы определили истинное высказывание или ложное?
- Образуйте составное высказывание вида «А или В»

Какое высказывание получилось? Почему?
- Попробуйте составить высказывание вида «А и В»

Вы догадались, какие составные высказывания мы будем сегодня изучать?
-Сформулируйте учебную задачу, которую нам предстоит решить.
Смотрят.

Высказывание – это предложение, относительно которого имеет смысл вопрос: истинно оно или ложно.
Определяют. Сигнализируют.
истинное
ложное
истинное
истинное
ложное
истинное
ложное
- Если высказывание верное, то можно сказать, что оно истинное, если не верно, то ложное.
Разность 10 и 2 равно 8 или уменьшаемое меньше вычитаемого.
Истинное. Повторяют правило.
Произведение 9 и 7 равно 81 и частное чисел 48 и 6 равно 8.
- Составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических связок «и» и «или».
Формулируют учебную задачу.
- Будем работать с составными высказываниями с логическими связками «и» и «или».

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Организует фронтальную беседу.
- Посмотрите на слайд
- Прочитайте каждое высказывание и определите истинно оно или ложно?
1. Береза – лиственное дерево.
2. Береза – хвойное дерево.
- Соедините эти два высказывания союзом «и».
- Какое высказывание получилось?
Прочитайте правило на слайде.

Смотрят на слайд.
Читают. Определяют истинно высказывание или ложно.
1 высказывание истинно.
2 высказывание ложно.
Береза – лиственное дерево и хвойное дерево.
Высказывание получилось ложно.
Читают.
Составное высказывание с союзом «и» истинно, если истинны оба составляющих его высказывания. В остальных случаях оно ложно.

Физ. минутка

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа по учебнику с. 38 № 7
- Составьте и подберите высказывания так, чтобы они соответствовали заданию.
- Приведите примеры таких высказываний

Прочитайте задание № 9 с.39.
- Прочитайте 1 высказывание.
- Из каких 2 высказываний оно состоит.
- Порассуждайте, это составное высказывание истинное или ложное? Почему?
- Прочитайте 2 высказывание.

Какое это высказывание? Почему?

Прочитайте 3 высказывание.

Из каких высказываний оно состоит.

Оно истинное или ложное? Почему?

Прочитайте еще раз правило.

Читают. Рассуждают:
Пусть первое высказывание – А, второе – В.
А Февраль – зимний месяц. – Истинно
В Февраль – жаркий месяц. – Ложно
Высказывание ложно.
А В неделе 5 дней. – Ложно
В В неделе 7 дней. – Истинно
Высказывание ложно.
АЧисло 15 делится на 2. – Ложно
В Число 15 делится на 4. – Ложно
Высказывание ложно.
А 47 – 39 = 8. – Истинно
В 55: 5=11. – Истинно
Высказывание истинно.
Читают.
1) Зайцы едят морковку и капусту.
Зайцы едят морковку. Зайцы едят капусту.
Это высказывание истинно, т.к Зайцы едят морковку – И., Зайцы едят капусту – И.
2) Листья с деревьев опадают весной и осенью.
Листья с деревьев опадают весной. Листья с деревьев опадают осенью.
Ложное, потому что листья с деревьев опадают только осенью.
3) В четырехугольнике ABCD 3 вершины и 3 стороны.
В четырехугольнике ABCD 3 вершины. В четырехугольнике ABCD 3 стороны.
Ложное, потому что в четырехугольнике ABCD 4 вершины и 4 стороны, А – л, В – л.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа в парах.
- Прочитайте пары высказываний:
1) Буква Ж – гласная.
Буква Ж – согласная.
2) Килограмм - единица массы.
Килограмм - единица длины.
3) В одном дециметре 100 см.
В одном дециметре 10 мм.
4) Число 100 делится на 10.
Число 100 делится на 5.
- Истинно или ложное первое высказывание?
второе высказывание и тд.?
-Соедините каждые два высказывания союзом «и», установите его значение истинности, проверьте по эталону.
-Какое высказывание получилось: истинное или ложное?

Читают.
Ложно
Истинно
Истинно
Ложно
Ложно
Ложно
Истинно
Истинно

Буква Ж – гласная и буква Ж – согласная. Ложно
Килограмм - единица массы и килограмм - единица длины. Ложно
В одном дециметре 100 см и в одном дециметре 10 мм. Ложно
Число 100 делится на 10 и число 100 делится на 5. Истинно

6. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (продолжение).

Посмотрите на слайд Прочитайте.
- Составное высказывание «Если А.С. Пушкин родился в 1799 году, то он родился в восемнадцатом веке». Образованно из 2 высказываний:
1. А.С. Пушкин родился в 1799 году.
2. Он родился в восемнадцатом веке.
- Определите истинное или ложное первое высказывание? Затем второе?
- Правильно 1 высказывание истинно, это можно установить, используя энциклопедию.
- 2 высказывание тоже истинно, т.к в 18 век входят даты с 1701 по 1800 включительно.
- Так как 2 высказывания истинны, что можно сказать о составном высказывании «Если А.С. Пушкин родился в 1799 году, то он родился в восемнадцатом веке»?

Прочитайте правило на стр. 40, как вы его понимаете?

Посмотрите на №12 стр. 40, прочитайте задание.
- Соедините 2 высказывания с помощью слов «если, то»
- Какое получилось высказывание?
- Под цифрой 2, проделайте самостоятельно, и все вместе проверим.

Проверим, какое получилось высказывание?
Смотрят. Читают.

Высказывания получились истинные.

Высказывание «Если А.С. Пушкин родился в 1799 году, то он родился в восемнадцатом веке» - истинное.
Читают правило.
Составное высказывание, образованное с помощью слов «если то», ложно, только если первое высказывание истинное, а второе ложно.
Читают.
Если ворона птица, то ворона летает.

Истинное.
Если число 4 720 – четырехзначное, то после зачеркивания нуля в числе 4 720 получится двузначное число.
Получилось ложное высказывание.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Откройте тетради, подпишите число и классная работа.
- Выполним №19 с.42
- Спишите, найдите значение выражений.
(1 учение у доски)

Определите, какое из чисел 628, 100, 3 639, 5 300 является значением выражения. Правильно.
- Организует выполнение задание в тетради и у доски с пояснением.

-Прочитайте №22 с. 42

Какое расстояние прошел пешеход?
- Сколько времени, он был в пути?
- Что известно о его скорости на обратном пути?
- Прочитайте вопрос задачи.

Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Можем мы это узнать? Каким действием?
- Что нам еще неизвестно?

Теперь мы можем найти скорость на обратном пути?
- Посмотрите, правильно ли составлено выражение для решения этой задачи?
- Закончите решение задачи устно и озвучьте ответ.

Прочитайте задачу № 23 на с. 43

Что известно о движении грузовой и легковой машины?
- С какой скоростью ехала грузовая машина?
- С какой скоростью ехала легковая машина?
- Что сказано о расстоянии между Москвой и поселком?
- Что нужно найти в задаче?
- Выполните чертеж на доске.

Повторите вопрос задачи.
- Можем сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Зная скорость грузовой и легковой машин, можем узнать какова их скорость сближения?
- Каким действием?
- Зная скорость сближения и расстояние от Москвы до поселка, можем найти время, через которое они встретятся? Каким действием?
- Запишите решение в тетрадь по действиям с пояснением.
- 1 ученик работает у доски.
- Оценивает работу уч-ся у доски.
Открывают. Пишут.

Вычисляют.

1)3 639
2)100

Читают
Пешеход прошел 16 км за 4 ч. На обратном пути он уменьшил скорость на 2 км/ч. Сколько времени потратил пешеход на обратный путь?
Пешеход прошел 16 км
Он прошел за 4 часа.
Он уменьшил скорость на 2 км/ч
Сколько времени потратил пешеход на обратный путь?
Нет, не можем, потому что нам не известно с какой скоростью пешеход прошел 16 км
Да, действием деления.
Еще неизвестна скорость, с которой пешеход шел обратно.
Да, действием вычитания.

Правильно.
Решают. 16:(16:4-2)=8
Ответ: 8 ч.
Читают задачу.

Они одновременно выехали на встречу друг другу.
- Со скорость 43 км/ч.
- Со скоростью 56 км/ч.
- Расстояние между Москвой и поселком 198 км.

Через сколько часов машины встретятся.
(один ученик выполняет чертеж на доске)

Через сколько часов машины встретятся?
- Нет.
- Нам неизвестна, скорость сближения машин.
-Да, можем.

Действием сложения. 43 + 56 = 99 (км/ч)

Да. Действием деления. 198: 99 = 2 (ч)
Записывают решение задачи.
1) 43 + 56 = 99 (км/ ч) - скорость сближения
2) 198: 99 = 2 (ч)
Ответ: через 2 часа машины встретятся.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Наш урок подошел к концу, и я прошу вас продолжить предложения:
1) Я сегодня узнал
2) Я сегодня научился
- Откройте дневник, запишите домашнее задание:
С. 28 РТ (в РТ) № 79-82
- Урок окончен.
Выполняют рефлексию усвоения нового содержания.

Записывают домашнее задание.

Учитель:_______________________________
Руководитель практики:___________________________
Оценка:_______________________________