Контроль и планирование поведения или от чего зависят наши поступки? От чего зависит наше поведение.

Члены трудового коллектива выглядят на одно лицо пока их плохо знаешь. В действительности, люди - крайне индивидуальны. У них резко различаются отношения к другим людям, работе и жизни, отношение к своим обязанностям, степень ответственности, правдивость, реакция на замечания, на трудности в работе, темперамент. Характер, поведение многих подчиненных могут и не устраивать мастера. Однако, обычно в отделе кадров нет очереди отличных работников, стремящихся трудиться именно на данном участке. Значит надо сделать хорошими работниками тех, кто работает сегодня. Для этого мастеру необходимо разобраться в их характере, особенности поведения в полной мере использовать положительные черты характера и помочь изменить те черты, которые мешают человеку стать отличным работником. Но для этого мастеру важно понимать - от чего же зависит поведение людей. Кстати, специалисты - психологи утверждают, что нет плохих или хороших характеров, а есть плохо или хорошо воспитанные люди.

Поведение людей в сравнительно малой степени зависит от наследственности и в решающей степени - от их социального опыта, от сформировавшихся с детских лет представлений об окружающем мире, о взаимоотношениях с людьми, о нормах поведения. Сложные системы нервных связей, формирующиеся в коре головного мозга, отвечающие этим представлениям и нормам, складываются при многократном повторении ситуаций, при большом влиянии норм и традиций семьи, в которой воспитывался человек, его окружения, тех людей, с которыми он общался. Любая информация, которую человек получает от окружающего мира, подсознательно сопоставляется с этими системами нервных связей, соответствующим образом перерабатывается и в таком переработанном виде поступает в те части коры головного мозга, где мы сознательно принимаем решение. Таким образом, человек не воспринимает явления окружающего мира с точностью объектива фотоаппарата. Он оценивает любые явления, основываясь на тех представлениях, которые сформированы в подсознании. В подсознании формируются: во-первых - потребности, характеризующие то, что необходимо человеку для жизни, определяющие условия, в которых он хотел бы жить и работать. Во-вторых - ценности, определяющие значимость тех или иных потребностей, к чему надо особенно стремиться и чего следует избегать. Характер и соотношение этих ценностей определяют поступки людей. Люди обычно воспринимают сложившиеся у них ценности, как естественную, общую норму поведения и принимают людей с другими понятиями за чудаков и неумных людей.

На основе сложившихся ценностей формируются и некоторые другие системы в подсознании - мотивации: почему люди выполняют ту или иную работу. Характер работы и ее качество будет резко различаться в зависимости



от того, какие из мотиваций окажутся преобладающими.

И в жизни, и во время работы людям приходится неоднократно сталкиваться с определенными повторяющимися ситуациями. Постепенно в подсознании формируются, работающие в полуавтоматическом режиме, программы поведения в определенной ситуации, так называемые установки. Работа по установкам позволяет быстро, без особых раздумий выполнять ту или иную работу. Формирование эффективных установок на выполнение основных видов деятельности - характерная черта высококвалифицированных опытных работников. Однако, в зависимости от ценностей и мотивов поведения, установки могут быть разными. Так, при выполнении ремонтных работ для одного, естественно, важно сделать все наилучшим образом, для другого характерна установка - сделать кое-как, только чтобы не ругали; третьему кажутся совершенно несообразными требования убрать за собой мусор.

Очень серьезно влияют на поведение людей формирующиеся у них стереотипы - своеобразные упрощенные образы, позволяющие на уровне подсознания просто и быстро оценивать людей, события, что хорошо и что плохо (в зависимости от ценностей данного человека).

Так, например, у работников предприятий, отличающихся невысокой культурой производства, может сформироваться представление о том, что мастер, требующий точного соблюдения правил технической эксплуатации - придира, бюрократ, бездушный формалист.

Существование ценностей, установок, стереотипов намного облегчает и ускоряет деятельность людей в привычных условиях, позволяет не тратить времени на анализ ситуаций, в полной мере использовать прошлый опыт и накопленные навыки. Однако, если набор этот неудачен, если меняются условия работы, то привычные действия резко снижают эффективность работы. Так, например, каждый человек со средним или неполным средним образованием читает со скоростью 150 - 200 слов в минуту. Если он активно позанимается 1-1,5 месяца быстрым чтением, то может достигнуть скорости чтения 450 - 600 слов в минуту с тем же усвоением материала и меньшим утомлением. Однако, чтобы читать быстрее - на определенное время приходится читать медленнее. На время переучивания, изменения установки резко увеличивается расход нервной энергии, растет психологическая напряженность.



Причина этого в том, что у каждого грамотного человека в подсознании отработана программа чтения, программа расшифровки и идентификации набора значков, составляющего текст и перевода его в эмоциональные или физические образы. При переучивании эту сложную, быстро (автоматически) действующую программу приходится медленно, вручную, на уровне сознания разобрать на блоки и смонтировать новую, более эффективную автоматическую программу чтения. Сказанное справедливо для любой системы ценностей, любых установок и стереотипов, любых наборов мотиваций.

Отсюда следуют три важных для практической работы вывода:

1. Любой человек обладает своим индивидуальным набором потребностей, Ценностей, мотиваций, установок и стереотипов, который определяет его поведение и его направленность.

2. Этот набор обладает значительной стабильностью. Его изменение возможно, но требует времени и немалого расхода нервной энергии от каждого человека.

3. Если руководителю - мастеру удастся сформировать у своих подчиненных направленность на хорошее раскрытие своих возможностей в труде, установки на активную, самостоятельную, ответственную работу, то с такими людьми будет легко работать - отличная работа становится для них смыслом жизни, жизненной потребностью. Для этого нужна целенаправленная индивидуальная работа с людьми и необходимо хорошее понимание людей, изучение их характера, их интересов и слабостей. У мастера должна быть программа индивидуальной работы с каждым членом возглавляемого им коллектива. И в этой программе особое внимание уделяется созданию у людей потребности в изменении своего поведения, своего характера.

Есть два способа создания у людей такой потребности. Первый, хотя и не самый эффективный - страх. Если плохая, хотя и привычная, работа неизбежно повлечет за собой наказание или какие-то иные неприятности, то человеку приходится менять поведение. Страх - надежный способ добиться улучшения работы, в особенности, у малообразованных, плохо подготовленных, мало ответственных и эгоистичных людей. Поэтому, в арсенале руководителя наказание должно быть обязательно. В то же время возможности наказания не следует переоценивать. Под страхом наказания человека можно заставить изменить поведение, но невозможно убедить работать наилучшим образом, с полным использованием своих способностей. И чем сложнее и ответственнее задание, тем меньше будет отдачи от наказаний, от запугивания. Сложную и трудную работу хорошо выполняют только люди, лично заинтересованные в этой работе.

Гораздо лучше второй путь - использование глубокой потребности каждого человека к самореализации. Любой человек внутренне стремится к тому, чтобы его уважали, чтобы быть значимым и заметным. В то же время, каждый человек внутренне свой самый суровый критик. Каждый недоволен своей судьбой, своими успехами и своим внешним видом, своей речью и своими перспективами. Комплекс недовольства собой гнетет человека, лишает его веры в себя, в свою перспективу. Уровень психологического комфорта - разница между мерой самоутверждения и комплексом недовольства собой. И если человек чувствует, что, улучшая работу, он растет в глазах окружающих и, прежде всего, своего руководителя, то при этом уменьшается и комплекс недовольства собой. И тогда он горы свернет и не испугается никаких затрат нервной энергии, чтобы пойти по этому пути. Волевые люди сами найдут такой путь и пойдут по нему. Однако, по данным социологов, таких людей 4 - 8 % Остальным надо помочь сделать первые шаги к эффективной работе и самореализации.

И таким помощником может быть, прежде всего, мастер. Он может показать каждому ту работу, которую тот наилучшим образом может выполнить, отметить первые успехи, показать, что можно добиться большего. И если все это делать постепенно, с тактом, отмечая и неудачи, и показывая, как их можно преодолеть, то можно добиться коренного изменения человека, воспитать уверенного в себе, знающего и ответственного работника. Это непростой путь. Среди подчиненных много глубоко пассивных людей, задавленных комплексом неполноценности (особенно это относится к молодежи и бывшим заключенным). Кстати, грубость, бравирование своим безразличием к работе и любым замечаниям - это характерный признак глубокого неверия в себя и свое будущее. Именно для этой категории людей самоутверждение особенно важно, хотя первые шаги для них трудны, а срывы на первых порах неизбежны и к ним нужно быть готовым.

Возникает вопрос: "А стоит ли заниматься этой воспитательной работой? У мастера и так дел выше головы!". Дело в том, что мастер обычно перегружен из-за малой активности и несамостоятельности подчиненных, из-за их плохой подготовки. Изменение стиля работы и общей направленности подчиненных требует индивидуальной работы, но в результате будет воспитан трудовой коллектив, обеспечивающий качественно иные результаты, избавляющий мастера от принятия многих частных решений, освобождающий его от неприятностей и ненужной нервотрепки. Несколько большая работа сейчас даст огромную экономию времени в последующем. Если люди не могут поверить в себя при выполнении своей основной работы, они все равно будут искать пути к самоутверждению. Это может быть и противоправная деятельность, в которую так легко вовлекают иных подростков, пьянство - снятие критики, снятие комплекса внутренней неудовлетворенности создает у пьяного иллюзию временного самоутверждения.

После этих предварительных замечаний мы можем перейти к решению поставленной задачи.
В применении к отдельным людям она гласит: 1) от каких условий зависит поведение человека? 2) Какие силы (условия) влияют на это поведение и какие эффекты они в нем вызывают! Иными словами, нельзя ли сформулировать ряд теорем, указывающих на причинную связь между определенными поступками человека как следствиями, и определенными условиями как причинами этих поступков?
Если бы достаточно глубоко и правильно удалось ответить на эти вопросы, то механизм человеческого поведения был бы раскрыт, а вместе с ним получено было бы объяснение различной судьбы различных людей.
В применении к социальным группам те же вопросы гласят: 1) от каких условий зависят организация и весь уклад жизни различных социальных групп! 2) Чем объяснить их различие! 3) Какие условия (силы) влияют на организацию группы и на ход ее общественной жизни! Какие эффекты вызывает каждая из этих сил в общественной жизни?

Таковы основные задачи этой части социологии2. Попытаемся кратко ответить на поставленные вопросы.

Теории "монистов" и " плюралистов"

Давно уже отдельные мыслители пытались решить их. Все ответы, которые давали они, можно разделить на две группы. Одни из социологов думали, что искомых условий немного; они хотели объяснить все поведение человека и_ход общественной жизни посредством какого-либо одного условия. Другие условия они считали или совершенно неважными, или имеющими второстепенное значение. Такие теории принято называть монистическими. Так, одни из социологов (напр. Конт и де-Роберти) в качестве такого условия выдвигали знание. Поведение человека, говорили они, зависит от его убеждений и верований. А характер последних зависит от знания. Знанием же определяется и ход общественной жизни. Каково будет знание народа, таковым будет его устройство, уклад его жизни и характер общественных процессов. Другие социологи (напр. Маркс, Энгельс и марксисты) в качестве такого основного условия выдвигали экономику, под которой они разумели, прежде всего, способы добывания существования, или состояние производительных сил. Каковы способы производства группы - такой будет и организация группы, так гласит их положение. Третьи, Тард и др., таким основным условием считали явление подражания; четвертые (напр., Дюркгейм) - явление разделения труда; пятые (Гумплович) - расу; шестые (Ле-Плэ, Ратцель и др.) такое основное условие видели в характере географических условий; седьмые (Кост) - в росте населения и т.д.
Все эти "монистические" теории характеризуются тем, что они пытаются объяснить поведение человека и общественную жизнь с помощью какого-либо одного условия или фактора, другим условиям они придают ничтожное или второстепенное значение. Другую группу теорий составляют теории плюралистические. Они полагают, что поведение людей и ход общественной жизни не объяснимы с помощью одного условия. Эти явления слишком сложны; они зависят от многих условий; здесь действует не одна, а много сил. Поэтому и объяснять их следует не с помощью одного условия, а многих условий или факторов. Таково основное положение "плюралистов".
^ целях краткости в данном учебнике я ограничиваюсь изложением только 1-й части "Социальной механики", исследующей силы, влияющие на поведения людей. Остальные две части "Социальной механики", изучающие: 1) характер и механизм социальных процессов, отвечающие на вопросы: как питается данная группа, какие институты в ней существуют для выполнения данной функции и почему они таковы, как размножается соц. группа, как она учится и как циркулируют в ней знания и т.д., с одной стороны, с другой; 2) изучающие механику социальных процессов на анализе судеб личности, показывающие: почему жизнь личности сложилась так, а не иначе, - эти две части "Соц. механики" совершенно не будут затронуты мной в виду отсутствия места. В будущем, при лучших типографских условиях, они будут введены в учебник. Подробная трактовка всех этих
вопросов будет дана в 3, 4 и 5 томах "Системы социологии", если им суждено выйти в
в свет.

Критика монистических теорий

Спрашивается: которое же из этих двух течений правильное? Второе, плюралистическое. Почему? Потому, во-первых, что с помощью одного условия ни одному "монисту" не удавалось объяснить поведение людей и ход общественной жизни; во-вторых, явления гораздо более простые, чем поведение людей, напр., явление простого движения неорганических тел, и то не удается объяснить путем одного условия. Движение неорганических тел (земли, планет, камня и т.д.) и то наука принуждена объяснять с помощью, по меньшей мере, двух условий: тяготения и инерции. Тем более необъяснимо с помощью одного условия сложнейшее явление в мире - поведение людей. "Монисты", пытающиеся это сделать, похожи на доктора, который все болезни стал бы лечить одним лекарством, напр., водой; польза такого лечения сомнительна. Столь же сомнительны объяснения монистов. В-третьих, ошибка их ясна и из следующего. Так как человек представляет собой, прежде всего, материальную массу, то в силу этого он подчинен законам физики и химии или силам неорганического мира. Далее, он представляет собою организм; поэтому поведение его подчинено силам биологическим, от которых зависит жизнь и поведение всякого организма; наконец, человек живет в обществе подобных себе существ и одарен сознанием или психикой; значит, поведение его зависит от сил социально-психических. Отсюда видно, что свести все эти условия - физико-химические, биологические и социально-психические - к одному условию нельзя; невозможно поэтому и объяснять поведение и общественную жизнь людей с помощью одного условия или характера.
Этих соображений достаточно, чтобы признать монистические теории ложными.

Основные группы сил, влияющие на поведение и общественную жизнь людей

Раз поведение людей и общественная жизнь социальной группы зависит от многих условий, каковы же эти условия? Какие силы определяют собой деятельность людей? Их много. Но они могут быть сведены к небольшому числу определенных групп. Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам: 1) а: разряду космических (физикохимических) сил или "факторов"; 2) к разряду сил биологических, 3) к разряду сил социально-психических.
Совокупность сил, входящих в эти разряды, определяет поведение каждого из нас, организацию любой социальной группы и ход общественных событий. Каждое из этих условий или сил, определяющих собой поведение и жизнь людей, будем называть "раздражителем" человеческого поведение или "фактором" общественных событий. Термины: "сила", "фактор" и "раздражитель" будут употребляться нами как равнозначные. Теперь перейдем к более подробному изучению влияния различных раздражителей космического, биологического и социальнопсихического порядка.

Литература: "Система Логики" Д.С. Милля, главы, посвященные учению о причинности; A.A. Чуправ. Очерки по теории статистики; Майр. Закономерность в общественной жизни; Его же: Статистика и обществоведение, т. I и II; Кетаэ. Социальная физика; Сорокин. Теория факторов в социологии М.М. Ковалевского (в сборн. памяти М. Ковалевского).
"Новые идеи в экономике". Сборн. № 5 (ст. Кондратьева, Туг.-Барановского, Ксенополя и др.); Пирсон. Грамматика науки.

Первую группу раздражителей, определяющих собой поведение и жизнь людей, составляют условия космического порядка. Под ними следует разуметь все силы и явления мертвой природы, изучаемые физико-химическими науками. Они могут быть простыми и сложными. Примером простых космических раздражителей поведения людей могут быть такие явления, как: свет, звук, теплота, цвет, влажность, электричество и т.п. физико-химические явления. Сложные космические раздражители составляются из простых путем различных соединений их. Таковы: климат данного места, гористость или долинность последнего, распределение воды и суши, изрезанность данного места реками или отсутствие последних, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи и др. космические условия.
Как отдельный человек, так и целая совокупность людей находятся и живут посреди множества космических условий, в своей совокупности составляющих космическую среду. Эти условия непрерывно воздействуют на нас, непрерывно нас "раздражают" и заставляют нас реагировать (отвечать) на эти раздражения. Холод вынуждает нас совершать поступки, направленные на то, чтобы согреться (напр., застегнуть пальто, истопить печку, зажечь костер, перейти из холодного помещения в теплое и т.п.). Свет и темнота, в свою очередь, вынуждают нас к ряду других поступков. То же, как увидим сейчас, приходится сказать и о других космических раздражителях. Все они служат "толчками", то и дело "дергают" нас и вызывают от нас ряд овтетных актов на свои толчки.
Остановимся, для примера, на более подробном рассмотрении двух-трех простых космических раздражителей. Возьмем такие явления, как свет, температура или звук.

Влияние света и темноты

Влияет ли свет и темнота на поведение людей и обусловливают ли они ряд явлений в общественной жизни? Собственное наблюдение каждого дает положительный ответ на этот вопрос. При свете мы

ведем себя иначе, чем в темноте. Свет является необходимым условием для большинства наших действий. В темноте мы не можем ни писать, ни читать, ни делать всякое сколько-нибудь сложное дело. Наше настроение при свете иное, чем в темноте; в последней многие люди чувствуют себя жутко, испытывают страх, тревогу и т.д. Свет необходим для здоровья. Без него люди хиреют. А поведение здорового и хилого резко различны друг от друга.
Из этих обыденных фактов мы видим, что свет и темнота действительно влияют на наше поведение.
Так как естественная смена света (дня) темнотой (ночью) зависит не от нашей воли, так как она является условием космического порядка, то отсюда следует, что космические условия не безразличны для поведения людей.
Влияя на последние, они тем самым влияют и на общественную жизнь. Наблюдая последнюю, мы видим в ней смену периода бодрствования людей периодом отдыха. Бодрствование обычно совпадает с светлыми часами суток; покой и сон с часами ночными. Днем жизнь людей бурлит, кипит, пенится; ночью она затихает, замирает, засыпает.
Значит, дневно-ночной ритм общественной жизни в последней основе вызван космическим процессом смены света и темноты. Им же порожден и целый ряд других явлений общественной жизни. "Тяга людей к свету" проявляется и в экономической жизни: места, комнаты, квартиры и т.п. солнечные, световые, ценятся обычно дороже, чем места темные и мрачные. В странах ослепительно светлых и жарких - наоборот. Проявляется эта тяга к свету и в религии в виде обоготворения света и солнца; дана она и в поэзии, в виде поэтических гимнов свету; дает она знать себя и на всем теле общественной жизни. Если бы не было искусственного света, то деятельность людей целиком зависела бы от смены дня и ночи: с наступлением последней им волей-неволей приходилось бы прекращать свою работу; от этого производительность соц. группы пала бы, предметов необходимости было бы выработано меньше, значит, они были бы дороже; раз дороже, то многие не могли бы приобрести их; нужда увеличилась бы; общее здоровье населения понизилось, смертность возросла, словом, социальная жизнь группы была бы существенно иной, чем в том случае, когда недостатка в свете не было бы. Сейчас в России, особенно в ее городах, с истощением запасов керосина и др. искусственных источников света мы видим указанное различие и зависимость общественной жизни от естественного света.
Из сказанного влияние света, как фактора поведения и общественной жизни, становится ясным.
В этом отношении мы были бы в полной зависимости от естественной смены света и темноты, если бы не имели в своем распоряжении искусственных источников света (лучина, факел, керосин, электричество и т.д.). Они искусственны в том смысле, что "да будет свет" здесь зависит от человека, а не от природы. Им, а не от природы, изобретены лампа, свеча, фонарь и др. виды искусственного света, позволяющие человеку освещать темноту или обратно - гасить свет и устраивать темноту среди

естественного света. Такая возможность управлять светом и темнотой искусственно есть уже результат социально-психических условий, в частности знания. Знание позволило человеку создавать свет и темноту искусственно. Оно же, вместе с другими социально-психическими условиями или силами, делает человека менее зависимым от космического света и темноты; эти же силы позволяют ему и заставляют его день превращать в ночь, и обратно, бодроствовать ночью и спать днем и т.д.; словом, они освобождают нас от подчинения этим космическим силам.

Основные теоремы

Итог всего сказанного можно сформулировать в виде следующих двух теорем или теорем или законов социальной механики: 1) космическое условие света и темноты влияет на поведение людей и вызывает целый ряд явлений в ряде областей общественной жизни: и в экономической, и в религиозной, и в поэтической, и в правовой и в других.
2) Но степень зависимости поведения человека и общественной жизни от этих космических условий тем меньше, чем больше сумма социальнопсихических сил, находящихся в распоряжении данного человека или, данной группы людей, сил, дающих возможность создавать искусственный свет и темноту.
3) Отсюда в качестве вывода следует третье положение, когда человек или социальная группа в своей деятельности оказываются во все большей и большей зависимости от естественного света и темноты, это значит, что они все более и более беднеют социально-психическими силами, освобождающими человека от их влияния, это значит, что они разоряются и теряют эти социально-психические богатства; и обратно - уменьшение зависимости поведения и общественной жизни людей от космического света и темноты означает постепенный рост соответствующих соц.-психических сил у данной группы людей.
Так наз. культурные группы, имеющие в своем распоряжении различные источники искусственного света (газ, керосин, электричество и т.д.), гораздо богаче соответствущими соц.-психическими силами, чем первобытный человек, почти целиком зависящий от естественного света и темноты. Население России за последние годы беднеет в этом отношении, ибо оно становится все более и более зависимым от этих космических условий; источников искусственного света в его распоряжении делается меньше и меньше. Из властелинов света и темноты мы становимся постепенно рабами этих космических условий.
Влияние температуры Все сказанное о свете с надлежащими изменениями применимо и к такому космическому раздражителю, как температура или естественная теплота и холод. Эти космические условия также являются "раздражителями" поведения людей. Ими вызваны и вызываются к жизни целый ряд явлений общественной жизни.
В силу свойств человека, он может жить не во всякой температуре. Как сильный холод, так и жар одинаково неблагоприятны для жизни.

Крайние температуры делают последнюю невозможной. Места, неблагоприятные по температуре, заставляют человека удаляться от них в места с подходящей температурой. Отсюда следствие - наиболее населенными частями земли оказываются области, благоприятные в температурном отношении. Значит, естественная температура влияет прежде всего на место оседлости человека. Это отчетливо подтверждается следующей таблицей плотности населения территории Сев. Амер. Штатов.
Градусы температуры Плотность населения (по Фаренгейту) на 1 кв. милю (1890 г.)
Ниже 40 4,69 40-45 12,51 45-50 28,61 50-55 31,02 55-60 22,78 60-65 - 17,89 65-70 - 14,16 70-75 7,49 Выше 75 3,59
Из этой таблицы видно, что области Америки с крайними температурами населены слабо или совсем не заселены. Места с благоприятной температурой заселены плотно. То же наблюдается и всюду.
Влияние космической температуры, однако, этим не исчерпывается. Оно сказывается на всем поведении человека и во всех областях общественной жизни. Холод и жар заставляют нас совершать тысячи разнообразных поступков. Холод вынуждает нас надевать теплую одежду и ее застегивать, жар - одеваться в легкий костюм, холод заставляет нас топить печи, разводить костер, покупать дрова, устраивать теплые помещения, приобретать теплую одежду, укрываться теплыми одеялами, стремиться от мороза в теплынь и т.п.; жар побуждает к обратным действиям: к купанью, к стремлению в тень, в прохладные места, к приобретению легкой одежды, к прекращению топки, к усиленному утолению жажды и т.д. Далеко не одинакова и наша деятельность в разных температурных условиях: при большом морозе или чрезмерной жаре мы не можем выполнять ряда работ; они же влияют и на продуктивность работы. Они влияют и на наше здоровье; а через него - на все наше поведение и на величину смертности в населении.
Не будь этих космических раздражителей, мы не выполняли бы бесчисленное множество подобных актов, наша жизнь была бы иной; иным был бы и весь ход общественной жизни.
Влияя на поведение членов группы, космическая температура влияет и на всю общественную жизнь. Это влияние сказывается во всех областях последней. В хозяйственно-экономической области космическая температура дает себя знать и в смене хозяйственной деятельности населения: в зимние месяцы не пашут и не обрабатывают землю, а делают это в течение весны, лета и осени, т.е. в течение теплых времен года; температура влияет на урожай, тем самым - на цену хлеба и др. продуктов, а через это на все благосостояние населения; температуре же обязаны мы целым рядом экономических явлений; дровяным и топливным

вопросам, обширной дровяной, торфяной, нефтяной и угольной промышленностью; через топливо она влияет на все производство, ибо фабричные и заводские двигатели, как и большинство других машин и двигателей, могут работать только при определенной температуре; вода превращается в пар только при 100° Цельсия; а пар - двигает станки и машины. Словом, это космическое условие вызывает сотни и тысячи явлений в экономической деятельности людей. Проявляется оно и в других областях общественной жизни, например в правовой. В правовой области оно вызывает многочисленный ряд законов; напр., недавний декрет о дровяной повинности населения, декрет о десятиградусной температуре, выше которой населению Петрограда запрещается отапливать свои квартиры; декрет о реквизиции дров, теплой одежды и т.д. Сказывается влияние температурных колебаний, вместе с другими космическими условиями, и в таких явлениях, как количество преступлений в разные времена года, увеличение и уменьшение самоубийств в разные месяцы, количество зачатий и рождений и т.п. Так, статистика говорит нам, что преступления против личности (изнасилования, убийства, телесные повреждения) совершаются всего меньше в декабре, январе; в феврале и в марте, начиная с марта, они начинают расти и достигают наивысшей цифры в июне и июле, с августа они начинают падать. И это повторяется из года в год. Преступления имущественные (кражи) идут иначе: их всего меньше совершается в сентябре, с октября число их растет и достигает наибольшей величины в декабре и январе, далее они начинают падать, достигая низшего предела в августе и сентябре. Это колебание кривой краж также повторяется из года в год. Самоубийств всего больше бывает в мае. Зачатий всего больше совершается в течение летних месяцев: в мае, июне, июле и августе. И это явление также повторяется из года в год.
Если не прямо, то косвенно такое чередование явлений вызывается чередованием времен года и соответствующей природной температуры.
Не будь этого космического условия - все эти явления не имели бы места; поведение и общественная жизнь людей в этом случае имели бы совершенно иной характер. Мы не будем подробно следить за всеми явлениями, которые вызывает космическая температура. Из сказанного ясна несомненность этого влияния.
Если бы раздражители человеческого поведения исчерпывались космическими условиями, то мы находились бы в полной зависимости от естественной температуры. Но так как рядом с ними наше поведение определяется раздражителями иного порядка, в частности социальнопсихическими раздражителями, то эта зависимость относительная. Социально-психические силы, в частности знание, дают человеку возможность создавать искусственным путем нужную ему температуру. Мы можем создавать тепло там, где царит естественный холод, и обратно. Используя огонь, дрова, уголь, нефть, торф, создавая теплые помещения, одеваясь в теплые одежды, мы по своему желанию создаем ту температуру, которая нам нужна. Это уменьшает нашу зависимость от естественного холода или тепла. И эта зависимость тем меньше, чем больше в нашем распоряжении тех социально-психических сил, которые

дают нам возможность создавать искусственную температуру. Этих сил в распоряжении культурных людей имеется в несравненно большем количестве, чем в распоряжении диких людей. Последние не умеют и не могут ни строить теплых помещений, ни устраивать печи, ни использовать силы электричества, нефти, торфа, ни создавать машины, передающие тепло на далекое расстояние, не производят теплой одежды и т.д. Все их средства борьбы с космической температурой ограничиваются простым костром, звериной шкурой да простой землянкой. Этих средств в цивилизованном обществе гораздо больше, поэтому оно менее зависит от космической температуры. Поэтому и здесь применимы те же теоремы, которые мы формулировали в применении к космическому свету:
1) Влияние космической температуры несомненно.
2) Степень зависимости человеческого поведения и общественной жизни людей от нее обратно пропорциональна количеству социальнопсихических сил, дающих возможность человеку создавать искусственную температуру.
3) Увеличение зависимости от космической температуры означает уменьшение этих сил, и обратно.

Влияние других простых космических условий

Таким же путем мы могли бы, далее, проследить и убедиться в влиянии других простых
космических условий, в влиянии звука, цвета, космического электричества, инерции, тяготения, жидкого, твердого и газообразного состояния тел и т.д. Каждое из этих космических условий является раздражителем нашего поведения и фактором общественной жизни. Каждое из них похоже на веревку, которая постоянно "дергает" нас, заставляет совершать одни поступки и воздерживаться от других. Каждое из них вызывает в общественной жизни ряд институтов, явлений, процессов, которые без них не могли бы иметь места. Но, в виду краткости учебника, мы не будем очерчивать влияние каждого из этих факторов. Сказанное о свете и температуре с соответствующими изменениями применимо и к ним.
Влияние сложных косми- Перейдем прямо к характеристике влияния ческих условий и косми- сложных космических условий, представляюческой среды вообще щих соединение всех простых космических раздражителей: космической температуры, света, звука, влажности и т.п. Совокупность всех таких космических условий образует космическую среду, которая окружает как отдельного человека, так и любое население со всех сторон. Люди погружены в такую среду. Она постоянно воздействует на нас, постоянно "раздражает" нас и заставляет нас непрерывно реагировать на эти раздражения. Иными словами, мы должны постоянно приспособляться к этой космической среде и приспособлять ее к своим потребностям.
Любой человек и любое население живет в такой космической среде. Она дана, в виду климата данного места, в виде определенного характера обитаемой местности: ее гористости или долинности, изрезанности или неизрезанности ее реками, состава и характера почвы, богатства или

Данная статья посвящена анализу психологических механизмов целенаправленного или целеустремленного поведения.

Вы никогда не задумывались о том, почему мы принимаем то или иное решение? Чем обусловлено такое наше поведение? Ведь иногда мы и сами не можем объяснить себе: «почему я поступил именно так». Психологи утверждают, что смогли выделить определенные критерии целеустремленного поведения, которые касаются наших действий и решений направленных на достижение той или иной цели.

Исследователи А. Ньюэлл (учёный в области когнитивной психологии) и Г. Саймон (учёный в области социальных, политических и экономических наук) выделили следующие критерии целеустремленного поведения:

  1. Определение подцели .

Если, например, ваша цель закончить ВУЗ, то подцелями будут являться: выбор специальности; поступление в ВУЗ; далее – посещение пар, написание курсовых и т.п.

  1. Выбор средств достижения целей и подцелей.

На основе предыдущего примера, этот пункт будет включать в себя, например, выбор ВУЗа; темы для курсовой; выбор вариантов подготовки к парам – устные доклады, написание эссе, тезисов и пр.

  1. Избегание повторений .

За счет запоминания и удержания в памяти прошлых событий, мы способны достигать цели и подцели. Для этого нам необходимо избегать повторений, одинаковых действий.

  1. Насыщение.

Если мы достигаем состояния, сходного с желаемым, то завершаем действие на том основании, что цель достигнута.

Исходя из вышеописанных критериев, становиться понятно, что существует определенная «система целеустремленного поведения» , благодаря которой мы подсознательно достигаем тех или иных целей. Это своеобразный алгоритм, по которому эта система работает. Но почему мы подчиняемся этой системе?

Существует множество теорий о том, от чего зависит скорость достижения целей, в каких психологических состояниях мы находимся в те или иные периоды, что нас мотивирует, от чего зависит интенсивность нашего поведения и масса других. Объединяет их то, что все они рассматривают поведение человека как своеобразную хронологию – когда заканчивается предыдущее действие, начинается следующее. Так же важным моментом в данной ситуации являются параметры цели. Они оказывают существенное влияние на результаты действия. Эти параметры могут включать в себя, например, трудность цели или ее специфичность. Одним из параметров, на который хотелось бы обратить внимание, является внешние и внутренние цели . Внешние цели мы выполняем для кого-то, а иногда даже посредством кого-то, а вот внутренние цели – это наши желания, мы исполняем их сами перед собой, для себя.

Иногда внешние цели могут трансформироваться во внутренние и наоборот. Подобный вопрос изучал американский психолог Эдвин Лок. В своих экспериментах он просил испытуемых придумать новые способы применения разнообразных предметов. Например, как можно, кроме как по назначению, использовать ручку (орудие защиты, зубочистка, дырокол, палочка для игры на барабане, инструмент для поедания суши и т.п.). Это обычный тест на творческое мышление, но экспериментаторы ставили перед собой иные цели – по мере повышения сложности задания, они фиксировали результаты реакций испытуемых на сложность задачи. Результаты исследования показали, что после того, как цели становятся чрезмерно трудными, улучшение исполнения не происходит. Иначе говоря, участники эксперимента проявили некоторую умеренность, тяготение к «золотой середине»: если задание было слишком легким, то они намеревались сделать больше, чем требовалось, а если было слишком трудным - меньше, чем требовалось.

Объяснить этот факт можно с помощью так называемого «якорного эффекта» (эффекта привязки). Испытуемые сохраняли некоторую приверженность первоначальной, собственной цели.

Мы можем сделать вывод о том, что иногда наши поступки и действия на пути к целям зависят от неких внутренних «якорей», сформированных в процессе нашего развития, а возможно и навязанных кем-то другим (родителями, друзьями, СМИ, рекламой). Мы своими действиями как бы стараемся держаться на уровне. На том уровне, на котором видим себя, которому, якобы, соответствуем. Мы неосознанно выбираем то, как нам действовать, поступать, исходя из своеобразной внутренней картины мира . И не важно, есть ли у нас силы и способности справиться с более сложными задачами – мы будем «подгонять» свои действия под образец.

Поведение человека относится к совокупности физических действий и наблюдаемых эмоций, связанных с отдельными лицами, а также человеческой расы в целом. Некоторые виды поведения изменяются с возрастом. Хотя конкретные черты своей личности и темперамента могут быть неизменными, другие виды поведения будут меняться по мере взросления от рождения до совершеннолетия. На человеческое поведение сильно оказывают влияние социальное взаимодействие и культура, этика, власть, отношения, гипноз, убеждение и принуждение.

В социологии, поведение в целом включает в себя мероприятия, направленные на себя и других людей, и, таким образом, все основные человеческие действия. Поведение в этом общем смысле не следует путать с социальным поведением, которое являет собой более специализированные социальные действия, специально направленные на других людей. Приемлемость поведения в значительной степени зависит от социальных норм и регулируется с помощью различных средств социального контроля. Поведение человека изучается специализированными академическими дисциплинами: психиатрией, психологией, социологией, экономикой и антропологией.

Поведение человека включает в себя способы действий на основе различных факторов, таких, как генетика, социальные нормы, религия и отношение. Социальные нормы также влияют на поведение. В связи с конформистской природой человеческого общества в целом, люди испытывают давление определенных общественных правил. Различные типы поведения считаются либо приемлемыми, либо неприемлемыми в разных обществах и культурах. Мировоззрение человека может быть воспринято через религию и философию этого человека. Оно формирует то, как человек думает, и это, в свою очередь, приводит к различным способам поведения. Отношение может быть определено как степень, в которой человек имеет благоприятную или неблагоприятную оценку своего поведения.

Отношение является по существу отражением поведения в конкретных ситуациях. Таким образом, поведение человека в значительной степени находится под влиянием разнообразных факторов:

  1. Генетика.
  2. Социальные нормы.
  3. Творчество.
  4. Вера и культура.
  5. Отношения.

Отношение выражает благосклонность или немилость к человеку, месту, предмету или событию. Каждый человек имеет различное отношение к различным вещам. Отношение имеет много общего с сознанием, которое тоже очень влияет на поведение человека. Способ поведения человека во многом зависит от того, как он смотрит на ситуацию и чего ожидает от нее. Положительное отношение лучше, чем отрицательное, так как может принести отрицательные эмоции вызвать недовольство собой или болезни.

«Ну что делать – такой вот он у меня уродился!» – с милой улыбкой разводит руками вызванная к директору школы мамаша, чей отпрыск ежедневно избивает хотя бы одного одноклассника – а то и двух-трех… Выражаясь научным языком, здесь мы имеем дело с бытовым преломлением биологизаторского подхода – проще говоря, с убеждением, что поведение человека целиком и полностью зависит от врожденных факторов… Именно в быту о ней чаще всего вспоминают те, кто не может справиться со своими детьми или учениками – очень уж объяснение удобное: против генов ничего не сделаешь! Чаще же эту теорию отвергают с порога: нечего на гены пенять – воспитывать надо лучше, да и самому за собой следить – тогда и с поведением все будет в порядке! А что же говорят ученые?

Скажем прямо: тот, кто ожидает от науки однозначного подхода, будет разочарован. Конечно, есть в нашем поведении вещи, которые в генах закодировать уж никак нельзя, ведь ген отвечает за синтез того или иного белка – никакой белок не определит непосредственно, надеваете ли вы рваные джинсы или строгий костюм, выражаетесь ли в стиле И. Тургенева или пересыпаете речь сленгом… но сам по себе ваш выбор и одежды, и манеры речи зависит от вашей склонности следовать моде и другим проявлениям группового давления, а шире – от склада характера… А склад характера может определяться синтезом белков?

А чем вообще определяется поведение? Если оставить за скобками бессмертную душу (которую по понятным причинам ученые исследовать не могут), то ответ будет однозначным: от построения нейронных контуров в нервной системе. И вот тут гены могут сыграть весьма весомую роль. Скажем, у насекомых существует ген, получивший название for – он имеет два варианта: мухи-дрозофилы с одним из них ищут пропитание активнее, чем с другим. Но он есть и у пчел: у одних он работает активнее – они собирают нектар, у других менее активно – они в ульях заботятся о молоди… Каким образом один ген так по-разному действует у разных насекомых – пока неизвестно, но влияние гена на поведение очевидно…

Иногда удается проследить влияние на поведение конкретных веществ, синтез которых, конечно, обусловлен генетически – но искусственно вводя их в организм даже высших животных, можно менять их поведение. Например, существует такое вещество – окситоцин. Когда в экспериментах подавляли его синтез у крыс, они переставали заботиться о детенышах, когда же его вводили крысам, у которых ни детенышей, ни «судьбоносных встреч» с самцами еще не было, те начинали заботиться о чужих детенышах, которые им обычно безразличны…

Но нас с вами, конечно же, в первую очередь интересует не поведение пчел, или мух или даже крыс, а поведение людей. Но наша физиология не так уж сильно отличается от физиологии других млекопитающих, а у того же окситоцина есть немало других аспектов влияния на поведение – скажем, опыты показали, что его введение в виде капель в нос делает человека более доверчивым, помогает ему лучше распознавать настроение других людей по выражению лиц – и это еще не полный список… представляете, как обрадуются предприниматели: распылите окситоцин в воздухе в банке – и любой, даже самый скептически настроенный посетитель с легкостью согласится, что кредит ему здесь предоставляют на самых выгодных условиях… С другой стороны, прописываем окситоциновые капли в нос «матерям-кукушкам» – и никаких брошенных детей… Разумеется, до такой практики пока далеко… пока!

Все это, конечно, замечательно – но до какой степени может простираться влияние физиологии, нейрохимии на поведение? Ведь у человека над «базисом» нейрохимии «надстроено» много социального… правда, оно, как выяснилось, тоже опирается на фундамент генетически обусловленной нейрохимии. Например, генетически обусловлено такое поведенческое качество, как брезгливость – но, как выяснилось, оно замечательно коррелирует с таким качеством – уже чисто социальным – как степень консерватизма… проще говоря, если человека тошнит при виде неспущенной воды в унитазе – лучше не заводите с ним разговор об однополых браках (рискуете много интересного о себе узнать)…

И все же вывести здесь какие-то однозначные зависимости нельзя. Например, было выявлено сочетание генов, влияющее на склонность искать моральной поддержки у окружающих (то, что в народе называют «плакаться в жилетку»): люди с одним вариантом такого гена делают это чаще, с другим – реже… казалось бы, все ясно – но только до тех пор, пока дело касалось американцев. А вот у корейцев таких психологических различий не выявили – хоть один ген, хоть другой – «в жилетку» плачутся одинаково редко… Может, у корейцев есть какие-то другие гены, которые в любом случае «гасят» действие этого? Нет, все объяснилось гораздо проще: в корейской национальной традиции склонность «плакаться в жилетку» считается дурной чертой характера – в то время как в американском обществе это не осуждается. Есть генетическая предрасположенность к такому поведению – оно развивается, потому что ему не мешают. Там же, где такое поведение не встречает социального одобрения – оно не развивается даже при наличии генетической предрасположенности…

Вот почему то или иное генетически обусловленное качество нервной системы – не есть оправдание неблаговидных поступков и тем более – преступлений. Скажем, ученым давно известен один участок генома человека, носители которого более склонны к агрессии, чем те люди, у которых его нет. Что сделать с этими людьми – с рождения сажать в клетки или даже уничтожать? Или наоборот – прощать им любые поступки, раз уж у них «гены такие»? В действительности никто не делает ни того, ни другого – поскольку этот участок генома называется… внимание… Y-хромосома!