Консультация на тему: Отношения между родителями и детьми. Конфликты между родителями и взрослыми детьми, проблемы взаимоотношений

Извечная проблема взаимоотношений родителей и детей является темой многочисленных научных исследований, диссертаций, книг, тренингов и так далее. Но родители продолжают сталкиваться с трудностями воспитания.

В данной статье вы найдете ответы на такие вопросы:

  • В чем заключаются основные разногласия?
  • Чем они вызваны?
  • Как решить задачу?

Важность правильного взаимодействия в семье

Роль семьи в жизни человека невозможно переоценить, так как на примере действующей модели родительско-детских отношений ребенок учится взаимодействию с окружающим миром. А принципы воспитания, заложенные в детстве, оказывают влияние на последующую жизнь человека.

Основная проблема взаимоотношений родителей и детей заключается в том, что мама с папой считают только что родившегося малыша своей собственностью. На самом деле это человек c внушительным багажом врожденных способностей и уникальных индивидуальных качеств. Основная задача родителей - помочь ребенку раскрыть и правильно использовать свой потенциал.

Причины конфликтов в семье

Выделим только три причины, с которыми психологи работают чаще всего:

  • Дисгармония в семье. Ребенок - не повод жить с человеком, к которому испытываешь отрицательные чувства. Негативное отношение мамы и папы друг к другу вызывает рост психологического напряжения в семье, из-за чего у малыша развивается беспокойство, тревога, депрессия.
  • Деструктивное воспитание. Выражается в сильных разногласиях отца и матери в вопросе воспитания чада, которое не понимает, что такое хорошо, что такое плохо. Важно действовать адекватно, последовательно, согласовано.
  • Возрастные кризисы. Детские возрастные кризисы начинаются рано, в первый год жизни. Далее следует кризис трех лет, затем школьного возраста (7 лет), половое созревание (12-14 лет) и подростковый период (15-17 лет). Во время перехода между этапами развития у родителей и детей возникает немало предметов для разногласий.

Пути решения

Решение проблемы взаимоотношений в семье начинается со следующих шагов:

  • Роль миротворца. Как правило, ее исполняет мама, прикладывающая максимум усилий для прекращения конфликтов и сглаживающая острые углы.
  • Роль авторитета. Данный член семьи отличается большей строгостью, но не является для ребенка источником страха.
  • Стратегия воспитания. Она должна быть логичной и последовательной: сами придерживайтесь установленных в доме правил, выполняйте обещания, объясняйте малышу, за что его наказываете и так далее. При выборе стратегии руководствуйтесь теми чертами характера, которые хотите развить в детях.

Также помните, что младшее поколение берет пример со старшего и это определяет его позицию в социуме.

  • Не ждите того, что дети будут такими, как хочется вам. Помогайте им стать собой.
  • Не занимайте позицию «Ребенок мне должен за то, что я для него сделал». Этот долг он вернет своим детям.
  • Не вымещайте на детях злость, обиду, неудовлетворенность собственной жизнью. Никогда не унижайте маленького человека, особенно, при посторонних. Вместо этого проявляйте к нему уважение, заботу, внимание, давайте понять, что вы всегда на его стороне и ваша любовь к нему бесзусловна.
  • Давайте ребенку право выбора, это развивает в нем самостоятельность и ответственность. Не навязывайте свою точку зрения, делитесь опытом.
  • Не относитесь с высока к детским проблемам. У маленького человека нет жизненного опыта, поэтому ему тяжелее, чем вы думаете.

Если выполнять рекомендации самостоятельно не получается или вы не знаете, с чего начать и как действовать, запишитесь на консультацию во французский психолого-педагогический центр «СОКРАТ». Профессиональные знания, владение современными методиками анализа и многолетняя практика гарантируют качество работы специалистов центра.

В результате работы с психологом вы получите профессиональный анализ ситуации, разбор выявленных проблем, план действий по решению поставленных задач.

Мы помогаем родителям жить в гармонии и любви со своими детьми!

Проблема взаимоотношения детей и родителей всегда была и остаётся одним из ключевых вопросов психологии. Несомненно, каждый родитель желает воспитать своего ребёнка умным, образованным, воспитанным, однако, на пути к этой цели многие матери и отцы допускают некоторые ошибки. Например, повышают голос, не в состоянии сдержать эмоции, лишают самостоятельности, навязывают ребёнку своё мнение или требуют слишком многого.

В результате, ребёнок перестаёт слушать родителей, делает всё по-своему, а может и вовсе замкнуться в себе и совсем перестать идти на контакт. Особенно ранимым является подростковый возраст: ведь именно в это время дети заводят новых друзей, у них появляются различные интересы, формируются привычки и отношение к жизни.

Поэтому очень важно для родителей не потерять эмоциональную связь со своим ребёнком и не допустить возникновения сложных психологических проблем. Родителям необходимо учитывать склонности и потребности ребёнка, его интересы, строить отношения на основе взаимоуважения и взаимопонимания, предоставлять ему право выбора. Конечно, это не всегда даётся просто, ведь и ребёнок в подростковом возрасте может вести себя не совсем адекватно и не соответствовать тому, что хотели бы видеть родители - например, связаться с плохой компанией или прийти домой к полуночи.

Основные проблемы во взаимоотношениях родителей и детей

Часто подростки жалуются на то, что им предоставляют мало свободы. Они хотели бы сами выбирать, с кем общаться, какую носить одежду, какую музыку слушать и т. д. Но многие родители контролируют все эти сферы жизни своего любимого чада, думая, что знают, что для него лучше.

Также конфликты могут возникать, если ребёнок не выполняет какие-либо свои обязательства - например, не выучил уроки или не прибрал в своей комнате. В этом случае родителям необходимо набраться терпения, и попытаться убедить ребёнка в том, что это необходимо для его же блага.

Причин для ссор и недомолвок среди родителей и детей очень много, тем более, если последние находятся в подростковом возрасте, когда происходит интенсивный духовный и физический рост. Однако в любой ситуации всегда можно отыскать компромисс - и, прежде всего, это зависит от взрослого, от его действий и поступков. Родителям следует предоставить подросткам необходимые условия для их развития, помогать им формировать правильную самооценку, при необходимости провести с ребёнком беседу на равных и помочь советом. Необходимо с пониманием относиться к переменам настроения подростка, его предпочтениям в музыке или одежде, или странным, на ваш взгляд, увлечениям. Возможно, стоит отказаться от некоторых запретов и ограничений, если то, что делает ваш ребёнок, не является аморальным или запрещённым. Помните о том, что ребёнок - это, прежде всего, личность, интересы которой нужно уважать, и они не всегда будут следовать вашим советам.

Будьте внимательны к тому, что происходит в жизни вашего ребёнка. Если он что-то рассказывает вам, внимательно выслушайте его, с пониманием отнеситесь к проблеме и, при необходимости, дайте дельный совет.

Не навязывайте ребёнку своё мнение, и, по возможности, предоставьте ему побольше свободы. Например, помните, что он вправе выбирать себе друзей, а также парня или девушку, ведь общаться с ними придётся ему, а не вам.

Если вы можете повысить голос или поднять на ребёнка руку, вам будет гораздо сложнее добиться взаимопонимания. Намного эффективнее будет спокойно поговорить с дочерью или сыном, выслушать их мнение и сказать, что вы думаете по тому, или иному вопросу.

Определите обязанности по дому, которые будет выполнять ребёнок. Старайтесь не заставать его врасплох, давая какое-нибудь поручение, ведь у него могут быть какие-то собственные важные дела. Не взваливайте на ребёнка слишком много работы, ведь у него должно оставаться время для развлечений и встреч с друзьями.

Если вы намеренно запрещаете что-либо делать ребёнку, объясните ему, по какой причине вы это делаете. И учтите, что требования обоих родителей - мамы и папы — должны совпадать.

Будьте искренними со своими детьми, и никогда не давайте каких-либо обещаний, если абсолютно вы не готовы к их выполнению.

1. Ведение.

2. Основная часть.

Воспитание. Роль семьи в обществе.

Детская любознательность.

Домашнее задание.

Внимательность ребенка.

Трудность в общении.

Любить детей – это так просто.

Эстетическое воспитание ребенка.

3. Заключение.

4. Список литературы.


ВВЕДЕНИЕ.

Проблема отцов и детей существовала извечно. По этому поводу очень много говорилось и писалось раньше, очень много пишется и говорится сегодня.

На мой взгляд, эта тема намного актуальнее сегодня, нежели ранее. Это связано с социальными, политическими, экономическими изменениями в обществе в котором мы живем.

Проблемы воспитания детей возникают не только в неблагополучных семьях, но и в вполне нормальных. Возникает много различных ситуаций, в результате которых появляются трудности в отношениях между родителями и детьми. Часто сами родители не могут справиться с этими трудностями. Очень хорошо, если в школе есть свой психолог. Он может помочь и найти вместе выход из создавшейся ситуации. Но если его нет, тогда именно учитель начальных классов приходит на помощь. Он должен быть готов к различного рода осложнениям, трудностям которые возникают между родителями и детьми.

Объектом моей работы является процесс семейного воспитания.

Предметом исследования является взаимоотношения между родителями и детьми младшего школьного возраста.

Цель работы: выявить ситуации, которые могут быть конфликтными при воспитании и способы реагирования в них.

Задачи исследования:

1. Обобщить информацию;

2. Описать опыт воспитания;

3. Исследовать особенности детско-родительских отношений;


Воспитание. Роль семьи в обществе.

«Воспитание – это прежде всего человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания.»

В.А. Сухомлинский

Те случаи, когда ребенок идет в школу не с радостью, а с опасением, как правило, следствие досадных ошибок взрослых. Неоправданно представлять малышу школьную жизнь как источник развлечений и радостей; но еще хуже заранее подчеркивать и предсказывать те трудности и беды, которые его там ждут.

Недопустимо поступают те родители, которые – пусть ненамеренно – воспитывают у ребенка негативное отношение к школе. «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся!», «Попробуешь ты там не послушаться!» - говорит мать, раздосадованная капризами сына. «Ну и что из того, что он не пришел вовремя - защищает бабушка внука в разговоре с отцом, - пусть поиграет, побегает вволю. С осени в школу, там его никто не пожалеет». А внук слушает это …

Запугивание суровостью школьной дисциплины, трудностями учения, неуместная жалость по поводу предлагаемых строгостей – все это может сделать ребенка беспомощным при столкновении с первыми же трудностями в учении. Позиция взрослых должна быть спокойной, деловитой и ободряющей. Пусть ребенок заранее почувствует: дома понимают важность его новых обязанностей, ждут от него старания и ответственности, верят в его силы и готовы прийти на помощь.

К сожалению, встречаются такие родители, которые вообще оберегают своих детей от выполнения каких-либо обязанностей. Порой это связано с тем, что у родителей практические соображения берут верх над воспитательными. («велела я вчера своей Танюше вытереть посуду. Знаете сколько времени у нее на одну тарелку уходит? У меня давно вся посуда в шкафу стояла бы. Быстрее самой сделать, чем ее ждать.»)

Действительно пока ребенок не овладел как следует порученным ему делом, старшим не редко кажется, что проще это выполнить самим. Но так ведь ребенок никогда не приучится в выполнению своих обязанностей. Конечно, они должны быть посильными для ребенка и не отнимать у него слишком много времени, но исполнение должно быть обязательным.

Взрослые должны учитывать особенности этой ситуации. Слова «опять не стараешься», с которыми мы порой так легко обращаемся к ребенку, обидны для него, потому что чаще всего они не справедливы; старание непременно должно быть замечено! Но нам следует явственно показать ему другое; оценивается прежде всего то, что получилось, результат работы. Школьника надо научить сопоставлять выполненную работу с теми или иными образцами (скажем, написанные им буквы – с прописями и т.д.). Из такого сопоставления определится и ближайшая цель: не вообще «научится хорошо писать», а конкретно – не допускать тех или иных ошибок. Выделение последовательности таких целей помогает ребенку: они как бы направляют его работу и позволяют пережить столь важное чувство успеха, когда цель достигнута, когда умение освоено. Разумеется, этот успех следует заметить и взрослым: их одобрение является сильным «подкреплением» в первую пору учения. Здесь уместно сказать о том, как следует относиться ко всякого рода дополнительным занятиям с первоклассниками. В школе такие занятия обычно проводятся с отстающими учениками: да и дома, так или иначе, какую-то часть работы школьнику порою приходится не раз и не два переделывать, чтобы достичь требуемого результата. Существенно здесь вот что: чтобы такая работа не воспринималась детьми как наказание. Постарайтесь избежать даже отзвука наказания при контроле за дополнительной работой первоклассника! Не надо выговаривать ему: «Плохо написал, не стараешься! За это перепиши два раза». Полезнее спокойно сказать «Это буква у тебя еще плохо получается. Надо поучиться. Напиши еще три строчки и будь внимательнее».

Детская любознательность.

Вопросы детей справедливо рассматриваются как проявление любознательности, стремление понять окружающий мир. На вопросы малышей-почемучек, взрослые обычно любят отвечать, хотя эти вопросы порой ставят их в тупик. Но не следует думать, что с переходом ребенка в школу, родители могут позволить себе отдохнуть в этом отношении. Напротив, их отношение к вопросам ребенка, должно стать глубже и серьезнее – нужно стремиться на эти вопросы отвечать как можно полнее, интереснее и так, чтобы возникали новые вопросы и стремление к самостоятельному поиску ответов.

Домашнее задание.

Не секрет, что иногда приготовление домашнего задания занимает у младших школьников чрезмерно много времени, а это приводит к перегрузке детей и даже отражается на их здоровье, хотя время предусмотренное для ежедневной домашней работы Уставом средней общеобразовательной школы не должно превышать в первом классе одного часа, во втором – полутора часов, в третьем – двух часов.

Сейчас мы оставим в стороне то, что очень часто на выполнение домашнего задания идет слишком много времени потому, что выполнение домашних заданий просто плохо организованно (об этом мы будем говорить специально – здесь уже все зависит от родителей).

Дело еще в том, что если задание не подготовлено всей предшествующей работой к классе и ребенок не знает достаточно точно как его выполнит, то к приготовлению уроков в «пожарном порядке» привлекаются старшие, которые в данном случае также не имеют ориентиров верного выполнения задания и не могут даже спросить у ребенка: «А как вы это делали в классе?». Часто их требования и объяснения не совпадают с объяснениями и требованиями учителя, а это приводит к конфликтам между ребятами и «домашними учителями» - родителями. Создавшаяся атмосфера эмоциональной неудовлетворенности, отрицательное отношение к приготовлению домашнего задания, которое затем переносится и на школьные занятия вообще.

Из сказанного следует несколько выводов для родителей. Если в течение достаточно длительного времени они наблюдают, что их ребенку дома приходится как бы заново открывать учебный материал, то их должно насторожить: что-то явно не в порядке. Возможно ребенок пассивен в классе, просто «отсиживает» уроки. Своевременные сигналы родителей помогут педагогу вовремя перестроится, найти новый выход из положения…

Об успешности домашней работы родители как правило судят по отметкам с которыми дети возвращаются домой. И им естественно хочется чтобы эти отметки были хорошими.

Разобраться в заданном ребенок должен сам. Если родители, руководствуясь самыми благими намерениями, чересчур активно вмешиваются в подготовку домашних заданий, не дают ученику как следует подумать, подсказывают решение задачи, а иногда просто выполняют всю работу, то маленькому школьнику остается единственная «самостоятельная» обязанность – переписать сделанное родителями в тетрадь. Поэтому хочется порекомендовать родителям проявлять больше осторожности в руководстве в подготовке домашних заданий детей.

Внимательность ребенка.

«Детская книга – могучее орудие воспитания. Детский возраст – возраст, когда все впечатления воспринимаются особо остро и оставляют глубокий след на всю жизнь». Н.К. Крупская

Правильно поступают те родители, которые с самого начала дают ребенку понять что по всей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые.

1. Ребенок еще до школы должен быть приучен к тому, что когда родители заняты, им нельзя мешать. Нередко приходится видеть семьи, где ребенок не умеет себя занять, непрерывно требует внимания взрослых, чем бы они ни были заняты, не давая им ни минуты покоя.

2. Создайте в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому.

Очень важно выработать у ребенка быстро переключатся с одного дела на другое. Конечно ребенок есть ребенок, а родители не обращают на это внимание. Пришел с прогулки, начал снимать валенки – и пошел скакать на одной ноге по комнате: Ах как смешно болтается полунадетый валенок. Пошел мыть руки, и заигрался с бахромой полотенца.

Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен, иначе то же самое будет твориться и во время занятий; то захочется установить карандаш в вертикальном положении, то голубя из промокашки сделать. И конечно родители не могут ограничиваться только одними замечаниями, предоставляя в тоже время ребенку возможность вести себя как ему вдумается. Но вместе с тем не впадайте в крайности; не ставьте ребенка под град замечаний и указаний. Нужно добиться чтобы все необходимое он сделал с первого же напоминания.

Родители и дети испокон веков имели проблемы во взаимоотношениях. И все это время обе стороны пытаются налаживать отношения между собой. Почему же до сих пор не выработана какая-нибудь универсальная схема в методах воспитания, которая бы передавалась по наследству? Наверно, потому что изменяется мир, изменяются и родители и дети, изменяется психология у родителей и у детей. Дети и подростки со временем не помещаются в границы каких-либо правил и стандартов: все люди индивидуальны!

Очень часто взрослые не знают, как поступить в той или иной ситуации, и как только взрослые растерялись, дети мгновенно это чувствуют и настаивают на своем. Результат таких ситуаций один – нервозность и, как правило, помощь детского психолога.

Но проблемы взаимоотношений родителей и детей должны решаться в семьях. Именно в семье взрослые должны искать компромисс в отношениях с детьми, при этом сохранять терпение и благоразумие.


Отношения между родителями и детьми состоят из любви и доверия. Родители должны интересоваться жизнью своих детей, знать об их друзьях, желаниях, интересах. Вовремя реагировать на какие-либо отклонения от привычного поведения ребенка.

Психологи ответственно говорят о том, что существуют две основных причины, которые порождают проблемы во взаимоотношениях родителей и детей:

1. Борьба родителей между собой за лидерство/власть в семье. Ребенок видит соперничество родителей и ищет возможность для непослушания.
2. Выращивание семейного эгоиста. Это происходит тогда, когда вся семья живет только нуждами ребенка, забывая о себе. Таким образом, ребенок становится залюбленным, он привыкает к тому, что он самый лучший, что все подчиняются только ему. Но задумайтесь, как будет жить ваш ребенок, когда вырастет.

Какие можно дать советы взрослым, чтобы наладить взаимоотношения родителей и детей?

Первое с чего нужно начать – посмотрите на собственное поведение со стороны. Помните, что дети всегда копируют поведение родителей. Никогда не позволяйте при ребенке критиковать работу вашего начальника, потому что вы зарождаете отрицание авторитета в вашем ребенке. Сначала он будет плохо относиться к учителям, а после – и вы потеряете и ваш авторитет в глазах вашего ребенка.

Помните, вы должны оберегать своего ребенка от всего негативного, учите его доброте и справедливости.

Всегда выполняйте свои обещания. Если вы пообещали отвести ребенка в зоопарк, конкретизируйте дату и время похода и помните о том, что ничего вам не должно помешать выполнить ваше обещание. Но и когда вы что-то запрещаете, то идите до конца. Ваше «нельзя» или «нет» должно быть непоколебимо.

Никогда ваше общение не должно зависеть от настроения , не срывайтесь на детях.

При детях не допускайте выяснения отношений между родителями, не допускайте разногласий в воспитании и разрешающих или запрещающих моментах.

Психология настаивает на том, что отношения между родителями и детьми должны быть дружескими. Взрослеющему ребенку нужна постоянная поддержка и твердая родительская рука, способная помочь в трудные минуты. Выбранная правильно психология взаимоотношений родителей и детей на всю жизнь позволит сохранить теплые отношения двух поколений.

Наверное каждая семья мечтает о хороших и гармоничных отношениях со своим ребенком. В нашей статье мы разберемся как развиваются взаимоотношения между детьми и родителями и какие могут возникнуть проблемы.

Взаимоотношения между родителями и детьми

Развитие взаимоотношений между родителями и детьми начинается прямиком с момента появления их на свет. С маленькими детьми обычно отношения складываются легко. Малыш очень сильно зависит от мамы, она в свою очередь всегда заботиться о нем. Между ними теплая и прочная связь. Очень редко возникает чувство отдаленности. Пока ваш ребенок ходит в садик, обычно все тоже хорошо складывается в отношениях мамы и папы. Чтобы никогда не терять доверительных и теплых чувств друг к другу, родители должны постараться поддерживать малыша во всех возникающих у него сложностях и трудностях. Делитесь своим жизненным опытом и накопленными знаниями, чтобы ребенку было легче справляться с проблемами.

Не следует указывать ребенку как именно нужно поступать в различных ситуациях, достаточно просто интересоваться и принимать участие в жизни ребенка, чтобы он учился самостоятельно преодолевать трудности и получал собственный жизненный опыт.

Хорошие отношения между родителями и детьми зависят от нормального воспитания и правильного отношения родителей. Воспитание малыша начинается с момента появления его на свет и продолжается до достижения им 18 летнего возраста, другими словами до его совершеннолетия. До 3 лет у ребенка формируется основа личности, появляются задатки характера. В возрасте от 3 до 7 лет важно правильно и аккуратно корректировать формирование его личности.

У большинства здоровых семей родители и дети связаны ежедневным и частым общением друг с другом. Такие тесные контакты способствуют развитию доверия, душевного единения, согласованности действий и стремлений в жизни. В основе таких отношений лежат чувства родительской любви и заботы, чувства материнства и отцовства и привязанности детей к родителям.

Проблема взаимоотношения родителей и детей

Давайте разберемся из-за чего могут возникнуть проблема взаимоотношения родителей и детей и какое воспитание считается неправильным.

Многие родители по своей необразованности часто совершают ошибки в воспитании своего ребенка. Одни занимаются гиперопекой и слишком тревожатся о своем ребенке, донимая его чрезмерным вниманием. Пытаются оградить от сложностей, тем самым лишая его возможности получиться свой собственный опыт. Другие наоборот не хотят принимать участие в жизни малыша и пускают все на самотек. Третьи слишком сильно наседают на ребенка своими советами и учат как надо жить.

Вам следует понимать, что ваш ребенок - это в первую очередь личность и не следует навязывать ему свое мнение и пытаться воплотить в его жизни свои несбывшиеся мечты и желания.

Часто родители отдают своего ребенка именно в те кружки и секции, которые сами посещали будучи детьми. В свою очередь у ребенка могут быть другие интересы и предпочтения и такое навязанное мнение вызовет конфликт. Больше давайте свободы выбора ребенку, не нужно постоянно за него решать, пусть он учиться сам справляться с проблемами, а вы должны просто помогать.

Рассмотрим основные причины возникновения конфликтов:

  • Дисгармония семейных отношений. Появляется из-за негативного характера отношений между родителями, растет психологическое давление и возникает постоянное беспокойство у ребенка.
  • Диструктивность в воспитании. Выражается в сильных разногласиях мамы и папы по вопросом воспитания ребенка. Важно, чтобы действия родителей были последовательны и адекватны, а также были обоюдно согласованы.
  • Возрастные детские кризисы. Как правило они случаются в год, три года, семь лет, при половом созревании в 12-14 лет, и в подростковом возрасте 15-17 лет. В этот период у ребенка идет переход от одного этапа развития к другому.

Давайте поговорим о путях решения проблемы взаимоотношений. Вам нужно обязательно определиться со стратегией воспитания, а именно определить, кто в вашей семье будет миротворцем, который всегда должен стараться прекращать все конфликты и “сглаживать углы”. Чаще всего в семьях в этой роли выступают мамы. Также определить, кто в семье должен быть более строгим и обладать чуть большим авторитетом для ребенка. Но это не говорит о том, что ребенок должен постоянно бояться этого человека. Если вы будете гармонично совмещать методы воспитания, то станете главным источником получения знаний и выбора правильной жизненной позиции для ребенка.