Конструкторское бюро студентов учебное пособие. Студенческое конструкторское бюро

В 1961-64 гг . во время работы над лёгким самолётом РИИГА-1 , в институте сформировалась инициативная группа студентов Ф. Мухамедов , Г. Иванов , С. Иванов , А. Лесиков , В. Пришлюк и др ., поддержанная профессорско-преподавательским составом . В 1964 г. на её основе было организовано студенческое конструкторское бюро РИИГА . С 1961 по 1988 гг . студентами института спроектированы и построенысамолёты , вертолёты , автожиры и аппараты на воздушной подушке .

Летательные аппараты , построенные в СКБ РКИИГА

  • Первые самолеты студентов
  • Исследование и создание летательных аппаратов с машущим крылом
  • Автожиры
  • Летающая лодка РКИИГА-74
  • Экспериментальный летательный аппарат ЭЛА-01
  • Полноразмерный макет самолета «Илья Муромец »
  • Самолет Р-5
  • Работы по созданию аппаратов на воздушной подушке и динамического поддержания
  • Создание дельтапланов


Фотогалерея "Автожиры РКИИГА 1967-1971 гг "

Радиоотдел СКБ РКИИГА

Разработки как СКБ в целом , так и его радиоотдела регулярно демонстрировались на республиканских , всесоюзных и всемирных выставках . Многие технические решения были защищены авторскими свидетельствами и практически все были внедрены .

На Памир – за самолетом

В июле 1985 года на Памир отправилась экспедиция, целью которой было снятие со склонов пика Ленина самолета Р-5, потерпевшего там аварию 48 лет назад. В состав экспедиции входили сотрудники и студенты РКИИ ГА, а также сотрудники ЦНИИ АСУ ГА и авиазавода ГА № 85. Руководил экспедицией начальник СКБ РКИИ ГА В.Г.Ягнюк, а его заместителем по альпинистской части был доцент, мастер спорта по альпинизму А.В.Романов.

«Поэма о крыльях ». Рижский вариант


«Группа энтузиастов из Риги за полгода и 300 тысяч рублей сделала то , на что моей фирмепотребовалось бы два года и полтора миллиона », -- примерно так передают слова Главного конструктора Андрея Туполева после того , как он увидел на Тушинском аэродроме в Москве «ИльюМуромца ». Точная копия легендарного самолета , выполненная для съемок фильма «Поэма о крыльях », как встарь , из дерева , действительно была изготовлена в Риге . И у этой истории не былопрецедентов в истории кино – ни по затратам , ни по технической части . Ведь этот самолет не толькоиграл роль своего героя в статичных съемках , но и бегал по Ходынскому полю , почти отрываясь отземли . Пожалуй , он даже полетел бы , если бы не бдительность КГБ.

В музее ВВС в Монино

«Аэроджип »: от проекта до машины


С каждым годом все новые и новые месторождения полезных ископаемых открывают в северных районах нашей страны . Однако на пути освоения этих богатств лежит множество преград , и одна из самых сложных - бездорожье.Наиболее перспективными для таких условий можно считать АВП - аппараты на воздушной подушке .

РКИИГА-74 - «Лодка-самолётка »

Одной из интереснейших любительских конструкций можно считать двухместную летающую лодку , созданную в СКБ РКИИГА (Рижском Краснознамённом институте инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола ) в 1973 – 1974 гг . Разработчиками самолёта были Ф. Мухамедов . Р. Щавинский , В. Цейтлин , В. Ягнюк , А. Швейгерт , Ю. Прибыльский .


Во времена В. Ягнюка это бюро стало высшей формой организации научно-исследовательской работы студентов . При разработке конкретных летательных аппаратов и реализации их в металле сотни студентов выполняли реальные дипломные и курсовые проекты , курсовые и расчетные работы .. (из книги "Хроника катастрофы Рижского авиационного университета ") времена В. Ягнюка это бюро стало высшей формой организации научно-исследовательской работы студентов . При разработке конкретных летательных аппаратов и реализации их в металле сотни студентов выполняли реальные дипломные и курсовые проекты , курсовые и расчетные работы .

Из книги В. Шестакова, Н. Кулешова. Самолёты, сконструированные в Латвии в XX веке. (Авиамодельный музейный проект). Рига, 2017 г.

Лаборатории СКБ:

1. Лаборатория «Экологически безопасных транспортных средств»

2. Лаборатория «Проблем энергетики»

3. Лаборатория «Мехатронные системы»

4. Лаборатория «Информационные технологии в транспортных системах, энергетике, системах автоматизации и моделирования» совместно со СПИРАН.

Задачи СКБ

1. Выявление талантливой молодежи.

2. Создание условий для успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций.

3. Стимулирование изобретательской активности молодежи.

Последние разработки

1. Опытный образец вездехода-амфибии на шинах сверхнизкого давления «Патруль-СП».

2. Экспериментальный образец роботизированной установки пожаротушения.

3. Экспериментальный образец мобильной системы для прокопки противопожарных полос.

4. Проект пешеходного перехода повышенной безопасности.

5. Макетный образец беспилотной транспортной платформы со смещаемым центром тяжести.

6. Экспериментальный образец экзоскелета медицинского назначения.

Коллектив





На фото: коллектив СКБ на фоне своих разработок.




На фото: научная и конструкторская работа студентов в СКБ


В 1961 году в МПИ им. Горького было организовано одно из первых в лесных ВУЗах студенческое конструкторское бюро (СКБ-1). Основным направлением работы является создание экологически безопасных вездеходных транспортных средств. В работе СКБ участвуют студенты старших курсов различных специальностей университета.

Разработана программа обучения студентов практическим навыкам создания новой транспортной техники. По этой программе предусмотрено участие студентов во всех стадиях создания новой техники – от составления технического задания на проектирование, разработки чертёжно-конструкторской документации, вплоть до изготовления, сборки и ходовых испытаний опытных образцов машин. На выпускных курсах студенты выполняют в СКБ дипломные проекты и успешно их защищают. В результате значительно повышается качество подготовки высококвалифицированных специалистов, студенты уже в стенах университета приобретают весьма ценный для них опыт коллективной творческой работы, на практике реализуют свои потенциальные возможности, что значительно сокращает период их адаптации к условиям производства после окончания учёбы.

В СКБ проводятся также учебные, производственные и преддипломные практики.

Лучшие образцы новой транспортной техники, созданной в СКБ, неоднократно экспонировались на ВДНХ СССР, а также международных выставках в Канаде, США, Польше, Монголии ФРГ, Лейпцигской международной ярмарке, Франции и др. За создание новой транспортной техники коллектив СКБ многократно награждался медалями ВДНХ СССР, дипломами лауреатов выставок-смотров НТТМ, в 1979 г. удостоен звания лауреата премии Марийского комсомола, в 1989г. удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола.

Основные научные положения и результаты исследований, проводимых в СКБ, использованы при выполнении госбюджетных и хоздоговорных НИОКР, выполняемых по заказам различных предприятий, связанных с транспортно-технологическими работами в условиях бездорожья (нефтяная и газовая промышленность, энергетика, связь и др).

В 1981 - 1985г. эти работы выполнялись в рамках темы «Проблемы формирования и развития высокоэффективной транспортной системы СССР», проводившейся по плану научных исследований по естественным наукам (по разделу «Важнейшие экономические проблемы»), утверждённому АН СССР, ГКНТ и Госпланом СССР. С 1981 г. работы были включены в Государственные планы развития науки и техники на 11 и 12 пятилетки и проводились по целевым комплексным Программам Миннефтегазстроя СССР и Минвуза СССР, включены в число важнейших НИОКР Минвуза РСФСР, планы развития науки и новой техники Минрыбхоза РСФСР и СССР, Региональные Программы первоочередных НИОКР Республики Марий-Эл. В 1996-98 г. работы проводились в рамках выполнения гранта Минвуза РФ по фундаментальным исследованиям в области транспортных наук.

Результаты исследований

1. Предложено и развито новое направление в области создания внедорожных транспортных средств. Разработана и реализована принципиально новая концепция транспортных машин с управляемой воздушной разгрузкой опорно-движительных устройств (САВР) 2-х типов (с аэродинамическими и контактными движителями), позволяющая создавать транспортные машины, не разрушающие при движении поверхность слабых почв.

2. Разработаны научные основы теории, расчёта, конструирования и эксплуатации САВР и их основных элементов.

3. Создан комплекс базовых моделей экологически безопасных транспортных машин нового типа с удельным давлением на опорную поверхность не более 3…5 кПа (30…50 г/см²), что обеспечивает сохранность почв с малой несущей способностью от разрушения.

Среди машин комплекса наиболее значимыми являются:

Вездеходы-амфибии «Авиатор-М», Каспий-2», «Каспий-2М»

Разработаны и изготовлены в СКБ-1 МарГТУ по заказу рыбопромышленных организаций Каспийского бассейна. Предназначены для грузопассажирских перевозок на подлёдном лове рыбы в дельте реки Волги и промысле тюленей. Способны передвигаться по плотному снегу, льду, битому льду с водой и могут с полной нагрузкой выходить из воды на лёд.

На фото: вездеходы-амфибии «Авиатор-М»

Вездеходы-амфибии «Каспий» выпускались малыми партиями.







На фото: вездеходы-амфибии «Каспий-2», «Каспий-2М»

Масса перевозимого груза 250 кг.

Максимальная скорость 60 км/час.

Самоходная амфибия с воздушной разгрузкой САВР-2

Разработана и изготовлена в СКБ-1 МарГТУ по заказу рыбопромышленного объединения районов Сибири «Сибрыбпрома». Предназначена для круглогодичной транспортировки выловленной рыбы, рыболовецких бригад, снаряжения и прочих грузов на труднодоступных внутренних водоёмах и прибрежных участках морей.

Масса транспортируемого груза – 2т.

Давление на опорную поверхность – 2,5 кПа(25 г/см²).

Опытный образец САВР-2 прошёл производственные и приёмочные испытания в экстремальных условиях заполярья на полуострове Ямал.

Самоходный амфибийный аппарат с воздушной разгрузкой САВР-3 (вахтовый автобус)



Разработан и изготовлен в СКБ-1 МарГТУ по заказу Миннефтегазстроя. Предназначен для скоростной транспортировки в условиях бездорожья людей и различных грузов вне зависимости от погодных условий и времени года при строительстве и обслуживании нефтегазопроводов.

Масса транспортируемого груза – 3т.

Эксплуатационная скорость – 65 км/час.

САВР-3 прошёл полную программу стендовых, ходовых и приёмочных испытаний и рекомендован к производству в объёме установочной серии.

Самоходная транспортная платформа с воздушной разгрузкой САВР-5


Разработана и изготовлена по заказу Миннефтегазстроя. Платформа предназначена для круглогнодичной перевозки различных грузов общим весом до 140 кН в условиях бездорожья. Способна передвигаться по снегу, болотистой местности, пашне, преодолевать водные преграды без ограничения глубины. Представляет новую разработку в области транспортного машиностроения.

Масса транспортируемого груза – 14т.

Эксплуатационная скорость – 20 км/час.

Давление на опорную поверхность – 2,5…3 кПа(25..30 г/см²).

Вездеход на шинах сверхнизкого давления «Патруль-2М»


Вездеход «Патруль-2М» разработан по заказу Миннефтегазстроя и др. промышленных организаций, предназначен для грузопассажирских перевозок в условиях бездорожья. Способен передвигаться по болотам, льду, пескам, пашне. Может преодолевать водные преграды без ограничения глубины.

Масса транспортируемого груза – 800 кг.


Вездеход «Росомаха»





Масса транспортируемого груза – 400 кг.

Эксплуатационная скорость – 60 км/час.

Вездеход на шинах сверхнизкого давления «Патруль-СП»

Разработан в качестве многоцелевого транспортного средства для районов со слаборазвитой дорожной сетью. Может быть использован в качестве базовой машины для доставки мобильного противопожарного оборудования к очагам пожаров в труднодоступной местности, в том числе лесных пожаров.

Масса транспортируемого груза –450 кг.

Эксплуатационная скорость – 75 км/час.

Давление на опорную поверхность – 6…10 кПа.





В последние годы врезультате реструктуризации в СКБ созданы лаборатории: «мехатронные системы», экологически безопасных транспортных средств, инерционного контроля, неразрушающего контроля.

Лаборатория экологически безопасных транспортных средств, фактически являясь преемником СКБ-1 в настоящее время продолжает работы по модернизации и расширению функциональных характеристик создаваемых вездеходных транспортных машин.

В целях повышения уровня подготовки кадров по специальности «Наземные транспортно-технологические средства (НТС)», и направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы (НТТК)» для предприятий Поволжского региона, Саратовской области и г. Саратова, а также активного участия специалистов в выполнении инновационных проектов в области подъёмно-транспортного, строительного и дорожного машиностроения на кафедре «Строительные и дорожные машины» СГТУ имени Гагарина Ю.А. в рамках научно-технического творчества студентов в 2011г. было создано студенческое конструкторское бюро (СКБ).


Руководитель СКБ
Иванов Сергей Викторович
ассистент каф.СДМ

Цели и задачи

Целями создания и деятельности СКБ являются:

  • поддержка научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов специальности ПСМ, развитие творческих инициатив и привлечение молодых научных кадров в структуры университета;
  • привитие студентам и аспирантам (далее - члены СКБ) навыков конструкторской и научно-исследовательской деятельности, развитие научно-технического творческого потенциала членов СКБ, организации связи учебных курсов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
  • повышение качества подготовки квалифицированных кадров.

Задачей СКБ является привлечение членов СКБ к научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе (НИОКР), приобретение ими знаний и опыта в научно-исследовательской, научно-организационной, инженерной и производственной деятельности под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры СДМ.


Функции СКБ

  • реализация научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы членов СКБ в соответствии с учебными планами и планами НИОКР кафедры.
  • выявление, отбор и индивидуальная подготовка студентов для поступления в аспирантуру.
  • организация взаимодействия студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей кафедры в интересах развития творческого потенциала студентов.
  • освоение членами СКБ навыков организации, проведения, обобщения и представления результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
  • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счёт различных источников финансирования, производство наукоёмкой продукции, оказание услуг по научно-технологическому, информационному, консультационному обеспечению деятельности предприятий и учреждений, осуществление иной не запрещённой законом деятельности.

Тематика работ СКБ

  • Тематика НИР СКБ определяется в соответствии с направлениями научной и научно-образовательной деятельности и исходя из научно-технических интересов сотрудников и студентов кафедры СДМ.
  • Тематика НИР, как правило, должна продолжаться в дипломных и курсовых проектах студентов, кандидатских диссертациях.

Совместные разработки студенческого конструкторского бюро (СКБ) при кафедре строительные и дорожные машины и оборудование (СДМ) с ООО «Вертикаль» г. Саратов

Кран козловой
Разработка для ЗАО "Узловский машиностроительный завод" г.Узловая Тульская область
Грузоподъемность 63т, высота подъема 18 м, длина пролета 38м.

Лебедка якорная
Разработка для «СПКТБ Чех-Гидросталь» г. Чехов, Московская область.
Грузоподъемность 10 т.


Траверса

Разработка для ООО "МеталлРесурс" г. Саратов
Назначение - погрузка выгрузка листового проката до 12м,
грузоподъемность 5т.




Студенческое конструкторское бюро «Багги-С»

Руководитель СКБ
Колесников Алексей Юрьевич
ассистент каф.СДМ
Основная деятельность СКБ «Багги – С» направлена на привлечение молодежи к научно-техническому творчеству.

В рамках СКБ «Багги – С» осуществляется следующая деятельность:

Разработка конструкции и изготовление мини автомобиля багги.
-участие в организации соревнований и показательных заездов на полигоне кумысная поляна.
-разработка проектов модернизации и подготовка автомобилей повышенной проходимости к соревнованиям и трофирейдам.
-проведение тренировочных заездов на автомобилях повышенной проходимости с целью повышения навыков вождения в условиях бездорожья и подготовка к соревнованиям
-участие в соревнованиях различного уровня «Гонки внедорожников»
-восстановление раритетного авто-, мотто- транспорта.
-участие в конференциях различного уровня.
-активное сотрудничество с предприятием НПП «Солитон».
-участие в организации Всероссийского фестиваля науки.

1. В рамках деятельности СКБ «Багги – С» проводятся работы направленные на проектирование и изготовление мини автомобилей багги, а так же их техническое обслуживание и подготовка к прокату, показательным заездам и различного рода мероприятиям.






2.СКБ «Багги – С» принимает непосредственное участие в организации и проведении показательных заездов и различного рода мероприятий на полигоне «Кумысная поляна».



3.В рамках деятельности СКБ «Багги – С» ведутся разработки проектов модернизации и подготовки автомобилей повышенной проходимости с целью участия в соревнованиях и трофирейдах.

На данный момент реализовано два проекта автомобилей повышенной проходимости. Один автомобиль прошел подготовку для соревнований и принял участие в гонках внедорожников «Регион 64 осень 2015» и «Ледниковый период 2016». Второй автомобиль был подготовлен для участия в различных экспедициях и трофирейдах.

4.В рамках деятельности СКБ «Багги – С» проводятся тренировочные выезды на автомобилях повышенной проходимости с целью отработки навыков вождения в условиях бездорожья и подготовки экипажей к соревнованиям и трофирейдам.

5.СКБ «Багги – С» принимает активное участие в соревнованиях различного уровня.
В 2014 году принимали участие в соревнованиях «Бурлак трофи рейд» 3 отборочный этап чемпионата России.



В 2015 году принимали участие в автотриале, посвященному дню ВМФ. Мероприятие проходило на предмостовой площади г. Саратов. В нем принимали участие в организации сотрудники СГТУ имени Гагарина Ю.А. Колесников А.Ю. и Бойков Е.В., а так же в роли участников соревнований выступали студенты СГТУ имени Гагарина Ю.А. Буханов С.В., Карпунин А.Н.


В гонке внедорожников «Марафон off-road» проходившей в Новобурасском районе Саратовской области 22 и 23 августа 2015 года, в котором принимали участие студенты и сотрудники СГТУ имени Гагарина Ю.А. Колесников А.Ю., Бойков Е.В., Буханов С.В., Карпунин А.Н.

В гонке внедорожников «Автотриал Территория песчаная буря», проходившей 12 сентября 2015 года в Татищевском районе Саратовской области. В гонке принимали участие сотрудники и студенты СГТУ имени Гагарина Ю.А. Колесников А.Ю. и Муратов А.В.
В гонке внедорожников «Регион 64 осень 2015» проходившей в районе села Барталамеевка Саратовской области. Соревнования являются отборочным этапом чемпионата области. В соревнованиях принимали участия сотрудники и студенты СГТУ имени Гагарина Ю.А. Колесников А.Ю., Бойков Е.В., Муратов А.В., Ананикян Э.Р., Буханов С.В.
В январе 2016 года команда СКБ «Багги – С» СГТУ имени Гагарина Ю.А. приняла участие в соревнованиях гонка внедорожников «Ледниковый период».

6.Студенты и сотрудники СГТУ имени Гагарина Ю.А., входящие в состав СКБ «Багги – С» принимаю активное участие в конференциях и конкурсах различного уровня.



В 2013 году – победители конкурса НТТМ – 23 с проектом «Проектирование и создание мини автомобиля Багги класса Д3 спринт»
В 2013 году – финалисты восьмого Саратовского салона изобретений, инноваций и инвестиций»
В 2014 году – победители конкурса НТТМ – 24 с проектом «Создание гусеничного вездехода»
В 2015 году – участие в международном форуме «Формула студент», проходившей в городе Москва на бае Московского автодорожного института.

7.СКБ «Багги – С» ведет активное сотрудничество с предприятием НПП «Солитон».

8.СКБ «Багги – С» принимает участие в проведении Всероссийского фестиваля науки.

В 2013 году – презентация мини автомобилей багги на стадионе СГТУ имени Гагарина Ю.А.

В 2014 году – совместно с НПП «Солитон» проводилась демонстрация и прокат мини автомобилей багги, картинг, а так же выставка автомобилей повышенной проходимости на специальном шасси.
В 2015 году - проводилась демонстрация и прокат мини автомобилей багги, школьного технопарка и автомобилей созданных по проектам СКБ «Багги – С»

9.В рамках СКБ «Багги – С» ведутся работы, направленные на военно-патриотическое воспитание молодежи, деятельность которых направлена на восстановление авто-, мотто- техники, времен великой отечественной войны.