Константинополь сейчас называется стамбул. История Константинополя: столица блестящей Византии

Стамбул — единственный мегаполис в мире, который расположен сразу в 2-х частях света. Морские ворота из Азии в Европу и перекресток культур. У древнего города, с которого началась христианская история Европы, богатая история с биографией. Неудивительно, что за более чем двухтысячелетнюю историю он не раз менял свое название.

Город был основан греками в 667 году до н.э. под именем Византий, предположительно так его назвали в честь греческого царя Византа. В 74 году уже нашей эры Византий стал частью Римской империи. Имя города при этом не изменилось.

В 193 году император Септимий Север решает увековечить имя своего сына Антония и на 19 лет Византий стал зваться Августой Антониной. Имя, как свидетельствует история, не прижилось.

В 330 году первый христианский император Константин провозглашает Византий столицей империи и издаёт указ о его переименовании в Новый Рим. Это имя также не пришлось по душе его жителям и неофициально все продолжали называть город Византием.

За время правления Константина город был основательно перестроен: храмы греческим богам на Акрополе остались нетронутыми, но облик города совершенно изменился. В благодарность за это через сто лет, уже при правлении Феодосия II, было принято решение официально сменить название Новый Рим на Константинополь. Город Константина, если дословно с греческого.

После распада империи Константинополь становится столицей Византийской империи (Восточно-Римская — с 395 года, осталась единственной империей с 476 года). Самоназванием империи было «Ромейская», а народа — «ромеи» — римляне. Этим именем — «румлар» по-турецки — турки продолжают по сегодняшний день называть уже немногочисленных греков города.

На протяжении тысячелетия Константинополь был столицей Византии, крупнейшим центром восточного христианства, одним из крупнейших городов мира. В 1204 был разграблен крестоносцами, которые установили в нём до 1261 года Латинскую империю. Восстановившаяся Византия под властью династии Палеологов просуществовала до 1453 года, когда город был взят турками и султан Мехмед II провозгласил город столицей Османской империи. Завоеватель перенес сюда свою столицу, что означало конец Византийской империи и начало новой - Османской империи.

Удивительно, но султан не стал переименовывать Константинополь и город жил под этим греческим именем аж до марта 1930 года, когда правительство Кемаля Ататюрка, провозгласившее несколькими годами ранее Турецкую республику, решило отринуть греческое имя древнего города и повелело отныне называть его Istanbul (по-русски - Стамбул). Что якобы означает "наполненный исламом". Мусульманских храмов там действительно много, в том числе и переделанных из христианских.

Согласно более распространенной версии, исторический сюрприз, в том, что это вовсе не турецкое слово, а тоже греческое. На протяжении веков, местные жители, говоря о центральной части города, называли его «Истинполин» или "Истемболис", что восходит к греческой фразе греч. εἰς τὴν Πόλι(ν) («ис тин пόли(н)», «ис тим бόли(н)») — «в город» или «к городу».

Каждый образованый человек про историю Стамбула знает две вещи:

  • Император Константин перенёс сюда столицу Римской Империи, и дал городу своё имя, назвав его Константинополем. (IV век нашей эры)
  • Через более чем тысячу лет османские армии захватили его, и превратили в столицу исламского мира. Заодно изменили название, и он превратился в Стамбул. (XVI век нашей эры)

О втором из этих переименований я узнал в детстве из песенки, которую услышал в мультфильме (всего 2 минуты, очень рекоммендую, поднимает настроение):

"Istanbul was Constantinople, now it"s Istanbul, not Constantinople, why did Constantinople get the works?.."

Но, как оказалось, я был неправ. Ни Константин, ни Султан-завоеватель не переименовывали город так, как я думал. Они его совсем по-другому переименовывали.

Вот краткая история множества имён многострадального Стамбула:

В 667 году до нашей эры город основан под именем Византий (греч. Βυζάντιον) - есть предположения, что назвали его так в честь греческого царя Византа.

В 74 году нашей эры город Византий стал частью Римской Империи. Его имя при этом не изменилось.

В 193 году император Септимий Север решает переименовать город в честь своего сына Антония. На 19 лет Византий стал Августой Антониной , потом имя поменяли назад.

В 330 году Константин провозглашает Византий столицей империи, и издаёт указ о переименовании города в Новый Рим (а не то что вы подумали). Правда это имя никому не понравилось, и жители продолжал называть город Византием. На этот момент городу уже было почти 1,000 лет.

За время своего правления Константин усиленно перестраивал город, увеличил его размеры в несколко раз, и в общем изменил облик до неузнаваимости. За это в народе Византий стали называть городом Константина (греч. Κωνσταντινούπολις).

Лишь при правлении Феодосия II, около ста лет спустя, город впервые называют Константинополем в официальных документах - настолько не нравилось никому название "Новый Рим". В итоге это имя на века закрепилось за византийской столицей.

В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь после длительной осады. Это положило конец Византийской Империи, и дало начало Османской. Новые хозяева стали называть город по-новому: Константиние . Впрочем в переводе это значит абсолютно то же, что и по-гречески - "город Константина". Иностранцы при этом как называли его Константинополем, так и продолжили.

К моему удивлению, оказалось, что город так и назывался Константинополем на протяжении всей истории Османской Империи. Лишь после появления Турецкой Республики в 1920х годах, его сочли нужным переименовать. Правительство Ататурка настоятельно просило всех иностранцев называть город новым именем: Istanbul . (По-русски город стали называть Стамбулом.)

Октуда же взялось такое название? Снова сюрприз: это вовсе не турецкое слово, как мне казалось. На протяжении веков, местные жители, говоря о центральной части города, называли его по-гречески "εις την Πόλιν" (в средневековье это произносилось "истемболис"). Что значит попросту "Город", или, в современном понимании - "даунтаун". Ровно так сегодня жители Нью Йорка называют Манхэттен "сити".

29 мая 1453 года Константинополь пал, и Византийская империя оказалась завоевана турками. Мечта о том, что однажды турецкий Стамбул снова станет греческим Константинополем, остается для многих греков такой же актуальной, как и пять веков назад. В годовщину взятия Константинополя мы беседуем со специалистом по греческому фольклору к.ф.н. Ксенией Климовой о легендах, связанных с жизнью Города.

- Ксения, нынешнее название Константинополя - Стамбул правда родилось в день падения города?

Конечно же, насчет дня говорить сложно, но, в общем, оно действительно возникло во время осады Константинополя. Вспомним, что Константинополь - столица Византии - резко выделялся для ее жителей среди остальных городов империи, поэтому часто его называли просто И Поли (Η Πόλις), то есть Город, в памятниках письменности - с большой буквы.

Согласно самой распространенной версии, когда турки осаждали Константинополь, греки, отступая. Кричали «ис тин Полин» (εις την Πόλιν), то есть «в город!» Турецкие солдаты не очень оперировали топонимическими понятиями и посчитали, что византийцы выкрикивали название города и так и назвали его - Истамбул или Стамбул.

- Город занимал особенное место в сознании византийцев?

Да. Описания Константинополя встречаются в официальных хрониках, например, есть известный трактат «О постройках» греческого историка Прокопия Кесарийского, который очень подробно повествует о различных постройках времен императора Юстиниана Великого, в том числе о Святой Софии. Но у меня как у фольклориста наибольший интерес вызывают народные предания и легенды.

Главной константинопольской постройкой всегда был храм Святой Софии, который стал «героем» многих легенд. Самые ранние возникли уже в период постройки храма. Считается, что план храм не был придуман зодчими, а был передан ангелами императору Юстиниану Великому во сне. И когда возникали споры по поводу постройки, ангелы снова являлись ему во сне и говорили, как надо поступить.

По всей Греции рассказывают о том, что очень долго не могли придумать план храма. Главный зодчий предлагал императору разные варианты, но ни один не нравился императору. И в один прекрасный день случилось чудо.

После литургии император первым подошел за просфорой, но кусочек просфоры упал на пол, его подхватила и унесла пчела. Но нельзя было допустить, чтобы просфора оставалась у пчел. И император приказал всем открыть свои ульи и посмотреть, нет ли ее там внутри. Главный зодчий тоже открыл свой улей, и увидел, что пчелы внутри него построили из воска прекрасный храм. И сделали его настолько искусно, что снаружи он был украшен рельефами, а внутри все было устроено как в настоящей церкви. Двери храма были открыты, и через них модно было увидеть, что на восковом престоле лежала унесенная пчелой просфора. Зодчий удивился, пригласил императора, и византийскому правителю так понравился восковой храм, что он приказал строить Святую Софию по этой восковой модели.

Уже потом, когда София была построена, возникли другие предания, например, о плачущей колонне в нижней части храма справа от входа. Она так называется потому, что в ней есть отверстие, из которого вытекает влага. Если вставить туда большой палец руки и повернуть кисть на 180 градусов, можно загадать желание и оно исполнится. Считалось, что колонна обладает целебной силой, к ней можно было приложить голову - и она переставала болеть.

- Падение Константинополя тоже нашло отражение в легендах?

Да. Причем связанных все с той же Святой Софией. Например, на высоте 4-х примерно метров от пола в храме виден отпечаток руки. По поводу его происхождения есть две версии - турецкая и греческая.

Согласно греческой легенде, во время этой последней литургии над молящимися появилась Богородица, простерла свой покров над христианами и прикоснулась к одной из стен своей рукой.

Турки считают, что это отпечаток руки султана Мехмеда II, который взял Константинополь. Во время осады Города в софийском храме служили литургию. Турки ворвались внутрь и перерезали всех молящихся. Так что султан въезжал внутрь уже по трупам, то есть на определенной высоте от земли. Его конь испугался такого количества мертвых тел, встал на дыбы - и Мехмед, чтобы не упасть, оперся рукой о стену. Рука была в крови, и остался отпечаток.

- Но говорят, что турки перерезали не всех…

Да, существует предание. Что священник, который тогда служил литургию, не успел ее завершить и вошел вместе с Чашей в стену храма. Если приложить к ней ухо, в любое время суток услышишь шум, напоминающий шепот - это священник продолжает читать молитвы и будет читать их до тех пор, пока Константинополь не вернется обратно к грекам. Тогда он выйдет из стены и завершит свою литургию.

Вот сейчас осенью этого года в храме Святой Софии собираются отслужить литургию, и некоторые говорят, что священник выйдет из стены.

Про престол Святой Софии тоже сочиняют много легенд. Говорят, что он не мог попасть в руки турок, поэтому, когда турки подходили к городу, греки его вынесли, чтобы на корабле отвезти на материковую Грецию. Н по дороге корабль утонул. И хотя там, где он затонул, всегда были бури, сейчас море в этом месте всегда спокойно. И говорят, что когда Константинополь вернется к грекам, престол достанут со дна моря и отнесут в Святую Софию.

- Никто не пытался его достать?

Не знаю. Но мне кажется, что на самом деле престол все-таки не вынесли. Эти рассказы не имеют исторических оснований. И потом, как бы священник мог без престола служить литургию?

Что касается всяких незавершенных действий. Рассказывают про недожаренную рыбу. Некто - в некоторых вариантах император, в других - монах или старец - в день падения Константинополя жарил на сковороде рыбу. Когда к нему пришли и сказали, что город пал, человек не поверил и ответил: «Скорее рыба оживет и спрыгнет со сковородки, чем падет Город». И рыба ожила, выпрыгнула со сковородки и уплыла в море. С тех пор в море плавают три рыбины, поджаренные с одной стороны. И когда Константинополь вернется к грекам, они прыгнут обратно на сковородку, их дожарят - и все встанет на свои места.

- Что говорят легенды о судьбе последнего византийского императора Константина IX?

- Это одни из самых известных константинопольских легенд. Что случилось с императором, точно не знает никто. Сам султан после финального сражения пообещал большую награду тому, кто принесет голову Константина IX, и было отмыто от крови множество голов и трупов, но императора так и не удалось среди них обнаружить. По одной версии, его видели убитым у ворот Константинополя. По другой, голову императора нашли сразу и отнесли султану. Он насадил ее на кол и отослал ко дворам разных мусульманских правителей, чтобы похвастаться победой.

Еще рассказывают, что тело императора якобы опознали по носкам, на которых были вышиты золотые кресты. В то же время известно, что приближенные императора не видели ни его тела, ни его головы. Поэтому возникает вопрос о том, действительно ли его принесли ко двору султана, или все же где-то похоронили.

Раньше туристам в одном из заброшенных уголков Константинополя, на площади Вефа, показывали место, которое якобы было могилой последнего византийского императора. Над ней горела лампада, а паломники приносили и зажигали рядом с ней свечи. Сейчас это место почти не посещают.

По другой легенде, император Константин был похоронен в бывшем храме святой Феодоры, нынешней мечети Гюль-джами. В переводе «Гюль-джами» значит «мечеть роз». В мае 1453 года накануне падения Константинополя был праздник святой Феодоры, и император Константин повелел украсить освященный в ее честь храм розами и вместе с патриархом молился там весь вечер. По легенде, когда турки ворвались в город, храм оставался украшенным множеством роз. Красота храма так поразила султана Мехмеда II что он назвал его Гюль-джами.

- А это что за известная легенда о мраморном царе?

Это самое известное предание о судьбе последнего византийского императора. Согласно этой версии, когда турецкий солдат занес руку с мечом, чтобы отрубить Константину IX голову, внезапно появились ангелы и унесли императора в неизвестном направлении. Но христиане знают, что отнесли его к Золотым воротам, парадному входу в Константинополь, и спрятали в подземной пещере. Там император уснул и превратился в мрамор. Мраморный царь будет спать до тех пор, пока не придет время и Константинополь не освободится от турецкого владычества. Тогда он проснется, и ангелы дадут ему его меч, и император встанет и победит турок и прогонит вражеское войско до Красной Яблони.

- Почему до Красной Яблони?

Что такое Красная Яблоня, сказать очень сложно. Это какой-то мифологический топоним. По одной из версий, в турецком языке было слово, которое можно перевести как «красная яблоня», обозначало оно большой город. Можно предположить, что красная яблоня - или относимое к ней красное яблоко - это такая метафора, которая означает или далекий город, из которого пришли турки, или вообще истоки мироздания. В любом случае, очень далекое от Константинополя место.

- А как турки относились ко всем этим легендам?

Легенду о мраморном царе они восприняли буквально и стали искать пещеру, но найти не смогли. Тогда, поскольку согласно легенде император войдет с триумфом в город через Золотые ворота. Они замуровали ворота, и сначала оставили в них маленькую дверку. А потом заложили камнями и ее. Вокруг ворот построили Семибашенную крепость, в которой располагалась городская тюрьма. Это была самая укрепленная постройка в Стамбуле. И впоследствии там стали хранить городскую казну. Так что через Золотые ворота никак нельзя было пройти. Больше того, вокруг они насадили огороды, чтобы там не было даже никакой дороги. Таким вот образом решили себя обезопасить от мраморного царя!

- А правду говорят, что турецкие султаны - потомки византийских императоров?

Есть известная легенда о том, что после завоевания Константинополя султан Мехмед II женился на вдове Константина IX, а она была 6 месяцев как беременна. Султан уехал в поход, а императрица родила сына, окрестила и назвала Панагис. Когда султан вернулся и спросил, как зовут мальчика. Императрица ответила, что он может называть его Хан. Хотя мать воспитывала сына в греческой вере и дала ему греческое образование, он возненавидел греков и стал Коран почитать больше, чем Евангелие, а впоследствии, когда повзрослел, стал ходить только в мечеть и всю свою злобу направил против христиан. Тем не менее, согласно этой легенде, по крови турецкие султаны - потомки византийских правителей.

- Во многих преданиях присутствует мысль о том, что однажды Константинополь вернется к грекам…

Да, и даже в плачах о завоеванное Константинополе, которые можно записать в любом уголке Греции, всегда есть мысль о том, что однажды Город снова станет греческим.

Σημαίνει ο Θιός, σημαίνει η γης, σημαίνουν τα επουράνια,
σημαίνει κι η Αγιά Σοφιά, το μέγα μοναστήρι,
με τετρακόσια σήμαντρα κι εξήντα δυό καμπάνες.
Κάθε καμπάνα και παπάς, κάθε παπάς και διάκος.
Ψάλλει ζερβά ο βασιλιάς, δεξιά ο πατριάρχης,
κι απ" την πολλή την ψαλμουδιά εσειόντανε οι κολόνες.
Να μπούνε στο Χειρουβικό και να "βγει ο βασιλέας,
φωνή τους ήρθε εξ ουρανού κι απ" αρχαγγέλου στόμα:
«Πάψατε το Χερουβικό κι ας χαμηλώσουν τ" άγια,
παπάδες πάρτε τα ιερά, και σεις κεριά σβηστήτε,
γιατί είναι θέλημα Θεού η Πόλη να τουρκέψη.
Μόν" στείλτε λόγο στη Φραγκιά, να "ρθούν τρία καράβια,
το "να να πάρει το Σταυρό και τ" άλλο το Βαγγέλιο,
το τρίτο το καλύτερο, την Άγια Τράπεζά μας,
μη μας την πάρουν τα σκυλιά και μας τη μαγαρίσουν».
Η Δέσποινα ταράχτηκε και δάκρυσαν οι εικόνες.
«Σώπασε, κυρά Δέσποινα, και μη πολυδακρύζης,
πάλι με χρόνους, με καιρούς, πάλι δικά μας είναι!»
Звонит Бог, звонит земля, звонят небеса,
бьет в колокола и Святая София, великий монастырь,
в четыреста колокольцев и шестьдесят два колокола.
На каждый колокол - по попу, на каждого попа - по дьяку.
Поет слева царь, справа - патриарх,
и от этих псалмов дрожат колонны.
Вот уже поют Херувисткую и выходит царь,
как голос им послышался с небес из архангельских уст:
«Прекратите Херувимскую, и пусть смолкнут песнопения,
попы, заберите Дары, а вы - погасите свечи,
потому что воля Господа, чтобы Город стал турецким.
Только пошлите гонца в Венецию, чтобы пришли три корабля:
один заберет Крест, другой - Евангелие,
а третий, самый лучший - наш Святой Престол,
чтобы собаки не притронулись к нему и его не осквернили».
Богородица испугалась и заплакали иконы.
«Не плачь, госпожа Богородица, и слез не проливай,
пройдут года, пройдут века, и снова Город будет нашим!»

И эта фраза - о том, что однажды город снова станет нашим - нередко используется националистически настроенными партиями как лозунг во время предвыборных компаний. Так что многие легенды живы и по сей день.

А вообще есть особый пласт преданий о возвращении Константинополя. Например, рассказывают, что однажды над Святой Софией показался сияющий крест, который турки никак не могли узнать. Это было знамением того, что однажды София снова будет греческой.

Еще до падения, в момент упадка Византии появились предания о том, что восстановить былое величие и свободу грекам поможет светловолосый народ, который придет с севера. Спустится через Балканы и прогонит их врагов. До этого случится война, в которую будут вовлечены шесть балканских народов.

Особенно популярно предсказание якобы Льва Премудрого, начертанное на крышке гробницы Константина Великого: «…множество народов западных соберутся, нанесут войну Исмаилу морем и сушей и победят его. Потомки его будут царствовать мало времени. Род же русых вместе с прежними обладателями победит Исмаила и овладеет семихолмным».

Другое известное предсказание - Мефодия Патарского, в котором прямо упоминается «великий князь Московский».

Эти предсказания были известны русским царям, и каждый раз, когда начиналась война России с Турцией, эти легенды оживали в памяти. Тем более, что жена Ивана III София Палеолог была племянницей последнего византийского императора Константина IX, что способствовало стремлению русских царей отвоевать византийское наследие.

Сейчас в Греции есть журналист Демосфенис Льякопулос, который он очень любит всякие мифические откровения и постоянно говорит о том, что Россия поднимается и скоро русские придут и освободят Константинополь. Так что все это очень даже живо.

Паисий Святогорец, например, говорил, что русские скоро спустятся с севера и освободят Константинополь, это одно из самых известных его пророчеств.

Для любого грека это памятная дата. Как правило, в этот день показывают фильмы и передачи о Константинополе. Его истории и завоевании, рассказывают обо всяких легендах, связанных с Городом…

Кстати сказать, 29 мая 1453 года был вторник. Поэтому сочетание 29 числа и вторника считается неблагоприятным днем для начала дел. Не таким, как пятница 13. Но что-то в этом роде.

- Есть ли какие-то указания на год или день освобождения Константинополя?

Сложно сказать, в разных легендах по-разному. Но, в общем, говорится. Что это должно произойти лет через 500-600 после его падения.

- Случайно в Греции не служат молебнов об освобождении Города?

Не знаю. Ничего подобного пока не встречала.

Ольга Богданова

Лигос, Византий, Византиум, Константинополь, Стамбул - как только не назывался этот древний город! И с каждым именем круто менялся его облик, его характер. Новые владельцы города обустраивали его на свой манер.

Языческие храмы становились византийскими церквями, а те, в свою очередь, превращались в мечети. Что же представляет собой современный Стамбул - исламский пир на костях погибших цивилизаций или органическое взаимопроникновение разных культур? Это мы попытаемся выяснить в данной статье.

Мы расскажем удивительно захватывающую историю этого города, которому суждено было стать столицей трех супердержав - Римской, Византийской и Османской империй. Но сохранилось ли хоть что-нибудь от античного полиса?

Стоит ли приезжать путешественнику в Стамбул в поисках Константинополя, того самого Царьграда, из которого пришли крестители Киевской Руси? Давайте проживем все вехи истории этого турецкого мегаполиса, который откроет нам все свои тайны.

Основание Византия

Как известно, античные греки были очень непоседливым народом. Они бороздили на кораблях воды Средиземного, Ионического, Адриатического, Мраморного и Черного морей и осваивали побережья, основывая там новые поселения. Так в 8 веке до нашей эры на территории современного Стамбула (бывшего Константинополя) возникли Халкедон, Перинтос, Селимбрия и Астак.

По поводу основания в 667 году до н. э. города Византии, впоследствии давшего название целой империи, существует интересная легенда. Согласно ей, царь Визас, сын бога моря Посейдона и дочери Зевса Кероэссы отправился к Дельфийскому оракулу, чтобы спросить у него, где заложить свой город-государство. Прорицатель обратился с вопросом к Аполлону, и тот дал такой ответ: «Построй город напротив слепых».

Визас интерпретировал эти слова так. Следовало основать полис прямо напротив Халкедона, возникшего тринадцатью годами ранее на азиатском берегу Мраморного моря. Сильное течение не позволяло построить там порт. Такую недальновидность основателей царь счел признаком политической слепоты.

Античный Византий

Расположенный на европейском берегу Мраморного моря полис, вначале названный Лигосом, смог обзавестись удобным портом. Это подстегнуло развитие торговли и ремесел. Названный после смерти царя в честь своего основателя Византием, город контролировал проход судов через Босфор в Черное море.

Таким образом, он держал «руку на пульсе» всех торговых связей между Грецией и ее отдаленными колониями. Но крайне удачное расположение полиса имело и негативную сторону. Оно делало Византий «яблоком раздора».

Город постоянно захватывали: персы (царь Дарий в 515 году до нашей эры), тиран Халкедона Аристон, спартанцы (403 г. до н. э.). Тем не менее на экономическом процветании полиса осады, войны и смена властей мало сказывались. Уже в 5 веке до нашей эры город разросся так, что занял и азиатский берег Босфора, включив в себя территорию Халкедона.

В 227 г. до н. э. там поселились галаты, выходцы из Европы. В 4 столетии до н. э. Византий (будущий Константинополь и Стамбул) получает автономию, а заключенный союз с Римом позволяет полису укреплять свою мощь. Но сохранять независимость город-государство смог недолго, около 70 лет (с 146 по 74 год до нашей эры).

Римский период

Вхождение в состав империи только пошло на благо экономике Византиума (так его стали называть на латинский лад). На протяжении почти 200 лет он мирно разрастался по обоим берегам Босфора. Но в конце 2 века нашей эры гражданская война в Римской империи положила конец его процветанию.

Византиум поддержал партию Гая Песценния Нигера, действующего властителя. Из-за этого город был осажден и через три года взят войсками нового императора, Луция Последний приказал разрушить до основания все укрепления античного полиса, а заодно отменил все его торговые привилегии.

Путешественник, прибывший в Стамбул (Константинополь), сможет увидеть лишь оставшийся с того времени античный ипподром. Он расположен на площади Султанахмет, прямо между двумя главными святынями города - Голубой мечетью и Айя-Софией. А еще памятником того периода является акведук Валента, который начали строить во времена правления Адриана (2 век н. э.).

Утратив свои укрепления, Византиум стал подвергаться набегам варваров. Без торговых привилегий и порта его экономический рост прекратился. Жители стали покидать город. Византиум сжался до первоначальных размеров. То есть он занимал высокий мыс между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог.

Но Византиуму было не суждено долго прозябать в качестве захолустья на задворках империи. Император Константин Первый Великий отметил чрезвычайно удачное расположение городка на мысу, контролирующего проход из Черного в Мраморное море.

Он приказал укрепить Византиум, проложить новые дороги, построить красивые административные здания. Сначала император и не думал покидать свою столицу - Рим. Но трагические события в личной жизни (Константин казнил сына Криспа и свою жену Фаусту) вынудили его покинуть Вечный город и уехать на восток. Вот это обстоятельство и заставило его обратить более пристальное внимание на Византиум.

В 324 году император приказал начать отстройку города со столичным размахом. Спустя шесть лет, 11 мая 330 года, прошла официальная церемония освящения Нового Рима. Почти сразу же за городом закрепляется и второе имя - Константинополь.

Стамбул за время правления этого императора преобразился. Благодаря Миланскому эдикту языческие храмы города оказались нетронутыми, но начали возводиться христианские святыни, в частности церковь Святых Апостолов.

Константинополь в годы правления последующих императоров

Рим все больше страдал от набегов варваров. На границах империи было неспокойно. Поэтому преемники Константина Великого предпочитали считать своей резиденцией Новый Рим. При малолетнем императоре Феодосии Втором префект Флавий Анфемий распорядился укрепить столицу.

В 412-414 годах были возведены новые стены Константинополя. В Стамбуле до сих пор сохранились фрагменты этих укреплений (в западной части). Стены протянулись на пять с половиной километров, опоясывая территорию Нового Рима в 12 кв. км. По периметру укреплений возвышались на 18 метров 96 башен. А сами стены до сих пор поражают своей неприступностью.

Еще Константин Великий распорядился возвести возле церкви Святых Апостолов родовую усыпальницу (в ней он и был похоронен). Этот император отреставрировал Ипподром, возвел термы и цистерны, позволяющие накапливать воду для нужд города. На момент правления Феодосия Второго Константинополь включал в себя семь холмов - столько же, сколько и в Риме.

Столица Восточной империи

С 395 года внутренние противоречия в некогда мощной сверхдержаве привели к расколу. Феодосий Первый разделил свои владения между сыновьями Гонорием и Аркадием. Западная Римская империя де-факто перестала существовать в 476 году.

Но ее восточную часть набеги варваров затронули мало. Она продолжала существовать под названием Ромейской империи. Таким образом подчеркивалась преемственность с Римом. Жители этой империи звались ромеями. Но позже вместе с официальным наименованием все чаще стало употребляться слово Византия.

Константинополь (Стамбул) дал свое античное название всей империи. Все последующие правители оставляли после себя существенный след в архитектуре города, возводя новые общественные здания, дворцы, церкви. Но «золотым веком» византийского Константинополя считают период с 527 по 565 гг.

Город Юстиниана

На пятом году правления этого императора вспыхнул бунт - крупнейший в истории города. Это восстание, получившее название «Ника», было жестоко подавлено. Было казнено 35 тысяч человек.

Правители знают, что наряду с репрессиями нужно как-то успокоить подданных, устроив или победоносный блицкриг или затеяв массовое строительство. Юстиниан выбрал второй путь. Город превращается в большую стройку.

Император призвал в Новый Рим лучших архитекторов страны. Именно тогда всего лишь за пять лет (с 532 по 537 гг.) был возведен Софийский собор в Константинополе (или Стамбуле). Был снесен квартал Влахерны, а на его месте появились новые укрепления.

Не забыл Юстиниан и себя, приказав возвести в Константинополе императорский дворец. К периоду его правления относится и постройка церкви Святых Сергия и Вакха.

После смерти Юстиниана Византия стала переживать тяжелые времена. Годы правления Фоки и Ираклия ослабили ее внутренне, а осады аварцев, персов, арабов, болгар и восточных славян подорвали ее военную мощь. Не пошли на пользу столице и религиозные распри.

Борьба иконоборцев и почитателей святых ликов часто заканчивалась разграблением церквей. Но при всем этом население Нового Рима превышало сотню тысяч человек, что было больше любого крупного европейского города тех времен.

Период Македонской династии и Комнинов

С 856 по 1185 гг. Стамбул (бывший Константинополь) переживает небывалый расцвет. В городе возникает первый университет - Высшая Школа, расцветают искусства и ремесла. Правда, этот «золотой век» также омрачали разные проблемы.

С 11 столетия Византия стала лишаться своих владений в Малой Азии из-за нашествия турок-сельджуков. Тем не менее столица империи процветала. Путешественнику, интересующемуся историей Средневековья, следует обратить внимание на сохранившиеся фрески в Айя-Софии, где изображены представители династии Комнинов, а также посетить Влахернский дворец.

Следует сказать, что в тот период центр города сместился к западу, ближе к оборонительным стенам. В городе стало больше чувствоваться и западноевропейское культурное влияние - в основном благодаря венецианским и генуэзским купцам, обосновавшимся у

Совершая прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя, следует посетить монастырь Христа Пантократора, а также церкви Богородицы Кириотиссы, Феодора, Феодосии, Приснодевы Паммакристи, Иисуса Пантепопта. Все эти храмы были возведены при Комнинах.

Латинский период и турецкое завоевание

В 1204 году папа римский объявил Четвертый крестовый поход. Европейское воинство взяло город штурмом и полностью его сожгло. Константинополь стал столицей так называемой Латинской империи.

Оккупационный режим Балдуинов Фландрских продолжался недолго. Греки вновь вернули себе власть, и в Константинополе обосновалась новая династия Палеологов. В ней заправляли прежде всего генуэзцы и венецианцы, образовав практически автономный Галатский квартал.

Город при них превратился в крупный торговый центр. Но они пренебрегли военной обороной столицы. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться турки-османы. В 1452 году султан Мехмед Завоеватель строит на европейском берегу Босфора (к северу от современного района Бебек) крепость Румелихисар.

И уже не важно, в каком году Константинополь стал Стамбулом. Участь города была предрешена с постройкой этой крепости. Константинополь больше не мог сопротивляться османам и был взят 29 мая Тело последнего греческого императора было захоронено с почестями, а голова выставлена на всеобщее обозрение на Ипподроме.

Столица Османской империи

Трудно сказать точно, когда Константинополь стал Стамбулом, поскольку новые хозяева сохранили за городом его старое имя. Правда, они переиначили его на турецкий лад. Константинийе стал столицей ведь турки хотели позиционировать себя как «Третий Рим».

Вместе с тем в обиходе все чаще стало звучать и другое название - «Ис Танбул», что на местном диалекте означает попросту «в городе». Конечно, султан Мехмед распорядился превратить все церкви города в мечети. Но Константинополь только расцвел при владычестве Османов. Ведь их империя была мощной, а богатства завоеванных народов «оседали» в столице.

Константинийе обзавелся новыми мечетями. Самая красивая из них - возведенная архитектором Синаном Сулеймание-Джами - возвышается в старой части города, в районе Вефа.

На месте римского форума Феодосия был построен дворец Эски-Сарай, а на акрополе Византия - Топкапы, который служил резиденцией для 25 правителей Османской империи, живших там на протяжении четырех веков. В 17 веке Ахмед Первый приказал построить напротив Айя-Софии Голубую мечеть, еще одну красивейшую святыню города.

Упадок Османской империи

Для Константинополя «золотой век» приходился на годы правления Сулеймана Великолепного. Этот султан вел одновременно и захватническую, и мудрую внутреннюю государственную политику. Но его преемники постепенно начинают сдавать позиции.

Империя разрастается географически, но слабая инфраструктура не позволяет поддерживать связь между провинциями, которые переходят под власть местных управляющих. Селим Третий, Мехмет Второй и Абдул-Меджид пробуют внедрить реформы, которые оказываются явно недостаточными и не отвечают запросам времени.

Тем не менее, Турция еще выигрывает Крымскую войну. В те времена, когда Константинополь переименовали в Стамбул (но лишь неофициально), в городе было построено много зданий на европейский манер. Да и сами султаны распорядились построить новый дворец - Домлабахче.

Это здание, напоминающее итальянский палаццо Ренессанса, можно увидеть на европейской стороне города, на границе районов Кабаташ и Бешикташ. В 1868-м открывается Галатосарайский лицей, два года спустя - университет. Потом город обзавелся трамвайной линией.

А в 1875 году в Истанбуле даже появилось метро - «Тюннель». Спустя 14 лет столица стала соединена с другими городами железнодорожным сообщением. Сюда прибывал легендарный «Восточный Экспресс» из Парижа.

Республика Турция

Но правление султаната не отвечало запросам эпохи. В 1908 году в стране произошла революция. Но «младотурки» втянули государство в Первую мировую войну на стороне Германии, в результате чего Константинополь оказался захваченным войсками Франции и Великобритании.

Вследствие новой революции к власти приходит Мустафа Кемаль, которого турки и по сей день считают «отцом нации». Он переносит столицу страны в город Ангору, которую переименовывает в Анкару. Пришло время рассказать о том, в каком году Константинополь стал Стамбулом. Это произошло 28 марта 1930 года.

Именно тогда вступил в силу «Закон о почте», который запретил в письмах (да и в официальных документах) использовать наименование Константинополь. Но, повторимся, название Истанбул бытовало еще во времена Османской империи.

"Istanbul was Constantinople, now it"s Istanbul, not Constantinople, why did Constantinople get the works?.."

Каждый образованный человек про историю Стамбула знает две вещи:

  1. Император Константин перенёс сюда столицу Римской Империи, и дал городу своё имя, назвав его Константинополем. (IV век нашей эры)
  2. Через более чем тысячу лет османские армии захватили его, и превратили в столицу исламского мира. Заодно изменили название, и он превратился в Стамбул. (XVI век нашей эры)
Но, как оказалось, оба эти пункта неверные! Ни Константин, ни Султан-завоеватель не переименовывали город так, как я думал. Они его совсем по-другому переименовывали. Вот как было на самом деле:

Карты на стол : Этот пост впервые появился в моём блоге больше трёх лет назад, но, уверен, многие из вас не знакомы с деталями истории Стамбула. А если вы уже читали у меня эту информацию, то обязательно напишите мне об этом в комментариях!

Кстати, о втором переименовании города я ещё в детстве узнал из песенки, которую услышал в мультфильме (всего 2 минуты, очень рекоммендую, поднимает настроение):

Итак, вот краткая история разных имён многострадального Стамбула:

В 667 году до нашей эры город основан под именем Византий (греч. Βυζάντιον) - есть предположения, что назвали его так в честь греческого царя Византа.

В 74 году нашей эры город Византий стал частью Римской Империи. Его имя при этом не изменилось.

В 193 году император Септимий Север решает переименовать город в честь своего сына Антония. На 19 лет Византий стал Августой Антониной , потом имя поменяли назад.

В 330 году Константин провозглашает Византий столицей империи, и издаёт указ о переименовании города в Новый Рим (а не то что вы подумали). Правда это имя никому не понравилось, и жители продолжал называть город Византием. На этот момент городу уже было почти 1,000 лет.

За время своего правления Константин усиленно перестраивал город, увеличил его размеры в несколько раз, и в общем изменил облик до неузнаваемости. За это в народе Византий стали называть городом Константина (греч. Κωνσταντινούπολις).

Лишь при правлении Феодосия II, около ста лет спустя, город впервые называют Константинополем в официальных документах - настолько не нравилось никому название "Новый Рим". В итоге это имя на века закрепилось за византийской столицей.

В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь после длительной осады. Это положило конец Византийской Империи, и дало начало Османской. Новые хозяева стали называть город по-новому: "Константиние ". Впрочем в переводе это значит абсолютно то же, что и по-гречески - "город Константина". Иностранцы при этом как называли его Константинополем, так и продолжили.

К моему удивлению, оказалось, что город так и назывался Константинополем на протяжении всей истории Османской Империи. Лишь после появления Турецкой Республики в 1920х годах, его сочли нужным переименовать. Правительство Ататюрка настоятельно просило всех иностранцев называть город новым именем: Istanbul . (По-русски город стали называть Стамбулом.)

Октуда же взялось такое название? Снова сюрприз: это вовсе не турецкое слово, как мне казалось. На протяжении веков, местные жители, говоря о центральной части города, называли его по-гречески "εις την Πόλιν" (в средневековье это произносилось "истемболис"). Что значит попросту "Город", или, в современном понимании - "даунтаун". Ровно так сегодня жители Нью Йорка называют Манхэттен "сити".

Открытка 1905 года: Константинополь, вид на Галату и Стамбул

Выходит, что молодое правительство турецких националистов использовало для своей столицы греческое название, в то время, когда активно боролись с соседями-греками за территорию.

Подытожим: Император Константин не называл в честь себя Константинополь. Завоеватели-османы не меняли его имени на Стамбул. И вообще, Стамбул - это греческое, а не турецкое название, обозначающее "Город".