Константин паустовский - золотая роза. Синтетический разбор: Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка,нужно

От Гость >>

1. Я уверен что для полного овладения русским языком нужно (не)только постоя..ое общение с простыми русскими людьми но и общение с лесами водами старыми ивами с пересвистом птиц и с каждым цветком.2. Должно быть у каждого человека случает..ся своё счастливое время открытий.3. Случилось и у меня такое лето открытий обильное грозами и радугами.4. Прошло это лето в тени сосновых лесов журавли..ых криках игре ноч..ного неба в (не)пр..лазных п..хучих зар..слях таволги в воинстве..ых петуши..ых воплях и песнях девушек среди веч..реющих лугов когда закат золотит девичьи глаза.5. В это лето я узнал наново много слов которые до той поры были хотя и извес..ными мне но д..лёкими и (не)пер..житыми. 6. Раньше они вызывали только один обыч..ный скудный образ. 7. А вот теперь ок..залось что в каждом таком слове заложе..а бездна живых обр..зов.8. Какие(же) это слова? 9. Их так много. 10. Неизвес..но даже с каких нач..нать.11.Между прочим сущ..ствует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.12. Иногда писатель (не)вид..т за словами того о чём он пиш..т. 13. А если писатель (не)вид..т то и читатель (н..)чего не увид..т за ними. 14. Надо вид..ть. 15. И тогда писатель пиш..т так что самые простые и порой даже стёртые слова пр..обретают новизну. 16. Вызывают у читателя те мысли чувства сост..яния какие писатель хотел ему пер..дать.

1. Определить стиль и тип речи текста.2. Записать № предложения, в котором содержится основная мысль текста.3. Из предложений № 7 - 11 выписать слово с орфограммой З – С на конце приставок.4. Заменить словосочетание много слов (примыкание) на словосочетание со связью согласование. 5. Выписать грамматическую основу предложения № 11.6. Среди предложений 1 – 4 найти предложение с обособленным определением.7. Сделать морфологический разбор слова извес..ный. (предл.№ 5) 8. Сделать синтаксический разбор предложения № 12.

Ответ оставил Гость

1). Художественный, повествование.
2). 1, 7, 11, 15.
4)птичий пересвист
6). должно быть
7)
ИзвесТный - извесТен.
3,5,8, не знаю
Я уверен, что для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком.
Должно быть у каждого человека случается свое счастливое время открытий.
Случилось и у меня такое лето открытий, обильное грозами и радугами.
Прошло это лето в тени сосновых лесов, журавлиных криках, игре ночного неба, в неприличных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза.
В это лето я узнал? много слов, которые до той поры были хотя и известными мне, но далекими и неприжитыми.
Раньше они вызывали только один обычный скудный образ.
А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
Какие же это слова?
Их так много.
Неизвестно даже с каких начинать.
Между прочим, существует своего рода закрн воздействия писательского слова на читателя.
Иногда писатель не видит за словами того, о чем он пишет.
А если писатель не видет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Надо видеть.
И тогда писатель пишет так, что самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну. (Запятую тут нужно еще, где не пойму)
Вызывают у читателя те сысли, чувства, состояния, какие писатель хотел ему передать.

текст пиши так все что смог удачи!

Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений .

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:

  1. Исключение:

Вводных слов;

Однородных членов предложения;

Повторов;

Однотипных примеров;

Риторических вопросов и восклицаний;

Цитат;

Деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

Пояснений;

Рассуждений;

Описаний;

Слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо:

Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.

Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.

Например: Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)

В данном предложении избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:

Сказка живет везде, во всем . (5 слов)

2. Обобщение или объединение:

Парцеллированных предложений;

Ряда предложений, связанных одной мыслью;

Частей предложений;

Конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

Например: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

3. Замена:

- однородных членов обобщающим словом;

Сложного предложения – простым;

Части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

Прямой речи – косвенной;

Части текста одним предложением;

Части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо:

Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.

Сформулировать получившееся предложение.

Например: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Сказки любят все. (3 слова )

Сочетание исключения и обобщения (объединения):

Например: Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)

Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше . (20 слов)

Сочетание исключения и замены:

Например: Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)

Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

Сочетание замены, исключения и объединения:

Например: Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово)

Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)

Что нельзя удалять из текста?

Основные детали, помогающие понять авторскую идею;

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

При первом чтении:

  1. Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
  2. Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
  3. Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
  4. Запомните последовательность событий, рассуждений.
  5. Определите количество абзацев, ключевые слова.
  6. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  7. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения:

  1. Разделите текст на смысловые части.
  2. Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
  3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
  4. Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
  5. Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Обучающее занятие: приемы компрессии текста

Задание №1. Прочитай текст для сжатого изложения.

1.Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с людьми, но общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком. 2.Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

4.В это лето я узнал на ощупь, на вкус, на запах много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. 5.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 6.А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

7. Какие же это слова?

8. Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

9. Но одно дело – представить, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

10. Тогда все эти слова, рассказывающие о дождях, крепнут, наполняются выразительной силой. 11.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

(По К.Г. Паустовскому)

  1. слов)

Задание №2 . Примени приёмы сжатия текста для каждого абзаца:

Приёмы сжатия:

1.Найди и выдели в предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или грамматические основы, если предложение сложное.

2. Предложение №1 – сложноподчинённое с разными видами связи, причём вторая часть осложнена однородными членами. Значит, выберем только ту часть развёрнутой информации, которая непосредственно связана с главной мыслью текста в целом. Поэтому в первую очередь необходимо определить ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста. В очерке К.Г.Паустовского речь идет о словах, наполненных природного, близкого сердцу русского человека смысла. Общую информацию, связанную с темой текста, выражает второе придаточное предложение, а ключевым словом, «подсказывающим» эту взаимосвязь, является выражение «чувство языка». Поэтому, во-первых, исключим из состава сложного предложения частично главную и полностью первую придаточную части. А из состава продолжения главной части (концовка предложения, осложнённого однородными членами) исключим весь однородный ряд, применив следующий способ сжатия текста - свёртывание предложения за счёт обобщения. Другими словами, мы обобщим мысль, выраженную автором при помощи ряда однородных дополнений, одним словом или небольшим выражением. Например: общение с окружающим нас миром.

3. Предложение №2. Это предложение можно исключить при сжатии текста, так как оно лишь дополняет смысл предыдущего и найдёт «своё продолжение» в третьем предложении.

4. Предложение №3 - простое, осложнённое приложением и распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Поскольку конструкции осложнения как правило несут добавочную информацию, то исключить надо именно их. Но будьте внимательны: проверьте, не содержат ли они ярких, эмоциональных, образно-обобщающих выражений, тесно связанных с главной мыслью текста. В нашем тексте обобщающе-образное средство – метафора лето открытий 1 находится в основной части предложения, которую мы сохраняем.

5. Предложение №4 – осложнённое распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Внимание! В составе причастного оборота находятся слова (два однородных определения далёкими и непережитыми ), которые очень важно сохранить, так как они подчёркивают идею текста К.Г.Паустовского – пробудить в читателе «переживание, ощущение» живого слова. Поэтому мы исключаем из состава предложения все слова, за исключением подлежащего и сказуемого (я узнал) и дополнения (слов). Перенесём два определения далёкими и непережитыми из причастного оборота в основную часть предложения и согласуем с существительным слов 2 (см далее образец сжатого изложения данного текста).

6. Предложение № 5 – исключаем полностью, так как оно лишь распространяет смысл предыдущего.

7. Предложение № 6 – отсекаем полностью главную часть и часть конструкции осложнения простого предложения, за исключением обобщающе-образного выражения бездна живых образов в концовке предложения. Соединим эту конструкцию с предыдущим предоложением№5 3 (результат смотри в образце сжатого изложения данного текста).

8. Предложение №7 – выполняет особую смыслово-риторическую функцию: является предложением-абзацем, и поэтому не может быть исключено, так как нарушится логика построения текста. Кроме того, вопрос, заданный автором текста, не только задаёт тон рассуждению, но и является смысловой связкой между частями сжатого изложения. Убери его, и нарушится смысловое единство уже полученного сжатого текста.

9. Предложение №8 – сложноподчинённое, придаточная часть которого осложнена однородными определениями. Применим следующий приём сжатия текста – обобщение-замену. Другими словами, заменим ряд однородных членов одним определением разные дожди . Кроме того, исключим вводное слово, так как вводные слова и конструкции всегда несут только добавочную информацию.

Возможен и другой вариант сжатия: отсечем главную часть сложноподчинённого предложения, чтобы не допустить речевого повтора конструкции я знал . Тогда полученное предложение будет простым неосложнённым – кратким, несущим только основную, обобщённую информацию.

10. Предложение №9 – сложная синтаксическая конструкция, т.е. предложение с разными видами связи. Из состава сложносочинённого предложения оставим только союз но . Далее включим в конструируемое предложение слово главное 4 , которое будет выполнять функцию главного члена нового предложения. Добавим часть придаточной части, которая непосредственно связана с главной мыслью текста автора. Распространённое определение отсечём, заменив его определением отличительны е 5 и согласуем его с существительным признаки (результат смотри в образце сжатого изложения данного текста).

11. Предложение №10 - простое, осложнённое распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Хотя причастный оборот несёт дополнительную информацию, но именно в нём содержится обобщённо-выразительное выражение (слова) рассказывающие о дождях, непосредственно связанное с темой текста К.Г.Паустовского. Поэтому его необходимо включить в состав реконструируемого предложения.

12. Предложение №11 – сложноподчинённое, придаточная часть которого находится в середине главной, что осложняет приём сжатия предложения. Поэтому структуру сложноподчинённого предложения нужно сохранить, чтобы не допустить грамматической ошибки (нарушение структуры предложения). Но можно исключить второй однородный член с зависимыми словами, который несёт дополнительную, а не главную информацию, напрямую не связанную с главной мыслью текста.

Проверь себя:

1.[Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того] чтобы не потерять чувство [этого] языка, нужно [не только постоянное общение с людьми, но] общение с [лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком]. 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий [в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.]

4.[В это лето] я узнал [на ощупь, на вкус, на запах много] слов, [бывших до той поры хотя и известными мне, но ] далёкими и непережитыми. [ 5.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 6.А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове] заложена бездна живых образов.

7.Какие же это слова?

8.Я, [конечно,] знал, что ]есть дожди [моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни)].

9. Но [одно дело – представить, а другое дело – испытать эти дожди на себе и]понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные[от признаков других дождей.]

10. Тогда [все эти] слова, рассказывающие о дождях, [крепнут], наполняются выразительной силой. 11.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, [а не произносишь его машинально, по одной привычке]

Задание №3 . Напиши сжатое изложение, используя Памятку к написанию сжатого изложения.

Образец сжатого изложения:

Чтобы не потерять чувство языка , нужно общение с окружающим нас миром. Случилось и у меня одно такое лето открытий.

Я узнал далёкие и непережитые слова, в которых заложена бездна живых образов.

Какие же это слова?

Я знал, что есть разные дожди.

Но главное понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои отличительные признаки.

Тогда слова, рассказывающие о дождях, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь.


Задание №1

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

1. Прочитайте текст и определите его стилевую принадлежность. Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на стилеобразующне факторы, изложенные в УМП. Приведите фрагменты текста, подтверждающие Вашу точку зрения. (3 фрагмента).

Данный художественный текст – очерк Паустовского “Язык и природа” из повести “Золотая роза”. Несмотря на то, что жанр “очерк” свойствен публицистическому стилю, очерки Паустовского являются собственно художественными.

2. Определите, к какому функционально-смысловому типу речи (рассуждению, описанию или повествованию) относится данный текст.

Данный текст относится к функционально-смысловому типу описание, т.к. представляет собой изображение явлений природы путем перечисления и раскрытия ее основных признаков: дожди, небо, гроза, молнии, зарница и т. д.

3. Проанализируйте композицию текста, обратите внимание на слова и словосочетания, которые служат для его организации. Укажите, с помощью чего достигается убедительность и логичность изложения.

Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт.

4. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства языка и определите их тип (тропы, стилистические фигуры). 3 примера.

Для художественного и публицистического описания характерно широкое использование средств языковой выразительности (метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов и др.). Характерны тропы и для данного текста:

Задание №2

Напишите эссе на тему 6. Сенека: «Длинен путь через наставления, кроток и легок через примеры»

Обратите внимание на следующие аспекты темы.

1. Согласны ли Вы с этим утверждением? Какие аргументы в пользу Вашей позиции Вы можете привести? Какие аргументы могут привести Ваши оппоненты?

2. Постарайтесь использовать специальные средства выразительности речи, чтобы сделать Ваше эссе более убедительным.

3. Обратите внимание на связность и логичность изложения, соблюдение норм орфографии, пунктуации и культуры речи.

Похожие документы:

Перепишите приведенные отрывки текстов, расставьте знаки препинания. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит текст

контрольная, 12 стр100 руб

1. я уверен, что для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком. 2. должно быть у каждого человека случается своё счастливое время открытий. 3. случилось и у меня такое лето открытий, обильное грозами и радугами. 4. прошло это лето в тени сосновых лесов, журавлиных криках, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и в песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза. 5. в это лето я узнал заново много слов, которые до той поры были хотя и известными мне, но далёкими и не пережитыми. 6. раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 7. а вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов. 8. какие же это слова? 9. их так много. 10. неизвестно даже с каких начать. 11. между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. 12. иногда писатель не видит за словами того, о чём он пишет. 13. а если писатель не видит,то и читатель ничего не увидит за ними. 14. надо видеть. 15. и тогда писатель пишет так, что самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну. 16. вызывают у читателя те мысли, чувства, состояние какие писатель хотел ему передать. помогите, 1. определить стиль и тип речи текста; 2. записать № предложения, в котором содержится основная мысль текста; 3. из предложения№4 выписать слово с чередуюей гласной в корне; 4. заменить словосочетание с пересвистом птиц (управление) на словосочетание со связью согласования; 5. выписать грамматическую основу из предложения №8. 6. среди предложений 1-4 найти предложения с вводнымсловом.

Уважаемые одиннадцатиклассники!

Данный текст может быть полезен для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

2.Обратите внимание на выделенные в тексте фрагменты.

3.Выберите необходимые, на Ваш взгляд, клише.

1.К тексту прилагается одна проблема.

2.Учтите, что название текста не всегда соответствует тому названию, которое, возможно, существовало у автора. Поэтому в сочинении на ЕГЭ, если Вы не знаете точного названия, избегайте того названия, которое предлагается в разных источниках.

высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль о том, что «…»

стремится (хочет) донести до читателя мысль о том, что «…»

заставляет читателя обратить внимание на…

призывает читателя…

считает, что…

убеждает нас в том, что

утверждает, что…

утверждает, что только

выступает за то,

показывает нам людей, которые…

приводит (подводит) читателя к мысли о том, что...

приходит к такому выводу: …

восхищается (кем? чем?)

поражается (чему?)

словно приглашает вместе с ним полюбоваться (чем?)

с интересом наблюдает за (чем?)

с болью в сердце (с горькой иронией, с горечью) пишет (говорит) о том, что....

не может мириться с тем, …

выражает тревогу…

обращает внимание на то, что…

«…» - в этих словах, по-моему, отражена основная проблема текста.

«…» – это высказывание точно отражает мысль автора.

В тексте доказывается мысль о том, что «…»

Автор даёт оценку (чему?)
Автор выявляет сущность (чего?)
Автор излагает свой подход (к чему?)
Автор исходит из того, что
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Автор убедительно доказывает, (что?)
Определяя сущность и место (чего? в чём?), автор считает, что
Подчёркивая актуальность (чего?), автор обращает внимание (на что?)
По мнению автора, важное значение имеет (что?)

ТЕКСТ

ПРОБЛЕМА взаимосвязи родного языка и родной природы в жизни человека

«…не потерять чувство… языка» (По К.Г.Паустовскому)

1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

2)Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. 3) Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

4)Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечеряющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

5)В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далекими и непережитыми . 6)Раньше они вызывали только один обычный скучный образ. 7)А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов.

8)Какие же это слова? 9)Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. 10)Легче всего, пожалуй, с «дождевых ».

11)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

12)Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия , свои признаки, отличные от признаков других дождей.

13)Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. 14)Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь , а не произносишь его машинально, по одной привычке.

15)Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. 16)Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. 17)Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. 18)В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста. (По К.Г.Паустовскому)

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – русский писатель.

Писал разнообразные по тематике произведения, в том числе о людях искусства: о художниках – «Исаак Левитан», «Орест Кипренский», о поэте и художнике – «Тарас Шевченко». Особое место в его творчестве занимает Мещерский край. Об этом крае он писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей».

Повесть «Золотая роза» посвящена сущности писательского труда.

Произведения:

Растрёпанный воробей

Кот-ворюга

Корзина с еловыми шишками.

Скрипучие половицы

Тёплый хлеб

Колотый сахар

Телеграмма

Золотая роза

Мещёрская сторона

Алмазный язык

Язык и природа

Желаем терпения в подготовке к сочинению! Будьте уверены: упорство, старание и усиленная тренировка дадут достойные результаты.

__________________________________________________________________________________

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1 ».

Подробные инструкции как воспользоваться сборником или если Вы хотите воспользоваться сборником полуготовых сочинений, напишите по адресу