Константин Бальмонт: Сонеты. Константин бальмонт - сонеты

Бальмонт Константин

К.Д.БАЛЬМОНТ

Памяти А. П. Плещеева Колокольный звон Из сборника "Под северным небом" Лунный свет Зарождающаяся жизнь Август Смерть Из сборника "В безбрежности" Подводные растенья Океан Бесприютность Из сборника "Тишина" Дон-Жуан Из сборника "Горящие здания" Бретань Проповедникам Хвала сонету Разлука Из сборника "Ясень" Вопль к ветру Скажите вы Тамар Саморазвенчанный Под северным небом Из сборника "Сонеты солнца, меда и луны" Звездные знаки Что со мной? Умей творить На огненном пиру Снопы Далекое Сила Бретани Рождение музыки На отмели времен Шалая Кольца Пантера Блеск боли Микель Анджело Леонардо да Винчи Марло Шекспир Кальдерон Эдгар По Шелли Эльф Лермонтов Ребенку богов, Прокофьеву Только Из сборника "Мое - ей. Россия" "Приветствую тебя, старинный крепкий стих..." Переводы П. Б. Шелли. Озимандия Шарль Бодлер. Красота Гигантша Пропасть

ПАМЯТИ А. Н. ПЛЕЩЕЕВА

Он был из тех, кого судьба вела

Кремнистыми путями испытанья, Кого везде опасность стерегла, Насмешливо грозя тоской изгнанья. Но вьюга жизни, бедность, холод, мгла В нем не убили жгучего желанья Быть гордым, смелым, биться против зла, Будить в других святые упованья. Держал он светоч мысли в черный день, В его душе рыдания звучали, В его строфах был звук родной печали, Унылый стон далеких деревень, Призыв к свободе, нежный вздох привета И первый луч грядущего рассвета.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Как нежный звук любовных слов На языке полупонятном, Твердит о счастьи необъятном Далекий звон колоколов.

В прозрачный час вечерних снов В саду густом и ароматном. Я полон дум о невозвратном, О светлых днях иных годов.

Но меркнет вечер, догорая, Теснится тьма со всех сторон; И я напрасно возмущен

Мечтой утраченного рая; И в отдаленьи замирая, Смолкает колокола звон.

ПОД СЕВЕРНЫМ НЕБОМ. 1894

ЛУННЫЙ СВЕТ

Когда луна сверкнет во мгле ночной Своим серпом, блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.

К лесам, к горам, к вершинам белоснежным Я мчусь в мечтах, как будто дух больной, Я бодрствую над миром безмятежным, И сладко плачу, и дышу - луной.

Впиваю это бледное сиянье, Как эльф, качаюсь в сетке из лучей, Я слушаю, как говорит молчанье.

Людей родных мне далеко страданье, Чужда мне вся Земля с борьбой своей, Я - облачко, я - ветерка дыханье.

ЗАРОЖДАЮЩАЯСЯ ЖИЗНЬ

Еще последний снег в долине мглистой На светлый лик весны бросает тень, Но уж цветет душистая сирень, И барвинок, и ландыш серебристый.

Как кроток и отраден день лучистый, И как приветна ив прибрежных сень. Как будто ожил даже мшистый пень, Склонясь к воде, бестрепетной и чистой.

Кукушки нежный плач в глуши лесной Звучит мольбой тоскующей и странной. Как весело, как горестно весной,

Как мир хорош в своей красе нежданной Контрастов мир, с улыбкой неземной, Загадочный под дымкою туманной.

Как ясен август, нежный и спокойный, Сознавший мимолетность красоты. Позолотив древесные листы, Он чувства заключил в порядок стройный. В нем кажется ошибкой полдень знойный,С ним больше сродны грустный мечты, Прохлада, прелесть тихой простоты И отдыха от жизни беспокойной. В последний раз пред острием серпа Красуются колосья наливные, Взамен цъотов везде плоды земные. Отраден вид тяжелого снопа,

А в небе - журавлей летит толпа И криком шлет "прости" в места родные.

Суровый призрак, демон, дух всесильный, Владыка всех пространств и всех времен, Нет дня, чтоб жатвы ты не снял обильной, Нет битвы, где бы ты не брал знамен.

Ты шлешь очам бессонным сон могильный; Несчастному, кто к пыткам присужден, Как вольный ветер, шепчешь в келье пыльной, И свет даришь тому, кто тьмой стеснен.

Ты всем несешь свой дар успокоенья, И даже тем, кто суетной душой Исполнен дерзновенного сомненья.

К тебе, о царь, владыка, дух забвенья, Из бездны зол несется возглас мой: Приди. Я жду. Я жажду примиренья!

В БЕЗБРЕЖНОСТИ. 1895

ПОДВОДНЫЕ РАСТЕНЬЯ

На дне морском подводные растенья Распространяют бледные листы И тянутся, растут, как привиденья, В безмолвии угрюмой темноты.

Их тяготит покой уединенья, Их манит мир безвестной высоты, Им хочется любви, лучей, волненья, Им снятся ароматные цветы.

Но нет пути в страну борьбы и света, Молчит кругом холодная вода. Акулы проплывают иногда.

Ни проблеска, ни звука, ни привета, И сверху посылает зыбь морей Лишь трупы и обломки кораблей.

Валерию Врюсову

Вдали от берегов Страны Обетованной, Храня на дне души надежды бледный свет, Я волны вопрошал, и океан туманный Угрюмо рокотал и говорил в ответ:

"Забудь о светлых снах. Забудь. Надежды нет. Ты вверился мечте обманчивой и странной. Скитайся дни, года, десятки, сотни лет Ты не найдешь нигде Страны Обетованной".

И, вдруг поняв душой всех дерзких снов обман, Охвачен пламенной, но безутешной думой, Я горько вопросил безбрежный океан,

Зачем он страстных бурь питает ураган, Зачем волнуется, - но океан угрюмый, Свой ропот заглушив, окутался в туман.

БЕСПРИЮТНОСТЬ

Меня не манит тихая отрада, Покой, тепло родного очага, Не снятся мне цветы родного сада, Родимые безмолвные луга. Краса иная сердцу дорога: Я слышу рев и рокот водопада, Мне грезятся морские берега И гор неумолимая громада.

Среди других обманчивых утех Есть у меня заветная утеха:

Забыть, что значит плач, что значит смех, Будить в горах грохочущее эхо И в бурю созерцать, под гром и вой, Величие пустыни мировой.

ТИШИНА. 1898

(Отрывки из ненаписанной поэмы)

But now I am an emperor of a world, this little world of man. My passions are my subjects.

Но теперь я властитель над целым миром, над этим малым миром человека. Мои страсти - мои подданные.

La lima llena1... Полная луна... Иньес, бледна, целует, как гитана. Те ато... ато...2 Снова тишина... Но мрачен взор упорный Дон-Жуана.

Слова солгут - для мысли нет обмана, Любовь людей - она ему смешна. Он видел все, он понял слишком рано Значение мечтательного сна.

Переходя от женщины продажной К монахине, безгрешной, как мечта, Стремясь к тому, в чем дышит красота,

Ища улыбки глаз бездонно-влажной, Он видел сон земли - не сон небес, И жар души испытанной исчез.

Он будет мстить. С бесстрашием пирата Он будет плыть среди бесплодных вод. Ни родины, ни матери, ни брата. Над ним навис враждебный небосвод.

Земная жизнь - постылый ряд забот, Любовь - цветок, лишенный аромата. О, лишь бы плыть - куда-нибудь - вперед, К развенчанным святыням нет возврата. Он будет мстить. И тысячи сердец Поработит дыханием отравы. Взамен мечты он хочет мрачной славы.

И женщины сплетут ему венец, Теряя все за сладкий миг обмана, В проклятьях восхваляя Дон-Жуана.

Что ж, Дон-Люис? Вопрос - совсем нетрудный. Один удар его навек решит. Мы связаны враждою обоюдной. Ты честный муж - не так ли? Я бандит?

Где блещет шпага - там язык молчит. Вперед! Вот так! Прекрасно! Выпад чудный! А, Дон-Люис! Ты падаешь? Убит. In pace requiescat1. Безрассудный! Забыл, что Дон-Жуан неуязвим! Быть может, самым адом я храним, Чтоб стать для всех примером лютой казни? Готов служить. Не этим, так другим. И мне ли быть доступным для боязни, Когда я жаждой мести одержим!

Сгущался вечер. Запад угасал. Взошла луна за темным океаном. Опять кругом гремел стозвучпый вал, Как шум грозы, летящей по курганам.

Я вспомнил степь. Я вижу за туманом Усадьбу, сад, нарядный бальный зал, Где тем же сладко-чувственным обманом Я взоры русских женщин зажигал.

Па зов любви к красавице-княгине Вошел я тихо-тихо, точно вор. Она ждала. И ждет меня доныне.

Но ночь еще хранила свой убор, А я летел, как мчится смерч в пустьттте, Сквозь степь я гнал коня во весь опор.

ГОРЯЩИЕ ЗДАНИЯ. WOO

Лирика современной души

Затянут мглой свинцовый небосвод, Угрюмы волны призрачной Бретани. Семь островов Ар-Гентилес-Руссот, Как звери, притаилися в тумане.

Они как бы подвижны в океане По прихоти всегда неверных вод. И, полный изумленья, в виде дани На них свой свет неясный месяц льет.

Как сонмы лиц, глядят толпы утесов, Седых, застывших в горечи тоски. Бесплодны бесконечные пески.

Их было много, сумрачных матросов. Они идут. Гляди! В тиши ночной Идут туманы бледной пеленой.

ПРОПОВЕДНИКАМ

Есть много струй в подлунном этом мире, Ключи поют в пещерах, где темно, Звеня, как дух, на семиструнной лире, О том, что духам пенье суждено.

Нам в звонах - наслаждение одно, Мы духи струн мирских на шумном пире, Но вам, врагам, понять нас не дано, Для рек в разливе надо русла шире.

Жрецы элементарных теорем, Проповедей вы ждете от поэта? Я проповедь скажу на благо света

УДК 821.161.1.09

СОНЕТЫ К.Д. БАЛЬМОНТА

Жидиханова К.А.

В статье представлен анализ художественных особенностей сонетов К.Д. Бальмонта. Установлен устойчивый признак функционирования жанра в лирике поэта, выразившийся в явном стремлении к экспериментаторсту и разрушению традиционной формы классического сонета.

Ключевые слова: К.Д. Бальмонт, сонет, система рифмовки, символ, смысловой параллелизм, лирический субъект, антитеза, тематический диапазон.

K.D. BALMONT S SONNETS

Zhidikhanova K.A.

The article presents an analysis of the art features of K.D. Balmont"s sonnets. Stable feature of functioning of the genre in the poet"s lyrics is established, what was expressed in a clear effort to experiment and the destruction of the traditional forms of classical sonnet.

Keywords: K.D. Balmont, sonnet, rhyming system, symbol, semantic parallelism, lyrical subject, antithesis, thematic range.

Вершиной русского сонета считаются произведения, включенные в сборник К.Д. Бальмонта «Горящие здания», так как в них отразились все икания, свойственные эпохе символизма.

Значимость жанра для Бальмонта была отмечена еще в начале XX века: «Самосознание поэта - этот центральный мотив «Горящих зданий» - выражено в тесной связи с прославлением этой трудной и традиционной, вполне установленной поэтической формы: сонет, что влек Бальмонта смолоду. В форме сонета прощается навсегда поэт с представителями рассудочности, отвергающей все таинственное...» .

Не случайно количество сонетов в сборнике равно числу строк сонета - 14. Сонеты К.Д. Бальмонта демонстрируют мастерское вкрапление символа в строго очерченную форму и являются доказательством необыкновенного тематического разнообразия данного жанра. Кроме того, поэт предстает неким де-

миургом, провозвестником будущего, выступает как звено, связующее обыденный мир с миром воображаемым. В основе художественных образов поэта - не столько переживание реальности, сколько отражение сознания творца, его духовной жизни. Именно поэтому большая часть сонетов сборника посвящена внутренним переживаниям поэта, размышлениям о том, что подвластно творческой личности.

Сам К.Д. Бальмонт в сборнике «Горящие здания» раскрывает сущность философии, открывшей ему новизну творчества и ощущение слитности с мировым целым, вселенской гармонии: «Я отдаюсь мировому, и мир входит в меня. Мне близки и звезды, и волны, и горы. Мне близки звери и герои... мне близки все, мне понятно и дорого все» .

Сонет «Крик часового» открывает сборник К.Д. Бальмонта, и именно в этом образе

выражено представление поэта о собственном предназначении, о роли искусства и творчества в жизни общества.

Одним из значимых мотивов стихотворения становится мотив тишины. Эта пугающая тишина является символом приближающейся смерти, но есть и жизнь, и она связана с духовной сущностью поэта: «Все спят. Все спит. И пусть. Я - верный - тут...» .

Бытовая ситуация отдыха солдат перед боем представляется как своеобразный переход от жизни к смерти. Поэт подчеркивает иллюзорность всего того, ради чего живут и погибают его герои:

Сады, пещеры, замки изо льда, Забытых слов созвучные узоры, Невинность чувств, погибших навсегда...

Солдаты представляются как обыкновенные люди, живущие по земным законам. А им противопоставлен часовой, которому, в отличие от других, открыто всеведение, дар предчувствия.

Бытовая сцена превращается в предвестие апокалиптической картины. Символичен и призыв: «Товарищи, товарищи, проснитесь!». Совершенно очевидно, что в нем звучит обращение не к конкретным, усталым от боев людям, а к обществу и даже миру, прозябающему в бездействии, во сне. Однако лирический герой верит, что жизнь еще можно возродить, остановить разрушение и смерть.

В сонете «Конец мира» проявляются пессимистические настроения поэта, а оценки мира становятся более жесткими. Самим названием раскрывается отношение лирического героя к тем, кто его окружает. Поэт вновь рисует картину Апокалипсиса:

Могильным блеском вспыхнул серный зной, И души, как листы цветов лесные, Горят, - кипит, свистит пожар лесной .

Весь сонет пронизан осознанием неспособности человечества к спасению. Причины этого лирический герой видит в бытие современников, живущих безнравственно во «лжи» и «позоре».

Пессимистические установки реализуются в завершающей части сонета. Люди опошлили все и живут, нарушая естественные законы природы:

И свод небес, как купол вырезной, Не звездами заискрился впервые, А гнилостью, насмешкой над весной

В сонете «Разлука» поэт испытывает неприязнь ко всему прозаическому. Его лирический герой отчужден от привычной человеку жизни, подчеркнуто безразличен к условностям морали и быта. Своеобразным девизом лирического героя становится утверждение: «живите скорей» - это предвестие трагического столкновения мира с будущем. Небывалая множественность впечатлений, быстрота их смены ведет к укороченности переживаний:

Где б ни был я, - я всем чужой всегда.

Я предан переменчивым мечтаньям,

Подвижным, как текучая вода.

Но никогда, о сердце, никогда

С своим я не встречался ожиданьем

Своеобразным итогом размышлений лирического героя становится утверждение «Никто меня не любит, как земля!», в котором выражен мотив тотального одиночества.

Так, мотивы жизни и смерти в сонетах у К.Д. Бальмонта часто оказываются антитетичными: лирический герой одновременно и верит в светлый исход и в возрождение человечества, и сомневается в возможности светлого будущего.

Синтез Космоса-Хаоса у поэта не менее интересен. Например, в сонете «Уроды» Бальмонт славит «бедных уродов - кривые кактусы, побеги белены и змей и ящериц отверженные роды», славит «чуму, проказу, тьму, убийство и беду, Гоморру и Содом». Трагизм бытия, страх перед жизнью, хаос чувств, впечатлений, в который ввергает человека окружающая действительность, остро ощущаются лирическим героем.

Поэт выступает как носитель христианских представлений, отвергающий пороки. К Библии восходит и образ городов Гоморры и Садома: «И Господь одожди на Содом и Го-морр жупел, и огнь от Господа с небесе. И преврати грады сия, и всю окрестную страну, и вся живущая во градех, и вся прозябающая от земли» (Быт. 19:24-25):

Чума, проказа, тьма, убийство и беда,

Гоморра и Содом, слепые города...

При этом сам лирический герой представляет себя демиургом. Он находится над толпой, поэтому и способен видеть и чувствовать больше, чем простые смертные. Творческое «Я» превращается у Бальмонта в некий абсолют, которым уравнивается все: добро и зло, правда и ложь.

Вместе с тем Бальмонт рисует мистический порыв от земли в потусторонний мир. Так, в сонете «Бретань» мертвые представлены растворенными в окружающем мире: «Как сонмы лиц, глядят толпы утёсов,/ Седых, застывших в горечи тоски./ Их было много, сумрачных матросов./ Они идут. Гляди! В тиши ночной/ Идут туманы бледной пеленой» .

Содержательная сторона сонета совершенно не характерна для Бальмонта конца 90-х. Позже, во вступительной статье «Костры мирового слова» к сборнику «Зов древности» Бальмонт напишет: «Я давно сроднился с замыслами древних космогоний» и подчеркивал, что хочет слышать «подземные голоса и зовы времен отошедших» . Без этого комментария была бы непонятна и ос-

новная мысль сонета «Бретань», потому что в нем поэт отказывается от собственного, пусть и пессимистического, мировидения.

Сила земли и земной смерти преобладающие образы в сонете. Луна - традиционный символ трансцендентности - оказывается во власти земли. Природа в сонете персонифицирована, а острова уподоблены живым существам.

Однако центральным образом стихотворения является Океан. В первой строфе о нем лишь упоминается (угрюмы волны), во второй разворачивается необыкновенная мощь Океана. Не случайно и то, что слово «Океан» выделено заглавной буквой. Так поэт подчеркивает его символическую сущность. И в конечном итоге, стихия воды оказывается той силой, которая подчиняет себе все.

Образная система «Бретани» получает свое развитие в сонете «Утопленники», но, в то же время, она полностью переосмысливается.

Мои мечты, как мертвые в Бретани,

Неумолимо бродят вкруг меня.

Они хотят, в забвение обиды,

Молитв заупокойной панихиды

Своеобразно Бальмонт подошел и к проблеме свободы. Человеческое «Я» превращается у поэта в некий абсолют, в котором уравнивается добро и зло. В образе скорпиона происходит самоотражение лирического героя, соединяющего чуткость и бездушие, добрую и злую волю. Это определяется пантеистическим пафосом всеоправдания мира, многообразие которого пытается постичь поэт, сочетая и высокое, и низкое. В сонете «Скорпион», симво-лико-аллегорическом по своему содержанию, лирический герой уподобляет себя страшному существу, которое ощущает ненависть всего мира. Смерть он принимает как освобождение от земных страданий:

Я гибну. Пусть. Я вызов шлю судьбе,

Я смерть свою нашел в самом себе,

Я гибну скорпионом - гордым, вольным .

Лирический герой Бальмонта утвержда-

ет, что, даже умирая в плену, можно остаться верным самому себе и свободным духовно. Собственную исключительность он видит в том, что и жил, и умирает духовно свободным, и это поднимает его над толпой, делает избранным.

Есть у Бальмонта сонеты, в которых он, так же как и В.Я. Брюсов, изображает действительность и одновременно вводит лейтмотив свободы. Так, в сонете «Проповедникам» Бальмонт пишет:

Нам в звонах наслаждение одно,

Мы духи струн мирских на шумном пире.

Но вам, врагам, понять нас не дано...

Но мерзок сердцу облик идиота,

И глупости я не могу понять! Не случайно сонет назван «Проклятые глупости» - поэт проклинает глупость, как до этого проклинал любовь.

Не изменяя своим пристрастиям к символу, Бальмонт в сонете «Хвала сонету» сравнивает сонет с красивой девушкой:

Люблю тебя, законченность сонета, С надменною твоею красотой, Как правильную четкость силуэта Красавицы изысканно-простой... .

В сонете «Я не из тех» герой претендует на роль сверхчеловека, которому ясна и открыта суть жизни, высший смысл:

В моих зрачках - лишь мне понятный

В них мир видений зыбких и обманных, Таких же без конца непостоянных, Как дымка, что скрывает горный склон

Он противопоставляет себя толпе обывателей исключительностью своих чувств и особой зоркостью, позволяющей видеть в повседневном и прозаическом мерцание всемирного бытия:

И в цепи гор, для глаза вечно-новых, Как глетчер, я снега туда вознес, Откуда виден мир в своих основах! .

В сонете звучит призыв прикоснуться к глубинам души, познать себя, пойти путем правды и получить от этого наслаждение:

Коснись до тайных сил, шатни тот мир, что спит,

И, дрогнув радостно от счастья возрожденья,

Тебя нежданное так ярко ослепит.

В заключительном сонете «Предвещание» лирический герой «всему и всем сочувственный двойник.» При этом он отказывается от земного существования ради трансцендентного:

Я ввысь иду по лабиринтным кручам, Судьба зовет, покой пустынь велик, И стих в душе звучит ключом гремучим .

Минуты высокого вдохновения осмысливаются в сонете как подлинный взлет личности, как магическое таинство, позволяющее отыскать в музыке мира свой заветный идеал.

И снова используются в тексте прямые мировоззренческие установки символизма, душа поэта тянется к далекой заветной звезде: Туда, туда! За грани вечных гор! Вершины спят. Лазурь, покой, простор. Властительны невидимые чары.

В предсмертной мгле дрожит одна звезда,

Над дольней тьмой, где дымные пожары.

Вершины спят. Скорей! Туда, туда! }