Конспект занятия «Звуки,. Буква Л, л

ТЕМА: Звуки (л) , (л*) и буквы Лл.

Цели: продолжить знакомство детей со звуком и буквой Лл., учить писать буквы Лл, проводить звукобуквенный анализ. Дети должны уметь читать слоги и слова с новыми звуками. Разви­вать речь детей, фонематический слух, внимание, па­мять. Воспитывать интерес к чтению, желание быстро научиться читать,

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение объективно оценивать друг друга.

ХОД УРОКА:

1ВМЭ.

Психологический тренинг «Я все могу! У меня все получится!».

Постановка целей урока.

Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке Грамоты?

2 АОЗ

«Корзина идей»

С какими буквами вы уже познакомились и что вы о них знаете?

Вывод: звуки бывают гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Чтение слогов и слов с буквой Л. Хоровое чтение, индивидуальное чтение.

Звукобуквенный анализ. Работа в парах Составление схем слов.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук.)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

Царь зверей раскатисто рычит

Всех зверей собрать спешит,

На камень грандиозно сев,

Скажите, кто же это… (Лев.)

Поднимает великан груз тяжёлый к облакам,

А если станет душно, себя польёт из душа. (Слон.)

Испекла бабуля деду –

Дед остался без обеда.

В лес мальчишка убежал

На носок лисе попал. (Колобок.)

В огне не горит

И в воде не тонет. (Лёд.)

Проверка.

Самостоятельная работа в прописях, и взаимопроверка.

Посмотрите. Просигнальте у кого правильно.

Как вы справились с заданием? Поставьте смайлик.

Чтение слов по букварю. Работа в парах Поставьте смайлик.(соседу за чтение)

Физминутка : Купили мы…

Показ учителем написания слогов на доске.

Письмо «в воздухе».

Письмо в прописи Поставьте смайлик.(за письмо)

4.РОЭ:

Оценивание. Подвести итог. Каких больше смайликов?

Вот и подошло к концу наше занятие.

Что вам особенно запомнилось?

Понравилось?

Кому было трудно?

Интересно?

Спасибо за сотрудничество, с вами очень интересно работать, т.к. вы много знаете и умеете.

А сейчас на стикерах нарисуйте смайлики которые расскажут нам о том, как прошел урок.

Тема: «Звуки [Л] [Л`]. Буква Л.

1 класс.

Цель: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [Л] [Л`] , буквой Л.

2. Уточнить артикуляцию и характеристики звука [л]

3. Работа над развитием фонематического слуха:

· Учить слышать звуки [Л] [Л`] в слогах словах, предложениях;

· Определять место звука в слове.

4. Расширение и уточнение словарного запаса детей.

5. Работа над техникой чтения.

Ход занятия.

Организационный момент.

Вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

Артикуляция звука.

Логопед объясняет, что при произношении звука [Л] язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт.

Характеристика звука.

Можно ли петь звук [Л]? (Нет) . Этот звук является гласным или согласным?(Согласным) . Приставим руку к горлышку и говорим [Л]. Дрожит горлышко? (Да). Значит, голосовые связки вибрируют, звук [Л] – звонкий.

ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ – здесь звук [Л] звучит твёрдо.

ЛЯ, ЛЁ, ЛЮ, ЛИ, ЛЕ - здесь звук [Л] звучит мягко.

Звук [Л] – согласный, звонкий, бывает мягким и твёрдым.

Сегодня мы будем путешествовать по стране БУКВАРИЯ, где живёт ВОЛШЕБНИК, который спрятал букву Л. Чтобы выручить букву, нужно выполнить задания волшебника. Поможем букве Л?

1. Задание: «Речевая зарядка.»

Давайте споём песенку для ВОЛШЕБНИКА:

Ла-ло- лу-лы ал-ол-ул-ал

Лы-лу-ло-ла ыл-ул-ол-ал

Скла-скло-склу-склы

Спла-спло-сплу-сплы

Ло-ло-ло- на улице тепло.

Лу-лу-лу- стол стоит на углу.

Ул-ул-ул- у нас сломался стул.

2. Задание: « Запомните все слова со звуком [Л] [Л`]»

На болоте лягушонок

Лапкой шевелит спросонок,

Потому что лунный лучик – длинноножка

Лягушонку –босоножке

Летней теплой тихой ночью

Лапки ласково щекочет.

3. Задание: « Определи место звука в слове»

Определите место звука [Л] в слове и разложить по корзинкам. (предлагаются корзинки для звукового анализа – дети определяют место звука в слове в начале слова, в середине или в конце) и кладут картинку в соответствующую корзинку)

Картинки: лодка, белочка, лиса, стол, волк, лист, стул.

4. Задание: «Разминка»

«Чтобы продолжить путешествие по стране БУКВАРИЯ, нам нужно отдохнуть и выполнить динамическую разминку».

От волшебника бежали, бег на месте

Мы бежали, мы бежали.

Над горами мы летали, имитация полета

Мы летали, мы летали.

Под водой мы проплывали, имитация плавания

Проплывали, проплывали.

Через камни мы шагали, ходьба с высоким поднимание бедра

Мы шагали, мы шагали.

Тут мы гномов увидали, попарно похлопывают друг друга по плечам

Их мы дружно все обняли.

5. Задание: «Скажи на оборот»

Добавьте в каждое предложение слово со звуком [Л], которое подходит по смыслу:

У березки ствол тонкий, а у дуба - …. (Толстый)

Заяц трусливый, а лев - ….. (Смелый)

Суп горячий, а мороженное - ….. (Холодное)

Собака сытая, а волк - ….. (Голодный)

Воздушный шар легкий, а гиря - ….. (Тяжелая)

Великан сильный, а Дюймовочка - …. (Слабая)

6. Задание: «На что похожа буква Л»

И сказал волшебник:

Вы доказали мне друзья

Что звук скрывать никак нельзя!

Его вам возвращаю я!

Но! Чтоб на письме звук не терять,

Нам будет буква помогать

– Твёрдый согласный звук [л] и мягкий согласный звук [л’] на письме обозначается одной буквой Л «эль». Показ буквы. (На доске вывешивается карточка с печатной буквой Л, л)

– На что похожа буква Л?

Дрессировщик буквой машет.
Перед ним лошадка пляшет.
Алфавит продолжим наш,
Буква Л – лесной шалаш.

– На что похожа буква Л? (Ответы детей)

7. Задание: «Прочитайте слоги и слова с буквой Л»

АЛ ОЛ УЛ ЫЛ ИЛ ЕЛ

ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ

ЛАМПА ЛЕНТА ЛИМОН

ЛАПША ЛЕНТЯЙ ЛЕСНОЙ

8. Дидактическая игра «Расколдуй слова».

Волшебник БУКВАРИИ приготовил вам последнее задание. Добавьте букву Л в начало или конец слова и произнесите его в слух:

За.. …апа пена… вокза…

Уксту.. забы.. засну..

Пе.. сто.. щего.. слома..

Итог урока:

Какой звук мы спасали? (Сегодня мы спасали звук [Л] )

Вспомним, какой это звук? (Звук[Л] – согласный, звонкий, твердый ))

Как мы спасали наш звук?(Выполняли задания Волшебника страны БУКВАРИИ)

Все ребята молодцы – очень хорошо работали на занятии!

Тема НОД: Звуки [Л]-[ЛЬ]. Буква [Л].

Цели:

  • Четкое произнесение звуков [Л], [Ль];
  • Дифференциация звуков [Л], [Ль] на слух и в произношении;
  • Преобразование слогов, слов;
  • Определение позиции звука [Л] в слове (начало, середина, конец);
  • Знакомство с буквой Л;
  • Анализ и синтез слов ШКОЛА;
  • Выкладывание слов из букв по следам анализа;
  • Печатание буквы Л в тетрадях; слов по следам анализа;
  • Чтение слогов, слов;
  • Развитие внимания, памяти.

I. Оргмомент:

1. Эмоциональный настрой. Игра-пожелание «Удачи тебе!». Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

— Желаю (соприкасаются большими пальцами)

— успеха (указательными)

— большого (средними)

— во всём (безымянными)

— и везде (мизинцами).

— Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.)

2. Упражнения на развитие логики, внимания памяти. На доске обобщенная модель занятия в виде карты города (Слайд № 1). Логопед напоминает, что путешествие начинается с улицы Умной головы, где детям необходимо разгадать ребусы (слайды № «, 3, 4, 5). Затем логопед просит детей назвать все отгаданные слова и отгадать, какой звук пришел к ним в гости на занятие.

II. Знакомство с темой занятия. Звуки «Л-ЛЬ».

1. Артикуляция и характеристика звуков «Л», «ЛЬ»: На Улице Ловкого язычка дети рассматривают артикуляцию звуков «Л», «ЛЬ», дают характеристику по опорной схеме, находят квартиру для «Л, ЛЬ» в Доме звуков ( с окошками для звуков и букв). Сравнение звуков «Л, ЛЬ» (чем похожи, чем отличаются) (слайды № 6, 7)

2. Дифференциация звуков. На улице Хорошо слышащих ушек дети играют в игру «Сигнальщики»: логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети выкладывают соответствующий флажок — синий, если слышат звук «Л», зеленый на звук «ЛЬ». Затем логопед предлагает проверить правильность выполнения задания, сравнив с рядом сигналов на доске (слайд № 8)

Тут же на этой улице детей встречает Гаврилка-говорилка, дети повторяют за ним цепочки слогов, слов близких по звучанию со звуками «Л-ЛЬ»

Например: ЛА-ЛЯ-ЛА, ФЛА-ФЛЯ-ФЛЯ, ЛУК-ЛЮК, ЛАК-ЛЯГ и т.д.

Зажги фонарик (в тетрадях) или выкладывание ряда из пуговиц (контроль на слайде)

3. Игра с мячом «Скажи наоборот» По дорожке с непоседливым мячиком дети играют в игру «Наоборот». Логопед произносит слог или слово со звуком «Л», дети заменяют его на «ЛЬ» и произносят новый слог или новое слово:

ЛА-…ЛЯ ЛО-…ЛЁ ЛУ-…ЛЮ ЛЫ- …ЛИ ЛАК — …ЛЯГ ЛУК-…ЛЮК

МЕЛ — …МЕЛЬ ПЫЛ — …ПЫЛЬ ДАЛ-…ДАЛЬ

4. Выделение звуков «Л, ЛЬ» в произношении по картинкам, дифференциация.

Улица Веселых картинок: дети называют картинки, выставленные на панно «Домик».

Проводится игра «VI лишний» на дифференциацию звуков «Л».

ЛАМПА, ЛЕС, ЛАСТОЧКА, ЛОТО – лишняя картинка ЛЕС (дети объясняют, почему она лишняя)

ЛИПА, ОЛЕНЬ, ПОЛКА, ПОЛЯНА – лишняя картинка ПОЛКА и т.д.

Лишние картинки убираются, а с оставшимися картинками дети выполняют задания на определение позиции звука в слове.

III. Динамическая пауза «Клава ловко лук полола» (слайд № 9). Дети отправляются на улицу Быстрых ножек и выполняют упражнение на координацию речи с движением.

Клава ловко лук полола
Мыла пол и полки Лола,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну а маленькая Света
Ела сладкие конфеты.

Дети проговаривают и выполняют движения, соответствующие тексту. Затем логопед предлагает вспомнить из стихотворения и назвать мальчикам слова со звуком «Л», девочкам со звуком «ЛЬ».

IV. Знакомство с буквой «Л». На улице Важных букв дети рассматривают букву «Л» (слайды № 9, 10, 11).

Чтение стих.:

На стремянку Л похожа
И на крышу дома тоже.

Обведение буквы Л по контуру, рисование на манке, выкладывание из палочек, из веревочек, заселение буквы в соответствующую квартиру Домика звуков.

V. Звуковой анализ, синтез и выкладывание схем слов (слайд № 12). Теперь дети попадают на улицу строгих схем и выполняют звуковой анализ, синтез, выкладывание схемы слова ШКОЛА, затем выкладывают слово из букв магнитной азбуки.

VI. Пальчиковая гимнастика. На улице Ловких пальчиков дети выполняют кинезиологические упражнения.

VII. Слоговой анализ и синтез: составление слов из слогов (слайд № 13). На следующей улице ведется «стройка»: дети находят кубики-лего с наклеенными на них слогами. Дети выбирают себе кубики одного цвета и составляют домики со словами из деталей конструктора.

VIII. Итог. Прохорова С.П. учитель-логопед.

  • МБДОУ детский сад №16 «Ласточка» Занятие учителя-логопеда2014-2015

    Тема: Звук и буква Л

    Старшая группа

    Цель: Знакомство с буквой Л.

    Задачи:

    Образовательные :

    • Знакомство со звуком [Л], как согласным звуком, и его условным обозначением - синий круг;
    • Уточнить артикуляцию звука [Л].

    Коррекционные :

    • Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ,
    • Формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

    Воспитательные:

    • Воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

    Оборудование : зеркала, разрезные буквы (Л, У, О, А, М, С), игрушка- Лунтик синий кружочек, красный кружочек, фишки-пазлы, игрушки (лимон, лошадь, лев, ложка, яблоко, вилка, кукла, слон, тарелка, стул)

    Ход занятия

    Орг. момент

    Прозвенел уже звонок,

    Позвал детей всех на урок.

    Друг на друга посмотрели

    И за парты тихо сели.

    Психологический настрой.

    – Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

    На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

    (Ответы детей.)

    – Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

    Посмотрите, ребята, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

    Дети слушают текст.

    Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в бассейн нашего сада не лед. Этот малыш пока многого не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

    Актуализация пройденных знаний

    Ребята, Лунтик нашел вот такие льдинки-снежинки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

    Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

    Чем буква отличается от звука?

    Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим.

    Переворачивают лист и называют букву.

    Какие бывают звуки?

    Гласные и согласные

    Разбейте буквы, изображенные на листочках на 2 группы. Назовите буквы и дайте им характеристику.

    а – гласный,

    у – гласный,

    м – согласный, звонкий,

    о – гласный,

    с – согласный, глухой,

    х – согласный, глухой,

    ш – согласный, глухой,

    р- согласный,звонкий

    Сообщение темы

    Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? Со звука Л.

    А в какую группу мы добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.

    А почему?

    С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой Л, л.

    Итак, сегодня мы с вами знакомимся с новым звуком [Л].

    Работа по теме

    Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

    Лиса, лист, лошадь, лук.

    С какого звука начинаются все эти слова?

    Со звука Л.

    Дайте характеристику звуку [л]. Расскажите Лунтику о звуке [л]. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют)

    Лунтик хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

    Лыжи - ?

    Ложка - ?

    Стол - ? В начале слова

    Ребята, посмотрите что изображено на снежинке? Буква

    Ребята, это буква Л. Дети отвечают

    Скажите, на что она похожа?

    Из каких элементов состоит печатная буква Л? Из двух палочек.

    Физминутка

    Буквой Л, расставим ноги

    Словно в пляске-руки в боки

    Наклонились влево, вправо

    Влево-вправо, влево-вправо.

    Получается на славу.

    Пальчиковая гимнастика

    Вышли пальчики гулять. 1,2, 3,4,5

    Вышли пальчики во двор Бабу снежную слепили

    Птичек крошками кормили.

    С горочки катались,

    А потом в снегу валялись.

    Все в снегу пришли домой

    Съели суп и спать легли.

    Посмотрите, что у Лунтика лежит? Листы бумаги.

    На этих листах задание для вас.

    Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Выполняют задание

    (Приложение 1)

    Закрепление изученного

    Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

    Загадки «Доскажи словечко»:

    1.На скамейке у ворот

    Лена горько слезы… (льет)

    2.Серый волк в густом лесу

    Встретил рыжую… (лису).

    3.У себя в саду Андрейка

    Поливал цветы из… (лейки).

    4.Заставил плакать всех вокруг

    Хоть он и не драчун, а… (лук).

    Ла-ла-ла - есть у дворника

    МЕТЛА.

    Ла-ла-ла - над цветком жужжит ПЧЕЛА.

    Ло-ло-ло - мыли с мылом мы СТЕКЛО.

    Лу-лу-лу - не могу найти ПИЛУ

    Ла-ла-ла сняли скатерть со СТОЛА

    Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ.

    Лы-лы-лы- стали туфли мне МАЛЫ

    Лу-лу-лу - нитку вденем мы в ИГЛУ.

    А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

    Соединяют картинки с буквой.

    (Приложение 2)

    Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискарь Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад № 442 г. Челябинска

    Конспект урока русского языка

    «Звук и буква Л»

    подготовила

    учитель – логопед

    Цыпина Ольга Александровна

    г. Челябинск

    2013

    Цели:

    1. Коррекционно-образовательные:

    — уточнить артикуляцию звука «л»;

    — закрепить чёткое и правильное произношение звука «л» в слогах, в словах различной слоговой структуры (1, 2-х, 3-х, 4-х сложные слова), в предложениях, чистоговорках и стихотворениях.

    — закрепить обобщающее понятие «транспорт».

    2. Коррекционно-развивающие:

    — Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти;

    — развитие навыка звукового анализа и синтеза слов со стечением согласных (с опорой на кинестетические и слуховые ощущения), слогового анализа слов, анализа предложения с предлогом;

    — развитие просодической стороны речи (работа над силой голоса);

    — развитие внимания и произвольного запоминания;

    — развитие мелкой моторики;

    — развитие общих моторных навыков.

    3. Коррекционно-воспитательные:

    — воспитывать навык самоконтроля за устной речью.

    Оборудование:

    Демонстрационный материал:

    ноутбук, диск с записью аудиописьма, запись с музыкой шума воды; схема для характеристики звука «л» и акустико-артикуляционного образа звука; Звуковичок Л; образец букв Л, л; картинки из «Весёлой азбуки»; схема написания букв Л, л; предметные картинки с изображением транспорта; слоговые таблицы для чтения; предметные картинки с изображением плота и лодки; схемы для звукового анализа слов со звуком «л»; касса букв; сюжетная картинка к сказке «Золушка»; предметные картинки с изображением персонажей сказки: Золушка, Фея – волшебница; слоговые схемы; карточка для преобразования слова Золушка (калушЗо); таблица с буквами и фигурами для игры «Заколдованное слово»; карточки со словами для составления предложения; схемы предложений.

    Раздаточный материал: символы звуков для звукового анализа слов; разрезные азбуки; магнитная азбука, кубики с буквами; простые карандаши; карточки для игры «Заколдованное слово»;

    Лексический материал:

    Части речи

    Слова

    предметы

    Бал, лук, стол, стул, слон, волк, плот, лодка, луна, мыло, лодка, галка, лапа, транспорт, Золушка, тепловоз, теплоход, палочка, волшебница, велосипед.

    действия

    Ехать, плыть, подниматься, спускаться, была.

    признаки

    Волшебная, злая.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент. Сообщение темы, целей занятия.

    — Ребята, вы любите сказки? А какие вы сказки знаете?

    Сегодня я предлагаю вам послушать одну волшебную сказку. Усаживайтесь поудобнее и слушайте. Логопед включает волшебный экран, а вместо сказки — аудиописьмо от Злой Колдуньи.

    Текст письма: «Ну, что, детишки, послушали сказочку? А сказку — то вашу я заколдовала. Отправляйтесь в сказку, да выполните мои задания. А если справитесь, то расколдую я вашу сказку. Хоть ничего-то у вас не получится, но, так и быть, дам вам подсказку: вам поможет звук, который есть в названии моего имени. Ну, прощайте, мне пора».

    — Ребята, как вы думаете, кто это? Из какой сказки? Какая Колдунья? (злая). Логопед предлагает детям отправиться в сказку на помощь героям

    — А с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? (со звуком «л»).

    Есть этот звук в слове «Колдунья»? (ответы детей).

    Путешествовать с нами будет Звуковичок «Л». На пути нам будут встречаться предметы, в названиях которых живёт звук «л». Нужно будет не забывать чётко и правильно произносить этот звук. Чтобы быть готовыми к заданиям Злой Колдуньи, давайте вспомним, как правильно произносится этот звук.

    2. Акустико – артикуляционный образ звука «л».

    Губы слегка в улыбке.

    Зубы с ближены.

    Узкий кончик языка поднят за верхние зубы к бугоркам.

    «Горлышко работает».

    Воздушная струя слабая, теплая.

    3. Произнесение звука «л» изолированно. Работа над силой голоса.

    Чтобы напугать Колдунью, как мы произнесём «л»? (по схеме)

    — хором:: лллЛЛЛ, ЛЛЛллл (с движениям): тихо – громко; громко – тихо;

    — индивидуально (дети со стёртой дизартрией).

    4. Характеристика звука «л». Дети рассказывают про звук по схеме:

    Звук «л»: согласный, твёрдый, звонкий.

    5. Знакомство с буквой Л.

    Звук «л» на письме обозначается буквой Л.

    — Рассматривание образца букв Лл;

    на что похожа буква Л? (ответы детей).

    — ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА:

    «Алфавит продолжит наш

    Буква Л – лесной шалаш».

    (Б. Заходер)

    — Анализ образца: из скольких и каких элементов состоит буква Л?

    — Показ написания букв Л л на доске (логопедом).

    — «Рисование» букв Л,л пальчиком в воздухе (схема).

    Дифференцированное задание: обводка трафаретов, конструирование буквы, выкладывание, нахождение буквы Л среди других букв, среди неправильно напечатанных букв — зачеркнуть неправильные буквы, найти букву – наложенные изображения (в зависимости от модальности восприятия ребёнком материала).

    Проверка выполнения задания детьми.

    6. Закрепление обобщающего понятия «транспорт».

    Теперь можно отправляться в путь.

    Не забывайте, что в названиях предметов должен обязательно присутствовать звук «л».

    На чем можно ехать? (на велосипеде, на тепловозе), плыть? (на лодке, теплоходе).

    — Как можно одним словом назвать перечисленные предметы? (транспорт). Повторение слова хором и индивидуально.

    Чтобы появился транспорт, нужно прочитать волшебные слова:

    7. Автоматизация звука «л» на материале слогов.

    Дети читают слоговые дорожки:

    ЛА – ЛО – ЛУ — ЛЫ

    ПЛА – ПЛО – ПЛУ – ПЛЫ

    8. Автоматизация звука «л» на материале слов.

    Теперь добавьте к слогу ПЛО звук «т». Что появится? (ПЛОТ).

    Что такое плот? (ответы детей). Плот – это скрепленные в несколько рядов бревна для переправы на них по воде. Какой это транспорт? (водный).

    9. Звуковой анализ слова ПЛОТ. Схема слова .

    10. Выкладывание слова ПЛОТ из букв разрезных азбук. (Дифференцированное задание: 1 ребёнок выкладывает слово на доске, 2-й — из букв магнитной азбуки, 3-й — из кубиков, остальные — из букв разрезных азбук у себя на столе).

    — Добавьте к слогу ПЛЫ звук «ть». Мы можем на ПЛОТУ ПЛЫТЬ.

    Звучит музыка. Дети «плывут» на плоту.

    11. Путешествие в сказку «Золушка».

    Посмотрите, ребята, мы попали в какую-то сказку. Рассматривание картины (на сюжетной картинке изображены: дворец, лестница, силуэты

    персонажей сказки и слоговые схемы под силуэтами). Давайте прочитаем название сказки: калушзо. Все буквы перепутались. Прочитайте в нужном порядке (над буквами определенная цифра). Получилось слово (ЗОЛУШКА).

    Логопед показывает картинку с изображением Золушки.

    — Ребята, давайте вернём предметы, в названиях которых есть звук «л»:

    Куда очень хотела попасть Золушка? (на бал).

    Кто помог Золушке попасть на бал? – (волшебница).

    С помощью какого предмета Фея совершала превращения?- (с помощью палочки),

    А какая была палочка? – (волшебная).

    На сюжетную картинку возвращаются исчезнувшие предметы после слогового анализа слов:

    12. Слоговой анализ слов, выделение ударного слога, звука.

    ___________ ____________ ___________

    ___ ___ ___ __ __ __ __ _____

    ЗОЛУШКА ВОЛШЕБНИЦА БАЛ

    13. Психогимнастика. Развитие мимических движений.

    — Покажите, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал.

    — Изобразите злую мачеху, ленивых и злых сестёр.

    — Покажите, какое доброе лицо у Волшебницы.

    — Ребята, мы вернули всех героев. Теперь Золушка обязательно попадет на бал и познакомится там с принцем.

    Нам пора возвращаться домой.

    14. Игра «Заколдованное слово». Печатание и чтение слов с буквой Л.

    Задание: замените фигуры буквами.

    Дети разгадывают зашифрованные буквы, печатают на карточках слова и читают названия (стол, стул, луна, мыло, лодка, слон, волк, галка, лапа, лук).

    — Ребята, у кого название транспорта?

    Появляется лодка. На лодке мы поплывем обратно в детский сад.

    15. Автоматизация звука «л» в предложениях (чистоговорках).

    Лу-ло-ла-ла – взяли в руки два весла — громко

    Ло-лу-ла-ло – вот волшебное весло — тихо

    Дети имитируют взмахи вёслами. Наша волшебная лодка перенесла нас

    обратно в детский сад.

    16. Анализ предложения. Составление схемы предложения.

    Дети читают слова, составляют предложение из разбросанных слов (была, на, Золушка, балу) — Золушка была на балу.

    — Сколько слов в предложении? (4 слова).

    — Назовите 1-е, 2-е, 3-е, 4-е.

    — Выложите схему к этому предложению.

    17. Итог занятия. Автоматизация звука «л» на материале скороговорок, стихотворений .

    — Какой звук помогал нам?

    — В какой сказке были в гостях? Назовите слова со звуком «л».

    — Кто расскажет стихотворение со звуком «л»? (опрос детей).

    — Поощрение медальками самых активных на занятии детей.

    Список использованной литературы

    1. Волина В.В. Праздник букваря. – М.: « АСТ – ПРЕСС», 1995.

    2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов).- М.: ВЛАДОС, 1999.