Конспект занятия по программе "Экологический букварь" на тему "Буква Р. Росомаха

МБОУ Манычская СОШ

П. Сорговый

Зерноградский район

Ростовская область

Руководитель: учитель начальных классов Нестеренко Н.В.

Предмет: «Учись создавать проект», 1 класс

Задачи

Образовательные:

    Познакомить учащихся с разнообразием воды;

    Познакомить с понятиями «пресная» и «соленая» вода;

    Отработать приемы фиксации наблюдения за расходованием питьевой воды,

    Формировать понятие «вода и её назначение».

Воспитательные:

    Формировать у учащихся эстетическое видение воды;

    Формировать навыки поведения у водоемов и на водоемах;

    Прививать любовь к природе;

    Прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

    Развивать наглядно-образное мышление;

    Умение сосредотачиваться на главном;

    Развивать память;

    Развивать наблюдательность и любознательность.

Ход работы

Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых имеет свое название.

1 этап - «Вода на земле»

Путешествуя по карте мира, дети обнаруживают, что большая часть Земли покрыта водой. Они знакомятся с океанами, морями, реками, озерами и другими водоемами. Дети также знакомятся с понятиями «пресная» и «соленая» вода.

2 этап - «Живительная вода».

На этом этапе ребята узнают о роли воды в жизни человека, природы, всей планеты, о связи человека с водой.

3 этап - «Берегите воду!».

На этом этапе ребята узнают о пагубном использование пресной воды, о загрязнении водоемов. Обсуждают проблему отчистки воды и экономном её использование.

При работе над проектом помимо бесед, проводится работа с различными заданиями: загадки, кроссворды, ребусы, пословицы и поговорки. Используются различные опорные схемы, которые помогают сделать правильный вывод.

В заключение проекта ребята провели акцию в школе. Они развесили над кранами и питьевыми фонтанчиками небольшие плакаты, призывающие беречь воду и экономно её расходовать: «Берегите воду!» и «Не забывайте закрывать кран!».

Всему живому нужна чистая вода. Связь человека и воды неразрывна. Пресной воды на Земле мало, поэтому её необходимо беречь. Не загрязнять водоемы, ставить очистительные сооружения в сферах её использование, экономно её использовать.

    Это огромный водоём с солёной водой.

    Он бежит и журчит.

    Она шумит на дне страшной пропасти.

    Он только и делает, что падает.

    Оно – любимое место Кикиморы.

    За неё цепляются облака.

    Что общего у горы с ботинком

    Он растёт после дождей, но не вверх.

    С голубого ручейка начинается река, а с него начинается голубой ручеёк.

̶ Пресная вода

̶ Солёная вода

    Сушей или водой занята большая часть земной поверхности?

    Какой воды на земле больше: пресной или солёной?

    Где находятся запасы воды?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

________________


Кругом вода, а с питьём беда.

Приношу на берег я кусочки янтаря.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе. Все обходят это место:

Узкий кончик в роднике, Здесь земля будто тесто;

А широкий в море. Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Всё на свете отражает…

Напоит и освежит.

И всё время убегает,

Да никак не убежит.

___________________

Из земли пробился,

Как сердечко бьется.

Ту в жару напился,

И другой напьется.

____________________

Дом узнаешь без труда:

В четырёх стенах вода.

И журавль у входа

Раздаёт всем воду.

____________________

Приведи свои примеры.

Тема: Буква Р. Росомаха, рысь.

Цели занятия : расширить знания детей о многообразии животных на букву Р, познакомить с биологическими особенностями и значением в природе росомахи и рыси; развивать у детей логическое мышление, память, речь; способствовать развитию познавательного интереса к изучению окружающего мира.

Ход занятия.

    Орг. момент: знакомство с темой и целью занятия.

    Новая тема.

1. Вспомните животных и растения, названия которых начинаются на букву Р .. Запишите их названия в карточки №1. (Работа с карточкой №1 «Обитатели Земли на букву Р.»).

Карточкой №1. «Обитатели Земли на букву Р».

Насекомое –

Птица -

Млекопитающее –

Дерево –

Овощ –

Цветок –

Явления в природе –

    Знакомство с рысью.

Подробный рассказ о рыси: внешний вид, биологические особенности, питание и охота, размножение, значение в природе.

Сегодня мы с вами подробно познакомимся с двумя хищными животными нашей сибирской тайги, название которых начинается на букву Р.

Первое животное: Если есть у кисочки на ушах две кисточки.

Эту киску берегись! Потому что это……. Кто?

РЫСЬ.

Дикая лесная кошка, гуляющая сама по себе – типичный хищник таежных лесов. Предпочитает глухие и сильно захламленные участки. Однако не узнать в лесу рысь невозможно. Ребята, а вам знакомо это животное? Давайте при помощи сенквейна попробуем мысленно нарисовать образ лесной кошки - рыси.

СИНКВЕЙН:

1-я строка – название синквейна. РЫСЬ.

2-я строка – два прилагательных. СКРЫТНАЯ, ПЯТНИСТАЯ.

3-я строка – три глагола. ОХОТИТСЯ, ПРЕСЛЕДУЕТ, ПРЯЧЕТСЯ.

4-я строка – фраза на тему синквейна. У РЫСИ ТОНКИЙ СЛУХ И ЧУТКИЕ УШИ.

5-я строка – существительное. КИСТОЧКИ.

(На доску записываются ответы детей, и затем вывешивается иллюстрация рыси обыкновенной).

Ловкий и сильный зверь с плотным и коротким туловищем на высоких ногах, с широкими мохнатыми лапами и коротким, будто обрубленным хвостом не любит попадаться на глаза человеку. Её визитная карточка необыкновенно выразительная расписная мордочка с «баками» по бокам и длинными темными кисточками на кончиках ушей. Кисточки на ушах – вовсе не украшение, а своего рода антенны, воспринимающие звуковые колебания и передающие их далее в органы слуха. Тонкий слух и чуткие уши – залог удачной охоты лесной кошки. Зимний мех рыси очень густой и мягкий, летний – реже, короче и грубее. У рыси чрезвычайно велика индивидуальная изменчивость окраски – от пепельно-голубой до темно-серой в наших лесах с более и менее выраженной пятнистостью на спине, боках и ногах. Пятнистость делает рысь незаметной днем среди падающих на землю солнечных бликов от освещенных крон деревьев и скрывает в сумерках и на заре, облегчая нападение на добычу. Действительно ли рысь относится к многочисленному семейству кошек, чем она схожа и чем отличается от домашней кошки, мы выясним с вами, сравнив отпечатки их следов. (На доску вывешивается иллюстрация кошки домашней).

Практическая работа №28: «След рыси».

Оборудование: карточки №2 с отпечатками следов рыси обыкновенной, кошки домашней в естественную величину; линейка; ручка.

Ход работы.

    1. Рассмотрите след рыси в естественную величину и след домашней кошки.

      Сравните их. Чем схожи следы и есть ли отличия.

      Измерьте длину и ширину отпечатка следа рыси и кошки линейкой.

      Сделайте вывод.

ВЫВОД:

1. У рыси, как и у большинства кошачьих, форма отпечатка округлая, когти втяжные, поэтому на отпечатках обычно не пропечатываются.

2. У рыси отпечатывается «меховая лыжа» на широкой лапе. Густой волосяной покров «одевает» ступни рыси зимой. Пальцы и мозолистое утолщение, расположенное у их основания, не дают таких четких отпечатков как у домашней кошки.

3. Размер отпечатка следа рыси примерно 10х10см., у домашней кошки – 3,5х 3,5см. Отпечаток следа рыси намного больше, чем у домашней кошки. Да и сама рысь не маленькая: длина тела 80-109см., хвоста – 20-31см., вышина у загривка до 75см, масса – 14-30кг, шаг около 40см.

Охотится обычно на земле, преимущественно в сумерках и ночью. На деревья забирается лишь в случае опасности. Основной способ охоты состоит в затаивании и осторожном подкрадывании к жертве, на которую рысь бросается большими прыжками. (На доску вывешивается иллюстрация рыси обыкновенной на охоте).

С деревьев на свою добычу рысь прыгает в очень редких случаях, хотя многие думают, что она охотится именно так. Добычу свою она разыскивает (рыщет по лесу – отсюда название), а, отыскав, способна подолгу преследовать. У рыси большой охотничий участок, поэтому повсюду она встречается редко. Питается преимущественно зайцами-беляками, а также другими животными – начиная от полевок до молодых лосей. Несмотря на довольно крупные размеры, лесная кошка ест мало. В зоопарке суточная норма для рыси не превышает 1,5кг. мяса. Изучение зимних следов показали, что ей удается поймать в среднем одного зайца в четыре дня. На человека рысь нападает исключительно редко и только в случае необходимой самообороны. А врагов у красивой кошки немало: волки преследуют ее как добычу, росомахи отбирают добычу. Самый главный враг – человек. Рысье мясо нежное и вкусное, похоже на телятину. В Древней Руси его подавали на стол во время боярских и княжеских пиршеств как деликатес. Рысь обладает пышным, прочным и красивым мехом, который высоко ценится. Истребляли рысь и потому что долгое время считали ее опасным зверем. Когда же люди поняли свою ошибку, оказалось, что исправить ее почти невозможно: во многих странах рысь уже полностью исчезла, в других очень редко встречается. Нам же можно порадоваться, что в нашей сибирской тайге до сих пор можно встретить немного сердитую и свободолюбивую лесную кошку – рысь. И пусть она всегда живет рядом с нами. Как хищник – санитар, рысь играет огромную роль в жизни лесного сообщества.

Рождаются у рыси 2 – 3 детеныша в глубоко скрытом логовище – расширенной барсучьей или лисьей норе, между удобными корнями дерева.

3. Знакомство с росомахой.

Подробный рассказ о росомахе: внешний вид, биологические особенности, питание и охота, размножение, значение в природе.

Второй хищник нашей тайги, название которого начинается на букву Р. (На доску вывешивается иллюстрация росомахи). Кто знает, как называется это животное? На кого оно похоже? Да, животное похоже на маленького медвежонка. Но к медведю, оно не имеет не какого отношения. Его родственники – куница, соболь, норка, ласка. Называется животное – росомаха.

РОСОМАХА.

Одно из самых неуклюжих созданий семейства куньи, скрытный и осторожный зверь – росомаха. Обитает в тайге и лесотундре Евразии и Северной Америки, но нигде не встречается в большом количестве. Давайте посмотрим на иллюстрацию и познакомимся с её внешним видом. Попробуйте описать внешний вид животного по картинке. (Выслушиваем ответы детей). Туловище мощное и короткое; хвост короткий покрыт густой шерстью; спина дугообразно изогнута кверху; большая голова, морда удлиненная, но тупая на конце; ноги короткие и сильные, большие ступни с пятью пальцами вооружены острыми крючковатыми, короткими когтями. Зубная система сильная. Росомаха имеет в длину от 95см. до 105см, из которых 12-15см. приходятся на хвост; высота в плечах от 40 до 45см. Волосы на морде короткие и тонкие; на ногах грубые и блестящие; на туловище – длинные и косматые; на бедрах, боковых полосах и хвосте – жесткие и весьма длинные. Темя и затылок черно-бурого цвета с примесью серых волос; спина, нижняя часть и ноги чисто-черного цвета; между глазами и ушами светло-серое пятно; с каждой стороны вдоль всего туловища, начиная с лопатки, проходит светло-серая полоса.

Подобно всем куньим, это животное скорее ночное, чем дневное. Из пяти чувств больше всего развито обоняние, однако достаточно остроты зрения и слух. Росомаха двигается большими прыжками, как бы прихрамывая и даже кувыркаясь. Несмотря на все эти неуклюжие движения, она при необходимости передвигается настолько быстро, что легко может настигнуть мелких млекопитающих, а при продолжительном преследовании у неё хватает выносливости не отставать от утомленных больших животных. Невзирая на свою неловкость, она умеет взбираться на деревья, где, плотно прижавшись, лежит настороженно, выжидая, пока под деревом пройдет её добыча. Ловко использует в своих интересах и охотничьи успехи других хищников тайги. Росомаха часто ходит по следу волка, лисицы, рыси. Если рысь что-нибудь задавит, росомаха отбирает. Рысь боится росомахи, как увидит, убежит и добычу бросит. Она ловко похищает приманку и добычу из ловушек и капканов охотников. Бывают случаи, когда росомаха уничтожает даже продовольственные запасы самих охотников, забираясь в их отсутствие в избушки. Так как зверь не разборчив в пище, она не когда не испытывает голода. Летом росомаха ловит мелких грызунов, разоряет гнёзда птиц, осенью ест ягоды и кедровые орехи; зимой охотится главным образом за крупной добычей – раненными, ослабевшими, изголодавшими копытными животными. Мелкое животное съедает сразу с кожей и шерстью, большое животное весьма тщательно зарывает и ест в несколько приемов.

В зимнее время росомаха ведет бродячую жизнь, обследуя участок площадью 1000кв.км. Переходы её очень велики - 25-45км. за сутки. Наблюдения с самолёта за росомахой, движущейся по тундре, показали, что переходы могут достигать 75 и более. Глубокий снег совсем не мешает этому хищнику. При глубоком снеге и, особенно при насте, когда движение копытных сильно затруднены, росомаха справляется даже с огромным лосем и северным оленем. И это благодаря ступням зверя. Давайте выясним с вами

Практическая работа №29: «След росомахи».

Оборудование: карточка №3 с отпечатками следа росомахи, карточка №4 с отпечатками следа волка, карточка №5 с отпечатками следа лисицы в естественную величину; карточка №6 с размерами тела и весом росомахи, волка, лисицы; линейка; ручка.

КАРТОЧКА №6.

Росомаха: длина тела - 90см., хвост - 15см.; высота в холке – 45см.; вес – 30кг.

Волк: длина тела -120см., хвост - 45см.; высота в холке – 85см.; вес – 50кг.

Лисица : длина тела – 90см., хвост - 50см.; высота в холке – 35см.; вес – 8кг.

1. Сделайте промеры отпечатков лапы росомахи – длина лапы, ширина отпечатка, длина когтей средних пальцев, длина среднего пальца без когтя, ширина среднего пальца, длина пястного мякиша. Запишите полученные результаты.

2. Сделайте промеры отпечатков лапы волка, лисицы – длина лапы, ширина отпечатка, длина когтей средних пальцев, длина среднего пальца без когтя, ширина среднего пальца, длина пястного мякиша. Запишите полученные результаты.

3. Сделайте промеры отпечатков лапы лисицы – длина лапы, ширина отпечатка, длина когтей средних пальцев, длина среднего пальца без когтя, ширина среднего пальца, длина пястного мякиша. Запишите полученные результаты.

4. Сделайте вывод о размерах ступни росомахи, учитывая данные размеров тела и вес животных.

ВЫВОД: Отпечатки лап у росомахи пятипалые, широкие и когтистые. Размер отпечатка лапы росомахи – 14,5см. длиной и 11,8 шириной. Волк по своим размерам крупнее росомахи, весит больше её почти вдвое. По размерам отпечаток его лапы равен 12,5см. на 8,5см. Но лапа крупного матерого волка немного меньше, чем у росомахи. Лисица весит меньше росомахи, но по своим размерам они почти равны. Отпечаток её лапы – 7см. длиной и 5,5 шириной. Лапа росомахи в два раза длиннее и шире лапы лисицы. Можно сделать вывод, что ступни росомахи непомерно велики по сравнению с ростом и весом, она легко скачет, опираясь на свои широкие лыжи.

Для своих детенышей росомаха устраивает мягкое и теплое логовище в дуплистом дереве, или в глубокой норе в самой непроходимой чаще, овраге между гор, в ущелье. Разыскать такое логовище очень трудно. Если удается добыть детенышей росомахи еще маленькими, то приручить их можно без труда. Как хищник – санитар, росомаха также играет огромную роль в жизни лесного сообщества.

4. Игровой момент.

А. РАБОТА С КАРТОЧКОЙ №7.

Здесь спряталось 5 животных на букву Р.

Закрасьте карандашами разного цвета:

Рябчик, рак, руконожка, рысь, росомаха.

Б. КОНКУРС «ПЕЙЗАЖ».

Возьмём в руки карандаш, нарисуем мы пейзаж.

Отвечая на загадки, поместим в него отгадки.

1. Через реку – прыг да скок – перекинулся мосток. Подружила берега - семицветная дуга. (Радуга).

2.Из земли пробился, как сердечко бьется. Ты в жару напился и другой напьется. (Родник).

3.Из родничка журчит и вдаль бежит. (Ручей).

4.Чуть дрожит на ветерке лента на просторе, узкий кончик в роднике, а широкий в море. (Река).

5.В воде озорница играет, резвится. Блестит чешуей: поплыли со мной. (Рыба).

III . Подводим итоги занятия.

Закончилось наше с вами занятие, на котором мы познакомились с двумя хищниками нашей сибирской тайги. Ответьте мне на вопросы.

1. Понравилось ли вам занятие?

2. Узнали ли вы сегодня что-то новое?

В копилку ваших знаний положите карточки, которые мы использовали на сегодняшнем занятие.

Список литературы.

1. Анашкина Е.Н. «Тропой натуралиста». - Ярославль: Академия развития, 2006.

2. Формозов А.Н. «Спутник следопыта». – М.: Изд-во МГУ, 1989.

3. Чухно Т.М. «Животные и растения». Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2006.

; показать значение воды в природе; учить определять влияние человека на водоёмы; формировать экологическое сознание и бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки с представленными заданиями; ребусы; кроссворд «Части реки».

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Назовите источники питьевой воды.

– Отгадайте загадки:

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море.

(Река, ее исток, устье.)

Из земли пробился, как сердечко бьётся.

Ты в жару напился, и другой напьётся.

(Родник.)

Дом узнаешь без труда: в четырёх стенах – вода.

И журавль у входа раздаёт всем воду.

(Колодец.)

II. Работа по учебнику.

– Приходилось ли вам наблюдать исток какой-нибудь реки или её устье? Как они выглядели?

– Бывали ли вы на горной реке?

– Плавали ли вы на корабле по равнинной реке? Чем различаются водные потоки в горной и равнинной реках?

Задание 2.

– Прочитайте в учебнике стихотворение Владимира Орлова. О чём это стихотворение? (О значении реки для живой природы и для человека.)

Задание 3.

– Чем важны реки?

Местные климатические условия влияют на животный и растительный мир реки. В реках большое разнообразие рыб. Встречаются и крупные речные животные. Реки и их берега богаты растительностью. С давних времен люди селились по берегам рек, так как, живя около воды, они имели возможность выращивать хлеб и другие культурные растения. Здесь было достаточно воды для полива. , то, конечно, заметите, что все крупные города расположены по берегам рек. Тысячелетиями реки использовались для путешествий и в качестве торговых путей. И сегодня по рекам перевозится огромное количество людей и грузов.

– Что такое плотина? (Сооружение, преграждающее реку для подъёма уровня воды.)

– Назовите искусственные водоёмы. (Водохранилища, пруды, каналы.)

– Зачем нужны каналы?

– Как питаются реки?

– В какое время года особенно много воды в реках? (Весной.)

– Чем опасны реки?

– Что такое наводнение?

– Как называются насыпи на берегах наиболее опасных рек? (Дамбы.)

– Мысленно проплывите по реке. Обсудите, как люди загрязняют реку. Назовите добрые дела воды.

Задание. Вставьте пропущенные слова в текст (на доске).

Всему живому … (нужна) вода. Пресной воды на Земле … (мало) . Необходимо … (бережно) расходовать воду. Краны в доме должны быть … (закрыты) . Нельзя … (загрязнять) водоёмы.

– Пользуясь рисунками (на с. 192) , расскажите, кому и для чего нужна вода.

– Заполните крестословицу. (Возит, моет, охлаждает, поит, исцеляет, гасит.) Прочитайте ключевое слово. (Водица.)

– Могут ли обойтись без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек? Какие звуки издаёт вода? (Плещет, журчит, булькает.)

– Какими словами можно описать воду? (Чистая, мутная, прозрачная.)

Задание 7 (рисование реки по описанию).

Задание 8 (подписи к рисункам).(Гейзер, водопад, плотина.)

Задание 9.

– Рассмотрите схему и напишите, что на ней изображено. (Реки Московской области.) Какие реки соединяет канал имени Москвы? (Волгу, Клязьму, Истру, Рузу, Москву-реку.)

– Назовите водохранилища Московской области.

IV. Фронтальная работа.

– Прочитайте ребусы. (Волга, Москва, Дон, берег, русло.)

– Расскажите, используя рисунок, как действия человека могут повлиять на окружающую природу.

– Отгадайте кроссворд «Части реки».

1. Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Озеро.)

2. Как называется место выхода подземных вод на поверхность земли? (Родник.)

3. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)

4. Как называется начало реки? (Исток.)

5. Место впадения реки в море или озеро. (Устье.)

6. Как называется речка, которая впадает в главную реку? (Приток.)


5

6

4

у

п

и

с

3

р

е

к

а

с

т

и

т

ь

т

1

о

з

е

р

о

2

р

о

д

н

и

к

к

V. Итог урока.

– От чего зависит течение реки? (От местности, где она протекает.) Какое течение у рек на равнинах? (Плавное.) Какое течение у рек в горах? (Бурное.)

– Чем питаются реки и озера? (Подземными и поверхностными водами.)

Ученик читает стихотворение.

По руслу бежит поток голубой.

Есть горные речки, есть речки долин.

Все они разных длин и глубин.

Но все они к морю бегут, в океан,

К водным просторам, где ветер-буян.

– Найдите в шуточном стихотворении названия пяти рек России.

Иволга готовила снадобь е.

– Эх, «Жигули» мне бы надобны,

А то для огня не хватает полена ,

В клюве нести его – это не дело!

Иль привезти мне машиной Кама За

Урал ьские бревна, штук двадцать так сразу?!

Урок 38
Тема : Пресные водоёмы

Цели: ввести понятие «озеро»; познакомить с удивительными озёрами России; учить находить по карте водоёмы; развивать творческие способности, внимание.

Оборудование: физическая карта России, родного края; фотографии озёр, обитателей пресных водоёмов.

Ход урока

I. Сообщение темы.

– Отгадайте загадку:

 Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Озеро.)

II. Работа по учебнику.

– Что такое река? Назовите части реки. Опишите, какими бывают реки. Каков вкус речной воды? В каких водоёмах, кроме рек, есть пресная вода? Прочитайте текст учебника. О каких водоёмах в нём говорится? (Об озёрах.)

– Что такое озеро? (Озеро – естественный водоём, углубление (котловина), постоянно заполненное водой.)

– Какие бывают озера? Назовите самое большое озеро нашей планеты. (Каспийское.) Назовите самое глубокое озеро на Земле. (Байкал.)

– Найдите на карте Каспийское море и озеро Байкал. Обсудите, как образовались эти озёра.

Учитель рассказывает об удивительных озёрах нашей страны.

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 10.

– Что изображено на рисунке? (Горное озеро.) Как и где оно образовалось? Сколько рек вытекает из озера? (Одна река.) Вода в озере солёная или пресная? (Пресная.)

Задание 11.

– Решите кроссворд , отгадайте ключевое слово и составьте к нему вопрос.


6

1

г

о

р

ы

2

р

е

к

а

й

3

о

з

е

р

о

4

м

о

р

е

5

б

о

б

р

(Гейзер – горячая подземная вода, бьющая фонтанами.)

IV. Фронтальная работа.

Учитель рассказывает об образовании озёр.

В зависимости от того, где и как образовалось озеро, откуда пополняется его водный запас и какая в нем вода, существует несколько классификаций озер.

Во-первых, озера делятся на соленые и пресные. Большинство озер – пресные. Соленые озера, как правило, не имеют выходов для воды, и поэтому минеральные соли, попадающие в них, оседают на дно и кристаллизуются. Самое соленое озеро в мире – Мертвое море. Вода в нем солонее океанской в 8 раз. Во-вторых, озера делятся на так называемые сухие, или сезонные, и постоянно существующие. Сухие озера часто встречаются в Австралии. Таково, например, озеро Эри. Его дно покрыто слоем соли толщиной в 4,5 м. Лишь в период дождей озеро наполняется водой.

Формируются озера по-разному. Многие появились в ледниковый период , когда лед покрывал ту местность, на которой они впоследствии образовались. Помогает образованию озер движение земной коры, происходящее по разным геологическим причинам. Подобным образом возникли Каспийское море и озеро Байкал, глубина которого достигает 1640 м.

Иногда озера образуются в кратерах потухших вулканов. Таково кратерное озеро в Орегоне в США.

Часто в горных районах оползни могут образовывать естественные дамбы на реках. Это впоследствии становится одной из причин возникновения озер. Но они недолговечны. Дамбы, состоящие в основном из земли, быстро разрушаются.

С развитием гидроэнергетики в мире появляется все больше «рукотворных озер» – водохранилищ.

В озерах живет много различных растений. Их разнообразие объясняется различиями в климате, высотой расположения озера над уровнем моря , неоднородностью почвы. Огромное влияние на растительность озер оказывает и человек. Растения приносят пользу не только животным, но и самому озеру, выделяя большое количество кислорода. Стоячая вода способствует образованию вокруг озер заболоченных участков.

Растительность озер по зонам обитания делится на 3 типа.

Зона всплывающих растений расположена недалеко от берега; здесь растут остролистник, водяная лилия .

Обитатели зоны подводных растений не видны на поверхности озера: это мох, канадский сорняк .

Последняя группа – плавающие растения . Это растения, живущие на поверхности воды, они не связаны с дном и могут перемещаться по поверхности озера в любом направлении. Это водяной солдатик, утиный сорняк.

Разнообразен и животный мир озер.

Люди издавна селятся по берегам озер. В них ловят рыбу, перевозят по ним грузы, используют для спортивных соревнований и отдыха. К сожалению, люди часто загрязняют озера промышленными выбросами и отходами сельского хозяйства. В настоящее время ведется борьба с загрязнением озер.

V. Итог урока.

– Назовите пресные водоёмы, озёра России, обитателей озёр.

– Почему пресные водоёмы необходимо охранять?

«Природоведение 5 класс» - Схемы использования ЦОР на уроках. Ряд уроков имеет недостатки технического плана. При подготовке к уроку; при проведении урока; во внеурочной работе. Соответствие требованиям СанПина. Использование ЦОР. Задачи ЦОР. Положительные стороны: Использование ЦОР значительно повышает. Редактор презентаций.

«Окружающий мир школа России» - Навыки сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях. Определение причинно-следственных связей. Реализация идеологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД).

«Программа по окружающему миру» - Тематическое планирование. Реализует принципы деятельностного подхода. Преимущество УМК «Начальная школа 21 века». Кружок «Юный эколог». Календарно- тематическое планирование уроков окружающего мира. Учебный предмет «Окружающий мир». Отражает интересы и потребности современного ребенка. Проектирование отдельного урока.

«Работа с учебником» - Формирование умений работы с учебником на предмете «окружающий мир» должно проводиться систематически. Самостоятельная работа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания, развития младших школьников. В работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы. Осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков.

«Современный урок окружающего мира» - Составление плана задания. «Перспективная начальная школа» О.Н.Федотова, Г.Ф.Трафимова. Интернет – ресурсы для подготовки к современному уроку. Место учебного предмета в учебном плане. Классификация методов. Оборудование. Исходные представления о природных и социальных объектах. Информационно-коммуникативная технология.

«Курс Окружающий мир» - Методы получения новой информации: Разделы: Введение Строение организма человека Люди на Земле. Формы обучения. Разделы. « Я ученик ». Недельная организация содержания (2часа) ПОЗВОЛЯЕТ. Методы актуализации: Рассказ и рассказ в картинках с незаконченным сюжетом дискуссия. Классы. «Окружающий мир» первый класс.

Всего в теме 25 презентаций

Отгадайте загадку

  • Много её - беда!
  • Мало её – беда!
  • Нужна нам всегда
  • Больше, чем еда.
Сколько времени можно прожить без воды?
  • Человек – 3 дня
  • Верблюд – 8 дней
  • Человек должен употреблять в сутки не менее 3 литров воды
  • Остановка "Учебная"
Наша местность богата водой. Встречаются разные водоёмы: источники, ручьи, реки, озёра, пруды. Все они имеют важное значение для людей и широко используются. Водоёмы украшают нашу местность. Мы должны следить за тем, чтобы они оставались чистыми и красивыми. Вот верблюд – живое чудо!
  • Вот верблюд – живое чудо!
  • Два горба есть у верблюда.
  • Вдосталь он пока напьётся –
  • Может выпить полколодца.
  • Но зато потом в пустыне,
  • Где воды нет и в помине,
  • Может он по многу дней
  • Не тревожиться о ней.
Верблюд за 10 минут выпивает 135 литров воды.
  • Верблюд за 10 минут выпивает 135 литров воды.
Скажи «родник» -
  • Скажи «родник» -
  • И вот возник, бежит в зелёной чаще
  • Весёлый ключ журчащий.
  • Мы и родник зовём ключом
  • (ключ от дверей
  • Тут ни при чём)
  • Остановка
  • "Угадай-ка"
Отгадай загадки
  • Всё на свете отражает…
  • Напоит и освежит.
  • И всё время убегает,
  • Да никак не убежит.
Река Из земли пробился,
  • Из земли пробился,
  • Как сердечко бьётся.
  • Ты в жару напился,
  • И другой напьётся.
Ручей
  • Ручей
  • Дом узнаешь без труда:
  • В четырёх стенах – вода,
  • И журавль у входа
  • Раздаёт всем воду.
Колодец Назовите добрые дела воды.
  • Назовите добрые дела воды.
  • Отгадайте кроссворд на с.55
  • Вода:
  • Возит
  • Охлаждает
  • Исцеляет
  • Гасит
Расскажите, кому и для чего нужна вода.
  • Расскажите, кому и для чего нужна вода.
  • Могут ли обойтись без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек?
  • Какие звуки издаёт вода? Какими словами можно описать воду?
  • Вода:
  • Плещется
  • Журчит
  • Булькает
  • Чистая
  • Мутная
  • Прозрачная
  • холодная
Разгадайте ребусы
  • Остановка
  • "Подумай"
Где используется вода в доме? (с.54,№ 2)
  • Где используется вода в доме? (с.54,№ 2)
  • О чём предупреждает Мойдодыр? (с.55,№4)
Советы доктора Воды Без какого доктора засохли бы все деревья, кусты и мы не смогли бы жить?
  • Без какого доктора засохли бы все деревья, кусты и мы не смогли бы жить?
  • Зачем и для чего животные купаются и чистят своё тело?
  • Почему плохо быть грязнулей?
  • Где больше всего скапливается грязи на теле человека?
  • Как вы заботитесь о чистоте тела?
  • Прочитаем советы доктора Воды:
Раз в неделю мойся основательно.
  • Раз в неделю мойся основательно.
  • Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
  • Каждый день мой ноги и руки перед сном.
  • Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
Я под краном руки мыла,
  • Я под краном руки мыла,
  • А лицо помыть забыла.
  • увидал меня Трезор,
  • Закричал: «Какой…!»
Остановка «Сказочная» Сказка о микробах
  • Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут - муха. А на ее лапках - сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.
  • Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут - муха. А на ее лапках - сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.
Муха улетела, а микробы остались на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе. Сидят и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж до болезни рукой подать!
  • Муха улетела, а микробы остались на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе. Сидят и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж до болезни рукой подать!