Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М". Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте – Звук О, Буква О

Цель: дать понятие о звуке и звуковой культуре слова, развивать фонематический слух, учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный, развивать мелкую моторику.

Оборудование: ширма, три листа бумаги, ножницы, мяч, книга, картинки (индюк, утюг, утка, автобус, осень, облако, петух, кот, дым, лист, шкаф, кирпич).

Ход занятия:

1. Оргмомент. Игра «Послушай и отгадай»

Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает:

    Шелестит бумагой,

    Хлопает в ладоши,

    Режет бумагу,

    Рвет бумагу,

    играет мячом,

    листает книгу

Л: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Д: Мы слышали звуки.

2. Знакомство с понятием звук. «Путешествие в древние времена» .

Л: Давным – давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:

Ч – ч – ч – это стрекочет кузнечик,

Ы – ы – ы – ревет медведь,

И – и – и – ржет лошадь,

Р – р – р – рычит тигр.

Л: Ребята, а как шипит змея? (ш – ш – ш)

Как воет волк? (у – у – у)

Как звенит комар? (з – з – з)

Как жужжит жук? (ж – ж – ж)

Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууумммм, дддыыыммм. У нее стали получаться слова. Значит из чего состоят слова?

Д: слова состоят из звуков.

Л: чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.

Л: У Таффи была волшебная палочка. Она играла с ней. Как только палочка касалась предмета, слово протяжно звучало: жжжууукккк. Вот эта палочка (указка). Давайте и мы так поиграем.

Вы молчите, я молчу,

И палочка молчит.

Предмета палочка коснется –

Сразу слово зазвучит.

Логопед выставляет картинки: волк, мак, лиса и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов. Логопед спрашивает, какие звуки услышали.

Л: Вместо звука Таффи рисовала палочкой на песке кружочек

Слово жук она написала так:

И мы с вами будем обозначать звуки кружочками.

3. Физминутка.

Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул гром (хлопок)

Побежали быстро в дом.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.

4. Выделение начального гласного и конечного согласного в слове.

Л: У девочки Таффи был друг Дракоша – Звукоедик. Его так звали потому, что он любил проглатывать звуки в словах. Какой звук он потерял в начале слова?

Логопед выставляет поочереди картинки на доску.

ндюк, …тюг, …тка, …втобус, …сень, …блако.

Л: А какой последний звук в словах съел Дракоша?

Пету…, ко…, ды…, лис…, шка…, кирпи….

5.Закрепление понятия звук. Игра «Узнай слово».

Л: Из чего состоят слова?

Д: Слова состоят из звуков.

Л: Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте узнать, какие слова у нее получились?

Сссоооккк

Ннноооссс

Л: какие звуки мы услышали в этих словах?

6. Итог занятия.

Л: Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.

Тихоненкова Елена Павловна

Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва

Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М" // Совушка. 2016. N4(6)..02.2019).

Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М"]

Задачи:

  • Образовательные : Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
  • Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
  • Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).

Ход занятия

1. Оргмомент

Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

- Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам )

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

- работа над силой речевого дыхания

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)

Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:

В подполье, в коморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это?... (Мышка)

3. Сообщение темы.

- Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.

- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет - лабиринт.

Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).

Дети выделяют звук [М].

А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

Дети выделяют звук [Мь].

Назовите еще раз первые звуки этих слов.

Мммашина. [М]

Мммедведь. [Мь]

Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)

Вопросы по схеме:

Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

Где находится язык? (он лежит на дне рта)

Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

5. Развитие фонематическо восприятия.

Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой... (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…

А теперь физминутка.

Физминутка

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок: малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.

На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.

Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.

Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).

Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),

Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.

- Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение)

Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

- Пальчиковая гимнастика.

В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки

Так и шмыгают кругом

Все на кухне кувырком

Круговые движения пальцами

То топочут под столом

Лакомятся молоком

На скамейку сесть хотят

И пугают там ребят

«Скамейка»

То на шкаф залезут мышки

То на стуле шалунишки

Так и хочется поймать

А они шмыг под кровать

Быстро прячут мышек

Затем дети раскрашивают букву.

Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.

8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.

В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.

А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

9. Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу.

С какими звуками познакомились?

Какое задание понравилось больше всего?

Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание - провести мышку по лабиринту к сыру -по желанию самостоятельно или с родителями дома.

Цель: Звук [и], учить выделять звук из потока гласных звуков. Чтение и печатание слов с данной буквой. Закрепить умение анализировать прочитанный слог. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов, слов.

  • Учить выделять ударный гласный звук из начала слова.
  • Учить соотносить звук с символом.
  • Закрепление знаний о звуке [и] и букве И.
  • Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы.
  • Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква И, Т, К, Ы, Н, Л, Ш, Р, Х.

Ход занятия:

I . Организационный момент:

Игра «Узнай звук по артикуляции».

У, И, О, У, А, И, У, О, У.

II . Знакомство с новой темой:

1. Артикуляционная гимнастика .

1. Улыбка;

2. Трубочка;

3. Чередование улыбки и трубочки.

2. Дыхательная гимнастика «Дирижер».

Руки поднимаем – делаем глубокий вдох.

Руки опускаем – выдох.

Выдох медленный, плавный.

3. Игра «Хлопни - постучи» на развитие фонематического слуха.

Когда услышите звук [а], хлопните в ладоши, когда услышите [и] постучите по парте.

У, А, И, А, У, О, И, О, У, И, А, У, О, О, И, У, Ы, Э.

4. Повторение материала.

1. Звук [и] какой?

2. Почему гласный?

3. Каким цветом мы обозначаем этот звук?

4. Вспомните слова, которые начинаются со звука [и].

5. Какой буквой обозначаем звук [и].

6. Что мы произносим и слышим? А что видим и пишем?

Произнесите его. В каком положении находятся губы? Откуда и как идет воздушная струя?

Губы открыты, воздушная струя идет через рот, не встречая преграды. Звук гласный. Обозначаем красным цветом и буквой И.

Если после согласного звука следует гласный И, то согласный звук будет мягким. Мы с вами говорили, что после Ш никогда не пишем букву Ы. Всегда после Ш пишем И, а будет читаться как Ы.

Прочитайте слоги:

КИ ТИ РИ ХИ МИ ЛИ НИ ШИ;

ИК ИТ ИР ИХ ИМ ИЛ ИН ИШ;

ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ».

На поляну, на лужок,

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

5. Игра «Прочитай слова»:

КИТ СИЛА ШИЛО;

КИСКА КИНО ЛИМОН;

6. Игра «Определи место звука».

Игрушка, сила, диван, улица, иней, снегири, фонари, синий, искра, синица, двери и т.д.

7. Чтение слогов:

МНА НРА СМА ШМА СМУ СМЫ;

МНО НРО СНА ШНА ШНУ ШМЫ;

МНУ НРО СМО ШМО СНУ СНЫ;

МНЫ НРЫ СНО ШНО ШМУ ШМЫ;

МНИ НРИ СНИ ШНИ ШМИ ШНЫ;

8. Работа с палочками.

Выложите из палочек букву И. Из каких элементов состоит эта буква?

9. Работа в тетрадях:

Напишите под диктовку слоги:

КИ НИ ТИ РИ СИ;

Прочитайте написанные слоги.

10. Выкладывание слогов и слов под диктовку:

РИС КИНО СИЛА ШИЛО;

УСИКИ МАСКИ;

III . Итог.

С какой буквой познакомились сегодня на занятии?

Какие звуки обозначаются этой буквой?

Из каких элементов состоит эта буква?

Вспомните слова, которые начинаются со звука [И].

Вспомните слова, которые заканчиваются на звук [И].

Список литературы:

  1. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для педагогов и родителей. – М.: «Аквариум», 1995 год.
  2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «Дельта», 1997 год.
  3. Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Автор – составитель Г.П. Попова, В.И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005 год.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для педагогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.
  5. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 – 7 лет. Автор – составитель Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет. – Волгоград: Учитель, 2009 год.

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Цель : познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные)

Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева: «Играем, читаем, пишем» 1 част, неваляшки, ручки, цветные карандаши,

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Ребята, на прошлом занятии, какой мы проходили звук? (звук [а]) Так, поиграем - сядет тот, кто назовет любое слово со звуком [а].

2. Основная часть .

Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Её зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? (звук [у]) Уля приготовила для вас задание. Слушайте внимательно.

Знакомство со звуком [у]:

Ребята, посмотрите у нас есть картинки: утка, ухо, удочка. Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах? (звук [у])

Характеристика звука [у]:

Ребята, давайте Уле поможем произнести звук [у].

Когда мы произносим звук [У], то:

губки вытянуты вперед трубочкой - "Губы трубочкой потянем и нисколько не устанем".

зубки не смыкаются;

звук можно петь, тянуть – ууууу

воздух свободно выходит изо рта.

Какой это звук? (гласный) Почему так решили? (гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград)

Фонетические упражнения:

а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

волк воет: уууууууууу.

поезд едет: уууууууууу.

б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

поезд приближается: ууууУУУУУУ.

поезд удаляется: УУУУууууу.

в) произнести самостоятельно звук [у] отрывисто столько раз, сколько прохлопает Рома (ответы детей) Я вам предлагаю научиться печатать букву У

1. Игровое упражнение «Свое место»

Цель: учить находить место звука в слове; нарисовать картинки со звуком, определить его место слове, прописывать букву.

2. Игровое упражнение «Буква потерялась»

Цели: закрепляем знания о букве. Тренируем зрительную память ребенка

3. Упражнение «Графический диктант»

Цель: развивать зрительную память

Ход игры: продолжить по образцу

4. Упражнение «Дорисуй картину»

Цель: учить находить изображение буквы у обводить по точкам картинки.

5. Игра «Собери грибы в корзинку»

Цели. Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб, сыроежка, боровик (белый гриб, мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове.

Ход игры. Ребенок называет грибы, нарисованные на картинке; находит и называет лишний гриб; объясняет, почему он лишний (мухомор - несъедобный гриб). Стрелками от грибов к корзинке ребенок указывает, какие грибы можно собирать; раскрашивает грибы и корзину. Можно предложить ребенку нарисовать в корзине и назвать другие съедобные грибы.

Ребенок указывает и называет гриб, в названии которого есть звук [у]; определяет место этого звука в слове (мухомор - [у] в середине слова). Предлагаем ребенку вспомнить, в названиях еще каких грибов есть [у]; определить место этого звука в каждом названии (горькушка, груздь, волнушка); сказать, какие это грибы (съедобные).

6. Игровое упражнение «Кто как кричит?»

Цели. Учим ребенка звуковому анализу и синтезу слов Ау и Уа. Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему.

Ход игры. Ребенок рассматривает картинки, определяет, что кричит каждый из нарисованных детей.

Производим звуковой анализ слова Ау.

Выкладываем слово из разрезной азбуки (если занятие проходит в группе - выкладываем, затем пишем на доске). Под словом выкладываем его звуковую схему (рядом два красных квадрата, обозначающих гласные звуки). Аналогично выполняются задания со словом Уа.

Ребенок обводит по точкам буквы под картинками; произносит слова, которые должны быть написаны под каждой картинкой (Ау, Уа); дописывает их самостоятельно; под словами рисует их звуковые схемы; раскрашивает картинки.

7. Игра «Обведи правильно написанную букву»

Цели. Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы.

Ход игры. Ребенок выбирает и обводит по точкам правильно написанную букву, называет ее и самостоятельно пишет в пустых клетках, одновременно комментируя процесс написания.

Публикации по теме:

Цели занятия: коррекционно-образовательные: - дать детям понятие о механизме образования звука (Ц с опорой на различные виды контроля;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный и твердый звук [Ц]. Буква «Ц» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный, твердый звук [Ц]. Буква (Ц)» Цель: Познакомить со звуком [Ц] буквой (Ц). Задачи: Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком{ Ри Р`} и буквой (Р,р). Задачи: Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у сказки». Звук [C] и буква С» Возрастная группа: подготовительная Форма НОД: занятие Форма организации: подгрупповая Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]» Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц» Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед:Веселова Т. В. Цели:.

Обучение грамоте в детском саду. Звук «И». Буква И

Цели: закрепить навыки различения и правильного произношения звука «И»; учить выделять ударный гласный звук; развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения; развивать память, логическое мышление и внимание. Знакомство с буквой И.

Ход занятия

1.Организационный момент: садится сначала тот, кто вспомнит слово, начинающееся на звук «А» или «У».

2.Повторение пройденного.
Дети отвечают на вопрос, какие звуки они учили?
Называют звук, при произношении которого губы сложены трубочкой. Называют звук, при произношении которого рот широко открыт.
Дают характеристику звуков.

3.Дидактическая игра «Живые звуки». Детей называют звуками:
- Ты будешь звук «А», а ты – звук «У». когда логопед произносит звукосочетание, дети должны встать в том порядке, в каком идут звуки (ау, уа).

4. Знакомство со звуком «И».
Логопед декламирует четверостишие:
Инна, Нина и Марина,
Лида, Игорь, и Ирина
Вышли в прятки поиграть,
Букву И в словах искать.
- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

5.Артикуляция и характеристика звука. Логопед объясняет: чтобы произнести звук «И», нужно растянуть губы в улыбке.

6.Выделение на слух звука «И»:
Из ряда гласных: ау, ио, иу, аи, аои..;
Из слогового ряда: ап, их, им, ум, ат, ит, ут, ан..;
Из слов: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испугаться, уголок, удивляться..;
Из имен: Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья…

7. Игра «Доскажи словечко».

Из упрямства ни на шаг
Не продвинется…ишак.

Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю…игрушки.

Не колючий,
Светло – синий
По кустам развешан…иней.

Никак не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу
Усердную…иголку?.

8. Физкультминутка.
Дети маршируют на месте. На звук «А» останавливаются, на звук «У» приседают, на звук «И» хлопают в ладоши.

9. Дидактическая игра «Посмотри и запомни». Логопед использует 5 картинок.

10. Договаривание предложений словом ИВА в косвенных падежах:
Дети посадили во дворе маленькую…
Все лето они ухаживали за…
Весной распустились зеленые листочки на…
Дети весело играют под зеленой…
Они поставили скамейку под своей…
Вместе с воспитателями они посадили цветы около…

11. Игра «Эхо» (именительный падеж множ.числа существительных)
Дыня – дыни, муха-, нога-, конь-, книга-, окно-, мак-, петух-, улитка-, утка-, утюг-, утенок-, паук-, дом-, лебедь-, индюк-, линейка-, калитка-.

12. Знакомство с буквой И.

На калитку посмотри –
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
- И!
Рассматривание буквы
Нахождение в кассе
Сколько элементов в букве
Прорисовывание в воздухе
Печатание в тетради

14. Итог. Произнесение, характеристика, припоминание картинок на И.