Конспект урока на тему "Уменьшаемое. Вычитаемое

Конспект урока математики на тему «Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность» (1 класс).

О себе: Моя педагогическая деятельность началась в школе сразу после окончания училища в 1988 г. Педагогическое и жизненное кредо – любить ребёнка и принимать его таким, какой он есть.

Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок – игра
Цель урока: Ознакомить с названиями компонентов при вычитании.
Задачи:
Образовательные:
1. Работать над правильным использованием этих терминов в речи.
2. Продолжить знакомство с областью и границей.
3. Закрепить навыки счёта в пределах 6.
4. Учить определять взаимосвязь между частью и целым.
5. Повторить сложение и вычитание на числовом отрезке.
Развивающая: развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, чувство товарищества, коллективизма.
Оборудование:
— карточки со словами «уменьшаемое, «вычитаемое», «разность»;
— рисунок Карабаса Барабаса;
— изображение трёх сундуков на конвертах;
— разрезные цифры, наборное полотно;
— учебник – тетрадь «Математика» Л.Г.Петерсон.

Ход урока:

1. Организационный момент. Постановка проблемы. (2мин)
— Ребята, мы с вами уже знаем, как называются числа при сложении. Как?
— Сегодня на уроке мы должны узнать, как называются числа при вычитании.

Прозвенел звонок на урок,
Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт.
С новыми названиями он познакомит вас.
Вот в этом конверте принёс он их в класс.
(Беру конверт, достаю из него записку):
«Я, карабас Барабас.
Похитил названия!
Хотите их узнать
Выполните мои задания».

— Что, ребята, будем спасать названия?
— Тогда за работу.

2. Устный счёт. (5 мин)
1. Назови ответ:

Уменьши на 1:

Уменьши на 2:

Ученики составляют примеры и решают их.

2. Решение задач:
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
(6 – 3 = 3)

На кустике перед забором
Шесть ярко – красных помидоров.
Потом четыре оторвалось.
А сколько на кусте осталось?
(6 – 2 = 4)

Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана,
Три яблока и груши.
Какие чудные цветы!
А сколько их скажи – ка ты.
(2 + 2 = 4)
Ответы выставляются на доске

— Сложите полученные ответы и отгадайте, какой предмет Карабас Барабас любит больше всего:

— Почему Карабас Барабас любит больше всего золотой ключик?
(Потому, что этим ключом открывается дверь, за которой хранятся сокровища)

— Давайте выполним последнее задание Карабаса Барабаса:
У Карабаса Барабаса три сундука.
В них хранятся золото, серебро и наши названия чисел.
Отгадайте, что в каком сундуке, если во 2 – ом сундуке — серебро, а в 1 – ом не золото.

На доске вывешиваются 3 конверта с изображениями сундучков.
Под руководством детей учитель записывает на доске под конвертами, что в каком сундучке:
1 сундук: названия чисел
2 сундук: серебро
3 сундук: золото

Учитель достаёт и вывешивает на доску карточки с названиями чисел
— Молодцы!

3. Открытие нового. Введение компонентов вычитания. (10 мин)
1. Практическая работа.

— Положите на парту 6 кружочков. Отодвиньте вправо 2 кружочка.
— Сколько кружочков осталось? (4)
— Как эту операцию записать цифрами? (6 – 2 = 4)
— Какое из чисел самое большое? (6)
— Как называется число 6? (целое)
— Как называется число 2? (часть)
— Что получается в результате? (часть)
— Верните 2 кружочка на прежнее место. А сейчас снова их отодвиньте.
— Что можете сказать о количестве кружочков с левой стороны?
(Было 6, стало 4. Количество кружочков уменьшилось.)
— Как вы думаете, какое название у числа 6? (Уменьшаемое)
(Карточки с названиями закреплены на доске, дети выбирают одно из трёх)

УМЕНЬШАЕМОЕ

ВЫЧИТАЕМОЕ

РАЗНОСТЬ

Карточка «уменьшаемое» закрепляется под цифрой 6
— Как вы думаете, что происходит, когда мы отодвигаем, убираем предметы?
— Что мы делаем? Скажите на математическом языке. (Вычитаем)
— Какое название будет у числа 2? (Вычитаемое)

Карточка «вычитаемое» вывешивается под цифрой 2
— А что такое число 4? (Разность)
— Или результат дейтвия вычитания.
— А что ещё называется разностью? (6 — 2)
— Молодцы! Вы выдвинули свои версии названий чисел.

2.Работа с учебником.
— Открываем учебник на стр. 62 № 1.
— Рассмотрите запись в рамочке.
— Как называется самое большое число в записи?
— Как называется число, которое вычли?
— Как называется число, которое получили в ответе?
— Что ещё называется разностью? (Сам пример)
— Как же нам прочитать этот пример?
— Читаем хором запись в учебнике.
— Прочитайте наш пример (на доске) разными способами.

3.Нахождение неизвестных компонентов методом подбора

№ 2 стр. 62
а) 1-я строчка таблицы:
— Что известно?
— Назовите уменьшаемое, вычитаемое.
— Разность – это что? (часть)
— Чему же она равна? (6 – это 2 и 4, значит, разность равна 4, следовательно, в «окошко» записываем цифру 4)

б) 2-я строчка таблицы:
— Подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим.
— Чему равна разность?
— Запишите результат в «окошко».

в) 3-я строчка таблицы:
— Что известно?
— Чему равно уменьшаемое?
— Чему равна разность?
— назовите целое и части.
— Чему равно вычитаемое?
— Докажите.
— Какое ещё выражение можно составить с этими числами?
(5 – 3 = 2)
г) 4-я строчка таблицы:
— Что известно?
— Что нужно найти?
— Целое обведите в кружок, а части подчеркните.
— Как найти целое?
— Запишите результат.
— Какие выражения можно составить, опираясь на полученное?
(5 – 1 = 4, 4 + 1 = 5, 1 + 4 = 5)
— Прочитайте примеры. Назовите вычитаемое, разность.

4. Физкультминутка.(1 мин)
Раз, да, три, четыре, пять.
Вышли дети погулять.
Оказались на лугу,
Я быстрее всех бегу.
Лютики, ромашки,розовые кашки.
Собирал наш первый класс –
Вот какой букет у нас!

5.Повторение изученного материала. (12 мин)
1. Области и границы.
№ 3 стр. 62
Примеры иллюстрируются из жизни.
а) Игра «Как поймать волков»
— Нужно из высоких кольев сделать два забора – один внутри другого. Давайте попробуем.
Ребята выстраиваются в два круга.
— Где граница и область?
(Граница острова состоит из одной внешней и двух внутренних).

2.Самостоятельная работа.
№ 4 стр. 62

3.Решение примеров с помощью числового отрезка.
№ 5 стр. 63

4.Составление числовых выражений по рисунку
№ 6 стр. 63
а) По размеру:
— На какие группы разбили первую совокупность фигур?
(По размеру)

— Какое выражение получилось? (2 + 4)
— Сколько всего фигур? (6)

б) По форме:
-Укажите признак разбиения второй совокупности.
(По форме)
— Сколько фигур в каждой группе?
— Запишите выражение. (3 + 3)

в) По цвету:
— Сколько групп в третьей совокупности?
— Сколько фигур в каждой группе?
— По какому ризнаку разбили на группы? (По цвету)
— Какое выражение вы записали? (2 + 2 + 2)
— Что общего у всех выражений?
— Что их объединяет?

5.Знаки действий.
№ 7 стр. 63 (Решают с комментированием)
6.Решение примеров на сложение и вычитание.
№ 8 стр. 63
— Объясните смысл данного задания.

6.Итог урока. (1 мин)
— С чем познакомились на уроке?
— Чему учились?
— Что больше всего понравилось на уроке?
-Что лучше всего удалось?

Математика

Класс: 1

Тема. " Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность ".

Цели урока: познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание; развивать математическую речь, логическое мышление; воспитывать способность к самооценке, любовь к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый, словесный, наглядный, практический.

Оборудование: рисунок Зимы, карточки, изображения птиц.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Считайте, ребята, скорее считайте.

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте.

Скорее работу свою начинайте!

II. Актуализация опорных знаний.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Все покрылось серебром.

(Зима и зимние месяцы)

Вспомните, как называются зимние месяцы? Запишите дату.

1. Устный счёт.

Зима принесла нам интересные задания. Посчитайте.

Воробьи беззаботно на веточку сели,

Потом три из них улетели,

Семь воробьёв ветку качали,

А сколько их было в начале? (10)

5 синиц на ветку сели,

к ним 2 галки прилетели.

Сосчитайте быстро, детки,

Сколько птиц сидит на ветке?(7)

Переплыв через ручей,

кот увидел 5 грачей.

Лес они перелетели,

На берёзу важно сели.

Кот решил их напугать

И с берёзы всех согнать.

Он на дерево залез,

Замяукал и исчез.

Три грача не утерпели,

Поднялись и улетели.

Сколько грачей на берёзе теперь?(2)

К серой цапле на урок

прилетели семь сорок,

а из них лишь три сороки

приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?(4)

Подогрела сойка чайник,

пригласила 9 соек.

«Приходите все на чай!»

Сколько соек, отвечай!

Как живётся птицам зимой? Помогите птицам!

2. Минутка чистописания.

Пропишите цифру, которая обозначает самое большое однозначное число (9)

Письмо числа 9 в тетради по образцу.

3. Математический диктант.

Кто-то тучу, как перину,

Разорвал наполовину

Вниз посыпались пушинки —

Серебристые… (снежинки)

Зима запорошила всё вокруг и снежинки прилетели к нам в класс. На них записаны примеры. Прочтите их по-разному и решите.

9-1= 6+3= 7-4= 10-5= 8-2=

8+2= 5-4= 9+1= 6-2=

Разноуровневые карточки для индивидуальной работы.

Лёгкий уровень

Реши примеры

6+2= 4-1= 9-1=

0+4= 5-0= 7-7=

Средний уровень

Сравни

3+1*5 7-3* 4 9-4* 6

6+3*8 5-4* 2 8-3*4

Трудный уровень

7-*=3 *+5=9 *-3=5

4+*=8 *-4=6 2+*=7

III. Постановка темы и цели урока.

Составьте пример на сложение с числом 9. Прочитайте пример используя разные способы. Составьте пример на вычитание. Прочитайте пример используя разные способы.

Сегодня мы узнаем названия чисел при вычитании.

IV. Работа над новым материалом.

1. Открытие новых знаний.

Учитель вывешивает картинку.

Сколько зайчиков на картинке? Сколько зайчиков убегает? Сколько зайчиков осталось? Составьте пример.

6-2=4

Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается).

Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

А третье число (сообщает учитель) показывает разницу между первым числом и вторым.

В ходе работы на доске появляются названия чисел УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ.

2. Работа по учебнику.

Прочитайте тему урока на стр.29.

Рассмотрите первый рисунок. Составьте задачу. Прочитайте решение. Как называются числа при вычитании?

V. Физкультминутка.

Музыкальная физкультминутка "Снеговик"

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа над задачей №3.

Прочитайте задачу. Назовите условие, вопрос. Определите тип задачи.

Решите. Прочитайте пример используя названия чисел. Запишите задачу.

2. Работа в группах.

Придумайте свои задачи на вычитание.

3. Творческая работа в парах.

Отгадайте загадку.

Кто весною прилетает.

Звонкой песней развлекает.

Для кого готов дворец?

Ну, конечно же...

(Скворец)

Скоро наступит весна. К нам вернутся перелётные птицы. Постройте из геометрических фигур домик для скворцов.

VII. Итог урока.

Что нового узнали?

Чем запомнился урок?

Что было трудным, какое задание?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

Я знаю….

Я запомнил….

Я смог …..

Если вам понравилось на уроке, выберите снежинку. Если разочаровались -

дождинку.

Урок математики по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"

Цели урока: Образовательные: Познакомить с названиями компонентов при вычитании.

Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе, самостоятельной работе

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;

выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10).

Личностные:

Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Учиться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей ; проверять и оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Познавательные УУД).

Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД).

Ход урока.

    Организационный момент .

Эмоциональный настрой .

Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
И цветные карандаши
Ты на парту положи.
И линейку не забудь!
В математику держишь путь!!!

А сейчас ребята, поудобнее садитесь!
Не шумите, не вертитесь.
Внимательно считайте,
Я спрошу Вас – отвечайте.
Вам условие понятно?

Дети: Да!

Учитель: Это слышать мне приятно!
Путешествие зовёт –
Первоклашек на урок!

Учитель: Давайте посчитаем до 20 через число начиная с 2. (Дети вслух произносят) Какие числа мы назвали? (чётные). А теперь посчитаем в обратном порядке начиная с 20 через число. Цель: подготовка к счёту парами, тройками.

Учитель: А вы знаете, ребята, что это был волшебный счёт: пробежав по числовой лесенке, вы очутились в стране Математики. В этой стране всё чётко, точно и определённо. Всё здесь подчинено законам математики. Любые отношения, понятия имеют свои точные названия – термины.

Вас встречает Фея страны Математики! Она надеется, что вы полюбите эту точную науку и будете ей добрыми помощниками. (На доску прикрепляется рисунок Феи).

Добро пожаловать!

Актуализация знаний.

Фее нужна помощь Определите какая фигура здесь лишняя? Слайд 2

По какому признаку вы определили? (по цвету, размеру, форме)

Слайд 3 .

Учитель: Рассмотрите запись на экране. Что можете сказать?

На экране : 1 2 3 4 6 7 8 9 …

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …

(Это числовые ряды. Это натуральные числовые ряды.

первый ряд не натуральный – там нет числа 5, а в натуральном ряду все числа идут по порядку. А ещё мы говорили, что каждое число увеличивается на 1.

Что показывают точки? (точки показывают, что этот ряд можно продолжать бесконечно.)

Слайд 3 пустой

Учитель . Замечательно. Продолжим работу. Работа с веером цифр

Покажите число, которое больше 15 и меньше 17. (16)

Покажите сумму чисел 10 и 8 .(18)

Покажите число предшествующее числу 14.(13)

Покажите число на 1 меньше 13.(12)

Все показанные числа появляются на доске.

На доске запись: 16 18

13 12

Какое задание вы можете предложить с этими числами?

Дети: Мы можем поиграть в игру «Я больше тебя» или «Я меньше тебя»!

Поставьте нужные знаки.

16<18

13>12

Учитель: Молодцы, ребята!

А сейчас внимательно послушайте веселые задачи и решите их устно

    40 шишек у сосны было только до весны.

Ветерок весной подул, 10 шишек он смахнул.

Сколько шишек на сосне улыбается тебе? 40-10=30

Объясните, как считали?

Три гуся летят над нами,
Три других за облаками.
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей? 3+3+2 =8

Создание проблемной ситуации. Слайд 4

У: Рассмотрите рисунки. По какому признаку их можно распределить на две группы?

(Рисунки, в которых предметы увеличиваются (объединяются) и вторая группа – в которых предметы уменьшаются, вычитаются.)

Учитель: Подберите выражение подходящее к первому рисунку. (3+2=5)

Подберите выражение подходящее ко второму рисунку (4+2=6)

Подберите выражение подходящее к третьему рисунку (4-1=3)

Подберите выражение подходящее к четвертому рисунку (5-3=2)

4 + 2 =6 3 + 2 =5 5 + 2 = 7

4 – 1 = 3 6-1=5 5 – 3 = 2

Молодцы!

Слайд 5

Учитель: Что можете сказать о выражениях первой группы? Что вы знаете о них? Как они называются?

(Мы знаем, что если числа складываем, то это равенство можно назвать суммой, результат при сложении называется значением суммы, числа при сложении можно называть слагаемыми.) как математически грамотно можно прочесть первое выражение? (1 слагаемое 3 ,2 слагаемое 2, сумма 5. Сумма чисел 2 и 3 равна5. 2 увеличить на3 равно5.

Как их назовём одним словом? (сумма)

Учитель: Молодцы! А какое правило о слагаемых вы знаете? (от перестановки слагаемых сумма не меняется)

Слайд 6

Учитель: Как можно назвать выражения во второй группе? (Мы ещё не знаем!)

Учитель: Так что же мы должны узнать сегодня? (Как называются выражения второй группы, как называем выражения со знаком минус)

Открытие нового материала.

Слайд 7

Учитель: Рассмотрите рисунок на экране. Составьте рассказ с названиями чисел. (На болоте было 7 цапель, улетели 2 цапли. Осталось 5 цапель.)

Какие из данных равенств могут подойти к рисунку?

7 = 7 5 = 5 2 + 7 = 9

7 – 2 = 5 5 + 2 = 7 7 – 5 = 2

2 щелчка

Слайд 8 (Учителем даётся необходимая информация: названия компонентов при вычитании).

7 – 2 – разность чисел 7 и 2. число 5 – значение разности 7 и 2

Число 7 – уменьшаемое , 2 – вычитаемое.

Учитель: Как вы думаете, почему 7 в записи 7 – 2 называют уменьшаемым (потому что его уменьшали, цапли улетали и их стало меньше чем было, значит число уменьшается поэтому назвали уменьшаемым Это самое большое число из всех) Табличку на доску -уменьшаемое

А почему 2 назвали вычитаемым? (потому что его вычитали) Табличку на доску

Учитель: Молодцы! Чаще вслушивайтесь в слова. Они вам часто будут помогать.

Учитель: Фея Математики восхищена вашей наблюдательностью, но все, же надо убедиться в верности этого вывода.

Давайте немного отдохнем

Музыкальная физминутка.

Работа над новым материалом. Расширение и закрепление новых понятий

Работа по учебнику.

Откройте учебник с 98. №1

Прочтите задание 1 вслух. 1 точка Расставь знаки так чтобы получилась сумма.

Какое равенство у вас получилось? (5+3=8)3+5=8

В тетради запишем равенство. 1 ученик у доски

2 точка читаем задание, а теперь как расставим знаки чтобы получилась разность?(8-3=5)

В тетради ниже запишем это равенство ученик у доски

3 точка читаем в первом равенстве подчеркните слагаемые одной чертой, а значение суммы двумя. Ученик у доски

Во втором равенстве подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим, а значение разности – зелёным.

Учитель: - Какое число во втором равенстве самое большое? (уменьшаемое)

Да, ребята, уменьшаемое больше, чем вычитаемое и значение разности

Решение задачи №3 (а)

Найдите в учебнике №3 , давайте составим задачу по рисунку (Кот в сапогах должен был пройти 37 м, он прошел 10 м. Сколько м ему осталось пройти?

Сколько всего м должен был пройти кот? (37)

Сколько м он уже прошёл?(10)

Можем узнать сколько м ему осталось пройти? (да)

Каким выражением? 37-10

Схема этой задачи у нас уже есть в учебнике поэтому мы запишем только решение и ответ

В тетради вниз 2 клетки №3 записываем решение ученик у доски

Самостоятельная работа. (выполняется на индивидуальных досках)

Сейчас вы будете работать самостоятельно

Найдите задание №5, стр. 99. 2 столбик Положите перед собой индивидуальные досточки. Запишите на них разности и найдите их значения.

Взаимопроверка. (Поворачивают доски друг к другу и проверяют сверяясь с доской ).

Время встречи в стране Математики заканчивается, но Фея припасла ещё одно очень хитрое задание для мальчиков и девочек. Справитесь?

У детей уже лежат карточки с записанными равенствами:

У девочек: 10… 3 =1 4 15 … 2 =1 3 1 5 … 2 =1 7

У мальчиков: 14 … 4 = 18 1 7 … 3 =1 4 1 5 … 3 =1 8

Верните исчезнувшие знаки действий в записи.

Самопроверка с экраном. Слайд 13

Итог

Давайте вернёмся к началу нашего урока, и вы дадите название равенствам второй группы. Как они называются?

Дети: Это разности.

Как называются компоненты при вычитании?

Какой самый большой?

Давайте прочитаем и попробуем закончить предложения:

Незаконченное предложение. Слайд №14

Я узнал...

Я научился…

Я вспомнил…

Рефлексия:

Достаньте смайлики и покажите, кому понравился урок? Кто понял тему урока? Желтый смайлик веселый

Кто не понял тему? Голубой смайлик грустный

Урок окончен спасибо Скажем Фее и нашим гостям до свидания!

Конспект урока математики

в 1 классе на тему: « Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Педагог: Поваркова Любовь Владимировна

Тип урока : изучение нового материала

Цель: познакомить с названием компонентов вычитания, учить различать и правильно употреблять их при чтении выражений

Задачи: - познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», учить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

- развивать самостоятельность, мышление, память, внимание, умение оценивать свои действия;

- воспитывать культуру речи, толерантность

Оборудование и технические средства обучения: компьютер , интерактивная доска, электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика1» ч.2

Наглядные пособия: таблица «Название чисел при вычитании», рисунок Мудрой Совы, конверты со словами: сумма, увеличить, вычесть, минус, плюс, слагаемое, прибавить, слагаемое, уменьшить, уменьшаемое, вычитаемое, разность и выражениями, файл для интерактивной доски

Ключевые слова: вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность

Рабочие материалы для обучающихся : учебник, рабочие тетради, «карточка – помогайка», «копилочки», солнышки , карточки для работы в парах, разрезные слова уменьшаемое, вычитаемое, разность

№п/п

Этапы урока

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

Мотивация учебной

деятельности.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок математики.

Сегодня он необычный, у нас много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь,

подарите всем своё хорошее настроение и подумайте, как хорошо, что мы вместе.

А чтобы вам было чуточку теплее, я подарю вам солнышки. Выберите то, которое соответствует вашему настроению.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы и готовы к работе.

(щелчок мыши -страница 1 на интерактивной доске)

Смотрят на гостей, улыбаются, настраиваются на работу.

Рефлексия эмоционального состояния.

Поднимают солнышки.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Актуализация и пробное учебное действие.

1. Повторение состава числа 8.

Ребята, у нас ещё один гость. Вы его узнали?

Он сконструировал математический цветок, но, наверное, торопился и лепестки рассыпались. Как поступить?

А какие лепестки нужно брать?

Будьте внимательны, чтобы не попасть в ловушку.

Справились с заданием, молодцы.

А почему он решил собрать цветок с цифрой 8 ?

Не забудьте и вы поздравить ваших близких (мам, бабушек, сестёр, подруг) с этим праздником.

(повесить картинку Мудрой Совы)

А вот и Мудрая Сова. Это цветок для неё. Думаю, она рада подарку.

2.Повторение способов чтения выражений

Но что она принесла для нас?

Посмотрим, что в первом конверте.

Прикрепить выражения к доске

Молодцы!

Да, это Квадрик.

Помочь собрать.

Где в выражениях получается 8.

Дети выходят к интерактивной доске и перетаскивают лепестки с выражениями к серединке цветка.

Не спешить, делать всё аккуратно, быть внимательным.

Конверты с заданиями

Выражения и слова для чтения этих выражений.

Дети выходят к доске, берут слово из конверта и читают по –разному выражения и ставят слово к выражению

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Выявление места и причины затруднения.

3.Задание на новый материал.

Ребята, но у Совы есть второй конверт. Что там?

Прочитаем их

К какому выражению подходят слова?

4.Побуждение к осознанию проблемы

Смогли выполнить задание?

В чём затруднение?

5.Побуждение к проблеме

Хотите узнать, что они обозначают и когда их используют?

Какова же тема урока?(если не смогут сказать, попросить найти в учебнике на с.29)

Повесить табличку на доску

Тоже слова

Чтение слов

(Дети испытывают затруднение)

Проблемная ситуация

Нет

Новые незнакомые слова.

Ответы детей

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Оказывается, вы ничего не знаете.

Какие цели поставим перед собой на сегодняшний урок, чему должны научиться?

Прочитайте ещё раз внимательно каждое слово и скажите, эти слова называют числа при сложении или при вычитании?

Дети оценивают себя на полях.

Дети формулируют цели

Дети отвечают и объясняют почему так думают.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Реализация построенного проекта.

Работаем в парах.

Возьмите карточку и сверху над каждым числом положите слово, его название.

Объясните, почему вы так решили.

Помочь сформулировать название третьего числа

- А что ещё в этой записи можно назвать разностью? Предложить подставить скобку с записью разность в выражение на доске

Разность

- Прочитайте выражение, поставив слово разность на первое место

(Раздать карточки)

Вот карточка- помогайка в вашу «копилочку».

При работе можете ей пользоваться.

Проблемная ситуация

Работают в парах с карточками и словами: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Дети объясняют

Первое число уменьшается, значит, его назовем «уменьшаемое».

Второе число вычитают, значит, «вычитаемое»

Третье число - это разница между тем, сколько было и сколько вычли, значит, разность.

Подставляют скобку

Читают выражения

Разность чисел семи и трёх равна четырём.

Рассматривают и убирают в «копилочку».

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Первичное закрепление с использованием во внешней речи

Физкультминутка

Работаем с учебником с. 29.

- Задание 1( Уменьшаемое равно 9, вычитаемое - 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её.

Проверьте, у кого так же? (Показать запись)

Молодцы!

Прочитаем ещё раз, используя новые слова

- Как по – другому можно прочитать?

Задание 3.

- Прочитайте задачу.

Выложите решение задачи цифрами.

- Каким действием решили?

Почему?

- У кого также? (Показать решение)

Прочитайте решение задачи, используя новые слова

- Поработаем в парах.

Среди записей, найти выражения, которые можно прочитать, используя новые слова, отметить их сверху ۷ ,найти их значения, прочитать по-разному.

Проверяем.

Читают задание и записывают на листочках.

Проверяют.

Читают. (Ум. 9, вычит.4. ,разн. равна 5)

Разность чисел 9 и 4 равна 5.

Выкладывают решение задачи.

Вычитанием.

Подарил другу и стало меньше.

Читают

Работают в парах, выбирают выражения, проговаривают по очереди.

Первая пара выходит к доске, дети по очереди читают выражения, остальные проверяют. Затем - вторая пара.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

В парах поработали. Хотите проверить свои силы индивидуально?

- Рабочая тетрадь с.16 задание 1.

Проверим

Да.

Открывают тетради, выполняют задание.

Самопроверка по эталону.

(на интерактивной доске страница 2)

Регулятивные

Познавательные

Включение в систему знаний и повторений.

Квадрик предлагает проверить свои знания и поиграть в игру.

Включить диск (электронное приложение к учебнику М.И. Моро) «Математика1» ч.2

Выходят к доске.

Отвечают

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Рефлексия.

1) настроения

Каким стало ваше настроение в конце урока?

Какое новое знание открыли?

Значит, урок был полезен.

Спасибо. Урок окончен.

Показывают солнышки.

Узнали название чисел при вычитании.

Оценивают себя на линеечке и делают вывод: знаний стало больше

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Образовательные: Познакомить с названиями компонентов при вычитании.

Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;

выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10).

Личностные:

Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану.

Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средства формирования этих действий: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Средства формирования этих действий: учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД

Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;

Средство формирования этих действий: технология проблемного диалога.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Средства формирования этих действий: организация работы в парах

Оборудование:

учебник «Математика 1 класс» М.И.Моро, С.И.Волкова;

рабочая тетрадь к учебнику;

набор цифр

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Начинаем урок математики. Мы продолжим развивать вашу память, ваше внимание и логическое мышление. Желаю вам сделать на уроке новые, пусть небольшие открытия.

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». (На доске)

Желаю вам удачи!

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Запишите решение задач в тетрадь.

1) Буратино и Мальвина, гуляя по лесу, наткнулись на 3 птичьих гнезда. В каждом из них было по 2 яйца. Буратино хотел взять в руки яйцо и посмотреть, но Мальвина вовремя остановила его. «Не трогай птичьих гнёзд и яиц!» - закричала она. Почему? (Птицы бросают гнезда, которые трогал человек) . Сколько будущих птенцов спасла Мальвина?

(2+2+2=6)

Ребята, а сколько раз в день надо чистить зубы? А как вы думаете, пресную воду зря тратить можно? (Варианты ответов детей)

2) Незнайка чистит зубы и не закрывает кран. В результате чего напрасно расходуется 3 литра воды. Если Незнайка чистит зубы утром и вечером, то сколько воды впустую расходуется за день?

Ребята, а что вы знаете о мухоморах? Мухоморы - ядовитые грибы, их нельзя рвать! Но, оплетая корень берёзы, они питают это дерево.

3) Буратино нашёл под одной берёзой 4 мухомора, а под другой - 3 мухомора. Сколько мухоморов нашёл Буратино?

4) Красная Шапочка сорвала 5 кг травы чистотела . Она подложила 1 кг к муравейнику, так как это лакомство для муравьёв . А остальную траву она засушила, так как трава эта лекарственная и лечит заболевания кожи.

Сколько килограммов травы засушила Красная Шапочка?

Что вы, ребята, знаете о дикорастущем ландыше?

5) Дикорастущий ландыш занесен в Красную книгу России. На одной веточке ландыша было 9 цветов, а на другой – 6 цветов. На сколько цветов больше было на первой веточке, чем на второй?

(9 – 6 =3)

3.Выявление места и причины затруднения

Цель: обсуждение затруднений

Посмотрите на доску.

Разделите записи на 2 группы.

Как называются записи в 1 столбике?

Вычислите.

Как называются числа при сложении?

Посмотрите на записи, которые остались. Вычислите.

Значит, чего мы ещё не знаем?

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

1) Целеполагание

На какой вопрос нам предстоит ответить?

А для чего нам нужны эти знания? - А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения. Поэтому, какая ваша цель на уроке? (Запомнить названия чисел при вычитании; научиться читать, составлять и записывать выражения на вычитание).

Это будет урок повторения или открытия новых знаний?

Где можно об этом узнать?

2) Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

Откройте учебник с. 27. Прочитайте шёпотом выделенные слова вверху. Рассмотрите рисунок.

Сколько было снегирей? (5).

Сколько улетело? (2).

Сколько осталось? (3).

Какой пример составили по рисунку? (5 – 2=3).

Как называется число 5? (Уменьшаемое).

Как называется число 2? (Вычитаемое).

Как называется число 3? (Разность).

Карточки с названиями закреплены на доске.

УМЕНЬШАЕМОЕ

ВЫЧИТАЕМОЕ

РАЗНОСТЬ

Физкультминутка

5.Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания

Прочитайте задание и приготовьтесь записать его в тетради.

Кто хочет записать разность на доске? (Один ученик записывает на доске, а остальные – в рабочих тетрадях: уменьшаемое рвано 9, вычитаемое – 4. Чему равна разность?).

Правильно выполнено задание? (Дети проверяют запись на доске).

Игра в слова.

Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры.

После выполнения детьми самостоятельной работы они сверяют свои примеры с записями на доске.

У меня получились такие примеры, а у вас?

Прочитайте примеры, используя наше “открытие” .

На доске висят карточки с примерами с «окошечками»:

Как называется число, которое закрыли в «окошечке»?

9 - __ = 6 __ - 2 = 7 6 – 4 = __ __ - 3 = 4 8 - __ = 7

(Дети называют и прикрепляют карточки – сокращённые компоненты при вычитании:

9 – в. =6 ум. – 2 = 7 6 – 4 = р. ум. – 3 = 4 8 – в. = 7)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Рабочая тетрадь «Математика» стр.13

Прочитаем задание. Как вы его поняли?

Работайте самостоятельно, вдумчиво, не отвлекаясь.

Проверим правильность выполнения.

(На доску прикрепляется карточка – образец).

7. Итог урока. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Какое открытие мы сделали на уроке?

Как называются числа при вычитании?

Вам понравилось делать открытия?

Кто доволен своей работой, поднимите руку.

Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогла повторить изученный материал и открыть новые знания.

Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо всем за работу.