Конспект обзорной лекции по истории казачества. Интегрированный урок истории россии и права "казачий мир"

Транскрипт

1 ТЕМА УРОКА. ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА. Тема урока 1.Познакомить учащихся с историей возникновения и развития казачества на Руси. Показать роль казачества на территории нашего края. 2. Продолжить работу по возрождению национальных традиций страны. 3. Научить учащихся работать с историческим материалом. Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: урок - исследование. План 1. Исторические корни казачества 2. Казачья власть. Казачьи символы и знаки. 3. Роль казачества в истории России. 4. Крупные военные казачьи объединения на территории нашей области. 5. История сел Унечского района, основанных казаками. 6. Казачество в современной России. Россия сегодня переживает довольно сложное и трудное время. Перестраиваются экономика, политика, общественная жизнь. Спешно отбрасываются прежние принципы, нормы, правила, с трудом прорисовываются новые контуры общественно политической и духовной жизни нашего общества. Но одновременно зреет понимание необходимости использования накопленных за веками традиции. Растет интерес к специфическим институтам власти. На государственном уровне обсуждаются вопросы о месте казачества в структуре власти. Именно о казачестве и пойдет сегодня речь. КАЗАКИ народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей скифского народа Ка сака и приазовских славян. От глубокой древности и до наших дней звучание и начертание слово «казак» подвергалось незначительным изменениям. Первоначально у древних греков они писали «Коссахи», что означало белые олени (олень был тотемным знаком могучего племени скифов). Лишь в средние века появилось слово «Казак». В интерпретациях исследователей Сибири оно переводилось как человек воинской команды, участвовавшей в движении на Восток. Маньчуржский диалект это слово трактует как свободный, вольный человек (ка сак). В норвежском языке о казаке (кад сак). В норвежском языке о казаке (кад сак) также говорится как о вольном человеке, гуляке. Тоже под словом «казак» подразумевается и на Руси. Народный эпос, родившийся до пришествия на Русь монголо татар рассказывает нам о былинных казаках. Со времени своего существования казачество никогда не обращалось за военной помощью в деле защиты рубежей родной земли к московскому

2 правительству. Точно также и русские богатыри героического эпоса надеялись только на свою силушку. Былины об Илье Муромце, как об эпическом герое создавались не только в вв., но и в вв, когда он собственно, и стал казаком. В былинном эпосе Илья Муромец предстает «старым казаком», а казаки на Руси известны были ещё до монголов по имени «сторожей», «мужей хоробных», охранявших границы от вторжения кочевых племен и стоявших на их пути «живой изгородью». Хоть и предстает в былинах Илья Муромец «старым казаком», но среди всех эпических героев в казачьей среде он едва ли не самый «молодой», так как былины о нем продолжали возникать и в18 веке. Известен нам и тверский казак Илейка Мурормец (он же Илья Горчаков, Илья Коровин) один из самозванцев смутного времени, который действовал на Волге и Каспии. В былинах подвиги Ильи Муромца всегда связаны с задачей служения на роду. Под его руководством богатырские заставы охраняли Добрыня Никитич (заместитель атамана), Алеша Попович (есаул). Так что есть, кем гордится и на кого ровняться. Сегодня этими богатырями, на мой взгляд, выступают потомки Ильи Муромца казаки, сохранившие через века достойное имя оберегателей земли Русской. Каковы исторические корни казачества? От глубокой древности до наших дней жизнь казаков связана с северозападной частью Скифии Азиатской. Здесь проживали племена, известные истории под именем Торетов, Торпетов, Торков, Удзов, Берендженров, Сираков, Брадас Бродников. В V веке, после нашествия гуннов, большинство этих племен оттеснены в пространство между Волгой и Яиком. Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинялась Гуннам, Болгарам и Асам- Аланам. В 860 году после проповеди Св. Кирилла кассаки приняли христианство. Входя самостоятельным племенным союзом в хазарский каганат, кассаки выгнали из за Волги печенегов и принудили их уйти за Донец и Днепр. В 965 году Земля Касак была завоевана Киевом. В 988 году она передана в управление одному из Рюриковичей Мстиславу Владимировичу, который после смерти отца отказался от Киева и со своими Коссаками и Казарами занял подонские и донские степи до Чернигова. В бою под Лиственом Мстислав разбил киево новгородского князя Ярослава и стал государем державы Тьмуторакань года Тьмуторакань обьединяла в своих границах все земли от Кубани по всему Подонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань. Под властью ханов казаки находились до конца 14 вв. Когда в Орде началась междуусобица, казаки, жившие вдали от правящих центров, много

3 страдали от своеволия ордынских шаек. Это побудило их принять участие в восстании московского князя Дмитрия. Однако разгром войск Мамая на Куликовом поле в 1380 году стал роковым для казаков. Татары начали истребление христиан казаков на Дону, вынудив их искать убежище не только в верховьях Дона, но и дальше на Севере вплоть до Камы, Северной Двина и Белого моря. В условиях постоянной татарско-турецкой угрозы, явилась необходимость служить двум династиям: Рюриковичам в Москве и Гедиминовичам в Литве. Удаленные на сотни и тысячи километров от тогдашних государственных центров, казаки должны были сами создать для себя власть на месте. Казаками командовали казаки. И офицер, и рядовой казак вырастали вместе в одной станице, как вместе росли их отцы и деды. Один получал образование и становился офицером, командиром по профессии; образование же другого составляла местная школа и отслужив действительную службу, он возвращался в станицу, занимался земледелием. Казак офицер хорошо знал психологию каждого своего казака, на что он годен, как будет держать себя в бою и чего может он достигнуть. В свою очередь казаки верили своему командиру, верили, что он не поведет их вслепую, не даст непосильной задачи, не пошлет их на убой. Была власть выборная «Войсковой Атаман», ограниченная в своих действиях только волей народного собрания казаков «Войскового Круга». Атаману были подчинены все вооруженные силы, равно как и выборные исполнительные власти в Войске. На своих народных собраниях казаки вырабатывали нормы, по которым действовала эта власть. Раз принятое решение, по какому либо вопросу запоминалось в народной памяти и применялось в аналогичных случаях, становилось обычаем, и таким образом создавалось «Войсковое Право», которое регулировало все стороны казачьей жизни. Духовной жизнью казаков руководило духовенство, которое также было выборное и избиралось казаками из наиболее уважаемых, грамотных и религиозных людей. Священник не только удовлетворял религиозные потребности казаков, но и был для них учителем и судьёй. Московский царь признавался казаками как верховная власть. Он был в их глазах носителем государственного и национального единства России. Казачьи символы и знаки Знамя символ полкового, войскового объединений. Святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбление или осквернения. Бунчук знак Ставки, символ Атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командующим. В мирное время

4 хранился в церкви, выносился только по праздникам, как подтверждение его значимости и присутствия атамана. Булава, пернач символ военной власти, которой наделяется атаман (у запорожцев гетман) Насека посох с металлическим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших насекаю - символ гражданской власти атаманов всех степеней. Атаманский кафтан и шапка принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного Атамана или Атаманском управлении. Печать на рукояти или на перстне вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функции атамана. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману. Сабля обычно украшенная, старинная тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круги и по праздникам. Медаль личный знак атамана, носилась на шее, поверх галстука выпускалась на кафтан в раскол ворота. На лицевой стороне бывали надписи: «атаман станицы», впоследствии портрет государя. На обратной стороне гравировалось имя и фамилия атамана и годы его правления. Нагайка знак Есаульца и Приставов на кругу. В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака. Шапка не всякая, специального образца. Первоначально «Клобук со флыком», папаха, а затем фуражка знак обладания казаком юридическим полноправием. Шашка, первоначально сабля символ всей полноты прав у казака, а также обладания паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет, без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Казаки ежегодно, с наступлением зимы, по установившемуся санному пути, отправляли в Москву большое посольство (свыше 100чел) которое должно было передать царю ходатайство о нуждах казаков и принять царское жалование. Царское жалование состояло из определенной суммы денег, огнестрельных припасов, а затем хлеба и сукна. При Петре 1 казачьи вольности были значительно урезаны. Казачьи области в 1721 году были переданы из Министерства иностранных дел в Военное министерство: право казаков избирать себе атамана на кругу, было уничтожено и военные атаманы назначались верховной властью. Постепенно казачьи земли вошли в административную систему Российского гос ва, сохранив, однако, во внутреннем управлении, пользовании хозяйственными благами значительную долю автономии. Казаки сохраняли личную свободу, свободу от податей, но зато несли поголовно воинскую повинность, отправляя за свой счет, то есть, приобретая за свои деньги не только бельё, обувь, платья, но и воинское

5 обмундирование, холодное оружие, лошадь с седлом: только винтовку казак получал от казны. В период военных годин в казачьих полках существовало старшинство: 1. Полковник городового полка 2. Начальник полкового обоза 3. Полковой судья 4. Полковой подскарий казначей 5. Начальник полковой канцелярии 6. Полковые есаулы руководили военными делами, в мирное время ведали снаряжением. В 18 веке казаки не только участвовали в воинах, которые вело Московское гос-во, но и самостоятельно боролись с могущественной Турецкой империей, с Польским королевством и крымским ханом. Запорожцы и донцы на своих лодках переплывали Черное море и осаждали турецкие и крымские города. Донские казаки, с помощью запорожцев, в 1637 году взяли сильнейшую турецкую крепость Азов, которая стояла в устье Дона и преграждала казакам выход в Азовское море. Взяв Азов, казаки послали в Москву посольство и предложили московскому правительству принять эту крепость. Московское гос-во только что пережило 15 лет смуты (гг), оно было слабым и не решилось принять Азов, опасаясь войны с Турцией. Донским казакам самим пришлось защищать Азов от турецкой армии. Казаки отстояли крепость (знаменитое Азовское сидение), но потом вынуждены были покинуть её, позже должны были дважды холить под Азов вместе с полками Петра1, при котором эта крепость была взята окончательно в 1698 году. В течении 19 века Российское гос-во использовало казаков как преимущественно военную силу. Например, при нашествии Наполеона на Россию в 1812 году казаки вышли на службу поголовном, начиная от 17ти летнего возраста до 60лет. Под предводительством атамана Войска Донского М.И.Платова казаки значительно способствовали разгрому французской армии. Казаки были не только военными, но и исследователями в различных областях науки и техники. Назовите казаков, которые остаются в памяти нашего народа? Знаменитый путешественник И.Н.Семенов, ген. Н.М.Пржевальский пользовались помощью казаков в своем обследовании дотоле неведомых азиатских областей. Россия знает и помнит не только имена казаков полководцев, генералов М.И.Платова, графа А.К.Денисова, А.И.Иловойского, - героев войны с Наполеоном в 1812 году; Бакланова, Слепцова - Кухаренко героев кавказкой войны: А.М.Каледина, Л.Г.Корнилова, П.Н.Краснова героев первой моровой войны,- но и имена ученых; геолога профессора А.Ф.Щербины, А.В.Пашутина; А.Н.Краснова географа. Н.П.Асеева

6 (металлурга) и Г.Н.Потапина; а также писателей Ф.Д.Крюкова, Р.М.Кумова, поэтов А.А,Леонова, Н.Н.Туроверова и художника академика Н.Н.Дубовского. Военные объединения казаков существовали на многих территориях нашей Родины. Старшинство казачьих войск: Донское-с 1570г Терское-с1577г Сибирское-с1582г Уральское-с1591г Кубанское-с1696г Астраханское-с1750г Черноморское-с1787г Амурское-с1858г Уссурийское-с1889г Где на территории нашей области были сформированы крупные военные казачьи объединения? В середине 18 века левобережная Украина разделилась на несколько военно административных округов, названных полками. Территория Унечского района входила в Стародубский казачий полк, самый богатый и многочисленный, учрежденный в 1663 году, с центром в древнем Стародубе. Села Унечского района входили в состав Быкланской, Мглинской, Новометской, полковой сотен. Казачьи отряды на Стародубщине появились первыми в середине 16века. Московское правительство привлекло на службу «вольных» казаков и «охочих» людей. Однако массовое оказачивание населении Стародубщины пришлось на период освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого. По ревизии 1723 года на территории края насчитывалось свыше 200 казачьих дворов, а с 1781 более 780 дворов. 1812год. За короткий срок в августе на Черниговщине из казаков было сформировано 1 полк численностью в 18 тысяч человек,2-й Черниговский полк (командир полковник Потресов) был сформирован в основном из казаков Стародубковского и Новозыбковского уездов, в 6-й Черниговский полк (командир майор Гурчанинов) вошло 213 казаков Стародубского и 374 Мглинского уездов. Казаки Стародубщины в первые дни войны июня выделили 17 фур, 19 волов и денежные средства. В1882 году был издан указ об обязанности малороссийских казаков относительно военной службы и прочих повинностей. Казаки объявлялись особым сословием, а земли, унаследованные от предков - навечно казачьими. Но после освобождения крестьян казаков вновь причислили к разряду сельских обывателей наряду с крестьянами. К этому времени ратные подвиги стародубских казаков уже больше напоминали легенды. Как, например, погарский сотник Афанасий Еременко в 1693 году разгромил со своими казаками под Лыщичами польский отряд

7 М.Паца. Как наши земляки участвовали в походах против татар, а в 1693г. громили орду у реки Танеев, как участвовали с Шереметьевым в бою под Нарвой, били шведов под Варшавой, штурмовали Замостье. В 1706 году под Несвижем в бою со шведами сложили свои головы полковник Миклашевский, погарский сотник Еременко, сотня казаков. Кроме Стародубского,на территории нашего края был с формирован еще один полк Севский. В начале 16 века великий князь московский Иоанн Васильевич поставил своей целью укрепление южных границ от набегов кочевых племен. Жившие на границе русского государства в небольших пограничных поселках вольные казаки должны были образовать охранительную линию. Чтобы контролировать охранительную линию, с каждого окраинного города по очереди высылались «сторожи» численностью от 2 до 12 всадников. В обязанности им вменялось зоркое слежение за местностью, связь с другими «сторожами», выслеживание движений неприятеля. С середины 16 века каждый помещик должен был для службы выставлять вооруженных людей. Количество их зависело от размеров поместья. По «Уложению о службе» Иоанн 4 основной мерой сделал 100 четвертей «доброй угожей земли», с которой выставлялся один ратник на коне в полном боевом снаряжении. Таким образом, в русском государстве была создана конница «русского строя» - поместная конница. Такая конница была создана в Севске - Севский драгунский полк. Он участвовал в войне с Польшей в конце 20-х годов 17 века, подавлял Московское восстание в 1682 году, участвовал в Крымском походе в 17 веке, в войне с Турцией гг.. в отечественной войне 1812 года. Был расформирован в 1918 году. На территории нашего района находятся несколько сел и деревень, основанных казаками или долгое время полностью принадлежавших им. Расскажите о них?. Одним из таких поселений считается деревня Бороздино. появилась она на реке Рассуха Бороздной во время господства Литвы. В 1618 году по Деулинскому соглашению о перемирии северная земля отошла Польше. Присланные в Стародуб и Мглин, польские чиновники принялись устанавливать свои порядки, перераспределять владения. Казакам, явившимся на службу к полякам на своем коне, выдавался земельный участок «на каждый конь». По акту 1620 года польский комиссар Балтозар Стравинский: «Деревню Бороздино утвердить за борозднами, основателями ее». После изгнания поляков, с которыми бежали и казаки, служившие в войске польском, все крестьяне деревни, оставшись без панов, перешли в сословие казаков и активно участвовали в борьбе с Польшей. Деревня оставалась войсковой до конца 18 века казаки без панов жили по два дома, а один самостоятельный многосемейный казак имел даже три дома.

8 Не позже второй половины 18 века появилась деревня Лупеки (ныне Лужки). В1723 году в ней было 9 дворов, а по второй ревизии дворв. Население Лупек до конца 18 века оставалось казачьим, Полностью принадлежало казакам до конца 18 века село Труханово, деревня Борщово, село Высокое, деревня Еленск. Казачество имеет боевую и славную традицию. Сегодня предпринимаются попытки на уровне государства возродить казачество как отдельное воинское образование. C начала 1990 х гг. российское правительство стало принимать меры по воссозданию казачьего самоуправления. 16 июля 1992г. Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление «О реабилитации казачества». В 1994г. был создан Совет по делам казачества при Президенте РФ. Совет по делам казачества является совещательным и консультативным органам при Президенте РФ, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества. В1995г. были разработаны правовые основы государственной службы казачества, а уже в 1996г. первое казачье войско Волжское - приняло на себя обязательства по несению государственной службы. 3 июля 2008г. Президентом РФ была принята концепция государственной политики РФ в отношении российского казачества, в которой говориться, что целями государственной политики РФ в отношении казачества являются: становление и развитие государственной и иной службы российского казачества; возрождение и развитие духовно культурных основ российского казачества, семейных традиций; осуществление патриотического воспитания казачьей молодёжи. 9 февраля 2010г. Президент России Дмитрий Медведев утвердил удостоверение, форму одежды и чины казаков, а также герб и знамена войсковых казачьих обществ. Сегодня российское казачество это граждане РФ, относящие себя к казакам. Казачьи общества и общественные объединения российского казачества созданы на территории более 70 субъектов РФ. Районы компактного проживания казаков существуют и сегодня на территориях республике Северная Осетия Алания, Краснодарского, Хабаровского краев, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Омской, Челябинской областей, в Ханты Мансийском и Ямало Ненецком автономных округах и ряде других регионов России. В России 10 реестровых войсковых казачьих обществ: Всевеликое войско Донское, Кубанское, Терское, Волжское, Оренбургское, Сибирское, Енисейское, Иркутское, Уссурийское. Самыми крупными из них являются Всевеликое войско Донское, Кубанское казачье войско, Сибирское казачье войско. Скоро появится 11 войско - Центральное, сейчас оно существует де факто и проходит регистрацию в Минюсте. В России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников. Ежегодно в масштабе страны проводятся

9 мероприятия, связанные с военно патриотическим воспитанием казачьей молодежи.


История, правовые основы и направления деятельности российского казачества в Свердловской области Казачество на Среднем Урале сформировалось к середине XVII века, в своей основе из потомков казаков отряда

Начало объединения русских земель. МАТЕРИАЛЫ для сайта. История России. 6 классы. Тема: «На пути к единому государству (XIV XVI в.)» Учитель: Морарь Н.П. ТЕМА Знать Уметь Знать: причины образования единых

ПРОТОКОЛ заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества от 16 июня 2015 г. 6 станица Вешенская, Ростовская область ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ Беглов А.Д. ПРИСУТСТВОВАЛИ: члены

ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИМИРУ ВЛАДИМИРОВИЧУ ПУТИНУ «Мы все жестоко виноваты перед казачеством. Коммунистический геноцид, который над казачеством был учинён,- первый геноцид в России

Законодательство Российской Федерации и Краснодарского края в отношении казачества. Начиная с 90-х годов XX века государственная власть начинает обращать свое внимание на российское казачество. В рамках

СТРАТЕГИЯ развития российского казачества до 2020 года и последующий период Общие положения Стратегия развития российского казачества до 2020 г. и последующий период (далее Стратегия) определяет систему

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 3 сентября 2001 г. N 648 г. Москва О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой (В редакции постановлений Правительства

Bold_text_12{font-weight:normal;} Московская Академия Приборостроения и Информатики. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: Условия и значение присоединения Украины к России. Студента второго курса кафедры ПР-7

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 3 1 Основные даты и события 1598-1605 - царствование Бориса Годунова. 1612 - освобождение вторым ополчением Москвы от поляков. 1613 - избрание Земским собором на российский престол

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ГЕРБОВ И ЗНАМЕН ВОЙСКОВЫХ КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ, ВНЕСЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В целях упорядочения официальных

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная)школа-интернат» г. Бузулука Оренбургской области Рассмотрено и принято на педагогическом совете школы Протокол 32 от

Задания B8-В11. Анализ исторических карт, схем 1 Рассмотрите схему и выполните задания 1.Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками. 2.Напишите название города, обозначенного

Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. N 168 "Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" Опубликовано

ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА 1.Казачество в Российской империи это... 2. На рубеже XIX XX веков в европейской части Российской империи существовали следующие казачьи войска:... 3. На рубеже XIX XX веков

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные

Россия после смуты Преподаватель Киященко А.А. Возрождение самодержавия Вокруг молодого царя сплотилась сильная группа сторонников во главе с его отцом Филаретом. По мере укрепления власти начала сходить

1. IX XII. ПОЛЯНЕ Племенные объединения восточных славян в IX X вв. Среднее Приднестровье культурный центр, вокруг которого складывалось Древнерусское государство Направления военных походов дружин древнерусских

ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА южный ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

История России. Часть 1. Л.В.Селезнева Время тестирования 25 мин Количество вопросов 30 Количество вопросов на 5 26 Количество вопросов на 4 21 Количество вопросов на 3 15 1. центральную власть укрепляло

Выполнили: учащиеся 5 Б класса МОУ СОШ 33 г. Таганрога Быкова Д., Бражникова А. Руководитель: учитель информатики Синявина В.В. 1. Немного истории 2. Орден «Победа» 3. Орден Славы (I, II и III степеней)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Гармония» г.тихорецка Разработала: педагог-организатор Белавина Вера Викторовна г.тихорецк 2016г. Дата проведения:

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗ КАЗАКОВ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗ КАЗАКОВ Образована 29 июня 1990 г. делегатами Учредительного Большого Круга казаков (со всей территории Советского

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Кенадского сельского поселения Ванинского муниципального района Хабаровского края Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

4 НОЯБРЯ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА Обучающиеся 6Г класса под руководством классного руководителя Меркуловой Д.А. подготовили презентацию об истории праздника «День народного единства» и на уроке, посвященном

9 февраля 2010 года N 168 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ГЕРБОВ И ЗНАМЕН ВОЙСКОВЫХ КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ, ВНЕСЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред.

Раздел 5. РОССИЯ В XVI-XVII веках: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ Тема 5.1. Российское государство в XVI начале XVII века. Тема занятия: Россия в правление Ивана Грозного. Смутное время начала XVII века.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ с УО по истории 7 класс Разработчик: Мельникова В.П., учитель истории и обществознания 2017 г. 1. Пояснительная записка Настоящая программа составлена

Иван IV Грозный (1547-1584) Наряду с внутренними преобразованиями вел энергичную внешнюю политику Направления внешней политики 1. в юго-восточном направлении: присоединение к России Казанского, Астраханского

Правление Святослава (962-972) 972) Преподаватель Киященко А.А. Первые шаги Святослав продолжил объединение восточнославянских земель и централизацию системы управления. 1. Подчинил вятичей. 2. Стал посылать

Георгиевская лента на российских наградах, история Георгиевской ленточки Георгиевская лента, история возникновения и применения В 1769 году, императрица Екатерина 2 учредила награду для офицеров Русской

Образование Российского государства Причины возвышения Москвы Первые московские князья. Иван III основатель российского государства 2 Предпосылки объединения Русских земель Нашествие изменило политикогеографическую

Русь и Золотая Орда План урока 1. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. 2. Повинности русского населения 3. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русь и Орда при Александре

История Пограничной службы России уходит корнями в далекое прошлое. Уже при первых русских князьях силами дружин, ополчения и приграничного населения для охраны границы возводились богатырские заставы,

ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ В VI VIII ВВ. И С Т О Р И Я С Р Е Д Н И Х В Е К О В 6 К Л А С С Повторим изученное 1. Какой период времени охватывает история средних веков? 2. Почему

Вариант I 1. 1 Укажите, когда была заключена Люблинская уния, объединившая Великое княжество Литовское и Польское королевство в единое государство Речь Посполитую. 2. 2 Укажите, кто возглавил восстание

Раздел 4. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Тема 4.3. Россия в XVI XVIIIвв. Лекция 4.3.3. Россия в эпоху петровских преобразований План 1. Начало правления Петра I. Первые преобразования. 2. Северная война. 3. Реформы

В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. Задачи конного перехода Конный переход казаков юга России по маршруту Волгоград Севастополь посвящен юбилею Победы в Великой Отечественной

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 имени Г.К. Жукова город Армавир Краснодарского края Конспект урока в 6 классе по кубановедению «Борьба горцев против

Калмыки в составе донского казачества (XVII XX вв.) Ойраты (калмыки), прикочевав в 1630-е годы в Поволжье, вступили в контакт с донскими казаками уже в начале 1640-х гг. Интеграция Калмыцкого ханства с

МБУК «Централизованная система общедоступных библиотек» г. Брянска БИБЛИОТЕКА 3 К 70-летию образованию Брянской области Брянск 2014 Близится 70 летие образования Брянской области. Брянская область образована

Итоговая контрольная работа по истории, 6 класс ФГОС (демоверсия) Вариант 1 1.Битва на реке Калке, где русские князья впервые встретились с монголотатарами, произошла в: 1. 1223 г. 2. 1240 г. 3. 1380 г.

Презентация для детей старшей группы «День защитника отечества» воспитатель МАДОУ «Детский сад 1» г. Тобольска Созонова Анастасия Валериевна Февраль, февраль, зима и солнце! И первых птичек переклик! Сегодня

Ковалева С.С., УИРО, СВРТ, г. Москва Офицеры Сибирского Казачьего войска участники Первой мировой войны Сибирское Казачье войско как иррегулярное войско в Российской империи существовало ещё с XVI-го века.

1 Цель: - на примере конкретных исторических событий и личностей, воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: (1 слайд) Дети близится праздник "День защитника Отечества". Много

Первые русские князья Рюрик 862-879 гг. Рюрик (862-879) - сын норманнского конунга Гадлива, внук новгородского старосты Гостомысла. Был приглашён частью жителей Новгорода, чтобы "володеть" ими. Согласно

Георгиевская лента Я помню, я горжусь! Кудашева М.Ф. учитель истории и обществознания Георгиевская лента двуцвет оранжевого и черного цветов. Она ведет свою историю от ленты к солдатскому ордену Святого

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Вы узнаете Что общего между богатырями и рыцарями. Какое влияние они оказали на современные нравственные представления.

Древность и Средневековье 1. Установите соответствие между событиями и годами, когда они произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. СОБЫТИЯ ГОДЫ А) битва

Аналитическая записка по выполнению плана работы комиссии по взаимодействию Администрации Морозовского района с казачьими обществами Морозовского района 1квартал 1.1 Об исполнении муниципальной программы

Герб рода Ермоловых Книга «Род Ермоловых» Василия Федоровича Ермолов, ставропольский помещик, боярин и стольник (?-1718). С 1703 г. отставной, в Москве на посылках. В 1667 г. записан в полк князя Я.Ф.

9 февраля 2010 года N 171 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ФОРМЕ ОДЕЖДЫ И ЗНАКАХ РАЗЛИЧИЯ ПО ЧИНАМ ЧЛЕНОВ КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ, ВНЕСЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«УТВЕРЖДЕНО» Постановлением Совета Атаманов Союза казаков России 5 от 19 февраля 2006 г. П О Л О Ж Е Н И Е о чинопроизводстве в Общероссийской общественной организации «Союз казаков» 1. Настоящее Положение

1 Систематизация исторической информации: множественный выбор Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других

Военачальники и полководцы ВОВ Выполнили Кириченко Светлана и Маракова Юлия 11а класс. Георгий Константинович Жуков Биография Георгий Константинович Жуков Будущий Маршал Советского Союза Георгий Константинович

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 2 1. Основные даты и события 1359-1389 - княжение в Москве Дмитрия Ивановича (Донского). 1380 - Куликовская битва. 1462-1505 - княжение великого князя Ивана III. 1480 - конец зависимости

НОВОСТИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 12 февраля 2010 года КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ УКАЗ Президента РФ от 09.02.2010 N 171 "О ФОРМЕ ОДЕЖДЫ И ЗНАКАХ РАЗЛИЧИЯ ПО ЧИНАМ ЧЛЕНОВ КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ, ВНЕСЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Урок по окружающему миру в 4в классе Тема: «Древняя Русь» Учитель: Ю.С.Смолина Цели: рассказать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств, познакомить с былинами о великом князе

КЕЛЛЕР ФЕДОР АРТУРОВИЧ КЕЛЛЕР ФЕДОР АРТУРОВИЧ (12 октября 1857 8 декабря 1918) Официально: Граф, генерал от кавалерии. Неофициально: Первая шашка России. Последний рыцарь Империи (Витязь Руси) Двадцатилетним

Контрольная работа по окружающему миру (март) Традиционная программа Школа России 4 класс Уважаемые родители, распечатайте данную работу. Ученик должен выполнить её от руки. Выбранный вариант ответа обводить

АРМИЯ РОДА ВОЙСК ИСТОРИЯ ЗВАНИЯ ФОРМА ЛИЧНОСТИ 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 Рода войск 100 Самый многочисленный род сухопутных войск,

Известные общественные и военные деятели, оставившие след в истории Дальнереченска Цесаревич Николай Александрович будущий Император Николай II, Самодержец Всероссийский. Первый из самых высокопоставленных

Учитель МБОУ Старочеркасской СОШ Кривошапкина Н.Н.

Разработка урока по истории Донского казачества на тему:

«Воспитание мальчика – казака»

Цели урока:

    Образовательная: на основании исторического материала подвести кадетов к выводу об особенностях в воспитании мальчика – казака.

    Воспитательная: прививать чувство гордости за принадлежность к казачеству, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к Тихому Дону – своей малой родине.

    Развивающая: продолжить работу над формированием умения анализировать, делать выводы.

Оснащение урока:

    карта Области войска Донского;

    компьютер, диапроектор;

    учебник Н.В.Самарина, О.Г.Витюк. «История Донского края XVII -XIX века». 7-8 класс. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2004.

Тип урока: комбинированный.

Эпиграф «Казака принямайтя! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квелый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, а к родителям был почтительнай…»

План урока:

    Актуализация знаний.

    Изучение нового материала.
    2.1. Рождение и крестины казачьего сына.
    2.2. Праздник первых штанов.

    2.3.Детство казачонка.

    Применение изученного материала.

    Домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Вводное слово учителя:

Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Вам, связавшим свое обучение с казачьим корпусом, нужно особенно чутко относиться к своим корням, знать и почитать традиции казаков – СЛАВНЫХ ВОИНОВ, ХРАНИТЕЛЕЙ ЮЖНЫХ РУБЕЖЕЙ ВЕЛИКОЙ РОССИИ.

2. Изучение нового материала.

2.1. Рождение и крестины казачьего сына.

В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку и ружье. Когда по истечении 40 дней мать с сыном возвращались из церкви (где проходил обряд крещения ребенка), её встречал отец. Он брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя её с казаком.

Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь, ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоану-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком.

Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд описан в древнерусских летописях как великокняжеский, и неизвестно, пришел ли он на Русь из степи или в степь от Руси. Но у казаков он сохранился до наших дней.

Годовалого казака на женской половине дома усаживали на кошму и крестная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой.

Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву – будет жив. Заплачет, повалится с коня – быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал его на руки, а крестный надевал на них обоих портупею так, чтобы издали казалось: идет по улице казак при шашке.

Сценка: (на слайде казачий курень)

У ворот родного куреня казаков встречали женщины.

«Казака принямайтя! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квелый, да до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительнай…»

Крестная снимала с отца и сына шашку со словами: «Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняй ее до срока».

Учитель: Крестный хранил оружие и вручал крестнику в 17 лет, после того, как малолетку приписывали к полку. Он и обучал крестника всем церковным обычаям, но в большей степени всем видам воинского искусства. Крестный всегда был строг и справедлив.

Опережающее задание «Праздник первых штанов»

Праздник первых штанов наступал в зависимости от общего развития мальца, но, как правило, лет с трех – пяти. Штаны дарил старший в роду. Это должны быть обязательно шаровары. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.

Обучение было тяжелым и постоянным. Учили стрелять, рубить шашкой. Сначала пускали тонкой струйкой воду и « ставили руку», чтобы клинок шел под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг. Потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи – на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому оседланном. Рукопашному бою учили с трех лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приемы. Трехлетние казачата уже сами ездили верхом на коне по двору, а пяти лет скакали без седла по улице, по степи. В 8 лет казачок свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю. Быстро и ловко лазали казачата по деревьям, смело переплывали Дон, метко стреляли из ружей. В зимнее время молодые казаки играли в шахматы, в военные игры, строили снежные городки, ходили стена на стену. Любимым занятием казаков в свободное время были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. В день скачек на ровном месте в качестве мишени устанавливался пучок камыша и намечалась линия, от которой должны были начаться скачки. По сигналу всадники неслись на мишень, стреляя на скаку из ружей. Самые ловкие делали это, стоя на лошадях, поднимали на всем скаку с земли платки, монисты (бусы).

2.2. Детство казачонка.

В 7 лет мальчонку стригли ритуально во второй раз и он впервые шел с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, под украдкой роняемые матерью и бабушкой слезы он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.

С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать) Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. Он полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.

С очень раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно были смышленые казачата. Для этого торжественного случая им даже шилась, за счет атаманской казны, праздничная одежда. Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача – слушать и запоминать. После круга их расспрашивали, кто что говорил, кто кому возражал, о какое было принять решение… Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал просто « Я там был!»

Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордилась семья, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Их даже старики звали по имени - отчеству!

С весны до осени казачата, как правило, жили в степи при отарах или на бахчах со стариками. И здесь учеба не прекращалась ни на один день. Казачат учили ежедневно – стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться.

Сыновей казачьих офицеров с пяти – семилетного возраста забирали в полки, увозили с собой на службу, часто и на войну.

Учитель: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?

Учащиеся отвечают: Уважение к старшим, к родителям, почитание отчего дома, служение Отечеству.

3. Применение изученного материала.

На второй, практической части урока учащиеся показывают свои навыки казачьи, удаль (соревнования «рубка лозы», стрельба.)

4. Домашнее задание.

Подготовить сообщения: «Речь донских казаков», «игры казачат».

Классный час на тему «У истоков казачества» Цели: расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков, развивать память, мышление, коммуникативные компетенции, умение обобщать и систематизировать, воспитывать интерес к прошлому своих предков, гордость за свой народ. Оформление : казачья светёлка (икона, полотенце на иконе, лампада, пряха, тканый половик) Ход классного часа
Казачья песня – Россия (донская протяжная)

Учащийся 1 Испокон веков казачий род ведётся, С этим спорить, братцы, нам нельзя. Лава* по степи стрелой несётся, Словно молния, по воздуху летя.

Учащийся 2 Казаки работы не боятся, Научились храбро воевать. От души поют и веселятся, Зажигательно умеют танцевать.

Учащийся 3 Верные Отечеству и Дону, Славные, достойные сыны. Не дождался враг от них поклона, Не были никем покорены.

Учитель: Ребята, сегодня, мы продолжаем разговор о казаках – людях мужественных, верных своему Отечеству. Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «казак»?

Учитель: Совершенно верно. «Казак» в переводе с тюркского означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». (проецирование на доске) Очень интересна история казачества. Думаю, вы убедились в этом, готовясь к классному часу. Давайте вместе полистаем странички истории казачества. Попробуем выяснить, где и когда зародилось казачество.

Учитель: Ребята, молодцы! Давайте подытожим ваши ответы.

Итак, как вы сказали, по одной из версий, зародилось казачество во времена монголо-татарского ига. «Казаками» монголы называли лёгкую конницу. Во времена монголо- татарского ига эта конница состояла из людей, поставляемых Русским княжеством в качестве дани монголам. Монголы терпимо относились к вере и традициям людей из Русского княжества. После того, как монголо-татарское иго рухнуло, оставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию. Казаки оказались в полной независимости и от былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. В дальнейшем, к казакам начали примыкать беглые крестьяне. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом. Массовое распространение термин «казак» получил в XV веке. В это время, возникают казачьи общины на южных и юго-восточных окраинах русского государства. (проецирование основных пунктов истории казачества на доске)

Учитель: Ребята, думаю, каждому из вас было интересно узнать, где жили казаки. Что представляла из себя казацкая изба, которая, кстати, называлась «курень». Скажите, как же выглядел дом казака?

Учитель: Совершенно верно. Казачья изба выглядела красиво, часто была украшена резными наличниками. (проецирование на доске)

Как же выглядела казачья изба изнутри?

Учитель: Действительно, изнутри казачьи избы в большинстве своём были обиты деревянной доской, красноватого цвета. (проецирование на доске) Ребята, в нашем классе представлены некоторые элементы внутренней обстановки казачьей избы. (Учитель указывает на светелку) Скажите, какие же предметы можно было увидеть в казачьих избах? ( Один из учащихся рассказывает о светёлке, показывая на предметы).

Учитель: Ребята, что же занимало центральное место в избе казаков? Верно, икона. Кого из святых казаки почитали больше всего?

Учитель: Вы правы, ребята. Иконы с изображениями Божьей Матери считались покровительницами казачьих войск. Какой веры придерживались казаки? Ходили ли они в храмы?

Учитель: Совершенно верно. Большинство казаков всегда исповедовали православную веру. Она являлась духовным стержнем этого народа. Казаки старались часто посещать храмы. Более того, за честь считалось построить церковь или храм в казачьей «станице». (проецирование храмов на доске) В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие. Это являлось одной из традиций казачества.

Ребята, о каких традициях казаков вы узнали в ходе самостоятельной работы?(рассказы детей)

Учитель: Ребята, молодцы! Хорошо справились с заданием! Позвольте мне обобщить всё сказанное вами.

    Казаки с давних пор работали на земле. Земля для казака символ Родины, самое дорогое, что у него было.

    Казаки жили общинами.

    Все решения казаки принимали сообща.

    казаки уделяли большое внимание воспитанию детей.

    Отличал казака костюм (проецирование на доске) .

    Любили казаки петь и танцевать.

Ребята, думаю сегодня вы узнали много нового и интересного про историю, быт и традиции казачества. Давайте с вами подведём итоги нашей беседы.

    Кто же такие казаки?

    Какую веру исповедовало казачество?

    Что ценили казаки больше всего?

    Что являлось для них символом Родины?

Собственно говоря, свою землю, традиции и обычаи всегда и отстаивало казачество.

Ребята, спасибо вам хорошие ответы. В дальнейшем, мы продолжим изучение истории и быта казачества. Думаю, вы найдёте для себя ещё много интересного.

Классный час на тему

«У истоков казачества»

Подготовила А. И Черновол,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №2 г. Миллерово

2013г.


Открытый урок

по «Истории казачества»

Тема : « Судьба казачества в истории России »

Подготовили:

классный руководитель 3 «А» класса Попкова М.Н.

Открытый урок

"Судьба казачества в истории России"

Эпиграф : “Для того казак родился, чтоб на службе пригодиться”. (поговорка)

“Любить Историю нам велит Природа, Бог, а знать её – вот честь, достоинство долг” (Из тобольской летописи)

Учитель. На наш классный час пришли гости – это казаки Северского казачьего общества.

Выступление казаков.____________________________________

У каждой страны есть свои герои. Бесстрашные и бескорыстные. В Европе - это рыцари, закованные в латы. На западе, в Америке - ковбои, в Японии - самураи. А кого в России можно назвать героем?

Каким был он – русский герой? Сразу вспоминаются былинные богатыри – ровесники самураев и рыцарей.

И перед глазами встают образы героев картины В. В. Васнецова “Три богатыря”.

В памяти народной сохранились их имена.

Назовите их…

Слева - Добрыня Никитич, обнажающий меч.

Справа – Алеша Попович, держащий перед собой лук.

А в середине – самый могучий и храбрый богатырь – Илья Муромец.

Много былин было сложено о его подвигах.

А как же называли его в былинах?

А прозвание его было – “старый казак”.

Почему “старый” - понятно. Всё-таки с бородой.

А вот почему казак?

Вопросы. Кто такие казаки, если народ даровал им высшую честь называть казаком самого сильного своего богатыря – самого известного своего героя?

Ответить на эти вопросы помогут нам сегодня учащиеся:

а) казаки со своим атаманом Ермаком – из 7 “к” класса

б) представители “Боярской Думы” во главе с Грозным царем Иваном IV – из 7 “б” класса

в) беспристрастные летописцы – из 7 “а” класса

В начале 17 века казачьи станицы на Дону объединились в войско Донское. Свою независимость донские казаки выражали старинной поговоркой: “Здравствуй, царь в каменной Москве, а мы, казаки, на Тихом Дону”.

Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки.

Собираясь в поход, казаки выбирали походного атамана и его помощников – есаула, полковников и сотников, которые по возвращению, слагали с себя полномочия. Выборным было и духовенство.

Учитель. Да, казак – это особый образ жизни и образ мысли. Это понять нам помогут казачьи поговорки.

Учитель. Кто из вас знает казачьи поговорки?


  • Не хвались, в поход собираючись, хвались с похода едучи.

  • Всяк свистнет, да не по-казацки.

  • И шашка остра, а дух – сильнее.

  • Где казак, там и слава!

  • С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

  • Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.

  • Нет уз святее товарищества!

  • Казак без коня – сирота

  • Слава предков не ржавеет.

  • Кровь казачья – не водица.
Учитель. О каких чертах характера казаков они говорят?

  • не будь хвастливым;

  • трусливым;

  • будь сильным духом;

  • храбрым;

  • никогда не унывай

  • будь мужественным

  • хорошим товарищем

  • уважай предков;

  • береги честь;
Учитель. А теперь отгадываем загадки.

Крепка, звонка, да отточена,
Кого поцелует, тот и с ног долой. (Сабля)

Летит птица крылата,
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет. (Стрела)

Мал мужичок – костяная ручка. (Нож).

На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)

Погоны желтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе – славы! (казаки)

Учитель. Поговорим о вооружении казаков!

Вооружение казаков в XVI веке – начале XVIII века было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог.

Со второй половины XVIII века казаку положено было иметь пику или дротик, а также саблю и ружье.

С 1834 года была введена шашка.

Шашка- символ всей полноты прав у казака. Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 20 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.

Потеря шашки (и шапки) – большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишен прав ношения шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

Казацкое седло было азиатского происхождения и почти не менялось в течение столетия.

Учитель. А что вы ребята знаете про казаков?

1. На какое время присваивалось звание “казак”? (Звание было пожизненным)

2. С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет.)

3. Как называется населенный пункт, село, где проживали казаки? (Станица)

4. Как назывался небольшой отряд казаков, выезжающих на службу? (Казачий караул)

5. Как назывался командир, возглавляющий войско? (Атаман)

6. Какие вы знаете воинские казачьи звания? (Есаул, подъесаул, урядник, воевода)

7. Как называлось холодное оружие, которым пользовался казак на службе? (Шашка)

(Звучит казачья песня “Распрягайте, хлопцы, коней”.)

Учитель. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, начиная с XVIII века. В войсках Петра I они громили шведов в Прибалтике и на Украине. Сражались с кавалерией прусского короля Фридриха II в Семилетнюю войну. Под командованием П. А. Румянцева и А. В. Суворова били турок.

Самой яркой страницей военной истории казачества стала Отечественная война 1812 года. Первых солдат “Великой армии” Наполеона, вступивших на Российскую землю 12 июня, встретили выстрелы разъезда лейб - гвардии Казачьего полка.

“Для того казак родился, чтоб царю на службе пригодиться”, - гласила старинная поговорка. Казачья служба по закону проходила 20 лет.

После Октября 1917 года казачество пережило чудовищную трагедию Гражданской войны и политики расказачивания. В результате этой политики погибли сотни тысяч казаков, в том числе женщины и дети. Десятки тысяч казаков оказались в эмиграции. В 1920-х – начале 1930-х годов тысячи казачьих семей были высланы на Север.

Однако с 1936 года ситуация изменилась. Советское правительство сняло с казаков ограничения, запрещающие им служить в Красной армии.

Начало Великой Отечественной войны большинство казачьих дивизий встретило на западных границах Советского Союза. В казачьих станицах началось формирование добровольных сотен.

За подвиги в войне казачьи корпуса и дивизии получали звание гвардейских.

Вместе с другими победоносными полками Красной армии казачьи части прошли по Красной площади во время парада Победы 24 июня 1945 года.

(Звучит казачья песня “По Дону гуляет казак молодой”)

Учитель. Крупнейшие российские бунтари – Разин, Болотников, Пугачев – были донскими казаками, взращенными вольным воздухом тихих хуторов. Были среди донцов и другие люди: Ермак, Дежнев, Платов, Краснов, Шолохов и др. Они принесли России славу иного толка. И что бы казаки не творили – от литературных трудов до бандитских набегов – все ярко, красиво. Колоритный народ казаки, кого хочешь за пояс заткнут!

(Звучит песня “Казачий Дон” (муз. и сл. А. Розенбаума) в исполнении М. Шуфутинского)

Учитель .

Вот настал момент прощанья –
Будет краткой моя речь.
Я говорю Вам: “До свиданья!”,
До счастливых новых встреч!

Классный час в 1 «А» классе

Золотая осень

Действующие лица: Ведущий, Осень, Дождик, Заяц, Урожай.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались такой дружной и весёлой компанией, чтобы встретить осень.

Знайте, осень – это не только дождик,

Это – пёстрый нарядный зонтик,

Это – яркие гроздья рябины,

Это – жёлтый листик в росе,

Это – фруктов большая корзина

Сочных, вкусных, полезных всем!

А вот и она!

Появляется осень в золотистом платье с венком из рябины и ярких осенних листьев на голове.

Осень: Здравствуйте ребята!

Я вам очень рада!

Сегодня в гости я пришла, но не одна, а со своими друзьями.

Ведущий:

Ой, ребята, тише, тише,

Что – то странное я слышу…

Гость какой – то к нам спешит

И как будто бы дрожит.

Кто б ты ни был - заходи,

Да ребят повесели.

Вбегает Заяц.

Заяц:

Так спешил я, так бежал,

Что чуть к волку не попал!

Испугался, ой-ой-ой.

Я от страха чуть живой.

Ведущий:

Не бойся, заинька, мы тебя в обиду не дадим. Ты лучше с ребятами в весёлую игру поиграй.

Играют в игру «Ладошки». Ведущий читает стихи, сопровождая их движениями. По ходу рассказа дети повторяют за ведущим движения.

Вот у нас игра какая –

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой – левую ладошку

Мы похлопаем немножко,

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай!

Вверх ладошки – хлоп, хлоп,

По коленкам – шлёп, шлёп,

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлёпай,

Можем хлопать за спиной,

Хлопаем перед собой,

Справа можем, слева можем

И крест – накрест руки сложим!

Заяц:

Славно мы повеселились,

Поиграли, порезвились!

Но что это? Тучки на небе стали сгущаться. Ой-ой – ой, кажется, дождь собирается. Я, пожалуй, побежал, а то совсем моя шубка промокнет.

Заяц убегает. Входит Дождик.

Дождик: Здравствуйте, ребята!

Я дождик проливной,

Подружитесь все со мной.

Намочу я всех подряд,

Кто же дождику не рад?

Ведущий: А мы тебе не очень рады. Ведь когда ты идёшь, мы не можем выйти гулять. Правда, ребята?

Дождик: А мне как обидно: когда я иду, на улице никого нет, все от меня прячутся и не хотят поиграть. Ну, вы – то, ребята, меня не боитесь? Хотите поиграть со мной?

Играют в игру «Дождик». Ведущий произносит в произвольном порядке слова «капелька», «2 капельки», «3 капельки», «сильный дождь», «ливень», сопровождая слова движениями. Дети повторяют за ведущим движения. Когда он говорит 1 капелька – одним пальцем стучат по ладошке, 2 капельки – двумя пальцами, 3 капельки – тремя пальцами, сильный дождь – хлопают в ладоши, ливень – очень сильно хлопают.

Дождик: понравилась вам моя игра? Вот и тучка моя улетает, и мне пора. До свидания!

Ведущий:

Очень весело играли,

Свою ловкость показали.

Но уж как всегда бывает –

Нам кого – то не хватает…

Входит Урожай.

Урожай: Здравствуйте, ребята. Я – самый верный друг Осени – Урожай.

Осень: да, дорогой, Урожай. Но мы тебя не спроста позвали. Знаю я, что ты большой выдумщик и весельчак.

Урожай: да, это так.

Осень: Вот и повесели наших гостей.

Урожай: С удовольствием. Сейчас мы поиграем в игру «Что растёт в огороде?». Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать «да» или «нет».

Игра «Что растёт в огороде?». Осень и Урожай задают ребятам вопросы, а ребята отвечают на них словами «да» или «нет».

Растёт капуста в огороде?

Краснеет помидор всегда?

А лук на грядке зеленеет?

Картошка в огороде зреет?

И на траве, как на подушке растёт зелёная лягушка?

Есть в огороде перец сладкий?

И кабачок растёт на грядке?

Морковка выстроилась в ряд?

Растёт на грядках шоколад?

Растут укроп, фасоль, горох?

Растёт большой и злой бульдог?

Урожай: Молодцы! А ещё я – мастер загадки загадывать. Вот и проверю, какие вы мастера их разгадывать.

По полю рыщет,

Поёт да свищет.

Деревья ломает,

К земле преклоняет.

Любят девчонки,

Любят мальчишки

Желтые зёрнышки

На кочерыжке.

Я это лакомство,

Солью натёртое,

Съем хоть на третье,

Хоть на четвёртое.

(Кукуруза)

Она важней всех овощей

Для винегретов и борщей.

Он зелёный – презелёный,

Просто загляденье!

Он и свежий, и солёный –

Просто объеденье.

Маленький шарик

Под лавкой шарит, живёт в норке,

Грызёт корки,

Короткие ножки,

Боится кошки.

И на горке, и под горкой, под берёзкой и под ёлкой.

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

Урожай: Молодцы, ребята! Все загадки мои отгадали.

Осень: А я для вас игру «Плетень» приготовила.


Г

Р

Х

А

О

Ь

О

А

Ш

И

А

У

Р

П

В

К

А

А

А

Ч

С

О

Т

К

А

Г

Р

Ц

В этот плетень вписаны названия десяти овощей, растущих на огородах России. Часть букв в каждом названии закрыта. Названия овощей расположены горизонтально. Попробуйте их прочитать по открытым буквам.

Ответы: горох, томат, укроп, салат, тыква. Фасоль, шпинат, свекла, чеснок, огурец.

Урожай: Замечательно справились ребята с заданием, но, к сожалению, нам пора прощаться. До свидания, ребята! До следующей осени!

Осень: ой, ребята, мне тоже пора спешить… Зима наступает. В следующем году мы обязательно встретимся. До скорых встреч!

Ведущий: Вот и ушла от нас Осень, но не навсегда. Зимой она будет спать под снежным покрывалом, а через год снова вернётся.

Ведущий:

1. Осень….

2.

3 .

4.

5.

Вот она, невесёлая рябь,

6.

двадцать первое число.

7.

8

9

10.

11.

12.

13.

14.

посажен его руками.

15.

16 .

17

18.

19 .

20 .

Я полон дум о юности весёлой

21.

Не жаль души сиреневую цветь

В саду горит костёр ряби

22

Так я роняю грустные слова.

23.

Отговорила милым языком.

24.

Плачут вербы, шепчут тополя.

Не разлюбит отчие края.

Ведущий:

1 конкурс

2 конкурс

(см. приложение 1)

3 конкурс «Что такое осень?»

4 конкурс «Приметы осени».

(см. приложение 2).

5 конкурс

. (см. приложение 3)

6 конкурс

Правильно, перед вами картина


Сценарий праздника «Отговорила осень золотая»

(Шаповалова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов, МОУ гимназия №5)

Ведущий:

Нивы сжаты, рощи голы, Дремлет взрытая дорога.

От воды туман и сырость. Ей сегодня примечталось,

Колесом за сини горы Что совсем-совсем немного

Солнце тихое скатилось. Ждать зимы седой осталось.

И действительно, совсем немного отделяет нас от вьюжной, снежной, лютой зимы.

Поэтому, наверное, в преддверии зимних холодов так хочется ещё раз возвратиться в одно из самых красивых и ярких времён года – осень, когда всё вокруг становится разноцветным. Идешь по пёстрому ковру опавших листьев, вдыхаешь аромат прелой листвы и поспевших ягод, и как бы сам наполняешься живительной силой природы.

Осень воспевали в своих произведениях писатели и поэты, художники и композиторы.

И сегодня на на празднике мы вспомним замечательные произведения наших классиков.

Первое слово я предоставляю детям.

1. Осень….

Закружилась листва золотая Словно бабочек лёгкая стая

В розоватой воде на пруду, С замираньем летит на звезду.

2. Осень во всём и везде. Тополя и березы, липы и клёны стоят в разноцветных нарядах: кто в ярко-жёлтых парчовых сарафанах, кто в лиловых и пурпурных накидках. И всюду летят белёсые нити паутинок – неведомо откуда, неведомо куда.

3 . Вкусно пахнет яблоками и грибами, свежевзрытой землёй и горьким дымком - на огороде копают картошку и жгут сухую ботву.

4. С утра и до заката самозабвенно горланят петухи. Их слышно, должно быть, за рекой, в безлюдных теперь лугах, у стогов сена.

5. Пришла пора птичьих перелётов. Кружат над полями, сбиваясь в стаи, утки, грачи, журавли. Голоса журавлей- голоса издалека. Разве мысленно в такие пронзительные мгновенья не заметить, не услышать журавлиный косяк. Он тянется из-за реки, из-за далёкого леса, из неведомо какого далёка и кажется чёрным наконечником стрелы. выпущенной к югу.

Вот она, невесёлая рябь,

С журавлиной тоской сентября.

6. Любимый Есениным сентябрь… Третьи, последние осенины. В них его день рождения,

двадцать первое число.

7. Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в семье крестьянина Александра Никитича Есенина, в селе Константинове Рязанской области. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Читать стал с пяти лет.

8 . После окончания земской школы Есенина определили в церковно-учительскую школу в 30 км от Константинова.

9 . « В школе не только не было библиотеки, но даже и книг для чтения, кроме учебников, которыми мы пользовались»- пишет в своих воспоминаниях один из соучеников поэта.

« Книги для чтения мы брали в земской библиотеке, которая была расположена от школы на расстоянии около двух километров».

10. «Воспитательную работу среди нас никто не проводил, мы были предоставлены сами себе. Обычно с пяти до восьми часов вечера мы самостоятельно готовились к занятиям следующего дня. Вечером, когда нам надоедало заниматься, мы читали стихи Пушкина, Лермонтова и других поэтов, а затем Есенин читал свои небольшие стихи. Его стихи по сравнению со стихами других учащихся, отличались лёгкостью.

11. В таких условиях учился и развивал свой талант стройный, с кудреватыми волосами, с голубыми выразительными глазами, с широкой неуравновешенной натурой, всегда весёлый и весьма подвижный белокурый юноша Серёжа Есенин.

12. Сергея Есенина всегда влекло в родные края с неодолимой силой. Почти во всех его произведениях воспета любовь к Отечеству, к родной природе. Об этой сердечной есенинской привязанности к « родному и близкому» говорили его друзья: «Сам мужик- он нежно любил свою деревню, породившую его и показавшую его миру».

13. Сколько нежных, трепетных слов посвятил поэт своему зелёному другу детства- клёну. Для Есенина это крепкое, могучее дерево всегда было и осталось навеки символом Родины, верности отчему дому.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый

Что стоишь, согнувшись, под метелью белой.

14. Всякого, кто приходит на усадьбу Есениных, первый встречает тополь. Лишь только минуешь тополь- вступаешь в заповедную зону. Дерево заботливо обнесено оградой. Этот тополь знаменит, поскольку является своеобразным крестником великого поэта-

посажен его руками.

Над окошком месяц, под окошком ветер

Облетевший тополь серебрист и светел.

15. Всходит луна, и свет её, таинственный и длинный, обливает старый тополь невесомым серебром. Лунный дождь стекает по белым ветвям. На миг кажется: дерево само начинает лучить трепетно мерцающий свет.

Хорошо в эту лунную осень бродить по траве одному

И сбирать на дорогах колосья в обнищалую душу- суму.

16 . Покраснела рябина, посинела вода,

Месяц, всадник унылый, уронил повода.

17 . Листья падают, листья падают,

Стонет ветер, протяжен и глух.

И вот порывы заблудившегося ветра срывают последние листья с деревьев, и они скользят по воздушным струям как лёгкие узкие лодочки.

18. Листья падают на крышу, на крыльцо, на траву в саду. А иные долетают до тополя и ненадолго с нежностью приникают к его широкой шершавой груди Это- как прощальная ласка, как прощальный привет ушедшего лета.

И золотеющая осень, в берёзах убавляя сок,

За тех, кого любил и бросил листвою плачет на песок.

19 . Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о чём.

20 . Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

21. Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь

В саду горит костёр ряби

Но никого не может он согреть.

22 . Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

23. И если время, ветром разметая,

Сгребёт их все в один ненужный ком…

Скажите так….что роща золотая

Отговорила милым языком.

(Исполняется русский лирический танец под мелодию песни «Отговорила роща золотая»)

24. Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие края.

Сергей Есенин не разделим с родной землёй. Он - плоть от плоти её. Он - одно целое с Константиновскими холмами, долинами, избами и дворами. Он и в этом высоком небе, растворившем в себе синеву есенинских глаз. И в скороговорке ручья, озорной и звонкой, как голос его. И в нежном шелесте увядших трав и осыпавшихся листьев, золотистых, как его волосы.

Ведущий:

Мы познакомились с творчеством С. А. Есенина и с осенней страничкой его поэзии.

Но не только он воспевал в своих произведениях красоту этого времени года. И сейчас мы попробуем это доказать.

Продолжением нашего праздника будет игра-конкурс, рассчитанная на знание вами произведений поэтов-классиков, а также на умение выразительно и чувственно прочитать лучшие их творения.

Для его проведения нам нужно выбрать жюри,(это могут быть как приглашённые гости, так и родители, не участвующие в конкурсах).

1 конкурс

Каждой команде предлагается вспомнить и прочитать наизусть стихотворение об осени. Участвуют и родители, и дети. За каждое стихотворение -1 балл.

2 конкурс

Каждой команде предлагается по два незнакомых стихотворения для выразительного прочтения взрослыми и детьми. (см. приложение 1) Желательно, чтобы команды узнали авторов этих произведений.

3 конкурс «Что такое осень?»

Что в вашей жизни ассоциируется с понятием «осень»? Выразите это одним словом.

(Каждый член команды на заранее приготовленном листе бумаги, пишет только одно слово, выражающее по его мнению это понятие).

4 конкурс «Приметы осени».

Люди замечали, что если много орехов, а грибов нет, зима будет снежная и суровая.

А знакомы ли вам какие-нибудь приметы осени?

Каждой команде даны разрозненные предложения. Ваша задача - найти две части одной приметы (см. приложение 2).

5 конкурс

Не только поэты, но и писатели воспевали в своих произведениях красоту осеннего сезона. Попробуйте и вы написать мини-рассказ «Осени прекрасные черты» по данному началу. (см. приложение 3)

6 конкурс

А сколько замечательных картин в коллекциях наших знаменитых художников!

Правильно, перед вами картина…….(И.Левитан «Золотая осень»).


  1. конкурс «Коллективное творческое дело»
Каждая команда должна будет на этой части листа изобразить свой временной отрезок осени: раннюю осень, золотую осень, позднюю осень, предзимье (подготовку к зиме).

Чтобы вам легче было работать, каждая команда получает памятки.

По окончании работы готовые «картины» вывешиваются на магнитную доску по порядку. В результате получается одно большое дерево, но изображённое в разное время осени.

Осень богата на сюрпризы и подарки и щедро преподносит их каждому.

Какие румяные, аппетитные пироги можно испечь! Угощайтесь!

Это матушка-осень приглашает всех к столу в знак благодарности, что вы так замечательно и активно принимали участие в празднике.

Подведение итогов. Награждение команд.


страница 1