Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь. Конспект открытого занятия (старшая логопедическая группа) “Звуки З-Зь

1) Игра «Комарики» если услышите звук «ЗЬ» комарик становится маленьким(дети приседают), когда услышите звук «З» комарик большой(дети встают)

Педагог произносит «З, ЗЬ,»….

2) Игра «Поймай большого комара»: как только вы услышите звук «З», хлопните в ладоши.(«З,З,ЗЬ,З,ЗЬ….) можно предложить детям сосчитать сколько комаров прилетало.

3) Игра « Разбери фигурки». В контейнер кладутся два вида фигурок. Называем одну [З] а другую[З’] . Раскладываем по разным емкостям озвучивая их имена.

Дифференциация звуков [з] и [з’]в слогах

    Повторяй за мной. Можно использовать игрушки обозначающие твердый и мягкий звук. Например драконы Зак и Зик. Зак –большой твердый звук, а Зик- маленький мягкий. Чередовательно показывать ребенку драконов и просить произнести соответствующий слог.

  1. Звук «З» согласный, твердый(кружок- символ нужного цвета) синий

Звук «Зь» согласный, мягкий(кружок- символ нужного цвета)зеленый

Педагог берет синий кружок и «сажает» на него комара.

Дети придумайте,каким именем можно назвать комара(педагог подставляет символы гласных и дети читают слоги ЗА.ЗО.ЗУ.ЗЫ.ЗЭ)

3) Игра с мячом. Как их ласково называли в детстве. Переделайте слоги,чтобы они звучали мягко.(дети перекидывая,мяч обратно педагогу называют мягкий слог)

ЗА-ЗЯ;ЗО-ЗЁ…..

Дифференциация звуков [з] и [з’] в словах

1) Посмотрите, к нам пришли две сестры- Зоя и Зина. Они поссорились,потому что не смогли поделить свои подарки. Давайте им поможем. Вот два бантика: синий и зеленый. Кому отдадим синий бантик? (Зое). А зеленый? (Зине)

2) А еще есть две корзины, тоже синяя и зеленая. Надо помочь разложить в них подарки. В названии подарков есть звуки «З» и «ЗЬ»(дети по очереди называют и раскладывают подарки в корзины).

3) Кто лишний в ряду?

Зубр, бизон, фазан, зебра

Зяблик, козел, заяц, обезьяна.

Дифференциация звуков [з] и [з’] в тексте.

    Прочитай (повтори) стихи.

Я билетик в кассе ВЗЯЛ

И пошёл с билетом В ЗАЛ.

Помогли хоЗЯЙКЕ

Убрать капусту ЗАЙКИ!

Надвигается ГРОЗА,

Чёрной тучею ГРОЗЯ.

Попугаю не ЗАЗОРНО

Головой кивать ЗА ЗЁРНА.

Мы не оставим без ПРИЗОРА

Полкана - нашего ПРИЗЁРА.

Петя рисовал УЗОРЫ,

Ваня - реки и ОЗЁРА.

Почему-то был КОЗЁЛ

Очень на козлёнКА ЗОЛ!

ВОЗЫ зерна и сена

ВОЗИ скорее, Сеня!

Увидела КОЗА В ОЧКАХ

Полоски на КОЗЯВОЧКАХ!

Стоп, ребята! ГРУЗЫ ТЕ

Не туда вы ГРУЗИТЕ!

Мы дарили РОЗЫ

Нашей тёте РОЗЕ!

Возле этой ВАЗЫ, ЛИНА,

Я не вижу ВАЗЕЛИНА!

Барабанить нельЗЯ, ПЕТЬ!

Можно, Петенька, ЗАПЕТЬ!

Залезает КУЗЯ в КУЗОВ:

Ах, как много разных грузов!

Ну-ка, Кузя, НЕ ЗЕВАЙ!

Грузы, Кузя, НАЗЫВАЙ!

(Синицына и. Ю. Буду чисто говорить. Логопедическое пособие в стихах)

III. Формирование коммуникативных умений и навыков

    Весёлые чистоговорки и логопедические игры.

(Из книги «Развиваем речь» Ю.В. Гурин)

    «Логопедическое лото» (Громова О.Е.)

Учебно-игровой комплект «Логопедическое лото» поможет ребенку автоматизировать звуки и пополнить свой словарный запас. Кроме того, игры, представленные в этом пособии могут способствовать развитию у малыша логического и творческого мышления, речи, внимания, памяти, мелкой моторики. В комплект входит игровое поле и 120 карточек. Автор предлагает несколько вариантов игр, вы можете придумывать свои варианты игр для автоматизации и дифференциации звуков, развития фразовой и связной речи. Изобразительный материал каждой игры можно использовать как на индивидуальном занятии с ребенком, так и в работе с несколькими детьми одновременно.

1. Расскажи маме все про звуки (З) и (ЗЬ) - «Песенка комара большого и маленького»:


2. Оформите паспорт звуков:


3. Теперь приложи (тыльную сторону) ладошку к горлышку, произнеси звук (З) , потом (Зь), разберись, поет ли голосок в горлышке или спит, какие звуки (З) и (Зь) звонкие или глухие (оба - звонкие)? Зачеркни колокольчик без язычка, а звенящий колокольчик раскрась желтым карандашом.

4. Слово дети не пишут, разбор его идет на слух . Вы читаете, записываете слово, рисуете схему, а ребенок отмечает цветными карандашами позицию звука (заяц, зебра, зонт, Зина , корзина, Зоя, звери, глаза, коза, таз , воз, роза, заря, зеленый, зефир). Определи, какой из двух звуков спрятался в каждом слове. Звуковой анализ выделенных слов.

7. Игра «Поймай звук» . Хлопнуть в ладоши, если услышат звук [З] и топнуть ногой, если услышишь звук [ЗЬ] в ряду слогов и слов (придумайте для детей сами).

8. Игра «Живые звуки» . Родитель произносит слог: «аЗ » и спрашивает:
— Сколько всего звуков услышал(а)? Какой первый звук? ([а] — гласный ), второй?

([З] — согласный, звонкий, твердый ). Одновременно на столе выкладывают квадратиками схему слога аЗ . Потом родитель произносит слог «За » и спрашивает:

— Что изменилось? Разбирается новый слог и на столе выкладывается новая схема.

Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников

Цель: дифференциация звуков З-Зь.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки З-Зь в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Кто поет?

Сейчас большой и маленький комары будут петь поочередно свои песни, а ты попробуй определить, кто поет: большой или маленький. Если поет большой комар - хлопни в ладоши, а если маленький - топни ножкой.

За, зо, зя, зу, зё, зю, зы, зи, зо, аза, озё, узю, узу и т. д.

"Угадай-ка"
Задание направленно на дифференциацию звуков З и Зь на слух.
Слушай внимательно и угадай!
Если звук твердый,
Руку вверх поднимай!
А если звук мягкий,
То вниз опускай!

Забор, заяц, зима, зубы, зебра, зеленый, мазать, розы, козел, зеркало, коза, завод, газета, ваза, береза, резина, возят, Лиза, бензин, друзья, нельзя.

"Доскажи предложение"
Данная игра формирует у ребенка не только правильное звукопроизношение, но и развивает лексико-грамматический строй языка.

Сегодня мороз. Сегодня день... (морозный).
- Осенью мы надеваем осеннюю одежду. А зимой... (зимнюю).
- Осенью листья на деревьях желтые. А летом... (зеленые).
- Зимой на окнах от мороза появляются... (узоры).
- Когда идет дождь, мы берем с собой... (зонтик).
- Чтобы пойти в лес за грибами, надо взять с собой... (корзину).
- Летом можно купаться в море, в реке, в... (озере).

Пальчиковая игра "Подарки"
Дед Мороз на Новый год
(хлопаем в ладоши)
Всем подарочки принес!
Все с подарками друзья!
Рад за них сегодня я!
Зебра - у Зины,
В ритме каждой строчки большой палец соединяем с указательным, средним, безымянным, мизинчиком.
Зайка - у Зарины,
У Захара - грузовик,
А у Зои - Мурзик!
Все с подарками друзья!
Рад за них сегодня я!

Игра "Путаница"
Эта игра используется на этапе дифференциации звуков З-Зь в предложениях. Взрослый сажает игрушку Петрушку (или любую другую) и говорит, что он пришел развеселить детей. Он сейчас будет говорить очень смешные неправильные предложения, которые надо исправить.
- Зеленая травка ест козу.
- Газета читает тетю Зою.
- Зебра ходила в зоопарк смотреть Лизу.
- Зеркало смотрит в Зарину.
- Корзина с земляникой несет Лизу.
- Зефир любит есть Захара.

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе Тема: "В гости к звукам и буквам" (звуки -з-, -зь-, буква З)

Учитель-логопед: Харькина А.Н.
Цель:
- развивать фонематическое восприятие;
-упражнять детей в узнавании звука среди двух звуков;
- определять линейную последовательность звуков в слове;
- тренировать детей в делении слов на части;
-закреплять умение детей производить звуко-буквенный анализ и синтез слов;
-упражнять детей в составлении предложений из данных слов;
-коррекция мышления на основе операции распознавания;
-тренинг речевого общения.
Оборудование:
Незнайка - кукла, наборное полотно, шапка-невидимка, телевизор, предметные картинки, кубики с буквами, карточки с буквами и словами, пеналы, карандаш, лист бумаги.
Ход занятия:
Организационный момент.
Загадка:
Этот сказочный герой
Ходит в шляпе голубой,
Перепробовал много дел:
На луну слетать хотел.
Ты подумай, отгадай-ка,
Как зовут его?
Введение в тему.
Незнайка как-то раз решил стать поэтом и стал сочинять стихи:-Стужа. Снег. Метут метели.Темной ночью бродят двери.-
Правильно Незнайка подобрал слова в стихотворении? Какое слово должно стоять вместо него? Какими звуками отличаются эти слова? Какой первый звук в слове -звери-?
Вот, ребята, что случилось,
В слове звуки заблудились.
Заскочили в чей-то дом
И хозяйничают в нем.
"Подбери символы-картинки"
Уточнение артикуляции звука -з-, характеристика звука.
Можно ли этот звук произнести мягко? Как он будет звучать?
Придумайте слова с мягким звуком -зь-.
"Угадай звук" (волшебная шляпа).
Мы с Незнайкой будем прятать звук -з- среди других звуков, а вы будете включать синий сигнал светофора, если его услышите.
"Телеграф"
Незнайка решил отправить Деду Морозу телеграмму. Расшифруем: - первый звук, -второй звук. Отстучим телеграмму.
Угадай, в каком слове Незнайка спрятал звук -з-?
-Дюймовочка, Снегурочка, Золушка-
"Поможем Золушке навести порядок" - определить место звука -з- и разложить в определенные коробочки.
Физкультминутка
Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь. Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись, рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали. Вы, надеюсь, не устали,
Надо вам свободней стать и спокойнее дышать.
"Незнайкин телевиз ор"
У Незнайки сломался телевизор, не переключается, на экране одно и то же изображение (заяц, индюк, медведь, апельсин). Для того, чтобы помочь Незнайке необходимо составить слово по первым звукам в названии каждой картинки (на экране появится картинка "зимы").
Работа с пенала ми.
-назовите по порядку звуки, из которых состоит это слово;
-какой звук стоит 1-ым, 2-ым, 3-им, 4-ым? (характеристика каждого звука) ;
-сколько гласных звуков в слове? Назовите их.
Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Игра "Отгадай слово" (чем звук отличается от буквы?)
В конверте буквы разного размера, чтобы получилось слово - надо буквы расставить по росту:
-з о н т-
Подвижная игра-эстафета
Преодолеть препятствия и перенести кубики.
Кубики-то не простые, на них буковки цветные.
Если кубики сложить, слово можно получить.
Составление и чтение слов --"замок" - ударение в слове на разные слоги полностью изменяют значение слова, "зонты" (картинки).
"Загадка для Незнайки
Если Незнайка правильно отгадает Знайкины загадки, то его возьмут в новое путешествие на Луну. О каком времени года загадки?
Упражнение "Расскажи стихи руками" ("Снег").
Дети садятся за столы.
Игра "Буквы рассыпались" (задание для Незнайки от Синеглазки).
Работа с деформированной фразой. Надо расставить по порядку слова и прочитать предложение.
-Сколько слов в предложении? Назови их по порядку.
Закрепление правила заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Незнайка дарит на память детям свои фотографии.

Цели занятия:

Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков «з, зь»;
- закрепить умения детей в установлении соответствия между органом артикуляционного аппарата и моделью артикуляции соответствующих звуков «з, зь»;
- развивать умения детей различать звук в слоговых рядах;
- развивать фонематические представления;
- продолжать развивать звуковой анализ и синтез слов;
- закрепить согласование существительных с глаголами, развитие навыков словообразования;
- развивать умение произносить слова, предложения с заданным звуком, выделять из текста;
- развитие мышления, воображения;
- знакомство с буквой «З», чтение слогов, слов, предложений.

Оборудование: картинки звездолета, « звездных человечков»,замка, животных (зебра, зубр, стрекоза, кузнечик, зайка, медузы), птиц (зяблик, поползень, зимородок, зарянка), растений (земляника, подберезовик), продукты (изюм, зефир), предметы (замок, гвозди, корзина, занавеска). Схемы звуков, буквы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

На какой планете мы живем? (На земле)
Кто мы? (Земляне, дети Земли.)
А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Они посылают нам свои любимые звуки «З, Зь».

2. Сообщение темы занятия.

Дети звезд посылают нам звездные сигналы: з-з-з, зь-зь-зь.

3. Характеристика звуков детьми.

При произнесении звука З губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос работает.

Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко З-з-з… произнесём.
З заливисто звенит,
Звонко Зь в словах звучит!

Звук [З]- согласный, твердый, звонкий. Обозначается символом:

Звук [Зь]- согласный, мягкий, звонкий. Обозначается:

4. Развитие фонематического восприятия.

Дети звезд приглашают нас в гости. На чем мы отправимся в звездное путешествие? (На звездолете,)
Почему его так называют?.(Ответы детей)
Определите место звука «З» в слове звездолет? (Звук «З» в слове звездолет стоит в начале и середине слова). Логопед выставляет картинку звездолета.

Логопед читает стихотворение:

Звездолет мы смастерили.
К звездам путь открыть решили.
Звездолет, звездолет,
Отправляемся в полет.

5. Произношение звуков «З», «Зь» в слогах. Развитие просодии.

Логопед. Мы выходим на связь с обитателями Звезды. Вы будете произносить слоги с разной интонацией, при этом должны запомни слоги по порядку и не переставлять их. Иначе связь со звездой прервется.

ЗА-зо-зу- произнесите вопросительно;
Зя-зё-зе-зю- произнесите утвердительно»
Зве-звя-зве- произнесите удивительно;
Зву-зва-звы- произнесите радостно.

6. Произношение звуков в словах.

Логопед. Звездные дети просят нас с собой взять предметы, в названии которых есть звуки «З, Зь». Ребята, что возьмем? (Дети называют предметы и определяют место звука в слове).

Логопед. Догадайтесь, какой предмет я возьму, В его названии два звука «А», первый звук «В». Третий «З». Это …(ваза). А я еще хочу взять с собой «зди – гво». Что это? (Гвозди).

Логопед выставляет изображение замка.
Логопед. А можем ли мы взять с собой замок? Дети объясняют, что нет. Потому что зАмок — это здание, оно не войдет в звездолет.

Логопед. Скажите слово так, чтобы ударным стал звук «О». (ЗамОк) Чем похожи эти слова? Дети объясняют, а логопед показывает картинки этих предметов.

Логопед. Можно взять с собой и животных. (Выставляет картинки животных, а дети выбирают только тех в названии которых есть звуки «З, Зь»)

Логопед. Кого можно взять? (Зайку, козу, бизона, зубра, зебра, обезьяна, змея). Определите какой звук «З, Зь» находятся в слове и его позицию в слове? Дети можно взять насекомых, морских животных и птиц (Кузнечик, стрекоза, медуза, зяблик, поползень, зимородок, зарянка).

Логопед. Поставьте на верхнюю часть нашего звездолета слова со звуком «З», а на нижнюю – слова со звуком «Зь».

Логопед. Ребята давайте для угощения детей Звезды возьмем…(зефир, изюм, землянику). В этих словах вы услышали…(звук «зь»). Наверное, на Звезде не растут грибы, поэтому возьмем и гриб, но только тот, в названии которого есть звук «з» (Подберезовик). Правильно, а почему его так называют? (Они растут под березами).

Логопед. Мы всё с вами взяли. Как все эти предметы можно назвать? (груз). Что мы с нашим грузом сделаем? (погрузим). Отсек, где будет лежать груз, называют….(грузовым).

7. Согласование существительных с глаголами.

Логопед. В грузовом отсеке есть….(замок, задвижка, защелка, засов).
Замок мы что сделаем?..(закроем)
Защелку — защелкнем
Задвижку — задвинем.

8. Звучит музыка.

Логопед. Мы отправляемся в полет. Смотрите, вот Звезда.
Дети произнося слова:

К далекой Звезде добрались!
Звездолет наш опустись.
Нас встречают дети Звезд!

Логопед выставляет картинки Звездных детей.

9. Физминутка.

Мы летели высоко.
Мы летели низко.
Мы летели далеко.
Мы летели близко.
Добрались мы до Звезды.
Вот какие молодцы.

Декламация сопровождается движениями рук.

10. Звуко – слоговой анализ и синтез слов.

Логопед. Покажем предметы, которые привезли с земли. Найдите его. В названии предмета один слог, первый звук «з», второй звук «о». Что это? (Зонт). Измените слово так, чтобы в нем стало два слога (Зонтик). Назовите животное, в названии которого один слог.(зубр). Назовите животное в названии которого четыре слога и последний слог «на» (Обезьяна).

Логопед. Ребята давайте познакомим наших звездных детей со звуковым анализом слова. Разложите слово « ваза» на звуки и дайте характеристику каждому звуку (Работа со звуковыми схемами).

11. Знакомство с буквой «З»

Логопед. Угадайте какое слово спряталось в двух перепутанных слогах — «зон»-«би» (бизон). Назовите второй слог — Зон. Ребята, а одного звездного мальчика так зовут Зон, а имя девочки вы сможете сами отгадать если соедините звуки — а, з, а (Аза). Давайте выложим из букв имена наших звездных друзей. А в тетрадях напишем предложения:

У Азы зонт. У Зона бизон.

12. Итог занятия.

Логопед. Наше путешествие подходит к концу. Ребята мы с вами привезли с собой что-то вкусное (Зефир, изюм). Угостим наших звездных детей и сами попробуем.

А сейчас садитесь в наш звездолет, и мы отправляемся домой на Землю.

Жгутова Ирина Владимировна,
учитель- логопед.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 компенсирующего вида
г. Курганинска