Конспект на тему человек и человечность. Человек и человечность план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Тема: Человек и человечность.

Цель: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по отношению к другим людям.

Учащиеся должны знать, что:

1) человечность означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей;

2) мораль - общепринятое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо;

3) нравственные качества делают человека человеком;

4) главная задача моральных норм заключается в том, чтобы создать образец поведения человека по отношению к другим людям.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) человек;

2) мораль;

3) нравственность;

4) гуманизм;

5) нормы морали.

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять основные понятия;

2) высказывать собственную точку зрения;

3) анализировать высказывания;

4) обосновывать свое мнение.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Ответьте «да» или «нет».

1. Способности - врожденные свойства человека, проявляющиеся в определенной деятельности. (Нет.)

2. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определенной деятельности. (Да.)

3. Воля - специфическое человеческое свойство. (Да.)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.

5. Человек определяется только врожденными качествами. (Нет.)

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Мораль и гуманизм.

2. Моральные нормы и поступки людей.

1. Обыгрывание ситуации:

1) в транспорте не уступили пожилому человеку место;

2) друзья обозвали друг друга;

3) сказали маме неправду.

Затем обсуждается увиденное и выясняется, что же нарушалось в данных ситуациях. Учитель подводит учащихся к пониманию, что такое социальные нормы и как они регулируют жизнь человека.

2. Лекция с элементами беседы.

Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы - правила поведения в обществе.

Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.

Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.

Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близкими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.

Обычай - это совокупность правил поведения, усвоение которых способствует успешности действий в той или иной сфере жизни.

Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, формы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ребенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с сельскохозяйственным трудом и т. д.

Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, воспринимает их опыт, действует по образцу.

-Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев по мере отдаления от времени их возникновения?

Новым шагом, свидетельствующим об осознанном отношении человека к самому себе, к обществу, в котором он живет, и к миру в целом явилось возникновение этических, или моральных, норм.

Этика (греч. etnos ) - устойчивая природа какого-либо явления, позднее - устойчивый порядок, добродетели человека.

Этика - философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Этика - совокупность норм поведения. (С. И. Ожегов.)

Аналог в лат. языке - mores - «мораль».

В русском языке синоним - нравственность (от слова «нрав»).

Термин « мораль» чаще употребляется для обозначения существующих в обществе социальных норма, «этика» - для обозначения науки о морали, «нравственность» - для обозначения индивидуальных моральных принципов, которыми руководствуется человек.

Стержнем этики является определение «добра» и «зла». В соответствии с этикой добро должно являться ориентиром для всех поступков и действий человека.

Усвоенные человеком моральные нормы составляют стержень внутреннего мира человека, руководят его мыслями и поступками.

Задание 1. Любой человек всегда стоит перед необходимостью морального выбора. В его действиях довольно часто сталкиваются противоположные мотивы. Он выбирает между сиюминутными интересами, возможно, идущими вразрез с общепринятой нравственной нормой, и поведением, соответствующим этой норме, но противоречащим его непосредственным интересам.

Оказывались ли вы, ваши друзья, герои книг или кинофильмов в такой ситуации? Опишите, как вели себя вы, друзья, герои.

Ответить на вопросы вам поможет с х е м а 1 на с. 23:

Таким образом, нормы морали - это поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориентирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки. Нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к другим людям и в целом к сообществу.

Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро», а что «зло»? Докажите. Что влияет на нравственные установки личности?

Общество защищает себя, свою целостность, установившийся порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жизненных ценностей, значимость которых проверялась опытом многих поколений.

Человек, совершив какой-либо проступок, испытывает угрызения совести, но не всегда.

Рассмотрите схему 2 «Две этические системы». Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.

III. Закрепление.

Домашнее задание: § 4; выполнить задания 1-4, с. 26.

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями гуманизм, принцип и человечность; исследовать их сущность; выявить факторы, способствующие повышению человечность и гуманизма; обсудить проблему необходимости помогать пожилым людям.

Планируемые результаты : учащиеся должны характеризовать гуманного человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;

Метапредметные:

Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом, презентация, проектор.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте!

учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (большими)

Успеха (указательными)

Большого (средними)

Во всем (безымянными)

И везде (мизинцами)

Здравствуйте! (всей ладонью)

II . Мотивационно-целевой этап

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! - закричал человек.

Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усыпан ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновенье задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много … для этой звезды.

О чем эта притча?

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на странице 100 учебника.

Подумайте, о чем мы сегодня должны поговорить и на какие вопросы ответить?

Тема урока: Человек и человечность.

План урока:

Что такое гуманизм.

Прояви внимание к старикам.

III .Введение в новый материал.

Сегодняшний урок посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой является он сам. Вечный вопрос: что такое человек? Что значит быть человеком? Как стать человечным?

Давайте, попробуем ответить на эти вопросы.

1. Что такое гуманизм.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «человечность»? (Записываем ответы учеников на доске.)

Прочитайте текст на странице 100 учебника 1 абзац, работая в группах обсудите и представьте наглядно сущность гуманного отношения к человеку.

Гуманное отношение к человеку:

Великодушие

Доброе

Уважительное

Готовность понять

Отношение как к равному

На странице 100 учебника найдите определение понятия «гуманизм» и составим схему его сущности.

Гуманизм - это определенная система воззрений, признающая

- ценность человека

- права человека на свободу

- право человека на счастье

- право человека на развитие и проявления своих способностей

Гуманизм -

- Критерий оценки справедливого общества - благо человека

- Любовь к людям

- Уважение к людям

- Принцип поведения, предполагает ответственность человека за свои действия

Физминутка.

Происхождение понятия «гуманизм» относится к эпохе Возрождения. (начало 14 - конец 16 веков). Для возрождения были характерны интерес к человеку, вера в его способности и возможности. Первыми гуманистами были Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

Познакомьтесь с высказываниями великих людей о гуманизме и прокомментируйте их. Какой по-вашему мнению является наиболее верным?

Рабочий материал:

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности (Конфуций)

Народу много, а людей немного (Диоген)

Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным (К.Маркс)

Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью (В.Гюго)

В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека. (Ч.Диккенс)

Политические обязанности могут измениться, обязанности человека к человеку - никогда. (Ж. Ренан)

Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.

Все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя не всегда добро заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.

Как вы думаете, что мешает людям всегда совершать добрые поступки?

На странице 101 учебника представлена притча писателя В.В. Вересаева «Легенда», прочтите и ответьте на вопрос.

В чем смысл этой притчи?

Самостоятельно прочтите рубрику «Жил на свете человек» на странице 101-102. Ответьте на вопросы в конце рубрики и обоснуйте свой ответ.

2.Прояви внимание к старикам

С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению. В священном писании говорится: «Заступи в старости отца твоего и не опечали его», «Почитай старших, благогови»?

Как вы думаете, что означает слово «благогови».

Благоговейное отношение - это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.

В начале 18 века по указу Петра I были изданы правила поведения для «младых отроков». Послушайте отрывок из этого документа.

«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»

Во-первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о велики почтением, не с ними в ряд, но не много стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

Как вы понимаете эти правила и какие из них нужны сегодня?

Какие из этих правил вы выполняете?

Что подразумевается под понятием «почтенный возраст».

В рассказе Валентины Осеевой «Просто старушка» описывается ситуация - мальчик и девочка увидели, что впереди идущая старушка поскользнулась и упала.

Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила:

Это твоя бабушка?

Нет, - ответил мальчик.

Мама? - удивилась подружка.

Ну, тетя? Или знакомая?

Да нет же! нет! - улыбаясь, сказал мальчик. - Это просто старушка!

О чем эта история? Чему научил вас этот случай?

V . Рефлексия.

На партах есть лист самооценки. Разместите человека на ту ступень, которая наиболее соответствует вашему состоянию.

VI . Подведение итогов.

Проверим себя, выполнив несколько заданий.

Домашнее задание:

Задания на выбор: творческое эссе: Задание 2 или 3 рубрики «В классе и дома» на странице 104 учебника.

Учитель: В заключении урока послушайте стихотворение Натальи Давыдовой "С сторонке бабушка стояла".

Помните: мы должны заботится о тех, кто в этом нуждается.
Список литературы:

1. Л.Н. Боголюбов Поурочные разработки,Москва, Просвещение. 2016 г.

2. Учебник под ред. Л.Н. Боголюбова Обществознание,6 класс. М.: Просвещение,2015 г.

Урок 5 ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

28.10.2013 6775 0

Эпиграф к уроку:

Чем хуже нравы, тем лучше нравоучения.

Валерий Воронцов - российский литератор

Тип урока: комбинированный.

Цель: показать, что моральные нормы создают образец пове­дения человека по отношению к другим людям.

Учащиеся должны знать, что:

1)человечность означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей;

2)мораль - общепринятое представление о том, что такое хо­рошо и что такое плохо;

3)нравственные качества делают человека человеком;

4)главная задача моральных норм заключается в том, чтобы создать образец поведения человека по отношению к другим людям.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1)человек;

2)мораль;

3)нравственность;

4)гуманизм;

5)нормы морали.

Учащиеся должны уметь:

1)объяснять основные понятия;

2)высказывать собственную точку зрения;

3)анализировать высказывания;

4)обосновывать свое мнение.

Ход урока

I. Опрос.

-Ответьте «да» или «нет».

1.Способности - врожденные свойства человека, проявляю­щиеся в определенной деятельности. (Нет.)

2.Способности - высокая степень одаренности человека, про­являющаяся в определенной деятельности. (Да.)

3.Воля - специфическое человеческое свойство. (Да.)

4.Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.

5.Человек определяется только врожденными качествами. (Нет.)

II.Изучение нового материала.

ПЛАН

1.Мораль и гуманизм.

2.Моральные нормы и поступки людей.

1.Обыгрывание ситуации:

1)в транспорте не уступили пожилому человеку место;

2)друзья обозвали друг друга;

3)сказали маме неправду.

Затем обсуждается увиденное и выясняется, что же нарушалось в данных си­туациях. Учитель подводит учащихся к пониманию, что такое социальные нормы и как они регулируют жизнь человека.

2.Лекция с элементами беседы.

-Как вы думаете, почему люди с разными интересами, харак­терами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт пе­редавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачи­вать социальные нормы - правила поведения в обществе.

-Приведите примеры известных вам правил поведения в обще­стве.

-Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социаль­ные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

Первые социальные нормы, возникшие в первобытном общест­ве, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, соверше­ние которых запрещалось, так как они несли угрозу существова­нию общины, рода, племени.

-Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близ­кими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

По мере накопления опыта трудовой деятельности и организа­ции быта складывались обычаи.

Обычай - это совокупность правил поведения, усвоение кото­рых способствует успешности действий в той или иной сфере жизни.

Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, фор­мы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ре­бенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с сель­скохозяйственным трудом и т. д.

Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, воспринимает их опыт, действует по образцу.

-Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев по мере отдаления от времени их возникновения?

Новым шагом, свидетельствующим об осознанном отношении человека к самому себе, к обществу, в котором он живет, и к миру в целом явилось возникновение этических, или моральных, норм.

Этика (греч. etnos ) - устойчивая природа какого-либо явления, позднее - устойчивый порядок, добродетели человека.

Этика - философское учение о морали, ее развитии, принци­пах, нормах и роли в обществе.

Этика - совокупность норм поведения. (С. И. Ожегов.)

Аналог в лат. языке - mores - «мораль».

В русском языке синоним - нравственность (от слова «нрав»).

Термин «мораль» чаще употребляется для обозначения сущест­вующих в обществе социальных норма, «этика» - для обозначения науки о морали, «нравственность» - для обозначения индивиду­альных моральных принципов, которыми руководствуется человек.

Стержнем этики является определение «добра» и «зла». В соот­ветствии с этикой добро должно являться ориентиром для всех по­ступков и действий человека.

Усвоенные человеком моральные нормы составляют стержень внутреннего мира человека, руководят его мыслями и поступками.

Задание 1 ./Любой человек всегда стоит перед необходимо­стью морального выбора. В его действиях довольно часто сталки­ваются противоположные мотивы. Он выбирает между сиюминут­ными интересами, возможно, идущими вразрез с общепринятой нравственной нормой, и поведением, соответствующим этой нор­ме, но противоречащим его непосредственным интересам^

Оказывались ли вы, ваши друзья, герои книг или кинофильмов в такой ситуации? Опишите, как вели себя вы, друзья, герои.

Ответить на вопросы вам поможет с х е м а 1 нас. 33:

Таким образом, нормы морали - это поведения людей, осно­ванные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориен­тирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки. Нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к дру­гим людям и в целом к сообществу.

-Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро», а что «зло»? Докажите. Что влияет на нравственные установки личности?

Общество защищает себя, свою целостность, установившийся порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жиз­ненных ценностей, значимость которых проверялась опытом мно­гих поколений.

Человек, совершив какой-либо проступок, испытывает угрызе­ния совести, но не всегда.

-Рассмотрите схему 2 «Две этические системы». Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.

III.Закрепление.

Проводится в форме групповой работы.

1- я группа. Объясните смысл высказываний.

1)«Суть всякой морали - рассматривать человеческую жизнь как партию, которую можно выиграть или проиграть, и научить человека средствам игры». (Симона де Бовуар - французская писа­тельница.)

2)«Мораль - это упрощение человека, позволяющее с помо­щью схемы подняться над интеллектуальной путаницей и хаосом внутреннего мира». (Фридрих Ницше.)

2- я группа. Проанализируйте высказывания.

1)«Есть две морали: одна пассивная, запрещающая зло, другая активная, которая повелевает делать добро». (Пьер Буаст - фран­цузский лексикограф.)

2)«Четыре главных добродетели: мудрость, мужество, самооб­ладание и нравственность». (Платон.)

3- я группа. Как вы понимаете следующие высказывания.

1)«Нет иной морали, кроме той, которая основана на принци­пах разума и вытекает из естественной склонности человека к доб­ру». (Пьер Бейль - французский фшософ.)

2)«Нравственный закон - это инстинкт самосохранения со­циума. (Александр Круглов -российский писатель.)

Завершить обсуждение можно высказыванием Робиндраната Тагора: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то тре­бования морали, чтобы оставаться шайкой».

Домашнее задание: § 4; выполнить задания 1-4, с. 26.

МБОУ- гимназии №2

г. Асино

Томскоя обл.
Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии

среднего образования

Конспект урока обществознания в 6 классе

по теме: «Человек и человечность»

Разработан

АНИСИМОВОЙ Мариной Ивановной

2013 год
План урока
Предмет: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема программы : ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Тема урока : ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Тип урока: УРОК УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Форма урока: ТРАДИЦИОННЫЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ МЕТОДА НАПРАВЛЯЮЩЕГО ТЕКСТА
Цель урока:


  1. К концу урока обучаемые будут:

2. В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся:

* ЧУСТВА СОСТРАДАНИЯ;

* ЧЕЛОВЕЧНОСТИ;
3. В ходе урока способствовать развитию образовательных компетенций:

* ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ;

* УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ;

* КОММУНИКАТИВНОЙ;

* ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Материально-дидактическое оснащение урока
1.Дидактические материалы: *КОМПЛЕКТЫ 2.Оборудование:

ДЛЯ ПОДГРУПП, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ЛИСТОВ: * КОМПЬЮТЕР

Л1,Л2,Л3,Л4, Л4,Л5 * ПРОЕКТОР

*ОТРЫВОК ИЗ ФИЛЬМА «ЧУЧЕЛО»

*КАРТОЧКИ НА СТОЛЫ С УКАЗАНИЕМ

СОСТАВОВ МИКРО ГРУПП; * ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ТЕСТОВЫМИ

*КОНВЕРТЫ С НАБОРОМ ТРАФАРЕТОВ ЗАДАНИЯМИ;

ЦВЕТНЫХ ТЮЛЬПАНОВ ДЛЯ *ИЗНАНКА ОДНОЙ ИЗ СТВОРОК ДОСКИ

КАЖДОЙ МИКРО ГРУППЫ ОФОРМЛЕНА В ВИДЕ БУКЕТА В ВАЗЕ

Ход урока.


этапа урока


Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.

8.00-8.02

-Сегодня я хочу с вами поговорить об очень важной вещи в нашей жизни. Мы все страдает, если она отсутствует в нашей жизни, мы все в ней нуждаемся. Чтобы нам было легче разобраться в этом важном вопросе я предлагаю посмотреть отрывок из одного фильма.

Обучающие рассаживаются в группы в соответствии с указанными на карточках списков.

Воспринимают информацию о предстоящей работе.


Формируется установка на полноценное восприятие видеоинформации

8.03-8.05

Просмотр отрывка из фильма «Чучело» (С 19.33 по 22.02 минуту 1 серии фильма)

Просматривают отрывок из фильма «Чучело»

Обучающие эмоционально настраиваются на работу по теме урока.

8.05-8.20

- Кто из вас узнал, из какого фильма данный отрывок? Это экранизация произведение Владимира Железнякова «Чучело», которое вы изучали на уроках литературы.

А сейчас познакомьтесь с вопросом на информационном листе Л1, на который к концу урока мы должны найти ответит.

Для этого вы должны будите ознакомиться с информацией на листе Л2, коллективно обсудить её содержание и на листе Л4 дать ответ на вопросы, которые даны на листе Л3.


Обучающие знакомятся с информационными листами Л1, Л2, Л3, Л4. Прочитав информацию, коллективно обсуждают вопросы и заполняют пустой лист Л4.

После знакомства и обсуждения информационного материала,

обучающие составляют коллективную работу.


8.20-8.25

-Сейчас вы получите листы с правильными ответами. Вы должны сравнить их с содержанием своих листов и выставить баллы по каждому вопросу как это указано в эталоне.

Обучающие сравнивают свою работу с эталоном и выставляют баллы.

Обучающие должны правильно соотнести свою работу с эталоном – суметь понять содержание образца и сравнить со своей работой.

5.

8.25 – 8.28

-Постарайтесь объективно оценить работу каждого из вас в микро группах и, учитывая полученные баллы с работой по тексту, выставить в оценочный лист.

Обучающие заполняют оценочные листы.

Работа каждого в микро группах будет оценена с максимальной объективностью.

8.28 – 8.33

- А теперь давайте вернёмся к вопросу, который был задан в начале урока. Что такое «гуманизм» и как фильм Р. Быкова «Чучело» учит гуманизму?

Обучающие отвечают на поставленный вопрос. Предоставляется возможность высказать каждому.

Должен быть верно сформулирован ответ на вопрос урока.

8.33-8.36

-Мы с вами на прошлом уроке говорили о морали и нравственности. Считаете ли вы, что тема сегодняшнего урока и предыдущего близки?

Для закрепления обеих тем решим ряд тестов.


Отвечают на поставленный вопрос и решают тесты, представленные на экране.

Найти правильные ответы. При затруднении порассуждать над утверждениями тестов.

8.36-8.38

-Сегодня мы начали разговор об очень важной теме – теме гуманизма. Конечно, мы к ней ещё не раз вернёмся. А сейчас предлагаю высказаться, на сколько вам понравилась наша с вами работа. У вас есть конверты с набором «тюльпанов», а на доске – букет с нераспустившимися цветами. Если вы считает, что урок был интересным, познавательным вы помещаете свой цветок в букет.

Обучающие помещают свои трафареты на доску в импровизированный букет.

Создание визуального образа коллективной рефлексии урока.

8.38-8.40

-Запишите домашнее задание: стр. 100-105 (Учебник Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова «Обществознание. 6 класс»)и напишите эссе по теме: «Как фильмы могут воспитывать человечность?»

Записывают домашнее задание.

Знакомство с текстом параграфа и написание эссе.

Как один из вариантов выявления эффективности данного урок можно предложить учащимся на следующий урок по листу с вопросами Л3 составить конспект этого урока.


После выхода фильма «Чучело» в 1983 году в одной из критических статей было написано: «Этот фильм воспитывает чувство гуманизм».

Каково значение слова «гуманизм»? Что значит воспитывать чувство гуманизма?

Гуманизм - это слово происходит от латинского «гуманус» - человеческий, человечный, отличающийся любовью к людям. Это понятие появилось около 600 лет назад, когда были высказаны мысли о том, что главное внимание в науках, искусстве, литературе должно уделяться человеку, его развитию, что нет ничего на земле совершеннее человека. Мыслителей, которые первыми высказали эту мысль, стали называть гуманистами. Великие писатели, ученые, художники эпохи Возрождения: Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Кампанелла и многие, многие другие, о которых вы узнаете на уроках истории и литературы, - выступали в своих произведениях против неравенства людей, оправдывали стремление человека к разностороннему развитию, к радостям жизни, к удовлетворению общественных потребностей.

В 17-18-м вв. великие мыслители-просветители Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бэкон, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций и другие проповедовали идеи Свободы, Равенства и Братства. Они подготовили тем самым Великую французскую революцию 1789 г., 200-летие которой отмечал весь мир.

Но является ли каждый из нас настоящим гуманистом? Оказывается, что кому-то только еще предстоит им стать, и для этого нужно сделать очень и очень много, в первую очередь побороть в себе плохие качества. Например, бывает, что одноклассники жалуются на какого-нибудь своего товарища учителю только для того, чтобы посмотреть, как его накажут. Ребята хорошо знают, что наказание - это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили и, казалось бы, должны пожалеть своего товарища. А вот не жалеют. Почему? Они не научились сочувствию. Гуманно ли они поступают? Конечно, нет, ведь гуманизм - это и есть сочувствие другим людям, желание им добра, борьба со злом во имя счастья всех людей.

А гуманно ли поступают взрослые дети, забывая про свою состарившуюся мать, не ухаживая за ней или даже отправляя ее в дом престарелых? Ответ очевиден. Сочувствовать - значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию - одно из свойств гуманного человека. Оно ограничивает эгоизм, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного. Гуманный человек всегда добр, он заботится о всех, кто нуждается в его помощи, в защите, кто слабее его. Он никогда не обидит своих товарищей, родных, других людей, никогда не мучает животных, всегда говорит правду и не любит тех, кто может солгать во имя сиюминутных личных выгод…

Лист №3


  1. Подберите синоним к латинскому слову «гуманизм».

  2. Назовите основные идеи гуманизма, которые развивали мыслители-гуманисты эпохи Возрождения.

  3. Назовите 3-4 мыслителей-гуманистов 15-18 веков.

  4. Перечислите качества, которым должен обладать гуманный человек.
Лист №4

(Даётся чистый лист для заполнения для каждой микро группы).

ЭТАЛОН Лист №5


  1. Гуманизм – это человечность. (10 баллов)

  2. Они выступали против неравенства людей, оправдывали стремление человека к разностороннему развитию, к радостям жизни, к удовлетворению общественных потребностей. (10 баллов)

  3. Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Кампанелла, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бэкон, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций. (10 баллов)

  4. Сострадание, сочувствие, доброта, борьба со злом, забота о других людях и животных, помощь слабым, честность, бескорыстность. (10-20 баллов)

Гуманизм Лист №6

Оценочный лист.


Список

микрогруппы.


Сумма баллов за

выполненное задание.


Перевод баллов в

отметку.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Для перевода суммы баллов в отметку применяется следующая шкала.

50 баллов – «отлично»;

40 баллов – «хорошо»;

30 баллов – «удовлетворительно»;

20 – менее баллов – задание не выполнено и оценивается - « не удовлетворительно».

Тест

к уроку обществознания в 6 классе

Тема: «Человек и человечность»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием и ИКТ

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, видео-фрагменты, раздаточный материал в конвертах (прил.№1)

Этапы урока:

    Организационный момент

    Экспресс-опрос

    Изучение нового материала

    Итоги урока

Опрос => Ответьте «да» или «нет».

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

Лекция с элементами беседы.

    Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не всегда могут мирно сосуществовать друг с другом. К чему это может привести?

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Хиросима»

В небольшом фрагменте документального фильма вы увидели одно из событий Второй Мировой войны. США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

    Что вы почувствовали, глядя на кадры этого фильма?

    Как вы оцениваете действия правительства США?

    Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? (человечность)

Мозговой штурм: ассоциации со словом человечность (запись на доске)

    уважение к людям

    сочувствие

    доверие

    добро

    самопожертвование

    честность

    искренность.

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью = > стихи, фразы, рисунки

    Для чего нужно быть человечным? (чтобы был мир, чтобы люди были счастливы)

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы - правила поведения в обществе.

    Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.

    Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.

    Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близкими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

Работа с глоссарием

Человечность - моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

Гумани́зм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности

Эмпа́тия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека

Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, призванные обеспечивать устойчивое социальное развитие.

Табу - это строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Творческое задание «Проблемы общества»

Перечислить проблемы современного общества, например: одинокие старики, бездомные дети, плохая экология, алкоголизм и т.д . Все перечисленное записывается на доске.

=> какие качества необходимо иметь, чтобы помочь людям справиться с той или иной проблемой? Чаще проявлять человечность?

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В и генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве. Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применения ядерного оружия.

При взрыве бомбы в Хиросиме 6 августа 1945 года девочка Садако находилась в полутора километрах от эпицентра взрыва. В 1955 году она попала в больницу с диагнозом «лейкемия». Ей было всего 12 лет, она было вашей ровесницей. Надеясь на выздоровление, она делала бумажных журавликов. Японская легенда гласит, что если сделать 1000 таких журавликов, то исполнится любое желание. 25 октября 1955 года она умерла, успев сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячью бумажных журавликов.

Садако стала символом неприятия ядерной войны. О ней написаны книги, сняты фильмы, придуманы стихи. Во многих городах ей поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить .

«Журавлики» Александр Дерксен

Она хочет дожить до весны,

отпуская журавликов в небо,

но сжигают тело костры,

словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

но вы мудрость познаете взгляда,

она боль убивает смеясь,

не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

что спасают нетронутой душу,

светлый мир посещает во снах,

близость смерти покой не нарушит...

В память об этом уроке, я хочу подарить каждому из вас бумажных журавликов – символ человечности и доброты

Хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!!!

Можно пройти мимо, можно не заметить, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг и помогать, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!

ФРАГМЕНТ ПРО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Спасибо за урок, чтобы выяснить понравился он вам или нет, я попрошу достать из конвертов маленькие желтые круглые листочки и поставить там смайлик, который соответствует вашему отношению к уроку  

Приложение №1