Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе
Тема: Осень
Задачи:
- Развивать наблюдательность, внимание, мышление.
- Упражнять в согласовании глаголов с существительными в роде, числе.
- Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
- Упражнять детей в согласовании числительного с существительным.
- Упражнять в употреблении предлогов (на, под, около, за, перед).
- Упражнять в составлении простых предложений.
- Развивать мелкую и общую моторику.
Оборудование: плоскостное изображение местности с различными препятствиями (река, овраг, тропинка); фигурки лисы, медведя, зайца, ежа, мыши; картинка с изображением Бабы – яги; счётные палочки; мяч; разрезные картинки (грибы), картинка с изображением осени, макет дерева.
Ход занятия. Организация начала занятия. Логопед. Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей). Изобразите Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразите Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразите плачущую Осень. Ой, ребята, слышите, кто-то плачет. Появляется Баба – Яга. Баба – Яга. Я знаю, кто это плачет, это плачет Осень. Я заперла её в домике и не выпущу, пусть всегда будет Лето. Не хотите? Тогда идите по тропинке и выполняйте все задания. Если справитесь, то отпущу я вашу Осень. Логопед. Ну, что, ребята поможем Осени?Ой, кто это на нашем пути? Это же лиса рыжая – краса. |
Лиса. Ребята, скучно мне. Давайте поиграем с вами в игру “Скажи ласково”. Игра с мячом:
Лист – листочек,
Гриб – грибочек,
Ягода – ягодка,
Дерево – деревце,
Трава – травка,
Куст – кустик,
Пень – пенёк,
Облако – облачко.
Лиса. Спасибо, ребята, что поиграли со мной. Я дарю вам осенний листик, он вам пригодится.
Выбегает заяц.
Заяц. Ребята, здравствуйте. Совсем я стал забывчивый. Нашёл картинку и не знаю, что же на ней верно, а что нет? Поможете мне, отгадаете? (Игра “Нелепицы”).
Заяц. Спасибо, ребята, помогли вы мне. За это дарю я вам листик, он вам пригодится.
Появляется медведь.
Медведь . Ой, ребята, помогите. Что – то старый я стал, да невнимательный. Давайте с вами поиграем. Вы умные и внимательные детки. Исправьте мои ошибки. Если это бывает осенью, то вы кивайте головой, а если не бывает, то поворачивайте голову из стороны в сторону.
Листья желтеют.
Дует сильный ветер.
Тает снег.
Идёт дождь.
Бегут ручьи.
Появляются почки на деревьях.
Дети катаются на санках.
Листья опадают с деревьев.
Под ногами шуршат листья.
Медведь. Молодцы, справились с моим заданием. За это дарю вам листик. Он вам пригодится.
Логопед. Ребята, устали вы немного, давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Ветер северный подул:
«С-с-сс», все листья
С липы сдул… (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед — назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)
Появляется ёжик.
Ёж. Здравствуйте, ребята, беда у меня случилась. Собирал я грибы, собирал, а ветер подул и поломал их все. Вы поможете мне их собрать. (Дети собирают разрезные картинки). Молодцы, ребята, помогли мне. Дарю я вам лист. Он вам пригодится.
Логопед. Ребята, посмотрите, что это впереди? Овраг. Как же нам через него перейти? Давайте построим мост. Только из чего его строить?
Появляется мышка.
Мышь. Я помогу вам, за каждый правильный ответ, я дам вам бревно. (Макет дерева, на нём цветы, под ним яблоки, за ним волк, справа лиса и т.д.). Ответы детей. Молодцы, ребята, дарю вам лист, он вам пригодится.
На носочках осторожно
Перейти мосточек можно.
Тише, тише, не спешите,
Брёвнышки не раскатите.
Баба – Яга. А вот и вы пришли. А что это у вас? Осенние листья? Посчитайте их правильно, тогда отпущу Осень.
Дети считают, Баба – Яга отпускает Осень.
Осень.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен.
Так кто же я? Я …(осень).
Спасибо, вам, ребята, что освободили меня. За это я угощу вас своими дарами (яблоками).
учитель-логопед
Зверева Ольга Николаевна
МКДОУ детский сад № 172 г. Новосибирска
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать и закреплять словарный запас по теме «Деревья»;
- развитие навыков словоизменения и словообразования;
- развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления,
- развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, массажа, логоритмики.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль;
- воспитывать желание активно работать на занятии.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Психогимнастика
Ребята, скажите пожалуйста, а какое сейчас время года? (Осень)
Давайте представим, что все мы – осенние листочки. Все мы разные по форме, росли на разных деревьях и все мы разных цветов и оттенков. А также у осенних листочком может быть разное настроение: веселое, грустное, сердитое. Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными. Давайте изобразим разные эмоции осенних листочков.
Некоторые листочки затеяли веселую игру. Давайте изобразим веселье и радость!
А другие смеются глядя на веселую игру.
Кто-то грустит об ушедшем лете. Давайте изобразим грусть.
А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки.
Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление.
Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции осенних листочков.
II. Основная часть.
1. Просмотр презентации «Осенний лес». Сообщение темы.
Ребята, давайте присядем за столы и посмотрим на экран, я для вас приготовила небольшой фильм и предлагаю его вам посмотреть. (просмотр презентации, КОМЕНТАРИИ)
Ребята, что мы сейчас с вами видели на экране? (лес, деревья, осень)
И как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить? (О деревьях).
Да, правильно.
2. Дидактическая игра «Назови дерево».
На доске – предметно-тематические картинки.
Дифференциация лиственных и хвойных деревьев.
Давайте вспомним какие бывают деревья (лиственные, хвойные)
А почему лиственные деревья так называют? (почему хвойные?)
Ребята давайте посмотрим на доску и назовем лиственные деревья. (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина). А теперь хвойные деревья. (Ель, сосна).
Хорошо, ребята, с этим заданием вы справились.
3. Д/игра «Части дерева».
Давайте вспомним из чего состоят деревья, назовём и покажем части дерева. (Называют и показывают: корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, семена, желуди, шишки, орехи, ягоды).
Молодцы, вы хорошо знаете, из чего состоят деревья.
4. Д/игра «Скажи со словом «осенний» (с мячом).
Ребята, давайте с вами немного поиграем, я бросаю кому-то из вас мяч и говорю слово. А вы повторяете мое слово, но со словом «осенний» и возвращаете мне мяч.
лист – …осенний лист
ветка – … осенняя ветка
дерево – … осеннее дерево
лес – … осенний лес
роща – … осенняя роща
букет – … осенний букет.
Молодцы!
5. Д/игра «Подбери слова – признаки».
Ребята, давайте посмотрим на деревья и подберем красивые слова, как можно сказать про деревья? Какие они? Например береза какая?
- береза (какая?) –… стройная, белоствольная, кудрявая
- дуб (какой?) –… могучий, мощный, крепкий, выносливый
- рябина –… тонкая, нарядная, красивая
- клен – …резной, красивый, кудрявый, тенистый
- липа – …красивая, липкая, лечебная
- ива –… раскидистая, плакучая
- ель, сосна (какие?) –… вечнозеленые, колючие, душистые, хвойные.
Ребята, скажите, а почему так говорят…
- береза кудрявая?
- дуб могучий
- ель колючая
- клен тенистый
Молодцы, ребята, хорошо выполнили это задание.
6. Д/игра «С какой ветки детки?».
Ребята, у меня здесь опавшие листья я сейчас вам их раздам и мы посмотрим на них и определим, с каких деревьев опали эти листья?
Этот лист с какого дерева? Значит он какой?
- с березы – березовый лист
- с осины – осиновый лист
- с дуба – дубовый лист
- с липы – липовый лист
- с клена – кленовый лист.
И с этим заданием вы справились прекрасно.
7. Д/игра «Подбери слова – действия».
Скажите мне, пожалуйста, а что делают листья осенью? (…желтеют, краснеют, шелестят, вянут, опадают, кружатся, сохнут, шуршат).
Молодцы.
8. Физминутка «Осенние листочки».
Ребята, давайте немного отдохнём, встаньте со своих мест и подойдите сюда. Посмотрите здесь много опавших листьев возьмите по два листочка в одну и другую руку, и повторяете за мной.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Листопад!
Молодцы, оставьте листочки, подойдите ко мне и посмотрите…
9. Д/игра – классификация.
Ребята, посмотрите и скажите, что мы здесь видим? (Много дубов)
Скажите, лес где растут дубы как называется? (Дубрава)
(Также: Много сосен – сосновый бор; много берез – березовая роща)
Молодцы! Скажите, а лес в котором растут все деревья как называется? (смешанный)
Я сейчас вам предложу составить смешенный лес из разных деревьев, давайте присядем за столы…но перед тем как составить смешенный лес, скажите мне что у вас на столах? (шишки)…
10. Массаж с дарами природы.
Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. Повторяйте за мной.
Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью.
Вы, сосновые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!
Молодцы, положите шишки в корзинку….
11. Задание на развитие мелкой моторики.
А теперь возьмите пакетики в них у каждого из вас разрезная картинка с изображением дерева, у каждого свое. Вы должны собрать эти картинки.
(собирают разрезные картинки)
Хорошо, а теперь назовите то дерево которое у вас получилось. Вот у нас и получился смешенный лес.
Молодцы! Ну а теперь настало время идти в группу, так как занятие наше подходит к концу. Давайте на прощание пожелаем деревьям много всего хорошего. Я вам буду подсказывать что пожелать, а вы должны повторить эти пожелания обращаясь к деревьям.
Пожелайте деревьям, чтобы они…
- росли – растите
- здоровели – здоровейте
- зеленели – зеленейте
III. Итог занятия.
Хорошо, о чем мы с вами сегодня говорили? (О деревьях).
Оценка деятельности детей на занятии.
Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями. Занятие окончено.
Шуршова Ю.Г.,
учитель-логопед
Т е м а «Падежные конструкции».
Дательный падеж существительных в единственном числе.
Цели: Учить детей правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога, образовывать
Существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед раздает картинки для индивидуальной работы и просит детей ответить, кому он дает картинку. Дети составляют примерно такие предложения: «Вы даете картинку Свете (Ире, Тане, Коле и т. п.)».
1. Игра «Кому нужны эти вещи?»
У логопеда на столе сантиметр, иголки с нитками, шприц, калькулятор, бигуди, указка и т. п. На наборном полотне - картинки с изображениями
людей разных профессий (учитель, повар, портниха, медсестра и др.)- После того как уточнены названия профессий в именительном падеже, логопед спрашивает: «Кому нужны сантиметр и иголка с ниткой (указка, шприц и т. п.)?» (Все новые слова проговариваются хором.) Дети отвечают на вопрос, выделяя окончание последнего слова, например: «Сантиметр нужен портнихе».
2. Игра «Чему обрадовался Петя?»
Логопед рассказывает детям, что у одного мальчика - Пети - был недавно день рождения. Петя получил много подарков и всем им очень обрадовался. Логопед выкладывает на стол из коробки игрушки - медвежонка, робота, машинку, конструктор и т. п. Дети вначале говорят их названия, а затем составляют предложения - ответы на вопрос чему обрадовался Петя? При этом также выделяется окончание последнего слова.
3. Включение в предложение существительного в дательном падеже. Логопед по одной выставляет на наборное полотно сюжетные картинки и просит детей ответить примерно на такие вопросы:
Кому Лена пишет письмо?
Кому бабушка вяжет кофту?
Кому Коля несет цветы?
Кому помог мальчик?
Дети составляют предложения, выделяя окончания последних слов.
4. Динамическая пауза. Дети встают в кружок, логопед - в центре. Каждый раз, бросая кому-нибудь из них мяч, логопед просит этого ребенка исправить ошибки Незнайки и сказать верное предложение. (Произносит следующие словосочетания: «Сено дадим кошке», «Мясо дадим козе»,«Овес дадим собаке» и т. п.) Дети ловят мяч и, возвращая его логопеду, говорят правильное предложение.
5. Игра «Волшебный лес».
Логопед предлагает ребятам отправиться в волшебный лес, где звери дружат, ходят друг к другу в гости, разговаривают. У детей на столах разложены картинки с изображениями разных зверей (ежа, волка, барсука, лисы, рыси и т. п.). Дети называют их.
Логопед читает стихотворение:
Шьет одежду ловко, лихо
Маша - лисонька-портниха.
Затем спрашивает: «Кому шьет одежду лиса?»
Дети составляют предложения о каждом животном, изображенном на картинках.
Еще вариант стихотворения:
Наливает повар белка
Супу в разные тарелки.
Вопрос: «Кому белка наливает супу?»
В предложениях, составленных детьми, голосом выделяется окончание названия животных.
6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по обучению связной речи
Занятия помогает усвоить множественное число существительных, образовывать прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развивает словесно-логическое мышление, связную речь...
Цель занятия: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду....
Подготовила: Колпащикова Татьяна Владимировна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата.
a). Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные» , их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. в ед. и мн. ч.; образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление сущ. в форме тв. п. и р. падежах) .
б). Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
в). Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
Оборудование: магнитофон, диск с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, конверты с пазлами «Домашние животные» , мяч, корм для животных: бутылка молока, сено, овёс, косточка, морковка, капуста; картина «Скотный двор» .
Предварительная работа: просмотр картинок с домашними животными и их детёнышей. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнения артикуляционной гимнастики.
Словарная работа:
а). Обогащение словаря: щенок, телёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, поросёнок.
б). Активизация словаря: скотный двор, пастух, овёс.
Список используемой литературы.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб., Детство-пресс, 2007г.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб, Детство-пресс, 2013г.
- Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб., Детство-пресс, 2010г.
- Игровой дидактический материал для ознакомления детей с окружающим миром. Выпуск 3. «Домашние животные» .
Ожидаемый результат: определение домашних животных и их детёнышей, уметь правильно образовывать существительные во множественном числе, определять «Кто лишний» , образовывать притяжательные прилагательные, знать жилища домашних животных.
Форма работы.
I Организационный момент.
Логопед: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте вкруг.
А теперь соседу справа
Руку тоже дай быстрей.
С утра мы будем заниматься
Всем доброго утра желай.
Дети стоят в кругу.
Логопед: Назовите их.
1-й ребёнок: Собака лает.
2-й ребёнок: Корова мычит.
3-й ребёнок: Лошадь ржёт.
4-й ребёнок: Кошка мяукает.
5-й ребёнок: Коза блеет.
6-й ребёнок: Свинья хрюкает.
Логопед: Я думаю, что вы уже догадались, о ком будем сегодня говорить.
Дети: О домашних животных.
Логопед: Почему их называют домашними животными?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, заботится о них.
Логопед: Да, будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика «Домашние животные» .
Логопед: Эта история о том, как однажды язычок познакомился с котёнком.
- Рано утром язычок вышел посидеть на крылечко (Лопаточка) .
- Разминаясь язычок потянулся к солнышку, затем к травке. (Кончик языка тянут к носу, затем к подбородку) .
- Свежий ветер взбодрил язычок (Дуют на широкий кончик языка) .
- Вдруг из-под крылечка наш язычок услышал мяуканье (мяукают) , увидел котёнка и ласково его погладил (имитируют кистью руки поглаживание) .
- Котёнок испугался и выгнул спину (Горка) . Язычок принёс ему чашку с молоком (Чашечка) .
- Котёнок стал жадно лакать молоко, облизнулся (Вкусное варенье) .
- Котёнок снова выгнул спину, но от удовольствия (Горка) и замурлыкал (Мурлыкают) .
- Потом они вместе катались на качелях (Качели) и играли в футбол (Футбол) .
II. Основная часть.
1. Работа с пазлами.
(У детей на столах пазлы) .
Логопед: Посмотрите, я вижу перед вами лежат какие-то картинки, соберите их и посмотрите, кто там спрятался?
1 ребёнок: У меня корова.
Логопед: Какую пользу приносит корова? (Корова даёт молоко) .
2 ребёнок: У меня собака.
Логопед: Какую пользу приносит собака? (Собака охраняет дом) .
3-й ребёнок: У меня кошка.
Логопед: Какую пользу приносит кошка? (Кошка ловит мышей) .
4-й ребёнок: У меня свинья.
Логопед: Какую пользу приносит свинья? (Свинья даёт мясо) .
5-й ребёнок: У меня коза.
Логопед: Какую пользу приносит коза? (Коза даёт молоко, шерсть) .
6-й ребёнок: У меня лошадь.
Логопед: Какую пользу приносит лошадь? (Лошадь даёт кумыс. А ещё она перевозит разные грузы) .
2. Игра «У кого кто?»
Стук в дверь. Заходит грустный пастух, здоровается.
Логопед: Пастух, а почему ты такой грустный?
Пастух: Я пас животных и их детёнышей. Все были около своих мам, но детёныши перепутались. Помогите найти маму своим детёнышам.
Логопед: Ребята, поможем?
(Картинки взрослых животных на доске, картинки с детёнышами на столе. Дети по очереди подходят, берут картинку с детёнышем и прикрепляют на магнитную доску к взрослому животному) .
3. Подвижная игра «На лугу» .
Пастух: Спасибо, что помогли мне. Я очень счастлив, и хочу с вами поиграть.
Играет с детьми под песню «На лугу пасутся» .
Пастух прощается и уходит.
4. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» .
Логопед: А теперь приготовьте пальчики, мы с ними поиграем.
У коровы есть рога (указательные пальцы приставить ко лбу) .
И копыта на ногах (стучат кулачками по коленкам) .
Травушку она жуёт (кулачки сжимают и разжимают) .
Деткам молочко даёт (ладони трут друг об друга) .
Кто в деревне живёт? (из ладоней сделать крышу) .
Лежебока – рыжий кот (загибают пальцы по очереди) .
Маленький телёнок,
Быстрый жеребёнок,
Верная собачка,
Белая овечка,
Раз, два, три, четыре, пять
(разгибать пальцы обратно) .
5. Игра с мячом «Чья. Чьё. Чьи?» .
Логопед: С пальчиками поиграли, они стали ловкими. И сейчас поиграем с мячиком в игру: «Чья. Чьё. Чьи?» .
Грива лошади (Чья?)
… (Лошадиная)
.
Голова собаки (Чья?)
… (Собачья)
.
Хвост кошки (Чей?)
… (Кошачий)
Рога козы (Чьи?)
… (Козьи)
.
Молоко коровы (Чьё?)
… (Коровье)
.
Пятачок свиньи (Чей?)
… (Свинячий)
.
6. Игра «Кто лишний» .
Логопед: Ребята, посмотрите, животных каких вы называли пришли к вам в гости. Назовите их.
Логопед держит поднос, на котором стоят животные.
Дети: Корова, свинья, собака, кошка, медведь, коза.
Логопед: А кто здесь лишний?
Дети: Лишний медведь, потому что медведь-это дикое животное, а все остальные домашние животные.
7. Игра «Кого не стало» .
Логопед: А сейчас поиграем в прятки с домашними животными. Назовите их, запомните, закройте глаза.
Логопед: Кого не стало?
Дети: Нет кошки и т.д. 3-4 раза.
8. Игра «Кого чем угостим» .
Логопед: Ребята, кто ухаживает за домашними животными.
Дети: За домашними животными ухаживает человек.
Логопед: А вы знаете, чем нужно кормить домашних животных? Выберите угощение для домашнего животного и поставьте рядом с ним.
1-й ребёнок: Я угощу кота молоком.
2-й ребёнок: Я угощу корову сеном.
3-й ребёнок: Я угощу лошадь овсом.
4-й ребёнок: Я угощу собаку косточкой.
5-й ребёнок: Я угощу кролика морковкой.
6-й ребёнок: Я угощу свинью овощами.
Логопед: Молодцы.
9. Игра «Кто, где живёт» .
(Используется презентация на компьютере «Чей дом?» )
Логопед: Ребята, вы покормили животных, а теперь им пора идти в свой дом. Посмотрите на картинку и назовите, кто, где живёт.
1 ребёнок: Это лошадь. Лошадь живёт в конюшне.
2 ребёнок: Это собака. Собака живёт в конуре.
3 ребёнок: Это корова. Корова живёт в коровнике.
4 ребёнок: Это овца. Овца живёт в овчарне.
5 ребёнок: Это свинья. Свинья живёт в свинарнике.
6 ребёнок: Это кошка. Кошка живёт в доме.
III. Итог занятия. Сюрпризный момент.
Логопед: Молодцы, вы всё верно выполнили. Скажите, что мы делали на занятии? (Дети перечисляют) .
Стук в дверь. Входит пастух.
Пастух: Ребята, я слышал, что вы говорили о домашних животных, какую пользу они приносят людям. Корова какую пользу приносит?
Дети: Молоко.
Пастух: А что делают из молока?
Дети: Кефир, сметану, творог, мороженое, коктейль.
Пастух: Правильно, молодцы, и я принёс вам вкусный, полезный, детский, полезный коктейль.
(Пастух угощает детей) .
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе.
Тема: «Игрушки».
Цель : формирование лексико – грамматической системы речи.
Коррекционно-образовательные задачи.
Уточнить представления детей об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны.
Уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки».
Учить употреблять слова – признаки в простой фразе.
Упражнять в согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Упражнять в согласовании и практическом применении сущ. с местоим. МОЙ, МОЯ.
Коррекционно-развивающие задачи.
Развивать навыки речевого общения.
Развивать слуховое внимание и восприятие, мышление, память.
Развивать общую и тонкую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи.
Развивать навыки культуры общения и деятельности (внимательно слушать ответы других детей, выполнять задания согласно инструкции).
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности в игре и на занятии.
Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Оборудование: игрушки, различные по материалу, форме, цвету; музыкальные игрушки; кубики; картинки – раскраски по теме; цветные карандаши; мяч; фишки; ширма.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Приветствие. Вот маленький мячик. Давайте будем передавать его друг другу из рук в руки и желать доброго утра. (Доброе утро, Катя. Доброе утро, Ваня. И т.д.). Доброе утро, дети!
Пальчики здороваются. Дети соединяют по очереди пальцы в кольцо, проговаривая:
Большой – указка,
Большой – середка,
Большой - безымянный,
Большой – мизинчик.
2. Основная часть.
Сегодня мы с вами отправляемся в магазин игрушек. Отгадайте, какие игрушки нас встречают?
Игра «Отгадай загадку, получи отгадку»
Из пластмассы сделан весь, По квартире он летает. (Вертолёт) | У него есть два крыла, Он как будто настоящий. (Самолёт) |
В этой молодице Прячутся девицы, Каждая сестрица - Для меньшой темница. Красные щечки, Пестрые платочки. Хлопают в ладошки Веселые…Матрешки. | От меня помчался вскачь Мой веселый звонкий... Мяч. |
Платья носит, Но с ней не скучно. (кукла) | Зверь забавный сшит из плюша, |
Серый маленький зверюшка, | Чтоб могла она кататься, Скорость сам я выбираю. (машина) |
Игра «1, 2, 3 – фишки получи» (Употребление признаков: цвет, форма, величина, материал в простой фразе, согласование прил. с сущ.)
Дети подбирают признаки к своей игрушке, за каждый признак получают фишку.
Например: У меня железная машина. У меня большая кукла. У меня круглый мяч. И т.д.
Особое внимание обратить на образование слова РАЗНОЦВЕТНАЯ матрешка. Объяснить детям значение данного слова.
Игра «Петя – Жадина» (согласование сущ. с местоимениями МОЙ, МОЯ)
Петр к игрушкам побежал,
Все их в кучу он собрал.
Мой медведь, Моя машина, Мячик мой, мой Буратино!
Никому я их не дам.
Ну, сиди, играй в них сам.
Как Петр кричал про свои игрушки? Давайте на время тоже превратимся в «жадин».
Дети проговаривают: мой вертолет, моя кукла и т.д.
Пальчиковая гимнастика (Развитие тонкой моторики, чувства рифмы)
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок. 1,2,3,4,5
Помогаем нашей Тане
Мы игрушки сосчитать!
Игра «Расставь игрушки правильно» (Развитие слухового внимания, памяти)
Поставьте в ряд машину, куклу, самолет.
Игры с музыкальными игрушками.
Мяч покатился, у музыкальных игрушек остановился. Почему они называются музыкальными?
Игра «Угадай, что звучит?» (Развитие слухового внимания и фонематического восприятия)
Логопед за ширмой играет на музыкальных инструментах, а дети отгадывают.
Игра «Тихо – громко» (Развитие силы голоса)
С ребятами играю, в колокольчики всех превращаю. Дети произносят тихо или громко: «Динь – динь – динь»
Игра «Барабанщики» (развитие чувства ритма)
С ребятами играю, в барабанщиков всех превращаю. Дети повторяют ритмы.
3. Итог занятия. Где мы сегодня побывали? О чем говорили? Я дарю вам рисунки игрушек, а вы выберите, каким цветом их зарисуете. Я нарисую желтый мяч….