Конфликты между учителем и учеником, их причины. Отношения между учителем и учеником

Школа - это своеобразная модель нашего общества, где воспитательный процесс, как и любой другой этап развития личности ребенка, не возможен без проблемных ситуаций. Случаи возникновения конфликта в старших классах, по сравнению с младшими, существенно увеличиваются, что связано со сменой приоритетов в жизни подростка.

Взаимоотношения учителя и ученика - это сложный, многокомпонентный комплекс отношений, в котором возможно развитие различных как положительных, так и отрицательных ситуаций. К наиболее распространенным причинам развития конфликтных ситуаций между учеником и учителем специалисты в области конфликтологии относят личность педагога и ребенка. Иногда конфликт с педагогом может стать причиной .

Слишком авторитарные преподаватели недолюбливают детей, открыто высказывающих свое мнение, которое идет вразрез с мнением учителя. Педантичные преподаватели уделяют много внимания мелким деталям, упуская из вида учебный и воспитательный процессы. Либо же преподаватель обладает слишком мягким характером, поэтому более смышленые подростки начинают это использовать в своих целях - нарушать дисциплину, вплоть до срыва занятия.

Личность ребенка также имеет особое значение. Подросток более эмоционально и субъективно оценивает деятельность учителя и его личность. Неспособность преподавателя конструктивно решать проблемные ситуации также порождает конфликты. Это может быть связано с низким уровнем конфликтологической компетентности преподавателя. Различное восприятие участниками причин конфликта и разница в их жизненном опыте также сказывается на взаимоотношениях.

Как вести себя родителям при конфронтации ребенка с преподавателем

В первую очередь родителям не следует провоцировать конфликтные ситуации между учителем и своим ребенком. Стоит избегать обсуждения личностных качеств или личной жизни учителя при ребенке. Не следует делать неуместные замечания учителю, проявлять другие знаки неуважения. Дети следуют примеру своих родителей. Узнав о конфликте ученика с учителем, следует внимательно выслушать ребенка, попытаться разобраться в ситуации и помочь ему найти оптимально подходящие пути разрешения проблемы.

Подростки не обладают дипломатическими навыками общения, плохо контролируют свои эмоции, поэтому родителям необходимо помочь в этом своему ребенку. Не стоит допускать, чтобы противостояние между учителем и учеником затянулось. Это пагубно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его психическое состояние, может привести к . Но за проявление и развитие конфликтной ситуации, прежде всего, несет ответственность педагог, как специалист, который профессионально ведет обучающий процесс.

Признаки конфликта между ребенком и учителем

Внимательные родители могут заметить изменения в поведении ребенка. Часто дети переносят свое отношение к учителю на преподаваемый им предмет. Поэтому, если ребенок сознательно игнорирует подготовку домашних заданий по какому-либо предмету, неряшливо относится к учебнику или тетради и вообще готов по надуманным поводам пропустить посещение занятий учителя, родителям следует выяснить причину такого поведения. Это один из первых признаков назревания конфликта. Также к признакам противостояния между учителем и ребенком следует отнести и пренебрежительные, агрессивные отзывы ребенка о преподавателе.

К ак мы все знаем, любовь – это дело тонкое и влюбиться в другого человека можно довольно быстро. В нашем современном мире часто так происходит, что в молодого учителя влюбляются его ученицы. Однако почему так происходит? Правильно ли это? Возможны ли любовные отношения между ними? Какие последствия могут быть от такой любви для обоих? На эти вопросы в рамках данной статьи мы постараемся узнать ответ.

К ак правило, девочки всегда смотрят на ребят постарше. А молодой учитель, который недавно приступил к своей преподавательской деятельности в школе, в глазах у ученицы является одним из самых ярких идеалов мужской зрелости. Ведь, кто как не учитель ей покажется более целеустремленней, наиболее зрелым и харизматичным лидером в классе. Поэтому устоять перед таким образцом взрослого мужского поведения маленькой девочке достаточно трудно.

О собенно, когда молодой учитель впервые приходит проводить урок, то новое лицо для всего класса всегда вызывает повышенное внимание.

В одной из телепередач был раскрыт такой случай, когда в одной из школ страны на урок в класс пришел двадцати четырех летний новый преподаватель. Многим девочкам он сразу сильно понравился, а некоторые в него по уши влюбились. В один прекрасный момент на перемене к нему подошла одна из девочек и просто неожиданно поцеловала его в щеку. Остальные девочки в классе увидели такой случай и рассказали своим родителям, и не просто рассказали, а и еще сильно все приукрасили. На родительском собрании эту тему жестко подняли классному руководителю. Был сильный скандал, после чего директор школы решил уволить молодого учителя, который той девочке даже некогда не отвечал взаимностью.

Д анная история еще очень хорошо закончилась. Ведь и бывают такие случаи, когда учитель знает, что его ученица в него влюблена и этим он пользуется. Таким образом, начинаются игры, которые позже перерастают в сексуальные отношения в рамках односторонней любви. Чаще всего в итоге наигравшись с девочкой, учитель бросает ее. Эти отношения печально заканчиваются для обоих. О них узнают другие и устраивают разбор полетов. В результате чего девочка получает моральную травму или даже много проблем со здоровьем. А на учителя могут подать в суд.

С ама любовь, как чувство между учителем и его ученицей может быть. Однако если молодой учитель осознает, что нужно подождать некоторое время, когда девочка достигнет совершеннолетия, тогда уже и можно строить с ней любовные отношения. В-общем-то, здесь особых ограничений и нет. В конце концов, учитель и ученица — это два разных человека и друг другу они не родственники. А если каждый из них достиг совершеннолетия, то и запретить им любить друг друга нельзя.

Что осложняет взаимоотношения между учителем и учеником.

Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме, что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода.

Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем.

Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает.

если параметры взаимодействия «учитель – ученик» не адекватны потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится, т.к. сам факт взаимодействия будет не реален.

Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам.

Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру.
Они могут быть внутриличностными, столкновение двух несовместимых желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные потребности личности, наносится ущерб ценностям «я».

Обычно в школах конфликты бывают между учителем и учеником в подростковом возрасте. Здесь важно, что учитель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения.

В работе М. Ю. Красовицкого учителей и учеников просили назвать основные трудности, которые они испытывают в своих взаимоотношениях.

Ученики отвечали следующим образом:

1) отсутствие общего языка, взаимопонимания и человеческой близости с учителями

2) необъективный подход педагогов к ученикам

3) проявление неуважения к ученикам со стороны учителей

Ребята отвечали, что многие учителя не знают и не понимают своих учеников, не интересуются их внутренним миром, заботами и переживаниями, не учитывают их возрастных интересов. Очень многие отмечали необъективность педагогов: одних учеников они постоянно хвалят, других постоянно ругают; и даже если ученик меняется (в ту или иную сторону), мнение учителя о нем остается прежним. Выделяются следующие особенности поведения учителей, которые, с точки зрения учащихся, препятствуют нормальному процессу общения двух сторон, а именно: невыдержанность учителей, недоверие к ученикам, применение авторитарных методов воздействия. Среди высказываний учащихся встречались и мнение о том, что учителя слишком уверены в собственной непогрешимости и никогда не признают своих ошибок.

Большая часть учителей (свыше 50 %) при ответе на тот же самый вопрос свела трудности во взаимоотношениях с учащимися к трудностям воспитательного и обучающего процессов:

    лени учащихся,

    их нежеланию слушать на уроках,

    сложности отдельных разделов учебной программы,

    невыполнению домашних заданий,

    слабой помощи со стороны родителей и т.д.

Некоторые педагоги полагают, что трудность общения с учащимися происходит исключительно по вине самих учащихся, которые проявляют неуважение к учителям, душевную грубость и черствость, отсутствие чувства благодарности и почтения.

И лишь небольшая часть опрошенных педагогов задумывается над психологической стороной воспитательного процесса.

Существуют специфические причины конфликтов «учитель – ученик»

1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:
в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
в педагогически непрофессиональных действиях учителей: приказной тон, крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися;
в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
в самовольном установлении учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей;
в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету;
в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика;
в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика;
в неумении организовать занятия со всеми учащимися.
2. Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашних заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины.

Следующая причина плохого поведения учеников в школе это законы школьной жизни

Ребенок хочет чувствовать коммуникативную состоятельность, интеллектуальную состоятельность, вносить вклад в общее дело. А если ему это не удается сделать, то как результат возникает плохое поведение.

Рассмотрим каждую причину плохого поведения в отдельности

Как себя может повести учитель в этой ситуации

Еще одна причина осложнения взаимоотношений между учителем и учеником – это поведение ученика, при котором он пытается избежать неудач

Следующая причина – это власть и месть

Социальные причины властного и мстительного поведения это –

    мода на сильную личность,

    распространенный в обществе силовой метод

Что в данной ситуации может сделать учитель

Каким же хотят видеть ученики своего учителя?
1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).
2. Любовь к своему предмету.

3. Качественный хороший классный руководитель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.

Отрицательные качества учителей:
1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
2. Выделяет отдельных учеников.
3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
4. Требует от ученика безоговорочного подчинения.
5. Относится как к маленьким.
6. Относится неуважительно.
7. Не умеет хранить тайну.

Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с учениками были в хороших отношениях:
1. Умело провести организационный момент урока, не оставлять ни одного ученика в бездеятельности.
2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом.
3. Требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к уроку.
4. Знание предмета «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм обучения.
5. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
6. Рациональное использование времени, дорожит каждой минутой урока.
7. Добиться полного усвоения материала.
8. Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить.
9. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы преподавания.
10. Уважительное отношение к личности ученика, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.

Можно указать по крайней мере три наиболее существенные особенности типа учебного взаимодействия.

Во-первых, каждый ученик включается в решение продуктивных задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания, на основе специально организованного активного взаимодействия и сотрудничества с учителем и другими учениками.

Во-вторых, ситуации взаимодействия и сотрудничества, являясь специфическим средством решения продуктивных задач и условием овладения учащимися способами познавательной деятельности и межличностных отношений, претерпевают изменения в процессе общения, обеспечивая тем самым становление механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося.

В-третьих, в процессе совместного решения продуктивных задач учащиеся осваивают прежде всего механизм смыслообразования и целеобразования, чем обеспечивается более продуктивное и мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности.

И какие бы новации ни вводились, в школе как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А учитель всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводником через рифы.

Часть 2.

Конфликты между учителями и учениками.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, - явление обычное. По мнению М. Рыбаковой, конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:

  1. действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;
  2. поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;
  3. отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Конфликты деятельности.

Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей и в начальных к классах, когда на уроке определяется характером сложившихся отношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки использует как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступков.

Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, покрой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми

  • в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие
  • вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Причины и слагаемые педагогических конфликтов:

  1. недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
  2. участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
  3. различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  4. различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику - справиться с эмоциями;
  5. присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
  6. профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности;
  7. ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
  8. конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить (А.И. Шипилов)

Современная ситуация в стране, бедственное положение школы, недостаточная подготовка учителей, особенно молодых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований за 1996 г., 35-40% детских неврозов носят дидактогенный характер. Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (С. Хапаева).

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут стать хроническим явлением).

Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками строится на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его представлению о себе - стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу отношений с взрослеющими детьми. Инициатором построения таких отношений должен быть взрослый.

Опрос школьников, проведенный под руководством профессора В.И. Журавлева, показал, что около 80% учащихся испытывали ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин такого отношения ученики называют следующие:

  1. учителя не любят детей - 70%;
  2. отрицательные личные качества учителя - 56%;
  3. несправедливая оценка их знаний учителем - 28%;
  4. учитель плохо владеет своей специальностью - 12%.

Нередки случаи, когда негативное отношение ученика к учителю переносится и на предмет, который он преподает. Так, 11% школьников говорят, что ненавидели отдельные дисциплины, изучаемые в школе. В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимся профессиональных или личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты. Чаще хороший контакт с учениками удается установить учителям младших классов. Старшие школьники, вспоминая обучение в начальных классах, так оценивали своих учителей, работавших бесконфликтно:

  1. первая учительница была идеальной;
  2. она образец, учитель о котором помнишь всю жизнь;
  3. никаких недостатков, моя первая учительница - идеал;
  4. исключительно опытный педагог, мастер своего дела;
  5. за четыре года сменилось семь учительниц, все были прекрасными людьми;
  6. не могу сказать ничего отрицательного об учительнице начальных классов;
  7. учительница была нам как мама, ее очень любили;
  8. конфликтов не было, авторитет учительницы был на-столько высок, что каждое ее слово было для нас законом;
  9. конфликтов не было, наша учительница была непререкаемым авторитетом не только для учащихся, но и их родителей.

Подростки (10-15 лет), а тем более юноши и девушки (16-18 лет) подходят к оценке своих учителей более критично, чем младшие школьники. Однако и со старшеклассниками подготовленный и умелый учитель всегда может установить хорошие отношения. В таком случае конфликты между учителем и учениками редки либо исключены вовсе. Оценивая учителей-предметников, старшеклассники чаще все-то выражают свое отношение к ним так (В.И. Журавлев).

1. Хорошо знает свой предмет, умеет его преподнести, всесторонне развитый человек - 75%.
2. Применяет новую методику преподавания, индивидуально подходит к каждому ученику - 13%.
3. Хорошо организует внеклассную работу - 7%.
4. Не имеет любимчиков - 1%.
5. Плохо знает свой предмет, не владеет педагогическими навыками - 79%.
6. Проявляет грубость по отношению к ученикам - 31%.
7. Не любит свою профессию, детей - 9%.
8. Не может вести классное руководство - 7%.
9. Нет слаженности в педагогическом коллективе, так как в основном учителя - женщины - 16%.
10. Школе нужно больше молодых учителей, в том числе мужчин - 11%.
11. Недостаточная подготовка учителей в вузе - 6%.

Анализ оценок старшеклассниками учителей-предметников показывает, что почти у половины из них сформировалось скорее отрицательное, чем положительное мнение о педагогах. Если бы такое положение дел было доказано в результате более масштабного исследования, то можно было бы сделать вывод о неблагополучном характере взаимоотношений старшеклассников и учителей в школах. Приведенные данные получены на основе локального исследования в школах Московской области и не могут быть распространены на всю общеобразовательную школу. Тем не менее, очевидно, что при таком состоянии дел в одном регионе велика вероятность возникновения конфликтов между учителями и учениками. Задолго до возникновения конфликтологии как науки умными людьми на основе житейского опыта было сформулировано правило: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить свои интересы и интересы дела без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объем его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен научиться оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных (лучше - с юмором).

Вместе с тем было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего.

Во-первых, нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 1982 г. Причем, нередко не в лучшую сторону. Двадцать лет назад в кошмарном сне I невозможно было представить, что в школе так обостриться ситуация с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А ныне это реальность.

Во-вторых, заметно ухудшилась социально-экономическая обстановка в самой школе, что, в свою очередь, способствует возникновению конфликтов между учениками и учителями.

В-третьих, очевидно снизилось качество профессиональной подготовки учителя. В одной из школ Новониколаевского района Волгоградской области конфликт ученика с учительницей русского языка возник весной 2001 г. из-за того, что педагог продемонстрировала недостаточное знание правил грамматики и, написав слово с ошибкой, настаивала на своей правоте.

В-четвертых, низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов, вызываемый тяготами жизни, стресс у школьников, являющийся следствием материальных проблем в их семьях, вызывает повышенную агрессивность у тех и других.

По нашим данным, основное число конфликтов у учителей происходит с отдельными учениками. Это нам представляется достаточно естественным, ведь наибольшее число контактов, большая часть рабочего времени у педагога связана с объектом своего труда - учеником, с его индивидуальными и возрастными особенностями. И причины, лежащие в основе возникновения конфликтных взаимодействий, подтверждают это. К ним отно­сятся:

Пассивность учеников, их незаинтересованность

в учебе - 66%

неприятное поведение (грубость, развязность) -48%

плохая дисциплина в классе -27%

Полученная значимая взаимосвязь между частотой возникно­вения конфликтов у учителей с отдельными учениками и причинами, их вызывающими, подтверждает, что большинство проти­востояний вызвано именно этими факторами.

Очевидно, что мотивация на учебу у учеников является важ­нейшим фактором нормального взаимодействия подрастающего поколения и педагога. Отсутствие этого фактора вносит значи­мые проблемы в работу учителя, и, как следствие этого, возника­ют трудности в определении доступности учебного материала, в понимании характера, способностей отдельных учеников, в вы­боре и применении педагогических приемов, в работе с учени­ческим коллективом, в организации общения со школьниками. Более того, чем чаще возникают конфликты с учениками, тем большее количество учителей указывает именно на эти трудности в их работе.

Неприятное поведение (грубость, развязность) для определен­ного числа молодых людей стало нормой. Предпосылок для по­явления такого явления в школах достаточно много. Это и кри­миногенная ситуация в стране, и ослабление влияния семьи на ребенка, и обстановка, климат в самих семьях. Естественно, что учителя реагируют на эту ситуацию, не хотят мириться с та­кого рода явлениями, что и вызывает возникновение конфликтов с учениками. Как следствие этих двух причин (низкой мотивации на учебу и неприятного поведения) возникает третья - плохая дисциплина в классе.

Все эти три причины оказывают непосредственное влияние на возникновение конфликтов между учителем и учеником. Но есть причины, которые опосредованно действуют на возникнове­ние подобных ситуаций. К ним относятся (по оценкам учителей):

пассивность родителей, их нежелание помочь учителю -51%

большое количество учеников в классе -20%

Если причины первой группы связаны с профессиональной деятельностью, то эта группа причин относится к социально-профессиональным. Очевидно, что учитель в своей деятельности во многих случаях должен обращаться за помощью к родителям. Особенно часто такая помощь нужна в начальной школе, когда формируется отношение ребенка к выполнению новых для него обязанностей, происходит адаптация его к новому ритму жизни, зачастую в этом возрасте необходима психологическая под­держка ребенку со стороны не только учителя, но и родителей. Важна помощь родителей и при переходе ученика из начальной школы в среднюю, когда появляются новые предметы, увеличива­ется нагрузка, возрастает число учителей, с которыми он всту­пает в общение. И, конечно, один из сложнейших - пубертатный период жизни, когда ребенок требует особого внимания не толь­ко со стороны учителей, но и со стороны родителей, врачей. Еще правильнее было бы сказать, что в наиболее трудные моменты своей жизни ребенок нуждается в совместной и продуманной, со­гласованной помощи и учителей, и семьи, ибо каждая из сторон знает его глубже и лучше по-своему. Дома виднее психическое состояние, настроение, в школе - успехи в учебе, поведение, отношения с одноклассниками, учителями и т. д.

Что же имеет место в повседневности? Приведем данные о том, сколько родителей посещают школу, помогают.

Таблица 4

Взаимодействие родителей со школой (данные читаются по столбцу)

Число родителей в %

Посещают классные собрания

Помогают

Находятся в контакте

Мы видим, что уже классные собрания посещаются не слиш­ком активно. Есть классы, куда приходят лишь 12% родителей, что, конечно же, выглядит катастрофически. Что же касается по­мощи школе, то здесь положение еще тяжелее: классы, где по­мощь оказывают большинство родителей составляют 5%. Таким образом, мы наглядно видим, что учитель сталкивается с пассив­ностью родителей, с нежеланием помогать ему. Вероятно, это по­ложение определяют и субъективные причины (заниженное чув­ство ответственности за собственного ребенка, а порой и полное, отсутствие его), и объективные причины, связанные с особен­ностями экономического положения страны, когда родители, за­нятые поиском «хлеба насущного», физически не имеют време­ни заниматься собственным ребенком.

Тот факт, что количество учеников в классе влияет на напря­женность работы учителя, является вполне очевидным. Естест­венно, что это создает предпосылки возникновения конфликтных ситуаций между педагогом и школьниками. Существующий в настоящее время нормативный минимум (25 человек - за иск­лючением классов компенсирующего обучения), который в ре­альных условиях доводит число учеников в классе до 30, а в ряде случаев и выше, определен объемом бюджетного и городского финансирования, что, в свою очередь, определяется экономиче­ским положением всей страны.

То, что конфликт между учеником и учителем вносит труд­ности в работу педагога, подтверждается и другими данными ис­следования. Получена значимая корреляция между частотой возникновения таких конфликтов и психологическими сложностя­ми работы учителя. Среди педагогов, конфликтующих с учени­ком, в умеренно конфликтной группе 29% отметило, что им трудно работать психологически, а в бесконфликтной группе с трудностями такого рода сталкиваются всего 20% респондентов. Все противостояния учителя и ребенка, независимо от причин их вы­зывающих, связаны с профессиональной деятельностью учителя, и он как профессионал должен уметь управлять ими, регулиро­вать их, пытаясь не только устранить причины конфликтных вза­имодействий, но и поддерживать нормальные взаимоотношения с ребенком. Только в этом случае можно говорить о том, что это требует дополнительной выдержки, внимания по отношению к ученику, что, естественно, связано с дополнительными психоло­гическими затратами. Не случайно главным признаком своей профессии 79% учителей назвали терпение, психологическую вы­носливость.

Всегда ли учитель способен разрешить конфликт с учеником? Прямого ответа на этот вопрос результаты нашего исследования не дают. Но, вероятно, о деятельности учителя можно судить по удовлетворенности им, в первую очередь, результатами сво­его труда и работой в целом. Это правомерно в том случае, если учитель целью своей деятельности ставит не только передачу.

определенной суммы знаний, но и сохранение нормальных взаи­моотношений с ребенком. Ведь очевидно, что учебный процесс, процесс передачи знаний не может успешно осуществляться без взаимоуважения, взаимопонимания между учителем и учеником, которые, бесспорно, зависят от уважения учителем интересов ре­бенка. Значимость корреляции между частотой таких конфликтов и удовлетворенностью своей работой в целом, удовлетвореннос­тью результатами своего труда позволяет говорить о том, что противостояния между учителем и учеником влияют на оценку учителем своей профессиональной деятельности (см. таблицу 5).

Таблица 5

Зависимость частоты возникновения конфликтов между учителем и учениками

и удовлетворенностью работой в целом, результатами своего труда

(данные читаются только по строке)

Как видим из полученных результатов, основная часть учителей вполне или отчасти удовлетворена и результатами своего труда, и своей работой в целом. Вероятно, мы можем говорить о том, что они находят способы взаимодействия с детьми. Какие конкретно пути выхода из таких конфликтных ситуаций сейчас выбирает на­ше учительство, сказать трудно. Но то, что педагог адаптировал­ся к работе в таких условиях, подтверждается полученными ре­зультатами. Реализуя конфликт вовне, не загоняя его внутрь, большинство из них остаются психологически свободными.

Хочется отметить, что на число конфликтов, возникающих у учителей с учениками влияет образование, полученное педагогом. Среди учителей, получивших высшее педагогическое образова­ние, 24% составляют умеренно конфликтную группу, а среди пе­дагогов с непедагогическим образованием их 30%. Несомненно, что для решения конфликтных противостояний с учениками тре­буется знание психологии, возрастных особенностей ребенка, знакомство с педагогическим опытом прошлого. Не случаен тот факт, что чем выше частота конфликта с учеником, тем большее число учителей говорят о том, что они не удовлетворены получен­ным образованием и хотят продолжить его не только в области освоения новых форм и методов преподавания предмета, но и в области психологических знаний. По данным нашего исследова­ния, среди педагогов, время от времени конфликтующих с уче­никами, 48% хотели бы получить комплекс психологических зна­ний.