Конфликтная ситуация инцидент. Что такое инцидент? В чем состоит отличие инцидента конфликта от его повода

По поводу понятия «инцидент» и его места и роли в структуре и динамике социального конфликта у исследователей нет единого мнения. Многие считают, что инцидент - это и есть начало открытого противоборства, что, на наш взгляд, не в полной мере соответствует действительности. Для того чтобы разобраться в сути проблемы, приведем несколько вариантов определения понятия «инцидент».

«Инцидент - случай или происшествие, как правило, неприятное, затрагивающее интересы одной или обеих враждующих сторон и используемое ими для развязывания конфликтных действий» .

«Инцидент - столкновение, которое служит «детонатором» конфликта, поводом для перехода его субъектов к открытым конфликтным действиям» .

«Инцидент - начальный этап в динамике открытого конфликта, характеризующийся прямым противоборством сторон» .

«Инцидент - первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон» .

«Инцидент - столкновение противодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие сторон» .

Приведенные определения демонстрируют различия в понимании данного понятия. В первых двух определениях инцидент трактуется как «случай», «происшествие», «повод», «детонатор» конфликта. В последующих трех - как «начальный этап в динамике конфликта».

Обосновывая свою точку зрения, В. П. Ратников указывает: «Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но, во всяком случае, повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало» .

Уяснить сущность рассматриваемого явления можно, обратившись к этимологии слова «инцидент», означающего (от лат. тсШет (тсШеМи) случающийся) случай, происшествие (обычно неприятного характера), недоразумение, столкновение . Таким образом, инцидент уже в силу своей «случайности» не может быть началом открытой стадии конфликта, так как последний предполагает осознанные и целенаправленные действия.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Он может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. Но даже когда инцидент провоцируется кем-либо (противостоящей стороной (сторонами), «третьей силой» и т. д.), главной целью «провокации» является создание основания для повода. Например, убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены боснийскими террористами в августе 1914 г. было хорошо спланированной акцией. Однако для мировой общественности и для находившихся в состоянии конфронтации Австро-Германского блока и Антанты это событие было случайным инцидентом, который стал формальным поводом для начала Первой мировой войны, и хотя объективные противоречия и напряженность в отношениях между Антантой и Германским военным блоком существовали уже много лет, именно эти противоречия стали истинной причиной войны, а не сам инцидент.

Повод и инцидент - разные явления. Повод, по нашему мнению, следует рассматривать не как конкретное событие, а в качестве субъективно созданной ситуации, основанием для которой могут быть реальные или вымышленные события. Что же касается инцидента, то следует согласиться с Е. М. Бабосовым и А. В. Дмитриевым, что инцидент используется в качестве предлога для начала конфликта. Поэтому инцидент - это еще не конфликт, а лишь случай, который может быль использован в качестве предлога для начала противоборства сторон.

По мнению А. Р. Аклаева, инцидент неизбежно вызывает ответные действия . Данное утверждение, на наш взгляд, также требует определенных уточнений. Если конфликтная ситуация полностью «созрела» и обе находящиеся в состоянии конфронтации стороны только и ждут (ищут) повода, то это непременно приведет к взаимному противоборству. Но возможны варианты, когда одна или обе стороны не готовы к конфликту или одна из сторон не желает вступать в открытую схватку в силу различных обстоятельств. В таких случаях инцидент не приведет к конфликту. Например, политический режим Саакашвили в Грузии на протяжении 2003-2008 гг. неоднократно провоцировал различные инциденты на границе с Абхазией и Южной Осетией. Но до 8 августа 2008 г. военного конфликта удавалось избежать, пока не началась полномасштабная агрессия грузинских войск.

Инцидент также может стать поводом для эскалации уже существующего конфликта и его перехода в новую, более острую форму противоборства. Например, случайная гибель или преднамеренное убийство одного из лидеров конфликтующей стороны может стать поводом для начала открытых боевых действий.

Итак, инцидент - это случай (происшествие), который в условиях сформировавшейся конфликтной ситуации может стать формальным поводом для начала непосредственного столкновения сторон.

Одним из главных условий успешного разрешения любого конфликта является разделение (разграничение) инцидента и реальной причины противоборства - объекта (предмета) конфликта. Существуют конфликты, в которых такое разграничение инцидента (повода) и причины (объекта) является вполне очевидным. Но есть конфликты, для анализа которых необходимо содействие специалистов. Необходимо учитывать, что существуют конфликты, в которых инцидент как таковой (как повод) отсутствует. Это имеет место в тех случаях, когда одна из сторон нападает «без объявления войны» (например, нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г.). Особенность таких «безынцидентных» конфликтов, на наш взгляд, состоит в следующем:

  • 1) в них отсутствует конфликтная ситуация как таковая, нет, как правило, и напряженности в отношениях между потенциальными сторонами предполагаемого конфликта (вернее, потенциальной стороной ощущает себя лишь будущий агрессор);
  • 2) агрессор рассчитывает прежде всего на фактор внезапности, поэтому до нападения тщательно скрывает свои намерения;
  • 3) агрессор обычно уверен в своей победе и поэтому рассматривает своего противника не как «дееспособного» субъекта (сторону) конфликта, а в качестве «жертвы», объекта нападения;
  • 4) односторонняя агрессия может трансформироваться в реальный конфликт (противоборство) только в том случае, если предполагаемая «жертва» сумеет дать агрессору достойный отпор и станет отстаивать свои интересы, т. е. если выбранный агрессором объект нападения «трансформируется» из «жертвы» в субъект (сторону) конфликта.

В «нереалистическом» конфликте (в котором нет реального объекта) инцидент может выполнять роль несуществующего объекта. В таком конфликте инцидент (повод) выдается за объект (причину), и решить такой конфликт весьма непросто.

Если противоречия интересов, которые отразились на предконфликтной этапе, решить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Наличие противоборства становится очевидной ю всем. Противоречие интересов достигает такой степени, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они мешают нормальной взаимодействия сторон и превращаются в открытых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открытое защищать собственные интересреси.

На этой стадии развития конфликта противодействующие начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться к юридическим органы для защиты или подтверждение своих интересов. Каждый из субъектов противоборства стремится не перетянуть на свою сторону как можно больше союзников, материальные, финансовые, политические"информационные, административные и другие ресурсы. В ход идут не только общепринятые, но и"грязные"средства и техноло гии давления на оппонента, который с тех пор считается не иначе как"противникомм".

Достаточно вспомнить предвыборную кампанию внеочередных выборов в. Верховную. Раду Украины 2007 года и противоборство различных. СМИ, выливали на кандидатов в депутаты немало грязи зависимости от того, к какому го блока или партии они принадлежали и чьи интересы выражал то или иное средство массовой информации.

На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, и, напротив, доминирует установка на противоборство, в подтверждение собственных интересов. При. Этому м на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные отношения и различия, которые углубляют ситуациию.

Такова общая характеристика этого этапа развития конфликта. Однако и внутри этого открытого, этапа можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конф фликтологии обозначаются как: инцидент, эскалация и завершения конфликту.

. А). Инцидент

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборства происходит в результате того или иного инцидента (от лат incidens-случай, что случается). Инцидент - это то событие, которое инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта следует отличать от его поводу. Привод - это конкретное событие, которое служит непосредственным толчком к началу конфликта. При этом она может возникнуть случайно, а может и специально создаваться, но во всяком случае повод еще не является причиной конф фликту. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начатоок.

Например, убийство наследника австро-венгерского престола. Франца. Фердинанда и его жены, осуществленного 28 июня 1914 в городе. Сараево, было использовано. Австро-Венгрией как повод для решения. П. Первой мировой войни.

. Инцидент - конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент от дбуваеться осознание собственной включенности в конфликтахт.

. Инцидент информационный - событие, которое помогло хотя бы одному из противоборствующих субъектов осознать отличие (полную или частичную) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия

. Инцидент деятельностный - повод для объявления конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций, это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

Инцидент может быть спровоцированным, но чаще он является спонтанным, то есть это последняя капля, которая переполнила чашу терпения, здесь человек узнает пределы своей толерантности. Он также может быть скрыта им (проходящей на уровне эмоциональных переживаний и не проявляется внешне) или открытым (проявляется внешне является серией определенных действий).

Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться. В одних случаях так от дбуваеться том, что стороны конфликта расстаются, чтобы больше не встречаться, а в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, поскольку оппонентам удается во время инцидента решить все проблемми.

Важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: сбор информации о действительных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте против иборство имеет относительно локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется, хотя все силы уже начинают приводиться в боевой стан.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров, и прийти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать эт ственной мирою.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и тд. Конфликт вступает в следующий этап - происходит его е эскалация (нарастаниея).

. Б). Эскалация конфликта

. Эскалация конфликта - это ключевая, напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве. Это уже не локальный бой, а а полномасштабная битва. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических тощщо.

На этой стадии становятся бесполезными любые переговоры или иные мирные пути решения конфликта. Эмоции часто начинают затмевать разум, а логика уступает чувством. Главная задача состоит в том, что о любой ценой нанести как можно больше вреда противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта, а на первое место выдвигаются новые причины и новые цели. В пр оцеси этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентаций. Развитие конфликта приобретает спонтанного, неуправляемого характерктеру.

Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта, можно выделить следующие:

Создание образа врага;

Демонстрацию силы и угрозу ее применения;

Применение насилия;

Тенденцию к расширению и углублению конфликта. Создание образа врага - это один из важнейших моментов этапа развития конфликта. Он начинает формироваться еще на его ранней стадии и окончательно ст ладаеться в период эскалации. Существование определенных врагов является обязательным элементом, необходимым для поддержания единства членов группы и для осознания ими этого единства как одного из своих жизненных интересов, это может даже считаться проявлением политической мудростисті.

Как известно, внутреннее единство группы укрепляется, если на идеологическом уровне создается и постоянно поддерживается образ врага, с которым нужно вести борьбу и против которого следует объединиться. Образ враг га дополнительные социально-психологические и идеологические факторы для сплоченности группы, организации или общества. В этом случае их члены осознают, что они борются не за собственные интересы, а за общее дело, за страну, народ. Враг действительности может быть как реальным, так и воображаемым, то есть он может быть вымышленным или искусственно сформированным для укрепления единства группы или обществтва.

Демонстрация силы и угроза ее применения-это следующий важный элемент и характеристика эскалации конфликта. Одна из сторон или обе с целью устрашения противника постоянно пытаются показать что мощность и ресурсы одной стороны превосходят мощность другой стороны. При этом каждая сторона надеется, что такая позиция приведет к капитуляции противника. Однако обычно это приводит к того, что противник мобилизует все свои ресурсы, что ведет к дальнейшей эскалации конфликта. В психологическом плане демонстрация силы или угроза применения связана с нагнетанием эмоциональной напряженность ности, вражды и ненависти к противникника.

Часто этот прием реализуется через объявления различного рода ультиматумов другой стороне. Понятно, что к ультиматума может прибегать только та сторона, которая в каком-либо отношении сильнее другую. Поэтому объявления ультиматума - это удел сильных, хотя не всегда идет о физический или материальный силы. Объявления голодовки в знак протеста против действий власти-или администрации предприятия - это тоже уль. Атум. В этом случае и власть, и администрация часто идут на уступки перед угрозой смерти человека и перед угрозой проявить свою собственную жестокость и антигуманностьість.

Естественной реакцией на демонстрацию силы и угрозу ее применения является попытка защититься. Впрочем, как известно, лучший способ защиты - нападение. Если мощность и ресурсы противника не намного превышают или в вообще не превосходят силу того, кому угрожают, то угроза силой чаще всего провоцирует насилие и дальнейшую эскалацию конфликтату.

Применение насилия - еще одна существенная характеристика этапа эскалации конфликта. Насилие выступает более жестким средством воздействия. Это последний аргумент в конфликте, его применения свидетельствует о том е, наступившей предел в эскалации конфликта, высшая фаза его развитияку.

Речь идет не только о физическом насилии. Это могут быть самые разнообразные его виды: экономическое, политическое, моральное, психологическое и т.п.. Если начальник в ответ на справедливую критику заставляет подлое еглого освободиться"по собственному желанию", это насилийво.

Насилие может проявляться не только в открытой форме-убийство, задачи физического или материального ущерба, хищения собственности и т.п., но и выступать в замаскированной форме, когда создаются определенные в условия, ограничивающие права людей, или препятствия для отстаивания их законных интересов. Не предоставление возможности пойти в отпуск в удобное время, отсутствие возможности опубликовать в центральной газете к ритичну статью на государственного чиновника - все это примеры замаскированного насилияа.

Насилие как высшая стадия эскалации конфликта может охватывать различные сферы человеческой деятельности (экономическую, политическую, бытовую и т.д.) и различные уровни организации социальной системы (индивида, группу, спил льнисть, общество). Одним из наиболее распространенных видов насилия сегодня семейное насилие. Это наиболее циничный и скрытый от посторонних взглядов вид насилия. Насилие в семье имеет найризно манитниши проявления и формы. Оно не ограничивается только побоями, а может быть и экономическим, сексуальным или психологическим. Домашнее насилие характеризуется тем, что оно не только носит скрытый характер, но и нередко продолжается в течение многих. Рокироків.

Тенденция к расширению и углублению конфликта - еще один этап эскалации конфликта. Конфликт не существует в постоянных рамках и в одном состоянии. Начавшись в одном месте, он начинает охватывать новые сферы, территории, социальные уровни и даже страны. Возникнув как чисто деловой конфликт между членами организации, он в дальнейшем может охватывать социально-психологическую и идеологическую сферу, с межличностного уровня пе рейты на межгрупповой и т т.д.

Спор между продавцом на базаре и покупателем может начаться из-за того, что они не сошлись в цене. Но потом они могут уже обвинять друг друга во всех смертных грехах и, к тому же, в нем могу ут вмешаться окружающие. Следовательно, со временем это уже не спор между продавцом и покупателем, а противостояние двух лагереів.

. В) 3авершення конфликта

. Завершение конфликта -это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его завершения и может выражаться в коренном изменении ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность его продолжениемня.

На этом этапе развития противоборства возможны разные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

Явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпания ими ресурсов, что не позволяет вести дальнейшее противоборство;

Очевидная бесперспективность продолжения конфликта и осознание этого его участниками;

Выявление значительного преимущества одной из сторон и ее способность навязать

свою волю оппоненту;

Появление в конфликте третьей стороны, ее желание и способность прекратить противоборство

Способы завершения конфликта:

Устранение (уничтожение) одного или обоих участников конфликта;

Устранение (уничтожение) объекта конфликта;

Изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

Участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения (силового давления);

Обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его помощью третейского судьи;

Ведение переговоров как одного из эффективных путей решения конфликта

По характеру завершения конфликты бывают:

а) за реализацией целей противоборства:

Победными;

Компромиссными;

Уязвимыми;

б) по формам разрешения конфликта:

Мирными;

Насильственными;

в) по функциям конфликта:

Конструктивными;

Деструктивными;

г) с точки зрения эффективности и полноты решения:

Полностью завершенными;

Отложенными на определенный или неопределенный срок

Следует заметить, что понятие завершения конфликта и разрешение конфликта не тождественны. Разрешение конфликта - одна из форм завершения конфликта, что выражается в положительном, конструктивном решении проблем мы основными участниками конфликта или третьей стороной. Формами завершения конфликта могут бытьи:

Затухание (угасание) конфликта;

Устранение конфликта;

Перерастание одного конфликта в другой конфликт

послеконфликтная период

Последней стадией в динамике конфликта есть после конфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряженности, а отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и д доверие.

Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта ведет к миру и согласию. Случается так, что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем аб бсолютно в других сферах жизнедеятельности. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической сфере, а после решения политических проблем может наступить период идеологического противостояния и тт.д.

Таким образом, после конфликтный период включает две фазы:

1 частично нормализация отношений, которая характеризуется наличием негативных эмоций, которые не дают возможности спокойно реагировать на действия противодействующей стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысления ния своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний, отношение к партнеру, обострение чувства по отношению к нему. При таком завершении конфликта может наступить постконфликтный синдром, что проявляется в напряженных взаимоотношениях бывших участников конфликта, а при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объект ом конфликта, на новом уровне и с новым составом учасникиків.

2. Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. На этом этапе приходит пора подведения итогов, оценки результатов и достигнутых или утратит ачених ценностей, отношений, ресурсов. Но в любом раскладе закончен конфликт влияет как на участников конфликта, так и на социальную среду, в котором происходил конфликт. Последствия конфликта весь ные для всевсіх.

В заключение следует сказать, что нельзя все конфликты подвести под единую универсальную схему. Есть конфликты типа столкновений, когда противников разделяют непримиримые противоречия и они рассчитывают т только на победу; есть конфликты типа дебатов, где возможна спор и определенные маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты вроде игр, где стороны действуют в предел х одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаютсяя.

Таким образом, предложенная схема рассматривает идеальную модель развития конфликтной ситуации, тогда как реальность дает нам множество примеров протекания конфликтов

Конфликтом «столкновение» принято называть трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.

Конфликты, как правило, возникают между людьми в связи с решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности и в условиях противоречий. Однако не всякое противоречие приводит к конфликтам. Это случается тогда, когда противоречия затрагивают интересы людей, социальный статус личности или группы, престиж, моральное достоинство и др.

Рассмотрим характерные черты конфликта.

1. Несомненно, конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем. Социальные связи, свойственные обществу как сложной системе и целостному образованию, имеют устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя от одного поколения людей к другому. Эти связи и отношения устанавливаются не по чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех условий, в которых человек существует, совершает поступки, творит. К тому же общество не есть простая совокупность индивидов и их взаимосвязей.

Представляя собой целостную систему с характерным для нее качественным состоянием, общество первично по отношению к отдельной личности. Каждый индивид, рождаясь, застает оформленную структуру ранее сложившихся связей и по мере своей социализации включается в нее, усваивает ставшие к тому времени доступными людям знания и ценности, определившиеся нормы поведения. Следует учитывать, что самое главное для человека – это принадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с древнейших времен складывались таким образом, что ему было предначертано сотрудничество с другими людьми.

Недаром столь высоко ставилось и ставится соблюдение выработанного за многие века «золотого правила», по которому человек в отношениях с другими людьми должен проявлять лояльность, расположение, терпимость и добрую волю, быть справедливым, дружелюбным и вежливым, т.е. строить свое общение с окружающими на такой благожелательной основе, как взаимное доверие, надежность в словах и на деле. Всякие взаимоотношения, как деловые, так и сугубо личностные, эффективны только при уступчивости и сдержанности сторон, честном партнерстве, обоюдном стремлении к улаживанию разногласий и конфликтов, если они случаются.

Так должно быть, но не всегда бывает в действительности. В реальной жизни любой человек, каждая людская общность сталкиваются с трудно разрешимыми проблемами, разного рода ограничениями. Человек в процессе взаимодействия с другими субъектами проявляет присущее ему отношение к партнерам, которое всегда накладывает свой отпечаток на характер общения и социальных связей, может порождать противоречия и напряженность, непримиримость и вражду, деформировать непосредственные контакты.

К этому следует добавить отклоняющееся – девиантное поведение: пьянство, наркомания, правонарушения, экстремизм и т.д. Отклоняющимся от нормы может характеризоваться не только негативное, на грани порочного поведение. Бывает, к нему относят и пристойные поступки, в том числе неукротимое стремление к новому, решительность в преодолении консервативных традиций, различные виды научного, технического и художественного творчества. Новаторство одних нередко оборачивается непониманием со стороны других, необходимостью вступать в конфликт.

Сказанное подводит к выводу о том, что конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей.Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия,
конфликты – постоянные и неизбежные составные части общественного развития.

2. Далее, конфликт – явление осознанное, действие обдуманное.Ведь человек наделен специфическим, только ему присущим качеством – разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику. И намерения и поступки человека направляются не врожденными инстинктами, а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек в большой степени свободен в выборе направлений деятельности, может регулировать свои отношения. Будучи потенциально рациональным, он склонен считаться с писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в процессе социализации, приобщения к достижениям культуры.

Конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

3. Следующая черта: конфликт – явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее.Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни – будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека. В самом деле, разве можно представить себе становление отдельной личности или деятельность организации без внутренней напряженности, противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы.

Причинами их могут быть, в частности, условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для функционирования организации обстоятельств, проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными группами, структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации, эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, нравственных представлениях, уровне образования, квалификации общей культуре.

4. Весьма существенно, что конфликт – это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон. Противодействия сторон присутствуют не только в межличностных и межгрупповых конфликтах, но и в процессе автокоммуникации человека, при его общении с самим собой, самоорганизации и самопрограммирования. Психологически такая саморегуляция обеспечивается внутренним диалогом, который возникает в восприятии, мышлении человека как следствие разных точек зрения на его собственные переживания и поступки. По сути происходят тот же спор, расхождение во мнениях, противостояние и противоборство, которые характерны для любого социально обусловленного конфликта.

Конфликт межгрупповой -распространенный тип конфликтного противоборства, субъектами которого выступают различные социальные группы (политические, демографические, профессиональные, спортивные и т.п.), конкурирующие между собой по различным причинам, в различных условиях и формах, с различной степенью напряженности и интенсивности за обладание различными объектами

5. Еще одна важная черта – конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях противоборства. Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и целей служит для них одновременно и связующим звеном. Ведь стороны сталкиваются друг с другом в определенной социальной среде, объективные условия и субъективные устремления непременно чем-то объединяют конфликтующих.

Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так или иначе должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований. Ему приходится анализировать складывающуюся ситуацию, строить прогнозы, взвешивать последствия, намечать планы, принимать решения, добиваться их осуществления, корректировать свое поведение и действия, умерять эмоции,
т.е. пускать в ход весь арсенал управленческих средств, который во многом служит улаживанию конфликта.

Итак, получив представление о некоторых основных чертах, можно дать этому явлению более конкретное определение. Если суммировать все вышесказанное, то можно сказать следующее:

Конфликт –это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Все многообразие определений понятия «конфликт» можно разделить на два основных подхода. Первый подход делает акцент на антагонистической стороне конфликтных ситуаций. Второй – рассматривает конфликт как определенную систему отношений между субъектами.

Определение первого подхода можно выразить следующей фразой: конфликт – это столкновение, противоречие, борьба, противодействие личностей (сил, интересов, позиций, взглядов) в силу противоположности, несовместимости, противостояния. Так, В.И. Андреев и определяет конфликт как процесс резкого обострения противоречия и борьбы участников в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из его участников.

Антагонистический характер конфликта можно считать характеристическим признаком данного подхода, поскольку акцент, в первую очередь, делается на столкновение противоположных интересов, мнений и устремлений. Сторонники первого подхода разделяют конфликты на деструктивные и конструктивные. Чтобы разрешение конфликта было конструктивным, конфликтной ситуацией необходимо управлять. Однако недостатком данного подхода является тот факт, что главной целью такого управления является ликвидация конфликта с максимальной выгодой для одного из оппонентов. Таким образом, речь скорее идет о манипулировании, чем об управлении.

Сторонники второго подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады. В рамках данного подхода конфликт определяется как система отношений, процесс развития взаимодействия, заданные различиями (по интересам, ценностям, целям деятельности) субъектов, участвующих в нем.

Второй подход характерен для современной социологии конфликта (А.Г. Здравомыслов
«Социология конфликта». - М., 1996. и др.), социальной психологии (Н.В. Гришина, А.И. Донцов и др.), теории организационного развития и, конечно же, общей теории конфликта.

Конфликт рассматривается как саморегулирующийся механизм, подразумевая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную, а в обществе – социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности. Он трансформируется в другие конфликты, менее разрушительные, в других сферах, других социальных измерениях.

Итак, современные представления о конфликте исходят из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Не стоит вводить людей в заблуждение с помощью мифа о всеобщей гармонии интересов. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов.

Смысл этих правил в современном мире состоит в том, чтобы:

Не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;

Найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов;

Добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.

Сегодня можно выделить пять различных способов использования понятия «конфликт»:

Конфликт как «случившееся», по отношению к которому надстраиваются различные технические образования, доводя фактическое столкновение сторон до полной структуры конфликта (посредничество, техники ведения переговоров и т.д.);

Конфликт как средство исследователя (аналитика). Здесь конфликт рассматривается как своего рода экран, который позволяет выявить и увидеть то, что невидимо при нормальном течении дел (психоанализ, различные формы разведки и т.д.);

Конфликт как механизм, искусственно создаваемый организатором для интенсификации мышления и деятельности (используется в коллективных способах разрешения проблем);

Конфликт как область специализации научных предметов (межличностные конфликты в психологии, групповые взаимодействия в социологии и т.д.);

Конфликт как объект исследования. Так, конфликтные отношения рассматриваются в теории игр как частный случай игры.

Конфликтные отношения -связи между субъектами конфликта в процессе конфликта.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как процесс разрешения противоречий, возникающих в системе социального взаимодействия.

Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены –слова, действия или бездействия, могущие привести к конфликту.

Слово «могущие»- здесь ключевое. Таким образом, он не всегда приводит к конфликту и тем самым как бы уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому допускается многими с мыслью о том, что «сойдет». Однако часто не «сходит» и приводит к конфликту. Коварность конфликтогена в том, что мы более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

Представим схему возникновения конфликта.

Схема возникновения конфликта.

Первый конфликтоген + более сильный ответный конфликтоген + еще более сильный ответный конфликтоген + и т.д. = конфликт

Существуют две формулы конфликтов.

Первая формула конфликта: Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого. Конфликт между людьми можно уподобить сорняку в огороде: конфликтная ситуация – это корень сорняка, а инцидент – та часть, что на поверхности. Становится ясно, что оборвав листья, но, не тронув корни – конфликта не решить.

Вторая формула конфликта: сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

Итак, основой конфликта является конфликтная ситуация, в которой присутствуют:

предмет конфликта – противоречие (проблема), которое противоборствующие стороны пытаются разрешить;

объект конфликта – проблемная ситуация на основе пересекающихся интересов оппонентов, которые желают контролировать ее и управлять ею;

субъект конфликта – конфликтная личность или проблемы, способные спровоцировать конфликт;

оппоненты конфликта – участники конфликта.

Манипулирование субъектом – скрытые или явные действия конфликтующей личности, направленные на субъект отношений с целью достижения определенного результата, значимого для личности. Например, от ответственности можно попытаться избавиться, передав ее другому; на определенные права можно претендовать, чтобы затем ими воспользоваться.

Все эти составляющие части (субъект конфликта, предмет, объект, манипулирование субъектом, оппоненты, инцидент) составляют формулу динамики конфликта .

Динамика развития каждого конфликта имеет следующие стадии:

1 стадия – предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешимость. Появление напряженности в отношениях;

2 стадия – обострение противоречий, устойчивый негативный психологический фон в отношениях; постоянная негативная, порой агрессивная конфронтация;

3 стадия – конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания;

4 стадия – разрешение конфликта;

5 стадия – постконфликтная стадия, ситуация, новое содержание отношений между участниками конфликта.

Как мы уже отмечали, конфликт может выступать способом социального взаимодействия, быть добром и злом одновременно. Поэтому функции конфликта характеризуются с учетом позитивных и негативных последствий. Функция конфликта выражает, с одной стороны, его социальное назначение, а с другой – зависимость, которая возникает между ним и другими компонентами общественной жизни. В первом случае берутся во внимание последствия конфликта, во втором – направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей.

К положительным функциям конфликтов можно отнести: решение проблемы, учет взаимных интересов, достижение понимания между участниками конфликта, доверие друг другу, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к превосходству.

Помимо этого к положительным функциям конфликта можно отнести стимуляцию интереса и любопытства, его роль медиатора, с помощью которого актуализируются проблемы.

Отрицательные дисфункциональные последствия конфликта - это: неудовлетворенность людей общим делом, уход от решения назревших проблем, нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, ослабление сплоченности сотрудников, развод
и т.д.

Конфликт различается по нескольким параметрам.

По степени проявления конфликты бывают:

Скрытым (затрагивает обычно двух людей, которые до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют);

Открытым (как только один из участников конфликта открывает свою неприязнь);

Случайным (стихийно возникший конфликт);

Хроническим (сознательно провоцируемый конфликт).

По процессу:

Вертикальным (между руководителем и подчиненными в конкретном производственном коллективе), который, в свою очередь, делится на производственный, ролевой, монокаузальный, поликаузальный;

Горизонтальным (между членами коллектива, работниками организации), который подразделяется на межличностный, межгрупповой и внутриличностный конфликты.

Конфликт вертикальный - специфический тип конфликтного взаимодействия, направ-ленного вдоль оси политической или организационно-управленческой иерархии (например, против органов власти или руководителя предприятия, любой другой организации), разрешение которого может привести либо к компромиссу, либо к изменению стиля руководства, либо к смене последнего, либо к подавлению инициаторов конфликта и его участников.

Конфликт горизонтальный - специфический тип конфликтного противоборства, развертывающегося вдоль горизонтальной оси взаимодействия равноправных партнеров:
двух предприятий, спортивных команд, сослуживцев, находящихся на одном уровне служебной лестницы. Чаще всего завершается поисками компромисса, взаимными уступками, но иногда приходится прибегать и к вмешательству извне – со стороны суда, органов власти и т.д.

По результату:

Деструктивным;

Негативным;

Конструктивным;

Позитивным.


Похожая информация.


Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Противоречие интересов достигает такой степени, что их уже невозможно не замечать или скрывать, они мешают нормальному взаимодействию сторон, которые превращаются в открытых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы.

На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числе материальные, финансовые, политические, информационные, административные и другие ресурсы. В ход пускаются не только «дозволенные», общепринятые, но и «грязные» средства, способы и технологии давления на оппонента, который с этого времени считается не иначе как «противником», «врагом».

Достаточно вспомнить Оранжевую революцию в Украине в 2004 году и противоборство сторонников власти и оппозиции, которые вылили грязь на кандидатов в президенты в зависимости от того к какому лагерю они принадлежали и чьи интересы выражали.

Открытая стадия конфликта начинается после того, как один из участников «нажмет пусковой крючок» и стороны перейдут к взаимным действиям, направленным на ущемление интересов друг друга.

Для открытой стадии характерно:

1. Конфликт очевиден для всех участников. Действия участников становятся практическими, они приобретают внешнюю форму (включая использование средств массовой коммуникации, действия по захвату спорного объекта, угрозы, насилие и т.д.).

2. О конфликте осведомлены третьи стороны, которые в разной степени влияют на его ход. В этот момент конфликт приобретает устойчивость, которая выражается в том, что все субъекты, втянутые в его орбиту, вынуждены подчиняться правилам, предписанным их ролям, постепенно теряя личный контроль за развитием ситуации и свободу выбора лучшей альтернативы собственной модели поведения.

Такова общая характеристика второго этапа развития конфликта. Однако и внутри этого - открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конфликтологии обозначаются как:

1) инцидент

2) эскалация

3) завершение конфликта.

Инцидент и повод

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens - случай, случающийся). Инцидент - это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон.

Инцидент - первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов.

Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но, во всяком случае, повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало.

Например, поводом для развязывания Грузией вооруженного конфликта в Южной Осетии летом 2008 года были якобы ответ на нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии и «наведению в Цхинвальском регионе конституционного порядка». А массированный артиллерийский обстрел грузинскими войсками столицы Южной Осетии города Цхинвал(и) и прилегающих районов в ночь с 7 на 8 августа 2008 г. - это уже не повод, а начало вооруженного конфликта.

Инцидент обнажает позиции сторон и уточняет расстановку сил. Однако в этой фазе развития конфликта реальные силы его субъектов еще не известны в полном объеме, они окончательно не определились, до какой грани в противоборстве смогут дойти. С одной стороны, эта неопределенность сил и ресурсов выступает важным фактором сдерживания развития конфликта на данном этапе. С другой стороны, она же способствует его дальнейшему развитию. Если обе стороны имели четкое представление о своих потенциалах, ресурсах, силах и средствах, то многие конфликты были бы предотвращены или разрешены в кратчайшие сроки. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, недолго думая, подавила бы противника всей своей мощью. Инцидент был бы исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях субъектов конфликта. С одной стороны, возникает желание попытаться быстрее разрешить объективную конфликтную ситуацию в свою пользу, а с другой - довлеет страх неизвестности ее конечного исхода.

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т.д.

Переход конфликта из латентного состояния в открытое про­тивоборство происходит в результате того или иного инцидента.

Инцидент - действие, в основе которого лежит формальный по­вод для непосредственного столкновения участников. Повод - это конкретное событие, которое служит толчком к началу конфликт­ных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и планироваться заранее, но повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало. Следовательно, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии является сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзни­ков и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Посколь­ку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь по­тенциал участников конфликта еще не демонстрируется.

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодей­ствия и объективно создающие почву для реального противо­борства между ними. Конфликтная ситуация не является прос­тым следствием возникающих противоречий и представляет со­бой следующий процесс:

внешняя ситуация -> «определение ситуации» -> конфликтная ситуация

Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, субъ­ект начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя таким поведением ситуацию в конфликт. При этом принципиальное значение имеют две характеристики перехода: факторы, обусловливающие восприятие ситуации как конфликтной; способы перехода к конфликтному взаимодей­ствию.

Главным признаком, на основании которого субъект опреде­ляет ситуацию как конфликтную, рассматривается воспринимае­мая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. То есть конфликт - это не просто свойство ситуации, а скорее вы­воды, делаемые на ее основе. Конфликтная ситуация несет в се­бе угрозу для участника взаимодействия и требует мобилизации имеющихся в его распоряжении ресурсов, чтобы добиться жела­емой цели, если речь идет о стороне, выступающей как активное начало; обеспечить максимально возможную защиту, если речь идет о пассивном участнике взаимодействия.

Если ситуация уже определена как конфликтная, дальнейшее представление о ней будет формироваться с учетом этого опре­деления. В зависимости от того, какой вклад вносит сама вне­шняя ситуация в возникновение конфликтов и какую роль играют в этом субъективные факторы, все конфликты можно условно рас­положить в следующем континиуме. На одном его полюсе будут находиться конфликты, вызываемые исключительно внешними причинами: ситуация объективно оказывается столь конфликтогенна, что индивидуальные особенности субъектов фактически не имеют значения, и ситуация вызывает у них одинаковую ре­акцию. Теоретически можно допустить, что все субъекты будут воспринимать эту ситуацию как конфликтную. На противопо­ложном полюсе, напротив, будут располагаться конфликтные си­туации, вызванные исключительно субъективными факторами: сами по себе они не содержат никакого конфликтогенного начала, но порождены субъективной склонностью людей видеть в таких ситуациях конфликт. Чем ближе к «ситуационному» полюсу, тем больше конфликты вызываются факторами самой ситуации и тем меньшую роль играют индивидуальные особенности субъектов. И наоборот, чем ближе к «личностному» полюсу, тем большее значение приобретает «человеческий» фактор и меньшее объ­ективные особенности ситуации.


Размер конфликта, по М. Дейчу, определяется степенью пред­полагаемого различия результатов, получаемых стороной при ее выигрыше или выигрыше другой стороны. Выигрыш понимается как получение удовлетворяющего результата. Речь идет о том, что в данном конфликте важно то, как соотносятся возможный вы­игрыш и проигрыш каждой из сторон. Чем острее конфликт, тем меньше вероятность его конструктивного разрешения. При лом он имеет тенденцию к расширению, если стороны представлены круп­ными социальными единицами, если затрагиваются существенные и глобальные вопросы или если конфликт затрагивает принципы. В целом, согласно М. Дейчу, конфликты «здесь и теперь», кото­рые локализованы в терминах отдельных, ограниченных действий и их последствий, легче разрешаются конструктивно, чем конф­ликты, которые определяются в терминах принципов, прецедентов или прав, когда проблемы растянуты во времени и в пространс­тве и восходят к общим законам личностей, групп, рас или другим большим социальным единицам или категориям.

К факторам, оказывающим влияние на развитие конфликта, по мнению С. Бордман и С. Горовиц, относят такие индивидуаль­ные характеристики, как атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личную кооперативную или конкурентную ориентацию, способность личности к генерированию возможных альтернатив решения.

В конфликтах, с которыми сталкивается социальный работ­ник, личностные особенности их субъектов приобретают боль­шое значение. Дж. Рубин, говоря об особенностях разрешения конфликтов, подчеркивает такой фактор, как стремление «сохра­нить лицо», который означает, что люди в конфликте стремятся избежать демонстрации своих слабостей. Человек обладает осо­бенностями, которые не дают возможности прогнозировать его поведение в ситуации конкретного взаимодействия с тем или иным оппонентом. Эту психологическую особенность К. Креч и У. Крачфилд называют терпимостью к несогласию.

В конкретных ситуациях, сталкиваясь с иными позициями, субъект часто входит в противоречие со своими абстрактными представлениями и отвергает возможность свободного проявле­ния других взглядов. Этот фактор, как правило, интерпретирует­ся через социокультурный контекст. Общий контекст позволяет «говорить на одном языке», что облегчает процесс коммуника­ции и понимания. Отсюда следует, что интергрушювые разли­чия усиливают социальные противоречия. К факторам ситуации обычно относят общий психологический климат, который мог ослаблять или ужесточать конфликт, наличие социальных норм регулирования, «третьих сил», заинтересованных в усилении или уменьшении конфликта. Например, семейный конфликт, связан­ный с конкретными разногласиями супругов, потенциально будет легче поддаваться конструктивному урегулированию, если он возникает на общем благоприятном фоне, чем при наличии мате­риальных и бытовых трудностей, проблем в воспитании ребенка. Значительное влияние при этом будут оказывать «третьи лица» -ближайшее окружение или иные заинтересованные люди.

После стадии инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу между субъектами конфликта. Если после инци­дента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют вто­рой, третий и т.д. Конфликт вступает в следующий этап - проис­ходит его эскалация (нарастание).

Эскалация конфликта - клю­чевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обост­рение всех противоречий между субъектами, используются все возможности для победы в противоборстве. Происходит моби­лизация всех ресурсов: материальных, политических, финансо­вых, информационных, физических, психических и др. На этой стадии практически невозможны переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Поэтому могут теряться пер­воначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и цели. В процессе эскала­ции конфликта возможно изменение ценностных ориентации: ценности - средства и ценности - цели могут меняться мес-иши. Можно выделить следующие основные моменты, харак­теризующие этап эскалации конфликта: создание образа врага; демонстрация силы; применение насилия; расширение и углуб­имте конфликта.

Конфликты исключительно многообразны по источникам происхождения, движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, жиз­ненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом. Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях, однако ход этого превращения, способ осмысления процесса, характер его представ­ления в сознании действующего субъекта будут развиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться опреде­ленная последовательность в аргументации, выдвижении при­тязаний и обосновании своих требований. Линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами конфликта, образуют поле моти­вации и могут быть обозначены как апелляции к потребностям, интересам и ценностям. Здесь уже не важен вопрос о том, в какой мере конкретное содержание притязаний в ходе развертывания конфликта соответствует «действительным» потребностям, ин­тересам и ценностям. Дело в том, что если линии аргументации (мотивации) возникают и разрабатываются, то они становятся реальностью, выражаемой в мотивировании конфликтной ситу­ации.

В конфликте одна совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противополож­ной стороной. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию всех ее уровней: потребностей, ценностей и интересов.

Мотивация -система побуждений, вызывающих активность индивида и определяющих ее направленность. Это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие инди­вида к совершению определенных действий, а также совокуп­ность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности.

Мотив - с одной стороны, побудительная причина к какому-либо действию, система доводов в пользу чего-либо, с другой -осознанное побуждение к деятельности, связанное со стремлени­ем удовлетворить определенные потребности.

Мотивацию как психическую деятельность можно рассмат­ривать как процесс и как результат. Мотивация как процесс в контексте конфликтологии есть осмысление индивидом конф­ликтной ситуации, оценка различных моделей поведения в конф­ликте, предполагаемых результатов. Мотивация как результат в контексте конфликтного взаимодействия есть относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение индивида в конфликте.

С точки зрения места локализации мотивация бывает внут­ренней и внешней. Внутренняя мотивация связана с содержанием деятельности, решением какой-либо задачи. Ее специфиче­ский смысл побуждение индивида к действию с целью укрепить его состояние уверенности и независимости. Внешняя мотива­ция обусловлена внешними по отношению к индивиду обстоя­тельствами.

С точки зрения осознаваемости мотивы бывают осознавае­мыми и неосознаваемыми. Осознаваемый мотив - мотив-цель, направляющий деятельность индивида.

Неосознаваемый мотив - скрытый от осознания индивидом побудитель деятельности.

Работа по осознанию как собственных мотивов, так и парт­неров по конфликтному взаимодействию исключительно важна и вместе с тем требует не только интеллектуального и жизнен­ного опыта, но и личного мужества. С некоторой долей услов­ности можно сказать, что осознание мотивов деятельности - это и специальная деятельность, имеющая свой мотив: самопознание и самоусовершенствован ие.

Обычно конфликтное взаимодействие полимотивировано, поэтому полезно в множественности мотивов выделять ведущие мотивы и мотивы-стимулы. Ведущий мотив - главный мотив, побуждающий к конфликтному взаимодействию. Мотив-сти­мул - второстепенный мотив, побуждающий к конфликтному взаимодействию.

Мотивы в конфликте - это побуждения к вступлению в него, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, это со­вокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конф­ликтную активность субъекта. Тем не менее, в конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как в боль­шинстве случаев они пытаются их скрывать. Несмотря на то, что темперамент и характер оказывают значительное влияние на мотивацию поведения людей в возникновении и разрешении конфликтов, их реакция на внешние стимулы имеет более слож­ную природу. Окончательное решение принимает личность. Уровень личностного развития - еще один фактор, влияющий на возникновение межличностного конфликта. Личность раз­вивается и совершенствуется в процессе социализации, актив­ного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человек корректирует свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения, для чего он держит под контролем проявления своего темперамента и характера. Когда лич­ность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окру­жающими. Проблемы возникают, когда поведение человека оп­ределяют только темпераментные черты характера, а личность не участвует в этом процессе или не в состоянии «совладать с собой». Психологи находят, что уровень личностного развития индивида проявляется, в частности, в его самооценке, которая может быть завышенной, заниженной и адекватной. От них за­висит и соответствующий уровень притязаний каждого человека на собственное признание.

При завышенной самооценке человека индивид намеренно подчеркивает свое превосходство над другими и, как правило, имеет постоянные проблемы с окружающими. Никто не может смириться с пренебрежительным отношением к себе, реакция на такое поведение всегда негативная. Люди с завышенной само­оценкой потенциально конфликтны, так как поведение человека с завышенной самооценкой формирует у него комплекс превос­ходства. У людей с заниженной самооценкой и притязаниями много неудач, а следовательно, и переживаний. Поведение чело­века с заниженными притязаниями формирует у него комплекс неполноценности, несамостоятельности, зависимости от других. При адекватной самооценке у людей больше удач и меньше кон­фликтных ситуаций во взаимодействии с другими. У них даже в конфликтном взаимодействии формируется комплекс само­достаточности. Во время конфликтов им не надо ни возвышаться, ни унижаться перед другим участником конфликта. Такие люди потенциально не конфликтны.

На мотивацию индивида в конфликтном взаимодействии большое влияние оказывает ориентация участника конфлик­та на манипулирование человеком. Американский психолог Э. Шостром исследовал этот вид конфликтного взаимодействия и выделил среди его участников такие типы, как актуализаторы и манипуляторы. Манипуляторы обычно потенциально конфликт­ны, что совсем не характерно для актуализаторов. Последних характеризуют честность, прозрачность намерений, искренность, аутентичность, отзывчивость, интерес к партнеру, свобода, спон­танность, открытость, доверие. Они глубоко верят в других и в се­бя. У актуализаторов меньше проблем с окружающими, с ними легче урегулировать возникающие конфликты.

На мотивацию конфликтного взаимодействия большое вли­яние оказывает локус субъективного контроля, открытый аме­риканским психологом Дж. Роттером. В соответствии со своей научной концепцией Роттер делит людей на экстерналов и ин­терналов. Экстерналы полагают, что всё, что с ними происходит, является результатом действия внешних сил, обстоятельств, слу­чая и т.п. В своих неудачах они склонны обвинять других, что чре­вато конфликтными ситуациями при взаимодействии с людьми. Интерналы считают, что всё происходящее с ними есть результат их собственных усилий. В собственных неудачах они обвиняют главным образом себя. Им присущи активная жизненная позиция, независимость, ответственность за свои поступки. В конфликтах они способны видеть свою причастность и брать ответственность за это на себя.